Почему ребенок не переворачивается в 6 месяцев: основные причины

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.

МКБ-10

  • Причины
    • Факторы риска
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы ЗМР
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение задержки моторного развития
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.

Причины

Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:

  1. Перинатальные поражения мозга. Ведущее место в этиологии ЗМР занимают внутриутробная гипоксия, интранатальная асфиксия и родовые травмы. Также значимую роль в структуре перинатальных этиофакторов играют врожденные нейроинфекции, алкогольный синдром плода, диабетическая фетопатия. Тяжелые задержки ПМР отмечаются у детей с пороками развития головного мозга (голопрозэнцефалия, агенезия мозолистого тела, арахноидальные кисты).
  2. Генетическая патология. Задержкой моторного развития сопровождаются наследственные дефекты метаболизма (фенилкетонурия, гомоцистинурия), болезни накопления (болезни Помпе, Ниманна-Пика, Краббе), хромосомные синдромы (болезнь Дауна), митохондриальные заболевания (синдром Лея).
  3. Постнатальные факторы. Задержка становления моторных навыков наблюдается у детей с соматическими заболеваниями: рахитом, врожденными пороками сердца, гипотрофией, хроническими легочными болезнями, гипотиреозом. При отсутствии признаков повреждения ЦНС такая задержка компенсируется после достижения ремиссии заболевания. Неблагоприятные последствия могут повлечь за собой ЧМТ в раннем возрасте.

Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:

  • несоблюдение режима сна и активного бодрствования;
  • несоблюдение режима питания (перекармливание, недокармливание);
  • госпитализм;
  • педагогическая запущенность.

Факторы риска

Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:

  • недоношенные с гестационным возрастом менее 35 недель или переношенные новорожденные;
  • младенцы с макросомией (крупный плод);
  • новорожденные с оценкой по шкале АПГАР Автор: Артамонова Н.В., логопед-дефектолог

Почему дети не хотят переворачиваться?

Вчера мы говорили о навыках переворотов у детей. Сегодня мы продолжим тему о том, как освоить эти навыки и в чем причины того, что малыш не переворачивается. Не стоит малыша специально начинать тренировать стоять или сидеть ранее пяти-шести месяцев и до того, как он научится переворачиваться. Наилучшим вариантом будет, когда каждый из новых этапов в развитии ребенка будет сменять другой этап очень плавно и в нужных последовательностях. Конечно, иногда дети могут «перескакивать» или же значительно сокращать некоторые из этапов в развитии, однако эти этапы все равно поочередно будут сменять друг дружку.

С чего все начинается?
Совсем еще недавно вашему крохе была недоступна большая часть из движений. Но вот он достиг возраста в три месяца, и он стал постепенно пытаться дотягиваться до игрушек. И теперь крохе уже спокойно не лежится в одном статичном положении, и ребенок хочет поворачиваться на бочок, и пробует переворачиваться со спины на животик. Но у каждого ребенка эти моменты в развитии формируются в индивидуальном порядке. В среднем. По нормам развития дети начинают переворачиваться на бока в возрасте четырех месяцев, и затем эти навыки примерно месяцам к пяти постепенно переходят в навыки переворачивания со спинки на животик. К концу пятого месяца и началу шестого месяца многие из малышей уже могут переворачиваться как в одном направлении, так и в другом – с живота на спину или со спинки на животик.

Если ваш наблюдающий педиатр определяет, что развитие вашего крохи полностью соответствует всем нормам по возрастным показателям, тогда не стоит волноваться, что ваш ребенок не усвоит какие-либо навыки или что-либо пропустит. Постепенно малыш будет осваивать и приобретать все навыки, которые заложены ему природой. Если же в полгода ваш малыш не умеет совсем переворачиваться и даже не продукт этого делать, тогда необходимо срочно проконсультироваться со специалистами – врачом-педиатром или неврологом. Врач дополнительно и очень прицельно будет осматривать ребенка, будет исключать неврологические нарушения, и также параллельно с этим будет советовать целый ряд упражнений, а также массажи и многие другие процедуры, которые быстро и активно помогут малышу в наверстывании упущенного времени. Если малышу нужна ваша помощь и некоторые манипуляции, важно помочь ребенку в подготовке и осуществлении переворотов.

Вот такого рода упражнения могут помочь в укреплении мышц в области спины, живота, шейных мышц и подготовки их к активным и новым движениям. Они полезны детям с возраста трех месяцев. Прежде всего, поочередно нужно сгибать и разгибать ножки малыша по аналогии с упражнением «велосипедик». Важно давать ребенку свои большие пальцы на своих руках для их захвата. Важно разводить его ручки по сторонам, а потом их сводить, собирая их в «куску» на грудке малыша. Часто нужно выкладывать кроху на животик, и это можно начинать делать уже с первого месяца жизни, и начинать нужно с одной минуты, и постепенно увеличиваем время пребывания малыша на животе до десяти минут. Такое упражнение будет способствовать укреплению мышц в области шеи, удерживающих головку в вертикальном положении. Начинать нужно также и гимнастику, которую проводит после предварительных процедур массажа, длительность в их выполнении не превышает 10-15 минут. И когда ребенок начнет уверенно удерживает головку, опирается на ручки, он станет более активным и любопытным, можно начинать первые упражнения по обучению его переворотам.

Почему ребенок не переворачивается?
Иногда родители обращаются к врачу с жалобами на то, что ребенок к достижению ключевого возраста не может выдавать необходимые навыки. Так, в частности, к четырем месяцам он просто не хочет переворачиваться. Почему такое может происходить, каковы причины этого явления? Прежде всего, основной причиной крохи может стать его избыточный вес. Возможно, у вашего крохи его вес превышает норму, и ему достаточно тяжеловато даются все физические упражнения. Не желая самого себя утруждать, он будет предпочитать просто спокойно лежать и отдыхать как можно больше, вместо того, чтобы трудиться и работать над своими навыками и овладевать все новыми и новыми умениями. Это единственная из причин, для устранения которой вам предстоит пересматривать рацион вашего карапуза и его нормы кормления. Особенно часто с подобным явлением приходится сталкиваться тем родителям, детишки которых находятся на искусственном вскармливании.

Другой причиной, по которой ребенок может не переворачиваться к положенному сроку, может стать его недоношенность. Дети, которые были рождены ранее срока, особенно намного раньше, могут намного отставать в своем развитии от своих доношенных сверстников. Это вполне нормально, ведь им уже вне утробы матери приходится осваивать не только новые и положенные навыки, но и наверстывать активно те этапы, которые не были ими вовремя пройдены в период внутриутробного развития. И в этом процессе нет ничего особенно страшного, со временем ваш недоношенный ребенок будет выравниваться в плане своего физического развития и он достаточно быстро догонит в развитии своих сверстников.

Еще одна причина, по которой дети могут плохо переворачиваться со спины на живот и обратно, это недостаточно развитая мышечная система. Если у ребеночка нет никаких имеющихся врожденных патологий, тогда его недостаточное мышечное развитие будет являться значительным упущением именно его родителей. На протяжении первых месяцев жизни детей особенно активный упор будет в развитии детей делаться на массажи и методики развивающей гимнастики. Именно эти очень простые и нехитрые, однако выполняемые регулярно упражнения, могут помочь в развитии мышечного корсета и обеспечивают крохе правильное и полноценное физическое развитие. Пренебрегать подобными упражнениями и занятиями ни в коем случае не стоит, иначе на определенный момент у крохи просто не найдется сил на то, чтобы он активно перевернулся.

Могут стать причинами того, что ребенок не переворачивается, различные инфекционные заболевания. Инфекции могут у детей становиться причиной задержки в физическом развитии детей. Они могут существенно провоцировать недостатки кальция и железа внутри организма, которые необходимы детям для нормального их роста и развития. Иногда такое происходит в результате сильных токсикозов матери во время беременности, а также перенесенных ею инфекций ил же сильных стрессов. Опасны даже банальные простуды, переносимые крохой, не говоря уже о более серьезных проблемах со здоровьем крохи.

Также важными в развитии ребенка и освоении ими навыков являются индивидуальные особенности в развитии самого малыша. Некоторые дети изначально, буквально с рождения могут отличаться особым характером и яркой индивидуальностью. К примеру, совершенно не осваивая элементарных навыков переворотов с животика на спину и со спинки на животик, они могут уже стараться сидеть самостоятельно или ползать. Все описанные нами выше причины, которые могут мешать ребенку в освоении переворотов, это еще не повод для того, чтобы успокаиваться и не проводить занятий с ребенком физическими упражнениями, не развивать ребенка. Родители за счет упражнений и занятий должны помогать ему в освоении переворотов, а также последующих навыков.

Как научить ребёнка переворачиваться?

Переворот со спины на живот груднички начинают осваивать в возрасте 3-4 месяца. В норме самостоятельный переворот должен «состояться» к 4-м месяцам. Но часто наши специалисты приезжая к детям на дом видят «картину» полного отсутствия желания, сил или умения переворачиваться, не только в 4 месяца, но и в 5 и даже в 6 месяцев. Каковы же причины такого «возмутительного бездействия»? Наиболее распространённые причины: мышечная гипотония, гипертонус, либо ребёнок просто не умеет (не понимает), как и что нужно сделать, для того чтобы перевернуться. В любом случае придётся убирать причину, и научить ребёнка переворачиваться. Для освоения переворотов необходима достаточная амплитуда движений, и мышечная сила. Снижение амплитуды движений может быть вызвано гипертонусом мышц (возможно остаточным физиологическим).

Ребенок научился переворачиваться

Массаж и гимнастика ребёнку просто необходимы. Напряжение с мышц снимается расслабляющим массажем и пассивной гимнастикой, в случае гипертонуса у ребёнка. Тонизирующим массажем и активной гимнастикой мы укрепляем гипотоничные (слабые) мышцы, в случае гипотонуса у ребёнка. В числе гимнастических упражнений, для укрепления или расслабления мышц проводятся упражнения и для стимуляции самих переворотов.

Учим ребёнка переворачиваться:

Упражнение № 1. Ребёнок лежит на спине, массажист (мама или папа), взяв правой рукой за левую ножку ребёнка, сгибает её, приводя к животу колено малыша. Далее поворачиваем ребёнка на правый бочок перемещая, левую ножку, которую вы держите в согнутом положении (согнута в коленном и тазобедренном суставах), в правую сторону. Ваш малыш оказывается на правом боку. Далее можно довершить переворот, либо задержав ребёнка на боку покачать вперёд назад, чтобы больше нагрузить боковые группы мышц туловища, с целью их лучшего укрепления. В процессе процедуры массажа детям это упражнение можно повторять 6-7 раз в каждую сторону. Этим упражнением мы тренируем преимущественно ротаторы туловища и мышцы верхнего отдела туловища.

Упражнение № 2. Переворот за ручку. Лучше делать после того, как закрепим упражнение №1. Берём малыша за правую (левую) ручку и подтягиваем в противоположную сторону, стимулируя переворот, но не торопимся помогать ребёнку, необходимо дать ему возможность самому продолжить движение. Можно также задерживать на боку малыша, не давая завершить переворот, раскачивать немного вперёд назад. Малыш должен подтягивать ноги вслед за верхней частью туловища, которую вы поворачиваете, подтягивая его за руку. Этим упражнением укрепляются косые мышцы брюшного пресса (они же ротаторы туловища), а также сгибатели бедра. Это упражнение можно повторять после массажа ребёнку, во время гимнастики 6-7 раз в каждую сторону.

Упражнение № 3. Можно делать также после массажа, во время гимнастики, если малыш уже немного окреп от предшествующих сеансов массажа и гимнастики для детей 3-4-х месяцев, но сам не может перевернуться. Мы просто обхватываем своей рукой малыша за боковую часть туловища и стараемся его подталкивать в противоположную сторону (за руки и ноги не трогаем) , цель научить самостоятельно начать переворот и закончить его. Если ленится, то поворачиваем его на бочок и раскачиваем вперёд назад, но не даём сразу повернуться с бочка на живот, тренируем мышцы. Необходимо добиться, чтобы ребёнок поднял голову от поверхности стола, тогда напрягаются боковые мышцы шеи, а затем и туловища, участвующие в перевороте.

Важно! Когда ребёнок начинает переворот, он сначала поднимает ноги кверху, и подтягивает их к себе, а затем, закидывая их на привычную ему сторону, следует за тяжестью ног и совершает переворот. Значит, ему не должно ничего мешать (гипертонус, гипотонус) поднять ножки от поверхности, на которой он лежит. Для этого и делается предварительно массаж и гимнастика для новорождённых, ведь тонус снимается или повышается сначала массажем с гимнастикой, а после ребенок учится переворачиваться.

Для осуществления переворота также необходимы достаточно крепкие мышцы шеи (сгибатели головы и шеи, и мышцы осуществляющие боковой наклон головы и шеи), которые укрепляются на предыдущих курсах массажа, либо параллельно на этом же курсе.

Читайте также:

  1. Как научить ребёнка ползать?
  2. Ребенок не держит голову
  3. Ребенок лежит дугой как банан
  4. Что должен уметь ребенок в 1-3 месяца
  5. Ребенок ползает по-пластунски

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Как правильно научить ребенка переворачиваться

Оптимальный для обучения возраст

Развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому не нужно сравнивать собственного с другими. Дети учатся переворачиваться в период с 2 до 6 месяцев. О возможности обучения стоит судить по общему физическому развитию малыша.

Массаж спины и конечностей способствует тому, чтобы научить ребенка переворачиваться

Если в 2 месяца кроха уже сам держит головку, то можно поучить его переворачиваться на бок, но понятно, что полноценные перевороты для него еще сложны. Начинать обучение лучше с 3-х месячного возраста. Мышечный аппарат малыша достаточно развит, чтобы перевернуться на животик, поэтому усилия будут минимальными. Но если 3-х месячный младенец еще плохо удерживает головку, а его координация движений полностью не налажена, стоит отложить занятия и обратиться к неврологу.

В возрасте 5-6 месяцев крохе и вовсе под силу более сложные движения, например, сделать переворот на спину. Начав обучение, не нужно торопить младенца. Результат будет, но не сразу.

Как правильно обучать переворотам

Перед началом занятия стоит обеспечить подходящие условия. Малыш должен лежать на твердой горизонтальной поверхности. Лучше, если это будет стол или кровать с жестким матрасом. Младенец должен быть в хорошем настроении. Желательно совмещать занятие с массажем и гимнастикой. Сразу после кормления заниматься нельзя, лучше подождать минимум 30 мин.

Обучение состоит из 3 этапов, которые нужно проходить по очереди. Только так можно достичь результатов.

  1. Переворот на бок. Рядом с малышом положить яркую игрушку, к которой он будет тянуться.
  2. Переворот на живот. Когда ребенок уже лежит на боку, можно передвинуть игрушку вверх за голову. Он потянется к ней и перевернется.
  3. Переворот с живота. Осуществляется с помощью игрушки. Нужно показать ее перед лицом младенца, а затем поднять вверх над головой. Кроха попытается проследить за ней и перевернется на спину.

Повторив упражнения несколько раз, малыш натренируется и сможет переворачиваться самостоятельного, без дополнительного стимула.

Подготовительные упражнения

Перед тем, как приступать к обучению, важно подготовить мышечный аппарат младенца к нагрузкам.

Если ребенок в 6 месяцев не переворачивается на живот, нужна консультация врача

Следует выполнить несколько простых упражнений:

  • дать в руки младенца свои большие пальцы. Когда малыш крепко за них схватится, развести руки в стороны, а затем свести их над грудной клеткой крохи. После этого попытаться подтянуть младенца к себе, приподняв плечики от поверхности;
  • сделать упражнение «велосипед»;
  • развести ножки в тазобедренном суставе в стороны.

Заключительным этапом будет выкладывание на животик. Трехмесячный младенец может удерживать головку в таком положении до 5 мин.

Как научить ребенка переворачиваться

Можно начать с использования игрушки. Но она выступает только в роли стимула. Младенцу нужно показать, как переворачиваться. Чтобы он смог сам лечь на живот, стоит выполнять следующие упражнения:

  • Положить в стороне от младенца игрушку. Когда кроха потянется к ней, чтобы взять в руки, подтолкнуть его, чтобы он перевернулся.
  • Одну ножку согнуть в коленном суставе, отвести в сторону, чтобы колено касалось поверхности. По инерции малыш приведет вторую конечность к первой, немного приподнимет попу. Затем, взяв младенца за ручки, можно помочь ему осуществить полный переворот.
  • Уложить кроху на бок, выше головы положить игрушку. Затем подставить одну ладонь под стопы, второй поддерживать спинку. Кроха сам попытается перевернуться.
  • Если малыш пытается лечь на живот, то нужно взять его за ручки, а одну ладонь подставить под стопы. При наличии опоры младенцу будет легче осуществить задуманное.
  • Поддерживая кроху за правое плечо, приподнять таз в сторону переворота влево.

Во время всех занятий важно, чтобы малыш был заинтересован и сам желал освоить новый навык. Но если его мышечный аппарат слабо развит, то при всем желании младенцу будет тяжело, нужно его укреплять.

Перевернуться обратно на спину для младенца – еще более сложная задача. К обучению стоит приступать только после освоения переворота на живот. Для развития нового навыка снова потребуется яркая игрушка. Ею нужно поводить перед лицом малыша, а затем переместить в сторону и вверх. Кроха потянется за ней и перевернется.

При резком перевороте нужно следить, чтобы младенец не ударился головой.

В первые разы стоит помочь ребенку. Одну ножку согнуть и отвести за другую. Малыш при этом привстанет на ручки и перевернется. Если у него не будет получаться, нужно немного поддержать за плечико.

Упражнения нужно повторять по несколько раз, обязательно делать перевороты в обе стороны, чтобы мышечный аппарат развивался равномерно.

Асимметрия движений ребенка

Это один из самых частых вопросов от родителей. Частый, потому что встречается у каждого ребенка. Ребенок переворачивается только в одну сторону, а во вторую не хочет. Ползет и одну ногу хорошо выносит вперед, а вторая прямая или приставляется. Встает только с одной ноги. И это не только у детей. Понаблюдайте за собой, и вы увидите, что брюки надеваете быстро, начиная только с одной ноги. Начнете с другой – и сразу немного не удобно. То же самое с футболкой, блузкой, пальто. И это не зависит от того, левша вы или правша. И это нормально.

Все хорошо и можно успокоиться? Не нужно ничего делать? Нет, это не так.

Сегодня наблюдал за ребенком. Он очень хорошо и быстро переворачивается через правую сторону. Через левую может, но медленней. Мяч оказался от него с левой стороны, и он попытался к нему перевернуться. А там подушка и нужно закатиться на нее. В правую сторону он это делает, а в левую не справился и решил сначала перевернуться через правую сторону, а потом доползти до мяча. Но как только перевернулся, то сразу обратил внимание на упаковку и переключился на нее.

Нужно делать, нужно помогать ребенку. Почему это важно?

Так постепенно ребенок может привыкнуть к тому, что предметы слева – это не важно. Начнёт обращать внимание только на то, что с правой стороны, или предпочитать правую сторону. Потом станет не сильно важна левая сторона тетради, ребенок не будет обращать внимание в игре на детей с левой стороны, на самокате поворачивать станет только в одну сторону, а вырастет – и машину поцарапает с левой стороны… Ситуация закрепляется во всех видах деятельности на всю жизнь. Поэтому и важно ребенку помогать с этим справляться.

Если ребенок переворачивается только в одну сторону или предпочитает одну сторону другой в определенных действиях, нужно что-то делать, но когда и как?

Давайте на примере переворота со спины на живот разберем ситуацию асимметрии движений ребенка. Начал переворачиваться только в одну сторону, а во вторую – вообще не получается.

Правило первое – доведение до автоматизма.

Не начинать стимулировать переворот в обе стороны. Это приведет к тому, что на первом этапе ребенок затормозится с освоением переворота в обе стороны. Сначала дайте освоить переворот в одну сторону так, чтобы он стал автоматическим. Автоматическим – это легким и быстрым. Вот когда не будет риска разбить еще не сформированный навык, начинайте стимулировать переворот в другую сторону.

Правило второе – не препятствуйте перевороту через «быструю сторону».

Если ребенок решит, что лучше так, проще потом доползти, то привлеките его внимание к игрушке дополнительно после переворота. Через некоторое время ребенок поймет, что переворачиваться в другую сторону, а потом доползать – это не эффективно, и сам станет пробовать осваивать переворот в другую сторону. В этом ему можно помогать: поддерживать подталкивать на начальном этапе.

С ползанием ситуация приблизительно такая же, но есть еще и дополнительные условия.

  • Доведение до автоматизма ползания. Как есть. Пусть не очень правильно, но освоить необходимо. Потом нужно увеличить нагрузку в прямолинейном движении. Можно положить одеяло на пути ребенка, немного скомканное. Препятствие поможет ему ползти правильнее, осмысленнее. Летом это может быть песок на пляже, трава на даче…
  • Если не выставляет одинаково обе ноги, то стоит начать поворачивать в сторону «правильной». Тогда он на ней будет стоять, а другую ногу вынужден будет начать переносить.
  • Увеличить километраж. Но с этим дети обычно сами справляются.

Такими способами можно помочь ребенку при асимметрии движений.

Повторю: сначала дать освоить навык в одну сторону и только потом начинать подтягивать вторую. Вот тогда и мотивация не пропадет, и быстрее освоятся обе стороны.

Активность родителей малышей во время недавней сессии вопросов в сторис Инстраграм вдохновила меня сделать очень приятные условия регистрации на “малышковые” курсы: до -39% до 15 декабря.

До среды, 15 декабря:

  • -37% на курс “Массаж и гимнастика от 0 до года”.
  • -32% на курс “Естественное развитие ребенка”. Обратите внимание на пакет “Малыши”, куда курс про массаж входит вместе с курсом “Естественное развитие ребенка”, так еще полезнее и выгоднее!
  • до -39% на онлайн-Азбуку для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет, обратите внимание на тариф Азбуки “Спецпредложение”: азбука + 6 сессий “вопрос-ответ” + курс “Массаж и гимнастика от 0 до года” + курс “Естественное развитие ребенка” на самых выгодных условиях.

Успевайте, приходите за ответами, полезными рекомендациями и спокойствием!

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Тазовое предлежание – как повернуть малыша

Не стоит беспокоиться и переживать, если ребенок до 36 недель находится «попкой вперед»: это совершенно нормальное явление и у крохи еще есть время для того, чтобы перевернуться. Кстати, случается, что малыш поворачивается вниз головой и непосредственно перед родами, и даже в самих родах

Попробуйте уговорить кроху повернуться в нужное положение. Расскажите все подробно: почему ему стоит повернуться, что это даст и маме, и ребенку в родах. Разговаривать можно вслух, а можно и про себя, главное – говорите с малышом об этом постоянно

В воде тело мамы расслабляется, а значит, и расслабляются мышцы матки, ее объем несколько увеличивается и в результате у ребенка появляется чуть больше пространства «для маневров».

Поговорите с ним

Между ребенком и мамой всегда есть связь. И мама – это первый человек которому малыш верит и которого слушается. Поэтому попробуйте уговорить кроху повернуться в нужное положение. Расскажите все подробно: почему ему стоит повернуться, что это даст и маме, и ребенку в родах. Разговаривать можно вслух, а можно и про себя, главное – говорите с малышом об этом постоянно. Будьте ласковы и в то же время настойчивы. Обязательно подключите к разговору будущего папу, мужчин дети слушаются еще больше. Когда будете уговаривать малыша, дополнительно поглаживайте живот, как бы указывая ребенку, как ему повернуться. Отличный вариант: папа разговаривает и гладит живот вместе с вами.

Представьте себе

Визуализация – способ, при котором человек представляет себе нужную ему картинку. Вот и будущей маме надо всего лишь вообразить малыша в правильном положении. Не знаете, как это выглядит или просто не можете себе представить ребенка в животе, – находите красивое фото из журнала, книги, Интернета. Какая-то анатомическая точность здесь не важна, хватит просто приятной и понятной картинки: малыш лежит внутри маминого живота вниз головой. Смотрите на иллюстрацию почаще и представляете, что внутри вас малыш тоже находится в правильном положении. Но надо не только смотреть на чужое фото, а представлять именно себя и своего ребенка.

Приманите его

Еще один способ – приманите малыша. Дети, особенно маленькие, очень любопытны, поэтому заставьте повернуться кроху, показав ему что-то интересное. Но ведь малыш пока еще находится в животе, разве он может что-то увидеть? Точно мы не знаем, как ребенок реагирует на мир вне живота мамы, но считается, что он, например, может слышать звуки. Расположите наушники с приятной музыкой внизу живота, это тоже может побудить ребенка повернуться по направлению к звуку. Музыка должна быть спокойной, мелодичной и не громкой, чтобы малыш не испугался.

А еще можно включить фонарик и прислонить его к животу мамы в том месте, где находится голова ребенка, и затем, разговаривая, медленно проводить фонариком в сторону и вниз, увлекая кроху за собой.

Плавайте и расслабляйтесь

Плавание тоже помогает малышу занять головное предлежание. В воде тело мамы расслабляется, а значит, расслабляются и мышцы матки, ее объем несколько увеличивается и в результате у ребенка появляется чуть больше пространства «для маневров». Но плавание должно быть приятным для мамы, если женщина боится воды или она недостаточно теплая, то никакого расслабления не будет. Поэтому плавать надо хотеть, плюс вода должна быть комфортной температуры.

Делайте упражнения

Есть очень простые упражнения, которые помогут малышу разместиться правильно. Но сначала посоветуйтесь с врачом, можно ли вам делать такую гимнастику. Гимнастику для поворота малыша в головное предлежание не проводят, если есть гестоз, угроза прерывания беременности, рубец на матке после предыдущего кесарева сечения, предлежание плаценты.

Повороты. Лежа на кушетке, поворачивайтесь с боку на бок 3–4 раза через 10 минут. Выполняйте 3 раза в день. Поворот обычно происходит в течение первой недели.

Сила притяжения. Лягте на спину, подложив под поясницу большую подушку, а под голову – маленькую. Согните колени, поставив ступни на пол. Полежите так в течение 10 минут.

Коленно-локтевое положение. Встаньте на колени и локти, в это время таз располагается выше головы. Оставайтесь в таком положении 15 минут несколько раз в день.

Обратитесь к специалисту

Если упражнения и психологические методики не дают результата, то существует еще один способ профилактический наружный поворот, который делает опытный акушер-гинеколог в родильном доме. Сначала маме вводят средства, расслабляющие матку, затем врач определенными движениями рук старается повернуть ребенка, воздействуя на его голову и таз через живот будущей мамы. Все это проходит под контролем УЗИ, и обычно женщина не испытывает при этой манипуляции никаких неприятных ощущений.

Правда, наружный поворот сейчас выполняют редко: во-первых, его умеют делать не все акушеры-гинекологи, да и не все врачи считают, что он нужен; во-вторых, не каждая женщина психологически на него настроена, ну и, кроме того, не всегда к нему есть показания.

Возможно, психологические методы и кажутся чем-то сомнительным, но тем не менее они часто помогают. А если еще добавить гимнастику и плавание, то вероятность того, что малыш повернется в правильное положение, только увеличивается. Так что если не хочется делать кесарево сечение при тазовом предлежании или рожать «попкой вперед», то стоит попробовать все подходящие и разрешенные вам способы.

Читайте также:
Ребенку две недели – всё о режиме и развитии малыша, уходе за ним
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: