Обзор 10 самых вредных детских игрушек

Осторожно, игрушки! Или 10 самых вредных и опасных игрушек для детей разного возраста

Кому нужна гора игрушек?

Вы уверены, что малышу нужно все то, что рекламируется на детских ТВ каналах? И те горы разноцветной пластмассы, что услужливо предлагают нам детские магазины

и просто супермаркеты? Двадцатый плюшевый заяц, сто пятнадцатая машинка, пятидесятая кукла сексапильных форм и с устрашающим макияжем. Может быть, они нужны вам? Скорее всего, по-настоящему нужны они только
тем, кто их производит и продает
. Маркетологи не зря получают свою зарплату. Им вполне удается убедить родителей, бабушек и дедушек и всех остальных, желающих осчастливить малыша, доставать кошелек регулярно и не особо при этом задумываться. Дети вырастают потребителями,
гоняющимися за новинками
и теряющими к ним интерес ровно через 5 минут после вожделенной покупки.
Возьмите за правило
для себя и донесите до любящих родственников: какие игрушки нужны ребенку, решаете только вы. Пусть игрушек будет мало, зато они точно будут
полезными и качественными
.

Набор для детей «Доктор»

В комплект входит мешочек с органами и человек с дырочками на теле. Суть игры в том, что нужно правильно вставить печень, желудок, сердце. А потом их аккуратно достать пинцетом. Казалось бы, такая игрушка способна помочь при изучении анатомии, однако педагоги и психологи уверены, что изучать внутреннее строение как человеческого организма, так и животных нужно начинать в определенном возрасте, когда детская психика готова к усвоению подобной информации и только под наблюдением учителя. Такая игра противопоказана детям, так как приводит к нарушению психики у детей.

Какие игрушки ребенку вредны?

При всей кажущейся безобидности плохие игрушки могут нанести вред и физическому здоровью малыша, сказаться на его психике, мировоззрении, развитии вкуса и эстетического чувства. Покупать все подряд без разбора

просто опасно для детей! Начнем с очевидного:
некачественные игрушки
могут привести к серьезным проблемам со здоровьем ребенка. Материалы и покрытия
дешевых китайских игрушек
могут содержать вредные химические вещества, вплоть до тяжелых металлов. И аллергические реакции – даже не самые неприятные последствия от контакта с такими игрушками. Опасны
конструкторы с магнитными шариками
. В сети ходит много трагических историй на тему того, что бывает, если ребенок проглотит 2 сильных магнита. Опасны электронные игрушки, имитирующие
бытовую технику (пылесос, стиральную машину
), внутри которых находится множество мелких пластиковых шариков. Естественно, любому малышу очень хочется их выпотрошить. Они могут попасть в дыхательные пути. Да и глотать их вовсе не полезно для здоровья. Опасны
громко поющие, пищащие, мигающие дешевые китайские изделия
, которые предлагаются на лотках, например, в цирке или на рынках. Они настолько некачественные, что буквально разваливаются в руках, хотя выглядят, конечно, очень соблазнительно для детей. Вообще все громкие
китайские музыкальные игрушки
могут представлять опасность для нежного детского слуха, не говоря уже о воспитании эстетики и чувства вкуса. Модные нынче дорогие
летающие игрушки
(вертолеты, дроны, феи) подходят только для детей школьного возраста. Управлять ими сложно, и они могут травмировать руки или лицо малыша.
Плюшевые звери
— тоже вредные игрушки: они накапливают много пыли, в них разводятся пылевые клещи, что может стать причиной развития аллергии и даже астмы. Можно оставить одного или двух плюшевых любимца, с которыми ребенок любит засыпать, и которых можно периодически стирать в машинке. Желательно, чтобы расцветкой и строением тела такие игрушечные зверьки были похожи на настоящих. Это далеко не полный список игрушек, которые могут представлять опасность для здоровья маленького ребенка. К тому же на рынке постоянно появляются
чудо-новинки китайской промышленности
. Поэтому относитесь к покупке игрушек настороженно, рассматривайте каждую критически и придирчиво. Родителям иногда кажется, что если игрушка продается
в детском магазине
, то она точно безопасна, протестирована, сертифицирована и так далее. К сожалению, это далеко не всегда так. И ответственность за вред, причиненный опасной игрушкой, несут родители. Поэтому обязательно требуйте в магазине
сертификат качества
. Внимательно изучите игрушку, прежде чем давать ее ребенку. Вот, на что нужно обратить внимание:

  1. Общая добротность игрушки, надежность крепления деталей.
  2. Качество материала и окраски. Вас должен насторожить неприятный «химический» запах
    , чрезмерно яркая «кислотная» расцветка, пачкающая краска.
  3. Наличие мелких деталей
    , которые малыш может проглотить или вдохнуть.

Неокуб

Казалось бы, чудесная игрушка, развивающая мелкую моторику ребенка. Воспитывает старательность и терпение.

Саморазвивающая игра состоит из большого количеств шариков-магнитов. Из них можно составлять все, что душе угодно. Мелкие прохладные детальки, если их даже просто перебирать руками, уже развивают мелкую моторику.

Но если игру использовать не по назначению, то без помощи медиков не обойтись. Попадая в организм ребенка, они уже выйти самостоятельно не могут.

Притягиваясь внутри тела друг к другу, они способствуют образованию конгломератов органов, вызывая боль, рвоту, быстрое ухудшение самочувствия, без оказания помощи уже не обойтись.

Для их извлечения требуется оперативное вмешательство. Реабилитация после обширных операций по поводу извлечения металлических шариков весьма трудоемкая.

Игрушки, вредные для души

Бывают игрушки очень дорогие, качественно сделанные, продающиеся в хороших детских магазинах, да еще и популярные у друзей вашего малыша. Как такую не купить. Однако не торопитесь, стоит задуматься перед покупкой. Возьмите игрушку в руку

, постарайтесь почувствовать,
какую идею
, какой образ, какую энергию она несет? Если это популярная в последнее время кукла из серии про монстров и мертвецов, чему она научит вашу дочку? Или вооруженный до зубов робот-убийца с искаженным злобой лицом – он точно нужен в вашей детской? Дети
воспринимают мир некритично
, таким, какой он есть. То есть, если подружки играют в мертвецов, и мне мама купила мертвую девушку, чтобы поиграть, значит, так тому и быть. И вот
любимая игрушка ребенка
– девушка с клыками в гробу. Но зачем же допускать такую ситуацию! В мире полно прекрасных и светлых вещей:
радость, жизнь, материнство
, созидание, благородство. Так почему бы не
фокусироватьвнимание
ребенка на них, даже если это не модно. Покупайте вашему ребенку игрушки, которые соответствуют
ценностям вашей семьи
. Подумайте, что важно для вас, что бы вы хотели развивать в детях. Например, чему учит девочку розовый мир Барби? Бесконечной смене нарядов, увеселениям и вечным каникулам, важности нереальной сексуальной фигуры? Нужна ли вашей дочери эта
ролевая модель
? А армия зомби для сына? Воют ли она
насторонедобра и света
? Определившись с правильными для вашей семьи игрушками и купив их, обязательно обсудите это с малышом. Если вы купили игрушечное оружие,
объясните ребенку
, что оно нужно для того, чтобы защищать слабых, а не нападать на них. Выбирайте пупсов, которых можно нянчить, кормить и купать и играйте вместе с ребенком хотя бы первое время. Вообще с детьми очень
полезно и благотворно
разговаривать обо всем на свете. Например, старшему дошкольнику или школьнику вполне можно рассказать об уловках маркетологов и мерчандайзеров, о том, что реклама сильно
преувеличивает достоинства
товара. И что обладание той или иной вещью делает человека счастливым лишь на очень короткое время.

Читайте также:
Развитая речь у малыша – это реально! Все о развитии речи у ребенка дошкольного возраста дома

Принципы безопасности при покупке игрушек:

  1. Лучше меньше да лучше
    – при прочих равных лучше купить 1 дорогую игрушку, вместо 10 дешёвых.
  2. Добротность и качество
    – в приоритете. Причем действительно добротные и качественные игрушки из натуральных материалов трудно найти в обычном магазине. Такие находки возможны в маленьких магазинчиках органических товаров или в интернете. Присмотритесь к вальдорфским игрушкам, к монтессори-материалам, к качественным народным игрушкам. Все они были созданы с мудростью и любовью к детям.
  3. Старайтесь покупать игрушки из натуральных природных материалов
    . Игрушки из дерева всегда лучше пластмассовых. Они несут в себе совсем другую энергию и тепло рук мастера. Кукла, сшитая из натуральной ткани женскими руками,
    полезнее ребенку
    отлитой на заводе пластмассовой игрушки. Даже, если малыш пока этого не понимает.
  4. Инновации и прогресс
    – не лучшие ориентиры для выбора игрушек, особенно для малышей. Деревянная погремушка, старая добрая матрешка или шнуровка для малыша полезнее, чем навороченный сенсорный мобиль или самоходный робот. Детям постарше лучше покупать игрушки, которые развивают воображение и мышление: всевозможные конструкторы и наборы для творчества.
  5. Если вы покупаете так называемые музыкальные развивающие игрушк
    и для детей от 1 года, убедитесь, что у них есть регулятор громкости и кнопка выключения звука. Иначе такая поющая книжка или машинка может оказаться вредной и для психики родителей.

Мама, купиииии!

Что делать, если ребенок требует у вас игрушку, которую вы не хотите ему покупать? Не принимайте решение спонтанно

или под давлением, особенно, если ребенок устроил в магазине истерику. Как правильно выйти из этой ситуации, зависит от возраста. Малыша довольно
легкоотвлечь
, переключив его внимание на другую игрушку или событие. Вообще нужно учитывать, что детская психика не готова противостоять яркой рекламе, поэтому торговые центры не лучшие места для проведения семейного досуга. Со старшими дошкольниками и школьниками легче в плане истерик, но отвлечь и сбить с толку их сложнее. Рецепт тут один: нужно разговаривать. В
душевных беседах
с ребенком можно обсудить много вопросов, важных для вашей семьи. Что такое индивидуальность? Нужно ли быть как все и всем играть в одинаковые игрушки? Чем еще ваша семья отличается от других? И так далее. Если вы придерживаетесь
определенных взглядов на мир
, на общество потребления, навязчивую рекламу, здоровый образ жизни, обсудите это с ребенком. Это не должны быть нотации, просто дружественное обсуждение, открытые вопросы. Если ребенок привязан к родителям, он готов воспринимать ценности семьи и быть их проводником. А разговоры и совместно проведенное время как раз и
укрепляют привязанность
. Помните, что на самом деле нашим детям не нужны игрушки, даже самые модные и крутые, им нужно наше внимание и время. И дети тоже отлично это понимают.

Советы по избавлению от неправильных игрушек

Как бы родители не старались оградить ребенка от неправильных игрушек, они так или иначе все равно попадают в дом. То бабушка захочет причинить добро, то еще какие-нибудь случайные дарители. Не стоит делать сильный акцент

на нежелательной игрушке, чтобы не привлекать к ней внимания ребенка и не обидеть дарителя. Действовать нужно спокойно и деликатно. Бабушке и другим близким родственникам нужно постараться вежливо
донести ваши принципы
. Возможно, с ними согласятся, и будут впредь дарить нужные игрушки или деньги на них. Случайному дарителю можно просто сказать спасибо и закрыть тему. С игрушкой можно поступить по-разному
в зависимости от ситуации
. Если ребенка она не заинтересовала, то можно просто убрать ее повыше, а потом и совсем удалить из дома. Если внимание малыша привлечено, что часто случается, если в дом попало громкое и яркое китайское «чудо», придется потерпеть несколько дней,
пока не пройдет интерес
. Только убедитесь, что игрушка не опасна для здоровья (запах пластмассы, отваливающиеся детали и т.д.). В тяжелых случаях, если подарена вожделенная и социально одобряемая игрушка, которую не одобряете вы, можно через несколько недель
организовать «случайную потерю».
Только потом надо помочь ребенку отгоревать по утрате и заменить чем-то приемлемым в вашей семье и столь же ценным в глазах ребенка.

Детское оружие

Производитель рассчитывает, что основной потребитель продукции – это мальчики малышкового возраста и старше. Покупать такую игрушку, по мнению разработчиков, строго обязательно. А некоторые рекомендуют даже создавать коллекции детского оружия.

В одном из столичных магазинов продукции насчитывалось около 370 экземпляров. Зато в интернет-магазине их было более 35 000.

Выпускается детское холодное оружие, где поражение цели производится стрелами, мечами, шпагами. Огнестрельное оружие, в которым во время спуска курка раздается щелчок или световой и звуковой эффекты. А есть игрушки, которые будут стрелять пульками, маленькими шариками. Водяное оружие стреляет водой.

Любая игра с использованием детского оружия опасна развитием несчастного случая. С повреждением органов зрения, повреждением кожных покровов, болевых симптомов. В производстве игрушек, как и в медицине, должен действовать постулат – «не навреди».

Пусть игрушки приносят радость и помогают развитию

Быть хорошими родителями нелегко, надо успевать разбираться в тысяче животрепещущих вопросов. Да, выбору правильных игрушек тоже придется уделить внимание

. И точно понять, какие игрушки не нужны вашему ребенка. И приложить усилия для того, чтобы оградить ребенка от вредного влияния общества потребления. И защитить дом от неконтролируемого проникновения полчищ зомби и тонн пластмассы. Зато благодаря вашим усилиям ребенок разовьет хороший вкус, запечатлеет правильные образы и усвоит образцы поведения, а значит,
вырастет здоровой и сильной личностью
. И помните, что счастлив не тот ребенок, который обладает горой игрушек, а тот, с кем играют мама и папа. Играйте вместе и будьте счастливы!

Читайте также:
Ребенку ровно 2 года! Что должен уметь малыш в возрасте 24 месяцев?

Рейтинг ТОП-10 самых вредных детских игрушек

Игрушки окружают ребёнка буквально с рождения. Магазинные полки пестрят яркими упаковками, а мамы и папы (не говоря уже о бабушках и дедушках) каждый раз вздыхают: «Чего только нет! Жалко, что в нашем детстве не было всего этого изобилия». Игрушек у современного ребёнка не просто много – их очень много, и всё было бы хорошо, если бы не одно «но». Некоторые игрушки по факту совсем не предназначены для детей, напротив, для ребёнка они могут стать очень опасными. Иногда это вопрос качества, а иногда – сознательности производителя, конструирующего игрушку и присваивающего ей определённые возрастные ограничения. В нашем списке – 10 самых опасных детских игрушек.

Список опасных игрушек для маленьких детей

  • 1. Игрушки с мелкими деталями

Опасными для ребёнка могут быть мелкие детали конструкторов, непрочно приклеенные мелкие элементы мягких игрушек, непрочные погремушки с сыпучим наполнителем. Сюда же можно отнести новомодные самодельные игрушки для развития мелкой моторики, предполагающие перебирание пуговиц, бусин, крупы. Все эти предметы могут быть проглочены ребёнком, а в худшем случае – ребёнок может засунуть их в нос, слуховой проход, или даже вдохнуть.

  • 2. Магнитные конструкторы

Самым ярким примером такого конструктора является «Неокуб», состоящий из магнитных металлических шариков. Такая игрушка опасна не только для самых маленьких, тянущих всё в рот деток. Дело в том, что магнитное притяжение между элементами этого конструктора настолько сильное, что иногда даже взрослые люди прибегают к «помощи» зубов, чтобы отделить один шарик от другого. Проглатывание нескольких шариков такого конструктора опасно тем, что внутри пищеварительного тракта они притягиваются друг к другу, вызывая сильные повреждения внутренних органов, вплоть до образования сквозных отверстий. Ребёнок, не понимая опасности, может даже не сказать взрослым о том, что проглотил несколько шариков, поэтому лучше вообще не допускать попадания такой игрушки к нему в руки.

  • 3. Наборы для детских опытов (юных химик/физик)

Такие наборы предназначаются для проведения простых химических экспериментов детьми старше 10 лет в присутствии взрослых. Даже если в процессе игры соблюдается техника безопасности, ничто их реактивов не выпито и не пролито на себя, такие наборы могут быть опасны, ведь ребёнок имеет дело с кислотами, фосфатами и другими вредными веществами, вдыхать пары которых очень вредно. Отсутствие контроля со стороны взрослых и вовсе может привести к плачевным последствиям: ожогам, возгоранию и т.д.

  • 4. Некачественные музыкальные игрушки

Вообще музыкальные игрушки полезны для ребёнка и обязательно должны быть в каждом доме, где есть малыш. Однако такие игрушки обязательно должны быть высокого качества, особенно это касается качества звука. Многие производители грешат тем, что игрушки имеют слишком громкое звучание, превышающее установленную норму в 85 Дб. Такой громкий звук очень плохо влияет на функцию слуха, а постоянно использование и вовсе может привести к глухоте. Звучание должно быть приятным не только по громкости, но и по качеству: без шумов, хрипов, с нормальной тональностью. Но даже такой игрушкой нельзя играть дольше 1 часа в день: постоянная звуковая нагрузка вредит не только слуху, но и нервной системе, вызывая переутомление.

  • 5. Игрушки из ПВХ и фосфора

ПВХ – очень популярный в детской индустрии материал. Это нечто среднее между мягким пластиком и резиной. Игрушки из ПВХ дешёвые, яркие, очень удобные в уходе, но при этом очень опасные для ребёнка. Главным образом из-за фталатов, делающих ПВХ таким пластичным материалом. Эти вещества являются сильными канцерогенами.

Ещё один вид игрушек, содержащих вредные химические соединения – это игрушки, покрытые фосфором. К ним относятся разные светящиеся аппликации на потолок, имитирующие звёздное небо, светящиеся фигурки разных героев. Качественные игрушки такого рода содержат безопасные светоотражатели, но если игрушка низкого качества – велик риск, что она покрыта ядовитым фосфорным соединением.

  • 6. Мягкие игрушки (Китай)

Сами по себе мягкие игрушки являются не очень экологичными: ворсинки искусственного меха легко попадают ребёнку в рот, кроме того, такие игрушки трудно обрабатывать, поэтому в их набивке скапливается очень много пыли, и иногда даже заводятся пылевые клещи. Всё это может вызывать последствия от раздражения до аллергии. Очень часто мягкие игрушки бывают очень низкого качества (обычно китайские). Такие игрушки сшиты из токсичных материалов, окрашены ядовитыми красками, имеют слабое крепление деталей (глазки, носик, украшения). Токсичные мягкие игрушки могут вызвать очень сильную аллергическую реакцию – анафилактический шок.

  • 7. Детское оружие, дротики

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Самые популярные «мальчишечьи» игрушки – пистолеты с пульками или дисками, дротики, лук со стрелами, мечи и сабли с острыми концами – могут стать причиной травм ребёнка. По неосторожности ребёнок может выстрелить себе в лицо, травмируя глаза или уши. Размахивая саблей тоже не трудно нанести себе травму. Опасность этих игрушек растёт с каждым годом, ведь их производители держат курс на реалистичность и увеличение мощности детского оружия в ущерб его безопасности.

  • 8. Игрушки с пропеллером

Игрушки с пропеллером (вертолеты, летающие феи и др. игрушки, которые нужно заводить и отпускать, либо игрушки на радиоуправлении), которые быстро вращаются или даже могут летать по комнате, предназначены для подростков. Ребёнок младшего возраста запросто может получить травму, подставив пальчик куда не надо или, тем более, лицо. Игрушки на радиоуправлении могут очень напугать ребёнка, ведь с управлением порой не справляются даже взрослые, и тогда летящий вертолёт, к примеру, внезапно врезается куда попало или резко падает.

  • 9. Резиновые игрушки ядовитых расцветок (Китай)

Резиновые игрушки многим тепло напоминают о собственном детстве, но они так же могут быть опасными для ребёнка. Детям до 3 лет резиновые игрушки в принципе не рекомендованы, поскольку ребенок может откусить и вдохнуть или проглотить кусочек резины. Для остальных резиновые игрушки должны быть надлежащего качества. Главными признаками некачественной игрушки является резкий химический запах, остающаяся на руках краска и «кислотный» цвет. Эти игрушки очень токсичны, не исключено, что в своём составе они содержат ртуть, свинец или мышьяк. Некачественные игрушки обычно китайские.

  • 10. Игрушки и игровые аксессуары с проволочным каркасом
Читайте также:
Насколько опасны некачественные и бесполезные игрушки для детей 2-3 лет?

Речь идёт об некачественных (китайских) игровых палатках, лабиринтах и корзинах для игрушек. Эти игрушки имеют внутри каркас из жёсткой металлической проволоки, обычно они изготовлены из прочного материала. Однако некоторые производители не заботятся о безопасности игрушки, и делают их из материала, который буквально расползается от натяжения. Проволока легко может прорвать такой материал и с силой распрямится, травмируя малыша. Покупая такую игрушку, нужно тщательно изучить сам материал и места крепления проволоки, но даже если изначально ничто не предвещало брака, лучше каждый раз перед использованием осматривать игрушку на предмет каких-либо повреждений, следить, чтобы в швах не было никаких дырок и нигде не выступали концы проволоки.

Как оградить ребёнка от опасности

Хотя игрушки предназначены для детей, покупают их родители, а значит, они ответственны за то, будет ли игрушка безопасной для ребёнка. Несколько простых правил помогут взрослым окружить ребёнка только безопасными игрушками.

  • Покупаемые игрушки должны строго соответствовать возрасту ребёнка. Иногда родители покупают игрушку как бы «на вырост», чтобы ребёнок заранее начал осваивать новые для себя действия. В некоторых случаях это может быть очень опасно;
  • Покупать игрушки лучше в специализированных магазинах или отделах, отдавая предпочтение игрушкам известных производителей. Аналоги известных игрушек могут быть существенно дешевле, но это всегда сказывается на качестве;
  • Внешне игрушка должна отвечать главным требованиям безопасности: спокойные цвета, отсутствие резкого запаха, прочное крепление всех деталей.

Родителям не только важно самим знать об опасных игрушках, но и рассказывать о них другим родственникам, которые дарят ребёнку игрушки. Если случилось так, что кто-то из родни или друзей подарил ребёнку игрушку, безопасность которой под вопросом, лучше не стесняться и убрать игрушку подальше. В конце концов, безопасность ребёнка намного важнее, чем возможные недопонимания между взрослыми.

Теперь:

Поделитесь этой записью со своими друзьями в социальных сетях. Распространите эту информацию! Кнопки социальных сетей ниже.

Видео: Опасные игрушки

ОПАСНЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ ИЗ КИТАЯ

+ ТОП 10 Самых опасных детских игрушек

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Если честно, я не думала что такие игрушки как эти могут быть для ребенка опасными. Так что пересмотрю то в нашей корзине для игрушек, буду производить чистку.

Я всегда к выбору игрушек подходила ответственно, потому что от них, особенно когда ребенок остается один в комнате, зависит его безопасность и здоровье.

После того. как я увидела, какое большое количество игрушек может принести ребенку вред, буду выбирать их более тщательно. Раньше про это я никогда не думала.

Игрушки на самом деле могут скрывать в себе вред и если даже на первый взгляд игрушка кажется безопасной, ребенок может пострадать. так что стоит их выбирать аккуратно.

У нас довольно много игрушек, я даже уже не помню что у нас есть. И сейчас я обеспокоена, уверенности в том что этих игрушек нет, у меня тоже нет. Так что буду перебирать игрушки.

10 самых вредных игрушек для детей – рейтинг вредных игрушек и видео обзор

Практик интегрального нейро­программирования, эксперт-психолог, многодетная мама

Время на чтение: 5 минут

Неизменные спутники каждого крохи от рождения и до самой школы (а то и дольше) – это, конечно, игрушки. Сначала погремушки, карусельки и подвесные игрушки в коляску, потом пирамидки, кубики и резиновые уточку в ванну, и т.д. Именно с игрушками малыш проводит больше всего времени, изучая через них мир, пробуя их на вкус и прочность, засыпая с ними. Качественные игрушки, как известно, стоят недешево. Чем и пользуются многие недобросовестные производители, выбрасывая на рынок не просто вредные, а подчас крайне опасные для детского здоровья товары. Какие игрушки самые вредные? Разбираемся.

  • Игрушки с мелкими деталями

К ним можно отнести конструкторы, игрушки низкой прочности, мягкие некачественные игрушки с обилием пластиковых деталей, киндер-сюрпризы и пр. В чем опасность? Малыш может проглотить элемент игрушки, случайно засунуть его в слуховой проход или в нос. Некачественная игрушка, которую малыш легко может сломать, разобрать, оторвать бусинку или носик/глазик, высыпать набивные шарики – это потенциальная опасность для ребенка.

  • Неокуб и другие магнитные конструкторы

Довольно модные игрушки, которые, несмотря на громкую антирекламу, все равно упорно скупаются родителями для детей разного возраста. В чем опасность? Обычно инородный предмет, случайно попавший к ребенку в желудок, выходит при дефекации. То есть, тот же пластиковый шарик выйдет сам через день-два, и кроме маминой истерики, скорее всего, ничего страшного не случится. С магнитными конструкторами ситуация совсем иная: проглоченные в большом количестве шарики начинают притягиваться друг к другу внутри ЖКТ, что приводит к очень серьезным последствиям. И даже операция в этом случае будет очень сложной и не всегда успешной. Такие игрушки не следует приобретать малышам в возрасте «попробуй все на вкус».

  • Наборы юного химика

Многим родителям такие подарки для детей кажутся правильными и «развивающими». Но стремление к науке и познанию окружающего мира нередко заканчиваются плачевно. Неграмотное смешивание реактивов часто приводит к ожогам и взрывам, попытки получить электричество – к пожарам, и пр. Игрушки из этой серии уместны только для детей старшего возраста и только для игры под родительским наблюдением (а лучше вместе с родителями).

  • Музыкальные игрушки

В игрушках этого вида нет ничего опасного, если они созданы из качественных материалов, произведены с учетом крепкой фиксации всех деталей и, главное, не превышают допустимый для малышни уровень шума. Игрушка, превышающая разрешенный уровень в 85 дБ, может не только нарушить слух вашего чада, но и привести к его полной потере. Звук игрушки должен быть мягким, не пронзительным, а играть с музыкальной игрушкой рекомендуется не более 1 часа/день.

  • Игрушки из ПВХ (поливинилхлорид)

К сожалению, они запрещены везде, кроме России. В нашей стране почему-то до сих пор ни у кого не дошли руки для запрета игрушек из этого токсичного материала. В чем опасность? В составе ПВХ присутствуют определенные пластификаторы для будущей пластичности игрушек, и, при попадании игрушки в рот (облизать – это ведь в первую очередь!), вместе со слюной в организм крохи попадают фталаты, которые накапливаются внутри и приводят к тяжелым заболеваниям. Распознать игрушку из ПВХ не сложно: она дешевая, яркая, «теплая» и нежная на ощупь (хотя и элементы гарнитура от куклы Барби, например, тоже могут быть созданы из ПВХ), а также имеет одну из маркировок – ПВХ, PVC, VINIL, значок треугольника из стрелочек с цифрой «3» внутри.

Читайте также:
Как разговорить ребенка 2-3 лет: методики, упражнения, гимнастика, мнения логопедов.

  • Мягкие игрушки

Опасными такие игрушки могут стать по следующим причинам:

  1. Материалы низкого качества (токсичные, чаще всего китайские). Для тех, кто не знает, «откроем Америку» — дешевые синтетические материалы могут содержать очень опасные вещества. То есть, милый поющий фиолетовый ежик за 200 рублей может обернуться для вашего ребенка серьезными проблемами по здоровью.
  2. Мелкие детали, которые плохо закреплены. Дети обожают отковыривать своим плюшевым друзьям глазки и откусывать носики.
  3. Пылевые клещи обожают такие уютные «домики».
  4. Ворсинки с игрушки попадают в рот, дыхательные пути ребенка.
  5. Каждая 4-я дешевая мягкая игрушка вызывает аллергию, вследствие которой малыш может столкнуться с бронхиальной астмой.
  6. Оружие, пистолеты, дротики

Такие игрушки покупать крохе можно лишь в том случае, если он уже знает, в чем их опасность, если мама будет неподалеку во время игры, и если кроха уже далеко не кроха. По статистике, именно из-за этих игрушек чаще всего детей привозят в травмпункты.

  • Детские мотоциклы

Весьма модная на сегодня игрушка для самых маленьких. Едва карапуз научился сидеть, мама с папой уже несут ему под елочку мотоцикл, перевязанный бантом. Несут, не задумываясь, что ребенок еще не способен удержать столь мощную игрушку под своим контролем. Конечно, можно выставить минимальную скорость (если это возможно) и бежать рядом, но как правило, травмы происходят именно в тот момент, когда родители отвернулись, вышли из комнаты, оставили дитя на бабушку и пр.

  • Вертолеты, летающие феи и прочие игрушки, которые принято заводить и отпускать в свободный полет

Эта серия игрушек опасна травмами, которые получает кроха при случайном касании запущенной по комнате игрушки. Вплоть до порезов, рваных ран и выбитых зубов.

  • Резиновые игрушки

Опасность таких некачественных игрушек также крайне высокая – от банального высыпания до серьезной аллергии и даже анафилактического шока. Если от игрушки за версту «несет химией» и цвета кричаще яркие, ее нельзя покупать категорически. В составе такой «радости» может быть и свинец с мышьяком, и ртуть, и хром с кадмием, и пр.

Покупая своему крохе игрушку, помните основные правила ее выбора:

  • Спокойные цвета и звуки, неагрессивность игрушки в целом.
  • Высокое качество крепления деталей и основного материала.
  • Отсутствие острых краев, выпирающих деталей, которыми можно пораниться.
  • Прочное покрытие краски – чтобы не пачкалась, не смывалась, отсутствие запаха.
  • Игрушку следует регулярно мыть либо стирать. Если покупаемая игрушка не предполагает этих видов чистки – от нее следует отказаться.
  • Игрушки с веревками/шнурками либо лентами длиной более 15-см запрещены для малышей во избежание случайного удушения.

Покупайте своим малышам только качественные игрушки (из дерева – самые лучшие и безопасные). Не экономьте на здоровье детей.

Видео


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.

Опасные игрушки для детей. Обзор токсичных игрушек

Современные дети окружены множеством игрушек. Среди них можно встретить разнообразные цветные пластиковые, яркие металлические, мягкие плюшевые, деревянные, резиновые, пластмассовые и другие игрушки. Все они призваны развивать внимание, память, воображение и ловкость; обучать и расширять кругозор малыша, а также развлекать.

Но не многие родители знают, что среди них есть игрушки, которые могут нанести вред здоровью их любимого чада. О каких игрушках идёт речь? Это прежде всего разнообразные конструкторы с мелкими деталями; мальчуковые пистолеты с пульками; громкие музыкальные игрушки; магнитные конструкторы; пугающие куклы с «недетским макияжем»; мягкие игрушки с опасным наполнителем и другие.

Опасных игрушек много, поэтому в этой статье приведем обзор только тех игрушек, которые вредят здоровью ребенка своим токсичным составом.

Что входит в состав опасных игрушек?

Одними из самых опасных игрушек являются игрушки из поливинилхлорида ( ПВХ). ПВХ является распространенным видом пластмассы, который изготавливается нагреванием нефти и хлора. Сам по себе ПВХ безопасен, однако недобросовестные производители могут использовать добавки, вредные для организма, такие как: фталаты, фенол, формальдегиды, ртуть.

В первую очередь, содержащийся в ПВХ игрушках фталат — несёт крайне вредное воздействие на почки, печень, а также на эндокринную, нервную, репродуктивную и иммунную систему. Установлено также, что фталат способен спровоцировать развитие астмы и онкологических заболеваний.

Свинец. С помощью свинца производители придают изделию серебристость. Поэтому производители используют свинец в детской бижутерии: кулоны, кольца, браслеты, цепочки, броши, талисманы и т.д. Свинец – очень ядовитое вещество. Свинец часто можно встретить в краске. Химические вещества, входящие в состав некачественного цветного покрытия, являются токсичными, при их вдыхании можно получить химическое отравление. В состав многих красителей также входят канцерогены. Попадание свинца в организм негативно сказывается на умственных способностях и даже может привести к смерти ребенка.

Другое, не менее вредное вещество в ПВХ-игрушке — фенол, который попадает в детский организм через кожу, легкие и ЖКТ. Его действие приводит неизлечимому бесплодию, аллергии, поражению почек и печени. При частом контакте с игрушкой с содержанием фенола, возможны покраснения кожи и ожоги, раздражение дыхательных путей, слизистой рта и носоглотки. В случае легкого отравления фенолом характерны: головокружение, оглушенность, головная боль, резкая слабость, нарастающая одышка, аллергия, нарушение сна, учащенное сердцебиение.

Если вы заметили у ребенка подобные симптомы, обратитесь к врачу!

Обязательно проверьте игрушки на резкий запах и без сожаления избавьтесь от них. Ведь чем сильнее исходит запах от игрушки, тем больше в ней фенола. Такую игрушку крайне опасно малышу пробовать на вкус! А при помещении игрушек из ПВХ в воду, выделение фенола повышается в десятки раз! Особенно опасно, если вредные вещества содержит комплект игрушек, к примеру, конструктор. В этом случае, количество вредных веществ в детской комнате значительно повышается, что само собой очень опасно.

Читайте также:
Что умеет ребенок в 1 год и 8 месяцев – навыки и речевое развитие малыша в год и восемь

Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае, Польше и Белоруссии. По словам главного санитарного врача РФ, в детских игрушках, продаваемых в России, находят фенол в количествах, превышающих допустимую концентрацию. По данным исследований около 40% игрушек для новорожденных на российском рынке превышают допустимые нормы содержания фенола.

Ртуть содержащаяся в игрушках не просто вредна для здоровья, она опасна для жизни. Игрушки загрязнены ртутью из-за батареек, в состав которых входит это вещество. Симптомы отравления ртутью: головокружение, тошнота, резкое снижение веса, недомогание. Ртуть накапливается в почках, печени и мозге. В результате появляется волнение, покраснение лица, сердцебиение, дрожание рук, иногда и ног, наблюдаются постоянные головные боли, бессонница, раздражительность, плаксивость и депрессия.

Формальдегид считается канцерогенным веществом, приводящим к раку. Он негативно воздействует на центральную нервную систему, генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, кожу и глаза. При вдыхании, попадании на кожу и слизистые он опасен для жизни. Симптомы отравления формальдегидом: слезотечение, насморк, кашель, слабость, боли и жжение пищеварительного тракта, рвота с кровью, покраснение и боль кожных покровов.

Очень часто формальдегид добавляют в прорезыватели для зубов. Медики и родители наблюдают аллергические реакции разной степени тяжести у детей младше года, которые возникают при взаимодействии ребёнка с прорезывателями для зубов из Китая.

В ряде стран, добавление ПВХ при изготовлении игрушек запрещено ил и ограничен о. Что касается России, то производители могут использовать ПВХ для производства игрушек, но только при условии соблюдения технологических норм. Большинство реализуемых в отечественных магазинах игрушек и игр поступает из Китая (около 90%), а также из Польши и Белоруссии, и лишь 10-я часть производится в России.

Как определить, что игрушка содержит вредные вещества?

  1. Потрогайте пластмассовые части игрушки:если они нежные, теплые, мягкие, то это ПВХ. Если твердые и холодные – это менее вредный пластик.
  2. Еще один способ — проверьте качество краскиигрушки. Сделать это просто — сильно потрите игрушку, если краска остается на руках, лучше ее не покупать. В качественной и безопасной игрушке, используются качественные красители. В ней цвет сохраняется не один год, а также не исчезает после первой стирки. Не покупай продукцию с очень яркими, неоновыми и кислотными цветами. Они несут в себе большую угрозу — в их составе не только тяжелые металлы, но и прочие опасные добавки, которые могут спровоцировать заболевание не только у ребенка.
  3. Другой способ — перед покупкой проверить какой запах исходит от игрушки. У качественной игрушки не будет резкого или неприятного химического запаха, разве что нейтральный запах. Токсическая игрушка имеет неприятный, резкий химический запах. Выше мы уже описывали состав вредных игрушек.
  4. Обратите внимание на маркировку товара. Она должна быть на упаковке или на самой игрушке и написана на русском языке. Она хорошо видна, четкая и не смывается. На ней должно быть написано: значок Госстандарта (РСТ), под ним 2 цифры и 2 буквы. Они говорят о том, что игрушка была протестирована в специальных лабораториях.
  5. Посмотрите на упаковку с игрушкой. Если в состав игрушки входит ПВХ, на ней должен быть знак треугольника с цифрой 3 в центре, надписи PVC или VINIL.

Если ПВХ отсутствует в составе, производитель ставит маркировку «PVC free» — не содержит ПВХ; «BPA free» — не содержит BPA или «Chlorine Free Label» — свободно от хлора.

Можно и нужно также искать игрушки с пометкой CE. Такая маркировка свидетельствует, что товар полностью соответствует стандартам безопасности Европы.

Опасные для здоровья марки детских игрушек

В основном это марки китайских производителей. Ведь с анитарные нормы и контроль за технологиями производства в КНР далеки от европейских. Поэтому довольно часто Роспотребнадзор изымает из продажи целые партии китайских игрушек.

Так недавно из продажи были сняты фигурки утят, лягушек, бегемотов и других животных торговой марки «Toys» китайского производства.

Причина изъятия – отсутствие необходимых сведений о наименовании предприятия-изготовителя или его представителя, юридического адреса, а также предупредительных надписей на русском языке.

Кроме того, по этой же причине были отбракованы наборы игрушек торговых марок «Onsimi», «Animal», пупсы «Baby Set» и «Just Foko Baby». Все эти игрушки имели резко выраженный неприятный запах.

Погремушки и игрушки, предназначенные для использования в детской кровати или коляске и имеющие маркировки «Musical Mobile», «Happy Toys, «Nfants Toys», сопровождались надписью «для детей старше трех лет», то есть на упаковке содержалась недостоверная информация.

Больше всего было забраковано «лизунов», которые поставляются на рынок пермским предпринимателем. «Лизуны» в виде мяча и мяча с водой не отвечают требованиям ГОСТа по уровню запаха.

Чем опасны игрушки из Китая?

Кроме того, производить игрушки на китайском рынке могут в подпольных условиях или в помещениях, не приспособленных для производства, с нарушением санитарных норм. Что также не добавляет качества и безопасности игрушкам. Не учитывая существующие нормы изготовления игрушек, китайская продукция может буквально расклеиваться, рассыпаться, или рваться во время детских игр.

Однако, не все игрушки произведенные в Китае опасны для здоровья. Имеются производители, которые соблюдают при изготовлении игрушек все нормы и правила. Правда в цене они стоят дороже. О каких производителях идёт речь, вы узнаете в следующем разделе.

Качественные марки детских игрушек

В конце 2018 года, Роскачеством было проверено 20 торговых марок детских конструкторов из России, Китая, Италии, Дании, Германии. Исследование показало, что проверенные сертифицированные конструкторы – отвечают всем требованиям по безопасности. Ни одного отклонения в исследованных образцах выявлено не было. По итогам исследования, в ТОП-7 лучших товаров для товаров для детей от 6-ти лет вошли:

  1. Hasbro (Швейцария — 4,85 балла);
  2. LEGO (Дания 4,85 балла);
  3. «Мир чудес» ( Китай — 4, 85 балла);
  4. Clementoni (Италия — 4,75 балла);
  5. Sluban (Китай — 4,75 балла);
  6. MattelMegaBlocks (Китай — 4,65 балла);
  7. Brick (Китай — 4,65 балла).
Читайте также:
Ребенок 1 год 4 месяца - особенности развития и важные моменты в воспитании малыша в год и 4

А самыми качественными конструкторами для детей до 6-ти лет стали торговые марки:

  1. «Город мастеров» (Китай — 4,65 балла)
  2. Banbao (Китай — 4,65 балла).

Другие три торговые марки из Китая (Bela, DIY и Lepin) не соответствовали требованиям законодательства в части маркировки. У них отсутствовала дата изготовления на упаковке. А у Lepin к тому же не был указан завод-изготовитель изделия.

Конструкторы, произведенные России, также оказались безопасными. Однако две торговые марки («Фикси» (Bauer) и «Пластмастер») не дотянули до соответствия повышенным стандартам Роскачества. У них не было инструкции по сборке.

Но, как отметили эксперты, хороший результат получен в связи с тем, что исследованные конструкторы были закуплены в больших магазинах, где на товары есть сертификаты.

Как выбрать безопасные игрушки для детей

  • Попросите перед покупкой у продавца сертификат соответствия на игрушку.
  • Покупайте детские товары только в официальных магазинах, где существует контроль продукции.
  • Избегайте покупок в переходах, киосках, палатках, на рынках и т.д.
  • Покупайте игрушки в соответствии с возрастом ребёнка.
  • Выбирайте игрушки, изготовленные из натуральных тканей, дерева, полипропилена или полиэтилена.
  • Внешне игрушка должна отвечать главным требованиям безопасности: спокойные цвета, отсутствие резкого запаха, прочное крепление всех деталей и т.д.
  • Откажитесь от покупки при наличии на игрушке неровностей и зазубрин, неаккуратных швов, липких поверхностей, клеевых потеков и отслаивающейся краски.
  • Выбирайте игрушки и детские товары с маркировкой PVC free, BPA-free и др.На наглядном примере маркировка выглядят следующим образом:

Прежде, чем дать ребенку новую игрушку, ее следует хорошо вымыть водой с мыльным раствором. Если игрушка мягкая — желательно постирать ее с детским порошком, после чего несколько раз прополоскать, и как следует высушить. Не нагревайте ПВХ-игрушки, не мойте их горячей водой, не стерилизуйте паром и спиртосодержащими веществами. Учитывая сравнительно низкую температуру, при которой винилхлорид начинает разрушаться, это может привести к выделению вредных веществ.

В этой статье мы давали рекомендации родителям, чьи дети постоянно просят купить им новые игрушки.

И напоследок, эта статья создана не для того, чтобы у Вас возникла мысль про очередную страшилку, и про то, что жить вообще вредно, а для того, чтобы Вы знали, как уберечь своих детей от опасных игрушек!

Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть

  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
Читайте также:
Как ходить с ребенком в гости, по делам и т.д. - и превратить дорогу в игру

  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре « Гномики и домики » ( Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой сенсорной коробокой;

  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета ( скачать пример карточек );

Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)
  • 5. Карточки Домана «Цвета»

    Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

    Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

    Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

    Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

    6. Настольные игры

    После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

    Колорама ( Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.

    Развивающие мультфильмы

    Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

    Книги

    Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

    Из обучающих книг можно посоветовать:

    «Учим цвета и числа» ( Ozon , Лабиринт , My-shop ),

    либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» ( Ozon , Лабиринт , My-shop ). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

    А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» ( Ozon , My-shop , Read ).

    На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

    Все для развития ребенка

    Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

    Как выучить цвета с ребенком: развивающие игры, книги и советы

    Для детей изучение цветов и оттенков в игровой форме проходит увлекательней и легче. Чтобы ребенок быстрее научился группировать предметы по цвету и называть цвета, организуйте ему разнообразные игры.

    Читайте также:
    Ребенку 1 год и 5 месяцев – как развивается малыш в возрасте один и 5?

    Как выучить цвета с ребенком

    Советы для родителей:
    • Изучать цвета можно начинать с года, но отличать и запоминать малыши смогут только по достижению 2-3-х летнего возраста, когда появится активный познавательный интерес.
    • В начале знакомства с цветами акцентируйте внимание ребенка на основных – желтом, синем красном и зеленом. Постепенно добавляйте новые цвета. Не начинайте вводить следующий цвет, пока малыш не начнёт уверенно называть предыдущий.
    • Проводите аналогии – красный карандаш, красная машина, красный мяч, — чтоб ребенок не ассоциировал цвет только с одним предметом.
    • Не искажайте слова, не надо говорить, что игрушка «желтенькая», — она желтая.
    • Для малышей обучение стоит проводить в игровой форме, меняя деятельность при первых признаках усталости.
    • Учите ребёнка различать цвета через творчество с помощью красок, цветной бумаги, пластилина и карандашей. Рекомендуем самый «чистый» и простой способ рисования для малышей.

    Развивающие игры на изучение цветов

    Игры на сортировку по цветам

    При помощи сортировок ребёнок научится выделять предметы по цвету и разделять их на группы. От родителей потребуется озвучивать цвета, чтобы малыш их запомнил. Что можно сортировать? Вот несколько развивающих игр, которые легко можно сделать своими руками:

    Игра «Цветные машинки»

    Необходимые материалы:
    • цветной картон;
    • деревянные колеса для игрушек или крупные цветные пуговицы:
    • шаблон машинки или другого транспорта с колёсами;
    • фломастер;
    • ножницы.
    Как делать

    Разлинуйте картон формата А4 на четыре равные части и отрежьте от каждого листа 1/4 часть. Нарисуйте машинки с помощью трафарета.

    Деревянные колеса покройте акриловой краской и дайте высохнуть. Подберите оттенки красок таким образом, чтобы цвета колёс соответствовали цветам картона.

    Как играть

    Разложите перед ребёнком цветные карточки и колеса в случайном порядке. Предложите малышу подобрать по цвету колеса и разложить по картинкам. Комментируйте его действия, называйте цвета.

    Эта игра подойдёт как для домашнего использования, так и вне дома. При помощи дырокола сделайте в карточках отверстия и соедините лентой или кольцом. Колеса положите в мешочек. Возьмите с собой игру в кафе или поликлинику. Игра поможет занять ребёнка на некоторое время.

    Игра с пластилином «Учим формы и цвета»

    Игра помогает изучить цвета и формы, развивает мелкую моторику, обучает счету. Заинтересует детей от года до трех лет.

    Необходимые материалы:
    • пластилин Play-doh разных цветов (в Май-Шопе) или сделайте цветное соленое тесто (рецепт тут);
    • разноцветные фигурные пуговицы, соответствующие цветам пластилина (Алиэкспресс).
    Как играть

    Мы выбрали пластилин 6 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

    Выложите на стол 1/2 часть банки пластилина каждого цвета. Рядом поставьте контейнер с цветными деталями.

    Пригласите ребенка к игре, объясните и покажите, как нужно сортировать по цветам.

    Когда ребенок приступит к занятию, комментируйте действия, называя цвета и формы. Например, такими фразами: «Мы положили синюю звезду на синий пластилин».

    По окончанию сортировки посчитайте количество предметов каждого цвета.

    Игра сортер «Монстрики»

    Сделайте своими руками развивающую игру на сортировку по цветам и конструирование простых объектов для малышей. Игра способствует изучению цвета и счета, развивает мелкую моторику и логическое мышление.

    • конструктор Лего Дупло (в Май-Шопе);
    • коричневые бумажные пакеты или коробки;
    • ножницы:
    • клей;
    • цветной картон;
    • фломастеры;
    • кукольные глаза (в Май-Шопе,Алиэкспресс)
    Как делать

    Вырежьте тела монстров из цветного картона и наклейте на бумажные пакеты. Придайте форму и устойчивость каждому изделию, загнув верхние края пакета наружу. Сделайте надрезы в области рта. Получившееся отверстие должно быть чуть больше размером, чем блоки конструктора Лего. Нарисуйте фломастерами рожицы монстрам и наклейте глаза. Монстры готовы к приему пищи!

    Как играть

    Поставьте монстров около ребёнка и разложите перед ним цветные детали конструктора Лего Дупло. Скажите ребенку, что монстры голодные и их нужно накормить. Каждый любит еду соответствующего цвета.

    После сортировки по цветам, предложите малышу выбрать любимый цвет, посчитать количество блоков в пакете и создать из них конструкцию. Обязательно похвалите ребёнка за проделанную работу!

    Сортировка цветных наклеек

    Малыши очень любят клеить наклейки. Это занятие полезно для совершенствования мелкой моторики рук. Также с помощью цветных стикеров (Алиэкспресс, Май-Шоп) можно изучать цвета.

    Сортируем цветные помпоны (Май-шоп, Алиэкспресс) пуговицы, мозаику, мелкие игрушки.

    Ищем пару

    Например, ищите пару разноцветным носочкам или фломастерам их колпачки.

    Цветное лото

    Небольшое лото от Лизы Черниковой (скачать тут), где у ребенка сразу две задачи — определить цвет и идентифицировать предмет.

    Игры на изучение оттенков

    Карточки с палитрой из лакокрасочного отдела строительного магазина — отличное пособие для изучения с ребенком цветовых оттенков.

    По ним можно быстро выучить понятие «темный» и «светлый», и освоить «светлее» и «темнее».
    Возьмите палитру на улицу или ходите по квартире в поисках похожего цвета, прикладывайте, примеряйте.
    Разрежьте пантоны на кусочки и изучите многообразие оттенков в пределах одного цвета.

    Игра с прищепками на изучение оттенков

    Цветовые сенсорные коробки

    Положите в коробку небольшие игрушки и предметы быта одного цвета и предложите малышу исследовать их (чем наполнить сенсорную коробку смотрите здесь). Для детей постарше в сенсорных играх можно использовать цветные крупы (как покрасить рис читайте здесь). В процессе игры с такой коробкой дети очень быстро запоминают цвета, т.к. название цвета повторяется много раз.

    Игры для изучения цветов на улице

    Подготавливаем для игры большую коробку с разноцветными отделениями. Возьмите коробку из-под обуви, сделайте перегородки из картона и обклейте ячейки разноцветной самоклеящейся бумагой. Вариант попроще — взять бумажный лоток для яиц и раскрасить ячейки красками.

    Идем с коробкой на прогулку, собираем цветные кусочки природных материалов — цветы, камни, веточки, листики и пр. Раскладываем находки в ячейки по цветам.

    Для игры дома Разноцветная коробка тоже пригодится — размещаем по цветным домикам игрушки соответсвующих цветов, сортируем по цвету мозаику, детали конструктора, блоки Дьеныша или разноцветные крышечки.

    Еще один способ определять цвета природы — это картонные планшеты с полосками скотча и образцами цвета. Наклейте на картон двусторонний скотч, или закрепите кончики одностороннего с обратной стороны. Квадратики с образцами цветов сменные. Можно изготовить постоянный планшет со всеми цветами радуги и один планшет для изучения оттенков.

    Книги о цвете для детей

    Книги в стихах о цвете:
    • «Разноцветная книга» Маршака (Лабиринт).
    • Рассказ Сутеева «Петух и краски» (Сборник сказок Сутеева в Лабиринте).
    • «Еня и Еля. Изучаем цвета» Анны Гончаровой (Лабиринт).
    • «Раскладушка на картоне. Про четыре цвета» Нина Саконская (Лабиринт, Май-Шоп).
    • «Цвета» Ю. Каспарова (Лабиринт). Добрые стихи, яркие иллюстрации, оригинальный формат обязательно увлекут вашего ребенка.
    • «Учимся различать цвета» Ольга Корнеева (Лабиринт). Картонная книжка-вырубка с подвижными пластиковыми глазками для малышей.
    • Книга «Цвета в загадках» (в Озоне: промокод на скидку OZONBDJ91B). Большие карточки с заданиями, веселые стихотворные задачки, яркие картинки и гид для родителей. Учите цвета и оттенки вместе с забавными персонажами и сюжетными картинками, обсуждайте нарисованные ситуации, учите новые слова!
    • «Умная семейка. Все мышата знают. Цвета» (в Лабиринте).
    Читайте также:
    Ребенок левша, правша или амбидекстр: что должны знать родители
    Книги-игры о цвете для малышей:

    (Чтобы узнать подробности, кликните на картинку).

    Интерактивные книжки с окошками:
    Развивающие карточки для самых маленьких «Смотрю. Играю. Узнаю»

    Набор состоит из 70 карточек с фотографиями того, что ребёнок видит дома, на улице, в магазине, в зоопарке, в лесу. Изображения сопровождаются подписями, что помогает запомнить значение и написание слов. На обороте каждой карточки — вторая игра: в цвета и формы.

    Обучающие книги «Учим цвета»
    Плакаты «Цвета»:
    Развивающие книжки с наклейками:

    Игрушки для развития цветовосприятия

    Игры Монтессори на изучение цветов на Алиэкспресс:

    Настольные игры

    Обучающая игра «Творчество с пеленок» (Май-Шоп, Лабиринт)

    Методика 100 Цветов — это уникальный способ развития творческого мышления через развитие цветовосприятия. Занятия творчеством в раннем возрасте: — формируют гибкий ум, умение мыслить нестандартно;
    — развивают воображение, образное мышление и художественный вкус;
    — закладывают основы для освоения различных видов творческой деятельности: изобразительной, литературной, музыкальной.
    В набор входит: 9 цветных альбомов, 2 дневника для занятий, методика цветов, капелька, арт конструктор, карточки оттенков цветов.

    Игры с карточками
    Развивающие игры

    Больше идей как выучить цвета с ребенком смотрите в Pinterest.

    Понравилась статья — поделитесь с друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

    Изучаем цвета | тест готовности и план изучения цветов

    Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.

    Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.

    Содержание

    Изучаем цвета | Готовность к изучению

    Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.

    Варианты предметов для сортировки:

    • кубики;
    • детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
    • пуговицы;
    • цветная пластиковая посуда;
    • поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).

    Изучаем цвета | План «цветного» дня

    После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

    План дня по изучению красного цвета:

    1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
    2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем тут и тут.
    3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.
    4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
    5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.

    Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.

    Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:

    • Красный — ягоды, помидоры, паприка;
    • Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
    • Фиолетовый — виноград, черника;
    • Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
    • Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
    • Белый — рис, творог, молоко.

    Изучаем цвета | Рисование и лепка

    Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:

    • учим получать светлые оттенки добавлением белого и темные — черного. Рисуем, лепим, выполняем аппликации используя материалы полученных оттенков.
    • Для окраски можно использовать не только основные цвета, но и оттенки полученные в результате смешивания. Подсушенные фигурки можно использовать для сортировки по цветам.

    изучаем получение других цветов путем смешивания:

    • синий + желтый = зеленый;
    • красный + желтый = оранжевый;
    • красный + синий = фиолетовый;
    • синий + зеленый=бирюзовый.

    Изучаем цвета | Цветное лото

    Вариантов лото может быть множество. Тут один из наших вариантов. Правила игры:

    • Раскладываем карточки с животными перед малышом;
    • Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

    Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

    После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.

    Читайте также:
    Что умеет ребенок в 1 год и 8 месяцев – навыки и речевое развитие малыша в год и восемь

    Изучаем цвета | Книжки о цветах

    Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала тут.

    Из универсальных сборников рекомендую Альбом по развитию речи для самых маленьких (My-shop, Ozon) Батяевой. В нем 6 разворотов посвященных изучению цветов.

    Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:

    Для самых маленьких 2-3 года:

    «Цвета и формы» Для детей 2-3 лет Ольги Земцовой из серии «Дошкольная мозайка» издательства Махаон (Лабиринт, Озон, My-Shop)

    Сборники развивающих заданий для малышей Ольги Земцовой знакомы уже многим. Этот вариант с наклейками по теме цвета и формы.

    Я учу цвета сам

    Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам!

    Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив.

    Для детей 3-4 лет:

    Цвета и предметы (Лабиринт, Озон, My-Shop). Небольшая по формату книга со стильными иллюстрациями. На каждой странице знакомство с цветом и задание на выбор предмета заданного цвета.

    Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт)

    Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить.

    Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха.

    Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов

    Изучаем цвета | мой подход

    Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.

    После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)

    В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.

    В завершение

    Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

    Интересных открытий вашим малышам!

    Если вам понравился материал блога, подпишитесь на уведомления о новых статьях по электронной почте
    или присоединяйтесь к группе Вконтакте.

    Другие интересные публикации о развитии малышей:

    • Обзор набора развития творческих способностей малышей до 3 лет «Творчество с пеленок»; (идеально начать заниматься за пару месяцев до первого изучения цветов — примерно с 1 года);
    • Рисование, как инструмент развития мышления;
    • Развиваем цветовосприятие с помощью картин-шедевров мировой живописи. Для продвинутого изучения цветов. Обзор набора карточек + идеи для игр. (лучше с двух лет, раньше рановато);
    • Как развивать ребенка в 1 год (побочные эффекты развивающих методик и список того, что требуется малышу для гармоничного развития от 1 до 2 лет).

    Запись опубликована 26.05.2015 автором Мама зануда 6 85021

    Изучаем цвета | тест готовности и план изучения цветов : 6 комментариев

    хм.
    ребенку 11 месяцев и он прекрасно различает цвета. Мы с рождения все вещи проговариваем: красная машина, черные колеса, зеленый шарик. После прочтения статьи выложили перед ним 3 одинаковых шарика разного цвета, подавал шары названного цвета, как и колечки пирамидки. Тут скорее зависит от того, когда родители начинают контролировать себя и называть эти цвета подавая ребенку очередной предмет, так же, как и большое-маленькое, холодное-горячее, твердое-мягкое, железное-резиновое и проч. Мне кажется, это естественный процесс, а не отдельное «обучение».

    Не соглашусь. Сыну 3.2. Тоже с рождения проговаривали цвета. Где-то с 1.4 года стала активно «прорабатывать» цвета. К 1.7-1.8 он всё так же их путал. Даже точнее- вообще не попадал в нужные. Я даже психологу задавала вопрос. Она сказала: отстаньте от ребенка! Я отстала. В 2 года заговорил. И выдал нам правильно цветовую гамму оттенков в 20.

    Тут все зависит от индивидуального плана развития.
    Некоторые дети ходить начинают с 8 месяцев, другие в 1г.5мес. И все эти случаи быстрого и медленного развития детей в пределах норм ВОЗ. Очень нелепо бы выглядели поучающие слова в адрес мам, детей 10-12 месяцев, которые не умеют ходить, от мамы ребенка, который начал ходить в 8 месяцев.

    Спасибо огромное. Очень интересно и понятно написано. Моей дочери год и я не могла понять когда следует приступать к изучению цвета, а самое главное как. Теперь в моей голове все уложилось.

    Очень понравилась подборка. 🙂 И хочется добавить к последним словам про образы то, что я изначально оттенки именно так и преподношу. Основные и дополнительные цвета запоминаются, как нечто безусловное. А вот с оттенками этот номер не проходит :))), так как и название они получились ввиду того, что люди наблюдали явления и сравнивали. Мы с дочкой именно по этой причине не механически учим, а наблюдаем, размышляем и сравниваем.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: