Материнское выгорание – как выявить и что делать для выхода из эмоционального тупика

Эмоциональное выгорание родителей: как бороться с усталостью и апатией

Про эмоциональный ресурс

Что нарушается во время синдрома эмоционального выгорания? Конечно же, теряется эмоциональный ресурс — снижаются эмоции. Давайте разберемся, какую роль играет эмоциональный ресурс в родительской жизни.

Во-первых, гармоничное развитие ребенка. Для дошкольников, например, эмоции — основная пища для развития. Детям до трех лет важен телесный контакт и эмоции, после трех и до 10-12 — важны эмоциональный и интеллектуальный факторы.

Во-вторых, собственная родительская самооценка. Нет самооценки — нет ресурса. Особенно это актуально для мам. Потому что женщины проваливаются в такие состояния, в которых обычно ничего не хочется делать.

В-третьих, создание пространства любви в семье. Никто не поспорит с тем, что для любви нужен эмоциональный ресурс.

В-четвертых, профилактика деструктивных отношений в семье. Существует целый комплекс различных деструктивных отношений, который приводит к патологиям. И один из вариантов таких отношений — дефицит эмоций, который может приводить к серьезным отклонениям в поведении детей.

В-пятых, состояние счастья, радости от жизни. Всем хочется, чтобы жизнь была не только полезной и осмысленной, но и наполненной, приносила радость. Ведь даже когда есть повод, но нет сил радоваться — это сигнал, что у человека нет энергии на реализацию каких-то важных задач.

В-шестых, обмен опытом с ребенком. Когда эмоциональная связь родителей и детей недостаточно хорошая, теряется родительская опция — передать что-то жизненно важное собственным детям.

Если нет сил радоваться — это сигнал, что у человека нет энергии на реализацию каких-то важных задач.

Стадии эмоционального выгорания в родительстве

СЭВ (синдрому эмоционального выгорания) предшествует повышенная родительская активность, поглощенность ребенком (детьми), отказ от других потребностей и отсутствие беспокойства об удовлетворении собственных нужд.

Чаще всего, конечно, в такие состояния склонны погружаться женщины. Но если мужчина выполняет в семье близкую к материнской роль, то ему такая предрасположенность тоже свойственна. Это, кстати, очень похоже на эмоциональное выгорание в профессиональном плане — синдромы те же.

Стадии СЭВ

Эмоциональное истощение: чувство перенапряжения и исчерпания ресурсов
Дегуманизация — снижение интереса к родительским задачам, эмоциональная отстраненность от ребенка
Синдром «плохого родителя» — падение самооценки

Симптомы эмоционального выгорания в родительстве

Симптомы могут быть физические, эмоциональные и интеллектуальные. Какой-то один из них может перевешивать — например, физические симптомы. В зависимости от стадии, они будут легче или тяжелее.

Физические симптомы: хроническая усталость и напряжение, неполноценный сон, колебания веса, общее плохое самочувствие, головная боль, частые неполадки со здоровьем.

Эмоциональные симптомы: пессимизм в отношении будущего, душевная черствость в адрес детей, раздражительность, тревожность, чувство педагогической беспомощности, чувство изоляции и одиночества.

Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новому, скука при взаимодействии с ребенком, формальное отношение к родительским задачам, снижение социальной активности, предпочтение шаблонов творческому подходу.

Если так происходит по отношению ко всей жизни в целом, то это говорит о депрессии, а не об эмоциональном выгорании в родительстве.

Причины эмоционального выгорания в родительстве

Сильная зависимость самооценки родителя от поведения ребенка
Высокая ценность хороших отношений с ребенком
Отсутствие энергообмена
Высокая ответственность за результаты
Нечеткое распределение обязанностей
Увлеченность и идеализация

Детям полезна плохая мать в дозированных количествах. Если мама будет идеальной, у ребенка возникнет зависимость от нее.

Высокий уровень принуждения
Отсутствие полноценного результата, низкая благодарность, обесценивание материнского труда
Невозможность полноценного творчества
Недоучет индивидуального склада личности

Профилактика СЭВ в родительстве

Помните: профилактику лучше проводить до зачатия ребенка, а не когда он уже родился. Есть такой подход, когда родительство становится способом самореализации человека. Ведь это вполне творческая деятельность! И можно даже не замахиваться на все родительство целиком, а выбрать какую-то одну область и быть в ней профессионалом. Важно не чувствовать себя в рабстве у ребенка. Иначе родительство становится очень похоже на учебу в вузе, в который вы на самом деле не хотели поступать. В родительстве всегда можно найти то, что вам интересно!

А еще помните, что самореализация в другой сфере дает энергию для родительства. На работе вы отдыхаете от семьи, а дома — от работы. Несколько сфер жизни дают нам ресурс на осуществление разных дел. Если вы не можете найти, чему порадоваться в родительстве, возможно, пришла пора пойти на какие-то родительские курсы и увидеть, что еще за этим стоит. И, конечно, важна группа поддержки — муж, другие родители с детьми, друзья, какое-то сообщество, которое, кстати, вы можете создать и сами.

Родительские ресурсы

Есть ресурсы внешние, а есть внутренние. Внешние означают подключение других людей. Внутренние — это те ресурсы, для которых вам никто не нужен, вы реализуете их сами (а если нет — поможет психолог).

Внешние:

  1. Организация помощи. Например, няни или бэбиситтеры.
  2. Организация регулярного продуктивного общения, энергообмен с миром. Особенно это нужно женщинам-экстравертам.
  3. Развитие супружеских отношений.
  4. Групповая физическая активность. Поход в фитнес-клуб, общение с группой активных людей, с которыми есть позитивная коммуникация.
  5. Групповая творческая активность — танцы, курсы и т.д.
  6. Организованное родительское образование. Группа, даже, возможн,о в онлайн-формате, в которой вы учитесь родительству.

Внутренние:

  1. Преодоление оценочного отношения к себе. Если мы очень критичны, это отнимает наш ресурс.
  2. Преодоление тревожности и вины.
  3. Преодоление утилитарного отношения к себе. Иногда родители воспринимают свои функции как неживого инструмента: «я кастрюля — я должна варить!»
  4. Повышение родительской компетенции. Очень мощный родительский ресурс. Читайте книги по педагогике и повышайте родительские навыки — это поможет взойти на качественно другой уровень родительства.
  5. Улучшение организации труда, сна и отдыха. Правильное планирование дня для восстановления ресурса.
  6. Работа с собственными детскими психологическими травмами. Здесь тоже, скорее всего, поможет общение с психологом.

Важно не чувствовать себя в рабстве у ребенка. Иначе родительство становится очень похоже на учебу в вузе, в который вы на самом деле не хотели поступать. В родительстве всегда можно найти то, что вам интересно!

Материнское выгорание: личная история и 10 шагов для его профилактики

Считается, что материнское выгорание — удел многодетных матерей или тех, кто воспитывает детей в одиночку. Что надо быть сильной, держать себя в руках, и все получится само собой. Но история героини доказывает — такое может случиться с каждой.

Читайте также:
По каким признакам можно считать себя хорошими родителями

Анна, 32 года

Я долгое время была перфекционисткой. Подготовка к беременности проходила основательно, начиная со сдачи анализов, многие из которых были не нужны, и заканчивая покупкой самых лучших вещей для ребенка.

После рождения сына я записала его к лучшим врачам, постоянно искала статьи и мониторила сайты по развитию, питанию и воспитанию. У меня было огромное желание стать идеальной мамой и все делать правильно, все делать самой, потому что только я знала, как лучше. Огромную помощь и поддержку оказывал муж. Он присутствовал на родах и жил со мной в роддоме все 9 дней.

Дома мы расписали график ночных подъемов, и у меня была возможность выспаться на выходных. Иногда мы оставляли сына с бабушкой и проводили время вдвоем.

Казалось бы, когда есть столько помощи и поддержки, стыдно уставать. Но не зря говорят, что в первый год с ребенком тяжело физически, а после — морально. Особенно, когда стремление стать идеальной мамой становится навязчивой идеей. Читая специальную литературу, я делала акцент на разделах о ребенке, упуская из виду тексты про заботу о себе.

Сын не ходил в детский сад до последнего года перед школой. Первые 3-4 года я была мамой 24/7, практически 90% моего времени занимала роль мамы. Я часто испытывала вину, стыд, постоянно тревожилась за ребенка. Я очень старалась все делать правильно, чтобы никоим образом психологически не травмировать сына. Поэтому любые слезы, трудности, плохое настроение и ссадины принимала на свой счет. Считала, что это я что-то сделала неправильно.

Я чувствовала раздражение и злость, когда что-то шло не по плану, внутренний перфекционист хотел кричать, но идеальная мама не повышала голос на ребенка. Если это происходило, я умирала от стыда.

Я хорошая мама, но не идеальная. Я безумно люблю своего сына, но при этом не забываю о том, что у меня еще есть я

Я чувствовала вину, когда включала ребенку мультики, потому что хотела отдохнуть. Когда хотела спрятаться в ванной, чтобы побыть одной. Я не высыпалась, потому что полночи читала, искала игры и занятия, чтобы на следующий день попробовать их с ребенком.

Общественная жизнь проходила, в основном, в социальных сетях — я выкладывала фото ребенка и писала про его достижения — и на детских площадках с другими мамами. Помимо этого, я постоянно покупала игрушки, книжки, развивающие пособия, некоторые из которых мы даже не успевали использовать. В какой-то момент я устала играть и заниматься с ребенком, меня все раздражало. И от этого я снова чувствовала себя виноватой. Просмотр лент идеальных инстамам только усиливал это чувство.

Непрошеные советы по воспитанию ребенка, особенно от посторонних людей, лишь вызывали желание «прибить» советчика. Когда сыну было 3 года, умерла свекровь, и я отдала всю себя поддержке и заботе о семье, забыв о себе. Мне удалось даже убедить себя, что все хорошо, что я справилась с утратой и полна ресурсов. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что в тот момент потеряла контакт с собой и своими чувствами. Зато тело говорило само за себя: я стала постоянно болеть и не вылезала из бронхитов с октября по апрель.

Тогда я в первый раз записалась на семинар о детско-родительских отношениях. Правда, не для себя, а для ребенка. Именно там случилось первое открытие: если признать злость и право злиться на ребенка, признать чувства и понять, что это нормально, то злость перестает разрушать. С того момента начался мой путь к себе и к психологическому благополучию. Долгий и трудный.

Я пошла учиться и начала проходить личную психотерапию. Было тяжело. Обучение включало в себя не только теорию: оно строилось на регулярных практических тренингах. Встреча с травмами, чувствами, потребностями, проживание утраты. Сейчас я больше не хочу быть идеальной мамой. Я хорошая, но не идеальная. Я безумно люблю своего сына, но при этом не забываю о том, что у меня еще есть я сама, муж, любимая работа и увлечения. И мое отношение к себе становится примером для сына. Сейчас я счастлива и довольна жизнью и теми теплыми и доверительными отношениями, которые сложились в семье.

Родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи»
методическая разработка по экономике

Обсудить проблему формирования экономического сознания и поведения обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи»

Педагог дополнительного образования

МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ»

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство».

Форма проведения: беседа.

Цель классного часа : обсудить проблему формирования экономического сознания и поведения обучающихся.

Задачи классного часа:

  • Определить значение карманных денег для детей.
  • Обобщить опыт семейного воспитания в семье.

Целевая аудитория: родители обучающихся.

Предварительная подготовка: анкетирование обучающихся класса, сбор информации.

Ход родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребёнка до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги “испортят” ребёнка, с другой, дети должны учиться “общаться” с деньгами, знать им счёт. Я предлагаю вам на сегодняшней нашей встречи обсудить тему “Карманные деньги” и ответить на вопрос: давать или нет детям деньги на карманные расходы?

Вы спросите, зачем вообще детям деньги, если родители и так покупают им все необходимое: еду, одежду, игрушки, телефон, Интернет? Но карманные деньги – это личные средства ребенка, которые он вправе тратить по своему усмотрению. Специалисты считают, что детям они совершенно необходимы, в первую очередь для того, чтобы те научились самостоятельно обращаться с финансами. Вы же не будете всю жизнь ходить с чадом по магазинам? К тому же они научат ребенка бережливости: имея на руках ограниченную сумму, он будет думать, что купить в первую очередь, а что – во вторую.

II. Тест для родителей “Ребёнок и деньги”. ( Приложение 1 ).

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

III. Результаты анкетирования учащихся класса по теме собрания.

А теперь давайте рассмотрим и обсудим результаты анкетирования ваших детей. Ребятам было предложено ответить на три вопроса:

  1. Нужны ли вам карманные деньги?
  2. Дают ли родители вам карманные деньги?
  3. На что вы тратите полученные от родителей деньги?

Об орудование: компьютер, проектор, экран.

  1. Материалы родительского собрания включают в себя текстовый вариант, слайдовую презентацию ( Приложение 2 ), брошюру с рекомендациями ( Приложение 3 ).

Слайд 2. Что ребенок должен знать о деньгах

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.
В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, «мещанству». Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: «У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег».
В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое «деньги» стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны – они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме. Вот самые распространенные вопросы родителей.

Слайд 3. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.
Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Слайд 5. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите – две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?»

Слайд 6. Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.

Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете?

Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам – вот лекарство от скандалов на почве денег.

Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Трезвое отношение к деньгам – это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с классом в Варшаву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать сигареты, неприличные журналы или жвачку. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы – только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.
Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью – мол, кто же это на все 150 рублей карандашей да ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе – к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному» – реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей – ему мама не дала денег».
Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.

Честное отношение к деньгам – это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый «семейный совет по финансовому вопросу» заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою «второсортность».

Слайд 12. С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги – зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
  • Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».
  • Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  • Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
  • В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Слайд 13. Стоит ли поощрять детей деньгами

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.

  1. Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите только тогда, когда уборка будет выполнена, и выполнена хорошо. Не торгуйтесь и не хитрите.
  2. Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Скажите ребенку, что вы им гордитесь, что даже папа не смог бы быстрее поменять перегоревшую лампочку. Скажите: «Наверняка тебе и самой приятнее спать в чистой комнате!» Таким образом вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.
  3. Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа-чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение.
  4. Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

Слайд 14. Как правильно поощрять своего ребенка

Ваша восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату.

Пообещайте дочери 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота.

Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино.

Домашняя обязанность вашего 11-летнего сына – каждый день выносить мусор. Но почему-то он все время об этом забывает.

Подарите новый диск в начале недели и потом возмущайтесь каждый раз, когда ребенок забудет вынести мусор.

Повесьте на стену «мусорный календарь». Если в течение недели сын не пропустил ни одного дня, то в воскресенье он получает деньги на новый CD-диск.

Слайд 15. Сколько денег давать ребенку?

  • Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей.
  • Какую сумму вы можете выделить сыну или дочери.
  • На какие покупки планируется тратить карманные деньги.
  • «По какому курсу» выдают карманные деньги детям в семьях, подобных вашей. Если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем его приятели в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство его «особого положения».
  • Должен ли ребенок из своих карманных денег покупать подарки родителям к праздникам.
  • Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.

Слайд 16. На что он будет тратить свои деньги?

Опять-таки это зависит от того, о чем вы с ребенком договоритесь. В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их «на ластик, линейку и глазированный сырок», это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.
В Европе педагогический «мейнстрим» считает, что когда дети копят деньги – это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.

Слайд 17. Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, «в несколько траншей», чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.
А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

Слайд 18. Счастье не в деньгах.

А в их количестве? В общем, деньги для детей – хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто – любящая семья с братьями и сестрами. А вот говорить детям: «Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?» не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные – купить побольше модных вещей, чтобы занять более высокое место в школьной иерархии, – но от этого не менее значимые.

Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

В конце родительского собрания родителям предлагается брошюра с практическими советами по теме собрания.

Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье» в подготовительной группе

Екатерина Фрицковская
Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье» в подготовительной группе

Цель: повысить уровень педагогической и финансовой культуры родителей.

Программное содержание:

• Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов.

• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

• Помочь детям сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Форма проведения: деловая игра.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность: 45 мин

План собрания:

1. Вступительное слово воспитателя по теме.

2. Деловая игра «Экономический экспресс».

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя по теме.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады вас видеть. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Листы бумаги и карандаши, которые лежат у вас на столах, помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к другим родителям или к нам.

Но для начала предлагаю друг с другом поближе познакомиться.

Игровое упражнение «Великолепная Валерия».

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя.Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Воспитатель: Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, соотношение между сбережениями и потреблением.

В возрасте 6-7 лет дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучаем их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. Дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. К играм добавляем некоторые практические задания и упражнения.

Среди взрослых людей часто бытует мнение, что учить специально ребенка финансовой грамотности нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

2. Деловая игра «Экономический экспресс».

Педагог предлагает родителямотправиться пассажирами Экономического экспресса в путешествие по станциям:

I станция «Азы экономики».

Педагог знакомит родителей с основными понятиями финансовой грамотности детей дошкольного возраста и предлагает загадки родителям отгадать загадки по теме.

Игра «Отгадай-ка».

1. Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета)

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

3. На товаре быть должна

Обязательна. (Цена)

4. Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я

Наберёшь меня сто штук

Вот и рубль, милый друг. (Копейка)

5. Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

6. Средство стоимости также,

Также средство платежа. (Рубль)

7. Одно брюхо, четыре уха (Кошелек)

8. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

9. Угадай, как – то зовется,

Что за деньги продается.

Это – не чудесный дар,

А просто – на просто …. (Товар)

10. Маленькая, кругленькая,

Из руки в руки скачет,

Весь мир обскачет,

Ни на что не годна, а всем нужна. (Монета)

11. Какие были самые первые деньги?

12. Как они назывались?

13. Как называются Российские деньги?

14. Какими деньгами мы пользуемся сегодня?

15. Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (Банк).

16. Деньги, взятые в долг в банке – это (Кредит).

II станция «Знатоки экономики» (педагог предлагает родителям поучаствовать в викторине, экспресс-опросе по закреплению знаний основ экономики).

Воспитатель: Уважаемые родители, переходим к следующему заданию. Нужно разделится на несколько групп и составить пословицы о труде, бережливости, экономии, смекалки. Каждой группе я выдам конверты с пословицами. Необходимо к первой части пословицы, найти вторую. У каждой группы разные пословицы.

Копейка рубль бережет.

Скупой платит дважды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Глаза боятся, а руки делают.

Мало хотеть – надо уметь.

Люди ходят на базар, там дешевле весь товар.

Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит деньги.

За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил кассир.

И врачу, и акробату выдают за труд зарплату.

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них договоры.

Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся залог.

Мебель купили, одежду, посуду брали для этого в банке мы ссуду

На товаре быть должна обязательно цена.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют»

Сделал дело, гуляй смело.

Получишь доход – явится и расход.

Копейку сберёг – рубль получил, рубль сберёг – капитал нажил.

Для добра трудиться – есть, чем похвалится.

Игра «Да, нет!»

Воспитатель: В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье. Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».

• Уходя из дома, не забывайте выключать свет?;

• Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;

• Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;

• Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;

• Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;

• Бережно относись к своим вещам?;

• Чаще пользуйтесь услугами такси?;

• Старайся больше ходить пешком?

• Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями?.

Воспитатель: Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!

III станция «Все в наших руках» (выполнение творческих заданий).

Задание № 1. Родители делятся на несколько команд. Воспитатель предлагает выбрать предмет из коробки и придумать рекламу к данному предмету. Команды выполняют свое задание и презентуют его.

Задание № 2. Каждому родителю предлагается на угадав взять листок с изображением какого-то сюжета. Необходимо к данной иллюстрации придумать правило для родителей по финансовой грамотности (приложение № 1).

IV станция «Конечная» (подведение итогов, рефлексия, обмен впечатлениями).

Воспитатель: Вот и прибыл наш экономический экспресс на конечную станцию и нам необходимо подвести итоги нашей встречи.

• Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?

• Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?

Раздать памятки, рекомендации «Правила финансовой грамотности для родителей» (приложение № 2). Родители выражают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

Упражнение «Денежное дерево»

На доске плакат, на котором изображено дерево. Участникам раздаются «деньги, монеты» (деньги – прямоугольные листы цветной бумаги (стикеры) – для положительных отзывов, монеты – круглые формы листочки (желтые) – для отрицательных отзывов,на которых все пишут ответы на вопросы:

1. Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

2. Что было для вас важным?

3. Что вам понравилось? Чему вы научились?

4. Насколько полезной была полученная информация?

5. Что было для вас новым, интересным? Что запомнилось?

6. Будете ли вы использовать в дальнейшем полученную информацию?

Затем «деньги, монеты» приклеиваются на дереве. Каждому родителю предоставляется слово. Делаются обобщающие выводы.

Воспитатель: Мы узнали много нового о финансовой грамотности. Интерес к данной теме только усиливается с познанием нового.

Игра «Я желаю тебе …»

Родители встают в круг и говорят друг другу пожелания.

Воспитатель: Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что родительское собрание поможет нам ближе узнать и понять наших детей, сделать ещё один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече. До следующей встречи!

Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Подготовила воспитатель Иващенко.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Родительское собрание на тему “Уроки финансовой грамотности в семье”

Цель: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Процедура 1

Цель: настроить на работу

Пожалуйста, покажите с каким настроением вы пришли.

Вы сегодня…. (отличное настроение – рука поднята вверх, хорошее настроение – рука на

середине, плохое настроение – рука опущена вниз)

Игра “Комплимент другу” (говорят комплимент рядом сидящему).

Процедура 2

Представление об успешности ребёнка

Цель: сформировать представление об успешности ребёнка с финансовой точки зрения.

Вокруг детей достаточно примеров обеспеченных людей. В первую очередь в глаза бросаются атрибуты роскоши и респектабельной жизни,- иногда их ещё называют эталонами успешности. Дети хотят так же стильно одеваться, иметь машину, посещать дорогие заведения. Однако, наряду с примерами успешности, вокруг масса историй, когда неумение управлять своими финансами оборачивается для людей крахом, денежными потерями. Несколько месяцев вполне успешной жизни могут привести к долгам, банкротству на долгие годы.

В большей степени от семьи зависит, когда ребёнок начнёт переходить от иллюзий о беззаботной самостоятельной жизни, “где всё само собой как-нибудь устроится”, к попыткам планировать своё будущее, учиться и постигать то, что пригодится после выпуска.

Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности.

Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей),но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.

Успешность ребёнка с финансовой точки зрения во многом определяется тем, как он относится к жизни.

Отношение человека к жизни и деньгам во многом определяет его финансовую успешность. Большинство людей можно разделить на две условные группы:

1. Человек активный: люди с мышлением активного человека чаще сосредоточены на поиске новых возможностей, они не боятся изменений в жизни, потому что стремятся к развитию, таких людей называют целеустремлёнными. Желая изменить что-то в жизни, они больше уповают на собственные силы, стойко преодолевают трудности, стремясь сделать нужные выводы из ошибок. Эти люди часто добиваются большего, потому что не боятся брать на себя ответственность за самого себя и за других.

2. Человек пассивный: люди с мышлением пассивного человека привыкают находить причины своих бедствий в ком угодно, только не в себе.

Испытывая финансовые проблемы, “человек пассивный” не устаёт повторять: мне мало платят, это несправедливо, не имея желания найти в себе нужные ресурсы для преодоления проблемы.

На отношение детей к деньгам в немалой степени влияет и то, как к ним относятся его родители и ближайшее окружение; как, когда и в каком тоне обсуждаются финансовые проблемы. Если в вашей семье нередки ссоры по поводу денег, если взрослые при детях ссорятся, обвиняют друг друга в том, что в семье не хватает денег, с завистью заглядывают в карман к соседям, имейте ввиду: именно в это время у ребёнка формируется отношение к деньгам и способам их приобретения. Чем быстрее взрослые придут к согласию, смогут посвятить ребёнка в финансовые вопросы семьи, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы.

Для любого взрослеющего ребёнка, не важно, кровного или приёмного, имеет большое значение возможность чувствовать себя полноправным членом семьи. В этом смысле ребёнку важно чувствовать, что родители больше доверяют ему там, где раньше ограничивались словами : “Подрастёшь – тогда посмотрим…”.

Принимая непосредственное участие в хозяйственной жизни семьи, отвечая за свой блок вопросов (н-р, отопление дома, помощь в заготовке солений на зиму, очистка от снега двора), ребёнок на практике учится нести ответственность за свою работу, получает свою долю признания и уважения от всех членов семьи за свой вклад в решение её важнейших вопросов.

Процедура 3

Обсуждение семейного бюджета.

Цель: формировать умение у родителей правильно обсуждать с детьми семейный бюджет.

1. Расскажите ребёнку о деньгах.

Если ребёнок научился считать, сходив с ним несколько раз за покупками, можно легко, на примерах объяснить покупательскую способность денег, научиться разбираться в достоинстве купюр. Важно показать, что некоторые покупки и платные услуги требуют планирования и накоплений.

2. Обсуждение семейного бюджета вместе с ребёнком.

Для чего нужно обсуждать семейный бюджет вместе с ребёнком? Нужно ли это?

Чтобы у ребёнка сформировалось понятие доходы и расходы семьи, чтобы ребёнок научился понимать покупательские возможности семьи, что родители, планируя покупки, вынуждены учитывать интересы каждого её члена, включайте ребёнка в планирование семейного бюджета.

Для начала полезно объяснить откуда берутся деньги. Даже если вы на данном этапе недовольны своей работой ,заработком, постарайтесь, чтобы ребёнок услышал в вашем рассказе важные вещи: деньги достаются нелегко.

Заработок требует от вас определённых усилий и времени, поэтому вы цените свой труд и благодарны за уважительное отношение к нему со стороны близких.

Чтобы доходчиво объяснить тонкости домашней экономики, сопровождайте свой рассказ рисунками на бумаге. Напишите сумму дохода вашей семьи, расскажите из чего она складывается. Расскажите о расходах, уделите внимание тому, зачем данные траты нужны и что будет, если отказаться от этих отчислений. Хорошо, если вы найдёте время, чтобы ребёнок мог порассуждать с вами. Попросите его подумать, как бы он поступил на вашем месте, на что потратил деньги, почему.

Вопросы распределения бюджета- это вопросы выбора. Зная, сколько, на что и почему семья расходует деньги, ребёнок может взвешенно и ответственно отнестись к требованиям реализации своих потребностей.

Полезно рассказать, что такое годовой бюджет (дать выбор телефон или компьютер).

Очень важно, чтобы ребёнок, участвуя в семейных советах, посвящённых планированию покупок, чувствовал значимость своего мнения. Конечно, он ещё не зарабатывает денег, но участвует в жизни семьи, ему предоставляется право выбора как её члену, как человеку, отвечающему за тот или иной аспект её хозяйственной жизни.

Включение ребёнка в обсуждение предстоящих расходов закладывает основы финансовой грамотности: ребёнок учится ценить заработанные родителями деньги, считаться с интересами всех членов семьи, рационально распоряжаться собственными средствами.

Командам раздаются карточка с названиями 3–4 предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

– Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло)

– Жидкость, предназначенная для соединения деталей. (Клей)

– Молоко, телефон, дождь.

– Хлеб, ножницы, луна.

– Жираф, ложка, снег.

– Машина, ночь, сахар.

Процедура 4

Плата за выполнение домашних обязанностей

Цель: обсудить с родителями можно ли вводить плату ребёнку за выполнение домашних обязанностей?

Прежде чем ответить на этот вопрос, просчитайте риски. Вполне вероятно, что ребёнок может привыкнуть к такому варианту поощрения настолько, что будет отказываться от любой просьбы или поручения, за которые не оговорена награда.

Гораздо более эффективным и проверенным способом научить ребёнка распоряжаться деньгами – это выделять ему деньги на карманные расходы.

Решив выделить ребёнку деньги на карманные расходы, определите несколько важных вещей:

– для начала решите какую мин. сумму вы готовы выделить ребёнку и на какой срок;

– выслушайте ребёнка, определите, на какие цели он хотел бы иметь карманные деньги;

– чётко обозначьте сумму карманных денег и срок или периодичность получения карманных денег;

– сразу и чётко оговорите вписок запрещённых покупок;

– оговорите правила определённой отчётности ребёнка;

– оговорите правило: не брать в долг и не давать взаймы;

– хвастаться перед друзьями.

Не стоит баловать ребёнка, если он за час потратил недельную сумму.

Помните, ваша цель воспитать умение распоряжаться деньгами, планировать расходы.

Игра “Мастера пантомимы”

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить животное, так, чтобы все догадались, кто это.

Процедура 5

Рефлексия. Я желаю тебе завтра… (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СЕМЬЕ»

Цель: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Ход собрания

Процедура проведения.

Цель: настроить на работу

Пожалуйста, покажите с каким настроением вы пришли.

Вы сегодня…. (отличное настроение – рука поднята вверх, хорошее настроение – рука на

середине, плохое настроение – рука опущена вниз)

Игра “Комплимент другу” (говорят комплимент рядом сидящему).

НА ЭКРАН – Мультфильм «Деньги»

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел,работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады вас видеть за нашим круглым столом. Это означает, чтонас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, соотношение между сбережениями и потреблением.

В возрасте 6-7 лет дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучаем их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. Дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. К играм добавляем некоторые практические задания и упражнения.

ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН. (что нужно донести до ребенка…..)

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала.

Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Среди взрослых людей часто бытует мнение, что учить специально ребенка фин.грамотности нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ БРЕЙН – РИНГ

РОДИТЕЛЕЙ РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ КОМАНДЫ ( ВЫБРАТЬ КАПИТАНОВ)

1.БАНКИРЫ (желтые флажки)
2.КАССИРЫ ( синие флажки)

«Отгадай загадку»

Из кармана в карман скачет. (монета)

Как не берегутся, а растрясутся. (деньги)

На товаре быть должна
Обязательна . (цена)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт . (кассир)

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам . (продавцы)

Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я

Наберёшь меня сто штук

Вот и рубль, милый друг. (копейка)

Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа (рубль)

Одно брюхо, четыре уха (кошелек)

У одних нас много, а у других нас нет (деньги)

Угадай, как – то зовется,

Что за деньги продается.

Это – не чудесный дар,

А просто – на просто …. (товар)

Маленькая , кругленькая,

Из руки в руки скачет,

Весь мир обскачет,

Ни на что не годна, а всем нужна. (монета)

Какие были самые первые деньги?

Как они назывались? Как называются Российские деньги?

Какими деньгами мы пользуемся сегодня?

Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК). Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).

Аукцион пословиц о труде, бережливости, экономии, смекалки.

– Уважаемые родители, переходим к следующему заданию. Я называю первую часть пословицы, а вы ее заканчиваете. (Обратить внимание аукциона на соблюдение дисциплины).

1. Копейка рубль… бережет.

2. Скупой платит… дважды.

3. Без труда не вытащишь и рыбку. из пруда.

4. Глаза боятся, а руки… делают.

5. Мало хотеть – надо… уметь.

– Дорогие родители, что можно купить за деньги?

(Я буду называть слова для каждой команды – распечатать))

Объявляем физкультминутку.

Родители сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках. Задание 3.

Решение экономических задач :

1. Хорошо Маруся корову кормила

Молока 10 литров она надоила

2 литра телёнку решила отдать

А сколько Маруся может продать?

2. Когда валенки стоят дороже : летом или зимой? Почему?

3. Я в магазине купила игрушки

Всего 2 рубля отдала за хлопушки

И мишку ценою в 4 рубля

Сколько же денег потратила я

4. Где будет дороже бутылка «Пепси» : в пустыне или на севере?

5. Мама на рынке укроп продавала

По 10 рублей за пучок она брала

Бабушка Клава по 8 рублей

Кто же укроп продаст быстрей?

6. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид : сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?

Конкурс капитанов. Уважаемые капитаны! Вам предлагается пояснить следующие житейские мудрости: 1. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 2. Под лежачий камень вода не течет. 3. Что надо иметь, чтобы потратить? Ответ: деньги. 4. Емкость, куда складываешь деньги – это… Ответ: копилка

5. « Не в деньгах счастье»

6. «Всякий доход не приходит без хлопот»

ВКЛ. «ДЕНЕЖНАЯ ВИКТОРИНА»

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.

В конце ВКЛ. «ПРАВИЛА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ».

Рефлексия . Я желаю тебе завтра… (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, вручение призов.

ИГРЫ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ 18.10.2018г.

Ведущий: Товар-это то, что производится для продажи. Задание называется «Сигнальщики». Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре. Команда «Кассиры» поднимает зеленые флажки, если речь идет не о товаре.

1. Фермер привез на рынок молоко (товар).

2. Папа починил детям игрушку (не товар).

3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).

4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

5. Маша сварила варенье для Миши (не товар).

6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

7. Кот Матроскин сшил Шарику шапку (не товар).

8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Игра «Да, нет!» В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите « ДА, НЕТ».

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет;

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;

Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;

-Бережно относись к своим вещам?;

-Чаще пользуйтесь услугами такси?;

-Старайся больше ходить пешком?

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

-Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

– «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

– «Маленькое дело лучше большого безделья»

– «От труда здоровеют, а от лени болеют»

– «Сделал дело, гуляй смело».

Дети делятся на две команды.(Банкиры .Кассиры)

Игра состоит из 4 этапов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» – зеленые для того , чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.

«Отгадай загадку»

Из кармана в карман скачет. (монета)

Как не берегутся, а растрясутся. (деньги)

На товаре быть должна
Обязательна . (цена)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт . (кассир)

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам . (продавцы)

Какие были самые первые деньги?

Как они назывались? Как называются Российские деньги?

Какими деньгами мы пользуемся сегодня?

Учреждение , в котором можно хранить деньги – это (БАНК). Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).

Аукцион пословиц о труде, бережливости, экономии, смекалки.

– Ребята, переходим к следующему заданию. Я называю первую часть пословицы, а вы ее заканчиваете. (Обратить внимание детей аукциона на соблюдение дисциплины).

1. Копейка рубль… бережет.

2. Скупой платит… дважды.

3. Без труда не вытащишь и рыбку. из пруда.

4. Глаза боятся, а руки… делают.

5. Мало хотеть – надо… уметь.

– Ребята, что можно купить за деньги?

(Я буду называть слова для каждой команды)

ПИЩА ОДЕЖДА ТОВАРЫ

ЗДОРОВЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДРУЖБА

БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ УДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВОЗДУХ СЧАСТЬЕ.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги 4 этапов, а затем всей игры . Все участники игры

Регистрация

Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности

Выживут ли ваши дети в современном мире?

По результатам международного исследования уровня финансовой грамотности подростков PISA в 2012 году Россия заняла 10-е место среди 18 стран. Почти 80% российских подростков не обладают достаточным уровнем для выживания в современном финансовом мире. С самыми сложными вопросами справилось всего 4,3% школьников из России.

Вы хотите, чтобы ваши дети смогли не просто выжить, но и обеспечить себе достойный уровень жизни?

Приходите на Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности!

11 апреля вы узнаете, как позаботиться о финансовой безопасности своих детей, научить их считать деньги и копить, защищать свои интересы, заботиться о своем будущем.

Присоединиться к Собранию можно не выходя из дома. Участники и эксперты встретятся онлайн, чтобы обсудить самые волнующие вопросы:

  • Как воспитать финансово грамотных и успешных детей?
  • Какие возможности изучения финансовой грамотности уже доступны в школах и вузах?
  • Как воспитать разумное отношение к деньгам?
  • Как сформировать здоровые финансовые привычки у ребенка?
  • Как позаботиться о финансовой безопасности детей?

Для вас выступят эксперты и практики: Минфина России, НАФИ, ВШЭ, НЦФГ, Яндекс.Деньги, Сравни.ру, Альфа банка, Почта банка и Ленивая мама!

Родительское собрание станет частью программы Недели финансовой грамотности для детей и молодёжи 2018 – крупнейшего мероприятия Министерства финансов Российской Федерации, участниками которого ежегодно становятся более 2,5 миллионов человек из 85 регионов России.

У вас есть важные вопросы о финансовом воспитании детей?

Спикеры Родительского собрания будут рады на них ответить! Задайте свой вопрос на странице Собрания, а наши эксперты ответят на самые интересные и важные из них во время эфира 11 апреля!

Получите доступ в библиотеку полезных материалов, примите участие в дополнительных лекциях и семинарах, таких как:

  • Правила финансовой безопасности ребенка в школе и в сети?
  • Как сформировать у ребенка культуру потребления и приучить к рациональному использованию ресурсов?
  • Как выбрать и научить ребенка правилам безопасного использования банковской карты?
  • Как научить ребенка финансовой грамотности?
  • И многое другое

Вас ждут подарки!

Примите участие в конкурсе Родительского собрания по финансовой грамотности. Расскажите, чему в отношении с денег вас научили ваши дети, и получите приятные сюрпризы: книги от издательства «Альпина Паблишер» и курсы «Финансового здоровья».

Будем рады видеть вас на собрании! Участие в мероприятии бесплатное. Количество мест ограничено, пожалуйста, регистрируйтесь заранее.

Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: