Откуда берутся дети: как правильно ответить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше?

Как объяснить ребенку, что такое секс и откуда берутся дети

Тема скользкая. Я пишу этот текст и не знаю, как совместить в одном материале слова “дети”, “секс”, “порнография” и “скачать бесплатно” (шучу, последнего не будет) так, чтобы нас не прикрыл Роскомнадзор. Но не говорить на эту тему тоже нельзя.

Надеяться на школу не приходится. В учебниках по биологии про секс и рождение детей написано настолько скучно, что если бы дети черпали свои познания только оттуда, то следующего поколения бы просто не было. У педагогов на слово “секспросвет” срабатывает условный рефлекс — они говорят “Ой, у меня урок” и испаряются. Вся надежда на нас с вами, на родителей!

Почему сразу мы?

Для родителей разговоры с детьми о сексе — дело непростое. Как будто возникает какой-то невидимый барьер. Биологи говорят, об этом позаботилась сама эволюция: так работает механизм запрета на инцест. Но нынешние дети, кажется, чуть ли не рождаются со смартфоном в руках, поэтому первые уроки секспросвета им чаще всего преподносит интернет. И чаще всего эти уроки не идут им на пользу. Последствия могут быть самыми разными — от комплексов до приторговывания интимными фотками в соцсетях. Потому что в интернете хватает всякого, а дети ещё не умеют отличать хорошее от плохого. И не научатся, если с ними это не обсуждать.


И когда начинать?

Внимание, сейчас будет пугающая цифра — в 3-4 года. В этом возрасте ребёнку надо объяснить, что помимо ручек-ножек-животика у него есть и кое-какие другие части тела. Зачем они нужны и как устроены, можно пока объяснить лишь в самых общих чертах.

– В этом возрасте ребёнок начинает осознавать свой пол, изучает устройство своего тела, начинают видеть разницу между мужчинами и женщинами, – говорит клинический психолог Ирина Гросс. – А к пяти годам дети уже начинают интересоваться, как они появились на свет.

Кстати, “Ты появился у мамы из животика” — вполне адекватный ответ на этот вопрос. Может быть, он даже даст вам передышку в пару лет. Если же за этим следует вопрос “А как я там оказался?”, то отступать некуда. Берите карандаш и бумагу, качайте схемы из интернета и объясняйте всё как есть, только аккуратно.

Пока дети маленькие, для них половые органы — такие же части тела, как уши или пальцы, без каких-либо подтекстов. Ловите момент и постарайтесь, чтобы малыш не смекнул по вашим дрожащим рукам и краснеющим щекам, что вы рассказываете ему что-то запрещенное.

А что потом?

Вторая пугающая цифра: средний возраст первого просмотра порно — 11 лет. Это, на секундочку, 4-5 класс. Отсюда два вывода.

Первый – дети начинают интересоваться сексом раньше, чем вы думаете. Если ваш ребёнок не такой, возможно, он уже научился чистить историю браузера.

Второй вывод — с этим интересом дети идут в интернет, а не к маме с папой. Вот поэтому и надо обсуждать с ними все эти темы заранее.

В этом возрасте пора научить ребёнка правилам безопасности, и не только в интернете, но и просто на улице:

    Правило нижнего белья (в Финляндии его учат наравне с правилами сложения и вычитания) – “Все места, которые прикрыты нижним бельем, можно показывать только доктору”. Если об этом просит кто-то другой — одноклассник на перемене, девочка в соцсети или мужчина в парке, — говорить твердое нет и быстро уходить.

Правило опасности — “Всё, что тебя пугает или смущает — опасно”. На поглаживания по голове и предложения посмотреть котят вон в том подвале надо не отвечать, а бежать к ближайшим взрослым.

Правило анонимности — “Открытый аккаунт интернете всегда работает против тебя”. Объяснить ребёнку, что фотографии, записи и вообще всё, что он выкладывает в интернет, рано или поздно можете увидеть вы, его учителя, одноклассники и все остальные. А за мультяшной аватаркой в чате 100 процентов прячется не фея Винкс.

  • Правило защиты — “Родители тебя любят и будут защищать, даже если ты нарушишь все остальные правила”. Иначе ребёнок просто не расскажет о насилии или домогательствах, опасаясь наказания. Надо ли говорить, что фразу “сама виновата” нужно вообще вычеркнуть из лексикона?
  • Правильно о серьёзном, или Как объяснить ребёнку, откуда берутся дети

    Чем старше становится ребёнок, тем активнее он познаёт мир. И это знакомство требует посредничества родителей, задача которых на доступном для малыша языке объяснять те или иные вещи. Пальму первенства самой «неудобной» темы для взрослых уверенно удерживает вопрос: откуда берутся дети. Чтобы грамотно на него ответить, нужно исходить из того, сколько лет «почемучке».

    Когда правильно говорить на тему появления детей

    На этот вопрос психологи и педагоги дают однозначный ответ: говорить с сыном или дочкой на тему: «Откуда берутся дети» нужно тогда, когда ребёнок об этом спросит. Но информацию необходимо подавать на том уровне, на котором малыш способен её воспринять. Иными словами, в три года малышу совершенно необязательно знать детали того, что предшествует зарождению жизни, а вот лет в 9 акцент на то, что рождение новой жизни — результат отношений мужчины и женщины сделать надо. Не говоря уже о подростковом возрасте, когда вопросы физиологии должны быть прояснены максимально полно.

    Читайте также:
    Почему плачет грудной ребенок, как догадаться?

    Не стоит делать из вопроса появления ребёнка на свет тайну или сказку, это природный процесс

    Почему важно объяснить

    Предупреждён — значит, вооружён. Если ребёнок не узнаёт ответы на интересующие его вопросы от родителей, он ищет информацию в интернете и спрашивает у сверстников. Неправильные или вовсе ложные объяснения ведут к формированию искажённой картины мира, у ребёнка может возникнуть неадекватное понимание отношений мужчины и женщины, что, в свою очередь, чревато проблемами в сексуальной жизни в будущем.

    И ещё: если малыш дорос до 1-го класса, а так ни разу и не спросил, откуда он появился, инициативу разговора должен проявить взрослый. Возможно, малыш получил информацию из другого источника, или он стесняется. В любом случае есть вероятность того, что какие-то знания ребёнка в этом вопросе придётся откорректировать.

    В какой форме выстроить беседу на тему рождения детей

    В разговоре о появлении малыша на свет не должно быть занудства и излишней серьёзности. При этом и легкомыслия допустить нельзя. Что касается правильно подобранных слов, то отталкиваться нужно от возраста малыша. И соблюдать меру: дети пополняют базу информации о мире по аналогии с разрастанием дерева — придёт время, и малыш придёт за следующими ответами для новых «побегов» своего дерева знаний. Для каждого возраста можно также подобрать энциклопедии по возрасту, справочники, наглядные и видеоматериалы.

    С маленькими детьми 3–5 лет

    В этом возрасте основными принципами будут упрощённость и отсутствие лишних деталей. Рассказ можно ограничить историей о том, что когда мама и папа любят друг друга, у мамы в животике появляется маленький ребёночек. Подытожить повествование для деток 3–4 лет можно тем, что когда приходит время, малыш появляется на свет через специальную дверцу.

    Для ребят 5-ти лет разъяснение отношений папы и мамы можно немного конкретизировать: в животике у мамы живёт клеточка, в гости к которой приходит папина клеточка — так появляется маленький ребёночек. Он живёт у мамы в животе, пока не окрепнет и не вырастет.

    Для малышей в качестве наглядности достаточно иллюстрации в книгах

    Подборка материалов в помощь

    Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Ольги Шелопухо «Откуда я взялся». Более детальный рассказ и, по мнению некоторых родителей, откровенный, можно найти в книге Питера Мэйла «Откуда я взялся».

    Кроме того, полезную информацию для ребёнка можно найти в книгах:

    • Елены Субботиной «Где я был, когда меня не было»
    • Катерины Януш «Как я появился на свет»
    • Дорис Рюбель «Откуда берутся дети?»

    Все книги красочно проиллюстрированы.

    Видео: как рассказать ребёнку, как он появился — советы эксперта

    С детьми 6–8 лет

    Старшим дошкольникам и младшим школьникам при тех же исходных, то есть подчёркивая, что между папой и мамой должна быть сильная любовь, только тогда клеточки встретятся, – объяснение факта рождения можно немного расширить. Например, сказав, что когда ребёночек подрос, маму отвозят в больницу, и там врачи помогают малышу появиться на свет.

    Детям от 6 и старше очень интересно увидеть стадии развития ребёнка в животе у мамы

    Полезные материалы

    Опытные родители рекомендуют книгу А. Аудариня и М. Путниньш «Откуда берутся дети», а также написанный в форме диалогов отца и сына роман Георгия Юдина «Главное чудо света».

    Видео: рассказ о том, как рождаются дети

    С ребятами младшего школьного возраста

    Особенность этого этапа разъяснения вопроса, откуда берутся дети, состоит в том, что вводятся понятия, связанные с физиологией мужчины и женщины. В качестве сопутствующих материалов стоит воспользоваться энциклопедиями для младших школьников (например, издательства «Махаон»), где есть картинки анатомических особенностей женщины и мужчины. Для разговора с ребятами этого возраста важно называть все, упоминаемые в процессе беседы органы, своими словами: вагина, пенис. Часто такая «откровенность» родителей ошибочно смущает: дело в том, что половые органы дети ещё не воспринимают как нечто особенное, для них это сродни любой другой части тела — руке, ноге.

    Разобравшись с основными понятиями, дети узнают, откуда они появляются на свет

    Чем дополнить рассказ

    Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Вирджини Дюмонт и Сержа Монтанья «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8–11 лет».

    Видео: как рождаются дети

    Что рассказывать подростку

    Как правило, к этому возрасту ребята уже имеют достаточно полное представление о том, как человек приходит в этот мир. Поэтому таинство рождения в разговоре с подростком может быть поводом углубиться в вопросы всего того, что предшествует зачатию, остановившись детально на физиологических особенностях девочек и мальчиков. Здесь нужно сказать о менструациях и поллюция, причём и об одном, и о другом вне зависимости от пола ребёнка. Поняв, зачем мальчику пенис, а девочке вагина, подросток чётко будет понимать, как сперматозоиды встречаются с яйцеклеткой.

    Читайте также:
    Как воспитывают детей в Австралии - особенности, традиции поколений, запреты, примеры из жизни, мнения

    Для рассказа подростку о том, откуда берутся дети, стоит вооружиться плакатом строения половой системы мужчины и женщины

    Подборка материалов для мальчиков и девочек

    Для детей-подростков справочную литературу нужно подбирать в зависимости от пола ребёнка. Например, Линда Мадарас «Что происходит с моим телом. Книга для мальчиков», «Что происходит с моим телом. Книга для девочек».

    Для подростков, кроме научно-публицистических передач, также есть анимационные фильмы, которые презентуют информацию в занимательной форме.

    Видео: анимационный фильм — зарождение жизни
    Видео: откуда берутся дети — выпуск программы «Здоровье» с Еленой Малышевой

    Каких ошибок нужно избегать

    Выстраивая стратегию разъяснения вопроса, откуда берутся дети, родителям важно стараться избегать ряда ошибок.

    1. Не пренебрегать интересом ребёнка. Если малыш спросил, нужно ответить. И здесь не может быть отговорок: «у меня много важных дел», «давай отложим как-нибудь на потом». Конечно, если тема вызвала интерес в переполненном транспорте, отложить разговор можно, но не до момента, когда чадо объявит, что планирует через месяц вступить в законный брак.
    2. Не отсылать к маме/папе. Если ребёнок спросил маму/папу, значит, ему важно получить ответ именно от этого родителя. Обычно девочки обращаются к мамам, а мальчики к папам, но если семья неполная, то выбора нет, так что не смущаемся и настраиваемся на важный разговор.
    3. Не обманывать. Детей не приносит аист, их не находят в капусте. Точка. Ребёнку важно знать, что он появился именно у своих мамы папы.
    4. Не усложнять. Ещё раз: медицинская энциклопедия — это не вариант получения информации для ребёнка 6 лет, а вот как наглядное пособие для подростка — вполне. Книги и пособия должны быть по возрасту и только в качестве сопутствующих наглядных материалов, а не как единственный источник знаний.
    5. Не перегружать информацией. Да, роды — это больно. Но девочке-подростку на этом акцент делать не нужно. Необходимо, чтобы лейтмотивом процесса появления ребёнка на свет была радость, счастье, чудо рождения.
    6. Не забывать о любви. Ребёнок — плод любви. Важно говорить детям о том, что отношения мужчины и женщины должны основываться на любви, привязанности. А в разговоре с малышом тема любви ещё и упрощает изложение сути вопроса: «Мама с папой любят друг друга, они обнимаются, целуются, и через какое-то время у них рождается ребёнок».

    Видео: как рассказать ребёнку, откуда берутся дети — мнение специалиста по планированию семьи

    Отзывы

    Моему сыну уже было интересно в 4 года. Рассказала всё, кроме того, как они туда попадают. Рассказала, что у каждой взрослой женщины в животике живут очень маленькие детки, что их даже не видно, только под микроскопом. А когда приходит время, один малыш начинает расти. Рассказала, как они там питаются, как соединены с мамочкой. И когда малыш перестаёт влазить в животик, маму везут в больницу, и врач разрезает маме животик, и достаёт малыша.

    Светлана Адаменко

    https://detkam.su/forum/62–898–1

    Сейчас тьма материалов на эту тему для каждого возраста. Я, например, в ньютонбио сводила, в том числе этот вопрос разбирали. Ещё он в симов играет, сейчас ему особо интересно стало их женить и детей заводить. Там сначала надо познакомить молодых людей, найти общие интересы, стать интересным друг другу, потом долго общаться, пожениться (можно и не женить, ребёнок всё равно будет, но сын всё делает через женитьбу), если поссорились, то не будет свадьбы, потом они отправляются «зачать ребёнка». Так что вопросов у него вообще нет))) Единственное, что он у меня уточнил, сколько времени женщина реально ходит беременная)))

    Луна

    https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/721397/

    Я говорю так, что папа свою семечку посадил мне в животик, она проросла и появилась ты. У меня КС, поэтому с вопросом как её достали из живота проблем не возникает: разрезали и вынули. А вопросы про то, где у папы семечки её пока не интересуют))) Дочке пять лет.

    Светлана

    https://www.babyblog.ru/community/post/living/3114039

    Как забеременела и родила вторую дочку, у первой тоже возник такой вопрос. Сказала, что «папа с мамой очень любят друг друга, обнимаются, целуются и очень-очень хотят ребёночка, и он в животике появляется и растёт, а когда становится ему там тесно, то мама идёт в больницу к врачу и ей ставят укольчик, чтобы больно не было и чуть-чуть разрезают животик и достают малыша». Ответ устроил, но дочь сказала, что не будет рожать, потому что не хочет, чтобы животик разрезали.

    Анастасия

    https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/481952116/

    Отвечать на вопрос «откуда я взялся» приходится любому родителю. Грамотный ответ не только удовлетворит запрос малыша на получение информации, но и побудит его спрашивать и прислушиваться к вам в дальнейшем. Разговоры на серьёзные темы, в частности, о появлении детей — это показатель доверительных отношений между ребёнком и родителем. А ведь именно доверие лежит в основе крепкой дружбы с мамой и папой.

    Воспитание детей в Финляндии – традиции, принципы, результаты

    Содержание статьи:

    Дети в Финляндии – национальная религия. Такой вывод сделали российские журналисты, посетив скандинавскую страну по вопросам охраны семьи и детства. Наверное, поэтому в рейтинге счастливых стран в 2018 году Финляндия заняла первое место. «Мы, финны, доверяем друг другу, поэтому чувствуем себя в безопасности» — считает балерина Минна Тервамяки, самый позитивный человек страны Суоми. Равноправие, взаимопонимание и доверие – три кита финской педагогики.

    Все лучшее – детям

    На фоне общего падения рождаемости в Европе Финляндия выглядит счастливым исключением, там наблюдается«бэби-бум» — всплеск рождаемости.

    Читайте также:
    Адаптация ребенка к детскому саду

    И связано это не в последнюю очередь с государственной поддержкой семей, воспитывающих маленьких граждан Суоми. Сразу после рождения они получают паспорт, а их права тщательно оберегаются органами социальной защиты.

    Пеленки за счет государства

    Вписываясь из роддома, женщина получает в подарок от государства все необходимое для его ухода.

    1. Теплый пакет-одеяльце для прогулок.
    2. Непромокаемый комбинезон со светоотражателями и полным комплектом аксессуаров для выхода на улицу.
    3. Постельные принадлежности для новорожденного.
    4. Подгузники для насущных проблем и ползунки на вырост.
    5. Бутылочки и тысяча нужных кормящей маме вещей.

    Путешествие по городскому ландшафту с коляской для финских мам не является проблемой. Повсюду предусмотрены пандусы, проезд в автобусах для них бесплатный. Во всех присутственных местах оборудованы детские уголки и столики для пеленания. Забота о мамах продумана до мелочей.

    Папа = маме

    Декретный отпуск по уходу за новорожденным государство готово предоставить и папе – если это выгодно семье. Финские отцы могут нянчить своих малышей в течение 10 месяцев, получая при этом 4/5 своей зарплаты, а мама может спокойно возвращаться на свою работу, если она приносит семье больше дохода, чем папа. Дискриминации женщин в зарплате у финнов нет – они получают столько же, сколько мужчины. Единственное требование – образование по специальности . В стране Суоми даже уборщица должна иметь сертификат и проучиться 8-12 месяцев, чтобы получить право на должность.

    Сколько стоит детский сад?

    В возрасте 10 месяцев маленькие финны могут посещать детский сад. Места в них родители «бронируют» за 4 месяца – это максимум времени, чтобы найти любому ребенку возможность посещать садик. Конечно, всем мест не хватает, и государство выплачивает семьям, которые воспитывают детей на дому, до 500 евро в месяц. Плата за посещение детсада не для всех одинакова: семьи с низким доходом водят туда детей бесплатно.

    Максимальный родительский взнос составляет примерно 250 евро (10 тыс. рублей) – и это лишь 15% расходов на создание поистине роскошных условий детсадовской жизни. На 1 воспитателя, например, в ясельной группе приходится всего 4 ребенка (для сравнения: в России в группах насчитывается до 25 человек) – так что некоторые детки практически не спускаются с рук до самого прихода мамы. Родители могут отследить каждый шаг своего ребенка в садике – здесь повсюду работают видеокамеры.

    Доктор Комаровский, побывавший в детском саду Финляндии, делится впечатлениями:

    Игровые комнаты чудесным образом превращаются в спальни – кровати встроены в шкафы и выдвигаются всего за пару минут. Параметры воздуха, температуры и влажности контролирует автоматическая система климат-контроля».

    Детские площадки – 8-е чудо света

    Мамы, которые не водят детей в сады, тоже не обделены заботой государства. На детских площадках в Финляндии можно проводить время часами – с интересом и пользой для ребенка.

    Олеся Давыдова, уроженка Украины рассказывает:

    Площадки разбиты по зонам: безопасные горки и качельки для малышей совсем не похожи на аттракционы для старших детей, спортплощадки для волейбола и футбола для подростков. По утрам воспитатели достают весь площадочный инвентарь: игрушки, мячи, велосипеды, самокаты, машинки – всем этим можно пользоваться бесплатно в течение дня.

    При жаркой погоде дети плещутся в бассейне – неотъемлемой принадлежности каждой площадки. Воды в нем – по колено взрослому человеку, а удовольствия для маленьких горожан – море. Вход в бассейн бесплатный, воспитатели смотрят лишь за тем, чтобы дети предварительно мыли ножки и не мутили воду песком.

    В дождливую погоду проводят время в «офисе» — игровом павильоне, где можно перекусить и выпить чашку кофе. Если маме надо отлучиться, она поручает свое чадо воспитателю на площадке. Такая услуга стоит 1-1,3 евро на 3 часа в день. Но чаще мамы проводят время на площадках с детьми, а в выходные здесь можно увидеть исключительно пап».

    Финское государство, как мудрая «муми-мама», не скупится тратить бюджетные деньги на детей. Финны платят очень высокие налоги, но реально видят, куда идет их трудовая копейка.

    Принципы воспитания страны Суоми

    В ответ на колоссальную поддержку государства финские родители стремятся воспитывать своих детей в атмосфере любви и заботы.

    Все свое ношу с собой

    Родив ребенка, семейная пара вполне осознает свою ответственность за его воспитание. Родители дарят ребенку свое время, много общаются с ним, стоически преодолевают капризы, не срываясь на крик и не прибегая к рукоприкладству. Детям до 6 лет предоставлена здесь свобода «стоять на ушах». Русских родителей приводит в ужас поведение маленьких тиранов, сами же финны считают, что отсутствие запретов и родительской опеки позволяет ребенку быстрее освоиться в окружающем мире.

    Читайте также:
    Какие вопросы надо задавать детям - советы эксперта по воспитанию

    В финских семьях принято носить детей всюду, куда бы ни пошли родители: в кафе, на встречу с подругой, даже вечером в ресторан. В загородных прогулках и пикниках маленькие дети не считаются обузой – они полноправные участники отдыха.

    Москвичка, побывавшая на рождественских каникулах в Финляндии, рассказывает:

    У финнов есть такая традиция – «складываться детьми». Один из родителей собирает всех ребят из знакомых семей и отводит их на секцию, в школу, или организует экскурсию. Остальные в это время получают возможность порешать скопившиеся проблемы.

    Нет плохой погоды – есть плохая одежда

    Есть такой анекдот: когда микробы погибают от холода, финские коровы начинают жаловаться, что у доярок прохладные руки.

    Народ Суоми – один из самых закаленных в мире. С раннего детства финский ребенок приучается к мысли, что его место не дома на диване, а под открытым небом перед лицом всех стихий.

    Общение детей с водой и грязью не только не ограничивается – оно поощряется родителями и воспитателями. В гардеробе финских малышей есть особая разновидность одежды – резиновые куртки и штаны для непогоды. Надев поверх обычной одежды резиновый скафандр, малыш свободно передвигается по грязи и лужам, радуется дождю.

    В детских садах оборудованы «мокрые прихожие», которые дети называют «наше озеро». Здесь пришедшего с прогулки малыша, не раздевая, отмывают от грязи. Куртки и штаны помещают в сушильные шкафы. Вот и получается: плохой погоды в Финляндии нет, и одежда там – самая лучшая. Финские родители не паникуют по поводу детских насморков, дети спокойно переносят простудные заболевания, вырабатывая к ним иммунитет.

    Самым популярным транспортом здесь считаются велосипеды: финны всех возрастов ездят на них зимой и летом, на далекие и близкие расстояния; семьей, с детьми, в одиночку. В любом населенном пункте работает каток, тренируются команды по хоккею, хорболу, на горнолыжных курортах оборудованы детские спуски. Любимыми видами спорта финских подростков являются теннис, гимнастика, бейсбол, ходят они на секции карате и паркура, играют в национальный футбол – по колено в грязи.

    Мы готовим детей к жизни: школьное образование в Финляндии

    Финское образование считается лучшим в мире. Финские школьники демонстрируют самый высокий в мире уровень знаний. В естественных науках они занимают второе, а в математических – пятое место и относятся к самым читающим детям планеты. Вместе с тем, они проводят в школе времени меньше, чем ученики остальных стран. Феномен финского образования вызывает восхищение педагогического сообщества.

    Сами же финские педагоги объясняют его так:

    Обучение детей практической жизни начинается с семьи. Уже к школьному возрасту де

    ти знают о налогах, банках, кредитах. В проектах типовых детских садов имеется особое помещение – торговый киоск, где с 4-5-летнего возраста детишки учатся

    пользоваться кассовым аппаратам, расплачиваться карточками и наличными, делать покупки в соответствии со своими возможностями. В детских садах дети играют в кухню: знакомятся с кухонными приборами, учатся готовить еду. Выпускники детских садов говорят по-фински и по-шведски, так как шведский является в Финляндии государственным языком.

    В школе обучение подчиняется девизу: «Больше полезных знаний». Екатерина М. уже 20 лет живет в столице Финляндии, работает в музее, воспитывает троих детей.

    Она поделилась впечатлениями об учебе своего сына в начальной школе: «Объем домашних заданий в финской школе определяется по формуле: 10 минут умножить на класс, в котором учится ребенок. В пятом классе это 50 минут, в 9-м – полтора часа. В начальной школе мы много читали вместе на 3-х языках, решали задачки по логике, ходили в театр. Ничего этого мы бы не успевали, если бы у сына было много домашних заданий. Творческие проекты сын выполнял в школе – дома ничего не надо было рисовать, шить или лепить. Самостоятельно сделанный им ковшик для сауны стал предметом нашего обихода. Еще он научился в школе готовить: торты, печенье, пирожные, хлеб – мы покупает редко, он с удовольствием печет их сам».

    Прогулки в школе обязательны

    Елена Кавлак, преподаватель английского языка в финской школе
    @kavlusha_finland

    «Что меня поразило в финской школе, когда я пришла туда на работу – это обязательные прогулки каждую перемену. Они являются неотъемлемой частью учебного процесса и их необходимость не обсуждается. Как только наступает время, учителя обязаны убедиться, что все ученики оделись и вышли на школьную площадку. Болезнь или состояние после болезни не является основанием для пребывания в помещении.

    Отсюда следует главный принцип в одежде у детей: она должна быть удобной, а верхняя одежда — быстро сниматься и одеваться. У каждого класса в коридоре есть достаточное количество вешалок, там же снимается уличная обувь. Вход в класс в уличной обуви строго воспрещен, поэтому дети передвигаются по школе просто в носках. Можно приносить с собой сменку, но обычно никто этого не делает. Полы во сей школе очень чистые, уборщицы их постоянно моют и убирают любую грязь, поэтому дети на них не только могут ходить без обуви, но и сидеть/лежать на них при желании.

    Читайте также:
    Шведское воспитание детей: чему нам стоит научиться?

    Для прогулок у школы оборудована достаточно большая площадка: есть футбольная зона, турникеты, лавочки и просто площадка без какого-либо оборудования. На каждом перерыве на улице дежурят 3-4 учителя. Их задача – убедиться, что все дети живы, здоровы и в безопасности. Так же они открывают комнату со спортивным инвентарем и туалеты на улице (в здании самой школы предусмотрены туалеты со входом с улицы). Дети сами решают, чем им заниматься все 15 минут: побегать с одноклассниками, поиграть в мяч, пообщаться или тихо книжку почитать в уголке. Учителя в это не вмешиваются.»

    В финских школах есть специальность – «учитель будущего» — педагог, который помогает детям найти самих себя, выбрать предметы по своим наклонностям, определиться с дальнейшей судьбой. После 9-го класса часть учеников покидает школу, переходит в колледж, где получает практическую профессию. Те, кто остается в лицее, готовятся получить высшее образование. Выбор жизненного пути подростки делают самостоятельно. Они не раз проверили свои способности и знакомы с реалиями общества, в котором живут.

    Наказание детей в Финляндии

    С тех пор, как Финляндия подписала Конвенцию о правах ребенка, вопрос о наказании детей для финнов был решен раз и навсегда. Детей нельзя не только бить, шлепать, давать пощечины – их нельзя оскорблять, обзывать бранными словами, повышать на них голос . Достаточно лишь сигнала соседей или жалобы ребенка на родителей, как органы социальной опеки начнут контролировать процесс домашнего воспитания. После первых двух-трех замечаний последует изъятие ребенка из семьи. Родители, которых государство сочтет неблагополучными, могут надолго лишиться сына или дочери – ребенка отдадут в другую семью.

    Какие же сдерживающие методы применяю финны для наказания детей? Во-первых, это традиционная система запретов, которая с самого детства не вызывает у ребенка протеста.
    Запрет на шоколад, конфеты и сладости по будням – общее правило в Финляндии. Только в субботу и воскресение дети могут лакомиться сладостями .

    Если маленький ребенок закапризничает на улице, родители, скорее всего, сделают то, что он требует, чтобы не обращать на себя внимания. Дома же спокойно побеседуют с ним. В младшем возрасте воспитатели детских садов обязательно консультируются с родителями, какие меры наказания можно применять к их детям. Гиперактивного ребенка воспитательница может увести в другую комнату и посидеть там с ним, пока тот не успокоится.

    В школе набедокуривших детей могут оставить на час-другой после уроков в пустом классе – и это наказание является действенным. Ведь финские школьники ценят свободное время и умеют им наслаждаться. Вообще лишение возможности заниматься любимым делом – самый действенный элемент наказания для финских детей. Для любителей прогуливать уроки существует правило – сколько уроков прогулял, столько же должен отсидеть. Иногда ученик среднего звена вынужден отсиживать пропущенный урок в начальной школе.

    Уважительное отношение и отсутствие агрессии со стороны взрослых влияет на детей сильнее, чем самая изощренная система контроля и наказания.

    Взаимоотношения между детьми

    В Финляндии дети с отклонениями развиваются вместе со здоровыми сверстниками. Причем, это правило соблюдается как в детских садах, так на всех ступенях школьного образования. Больные дети тянутся в своем развитии за здоровыми сверстниками, не чувствуют ущербности. Здоровые же ребята учатся вниманию, чуткости, а иногда и состраданию.

    Методика проектной работы развивает в учениках чувство коллективизма и умения работать в команде. Если среди детей возникают конфликты, учителя не спешат вмешиваться, предоставляя ученикам возможность найти пути решения и постоять за себя.

    Проблемы воспитания

    В дела семей, которые не справляются с воспитанием детей, все активнее вмешивается социальная служба защиты прав ребенка. В первую очередь, это семьи безработных, пьющих или употребляющих наркотики родителей. Причем финских семей среди них так же много, как иммигрантских.

    С неблагополучными семьями работают центры реабилитации. Чаще всего в этой помощи нуждаются молодые родители, неготовые взвалить на себя весь груз семейных обязанностей. С ними работают семейные психологи – курс реабилитации длится 8 недель. В течение этого времени родителям оплачивается больничный лист. Через два месяца семьи возвращаются к обычной жизни. С ними еще некоторое время держит связь психолог и специалисты по реабилитации семьи.

    Итоги воспитания по-фински

    Дети — самое дорогое вложение финского общества . Усилия государства, терпение родителей, профессионализм педагогов формируют поколение, которое отличается большим уважением к традициям общества, здоровьем, умением ориентироваться и быть счастливым в современном мире.

    Образование в Финляндии

    Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?

    Система образования в Финляндии и ее особенности

    Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:

    • дошкольное образование,
    • школьное образование,
    • высшее образование,
    • среднее специальное образование.
    Читайте также:
    Переход в другую школу: как помочь ребенку адаптироваться?

    Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.

    Дошкольное образование – детские сады

    С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.

    Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.

    С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.

    Школьное образование

    В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

    Школа делится на 2 уровня:

    • начальная,
    • старшая.

    Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

    • математику,
    • чтение,
    • родной язык,
    • природоведение.

    Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

    Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

    В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

    Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.

    В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

    Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

    На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

    В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

    Система высшего образования

    Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

    Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:

    • Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
    • Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
    • Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.

    Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.

    Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.

    Специальное образование

    Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.

    Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.

    Читайте также:
    Что нельзя запрещать детям: ТОП-10

    В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:

    • родной язык,
    • второй государственный язык,
    • иностранный язык,
    • математические или гуманитарные дисциплины на выбор.

    Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.

    Финские школы: как учатся дети в Финляндии

    Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.

    Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня. Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы. В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.

    Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.

    Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.

    В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

    Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.

    Финские школы для русских

    В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.

    Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.

    После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.

    Правда ли, что финское образование лучшее в мире

    Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.

    Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока. Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена. Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.

    Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.

    В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.

    Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.

    Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение. Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.

    Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой. Такой подход применяется и при изучении других предметов. Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем. С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».

    Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.

    Читайте также:
    По каким признакам можно считать себя хорошими родителями

    Подзатыльники запрещены законом: как воспитывают детей в Финляндии

    Финляндия — страна с самым высоким индексом счастья и самым лучшим школьным образованием. В чем же их секрет воспитания? Давайте разберемся.

    Соблюдают традиции

    Финны уделяют много внимания воспитанию детей в семейном окружении. В Финляндии считают, что залог крепких и теплых отношений — поддержание традиций. Раз в неделю обязательно нужно устроить семейный обед. Профессия тоже передается из поколения в поколение — дети часто идут по стопам своих родителей.

    Другая традиция финнов может показаться необычной для россиян: в отпуск по уходу за ребенком часто выходит отец ребенка. Ситуации, когда мать продолжает карьеру и обеспечивает семью, в порядке вещей.

    Не позволяют кричать на ребенка

    В этой стране высокие требования по отношению к родителям. Для финнов шлепнуть ребенка или прикрикнуть на него — табу. Во-первых, это непедагогично и неэффективно, во-вторых, такие наказания запрещены законом.

    Если финские социальные службы узнают, что родители строги с ребенком, то семья получит предупреждение. Если нарушение повторится, службы могут на время забрать ребенка в приемную семью.

    А вот в Китае, к слову, оскорбления ребенка — вполне привычная вещь: Наказания и беспредельная любовь: как воспитывают детей в Китае

    Уважают мнение ребенка

    Что вы сделаете, если за завтраком ребенок откажется есть кашу? Или если он закапризничает и захочет смотреть мультики в тихий час? Финские родители в большинстве случаев прислушаются к мнению ребенка. Вместо каши они предложат омлет сыром или блинчики, а тихий час сократят и вместе посмотрят мультфильм. В Финляндии поощряют детей высказывать свое мнение и учат его отстаивать с ранних лет.

    В школу ходят за вдохновением

    Миссия учителя в школе — показать, что учиться интересно. В детях сидит внутренний исследователь, и педагог должен поощрять его, а не гасить огонь любознательности заучиванием и зазубриванием.

    В школе много практических занятий, на которых дети полностью вовлечены в учебный процесс. Они часто работают в группах и разрабатывают свои проекты, в которых развивают самостоятельность и творчество.

    Не ставят оценки до 6 класса

    Родители первоклашек могут не ждать, что их ребенок принесет первую пятерку (или двойку) в своей жизни, ведь до 6 класса учителя попросту не ставят оценок! Вместо этого дается описание достижений ребенка. Детей начальной ступени не сравнивают друг с другом через систему оценивания, чтобы не отбить желание учиться.

    Оценки появляются в 6 классе, причем от 4 до 10 баллов. В финском образовании не допускается, чтобы ребенок получил 0 баллов или 1 балл, так как это может повлиять на его самооценку. К слову, известный педагог Дима Зицер с ними полностью согласен: что не так со школьными оценками.

    В школе — реальные проекты

    Учителя в финской школе не только прививают тягу к знаниям, но и готовят детей к реальной жизни. Уроки не ограничиваются привычными предметами вроде математики или географии — школьникам рассказывают о налогах, скидках, учат писать хорошее резюме, обсуждают, почему важно участвовать в голосовании и т. д. Школьный психолог регулярно общается со старшеклассниками и проводит тесты на профориентацию: помогает выбрать подходящую профессию и вуз.

    Как вам такие особенности воспитания финских ребятишек? Может, какие-то фишки использовать и нам?

    7 принципов финского образования

    Принцип равенства

    Согласно этому принципу каждая финская школа имеет равные возможности для реализации образовательного процесса: пропорциональное финансирование, одинаковое оборудование. Не существует деления на «сильные и слабые» учебные заведения. Также финны считают, что преподавание одного предмета в ущерб другому недопустимо — каждая дисциплина изучается в школах в равной степени. Важно, что учителям запрещается отдавать предпочтение детям с высоким социальным статусом их родителей (заводить «любимчиков» и т.д.). Все дети учатся вместе, и сильные школьники, и «троечники» и даже дети с ограниченными возможностями — ничто не должно нарушать принцип равенства детей в классе.

    Принцип бесплатного обучения

    Почти все школы в Финляндии государственные, и поэтому бесплатные. Также оплачивается питание ученика на протяжении всего рабочего дня. Правительство полностью финансирует любую другую внеклассную деятельность: походы в музеи и на выставки, экскурсионные поездки и т. д. Более того, государство выделяет деньги на учебники, канцелярские принадлежности и даже планшетные компьютеры. Каждая школа имеет возможность привозить детей на занятия на бесплатном автобусе.

    Читайте также:
    Принцип индивидуальности

    Важное место в процессе школьного образования занимает индивидуализация курса предмета под способности каждого отдельного ученика: на уроках дети получают свое собственное задание по изучаемой теме. В зависимости от успехов школьника на уроке формируется и домашнее задание — кому-то достанется более сложный материал, а кому-то — простой. Результаты учеников оцениваются согласно индивидуальным способностям, что немаловажно. Каждый ученик, у которого есть проблемы с успеваемостью, получает в финской школе дополнительные занятия с учителем во внеурочное время. Существует и специальное «коррекционное обучение», которое призвано помочь школьникам-иностранцам с неродным для них финским языком или же занятия с детьми асоциального поведения.

    Читайте также:
    Ребенок 2-5 лет не хочет одеваться и капризничает: что делать родителям?

    Принцип практичности

    Как любят говорить финны: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Именно по этой причине выпускных школьных экзаменов в финских школах нет, а при поступлении в средние и высшие учебные заведения, учитывается средние баллы, полученные за время обучения в средней школе. Кроме этого много внимания уделяется и практическим навыкам, важным во взрослой жизни: составление портфолио, изучение основ создания сайтов, расчет налогов. Есть и возможность прохождения трудовой практики, причем как в виде изучения рабочих обязанностей выбранной профессии на уроке, так и настоящей работы в течение двух недель.

    Смотрите также:
    Принцип доверия

    Этот принцип включает в себя два постулата. Первый заключается в полном доверии государства к учителям. Государственная программа образования включает в себя по большей части общие рекомендации по обучению: каждый учитель сам решает, какой метод преподавания использовать. Второй принцип заключается в полном доверии к детям: на уроках ребенок может заниматься чем-то своим, в случае, если предмет не вызывает у него никакого интереса. Этот принцип проистекает из уважительного отношения к ученикам. Финская школа подразумевает свободу выбора на уроке.

    Принцип добровольного обучения

    Образовательный процесс подразумевает, что учатся те дети, которые хотят учиться. Финские учителя, конечно, стараются привлечь внимание ребенка к предмету, но если интереса или способностей у ребенка нет, преподаватели будут ориентировать школьника на «несложную», практическую работу. И никто не будет заваливать такого ученика «двойками» — вообще оценки в финской школе не носят положительного или отрицательного характера. Одной из важнейших задач школьного образования в Финляндии является именно будущая профориентация школьников и подготовка к взрослой, самостоятельной жизни: кому-то предстоит проектировать небоскребы, а кому-то — водить автобусы. И то, и другое финны считают одинаково важным занятием.

    Читайте также:
    Принцип междисциплинарности

    Среднее образование в Финляндии делится на два основных этапа: нижняя школа (первые шесть классов) и верхняя (с седьмого по девятый). За эти основные 9 лет школьного курса дети изучают множество предметов: грамоту и родной язык, религию или жизнепонимание, ИЗО и музыку, труд и физическое воспитание. Позже добавляются естественные и гуманитарные науки, иностранные языки, а также курсы по выбору, например, компьютерная грамотность. Любопытно то, что некоторые предметы дети проходят на одном занятии — в Финляндии присутствует основы междисциплинарного обучения. Ещё в финских школах существует дополнительный 10 класс, который предусмотрен для тех, кто хочет улучшить свой средний балл по предметам. После этого перед учениками встает выбор между тем, куда поступать дальше: в профессиональный колледж, чтобы освоить какую-то практическую специальности или в лицей, который выступает своеобразной подготовкой к обучению в ВУЗах.

    Узнайте больше о системе образования Финляндии, посмотрев прямую трансляцию мероприятий Международной Летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании», которую проводит корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
    В программе запланировано выступление профессора Хельсинского университета Яркко Хаутамяки.
    Следите за последними новостями, чтобы не пропустить трансляцию.
    Всех участников ждут именные электронные сертификаты. Присоединяйтесь, будет интересно!

    Принципы финского образования

    Принципы финского образования считают одними из лучших в мире. Данную методику уже начинают осваивать в странах Европейского союза. Система стоит на 7 основах. Каждая из них описана в данной статье, рассмотрены все преимущества и недостатки.

    Школьное образование в Финляндии

    В результате международных исследований, финские учреждения показали самый высокий уровень знаний. Дети – самые читающие на планете, занимают ведущие места по естественным наукам и математике. Интересно, что мало времени уходит на учебу, а результаты показывают одни из лучших.

    Среднее образование в Финляндии имеет две степени:

    • нижняя – 1-6 класс;
    • верхняя – 7-9 класс.

    В 10 классе ученики имеют возможность улучшить свои оценки, навыки и умения. После этого они переходят в профессиональный колледж или лицей. Для русской системы– это привычные 11-12 года.

    Основные принципы

    Финская модель образования имеет много особенностей и отличий. Это обусловлено принципами, которые разработали финны.

    Все равны

    Школы в Финляндии не разделяют на простые или элитные. В одной из больших учреждений страны учится около 1000 человек. Наименьшее количество ребят – 11. Все они имеют одинаковые условия, оборудование, возможности, финансирование.

    Учитывая принцип равенства, здесь действует система «от детского сада до университета».

    Еще недавно финнам было запрещено выбирать общеобразовательное заведение. Сейчас такие запреты уже не действуют.

    Общеобразовательные учебные заведения

    Преимущественно школы являются государственными. В стране только десяток действующих частных заведений. Их отличием в том, что родители вносят оплату, за повышенное внимание к ребенку.

    Педагоги применяют такие практики:

    • Монтессори;
    • Френе;
    • Мортана.

    Популярна Вальдорфская школа. В частных учреждениях преподавание осуществляется на английском, немецком, французком.

    Учебные дисциплины

    Обучение в ущерб одному или другому предмету неприемлемо. Например, не принято считать, что математика важнее искусства. Исключение – при создании классов с талантливыми детьми могут учитывать склонности к музыке, спорту.

    Родители

    Система образования в Финляндии учитывает интересы родителей. При оформлении малыша не берут во внимание социальный статус и профессию родственников. Учителя не имеют права требовать такую информацию.

    Читайте также:
    Дети не слушаются воспитателя: что делать, советы
    Учащиеся

    Учеников не разделяют на группы по способностям и талантам. Их не относят к плохим или хорошим – сравнение недопустимо. Каждый является особенным и учится со всеми. Это также касается людей с инвалидностью.

    В обычной школе могут быть классы для учащихся с патологиями слуха, зрения. Финны способствуют максимальной адаптации малышей и подростков в обществе.

    Педагоги

    Права и отношение между учителями также являются равными. Нет чрезмерно хорошего отношения к определенному классу или ученику. Если учитель нарушает порядки, с ним автоматически расторгают контракт.

    Педагоги должны выполнять свою работу. В трудовом коллективе соблюдается равенство.

    Взрослых и детей

    Обучение ребенка в Финляндии обусловлено равными правами с учителями, родителями. С первого года всем объясняют их права и обязанности по отношению к школе. Это стимулирует привыкание мам и пап к тому, что малыш стал самостоятельным.

    Его нельзя обижать морально и физически. Социальные работники строго смотрят за соблюдением обязанностей взрослых.

    Унижение ребят педагогами наказуемо законодательством. Особенность сотрудничества – составление контракта для учителей на 1 учебный год. Возможность продления есть, но только при хорошем выполнении работы.

    Платно или нет

    Получение и преподавание знаний в государственных учреждениях является бесплатным. Также оплату не вносят за таки услуги:

    • обеды;
    • экскурсии, музеи, творческую деятельность;
    • транспорт, который обеспечивает приезд на уроки и обратно домой;
    • учебники, канцелярия, гаджеты (специальные планшеты, ноутбуки).

    Категорически запрещено проводить финансовые сборы на разные цели.

    Особенный план обучения

    Финское образование лучшее в мире и это также связано с индивидуальным планом для каждого. Каждый учащийся имеет свой набор учебников, заданий. Для каждого возраста составляют домашнее задание, классные работы и определяют время на их выполнения.

    На одном уроке в кабинете каждый делает разные упражнения.

    Оценивание является индивидуальным. Если ученик не справился со сложным заданием, в следующий раз он получит задачу попроще.

    Польза

    Польза обусловлена уникальностью разных видов обучения.

    1. Поддержка тех, кто отстает в учебе. В России этим приходиться заниматься репетиторам. В Финляндии такая деятельность не является популярной. Школьные преподаватели самостоятельно занимаются с отстающими во внеклассное время.
    2. Коррекция обучения. На это влияет проблемы с общим усвоением материалов. Такие трудности связаны с индивидуальными способностями каждого.
    Взаимодоверие

    Особенности школы в Финляндии обусловлены доверием между учителем и учеником. Здесь никого не принуждают к учебному процессу, не жалуются родителям.

    Ребенок четко понимает, что он обязан выполнить свое задание. В противном случае свободного времени будет мало, поскольку придется учиться после уроков.

    Свобода выбора

    Знания получает тот, кто имеет желание. Учителя стараются заинтересовать каждого, но если он этого не хочет, то никто не будет принуждать. Не все могут быть учеными или профессорами. Индекс образования в Финляндии обусловлен тем, что каждая профессия является ценной.

    Специальные тесты и беседы помогают определить склонности каждого к определенному предмету. Процесс не строгий, но халатно относиться к нему нельзя. Школьный режим контролируется.

    Пропущенные уроки ученики наверстывают внеклассное время. Если ребенок не выполняет задания, не слушает учителя – он просто не перейдет в следующий класс.

    Самостоятельность

    Самостоятельность – это главное, чему должна научить финская школа. Получение знаний направлено на успешную, самостоятельную жизнь в будущем, максимальную адаптацию в обществе. Поэтому принципы финского образования направлены на развитие мышления.

    Новые темы не обсуждаются на уроках, поскольку вся информация есть в книгах. Очень важно не заучивать формулы, а уметь использовать знания на практике. Оценивается умение пользования научным текстом, интернетом, справочниками.

    В конфликты между учащимися педагоги не вмешиваются. Это является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному решению проблем. Ребенок должен учиться отстаивать свое мнение, уметь постоять за себя.

    Во всех общеобразовательных учреждениях принцип обучения одинаковый, но организовывают везде по-разному.

    Плюсы и минусы

    Плюсы и минусы финской системы образования известны во всем мире. Основные преимущества.

    1. Равность. Нет элитных учреждений, которые отличаются системой преподавания. Каждый свободно может выбрать заведение, не зависимо от места проживания. Частные не пользуются спросом. Их выбирают, когда необходимо изучить определенный предмет.
    2. Детей не разделяют по уровню знаний, состоянию здоровья или социальному статусу.
    3. На процесс учебы не влияет профессия родителей.
    4. Государственные школы бесплатные, обеспечивают всем необходимым.
    5. Все получают задания в меру своих способностей.
    6. При необходимости педагог может уделить ученику время после уроков.
    • отсутствие стремления к улучшению знаний;
    • нет субординации между учащимися и педагогами;
    • контракт с учителем заключается на год.

    Методы преподавания в финских школах популярны и известны во всем мире. Они показывают высокую результативность.

    Главная цель – самостоятельность, индивидуальность, адаптация подростков в социуме. Ведь все, что от них требуется – стремление к новым открытиям и достижениям.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: