Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

Невроз у детей и подростков.

Признаки невроза у детей

Всех нас что-то беспокоит или заставляет нервничать в повседневной жизни. Это беспокойство может колебаться от легкого волнения перед встречей с тем, с кем давно не виделись до появления «медвежьей болезни» перед экзаменом. В принципе, и то и другое для человека нормально.

Но, что если эта нервозность становится постоянной и начинает мешать вам нормально жить? Беспокойные мысли превращаются в тревожные, тревога захлестывает вас, а мысли становятся все более навязчивыми?

Это признаки незваного невроза, и хорошо, если это просто невроз, а не более серьезное психическое расстройство.

Если среди членов семьи встречается нечто подобное – обратите особое внимание на самочувствие ребенка. Во-первых, он за счет наследственной предрасположенности попадает в группу риска. Во-вторых, он как губка впитывает поведение взрослых, копируя, усваивая и повторяя модели невротического поведения.

Характерные признаки невроза у детей грудного возраста:

  • Сильное покраснение кожных покровов при крике или плаче
  • Легкая возбудимость и двигательные нарушения
  • Слишком частые мочеиспускания
  • Бледность, частые колики

Характерные признаки невроза у детей/подростков:

  • Мнительность, тревожное беспокойство по обычным поводам
  • Сложности с переключением внимания
  • Зацикливание на неприятных событиях или переживаниях. Обессивные проявления чаще возникают в подростковом возрасте, позже превращаясь в обессивно-компульсивное расстройство.
  • Навязчивые движения, действия
  • Навязчивые страхи
  • Энурез
  • Сосание пальца
  • Грызение ногтей
  • Заикание
  • Частые истерики без серьезных причин
  • Уход в себя, заторможенность, как свидетельство истощения от внутренних переживаний
  • Нарушения сна
  • Раздражительность
  • Злость
  • Ощущение постоянной враждебности окружающего мира
  • Ощущение уязвимости
  • Чрезмерная застенчивость

Невротическое поведение детей/подростков

Невроз заставляет человека вести себя в соответствии с тем уровнем тревожности, а иногда и мнительности, который характерен для невротика. Это – интенсивность реагирования и переживания, которые не просто отличаются от реакций здоровых людей, но, главное – мешают личной жизни и профессиональной деятельности самого больного.

Формы неврозов у детей:

У детей в возрасте до 6-7 лет невроз обнаруживается, как правило, только в виде отдельных симптомов. Как правило, это демонстрация беспомощности в виде катания по полу с криками и слезами, при этом они могут биться головой, руками и ногами об пол. Не менее яркое проявления невроза у детей – невротическое заикание, (логоневроз) наиболее характерное для мальчиков от 3-х до 6 лет, т.е. в период, когда происходит становление речи.

По сути, это судорожное сокращение мышц, отвечающих за речь

В школьном возрасте наличие невроза становится четко заметным: это ярко выраженная тревога или страхи, из-за которых ребенок готов пропускать занятия в кружках или школе, отказываться от прогулок, плакать, замыкаться в себе, испытывать сложности с засыпанием. Часто встречаются и такие проявления, как подергивание руками, шмыганье носом или некий ступор, сопровождающийся снижением самооценки, неестественными движениями, изменениями в мимике, снижением аппетита, возникновением бессонницы и слезливости.

Еще одна разновидность невроза у подростков – невротические тики, чаще встречающиеся у мальчиков. Это либо частые моргания, либо подергивание носов, бровями, передергивание плечами и тому подобное. Встречаются и дыхательные тики, как сохранившаяся привычка после перенесенного простудного заболевания: покашливание, шмыганье носом и т.п.

Энурез психогенного характера, как реакция на психологическую травму или непомерную для ребенка психическую нагрузку.

В подростковом возрасте невротическое состояние может проявляться в постоянном раздражении, несдержанности и несвойственной возрасту брюзгливостью. При этом преимущественно девочки могут испытывать страх перед гипотетическими заболеваниями.

Пример невротического поведения

Мальчик 8-ми лет, обычно в меру активный, с хорошей самооценкой, уехав с родителями в коттеджный поселок на лето, столкнулся с ситуацией, когда соседские ребята 10-12 лет отказывались играть с ним во время прогулок, мотивируя это тем, что он еще слишком мал. Его попытки наладить с ними контакт каждую прогулку приводили к еще большей агрессивности отказов с их стороны. В результате, он почувствовал себя изгоем.

К середине лета ситуация изменилась: приехали его ровесники, которые дружелюбно приглашали его на прогулки и совместные игры.

В процессе стрессовой для него ситуации его психика сопротивлялась, заставляя его придумывать новые способы наладить коммуникацию, и он чувствовал огорчение, обиду и злость, что было нормальной, естественной реакцией на ситуацию. Однако, во второй половине лета его родители заметили, что он стал все больше замыкаться в себе, молча грустить в одиночестве, у него снизился аппетит и пропало желание участвовать в играх с ровесниками.Так у мальчика сформировался невроз.

Сразу скажу, что родители вовремя обратили на это внимание, и с помощью психотерапевта быстро вернули мальчика в здоровое, бодрое состояние.

Невротическое поведение также может быть обусловлено другими нарушениями эмоционально – психической сферы. Важно понимать, что развитие невроза может сделать невротика более склонным к тому, что называется «интернализующими расстройствами», например:

Читайте также:
Заноза у ребенка - как вытащить правильно и когда обратиться к врачу

К симптомам невроза не относятся бред или галлюцинации, которые являются симптомами психотических расстройств, при которых больной теряет связь с реальностью. Вместо этого он зацикливается на собственных отрицательных эмоциях и неудачах, реальных или воображаемых.

Связь между неврозом и личностными особенностями

Западный эксперт Alyson Powell Key утверждает, что невроз – это не всегда заболевание, так как он характерен для определенного типа личностей и может быть просто личностной особенностью характера. Это не совсем так. Действительно, есть личности, акцентуированные по истерическому, астено – невротическому, шизоидному и другим типам. Невроз у них проявляется в зависимости от акцентуации личности, что и получило отражение в названиях основных типов невроза: истерический невроз, неврастения и невроз навязчивых состояний.

  • Истерия. У детей выражается бурным реагированием на отсутствие немедленного исполнения их желаний. Такие дети обычно склонны манипулировать родителями.
  • Неврастения. У детей проявляется, прежде всего, в повышенной утомляемости, головных болях, слабости и раздражительности. Схожа по симптоматике с ВСД.
  • Навязчивые состояния. У детей обнаруживаются в форме страхов, навязчиво повторяющихся действий или мыслей.

В любом случае, невроз – это психогенное расстройство, т.е. спровоцированное внешними факторами, повлиявшими на функционирование психики, что означает, что заболевание излечимо.

Причины появления неврозов у детей

  • Генетика.
  • Биохимия мозга.
  • Жизненные ситуации.
  • Выученное поведение.

Лечение неврозов у детей и подростков

Психотерапевт, специализирующийся на лечении неврозов у детей и подростков, в первую очередь привлекает родителей для выяснения причин возникновения невроза у их детей. До тех пор, пока причина не устранена, ни о какой эффективности лечения говорить не приходится. Например, если у ребенка обнаруживается логоневроз из-за постоянных скандалов родителей в его присутствии, то первое, что необходимо для его выздоровления – это избавить его от присутствия при подобных сценах.

В лечении неврозов у детей и подростков применяется, как правило, когнитивно – поведенческая и арт – терапия, позволяющие на сознательном и бессознательном уровнях избавиться от тревоги, вызывающей внутреннее нервное напряжение.

Кроме того, психотерапевт или психолог проводит обучение родителей поведению, способствующему выздоровлению ребенка и профилактике неврозов.

Неврозы у детей

Признаки возможности развития и формы невроза

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

О неврозах слышали все родители. О том, что такое невроз, не знают многие родители. Имеет место широко распространенное и твердо установившееся мнение, что если у ребенка «шалят нервы», он плаксив, возбудим, раздражителен, если он не такой, как другие дети, неправильно себя ведет, слишком беспокойный, трудный, если у него нарушен сон или плохой аппетит – значит, у него невроз.

Невроз – особая форма психической защиты, которая помогает оградиться и защититься от травмирующей реальности. Его развитию обязательно предшествует ка­кой-то внутренний конфликт. Причиной такого конфлик­та могут стать:

  • подавление у ребенка его врожденной натуры (мяг­кого, «женственного» мальчика ругает отец, который хочет видеть в сыне «настоящего мужчину»);
  • психофизический дефект (ребенок чувствует свое несоответствие предъявляемым требованиям, он кажется себе хуже других, даже если это не так);
  • несоответствие сознательной оценки себя в данный конкретный момент самооценке подсознательной, заложенной в психике на основании личного опыта и оценки личности окружающими.

Состояние, предшествующее неврозу, которое встреча­ется гораздо чаще, называется предневрозом.

Признаки возможности развития невроза или на что стоит обратить внимание родителям:

  1. Предневроз характеризуется эгоцентричностью, и ребенок, у которого предневроз, прежде всего чрез­мерно эгоистичен. Он невыносимо требователен, он знать не хочет, что родители устали, что у бабушки болит сердце, а у дедушки – голова. Он настырен и капризен.
  2. В то же время такой ребенок испытывает страх перед чужими людьми, в том числе перед сверстни­ками, ощущая свою несостоятельность, ибо вторая, основная, особенность предневроза – чувство неуверенности.
  3. Отсюда – характернейшая его сторона – контраст­ность поведения. Ребенок с предневрозом воистину непредсказуем. Верх берет чувство несостоятель­ности – и он отступает, уступает всем, мучительно нерешителен, боязлив, отказывается от желаемого. Верх берет чувство достоинства – и он очертя голову бросается в драку, в яростный конфликт, требователен, настырен. Он то уступает слабому, то бросается на заведомо более сильного. Он то позорно труслив, то отчаянно дерзок и смел.

Это – признаки не самого невроза, а предневроза, состояния, которое может длиться годами, и не исключено, что всю жизнь. Невроза как такового может никогда и не развиться, но он может и появиться после достаточного по силе физического или психического потрясения, при­чем актуального именно для этого, конкретного ребенка. Это как бомба замедленного действия, потому такое со­стояние несомненно требует внимания и вмешательства родителей и специалистов.

Читайте также:
Первые признаки и симптомы аппендицита у детей – не пропустите!

При продвижении к неврозу ребенок с предневрозом мучительно страдает от неуверенности в себе, однако он колеблется. Переживает внутренний конфликт. Если происходит что-то, что нарушает это шаткое равновесие – сокрушительная неудача, тяжелое унижение, чувстви­тельное поражение, т. е. острая психическая травмати­зация – ребенок потрясен, он окончательно и беспово­ротно разуверился в себе, однозначно капитулировал. Колебания кончились, болезнетворного внутреннего конфликта больше нет. Но это еще не невроз. Если он, капитулировав, отказался и от чувства собственного достоинства – это признак того, что он сломался. Если он капитулировал, но при этом сохранил чувство достоинства, то у него невроз. Но как сохранить чувство достоинства при капитуляции?

Cохранить его в таких случаях и помогает психологическая защита.

Психологическая защита, повторяем, это неосознаваемый самообман, такое отношение к себе, к другим и к жизни, при котором неосознаваемо прибегающий к ней человек искренне убежден, что он хорош, всегда и во всем, а окружающие всегда плохи, что не он слаб, а жизнь несправедлива к нему. А в результате защищено чувство достоинства, и чувство несосто­ятельности исчезает. Но при этом надо еще и как-то приспо­собиться к жизни! Психологическая защита при неврастении решает эту проблему очень просто.

Так как невроз, как было сказано выше, это, по сути, особая форма психологической защиты, он имеет определенные ин­дивидуальные черты в каждом конкретном случае в зависимо­сти от индивидуальных особенностей психики.

Общепринято выделять три основные формы невроза.

  1. Неврастения

Такие формы чаще развиваются у «женственных» детей, особенно мальчиков, привязанных к семье («генофиль­ных», от «генос» – род и «фил» – любить). Ребенок при неврастении предъявляет родителям “невротическую астению” – смертельную усталость, слабость здоровья.

Он ничего не требует, и от него ничего не требуют. Более того, все, даже дети, защищают его. Ему начинают во всем уступать. На него не возлагают ответственности, а именно этого он сильнее всего желает. Его не критикуют, не обвиняют, и это его вполне устраивает. Очевидно, что он “неплохо устроился”. Родители, учителя видят: он и в самом деле требует особого подхода, с него взятки гладки. И к нему нетребовательны – был бы жив.

Он капитулировал, и все признали правомерность капитуляции. Он капитулировал и сохранил при этом чувство достоинства, потому что говорит себе: «Если бы я был здоров, я был бы суперменом!». Это и есть невроз, в данном случае неврастения.

  1. Невроз навязчивых состояний

К неврозу навязчивых состояний ведет предневроз, имеющий свои специфические особенности: крайняя эгоцентричность – фиксированность только на себе, на своей безопасности, на своем благополучии, на своих проблемах с игнорированием интересов и проблем всех других людей; крайняя тревожность и мнитель­ность опять-таки относительно себя и своего здоровья, благополучия. Очень часто наблюдаются фобии – страх чего-то или кого-то.

В этих фобиях все осознанно: источник опасности и защита от опасности, когда ребенок в подъезд, в лифт один не войдет, а лучше – даже если он с мамой, под­нимется по лестнице, ибо и мама не поможет, если лифт испортится. Такой ребенок избегает толпы, за километр обходит пустынные места, собак и т.д. Короче, фобии – это устойчивый, осознанный страх смерти, несчастного случая, и они весьма характерны для данного преднев­роза. Дети с предневрозом, ведущим к неврозу навязчи­вых состояний, отказываются от сомнительной в плане угрозы здоровью пищи, чрезвычайно тревожно относят­ся к своему здоровью, и на приеме у врача, перебивая маму, сами излагают жалобы, поскольку опасаются, что мать может что-то упустить, чему-то важному не уделить внимания. Это дети, считающие свой пульс, сами ставя­щие себе градусник.

Безопасность, благополучие для такого ребенка тесно связаны с благополучием родителей. Он мучительно не уверен в себе и надеется только на них. Болезнь или лю­бая другая угроза себе или родителям, все, что угрожает благополучию, безопасности – острая психотравма для такого ребенка.

Колебания кончаются. Отныне все решается в пользу безопасности. Приходит спасительная психологическая “сверхзащита”. От страха перед жизнью, от страха смерти ребенок защищается символическими ритуалами. И это уже истинный невроз навязчивых состояний.

Защищаясь от тревоги и страха, дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, делают то, к чему часто прибегают просто тревожные дети, которые стучат три раза по дереву или трижды плюют через левое плечо.

Но невротику этого мало. Невротическая тенденция при данной форме невроза – достичь сверхбезопасности. “Чтобы ничего не случилось”, дети, страдающие невро­зом навязчивых состояний, особым образом взмахивают руками, при ходьбе притоптывают, пройдя несколько шагов, делают полный оборот, как бы выполняя команду “кругом”, и только после этого идут дальше. Они поми­нутно приседают, или обходят темные пятна на дороге, или поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени. Иногда такие дети ритуально ходят только зигзагами. Они не садятся в транспорт с непринимаемым номером, подобно тому как многие здоровые люди избегают цифры 13; они дотрагиваются с целью обезопасить себя до всех или каких-то опреде­ленных предметов, к примеру, до маминой одежды или до косяка двери.

Читайте также:
Тонзиллит у детей - причины, симптомы, диагностика

Ритуалы, навязчивые действия успокаивают их. Так они защищаются от страхов, в основе которых страх смерти, беды, неблагополучия. Но как при всем этом защитить достоинство? И внутренний голос звучит: «Я не труслив, я – осторожен!». А раз осторожен, значит, разумен, и чувство достоинства сохранено. Психологическая защита и в этом случае оформила невроз – невроз навязчивых состояний.

  1. Истерический невроз

Предневроз в случае истерического невроза характери­зуется крайней эгоцентричностью, требовательностью, склонностью всегда и во всех случаях, что бы ни случи­лось, обвинять других.

И ребенок гневно осуждает бабушку за то, что он ударил ее и у него болит рука. При предневрозе, ведущем к истерическому неврозу, дети отличаются “социальным инфантилизмом”: они как бы задерживаются в развитии на этапе раннего детства, когда “все можно”, и от ребенка в данном случае ничего не требуют. Характерно игно­рирование понятий “надо” и “нельзя”, “стыдно”. Властвует “хочу!” и “не хочу!”. Дети с этим предневрозом несамо­стоятельны и напоминают короля, который не способен раздеться без слуг.

Такие дети, как правило, негативно оценивают «себя сегодняшнего». Зато притязания их чрезмерно высоки. Мало того, самомнение их достигает уровня гордыни. Они подобны “надутой лягушке”. В результате в нем име­ет место конфликт высокого и низкого мнения о себе, конфликт между “хочу” и “надо, нельзя, стыдно”. Време­нами он осознает свою эгоцентричность, осознает, что в чем-то перегнул палку, что был не прав.

Он контрастен: то нестерпимо эгоистичен, то добр; то чрезвычайно требователен, то уступчив; то высокомерен, то уничижает себя. Главное же, что и у него есть чувство достоинства, ущемленное на этапе предневроза ощу­щением своей несостоятельности в реальной жизни. И он страдает от этого. У него конфликт гордыни, высоких притязаний и страха перед жизнью, неверия в свои собственные силы. Он противоречив, и в нем идет вну­тренняя борьба, борьба между “не хочу”, но “надо”, между “хочу”, но “нельзя”, “стыдно”.

Острая психическая травматизация для такого ребенка – все, что конфликтно противоречит “хочу” или “не хочу”. Это резко возросшие требования к нему, когда с его “хочу” или “не хочу” перестают считаться и эгоцентризму дают бой (ясли или сад, школа, встреча со сверстниками, когда вместо безоговорочно удовлетворяющих все его требования родителей он сталкивается с требующими от него); это жизненные трудности, когда уже не до его же­ланий и капризов, когда условия его жизни ухудшаются, что воспринимается как ужасающая несправедливость. Тогда ребенок отбрасывает “надо”, “нельзя”, “стыдно”.

И возникает психологическая защита в форме “бег­ства в болезнь”. Ведь больные имеют право на льготы, послабления, защиту от трудностей и сложностей жизни. Истеричность – приспособление к жизни. Истерический невроз имеет место даже у самых маленьких.

При истерическом неврозе организм ребенка спосо­бен воссоздать модель любого заболевания. Ребенок перестал посещать детский сад, школу, заболев грип­пом. В неосознаваемом зафиксировалось ведущее: из­мерили температуру, уложили в постель, захлопотали, все обязанности сняты. И вот возникла необходимость освободиться от чего-то неприятного. Неосознаваемо следует “приказ” центру терморегуляции – и темпера­тура тела повышена.

Истерическое приспособление в отличие от неврастении, когда неосознаваемо хотят одного – “оставьте меня в покое”, это решение своих эгоистических проблем руками других. Истерический симптом всегда имеет адресата. Почти всегда он адресуется родителям. Мать волнует болезнь ребенка – и он болеет. Она нервничает, если у ребенка плохой аппетит, – и он не ест. Ее пугает рвота – вот и она, худоба – и ребенок становится худым, в чем душа держится. В итоге от него ничего не требуют, ему служат, он получает все, что пожелает. Он истерически приспособился.

Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяжело и хронически болен. Если врач покажет ему графики его температуры: в субботу вечером нормальная, в воскресенье вечером, перед понедельником, – высокая, т. е. если врач разоблачит его, к упомянутому врачу он больше не придет, ибо это “плохой и злой” врач. Часто оскорбляется и мать: “Что же, выходит, ребенок симу­лянт?”. Он не симулянт, он болен, но, по меткому замеча­нию невропатолога Ж. Бабинского, “великая симулянтка” – его болезнь.

В случае, если родители заметили у ребенка нарушение поведения по какому-то из описанных типов, необхо­димо обратиться за помощью к детским специалистам: неврологам, психоневрологам, психологам. В случае необходимости будут рекомендованы медикаментозные средства или специальная психотерапия.

Читайте также:
Подрезание уздечки языка у детей – подготовка, способы проведения операции, последствия

Лучше предотвратить болезнь, чем потом с ней бороться.

Рекомендации по профилактике неврозов у детей

Cтараться изменять поведение ребенка, а не его личность. Бесспорно, необходимо обучать ребен­ка правилам поведения в обществе, но ни в коем случае нельзя подстраивать его к представлению родителей об идеальном человеке. Если и наказы­вать – то за конкретные проступки, а не за характер в целом. Действия и поведение ребенка могут подлежать любой оценке, но нельзя позволять себе критиковать его личность, приписывая ему отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый», «уродливый» и т.д.

Не акцентировать внимание на слабых сторонах ребенка и помогать ему развить те хорошие и достойные уважения качества. Девочка не краса­вица? Ну и что, зато какая у нее улыбка, какая она общительная, добрая и умная. Нельзя обходиться общими фразами про «это не главное», говоря про недостаток ребенка, обязательно предоставить какое-то его реально существующее положительное качество, как альтернативу.

Стараться объективно относиться к ребенку и формировать у него здоровое отношение к себе. Не приписывать ему несуществующих качеств, не хвалить за то, что хочет видеть родитель и уж тем более не ругать за то, что он «не хочет» делать то, на что по мнению родителей способен. Но и не замалчивать достоинства – любой талант ребенка ценен и только жизнь покажет, какой из них был самым важным.

Развивать в ребенке навыки социального пове­дения. Необходимо обучать ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знаком­ства, не допускать игнорирования и отстранения ребенка, следить за достаточным уровнем информи­рования ребенка – чтобы общаться с окружающими, надо иметь с ними общие темы для обсуждения.

Не допускать проявлений гиперопеки. Только если предоставить ребенку возможность самостоятель­ности – в разумных пределах, разумеется – он такой возможностью воспользуется.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что невро­за не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности. Ребенок должен любить себя, в нем естественен некоторый эгоизм, но так же он должен любить свое окружение – маму, папу, друзей, город, при­роду, свои повседневные занятия и т.д.

Задача родителей – воспитать в нем эти две способности: любить себя и любить других.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

Болит ушко

Вряд ли найдется на всем белом свете та счастливая мама, чей ребенок не просыпался ночью с плачем и словами «ушко болит». Так проявляет себя одно из наиболее распространенных заболеваний детского возраста – острый отит – воспалительный процесс среднего уха, расположенного между внутренним ухом и наружным слуховым проходом. По закону подлости заболевание возникает в самое неподходящее время (ночью, в выходные дни) и в самом неподходящем месте (на даче, в поездке), когда нет возможности показать ребёнка врачу оториноларингологу (ЛОР-врачу), поэтому очень важно, чтобы родители самостоятельно могли оказать первую помощь заболевшему ребенку.

Причины отита у детей

Самыми частыми причинами возникновения отита у ребёнка являются:

– заболевания верхних дыхательных путей,

– различные вирусные и бактериальные инфекции,

Нередко к отиту приводит чрезмерное усердие мамы при лечении насморка, когда при промывании носа жидкость в носовую полость вводится под давлением, что «загоняет» инфекцию в слуховую трубу и далее в среднее ухо. Способствуют развитию отита и анатомо-физиологические особенности строения организма ребенка: слуховая труба, соединяющая носоглотку с полостью среднего уха, у детей более широкая и короткая и расположена более горизонтально, чем у взрослых.

Зная причины развития отита, вы сможете предупредить это заболевание. Необходимо уделять своему ребёнку максимум внимания и заботы, ограждать от контактов с заболевшими, не допускать переохлаждения и укреплять иммунитет: соблюдать режим, гулять на свежем воздухе, обеспечить полноценное питание, с рождения заниматься закаливанием, не курить в присутствии ребенка.

Заподозрить отит внимательной маме не составляет труда. Основным симптомом заболевания является острая боль в ухе, о которой грудничок даст знать своим поведением, а более старший ребенок расскажет словами или продолжительным плачем.

Малыш грудного возраста становится беспокойным, пронзительно и длительно плачет и даже кричит, а главное, отказывается от груди, так как сосательные движения усиливают боль.

В кроватке он занимает положение на боку, при котором больное ушко прижимается к мягкой и теплой подушке, что способствует уменьшению боли.

Довольно часто у детей первого полугодия жизни отит сопровождается повышением температуры.

Читайте также:
Самые эффективные средства от насморка для детей – народные средства и лекарства

При надавливании на выступ на ушной раковине (козелок) боль усиливается, и ребенок бурно реагирует – плачет, отталкивает вашу руку.

Иногда отмечается покраснение ушной раковины и отек тканей вокруг нее.

Первая помощь ребенку при боли в ухе

Прежде всего необходимо облегчить болевые ощущения, для чего дать ребенку парацетамол в суспензии или свечах из расчета 10-15 мг парацетамола на 1 килограмм массы тела ребенка (при отсутствии противопоказаний). Хорошим обезболивающим эффектом обладает и детский нурофен, принятый внутрь в возрастной дозировке или в свечах ректально.

Местное лечение при отсутствии выделений из уха заключается в использовании обезболивающих и противовоспалительных капель, например, «Отипакса» и сухого тепла на область уха.

Перед введением капель в ухо их необходимо согреть до температуры тела, чтобы избежать усиления боли от соприкосновения воспаленной барабанной перепонки с холодным раствором. Но не следует каждый раз подвергать согреванию весь флакон с лекарством, так как от частых согреваний-остываний капли быстро придут в негодность. Лекарство должно храниться в холодильнике, а перед процедурой опустите чайную ложку в горячую воду, затем вытрите насухо и накапайте в нее 6-7 капель из флакона. Так вы согреете нужное для одной процедуры количество лекарства и сбережете основной объем для дальнейшего использования. Лекарство закапывают в наружный слуховой проход: по 3 – 4 капли два – три раза в сутки. Хорошо снимают боль ватные турунды, смоченные теплым отипаксом или камфорным маслом.

Для улучшения проходимости слуховой трубы и при затруднении носового дыхания применяют сосудосуживающие капли в детских дозировках («Називин», «Отривин», «Виброцил» и другие).

Больное ушко любит тепло, приложите на область уха проглаженную утюгом мягкую хлопчатобумажную (байковую, фланелевую) салфетку (теплую, но не горячую!).

Если из уха появились гнойные или кровянистые выделения, прекратите закапывать любые лекарства до осмотра ребенка ЛОР-врачом.

Поводом для вызова скорой помощи являются выделения из слухового прохода, свидетельствующие о перфорации барабанной перепонки, а также если боль в ушах сопровождается повышением температуры тела выше 38,5ºС.

Часто родители ребёнка, болеющего отитом, задают вопрос: можно ли купать и гулять с ним на улице? Это не противопоказано, но необходимо соблюдать некоторые условия:

  • погода на улице не должна быть дождливой, мокрой, ветреной и холодной, потому что замерзание может спровоцировать отёчность слуховой трубы и слизистой носа, а это может осложнить процесс выздоровления;
  • у ребенка не должно быть повышенной температуры тела;
  • одевайте ребенка по погоде, не кутайте его, чтобы не перегревался и не потел на улице, на голове должна быть шапочка, закрывающая ушки (но не в жаркие летние дни);
  • во время купания остерегайтесь попадания воды в ухо;
  • после водных процедур ребёнок должен находиться в тёплом помещении.

И не забывайте! Посещение врача – оториноларинголога при отите обязательно!

Отит у ребенка

Автор: Росточек —

ЛОР-заболевание, течение которого характеризуется развитием воспалительного процесса в ухе, называют отитом. В зависимости от того какая часть уха воспалена различают наружный, средний и внутренний отиты.

Самым распространенным из них является средний отит. Наиболее часто отитами болеют дети.

Причины

Основными причинами развития отита у детей являются:

  • инфекции (причиной отита могут быть бактерии, вирусы и грибки);
  • хронические ЛОР-заболевания;
  • различные аллергены (становятся причиной развития аллергического отита).

Органы слуха у ребенка требуют особого внимания. И если малыш склонен к заболеваниям, то следует применять необходимые меры, например массаж барабанной перепонки.

Факторами, которые могут спровоцировать отит у детей, являются:

  • аденоиды (эти образования со временем разрастаются и перекрывают слуховую трубу, что создает благоприятную среду для развития болезнетворных микроорганизмов);
  • постоянное шмыганье носом и плач ребенка;
  • частые простуды и ОРВИ;
  • анатомическое строение евстахиевой трубы (у детей она узкая и короткая, что способствует более быстрому проникновению инфекции в ухо).

Симптомы

Заболевание начинается внезапно с резкого подъема температуры (до 39-40 градусов). Появляется режущая боль в ухе, которая усиливается при высмаркивании, жевании и глотании.

У маленьких детей диагностировать отит сложнее. Они не умеют разговаривать, поэтому понять причину их плача и беспокойства родителям бывает трудно. Какие симптомы в этом случае могут указывать на отит?

Ребенок плохо сосет, он беспокоен, не может заснуть, постоянно плачет. Во время кормления ребенок часто отрывается от груди, кричит и плачет, так как при сосании боль усиливается. Но если малыша прижать больным ухом к груди, то он успокаивается и засыпает. Когда малыш немного подрастает, то при отите он пытается дотянуться до больного уха ручкой.

Если отит протекает тяжело, то возможно появление таких симптомов, как запрокидывание головы, рвота, понос.

Дети более старшего возраста при отите жалуются на боли и шум в ушах, снижение слуха, ощущение давления и чувства заложенности в ухе, боли в горле. При остром течении заболевания у ребенка резко повышается температура, возникает общая слабость, он отказывается от еды и не может заснуть.

Читайте также:
Сухая кожа у ребенка на руках, ногах, пальцах, теле: причины и что делать

Если из уха начинает выделяться гной, то это может говорить о разрыве барабанной перепонки. Болевые ощущения в ухе при этом затихают, температура снижается.

Лечение

Своевременно начатая правильная терапия при отите позволяет избавиться от заболевания в короткие сроки и не допустить развития осложнений.

В большинстве случаев для лечения отита достаточно консервативного лечения. Ребенку в обязательном порядке назначают антибиотикотерапию. Продолжительность курса лечения определяет врач (в среднем это 5-7 дней). Помимо антибиотиков назначают сосудосуживающие препараты (капли в нос). Это делается для восстановления проходимости слуховой трубы.

В качестве местных средств при отите у детей используют:

  1. При катаральном отите для улучшения кровообращения в очаге воспаления применяют тепло (прогревание уха синей лампой), водочные компрессы, ватные турундочки с ушными каплями.
  2. При гнойном отите применяют антибиотики (после очистки уха от гноя и обработки его дезинфицирующим раствором). Помимо этого показано проведение физиотерапии (лазерное излучение, УФО, УВЧ).

Средняя продолжительность лечения гнойного отита составляет не менее двух недель, катаральный отит при отсутствии осложнений можно вылечить за неделю.

В случае прогрессирования заболевания и развития осложнений показано проведение хирургического лечения отита в условиях стационара.

Что нельзя делать при отите

Следует помнить, что если температура тела поднимается выше 38 градусов, то проведение любых физиопроцедур (ингаляции, согревающие компрессы и так далее) категорически запрещено, так как это может привести к дальнейшему ухудшению состояния ребенка.

Также под запретом находится борный спирт, который в прошлые годы активно применялся для лечения отита. Дало в том, что его применение может вызвать ожог барабанной перепонки, что может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья пациента.

Если из уха ребенка начал выделяться гной, не стоит пытаться делать глубокую очистку уха ватными палочками, так как терапевтического эффекта эта процедура не дает, но может травмировать барабанную перепонку.

Следует помнить, что отсутствие лечения, так же как и самолечение могут привести к развитию целого ряда осложнений (хронический отит, острый мастоидит, ухудшение слуха). Поэтому при первых признаках отита необходимо немедленно показать ребенка врачу!

Запись на консультацию к врачу-оториноларингологу по телефону: 216-15-13

К Вашим услугам консультации и лечение опытными оториноларингологами.

Отит у ребенка

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

Средний отит очень распространен у детей. Вирусное или бактериальное воспаление слизистых оболочек достаточно болезненное, но чаще всего заживает быстро и без осложнений. Воспалению среднего уха предшествует простудное заболевание носоглотки. Но не стоит недооценивать данное состояние. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем лучше.

Наружный отит у ребенка развивается при прямом контакте с источником инфекции и поражает наиболее подверженную воздействию часть слухового прохода. Более распространенным является средний отит, который затрагивает часть за барабанной перепонкой (эта форма болезни не заразна).

Виды отита у детей

Воспалительное заболевание уха имеет различную локализацию и симптоматику:

Наружный. Поражает видимую часть ушной раковины и начинается с появления фурункула или нагноения.

Средний. Патологический процесс охватывает область среднего уха и барабанную перепонку.

Отит бывает катаральный и гнойный, в зависимости от характера воспалительного экссудата Катаральная форма развивается на фоне воспалительного процесса носоглотки и часто протекает без ярко выраженной симптоматики. Гнойный отит у ребенка имеет инфекционный характер и охватывает все анатомические отделы среднего уха.

Причины отита у ребенка

Дети более восприимчивы к отиту, особенно в дошкольном возрасте. Причины этой предрасположенности различны. Прежде всего, это проблема анатомического строения: евстахиева труба, расположенная внутри слухового прохода и соединяющая ухо с горлом, еще не имеет такого положения, как у взрослого человека. Именно поэтому гнойное содержимое трудно выделяется, застаиваясь внутри.

Кроме того, иммунная система ребенка, как правило, незрелая в первые годы жизни, что затрудняет борьбу с инфекциями. Увеличенные миндалины, носовые полипы (наросты слизистой оболочки в носу) или хронические инфекции верхних дыхательных путей осложняются присоединением различных инфекций. Как только бактерии или вирусы попадают в среднее ухо через ушную трубку, они вызывают воспалительный процесс.

Маленькие дети особенно восприимчивы к ушным инфекциям, т. к. евстахиева труба у них еще очень короткая, но имеет сравнительно большой диаметр. В результате отделяемый секрет или другая тканевая жидкость выделяется значительно хуже, чем у взрослых, обеспечивая вирусы и бактерии идеальной питательной средой. В результате воспаления, вызванного возбудителями, слизистые оболочки продолжают набухать, и выделяемый секрет закупоривает внутреннее ухо. В редких случаях патогены проникают в ухо через кровь. Примерами этого является отит при скарлатине.

Читайте также:
У ребенка красные пупырышки на языке: причины и лечение

Факторы, повышающие риск развития среднего отита у детей:

Острый средний отит у детей часто вызван бактериями, такими как пневмококк, стрептококк или стафилококк. Они проникают из носоглотки в среднее ухо, где размножаются и вызывают воспаление. Среди причин также следует выделить мельчайшие травмы кожи слухового прохода, которые возникают при неправильном использовании ватных палочек или других вспомогательных средств.

Если заболевание протекает без осложнений, то может быть вылечено спонтанно – через 2-3 дня. При назначении терапии первые улучшения, как правило, происходят через несколько дней, а инфекция должна исчезнуть в течение недели. Если у ребенка осталась жидкость в ухе после выздоровления, то необходимо динамическое наблюдение. В норме она присутствует в течение 3-6 недель после выздоровления.

Симптомы отита у детей

При развитии заболевания дети очень беспокойны и много плачут. Сначала они хватаются за больное ухо, позже любое прикосновение вызывает сильную боль. Дети старшего возраста отказываются от какой-либо пищи, жалуются на резкую, пульсирующую боль.

Основные симптомы отита у детей:

высокая температура тела (до 40 градусов);

ухудшение общего состояния.

Поскольку накопление выделений в ухе вызывает декомпенсацию в механизме управления давлением, могут присутствовать такие симптомы, как тошнота, рвота, головокружение, потеря аппетита и бессонница.

Случается, что из уха также вытекает гнойный, кровянистый секрет. Данный признак указывает на разорванную барабанную перепонку. После появления гнойных выделений внутреннее давление ослабевает и боль проходит. Наружный отит сопровождается болью при нажатии на козелок, отеком и зудом в области ушной раковины.

Возможные осложнения

Накопление жидкости в среднем ухе может повлиять на слух. Если жидкость не удаляется или ушная трубка остается заблокированной в течение длительного времени, то есть риски присоединения бактериальной инфекции.

Редкие осложнения отита у детей:

воспаление прилегающих костей (мастоидит) с покраснением за ухом и оттопыренной ушной раковиной;

воспаление мозговой оболочки (менингит) или паралич лицевого нерва.

Если у ребенка часто возникает данное заболевание, слух может ухудшаться. Не исключено, что это замедлит развитие речи.

Диагностика отита у детей

При появлении первичных симптомов необходимо проконсультироваться с педиатром, чтобы определить верный терапевтический путь. При необходимости пациент будет направлен к узкому специалисту – отоларингологу.

Врач осматривает ухо с помощью отоскопа. Выпуклость барабанной перепонки указывает на скопление жидкости и повышение внутреннего давления. Специалист в обязательном порядке изучает историю болезни ребенка:

часто ли он страдает от ушных инфекций;

была ли диагностирована инфекция в недавнем времени в области дыхательных путей.

При ухудшении слуховых качеств ЛОР проверяет слух ребенка. Специалист также может провести проверку подвижности барабанной перепонки (тимпанометрию), чтобы обнаружить скопление жидкости в среднем ухе.

Лечение отита у ребенка

Существуют различные подходы к лечению инфекции слухового прохода. Врачи, как правило, избегают немедленного назначения антибиотиков по нескольким причинам, тем более что отит часто заживает спонтанно через несколько дней. Если инфекция вызвана вирусом, антибактериальные препараты будут совершенно бесполезны. Антибиотики также не лишены побочных эффектов и могут вызывать резистентность.

Основные методы лечения отита у ребенка:

Антибактериальное. Назначаются антибиотики, если ребенок страдает частыми ушными инфекциями, а также при наличии факторов риска развития осложнений. Врачи, как правило, принимают выжидательную тактику (от 48 до 72 часов), чтобы оценить состояние пациента. Препаратом выбора, как правило, является Амоксициллин.

Болеутоляющее. Для облегчения общего состояния ребенка и уменьшения боли назначаются обезболивающие препараты. Ушные капли не только снимают дискомфорт, но также уменьшают отек и устраняют воспалительный процесс. Имеется противопоказание – нарушение целостности барабанной перепонки.

Обязательно назначаются назальные сосудосуживающие спреи, которые останавливают образование слизи в носовых пазухах и предотвращают прогрессирование болезни.

В тяжелых случаях, когда средний отит повторяется снова и снова, в барабанную перепонку вставляется небольшая трубка. Таким образом, жидкость может стекать. Иногда при частых ушных инфекциях необходимо удалить миндалин.

В неперфоративной стадии проводится очищение наружного слухового прохода и промывание среднего уха. Для улучшения функции слуховой трубы назначается процедура продувания по Политцеру.

Хирургическое лечение отита у ребенка проводится при сильных и продолжительных болях, нагноении в ушной полости и разрыве барабанной перепонки. Операция (тимпанопластика) необходима в запущенных случаях, когда прогрессирует тугоухость и повреждается слуховая косточка.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие отита, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

Если у ребенка простуда, следует использовать сосудосуживающие назальные капли (по назначению врача).

Прививки против отдельных патогенов, таких как пневмококк и грипп могут предотвратить часть инфекций.

Читайте также:
У ребенка появились длительные отрыжки во время сна - что это может быть?

Своевременное и правильное очищение носовых ходов от скопившейся слизи.

Острый отит у детей является одним из наиболее распространенных заболеваний. Частые или запущенные ушные инфекции представляют опасность для слуха и речи. Лечение нужно проводить своевременно, обратившись к врачу.

Преимущества лечения отита в клинике «РебенОК»

В клинике работают врачи с большим практическим опытом. Специалисты используют современное диагностическое оборудование и назначают эффективное лечение детского отита, учитывая возраст и состояние пациента. При необходимости можно вызвать врача на дом или воспользоваться услугой «Online-консультация».

Бойкова Н.Э., Рыбалкин С.В. Острый средний отит у детей: стандарты лечения. [Электронный ресурс]

Устинович А.А., Устинович К.Н. Особенности клинических проявлений острого среднего отита у детей первых месяцев жизни. [Электронный ресурс]

У ребенка и температура, и болит ухо

Возникают такие ситуации, когда родители обнаруживают, что у ребенка и температура, и болит ухо. Такое состояние оставлять без внимания нельзя, самолечение тоже не рекомендуется. Как можно быстрее нужно попасть к врачу, потому что такое состояние чревато осложнениями. Очень часто боль в ушах может возникнуть из-за попадания в полость воды, инородного тела, также причиной могут быть простудные заболевания.

Большинство мамочек интересуются тем, что делать, когда у ребенка температура и болит ухо? Ответ однозначный, не нужно паниковать, а следует уметь оказать первую помощь.

Этиология

Причинами заболевания могут быть внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:
  • нахождение инородного тела в ушной полости;
  • укус какого-нибудь насекомого вблизи ушной раковины;
  • образование серной пробки;
  • попадание воды в слуховой проход;
  • различные травмы.
К внутренним факторам, которые могут спровоцировать боль в ухе, относится:
  • возникновение отитов, евстахиитов, разных грибковых заболеваний;
  • вирусные инфекции;
  • частые ангины;
  • внутричерепное давление.

В любом случае, только врач может определить, что могло стать причиной такого состояния ребенка.

Первая помощь

Когда у ребенка болит ухо и температура до 38 градусов, то нужно предпринять меры, направленные для облегчения состояния малыша.

Для этого нужно дать ребенку жаропонижающее средство для снижения температуры и обезболивания болевых ощущений. Дозировку нужно соблюдать строго по инструкции препарата.

Закапать в носовые ходы сосудосуживающие назальные капли. Они снимают отек и улучшают проходимость слухового органа.

Не стоит забывать, что вышеперечисленные манипуляции относятся к первой помощи. Чтобы исключить осложнения заболевания и заняться лечением, необходимо обратиться к специалисту.

Как диагностировать заболевание уха?

Для диагностики нужно вспомнить, чем в течение дня занимался малыш. Может его купали или он активно игрался. Если он недавно перенес простудные заболевания и у ребенка болит ухо и поднимается температура, то следует насторожиться, это может быть осложнением раннее перенесенного заболевания.

Как провести диагностику:
  • необходимо осмотреть орган на наличие инородного предмета и гнойных выделений;
  • когда ребенок более менее успокоится нужно незаметно потянуть его за мочку уха и посмотреть на реакцию. Если малыш никак на это не отреагирует, то это, скорее всего не ушная боль;
  • измерить температуру и давление.

Когда ребенок страдает от перепадов давления и боль никак не связана со слуховым органом, вызвать ЛОР-врача не стоит, нужно обратиться к врачу педиатру и в дальнейшем следовать его рекомендациям.

Лечение

Терапевтическое лечение может назначить только врач в результате осмотра и обследования ребенка.

Врач может назначить:
  • обезболивающее и жаропонижающее средство;
  • ушные капли;
  • сосудосуживающие капли для носа;
  • антибиотики.

Лечение должно проходить под контролем специалиста.

Профилактика

Профилактика заключается в:
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • долечивание вирусных и воспалительных заболеваний;
  • вытирание ушной раковины после купания ребенка;
  • предотвращение образования серных пробок.

При соблюдении профилактических мер, понижается риск возникновения заболевания.

Отит у детей

  • Разновидности болезни
  • Почему возникает воспаление среднего уха?
  • Наружное и внутреннее ухо: причины воспаления
  • Признаки отита
  • Болит ухо у грудничка: что предпринять?
  • Лечение острого заболевания: с чего начать?
  • Лечение отита у детей

Когда ребёнок жалуется на появление острой боли в ушке, плачет и капризничает – такое состояние малыша выведет из равновесия даже самого стойкого и опытного родителя. Острую стреляющую боль в ухе нелегко вынести взрослому человеку, что уж говорить про детей.

Боль сигнализирует о появлении в ухе воспалительного процесса. То есть развивается отит. По статистике, к пятилетнему возрасту почти каждый ребёнок хотя бы раз, но успевает переболеть этим заболеванием.

Чтобы облегчить состояние малыша и избавиться от болезни, каждый родитель должен уметь отличать первые признаки болезни, знать, какое лечение подойдёт ребёнку, а также какие меры нужно предпринять, чтобы предупредить отит в будущем. Давайте, разберёмся!

Разновидности болезни

Наше ухо состоит из трёх областей: наружной, средней и внутренней. Первая — это видимая часть уха, которую мы в повседневной жизни и называем ухом. Средний и внутренний отделы не видны и имеют сложное строение. Появление острого воспаления уха у детей может коснуться каждой из его части, поэтому диагноз подразделяют соответственно на наружный, средний и внутренний отит.

Читайте также:
Менингит у детей: последствия, реабилитация, профилактика

Две трети зафиксированных случаев болезни приходится на острый средний отит. У детей до года – двух лет этот процент ещё выше. Так как болезнетворные микроорганизмы попадают в среднее ухо из носоглотки.

Острое воспаление среднего уха представлено катаральной, экссудативной и гнойной стадиями. Катаральное воспаление считается острым воспалением начальной стадии. В этот период больной начинает ощущать заложенность в ухе и ухудшение слуха. При экссудативной форме образуется вязкий секрет — именно он, накапливаясь, вызывает болевые ощущения. Отличительная особенность острого процесса этого типа воспаления — гноетечение из уха. Это самая тяжёлая разновидность болезни, сопровождаемая высокой температурой.

Если средний острый отит у детей не лечить, начинается развитие отита внутреннего отдела — лабиринтит. Для детей такое состояние крайне опасно и требует правильного лечения. Иначе последствия могут быть очень тяжелыми.

Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25
или воспользуйтесь формой обратной связи

Исходя из продолжительности заболевания, разделяют отит в острой форме, подострой и хронической. Острое течение болезни характеризуется стремительным началом, длится такое состояние не больше трёх недель. Если болезнь у ребёнка длится от трёх недель до трёх месяцев, мы говорим о подострой форме. Если острое заболевание не лечить или лечить острый воспалительный процесс неправильно, произойдёт хронизация воспалительного процесса. Такое заболевание уже будет длиться более трёх месяцев.

Почему возникает воспаление среднего уха?

Как мы упоминали, дети подвержены заболеваниям уха намного чаще, нежели взрослые. И это легко объясняется. Главная причина развития болезни напрямую связана с особенностями слуховой трубы ребёнка. Анатомия евстахиевой трубы такова, что она короче и шире, чем слуховая труба взрослого человека. А отсутствие изгибов позволяет инфекции беспрепятственно проникать из носоглотки в полость среднего уха.

Причинами возникновения отита являются:

  • переохлаждение или, наоборот, перегревание тела;
  • имеющиеся в организме хронические инфекции у детей (например, хронические воспалительные процессы носоглотки, откуда инфекция может легко попасть в ухо);
  • аденоиды;
  • слабый иммунитет;
  • аллергический ринит;
  • повреждения уха;
  • неправильное кормление грудничков: детей на грудном вскармливании нельзя кормить лёжа на спине – в таком положении молоко может попасть из полости носа и глотки в барабанную полость и запустить там воспалительный процесс.

Наружное и внутреннее ухо: причины воспаления

Воспаление наружного уха проявляется при попытках почистить уши посторонними предметами, в ходе чего в них проникает инфекция. Отит может появиться при попадании бактерий в кровь через ранки и повреждения кожных покровов уха. Поэтому родителям нужно следить, чтобы малыш никогда не ковырял в слуховом проходе острым предметом.

Некоторые родители чересчур усердствуют, ежедневно проводя детям гигиену ушей и вычищая из них серу, что в корне неправильно. Сера — это естественный барьер от защиты от болезнетворных организмов, поэтому подобная излишняя чистоплотность открывает путь бактериям в дальние области уха.

Появление отита наружного может быть спровоцировано попаданием в ухо воды, в которой содержатся возбудители болезни, к примеру, во время купания в загрязнённых водоёмах.

Лабиринтит или внутренний отит в острой форме проявляется при отсутствии своевременного лечения острого течения отита среднего уха. Инфекция способна проникнуть во внутреннее ухо через оболочки мозга (при менингите) или с кровотоком, если болезнетворные микроорганизмы уже присутствуют в организме. Дети с таким диагнозом нуждаются в незамедлительной помощи врача-оториноларинголога. Если должное лечение воспалительного заболевания внутреннего уха не оказывается, прогноз для жизни и здоровья может быть неблагоприятным.

Признаки отита

С какими же симптомами отита у малышей сталкиваются родители? Симптоматика непосредственно зависит от места расположения воспаления.

При наружном воспалении видимая часть органа слуха краснеет и отекает, больного беспокоит зуд. Ещё один признак наружного воспаления — боль во время пережёвывания пищи или глотании. Если у ребёнка болит ушная раковина — это нетрудно проверить: слегка потяните за мочку уха, и по реакции малыша всё сразу будет понятно. Заболевание наружного уха бывает очаговым или диффузным. При очаговом воспалении проявляются фурункулы, то есть воспаление точечное. Как только фурункул созревает, и из него выходит гнойное содержимое, болевой синдром проходит. При диффузном типе течения воспаляется слуховой проход полностью или какая-то его область. Кожные покровы слухового прохода при этом шелушатся, зудят, иногда проявляются волдыри.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

При остром среднем отите проявления недуга зависят от характера воспаления. При отите у детей с катаральной форме заболевания у ребёнка появляется следующая симптоматика:

Читайте также:
У ребенка долго держится температура 37-37,5: в чем причина и что делать?

  • острая боль, которая периодически отдаёт в виски или челюсть (в ухе «стреляет»);
  • повышенная температура тела;
  • чувство заложенности в ушах;
  • сонливость, малыш становится капризным, беспокойным;
  • иногда возможна рвота.

Если своевременное лечение острого отита у ребёнка на начальной стадии не проводить, болезнь перейдёт в гнойную стадию. При ней боль становится более нетерпимой, слух заметно снижается. Если произошла перфорация (разрыв) барабанной перепонки, из уха начинается гноетечение.

Если лечение острой формы отита не проходило на должном уровне либо было начато очень поздно, с большой долей вероятности заболевание станет хроническим. При таком заболевании симптомы выражены слабо, болевые ощущения терпимы. Для хронического диагноза характерны гнойные выделения из уха, поскольку барабанная перепонка не успевает зарасти, характерен звон в ушах, а слух постепенно будет ослабевать.

При лабиринтите наблюдаются частые головокружения, тошнота и рвота.

Болит ухо у грудничка: что предпринять?

С малышами дело обстоит гораздо сложнее. Грудной ребёнок не в состоянии рассказать, что и как у него болит, и родителям остаётся только внимательно наблюдать за изменениями в поведении малыша. Больной малыш становится капризным, вялым, теряет аппетит. Ни с того, ни с сего он начинает пронзительно кричать, особенно во время ночного сна. Грудным детям становится больно сосать или глотать. Больной малыш постоянно держится за больное ухо или пытается лечь на него, чтобы снизить болевые ощущения.

Малыши до года гораздо чаще подвержены воспалению органа слуха, потому что много времени проводят лёжа, а это приводит к скоплению слизистых масс в носоглотке, что является прекрасной средой для размножения бактерий.

В некоторых случаях наблюдаются рвота и диарея.

Во время лечения грудным детям назначают не ушные капли, а капли для носа. В остальном методы лечения болезни совпадают с лечением дошкольников и школьников.

Лечение острого заболевания: с чего начать?

Видя реакцию ребёнка на острую боль, многие родители теряются и не знают, что делать, чтобы облегчить состояние малыша. При малейшем подозрении на воспаление уха нужно обратиться за врачебной помощью, особенно если вы заметили гнойные выделения из уха. Чем раньше вы приступите к лечению отита, тем быстрее наступит выздоровление, а риск развития осложнений сведётся к нулю.

Лечением отита должен заниматься только ЛОР-врач! Если по какой-то причине нет возможности сразу обратиться к медикам за лечением (например, резкая боль возникла ночью), нужно обезболить ухо. При острых болях детям дают лекарственные средства на основе парацетамола или ибупрофена (например, «Панадол» или «Нурофен»). А утром нужно отправиться в клинику.

На приёме ЛОР осмотрит ребёнка с помощью отоскопа или специальной ушной воронки, определит локацию воспалительного процесса, его характер (острым или хроническим заболеванием страдает малыш) и даст рекомендации по лечению.

Не стоит лечить отит самостоятельно! Дома помимо приёма обезболивающих препаратов, нужно аккуратно высморкать больного, а у грудничка извлечь слизь специальным аспиратором. На этом проведение лечения собственными силами должно закончиться.

Некоторые родители ошибочно, без консультации с врачом, пытаются облегчить состояние больного и вылечить острый отит у ребёнка при помощи ушных капель. Но если барабанная перепонка лопнула, применять, например, спиртовые капли не только нежелательно, но и опасно!

Лечение отита у детей

При воспалениях наружного уха применяется местное лечение: фурункул или место воспаления смазывают антисептиками и делают спиртовые компрессы. Как только фурункул созревает, место его локализации обрабатывают «Мирамистином» или «Хлоргексидином» и накладывают марлевые повязки, пропитанные «Левомеколем». При необходимости назначают антибактериальные препараты.

План симптоматического лечения воспаления среднего отдела (внимание, лечение проходит под наблюдением врача) включает в себя:

  • использование капель для ушей;
  • лечение антибактериальными препаратами (выбор средства, его дозировка и продолжительность лечения острого заболевания зависят от возраста человека и определяются лор-врачом);
  • регулярное очищение носовых ходов и использование детских сосудосуживающих капель для носа;
  • приём антигистаминных препаратов для снятия отёчности;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • в особо тяжёлых случаях — хирургическое вмешательство (парацентез барабанной перепонки или антротомия).

Лабиринтит лечится исключительно в условиях стационара, поскольку этот вид заболевания может спровоцировать тяжёлые осложнения отита (к примеру, менингит или сепсис).

Как вы видите, последствия отита весьма серьёзны, а временами и очень опасны. Своевременно обращайтесь за профессиональной помощью и исключительно к грамотным оториноларингологам. Правильно подобранная терапия и соблюдение рекомендаций по лечению — залог скорейшего выздоровления.

Пожалуйста, звоните, записывайтесь на приём и приходите.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: