Особенности развития ребенка в 2 года 7 месяцев – что умеет кроха в два и 7, а чему еще не научился?

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост – на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время – до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты – как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие – только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй – после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен – малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом – окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе – важное условие спокойного крепкого сна.

Читайте также:
Почему дети писаются по ночам: варианты нормы и отклонения, ночной горшок

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна – просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся – и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой – спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Журнал «Актуальные вопросы развития детей».

Особенности речи ребенка в 2 года

Когда малыш начинает говорить? Об этом часто спрашивают молодые родители детей старше одного года. Услышав заветное первое слово, они ждут дня, когда ребенок будет произносить понятные фразы. Специалисты в области детской речи уверены, что период двух лет — важная веха в развитии малыша. От словарного запаса в это время зависит дальнейшее развитие ребенка. Могут ли родители помочь сыну и дочери заговорить? Правда ли, что речь мальчиков и девочек в 2 года существенно отличается? На какие показатели стоит ориентироваться? Расскажем и дадим конкретные рекомендации в этой статье.

Этапы развития речи ребенка

Вначале кратко рассмотрим, как формируется и развивается речь ребенка до 2 лет. Что можно считать первым голосовым проявлением? Некоторые исследователи уверены, что крик — это первая голосовая реакция младенца на внешний раздражитель (голод, холод, дискомфорт). С него и начинается становление детской речи. Что происходит потом:

  • в возрасте до 2 месяцев крик ребенка монотонный, с 2 до 3 месяцев начинает приобретать эмоциональную окраску (по разному звучит узнавание мамы, радость, боль);
  • в 3-5 месяцев начинается гуление, когда ребенок издает звуки, напоминающие голосовую мелодию (напевные а-а-а, э-э-э);
  • лепет — звуки, напоминающие человеческую речь (ма-ма-ма, па-па-па) — приходит на смену гуления в промежутке от 5 месяцев до года.

Период лепета продолжается у детей и после года. Но с каждым новым месяцем жизни бездумное произношение слогов все больше сменяется на звкоподражание. Ребенок старается воспроизвести речь взрослого, но выделяет из нее только простые звуки. Начинают формироваться простые слова: мама, папа, баба, биби (машина), киса, кар и т.п.

К году, по данным разных исследователей, ребенок лепечет 3-10 слов, к 2 годам эта цифра может вырасти вдвое.

Когда ребенок начинает понимать речь?

Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:

  • до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
  • до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
  • к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
  • к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
  • к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.

Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.

Нормы речи в 2 года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года и 1 месяц – что умеет и на что способен малыш в два и один?

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

Речь у мальчиков и девочек

Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.

Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использует мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушать и не прерывать ребенка;
  • употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
  • эмоционально хвалить за речевые достижения;
  • говорить четко, достаточно медленно;
  • вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
  • знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушать музыку;
  • читать стихи и сказки.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.

Полезные занятия с ребенком

Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:

  • показывать язык;
  • вытягивать губы трубочкой;
  • дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
  • пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
  • учить смыкать зубы;
  • растягивать губы в улыбке.

Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.

Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:

  • делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
  • давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
  • дома ходить босиком;
  • использовать коврики с разным покрытием;
  • рисовать и лепить под присмотром взрослых.

Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.

Вывод

Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.

Навыки малыша в 2 года и 7 месяцев: на что он способен

Содержание статьи:

Главное, о чем должны знать родители детей возрастом 2 года и семь месяцев, это то, что это время, прежде всего, игр, а не учебы. Потому, как бы родители ни хотели, чтобы их чадо было самым воспитанным и самым образованным, но все те навыки и знания, которыми он уже овладел к этому возрасту, приобретены малышом исключительно в процессе игры, а не в форме назидательных нравоучений. К тому же, в возрасте «2 и 7» ребенок слишком занят для того, чтобы тратить время на скучные уроки. А задача родителей сводится к тому, чтобы малыш был сам заинтересован в получении новых знаний и навыков.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года и 3 месяца – навыки и способности малыша в два и 3 месяца

Физическое развитие ребенка в 2 года и 7 месяцев: примерный рост и вес малыша

Несмотря на то, что все дети растут и развиваются по своей «индивидуальной программе», существуют некие стандартные показатели роста и развития. Основываясь на них, можно судить о том, что все физические, психические и интеллектуальные процессы протекают в рамках нормальных показателей.

Моторика развивается семимильными шагами, и малыш с большими успехами может управлять своим телом. А это значит, что он уже должен уметь сам умываться и одеваться (с небольшой помощью), использовать столовые приборы, самостоятельно рисовать карандашами, подниматься по ступеням и спрыгивать с них вниз, с легкостью ловить и бросать обратно мячик.

Любая физическая активность крохи в этом возрасте динамична и стремительна — малыш быстро переключается с одного вида деятельности на другой: ему везде хочется успеть, все нужно увидеть, во всем поучаствовать лично.

Период бодрствования в этом возрасте становится продолжительнее, а значит, могут возникнуть проблемы с отходом ко сну. Малышу становится все сложнее переключиться из активного состояния в спокойное.

Психическое развитие ребенка в 2 года и 7 месяцев жизни

После преодоления рубежа в 2.5 года психическое развитие малыша проходит под влиянием осознания себя как отдельной единицы. В возрасте «2 и 7» карапуз начинает чаще говорить о себе от первого лица, оперировать такими понятиями как «я», «мое», «мне», укрепляется его осознание себя как личности. И в связи с этим у родителей может возникнуть ощущение, что у крохи испортился характер — он стал вредным, капризным, жадным и обидчивым. На самом деле это не так.

В возрасте 2 года и 7 месяцев карапуз должен уметь и знать немало

  • Знать, как называются основные части тела и уметь их показывать.
  • Знать названия основных цветов и уметь их показывать.
  • Уметь повторять простую речь взрослых.
  • Заучивать на память и воспроизводить простые стишки.
  • Уметь ориентироваться во времени (прошлое — настоящее — будущее). Например, летом мы ездили на дачу, сейчас — зима и дачи нет, но скоро снова будет лето, и мы опять поедем на дачу.
  • Овладеть навыками простой классификации. Например, собака и кошка — это животные; цветочек и елочка — это растения; трактор и автобус — это машины; мама и малыш — это люди и т. д.
  • По-разному относиться к разным членам семьи и, соответственно, по-разному выстраивать с ними взаимоотношения.

Развитие речи у ребенка в 2 года и 7 месяцев

Словарный запас к возрасту «2 и 7» должен быть развит настолько, что малыш способен составлять несложные предложения и понимать то, о чем ему рассказывают взрослые.

Кстати, диалоги малыш уже может поддерживать и со взрослыми, отвечая на вопросы типа как его зовут, что он видит на картинке или что помнит из прошедшего не так давно события.

Произношение малыша становится более четким. Но при этом сложные для себя слова кроха по-прежнему продолжает упрощать, сокращать или произносить так, как сам их понимает.

Уход за малышом и его питание в возрасте 2 и 7

Часть забот за малышом уже можно возложить на него самого, но под чутким руководством взрослого. В 2 года и 7 месяцев ребенок должен уметь самостоятельно надевать на себя простые элементы одежды и точно так же снимать их.

Пришла пора научиться самостоятельно умываться и чистить зубки, ходить на горшок, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем.

В «2 и 7» карапуз уже знает, где лежат его игрушки и книжки, где место для его одежды и как должны храниться карандаши и фломастеры. Он с удовольствием примет участие в уборке помещения, постели после сна, посуды после еды, если преподносить этот процесс как увлекательную и занимательную игру.

Само собой разумеется, что родители должны контролировать состояние ногтей малыша и регулярно приводить их в порядок.

Что касается питания, то оно все больше и больше приближается к рациону взрослого человека.

По-прежнему крайне желательно придерживаться режима питания. Также актуальным остается баланс питательных веществ, поступающих в организм малыша с употребляемой им пищей.

Несмотря на то, что к возрасту «2 и 7» ассортимент блюд значительно расширяется по сравнению с рационом первого года жизни, по-прежнему нужно внимательно отслеживать реакцию детского организма на введение новых продуктов.

Игры и игрушки для ребенка двух лет и семи месяцев

Безусловно, огромное значение имеют активные и подвижные игры. Ребенку нужно выплескивать переполняющую его энергию. И для этого он должен бегать, прыгать, залезать, слезать, вылезать, проползать, перепрыгивать, валяться, кувыркаться и т. д. Помочь в этом может наличие в квартире маленького спортивного уголка, посещение спортивных секций или клубов, детских танцевальных студий и т. д.

В 2 года и 7 месяцев малыш способен достаточно увлеченно играть в одиночестве. И это стремление желательно не нарушать, поскольку именно в такие моменты воображение и фантазия развиваются наилучшим образом.

В этом возрасте активно набирают обороты сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок — строитель, и он построил железнодорожное депо, откуда выехал поезд, собравший с платформы пассажиров, проехавший по маршруту и затем вернувшийся обратно в депо. Или ребенок — мама, и сейчас куклу-дочку нужно покормить, сводить на прогулку и уложить спать. Ну и так далее.

В возрасте «2 и 7» еще рано отказываться от развивающих игр и игр, тренирующих моторику. По-прежнему актуальными могут оставаться пазлы, пирамидки, сортеры, шнуровки, кубики и др.

Читайте также:
Все о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Для развития творческих способностей малыша очень полезны занятия по рисованию, лепке, созданию различных поделок и аппликаций.

2 года и 7 месяцев — время активного роста и развития малыша.

  • Дать возможность проявлять ребенку физическую активность в полную силу.
  • Сделать доступ к развивающим играм, упражнениям и занятиям.
  • Обеспечить безопасность и комфорт ребенка.
  • Позволять карапузу участвовать в ежедневных бытовых домашних процессах.
  • Не разрешать малышу проводить много времени у компьютера и телевизора.
  • Читать ребенку книжки, читать их вместе с ним.
  • Научиться договариваться с чадом, а не давить на него, тем самым подавляя его желания и стремления.
  • Не ограничивать круг общения ребенка только лишь членами семьи.
  • Не запрещать малышу быть активным, любознательным и жизнерадостным.

Особенности развития ребенка в 2 года 7 месяцев – что умеет кроха в два и 7, а чему еще не научился?

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития.

Нужны занятия с логопедом?

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

На рубеже 2-3 лет есть два основных момента развития крохи, которым стоит уделить отдельное внимание: начало сепарации и период «почемучки». Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное. От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в «атомных войнах» или «мире и согласии».

Кто такой «почемучка», родители двухлетних малышей знают не понаслышке. Тысячи вопросов с утра до вечера в этот период – обычное дело: ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.

А вот о сепарации слышали не все родители. Однако большинство из них наверняка уже столкнулось с безапелляционными детскими заявлениями «не хочу — не буду» и «я сам». Сепарация – это процесс разделения в сознании малыша его и родителей. Это касается личного пространства, желаний, демонстрации собственных достижений, самостоятельности как таковой. Малышу сейчас важно доказать взрослым в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться.

Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я». Поэтому старается понять и раздвинуть границы «своей территории», утвердиться. Отсюда бесконечные капризы, отказы, требования, которых ранее не наблюдалось.

Этот период – один из самых напряженных. Но он означает, что малыш развивается правильно, очередной этап наступил вовремя. Закончиться он должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.

Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.

В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.

Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).

СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.

В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.

Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает.

Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.

Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:

  • размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
  • количество (много, мало, один);
  • названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
  • предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
  • обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).

Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).

Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:

  • разучивать с ним простые четверостишия;
  • учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
  • чем отличаются две похожие картинки.

К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:

  • бегать, прыгать на одной и двух ногах;
  • ходить на цыпочках, на пятках;
  • наклоняться, приседать;
  • преодолевать пороги, ступеньки;
  • бросать и ловить мяч, попадать им в цель;
  • делать два действия одновременно (шагать и хлопать);
  • лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.

В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.

Начало сепарации приводит к тому, что ребенок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:

  • надевать майку, носочки;
  • застегивать пуговицы;
  • мыть ручки;
  • чистить зубки;
  • завязывать шнурки;
  • даже чистить свои ботинки.

Не факт, что у него все получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Все это будет способствовать тому, что ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:

  • убрать свои игрушки;
  • отнести мусор в ведро;
  • протереть пыль на полке;
  • помочь маме загрузить белье в машину;
  • насыпать корм рыбкам, если есть аквариум;
  • разложить салфетки, хлеб на столе;
  • убрать на место ложки, вилки.

К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.

ИНТЕЛЛЕКТ, ЛОГИКА, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ

Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.

Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).

В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.

Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:

  • собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
  • определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
  • различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
  • находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
  • определять предмет по его описанию;
  • описывать сюжет картинки;
  • рассказывать, что делал в течение дня.

Если ребенок в 2,5 года пользуется для рассказа односложными предложениями, провоцируйте его на развернутые ответы наводящими вопросами и просите затем собрать все ответы в один полный. Показывайте пример, если малыш не смог сделать это с первого раза.

ИНТЕРЕСЫ, ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО

Юный исследователь, мыслитель и конструктор постоянно проявляет все новые интересы. Интересно ему все:

  • слушать мамино чтение (теперь уже он вникает в суть услышанного, запоминает, анализирует, может пересказать сюжет в общих чертах);
  • описывать происходящее вокруг на прогулке, изображенное на картинках, увиденное в мультике;
  • придумывать, чем заняться (при этом ребенок может синтезировать самые невероятные эксперименты – наряжать кота, красить мамино тесто для пирога, рисовать на ботинках и т. д.).
  • фантазировать. Это одно из самых ярких проявлений возраста – чем невероятнее фантазии малыша в этот период, тем полноценнее развивается его интеллект. При этом за выдумки ребенка не нужно ругать – наоборот, буйная фантазия достойна похвал и развития взрослыми.

Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепку, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д.

В этот период важно обеспечить ребенку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми), мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы («Лего»), мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми как проявление взрослости их чада. Это придаст малышу уверенности.

Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.

Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл.

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».

Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Память, внимание, мышление:
  1. Правильно складывать пирамидку, матрешку.
  2. Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
  3. Складывать пазлы из 2-4 частей.
  4. Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
  5. Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же».
  6. Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
  7. Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
  8. Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки).

Помнить, что делал утром, днем, вечером.

  1. «Прячем игрушку и ищем ее»: в 2 года — ребенок видит куда ее прячем.

— Под коробку прячем

— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.

— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.

— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.

  1. «Карточки»: найти пару, найти похожую.
Математические представления:
  1. Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
  2. Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?».
  3. Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
  4. Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
  5. Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
  6. Понимать слова «сверху», «снизу».

На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

  1. «Игра со счетными палочками»

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).

-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Развитие речи:
  1. Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
  2. Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи» и др.
  3. Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
  4. Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
  5. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
  6. Запоминать несложные стишки.
  7. Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  8. Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  1. «Олины помощники»

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Родители указывает на её ноги.

— Что это. ( Это ноги).

— Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют).

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.).

  1. «Что за предмет?»

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Физическое развитие:

В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.

2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.

3. Кроха может подпрыгнуть.

4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.

5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).

6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.

7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.

8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.

  1. «Ходьба восьмеркой»: расставляем кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40-50 см друг от друга. Для начала всего 2 штуки. Задача ребенка: пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию. Расставляя кегли иили кубики разными способами (в виде квадрата, круга) можно придумывать разные способы хождения. Можно еще и ползать таким же образом.
  2. «Зарядка для маленьких ножек»: Мама берет ребенка за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом он становится на носочки («цыпочки»). Так на носочках ходит под какое-нибудь стихотворение или песенку. Затем переходят к хождению на пятках. При этом держит за подмышки. Потом пробует стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазукевич Мария Юрьевна

Развитие ребенка в 7 месяцев: рост, вес, навыки и умения

Каждый грудничок индивидуален, поэтому он растет и развивается в своем, индивидуальном темпе. Существуют усредненные нормы развития ребенка 7 месяцев, которые используются в качестве ориентиров. Но не стоит волноваться, если кроха не в точности соответствует этим нормам, отклонения на несколько недель в ту или иную сторону вполне допустимы. Важно уделять малышу много времени, заниматься с ним, стимулируя его физическое и психическое развитие.

Нормы развития по весу и росту в 7 месяцев

Малыш активно растет, ежемесячно прибавляя в массе тела и росте. Ежемесячно врач оценивает эти прибавки. Показатели могут отличаться у девочек и мальчиков, но разница небольшая. Для ориентиров существует таблица, в которой отражены границы нормы по полу и возможные отклонения, связанные с индивидуальными особенностями грудничка.

Таблица роста мальчика (в см) в 7 месяцев 1

Рост девочки (в см) в 7 месяцев 1

Норма роста ребенка 7 месяцев и динамика прибавок зависит от того, родился ли он в срок или немного поторопился. Важны и показатели при рождении, а также наследственность – если мама и папа высокого роста, малыш может расти быстрее сверстников, его рост будет отклонен от среднего.

Аналогично ростовым показателям, прибавка массы тела существенно варьирует, она зависит от веса при рождении и пола ребенка, наследственности. Есть границы возрастной нормы, которые врачи берут за основу при оценке. Но если показатели вашего ребенка соответствуют данным таблицы, пусть даже и не средним значениям – это вполне нормальное его развитие.

Вес мальчика (в кг) в 7 месяцев 1

Вес девочки (в кг) в 7 месяцев 1

Оценивая развитие ребенка 7 месяцев, важно помнить – в таблице даны усредненные данные 2 . Врач-педиатр всегда учитывает индивидуальную динамику развития. Если ребенок плохо набирает вес, врач оценит питание малыша, и, вероятно, внесет в него коррективы, в среднем ребенок 7 месяцев весит около 7 кг. Но важно подчеркнуть, что во втором полугодии кроха не набирает вес с той же скоростью, что до полугода. Темпы набора массы тела замеляются – прибавка в 300-400 г в месяц – это норма.

Режим дня

У всех младенцев разные потребности во сне, но в среднем 7-месячному ребенку требуется около 14,5 часов сна в день, включая короткий (от 30 до 40 минут) сон утром и более длительный (от 2 до 3 часов) сон в обеденное время. Большинству 7-месячных детей больше не нужно спать в третий раз после обеда.

Многие родители устанавливают для своего малыша время отхода ко сну около 19 или 20 часов.

Ночью некоторые крохи будут спать около восьми часов подряд, не просыпаясь, но многие часто пробуждаются.

Если ребенку 7 месяцев, и он плачет ночью, возможно, это прорезывание зубов, дискомфорт или голод, которые будят грудничка. Возможно, крохе нужно пересмотреть режим дня, сдвинуть время засыпания или пробуждения.

Питание, развитие новых умений к 7 месяцам

Процесс введения прикорма идет полным ходом. Ваш ребенок, наверняка, с удовольствием ест уже пюре из овощей и детские кашки. Кроха также может тренировать свои навыки кусания и жевания, если будет есть простые продукты, например, мягкие фрукты, детское печенье. Постепенно увеличивайте количество и ассортимент еды, которую вы предлагаете своему ребенку, чтобы в течение следующих нескольких недель прикорм был трехразовым. Малыши также могут пить обычную воду, как правило после приема более плотной пищи.

В среднем за 7 месяцев ребенок получает грудное молоко три-четыре раза в день – обычно рано утром, после обеда и перед сном – плюс твердую пищу. Если ваш малыш не может есть твердую пищу трижды в день, ему, вероятно, нужно более трех кормлений грудным молоком, возможно дополнительное вечернее и ночное кормление.

Физическое развитие ребенка в семь месяцев

Ваш 7-месячный малыш теперь очень легко садится в стульчик для кормления и может демонстрировать вам, когда он хочет сесть, подняв руки вверх или выгнув спину, издавая звуки. Если малыш пока не сидит уверенно – не беда, ему нужно время, поднимите спинку стульчика для кормления, чтобы она поддерживала спинку. Но не оставляйте ребенка в стульчике одного, чтобы он случайно не упал, и используйте ремни безопасности.

Лежа на спине, малыш будет пытаться поднять голову и плечи вверх, чтобы осмотреться; оказавшись на животике, он тянется за игрушкой поблизости и пытается «загребать» ее поближе. Хотя двуручная хватка довольно надежна, малыш бросит одну игрушку, чтобы отдать предпочтение другой, взяв ее обеими руками или одной. Играйте с крохой, стимулируя раннее развитие ребенка 7 месяцев.

В любой момент ваш малыш может начать ползать и иногда быстрее научится ползать назад, прежде чем сможет ползти вперед. Однако некоторые дети могут пропустить стадию ползания, сразу делая попытки вставать на ноги и делать шаги. Но если малыш не сидит и не ползает, поговорите с педиатром, он должен оценить развитие.

Иногда ребенок 7 месяцев становится на ноги на коленях родителей, если его держат за тело. Часто так делать не стоит, пока малышу еще рано ходить и долго стоять на ногах.

Ребенок 7 месяцев: развитие чувств, общение и эмоции

Большинство детей сейчас любят щекотки и массажи, легкие щипки, но не переусердствуйте со щекоткой, так как ваш малыш не может в этом возрасте сказать вам остановиться.

Ваш ребенок общается не только с вами, но и с самим собой, и ему нравится повторять звуки снова и снова в мелодичной манере. Они могут сочетать гласные звуки («ааа», «ооо», «еее») и начинают появляться согласные звуки (м, б, п, к, х). Они также могут кричать, требуя внимания вместо того, чтобы плакать. Чаще делайте фото и снимайте видео, показывайте их ребенку – его это забавляет.

Какие мероприятия и игры помогут развитию 7-месячного ребенка

  • Поиск игр – это весело. Детям нравится играть с родителями. Частично спрячьте игрушку под тканью перед ребенком и спросите: «Куда она пропала?» Хвалите вашего малыша, когда он находит, где находится игрушка, он будет в восторге от себя.
  • Держите ребенка за руки, когда он сидит на ваших коленях, шевелите ногами, чтоб малыш мог подпрыгивать вверх и вниз.
  • Позвольте ребенку уронить игрушку на пол, чтобы вы подобрали ее и вернули ей.
  • Читайте книги и разговаривайте с малышом каждый день.

Что должен делать ребенок в 7 месяцев?

Ключевые этапы развития вашего 7-месячного ребенка:

  • В положении лежа на спине пытается приподнять голову и плечи.
  • Лепечет, любит повторять звуки снова и снова, использует гласные и некоторые согласные звуки.
  • Учится узнавать собственное имя.
  • Кричит для привлечения внимания.
  • Тянется до игрушки и «сгребает» ее поближе.
  • Узнает и машет близким руками и ногами.

Ребенку два года: советы нейропсихолога

Статья нейропсихолога нашего Центра Сальниковой Ирины Анатольевны в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Ребенку два года: советы нейропсихолога».

Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т.е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.

Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь), посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т.е. вас, он учится.

Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т.е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.

К двум годам ребенок:

  • умеет ходить, бегать (хорошо ходит во всех направлениях, по неровной дорожке, перешагивает через канавки, взбирается на бугорки);
  • умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;
  • умеет прыгать (подпрыгивает вверх, прыгает через обруч или лежащее на земле препятствие);
  • может ударить по мячу ногой, бросить его в определенном направлении (например, другому участнику игры или в цель), ловить мяч двумя руками;
  • способен сохранять равновесие на перекладине;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • умеет рисовать вертикальную линию;
  • может построить башню или дом из 4–6 кубиков;
  • умеет резать бумагу, держа ножницы одной рукой;
  • самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины и пр.).

Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

В два года можно предложить следующие игры и задания.

  • Учиться бросать и ловить мяч, бросать его об стенку.
  • Изображать движения животных по показу мамы (прыгать, как зайка, махать руками, как птичка, громко топать, как слон, ползать, как удав и т.д.).
  • Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например, подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов (по типу лабиринта).
  • Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).
  • Ходить по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развивать координацию.
  • Игра «Поймай солнечного зайчика». Играть с солнечным зайчиком, который пускает мама.
  • Коллективные подвижные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры в «догонялки», в волка и зайчат и т.п.
  • Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.
  • Рисовать (пальчиковыми красками, мелками, карандашами).
  • Лепить, делать аппликации.
  • Играть с рамками-вкладышами.
  • Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается — то и застегивать их).
  • Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и надевать другую одежду.
  • Пересыпать / переливать крупу / воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания / переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посуды, лейкой.
  • Играть с мозаикой, Лего, другими конструкторами.

По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.

Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.

В два года малыш, как правило, может:

  • различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
  • различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
  • собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
  • подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
  • складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
  • находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
  • складывать несложный узор из мозаики;
  • понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т.д. и соотносить число с реальными объектами;
  • свободно ориентироваться в знакомом помещении;
  • быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т.п.);
  • замечать изменения в погоде и называть их;
  • активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
  • узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т.д.;
  • правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
  • называть предметы, действия, качества;
  • использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
  • рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т.д.;
  • повторять слова и фразы за взрослым;
  • запоминать слова песенок, танцевальные движения;
  • понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
  • создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).

В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.

Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

  • Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
  • Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
  • Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т.п.).
  • Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
  • Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
  • Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
  • Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
  • Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик»), на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!»), поиск на картинке в книжке и т.п. Играть можно всегда и везде.
  • Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
  • Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки), разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
  • Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
  • Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.

Итак, к двум годам ребенок:

  • проявляет потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним (малыш никуда не хочет отпускать маму, ждет ее одобрения и внимания);
  • ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними;
  • выражает свою волю в ситуациях «хочу» или «не хочу», но легко откликается на уговоры взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то, т.е. найти компромисс;
  • во многих игровых ситуациях проявляет не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям;
  • начинает проявлять некоторую сдержанность, умение немного подождать, т.е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации;
  • может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками (наблюдает за действиями других детей, пытается им подражать, может поделиться игрушкой);
  • узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии, запоминает их имена (мама Маша, баба Лена и др.);
  • знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: «Кто это сделал?» может ответить в третьем лице: «Маша сделала»;
  • начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка.

В этом возрасте важно:

  • обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к другим детям («Смотри, какая девочка! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?»);
  • знакомиться на площадке со сверстниками, побуждать к совместным играм — вместе качаться на качелях, играть в песочнице и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть вместе самостоятельно, для этого им должен помогать взрослый;
  • учить меняться игрушками, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой;
  • учить жалеть другого и сопереживать его горю (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:

  • замечать даже самые маленькие достижения «юного исследователя» и искренне хвалить за них;
  • проводить развивающие занятия в игровой форме, поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является игра;
  • игрушек должно быть достаточно, но не много — главное не количество, а качество игры. В этом возрасте для малыша главное, чтобы родитель играл вместе с ним. Поэтому даже если у него будет всего три игрушки, но родители играют и разговаривают с ним, процесс развития будет идти значительно быстрее по сравнению с ситуацией, когда у ребенка вся комната завалена игрушками, но он играет с ними один. К тому же большое количество игрушек провоцирует проблему выбора и затрудняет сосредоточенность ребенка во время занятия (будет отвлекаться);
  • при выборе игр и игрушек для занятия исходить из интересов ребенка в этот момент. Например, если ему интересны машинки, можно взять разных цветов, размеров и на этом материале, например, изучать цвета, формы, назначение (грузовая, легковая, транспорт). Игрушки, игры, книжки должны быть яркими, чтобы привлекать внимание ребенка, и располагаться в доступном для него месте;
  • заниматься развитием, когда хочет и может ребенок, и, главное, — как он хочет. Любой навык (память, мышление, речь и т.д.) можно развивать множеством способов и всегда есть то, что интересно малышу сейчас (например, если он сейчас не хочет рисовать, можно заменить это занятие лепкой, конструированием что также развивает мелкую моторику, восприятие, речь);
  • не равняться на сверстников: у каждого свои способности и возможности, и даже если ваш малыш что-то не умеет сейчас, как большинство сверстников, — ничего страшного, ведь он умеет что-то другое, а этому научится чуть позже. Помните: темп развития каждого ребенка индивидуален;
  • развивать любой навык от простого к сложному. Например, обучение различению цветов можно разделить на следующие этапы: а) изучение одного цвета на предметном материале (например, кубиках — найди такого же цвета, как у меня) при выборе сначала из двух цветов, затем из трех и т.д.; б) изучение этого же цвета на картинках по аналогии с предыдущим этапом; в) обозначение цвета: «Какого цвета этот кубик?».

И только потом приступаем к изучению другого цвета и т.д.

Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: