Особенности развития ребенка в 1 год 9 месяцев – что умеет малыш, а чему еще не научился?

Все главные нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев

Кроха к этому возрасту заметно подрос и повзрослел. С каждым днем он продолжает познавать мир и приобретать больше навыков.

Теперь ребенок проявляет интерес к сверстникам, выражает свои эмоции доступным ему способом и пытается осваивать фразовую речь.

Физические параметры в год и девять

Нормы роста, веса, окружности головы и груди у мальчиков

  • Рост от 80,4 до 88,4 сантиметров.
  • Вес от 10,6 кг до 13,6 кг.
  • Окружность головы — 47,5 см до 50,5 см.
  • Окружность груди – 48,8 см до 52,0 см.

Нормы роста, веса, окружности головы и груди у девочек

  • Рост от 79,7 до 87,6 сантиметров.
  • Вес от 10,5 кг до 12,8 кг.
  • Окружность головы — 46,5 см до 49,5 см.
  • Окружность груди – 47,7 см до 51,9 см.

Количество зубов

У ребенка в год и девять месяцев должно быть примерно 17 зубов, но по данным ВОЗ их нормальное количество — от 14 до 16.

Что умеет делать малыш

  • преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
  • взбираться по лестнице, держась за перила;
  • строить башенку или собирать пирамидку;
  • различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
  • определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
  • различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
  • самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
  • надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
  • расстегивать пуговицы и замки;
  • может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
  • знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
  • пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.

Особенности психоэмоциональной сферы

  1. Ребенок взрослеет с каждым днем, теперь он взаимодействует с вами в игре почти как взрослый, потому что, даже те дети, которые еще не говорят, умеют каким – либо способом выражать свои эмоции.
  2. Малыш этого возраста уравновешен и спокоен, ему очень интересно познавать мир, тревожность появляется в незнакомой обстановке и когда нет поблизости мамы, хоть ребенок и стал более самостоятельным, но маму все равно хочет всегда видеть рядом.
  3. Достаточно ярко выражается эмоциональность крохи, он проявляет радость, интерес, любопытство, играя со взрослым или один. Когда малыш, играя сам, пытается что – то сделать самостоятельно, то вы точно заметите по его реакции, получилось ли у него задуманное, если он стал кричать и плакать, значит — не получилось, а если доволен и улыбается — все удалось. Особенно сильно на эмоциональность малыша влияет настроение взрослого. Кроха очень чутко реагирует на вашу обиду, печаль или радость.
  4. Ребенок стал более коммуникабельным. Он начинает общаться с другими детишками, заглядывая им в глаза, показывая что – то жестами и мимикой.

Речевые способности

Большинство малышей отлично понимают простые картинки, могут показать, что там нарисовано, также ответить на вопросы «Кто это? Что это? Что делает?».

Задавать такие вопросы после просмотра иллюстраций или прослушивания сказки очень полезно, поскольку это развивает внимание, память, мышление ребенка.

Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов. Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным.

Обычно малыш в год и девять месяцев использует в общение со взрослым или игре предложения из двух слов.

Кроха научился выполнять просьбы – поручения из двух действий. Например, «подойди ко мне, возьми мишку» или «подними мячик и брось мне».

С каждым днем ребенок запоминает новые слова, начинается формирование фразовой речи.

Интеллект

В интеллектуальном плане малыш тоже прогрессирует.

К этому возрасту дети умеют:

  • различать цвет, форму, размер предмета;
  • рисовать линии, геометрические фигуры, а также объяснить, что нарисовал;
  • определять голоса животных и подражать им;
  • на фото узнавать близких или знакомых людей.

Справка! Ребенка можно научить произносить свое имя, а также разучить с ним имена близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.

Рацион питания

Примерное меню

Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.

  • Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
  • Обед (11:30) – суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
  • Полдник (15:30) – молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
  • Ужин (18:00) – творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.

Рецепт блюда

Творожная запеканка

Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:

  • Творог 200 грамм
  • Сахар 3-4 ст. ложки
  • Манка 3 ст. ложки
  • Яйцо 1 штука
  • Масло сливочное (для смазывания формы)
  • Сметана 1 ст. ложка
  • Ванилин
  • Изюм

Приготовление в духовке:

  1. Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
  2. Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
  3. К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
  4. Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
  5. Приготовить форму, смазывая ее маслом.
  6. Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
  7. Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
  8. Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.
Читайте также:
Раскраски для малышей- скачать и распечатать бесплатно в формате PDF

Особенности гигиены и ухода

  1. Приучайте ребенка следовать правилам личной гигиены, обучая его другим доступным навыкам самообслуживания.
  2. Начинайте утро с регулярной зарядки, затем нужно умыться и почистить зубы.
  3. Пусть ребенок сам моет руки под краном, включайте ему воду, контролируйте, но не ограничивайте в самостоятельности.
  4. Купать малютку можно не каждый день, но перед сном нужно умыть его, желательно ополоснуть ступни прохладной водой (элемент закаливания).

Обратите внимание! Сажайте малыша на горшок, если он протестует, все равно не отчаивайтесь и старайтесь высаживать после сна, хотя бы 2 раза в день.

Режим дня и сна

Примерный режим дня для детишек в год и девять месяцев:

  • 7:00 — 9:00 – подъем, гимнастика, водные процедуры, завтрак
  • 9:00 – 11:30 – игры, прогулка, занятия на развитие
  • 11:30 – 12:00 – обед
  • 12:00 – 15:00 – сон
  • 15: 00 – 15:30 – полдник
  • 15: 30 – 20:30 — игры, прогулка (летом), ужин
  • 20: 30 – купание
  • 21:00 – 21:30 — сон

Дневной сон происходит один раз в течение 2-3 часов, ночью ребенок спит 10 – 11 часов. Общее время для сна за сутки составляет 12,5 -13,5 часов. Бодрствование длится до 5, 5 часов.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Занятия с малышом

Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.

Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.

Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.

Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».

Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.

Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.

Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.

Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.

Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.

Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.

Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.

Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.

Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.

В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.

Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.

Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.

К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.

Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.

Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.

Очень полезны пальчиковые игры.

Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.

Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.

Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:

Игрушки

Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.

Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.

Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.

Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.

Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.

Обратите внимание! Следите, чтобы игрушки были по возрасту ребенка, не оставляйте малыша без присмотра с игрушками, где есть мелкие детали.

Развитие и питание ребенка в 1 год 9 месяцев: составляем меню для малыша, определяемся с умениями карапуза

Психологи утверждают, что формирование основы характера и поведения ребенка длится до 3 лет, после этого можно только исправлять и корректировать. В 1 год 9 месяцев еще есть время оценить умения и навыки малыша, увидеть, чему он научился, как развивается, что хочет делать, а от чего категорически отказывается, начиная проявлять свой характер.

Растем и прибавляем в весе

Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц – по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.

Читайте также:
Ребенку 1 год и 5 месяцев – как развивается малыш в возрасте один и 5?

Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.

О физическом развитии

В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.

Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон – один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов.

Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время – этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.

Социальное взаимодействие

Социум ребенка в возрасте 1 года 9 месяцев заключается в узком круге: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. На посторонних малыш реагирует по-разному, но в большинстве случаев настороженно. Тем не менее, он уже умеет общаться в своем кругу, по-своему выражать свои чувства, говорить понятно для узкого круга близких и выполнять общепринятые действия:

  • выполнять просьбы взрослых: например, подать что-нибудь, показать, поздороваться, попрощаться, согласиться, покивав головой;
  • он различает некоторые цвета, но может их путать и это нормальное явление;
  • он может продемонстрировать, с какими звуками у него ассоциируются те или иные животные;
  • он умеет держать в руке ложку и кружку во время еды, правильно обращаться с ними.

1 год 9 месяцев – период активного развития и время, когда можно начать расширять круг общения малыша, но это не значит, что его нужно устраивать в детский сад (рекомендуем прочитать: что это – комбинированный детский сад и как туда отдать ребенка?). Такая нагрузка на психику будет преждевременной. Как вариант, можно воспользоваться услугами детского центра раннего развития, в котором проходят занятия именно с детьми такого возраста. Занятия в таких центрах непродолжительны, но ребенок начинает расширять круг своего общения, развивает коммуникативные навыки и активно взаимодействует с незнакомыми людьми.

Кроме этого, общение с большим количеством людей помогает развитию речевых навыков, у детей формируются устойчивые умения произносить новые слова, понимать, когда к ним обращаются другие люди. В итоге процесс развития происходит активнее, дети начинают быстрее внятно произносить слова и короткие словосочетания, увеличивать свой словарный запас.

Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыш продолжает постигать социальные навыки – теперь он может более осмысленно взаимодействовать с другими детишками, общаться и играть с ними

Навыки и умения

Ребенок в 1 год 9 месяцев впитывает в себя, как губка, все навыки и умения, которым его обучают, начинает ставить перед собой элементарные цели и выполнять их. Кроха уже имеет небольшой жизненный опыт, поэтому вся его деятельность основывается на повторении действий, которые он увидел у кого-нибудь или которым его целенаправленно научили:

  • складывает игрушки в положенное место;
  • помогает в меру сил маме;
  • поднимается по лестнице, держась за перила;
  • строит башенку из кубиков;
  • поднимает мяч, бросает или пинает его;
  • называет животных, увидев их на картинке, но многосложные слова пока ему не под силу;
  • повторяет простые движения;
  • считает до трех;
  • различает основные цвета;
  • общается со сверстниками, это происходит пока не на речевом уровне, а в игре, но социальные навыки начинают проявляться.

Есть много правил, которые необходимо соблюдать, потому что так принято в обществе, где взаимодействует много людей. Малыш начинает понимать, что в социуме существуют установленные рамки поведения, за которые выходить не стоит.

Питание

В этом возрасте ребенок должен принимать пищу 4 раза в день, через 3-4 часа (рекомендуем прочитать: что и как должен есть ребенок в 9 месяцев?). Наиболее калорийную пищу необходимо готовить в первой половине дня. На завтрак предпочтительно готовить кашу, омлет или запеканку. В рацион питания уже нужно включать суп-пюре, борщ и вторые блюда: мясные и рыбные, овощные рагу, картофельное пюре, молочные и кисломолочные продукты, которые должны оставаться основой меню.

Помимо этого обязательны свежие овощи и фрукты: морковь, картофель, капуста, тыква, кабачки, свекла. Не запрещается также салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке. Растительные и животные жиры необходимо добавлять в рацион при приготовлении горячих блюд и салатов. Мясные блюда нужно включать в меню ежедневно на обед: нежирные сорта говядины, кроличье мясо, курицу. Из мяса можно приготовить котлеты на пару, мясное пюре, тефтели. Приветствуется питание рыбными продуктами, ими можно заменить 2 раза в неделю мясо – например, паровыми котлетами из рыбного фарша.

Отношения с родителями

В 1 год 9 месяцев малыш требует постоянного внимания со стороны родителей, особенно мамы. Желание быть всегда рядом с родителями уже не сводится к простому сидению на ручках. В этом возрасте начинается взаимодействие между близкими людьми, которое проявляется в совместных играх, чтении книжек, просмотре мультфильмов. Дети, которые еще плохо разговаривают, выражают свои эмоции и чувства объятиями, поцелуями, улыбками, смехом. В этот период важно не отмахиваться от ребенка, а по мере возможности привлекать его к совместному выполнению каких-либо действий:

  • убирать на место игрушки;
  • накрывать на стол;
  • наводить чистоту и порядок в комнате;
  • читать книжки;
  • обучать произношению фамилии семьи, имен мамы, папы, бабушек, дедушек;
  • приучать к самостоятельности, формировать навыки выполнения действий своими силами.
Читайте также:
Как уложить ребенка спать быстро и вовремя без укачиваний и капризов

Последний квартал второго года жизни – этап ярких проявлений самостоятельности и активности в социуме. От того, каким будет первый опыт социализации, зависит, как он будет вливаться в новый коллектив в детском саду, а потом в школе. В это время очень важно поддержать малыша в проявлении новых умений и навыков, не пропустить самое важное.

Все нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев

Содержание статьи:

1 год и 9 месяцев — это тот возраст, когда ребенок превращается в нечто подобное «вечному двигателю». Человек еще маленький, но в нем столько активной и познавательной энергии, что родителям остается только удивляться, откуда это все берется, почему не заканчивается и как такое вообще возможно?

Примерно в этом возрасте малыш начинает мыслить более широко, и делает первые попытки анализировать происходящее. Поэтому родители часто могут сталкиваться с новым применением или с новым объяснением давно привычных предметов или явлений.

Физическое развитие ребенка 1 год и 9 месяцев

В год и девять кроха уже способен самостоятельно справиться с массой вещей.

  • Прежде всего, это касается перемещения в пространстве. Он уже уверенно держится на ножках. Ему постоянно хочется куда-то бежать, потому что впереди масса ужасно интересного и неизведанного.
  • В этом возрасте малыш с достаточной легкостью может справиться с задачей, связанной с перешагиванием невысоких препятствий. Он самостоятельно может себя поднять на небольшую высоту, например, на невысокую скамью в спортивной комнате. С легкостью и радостью «елозит» вверх и вниз по домашним поверхностям типа стульев дивана, кровати, кресла и т. д. С огромной радостью и практически неизмеримой скоростью малыш перемещается из пункта А в пункт Б бегом. С нескрываемым удовольствием берется «помогать» родителям выполнять их повседневные обязанности, скажем, подмести или помыть пол, сполоснуть под краном посуду.
  • Что касается бытовых вопросов, то в «год и девять» малыш умеет самостоятельно орудовать ложкой в своей и нередко чужой тарелке. При этом он вполне справляется с задачей не только зачерпнуть пищу любой консистенции, но и донести ее до своего рта, практически без потерь.
  • Умеет самостоятельно надевать несложные предметы гардероба, например, маечку и трусики. С раздеванием дела обстоят гораздо лучше — малыш с радостью стаскивает с себя то, что не требует дополнительных усилий на развязывание или расстегивание.
  • В год и 9 месяцев ребенок с уверенностью пользуется горшком, и даже способен сообщить родителям о том, что хочет на него усесться, что называется, по нужде.
  • В этом возрасте ребенок точно знает места хранения книг и игрушек, с радостью может участвовать в уборке своих вещей, складывая их по местам.

Словарный запас и развитие речи малыша в 1 год 9 месяцев

Речь малыша в этот период развивается семимильными шагами. Практически каждый день можно услышать от ребенка какие-то новые словечки. Правда, иногда дети произносят их просто потому, что услышали и запомнили, но смысл нового слова им не всегда понятен.

Кстати говоря, многие дети в год и девять уже активно оперируют словами так, что способны составлять простые предложения, состоящие из нескольких слов. Но это не обязательная характеристика этого возраста. Если малыша все еще трудно понимать или он не особо словоохотлив, то это тоже норма. И, даже несмотря на то, что речь ребенка скудна и трудно разборчива, в год и девять дети прекрасно понимают то, что им говорят!

В этом возрасте рекомендуется много читать и разговаривать с детворой. Они уже могут запоминать и воспроизводить простые детские стихотворения, буквы, цифры, цвета.

Психическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Здоровый малыш в возрасте 1 год и 9 месяцев большую часть времени пребывает в хорошем и радостном настроении. Хотя эмоциональное настроение становится все более понятным. Так, можно определить — расстроен ли малыш в случае какой-то своей маленькой неудачи или нет, удовлетворен ли он полученным результатом своей деятельности, обижен ли чем-то и т. д.

Даже те детки, которые, по большому счету, еще и не могут толком разговаривать, в возрасте «один и девять» способны тем или иным образом выразить и свои мысли, и свои эмоции.

Интеллектуальное развитие малыша в возрасте год и 9

Интеллектуальное развитие малыша в этом возрасте буквально поражает своим прогрессом.

  • Различать геометрические формы и отличать друг от друга шар, круг, кирпичик, кубик, призму, треугольник, безошибочно подбирать отверстие необходимой формы в игрушках-сортерах.
  • Без труда определять размерные показатели и отличать маленькое от большого, большое от среднего, выбирать самое маленькое или самое большое из предложенных вариантов и т. д.
  • Различать цвета, с легкостью находить похожие цвета и некоторые их оттенки.
  • Рисовать прямые и закругленные линии, геометрические фигуры. Ребенок уже может объяснить, что нарисовал или хотел нарисовать.
  • Узнавать животных и имитировать их «речь».
  • Узнавать знакомыхвзрослых на фото, в видеороликах и пр.

В возрасте 1 и 9 уже можно научить малыша полностью произносить свои имя, а также разучить с ним имена родителей, бабушек и дедушек, ближайших родственников.

К тому же, возраст 1 год и 9 месяцев — это еще и прекрасное время для начала развития логического мышления у малыша. Для этого и существуют простые логические игры для самых маленьких.

Игры и игрушки ребенка в 1 год 9 месяцев

Помимо простейших логических игр типа пазлов, состоящих из небольшого количества элементов, или игрушек-сортеров, детям в возрасте год и девять нужно уделять много времени для физических игр и упражнений. Им просто необходимо выплескивать свою энергию, поэтому нужно бегать, прыгать, залезать вверх и слазить вниз, кидать и пинать мячи, плескаться в ванной перед сном и делать зарядку по утрам.

Более спокойные варианты игр — это накормить любимую игрушку и уложить ее спать, затолкать машинку в гараж, не забыв предварительно развести все игрушки по их домам, строить домики и замки из кубиков и конструкторов. Поскольку с координацией движения дела обстоят гораздо лучше, то уже можно чаще предлагать малышу порисовать в альбоме, ведь в этом возрасте малыши учатся различать границы. Потому рисование на альбомном листе — это прекрасная возможность потренироваться на предмет того, чтобы не выходить за обозначенные пределы.

Уход за малышом в 1 год 9 месяцев и его питание

Несмотря на то, что многие вещи малыш стремится делать самостоятельно, контроль и поддержка родителей все равно нужны.

Так, необходимо следить за ежедневными водными процедурами — умывание и чистка зубов с утра, купание по вечерам, мойка рук проделывается столько раз за день, сколько это необходимо.

Некоторые дети в этом возрасте уже активно и достаточно успешно пользуются горшком, а некоторые даже не знакомы с таким бытовым предметом. И если родители по каким-то причинам не стали обучать ребенка пользоваться горшком в более раннем возрасте, то 1 год и 9 месяцев — самое время начать делать это.

Вопрос о необходимости соблюдения режима дня даже не должен подниматься. Режим дня малышу необходим! Единственное, что можно изменить в ежедневном режиме, так это сократить количество дневных снов до одного, если физически малыш готов к этому.

Точно так же, как и в случае с режимом дня, не должен подвергаться сомнению вопрос о пребывании ребенка на улице. Чем больше, тем лучше!

Что касается питания, то в «год и девять», как правило, дети едят все «со взрослого стола», за исключением продуктов, вызывающих аллергию. Но следить за детским рационом, все же требуется. Необходимо приучать кроху к приему пищи 3-4 раза в день. В меню должны присутствовать первые и вторые блюда, крупы, овощи, рыба, мясо, фрукты и т. д. При этом вредную пищу, вроде сосисок, колбасы, фабричных полуфабрикатов, фастфуда, рекомендуется свести к минимуму или вовсе исключить из детского рациона.

Что умеет ребенок в 1 год и 9 месяцев?

Ваш малыш всегда самый лучший, самый умный, идеальный. Тем не менее, 90% родителей переживают – а соответствует ли развитие их чада нормам, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? На этом этапе происходит много нового: впервые звучат фразы из 2-3 слов, малыш начинает сам пользоваться горшком и развивается не по дням, а по часам. Расскажем подробно о речевых, физических, психологических особенностях детей того возраста и проанализируем факторы развития.

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

  1. способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
  2. различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
  3. показывает части тела, минимум 3;
  4. собирает пазл из 4-8 частей;
  5. вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
  6. рисует кривые линии, круги, квадрат;
  7. может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Можно часто услышать утверждение, что мальчики развиваются медленнее девочек. Это не совсем так. У девочек быстрее созревает левое полушарие, ответственное за логическое и речевое мышление. Но зато мальчики лидируют в развитии пространственно-временной ориентации. Они меньше говорят, но мыслят нестандартно. У мальчиков острее слух примерно до 8 лет и ниже кожная чувствительность.

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Правильный уход и развитие

Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:

  • сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
  • 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
  • соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
  • соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
  • прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг. При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье. Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.

Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.

Что нужно знать о детской аллергии?

По статистике, аллергия — одно из самых распространенных заболеваний, каждый третий человек в мире сталкивается с ее проявлениями. У детей она бывает намного чаще, чем у взрослых. Рассказываем, почему начинается аллергия, как она проявляется и что с этим можно сделать.

Что это

Аллергия — это аномальная реакция иммунной системы на безвредные вещества. В обычном состоянии иммунитет защищает от патогенных микроорганизмов или других опасных белков, которые проникают в организм. Но если иммунная система слишком остро реагирует, то она может воспринимать обычные продукты, пыльцу или другие белки как агрессора.

«Аллергия — это процесс, протекающий при участии иммунной системы, — говорит к.м.н., аллерголог-иммунолог GMS Clinic Ольга Сидорович , — обусловленный ее сверхчувствительностью на определенные вещества — аллергены при повторном воздействии этих веществ на организм».

Аллергия начинается не сразу. При первом контакте с веществом, которое показалось подозрительным, клетки иммунитета распознают и запоминают его — это сенсибилизация. И в следующий раз, когда это же вещество попадает в организм, начинается аллергическая реакция.

После контакта контакта с аллергеном вырабатываются иммуноглобулины Е. Они взаимодействуют с тучными клетками, которые и ответственны за появление симптомов аллергии. Выделяются вещества, которые вызывают отек и воспаление, а затем повреждение окружающие ткани. От того, насколько сильно отреагирует иммунная система, зависят проявления аллергической реакции.

Точные причины такой реакции иммунитета не ясны. Но риск развития аллергии у ребенка увеличивается , если кто-то из родителей — аллергик. Наследуется не определенный вид аллергии, а предрасположенность к такой реакции иммунитета.

«В семье, где кто-то из родителей страдает аллергией, — говорит Ольга Сидорович, — риск появления малыша с любым аллергическим заболеванием увеличивается до 60%. Это может быть пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, бронхиальная астма. Со временем респираторные проявления могут присоединяться к кожным».

Вещества, которые вызывают такую реакцию иммунитета — аллергены. Чаще всего иммунная система реагирует на:

  • пыльцу травы и деревьев,
  • пылевые клещи и плесень,
  • продукты, особенно , орехи, фрукты, молоко и куриные яйца,
  • лекарства, например, антибиотики и аспирин.
  • бытовую химию.

Но вызвать аллергию может любой белок, с которым сталкивается иммунная система.

Аллергические реакции не обязательно сохраняются на всю жизнь. Иногда со временем иммунная система перестает так реагировать, в таком случае говорят, что ребенок перерос аллергию.

«Есть такое понятие спонтанная ремиссия или перерастание, — рассказывает к.м.н., аллерголог-иммунолог, педиатр, врач высшей категории клиники „Фэнтези“ Николай Смирнов , — когда с возрастом уменьшается уровень сенсибилизации к определенным пищевым продуктам, например, к белку коровьего молока. Если у ребенка была аллергия в младшем возрасте, то она не обязательно будет сохраняться во взрослом возрасте. Часто аллергия на белок коровьего молока и яйца проходит в возрасте 3–5 лет».

Аллергия на другие продукты, например, орехи или рыбу, может сохраниться во взрослом возрасте.

Как проявляется

Симптомы могут проявляться по-разному и зависят от места проникновения аллергена и особенностей реакции организма. Различают несколько видов аллергии.

Респираторная или дыхательная: поллиноз или аллергический ринит, синусит, другие заболевания органов дыхания и бронхиальная астма. Появляется насморк, зуд, заложенность носа, кашель и отек слизистых. Как отличить аллергический насморк, мы уже писали . Самые тяжелые проявления развиваются при бронхиальной астме: хрипы в легких, сильный кашель, становится тяжело дышать.

Контактная: крапивница, экзема, отек Квинке, при котором поражается кожа, подкожная клетчатка и слизистые оболочки. Появляется сыпь разной формы и размера, кожные зуд, шелушения. При крапивнице появляются розоватые пятна, приподнятые над кожей, а при отеке Квинке отекают веки, шея и все лицо.

Пищевая: после употребления в пищу аллергена могут быть как кожные высыпания, так и расстройства желудочно-кишечного тракта.

Инсектная аллергия, возникает после контакта с насекомыми или продуктами их жизнедеятельности, например, с медом.

Лекарственная . Появляется после лечения определенными препаратами: обезболивающими, антибиотиками или другими лекарствами.

Атопический дерматит. Это отдельное заболевание, которое не всегда связано с аллергией. Периоды чистой кожи могут быть не связаны с питанием, тогда аллергия здесь ни при чем. Чаще проявляется у детей, но в некоторых случаях впервые возникает у взрослых. Обычно начинается после нервно-эмоциональных перенапряжений и стрессовых ситуаций или обострения хронического заболевания.

«При атопическом дерматите нарушается выработка белка — филаггрина, — объясняет Ольга Сидорович, — своеобразного „цемента“ между клетками кожи. Он отвечает за ее прочность, создавая хороший барьер от внешних воздействий. При недостатке филлагрина кожа становится сухой и поврежденной, она не может сохранять влагу и пропускает через себя бактерии и аллергены».

При атопическом дерматите нужен постоянный уход за кожей. Важно использовать специальные средства — эмоленты, которые будут обеспечивать увлажнение кожи.

Анафилактический шок. Это самое опасное проявление аллергии, которое крайне редко встречается. Он развивается в течение нескольких минут после повторного попадания аллергена в организм. Становится трудно дышать, начинается одышка, зуд кожных покровов, крапивница и потеря сознания. При анафилактическом шоке нужно как можно скорее оказать медицинскую помощь.

У ребенка может развиться несколько видов аллергии, особенно, без лечения или если сохраняется контакт с аллергенами. Такое развитие заболевания называется аллергическим маршем.

«Часто бывает, что сначала у ребенка развивается аллергия на пищевые продукты в виде кожных высыпаний, — говорит Николай Смирнов, — затем эта аллергия может смениться в уже более старшем возрасте на аллергический ринит. Если это состояние не лечится и не контролируется, то могут возникать эпизоды бронхиальной астмы в виде одышки и эпизодов затрудненного дыхания».

Акне новорожденных и себорейные корочки у малышей не относятся к аллергическим заболеваниям. Это гормональная адаптация новорожденного и такие проявления проходят самостоятельно. В этом случае кормящей маме не нужна строгая диета.

«Акне новорожденных возникает на второй–третьей неделе жизни, — поясняет Ольга Сидорович, — и часто самостоятельно разрешается в течение 1–3 месяцев. Себорейный дерматит у младенцев чаще всего временное состояние. Появляются типичные корочки на голове и в области подгузника. В этом случае нужны смягчающие и отшелушивающие средства».

Как предотвратить

Если у ребенка есть наследственные риски, например, родители — сами аллергики, то есть несколько способов уменьшить вероятность развития аллергических заболеваний.

Не создавать стерильные условия после рождения. Не надо кипятить воду для купания и запрещать ребенку тянуть в рот «грязные» игрушки с пола. Кроме этого, дети, которые растут и развиваются не в городских, а в сельских условиях, также реже болеют.

«У детей,которые на первом году жизни растут в окружении естественных бактериальных и вирусных стимулов, в том числе животных: коней, свиней, собак и кошек, — рассказывает Николай Смирнов, — а также контактируют с окружающей средой, иммунная система начинает работать по правильному пути. Она правильно реагирует на внешние стимулы. А у детей, которые растут и развиваются в чистых городских условиях, иммунная система часто начинает реагировать на безопасные вещи, домашнюю пыль, пищевые или бытовые аллергены».

Разнообразить питание ребенка. Разнообразие пищевых стимулов в раннем возрасте снижает риск пищевой аллергии. Но при этом, лучше ограничить молоко из питания матери, если ребенок на грудном вскармливании.

«У детей с риском развития аллергии на арахис и куриные яйца, — советует Николай Смирнов, — есть рекомендация по более раннему введению прикорма этими продуктами. Не стоит откладывать, нужно вводить в рацион уже с четырехмесячного возраста».

Не ограничивать ребенка от контакта с другими людьми. У младших детей в семье аллергия развивается реже. Они постоянно в контакте с вирусами и бактериями, которые приносит старший ребенок.

«В этих случаях мы говорим родителям, чтобы они не помещали детей под стеклянный колпак, — говорит Николай Смирнов, — инфекционные заболевания положительно влияют на развитие иммунной системы по правильному пути. Уменьшается риск развития аллергии. Важно понимать, что невозможно от всего ограничиться, а для иммунной системы полезно тренироваться».

Естественные роды и грудное вскармливание тоже уменьшают риск развития аллергии.

«Во время прохождения ребенка через родовые пути, происходит обсеменение кожных покрововов и слизистых, — напоминает Николай Смирнов, — это формирует пленку, которая защищает от аллергии, как и грудное вскармливание. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, первые полгода после рождения ребенку важно находиться исключительно на грудном вскармливании».

Кроме этого, риск аллергии увеличивается при:

  • пассивном курении, когда кто-то из домашних курит в квартире;
  • частом применении лекарств, например, антибиотиков;
  • жизни в загазованных условиях в крупном городе с плохой экологией;
  • употреблении в пищу добавок и усилителей вкуса;
  • контакте с агрессивными моющими средствами и стиральными порошками.

Что делать

Если ребенок — аллергик, дома должен быть запас антигистаминных препаратов, которые назначил врач. Это нужно на случай резкого обострения заболевания. Если у ребенка уже была тяжелая аллергическая реакция, то важно иметь под рукой эпипен или анапен — адреналин в шприц-ручке. Если нет возможности купить такой препарат, то можно взять в аптеке адреналин в ампуле и шприц, но важно уметь ими правильно пользоваться.

«Эпипены рекомендуем иметь при инсектной аллергии, — предупреждает Николай Смирнов, — когда укус пчелы или осы может вызвать жизнеугрожающее состояние. Или при тяжелой аллергической реакции, например, на арахис».

При тяжелой аллергической реакции на какое-то вещество, важно полностью исключить его из окружения ребенка. Например, нельзя держать дома орехи для других детей или взрослых. Могут подействовать даже следы аллергена.

Если избавиться от аллергена не так просто, например, при пыльцевой аллергии, то нужно максимально уменьшить контакт:

  • оставаться дома, если в воздухе высокая концентрация аллергена;
  • переодеваться и умываться сразу после прогулки;
  • часто делать влажную уборку в квартире;
  • закрывать окна в сухую и ветреную погоду.

Если эти меры не помогают, нужно обратиться к аллергологу за консультацией. Он назначит лекарства, которые уменьшают проявления аллергии.

Основной способ лечения аллергии, когда нельзя избавиться от раздражающего вещества — АСИТ или аллерген-специфическая терапия. Она «учит» иммунную систему не реагировать на аллерген

«Если есть аллергия, например, на березу, — рассказывает Николай Смирнов, — то проводим лечение аллергенами, которые позволяют трансформировать иммунную реакцию по благоприятному для нас пути. Вырабатывается толерантность и ребенок может спокойно контактировать с этими веществами».

Этот метод доказал свою эффективность и безопасность, но у него есть ограничения. АСИТ нельзя использовать при тяжелой бронхиальной астме, обострении заболевания или если нет эффекта на первом году лечения. АСИТ проводится в течение трех–пяти лет и не используется у детей младше пяти–шести лет.

«В основном этот метод используется для лечения аллергии на домашних животных, — рассказывает Николай Смирнов, — пылевых клещей или пыльцевой аллергии. Идут исследования лечения аллергии на арахис».

Лечение аллергии у детей

Современная ситуация в мире характеризуется значительным ростом заболеваемости аллергической патологией. За последнее десятилетие количество детей с аллергической патологией стало в 2 раза больше. Помимо этого, увеличилось количество больных с тяжелыми формами аллергии. Это диктует необходимость более усовершенствованного подхода к диагностике и лечению аллергии в детском возрасте.

Аллергия – это чрезмерная, повышенная реакция иммунной системы на аллерген. Стоит отметить, что такая чрезмерная реакция развивается при повторных контактах с аллергеном. Аллергия зачастую развивается у лиц с наследственной предрасположенностью, то есть передается по наследству.

Характерной особенностью аллергии в детском возрасте является стадийность развития аллергической патологии. Существует такое понятие, как «атопический марш». Атопический марш – это естественное развитие атопических (аллергических) заболеваний, когда более легкая аллергическая патология переходит в более тяжелую. Как правило, развитие атопического марша начинается с пищевой аллергии и проявлений атопического дерматита. В дальнейшем у детей может развиться аллергический ринит и бронхиальная астма. Поэтому очень важно обращать внимание родителей на проявления аллергии у детей раннего возраста, что поможет более раннему выявлению патологии, адекватному лечению и профилактике развития более серьезных патологий.

Помимо атопического дерматита, аллергического ринита, бронхиальной астмы у детей довольно часто встречается крапивница и отек Квинке. Наиболее страшным, жизнеугрожающим состоянием при аллергии является анафилактический шок. Далее рассмотрим клинические проявления каждой из форм аллергии, а также разберем основные методы лечения указанных заболеваний.

То, как будет проявляться и развиваться аллергия зависит от возрастной категории ребенка.

Симптомы аллергии у детей

Для каждой формы аллергии характерны определенные симптомы. Как выглядит аллергия у детей разной возрастной категории рассмотрит ниже.

  • Зуд.
  • Типичная сыпь: для детей раннего возраста — покраснение, узелки, пузырьки с локализацией на лице и разгибательных поверхностях конечностей. Для детей старшего возраста — узелки, сухость кожи на симметричных участках сгибательных поверхностях конечностей.
  • Хроническое рецидивирующее течение.
  • Начало заболевания в раннем возрасте (как правило, до 2-х лет)
  • Отягощенность по аллергии в семье.

Также могут встречаться такие проявления, как:

  • Сухость кожи.
  • Склонность к инфицированию кожи.
  • Локализация воспаления на кистях и стопах.
  • Воспаление глаз (конъюнктивит).
  • Темные круги вокруг глаз.
  • Зуд при потоотделении и др.

Для аллергического ринита типичны такие симптомы, как:

  • Зуд носа.
  • Чихание.
  • Отделяемое из носа.
  • Дети постоянно чешут нос, морщат его.
  • Темные круги вокруг глаз.
  • Может быть зуд век, слезотечение.
  • Повышенная чувствительность к охлаждению, пыли, резким запахам.

Бронхиальная астма у детей проявляется такими симптомами, как:

  • Периодически повторяющиеся приступы удушья. Приступ чаще всего развивается ночью. Ребенок испытывает затруднения при дыхании (тяжело сделать выдох). Малыш принимает вынужденное положение в кровати – сидя с опорой руками. Также характерно шумное свистящее дыхание.
  • У детей раннего возраста основным проявлением, может быть, свистящий удлиненный выдох, а также влажный приступообразный кашель с неоткашливаемой мокротой.

Развитие крапивницы и отека Квинке сопровождается развитием таких симптомов, как:

  • Чувство жара.
  • Кожный зуд.
  • Изменения кожи, как после ожога крапивой. Размеры сыпи могут быть разных размеров, иметь разнообразную форму, нередко сливаются между собой. Цвет сыпи от бледно-розового до красного. Высыпания могут располагаться на любых участках тела и слизистых оболочках. Чаще всего на животе, спине, груди, бедрах.
  • Лихорадка, повышенная возбудимость малыша.
  • При развитии отека Квинке характерно появление ограниченного отека в области губ, ушных раковин, шеи, кистей, стоп, верхних дыхательных путей.

Крапивница и отек Квинке представляют собой опасные и серьезные состояния.

Разобрав основные клинические проявления аллергии у детей, перейдем к рассмотрению лечения данных патологических состояний.

Лечение аллергии у детей

Лечение аллергии у детей имеет ряд общих особенностей. Дело в том, что препараты, применяющиеся для лечения аллергии у детей, относятся к одним и тем же группам. Родители часто задают вопрос: «Чем лечить аллергию у ребенка?». Далее рассмотрим лечение аллергии у новорожденного ребенка, ребенка грудного возраста и детей более старшего возраста. Наиболее распространенными группами для лечения аллергии являются:

  1. Гормоны . Имеется в виду использование глюкокортикостероидов, которые обладают наиболее выраженным противоаллергическим эффектом. Они выпускаются в виде мазей, спреев, ингаляторов, растворов для ингаляций, таблеток, ампул для внутримышечного и внутривенного введения.
    При атопическом дерматите применяют местные глюкокортикостероиды в виде мазей и кремов. К ним относятся: элоком, целестодерм, локоид, кутивейт, дермовейт. При аллергическом рините предпочтение отдается местным ингаляционным глюкокортикостероидам: назонекс, авамис. Оказывают хороший эффект при лечении сезонной аллергии у детей на цветение растений. При развитии бронхиальной астмы для постоянного базисного лечения используют ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС): флутиказон, пульмикорт. Могут использоваться системные гормоны – преднизолон.
    Стоит отметить, что помимо лечения гормонами, при бронхиальной астме в ряде случаев возможно применение кромонов (тайлед, интал) и модификаторов лейкотриенов (акалат, монтелукаст). Они также обладают противоаллергическим действием и позволяют профилактировать развитие приступов у детей с астмой.
    При крапивнице и отеке Квинке гормоны вводят незамедлительно путем внутримышечных и внутривенных инъекций. Предпочтение отдается 3% раствору преднизолона, также можно использовать дексаметазон.
  2. Антигистаминные препараты. Обладают менее выраженным эффектом, но имеют меньше побочных эффектов и противопоказаний. Суть действия данных препаратов заключается в блокировании рецепторов гистамина. Тем самым устраняют действие гистамина. Гистамин является медиатором воспаления, то есть веществом, которое приводит в действие аллергию. Они существуют различных поколений.
    К препаратам первого поколения относятся: димедрол, тавегил, диазолин, супрастин и др. Обладают побочным действием – седативным (снотворным, успокаивающим). Стоит выделить супрастин. Один из наиболее распространенных препаратов данной группы. Обладает выраженным антигистаминным действием. Выпускается как в таблетированной форме, так и в виде раствора для инъекций, что позволяет его использовать для купирования острых аллергических реакций. К препаратам второго поколения относятся: фенистил, аллергодил, лоратадин и др. Среди препаратов третьего поколения стоит выделить: зиртек, телфаст.
    Антигистаминные препараты выпускаются в различных формах: таблетки, сиропы, растворы для инъекций. При атопическом дерматите, аллергическом рините часто используют таблетки. У детей раннего возраста возможно применение в виде сиропа. При острых аллергических реакций (крапивница, отек Квинке) используют растворы для инъекций. Стоит отметить, что указанная группа препаратов применяется для лечения аллергии даже у месячного ребенка.
  3. Сорбенты . Не обладают прямым противоаллергическим эффектом, но косвенно обладают этим эффектом. Позволяют вывести из кишечника аллергены, которые вызывают аллергию. Данные препараты очень важно применять в определенное время по отношению к другим препаратам, так как они могут нарушать их всасывание и, следовательно, снижать концентрацию указанных препаратов в крови. Среди препаратов данной группы стоит отметить: энтеросгель, атоксил, полисорб, сорбекс, лактофильтрум.

Чтобы правильно подобрать тактику лечения — обратитесь к врачу.

Профилактика и прогноз развития аллергии у детей

К сожалению, не существует методов полного излечения от аллергических заболеваний. Если речь идет о «выздоровлении», вероятнее всего, имеет место длительная клиническая ремиссия. Успех лечения таких детей во многом зависит от ранней диагностики патологического состояния и адекватного лечения. Согласно данным эпидемиологического исследования ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood – Международное исследование астмы и аллергии у детей) около 10% населения земного шара страдает аллергическими заболеваниями. Учитывая такую высокую распространенность данной патологии, неуклонный рост и прогрессирование данной патологии, внимание родителей всегда должно быть повышено. Не занимайтесь самолечением, при первых проявлениях аллергии у ребенка обращайтесь к врачу, который поможет справиться с вашим недугом.

Полезная информация

Причины аллергии на коже у ребенка

  • Главная
  • >Полезная информация
  • Аллергия на коже у ребенка

Довольно распространенным проявлением аллергической реакции являются высыпания на коже. Вид сыпи и масштаб ее распространения по кожным покровам отличается в зависимости от причины возникновения. Аллергию на коже у ребенка может вызвать практически любое вещество, с которым он контактирует в окружающей среде или употребляет внутрь. Под воздействием аллергена сыпь может появляться на лице и шее, на руках и ногах, а также на других частях тела.

Причины аллергии на коже у ребенка

Ученые продолжают проводить исследования в отношении того, почему именно развиваются аллергические реакции. При этом они уже четко могут выделить ряд факторов, значительно повышающих риск возникновения патологии как у взрослых, так и у детей:

  • предрасположенность, заложенная на генетическом уровне;
  • склонность к частым респираторным заболеваниям;
  • неблагоприятная экологическая обстановка того региона, где проживает ребенок;
  • постоянные попытки родителей создать для своего ребенка «стерильные условия» проживания;
  • ранний отказ от лактации, слишком раннее и неконтролируемое введение прикорма.

Непосредственно аллергическая реакция развивается при проникновении в детский организм аллергенов, которые выступают веществами раздражителями. Они могут попадать в организм одним из способов: пероральный (ребенок потребляет их с пищей, питьем или лекарствами), респираторный (малыш вдыхает аллергены), контактный (ребенок напрямую соприкасается с раздражителем).

У детей, которым еще не исполнился один год, развитие патологического состояния прежде всего провоцируют пищевые аллергены: коровье молоко, яйца, рыба, злаковые, овощи и оранжевые или красные фрукты.

У детей постарше и у взрослых лиц в ответе за аллергию на коже выступают другие раздражители:

  • бытовые (пыль, скапливающаяся на различных предметах в доме, пылевые клещи);
  • пыльцевые (пыльцевые зерна различных трав, деревьев и злаковых культур);
  • животные аллергены (частицы кожного покрова, шерсть, протеины, вырабатываемые сальными или слюнными железами);
  • грибковые (плесневые или дрожжевые грибы);
  • бактериальные (токсины, продуцируемые золотистым стафилококком).

Уязвимость детских организмов перед воздействием аллергенов повышают: ухудшающаяся экологическая обстановка, изменение климатических условий, несбалансированное питание, злоупотребление лекарственной терапией (бесконтрольное употребление антибактериальных средств и НПВС), гиподинамия, частая подверженность стрессовым ситуациям.

Важно! В том что у ребенка формируется непереносимость определенных веществ большую роль играет наследственный фактор. В большинстве случаев склонность к атопии передается от родителей.

Симптомы

В зависимости от раздражителя, который спровоцировал появления кожной аллергии, выделяют несколько видов сыпи. Возможные экзантемы (общее название сыпей) на кожных покровах ребенка делятся на такие виды:

  • пустулы — полостной элемент кожной сыпи, заполненный гноем;
  • бляшки — патологические элементы с четкими краями;
  • пятна (макулы) — локальное изменение цвета кожного покрова;
  • везикулы — водянистые образования;
  • пузыри — крупные водянистые образования, достигающие в диаметре более 0,5 см.

Если у малыша развилась пищевая аллергия, то высыпания прежде всего обнаруживаются на щеках или в периоральной области. Если ребенок столкнулся с контактной аллергией, то сыпь на кожных покровах появится там, где произошло непосредственное соприкосновение с аллергеном. Если в качестве аллергена выступают лекарственные средства, то проявления аллергии на коже будут локализованы прежде всего в области лимфатических узлов.

Кожную аллергию делят на 3 основных заболевания со своими симптомами:

  • Крапивница. Для такой патологии характерно появление мелкой красной сыпи, которая сильно зудит и хорошо заметна на коже. Она не проходит на протяжении 3-24 часов. Затем сыпь исчезает и через время появляется снова на новых участках тела. Наряду с сыпью у 40% пациентов с крапивницей также появляются отеки в области лица, рук и ног. Особенно опасно, когда отечность распространяется на язык и глотку.
  • Атопический дерматит (атопическая экзема). Распространенная патология, проявляющаяся преимущественно зудом, высыпаниями. Они чаще всего локализованы на лице, в области локтевых и коленных суставов. У малышей, в семейном анамнезе которых имеется склонность к аллергии, при проявлениях атопии возможно появление зудящей красной сыпи. Также могут появляться мелкие пузырьки, наполненные жидкостью, которые лопаются с образованием мокнущих участков.
  • Контактный дерматит. Под воздействием раздражителя или аллергена на кожных покровах развиваются воспалительные процессы. При такой форме дерматита появляются везикулы, кожа краснеет, становится сухой, шелушится. Появляются трещины, границы которых распространяются за пределы области непосредственного контакта с раздражающим веществом.

Аллергия на коже у ребенка может развиваться спустя сутки или двое после непосредственного контакта с веществом. Проявления аллергии могут давать о себе знать на протяжении 2-4 недель. Иногда симптоматика полностью не проходит даже после получения должной терапии.

В зависимости от характера аллергена реакция организма может быть сезонной или круглогодичной. Последнюю провоцируют аллергены, постоянно присутствующие в среде обитания ребенка: домашняя пыль, плесневые грибки, обитающие в ванных комнатах, лекарства, бытовая химия и подобные им. Периоды обострения сезонной аллергии достаточно легко определяются, поскольку связаны с временем года и жизнедеятельностью растений.

Важно! Довольно часто встречается аллергическая реакция немедленного типа, которая подразумевает появление высыпаний на покровах в считанные секунды после контакта с раздражителем.

Аллергия на коже и психосоматика

Чтобы объяснить негативное влияние эмоций на общее состояние организма, ученые используют теорию стресса. Согласно ей, отдельные заболевания возникают при психологической перегрузке организма, когда резко меняется привычный уклад жизни (переезд на новое место жительства, расставание с друзьями, смерть одного из родителей или их развод).

Эмоциональный всплеск и степень тяжести патологического процесса, который развивается на его фоне, имеют прямую взаимосвязь. Под влиянием стресса серьезно нарушается работа сердечно-сосудистой, иммунной, эндокринной и нервной системы. Аллергия на коже у ребенка может быть спровоцирована следующими эмоциональными состояниями:

  • сильный испуг, паника;
  • угрызения совести;
  • глубокая печаль;
  • сексуальное возбуждение на фоне раннего полового созревания;
  • ревность.

На фоне отрицательных эмоций может состояться дебют аллергической реакции или произойдет обострение аллергии.

Диагностика аллергии

Прежде чем начать лечение аллергии на коже у ребенка, выполняют диагностику на основе клинического осмотра, анамнеза, а также дополнительных обследований:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • анализ крови на IgE;
  • кожные аллергопробы;
  • элиминационный тест.

Терапию начинают с элиминации аллергена. Также локально наносят кремы и мази с антигистаминными и глюкокортикоидными компонентами. При необходимости подключают системные средства для борьбы с аллергией.

Важно! Кожные скарификационные пробы проводят у больных старше 3 лет, поскольку у маленьких детей реактивность кожи повышенная и в большинстве случаев возможен ложноположительный результат.

Диета при аллергии

Если на коже у ребенка выявляют признаки аллергии и есть вероятность, что она была спровоцирована пищевым продуктом, то наряду с медикаментозным лечением назначается неспецифическая диета. Конечно, если конкретный пищевой продукт, вызвавший реактивность кожи известен, то диета подразумевает исключение этого продукта из рациона питания. Но чаще всего конкретный продукт неизвестен, поэтому назначается диета, исключающая из пищи все продукты, способные вызвать аллергию.

Чаще всего детям с аллергией на коже назначают диету по А.Д. Адо. Ее разработал советский патофизиолог и основоположник отечественной аллергологии. Согласно такой диете, из рациона рекомендуется исключить:

  • цитрусовые (апельсины, мандарины, помело, лимоны);
  • яйца и всевозможные соусы на их основе;
  • орехи (арахис, фундук, миндаль);
  • рыбу и рыбные продукты (в любом виде);
  • птицу (курица, утка, индейка) и продукты, приготовленные из нее;
  • горчицу, уксус и всевозможные специи;
  • томаты, баклажаны;
  • редис, редьку, хрен;
  • грибы;
  • цельное коровье молоко;
  • сладости, содержащие какао-бобы, мед;
  • кофейные напитки, какао;
  • кондитерские изделия;
  • клубнику, дыню, ананас, арбуз.

Такая система питания предполагает исключение из рациона питания ребенка всех потенциальных пищевых аллергенов. После стабилизации самочувствия эти специфические продукты поочередно вводят в меню. Диета по Адо помогает нейтрализовать симптомы аллергии и снизить риск их появления в дальнейшем. Также с ее помощью удается наверняка выявить конкретные пищевые аллергены.

Профилактика

Чтобы минимизировать вероятность появления на коже ребенка аллергии целесообразно придерживаться следующих профилактических мер:

  • максимально долго кормить ребенка материнским молоком, на которое у малыша не может развиться аллергическая реакция;
  • не спешить вводить в меню грудничка «нестабильные» продукты до тех пор, пока его иммунная система не укрепится;
  • кормящая женщина должна следить за своим рационом, вводя новые продукты постепенно и контролируя реакцию организма малыша;
  • если лактацию необходимо приостановить, то для грудничка важно грамотно подобрать сухую смесь;
  • минимум до 5 месяцев, а лучше до 12 месяцев не давать ребенку продукты животного происхождения (мясо, мед, яйца, сливочное масло);
  • до полутора лет не давать ребенку потенциальные аллергены — цитрусовые, шоколад, экзотические фрукты, клубнику, малину, помидоры, и продукты, содержащие краситель и ароматизаторы;
  • регулярно делать влажную уборку в помещении, бороться с грибком;
  • минимизировать контакты малыша с домашними животными.

При соблюдении таких несложных правил, ребенок будет реже соприкасаться с возможными аллергенами, а защитные силы его организма будут укреплены.

Средства при дерматите

Если аллергия на коже у ребенка проявляется в виде атопического или контактного дерматита, то наряду с элиминационной терапией полезно применять комплексные эмоленты. Хорошо себя в этом вопросе зарекомендовали серии средств «Эмолиум». Дерматологи разработали такие косметические продукты для ухода за кожей, страдающей от сухости, раздражения и зуда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: