Плохой учитель, хороший учитель – о чем должны знать родители?

Если ребенок конфликтует с учителем. Выход есть!

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок с удовольствием посещал школу, словно губка впитывал новые знания и приносил домой отличные оценки. Иногда на смену радужным ожиданиям приходит глубокое разочарование – ребенок конфликтует с учителем. Почему так происходит и что делать в этой ситуации?

Учителя бывают разные. Одни приходят в школу по зову сердца, их уроки интересные и веселые, отношения к детям доброе и уважительное. Для других педагогическая деятельность – это ежедневное испытание, которое дается очень тяжело и любви к своей профессии не добавляет. Занятия таких специалистов скучные и однообразные, отношение к ученикам снисходительное и порою агрессивное.

Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.

Психологическая подоплека конфликта

Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.

Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:

«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».

Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.

Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.

Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.

Но как быть, если поведение учителя действительно выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.

Стратегия и практика

Шаг 1: Поговорите с ребенком

Если между родителями и ребенком доверительные отношения, они первыми узнают о назревающем конфликте. Что делать в этой ситуации – вмешиваться сразу, или же позволить отпрыску попробовать наладить отношения с учителем самостоятельно, зависит от степени остроты конфликта. Если вы выбрали второй вариант, не допускайте, чтобы противостояние между ребенком и педагогом затянулось. Держите ситуацию на контроле!

Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.

Как говорить с ребенком? Чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику (как же без этого?) во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:

Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.

Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.

Читайте также:
Несколько советов, как приучить ребенка к правильному питанию

Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу. Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Разумеется, планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.

Шаг 2: Побеседуйте с учителем

Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.

Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?

Шаг 3: Сделайте выводы

После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте! Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации. Так, если у него проблемы по литературе, ввиду нелюбви к чтению, не заставляйте его читать – сейчас множество аудиокниг. Если ему тяжело даются даты по истории – пусть пишет шпаргалки, это проверенный способ запоминания информации.

Шаг 4: Держите руку на пульсе

Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.

Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.

Урегулирование споров между родителями и педагогами

Педсовет

11 октября 2017 • 13:26

9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное – в нашем материале.

Сегодняшняя тема нашей встречи – это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой. Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса», у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов. И именно вопросы, связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.

Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?
– Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?
– Как защитить свои права?
– Какие права есть у родителей и что они имеют право требовать?
– Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?
– Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

Проблемы оценивания

Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы.

Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся.

Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться.

И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя – выставлять оценки, оценивать знания учащихся.

И поэтому у родителей нет прав и полномочий на оценку работы учителя.

Читайте также:
Лучшие книги по детской психологии и воспитанию детей

Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки.

Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.

Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку?

Во-первых, – родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.

И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения жалоб от родителей.

В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.

Информирование родителей об оценках ребенка

Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться. Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно. Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору.

Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.

Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога.

Работа с жалобами родителей

Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать. Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими.

Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай. Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы. И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.

Участие родителей в управлении школой

Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации.

С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.

Сбор денег на нужды школы

Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет.

Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?» У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.

Читайте также:
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье

С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями.

«Поработать с родителями» – это не обеспечить появление записи в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи».

Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся. Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то. Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств».

Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.

Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми. В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество.

Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить – да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.

Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.

Важно донести до каждого родителя тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.

Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.

Проблема рабочих тетрадей

С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов.

К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами.

Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет.

В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их: «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».

Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя. Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы. Можно для таких семей специально предусматривать фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия.

Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать. Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций. Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты.

Поведение учителя в конфликтной ситуации

Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем, что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно.

Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов.

Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д.

Читайте также:
Духовно-нравственное воспитание: классный час в школе

Ещё одна общая рекомендация – в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например, к администрации школы. Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести. Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее.

Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает).

В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая. Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров. Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным.

Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность.

Ребенок бьется головой о стену. Что это значит?

Причины и профилактика аутоагрессии у детей

Татьяна Стецкая врач-невролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества сомнологов

  • Причины аутоагрессии у детей
  • Способы коррекции аутоагрессии
  • Релаксационные игры для дошкольников
  • Аутоагрессия у взрослых

Ребенок “наказывает” себя, не дожидаясь наказания родителей, – знакомо? Делает себе больно, бьется головой – откуда берется такое поведение и во что оно может превратиться, когда он станет взрослым?

Пете 2 года, он ранимый и немного застенчивый ребенок. Последний месяц вынужденно живет у бабушки, потому что у родителей очень непростой период — бракоразводный процесс. Когда-то счастливая семья стала рушиться буквально на глазах после увольнения папы с работы. Ребенок все чаще становился свидетелем ссор и драк между родителями. После очередного конфликта терпение мамы подошло к концу, и она отвезла Петю в деревню к бабушке.

Каждый раз после того, как мама уезжала, мальчик долго плакал и с силой щипал себя за кожу в области запястья. Не помогали даже любимые игрушки и вкусные лакомства, заботливо приготовленные бабушкой. А еще, когда у него что-то не получалось во время игр, он бился головой о стену. Такое поведение стало пугать бабушку. Откуда у ласкового, ранимого мальчика, не отличающегося от сверстников, столько агрессии по отношению к себе?

Причины аутоагрессии у детей

Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей – внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.

Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией — злостью, — реакция может быть в форме “отзеркаливания” модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.

Что чувствует малыш, если мама “загорается” как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: “Удары, шлепки — это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается”.

Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: “Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей”.

Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое “неправильное” поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.

Многие родители возмущаются: “Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?”. Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени – не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль.

В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным. Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое.

Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии — нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.

Читайте также:
Как воспитать ребенка без криков и наказаний.

Способы коррекции аутоагрессии

Один из эффективных методов — ежедневная работа над развитием эмоционального интеллекта ребенка, знакомство с базовыми эмоциями. Родители должны понимать, что эмоции не могут быть “плохими” или “хорошими”. Финальный результат заключается не в запрете или избегании отрицательных чувств, а в обучении их правильному выражению.

Перед вами краткий алгоритм поведения родителя, столкнувшегося с детской аутоагрессией.

1. Расположитесь на уровне глаз ребенка, обозначьте его состояние и причину. Спокойно, без интонации проговорите все то, что ребенок чувствует в данный момент: “Ты злишься, потому что я не разрешила долго гулять”.

Так вы позволяете малышу познакомиться со своими эмоциями, ведь он находится в том возрасте, когда еще не различает всю ту гамму чувств, которую испытывает. Родитель в данной ситуации берет на себя роль зеркала, словесно отражая поступок.

Один из ключевых моментов — это ваше расположение по отношению к ребенку. В случае если мама говорит это с высоты своего роста или вовсе отвернувшись, метод будет неэффективным.

2. Важно поддержать ребенка и принять его чувства: “Да, я понимаю, как тебе сейчас обидно и хочется еще погулять”.

Такой способ поддержки и принятия чувств дает ребенку понять, что родители его “слышат” и находятся не по ту сторону баррикад. Многим взрослым кажется, что это делать бессмысленно, что такие фразы очень неестественны. Кому-то в принципе сложно перестроиться на новую манеру общения.

Возможно, для вас будет сюрпризом, но проговаривание и принятие чувств ребенка обоюдно полезно для гармоничного союза детско-родительских отношений. Родители, ежедневно прорабатывая чувства ребенка, начинают лучше понимать малыша, уходят от неэффективных моделей воспитания: крик, агрессия, физическое наказание. В итоге находят компромисс.

3. Родитель предлагает альтернативу выражения этих чувств: “Если ты злишься, топни ногой; сомни бумагу и т.д.”

Проживание чувств — один из эффективных способов в развитии эмоционального интеллекта. Маленьким детям лучше всего проживать негативные эмоции через действия: что-то порвать, смять, топнуть, бросить.

После совершения действия родителю следует спокойно это прокомментировать. Ребенок должен осознать, что такие эмоции, как злость, гнев, ярость, — это нормально. С возрастом, когда центральная нервная система дозревает, ему будет достаточно выражения не физическим способом, а вербальным, например: “я возмущен”, “я в ярости”, “мне плохо”, “мне это не нравится”.

4. Далее родитель предлагает конкретное действие для разрешения сложившейся ситуации: “Мы обязательно еще выйдем погулять после обеда и возьмем с собой самокат”.

Такое объяснение позволяет предотвратить у ребенка ощущение безысходности в ситуации с отказом и легче найти компромисс.

Поначалу малыш может оказывать сопротивление непривычной тактике родителя. Новые правила у многих сначала вызывают протестное поведение, но со временем привычка формируется и аутоагрессия уходит.

Также в коррекции может использоваться сказкотерапия — весьма результативный и действенный инструмент для проработки травмирующего эпизода через сюжет любимой сказки.

В первую очередь нужно четко выделить проблему. В данном случае это агрессия, направленная на самого себя. Далее стоит подобрать подходящую сказку, сюжет можно придумать самостоятельно. В таких историях важен главный герой, который встречается с такой же проблемой, как и ребенок. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них.

Контекст истории может быть совсем не похожим на реальную жизнь, поскольку в сказке уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

К работающим методам коррекции аутоагрессии дополнительно можно отнести психотерапевтические занятия, включающие игровую, песочную и арт-терапию, релаксационные игры.

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель — снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

“Муравей”. Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: “Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают”. (Повторить несколько раз.)

“Мороженое”. Взрослый предлагает игру, объясняя правила: “Ты — мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…”

Читайте также:
Цели и задачи воспитания детей 6 лет - методы реализации

“Улыбка”. Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: “Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка”.

“Поймай бабочку”. Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

“Холодно – жарко”. Взрослый: “Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам — греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…” (Повторить действие несколько раз).

Аутоагрессия у взрослых

Взрослые, которым в детстве постоянно говорили, что злиться — это плохо, что хорошие мальчики и девочки так себя не ведут, с возрастом испытывают проблемы с нарушением собственных границ, могут иметь тревожно-депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению. Подавляя эмоции на уровне внутренних ощущений, человек становится беззащитным по отношению к стрессу, тем самым травмируя себя.

Максиму 27 лет, и только несколько месяцев назад по совету жены он обратился за помощью к психотерапевту. Супругу стали пугать последствия их ссор. После того как конфликт набирал обороты, Максим уходил в кладовку и со всей силы бил кулаками о стену. Объяснить поведение он не мог, да и за долгое время привык справляться со стрессом через физическую боль.

Парень не считал свое поведение необычным. Ведь еще с детства он привык так выражать отрицательные эмоции. Однажды в 16 лет после скандала с отчимом нож сам оказался в руках. Неглубокие порезы за минуту рассыпались на левой руке, словно гроздь винограда. Стало легче, но из-за угроз семьи принудительным лечением в психиатрической больнице он больше не прибегал к этому способу. Куда привычнее было сражение со стеной.

Еще в его жизни был период алкогольной зависимости, который благополучно завершился после встречи с будущей женой. Спустя два месяца плотной работы с психотерапевтом появились первые успехи. Руки Максима наконец-то зажили, а количество ссор резко снизилось.

Важна ли коррекция аутоагрессии в детстве? Несомненно. Закрывая глаза на поведение ребенка, мы сами создаем предпосылки многих проблем в будущей взрослой жизни. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, не подвергал себя девиантному поведению, мы должны приложить максимум усилий по коррекции, а не бездействовать.

  • Вопросы родителей
    • Кризис трёх лет
    • Почему ребенок обманывает?
    • Как предотвратить хулиганство маленьких детей
    • Почему ребёнок бьётся головой?
    • Как правильно наказывать ребенка
  • Возрастные нормы
    • Что должен уметь ребенок в год
  • Психотехники
    • 7 секунд

Почему ребёнок бьётся головой?

Ребенок бьется головой об пол, стену, твердые предметы и делает это нарочно? Данное явление, возможно, связано как с банальным баловством, манипулятивным поведением, так и с серьезными проблемами со здоровьем, психоневрологическими нарушениями. Запускать этот процесс нельзя: стоит детально разобраться с причинами ситуации.

Причины явления

  1. Психическое напряжение, накапливающееся в результате взаимодействия с миром, около 15 % детей снимают посредством причинения себе болевых ощущений. Физическая боль отвлекает от психологической. Чаще к этому склонны мальчики.
    Данный тревожный сигнал требует родительского внимания, поскольку это может сигнализировать о неумении малыша справляться с травмирующими переживаниями, делясь с родителями и родственниками, получая у них поддержку, выражая эмоции в плаче. Когда он так не поступает, пришло время задаться вопросом – отчего так сложилось? Возможно, потерян контакт со значимыми взрослыми? Иногда стоит для коррекции отношений в семье прибегнуть к помощи профильного специалиста.
  2. Манипулятивное поведение заключается в получении внимания и жалости к себе вместо наказания за какой-то проступок или нежелательные действия. Также это в понимании многих детей безотказный способ получить желанный предмет, лакомство, подарок, уступку.
    Дети во многих семьях привыкают манипулировать взрослыми, и когда его ожидания поддерживаются, данный тип поведения закрепляется. Когда манипуляция применяется постоянно, стоит искать причины в нездоровых отношениях внутри семьи. В этом случае также окажет неоценимую помощь профессиональный детский психолог.
  3. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из причин, по которой дети наносят себе удары о твердые предметы. Это тактильная гиперчувствительность, когда у малыша нет при обычных условиях нужных ему ощущений, исходящих от собственного тела. Получить недостающие тактильные ощущения помогает только дисфункциональный способ контакта с миром.
    Здесь может прийти на помощь опытный клинический психолог, который умеет работать с этой проблемой: после комплекса занятий можно нормализовать сенсорную сферу малыша.
  4. Потерянный контроль над эмоциями также провоцирует детей наносить себе повреждения. При таких нарушениях аффективной сферы нужна помощь психолога, который скорректирует поведение ребенка и научит его понимать ощущения и чувства. Умение выражать их адекватными, приемлемыми в обществе способами избавит от необходимости биться головой.
  5. Аутоагрессия (агрессия, направленная на самих себя) – также толкает детей к аномальному поведению. Нужна консультация детского психолога и детского специалиста-психоневролога, а также комплексная работа с семьей, создание безопасных условий для выражения эмоций.
  6. Потребность в ритме. Совершаемые ритмичные движения могут давать ощущения вестибулярной системе ребенка, контролирующей равновесие. Удары головой могут быть монотонными ритмичными – дети используют такие действия как способ самоуспокоения.
Читайте также:
Материнские советы для сыновей

Чем могут помочь ребенку родители?

  • Паниковать, предполагая возможные серьезные последствия для здоровья детей, не стоит – крайне редко ребенок, имеющий инстинкт самосохранения, сможет себе нанести удар с такой силой, чтобы травмироваться. Бросаться с испуганным лицом к бьющемуся головой ребенку не стоит. Но необходимо проконтролировать ситуацию и убрать все лишние предметы, которые усугубят положение.
  • Стоит по возможности отвлечь детей от деструктивного поведения, предлагая игры, чтение книги, любимую игрушку.
  • Если причина заключается в аутоагресии, следует научить ребенка проявлять свои чувства безопасным, приемлемым образом. Дома можно организовать место, где малыш может выместить агрессию на подушке или специальном матрасике, побив их, или разорвать стопку газет: во время физических усилий ребенок рано или поздно устанет и потеряет интерес к своим деструктивным действиям.
    Хорошо показала себя методика создания личного “рупора крика”. Показав ребенку предмет, с помощью которого он сможет выкричаться в случае необходимости, можно научить его реализовывать свою агрессию безопасным для окружающих и его самого образом.
  • Также важно научить ребенка проговаривать, формулировать – что именно его разозлило. Далее объяснить ситуацию, предложить помощь в решении проблемы, разделить с ним чувство злости, разочарования, беспомощности. Стоит помочь малышу спокойно справиться с незнакомой ситуацией.
  • Дети нередко наследуют форму реакций на мир у взрослых: если в семье принято выражать эмоции бросанием предметов, громким криком, топанием, хлопанием дверьми, не стоит удивляться, что ребенок будет в минуты отчаяния и злости ломать игрушки, биться головой об стенку или пол и т.д. Создайте внутри семьи спокойную обстановку: снижение уровня тревоги и напряженности положительно повлияет на эмоциональный фон ребенка.

Оптимальный вариант – распознать причину таких действий вместе со специалистом (профильным детским психологом) и найти подходящую корректирующую стратегию.

Тревожные привычки малыша. Ч. 1. Удары головой

Удары головой часто начинаются во второй половине первого года жизни и достигают пика в возрасте от 18 до 24 месяцев. Привычка стучать головой у вашего ребенка может длиться несколько месяцев или даже лет, хотя большинство детей перерастает ее к 3 годам.

Возможные причины, по которым ваш малыш может удариться головой:

Self-комфорт.
Как бы странно это ни звучало, большинство малышей, которые так ведут себя, делают это, чтобы расслабиться. Они ритмично бьются головой, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи или даже когда спят. Некоторые качаются на четвереньках. Эксперты по развитию полагают, что ритмичное движение, например, покачивание в кресле, может помочь вашему малышу успокоиться.

Обезболивание.
Ваш малыш может также биться головой, если ему больно – например, от прорезывания зубов или ушной инфекции. Удары головой помогают детям чувствовать себя лучше, возможно, отвлекая их от дискомфорта во рту или ухе.

Разочарование.
Если ваш малыш колотит головой во время истерики, он, вероятно, пытается выразить сильные эмоции. Он еще не научился адекватно выражать свои чувства словами, поэтому он использует физические действия. И снова, он может успокаивать себя во время этого очень стрессового события.

Потребность во внимании.
Постоянный стук головой также может помочь вашему малышу привлечь внимание. Он понимает, что вы можете проявлять осторожность, когда видите, как ваш ребенок делает что-то опасное. И поскольку ему нравится, когда вы суетитесь из-за его поведения, он может продолжать стучать головой, чтобы привлечь внимание, которое он хочет.

Проблема развития.
Удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития – но в большинстве этих случаев это всего лишь один из многих поведенческих красных флажков. Ситуации, когда раскачивание и удары головой сигнализируют о серьезной проблеме редки.

Что я могу с этим поделать?

Обращайте внимание на своего малыша, но не тогда, когда он стучит.

Убедитесь, что ваш ребенок получает много положительного внимания от вас, когда он не бьет себя по голове. Если он продолжает биться головой, чтобы привлечь ваше внимание, постарайтесь не придавать этому большого значения, иначе вы можете усилить поведение. Даже если вы не можете полностью игнорировать это, не ругайте и не наказывайте его. Он слишком мал, чтобы понять ситуацию, и ваше неодобрение может только усугубить ситуацию.

Читайте также:
Духовно нравственное воспитание на уроках литературы и в библиотеке

Защитите своего ребенка от травм.

Проверяйте все винты и болты и острые углы на детской кроватке или другом месте где он делает это, раз в месяц или чаще, чтобы убедиться, что раскачивание ничего не повредит. Вы также можете поставить резиновые ролики на ножки кроватки и повесить мягкую ткань или одеяло между кроваткой и стеной, чтобы уменьшить шум и свести к минимуму износ на стенах и полу.

Не кладите подушки или одеяла в его кроватку, чтобы смягчить окружающее пространство, потому что это повышает опасность удушья. Если вы хотите использовать бамперы на кроватке вашего малыша, чтобы смягчить его удары, убедитесь, что они тонкие, прочные (не пухлые) и надежно привязаны к перилам кроватки, чтобы ваш малыш не мог просунуть голову между бампером и стенками.

Постарайся не беспокоиться.

Ваш малыш может получить синяк или два, но не волнуйтесь – раскачивание и удары головой, как правило, является “саморегулирующимся” поведением. Это означает, что ваш ребенок вряд ли ударится головой достаточно сильно, чтобы серьезно пораниться. Он знает свой порог боли и скорее всего, приостановится, чтобы не сделать себе боольно.

Помогите воспитать любовь вашего ребенка к ритмичным действиям другими способами.

Вашему ребенку явно нравится хороший устойчивый ритм, поэтому помогите ему найти другие выходы для его любви к ритму. Эксперты часто рекомендуют танцевать, маршировать, играть на барабанах или хлопать в ладоши под музыку. Вы также можете попробовать поместить метроном в комнату вашего ребенка, чтобы обеспечить ему постоянный ритм. Удостоверьтесь, что он получает много физических упражнений в течение дня, чтобы помочь ему сжечь часть нервной энергии, которая может питать его удары головой.

Начните успокаивающий режим сна.

Если ваш ребенок качается и стучится головой чтобы успокоиться после напряженного дня, попробуйте настроить расслабляющий режим. Теплая ванна, теплый камушек на коленях и тихая сказка или песенка могут помочь. Вы можете потратить несколько минут легко поглаживая его по спине или другим частям тела. Мягкая музыка в его спальне тоже может оказать успокаивающий эффект.

Обратитесь к врачу, если поведение вашего ребенка вызывает беспокойство.

Если ваш ребенок сильно бьет себя по голове в течение дня или продолжает бить себя по голове, даже если он причиняет себе боль, у вас может быть повод для беспокойства. Хотя это встречается редко, но удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития, которые иногда становятся очевидными в дошкольном возрасте.

Аутичные дети обычно меньше контактируют с окружающими. Они часто не заинтересованы в физическом контакте со своими родителями и, кажется, смотрят куда угодно только не на них. Если вы заметили, что ваш ребенок теряет физические способности, хуже говорит или деградируют другие приобретенные навыки; если он становится все более замкнутым; или если он постоянно отстает в развитии, посоветуйтесь с его врачом.

Маленький ребенок бьется головой об пол, об стены

Маленькие дети очень активны. Они постоянно бегают, скачут, прыгают и падают. Если не с пеленального стола или коляски, то с дивана, стула или другой поверхности. Чаще всего падая, дети ударяются об твердую поверхность головой, чем сильно пугают своих родителей.

Безусловно, травма головы – самое опасное, что может случиться с ребенком при падении с высоты. Как правило, после удара головой малыш сильно плачет и не может никак успокоиться, чем вызывает сильное беспокойство за свое здоровье у родителей. Они ласками и играми пытаются устранить плач малыша, внимательно следят за его поведением, пытаясь понять, насколько серьезными могут оказаться последствия удара головой для самочувствия ребенка.

В большинстве случаях при падении с дивана, кроватки или стула, у малыша появляется шишка и синяк на голове, а других симптомов, связанных с повреждением головного мозга или других внутренних органов нет. Связано это с тем, что у маленьких детей имеется заложенная природой защита головного мозга. Это родничок на черепе и большое количество спинномозговой жидкости. Благодаря им при ударе головой у маленьких детей происходит амортизация и уменьшается давления на кости черепа.

Но это вовсе не значит, что падения с высоты маленьким детям не страшны. Оставлять без присмотра детей, которые уже умеют ползать или ходить, в комнате лучше на полу и только на короткое время. Иначе малыш может влезть на диван, стул или подоконник, чтобы посмотреть в окно. Последствия такого невнимания со стороны родителей могут быть самыми неприятными. Срочно вызывайте скорую помощь, если после удара головой ребенок заплакал не сразу, не реагирует на голос и не может стоять на ногах, хоть до этого уже ходил.

Читайте также:
Почему плачет грудной ребенок, как догадаться?

Определить серьезность последствий удара головой по фокусировки взгляда, симптому Грефе, асимметрии лица и нистагм может только врач, пытаться самостоятельно оценить состояние ребенка, который упал с высоты, ударился головой и теперь еле держится на ногах, невозможно. Только врач может выявить симптомы травмы головы и назначить правильное лечение, после прохождение МРТ, компьютерной томографии и УЗИ, если родничок у малыша еще не закрылся.

Часто бывает так, что врачи никаких повреждений головного мозга не обнаруживают и отпускают родителей с ребенком домой, советуя продолжать наблюдать за состоянием ребенка. Дело в том, что зачастую последствия травмы головы проявляются не сразу, а спустя некоторое время. Нужно вновь обратиться к врачу, если ребенка после удара головой немного укачивало и подташнивало, затем все нормализовалось, а на третьи или четвертые сутки, все повторилось вновь.

Повторное ухудшение самочувствия после того, как родители уже думали, что все прошло, может проявиться и в том, что ребенок стал много спать и его трудно разбудить или наоборот, плохо засыпает и часто просыпается с плачем. Особенно грозным симптомом травмы головы являются запрокидывание головы, судороги тела, заведение глазных яблок кверху и одностороннее расширение зрачка.

Сотрясение мозга – самое распространенное последствие удара головой. Характерные его симптомы – головные боли, шум в ушах, вялость, сонливость и синяки под глазами. Зачастую при сильном сотрясении мозга сразу после удара головой ребенок теряет сознание, впоследствии у него открывается рвота и упадок сил. Он отказывается кушать, громко плачет и не может заснуть. Лечение сотрясения мозга проводится в стационаре, а до приезда врачей надо уложить ребенка на ровную поверхность, повернув его голову на бок, чтобы не допустить аспирации рвотных масс в дыхательные пути.

Даже при незначительном сотрясении мозга у детей повышается внутричерепное давление, что связано с резким увеличением притока крови к головному мозгу. Поэтому лечение сотрясения мозга, прежде всего, должно быть направлено на то, чтобы уменьшить количество жидкости в центральной нервной системе. Это значит, для успешного лечения сотрясения мозга нужно соблюдать постельный режим, избегать нагрузки глаз и мозга, что приводит к напряжению в нервных волокнах.

Если после падения ребенок плакал, а спустя некоторое время успокоился, то внимательно следите, появилась ли шишка на месте удара и не чувствуется ли в ней накоплении жидкости при легком надавливании. Если жидкость есть, то это и есть характерный симптом ушиба мозга. При ушибе также могут наблюдаться потери сознания, рвоты и головокружения. Ребенок после такой травмы головы должен быть немедленно госпитализирован, кормить малыша или укачивать его, чтобы он уснул, до приезда врачей не нужно.

Наличие трещин и вмятин в черепе свидетельствует о том, что у ребенка открытая черепно-мозговая травма. Это очень опасное состояние, требующее оказания скорой медицинской помощи и доставки ребенка в стационар. В этом случае ребенку срочно назначается медикаментозная терапия и щадящий режим, чтобы избежать серьезных последствий черепно-мозговой травмы на его здоровье.

– Вернуться в оглавление раздела “Травматология”

Почему дети нарочно бьются головой?

Немногие из нас не смогли оценить удовольствия раскачиваться на стуле, особенно в возрасте года или двух. Большинство матерей, воспитывающие маленьких детей, привыкают к ритмичному звуку покачивания кресла-качалки, и многие дети прыгают, пользуясь возможностью, чтобы уютно устроиться на коленях мамы, сидящей в кресле-качалке. Как бы это ни казалось странным, дети, которые преднамеренно ударяются головой, особенно о стенки кроватки в момент укладывания в нее, кажется, пытаются добиться того же результата. В глазах психологов, исследователей по проблемам развития детей удары головой, покачивание взад и вперед и поглаживание по голове являются одним и тем же видом поведения — это меры самоуспокоения, которые, хотя никто не может точно понять, почему они таковыми являются, стимулируют вестибулярную систему, которая контролирует равновесие тела.

Можно много рассказывать о приятных ощущениях сидения в кресле-качалке, однако трудно вообразить, что удары головой — зачастую в очень быстром темпе, когда ребенок ударяется своей головой примерно шестьдесят раз в минуту, могут оказывать успокаивающее воздействие. Однако многие дети пользуются этой привычкой чтобы заснуть, поэтому она отнесена к успокаивающим мерам.

Удары головой и раскачивание в настоящее время очень распространены, примерно от 5 до 15 процентов детей привержены одной из этих привычек — или обеим сразу — в возрасте до двух лет. У большинства этих детей эти привычки начинают проявляться в младенчестве, часто в возрасте шести месяцев.

Читайте также:
Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей

Как бы тревожно ни было для родителей видеть детей, которые делают то, что кажется потенциально опасным, дети редко, если когда-либо вообще, причиняют себе более серьезный вред, чем простые синяки, когда ударяются головой. Даже когда это выглядит так, как если бы дети могли нанести себе серьезный вред, психологи и педиатры называют подобное поведение «самоограничительным», то есть, ваш ребенок остановится прежде, чем серьезно травмирует себя.

Большинство детей, которые ударяются головой, не имеют никаких проблем в своем развитии. Если ваш малыш здоров и его развитие соответствует возрасту, он, вероятнее всего, в скором времени перерастет эту привычку.

Небольшой процент детей, которые ударяются головой, отстают в развитии, еще более меньший процент детей страдает аутизмом. По причине этой небольшой вероятности, или иной другой, с ударами головой могут быть связаны более серьезные проблемы, поэтому вам следует обратить внимание детского психолога или своего педиатра на эту привычку ребенка с тем, чтобы произвести комплексную оценку.

Советы психолога примерным родителям.

Мальчики в большинстве. Более двух третей детей, которые ударяются головой, — мальчики. Никто не знает наверняка, почему такое поведение в большей степени характерно для мальчиков, чем для девочек. Однако если ваш малыш слишком привержен этой привычке, детский психолог или педиатр могут посоветовать надевать ему на голову специальный защитный головной убор при первых признаках, когда он захочет биться головой.

Ударяться, ударяться другими способами. Есть нечто в хорошем, четком ритме, что привлекает вашего ребенка, или он хотел бы использовать это столь необычным способом, чтобы избавить себя от чувства дискомфорта. Помогая ему найти другие способы для изучения ритмов, можно помочь ему заменить эту неприятную привычку в дальнейшем (по меньшей мере до того момента, когда он станет достаточно большим, чтобы начать интересоваться применением и использованием CD-плеера). Приобретите маленький набор ручных барабанов или попытайтесь продемонстрировать различные виды музыки своему ребенку, чтобы посмотреть, что ему понравится. Некоторые родители рассказывают о том, что поместили в комнату ребенка метроном, и это помогло снизить интенсивность ударений головой.

Купите детское кресло-качалку. Другой способ помочь вашему ребенку обнаружить альтернативные варианты, при помощи которых можно успокоиться, — это предложить ему другие возможности, чтобы не только услышать, но и почувствовать ритм. Поставьте в комнату ребенка детское кресло-качалку, чтобы предоставить ему альтернативный вариант стимулирования его вестибулярной системы, для которого не требуется ударов головой. Не заставляйте ребенка переключаться от одного из этих видов деятельности к другому, но покажите ему, что покачивание иногда может быть приятным.

Обратите внимание на другие вещи. Ударение головой может привести в замешательство кого угодно, если вы потратите большое количество времени на разговоры об этом со своим ребенком, разговоры об этом с другими людьми в присутствии вашего ребенка или в попытках предотвратить это, ваш ребенок быстро обнаружит, что это прекрасный метод обратить на себя ваше внимание. Постарайтесь обращать как можно меньше внимания на эту привычку ребенка. Чтобы сделать это более легким для себя, вы можете переставить мебель в его комнате, отодвинув кровать от стены, положив матрац на пол (чтобы не было подголовника), или просто натяните обивку вдоль внутренних стенок кроватки. Не объясняйте ребенку причину перестановки, однако позвольте ему помочь вам в переделке помещения, чтобы он принимал участие в изменениях.

Признак чего-то иного? Если ваш ребенок только начал биться головой или эта привычка стала более часто проявляться в последнее время, обратитесь к врачу с просьбой проверить уши ребенка. Хотя обычно многие дети ударяются головой без каких-либо медицинских причин, ряд исследований позволил выявить, что эта привычка связана с дискомфортом, который ребенок испытывает из-за ушных инфекций или прорезывания зубов. Это похоже на то, что делают взрослые, когда ударяют рукой о твердый предмет, чтобы справиться с болью в другой части тела, возможно, что дети таким же образом стремятся избавиться от боли в каком-то месте, заменив ее болью от удара головой.

Интересные статьи по этой теме

  • Телевизор в жизни ребенка
  • Мой агрессивный малыш или что делать, если ребенок стал агрессивным
  • Что такое детский гнев и как с ним бороться?
  • Правила ударения, или Почему дети нарочно бьются головой?
  • Мой ребенок плохо кушает, почему?

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: