Почему ребенок разговаривает во сне – научное объяснение

Ребенок говорит во сне. Что делать?

П роблемы со сном, включая разговоры, лунатизм, недержание мочи, скрежет зубов, часто встречаются у детей. По данным Американской академии семейных врачей, до 50% детей испытывают ту или иную форму проблем со сном, и примерно у 4% диагностируется расстройство сна.

Словоохотливость во время сна имеет научное название – сомнилоквия, которая характеризует расстройство перехода этапа сна в бодрствование и наоборот. Во время подобного состояния дети могут произносить целые предложения, бормотать, смеяться или даже свистеть.

Как правило, разговоры во сне являются временными, безвредными и не требуют лечения.

Почему дети говорят во сне?

Сон в основном состоит из двух различных стадий, а именно REM (быстрое движение глаз) и NREM (небыстрое движение глаз). Ребенок может говорить в любой стадии сна.

Дети не помнят содержания своих бесед и не помнят этого события.

Разговоры во сне имеет генетическую предрасположенность и передается по наследству. Кроме того, сомнилоквия может быть вызвана другими факторами:

  • недосыпом;
  • температурой;
  • повышенной тревожностью;
  • стрессом;
  • депрессией.

Разговоры во сне также могут иметь отношение к другим расстройствам, связанным со сном, а именно:

  • ночными кошмарами;
  • апноэ (прерывание дыхания во время сна);
  • расстройством поведения во время быстрого сна;
  • возбуждением.

Хорошая новость заключается в том, что дети перестают говорить во сне к подростковому возрасту.

Стадии и симптомы разговора во сне у детей

Симптомы разговора во сне могут варьироваться в зависимости от тяжести и продолжительности состояния.

При поверхностном сне разговоры могут быть различимы, при более глубоком – превращаться в тарабарщину.

Классификация разговоров в зависимости от фазы сна:

Стадии 1 и 2: во время этих стадий сон становится легким, что делает разговор понятным. Говорящий может вести целый монолог.

Стадии 3 и 4 отмечены глубоким сном, что затрудняет понимание речи. Существует некоторое ограничение речи, которое может заставить речь звучать как тарабарщина или стон.

Классификация разговоров во сне в зависимости от тяжести состояния:

  • Мягкий: разговоры во сне происходят менее раза в месяц.
  • Умеренные: они возникают более одного раза в неделю, не мешают и не нарушают сон других людей.
  • Тяжелые: эпизоды случаются каждую ночь и могут побеспокоить других людей.

Классификация разговоров во сне в зависимости от продолжительности:

  • Острый: продолжительность состояния составляет месяц или менее месяца.
  • Подострый: продолжительность больше месяца, но меньше года.
  • Хронический: это состояние сохраняется уже более года.

У детей нет никаких осложнений при разговоре во сне.

Когда следует обратиться к врачу?

Разговоры во сне – безобидное состояние. Однако если у ребенка проявляются серьезные симптомы, такие как частые эпизоды и громкая речь, то может потребоваться визит к врачу или специалисту по сну.

У детей школьного возраста сомнилоквия может быть вызывана другим расстройством, основным – стрессом, тревожностью или депрессией.

Что делать, если ребенок говорит во сне?

Не существует лечения разговоров во сне. Однако облегчить состояние поможет специалист по сну, который определит основную причину подобного состояния.

Советы по управлению разговорами во сне у детей

Облегчить состояние ребенка при сомнилоквии помогут следующие советы:

  • Поддерживайте регулярный режим сна, включая дневной тихий час.
  • Придерживайтесь запланированных подъемов утром и днем.
  • Убедитесь, что ребенок получает достаточное количество сна.
  • Избегайте отвлекающих факторов во время сна.
  • Поддерживайте хорошую гигиену сна для ребенка. Например, следите за комфортной температурой в спальне, не ставьте рядом с кроватью лампы с ярким светом.
  • Не давайте ребенку перед сном жирную или острую пищу, а также газированные напитки – они могут привести к несварению желудка и нарушить отдых.
  • Убедитесь, что в комнате ребенка достаточно солнечного света утром и темноты ночью. Это поможет поддерживать здоровый цикл “сон-бодрствование”.
  • Разрешите ребенку регулярно заниматься физическими упражнениями, такими как езда на велосипеде, плавание или любым другим видом спорта. Это поможет улучшить качество сна.

1. Carter K. A., Hathaway N. E., and Lettieri C. F., Common sleep disorders in children; American Family Physician

2. El Shakankiry H. M. Sleep physiology and sleep disorders in childhood; Nature and Science of Sleep

3. Sleepwalking and sleep talking; American Academy of Sleep Medicine

4. Sleep talking; National Sleep Foundation

На платформе Vikids вы можете:

Маленькие сомнамбулы

Олег Иноземцево том, что делать, если ребенок ходит и говорит во сне

Детский организм настолько интересен и загадочен, что иногда поведение ребенка кажется удивительным и даже мистическим. Человеку, непосвященному в «тайны» детства, некоторые действия могут показаться ненормальными, противоестественными. Речь идет о таких непонятных явлениях, как снохождение (лунатизм) и сноговорение ребенка. Явления эти с древних времен волновали умы ученых, и в наше время уже хорошо ­изучены.

Читайте также:
Ребенок рвет волосы на голове: причины, лечение, советы специалистов

Сноговорение — явление, когда дети во время сна произносят различные звуки, фразы. Зачастую фразы эти настолько неотчетливые, что невозможно понять, о чем речь. Ночной «разговор» может продолжаться несколько секунд, а иногда минут. Приступы сноговорения обычно слабо выражены и довольно редки, это не должно волновать родителей и не требует специального лечения. Подобное состояние может быть следствием дневных стрессов, усталости и дефицита ­сна.

Снохождение, или сомнамбулизм (F51.3 по МКБ — 10, лунатизм) — известное с древних времен удивительное расстройство детского сна. Снохождение чаще выражено в полную фазу луны (отсюда и название — лунатизм). По данным статистики, примерно 10–30 % детей хоть раз в жизни испытывали на себе симптомы сомнамбулизма. А у 3–5 % явление имело повторный характер. Чаще всего снохождение бывает в возрасте от четырех до двенадцати лет, и скорее встречается у мальчиков. Хотя возможно появление признаков лунатизма у детей и в подростковом ­возрасте.

Как это выглядит?

На взгляд неискушенного наблюдателя происходит нечто таинственное: среди ночи, примерно через 1–2 часа после засыпания, малыш встает с постели и начинает ходить или что‑то делать. Иногда ребенок может не вставать, а просто проявлять признаки беспокойства, «крутясь» на кровати. Кажется, что малыш все делает осмысленно, как будто он проснулся и отдает отчет своим действиям, на самом деле он находится в глубоком ­сне.

Если приглядеться, можно заметить, что все движения ребенка бессмысленны и плохо координированы. Чаще всего можно наблюдать хождение по разным комнатам, реже можно видеть действия с предметами, которые как бы копируют обычные ежедневные действия (одевание, манипуляции с игрушками и т. д.). Обычно снохождение продолжается от нескольких минут до получаса. Взгляд малыша становится отрешенным, выражение лица безучастным, какая‑либо реакция на окружающих отсутствует. Разбудить малыша тяжело, но если вдруг эти попытки увенчались успехом, то он долго не может прийти в себя, не понимает и не помнит, что делал, он просто дезориентирован.Дело в том, что действия во сне происходят в фазе глубокого (медленного) сна. Поэтому все, что было в этот период во сне, ребенок после пробуждения не ­помнит.

Причины лунатизма у детей

Как проявляется лунатизм у детей? Механизмы сноговорения и снохождения похожи на механизмы появления ночных детских страхов. В первую половину ночи не происходит плавного перехода от глубокого сна к поверхностному, поэтому развивается возбуждение в двигательных центрах коры головного мозга, что и является причиной появление сомнамбулизма у детей. Также как и ночные детские страхи, явления снохождения и сноговорения «любят» появляться в периоды стрессов, недосыпания, усталости.

Лунатизм связан с наследственностью. Согласно статистическим данным, в 30–60 % случаев такие же расстройства сна имелись у родственников малыша. Обычно сомнамбулизм у детей не требует специфической терапии и исчезает к шестнадцатилетнему возрасту.

Но нужно помнить, что в некоторых случаях (очень редко) под якобы «доброкачественным» сомнамбулизмом могут скрываться ночные эпилептические приступы. И в этом случае необходимо серьезное и безотлагательное лечение.

По внешнему виду отличить лунатизм от эпилепсии сложно, но вполне возможно: снохождение длится 5–30 минут, а ночные эпиприступы — 20 секунд — 5 минут; снохождение обычно постепенно прекращается самостоятельно или при лечении седативными препаратами к 12 годам, а эпиприступы во сне «поддаются» только противоэпилептической терапии. В дифференцировке этих состояний также может помочь консультация невропатолога и ночная полисомнография (ночной ЭЭГ мониторинг).

Опасен ли детский лунатизм и как себя вести родителям?

Если в семье есть ребенок-лунатик, не нужно волноваться и «сеять» панику, родители должны успокоиться. Нужно рекомендовать взрослым лишь более внимательно присматриваться к малышу во время его ночных хождений. Это необходимо, чтобы описать в подробностях все действия ребенка специалисту.

Важный момент: ребенка не нужно будить. Лучше просто провести его назад на кровать и подождать, когда малыш снова уснет. Впрочем, некоторые дети могут «поддаться» мягкому и ласковому пробуждению, после чего их легче перенести в спальню в свою кроватку.

Родителям не стоит обсуждать снохождение с ребенком. Можно лишь попытаться осторожно выяснить, помнит ли он что‑нибудь из прошлой ночи.

Читайте также:
Скарлатина у ребенка – основные симптомы и методы лечения

Обеспечить безопасность

Как мы уже упоминали, сноговорение практически безопасно, да и снохождение само по себе серьезной опасности для здоровья не представляет. Но существует опасность последствий. По данным статистики, дети, страдающие снохождением, в 25 % случаев причиняют себе вред (столкновение с опасными предметами, падение с крыши, выпадение из ­окна).Нередко дети-сомнамбулы причиняют повреждения окружающим — ранения острыми предметами и т. ­д.

Если факт сомнамбулизма очевиден и доказан, следует «рассчитать» вероятные «маршруты» ночных прогулок малыша, и тем самым предотвратить риск ­повреждений.

При приступах снохождения нельзя закрывать детей одних в комнате, но можно ограничить их выход из комнаты с помощью специальных предметов: дверь с сеткой, заборчик. Это поможет родителям услышать необычные ночные шумы и вовремя прийти на ­помощь.

Бывают случаи, что родители сами не замечают приступов лунатизма у ребенка (крепко спят и т. д.), но у них закрадываются подозрения. В таком случае можно «положиться» на радионяню или ­видеокамеру.

Снять напряжение

С медицинской точки зрения при детском сомнамбулизме эффективными будут незапланированные пробуждения ребёнка. Прерывание цикла сна предотвращает приступ снохождения. Лучше выработать своеобразный «график» сна. В первую очередь подразумевается отказ от активных игр перед сном и обеспечение полной тишины при ­засыпании.

При сомнамбулизме хорошим эффектом обладают успокаивающие чаи из лаванды, мелиссы, валерианы. Эти чаи способствуют стабилизации сонных ритмов. Благоприятно влияет хмель, который можно оставить в мешочке под подушкой малыша. Хмель оказывает успокоительное ­действие.

Хорошо перед засыпанием поговорить с ребенком о том, как у него прошел день, или просто похвалить малыша за хорошие поступки, которые он совершил днем. Даже обычные сказки на ночь и колыбельные могут существенно снизить риск появления приступов ­сомнамбулизма.

Наладить семейную обстановку

Такие хронические нарушения сна, повторяющиеся по несколько раз в месяц, незаметно и постепенно формируют поведенческую инсомнию, т. е. расстройство организации поведения, обусловленное неправильным сном, которое «превращает» жизнь родителей в ­кошмар.

Если мама ребенка, страдающего снохождением и сноговорением, полноценно не спит в течение трех-шести месяцев, то очень скоро она будет нуждаться в неврологической помощи! И хотя на первый взгляд сам ребенок не страдает от недосыпания, но проблемы со сном матери неизбежно вызывают психологические проблемы и у ребенка.

На практике заметна теснейшая связь расстройств сна у ребенка с психологическими неудачами в семье. «Климат» в семье при хронических расстройствах сна у ребенка заметно меняется не в лучшую сторону. И возникает замкнутый круг, где детские расстройства сна приводят к психологическим проблемам в семье, которые неминуемо ведут к учащению приступов сомнамбулизма. Не все семьи способны самостоятельно справиться с этими проблемами. В таком случае хорошие педиатры, неврологи и психологи помогут найти выход из сложной ситуации и справиться с ­трудностями.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Изотерапия для детей

Содержание статьи

  • Показания
  • Какие проблемы решает изотерапия?
  • Как проходят занятия?
  • Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.

Показания к проведению:

  • тревожность, стрессы, депрессия;
  • эмоциональная скованность;
  • плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
  • ощущение одиночества, заброшенности;
  • конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
  • ревность к новорожденному в семье;
  • трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
  • импульсивность;
  • страхи, фобии, панические состояния;
  • проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
  • пониженная самооценка;
  • отрицательная «я-концепция».

Какие проблемы решает изотерапия?

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

  • неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
  • неуравновешенность, ревность;
  • низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей;
  • неустойчивое поведение;
  • хронические стрессы;
  • недопонимание в семье;
  • отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов Источник:
    Зауторова, Э.В.
    Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.
Читайте также:
Ребенок спит с приоткрытыми глазами: норма или патология

Как проходят занятия?

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Техника «Марания»

Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

  1. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
  2. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.

«Цветотерапия в формировании и развитии дошкольников»
консультация на тему

Презентация консультации для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
colour_therapy.pptx 288.33 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с «Чайка» ВОСПИТАТЕЛЬ ОСТАНИНА ЕЛЕНА ВЛАДИЛЕНОВНА « Цветотерапия в формировании и развитии дошкольников» «Уметь срывать с палитры те цвета, которые ложась на холст, выражали бы желаемые чувства и содержание, – великое мастерство» М.Сарьян

Актуальность : С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей. Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщению детей к познанию окружающего мира, в частности знакомство с цветом.

ЦВЕТ – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребенок Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. особое значение в формировании субкультуры личности ребенка представляется средствами искусства. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание и оздоровление детей художественным искусством. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются основными формами познания. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Эта деятельность требует от ребенка-дошкольника художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческого воображения. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бума- гу .

Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние . В настоящее время работа по этому направлению, а именно развитие креативности , развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем, называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Одним из «кирпичиков» арт-терапии является цветотерапия . Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями. История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Основные задачи в цветотерапии . Здоровьесбережение детей через цветотерапиию Коррекция психоэмоционального состояния детей; развивать слуховое и зрительное внимание; снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение; повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей; формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами. Работа по цветотерапии строится по следующим принципам: Последовательности (от простого к сложному) Возрастосообразности (возраст детей играет непосредственную роль в подборе игровых заданий и сложности диагностики) Индивидуального подхода к ребенку Всестороннего развития (через один вид терапии решаем различные развивающие, образовательные, коррекционные задачи) Результаты работы по цветотерапии Дошкольное детство – мир впечатлений и хорошего настроения. Цветотерапия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения. Расширить представления об окружающем мире.

Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения. В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу. В НОД избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно. Если ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние. Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает . Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Исследование настроения как эмоционального состояния личности ребенка Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирают из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего». Такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы. Детям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности. Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики. Коричневому цвету часто отдают предпочтение дети неустроенные в жизни

Возрастные особенности восприятия цвета детьми и использование их в изобразительной деятельности. Дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому . В 2-3 года у детей хорошо сформирован зрительный анализатор, т.е. дети легко различают все основные цвета. В 3-4 года дифференцирование цвета как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале образуется по отношению к четырем цветам: красный, желтый, синий и зеленый, а затем ко всем остальным. В младшем дошкольном возрасте существуют предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, базовые бессознательно отбрасывая детали. Однако без специального обучения этот процесс может затянуться. Даже в старшем возрасте дети не смогут избавиться от употребления своеобразных шаблонов «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая ). То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному – красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому – и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета – ошибочно.

Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета . При изучении восприятия дошкольников четырех – пяти лет установлено, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему – либо не получила сигнального значения. Огромную роль играет и постановка задачи, стоящей перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно. В этот период своего развития сознание ребенка приучается в начале к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям . В пять лет у ребенка очень сильно развиты фантазия и вымысел. Поэтому малыш «творит» не уставая, едва проснувшись, целый день без передышки пытается воплотить фантазию в реальность. В рисунке у него формируются такие его особен­ности, как оригинальность и произвольность. Используя различный цвет ребенок обычно выражает свои чувства по отношению к тому, что он изображает, вплоть до оттенков настроения. Поэтому нередко на бумаге сочетаются не сочетаемые краски и появляются невероятные тона и оттенки. В пять с половиной лет у детей наблюдается следующее отношение к использованию цвета: цвет как передача окраски изображаемого предмета и цвет как украшение. Ребенок подбирает цвета максимально соответствующие реальному цвету предмета, передавая основной цвет локально, без оттенков.

Поэтому необходимо познакомить детей с оттенками цветов, научить смешивать краски. Они с интересом пользуются палитрой, получая новые цвета: желтый с синим. К шести годам ребенок уже способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки ; цветовые восприятия дифференцируются по полу. В шестилетнем возрасте необходимо расширить представление детей о получении оттенков любого цвета, надо показать детям, что светлота цвета зависит от количества в краске белил (гуашь) или воды (акварель). Пришло время познакомить детей с цветовыми эталонами на примере радуги. Теперь можно не только закреплять знания об уже известных цветах, но и знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый). Важное место в развитие чувства цвета многие педагоги отводят народному декоративно-прикладному искусству . Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления . Дети седьмого года жизни начинают осваи­вать сложные образы из окружающей жизни и литературных произведений и передава­ть их в изобразительной деятельности.

Обогащается их цветовая гамма . Большая выразительность в цветовой композиции достигается расширением набора материалов, которые дети могут использо­вать в рисовании (краски – гуашь, акварель, пастель – сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). В цветоведение преподаватель развивает в ребенке представление о разнообразии цветов и оттенков, опира­ясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты. Он постепенно подводит детей к обозначению цветов, например включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподоб­ленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Особое внимание дети должны обратить на естественную изменчивость цвета предметов (например, при созревании по­мидоры зеленые, а созревшие – красные). Таким образом, они учатся замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнеч­ный день и серое в пасмурный ). Таким образом, психолого-педагогические исследования, обращенные к проблеме развития представлений о цвете у детей дошкольного возраста, позволили выявить характер и особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний детьми, определить пути развития эстетического чувства у детей этого возраста.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. «Разноцветные листы» Цель: совершенствование элементов саморегуляции , тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности . Инструкция№1: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим. «Рисунок глиной» Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения. Инструкция№2: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). Тема рисунка может меняться . «Свободный рисунок в круге» Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение. Инструкция№3: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга ) «Водный салют» Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры . «Мелки – наперегонки» Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

«Разноцветные камушки» Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет. «Семья» Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями. Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу. «Мой страх» Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения. Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога. Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро. Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали .

Литература У. Бера “Что означают цвета”. Капитонова Е. В. Изотерапия для дошкольников «Волшебная кисточка» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. Речь. –2008 г . Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.Изд . АРКТИ. –2008 г Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.- СПб.: Питер, 2007.-96 с.

Консультация для педагогов ДОУ «Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками».

Содержимое разработки

Консультация для педагогов ДОУ «Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками».

Физическое и эмоциональное благополучие дошкольника зависит от его окружающего мира. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы имеем возможность создать все условия для разностороннего развития ребенка. Постоянные наблюдения и практика в работе показали, что цвет имеет колоссальное воздействие на организм человека. Цвет служит мощным стимулятором интеллектуального и эмоционального развития детей. Важно помнить, дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития. Так как дети по своей природе более восприимчивых к многоцветью взрослого мира, цвет для ребенка является особой “палочкой-выручалочкой” в любых критических ситуациях. Все побуждает педагогов использовать в работе методы цветотерапии.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенного цвета. Эта методика основана на влиянии цвета на мозг ребенка и помогает добиться значительных результатов в лечении раздражительности, чрезмерной активности и начинающейся агрессией у детей.

Цветотерапия в работе с дошкольниками предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом большего пространства, которые их окружают. Обычно дети выбирают насыщенные и яркие цвета – жёлтый, зелёный, красный, что свидетельствует о нормальном развитии, ребенок открыт к познанию окружающего мира. А если выбор падает на чёрный или белый цвета, то можно сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в яркий, счастливый мир детства и радости.

В своей работе каждый педагог может использовать по цветотерапии различные дидактические методики, игры и пособия.

1.Методика “Цветной дождь”. Это один из оригинальных методов, который использует цветотерапия в ДОУ, представлен в виде шатра из цветных атласных лент. Ленточки подобраны по оттенкам – от тёплых к холодным, которые вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. В течение дня дети могут прятаться в шатре и выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Вариацией данного упражнения может быть замена шатра на цветные коврики и предложение детям выбрать то, что по душе.

2.Упражнение “Зажги радугу”. Перед детьми расстилается белый холст и предлагается выложить на нём радугу из определённых цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Дети с повышенной эмоциональной возбужденностью выкладывают радугу из более спокойных холодных оттенков, а дети с дефицитом активности, в депрессивном подавленном состоянии используют более яркие и теплые оттенки.

3.Упражнение “Радужная страна”. В начале, выбираются несколько наиболее ярких цветов, которые станут символом одной из страны. Затем дошкольнику предлагается расселить жителей по разным странам, в качестве жителей выступают игрушки, куклы или карточки с персонажами сказок. Каждый свой выбор ребёнок должен обосновать – почему этот герой должен жить именно в этой стране, чем отличаются жители Жёлтой Страны от жителей Зелёной Страны. При этом игра на этом не заканчивается. а напротив дальше предоставляется широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно сочинять различные истории про жителей разных стран, добавлять в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь “цветных” жителей, нарушая порядок и гармонию.

При этом необходимо соблюдать основные условия игры:

– Все дети принимают активное участие в развитие сюжета;

– Все действия детей, которые сопровождаются выбором цвета, должны аргументироваться; все цветовые выборы принимаются одинаково педагогом – “плохих” и “хороших” вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка).

– Во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все дразнилки, обидные комментарии сразу же пресекаются педагогом).

4.Упражнение “Покрывало Феи” – цветные полотна из прозрачной ткани пастельных и насыщенных цветов. Дети рассматривают сквозь них окружающее пространство, обертываются в них. Это упражнение дает ощутимы терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает и настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства удачно влияет на эмоциональное состояние дошкольника. Например, увидев возбужденного ребёнка, можно предложить ему отправиться в волшебную голубую страну.

5.Вертушка “Цветик-семицветик”. Ребёнок дует на вертушку или бегает вместе с ней, а по сигналу “стоп” останавливается. Дошкольник называет цвет, на который показывает стрелка и описывает своё ощущение, ассоциацию или настроение. Игра хорошо развивает воображение или фантазию.

6.Игра “Путешествие в Цветную Страну”. Дошкольника самостоятельно выбирают определенный цвет или оттенок цвета. Дети в течении дня ищут выбранный цвет в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетках, делают выставку предметов определенного цвета. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляют на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

Используя представленные упражнения, педагог может корректировать поведение детей, их настроение и эмоциональное состояние, таким образом создавать благоприятный климат в детском коллективе. В конечном итоге, всё это благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

“Цветотерапия”(хромотерапия)

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только развивающая предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа строится на основе игры.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Цель: Здоровьесбережение детей через цветотерапиию

Задачи:

  • Коррекция психоэмоционального состояния детей;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  • повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
  • формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следуем пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» – цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

“ЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА” Вода, налитая в стаканчики разного цвета приобретает новые “свойства” и может быть использована для настроения детей.


«ЗАЖГИ РАДУГУ» – на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.




Конечных результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Например, Никита выбрал черный цвет. «Я плохо себя вел, когда утром шел с братом в садик, но мне очень хочется желтый квадратик, я буду стараться». Это говорит о том, что у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками»

автор: Степанова Диана Олеговна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 43 городского округа-город Камышин

Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками»

«Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками».

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Все это побудило меня к использованию в работе метода цветотерапии .

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Цели и задачи которые я поставила перед собой начиная работать в этом направлении.

Цель: Коррекция эмоционального состояния детей через цветотерапиию.

-Коррекция эмоционального состояния детей;

-развитие слухового и зрительного внимания;

-снижение эмоционально-психического и телесного напряжения;

-повышение уровня эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;

-формирование навыков самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции , обогащению сенсорно-эмоционального опыта детей.

В группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени . Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещения проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий голубой цвет .

В групповой комнате – бежевые цвета стен, разбавленные цветовыми пятнами, в качестве предметов мебели , создают атмосферу уюта и тепла .

В приемной, где требуется активность детей – оптимистичный зеленый и цветные панно.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия .

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» — цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную зеленую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

« ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

«ЛЭПБУК ЦВЕТОТЕРАПИЯ» В своей работе по цветотерапии мы активно используем такое интерактивное пособие как Лэпбук. Играя с ним, ребенок начинает лучше чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создаёт, какие ассоциации побуждает. Осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету, свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром, а так же приобретает навыки саморегуляции.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» На полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю эмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Конечных результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: