На катке — Осеева В.А., читать рассказ детям онлайн

На катке

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

– Я нечаянно… – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

– Иди к нам! – позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Лесные переселенцы С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда тучи вдруг разошлись, выглянуло солнце, и опять стало совсем тепло. Сережа забрал поскорее удочки, банку с червями и побежал к своему приятелю Вите звать его на рыбную ловлю. С Витей они встретились по дороге. Тот бежал с удочками к Сереже. – Вот это здорово! – обрадовались […].

Редкая гостья Когда наступила зима, школьный учитель Дмитрий Петрович предложил ребятам устроить птичьи кормушки и понаблюдать за тем, кто будет прилетать туда кормиться. – У нас в деревне это нетрудно сделать, – сказал он. – Вот и давайте организуем конкурс юных натуралистов на лучшую кормушку для птиц. А в конце зимы каждый из вас принесет свои записи, […].

Прятки Витя и Славик – соседи. Они всегда ходят друг к другу в гости. Вот раз Витя пришел в гости к Славику. Славик ему говорит: – Давай играть в прятки! – Давай, – согласился Витя. – Чур, я первый буду прятаться!. – Ну ладно, а я буду водить, – сказал Славик и пошел в коридор.. Витя […].

Выстрел Школа у нас маленькая. В ней всего-то одна комната. Зато в этой комнате четыре класса. В первом – одна ученица, Нюра Зуева. Во втором – опять один ученик, Федюша Миронов. В третьем – два брата Моховы. А в четвертом – никого нет. На будущий год братья Моховы будут. Всего, значит, в школе сколько? Четыре человека. […].

Витя, Фитюлька и Ластик Однажды Витя взял бумагу и карандаш и нарисовал человечка: голова кружком, глаза точками, нос запятой, рот закорючкой, живот огурцом, руки и ноги как спички. И вдруг… – Здравствуйте! – пискнул человечек. – Меня зовут Фитюлька. А вас как? – А меня Витя, – ответил удивленный мальчик. – Простите, я не расслышал, – сказал человечек. – […].

Огородники Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет видно, кто впереди, а кто отстает. Отстающим […].

Тимур и его команда Вот уже три месяца, как командир броне дивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте. В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче. Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а […].

Весенний звон I – Господи, как он вырос, совсем молодым человеком стал. Я тебя помню еще во-от таким малюсеньким. – При этом жест рукой, показывающий пол-аршина [около 35 см] от полу. – В каком же ты теперь классе? – Во втором. – Такой малюсенький, а уже во втором классе! Это все, что я о себе слышу от […].

Семеро сестер Давным-давно, в старые времена, жили старик со старухой. И было у них семеро дочерей – одна другой краше. Мать, глядя на них, не могла нарадоваться. Только были они непослушные, да прожорливые. Все, что зарабатывал.

Девочка, вьюн и обезьяна Жил в деревне Катано крестьянин с женой. Была у них дочка-добрая, веселая девочка. И вот однажды мать девочки тяжело заболела и умерла. А через год отец женился на злой, некрасивой соседке. Мачеха невзлюбила свою падчерицу, постоянно.

Снежная королева История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно.

Дуэль I Было восемь часов утра – время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон пить кофе или чай. Иван Андреич Лаевский, молодой человек лег 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях, придя купаться, застал на берегу много знакомых и между ними […].

Рекс и Кекс Слава и Витя сидели на одной парте. Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили. – У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, – сказал Витя. – Не Рекс, […].

Девочка-луна Давно это было! Радуга пела тогда, а звери с детьми разговаривали. Жила у одного злого и жадного шамана девочка. Никто не знал её имени, все звали — Девочка с вёдрами. Сил у девочки было мало, а дел много. Только отдохнуть присядет, шаман уже кричит: — Ты зачем.

Бабушка Метелица У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица – хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу. Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла.

Счастливый Неккер Задолго до наших дней жили в тайге три брата-анчи, на зверей и птиц в одних угодьях охотились, в одной реке рыбу ловили. Однажды у старшего брата сын родился, дали ему имя Неккер. Когда мальчику исполнился год, младший из братьев решил племяннику.

Читайте также:
Как Миша хотел маму перехитрить — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

Купленный сон Рос Сарсембай сиротой. Не было у него ни отца, ни матери. Плохо ему жилось. Нанялся он к баю овец пасти. Посулил ему бай за работу отдать по осени хромую овцу. И тому был рад пастушок. Пас он отару, ел байские объедки, ждал осени. “Придет осень, – думает, – получу хромую овцу, узнаю тогда и я, […].

Белоснежка и Краснозорька На краю леса, в маленькой избушке, одиноко жила бедная вдова. Перед избушкой у нее был сад, а в саду росли два розовых куста. На одном из них цвели белые розы, а на другом – красные. И были у нее две дочки – одна белее белой розы, другая румяней красной. Одну прозвали.

Кыкык Говорят, раньше лебеди были немыми птицами, и лапки у всех были черными. Теперь всякий знает, что они кричат «кы кы, кы кы», за что и получили название «кыкык», и лапки у многих – красные. Почему лебеди стали такими? В стойбище.

Зеленый пруд – Помните, девочки, – говорила мать, уходя из дому, – можете бегать где хотите – и во дворе, и в саду, – только к Зеленому пруду не подходите. Девочки и сами побаивались ходить к Зеленому пруду: про это место рассказывали страшное. Зеленый пруд был в самом дальнем, в самом темном углу сада. Кругом него стояли […].

Великанша Майырахпак Так, говорят, было. Пошли однажды пять девочек в тундру. Увидела их великанша Майырахпак, догнала, посадила в камлейку [полотняный или ситцевый балахон с капюшоном, надеваемый поверх меховой одежды для предохранения ее от дождя и снега]. Девочки испугались, заплакали, а великанша подошла к дереву и сказала: – Дерево, наклонись! Дерево наклонилось. Майырахпак привязала девочек к его верхушке […].

Песня маленькой собачки Много сотен лет тому назад жила-была женщина, у которой было три дочери. Каждый день одна из дочерей отправлялась пасти принадлежавшее им маленькое стало яков и дзо. Как-то раз одна из дзо отстала от стада и пропала. На следующий.

Змей-хвастунишка Однажды Витя сделал Змея. День был пасмурный, и мальчик нарисовал на Змее солнце. Витя отпустил нитку. Змей стал подниматься все выше и выше, мотая длинным хвостом и напевая песенку: – Я лечу И рею, Я свечу И грею! – Ты кто такой? – спросили птицы. – Разве не видите? – ответил Змей. – Я – […].

Девочка, которая принесла золото У одной маленькой девочки умерла мать. Отец погоревал-погоревал и привел в дом новую жену. Была она вдовой и имела свою дочку. С приходом мачехи у сиротки началась совсем другая жизнь. Мачеха заставляла ее делать всю черную работу по дому и почти не кормила: даст кусок холодной пасты.

Бузинная матушка Один маленький мальчик раз простудился. Где он промочил ноги, никто не мог взять в толк – погода стояла совсем сухая. Мать раздела его, уложила в постель и велела принести чайник, чтобы заварить бузинного чаю – отличное.

Двенадцать месяцев Славянская сказка Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль.

Двенадцать месяцев Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за […].

Петрушечка Жили-были муж и жена. Одно из окон их домика выходило в сад, где жили колдуньи. Женщина ждала ребенка, и однажды ей очень хотелось поесть петрушки. Выглянула она как-то в окно и видит: у колдуний целая грядка петрушки выросла. Женщина дождалась, когда все колдуньи уйдут, и по шелковой лесенке спустилась из окна в сад. Наелась досыта […].

Мужики I Лакей при московской гостинице “Славянский базар”, Николай Чикильдеев, заболел. У него онемели ноги и изменилась походка, так что однажды, идя по коридору, он споткнулся и упал вместе с подносом, на котором была ветчина с горошком. Пришлось оставить место. Какие были деньги, свои и женины, он пролечил, кормиться было уже не на что, стало скучно […].

Казка про козла и барана Був собі чоловік та жінка; мали вони козла й барана. – Ох, жінко! – каже чоловік. – Проженемо ми цього барана і козла, а то вже вони у нас дурно хліб ïдять. А вбирайсь, козел і баран, собі з богом, шоб ви не були у мене і в дворі! Пошили вони собі торбу, та й […].

Цветик-семицветик Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон […].

Девочка со спичками Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много.

Вишневый сад Комедия в четырех действиях Действующие лица: Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. […].

Бенгальские огни Сколько хлопот у нас с Мишкой было перед Новым годом! Мы уже давно готовились к празднику: клеили бумажные цепи на елку, вырезали флажки, делали разные елочные украшения. Все было бы хорошо, но тут Мишка достал где-то книгу “Занимательная химия” и вычитал в ней, как самому сделать бенгальские огни. С этого и началась кутерьма! По целым […].

Читайте также:
Ребята и утята — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Моя жизнь Рассказ провинциала I Управляющий сказал мне: “Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели”. Я ему ответил: “Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать”. И потом я слышал, как он сказал: “Уберите этого господина, он портит мне нервы”. Дня через два меня […].

В овраге I Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие спрашивали, какое это село, то им говорили: – Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел. Как-то на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую […].

«Тук-тук-тук» Мы втроём – я, Мишка и Костя – приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят. Мы сами просили нашего вожатого Витю отправить нас вперёд. Нам очень хотелось поскорей в лагерь. Витя согласился и сам поехал с нами. Когда мы приехали, в доме уже заканчивалась уборка. […].

Златокудрая девочка Жила-была одна женщина. Жили с ней родная дочь и падчерица. И была у них одна-единственная корова. Каждый день мачеха выгоняла корову, давала падчерице кусок хлеба и говорила ей: – Пропади ты пропадом, ступай.

Смерть шпиона Гадюкина Оказывается, пока я болел, на улице стало совсем тепло и до весенних наших каникул осталось два или три дня. Когда я пришел в школу, все закричали: – Дениска пришел, ура! И я очень обрадовался, что пришел, и что все ребята сидят на своих местах – и Катя Точилина, и Мишка, и Валерка, – и цветы […].

Ундина Вступление Бывали дни восторженных видений; Моя душа поэзией цвела; Ко мне летал с вестями чудный гений; Природа вся мне песнию была. Оно прошло, то время золотое; С природы снят магический венец; Свет узнанный свое лицо земное Разоблачил, и призракам конец. Но о Мечте, как о весенней птичке, Певавшей мне, с усладой помню я; И Прелести […].

На катке

  • 617

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

Валентина Александровна ОСЕЕВА

День был солнечный. Лёд блестел.

Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась?

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • В архив
  • 42987
  • 30
  • 3

Я посвящаю эту книгу своим родителям Вступление Моя книга — это руководство по личным взаимоотнош.

Мужчины любят стерв. Руководство для слишком хороших женщин

  • Читаю
  • В архив
  • 37759
  • 5
  • 1

Если обстоятельства сложились так, что тебе просто не оставили никакого другого выхода, кроме ка.

Живучий

  • Читаю
  • В архив
  • 91231
  • 21

Максим Батырев 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя © М. Батырев, 2014 © Из.

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя

  • Читаю
  • В архив
  • 42072
  • 10
  • 2

Annotation Аллен Карр, разработавший собственный способ избавления от никотиновой зависимости, н.

Легкий способ бросить пить

  • Читаю
  • В архив
  • 72037
  • 43
  • 4

Если вы хоть раз в жизни упускали возможность использовать личный контакт с важными для вас людь.

Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации

  • Читаю
  • В архив
  • 37406
  • 4

Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования.

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть – очень интересные. К какому разряду отнести “На катке” Осеева Валентина Александровна решать Вам! Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Яркие пейзажи, необъятные горизонты и насыщенные цвета – все это усиливает глубину восприятия и будоражит воображение. “На катке” Осеева Валентина Александровна читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 617

Новинки

  • 16

— Прости, но я ничем не могу тебе помочь. После крушения самолёта всех людей из группы Воронцова на.

На катке в осеева – Валентина Осеева — На катке: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Отзыв о рассказе В.Осеевой «На катке»

Главный герой рассказа «На катке» — мальчик Витя. Он хорошо умеет кататься на коньках и демонстрирует свое мастерство – кружится, как волчок, движется на одной ноге и носится по кругу, делая временами резкие повороты. Ребята, пришедшие на каток, хвалят Витю и называют его «молодцом».

Читайте также:
Бишка — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

На этом же катке была маленькая девочка. Она еще не освоилась с коньками и осторожно передвигалась на них по скользкому льду. В какой-то момент на нее случайно налетел Витя, и девочка упала. При падении она ударила коленку и заплакала. Сначала Витя испугался за девочку и стал оправдываться перед ней, говоря, что он сбил ее с ног нечаянно. Но когда Витя услышал за спиной смех ребят, он решил, что смеются над ним и над его заботливым отношением к упавшей девочке.

Тогда Витя отвернулся от девочки и пошел к ребятам. Подойдя к ним, он грубо назвал девочку «плаксой», после чего мальчики стали кататься дальше. А девочка осталась сидеть на скамейке. Она плакала.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «На катке» заключается в том, что не следует строить свои действия, исходя из реакции окружающих. Поначалу Витя проявил искреннее сострадание к девочке, которую он нечаянно толкнул. Но, услышав насмешки со стороны, он не смог вынести того, что над ним смеются, и ушел от плачущей девочки, примкнув к мальчикам. Рассказ Осеевой «На катке» учит быть сильным, уметь сопереживать и всегда поступать по совести, не взирая на мнение окружающих.

Оставив плачущую девочку из-за насмешек со стороны мальчишек, Витя проявил малодушие. Он был виноват в падении этой девочки и должен был, как старший по возрасту, более опытный и сильный, проявить к ней сочувствие и оказать помощь. Но боязнь насмешек помешала Вите поступить так, как полагалось.

Какие пословицы подходят к рассказу «На катке»?

Обидеть каждый может, а пожалеть некому.
Чем хвалиться удалью, лучше слабым помоги.
Малодушие — та же трусость.

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

Цели: Познакомить с рассказом Осеева «На катке».

Задачи: — расширять читательский кругозор.

-формировать читательскую деятельность.

-воспитывать доброту, отзывчивость.

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

— Какие зимние игры и развлечения вы знаете? (Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу.)

-Какие из них вы любите больше всего?

— Где можно кататься на коньках? (На коньках можно кататься на катке.)

-Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой «На катке».

-Я вам сейчас прочитаю этот рассказ, а вы мне потом назовете действующих лиц. (Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.)

III.Первичное чтение учителем.

Проведем словарную работу.

Словарная работа

Невидаль — необычайное; не видали (так говорили раньше). «Эка невидаль. ? » — как по-другому это сказать? (ничего особенного) .

Кружился волчком — быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой — юлой) .

Лихо завернул — резко, неожиданно.

-Как вы думаете, кто был старше — Витя или девочка? (Старше был Витя.)

-Почему? Подтвердите словами из текста.

-Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему она так ездила (она еще неуверенно стояла на коньках.)

-А что выделывал Витя? Прочитайте.

— О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках.)

-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.)

-Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой.)

— Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.)

-Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.)

-Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.)

— Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? ( Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)

IV. Физкультминутка — игра «Запрещенное движение»

Учитель показывает детям «запрещенное движение», которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме «запрещенного». Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.

V. Работа с иллюстрациями

Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор:

— Что изображено на иллюстрации? (На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.)

-Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

VI. Составление плана рассказа

-Сколько в рассказе смысловых частей? (В рассказе три части.)

-Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.

План рассказа на доске.

1. Дети на катке.

3. Поведение Вити.

Дети по плану пересказывают рассказ.

Далее следует контроль и самоконтроль понимания текста (тест) .

Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак «+» или «-«. Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили «-«. Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.

1. Витя и девочка были одного возраста.

2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку.

3. Витя остался, чтобы помочь девочке.

VII. Подведение итогов

-Мы сегодня читали рассказ Осеевой «На катке», пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева?

-В беде нужно помогать людям, а не смеяться.

— Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

Конспект урока и презентация.

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

Цели: Познакомить с рассказом Осеева «На катке».

Задачи: — расширять читательский кругозор.

-формировать читательскую деятельность.

-воспитывать доброту, отзывчивость.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

— Какие зимние игры и развлечения вы знаете? (Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу.)

-Какие из них вы любите больше всего?

Читайте также:
Изобретатель - Пришвин М.М., читать детям онлайн

— Где можно кататься на коньках? (На коньках можно кататься на катке.)

-Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой «На катке».

-Я вам сейчас прочитаю этот рассказ, а вы мне потом назовете действующих лиц. (Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.)

III.Первичное чтение учителем.

Проведем словарную работу.

Словарная работа

Невидаль — необычайное; не видали (так говорили раньше). «Эка невидаль. ? » — как по-другому это сказать? (ничего особенного) .

Кружился волчком — быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой — юлой) .

Лихо завернул — резко, неожиданно.

-Как вы думаете, кто был старше — Витя или девочка? (Старше был Витя.)

-Почему? Подтвердите словами из текста.

Ш. Анализ текста

-Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему она так ездила (она еще неуверенно стояла на коньках.)

-А что выделывал Витя? Прочитайте.

— О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках.)

-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.)

-Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой.)

— Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.)

-Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.)

-Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.)

— Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? ( Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)

IV. Физкультминутка — игра «Запрещенное движение»

Учитель показывает детям «запрещенное движение», которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме «запрещенного». Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.

V. Работа с иллюстрациями

Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор:

— Что изображено на иллюстрации? (На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.)

-Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

VI. Составление плана рассказа

-Сколько в рассказе смысловых частей? (В рассказе три части.)

-Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.

План рассказа на доске.

1. Дети на катке.

3. Поведение Вити.

Дети по плану пересказывают рассказ.

Далее следует контроль и самоконтроль понимания текста (тест) .

Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак «+» или «-«. Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили «-«. Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.

1. Витя и девочка были одного возраста.

2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку.

3. Витя остался, чтобы помочь девочке.

VII. Подведение итогов

-Мы сегодня читали рассказ Осеевой «На катке», пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева?

-В беде нужно помогать людям, а не смеяться.

— Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

Рассказы В. Осеевой для детей.
материал по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Подборка рассказов Осеевой, которая может быть использована в НОД по развитию речи или просто в программе чтения художественной литературы. В нее входят такие рассказы, как “Волшебное слово”, “Отомстила”, “На катке”, “Три товарища”, “Плохо”, “Синие листья”, “Обидчики”, “Печенье”, “Сторож” и другие.

Скачать:

Вложение Размер
rasskazy_oseevoy.doc 394 КБ

Предварительный просмотр:

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве. Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете.
Ее родители принимали активное участие в революционной деятельности. Из-за преследования полицией родители Валентины Александровны Осеевой с тремя дочерьми вынуждены были часто переезжать с места на место. Валентина Александровна Осеева начала учиться в гимназии в Киеве, а закончила учебу в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву и Валентина Александровна Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных ребят. С тех пор шестнадцать лет она безотрывно работала с “трудными” детьми в колониях, детдомах, приемниках, Валентина Осеева в своих произведениях часто писала о детях с непростой судьбой.
Для своих воспитанников В.А. Осеева часто сочиняла рассказы, пьесы, притчи. В 1937 году в газете “За коммунистическое просвещение” был напечатан ее первый рассказ “Гришка”. И с 1940 года она стаала профессиональные литератором. Она работала в разных жанрах: повести, сказки и стихи, детские рассказы Осеевой были очень популярны у публики.
Книги Осеевой любят и современные читатели, сейчас самое известное произведение Осеевой – повесть в трех частях ” Динка “. Эта книга была последней в жизни автора. А старшее поколение зачитывалось книгой ” Васек Трубачев и его товарищи “. Эта трилогия была популярна в 60-80 годы. Валентине Александровне со всей страны шли письма с просьбой рассказать о дальнейшей судьбе Васьки, очень близкой послевоенному поколению детей.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь,— сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки.— Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой. Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик.— Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет!—крикнул Павлик.— Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.
Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза.
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую,— усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую.— Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик.— Разве такая поймёт волшебное слово. »
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

– Какую тебе?
– Мне синюю,— робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Прогонит она меня или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
Возьми его,— вдруг сказала сестра.— Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять?— улыбнулась бабушка.— конечно, возьми.
Пожалуйста,— повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алёшка! — закричала Катя. — Алёшка! — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала! Из за каких то красок заплакала!

— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Ещё как заплачешь!
— Это я то заплачу? — Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку.
Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

— Алёша! — кричала она. — Алёша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
— Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. — Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
— Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

День был солнечный. Лёд блестел.
Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку…
Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

С обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

– Не повышай голос!

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм. – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба.

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

– Ну, что кому привезти? – спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

– А мне автомобильчик!

– А мне подъемный кран!

– А мне. А мне. – Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить. Дома у него весь угол завален игрушками. Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны. Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити. Ему даже нечего пожелать. А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет.

– Что же ты молчишь, Витюк? – спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

– У меня. все есть. – пояснил он сквозь слезы.

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

– Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

– А куклу? Где моя кукла? – кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

– Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

Валентина Осеева. Рассказы для детей

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

– Не повышай голос!

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм. – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба.

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

– Ну, что кому привезти? – спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

– А мне автомобильчик!

– А мне подъемный кран!

– А мне. А мне. – Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить. Дома у него весь угол завален игрушками. Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны. Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити. Ему даже нечего пожелать. А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет.

– Что же ты молчишь, Витюк? – спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

– У меня. все есть. – пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

– Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

– А куклу? Где моя кукла? – кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

– Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «На катке» Осеева В.

Кристина Макарова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «На катке» Осеева В.

Задачи:

1. Продолжать обучать детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту и по картинкам.

2. Связанно, непрерывно, логично высказывать свою мысль, активизировать словарь (Эка невидаль)

3. Развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей, отвечать по вызову.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: опорные картинки, коробка, книга с рассказом, конверт с письмом и загадкой.

Организационный момент:

«Встали дружненько ребята».

Встали дружненько ребята

Прошагайте, как солдаты

Влево, вправо поклонитесь

На носочки поднимитесь.

Один рывок, другой рывок

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши руками дружно

И садись работать нужно.

– Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, увидала, что у двери лежит вот такая красивая коробочка, посмотрите. А вот интересно ребята, кто оставил нам её? Давайте мы с вами открой и посмотрим, что же там находиться внутри.

Воспитатель: Ребята поглядите, какие красочные, разноцветные картинки. Посмотрите, здесь еще что-то лежит (показываю конверт). Ребята, а в конверте загадка. Вот послушайте:

На радость местной детворе

Залит зимой он во дворе.

Я позову друзей пяток,

Возьмём коньки, нас ждёт … (КАТОК).

– Правильно, молодцы! Ребята, а здесь еще письмо. А письмо то от Светланы Павловны послушайте, что она вам пишет:

«Дорогие ребята! Я вчера прочитала очень интересный рассказ, который называется «На катке» автор В. Осеевой. Поэтому я оставила вам коробку, в которой лежит много картинок и книжка с рассказом. Я вам очень советую её прочитать». Ну что ребята хотите прочитать рассказ, который предложила нам Светлане Павловне. А когда придете домой поделитесь впечатлениями о рассказе со своими родителям (дети присаживаются на места)

Воспитатель: Скажите ребята, кто помнит, как называется рассказ? А кто-нибудь запомнил, кто автора рассказа? Хорошо, правильно. Рассказ называется «На катке», автор В. Осеева. Слушаем меня внимательно. (Чтение рассказа)

Воспитатель: Ребята скажите, как звали мальчика (Витя) Что делал Витя на катке? (выделывал разные фокусы- то ехал на одной ноге, то кружился волчком)

Кто был на катке? (девочка, двое мальчиков и Витя). А что случилось с девочкой? (девочка упала и ушибла коленку) Почему она упала? (потому что Витя, катаясь, лихо развернулся и наскочил на девочку). Кто ей хотел помочь? Ребята, почему Витя не помог ей? (потому что подумал, что над ним смеются) Чем закончился рассказ? Правильно ли поступил мальчик? Почему?

Воспитатель: Ребята, а как бы вы поступили на месте Вити? Молодцы ребята, давайте мы немного отдохнём с вами.

Физкультминутка.

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Вверх взлетели белой стаей

(поднять руки)

(покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга –

(опустить руки, встать прямо)

(присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг,

(встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду.

(развести руки в стороны)

(руками выполнить движение «ножницы»)

Заспешили на прогулку

(шаги на месте)

Дети и старушки.

Воспитатель: Немного разогрелись с вами! Молодцы! Ребята в тексте встречается слово «Эка невидаль!» скажите, как вы понимаете это слово? (ничего особенного) (ответы детей). Сейчас я вам прочитаю еще раз рассказ, а вы внимательно послушайте и будите его пересказывать. (Повторное чтение)

Воспитатель: Вам Светлана Павловна в помощь оставила картинку, по которой будет проще пересказывать. Давайте мы с вами расскажем по цепочке, сначала выйдет Глеб и т. д. (рассказ по цепочке). Теперь нам расскажет кто-нибудь один весь рассказ? Кто хочет попробовать? (пересказ одного ребенка). Молодцы ребята! Давайте мы с вами для Светланы Павловны нарисуем картинку по пересказанному вами рассказу? Хотите? Я вам раздам чистые листочки, а вы нарисуете ей (дети рисуют)

Воспитатель: Какие красивые у всех вас получились картинки, мы эти рисунки сложим в коробочку и оставим Светлане Павловне. Согласны? Молодцы!

«Мир сказок». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе ” Мир сказок”. Данный конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по развитию речи «Рождество» Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Рождество» Интеграция образовательных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб — всему голова» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб – всему голова» Дата проведения:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Кот и кит» Цель: Формирование звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Закреплять умение делить звуки на гласные и согласные,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Мама! Так тебя люблю» Задачи: учить (по плану) составлять описательный рассказ по рисункам, обогащать глагольный словарь и словарь признаков, развивать мелкую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Легко ли быть волшебником?» Задачи: Образовательные: • активизировать словарный запас детей; • учить составлять краткий описательный рассказ по картинке; • уточнять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Цель: Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Образовательные: продолжать уточнять,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Письмо для внучки» Цель: Совершенствование грамматического строя речи. Задачи: Коррекционно- образовательные: развивать фонематическое восприятие, активизировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе «Слово на ладошке» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе Автор-составитель: Солнышкина В. А.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по теме «Зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе по теме «ЗИМА» Интеграция.

На катке

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Еще сказки:

Рекс и Кекс Слава и Витя сидели на одной парте. Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать.

Случай Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришел его товарищ Витя. — Давай рисовать! Коля положил на стол коробку.

Новая игрушка Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку. — Ну, что кому привезти? — спросил он. Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

Катя Мы целое утро Возились с ростками, Мы их посадили Своими руками. Мы с бабушкой вместе Сажали рассаду, А Катя ходила.

Девочка и грибы Две девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на.

Просто старушка По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. — Подержи.

Про мимозу Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой И, одевшись еле-еле.

Прятки Витя и Славик — соседи. Они всегда ходят друг к другу в гости. Вот раз Витя пришел в гости к.

Девичий форум Собрался девичий форум На скамейке у ворот, И кричат девчата хором: — Совершим переворот! Понапрасну столько дней Мы равнялись на.

Про Вовку, черепаху и кошку Случилось вот какое дело — Черепаха похудела! — Стала маленькой головка, Хвостик слишком тонок! — Так сказал однажды Вовка, Насмешил.

Змей-хвастунишка Однажды Витя сделал Змея. День был пасмурный, и мальчик нарисовал на Змее солнце. Витя отпустил нитку. Змей стал подниматься все.

Все на всех Приехали! Приехали! Родители приехали! С конфетами, с орехами Родители приехали! Девочки и мальчики Прыгают от радости: В каждом чемоданчике Яблоки.

«Усатый полосатый» Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал, А вы не знаете. Сколько ей было лет? Сколько зим.

Заячья шапка Жил-был заяц. Шерсть пушистая, уши длинные. Заяц как заяц. Да такой хвастунишка, что во всем лесу другого такого не сыскать.

Витя, Фитюлька и Ластик Однажды Витя взял бумагу и карандаш и нарисовал человечка: голова кружком, глаза точками, нос запятой, рот закорючкой, живот огурцом, руки.

До первого дождя Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня.

Девочка с куклой Юра вошел в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошел военный. Юра вскочил: — Садитесь, пожалуйста! —.

Горшок каши Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. — Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка.

Песня маленькой собачки Много сотен лет тому назад жила-была женщина, у которой было три дочери. Каждый день одна из дочерей отправлялась пасти принадлежавшее.

«Девочка чумазая» — Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях — дорожки. — Я на солнышке.

Рассказы о Минькином детстве: В зоологическом саду Мать держит меня за руку. Мы идем по дорожке. Мать говорит: — Зверей потом посмотрим. Сначала будет состязание для детей.

Все вместе В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с веселыми голубыми глазками. — Давай будем дружить, — сказала Наташа. — Давай.

Надюша Встали девочки чуть свет, В сад спешит бригада. Говорит Надюша вслед: — Больше всех им надо! Посадили деревца — И.

Девочка и разбойники Одна девочка стерегла в поле корову. Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели.

Добрая хозяюшка Жила-была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет: — Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка! Подбежит к девочке, поклюет.

Шудукай Жила не жила Шудукай, и было у нее пять дочерей. Однажды Шудукай приготовила вкусную кашу. Только думала разложить кашу по.

В «Детском мире&quot Когда приходят взрослые, Уставшие от дел, Когда приходят взрослые В игрушечный отдел, Они смеются от души, Совсем как дети-малыши, Они.

На косогоре На косогоре, На травке устроясь, Девочки ждут — Вот появится поезд. Дальний гудит И проносится мимо, Мчится окутанный Клубами дыма.

Великанша Майырахпак Так, говорят, было. Пошли однажды пять девочек в тундру. Увидела их великанша Майырахпак, догнала, посадила в камлейку [полотняный или ситцевый.

Кто? Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет. — Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому.

Призрак с Пьетурсей На людской памяти случалось так, что с хутора на Пьетурсей непонятным образом исчезали подростки. Иногда они находились, но порой они.

О мальчиках и девочках Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из улиток, ракушек И зеленых лягушек. Вот из этого сделаны.

Сладкая каша Жила-была бедная богобоязненная девочка; жила она со своею матерью одна, и есть у них стало нечего. Тогда вышла она в.

Девочка-Чуткость Березка родила девочку. Девочка питалась березовым соком. Увидел ее медведь, когда то место проходил, и спрашивает: — Ты откуда взялась.

Девочка и Вувер-кува Однажды три сестры пошли в лес за земляникой. Во время сбора земляники они заблудились. Шли-шли они и вышли к одному.

Обида Моей сестренке двадцать дней, Но все твердят о ней, о ней: Она всех лучше, всех умней. И слышно в доме.

Вера и Анфиса У девочки Веры теперь есть подружка, Она не котенок, она не игрушка, Она иностранка, она интуристка, Она обезьянка по кличке.

Как поскорее уснуть Жила-была однажды девочка, которая каждый вечер, когда надо было ложиться спать, становилась маленькой-маленькой. — Мама, — говорила она, — я.

Мамин день В детском саду Суматоха и шум: — Скоро начнется! — Где мой костюм? — Витя и Женя, Дайте флажки. —.

Капризная кошка Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка. — Что это.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: