Поделки из круп и семян для детей – просто и быстро своими руками

Поделки из крупы поэтапно своими руками — мастер-класс с фото и описанием, как сделать + шаблоны и схемы для детей

Бакалейные товары непременно присутствуют в каждом доме, это излюбленный доступный и дешёвый материал для изготовления самодельных аксессуаров, которыми декорируют интерьер или выставляют на выставках в школе, детском садике.

Подобное занятие успокаивает, развивает мелкую моторику рук, способствует стимуляции логического мышления и художественного вкуса у деток разных возрастов. Кроме того, совместное времяпровождение сближает членов семьи, объединяя их духовной связью.

Содержимое обзора
  • Доступные предложения
  • Рамочки для фотографий
  • Топиарий
  • Кормушки для птиц
  • Методика окраски
  • Новогодние украшения
  • Нет предела фантазии
  • Фото поделок из крупы

Доступные предложения

Поделки из крупы для детей это простейшие крупные рисунки с понятной им тематикой. Востребованы аппликации животных, пейзажей, натюрмортов или абстракций сначала из одного, а потом из нескольких крупяных разновидностей. Это может быть:

  • Медвежонок;
  • Кошечка;
  • Снегирь;
  • Бабочка;
  • Цветы;
  • Черепашка.

Взрослые рисуют контуры будущей картины на картоне, а ребёнок выкладывает на клей выбранное сырьё, не выходя за черту.

Произведение может характеризоваться однотонностью или разноцветностью. После пятичасовой просушки на нём обозначают необходимые мелкие детали и покрывают прозрачным лаком.

Лёгок в исполнении гриб-боровик. Шляпку сооружают из красной чечевицы, а ножку из манки. Гороховый низ имитирует зелёную травку, из неё может произрастать целое грибное семейство.

Великолепен подсолнух на жёлтой одноразовой тарелке, который собирают на пластилине. Середина – подсолнечные семечки, а лепестками послужат тыквенные образчики.

Простая вариация вылепить пластилинового ёжика и воткнуть в него семена подсолнечника, остриём кверху, получив объёмную правдоподобную фигуру.

Рамочки для фотографий

Вырезается картонная рамочная конструкция и заполняется крупяными деталями, в результате получают однотонный или разноцветный экземпляр, если приклеить магнит с изнанки, модель вешают на холодильник.

Не возбраняется работать с готовыми рамами для снимков и зеркал.

Топиарий

С помощью мастер-класса по созданию поделок из крупы можно нестандартно украсить кухоньку. Понадобится пенопластовый шар, окрашенный в тон колотого горошка или кукурузы.

Клеевой состав наносят на часть основы и покрывают её выбранным продуктом. Действуют подобным образом, пока не заполнится вся поверхность. На следующий день осматривают предмет, выявляя пустоты и устраняя их.

Палочку-ствол прикрепляют в оставленную дырочку. Горшочек заполняют флористической пеной или алебастром и вставляют в него деревце, скрывая точку стыковки зеленью или мхом.

Таким же методом обрабатывают венок, сплетённый из соломы, который займёт достойное место на входной двери.

Кормушки для птиц

Чтобы обеспечить пернатым кормёжку в зимний период, мастерят оригинальные элементы в форме звёздочек. Пошаговая инструкция:

  1. В кипящую воду добавьте желатин.
  2. После пятиминутного кипячения снимите кастрюльку с огня.
  3. Смешайте содержимое с купленным птичьим кормом.
  4. Заполните формочки смесью, вставляя шпагат для подвешивания.
  5. Подержав полчаса в морозилке, вытащите и оставьте на ночь.

Утром повесьте на деревья и ждите прилёта птичек, которые с удовольствием полакомятся вашим угощением.

Методика окраски

Хорошо подвергается окрашиванию белый рис, фасоль, семена тыквы.

  1. Потребуется полиэтиленовый пакетик, пищевой или акриловый краситель, посуда для последующей сушки.
  2. В пакет засыпают две жмени материала, добавляя уксус (4 ст. л) или спирт (2).
  3. Вливают струйки красящего вещества и тщательно трясут для его равномерного распределения.
  4. После этого раскладывают на просушку.

Новогодние украшения

Наверняка в домашней кладовке пылятся старые игрушки для ёлки. Им можно подарить новую жизнь, обваливая выцветшие шарики в крупинках. Совет, как сделать такую поделку из крупы, чтобы она выглядела презентабельно, заключается в следующем.

Если за основу взято рисовое сырьё, используют два слоя, гречке достаточно однослойного покрытия. Оформляют образцы бантиками, ленточками, мешковиной.

Не менее интересно смотрятся декоративные шары из пенопласта, обклеенные выпуклой фасолью и покрашенные в различные оттенки. Положенные на стеклянное блюдо, в компании шишек, высушенных веток, свечей, они обладают эффектным праздничным обликом.

Вырезав картонную конфигурацию снежинки, её заполняют с обеих сторон любым продуктом, применяя узорчатое и орнаментальное нанесение. Сверху можно брызнуть золотой или серебряный спрей. Таким же способом делают снеговика или ёлочку.

Добавочным декором выступят подвески, бусы.

Нет предела фантазии

Из туалетной втулки изготавливают изысканные сервировочные колечки, разрезав её на части и украшая их, следуя собственному вкусу. Идеи для поделки из круп включают декорирование пасхальных яиц. Их вываливают в материале полностью, воссоздают забавные шапочки, подрисовывая личико.

Задействуют макароны, специи для отображения мозаичных узоров и орнаментов.

Неординарный вид у фасолевых изображений с чередованием белого и чёрного сорта на контрасте. Красочно и выразительно выглядят силуэты котиков на фоне круга солнца, а опытным умельцам по силам воспроизвести даже реалистические человеческие портреты.

Кофейные и коричные изделия кроме визуального наслаждения внесут в помещение божественное благоухание.

Кухню освежит панно на фанере, разделённой на отсеки тоненькими рейками. Эти ячейки заполняются разноплановыми элементами, которые заметно оживляют обстановку, даря интерьеру стильную свежую нотку.

Фото поделок из крупы демонстрируют, что такую же декорирующую функцию исполняют ёмкости, пополненные крупинками разных цветов или засыпанные послойно, чередуясь колерами. Это не только основание для свечек, ножей, косметических атрибутов, но и колоритный вполне самодостаточный аксессуар.

Малышам нравится работать с лёгкими версиями в виде моркови, солнышка, рыбки, когда итоги труда быстро реализуются в действительность и самоделкой можно похвастаться перед родными и даже подарить её.

Психологами утверждается, что дети занимающиеся творчеством, более склонны к обучению, восприятию информации, отличаясь усидчивостью и трудолюбием.

Обычная еда, становясь поделками из крупы своими руками, поспособствует раскрытию творческого потенциала ребёнка и отвлечёт его от компьютерных игр.

Как сделать поделки для детей из гречки и риса

В каждом доме всегда найдутся крупы, а как сделать поделки, например, из гречки и риса для детей разных возрастов своими руками, пояснят пошаговая инструкция и наглядные фото. Использовать сухие крупы в качестве материала для творчества – отличная идея. Результат превосходит все ожидания.

Виды поделок из крупы

С помощью крупы дети легко могут создавать действительно интересные вещи. Вот, например, что можно сделать:

  • нарисованные картины. Заполнив контуры различных изображений с помощью круп и клея, можно получить удивительный результат;
  • изделия на клею. Этот вариант похож на предыдущий, только в качестве основы используется не бумага или картон, а однотонная форма из пенопласта или пластика;
  • вдавливающиеся картины. Принцип работы тот же, что и с нарисованными картинками, только вместо клея для фиксации крупы используется пластилин;
  • насыпные изделия. Разноцветные крупы насыпаются отдельными слоями в бутылку или банку. Так даже детсадовец сможет легко создать интересный и красивый декор для дома.
Читайте также:
Лучшие художественные и развивающие книги для детей 3-4 лет

Виды круп, а также дополнительные материалы нужно подбирать индивидуально. Зависимо от того, какой результат задуман.

Полезные советы для создания аппликаций

Вот несколько полезных советов родителям и педагогам, чтобы детское творчество с крупами получалось с первого раза:

    для работы нужно выбирать в качестве основы выбирать материал поплотнее.

Нужно запомнить

Эти несколько общих рекомендаций воспитателям и школьным учителям позволят любому типу поделки надолго сохранить свой внешний вид:

  • как альтернативу акрилу можно взять простой лак для ногтей;
  • удобно пользоваться мелкими крупами;
  • при окрашивании можно воспользоваться не только пищевыми красителями, но также гуашью или даже зеленкой.

Аппликация «Белый гриб»

Поделки из крупы детсадовцы делают нечасто, потому такое задание может быть им интересно.

Что понадобится для работы:

  • гречка, рис;
  • лист плотного картона;
  • пластилин под цвет картона или под цвет крупы;
  • фломастеры или краски.

Что нужно будет делать:

    Заполнить весь контур гриба пластилином.

Аккуратно надавливая, заполнить шляпку гриба гречкой, а ножку – рисом.

Фломастерами или акварелью можно оформить фон, сделав, получившуюся аппликацию полноценной.

Такие грибочки делаются быстро и подойдут не только для индивидуальной, но и для совместной работы.

Аппликация «Ёжик»

Такая картинка отлично подойдет воспитателям детских садов для того, чтобы научить малышей работать с природными материалами.

  • гречка, рис или пшено, сухой горох;
  • клей;
  • лист плотного картона;
  • сухие листья;
  • шаблон – ежик с яблоком на спине.

Как сделать аппликацию:

    Перенести на плотный картон рисунок ежика с яблоком.

Промазать спинку ежа клеем и плотно посыпать гречкой.

  • Подождать пока клей высохнет и аккуратно стряхнуть лишнее зерно, перевернув картинку.
  • Точно также поступить с телом животного – только обсыпать рисом или пшеном. И стряхнуть лишнее, когда подсохнет клей.

    Теперь промазать клеем контуры яблока и по одному приклеить горошины плоской стороной вниз.

    Фон готового рисунка можно дополнить сухими листьями, сделав ежику дорожку и добавив на хвостик яблока.

    Аппликация «Мишка Тедди с сердечками»

    Поделки подобного рода воспитатели часто задают сделать своим воспитанникам из младшей группы. Это помогает не только развить мелкую моторику, но и развить у детей терпение.

    Материалы для создания:

    • гречка, рис;
    • кисточка;
    • клей;
    • лист плотной бумаги или картона А4;
    • шаблон-картинка с медвежонком.
    1. Шаблон можно сразу распечатать на плотной бумаге или перенести на картон с помощью копировальной бумаги.
    2. Аккуратно промазать сам контур медвежонка и затем посыпать гречкой.

  • Дать подсохнуть.
  • Потом помазать клеем тело мишки и посыпать рисом. Также дать подсохнуть.

  • Таким же образом заполнить сердечки.
  • Осторожно стряхнуть крупинки, которые не приклеились.

    Промазывать детали рисунка клеем и заполнять крупами лучше будет по частям, чтобы клей не высох раньше времени.

    Декорирование бутылки

    Деткам очень нравится перебирать пальцами различные крупы. Потому такая идея придется им по душе. Отлично подойдет для начинающих работать с крупами.

    • бутылка или банка;
    • гречка, рис, другие крупы по желанию.

    Что нужно делать:

      Взять выбранную емкость и поочередно заполнить ее разными крупами, слой за слоем.

    Заполнить банку можно почти до самого верха. А если выбрана бутылка, лучше остановиться слегка не дойдя до горлышка.

    Как видно, делается все очень просто.

    Декорирование рамки

    Любой школьник справится с заданием сделать рамочку для фотографии или картины, украсив ее крупой.

    • акриловый лак;
    • гречка, рис;
    • клей;
    • ножницы;
    • плотный или даже толстый картон;
    • простой карандаш.

    Последовательность действий такова:

      На картоне нарисовать рамку любой формы.

  • По желанию можно прорисовать на ней контуры узоров для заполнения и вырезать рамку.
  • Приложить рамку к картону и обвести карандашом по внешнему контуру.
  • Получившийся лист вырезать, обмазать клеем по трем сторонам и аккуратно приклеить к рамке. В полученный «мешочек» потом можно будет вставить картинку или фото.

  • На детали узора по частям нанести клей и посыпать крупой. Рамка может быть однотонной либо разноцветной.
  • Готовую рамку покрыть акриловым лаком.

    Контрастные рамки, покрытые разными крупами, смотрятся более оригинально. А покрытие готового изделия лаком поможет ему дольше сохраниться в первозданном виде.

    Детский алфавит из круп

    Обучение ребенка чтению всегда начинается с алфавита. А если буквы будут объемными, малыш гораздо лучше и быстрее их запомнит. К тому же, обязательно получит удовольствие от игровой формы обучения.

    Что потребуется для работы:

    • гречка, рис, другие крупы по желанию;
    • карандаш;
    • картон светлого, не очень яркого цвета;
    • клей ПВА;
    • линейка.

    Как сделать алфавит:

    1. Разлиновать лист-основу, как для прописей. Ширина полос будет означать высоту букв. Между полосами-строками нужно делать небольшие отступы.
    2. Нарисовать на строках буквы, стараясь не выступать за края. Между буквами также нужны небольшие отступы, чтобы крупы не смешивались. Можно нарисовать только контуры букв, но желательно, чтобы они были хоть немного объемными, как для аппликации.

  • Каждую букву промазать клеем и посыпать крупой.
  • Когда клей высохнет, аккуратно стряхнуть излишки.

    К этой поделке есть небольшое дополнение: если нарисовать буквы объемными, их можно вырезать, как шаблоны, и только потом клеить крупу. Тогда получатся замечательные фигурки, которые можно будет использовать при обучении.

    Игрушки на елку

    Этот мастер-класс поможет создать прекрасный декор не только для новогоднего дерева, но и для комнат.

    • акриловый лак;
    • гречка, рис;
    • кисточка;
    • клей ПВА;
    • ленты;
    • одноразовая тарелка;
    • пластиковые елочные шары.

    Что нужно делать:

    1. Насыпать крупу в одноразовую тарелку.
    2. Покрыть елочную игрушку толстым слоем клея.
    3. Хорошо обвалять шар в крупе. Постараться сделать это так, чтобы пробелов не осталось.

  • Осторожно стряхнуть с игрушки лишние крупинки.
  • Подождать, пока подсохнет клей.
  • Покрыть акриловым лаком.

    Чтобы елочные игрушки полностью высохли, придется подождать около суток. Для крепления вместо ниток можно использовать ленты. Как только лак высохнет, все готово!

    Панно с цветком из крупы на пластилине

    Семена и крупа отлично развивают мелкую моторику, но маленьким детям может быть нелегко работать с клеем – рисунок покрывается клеем не полностью, из-за чего образуются пустоты, а сами поделки осыпаются очень быстро. Потому для малышей будет лучше заменить клей пластилином.

    Что понадобится для панно:

    • арбузные семечки, гречка, зерна кукурузы, рис;
    • карандаш;
    • лист плотного картона или тонкой ДСП;
    • пластилин под цвет основы.

    Перенести рисунок цветка на основу.

      Распределить пластилин сначала по линиям и границе определенного участка. Например, для начала можно нанести пластилин на контуры сердцевины цветка.

  • Заполнить пластилин, аккуратно вдавливая зернышки кукурузы, оставляя немного место на внутреннем крае.
  • Внутренний кружок заполнить арбузными семечками.

  • Аккуратно наклеить пластилин в сердцевину цветка и заполнить его гречкой.
  • Края лепестков выложить арбузными семечками, а сами лепестки цветка – заполнить крашенными кукурузными зернами.

    При желании можно использовать для листьев цветка горох или другую крупу, покрашенную в зеленый цвет. Фон можно вымазать клеем и заполнить пшеном либо рисом. Желательно также обработать готовую работу лаком.

    Украшение яиц

    Чаще всего такая поделка делается именно к празднику Пасхи, поскольку в основе используются вареные яйца.

    Кроме них потребуются:

    • гречка, рис, другие крупы по желанию;
    • кисточка;
    • клей;
    • фломастеры.

    Как украсить яйца:

    1. Аккуратно, не испачкать пальцы, обмазать яйцо клеем с помощью кисточки.
    2. Вывалять яйцо в крупе, стараясь, чтобы сквозь нее не проглядывала скорлупа.

  • Фломастером можно нанести на скорлупу рисунок и обвалять только его, а остальную скорлупу обсыпать, например, манкой, также, не забыв промазать пустоты клеем.
  • Еще один способ украшения: частично обклеить яйцо крупой, а на оставшемся пустом месте нарисовать забавную мордочку.

    Вариантов может быть еще очень много, главное – включить фантазию!

    Как правильно окрашивать крупу

    Разумеется, лучше использовать для работы крупы естественного цвета. Так готовая работа будет смотреться более натурально. Но при большом желании несложно разобраться, как покрасить крупу.

    • крупа-основа;
    • мерный стакан;
    • одноразовая тарелка;
    • пищевой краситель нужного цвета;
    • плотный полиэтилен либо пакет с застежкой-молнией;
    • спирт или уксус.
    1. Положить в пакет пару крупных горстей крупы-основы. Будет удобнее предварительно высыпать их в мерный стакан, чтобы запомнить объем.
    2. Развести порцию пищевого красителя, добавив пару столовых ложек спирта. Если выбран уксус, то четыре ложки.

  • Вылить краситель в пакет с крупой.
  • Плотно закрыть пакет и потрясти, чтобы все крупинки хорошо прокрасились.
  • Выложить крупу в одноразовую тарелку и оставить в покое до полного высыхания.

    Благодаря этому простому способу детские поделки станут еще ярче.

    Вывод

    Пошаговая инструкция о том, как сделать поделки своими руками для детей из гречки и риса, а также фото помогут разобраться в процессе работы. Тем более, что у детей такая богатая фантазия! А дополнительные полезные советы – надолго сохранят первозданный вид готовой поделки.

    Автор: Vladimir

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Почерк у детей: 5 проверенных способов исправления

    В первом классе, ребенок учится красиво писать, формируя собственный почерк. Многим школьникам никак не удается избежать исправлений, неровных строк и букв в тетради. В связи с этим возникают проблемы со сдачей самостоятельных, контрольных и других письменных работ. В результате школьник теряет мотивацию к учебе, так как он просто не может исправить свой почерк.

    Родители могут научить ребенка изящно писать с помощью эффективных методик и простых упражнений.

    Самые распространенные ошибки детского письма

    Наиболее популярными погрешностями в почерке ребенка являются:

    • неровные строки (съезжают вниз или вверх);
    • дезориентация на бумаге;
    • неправильное соединение элементов;
    • замена букв;
    • разная высота и наклон элементов;
    • слишком сильный или слабый нажим.

    Причины некрасивого почерка у детей

    Причины могут быть не только в развитии и здоровье первоклассника, но и в неправильном выборе пишущего инструмента и неудобной позе. Рассмотрим наиболее распространенные:

    1. Неразвитая мелкая моторика рук. Ребенка недостаточно развивали в дошкольный период, отсюда и возникли проблемы с правописанием.
    2. Нарушения в работе головного мозга.
    3. Недостаточное развитие ориентации в пространстве.
    4. Неудобный пишущий инструмент. Рекомендуется приобретать ручки и карандаши длиной примерно 15 сантиметров, с резиновой насадкой.
    5. Неудачное положение листа бумаги. Тетрадь нужно расположить под наклоном в 10-15 градусов, чтобы дать возможность руке свободно передвигаться.
    6. Неправильная поза. Положение тела при письме должно соответствовать следующим правилам:
      • прямая посадка;
      • спина опирается на спинку стула или кресла;
      • ноги стоят прямо;
      • локти выходят за край стола или парты;
      • голова, плечи и спина находятся в ровном положении;
      • грудь не касается стола.

    Внимательно изучите тетрадь ученика на предмет ошибок. Определите, что именно мешает назвать почерк ребенка красивым? Это могут быть многочисленные исправления, пропущенные буквы или неровные строчки. Как только вы определили, какие проблемы у школьника, можно приступать к тренировкам.

    5 способов исправления почерка первоклассника

    1. Прописи. Сегодня достаточно просто научить школьника писать красивые ровные буквы. Рабочие тетради с прописями продаются во всех канцелярских магазинах. Они позволяют ребенку выполнять простые действия: рисовать кружочки и палочки, выводить буквы и их отдельные элементы. Прописи помогут развить мелкую моторику рук, выработать правильную посадку при письме и верное положение пишущего инструмента. Рекомендуется приобретать сразу несколько видов рабочих тетрадей.
    2. Простые упражнения для развития мелкой моторики. Для исправления почерка родители должны выполнять с детьми небольшие задания:
      • рисовать или заштриховывать пустые картинки (необходимо добиться равномерной штриховки, без пятен);
      • делать пальчиковую гимнастику и массаж рук
      • обведение рисунка по контуру (способствует развитию пространственного воображения);
      • дорисовывать уже существующие картинки;
      • собирать паззлы, мозаики;
      • делать оригами;
      • вышивать крестиком;
      • заниматься лепкой;
      • собирать украшения из мелких бусинок.
    3. Приучение ребенка к красоте. Дети часто не понимают, зачем нужно исправлять почерк. Есть один прием, который побудит их стараться ради красивого письма. Возьмите лист бумаги формата А4 и предложите ребенку рисовать сложные буквы, слова или словосочетания и раскрасить их цветными карандашами. Из этих элементов можно собрать фразу «Доброе утро» или «С днем рождения». Первоклассник увидит, что яркие буквы могут складываться в красивые предложения.
    4. Представление образов. Скажите ребенку, что буквы – это солдаты в строю, куклы на полке магазина и т.д. Затем предложите поставить их ровно в ряд, чтобы они не падали и не выходили за поля. Школьник воспринимает задание как игру и невольно начинает писать аккуратнее и красивее.

    Дополнительные упражнения для исправления почерка

    1. Зажать ручку между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладони, нарисовать рисунок.
    2. Прокатить мячик по столу, не сгибая ладони.
    3. Вращать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы.
    4. Собрать в кулак разбросанные по столу карандаши, затем поменять руку.
    5. Положить ладони на стол. По команде поднимать и опускать каждый палец, переходя с одной руки на другую.

    Сколько упражнений необходимо для исправления почерка у детей?

    Заниматься нужно регулярно, примерно по 15-20 минут каждый день. За это время первоклассник сможет удерживать внимание на занятии и качественно выполнять упражнения. Не забывайте уделять время небольшим перерывам!

    Не заставляйте ребенка писать тексты объемом более 4-6 строк. Обращайте внимание на их содержание. Если оно будет интересным, школьнику легче писать текст красивым аккуратным почерком.

    Если переборщить с объемом заданий, у ребенка может возникнуть боль в шее, плечах или руках. Также не стоит принуждать его к занятиям, чтобы не вызвать неприязнь к процессу.

    Изменить почерк в лучшую сторону – задача вполне реальная, но требующая времени и терпения. Нередко проблемы с письменностью возникают из-за невнимательности и недостаточного развития мелкой моторики. С возрастом налаживаются нейронные связи, и почерк улучшается автоматически. Подобные трудности также наблюдаются у левшей.

    Если некрасивый почерк сочетается с плохой успеваемостью ребенка, это может свидетельствовать о логопедических проблемах (например, дисграфии). Однако если школьник пишет с помарками, но при этом хорошо учится и правильно мыслит, беспокоиться не стоит.

    Дата публикации: 27.08.2020. Последнее изменение: 26.11.2021.

    Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения

    Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.

    Каллиграфия для детей: почему это важно?

    Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.

    Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.

    Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.

    Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

    Нарушение письма: виды дисграфии

    Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

    Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

    В соответствии с этим существует три вида дисграфии:

    • акустическая;
    • моторная;
    • оптическая.

    Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

    Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

    Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

    Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

    При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.

    Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

    • составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
    • выложить шнурком, слепить из пластилина;
    • составить букву из представленных элементов;
    • показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
    • дополнить недостающий элемент буквы;
    • найти данную букву среди многих других;
    • назвать предмет, похожий на эту букву.

    Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

    Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.

    Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.

    При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

    Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

    Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

    Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям

    Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.

    1. Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
    2. Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
    3. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
    4. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.

    Тренировка навыков письма

    Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.

    Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.

    Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.

    Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:

    • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
    • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
    • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
    • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
    • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
    • Составление мозаики, конструктора.
    • Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

    Упражнения для каллиграфии

    Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

    • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
    • Хождение по комнате с книгой на голове.
    • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
    • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.

    При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

    Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

    • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
    • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
    • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
    • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
    • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
    • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

    Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

    Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:

    • Лепка из пластилина;
    • Складывание мозаики;
    • Игры с конструктором;
    • Изготовление аппликаций;
    • Разрисовывание, штриховки рисунков;
    • Завязывание узелков на веревке;
    • Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

    А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

    Как улучшить почерк у ребенка?

    Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии — а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

    У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

    Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

    Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие — писать еще неаккуратнее.

    Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

    Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей. расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму — от расстройства, и начнет врать.

    — Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал.

    Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

    — Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

    — Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу.

    — Не придумывай и быстро за уроки.

    Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, — с плохим почерком.

    Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

    Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

    Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

    Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

    Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние — страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

    Причины проблем с почерком у детей

    Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

    Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

    Моторика рук

    Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы — все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

    Дисграфия

    Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

    Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

    Как улучшить почерк?

    Создаем необходимые условия для улучшения почерка

    1. Выполняя упражнения для улучшения почерка — с помощью специальных прописей или просто в тетрадке — попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки — помарку всегда можно будет стереть.

    2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы — и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

    3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель — сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

    4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи — заглавные.

    5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками — так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

    6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу — не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще — почерк не страдает, а осанка — эта беда современных и не только школьников — не портится.

    Упражнения на улучшение почерка

    Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

    Упражнение 1. Играем в буквы

    Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

    Что можно сделать в этом случае?

    Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».

    — Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

    — Да я их и так всегда путаю.

    — И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

    — Это что же за буквы такие?

    — Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

    Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

    Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».

    Упражнение 2. Закрепить в памяти

    Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

    Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

    — Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

    — В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

    — Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

    — Сколько букв «И» в слове «ириска»?

    — Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

    Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

    — Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

    — Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

    — Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

    Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

    — Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

    — Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

    Упражнение 3. Пятиминутка письма

    Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

    Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

    Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

    Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

    Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

    Как исправить почерк ребенка — обзор методик и упражнений для школьников

    Не так давно в программе обучения начальной школы кроме русского языка, арифметики, чтения был предмет, который назывался «чистописанием». Во времена Сталина чистописание было обязательным предметом с первого по третий класс. Главным учебным материалом на этом уроке были прописи. Именно по ним дети учились быстро и красиво писать. К сожалению, сегодня этот предмет в обязательную программу обучения не входит. А жаль! Ведь красивый и четкий почерк по-прежнему является одной из ступенек, ведущей к высокому интеллекту. И это не просто слова.

    О чем может рассказать родителям почерк их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

    Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

    Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

    • Неразборчивость. Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
    • Пространственная дезориентация на листе.
    • Замена одной буквы на другую.
    • Разные размеры букв. Их уменьшение или увеличение в конце строки.
    • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
    • Разная высота и наклон букв .
    • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

    Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

    Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

    Прописи

    Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

    • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
    • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
    • Пальчиковые игры. Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
    • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

    Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

    1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
    2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
    3. Методичек для родителей и учителей.

    Два основных принципа методики О. Лысенко.

      • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
      • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

    Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

    Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

    Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

    Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

    • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
    • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
    • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
    • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
    • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

    Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

    Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

    Правильная поза при письме:

    • посадка должна быть максимально прямой;
    • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
    • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
    • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
    • ребенок не должен опираться на стол грудью;
    • локти выступают за край стола.

    Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

    Неправильное положение тетрадки на столе

    Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

    Неправильная обложка на тетради

    Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

    Ручка для письма

    Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

    Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

    Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.

    «Как курица лапой»: как исправить детский почерк и нужно ли это делать

    Кажется, что вручную в 2020 году мы подписываем разве что документы, да и то не всегда. Но зачем тогда детей до сих пор заставляют страдать над прописями, да еще и оценки за почерк снижают? Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым.

    Детям начальной школы правописание дается с большим трудом. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Но почерк — это не только про красоту и аккуратность. В процессе письма задействуются все три сенсорные системы нашего мозга: визуальная, кинестетическая и аудиальная. Когда мы пишем от руки, работает мозг, развиваются моторика и память, плюс это занятие тренирует усидчивость и при правильном подходе может даже считаться чем-то вроде медитации.

    Почему дети стали писать хуже?

    Во-первых, до реформы 1968 года дети в школах писали перьями. И уроки чистописания был у них каждый день — с 1-го по 3-й класс. Это была ежедневная практика, подкрепленная мотивацией: компьютеров тогда не было, а работы, написанные красивым почерком, очень ценились. Прописи тоже были другими: дети переписывали образец из них в чистовик до тех пор, пока результат не становился очевидным. В современных же прописях выделяются 3 строчки на одну букву — на этом упражнения по чистописанию заканчиваются. Так что зумеры ни в чем не виноваты: раньше дети писали чище просто потому, что работы выполняли гораздо больше.

    Вместе с учителями мы выделили топ трудностей у учеников младших классов, которые только учатся писать:

    • наклон букв;
    • соединения;
    • интервал между буквами (они либо слеплены, либо находятся далеко друг от друга);
    • написание заглавных букв и их элементов.

    Начинать писать можно и в 3, и в 4 года, и в 5 лет, только это не будет аккуратно. И скорее даже бесполезно. Нужна ежедневная практика, которой дети в таком возрасте вряд ли захотят заниматься. А отбивать желание не стоит. В этом возрасте важнее развивать функции, которые потом напрямую будут отражаться на письме: крупная и мелкая моторика, пространственное мышление, вестибулярный аппарат, тонус, графомоторные навыки.

    Вообще, почерк начинает формироваться у человека только в 9–11 лет, окончательным становится лишь к 20–22 годам и даже на этом этапе может претерпевать некоторые изменения. Самый простой пример — врачи, у которых из-за большого объема документации меняется скорость, и сам почерк (в сторону нечитаемости, к сожалению).

    Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции

    Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.

    Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.

    Почему школьники должны продолжать писать от руки

    Если понятно, что ребенок младшего школьного возраста не справляется с этими задачами, вероятнее всего, ему нужна помощь специалиста и возвращение на более ранний этап развития — формирование крупной моторики и зрительно-моторной координации, связанной, например, с ловлей мяча.

    Почему важны штрихи и чем плоха шариковая ручка

    Артем Лебедев, преподаватель национальной школы искусства красивого письма, каллиграф:

    Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов. Нужно поставить перо в одно место, провести в нужном направлении и поднять его, перенести и начать заново — то есть каждое движение делать осмысленно.

    Упражнение: взять широкие ручки и фломастеры и закрашивать клеточку в одно движение. Это тренирует и глазомер, и точность, потому что закрасить нужно строго одну клетку.

    Обычно если ребенок может провести несколько ровных линий без линейки, то научиться писать для него — дело времени

    Чтобы научиться красиво писать, нужно правильно видеть форму. Чтобы детям было интересно, можно образовывать какой-то контурный силуэт: например, паровозы, автомобили, человечков, просто какие-то фигуры — не так важно. Идея — образовать фигуру из штрихов. Потому что просто рисовать по 50 штрихов в 10 строчках значит навсегда забыть про любовь к письму, можно чокнуться. А рисунки — это весело, и в то же время тренируется навык.

    Вот только работать нужно карандашом или пером. Шариковая ручка в неокрепших руках может сыграть злую шутку. Это неуправляемое скольжение, шарик внутри нее вертится, и держать ее можно по-разному (и тремя, и четырьмя, и пятью пальцами, наклон тоже не важен) — писать все равно будет. Но рука устает, потому что находится в напряжении (на ручку же нужно нажимать), детей это постепенно раздражает. Они расслабляются, почерк портится.

    А перьевая ручка пишет плавно и дисциплинирует. Чернила текут, если ее поставить ровно, а если наклонить — течь не будут, и никакое давление не поможет. Получается, основная задача — задавать пальцами правильный вектор движения. Такая ручка определяет правильный хват, плюс у нее нет крутящегося шарика (он есть, но он не вертится), и происходит некое сцепление с бумагой. Это немного тормозит движение: не сильно ощутимо, но этих микроторможений достаточно, чтобы сделать ровную линию. Поэтому у детей, которые начинают писать перьевыми ручками, почерк аккуратнее.

    7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки

    Сейчас есть бюджетные школьные перьевые ручки. Туда вставляется чернильный картридж (они продаются во всех канцелярских магазинах). Еще можно учиться писать простым грифельным карандашом. То есть лучше использовать те инструменты, у которых нет шарика.

    Ручку нужно держать тремя пальцами, чтобы кончик ее смотрел в правое плечо (у правшей)

    Научно доказано, что именно 3 пальца отвечают за творческое развитие в коре головного мозга.

    Поэтому чаще всего ручки трехгранные (есть и четырех-, и пяти-, но это декоративные). Даже перьевые ручки для детей сейчас делают с трехгранными насадками, чтобы их можно было держать тремя пальцами: корпус ручки кладется на средний, придерживается большим, сверху — указательный.

    Левый угол тетради должен смотреть в середину груди. Сидеть нужно с прямой спиной, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка. Как это проверить?

    • ступни ног упираются в пол;
    • колени находятся на одном уровне с бедрами;
    • между краем стола и животом помещается кулак;
    • в идеале кресло должно быть с высокой спинкой, чтобы в нее упиралась голова и спина была прижата. Главное — минимальный прогиб в пояснице;
    • расстояние от глаз до стола не менее 30 см (длина локтя);
    • локоть рабочей руки лежит на столе.

    Спешка и безотрывное письмо

    Наталия Романова-Африкантова:

    Ребенку часто дают слишком мало времени на отработку навыков, прописывания отдельных элементов, пропускают этап формирования графомоторных навыков (ребенок готовит руку к письму: чертит прямые линии, зигзаги, рисует окружности и раскрашивает). На каждый этот этап нужно выделять достаточное количество времени, чтобы навык окончательно сформировался.

    Еще одна ошибка — требование безотрывного письма. Поэлементное письмо дается детям проще, а по мере нарастания навыков и скорости оно автоматически становится непрерывным.

    Новая канцелярия или эстетика

    Артем Лебедев:

    Мотивация — не менее важный вопрос. Мне в детстве очень нравилось писать в новых тетрадях, используя новый красивый инструмент — это было главной мотивацией. Мама постоянно разорялась на ручки, блокноты, карандаши, и эта страсть осталась у меня до сих пор. Но важно уточнить, что хороший инструмент не значит дорогой. Не нужно бежать в магазин, покупать ребенку Parker за немыслимые деньги и говорить: пиши, и никакие отмазки не принимаются.

    У кого-то мотивация в эстетике и красоте, у кого-то — в этой самой канцелярии, кому-то обещают купить велосипед за хорошие оценки (не скажу, что это самый действенный способ, но он есть). Если ребенок хочет развиваться, он занимается, тогда и виден результат.

    Мелкая моторика

    Самая распространенная проблема почерка — плохо развитая мелкая моторика. Значит, нужно тренировать пальцы. Для этого есть несколько веселых и эффективных упражнений:

    • Твистер. Поле с цветными кружками рисуется на листе бумаги, и вставать на них нужно не ногами и руками, а пальцами одной руки. Участники игры соревнуются по классическому принципу: кто будет успешнее переставлять пальцы, не выходя за границы кружков, тот и выиграл.
    • Рисование по точкам. Это простое упражнение еще из советского детства помогает развивать координацию движений и проводить точные линии. Сперва можно обводить пунктирные линии, а потом уже соединять точки самостоятельно. Результат — красивый рисунок.
    • Театр теней. Можно даже придумать игровой сюжет и изображать вместе с ребенком героев, попадающих в разные ситуации.
    • Пальчиковая гимнастика. «Мы писали, мы писали» — упражнение для разработки пальцев и кистей, быстрое и эффективное.
    • Разбор круп. В одной тарелке нужно смешать несколько видов круп и попросить ребенка перебрать их по видам.
    • Попеременное поднятие пальцев. Ладони прижаты к столу, ребенку нужно по очереди отрывать пальцы, можно каждым рисовать в воздухе круг.

    Пространственное мышление

    Если ребенок не умеет визуализировать объекты и плохо воспринимает расположение, размер и форму вещей, то это тоже может отрицательно сказаться на почерке, потому что буквы вылезают за строчки, начинают скакать. Что делать?

    • Буквы в воображении. Например, сидя в очереди вместе с ребенком, можно попросить его представить, как он пишет ту или иную букву в воздухе. Это полезно, потому что помогает представить идеальный вариант написания и стремиться к нему.
    • Графический диктант. Две клеточки вправо, три клеточки влево… Дети не знают, какая фигура у них получится в итоге. Они рисуют линии по заданному алгоритму в предвкушении рисунка-сюрприза.
    • Буквы из проволоки. Делаем объемные буквы из проволоки, а затем разбираем и делаем новые. Можно даже делать элементы и соединять их в одну букву.
    • Поиск предмета. Следуя указаниям взрослого («поверни налево» или «дойди до стула»), ребенок ищет предмет в комнате. Новое направление дается только после выполнения предыдущего.

    Что советуют учителя?

    Анастасия Бондарева, МАОУ «Лицей 14» г. Владимира:

    Почерк — это индивидуально: у кого-то буквы больше, у кого-то меньше, и их все нужно вписать в каноны узкой линейки, что вызывает у детей много затруднений.

    Сейчас много действительно интересных прописей (например, прописи Пушкина). Косая линейка помогает задать правильную конфигурацию букв. Я на уроках использую мелкие логопедические шарики с шипами («су-джок») для стимуляции нервных окончаний. Хорошо помогают пальчиковые гимнастики. Все это развитие мелкой моторики, и только после этого можно приступать к упражнениям в тетрадях. Советую больше обводить: развивается и двигательная, и зрительная память.

    Что делать, если будущий первоклассник не хочет писать от руки?

    А еще у детей сегодня все чаще встречаются проблемы с речью, целеполаганием и различными психическими процессами. В век информатизации и компьютеризации очень многое перешло на автоматический режим. Именно поэтому письмо от руки — это развитие мозга. Почему в начальной школе детям часто исправляют почерк и снижают за него оценки? Потому что учителя заботятся не о формальности (красивые буквы), а о всестороннем развитии ребенка через письмо, то есть стараются сделать то, что современная школа ученикам не предлагает.

    Екатерина Кравченко, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1530 («Школа Ломоносова») г. Москвы:

    Во-первых, я бы рекомендовала следить за посадкой, наклоном тетради и держанием ручки. Звучит банально, но это правда работает. Сел ровно, тетрадь положил правильно — и вуаля, вот он, нужный наклон, вот они, красивые буквы. Во-вторых, удобная ручка. Не нужно покупать декоративные ручки с блестками, фигурками и прочим нагромождением: это отвлекает, да и держать их неудобно.

    А еще детей нельзя торопить. Они хотят быстрее закончить работу и убрать тетрадь в дальний угол, а работать нужно не на скорость, а на результат. Вначале я использую тетради в частую линейку: в них нагляднее видны сами буквы и соединения. При переходе на широкую линейку можно подкладывать лист с разлиновкой: это поможет привыкнуть к новому формату и «не мельчить».

    • Графические диктанты — отличное упражнение, которое помогает детям лучше ориентироваться в тетради и не писать откуда придется.
    • Каждый урок можно начинать с минутки чистописания или графической разминки. Мне очень нравится сборник Тарасовой Л. Е. — в 1–2-х классах обычный, а с 3-го даю ребятам ее тренажер для старшеклассников (1-я ступень). Там задания усложняются.
    • Из элементов букв можно рисовать интересные узоры — и не избито, и весело.
    • Развивать мелкую моторику. Вырезать узоры ножницами, работать в технике квиллинг, оригами, лепить из пластилина, особенно мелкие элементы.
    • Чаще писать!

    Важно не надоесть детям с одним и тем же типом заданий, тогда ребенку будет нравиться все, что ты ему предлагаешь.

    Почерк — работа не разовая. Исправить его можно в любом возрасте, нужно лишь определить этап, на котором сформировалась проблема, и устранить ее. Главное — упорство, время и желание.

    За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Ангелину Браун.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: