Ментальная арифметика для детей: польза, методика счета на абакусе, мнение специалистов

Ментальная арифметика для детей: польза, методика счета на абакусе, мнение специалистов

Ребенок на самом деле не осознает, как происходит вычисление. Поэтому, ученики ментальной арифметики сталкиваются с проблемами в школе.

Нужны занятия с логопедом?

В последнее время ментальная арифметика стала набирать популярность. Теперь почти в каждом крупном городе есть кружки ментальной арифметики для детей от 4 лет, а бывают курсы даже для взрослых. Удивительно, но с помощью этих занятий дети могут в уме складывать и вычитать четырехзначные числа. Ученики 5 класса справляются с шестизначными числами. Казалось бы, нужно срочно бежать и записывать чадо на ментальную арифметику. Но мнения педагогов в этом вопросе разделяются. Некоторые считают, что курсы наоборот негативно сказываются на процессе обучения ребенка в школе. Разбираем все за и против, а решение, отдавать ребенка на ментальную арифметику или нет, принимать только вам.

Что такое ментальная арифметика?

Историки не могут сказать точно, когда появилась ментальная арифметика, но известно, что это произошло более 5 тысяч лет назад. Потом она исчезла, и о ней вспомнили в Азии в 1993 году. С тех пор, ментальной арифметикой занимаются в 52 странах мира: Япония, Великобритания, США, недавно пришла и в Россию.

Ментальная арифметика — это система счета в уме. Сначала вычисления проходят с помощью абакус/соробан — восточных счет. Второй этап — работа с карточками, а в финале — жонглирование цифрами в уме.

Ментальная арифметика позволяет ученикам в уме складывать десятизначные числа, оперировать с квадратными и кубическими корнями. Глядя на пятилетнего малыша, который вычисляет четырехзначные числа, кажется будто у него есть сверхспособности.

Ход обучения ментальной арифметики

Обучение в разных школах ментальной арифметики может отличаться. Некоторые включают в программу авторские методики, другие же придерживаются классического обучения. В стандартную часть входит работа на абакусе — восточных счетах.

Детям объясняют принцип перемещения косточек на счетах, рассказывают какие цифры закреплены за каждым рядом косточек. Интересно, что во время вычислений на абакусе, ребенок выполняет действия двумя руками одновременно. Такие образом у ученика задействованы сразу два полушария мозга.

На втором этапе переходят к развитию образного воображения. Дети работают с ментальными картами, на которых изображены счеты. Дети начинают представлять в голове счеты и проводят на них вычисления.

Заключительная часть — быстрый счет в уме без карт и счет. Ребенок продолжает представлять абакус перед глазами и передвигает в уме на нем косточки. Этот навык закрепляется в мозге, и сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Плюсы ментальной арифметики

  • воображение (под сомнением),
  • мелкая моторика (под сомнением),
  • образное мышление,
  • память,
  • способствует гармоничной работе обоих полушарий мозга,
  • быстрое вычисление в уме многозначных чисел,
  • понимание разрядов: единицы, десятки, сотни и т.д.

Почему не развивает воображение?

Почему ставят под сомнение, что ментальная арифметика не развивает воображение? Дело в том, что развитие воображения, о котором часто говорят в этих школах, на самом деле подразумевает представление счет. Для развития воображения нужно больше образов, а чтобы их создавать — нужна свобода. Когда малышу с 4 лет твердят, что нужно представлять только такие счеты, то его грани воображения сжимаются.

Ему нужно воображать счеты такими какие они есть, не изменяя их. То есть нельзя представить круглые счеты, с другим числом костяшек, с другим распорядком рядов. По сути это только фотография счет в голове, а не развитие воображения.

Почему не развивает мелкую моторику?

Если в школе проводится только классическое обучение ментальной арифметики, без авторских дополнений, то никакого развития мелкой моторики нет. Реклама подразумевает под этим передвижение костяшек на счетах. Дети совершают действие одним или двумя пальцами, а остальные поджимают. Уже на втором этапе обучения, ученики работают без счет. Развитие мелкой моторики вообще сведено к нулю.

Эффективнее развить мелкую моторику ребенку, если рисовать пальцами в краске цифры, писать их на бумаге, раскладывать счетные палочки, что понять азы.

Минусы ментальной арифметики

Занятия дают невероятные результаты, но по мнению педагогов, ребенок не приобретает знаний. Он не развивает навыки вычислений. Вот в чем фокус — ребенок решает сложный пример, но при этом не совершает арифметические действия в уме. Чадо просто представляет себе счеты «абакус» и в воображении передвигает на нем косточки.

Противники учения приводят пример, когда ученики считают в уме, в этот момент поют песни, рассказывают стихи, и при этом выдают правильные ответы. Это только подтверждает тот факт, что ребенок не может считать «по-настоящему», и в этот момент он просто представляет счеты и работает с ними. То есть по сути, ментальная арифметика развивает образное мышление. Помимо этого она дает знания о разрядах: сотни, десятки, единицы, но не более того.

Ребенок на самом деле не осознает, как происходит вычисление. Поэтому, ученики ментальной арифметики сталкиваются с проблемами в школе. Им сложно “переучится”, расписывать решения примеров и понимать как их решать.

Сложности в восприятии чисел

Преподаватели начальных классов замечают детей, которые ходили перед школой на ментальную арифметику. Такие дети с трудом решают примеры в тетради, еще сложнее им даются математические задачи. Они не вникают в суть задачи, а просто «вычленяют» из нее числа и сразу выдают ответ. Когда учитель просит объяснить, как ребенок пришел к такому решению, то чадо затрудняется ответить. В этот момент он видел перед глазами счеты.

Читайте также:
Как сделать поделки из каштанов своими руками - 20 идей

Интересно, что такие дети чаще всего в ответ на задачу выдают только число, а не развернутый ответ. То есть вместо: «Папа купил 300 грамм яблок», они говорят просто число «300».

Некоторые родители могут подумать: «А зачем в принципе писать математические примеры, если можно решить его в уме?». Но не все так просто. Это развивает логику и, косвенно, причинно-следственную связь.

Многие великие и важные вещи вокруг нас появились, благодаря умению правильно расписывать ход решения примера.

Речь идет как о научных открытиях, так и фармацевтике, инженерии, экономике и многих других отраслях. Специалисту недостаточно решить несколько примеров в уме. Они расписывают уравнения, чтобы прийти к заветному решению. Если была совершена ошибка, то он может оглянуться назад и понять, где она произошла. Если уравнение решено верно, то он может передать свои знания другим и использовать их для блага общества.

Недостаток — трудно отучить ребенка от движений руками

Можете посетить занятия, и убедится лично как происходит «арифметика» в уме. На третьем этапе обучения, когда они работают без счет, дети используют руки для помощи. Ученики двигают ими в воздухе, представляя как передвигают косточки счет. В итоге, некоторым детям потом сложно отвыкнуть от этой привычки. Бывает такая манера сохраняется уже в школе.

Ментальная арифметика для детей: что дает ребенку, плюсы и минусы

Большинство детей успешно справляется с различными гаджетами, но при этом у них возникают сложности с обучением в школе. Специалисты отмечают, что у ряда детей наблюдается отсутствие мотивации к освоению школьной программы, а также недостаток внимания и концентрации.

Пластичность детского мозга мало у кого вызывает сомнения. По этой причине нужно дать максимальное количество знаний именно в период формирования ребенка, т.е. в дошкольные и школьные годы. Одной из методик развития и воспитания интеллектуальной личности является ментальная арифметика, которая одновременно позволяет решить базовую проблему внимания и любознательности.

Что такое ментальная арифметика

Ментальная арифметика – это специальная методика развития интеллекта для детей и подростков, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи одной из разновидности счётов (абакус).

Эта арифметика пришла к нам с древних времен. В Древнем Египте, Месопотамии и Китае данную методику использовали для астрологических и геометрических вычислений, а также для торговли. В те времена использовали «абакус», который можно назвать своеобразным предшественником современного калькулятора.

В последнее время данная методика возвращает себе былую актуальность, при этом не только в странах Азии. Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счётах, счет в уме, а также ряд упражнений на логику, внимание и концентрацию.

Помимо развития математических навыков, ментальная арифметика развивает воображение и моторику. Ребенок учится мыслить нестандартно, а также находить выход из любых ситуаций.

Как проходит обучение

Сам процесс обучения предполагает освоение абакуса – это своеобразные счёты, которые позволяют выполнять математические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление).

Абакус (в Японии используется другой термин – соробан) состоит из нескольких элементов:

  • рама;
  • расчетная разделительная линейка (располагается горизонтально);
  • верхняя часть вертикальных спиц с косточками;
  • нижняя часть вертикальных спиц с косточками.

Здесь каждый элемент имеет свое назначение. Первая спица – единицы, вторая – десятки, третья – сотни.

Необходимо приучить ребенка работать только большим и указательным пальцами. В процессе занятий все решения будут приходить ему в уме, т.е. он будет мысленно представлять картину счета.

Обучение данной методике можно разделить на 2 этапа:

  1. Работа с абакусом. В ходе занятий развивается мелкая моторика, происходит стимуляция межполушарных связей. У ребенка улучшается концентрация внимания, он становится более усидчивым, при этом повышается его скорость мышления. Это первый этап, т.е. ребенок сначала должен научиться складывать и вычитать с помощью счетов – только после этого можно переходить к следующему этапу.
  2. Устный счет. Это следующий этап, когда ребенок уже готов к образному вычислению. Ребенок представляет абакус в своем воображении и учится считать на нем, т.е. в уме.

Результат данных занятий заключается в том, что ребенок приобретает навыки вычисления в уме, при этом он делает это очень быстро. Но эффект от ментальной арифметики намного глубже, потому что у ребенка развивается интеллект, способность визуализировать информацию и оперировать данными. И эти умения сохраняются у него на всю оставшуюся жизнь.

Для чего нужна ментальная арифметикам детям и подросткам

Оптимальный возраст для начала занятий ментальной арифметикой достаточно обширен – от 4 до 12 лет (некоторые специалисты принимают на курсы и 16-летних подростков). Объясняется это тем, что именно этот период характеризуется наиболее благоприятными условиями для усвоения новой информации. Биологические особенности организма таковы, что детский мозг, благодаря своей пластичности, лучше усваивает новые навыки и умения.

Читайте также:
Бесплатное обучение за рубежом для россиян - как получить образование в европейском вузе

Но у многих родителей может возникнуть вопрос – зачем нужны занятия по ментальной арифметике для их ребенка? Вопреки расхожему мнению, основной плюс не заключается в том, чтобы научить ребенка в уме складывать многоразрядные цифры. Польза от этих занятий намного более обширна:

  • У ребенка развивается воображение, логика. Примерно после 1-1,5 лет занятий ему уже не требуются счёты, т.е. он уже может решать задачи в уме.
  • Увеличивается объем памяти. Основной принцип данной методики заключается в движениях пальцами и запоминании большого количества цифровых комбинаций. Естественно, в процессе занятий очень сильно задействована память, что положительно сказывается на ее объеме.
  • Улучшается работа обоих полушарий. Чтобы успешно пройти курс занятий, важно задействовать оба полушария, каждое из которых отвечает за свои задачи (правое – за воображение, левое – за логику и рациональность).
  • Ребенок оказывается полностью сфокусированным на выполнении конкретной задачи, не отвлекаясь на посторонние факторы. Таким образом, улучшается его концентрация внимания.
  • Возникает мотивация к учебному процессу. По мере прохождения курса, у ребенка постепенно начинает меняться общее отношение к учебе. Он начинает воспринимать ее как полезный источник знаний, что прямым образом сказывается на его успеваемости. Это обусловлено не только повышением мотивации к обучению, но и улучшению навыков, которые полезны при учебе (логика, внимание, память, воображение и т.д.).
  • Детский мозг начинает более активно работать, потому что в процессе занятий он учится мыслить и действовать быстрее. Скорость реакции и принятия решений будет полезна не только при обучении, но и в обычной жизни.
  • Ребенок учится творчески подходить к решению вопросов. У него развивается нестандартное мышление.
  • Дети становятся более самостоятельными, потому что они сами учатся находить решения.

Данная методика полезна еще и тем, что она участвует в формировании новых нейронных связей, которые позволяют применять одновременно и логические и творческие возможности для решения конкретной задачи.

Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста

Юлия Федотова
Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста

Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является наиболее естественной и органичной. Вышедший на прогулку дошкольник, в первую очередь проявляет интерес к песочнице, особенно, если к ней прилагается набор игрушек. И это не случайно. По мнению Зинкевич- Евстигнеевой, для дошкольников отыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищено. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована Г.Юнгом так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики» Иными словами, ребенок, в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, в результате чего пережитое не превращается в психическую травму.

Именно поэтому одной из форм психопрофилактической работы в МДОУ № 18 г. Миасса стала песочная терапия.

Рассмотрим ее основные составляющие.

Для организации процесса песочной терапии необходима песочница размером 50см х 70см х 8см с чистым песком, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Желательно, чтобы песочница была деревянной, с голубыми бортами и дном. Фигурки должны представлять собой миниатюру всего, что встречается ребенку в окружающем мире, начиная от объектов и предметов повседневности и заканчивая фантастическими образами. Оптимальный размер фигурок 10-12 см.

Если работа с песочницей происходит для ребенка впервые, то необходимо познакомить его с коллекцией фигурок, с песочницей и с правилами игры. Если ребенок находится в процессе работы, ему предлагается выбрать те фигурки, с которыми он хотел бы поиграть.

Далее дается инструкция. Она зависит от целей работы.Звучать она может примерно так: «Ты можешь создать в песочнице все, что пожелаешь», или «В одной сказочной песочной стране жили-были…»

Работающий с ребенком взрослый должен придерживаться безусловного, безоценочного отношение к ребенку и к его творчеству в песочнице; а так же «следовать» за ребенком, за его сюжетом, стараясь понять его чувства и состояние.

Рассматривая песочную терапию как форму психопрофилактической работы, мы предлагаем два варианта ее использования именно в этом контексте.

Читайте также:
Лучшие художественные и развивающие книги для детей 3-4 лет

Первый вариант, используемый нами в работе – классический. Ребенок, руководствуясь вышеназванной инструкцией, произвольно выбирает фигурки и выстраивает на песочном листе ту историю, которую данные фигурки ему «навеяли». Наш опыт показывает, что дети с задержкой психического развития создают очень однообразные картины, используя в игре всего 3-4 фигурки. Законченного сюжета их игра, как правило, не имеет. Однако, они очень долго манипулируют выбранными игрушками, закапывая их песок, перемещая их с места на место и создавая различные рельефы на песке.

Такой способ психопрофилактики особенно подходит для детей с ЗПР из-за

недостаточности развития у них вербального и понятийного аппарата и бедности представлений. Успешен этот способ в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, застенчивостью, а так же с агрессивными и конфликтными детьми.

Второй вариант использования песочной терапии в профилактических целях предполагает использование песочницы как среды для создания сказок. Но сказки, предлагаемые ребенку для разыгрывания не общеизвестные, а специальные. Они подбираются в соответствии с целями профилактической работы. Причем сначала сказка рассказывается ребенку, а спустя время ребенку предлагается воспроизвести ее в песке.

В МДОУ № 18 есть опыт использования коммуникативных сказок в процессе профилактической работы посредством песочной терапии.

Целью нашей работы было: профилактика конфликтности, развитие навыков общения у детей с задержкой психического развития.

Подготовку и проведение сказочных игр мы условно разделили на 6 этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого. В отличие от первого варианта, где активная и ведущая роль принадлежит ребенку, в этом варианте ведущая роль принадлежит педагогу или психологу, который помогает ребенку пройти весь путь – от предвкушения сказки, до ее счастливого завершения.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Взрослый напоминает детям правила поведения в песочнице. Этот этап может отсутствовать, если ребенок знает и соблюдает правила.

Этап 2. Знакомство со сказкой и ее героями.

Взрослый рассказывает начало сказки, ребенок в это время строит игровое пространство, заселяя его сказочными героями.

Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.

Детям предлагается продолжение истории, в которой происходит нечто, разрушающее отношения между героями.

Этап 4. Выбор помощи.

Взрослый обращается к ребенку за помощью.

Этап 5. Решение проблемы.

Дети отыгрывают ситуацию разрешения возникшей проблемы и восстанавливают утраченное в сказке равновесие в соответствии со своими желаниями знаниями и навыками.

Этап 6. Выведение из игровой среды.

Поощрение участников игры.

Этот вариант использования песочной терапии имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Принципиальных различий они не имеют. Но в работе с дошкольниками оптимальное число участников группы 3-4 человека, включая взрослого.

В заключение хочется отметить, что в процессе песочной терапии решаются не только конкретно поставленные задачи.Она способствует:

– развитию творческого потенциала ребенка;

– активизирует пространственное и образно-логическое мышление;

– тренирует мелкую моторику;

– помогает выстроить более гармоничный образ мира.

– снимает психологическое напряжение

Таким образом, использование песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.

Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» («Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста в практической работе учителя- логопеда в дошкольных.

АРТ — Терапия с Детьми дошкольного возраста. Я, Шевченко Мария Николаевна работаю воспитателем в ГКУЗ АО СДР «Капелька», в группе 10 у нас человек детей. Все дети разные, со своих характером,.

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы», с детьми раннего возраста Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию.

Песочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Песочная терапия. Экскурсия в художественную школу В рамках проекта “Хромотерапия” осваиваем различные нетрадиционные техники рисования. Рисование песком – один из популярнейших способов.

Игра как основная форма работы с детьми раннего возраста Игра как основная форма работы с детьми раннего возрастаСегодня в качестве детских видов деятельности определяют:игру, труд, общение,.

Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнёте, и как будете развивать.

Песочная психотерапии (Sandplay) в работе с детьми

Комментарии

Просмотров 1182

Мне нравится 0

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Читайте также:
Как исправить почерк ребенка - обзор методик и упражнений для школьников

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:

“Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.

На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует его отношения с внешним миром:

Несколько примеров из моей практики.

– Кирилл, 5 лет- агрессивен, со сверстниками в группе дерется.
После трех сеансов песочной терапии – ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет с детьми бесконфликтно.

– Вита, 11 лет, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.
Уже после первого сеанса песочной терапии- наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов -расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

– Федор, 2.5 года- два дня в депрессии-после аварии (сидел в машине, когда в нее врезалась другая машина). Не играет с детьми и игрушками , молчит , безразличен ко всему.. После сеанса песочной терапии (совместно с братом 5 лет) -уходит из кабинета с улыбкой и тянется к игрушкам и к другим детям.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Песочная терапия помогает:

– развить более позитивную Я-концепцию;

– стать более ответственным в своих действиях и поступках;

– выработать большую способность к самопринятию;

– в большей степени полагаться на самого себя;

– овладеть чувством контроля;

– развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

– развить самооценку и обрести веру в самого себя

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

Отмечается определенные типы игры для детей разных проблемных групп:

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”..

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:
“Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.

На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует его отношения с внешним миром:

Кирилл, 5 лет- агрессивен, со сверстниками в группе дерется.

После трех сеансов песочной терапии – ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет с детьми бесконфликтно.

Вита, 11 лет, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.

Уже после первого сеанса песочной терапии- наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов -расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

Федор, 2.5 года- два дня в депрессии-после аварии (сидел в машине, когда в нее врезалась другая машина). Не играет с детьми и игрушками , молчит , безразличен ко всему.. После сеанса песочной терапии (совместно с братом 5 лет) -уходит из кабинета с улыбкой и тянется к игрушкам и к другим детям.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Песочная терапия помогает:

– развить более позитивную Я-концепцию;

– стать более ответственным в своих действиях и поступках;

– выработать большую способность к самопринятию;

– в большей степени полагаться на самого себя;

– овладеть чувством контроля;

– развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

– развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Читайте также:
Новогодний блокнот - мастер - класс с пошаговым фото для малышей

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”..

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Методическая разработка “Песочная терапия – как метод коррекции эмоциональной сферы детей”

«Песочная терапия – как метод коррекции эмоциональной сферы детей»

Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.

Возможность использовать песочницу не только психологами, но и педагогами в своей работе дает лучший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Основополагающая идея звучит так: “Игра с песком дает возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, в песочное пространство, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение в символической форме своих подсознательных проблем дают возможность здоровому функционированию психики”.

Ребенок в процессе игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, зажимов, тревог, стрессов и пережитое не развивается в психическую травму, и определенным образом меняет его поведение и восприятие.

Задачи песочной терапии :

– развивать позитивную Я-концепцию;

– развивать ответственность за свои действия и поступки;

– учиться принимать себя;

– в большей степени полагаться на самого себя;

– развивать умение преодоления трудностей;

-научиться избавляться от негативных эмоций;

– развивать самооценку и уверенность.

Цель такой терапии – не меняя и не переделывая ребенка, не обучая его каким-то специальным поведенческим навыкам, даем возможность ребенку быть самим собой.

Игра в песок для ребенка является символическим языком самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок показывает более адекватно, чем словестно, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Для детей в процессе песочной терапии “отыграть” свой опыт и чувства наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они занимаются.

Песочная терапия дает возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки, которые располагаются в песке, дают почву для самовыражения ребенка. В игре с песком и игрушками он может выразить то, что ему хочется сказать, сделать. Когда он играет свободно, без «контроля и авторитета» взрослых, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, боится или не может выразить открыто, в песочнице ничего не опасаясь, он может спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок закапывает в песок ту или иную игрушку, бьет, топит, прячет и т.д..

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Песочная терапия с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивные дети , пережившие психическую травму. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты или разлуки.

Песочная терапия применяется:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Читайте также:
Лабиринты для детей 3-7лет- распечатать бесплатно!

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии «Хаоса» все разбрасывается, нет системности , а иногда и самого сюжета.

На стадии «Борьбы» зло против добра и наоборот, сопротивление, противодействие, война и т.п.

На стадии «Мир» все системно, у каждого свое место, все в порядке, добро победило, все решения найдены.

Пройдя все стадии, ребенок выходит на новую ступень своего развития и психологического здоровья.

Песочная терапия позволяет скорректировать практически любые проблемные моменты в воспитании и развитии детей.

Практическое применение техник:

Несколько этюдных занятий с детьми в решении актуальных проблемных вопросов, которые могут осуществлять не только психологи, но и все желающие педагоги в повседневной работе с детьми.

На начальном этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

1. «Адаптация к детскому саду»

Игра-занятие «Песочный детский сад»

В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок»:

Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке / мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроватка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.

При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить ребенку: « Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

Игра-занятие «Где живет мой страх»

Детям предлагается вспомнить, то чего они бояться. Далее подобрать фигурку или слепить из пластилина свой страх, поселить его в какой-то дом или другое место.

Каждый ребенок рассказывает о своем страхе и о том. что он хочет с ним сделать.

Педагог-психолог предоставляет ребенку возможность победить свой страх, тем способом ,который предлагает ребенок .(если ребенок не знает, что сделать, можно предложить ему разные способы- закопать, посадить под замок ,изменить образ и т.п.)

3. « Профилактика агрессии»

Упражнение “Победитель злости”

Педагог: – Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?

Читайте также:
Самые удобные школьные столы для дома

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т.д.).

Дети по примеру педагога-психолога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.

Педагог-психолог: – Это “шар-злюка”. Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: “Прогоняем злость, приглашаем радость”

(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).

Педагог-психолог: – Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.

4.«Актуализация внутреннего состояния»

Игра – занятие «Построй свой мир»

Детям предлагается построить свой мир, при помощи фигурок, игрушек и различного конструкторского материала.

После окончания строительства, каждый ребенок рассказывает о своем мире, кто там живет, что делает, какая там атмосфера. Могут ли приходить к нему в гости кто-то из других миров или он закрыт для всех.

5. « Коммуникативные навыки и групповое взаимодействие»

Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.

По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.

Песочная терапия для детей: идеи развивающих игр, способ психологической помощи

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Эффективное общение и взаимодействие между людьми невозможно, если его участники не могут распознавать эмоциональное состояние собеседника, а также управлять своими эмоциями. Понимание своих чувств и эмоций важным моментом в становлении личности.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Существуют множество психологических игр, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, упражнения из сферы арт-терапии, фототерапии, а также терапевтические сказки.

Я хочу предложить три игры, которые я объединила названием «Песочница эмоций». Песочная терапия замечательное направление, которое зарекомендовало себя в работе с различными сферами жизни детей и взрослых. «Песочницу эмоций» можно использовать в групповых тренингах и индивидуальных консультациях, а также играть дома с любыми сыпучими материалами или в песочнице на даче.

Игры рассчитаны на дошкольников, а также младших школьников.

Для игр нам потребуется:

— песочница (специальная педагогическая, обычная уличная, а также можно использовать пластмассовый поднос);

— кварцевый белый или цветной песок (в домашних условиях можно использовать манку, пшено, в уличной песочнице — обычный песок). Также можно использовать кинетический песок;

— сундучок с материалами (цветные камешки, природные материалы, стеклышки, бусины);

— листы бумаги А4 и фломастеры (цветные карандаши, восковые мелки);

— трубочки для коктейлей (длинные), маленькая лейка или пульверизатор.

Для игр также можно приготовить карточки с названиями эмоций

Перед игрой стоит рассказать ребенку о том, что такое эмоция, какие бывают эмоции. Попросите рассказать ребенка, какие эмоции ему известны и в каких случаях он их испытывает.

Игра 1. Угадай эмоцию

Участники игры загадывают любую эмоцию или настроение. Все дети и ведущий встают вокруг песочницы. Первый участник тихо говорит ведущему эмоцию, которую он загадал и преступает к показу.

Каждый должен изобразить свою эмоцию, с помощью манипуляций с песком.

Например: «грусть» — дождик из песка, «злость» — резкие хаотичные движения руками по поверхности или в глубине песка и т.д.

Если никто из участников не может отгадать эмоцию, ведущий может помогать показывающему:

— включить, соответствующую загаданному настроению музыку,

— разрешить нарисовать эмоцию на песке,

Тот, кто первым угадает, следующий показывает загаданную эмоцию.

Игра 2. Хорошее настроение

Эту и следующую игру лучше проводить на индивидуальных подносах.

Ведущий с детьми вспоминает как можно больше отрицательных эмоций. Затем каждый участник выбирает «свою» негативную эмоцию и создает ее на песке. Это может быть рисунок на песке, формы или название, вылепленные из песка (смоченного водой, либо кинетического). После этого ведущий помогает детям вспомнить положительные эмоции. Хорошо, если они окажутся противоположными, например «грусть» – «радость», «ненависть» – «любовь».

Читайте также:
Что можно сделать из шишек, желудей своими руками: идеи для поделок и игр

Затем участники начинают «колдовать» и превращать отрицательные эмоции в положительные. Если это рисунок или надпись на песке, можно использовать трубочки для коктейля, чтобы сдуть плохую эмоцию (дуть надо очень аккуратно, чтобы не попасть в глаза. Чем длиннее будет трубочка, тем лучше), а затем на ее месте рисуется хорошая эмоция.

Если эмоция представляет собой форму, вылепленную из мокрого песка, то ее сначала ломают, а затем на ее месте лепят новую, положительную эмоцию.

Есть более сложный вариант игры. Дети в общей песочнице создают целый мир (страну) отрицательных эмоций. Здесь могут потребоваться природные материалы, миниатюрные фигурки людей, зданий, животных. Затем участники игры вместе разрушают его и выстраивают новый мир, состоящий из положительных эмоций и чувств.

Игра 3. Галерея чувств

Ведущий вместе с ребятами вспоминает название различных эмоций и чувств, как положительных, так и отрицательных, например: «радость», «злость», «страх», «грусть», «восторг», «интерес», «гнев», «удивление».

Если ребенку трудно вспомнить, как выражается эмоция, ведущему следует обсудить с группой реальную или сказочную ситуацию, в которой проявлялось это чувство, а также как оно проявлялось.

Затем каждый участник выбирает себе ту или иную эмоцию и рисует ее на листе (в виде человечка, сказочного животного или вымышленного существа), а затем подписывает. Предварительно можно обсудить, как может выглядеть та или иная эмоция, какого она может быть цвета.

Когда рисунки будут готовы, дети преступают к работе с песком. Рисунки в данном случае являются своеобразным эскизом. Участники по своим эскизам, создают в песочнице выбранные ими эмоции, с помощью камешков, бусин, стекляшек и самого песка. Можно также смочить песок, если ребенок хочет вылепить эмоцию (либо использовать кинетический песок). В процессе работы снимается напряжение, агрессия, развиваются творческие способности. Ребенок старается «понять и познакомиться» со своей эмоцией, чтобы она получилась как можно лучше.

В конце игры можно обсудить результаты и сфотографировать песочную галерею. Получившиеся фотографии и рисунки можно будет использовать для коллажа в дальнейшей работе.

Игры на песке многочисленны и разнообразны. Можно придумывать различные вариации приведенных игр, а также придумывать свои.

Выступление «Песочная терапия в практике педагога-психолога»

«Песочная терапия в практике педагога-психолога»

подготовила: педагог-психолог Итаева Л.Р.

Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам вспомнить и…перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко, лепили куличики. Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д. Ушинский

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для “заботы о душе”, — именно так переводится термин “психотерапия”.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой

Почему именно песок?

Песок – необыкновенный приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Читайте также:
Книга "Дети у власти" Дэвида Эбехарда - мировой бестселлер по воспитанию детей

Что же такое песочная терапия?

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.

Песочная терапия для детей:

Развивает мелкую моторику, улучшаетпамять, воображение, координацию.

дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.

поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние(негативные эмоции уходят сквозь песок).

помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Решает проблемы у детей:

– трудности привыкания ребенка к новым условиям

– гиперактивность и нарушение концентрации внимания.

– тревожные и депрессивные состояния у детей.

В песочной терапии используется кварцевый песок с фракциями 0,1-0,3 он имеет цвет от нежно-белого до светлого желтого или рыжеватого оттенка. Песок для терапии мягкий и приятный на ощупь, легко струящийся. Можно использовать и песок с более крупными частицами: промытый речной или морской. Может использоваться как сухой, так и влажный песок.

(Раньше в нашей песочнице был обычный просеянный речной песок, сейчас специальный кварцевый песок: очищенный, обеспыленный, тактильно осязаемый).

Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Данные размеры были установлены не просто так. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь “песочный мир” видно одним взглядом, не перемещая глаз.

К тому же, песочница большего размера отвлекает от процесса сосредоточенности на себе, погружения в психотерапевтический процесс.

Внутренняя часть песочницы для песочной терапии окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку.

Для песочной терапии используются фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии “хаоса” ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через “хаос” происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия “хаоса” может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию “борьбы” можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии “разрешения конфликта” можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

Основные способы работы с песком

1. Рисовать на мокром песке тонкими предметами, делать отпечатки.

2. Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля.

3. Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке.

4. Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков и т.д.).

5. Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки, меняя сюжет, в соответствии со своим настроением или беспокоящей проблемой. Иллюстрировать свои истории.

В настоящее время метод песочной терапии очень популярен и разнообразен. Можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр.

Посмотрите, на столах находятся лоток с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.

Читайте также:
Как сделать оригами из бумаги с детьми - 8 простых схем для начинающих

Работа с кинетическим песком (KineticSand)– новое направление в песочной терапии. Этот удивительный материал был изобретен в Швеции, появился в России совсем недавно (2013г.). Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми , гиперактивными детьми , застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом.

Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.

Камушки, природный материал

Инструменты (стеки, скалка, молоточки, пластмассовые ножи, и др.)

Можно смело утверждать, что кинетический песок является универсальной развивающей игрушкой. Он может принести немалую пользу, как детям, так и подросткам.

Кинетический песок может быть не менее полезен и для взрослых людей. Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, как и вода, песок успокаивает, помогает деткам справиться с напряжением и бороться со своими страхами. Сам песок обладает уникальным свойством заземлять отрицательные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога — это “активное присутствие”, а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Закончить мой доклад я бы хотела словами немецкого психолога Мариеллы Зейц: «Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: Песок!»

Приложение Упражнения песочной терапии

Дети кладут ладошки на сухой песок, проводят по нему ладошками, потом тыльной стороной ладоней. Рассказывают по просьбе взрослого о том, какой песок (мягкий, сухой).

Выполняются «змейки» на песке. Дети водят плавно пальчиками, рисуя волнистые линии.

Дети берут песок в кулачки, крепко сжимают, а затем медленно высыпают песок в песочницу.

Дети закапывают ладошки в песок, а потом находят свои ладошки.

При помощи взрослого каждый пальчик «здоровается» с песком. Ребенок укладывает ладошку с растопыренными пальцами в песочницу. Педагог насыпает песок по очереди на пальчики. Ребенок с закрытыми глазами старается определить, на какой пальчик насыпан песок.

Упражнение «Отпечатки наших рук»

Это упражнение учит оценивать ощущения. Ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.

Упражнение «Дождик из песка»

Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.

Ведущий объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь педагога. Затем педагог делает дождь ребенку на ладошку.

Упражнение «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

Игра «Отпечатки».Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов.

Игра «Песочный пирог». Ребенок из песка лепит пирог и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами. Те же манипуляции ребенок может производить с отпечатками своих ладоней, с нарисованным на песке кругом и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: