Особенности развития ребенка в 11 месяцев – что умеет малыш в этом возрасте?

Особенности развития ребенка в 11 месяцев – что умеет малыш в этом возрасте?

Основные моменты развития ребенка в 11 месяцев. Изменения на физиологическом и психологическом уровне.

Нужны занятия с логопедом?

Для младенца каждый прожитый месяц дает новые навыки и умения. Родители с интересом наблюдают за изменениями ребенка (рост, вес, развитие). С каждым днем он все увереннее постигает мир. Развитие ребенка в 11 месяцев происходит в соответствии с определенными нормами. Не стоит переживать, если какие-то моменты запаздывают. Небольшая задержка некритична.

Физические изменения

К одиннадцатому месяцу жизни мышечная система малыша полностью окрепла. Он может вставать без поддержки и ходить. Со временем он отточит этот навык. Начинают появляться вторые резцы. Обычно у детей к этому возрасту вырастают четыре зуба. Не стоит переживать, если количество зубов меньше или их совсем нет. До года это нормальное явление.

Важны для правильного развития ребенка в 11 месяцев вес, рост и питание. В среднем малыши прибавляют за четыре недели около 400 г. Вырастают они примерно на 1,5 см. Не надо забывать, что темп у каждого свой и небольшие различия нестрашны.

Педиатры пользуются специальными таблицами, которые были составлены после изучения большого количества младенцев. Согласно показателям специалистов ВОЗ, нижняя норма веса мальчика — 7600 г, верхняя — 11700 г. Для девочек требования иные: минимальный вес — 6900 г, максимальный — 11200. Сильное превышение показателей чревато ожирением, которое явно неполезно в таком возрасте.

Наглядно данные можно увидеть в таблице ниже:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,6 11,7
Вес девочек, кг 6,9 11,2
Рост мальчиков, см 69,9 79,2
Рост девочек, см 67,7 77,8
Окружность головы мальчиков, см 43,2 48,3
Окружность головы девочек, см 41,9 47,3

Эксперты российской педиатрии придерживаются несколько иных норм:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,6 11,2
Вес девочек, кг 8,3 10,5
Рост мальчиков, см 71,3 78,0
Рост девочек, см 70,1 76,5

Рост тоже контролируется. У мальчиков нижняя граница — 69,9 см, а верхняя — 79,2 см. У девочек допустимы иные показатели. Минимальная граница — 67,7 см, максимальная — 77,8 см.

Психическое развитие

В эмоционально-волевой сфере происходят незначительные изменения. Грудничок перестает быть частью мамы и все больше продвигается в сторону отдельной личности. Малыш становится самостоятельным человеком со своими потребностями и желаниями. Ребенок пытается делать те же действия, что и взрослые. Например, он смотрит, как мама расчесывает волосы, и пытается повторить ее движения рукой.

Речь крохи наполнена лепетными словами. Обыватели называют это случайное сочетание слогов и звуков «птичьим языком», но на самом деле это уже осознанное обозначение окружающих предметов определенными звукокомплексами, например: би-би – это машинка, гав-гав – собачка; также с их помощью малыш пытается показывать свои желания и потребности.

Складывать пирамидку или башенку из кубиков — вот что уже умеет ребенок в 11 месяцев. Развитие его мышления зависит от того, с какими предметами и как он контактирует. Многие современные игрушки предназначены для стимулирования познавательной деятельности малыша: музыкальные фермы, сортёры, бизиборды.

Эмоциональная сфера тоже претерпевает определенные изменения. Ребенок осознанно реагирует на родителей. Если он испытывает злость, то он пытается укусить или ударить взрослых. При ощущении радости — смеется или хлопает в ладоши. В это время пора учить его разделять эмоции и действия. Например, можно испытывать гнев, но бить или кусать кого-то нельзя.

Различия у мальчиков и девочек

Физическое и психическое развитие мальчиков и девочек идет почти одинаково. Однако наблюдательные родители могут найти небольшие отличия в поведении детей.

Так, девочки больше любят монотонные, размеренные и неспешные игры, они спокойно сидят на одном месте долгое время. Мальчиков же труднее усадить, они активны и любят все шумное. Хорошо идут на контакт со сверстниками.

Пытаться ходить и говорить — вот что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Девочки обычно быстрее овладевают этими навыками. Мальчики часто запаздывают с их освоением. Представители сильного пола отличаются высокой любознательностью. Мамам только остается успевать доставать их из разных уголков квартиры.

Развитие основных навыков

Ребенок хорошо владеет своим телом. Помимо того, что он может уже ходить, ему легко доставать игрушки с пола. За ними он нагнется или присядет. Ему нравится музыка, он ритмично двигается под ее такт.

Основной навык ребенка в 11 месяцев — манипулятивная деятельность. Малыш легко берет игрушки в руки, открывает ладонь с учетом размера предмета. Способен взять двумя пальцами мелкие вещи.

Ребенку нравятся книги. Он внимательно изучает иллюстрации, показывает на героев пальцем. Способен на разные действия по просьбе. Например, помахать ладошкой, покачать куклу, сделать «ладушки». Может находить спрятанные в коробке или кровати игрушки.

Мелкая моторика совершенствуется. Малыш может расстегнуть молнию, обуться, снять носочки и многое другое. Он становится все более самостоятельным: начинает есть с помощью ложки, сам чистить зубы, умывается. Если ему нужен какой-то предмет, то он показывает на него пальцем, говорит «дай» и качает головой.

Примерный план питания

В 11 месяцев ребенок должен получать полноценный прикорм. Это делается вне зависимости от грудного или искусственного вскармливания. Организм малыша уже готов к новым продуктам и вкусам. Ему можно не делать пюре, достаточно отварить овощи и размять их вилкой. Постепенно идет приучение к откусыванию кусочков.

Кормление должно строиться по следующим правилам:

  • Приемов пищи — пять раз в сутки;
  • Между ними максимум 4,5 часов разницы;
  • Желательно кормить в одно и то же время.

В этом возрасте даются отварные овощи и фрукты (измельченные), мясо, творожки. Приоритетно приготовление на пару или тушение. Нежелательно добавление сахар, специй и крахмала. Обязательно включаются разные каши.

Родители должны внимательно наблюдать за реакцией малыша, так как он начинает формировать определенные вкусовые привычки. Какие-то продукты могут ему не нравиться, и это нормальное явление. Из меню ребенка исключают аллергены. К ним могут относиться следующие продукты: цитрусовые, мёд, шоколад, экзотические фрукты, орехи. Не стоит давать неразбавленное коровье молоко. Печенье выдается в ограниченном количестве.

Не пытайтесь высчитать идеальное количество порции. Ориентируйтесь на потребности ребенка. Если он не хочет доедать, то не стоит насильно в него впихивать продукты. Какие-то блюда он может воспринимать негативно, особенно если они новые. Не нужно усердствовать, повторить знакомство можно через какое-то время. Помните, что аппетит возрастает после прогулки или принятия водных процедур.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

В одиннадцать месяцев мальчики весят 8,4–10,5 кг при росте 71,2–76,9 см, соответствующие показатели для девочек: 7,7–9,9 кг и 66,4–71,1 см.

Большинство детей этого возраста предпочитают ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Многим удается сделать несколько шагов с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

Делая первые шаги, ребенок выглядит неуклюже: балансирует, расставив ноги, наклоняется вперед, подгибает коленки и высоко поднимает ручки – так ему легче удержать равновесие, ведь центр тяжести вашего крохи постоянно меняется, потому что он активно растет.

Некоторые дети предпочитают балансировать с помощью только одной руки, в другой они держат любимую игрушку, с которой чувствуют себя более уверенно.

Словарный запас малыша растет. Он уже способен различать отдельные слова и целые предложения в потоке речи, хотя сам пока еще может произнести всего 2–3 слова. Ваш ребенок прекрасно понимает простые просьбы, например: «Принеси, пожалуйста, маме мячик», – и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими.

Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве и понимает, что такое «внутри» и «сзади». Теперь, если вы прячете игрушку за спину, его гораздо труднее обмануть. Он будет пристально следить за вашей рукой и сразу направится к «тайнику». Малыш испытывает определенные трудности, пытаясь поместить один предмет внутрь другого. Пока еще он не осознает, что схожие по форме предметы могут различаться по размеру, и не оставляет попыток положить большое ведерко внутрь маленького. Совсем скоро ребенок научится «на глаз» соотносить размеры предметов друг с другом и поймет, что можно положить маленькое ведерко в большое, а наоборот – не получится.

Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

Малыш становится более общительным, теперь он охотно знакомится с новыми людьми и радостно приветствует не только маму и папу, но и других уже известных ему взрослых. Свое хорошее отношение ребенок выражает не только мимикой и лепетом, но и действиями, например, протягивая вам свою любимую игрушку.

Общение вашего крохи с детьми происходит иначе, чем со взрослыми. Он может довольно долго с интересом наблюдать за играми детей постарше и даже пытаться им подражать. А вот малыши-ровесники, находясь рядом, сначала будут играть по отдельности, не обращая друг на друга внимания. Но через некоторое время они «познакомятся»: начнут рассматривать друг друга, трогать ручки и лицо и даже могут обменяться игрушками.

Дети в этом возрасте достаточно уверенно передвигаются по комнате, забираясь в самые неожиданные места. Возможные ограничения со стороны взрослых вызывают у ребенка бурный протест, ведь они мешают ему исследовать окружающий мир и совершать интересные открытия.

Даже понимая слово «нельзя», малыш теперь не всегда к нему прислушивается. Он активно пытается выбраться из коляски, кроватки или детского стульчика и сопротивляется привычным занятиям вроде смены подгузника или умывания после еды, потому что они ему наскучили.

Ребенок стремится все время быть в центре событий и будет громко выражать свое недовольство, если вы попытаетесь пообщаться с друзьями или сесть за стол без него. Некоторые дети даже отказываются ложиться спать, боясь пропустить что-нибудь интересное.

Безопасный дом

Еще раз убедитесь в том, что ваш дом достаточно безопасен для подросшего малыша. Уберите в труднодоступные места все потенциально опасные вещества и предметы, в том числе мамины украшения и косметику.

Если вы храните игрушки малыша в сундуке или коробке с крышкой, убедитесь, что крышка не может захлопнуться и прищемить ребенку ручки. Позаботьтесь о том, чтобы острые углы на мебели были снабжены специальными накладками, а дверцы – заглушками, не позволяющими малышу самому их открыть.

Возможно, стоит заклеить стеклянные или зеркальные дверцы шкафов специальной защитной пленкой, которая предотвратит рассыпание осколков.

Не оставляйте ребенка одного в ванной или на кухне. Не позволяйте ему без присмотра играть целлофановыми пакетами или оберточной бумагой. Помните, что даже самый дружелюбный и воспитанный домашний питомец в мире не должен находиться наедине с малышом без вашего контроля.

Детский сон

В одиннадцать месяцев малыш прикладывает много усилий, учась самостоятельно ходить и осваивая игры с мелкими предметами, поэтому полноценный сон ему просто необходим. В этом возрасте дети спят не меньше 14 часов в сутки.

Оптимальный режим: длинный ночной сон продолжительностью 10–12 часов и 2 перерыва на сон днем.

Постарайтесь следовать одной и той же схеме, готовя ребенку ко сну. Соблюдение определенных ритуалов поможет ему почувствовать себя в безопасности. Скорее всего, ваш малыш уже умеет засыпать самостоятельно, ведь он совсем большой. Однако из-за повышенной физической активности, дети легко перевозбуждаются, и поэтому могут спать беспокойно и часто просыпаться ночью.

Не оставляйте ребенка плакать в одиночестве. Поцелуйте его, обнимите, пожелайте спокойной ночи и напомните, что вы совсем недалеко. Чаще всего, малышу достаточно знать, что мама рядом, чтобы успокоиться и снова заснуть. У многих детей со сном ассоциируются определенные слова или поступки родителей: например, мама только перед сном гладит малышу пяточки. Такие «сонные» традиции также помогают крохе расслабиться и быстрее заснуть.

Важное о здоровье

Малышу в этом возрасте полезно как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, от мягкого ворса ковра до плитки в ванной. Разнообразие очень важно при восприятии мира через ощущения. Позже, это поможет ребенку при знакомстве с новыми предметами и явлениями: его не будет пугать и беспокоить резкая смена ощущений.

Меню малыша

Детям в этом возрасте рекомендуются следующие нормы суточного потребления продуктов:

  • грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) – 400 г;
  • овощи – 180–200 г;
  • каши –180–200 г;
  • фрукты – 70–90 г;
  • мясо – 60–70 г;
  • молочные продукты – 40–50 г.

Малышу можно съедать не больше половины желтка в день не чаще, чем 2 раза в неделю. Яичный белок, как и коровье (и козье) молоко, детям до одного года давать нельзя, поскольку велика вероятность возникновения аллергических реакций.

Основу рациона одиннадцатимесячного ребенка составляют грудное молоко и фруктово-овощные пюре, однако, для правильного формирования речевого аппарата и тренировки пищеварительной системы пора попробовать «взрослую» пищу с кусочками.

Чтобы заинтересовать малыша новой пищей, предложите ему вкусные мягкие кусочки, которые растворяются во рту при рассасывании: ломтики груши или яблока, , вареную тыкву или картошку.

В кашу на завтрак можно добавить ягоды, кусочки банана или яблока. На обед приготовьте малышу мясное блюдо с гарниром из овощей «как большому» – не в виде пюре, а с кусочками. Например, телятину по-домашнему с брокколи.

Чтобы малыш не проголодался до ужина, предложите ему на полдник кусочек печенья или пшеничный сухарик. Утром и вечером главной пищей малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Совет месяца

У одиннадцатимесячных детей отличное чувство юмора. Они чутко улавливают настроение взрослых и могут развеселиться просто за компанию. Если родители совершают «детские» поступки, подражая малышу, это рассмешит ребенка и вызовет у него искреннюю радость.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Содержание:

Сложно поверить, но вашему малышу уже 11 месяцев! Взгляд любознательного мальчика-непоседы или осторожной девочки-принцессы становится совсем взрослым и осознанным, а движения — все более координированными и целенаправленными. Ребенок растет и развивается, а у родителей появляется все больше вопросов по этому поводу.

Физическое развитие детей 11 месяцев

За предыдущий месяц малыш набирает, как правило, 300–400 граммов. По данным ВОЗ, теперь он весит от 6,5 до 13 кг, а нормальный рост составляет от 66 до 81 см. Для оценки физического развития большое значение имеют первоначальные антропометрические данные при рождении.

Что должен уметь ребенок 11 месяцев?

Если развитие малыша проходит без особенностей в соответствии с возрастом, к 11 месяцам он должен уметь поворачиваться из положения сидя, стоять самостоятельно хотя бы несколько секунд, ходить с поддержкой взрослых, бросать вперед различные предметы, приносить их по просьбе взрослых. Что еще умеет малыш? Он учится навыкам самообслуживания, например, кушать ложкой, самостоятельно одеваться. Претерпевает развитие мелкая моторика: появляется щипковый захват. И, самое забавное, именно в этом возрасте детки начинают двигаться под музыку!

Многие родители задаются вопросом: как развивать ребенка в 11 месяцев? Ответ очень прост: любить, быть рядом, чувствовать потребности своего малыша. В столь юном возрасте дети не нуждаются в специальных программах раннего развития. Активные игры на воздухе, гимнастика с мамой по утрам и рациональное питание — вот залог здорового и счастливого детства!

Речевое и психическое развитие ребенка в 11–12 месяцев

В норме ребенок этого возраста понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы взрослых. Теперь он может справиться не только с простыми однозадачными поручениями, но и с теми, которые требуют последовательного выполнения нескольких этапов. Например, если раньше малыш мог принести только тот предмет, который был в зоне его видимости, грудному ребенку 11 месяцев несложно будет принести предмет, который лежит, предположим, в шкафу (т.е. подойти к шкафу, открыть его, найти игрушку, достать ее, закрыть шкаф, принести).

Малыш продолжает совершенствовать свою активную речь: в его арсенале становится все больше лепетных слов и звукоподражаний, но теперь они обретают однозначный смысл для ребенка. Теперь «папа» означает исключительно «папа», «дядя» — любой другой мужчина, «ня» — это именно «на, возьми» и т.д. Это отличительная особенность становления речи в этом возрасте.

К 11 месяцам поведение ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых: он всячески пытается подражать маме и папе, понимает слово «нельзя» и уже любит, когда его хвалят. Малыш стремится к одобрению окружающих, поэтому с большим удовольствием стремится помогать по хозяйству и выполнять просьбы.

Малыш все еще часто плачет, желая донести определенную мысль до мамы и папы. Однако одновременно с этим стремительно развивается язык жестов: ребенок охотно машет ручкой «пока-пока», протягивает ее, если что-то хочет получить, учится показывать пальчиком на необходимый предмет (а это уже формирование указательного жеста — крайне важного показателя психического развития), обнимает и целует в знак любви и симпатии. Это особый этап налаживания коммуникации не только со взрослыми, но и с другими малышами. Замечали, наверное, как два еще не умеющих разговаривать ребенка общаются друг с другом? Да, они используют в основном жесты и звуки.

Кстати, некоторые мамы жалуются, что в этом возрасте ребенок часто «висит на груди». Действительно, так бывает, но не из-за голода, а из-за приближающегося кризиса сепарации, поэтому малышу так важно чувствовать маму рядом!

Питание грудничка 11 месяцев

Развитие и питание тесно связаны. В 11 месяцев желудочно-кишечный тракт уже готов принять и переварить огромное число продуктов! В его рационе присутствуют злаки, сырые и термически обработанные фрукты и овощи, рыба, мясо, кисломолочные напитки, яйца, бобовые. Воздержаться пока стоит лишь от цельного коровьего молока, меда, различных усилителей вкуса и пряных специй. И не забываем про воду!

Пищу можно заправлять растительным и сливочным маслом, несладким йогуртом. Из продуктов стоит придумывать всевозможные комбинации, чтобы разнообразить меню. В течение дня ребенок должен употреблять разные по консистенции блюда: от супа-пюре (да, традиционные супы — не лучший вариант для детского стола, поскольку их энергетическая ценность низкая, а объем в желудке они занимают достаточный) до кусочков фруктов.

И по-прежнему необходимым остается грудное молоко (по требованию) или адаптированная молочная смесь (например, рано утром и перед сном).

Режим дня ребенка в 11–12 месяцев

На этом этапе у детей обычно остается два дневных сна общей продолжительностью 2–3 часа. Среднее время бодрствования — 3,5–4 часа.

Режим дня становится все более предсказуемым, мамы уже могут планировать день даже по часам!

Рекомендованная продолжительность ночного сна — 10–12 часов. Чтобы ребенок хорошо спал ночью, родителям необходимо обеспечить правильное бодрствование в течение дня. В первой половине суток как можно больше гуляйте на свежем воздухе, играйте, отрабатывайте моторные навыки, после обеда больше времени уделяйте спокойным видам деятельности (однако полностью исключать активные игры тоже не стоит). За час до ночного сна настраивайте ребенка на спокойствие: приглушите свет в доме, искупайте его (но, если водные процедуры бодрят ребенка, перенесите их на более раннее время!), сделайте легкий массаж, обеспечьте тактильный и эмоциональный контакт, дайте грудь или покормите из бутылочки. Тогда и укладывание пройдет легче, и сон будет качественно лучше.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Энциклопедия мам

С момента появления малыша на свет прошел уже целый год. И некогда крошечный младенец подрос в смышленого маленького человечка, стремящегося к познанию окружающего мира. Годик – это первая серьезная дата для ребенка и завершение первого этапа взросления. Малышу еще многому предстоит обучиться, впереди ждет масса открытий и новых впечатлений. А родителей ожидает еще достаточно волнений, пока годовалый карапуз превратится во взрослого человека. Но пока главная родительская задача – следить за нормами развития ребенка и помогать ему расти здоровым и крепким.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К этому возрасту большинство малышей уже умеют самостоятельно ходить. Это может быть хождение за ручку с мамой или уверенное передвижение возле опоры. Строгих требований или мнений по этому вопросу нет. И считается вполне нормальным, если ребенок пока предпочитает передвигаться на четвереньках. У каждого организма свои темпы развития и не стоит их форсировать. Возможно, тело малыша еще не готово к тому, чтобы уверенно передвигаться на ножках. Тем не менее в годик ребенок уже должен уметь присесть на корточки из положения стоя и подняться обратно, не опираясь при этом на стену или мебель.

У малыша уже прорезались несколько зубов. Обычно к году появляются передние резцы и начинают расти боковые.

Нормы веса и роста у ребенка в 12 месяцев

С приближением первого юбилея рост ребенка несколько замедляется по сравнению с темпом предыдущих месяцев. Поэтому существенной прибавки за месяц не произойдет. Средняя прибавка веса равна 400 г. В росте малыш обычно прибавляет не более 2 см. Таким образом, норма веса для годовичка составит 10 кг при росте в 75см. Вполне допускаются некоторые отклонения от этих параметров в пределах +1кг по весу и +5см по росту. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально и зависит от генетических предрасположенностей, особенностей организма и условий жизни, поэтому здесь нет строгих весовых и ростовых критериев.

Развитие у мальчиков в 12 месяцев

Развитие у девочек в 12 месяцев

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Зрение

У малыша активно формируется бинокулярное зрение, появляется понимание, что предметы объемные. Малыш уже может отличать некоторые фигуры и основные цвета.

Слух

Тесно связан с развитием речи. В большинстве случаев дети в годик понимают намного больше, чем способны сказать. Четко различают оттенки интонации взрослых. Могут определить источник звука и его направление: слева, справа, сверху и тд.

Речь

В этот период быстрыми темпами идет развитие речи. Обычно ребенок уже умеет произносить различные слоги и имеет в арсенале несколько простых слов: мама, папа, дай, на, ам-ам и т.д. Не стоит переживать, если малыш пока не говорит ничего вразумительного. Становление речи – долгий и трудоемкий процесс, некоторые малыши полноценно заговаривают лишь после 2х лет. Просто им требуется большее время на формирование речевых навыков.

Моторика

Дети в 12 месяцев активно пользуются руками. Они способны захватывать различные по размеру предметы обеими руками, передавать их взрослому по их просьбе. Также малыш активно осваивает жесты. Часто использует указательный пальчик, когда хочет обратить внимание родителей на какую-то вещь. В это время ребенок начинает осваивать использование столовых приборов, пытается кушать самостоятельно ложкой.

Эмоции

Все большее значение малыш уделяет смеху и не упускает возможности посмеяться. Ему нравится, когда взрослые смеются вместе с ним, более того, он старается нарочно их рассмешить.У многих детей в 12 месяцев начинает проявляться первая самостоятельность. Они активно выражают желание делать что-то самим, без помощи взрослых. И рьяно протестуют капризами и слезами, когда родители пытаются вмешаться. Малыши могут проявлять свой характер, заявлять свои правила и пытаться их отстоять. В связи с этим родители могут столкнуться с первыми сложностями в воспитании детей и ощутить на себе действие кризиса первого года.
Ребенок в годик уже умеет считывать разницу в отношении к нему взрослых. Например, он может держаться подальше от строгого родственника, и напротив, с удовольствием оставаться с более мягкими бабушкой или мамой.

Игра

Малыш уже способен играть самостоятельно непродолжительное время. Он строит башни из кубиков, собирает пирамидку, увлеченно занимается музыкальными игрушками. Также может покатать машинку или каталку, бросать мячик.

Режим дня в 12 месяцев

Режим сна

Малыш все еще нуждается в длительном сне по 13-14 часов в сутки. Некоторые детки в этом возрасте переходят на один дневной сон. В этом случае он должен продолжаться не менее 2х часов и заканчиваться не позднее 16:00. Тогда период бодрствования до момента вечернего укладывания будет достаточным, чтобы малыш успел устать. И вечером его будет проще уложить в постель. Продолжительность ночного сна составит 11-12 часов.

Прогулки

Обязательным пунктом режима является ежедневная прогулка. В идеале на свежем воздухе нужно проводить как можно больше времени, особенно в теплое время года. Прогулочный минимум 1.5-2 часа в день. Желательно, чтобы прогулка не приходилась на время дневного сна. В годик ребенок активно познает мир, с ним можно гулять не только в коляске, но и на детской площадке, привлекать его к общению с другими детьми.

Оно по-прежнему остается пятиразовым. Кардинальных отличий от 11 месяцев здесь не будет. При сохранении грудного вскармливания оставляют 2 прикладывания в день – утреннее и вечернее. При искусственном вскармливании эти кормления заменяют смесью, соответствующей возрастным потребностям.

Ежедневный рацион ребенка должен содержать 1200-1300 калорий:

  • Кисломолочные продукты (кефир, йогурт) 200 мл в день;
  • Творог (свежий, запеканка, сырники) 70г в день;
  • Яйца перепелиные или куриные (в случае отсутствия аллергии) не более 3х раз в неделю по 1шт;
  • Овощи и фрукты 200г в день. В годик постепенно можно вводить новые фрукты, ягоды, овощи;
  • Мясные продукты (индейка, курица, телятина) 200г в день. Из мяса можно приготовить тефтели, суфле, фрикадельки.
  • Рыба нежирных сортов (треска, судак) 2 раза в неделю по 40г;
  • Каши и крупы (кукурузная, рисовая, гречневая, овсяная, мультизлаковая);
  • Напитки (соки, компоты из сухофруктов);

В годик все дети активно учатся пережевыванию пищи. Поэтому стол ребенка нужно организовать таким образом, чтобы на нем присутствовали и перетертые блюда и блюда с мягкими кусочками.

Полезные привычки

В 1 годик уже можно смело приучать малыша к полезным привычкам: умыванию и чистке зубов по утрам и вечерам, мытью рук перед едой и после возвращения с прогулки, высаживанию на горшок. Также рекомендуется ежедневно купать ребенка. Водные процедуры благотворно влияют на развитие и помогают укреплять иммунитет. Для комфортного купания температура воды должны быть не выше 37-38 градусов.

Как поддерживать развитие ребенка

Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.

Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире.

Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .

Мелкая моторика

Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую.

Хождение

Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения.

Социализация

Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.

Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.

Развитие детей от рождения до 1 года

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» – кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, – сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Стоимость приема невролога:

Как развивается ребенок по месяцам?

Первый год жизни малыша – это особый период в жизни семьи.

Новый ритм жизни, новые хлопоты, новые привычки. Каждый день малыш открывает для себя мир, радуя родителей даже самым маленьким достижением. Родители следят за развитием новорожденного буквально по неделям. Чтобы семейное счастье было безоблачным, а детство радостным, маме и папе важно знать все о развитии ребенка по месяцам. В этой статье мы собрали актуальные рекомендации от ведущих педиатрических сообществ. Прочитав ее вы будете знать, какой навык стоит развивать малышу в следующем месяце, а также знать, на какие тревожные признаки стоит обратить внимание.

Рассмотрим этапы физического и психического развития ребенка до года .

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц – это период адаптации для всех: карапуза – к миру, а родителей – к миру, в котором есть малыш . Поэтому очень важно знать, как развивается ребенок в первый месяц жизни .

Физическое развитие

  • ребенок до месяца почти все время спит;
  • движения малютки в первый месяц жизни хаотичны;
  • малыш, лежа на животике, пытается поднять головку на несколько секунд;
  • может ненадолго останавливать взгляд на одном предмете;
  • узнает маму по голосу и запаху;
  • у ребенка в 1 месяц начинают проявляться черты лица, проходит отечность;
  • плачет, когда голоден и ощущает дискомфорт от мокрого подгузника.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Для психического развития малыша важно разговаривать с ним спокойным голосом, петь песенки или рассказывать стишки. Педиатры также рекомендуют чаще брать малыша на ручки: тактильный контакт очень важен. Можете купить небольшие мягкие игрушки, чтобы малыш мог учиться концентрировать на них внимание.

Развитие ребенка в 2 месяца

В это время малыш становится более активным, чем в первый месяц.

Физическое развитие

  • ребенок спит в среднем по 20 минут в час;
  • поворачивается с боков на спинку;
  • реагирует на звуки, поднимает и поворачивает головку;
  • может ненадолго поднять и удержать голову, лежа на животике;
  • тянет ручки к маме;
  • агукает;
  • сосет пальцы рук и ног, активно их исследуя;
  • пытается дотянуться до игрушки;
  • начинает различать цвета.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с двухмесячным малышом

Разговаривайте с ребенком как можно чаще: делитесь с ним планами на день, пойте веселые песенки, делайте легкую зарядку по утрам, сопровождая ее потешками. Меняйте интонацию голоса, чтобы малыш учился ее различать. Учитывая нормы развития ребенка до года , не лишней станет в этот период покупка мобиля в кроватку или ночника с проекцией, чтобы малыш мог следить за динамичными предметами. Можете купить браслетик на липучке на ручку или ножку с разноцветными игрушками на нем.

Развитие ребенка в 3 месяца

Малыш к третьему месяцу заметно подрос, у него появились новые навыки.

Физическое развитие

  • малыш больше бодрствует ;
  • уверенно держит головку;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • пытается опираться на локотки, лежа на животике;
  • ловит свои ножки и играет с ними;
  • понимает, откуда исходит звук и поворачивает голову в этом направлении;
  • тянет в рот все, что попадает в руки;
  • хватает игрушки, к которым может дотянуться, удерживает их в руке.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте 3 месяцев

В этот период малыш с помощью плача уже начинает требовать к себе внимание, выражает свое недовольство. Ребенок узнает близких людей, улыбается им. Пытается копировать мимику близких. В этот период целесообразно уже купить игровой коврик с дугами, на которые подвешены различные по форме и фактуре небольшие игрушки и погремушки.

Развитие ребенка в 4 месяца

Малыш взрослеет на глазах. В 4 месяца он уже не просто узнает вас, но и понемногу понимает обращенную речь, вливается в режим семьи.

Физическое развитие

  • малыш с легкость переврачивается на бок, на спинку, опирается на руки
  • ползает на животе;
  • пытается сесть;
  • переворачивается с живота на спинку;
  • осознанно берет и бросает игрушки;
  • пытается поддерживать бутылочку при кормлении.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с четырехмесячным малышом

Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня , могут ожидать от малыша в это время попытки лепетать первые слоги “ма”, “па”, “ба”. Карапуз уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей У него появляются любимые игрушки. Малыш прислушивается к музыке, начинает стучать игрушками в такт. Поэтому, на этом этапе развития ребенка хорошо купить игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

В календаре развития ребенка этот период необычайно занимателен. Малыш начинает всем интересоваться, на прогулке все привлекает его внимание. Он очень активничает.

Физическое развитие

  • ребенок некоторое время сидит, опираясь;
  • играет с ногами, тянет их в рот;
  • начинает понемногу ползать;
  • в этот период у некоторых детей уже начинают прорезываться зубки, поэтому обзаведитесь безопасными прорезывателями;
  • в это время можно начинать понемногу вводить прикорм.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с полугодовалым малышом

Малыш становиться более коммуникабельным, пытается поддержать беседу на “своем языке”. Он играет с различными предметами, в том числе и с домашней утварью. Радуется близким и с опаской относится к незнакомцам. Любит рассматривать картинки, на которых изображены лица людей. К этому моменту у малыша уже выработались некоторые привычки (покушать, поиграть, прогулка).

Актуальными для развития мелкой моторики будут различные сортеры, игрушки молоточки. Но будьте внимательны к мелким деталям: маленький почемучка может проглотить их или попытаться засунуть в нос. Купите малышу рельефный прорезыватель для зубок (из нетоксичного геля или пластика), который может стать также интересной игрушкой.

Развитие ребенка в 7-8 месяцев

Это период начала социализации малыша, он старается во всем копировать родителей.

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • старается встать на ножки, держась за бортик кроватки;
  • хорошо ползает, особенно за понравившейся вещью;
  • проявляет интерес к еде из общего стола, пьет из чашки при поддержке взрослого;
  • продолжают прорезываться зубки. При достаточном их количестве, малыш может жевать мягкую пищу;
  • встает на четвереньки.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте восьми месяцев

В этот период ребенок проявляет активный интерес к разным игрушкам. Малыш все чаще копирует поведение взрослых. Он становится очень любознательным. Начинает понимать причинно-следственные связи, показывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также узнает любимые песни и стишки, может просить родителей включить или спеть какой-либо из них. Малыш пытается произносить первые слова из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па и т.д), имитирует звуки. В этом возрасте также можно начинать учить с малышом название частей тела, названия животных, и звуки, которые они издают.

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

В это время ваш малыш будет вас удивлять все больше и больше своими достижениями.

Физическое развитие

  • малыш уверенно сидит, держа ровно спинку;
  • уверенно стоит, держась за ручку;
  • ходит с помощью взрослых;
  • активно пробует новые продукты;
  • прорезываются еще зубы, из-за чего малыш может часто капризничать и плохо спать;
  • появляется много осознанных движений.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом, который готовится к первому дню рождения

Малыш начинает проявляет заботу о маме, высказывает знаки внимания, делает первые подарки. Также ребенок начинает интересоваться другими детьми, пытается с ними взаимодействовать. Малыш понимает, что можно, а что нельзя, выполняет первые просьбы. Чтобы занять ребенка, рекомендовано приобрести различные сортеры, книжки с большими и красочными иллюстрациями, карточки с изображением игрушек, животных, частей тела, фруктов и овощей. Это период активного развития речевого аппарата, разговаривайте с малышом постоянно, называйте все вещи, которые вас окружают. И тогда ваш малыш заговорит в ответ!

Развитие ребенка в год

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • сам встает и пытается ходить без поддержки;
  • имеет около 6-8 зубов;
  • вес составляет около 10 кг, а рост в пределах 80 см;
  • малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, зерновые каши, молочные продукты, совмещая прикормы с грудным молоком матери или смесью. После года, при отсутствии противопоказаний, ребенка можно постепенно переводить на “взрослый” стол.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Ребенок в год – это уже полноценные человек. Только маленький. Он потихоньку ходит, говорит (словарный запас 10-12 слов). Может выразить свои чувства, проявляет эмпатию, пытается дружить с детками. Узнает членов семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучает). Ребенок понимает, о чем его просят, соотносит некоторые слова с предметами. Малыш готов к новым открытиям, ведь в мире столько всего нужно еще узнать!

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Родители, зная как развиваются дети до года , смогут проследить, отстает ли малыш в развитии .

Важно понимать, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, у некоторых малышей показатели могут отличаться от общепринятых норм (рекомендуем изучить нормы развития ребенка до года в таблице ниже).

Признаки, при которых может потребоваться консультация специалиста:

  • ребенок не реагирует на источник звука или обращенную речь;
  • неравномерное физическое развитие (например, нарушения моторики при нормальном росте и наборе массы);
  • регресс (исчезновение) ранее приобретенных физических навыков;
  • ребенок не поддерживает зрительный контакт;
  • судороги (локальные или генерализованные).

Если вы отметили у малыша эти или другие тревожные симптомы,, обратитесь за помощью к современному доказательному детскому врачу . Запишитесь на прием в Педиатрическом центре ADONIS или пригласите врача на дом по номеру:

Во время осмотра педиатр определит, нужна ли консультация детского хирурга , невролога или логопеда для исключения глухоты, а также других специалистов.

Преимущества педиатрии в ADONIS

Педиатры центра расскажут не только, как развивается ребенок в первый месяц жизни , но и станут вашими надежными помощниками в воспитании здорового малыша.

В отделении педиатрии ADONIS работают врачи большинства узких специальностей. Наши центры оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием из США и Германии, которое позволяет проводить тщательную диагностику и назначать эффективное лечение.

Педиатрия в ADONIS – это:

  • педиатры с опытом работы с самыми маленькими пациентами более 10 лет;
  • 20 узких специальностей;
  • новейшее оборудование;
  • все необходимые лабораторные и инструментальные исследования в одном месте;
  • консультации врачей экспертов в сложных клинических случаях;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку ;
  • комплексные программы ведение детей от 0 до 18 лет;
  • возможность получения всех необходимых справок после прохождения обследования (в детский сад, школу, лагерь, бассейн и т.д.).

Цены на консультацию

Цена на консультацию педиатра (в Киеве, в Педиатрическом центре или отделении ADONIS в Обухове) зависит от квалификации детского врача и особенностей приема (выездная консультация или прием в клинике).

Цена первичной консультации педиатра начинается от 550 грн. Консультация врача -эксперта педиатра начинается от 750 грн.

Выезд специалиста на дом в пределах Киева от 1300 грн (в зависимости от дальности вызова и других особенностей). Уточнить итоговые расценки вы можете через контакт-центр.

Как записаться к врачам

Записать ребенка на прием к педиатру, хирургу или неврологу в клинике ADONIS или же вызвать детского врача на дом можно через форму обратной связи на сайте или в колл-центре сети медицинских центров ADONIS по телефону:

Читайте также:
Бутылочки для кормления новорожденных: виды, обзоры лучших брендов, советы по выбору и использованию, отзывы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: