Основные этапы развития ребёнка в период раннего возраста: особенности воспитания и развития

Тема 3. Особенности ПЕРИОДА раннего ДЕТСТВА

Знание особенностей развития детей раннего возраста помогает педагогам и родителям правильно осуществлять воспитание детей.

Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания на основе особенностей развития детей раннего возраста.

Изучая историю создания учреждений для детей раннего возраста, мы говорили о работах Н.М. Щелованова, который установил основные закономерности, этапы и особенности развития высшей нервной деятельности в период раннего детства. Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания, разработать систему общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, а также хорошее знание хода развития детей поможет педагогам, родителям найти оптимальные подходы к ним.

Одной из особенностей периода раннего детства является быстрый темп физического развития.

Давно установлено, что основной особенностью периода раннего детства является наиболее быстрый темп физического развития – т.е. увеличение веса, роста ребенка, формирование функций всей его органов и тканей. Наряду с быстрым нарастанием веса и роста детей в первые 3 года жизни происходит и быстрое развитие массы мозга, изменяется его морфологическое строение.

Вторая особенность периода раннего детства – это тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием. Недостаточное внимание нервно-психическому развитию детей в частности, отрицательно влияет на физическое развитие, что может быть одной из причин гипотрофии.

Третья особенность – это относительно низкая сопротивляемость и большая ранимость организма ребенка. На состояние здоровья детей влияют изменения температуры воздуха, нарушение в режиме дня, гигиеническом уходе и кормлении. Любые изменения в методике проведения тех или иных моментов изменяют возбудимость нервной системы, что отрицательно сказывается на здоровье маленьких детей, особенно в первые годы жизни.

Четвертая особенность периода раннего детства – это большая зависимость развития детей от воздействий взрослых. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения, он без взрослого просто не сможет выжить. Дети в этом возрасте как доказали Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Г.М. Лямина, М.И. Лисина и др. нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

Пятая особенность – характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной деятельности. Высокая пластичность помогает детям обучаться всему от взрослого. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

Шестая особенность – большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность, зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Характерной чертой является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы, он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих.

Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит заплакать одному – могут заплакать все, если мать или воспитатель укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то и ребенок не может долго уснуть.

Седьмая особенность – ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью – т.е. с потребностью получать различные раздражения и с потребностью в разнообразной двигательной активности. Ограничение движений ребенка (гиподинамия) бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.

Восьмая особенность – очень рано, уже с первых месяцев формируются потребность в общении со взрослыми, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.

Девятая особенность – для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (приход постороннего во время интересного занятия).

Десятая особенность – неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Дети раннего возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностях. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Детям в этом возрасте нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности.

Одиннадцатая особенность – процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, в 1,5-1 г. 6 м. удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования, дети днем спят 1 раз), также увеличивается количество произносимых слов. В 2 года 8-10 месяцев – скачкообразен переход к качественно новому виду игры – переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие», т.е. наиболее значимые линии развития. Например, 7-8 м. – ползание, 1г. 6 м – 1 г. 9 м. – овладение способностью обобщать предметы по существенным признакам, 2 г. – речь и т.д.

Двенадцатая особенность периода раннего детства – это то, что реакция детей имеет более длительный латентный период, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Задавая детям вопрос, или предлагая произвести какое либо действие нужно помнить, что ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Читайте также:
Почему ребёнок скрипит зубами и что делать родителям

Знание данных особенностей периода раннего детства необходимо как педагогам, так и родителям.

С какого возраста нужно начать воспитание и почему?

Воспитание нужно начинать с появления первых условных рефлексов.

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста.

Автор: Сяткина Зинаида Федоровна

Раннее детство – особый период становления детской психики. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

В первые три года жизни ребенка отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто утомляются. Течение болезни и выздоровления в большей степени связано с настроением ребенка, и если удается поддерживать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстрое выздоровление.
Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.
Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Прежде всего, запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными.
С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие.
В воспитании следуют учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одни легко вступают в контакт с окружающими, а другие ждут помощи. Знание индивидуальных способностей ребенка не только помогает педагогу найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.
Лаконичное развитие и воспитание детей раннего возраста зависит от режима дня, тщательного гигиенического ухода, методически правильного проведения всех режимных процессов – сна, кормления, своевременной организации самостоятельной деятельности, занятий.
Особенностям периода раннего детства соответствуют задачи и средства воспитания ребенка, они включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
Задачи физического воспитания : охрана здоровья детей, их движений, полноценное физическое развитие; привитие культурно-гигиенических навыков.
Основные средства физического воспитания : обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий – широкое пользование воздухом, солнцем, водой; рациональное вскармливание и питание; организация массажа и гимнастики; организация режима дня; методически правильное проведение всех режимных процессов (кормление, сон, бодрствование); обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, наличие в детских учреждениях специальных пособий).
Задачи умственного воспитания : формирование действия с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимание, память), развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений и понятий об окружающем мире, развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями); формирование познавательных потребностей (потребность в получении информации, активность на занятиях, самостоятельность в познании окружающего мира).
Основные средства умственного воспитания : эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время собственной деятельности малыша; специальное обучение, которое осуществляет воспитатель на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.
Основные виды деятельности в раннем возрасте – общение со взрослым, а также развитие действий с предметами. Для своевременного их развития необходимо создавать оптимальные условия.
Задачи нравственного воспитания : формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (умения спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказать другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие); воспитание положительных черт личности (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициатива, находчивость, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело да конца); воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения играть рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.); воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и др.); обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и др.).
Средства нравственного воспитания : образцы поведения взрослых, одобрение хороших поступков, обучение детей положительным поступкам; организация специальных соответствующих ситуаций, чтение книг.

Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружающей обстановке, природе, быту, т.е. формировать эстетические чувства.
Задачи эстетического воспитания: воспитание умения замечать красивое в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде, развитие творческих способностей (музыкальный слух, изобразительная деятельность).
Средства эстетического воспитания : ознакомление с природой, музыкой, обучение пению, рисованию, лепке, чтение народных потешек, стихотворений, сказок.
Все перечисленные задачи решаются совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. Правильная организация жизни детей в условиях коллектива позволяет матери успешно трудиться, а ребенку – гармонично развиваться под руководством специалистов (педиатры, воспитатели, музыкальные работники и т.д.).
Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружающей обстановке, природе, быту, т.е. формировать эстетические чувства.

Основные этапы развития ребёнка в период раннего возраста: особенности воспитания и развития

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы взаимодействия с ними.

Нужны занятия с логопедом?

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на:

период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года),

Читайте также:
Развитие художественно творческих способностей дошкольников - идеи для родителей

период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Реагируют на цвет.

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь. У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.

Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие.

Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется – дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает.

До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие.

Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.

Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Читайте также:
Во сколько месяцев мальчиков можно сажать и как это делать

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.

Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.

Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Читайте также:
Развивающие викторины для детей

Особенности этапов развития ребенка

Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.

Возрастные этапы развития детей

Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:

  • внутриутробный (280 дней беременности);
  • младенческий (первый год жизни);
  • ранний (до трех лет);
  • дошкольный;
  • младший школьный (с первого по седьмой класс);
  • старший школьный.

Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.

Внутриутробное развитие

Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время беременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.

Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.

Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.

Младенчество

Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.

В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.

Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!

С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.

К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.

Ранний этап

Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и независимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.

Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:

  • стройка за́мков из кубиков;
  • складывание простых пазлов;
  • попадание в мяч ножкой;
  • выполнение простых просьб взрослых;
  • складывание фраз из пяти слов;
  • рисование прямой вертикальной линии;
  • декламация четверостиший и потешек;
  • знание частей своего тела и их расположения;
  • пользование горшком и туалетом;
  • самостоятельное употребление пищи и жидкости;
  • разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
  • умение мыть и вытирать руки.

В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.

Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки малыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.

Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.

Читайте также:
Почему ребенок в месяц высовывает язык

Дошкольный возраст

Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие индивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.

Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!

Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.

Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, воображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.

Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).

Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:

  • понимание величины, длины, высоты;
  • знание геометрических фигур;
  • сравнение чисел;
  • сравнение предметов по цвету и форме;
  • нахождение лишних предметов среди похожих;
  • составление рассказов по картинкам;
  • ведение диалога и монолога.

Младший школьный возраст

Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когда родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.

Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.

В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.

Старший школьный возраст

Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.

Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.

10 советов, как сэкономить на путёвке в детский лагерь

Лето, солнце☀️, каникулы! Как же разнообразить свободное время детей?

Отличный вариант – отправить ребёнка в лагерь!

Это даст возможность ему отдохнуть от города, зарядиться энергией, найти новых друзей и получить массу новых эмоций и впечатлений. А родителям, если обратить внимание на некоторые нюансы, можно потратить меньше денег на путёвку. Так о чем нужно знать?

Что входит в стоимость путёвки.

Довольно часто при, казалось бы, низкой цене не учитывается оплата некоторых дополнительных мероприятий. Это могут быть экскурсии, поход в кино или цирк , различные анимационные мероприятия, услуги фотографа. Поэтому важно узнать, что входит в цену отдыха. Возможно, будет дешевле приобрести более дорогую путёвку, но в которую уже всё будет включено. В том числе обратите внимание на транспорт, входит ли проезд ребёнка в цену. Особенно, если лагерь находится не близко. Чаще всего оплата за проезд бывает отдельной.

Читайте также:
Возрастные особенности детей: этапы развития, переходные периоды

Заблаговременная бронь.

Сейчас лето уже в разгаре, но на будущее следует учитывать, что путёвки, которые приобретаются заранее⏰️, стоят дешевле. Поэтому задолго до наступления лета можно уже приобрести путёвку в лагерь. Лучше всего это сделать ещё зимой✳️. Так вы получите скидку. Это как в пословице: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Отследите стоимость билетов, если требуется авиаперелёт.

Вполне можно сэкономить на билетах, если вы будете постоянно мониторить их цену. Если выберете одну авиакомпанию в обе стороны , билеты обойдутся дешевле. Их цена может меняться день ото дня. И хорошо, если у вас будут всегда данные документов под рукой, чтобы быстро совершить покупку. Можно сделать копии или фото в телефон, чтобы постоянно не носить их с собой.

Совместная покупка.

Хорошая идея – предложить родителям одноклассников ребёнка вместе купить путёвки. Ребятам будет интереснее и не так тревожно, если особенно они едут в первый раз. У них уже сразу будут друзья и единомышленники. А при покупке нескольких путёвок, компании часто делают скидки.

Оформление подписок.

Некоторые компании рассылают специальные предложения, если вы подписаны на их обновления✉️. Так вы сразу сможете о них узнать и приобрести путёвку в российский или зарубежный лагерь с отличной скидкой.

Предложения на работе.

Довольно часто на крупных предприятиях и компаниях предлагается неплохая компенсация стоимости детской путёвки в лагерь. Она может покрывать даже всю стоимость, а может быть частичной. В любом случае это неплохо. Нужно об этом заранее узнать и собрать необходимый перечень документов. Обычно существует установленный список лагерей, куда можно отправить ребёнка с такой доплатой от работы.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Согласно ему ребёнок имеет право на бесплатный отдых, в который входит проживание, питание, услуги медицинского и педагогического персонала. Оплата проезда до места происходит за счёт родителей или законных представителей.

В каждом регионе свои требования для получения компенсации, поэтому узнайте у себя, что необходимо, чтобы получить компенсацию.

Если вы подходите, то нужно встать на очередь и подготовить требуемый пакет документов.

Сбор вещей.

Собирая сумку или чемодан ребёнку, составьте заранее список того, что нужно с собой взять✍️. Многие лагеря предоставляют перечень необходимого. Не стоит покупать с собой то, что не пригодится, а только займёт только место. Этот список пригодится ребёнку и тогда, когда он будет собираться домой☑️. По нему можно сверить, все ли вещи на месте. И да, не забудьте подписать вещи ребёнка. Возьмите обычный фломастер для дисков и оставьте пометку на изнаночной стороне вещей.

Карманные деньги.

Небольшая сумма денег может пригодиться при покупке маленьких сувениров на экскурсиях. Если ребёнок еще младшего школьного возраста, можно деньги оставить вожатому или воспитателю. Узнайте заранее о планируемых мероприятиях и экскурсиях.

Гаджеты.

Не давайте с собой дорогие гаджеты. Досуг детей в лагере очень насыщенный, им всегда будет, чем заняться. Лучшим вариантом станет недорогой мобильный телефон для звонков ☎️, за который не придется волноваться ни вам, ни ему.

Лето шлет кешбэк

Море ближе, чем лес

Алгоритм, как купить путевку на лето с кешбэком, пришлось составлять самостоятельно, так как никакой информации на региональных ресурсах на момент старта программы не было. На федеральном портале Мирпутешествий.рф появился новый раздел “Детские лагеря”. Утром 25 мая на нем было представлено 252 организации, обещают, что список будет расширяться. Можно выбирать лагерь или детский санаторий по региону или по цене. По тематическому направлению поиск не предусмотрен. Найти языковой или спортивный лагерь можно только в ручном режиме.

При этом на портале представлены далеко не все субъекты России. Ни одного места размещения в регионах Средней Волги отыскать не удалось. Программа настойчиво рекомендовала изменить параметры поиска и предлагала рассмотреть Москву, Крым, Сочи. Получается, что отправить ребенка по кешбэку проще на море или в Подмосковье, чем в ближайший загородный лагерь в сосновом бору.

Цены на море кусаются – в среднем около 50 тысяч рублей за человека. А если детей в семье двое или больше? Родителям со средней зарплатой по стране такой отдых не потянуть. Придется отдать месячное жалование за поездку любимого чада на 14 дней.

В Пензе цены на детский отдых более доступные. Путевки в стационарные лагеря стоят от 17 тысяч рублей. Поэтому было решено искать варианты с кешбэком поближе.

Как найти лагерь?

Самая большая сложность – найти достоверную информацию о том, какие лагеря в домашнем регионе участвуют в льготной программе детского отдыха. В Пензенской области сферу туризма курирует министерство культуры, а работу детских лагерей – министерство образования, так сложилось исторически. Из-за межведомственной неразберихи, кто важнее в этой ситуации, чиновники сами не могут разобраться, не говоря уже про обывателей.

Проще и надежнее позвонить в лагерь, в который хочет попасть ребенок, и узнать у них, как оформить кешбэк. Но, как выяснилось, лагерь с хорошими отзывами распродал все путевки на лето еще в марте. В других предложили купить только на август, но без кешбэка. Подключиться к системе напрямую лагерь не может – не хватает технического обеспечения. В лесу, где расположена администрация, нет устойчивого сигнала интернета. Пензенские лагеря, участвующие в программе, будут работать через посредника в лице туристического агрегатора. Им выступает местная турфирма, на официальном сайте которой указан недействующий рабочий телефон. К счастью, удалось дозвониться до них по сотовой связи.

Читайте также:
Развитие познавательно исследовательской активности дошкольников

– Мы подали заявку на подключение в платежной системе по возврату кешбэка, ожидаем согласования. Обещали, что в Пензенской области это произойдет 5 июня. Звоните – узнавайте. Пока вы можете оформить договор с лагерем, чтобы зарезервировать путевку, а оплатить ее позже, когда запустят систему, – предложили в турфирме.

Но в лагере ждать деньги отказались. Путевки и без того раскупают, как горячие пирожки. Появилась информация, что 20 процентов от стоимости вернут даже тем, кто заплатил деньги раньше. Механизм пока не известен. Видимо, придется писать заявление через госуслуги. Сделать это можно будет после 15 июня, тогда появятся инструкции.

Банковская карта

Еще один нюанс – оплатить путевку нужно только картой “Мир”. Другие платежные системы по возврату кешбэка не проходят. Если нет такой карты, время оформления может занять от одного до 10 дней. Можно воспользоваться картой родственников или близких людей. Неважно, кто вносит деньги. Но надо понимать, что кешбэк вернется на ту же карту, с которой прошла оплата.

Один важный нюанс – прежде чем выкупить путевку, необходимо зарегистрировать свою платежную карту на сайте privetmir.ru, без этого выгоды не видать. На это потребуется в среднем около трех минут – предупреждает сайт. Главное, иметь при себе карту, телефон, куда придет смс-сообщение с проверочным кодом для регистрации, и придумать заранее пароль высокой степени надежности. Через три клика появится заветная надпись: “Мир у вас в кармане”. Только теперь можно оплачивать путевку с карты.

При этом банк взимает процент за выполненную операцию. Будьте готовы к тому, что сумма к оплате окажется больше той, что по договору. Хорошая новость – кешбэк рассчитают, исходя из итоговой суммы, но не более 20 тысяч рублей.

Если задаться целью, то можно найти подходящий отдых и отправить в лагерь двух детей по цене одного. Но придется запастись терпением и проавансировать путешествие из личных средств. Когда вернется кешбэк, пока непонятно.

Контакт

На “горячую линию” пензенского минобра в первый день работы поступило около сотни звонков. Консультацию по вопросам детского отдыха можно получить по телефону 8 (8412) 52-30-47.

Александр Воронков, врио министра образования Пензенской области:

– На территории Пензенской области по кешбэку планируется работа 13 загородных лагерей, из которых 8 муниципальные. “Сельская здравница” и детский оздоровительный лагерь “Заря” также будут заключать договоры с туристическими агрегаторами. “Заря” параллельно ведет работу по подключению платформы туристического кешбэка у себя на сайте лагеря, тогда родители смогут оплачивать услуги напрямую.

С июня по август в Пензенской области будут действовать 363 лагеря, считая пришкольные. Их посетит около 40 тысяч детей. Из них каждый четвертый – из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Планируется, что около 12 тысяч подростков отдохнут в загородных лагерях, свыше 25 тысяч – в пришкольных, 1,5 тысячи старшеклассников отправятся в лагеря труда и отдыха, 1260 детей укрепят свое здоровье в санаториях. На летнюю оздоровительную кампанию из бюджета Пензенской области направлено 273,5 миллиона рублей. Родительская плата за отдых в лагере по социальной путевке в Пензенской области составляет 2957 рублей. Их число ограничено, они уже распределены.

Как многодетной семье сэкономить на развлечениях

И отдыхать дешевле, чем с одним ребенком

В нашей семье пять человек: мы с мужем и трое детей.

Развлечения и путешествия для такой большой компании стоят недешево, но часто нам удается здорово сэкономить: многодетные семьи могут рассчитывать на особые льготы, а иногда вообще не тратиться на билеты.

Расскажу, как мы экономим на семейном досуге и почему развлекать троих детей бывает даже дешевле, чем одного.

Как победить выгорание

Какие льготы на отдых и развлечения положены многодетным

Государство предоставляет многодетным семьям льготы в разных областях жизни. Например, они могут платить за коммуналку со скидкой и получить место в детском саду без очереди.

Сфера развлечений не исключение: право многодетных родителей экономить на семейном досуге закреплено законодательно. Правда, единого документа, в котором перечислены все льготы, не существует: помимо федеральных льгот, которые полагаются всем многодетным семьям России, существуют региональные, рассчитанные только на жителей определенной местности.

Еще многодетные могут рассчитывать на скидки, которые по собственной инициативе предоставляют частные организации: бизнесу обычно выгодно продать за один раз больше билетов даже по сниженной цене.

Вот как все это работает.

По всей России. Федеральная льгота на отдых для многодетных семей только одна: раз в месяц многодетные могут бесплатно посещать музеи, выставки, парки культуры и отдыха.

Тонкость в том, что каждый музей трактует этот закон по-своему . Одни пускают многодетных на выставки бесплатно в любой день: например, Ярославский музей-заповедник, Ярославский художественный музей, Государственный музей Востока в Москве или Русский музей в Санкт-Петербурге.

Другие выделяют один день в месяц, когда многодетные могут бесплатно посмотреть экспозицию. Например, за билеты во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства многодетным не придется платить в первый вторник месяца, в музеях Московского Кремля такая льгота действует во второй вторник, а в Музее космонавтики — в третье воскресенье. Это не очень удобно: спланировать выезд в другой город, чтобы бесплатно посетить там все интересные музеи, практически нереально.

Читайте также:
Какие выбрать игрушки развивающие для детей от 3 лет

В некоторых музеях, например Третьяковской галерее, помимо бесплатного дня для многодетных предусмотрены льготные билеты во все остальные дни.

Р ” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Иногда власти регионов предлагают многодетным самостоятельно выбрать день в месяце, когда они смогут бесплатно посещать любые музеи. Например, воспользоваться такой возможностью могут жители Багратионовского городского округа Калининградской области — для этого нужно подать заявление на госуслугах.

В регионах. В каждом регионе есть свои указы о социальной политике или поддержке семей. Часто в них можно найти дополнительные льготы для многодетных. Например, закон Москвы о социальной поддержке семей с детьми позволяет бесплатно ходить с детьми в городские бани, а многодетные семьи в Крыму могут приобрести льготные билеты в театры и на концерты.

Размер льготы устанавливают сами учреждения. Например, в Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького могут бесплатно попасть только дети из многодетных семей, а в Крымском академическом театре кукол скидку предоставят всей семье — но 50, а не 100%.

В некоторых регионах, например в Тверской области или Республике Башкортостан, дополнительные местные льготы не предусмотрены.

Воспользоваться региональными льготами иногда могут все многодетные семьи России, а иногда — только жители конкретного региона. Например, большинство музеев и парков культуры Москвы и Санкт-Петербурга доступны для бесплатного посещения не только местным, но и многодетным семьям, которые приехали из других регионов. А вот бесплатные билеты в театры или цирки чаще всего можно получить только жителям региона — их выдают местные органы соцподдержки или их нужно выкупать в кассах в определенные дни.

По инициативе бизнеса. Предприниматели часто придумывают акции для больших семей — это позволяет им привлечь дополнительную аудиторию. Такие предложения можно найти в батутных центрах, аквапарках, частных музеях и экскурсионных бюро.

Размер скидки компании определяют самостоятельно: законов, которые это регламентируют, нет. Обычно это скидка 10—50% на билеты или бонусная программа. Например, в московском парке развлечений «Сказка» за пополнение карты многодетным начисляют больше бонусных баллов — ими можно оплатить некоторые аттракционы.

В других странах. Обычно российский статус многодетности не дает никаких льгот за границей. Но это не значит, что сэкономить не получится: во многих музеях вход для детей бесплатный. Например, в Музей транспорта в Лондоне, Музей современного искусства в Берлине или галерею Уффици во Флоренции бесплатно пускают детей до 18 лет, а в Национальном музее Швеции плату за билеты не взимают с посетителей до 20 лет.

Бесплатный билет на Эйфелеву башню можно получить только для ребенка до 4 лет, но для детей и молодых людей до 24 лет все равно предусмотрены скидки — для них посещение стоит в два или четыре раза дешевле, чем для взрослых: размер льготы зависит от возраста.

Еще в музеях часто предусмотрены семейные билеты, вход по которым дешевле. Например, в Музее естествознания в Лондоне, Национальном музее естественной истории в Париже, Музее техники в Варшаве или на мемориале 11 сентября в Нью-Йорке. Семейные билеты могут быть полезны не только многодетным — со скидкой сходить в зарубежные музеи часто могут семьи с одним или двумя детьми.

Как получить льготы

Чтобы получить скидки и льготы, показать детей кассиру недостаточно — нужно предъявить удостоверение многодетной семьи.

В некоторых регионах удостоверения не выдают. В таком случае статус многодетных можно подтвердить справкой о составе семьи или паспортом, куда вписаны все дети.

Статус присваивают не навсегда: в большинстве регионов льготами можно пользоваться, пока старшему ребенку не исполнится 18 лет. Но могут быть и другие варианты. Например, в Краснодаре семья может сохранить статус многодетной еще на пять лет, если ребенок учится на бюджетном отделении вуза. А в Москве семья считается многодетной еще дольше: она теряет этот статус, только когда младшему ребенку исполняется 16 или 18 лет, если он еще учится в школе.

Государственные льготы семья может получать в любом составе. Например, я иногда хожу в музей в одиночестве и все равно пользуюсь правом на бесплатное посещение. А вот в частных организациях это правило работает не всегда: часто скидки дают только всей семье сразу.

У нас трое детей: старшему — 11 лет, среднему — 7, а младшей — 4 года. По закону нашего региона — Ярославской области — мы будем пользоваться льготами еще 7 лет.

Как экономит на отдыхе и развлечениях наша семья

Мы часто путешествуем по России. Регулярно бываем в Ярославле, Иванове и Москве, два-три раза в год выбираемся в Петербург, а раз в год отправляемся в дальнее путешествие — чаще всего на юг или в Башкирию.

Иногда я планирую поездку именно под бесплатный или льготный день. Например, если мы хотим попасть в Ярославский зоопарк, то едем туда в среду: в этот день вход для многодетных бесплатный. Это удобно, потому что до зоопарка нам добираться всего час, и можно не дожидаться выходных, а отдохнуть всей семьей даже вечером буднего дня.

Р , но мы ходим туда бесплатно” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Читайте также:
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Если предстоит дальняя поездка, обычно я заранее ищу места, которые нам будет интересно посетить, и узнаю, как обстоят дела с льготами: предусмотрены ли скидки для многодетных и в какое время ими можно воспользоваться.

Мы не всегда привязываемся к льготам, но иногда получается построить маршрут так, чтобы получить максимальную выгоду. Например, мы всегда стараемся поехать в Москву в будни. Я выбираю бесплатный день в интересном музее или парке аттракционов и пользуюсь тем, что в будни больше, чем в выходные, скидка в аквапарке « Ква-ква парк», — так можно сэкономить 4000—5000 Р за одну поездку.

Р в будни и 1300 Р в выходные” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Бывает и так, что мы решаем пойти в какой-то музей, центр развлечений или парк спонтанно. В таком случае я просто спрашиваю о льготах на кассе или звоню туда перед выходом. Если выгода серьезная и есть возможность перенести посещение на другой день, мы можем переиграть планы — или все-таки пойти развлекаться, но уже за полную стоимость.

В дальние поездки я всегда беру с собой удостоверение многодетной семьи — просто на всякий случай. Но обычно хватает фотографии удостоверения на телефоне. Я не помню ни одного раза, чтобы от нас потребовали оригинал документа после того, как мы показали снимок.

Правда, совсем без документов сэкономить вряд ли получится. Однажды мы забыли документ в гостинице, а фотографии на телефоне еще не было. Контролеры в сочинском дендрарии согласились сделать скидку просто по количеству детей, но только после очень долгих уговоров.

Как экономить в музеях и парках

Главное правило экономии в государственных музеях и парках — заранее узнать, в какие дни действуют льготы. Дело не только в том, что у каждого учреждения свои правила, но и в том, что иногда музеи меняют условия посещения. Например, до 2020 года многодетные могли бесплатно ходить в Эрмитаж хоть каждый день, а теперь бесплатным стал только последний четверг месяца.

Бывает и так, что музей упрощает правила посещения для многодетных, но для этого нужно оформить специальный документ. Например, в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» многодетные могут сами выбрать удобный день для посещения в месяц, если воспользуются абонементом. Для остальных бесплатный день посещения — только последнее воскресенье месяца.

Хотя обычно бесплатные билеты выдают только в кассе, чтобы убедиться в праве семьи на льготы некоторые музеи позволяют заказать их в интернете. В таком случае документы все равно нужно взять с собой: их проверят на входе.

Чаще всего льготы в музеях действуют для семей со всей России, но бывают исключения. Знакомые из Крыма рассказывали, что в Москве их свидетельства принимали не везде. Но наша семья с этим ни разу не сталкивалась.

В парки, как и в музеи, многодетные могут попасть бесплатно как минимум раз в месяц, но за дополнительные услуги все равно надо платить. Например, во второе воскресенье каждого месяца многодетные бесплатно проходят в подмосковный парк «Патриот», но за посещение некоторых экспозиций и развлечений внутри придется доплатить: по 150 Р с человека за вход в «Партизанскую деревню» и по 200 Р за билет в технический центр, где показывают историю танкостроения.

Р на билетах в сочинский дендрарий, но потратили 1400 Р на семью за поездку на фуникулере” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Как экономить в театрах, кинотеатрах и на концертах

В государственных театрах часто предусмотрены льготы для многодетных, но воспользоваться ими сложно: количество билетов со скидкой ограничено квотой. Иногда их можно получить заранее. Например, в Ярославском театре им. Федора Волкова билеты бесплатно выдают многодетным семьям и другим льготникам, пока квота не закончится. А иногда льготные билеты доступны только перед началом сеанса. Так, в Александринском театре Санкт-Петербурга скидка 50% на любые билеты для многодетных начинает действовать только за час до первого звонка.

Часто льготные билеты в театр или цирк распространяют благотворительные или волонтерские организации, помогающие многодетным: например, «Сова» в Туле, общественная организация «Многодетные семьи Ярославии» в Ярославле или «Многомама» в Москве. Бесплатные билеты на представления могут выдавать и в местных отделениях соцзащиты — советую уточнить, есть ли такая возможность в вашем районе.

Льготы предоставляют и небольшие частные театры. Например, в петербургском театре «Сказкин дом» билет для многодетных стоит почти в два раза дешевле, чем для семей, где растет меньше трех детей.

Мы ходим в театр за полную стоимость: ловить льготные билеты слишком сложно, особенно если театр находится в другом городе. Да и выбор льготных спектаклей и мест, как правило, ограничен.

Бесплатно попасть на концерт или хотя бы купить билеты со скидкой еще сложнее. На концерты популярных исполнителей скидок обычно не бывает, зато льготные билеты можно найти на некоторых фестивалях. Например, на «Дикую мяту» многодетные семьи могут поехать за полцены. Еще иногда можно попасть на концерты классической музыки: билеты туда тоже выдают благотворительные организации.

Некоторые организаторы проводят специальные мероприятия для семей с детьми. Стоимость билетов обычно рассчитывается сразу на семью независимо от количества детей или позволяет купить хотя бы часть билетов со скидкой. Например, такие предложения можно найти в рамках проекта «Вместе с мамой»: помимо постоянной системы скидок для больших семей организаторы предусматривают один бесплатный билет на каждый концерт — для семьи, которая не может позволить себе его купить.

Читайте также:
Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Р на всех членов семьи независимо от количества детей” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

В кинотеатрах часто предусмотрены льготные программы для многодетных семей. В Москве скидку 20% на любой сеанс предоставляет сеть «Каро», а в кинотеатрах «Люксор» с пятого дня проката многодетные могут купить билет на сеанс за 90 Р . При этом идти в кино всей семьей необязательно: мы смотрим фильмы только со старшими, но регулярно покупаем билеты со скидкой.

В ближайшем к нам Ярославле скидку 50% можно получить в кинотеатре «Синема-стар», но условия менее дружелюбные: льгота работает только с 10:00 до 14:59 и при условии, что в кино идут вместе не менее трех членов семьи.

Как сэкономить на активном отдыхе

Катки, скалодромы, аквапарки, парки аттракционов и батутные центры — это чаще всего не государственные, а частные организации, и государство не обязывает их создавать особые условия для многодетных. Но по нашему опыту скидки в коммерческих развлекательных центрах и комплексах встречаются не реже, а даже чаще, чем в государственных. А условия для многодетных бывают более привлекательными, чем для семей с двумя детьми.

Например, «Ква-ква-парк» предоставляет многодетным скидку 50%. По такому тарифу даже многодетная семья с четырьмя детьми потратит меньше денег, чем обычная семья с двумя детьми. Правда, акция действует только в будни и если дети не на каникулах. Так бывает нередко: обычно частные организации предлагают льготные билеты в будни и утренние часы, когда мало обычных посетителей.

Р . Наша семья — 2300 Р : дочь еще маленькая, поэтому ее пускают бесплатно. Источник: kva-kva.ru” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Но бывает и по-другому . Например, в сети « Панда-парк » многодетная семья получает бесплатный маршрут при покупке одного платного в любой день и любое время — это равноценно скидке 50%. В Рыбинске мы за полцены посещаем детский центр «Джунгли» и экономим 150 Р с ребенка.

В Санкт-Петербурге со скидкой 30% ходим в «Горилла-парк» — тоже тогда, когда нам удобно. В парках аттракционов в Тушине и парке Горького раз в месяц действует бесплатный проход для детей на пять аттракционов.

Если один из детей еще маленький и его пускают в парки развлечений бесплатно, иногда выгоднее покупать семейный билет на двух взрослых и двух детей, чем пользоваться льготой для многодетных.

Чтобы грамотно пользоваться льготами на активный отдых и спорт, я всегда заранее ищу информацию на сайте клуба или развлекательного центра, в который мы собираемся, а потом уточняю условия лично. Сотрудники редко сами предлагают скидки, даже если видят, что семья многодетная.

Как сэкономить на путевках в санатории и лагеря

Многодетным по закону полагается бесплатный отдых и оздоровление — проще говоря, бесплатные путевки в лагерь или санаторий.

Наша семья еще не пользовалась этой возможностью, но моя подруга оформляла путевку в лагерь для своей дочери. В нашем городе это можно сделать только через департамент образования, но в некоторых городах, например в Ярославле, можно подать заявку на бесплатную путевку через госуслуги.

Заявку нужно подавать как можно раньше: для многодетных выделяют ограниченное количество путевок, и, если опоздать, места для ребенка может не хватить. А еще семьи, которые подают заявки раньше других, могут выбрать конкретный лагерь на свой вкус, а не отправлять ребенка туда, где просто остались льготные путевки.

Обычно заявки начинают принимать в марте, но я советую уточнить даты для вашего региона в соцзащите или департаменте образования. В некоторых регионах, например в Московской области, можно не брать льготную путевку, а выбрать любой лагерь или санаторий и купить путевку самостоятельно, а потом подать заявление на частичную или полную компенсацию стоимости отдыха на портале госуслуг.

Запомнить

Хотя и государственные, и частные организации предоставляют многодетным семьям скидки, получить их бывает не так просто. Вот несколько советов, которые помогут сэкономить как можно больше:

  1. Сделайте копию удостоверения многодетной семьи и сфотографируйте его на телефон. Иногда в качестве доказательства многодетности работает паспорт с вписанными в него детьми, но удостоверение всегда надежнее.
  2. Не стесняйтесь уточнять, есть ли скидки для многодетных. Иногда льготы есть, но информацию об этом не публикуют.
  3. Помните, что скидки работают не всегда. Если хотите сэкономить, заранее уточните дни, в которые многодетные могут рассчитывать на льготы.
  4. Прежде чем воспользоваться скидкой для многодетных, проверьте, нет ли другого, более выгодного предложения.
  5. Если дети едут куда-то с группой, напомните руководителю, что вы многодетные. Возможно, ребенку удастся пройти бесплатно в музей или попасть на экскурсию со скидкой. Не забудьте дать ребенку с собой копию удостоверения.
  6. Спросите про билеты в театр или цирк в местном отделении соцзащиты или на работе.
  7. Присоединитесь к сообществу многодетных в вашем городе или пользуйтесь сайтами для многодетных, например «Многомама» ил Big Family Club: там часто выкладывают информацию о скидках и акциях.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: