Подросток 13-15 лет совсем не хочет учиться – действенные советы психолога

Подросток не хочет учиться — что делать?

Бороться методом кнута и пряника, заставлять сидеть над учебниками, контролировать процесс — или пустить все на самотек?

Поделиться:

Поскольку я работаю в детской поликлинике, ко мне часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной для их обращения к психологу является успеваемость чада. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости (ребенок или подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д.) меркнут по сравнению с этим ведущим и откровенно экзистенциальным посылом. Особенно это, разумеется, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но учителя, судя по всему, массово поддерживают это странноватое родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться!

И приходят, и просят: «Ну скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!»

«А меня, незнакомую тетку, послушает, что ли?!» — бормочу я себе под нос и с долей неуверенности спрашиваю вслух: «А может, если он не хочет учиться, тому есть какая-то причина?»

«Да они все сейчас такие!» — в сердцах отвечают родители и ссылаются на компьютер, телевизор и масскультуру, которые якобы отвратили их чадо от романов Достоевского, экономической географии и решения дифференциальных уравнений. Мне смешно.

Призванное к ответу чадо сидит на банкетке в кабинете, шаркает ногами по ковру, крутит в пальцах что попадется и подтверждает, что да, учиться ему не хочется совершенно. Уже давно. А может, и никогда не хотелось, просто оно боялось, что родители и учителя будут ругаться. Точно оно уже не помнит.

— Но что же нам с ним теперь делать? — восклицают обескураженные родители. – Ведь без образования-то никуда.

И мне уже не смешно.

Скажу сразу: несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у меня так и не появилось никакого внятного алгоритма его решения.

Каждый раз я пытаюсь исходить из индивидуальной ситуации и иногда достигаю поистине вершин оригинальности. Например, один пятиклассник с гипердинамическим синдромом по моей рекомендации учил уроки, катаясь на велосипеде, другой читал учебники, только вися вниз головой на турнике. Два десятиклассника под моим руководством сочиняли роман-фэнтези в виде учебника истории (по образцу учебника географии от Сельмы Лагерлёф). А одна девочка ушла из престижной гимназии (которую безбожно прогуливала) в медицинское училище и стала там круглой отличницей.

Но многим помочь так и не удается — моего творческого запала и инициативы родителей попросту не хватает, чтобы преодолеть инерцию «нехотения» данного конкретного ребенка.

И потому меня не покидают сомнения: если проблемы «не хотящих учиться» чад у сотен семей так похожи, так, может быть, существует и какое-то «правильное» решение этой задачи? Ведь любой обучавшийся математике знает: иногда можно подобрать корни уравнения, опираясь на интуицию. Но лучше все-таки знать, как его решить. И в идеале иметь обоснование, почему именно этот способ решения является самым эффективным.

Так что же все-таки делать?

В общем-то вариантов не так уж много.

1. Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом чадо повзрослеет, разберется что к чему и еще будет нам благодарно за то, что не обращали внимания на его капризы.

Читайте также:
Когда ребенок равнодушен к маме, родителям, животным - нормы и отклонения

2. Ничего не бывает просто так. У «нехотения» всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное, и интерес ребенка к учебе не восстановится.

3. Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование — это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

Какой из трех вариантов представляется вам самым разумным и почему?

А может быть, вы хотели бы предложить четвертый (пятый, шестой) вариант, поделиться своим родительским опытом?

Переходный возраст: расплата за детские обиды

Подростковый возраст – испытание бесправием

Конфликт матери и подростка: как выжить самой и помочь выжить ребёнку

С моей точки зрения, ребенка нельзя заставлять, его надо активно заинтересовать, замотивировать чем-то, что ему интересно. Нелюбовь к учебе у детей периодически возникает, это нормально, они скачут от возраста к возрасту.

К учебе их надо привлекать разными способами. Что именно делать — очень индивидуально и зависит от интересов и привязанностей ребенка. У моих сыновей еще не пропадал интерес к учебе, но если пропадет, то будем делать акцент на том, чем они увлекаются и использовать это в качестве сладкой морковки.

Эту реплику поддерживают:

Конечно же, нужно исходить из психотипа ребенка. И важен возраст. Объясню почему. В какой-то период авторитет родителя важен и значим. А в какой-то период, особенно в переходный, когда дети становятся немного сумасшедшими, авторитет родителя падает, и, может, было бы интереснее знакомить его (не говоря ему об этом), с каким-то интересным человеком-психологом, чтобы тот путем игры включал его волевую инициативу.

А путь принуждения, репрессивный путь, самый слабый. Мы знаем примеры того, как родители заставляли человека в детстве играть на скрипке или на другом музыкальном инструменте, и человек выучился и стал серьезными музыкантом. Но это скорее исключение, и мы не знаем, какое с психологической точки зрения это на него произвело впечатление. Может, он в музыке чувствует себя свободно, он профессионал и творец, а в жизни стал маньяком.

Что касается моих дочерей, то старшая сразу заинтересовалась профессией, которую выбрала (она закончила четвертый курс Щукинского училища), и все это у нее было органично.

А вот о младшей дочери, которой сейчас 16 лет и которая пока только определяется… не могу сказать, что доволен своими успехами. Процесс идет нелегкий. Я не то чтобы борюсь с ней, я изощряюсь и хитрю… Надеюсь, без ущерба для психики.

Эту реплику поддерживают:

А как именно, по-Вашему, нужно учитывать психотип ребенка? Давить на слабых и внушаемых и договариваться с сильными и демонстративными? Прямо наоборот? Безусловно верная идея о том, что все не желающие учиться дети разные, все-таки не снимает проблему алгоритма.

Эту реплику поддерживают:

Трудно быть подростком. Гормональный всплеск. Пик самоидентификации. Максим, я заглянула в Ваш Profile и, кажется, нашла причину проблемы. “Я перфекционист, стремлюсь к идеальному”, – пишете Вы. И для зрелого человека такая позиция может быть сложной. Для подростка ( а Ваша младшая дочь, скорее всего, разделяет ее, как это ни покажется Вам странным) – если не получается на 5 с плюсом, то пусть лучше никак. Ситуация усложняется и тем, что и у старшей сестры и, по-видимому, у мамы “все органично”.

Читайте также:
Как правильно написать объяснительную записку в школу от родителей классному руководителю?

Расскажите ей, что и у Вас не все получалось в ее возрасте, да и теперь многое дается с трудом. Говорите с ней, доверяйте ей – я уверена, Вы будете гордиться своей дочерью, ее время придет. В моей практике было много таких примеров.

Эту реплику поддерживают:

Эх, трудно быть родителем

Не хотят современные дети учиться.Дочке старшей 12 лет почти. Стараюсь особо не давить, сама разберется. Какой смысл ругать за плохую оценку? Не все отличники потом смогли реализоваться в жизни, и не все двоечники плохо закончили. Правда однажды не выдержала и предложила дочке бросить школу и выйти замуж. Какой смысл ходить туде, где не интересно.Чего время зря тратить. Объяснила, что есть варианты – замуж в 12 лет берут в Индии и на Кавказе (за нескоько дней до этого она интересовалась во сколько лет можно выйти замуж) или можно пойти работать(выбор правда невелик будет). Как ни странно подействовало – она стала учиться лучше. Решила, что в школу ходить лучше, чем замуж в Индию:-) Я всегда страюсь предлагать ребенку выбор, т.к. принятое самостоятельно решение гораздо эффективнее, чем навязанное.

Эту реплику поддерживают:

А мне ближе 2-ой вариант

Может где-то и бывают дети, понимающие сразу ценность образования, но это точно не мой дядя Федор. А вся его учеба (у нас первый класс), понятное дело нужна мне, а ему так.. чтоб маме было приятно. Поэтому мама и должна париться со школой- выбирать чтобы было интересно, несовково, с огоньком.Но мы договорились, что образование в конечном счете ему тоже пригодится: без него нельзя построить вожделенную машину времени. Только не могу найти пока объяснения для чего будущему изобретателю учить стихи про осень и прочие сезоны.

Эту реплику поддерживают:

Для первого класса – совершенно нормально. Первая мотивация учебы – “быть хорошим”. Для мамы, для Марьи Петровны и т.д. Исчезает где-то лет в 10. Взрослая мотивация – “я должен это неинтересное выучить, чтобы потом. ” появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 – провал, возможны только “промежуточные мотивации”, что-то вроде морковки или клочка сена, который извозчики вешали своим лошадям перед мордой. Поэтому вопрос был слегка провокационный, так как правильный ответ: стратегии должны меняться в соответствии с возрастной психологией. :)

Эту реплику поддерживают:

подтверждаю – заставлять не только неполезно, но и НЕВОЗМОЖНО. В нашем случаеБ по крайней мере. Результат в лучшем случае нулевой. “помогать “делать уроки бросила класее в четвертом – когда поняла, что могу убить просто. “давай, ща быстро все сделаем и пойдешь гулять”. и Начинается – мне ничего не задано. мне задано, но не я записал в тетради. я ее забыл в школе (вариант – в дневнике, дневник собрали) я позвоню. а он тоже не знает. а его нет дома. а я забыл учебник. а у меня нет ручки. ой ручка упала. я не пониаб задания. как это. я все равно не понимаю. На это уходили часы – я не преувеличиваю. К вечеру я настолько озверевала, что просто боялась потерять контроль над собой. Не сделаешь – не пойдешь (не получишь, не кпим и пр.) ну и пожалуйста.

По подобным же причинам я отказалась от репетиторов.

подходов и типов школ поменяли штук пять. Сначала была самая обычная, потом – крутая, потом – творческая. заканчиваем в варианте “для раздолбаев” -Школа с традиционными устоями, где принято вытягивать и не ставить двоек в четверти и тем более году.

Мотивация к учебе пропала еще в перволм классе. “Ты говорила будет сложно, но интересно, а там несложно и скучно.” Комментарий училки “Ваня живет на луне. “

Самым страшным ударом оказалась “крутая” гимназия – понесло меня, от большого ума. хотела как лучше. Школа действительно хорошая – театр, футбол, газета школьная. и учеба по серьезке. тетрадь забыл – два. вместо зеленой ручки карандаш – два. оформил неправильно – два. ну и так далее. я расчитывала, что его все это дисциплинирует, а доп. занятия – любимый футбол, к примеру – будут мотивировать, покажут, как можно жить интересно. а вышло так, что в шестом классе по половине предметов светили пары в году и ему просто стало все равно – защита такая. Видимо, с нашей психикой такой прессинг просто невозможно было вынести. поставили тройки только на том условии, что я забираю документы.

Читайте также:
Безопасность ребенка в интернете: виды угроз в сети, советы родителям, программы для обеспечения контроля.

При всем при том, он эту школу до сих пор иногда вспоминает – а помнишь, какая там футбольная секция была. мы с немцами играли. вообще, та школа самая крутая была.

Следующий вариант наоборот отличался либеральностью. У нас крышу снесло просто – “у нас в лицее все можно”. нп самом деле-то конечно не совсем так. самочуствие – получше. но результаты те же. несмотря на платную основу обучения, я не вылезала из школы, постоянно выслушивала морали и наставления. так же – пересдачи, осенние переэкзаменовки и пр. единственное – был там кружок литературный, куда он ходил не без удовольствия.

в девятом классе, имея “хвост “на осень из двух предметов, я забрала документы и оттуда. Честно скажу – сдали нервы и материальные возможости. Сказала – все, пойдешь в школу “на районе”. Но все-таки подобрала районную, но хорошую. Тест туда он провалил. Но они согласились его взять в слабый класс по прописке.

Но тут он “за компанию” с приятелем пошел сдать тест еще в одно заведение – и . вдруг прошел. При чем два раза ходил. С первого раза тоже не вышло. Сначала был доволен, вроде и школа ему нравилась, и дети. Нно быстро стало все на свои места – пятерок ни одной, несколько четверок, остальные трояки, учителя жалуются, друзей нет. Инициативы, амбиций, желания что-либо делать – ноль.

Хуже всего – и увлечений нет. Раньше довольно неплохо писал, особенно пока ходил в тот литературный кружок. Но сейчас и это растерял. Читаю сочинения – убожество чистой воды.

Подсказала про школу юного журналиста (практически за руку отвела) . Вроде же он говорил, что ему это нравится. Прошлый год весь он там числился. вместо трех раз в неделю ходил один, да и то, по-моему, больше прогуливал. “Ещще не хватало субботу на это тратить. У меня выходной”.

Спрашиваю – что тебе нравится-то, что ты хочешь. После отбрехиваний – ну. фотография. случайно познакомилась с фотографом, у него студия В нашем доме. Он согласился посмотреть его фотографии. Дал ему рекомендации, упражнения поделать – все, на этом интерес к фотографии закончился.

Через 3 дня идет в 11 класс. Настроение у нас такое “у меня после школы еще год до армии. Можно и погулять.” Двумя вещами он занимается самозабвенно – смотреть футбол или баскетбол (именно смотреть, не играть) и слушать/качать из интернета музыку. строго направления РЭП.

Что будет ровно через год. я уже даже устала думать. Свою возможность повлиять на ситуацию осознаю как нулевую. И так – у него все всегда хорошо, я одна переживаю. Сил больше переживать нету – все равно толку нуль от этих переживаний.

Если присутствующие здесь психологу могут сказать пару слов в утешение – буду благодарна.

Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога

2.09.19

Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.

Читайте также:
Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии?

Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.

Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.

ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:

-в семье благоприятный психологический климат;

-мнение ребенка учитывалось;

-строятся партнерские отношения с детьми.

Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста.

Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки?

Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:

– ребенок просто не понимает для чего это надо;

В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.

– проблемы с учителями или сверстниками;

Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.

Тут без комментариев.

Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.

Поможет спорт, особенно плавание.

– зависимость от гаджетов.

Если не удается справиться самим – к психологу.

Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам, домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.

А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?

Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.

И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь.

Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.

Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?

Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный. Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.

Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:

– познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»);

– социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Читайте также:
Что делать, если учитель унижает ребенка при всем классе и его родителей?

Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.

Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?

Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:

– здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;

– здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;

-помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);

– поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой);

– дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);

– акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;

– поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;

– поддерживайте дома благоприятный психологический климат.

Д ругое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.

Что делать, если подросток не хочет в школу и просит оставить его дома?

Дети могут греть градусники, могут говорить про больной живот или плакать. А могут прямо просить оставить их дома, потому что в школу идти они не хотят. Первый раз прощается, второй раз запрещается. А если запрет не действует и приводит к манипуляциям? Что может быть причиной такого поведения и как поговорить с ребенком, рассказывает психолог Антонина Балашова.

Вопрос. Моя дочь учится в 8-м классе. Часто просит освободить ее от школы. Иногда позволяю ей пропустить один день, но в последнее время она просит об этом все чаще; я отказываю. В ответ она угрожает сделать с собой что-нибудь — это очень страшно, не знаю, как себя вести. Уступать нельзя, а не уступать страшно. Подскажите, пожалуйста, логичный довод, чтобы отказать ей в таких просьбах.

Ответ. Многие родители школьников сталкиваются с подобной проблемой, когда ребенок вдруг сообщает, что не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения у подростка могут быть самыми различными. Каждый случай очень индивидуален, поэтому необходимо разобраться в причинах, из-за которых сын или дочка отказывается посещать школу. Нежелание посещать уроки скрывает под собой что-то большее, чем просто недостаток мотивации, а что конкретно — нужно понять.

1. Общение со сверстниками

К 12–13 годам снижение мотивации к учебе вполне закономерно. Общение со сверстниками становится более значимой деятельностью для ребенка и часто становится основной мотивацией посещения учебного заведения. Отсюда — систематическое нежелание ходить в школу может быть тревожным симптомом наличия у ребенка проблем в этой сфере.

Уточните, не было ли у ребенка конфликтов с одноклассниками, серьезных ссор и других неприятных ситуаций. Возможно, ребенок не может найти общего языка со сверстниками, подвергается насмешкам или издевательствам.

2. Конфликт с преподавателем

У подростков часто возникают конфликты и недопонимания с педагогами — это тоже может быть причиной отказа посещать школу. Важно выяснить, не столкнулся ли ребенок со школьным буллингом, не пустить ситуацию на самотёк.

3. Семейные ссоры

Обратите внимание, когда именно возникло нежелание посещать школу. Возможно, в это время происходили перемены в семье, которые могли повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Ссоры, конфликты и прочие семейные неурядицы мешают сосредотачиваться на учебе, друзьях и любимых увлечениях.

«Если я не беру трубку — мне конец». Монологи подростков о тотальном контроле со стороны родителей

Очень важно внимательно отнестись ко всем переменам в поведении ребенка. Апатия, потеря всех интересов, постоянно подавленное настроение и фразы о суициде — это серьезные звоночки эмоционального неблагополучия. Даже если вам кажется, что ребенок говорит о самоубийстве, чтобы шантажировать вас. Даже если он действительно хочет чего-то добиться от вас таким поведением, ни в коем случае нельзя это игнорировать и оставлять как есть.

К любым словам ребенка или подростка, касающимся самоубийства, нужно относиться максимально внимательно. Он может пытаться показать, что ему одиноко, не на кого опереться, он не чувствует себя любимым и нужным.

Читайте также:
Лучшие сайты для подготовки к ЕГЭ
Шаг первый — разговор

Возможен лишь в том случае, когда вы с ребенком находитесь в доверительных отношениях и он может поделиться с вами своими переживаниями. Если вы понимаете, что ваши отношения носят формальный характер, вы не сможете удержаться от обвинений, упреков и обесценивания детских переживаний, тогда нужно обращаться к специалисту-психологу или психотерапевту.

Спросите, что его беспокоит, что больше всего пугает, когда это началось. Используйте «я-высказывания»: «Мне кажется, тебя что-то тревожит», «Я беспокоюсь о том, что у тебя, возможно, какие-то проблемы в школе», «Мне бы хотелось помочь тебе».

Не обвиняйте, не критикуйте и не срывайтесь на ребенка. Не стоит обзывать его лентяем, угрожать и наказывать

Если вы просто силой заставите его идти в школу, это не решит проблему. Человек должен чувствовать, что вы понимаете его и не упрекаете, а хотите помочь.

Шаг второй — решение конфликта «извне»

Определившись с причиной, можно действовать дальше. Если конфликт случился в школе — это разговоры с педагогами, школьным психологом, директором. Помогайте ребенку конструктивно решать вопрос, всегда оставаясь на его стороне. Иногда единственным выходом является смена класса или школы. Ему банально может быть неинтересно на каких-то предметах, потому что их плохо и скучно объясняют.

6 фраз, с которых точно начнётся скандал с подростком

Если вы пришли к выводу, что ребенку недостает каких-то внутренних ресурсов и коммуникативных навыков — работайте над этим вопросом: знакомьте ребенка с элементами психологических знаний, обсуждайте книги и фильмы; возможно, нелишней будет работа с психологом или посещение личностных тренингов для подростков.

Иногда нужно пересмотреть свои родительские взгляды на учебу ребенка. Возможно, ваши требования слишком высоки и ребенок просто не справляется с нагрузкой. Иногда школьный невроз развивается от непосильных требований и ожиданий взрослых. Очень важно за учебными успехами или неудачами не переставать видеть личность подростка.

Из любой ситуации вы обязательно найдете выход вместе (и только вместе!). А вот оставлять ребенка в переходном возрасте без родительской помощи и поддержки очень опасно для его неокрепшей психики.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

«Постоянно говорит, что скучно и все надоело». Как заставить подростка учиться? Совет детского психолога

Наша читательница Елена обратилась к психологу с таким вопросом: «Сын-подросток не хочет учиться, точнее, безразличен к учебе, к выбору профессии, хотя в целом учится неплохо, а мог бы и совсем хорошо. Любые беседы на эту тему сразу пересекает, «фыркает». Всегда все откладывает на «потом»: и отметку исправлю, и посуду помою. Почти не ругаемся, но это напрягает. Постоянно говорит, что скучно и все надоело, но даже куда-то вытянуть его сложно. Один компьютер все заменяет да всякие ролики в интернете. Как нужно действовать в такой ситуации?»

Отвечает бобруйский детский и семейный психолог Светлана Глагола:

– Описываемая проблема очень типична для детей подросткового возраста. Однако, в понимании ребенка, он интересуется тем, что для него актуально, а взрослые не разделяют его увлечения, и тогда он «ничего не хочет».

Подростковый кризис называют самым сложным периодом в жизни человека. В это время происходят кардинальные изменения в физическом плане: скачкообразный рост, всплеск гормонов, перестройка всех систем организма. В психологическом плане наблюдаются стремление к немедленному удовлетворению потребности в удовольствии, философские размышления, изменение в мотивационной сфере, приобретает огромное значение влияние сверстников на формирование мнения. Кроме того, наблюдаются появление влюбленности, амбиций, конфликтности, смена интересов.

Читайте также:
Какие брекеты лучше ставить подростку и почему?

Нежелание учиться может быть связано с разными факторами: несформированной мотивацией к обучению, а также сложностями в общении с учителями или одноклассниками.

С чего начать?

Прежде всего, установить с подростком контакт. Интересуйтесь не его делами, а его состоянием и настроением. При этом будьте искренни, а не используйте дежурные фразы. Вместо «ты. то-то и то-то» говорите «я. ». Форма «я-высказывания» позволяет сообщать о своих намерениях, не доводя ситуацию до конфликта. Такое общение с подростком позволяет ему сделать выбор самому, принимая вашу точку зрения без давления.

Вот примерный алгоритм разговора:

  1. Трезвая констатация случившегося (голые факты), без эмоций: «Посуда не вымыта».
  2. Описание своих чувств, которые у вас возникли из-за происшествия: «Когда ты оставляешь после себя посуду, я злюсь, потому что чувствую себя обслуживающим персоналом».
  3. Описание, как могут влиять на ситуацию конкретные действия каждого из ее участников, сообщение своего пожелания на следующий раз: «Я была бы рада, если бы ты был более внимателен, тогда я не буду злиться, и мы вместе сможем посмотреть интересный фильм».

Научитесь говорить о своих чувствах. Ребенку так понятнее, что происходит с родителями и почему они злятся.

Самые распространенные причины нежелания учиться у подростков:

  • Страх оценивания со стороны родителей, учителей, сверстников (будут смеяться, что я глупый).
  • Страх не оправдать ожидания значимого родителя и вина за то, что не оправдываются их ожидания (я плохой сын и позорю свою семью).
  • Страх «меня не любят родители» (я все время все делаю не так).
  • Нагрузки в школе, не соответствующие возможностям ребенка, типу нервной системы, уровню развития, низкая скорость усваивания предметов, плохая память.
  • Часто при переходе на предметное обучение, при длительных болезнях развивается отторжение и страх (меня спросят то, чего я не знаю).

Для ребенка само по себе учение не является ценностью и не вызывает интереса. Родителю важно понять, что происходит с ребенком, постараться услышать причину его проблем и договориться. То, что ребенок плохо учится, никак не характеризует вас как плохих или хороших людей, это – его успеваемость и в большей степени его ответственность.

Что же может предпринять родитель, чтобы мотивировать подростка учиться?

Прежде всего, важно понять, что стремление и готовность учиться появляются у подростка в двух случаях:

  1. Очень интересен процесс учебы, нравится получать новые знания (как правило, когда есть любимый предмет или любимый учитель).
  2. Ребенок признает необходимость, важность знаний в жизни, нуждается в них для решения конкретных жизненных задач (хочет поступить на специальность, которая отвечает его собственным интересам).

Мотивировать подростка к учебе может, например, желание поступить на специальность, которую он выбрал сам.

Получается, чтобы мотивировать подростка учиться, нужно либо повысить привлекательность процесса учения в его глазах, либо убедить его в ценности усваиваемого материала.

Таким образом, разговор должен затрагивать его любимые занятия в настоящий момент. Например: ты любишь проводить время за компьютером? Это может быть твоей будущей работой. Давай вместе посмотрим, на кого ты хотел бы учиться. Здорово! А теперь давай посмотрим, какие предметы тебе нужно сдавать, чтобы обойти других ребят на экзамене и поступить.

В моей частной практике был случай, когда ребенок хотел скорее уехать от родителей, жить самостоятельно. Учеба была самым подходящим вариантом. Мы вместе с ним выбирали ВУЗ с общежитием как можно дальше от Бобруйска.

Совсем не обязательно, что все сложится так, как планируется, но мотивацию к учебе личные интересы однозначно подстегивают.

Раскраски Антистресс

Скачать или распечатать раскраски Антистресс

  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
  • СкачатьРаспечатать”>
Читайте также:
Какие хобби популярны у подростков – 15 самых необычных увлечений

Советуем посмотреть другие раскраски:

Антистресс раскраски для Взрослых: Картинки и 5 советов новичкам!

Раскраски антистресс – подборки

На нашем сайте более 1000 картинок разбитых по популярным рубрикам:

  • Животные
  • Мандалы
  • Подборка разных картинок антистресс для раскрашивания
  • Цветы

Ниже самые популярные раскраски. Просто выбирайте! Скачать и распечатать трафарет на нашем сайте можно абсолютно бесплатно

Купить лучшие книги раскраски:

5 советов начинающим:

  1. Вы раскрашиваете для себя.
    Постарайтесь оставить за кадром мысли: «у меня ничего не получится», «какое же это творчество», «а что обо мне подумают окружающие» и другие. Позвольте себе просто немного побаловаться, как в детстве, не вкладывая какого-то особенного смысла в этот эпизод вашей жизни. Ведь вы – творец и автор и вам позволено все.
  2. Ориентируйтесь на процесс работы.
    Дышите, дышите и еще раз дышите! Вы раскрашиваете раскраску не для того, чтобы получить всемирное одобрение, добиться высоких результатов и выиграть гонку. Постарайтесь расслабиться, сбавить громкость внутреннего критика и отдаться процессу раскрашивания целиком.
  3. Выберите приблизительную цветовую гамму.Прислушайтесь к себе – какие цвета сейчас вам гармонируют? Какую цветовую гамму вы предпочитаете в это время суток? Возможно, у вас есть любимые оттенки. Разрешите себе выбрать именно то, к чему у вас лежит душа.
  4. Начните раскрашивать с самых простых элементов. Страшно взглянуть на черно-белый лист бумаги! Посмотрите на раскраску более детально. Возможно, найдутся такие места, которые вам понятно как раскрашивать. Пусть это будет один единственный листочек. Начните с него, дальше дело пойдет легче.
  5. Найдите вдохновение в уже раскрашенных работах. Часто, для вдохновения полезно посмотреть работы других – как они это делают, увидеть новые идеи для себя, да и просто вдохновиться красотой. Смотрите подборку уже раскрашенных раскрасок. Вдохновляйтесь вместе с нами!

Подборка раскрашенных антистресс картинок для вдохновения:

Антистресс раскраски для взрослых

Раскраски антистресс для взрослых используются в арт-терапии, а также как отличный способ расслабиться, повысить ясность ума и снять стресс.

Узнайте больше о том, что такое антистрессовые раскраски для взрослых, как раскрашивать раскраску антистресс и как получить от работы с рисунками необходимый антистресс-эффект.

Картинки Раскраски для взрослых появились в книжных магазинах США и Европы в 2010-2011 году и буквально взорвали рынок. Раскрасками “заболели” взрослые по всему миру.

Зачастую они позиционируются как средство для снятия стресса и способ расслабиться. Так же хорошо подходят детям – девочкам понравится раскрашивать природу и узоры, мальчикам животных и города. Хотя сейчас выпускают и детские антистрессовые раскраски.

Раскраски для взрослых – это арт-терапия?

Антистресс раскраски для взрослых Арт-терапия

И да, и нет. Классически арт-терапевты благосклонно относятся к этой практике, но между тем почти не пользуются раскрасками антистресс в своей клинической работе.

Есть буквально несколько исследований, проводившихся на студентах и людях старшего возраста. В обоих случаях были получены положительные результаты от применения раскрасок, как вспомогательного инструмента арт-терапии.

По влиянию на человека антистрессовые раскраски для взрослых похожи на:

  • Медитацию, полезность которой несомненно доказана и позитивна.
  • Другие хобби (вязание, плетение и т.п.). Раскраски успокаивают, возвращают мысли к занятию тут и сейчас. Позволяют провести досуг. При этом риск что “что-то не получится” минимален.
  • Игры и занятия, возвращающие в детство. Раскрашивание через память тела тесно связана с нашими детскими воспоминаниями. Красивые раскраски для взрослых возвращают нас в сладкие и чудесные моменты детства. Иногда такой регресс необходим чтобы снять тревогу и стресс.
Читайте также:
Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

Достаточно изученный факт, что монотонные мелкие движения в том числе раскрашивание множества мелких деталей снижает тревожность.

Таким образом, Антистресс раскраски для взрослых не являются полноценной заменой арт-терапии, но безусловно являются прекрасным способом расслабления, медитации, релакса и вхождения в свободное от стресса пространство.

Антистресс картинки – отзывы использующих

Как утверждают люди, использующие раскраски, это занятие успокаивает, расслабляет и улучшает сон. Процесс раскрашивания прекрасно снимает напряжение в конце тяжелого рабочего дня – это отличный способ успокоиться и привести мысли в порядок

Чем лучше раскрашивать рисунки антистресс и как?

Разберем по пунктам:

Раскраски антистресс как раскрашивать

  • Что раскрашивать? Вариантов несколько:
    • Купить специальные книжки раскраски для взрослых. Вот наиболее популярные книги, доступные в России
    • Скачать и Распечатать раскраски из имеющихся красивых шаблонов
    • Нарисовать контур самому (например круг мандалы). Как самостоятельно нарисовать мандалу смотрите здесь
  • Когда лучше раскрашивать? Многие исследования отмечают, что введение в ежедневные ритуалы раскрашивания перед сном, значительного повышает его качество и упрощает засыпание. Мозг и тело подсознательно вырисовывают все произошедшее за день и успокаиваются. В любом случае полезно заранее выбирать и определить время когда вы будете заниматься своим хобби и вам никто не будет мешать.
  • Чем лучше раскрашивать? Материалов множество:
    • Классические цветные карандаши
    • Акварельные цветные карандаши
    • Шариковые ручки
    • Гелевые ручки
    • Фломастеры
    • Краски

Подробнее о материалах для раскрашивания можно почитать в статье “Чем лучше раскрашивать раскраски антистресс”.

Обращайте внимание на качество бумаги (через некоторые виды неплотной бумаги может просачиваться краска). Попробуйте разные варианты и вы обязательно найдете лучший для себя.

  • Наверное самый главный совет. Не переживайте, что у вас что-то не получится. Постарайтесь хотя бы на час отключить внутреннего критика. Все, что получится – то получится, и это не может быть плохо или хорошо – это ваше.

История антистрессовых раскрасок для взрослых

Раскраски для взрослых антистресс

Во многих древних культурах существуют практики, связанные с рисованием для взрослых. Наиболее прямым аналогом является практика разрисовывания мандал. Она возникла в Индии (мандала с санскрита “священные круги”).

Буддийские храмы, мусульманские мечети и христианские соборы включают мандалы в свою архитектуру. А практика раскрашивания мандал – это мистическое и медитативное занятие, которое практикуют например буддийские монахи.

Более 100 лет назад известный психолог Карл Юнг просил своих пациентов раскрашивать и заполнять узорами круги в качестве инструмента расслабления и самопознания.

Станислав Грофф после холотропных сеансов также просил участников заполнять произвольными рисунками пространство бумаги.

Раскраски антистресс в хорошем качестве

В свободное от работы и учебы время, каждый человек старается отдохнуть и привести свое эмоциональное и физическое состояние в норму. Так почему бы не совместить приятное с полезным, прибегнув к расслабляющему занятию, успокаивающему нервную систему. По мнению психологов, рисование — один из способов отвлечься от насущных проблем, успокоить нервы, расслабиться, и самое главное — проявить свой творческий потенциал. Хобби не заставляет учиться и проявлять профессиональные навыки в написании картин, достаточно иметь желание поработать цветными карандашами, красками или фломастерами. Раскраски антистресс в хорошем качестве — современное направление рисования, популярное как среди взрослых, так и подростков. Его суть заключается в раскрашивании уже готовых рисунков, орнаментов и принтов. Замысловатые цветочные и этнические мотивы, животные принты, элементы природы и города, праздничные атрибуты и геометрические фигуры — только часть того, что можно скачать и распечатать в формате А4.

Бесплатно найти подходящую для раскрашивания работу можно найти в Интернете или в статье ниже. Главное, довериться своему внутреннему чутью, и выбрать тот вариант, который пришелся по душе. Также не стоит забывать и об атрибутах для раскрашивания. Они должны находиться под рукой, а не лежать в разных местах.

Читайте также:
Боли роста в ногах у детей, подростков - как помочь ребенку?

Что такое раскраски антистресс в хорошем качестве?

Раньше не было гаджетов, и школьникам приходилось на скучных уроках отвлекаться с помощью рисования на полях тетради. С помощью четких линий воспроизводились простые и сложные косички, закрашивались клеточки и даже прорисовывались легкие рисунки в виде смайликов, веточек и цветочков. Такое времяпрепровождение позволяло расслабиться, сосредоточив основное внимание на сути объясняемой учителем темы. И хоть воды с тех пор утекло не мало, а большую часть свободного времени заняли гаджеты, были и остаются люди, которые продолжают рисовать.

Кстати, спасибо моде за то, что внесла в список тредов раскраски антистресс. Это позволило многим людям вспомнить о детстве, забыв на время от окружающих проблем и забот. Если верить статистике, то за 20-30 минут раскрашивания восстанавливается хорошее настроение, появляется бодрость и желание дальше работать.

Если делать вывод о том, что из себя представляется раскраска антистресс в хорошем качестве А4, нельзя ничего не сказать о медитативных свойствах. При раскрашивании рукой голова начинает работать по-другому, гормон кортизол снижается, стресс уходит, а хорошее настроение остается на протяжение всего рабочего дня. Итог — раскрашивать не просто можно, но и нужно! Польза от этого процесса очевидна и неоспорима.

Где купить раскраску антистресс?

Скачать раскраску антистресс в хорошем качестве можно на нашем сайте. Для этого достаточно выбрать понравившуюся картинку и распечатать в формате А4 на принтере. Данная услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Готовый шаблон можно раскрашивать не только дома, но и на работе во время обеда.

Купить раскраску тоже можно. Она продается практически в любом книжном магазине. Стоимость книги начинается от 25 рублей и может превышать 2500 тыс. рублей. Ценовая политика основывается на качестве страниц и обложки раскраски, наличия переплета, известности автора и количестве страниц.

Выбор в пользу бесплатного или печатного издания — только прерогатива человека, собирающегося посвятить свободное время творчеству. Поэтому рекомендаций в пользу определенного варианта предоставить невозможно. Каждый выбирает для себя то, что хочет.

Как раскрашивать?

Обычно раскраски антистресс в хорошем качестве раскрашивают с помощью цветных карандашей. В отличие от краски, они не пропитывают обратную сторону страницы и не просвечиваются. Однако, если раскраска напечатана на принтере, то бояться за обратную сторону листа не стоит. Можно творить с помощью акварели, гуаши и даже фломастеров. Правда есть одно «но»! Практически каждая раскраска имеет мелкие элементы, которые довольно сложно окрасить кисточкой, не выйдя за границы рисунка.

Какие раскраски антистресс бывают в хорошем качестве?

Тематик раскрасок снимающих стресс множество. Правда популярностью пользуются далеко не все. Чаще всего женщины выбирают цветочные мотивы, показы мод, животных и элементы природы, мужчины — останавливают свое внимание на этническом и городском стилях, рыбалке и охоте, подростки же предпочитают более неординарные решения. Среди них популярны следующие тематики: аниме, тату, Гарри Поттер, комиксы, Фантастически звери, 90-е, достопримечательности городов, мультфильмы.

Авторы Coloring Book, список:

1) Susanne F. Fincher
2) Isabel Allende
3) Johanna Basford (Джоанна Бэсфорд)
4) Ханна Карлсон
5) Кассандра Клэр
6) Майк Коллинз
7) Зиффлин, Керби Росэйнс
8) Джессика Палмер
9) Ирина Винник
10) Милли Марота
11) Alan Robert
12) Зиффлин, Лей Мелендрес
13) Виктория Дорофеева
14) Стив Макдональд
15) Дейзи Флетчер

ТОП 15, раскраски антистресс в хорошем качестве:

1) Вторжение дудлов (только для взрослых).
2) Вы меня бесите!
3) Winter Wonderland.
4) Тайна заколдованного леса.
5) Мания ботаника.
6) Tropical Adventure.
7) Сборище дудлов.
8) Фантастические создания.
9) В царстве животных.
10) Игра стихий.
11) Удивительные города.
12) Таинственные мандалы.
13) Полет фантазии.
14) Сладости.
15) Рассветный час.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: