Подушечка — Сергей Михалков, читать стихи детям онлайн

200 стихов, сказок и басен С. Михалкова

В сборник вошли самые знаменитые стихотворения, сказки и басни Сергея Владимировича Михалкова.

Тридцать шесть и пять 5

Мы с приятелем 8

Дядя Стёпа – Поэма в четырёх частях 28

Сергей Владимирович Михалков
200 стихов, сказок и басен С. Михалкова. Хрестоматия

А что у вас?

А что у вас?

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

– А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
– А у нас сегодня гость.
А у вас?
– А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

– А у нас на кухне газ.
А у вас?
– А у нас водопровод.
Вот.

– А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

– Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презеленый красный шар.

А у нас огонь погас –
Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:
– Мама – летчик?
Что ж такого!

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!

– Всех важней, – сказала Ната, –
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
– Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.

Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Про мимозу

Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?

Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
Нет.

Кто, набив пирожным рот,
Говорит: – А где компот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот!

Это, верно, инвалид
Говорит?
Нет.
Кто же это?
Почему
Тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба,
Если снег полгода не был?

Может, он на полюс едет,
Где во льдах живут медведи?
Нет.

Хорошенько посмотрите –
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть.

Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
Ничего не хочет есть.

Почему?
А потому,
Что только он глаза откроет, –
Ставят градусник ему,
Обувают,
Одевают
И всегда, в любом часу,
Что попросит – то несут.

Если утром сладок сон –
Целый день в кровати он.
Если в тучах небосклон –
Целый день в галошах он.

Почему?
А потому,
Что все прощается ему,
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом,
Управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.

Мой щенок

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.

Он увидел одеяло –
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул –
С медом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…

Может быть, его украли,
На веревке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?

Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождем?

Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
– Подождем.

Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Все сидела и ждала.

Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.

Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: – Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.

Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу –
Я сама его лечу.

Кораблики

Ходят по́ морю кораблики
Без машин и без кают,
И никем не управляются,
И к земле не пристают.

Из окурков пушки сделаны,
Из бумаги – якоря.

Самый первый из корабликов
Называется “Заря”.

Он от плаванья от дальнего
Весь до ниточки промок –
Самый первый из корабликов,
Папиросный коробок.

Взад-вперед по скользкой палубе
Ходит мокрый капитан,
Взад-вперед по мокрой палубе
Ходит черный таракан.

Читайте также:
Резиновая Зина - Агния Барто, читать стихи детям онлайн

Он глядит, как волны катятся,
И усами шевелит,
Он скорей к ближайшей пристани
Кораблю пристать велит.

И плывут вперед кораблики,
И на каждом корабле
Капитану очень хочется
Поскорей пристать к земле.

И не знают на корабликах,
Что под солнцем, на жаре,
Это море скоро высохнет –
Станет сухо на дворе.

Рисунок

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.

И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.

Еще я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.

Подушечка — Сергей Михалков, читать стихи детям онлайн

Сергей МИХАЛКОВ

БАРАНЫ

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами.
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

БУЛКА

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

ВНУЧКА «ПОЧЕМУЧКА»

У меня есть внучка –
Внучка «Почемучка».

Что ни слово, то вопрос:
– Почему собака – пёс?
– Для чего у кошки хвост?
– Сколько ночью в небе звёзд?
Отчего течёт река?
Что такое облака?

Надо дать на всё ответ,
Я для внучки – умный дед.

А у деда самого
Столько разных «Отчего?»,
Столько разных «Почему?»,
Что не снилось никому!

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ
По старинной детской песенке*

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:

А – АКУЛА, Б – БЕРЁЗА,
В – ВОРОНА, Г – ГРОЗА…
– Шмель и Муха, не жужжите,
Успокойся, Стрекоза!

Ж – ЖУРАВЛЬ или ЖАБА,
З – ЗАБОР или ЗМЕЯ…
– Не смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!

Повторяйте, не сбивайтесь:
Д – ДОРОГА, Е – ЕНОТ…
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!

И – ИГОЛКА, К – КРАПИВА,
Л – ЛИЧИНКА, ЛИПА, ЛУГ…
– Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой паук.

М – МЕДВЕДЬ, МЫШОНОК, МОРЕ.
Н – НАЛИМ, а О – ОЛЕНЬ…
– В академию не ходят
Те, кому учиться лень!

П – ПЕТРУШКА,
Р – РОМАШКА,
С – СУЧОК или СМОРЧОК…
– Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!

Т – ТРАВИНКА, У – УЛИТКА,
Ф – ФИАЛКА, Х – ХОРЁК…
– После первой перемены
Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало –
Только ползать и летать!

Мурзилка, 1994, №5.

* Переделка популярного дореволюционного стихотворения Константина Львова “Господин учитель Жук” (1886 или 1887)

ЛИФТ И КАРАНДАШ

В новом лифте ехал Саша
На тринадцатый этаж.
Вместе с ним на том же лифте
Ехал синий Карандаш.

Поднимается кабина
На тринадцатый этаж,
А на стенке той кабины
Что-то пишет Карандаш.

Пообедал дома Саша,
Вызвал лифт — спускаться вниз.
Лифт в пути остановился
И над шахтою повис.

Мальчик Саша в новом лифте
Оказался взаперти —
Лифт стоит, и он не хочет
Дальше мальчика везти.

Нажимал на кнопки Саша,
«Помогите-e!» — голосил,
Проходящих мимо лифта
Вызвать мастера просил.

Наконец лифтёр явился
(Он обедать уходил),
Из кабины, как из плена,
Сашу он освободил.

Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.

К сожаленью, есть немало
Всяких Шуриков и Саш,
У которых не по делу
Пишет синий Карандаш!


ЛЮДОЕД

Живёт на свете Людоед,
Разбойник и злодей,
Он вместо каши и котлет
Привык на завтрак и обед
Есть маленьких детей.

Но и детей он ест не всех,
Совсем не всех подряд,
А выбирает только тех,
Которые шалят.

Но ты не бойся, мой малыш,
Ни днём, ни в час ночной,
Когда ты спишь, когда шалишь –
Я рядом. Ты со мной!

МИР

Женя празднует рожденье –
Юбиляру восемь лет!
Подарили гости Жене
Пушку, танк и пистолет.

И, совсем как настоящий,
Как бывает у солдат, –
Чёрный, новенький, блестящий,
С круглым диском автомат.

Гости кушали ватрушки,
Женя в комнате играл –
Он военные игрушки
По частичкам, разбирал.

– Что же ты наделал, Женя?!
Всё сломал? Какой кошмар.
– У меня разоруженье! –
Громко крикнул юбиляр.

Весёлые картинки, 1987, №11.

МОЙ ПАПА

Сражался в танковых частях
Бесстрашный папа мой,
И, дважды раненный, с войны
Вернулся он домой.

У папы было пять друзей,
С кем он входил в Берлин.
Погибли пятеро в боях,
Остался он один.

И я родился у него
Тринадцать лет назад.
— Ты, Петя, сын фронтовика! —
Мне люди говорят.

У папы дома, на столе,
Шкатулка есть одна,
И в той шкатулке у него
Хранятся ордена.

И орден Славы там лежит,
И «Красная Звезда».
Но почему-то папа мой
Их носит не всегда.

Весною, только раз в году,
Такой бывает день,
Когда я папе говорю:
— Ты ордена надень!

И папа слушает меня,
Шкатулку он берёт
И боевые ордена
Оттуда достаёт.

И вот из дома мы вдвоём
Шагаем через сквер —
Шестого класса ученик,
А рядом бывший фронтовик,
Советский офицер.

И на душе у нас двоих
Спокойно и светло:
Наш День Победы.
Месяц май. Девятое число.

МОЙ СЕКРЕТ

В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простился навсегда.

Держава детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад!» – сказать легко.
Попробуй! Попади!

А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, и там.

Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.

ПОД НОВЫЙ ГОД

Говорят: Под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.

Не лениться, не зевать
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.

Говорят: Под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать
Скромное желание –
На «отлично» выполнять
Школьные задания.

Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

ПРО ДЕВОЧКУ,
КОТОРАЯ САМА СЕБЯ
ВЫЛЕЧИЛА

Таня пальчик наколола —
Видно, дед недосмотрел.
Не пошла девчушка в школу,
Так мизинчик заболел.
Он болит и нарывает —
Просто хуже не бывает!
Ставят на руку компресс,
Ставят с мазью, ставят без.
А мизинчик всё болит.
Таня тут ему велит:
«Слушай, пальчик, мой приказ,
Исполняй его сейчас:

ТЫ У КОШКИ — БОЛИ!
У СОБАКИ — БОЛИ!
У МЕДВЕДЯ — БОЛИ!
И У ВОЛКА — БОЛИ!
А У ТАНИ ЕРМОЛАЕВОЙ – НЕ БОЛИ. »

Таня этот свой приказ
Повторила десять раз,
Слово в слово повторила,
Пальчик свой уговорила:
Боль, которая была,
Отпустила и ушла.
И теперь медведь в лесу
Держит лапу на весу –
Это Мишку очень злит.
А у Тани Ермолаевой
Пальчик больше не болит!

СИЛА ВОЛИ

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: “Лежи!
Глаза закрытыми держи!”

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не исключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешено окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

СКВОРЕЦ

Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.

Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!

Выводит он рулады
По нескольку минут.
Не требуя награды
За свой талант и труд.

СТРОИМ

Нам с утра работы много –
Строим мост через родник.
– Эй, прохожий, дай дорогу,
Проезжает грузовик!

Здесь удобный выход в море,
Здесь построен будет флот.
Закрепляет парус Боря.
А матрос погоды ждёт.

Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут.
Только вынесли скворечню –
А скворцы уж тут как тут!

Коля чертит, Вася клеит,
С каждым часом ближе цель.
Даже чайка не сумеет
В облаках догнать модель!

Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок!
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток!

Нитки есть, и есть лопата –
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!

Весёлые картинки, 1981, №11.

ТОЛСТЫЙ ЖУК

На пустой лесной тропинке
Толстый Жук лежал на спинке,
Кверху ножки он держал
И беспомощно жужжал.

Рядом, выйдя на тропинку,
Муравей схватил былинку
И взглянул издалека
На жужжащего Жука.

Мимо Бабочка летела –
На Жука не поглядела.
Дождевой большой Червяк
Не помог Жуку никак.

Не хотела Гусеница
По пути остановиться.
Все спешили кто куда,
Нет им дела — с кем беда!

Только вдруг,
Над тропинкой сделав круг,
Приземлился майский Жук.
Он помог жуку-собрату,
Как простой солдат солдату.

Толстый Жук на ножки встал,
Звать на помощь перестал,
Отряхнулся, развернулся
И опять перевернулся.
Он лежит и встать не может,
Кто теперь ему поможет?

ТРАВМА

С горы на лыжах я летел
У класса на виду –
Я доказать друзьям хотел,
Что я не упаду.

Но впереди росла сосна.
Кто мог предугадать,
Что помешает мне она
Другим пример подать?!

Врачи сказали: Перелом!
Друзья сказали: Поделом!
Куда его несло?
– Ну что ж! – отцу сказала мать. –
Он мог бы голову сломать!
Считай, что повезло!

И только девочка одна
Молчала в стороне.
Была взволнована она,
Как показалось мне.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Шёл Медведь домой, в берлогу,
Подвернул в овраге ногу,
Лёг на землю под сосной,
Тихо стонет: – Ой…ой…ой!

Плёлся Волк через болото,
Слышит, стонет где-то кто-то,
Повернул на этот стон.
– Сам Топтыгин! Точно! Он!

– Миша! Друг мой дорогой!
Что случилось? Что с ногой?

– Шёл домой в свою берлогу,
Повредил, как видишь, ногу!
– Что же делать? Я не прочь
Чем-нибудь тебе помочь!

– Дома ждёт тебя Волчиха, –
Отвечал Топтыгин тихо. –
Ты иди! Уж я свой путь
Дохромаю как-нибудь!

Скрылся Волк за перелеском,
Третий лишний вслед глядел –
Это я, дрожа от страха,
Там на дереве сидел.

УПРЯМЫЙ ЛЯГУШОНОК

Родился Лягушонок
За городом, в пруду.
Он рос у папы с мамой
Всё время на виду.

И громче всех он квакал,
И прыгал далеко,
Но было папе с мамой
С ребёнком нелегко.

Была строга с ним мама,
Был папа тоже строг,
Но всё ж его упрямства
Никто сломить не мог.

Он как-то оказался
Один на берегу,
И про себя решил он:
— Возьму и убегу!

Пусть взрослые лягушки
Сидят себе в пруду.
Когда я нагуляюсь,
Тогда домой приду!

И, квакнув: — До свиданья! –
Всё дальше — прыг да прыг! –
Широкой автострады
Он к вечеру достиг.

По гладкому асфальту
Неслись машины в ряд,
Они жучков и мошек
Давили всех подряд.

На это Лягушонок
Не в силах был смотреть –
Ведь мог он точно так же
Бесславно умереть!

И он назад запрыгал –
Всё дальше — скок да скок!
И как же показался
Обратный путь далёк.

Устали прыгать лапки,
Он выбился из сил,
Он мысленно у мамы
Прощения просил.

И только на рассвете
Вернулся он домой,
Озябший, похудавший,
Уставший и хромой.

Его спросили сухо:
— Ты где-то пропадал? —
Такой спокойной встречи
Малыш не ожидал.

Он думал, папа с мамой
Начнут его ласкать,
Не будут без присмотра
Из дома выпускать.

Они же равнодушно
Смотрели на него,
Как будто и не ждали
Ребёнка своего.

Но это был наглядный
Родительский урок.
Опасная прогулка
Пошла упрямцу впрок.

ЧЕМПИОН

Был у меня красивый пёс,
И получилось так,
Что как-то я его повёз
На выставку собак.

Я столько сил в него вложил,
Не зря его учил,
И пёс мне честно отслужил:
Награду получил.

Теперь мне сил моих не жаль,
Он долг исполнил свой,
И я ношу его медаль
С собачьей головой.

ФИНТИФЛЮШКИН

у папы Финтифлюшкина
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) —
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признаёт.
Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины.
Но всё же Финтифлюшкины –
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками –
Кондитерами редкими,
Их чудо-финтифлюшками,
Что сами лезли в рот.
Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкокою
Все дети «Финтифлюшкою»
Теперь зовут его.
Как жить с такой фамилией
И как её терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьёзную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше — Иванов!
Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия —
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!
И Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш,
с достоинством
Фамилию свою!
А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!

ЧЕМОДАН

Дорожный старый чемодан –
Слуга неутомимый,
Объездил я немало стран,
Летал на Тихий океан,
Через него и мимо.

Я в самых разных городах
Менял в пути отели –
На иностранных языках
Наклейки на моих боках
Заманчиво пестрели.

Я потерял свой прежний вид –
Был поцарапан и побит:
Меня в бока толкали,
Меня нигде не берегли,
Когда везли и волокли,
Грузили и таскали.
Где б ни был я за рубежом,
Испытывая муки,
Я назывался «багажом»,
Попав в чужие руки.

Открыться как-то я не смог
В таможне, на границе,
И мне тогда сломал замок
Чиновник краснолицый.

Носильщик, что меня грузил
В автобусной толкучке,
Рванул меня что было сил,
И я теперь без ручки.

Дорожный старый чемодан,
Я – отслуживший ветеран,
Отправлен в кладовую.
И здесь мне снятся иногда
Аэродромы…поезда…
И еду…И плыву я…

ЧЕПУШИНКА

На одной лесной опушке
Жили-были круглый год:
Две старушки,
Две кукушки
И глухой безухий кот.

Две старушки вышивали,
Две кукушки куковали,
Кот сибирский без ушей
Полевых ловил мышей.

Спали ночью две старушки
На одной большой подушке,
Рано утром просыпались –
Начинали вышивать.

Спали ночью две кукушки
У берёзы на макушке,
Рано утром просыпались –
Начинали куковать.
Кот сибирский без ушей
День и ночь ловил мышей.

Кот сибирский без ушей?

Оказалось, что старушки
Вышивали безделушки,
Что кукушки куковали,
Как старушки вышивали,
Кот сибирский без ушей
Потому ловил мышей,
Что кукушек
От лягушек
Он, глухой, не отличал,
А к обеду
От старушек
Ничего не получал.

Жили в доме на опушке
Очень жадные старушки.

Детские стихи Сергея Михалкова

Здесь собраны все стихи русского поэта Сергей Михалков на тему Детские стихи.

Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал.

Две подружки – Варя с Верой Это коллекционеры. У подружек в двух альбомах Сто фамилий, всем знакомых,-.

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол.

На двух колесах Я качу. Двумя педалями Верчу.

Крутыми тропинками в горы, Вдоль быстрых и медленных рек, Минуя большие озера, Веселый шагал человек.

У меня печальный вид – Голова моя болит, Я чихаю, я охрип. Что такое.

Крест-накрест белые полоски На окнах съежившихся хат. Родные тонкие березки Тревожно смотрят на закат.

Я сегодня на коне – Улыбнулось счастье мне: В новых джинсах я хожу, Свысока на всех гляжу -.

В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча.

Жил в Москве Степан Степанов Знатный милиционер. А теперь Степан Степанов — Рядовой пенсионер.

Кто не знает дядю Степу? Дядя Степа всем знаком! Знают все, что дядя Степа Был когда-то моряком.

Я, друзья, скажу вам сразу: Эта книжка — по заказу. Я приехал в детский сад, Выступаю у ребят.

В новом лифте ехал Саша На тринадцатый этаж. Вместе с ним на том же лифте Ехал синий Карандаш.

Живет на свете людоед, Разбойник и злодей, Он вместо каши и котлет Привык на завтрак и обед.

Женя празднует рожденье — Юбиляру восемь лет! Подарили гости Жене: Пушку, танк и пистолет.

Привезли в подарок Кате Заграничный сувенир – Удивительное платье! Отражен в нем целый мир.

В Казани он – татарин, В Алма-Ате – казах, В Полтаве – украинец И осетин в горах.

Мы с приятелем вдвоем Замечательно живем! Мы такие с ним друзья — Куда он.

Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел.

Я ненавижу слово “спать”! Я ежусь каждый раз, Когда я слышу: “Марш в кровать! Уже десятый час!”.

“Талантливые дети Надежды подают: Участвуют в концертах – Танцуют и поют.

Когда мне было восемь лет, Мечтал я лишь о том, Чтоб небольшой велосипед Ко мне вкатился в дом.

Шел трамвай десятый номер По бульварному кольцу. В нем сидело и стояло Сто пятнадцать человек.

Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья.

Таня с Маней — две подружки Любят в «классики» играть, А у Нади постирушки: Ей бы только постирать.

— На прививку! Первый класс! — Вы слыхали? Это нас. — Я прививки не боюсь: Если надо — уколюсь.

Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову.

Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша.

Ты не спишь, Подушка смята, Одеяло на весу. Носит ветер запах мяты.

У меня опять: Тридцать шесть и пять! Озабоченно и хмуро Я на градусник смотрю.

Я был знаком С одним быком, Когда в деревне жил. С людьми он дружбы не искал.

У папы Финтифлюшкина, У мамы Финтифлюшкиной, У сына Финтифлюшкиных (Ему девятый год!) -.

В одном переулке Стояли дома. В одном из домов Жил упрямый Фома.

Три девочки – три школьницы Купили эту вазу. Искали, Выбирали.

Писать красиво не легко: «Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко». За буквой буква, к слогу слог.

Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. Входишь – чисто и светло. Всюду мрамор и стекло.

Папа, мама, брат и я — Это наша вся семья. Брату только двадцать лет, А посмотришь: дед как дед.

То было много лет назад. Я тоже в первый раз С толпою сверстников-ребят Явился в школьный класс.

Сергей Михалков – стихи, басни

Михалков Сергей Владимирович родился 27.02.(13.03.) 1913 г. Москва в семье служащего – поэт, писатель, драматург, баснописец. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
Отец будущего поэта, Владимир Александрович Михалков, окончил юридический факультет Московского университета и неожиданно для всех увлекся. птицеводством. Ученый, изобретатель, энтузиаст и пропагандист своего дела. Именно отец познакомил Сергея со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но больше всего Сергей любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова
Мать Сергея Владимировича, Ольга Михайловна, всецело преданная семье, мягкая, сердечная женщина, некоторое время учительствовала, была сестрой милосердия, а затем полностью отдала себя мужу и детям, которых было трое – Сергей, Михаил и Александр. . Именно ей братья были обязаны тем, что получили образование, узнали языки, умели прилично вести себя в обществе.
Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево, что в Подмосковье. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование братья получили дома: для этого была приглашена немка- гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике. Да и спустя более полувека Сергей Владимирович Михалков блистательно выступал с докладами на немецком о детской литературе на различных международных форумах.
Две зимы кряду, наезжал, молодой священник — отец Борис, он же Борис Васильевич Смирнов. В его задачу входило преподать основы географии, истории и русского языка. В обычную школу пошёл с четвертого класса после переезда семьи в Москву.
Стихи Сережа начал писать лет с девяти, а примерно через год беспризорные воришки, проникшие в квартиру Михалковых, стащили заветную шкатулку, где среди прочих мальчишеских «сокровищ» (рогатки, перочинного ножа) находилась и общая тетрадь с первыми стихами юного поэта.
Так или иначе, мальчик начал писать стихи и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца.
Первое стихотворение Михалкова “Дорога” было напечатано в журнале “На подъеме” в 1928. Его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты “Терек”.
Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу, Сергей решает начать самостоятельную жизнь — ехать в Москву, учиться и писать. Отец сына напутствовал словами: «Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись, дальше. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»
Переехав в Москву, в течение трех лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио.
С 1933 появилась возможность жить только на литературный заработок. Имя Сергея Михалкова не сходит со страниц центральной прессы, его печатают в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде». К этому времени относится и начало долголетней дружбы с уже популярным писателем Львом Кассилем, Риной Зеленой и Игорем Ильинским, в чьем исполнении со сцены и по радио началось триумфальное шествие детских стихов Михалкова по всей стране.
1935 год. Пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить творческий импульс и найти нужную тему, Михалков проводит с ребятами около месяца, ходить в походы, удить рыбу, жечь костры. Из поездки поэт привёз три пионерских песни и несколько весёлых стихотворений для детей. Относит их в журнал «Пионер» в котором они и были опубликованы:
“Три гражданина”, “Веселый турист”, “Упрямый Фома”, “Мы с приятелем”,
“Дядя Стёпа”, вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевым, С.Маршаком и К.Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.
Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год.
Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет, С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

1954 г. -«Дядя Стёпа — милиционер».
1968 г. -«Дядя Стёпа и Егор»,
1981 г. -«Дядя Стёпа — ветеран».

И так – с 1935, года «рождения» дяди Стёпы, эти поэмы и сегодня, триумфально шествует от одного ребячьего сердца к другому. Корней Иванович Чуковский, выдающийся поэт и писатель, тонкий знаток детской души, не побоялся назвать поэму о дяде Стёпе бессмертной.
Лирический герой детских стихов Сергея Михалкова не пример для подражания, у него те же недостатки, что у его сверстников: это и лень («Чудесные таблетки»), и изнеженность («Про мимозу»), и грубость («Лапуся»), и желание прогулять уроки («Тридцать шесть и пять»), и упрямство («Бараны», «Не спать»), и неуважение к старшим («Одна рифма»). Поэт вместе с ребятами над этими недостатками смеется — и побеждает «врага» на его собственной территории.
Многие строки из детских стихов Михалкова разошлись на пословицы и поговорки
Осенью 1939 года Михалков был призван в армию и участвовал в походе наших войск в Западную Украину. Это явилось началом моей литературной деятельности военного писателя-корреспондента. Во время Великой Отечественной войны 1941-45гг. Михалков – военкор фронтовых газет; автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок.
Продолжая работать в армейской печати, не забывал и своего маленького читателя: написал для малышей и ребят школьного возраста стихи:
“Быль для детей”, “Пионерская посылка”, “Карта”, “Мать” и др.
Поэзии Сергея Михалкова военных лет часто сродни народной солдатской песне.
Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза.
В 0.00 часов 1 января 1944 года новый Гимн СССР впервые прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.
В конце 1944, Алексей Николаевич Толстый предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых, попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Вскоре две первые басни, «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», одна за другой появились на страницах «Правды».
Самые известные басни, – «Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи», “Две подруги”, “Текущий ремонт” и множество других.
Сергей Михалков написал 36 пьес для детей и взрослых: для детского театра: “Том Кэнти” (1938), “Особое задание” (1945), “Красный галстук” (1946), “Я хочу домой!” (1949), “Зайка-зазнайка” (1951), “Сомбреро” (1957), “Дорогой мальчик” (1971) и др.;
Великолепно чувствуя детскую психологию, Сергей Владимирович в течение нескольких лет вынашивал мечту сочинить такую сказку, которая была бы интересна и понятна всем детям на Земле, независимо от того, на каком континенте они живут.
И мечта сбылась! В 1971г выходит повесть – сказка “Праздник Непослушания”.
А до «Праздника непослушания» (1983) были у Михалкова другие сказки и повести, в том числе знаменитые «Три поросенка»
С 1962 Михалков – организатор и главный редактор сатирического киножурнала “Фитиль”.
Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок Михалкова. “Всё начинается с детства” (1968).
Произведения Михалкова переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР.
У Сергея Владимировича Михалкова существует пароль для взрослых, и имя ему – ГИМН.
В 1977 году пишет новую версию слов гимна.
В 2000 году в третий раз сочиняет текст гимна новой России.
Сергей Михалков – один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.
Впрочем, только ли поэт Михалков.
За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков получил много наград и званий. Но среди них есть такой редкий, как Орден Улыбки.
21 марта 2003г Сергей Михалков в 60-й раз открыл в Российской государственной детской библиотеке “Неделю детской книги”.
В 2003г. общий тираж произведений Михалкова в два раза превышает население России – он был равен 300 млн. экземпляров.

Сергей Михалков: стихи для детей, басни.
“Стихи о любви и стихи про любовь” – Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Сергей Михалков. Подборка стих-й

13 марта 1913 года родился СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ – писатель, поэт, драматург, баснописец. Сергей Владимирович Михалков родился в Москве. Писать стихи Сергей начал уже в 9 лет. Затем, вместе с родителями он переселился в Ставропольский край. Именно там, в 1928 году было опубликовано первое стихотворение Сергея Михалкова. Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал внештатным сотрудником газеты «Известия». Уже тогда его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны, например, в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях», но после печати в 1935 году поэмы «Дядя Степа» стал по-настоящему известным писателем. В год выхода поэмы Сергей Михалков начал учебу в Литературном институте, а уже в 1937 году стал членом «Союза писателей СССР. На стихах Сергея Михалкова выросло не одно поколение детей, они очень любимы ими: лёгкие, с мягким юмором и ненавязчиво-поучительные.

СТИХОТВОРЕНИЯ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА

Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
— Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Все сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ
(По старинной детской песенке)

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:
А — АКУЛА, Б — БЕРЁЗА,
В — ВОРОНА, Г — ГРОЗА…
— Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь:
Д — ДОРОГА, Е — ЕНОТ…
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!
Ж — ЖУРАВЛЬ или ЖАБА,
3 — ЗАБОР или ЗМЕЯ…
— Не смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!
И — ИГОЛКА, К — КРАПИВА,
Л — ЛИЧИНКА, ЛИПА, ЛУГ…
— Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!
M — МЕДВЕДЬ, МЫШОНОК, МОРЕ.
H — НАЛИМ, а О — ОЛЕНЬ…
— В академию не ходят
Те, кому учиться лень!
П — ПЕТРУШКА,
P — РОМАШКА,
С — СУЧОК или СМОРЧОК…
— Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!
Т — ТРАВИНКА, У — УЛИТКА,
Ф — ФИАЛКА, X — ХОРЁК…
— После первой перемены
Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало —
Только ползать и летать!

Писать красиво не легко:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь
помог!
Сначала «да», потом уж «ёт».
Уже написано «даёт»,
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвёт.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт».
«Корова молоко даёт»,
А нужно все наоборот:
«Даёт корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём.
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса чёрная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко» и «мо» и «ло»…
Ещё одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, —
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…
Да! Стать ученым не легко!

Стихи Михалкова для детей 1 класса


Толстый жук

На пустой лесной тропинке
Толстый Жук лежал на спинке,
Кверху ножки он держал
И беспомощно жужжал.
Рядом, выйдя на тропинку,
Муравей тащил былинку.
Он взглянул издалека
На жужжащего Жука.
Мимо Бабочка летела —
На Жука не поглядела.
Дождевой большой Червяк
Не помог Жуку никак.
Не хотела Гусеница
По пути остановиться.
Все спешили кто куда,
Нет им дела — с кем беда!
Только вдруг,
Над тропинкой сделав круг,
Приземлился майский Жук.
Он помог жуку-собрату,
Как простой солдат солдату.
Толстый Жук на ножки встал,
Звать на помощь перестал,
Отряхнулся, развернулся
И опять перевернулся.
Он лежит и встать не может.
Кто теперь ему поможет?

Две нательные фуфайки,
На портянки – серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться –
Десять пачек папирос.
Чтобы тело чисто было
После долгого пути,
Два куска простого мыла –
Лучше мыла не найти!
Земляничное варенье
Своего приготовленья,-
Наварили мы его,
Будто знали для кого!
Все, что нужно для бритья,
Если бритва есть своя.
Было б время да вода –
Будешь выбритым всегда.
Нитки, ножницы, иголка –
Если что-нибудь порвешь,
Сядешь где-нибудь под елкой
И спокойно все зашьешь.
Острый ножик перочинный –
Колбасу и сало режь!-
Банка каши со свининой –
Открывай ее и ешь!
Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита –
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Чистописание

Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло».
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,—
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Да! Стать ученым не легко!

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА

Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе.
Случилось на него наткнуться Черепахе.
Вот Заяц к ней: «Голубушка. воды.
Кружится голова. Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать — пруды!»
Как Черепахе было отказаться.
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться,—
Всё Черепаху ждет Косой.
Всё нет и нет ее. И стал больной ругаться:
«Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду. »
«Ты что ругаешься?» — Трава зашевелилась.
«Ну, наконец, пришла,— вздохнул больной.—
Явилась!»—
«Да нет, Косой, еще туда-а иду. »
Я многих Черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
у Черепах!

То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим.
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!

Прокатиться
Мишке дали.
Бурый Миша – старый плут:
Нажимает на педали,
Ездит целых пять минут.
Это – два родные братца.
Приказали им качаться.
Левый Мишка хочет есть,
Но никак не может слезть.
Правый Мишка хочет в лес
Он бы выше там залез!

Воздушные гимнасты

На гимнастов посмотри,
Это «ТРИ ПЕТРОВЫ ТРИ»!
Выступает очень редко
Эта труппа мастеров.
Раз! – летит Петров над сеткой,
Два! – поймал его Петров.
Три! – и прыгнуть вниз готова,
Так прекрасна и храбра,
Зоя Павловна Петрова
Их любимая сестра!
И опять под самый купол
Поднялись за братом брат.
Завтра ночью
Эта труппа
Уезжает в Ленинград.

Кто этот храбрый человек?
Он улыбнулся мне!
Джигит, наездник Али-Бек
На рыжем скакуне.
Он скачет, стоя в стременах,
Башлык за ним летит.
Ружьё в руках,
Кинжал в ножнах
На то он и джигит!
Сначала конь берёт разбег,
Потом стреляет Али-Бек
И поднимает на дыбы
Горячего коня.
Но не пугает гром пальбы
Ни папу, ни меня.

– Это что?
– Это Цирк Шапито!
Интересно!
Интересно!
Все хотят сюда попасть!
Шумно,
Весело
И тесно
Негде яблоку упасть!
Мне и папе говорят:
– Проходите в третий ряд!
Гражданин, спешите сесть!
Ваше кресло – номер шесть,
Ваше кресло – номер пять!
Мы спешим места занять.

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу.
Поломали хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её ни как!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд! –
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет. –
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят – и зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь.
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять похож на Три и Два –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.
Говорят: под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Как же нам не загадать
Скромное желание –
На “отлично” выполнять
Школьные задания.
Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

Канатоходцы

Смельчак идёт, смеётся,
Ни разу не споткнётся.
Нельзя ему споткнуться
Под куполом канат!
Он может по канату
Пройтись, как по Арбату,
Пройтись и повернуться
И пробежать назад!

Жонглёр Силантьев молодец:
Бросает в воздух сто колец
И ловит их по одному,
Чтоб мы похлопали ему.
Все аплодируют вокруг:
– Вот это значит – ловкость рук!

Сергей Михалков – Стихи

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги “Стихи”

Описание и краткое содержание “Стихи” читать бесплатно онлайн.

В книгу «Стихи» серии «Всё для детского сада» вошли произведения С. В. Михалкова проиллюстрированные тульским художником И. Цыганковым. «Лесная академия», «Поломанное крыло», «Бараны» и многие другие стихотворения известного детского поэта подскажут ребёнку, почему так важно бережно и по-доброму относиться не только к людям, но и к животным, и насекомым, и всему, что окружает его, а цветные иллюстрации и интересные сюжеты легко отложатся в памяти.

Для подготовительной группы детского сада. Рекомендовано для родителей, воспитателей и руководителей детского чтения.

© Михалков С. В., насл., 2016

© ООО Издательство «Родничок», 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

Объявленье у дверей:
«ВХОД ДЛЯ ПТИЦ И ДЛЯ ЗВЕРЕЙ».
Нарисован красный крест:
Заходи – Медведь не съест!

Прибежал Петух в аптеку:
– Здравствуй, Миша! Кукареку!
– Что вам, Петя-Петушок?
– Мне бы новый гребешок!

Гусь вошёл в аптеку боком,
Покосился правым оком:
– Засорился левый глаз.
Нет ли капелек у вас?

За Гусём Козёл ввалился:
– Я, Топтыгин, отравился:
Съел прегорький корешок.
Дай послаще порошок!

Прихромал Барбос кудлатый:
– Кто за чем, а я за ватой!
Застудил я левый бок,
Под дождём вчера промок.

Всем помочь Топтыгин хочет:
Он советует, хлопочет,
Кипятит из трав отвар…
Вдруг в окно влетел Комар!

Зарычал аптекарь Мишка:
– Почему влетел в окно? –
Отвечает Комаришка:
– А не всё ли вам равно?

– Если было б всё равно,
Все бы лазали в окно!
Видишь надпись у дверей:
«ВХОД ДЛЯ ПТИЦ И ДЛЯ ЗВЕРЕЙ»?

Комаришка пуще злится:
– А на что мне ваша дверь,
Если я ещё не птица
И пока ещё не зверь!

Разошёлся не на шутку
Комаришка-Комарец.
Тут свой клюв раскрыла Утка,
И пришёл ему конец…

(По старинной детской песенке)

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:
А – АКУЛА, Б – БЕРЁЗА,
В – ВОРОНА, Г – ГРОЗА…
– Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:
Д – ДОРОГА, Е – ЕНОТ…
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!

Ж – ЖУРАВЛЬ или ЖАБА,
3 – ЗАБОР или ЗМЕЯ…
– Не смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!

И – ИГОЛКА, К – КРАПИВА,
Л – ЛИЧИНКА, ЛИПА, ЛУГ…
– Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!

М – МЕДВЕДЬ, МЫШОНОК, МОРЕ.
Н – НАЛИМ, а О – ОЛЕНЬ…
– В академию не ходят
Те, кому учиться лень!

П – ПЕТРУШКА, Р – РОМАШКА,
С – СУЧОК или СМОРЧОК…
– Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!

Т – ТРАВИНКА, У – УЛИТКА,
Ф – ФИАЛКА, X – ХОРЁК…
– После первой перемены
Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало –
Только ползать и летать!

Случай на зимовке

Стоял среди снега бревенчатый дом,
И жили три друга-полярника в нём.
Ещё собачонка в том доме жила,
Она озорной собачонкой была.
Ей скажешь: «Лежи!» – а она не лежит.
Прикажешь сидеть, а она убежит.

Случилось, что как-то полярной весной,
В воскресный и солнечный день выходной,
Собрался один из друзей погулять –
На лыжах пройтись, из ружья пострелять.

Охотник с собой собачонку не взял.
– Ты жди меня дома! – он ей приказал.
Но вот, несмотря на такой разговор,
Шмыгнула за ним собачонка во двор.

Медведица в снежной берлоге жила.
В тот день и она на охоту пошла.
Её медвежонок, единственный сын,
Остался в берлоге без мамы, один.
Не стал он в берлоге медведицу ждать,
Решил он без спросу пойти погулять.

Осыпанный чистым полярным снежком,
Шажком и вприпрыжку и снова шажком –
Спешил медвежонок и встретился вдруг
С невиданным зверем. «Ты враг или друг?»
И от неожиданной встречи такой
Вдруг замерли сразу и тот и другой.

Была собачонка совсем не страшна –
Играть, а не драться хотела она.
Был маленький мишка пушист и смешон,
Нашёл в собачонке товарища он.

И вот уж они обнялись, как друзья,
Схватились, упали. Кусаться нельзя!
Они и сопят, и рычат, и визжат,
То лягут, то вскочат, то снова лежат…

Но тут возле дома сидящие псы
Все сразу на шум повернули носы.
Подумали псы и решили: «Пора!» –
И бросились с лаем они со двора.

Всё ближе собаки, всё громче их лай.
«Прощай, медвежонок!»
«Собачка, прощай!»

Что делать? До дома бежать далеко.
Устал медвежонок. Спастись нелегко!
Собаки поймать медвежонка хотят,
Собаки сейчас медвежонка съедят!

И вдруг на пути медвежонка – скала!
Тут нечего думать, была не была!
Успел на скалу медвежонок залезть –
Хотя бы на время убежище есть!
Дрожит медвежонок – боится упасть,
В открытые пасти к собакам попасть.

Охотник в то время дорогой прямой
С охоты к себе возвращался домой.
Вдруг слышит, что лают собаки вдали:
Какого-то зверя, как видно, нашли.
Ускорил охотник на лыжах свой бег,
На помощь медведю пришёл человек.
От гибели лютой он спас малыша,
Который сидел на скале не дыша.
Охотник собак от него отогнал,
Достал аппарат и спасённого снял.

Охотник хорошим фотографом был,
И редкие снимки он очень любил.

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных –
Бродячих псов, всегда голодных.

В любой момент готовы к драке
Псы – драчуны и забияки.
Псы – гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.

Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это – доги,
Коротконогие бульдоги
И жесткошёрстные терьеры.
Одни – черны, другие – серы,
А на иных смотреть обидно –
Так заросли, что глаз не видно!

Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это всё – от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка – лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,
И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса – кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.

Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.

А верный пёс – хороший друг –
Зависит от хороших рук!

Мои стихи для пионеров,
А не для такс и фокстерьеров.

Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Сидел мой Зяблик в клетке
И зёрнышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Всё пел и распевал.

Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.

Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти –
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.

Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне
Часами,
Шевелил во сне
Усами.

А на берегу реки
Жили-были рыбаки.
В дождь и в солнечные дни
Сети ставили они.

И спросонья
На рассвете
Заходила рыба в сети.
Попадался карп горбатый,
Попадался – пропадал.

Только сом,
Большой,
Усатый,
Никогда не попадал.

Он лежал,
И, кроме ила,
Кроме всяческой еды,
Над его корягой было
Метров пять речной воды.

Говорит один рыбак:
– Не поймать сома никак.
Или снасти не крепки?
Или мы не рыбаки?
Неужели в этот раз
Он опять уйдёт от нас?

За рекой стада мычат,
Петухи к дождю кричат.
Сеть лежит на берегу,
Из неё усы торчат.

Говорит один рыбак:
– Ну, поймали кое-как. –
Шевельнув сома ногой:
– Не уйдёт, – сказал другой.

Но свернулся колесом
И хвостом ударил сом.
Вспомнил речку голубую,
Вспомнил рыбку молодую
Да корягу под мостом
И ушёл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: