Правила поведения в лесу в картинках и основы первой помощи в экстренных ситуациях

Конспект классного часа «Оказание первой помощи в природных условиях»

Ольга Белоцерковская
Конспект классного часа «Оказание первой помощи в природных условиях»

Классный час на тему: «Оказание первой помощи в природных условиях»

Автор: Белоцерковская Ольга Витальевна,

учитель начальных классов,

Цель: ознакомление учащихся с основами безопасности жизнедеятельности, видами и симптомами травматических повреждений, способами оказания первой помощи пострадавшим.

Формироварование ответственного отношения к жизни и здоровью человека;

Мотивация учащихся к изучению правил безопасного поведения и соблюдению их, а также умению в экстремальной ситуации оказать первую помощь себе и окружающим.

Форма проведения: беседа с использованием презентации.

Необходимое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Ход классного часа (25-30 минут)

Текст читает ведущий (классный руководитель):

– Слайд 1 –

Сегодня мы поговорим о первой медицинской помощи в природных условиях.

– Слайд 2 –

В период весенних и особенно летних каникул вы много времени будете проводить на улице, на природе. Окружающий нас мир прекрасен. Прекрасны леса, поля, моря и реки, животный и растительный мир. Мы называем все это природой.

Но иногда мы забываем об опасностях, которые таит природа в себе. Опасна не сама природа, а неправильные действия человека при обращении с ней. В природе с людьми могут возникнуть самые неожиданные ситуации. К сожалению, несчастные случаи довольно часто происходят как с детьми, так и со взрослыми. Вот почему очень важно не только быть внимательными, но и не растеряться в экстренной ситуации и суметь помочь тем, кто попал в беду, или самому себе.

Врача рядом нет, «скорая помощь» еще далеко и её надо ждать. И часто нет никаких лекарств под рукой, даже бинта и йода. В таких случаях на помощь должны прийти знания и навыки.

Что такое первая помощь?

Предположения детей.

– Слайд 3 –

Первая помощь – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Как вы думаете, что самое важное в оказании первой помощи?

Предположения детей.

Срочность оказания первой помощи, быстрота, правильность, решительность, знания, умения, спокойствие.

– Слайд 4 –

Как вы думаете, что может случиться в природе с человеком?

Предположения детей.

Перелом, вывих, растяжение, солнечный удар, отравление, носовое кровотечение, укус насекомого, укус змеи, укус бешеного животного и т. д.

А теперь давайте рассмотрим, как правильно оказать первую помощь в каждом из этих случаев.

– Слайд 5 –

Легкие травмы: порезы, царапины и ссадины.

Как правило, причиной порезов, ссадин и царапин является невнимательное и неумелое обращение с острыми предметами домашнего обихода. Порезы могут возникать и во время игры. Иногда царапины могут появится вследствие неаккуратного обращения с домашними животными.

Первая помощь при порезах, царапинах и ссадинах:

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Обработать края раны дезинфицирующим раствором.

3) Наложить чистую повязку.

Нельзя класть на рану вату и мази!

Отгадав загадку, вы узнаете растение, которое помогает при порезах, царапинах и ссадинах.

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

При ссадинах можно использовать зеленые листья подорожника. Перед использованием их следует промыть кипяченой водой.

– Слайд 6 –

Ушибы.

Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты. На месте ушиба появляются боли, кровоподтек, припухлость; может нарушится функция ушибленного органа и развиться травматический отек.

Первая помощь при ушибах:

1) Создать покой ушибленному месту.

2) К месту ушиба приложить холод (пузырь со льдом) или делать холодные примочки (при этом через каждые 1-2 минуты компресс необходимо менять).

3) Если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку и обеспечить полный покой, для чего руку надо повесить на перевязь, а ноге придать горизонтальное положение. Если нет бинта или куска ткани для закрепления компресса, подойдут длинные листья, стебли травы, эластичная кора или тонкие гибкие ветви.

– Слайд 7 –

Переломы.

Перелом – нарушение целостности кости под действием травмирующей силы.

Первая помощь при переломах:

1) Наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон.

2) Приложить холод к месту перелома.

3) Вызвать врача или доставить пострадавшего в лечебное учреждение, создав спокойное положение поврежденной части тела во время транспортировки.

– Слайд 8 –

Солнечный удар.

При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение центральной нервной системы человека – солнечный удар.

Солнечный удар – это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых кровеносные сосуды расширяются, и происходит прилив крови к голове. У пострадавшего начинаются головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение.

Первая помощь при солнечном ударе:

1) Перенести пострадавшего в тень или в прохладное помещение.

2) Дать ему прохладное питье.

3) Положить на голову холодный компресс.

4) При потере сознания поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, на расстоянии 3-5 см от лица.

– Слайд 9 –

Укус насекомых.

Первая помощь при укусе насекомого:

1) При укусе пчелы осторожно при помощи пинцета извлечь жало из места укуса, не повредив его. При обнаружении клеща капнуть на него 4-5 капель растительного масла: это не дает ему дышать, а затем аккуратно вытащить пинцетом.

2) Промыть ранку спиртом, смазать йодом или зеленкой.

3) Положить на пораженное место холод.

Для снятия зуда и жжения при укусах насекомых можно использовать одуванчик лекарственный. Больное место смазывают белым млечным соком, появляющимся на среде листа или цветоносного побега. Также с этой целью используют листья подорожника большого. Для этого надо растереть листья растения и приложить к месту укуса. Полынь горькая помогает не только снять зуд и боль при укусах насекомых, но и предупреждает образование отека. Для этого ранки смазывают свежим соком полыни.

– Слайд 10 –

Кровотечение из носа.

Первая помощь при кровотечении из носа:

1) Наклонить голову вперед.

2) Сжать ноздри с боков на 3-5 минут.

3) Положить на переносицу холодный компресс.

4) Ввести в носовые проходы ватные тампоны, смоченные перекисью водорода (при обильном кровотечении).

Ребята, какой вывод вы сделали из сегодняшней беседы?

Предположения детей.

– Слайд 11 –

Необходимо знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Казьмин В. Д. Первая доврачебная помощь пострадавшим детям / В. Д. Казьмин. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»: Феникс, 2011.

2. Малых Е. Н. Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию тематических плакатов «Первая медицинская помощь» / Е. Н. Малых. – Волгоград: Издательство «Учитель».

3. Фишкин А. В. Справочник неотложной помощи / А. В. Фишкин. – М. : Экзамен, 2007.

4. Шоховцев В. В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: учеб. -метод. пособие / В. В. Шоховцев, А. В. Виноградов. – М. : Медицина, 2000.

Читайте также:
Обзор 11 популярных производителей детской одежды для осени/зимы

Конспект классного часа «Я — маленький гражданин огромной страны» Цель: -расширять представления учащихся о гражданской позиции человека; – воспитание у детей духовно-нравственных ценностей; Задачи: – раскрывать.

Конспект классного часа во 2 классе «Путешествие в страну здоровья» Цели классного часа: 1. Обобщить знания детей о личной гигиене как приёме сохранения и укрепления здоровья. 2. Развивать умение применять.

Конспект классного часа «Курить — здоровью вредить» Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Помочь воспитанникам в осознании.

Конспект классного часа «Слава хлебу на столе!» Час воспитателя «Слава хлебу на столе!»Подготовила воспитатель Костенко Е. В. Цель: воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Оказание первой помощи» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ». Разработала: воспитатель Васильевского МДОУ.

Конспект занятия «Оказание первой помощи при отравлении грибами и правила сбора грибов» Цель: информирование детей о профилактике отравление грибами. Задачи: 1) Закрепить и расширить знание детей о грибах. 2) Развивать практические.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим. На базе нашего детского сада прошла учеба по по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае. Все знают, что есть.

Оказание первой медицинской помощи ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ Ушибы и ранения Шишки. Не заметил угол стола, свалился с дивана – и вот уже на лбу растет.

Презентация к НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Оказание первой помощи» Презентация к НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».Разработала: воспитатель Васильевского.

Консультация «Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования» Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного.

Видеоурок: «Особенности поведения человека во время природных чрезвычайных ситуаций»

Наши далёкие предки постоянно испытывали на себе влияние природных явлений. Наводнения, землетрясения и извержения вулканов, бури и ураганы, природные пожары, ливни, грозы, град и другие стихийные бедствия приводили (и до сих пор приводят) к гибели людей и уничтожению материальных ценностей. Поэтому знания о приметах стихий, приобретённые в школе или от старших, должны помочь вам распознать приближающуюся беду и правильно на неё среагировать.

В течение довольно длительного времени мы с вами говорили о наиболее опасных чрезвычайных ситуациях природного характера, возникающих не только на территории Российской Федерации, но и в мире. А также знакомились с правилами поведения при их возникновении.

Анализ этих рекомендаций показывает, что для спасения своей жизни мы должны обладать гибкостью и скоростью мышления. То есть мы должны научиться быстро анализировать и оценивать происходящее.

Поэтому, чтобы стихия не застала вас врасплох, надо знать метеорологические и геофизические особенности региона, в котором вы живете, а также признаки и приметы наиболее вероятных для вашего края стихийных бедствий.

Но важно не только выучить, какие явления в природе предшествуют той или иной стихии, но и суметь быстро «в мыслях связать» уже известные вам приметы с надвигающимся бедствием.

Как правило, специальные метеорологические службы всегда заранее предупреждают нас о возможности природных катаклизмов. Но если даже по каким-либо причинам вы не получили такую информацию, то знания о приметах стихий, приобретённые в школе или от старших, должны помочь вам распознать приближающуюся беду. Психологически подготовленные люди умеют быстро и без паники справиться в этих ситуациях со страхом, волнением, тревожностью и противостоять опасности.

В зависимости от места, где вы живёте, вероятность возникновения того или иного стихийного бедствия различна, но основные правила поведения следует помнить всегда.

Давайте ещё раз повторим рекомендации профессионалов о том, что нужно знать каждому из нас на случай возникновения чрезвычайной ситуации любого характера:

1) сигналы оповещения и порядок действий;

2) номера телефонов вызова дежурных служб помощи или единый номер вызова экстренных оперативных служб;

3) местонахождение медицинских учреждений, администрации своего населённого пункта, сборных эвакуационных пунктов и пунктов посадки на транспорт;

4) в голове всегда надо держать наиболее целесообразные маршруты выхода из возможных опасных зон, а также адреса убежищ и мест укрытий.

Для многих регионов России характерна долгая зима с сильными морозами, снегопадами, гололёдом и гололедицей. Вспомним некоторые рекомендации, которых нужно придерживаться во время зимних ненастий. Во-первых, не забывайте о том, что начавшуюся снежную бурю лучше переждать дома, ведь она может длиться несколько суток и серьёзно нарушить жизнь города или населённого пункта. Выходить из дома можно лишь в исключительных случаях, уходя от него на небольшое расстояние и лучше не в одиночку.

Если же выйти из дома всё же надо, то обязательно сообщите своим близким о планируемом маршруте и времени возвращения.

Если вы живёте в горном районе, где сходят снежные лавины, или собираетесь на отдыхе покататься на горных лыжах, то помните: главное избегать лавиноопасных участков.

Зимой или ранней весной может возникнуть необходимость перейти по льду реку, озеро. Всегда будьте готовы к тому, что можно поскользнуться, а ещё хуже — провалиться под лёд.

Помните! Лёд на водоёмах может быть очень опасен не только ранней весной, но и зимой. Сотрудники МЧС настойчиво рекомендуют без особой надобности не выходить на лёд.

Но если выйти на лёд всё-таки нужно, то необходимо внимательно осмотреть его поверхность. Тёмные пятна, то есть места, не запорошённые снегом, — это, скорее всего, бывшие полыньи, не успевшие покрыться прочным льдом.

Если лёд рыхлый, тёмный или, наоборот, матово-белый (после оттепели или дождя) и при ударе из него сочится вода, то далеко от берега уходить нельзя. Крепкий лёд отличается синими и зелёными оттенками. А наиболее тонкий лёд под сугробами, у обрывов, вмёрзших коряг и деревьев.

С наступлением зимы появляется особая опасность — это гололёд и гололедица.

Гололёд — это слой льда, образовавшийся на поверхности земли и расположенных на ней объектах во время выпадения осадков в виде дождя вследствие его замерзания. Гололёду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер.

Гололедица — это лёд или слой снега, утрамбованный до твёрдого состояния, который образует скользкую поверхность. Образованию гололедицы способствуют также погодные условия: выпавшие накануне осадки в виде дождя или снега, минусовая температура воздуха.

Для пешеходов особо опасны раскатанные ледяные дорожки, так как под тонким слоем выпавшего снега они практически не заметны.

Если в прогнозе погоды даётся сообщение о гололёде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту.

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Главное не торопитесь и выходите из дома с запасом времени.

Ещё одним зимним бедствием является снежный занос и метель. Снежный занос связан с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительным снегопадом (более 12 часов).

Читайте также:
7 удачных моделей трехколесных велосипедов 2020 г - лучшее соотношение цены и качества

Метель — это перенос снега ветром в приземном слое воздуха.

Снежные заносы и метели типичны для Приморского и Хабаровского краёв, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и других районов России. Их опасность для населения заключается в заносах дорог, населённых пунктов и отдельных зданий. В отдельных районах высота снежного заноса может доходить до пяти — шести метров (5—6 м).

Если вы получили предупреждение о сильной метели, плотно закройте окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стёкла окон оклейте бумажными лентами, закройте ставнями или щитами.

Подготовьте двухсуточный запас воды и пищи, запасы медикаментов, средств автономного освещения и радиоприёмник на батарейках.

Перейдите из лёгких построек в более прочные здания. Подготовьте инструмент для уборки снега.

При сильной метели лишь в исключительных случаях выходите из зданий. При этом запрещается выходить в одиночку.

В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходите от неё за пределы видимости. Остановившись на дороге, подайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле.

Если вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населённого пункта, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место нахождения и по возможности дождитесь окончания метели.

Однако будьте внимательны и осторожны при контактах с незнакомыми вам людьми, так как во время стихийных бедствий резко возрастает число краж из автомобилей, квартир и служебных помещений.

Если в условиях сильных заносов вы оказались блокированным в помещении, осторожно, без паники выясните, есть ли возможность выбраться из-под заносов самостоятельно, используя имеющийся инструмент и подручные средства. Если самостоятельно разобрать снежный занос не удаётся, попытайтесь установить связь со спасательными подразделениями. Примите меры к сохранению тепла и экономному расходованию продовольственных запасов.

Летом территории России также подвержены самым разнообразным опасным природным явлениям. На одном из прошлых уроков мы с вами говорили об ураганах, бурях и смерчах. А также о правилах поведения во время этих природных явлений.

Однако не менее опасным, но одним из самых эффектных атмосферных явлений являются грозы. Начинается гроза, когда на небе образуются большие кучевые облака (грозовые тучи). При этом редкая гроза обходится без молний. Несмотря на то, что вероятность поражения молнией невелика, тем не менее ежегодно от ударов молний погибает до 24 000 человек и около 250 000 получают травмы.

Молния — это искровой разряд электростатического заряда кучевого облака, сопровождающийся ослепительной вспышкой и резким звуком (громом).

Опасность этого явления состоит в том, что разряд молнии характеризуется большими токами (до сотен тысяч ампер). Вследствие этого температура молнии при главном разряде может превышать 30 000 о С (а это, между прочим, в пять раз выше температуры поверхности Солнца). Прямое попадание молнии для человека обычно заканчивается смертельным исходом.

Для снижения опасности поражения молнией зданий и различных сооружений устраивается молниезащита в виде заземлённых металлических мачт и натянутых высоко над сооружениями объекта проводами.

Специалисты спасательных служб дают некоторые важные советы:

если вы собираетесь на природу, уточните прогноз погоды. При ожидании грозы перенесите поездку на другой день.

Если наступает грозовой фронт, то в первую очередь определите примерное расстояние до него.

Если запаздывание звука растёт, то грозовой фронт удаляется, а если запаздывание звука сокращается, то грозовой фронт приближается.

Сам по себе разряд молнии является электрическим взрывом и в некоторых аспектах похож на детонацию взрывчатого вещества. Он вызывает появление ударной волны, опасной в непосредственной близости. Ударная волна от достаточно мощного грозового разряда на расстояниях до нескольких метров может наносить разрушения, ломать деревья, травмировать и контузить людей даже без непосредственного поражения электрическим током.

Молния опасна особенно тогда, когда вслед за вспышкой следует раскат грома. В этом случае необходимо срочно принять меры предосторожности. Так, например, если вы находитесь в сельской местности, то закройте все окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия.

Не растапливайте печь, так как нагретые газы, выходящие из печной трубы, имеют низкое сопротивление.

Не разговаривайте по проводному телефону: молния иногда попадает в натянутые между столбами провода.

Во время вспышек молнии не подходите близко к электропроводке, антенне. Не стойте рядом с окном. Рекомендуется выключить телевизор, радио и другие электробытовые приборы.

Если гроза застала вас в лесу, то лучше укрыться на низкорослом участке леса. Не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно сосен, дубов и тополей.

Не находитесь в водоёме или на его берегу.

В степи, поле или при отсутствии укрытия не ложитесь на землю, подставляя электрическому току всё своё тело, а сядьте на корточки в каком-нибудь естественном углублении, обхватив ноги руками.

Если же гроза застала вас в автомобиле, не покидайте его, при этом закройте окна и опустите антенну радиоприёмника.

Действия в экстремальной ситуации на природе
статья по обж

Как и в любой другой чрезвычайной ситуации, в ситуации вынужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого момента ее возникновения.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь человека (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться успокоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опасность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий.

Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию верных решений.

Скачать:

Вложение Размер
deystviya_v_ekstremalnoy_situatsii_na_prirode.docx 52.96 КБ

Предварительный просмотр:

Действия в экстремальной ситуации на природе

Пансиона воспитанниц МО РФ

Как и в любой другой чрезвычайной ситуации, в ситуации вынужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого момента ее возникновения.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь человека (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться успокоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опасность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий.

Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию верных решений.

Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстинктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опасность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные из них и перспективные (которые возможно наступят, если…).

При возникновении экстремальной ситуации в природной среде (потере ориентировки, отставании от группы, резком ухудшении

погодных условий) ни в коем случае нельзя конфликтовать и расслабляться. Выдержка, самообладание, дисциплинированность, а самое главное — стремление и умение выжить помогут победить. Общая схема первоочередных действий попавших в экстремальные условия на природе приведены на схеме 6.

Как в аварийных, так и в экстремальных ситуациях в условиях природной среды первоочередные действия должны быть направлены на оказание медицинской помощи пострадавшим, затем на устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него.

Параллельно с оказанием медицинской помощи надо приступить к строительству простейшего временного убежища, способного защитить пострадавших от ветра, снега, дождя или палящего солнца. Переохлаждение или чрезмерный перегрев организма могут значительно усложнить ситуацию. Тогда придется вдобавок ко всем имеющимся трудностям заниматься устранением последствий переохлаждения и перегрева (отморожения, общее переохлаждение, тепловые и солнечные удары). В экстремальных ситуациях это только усугубит положение пострадавших. Особое внимание при этом следует уделить раненым, ослабевшим, женщинам и детям.

Не следует забывать, что усугубление ситуации может произойти и вследствие резких изменений погоды. Поэтому надо постоянно следить за ее состоянием и предугадывать возможности ее изменения.

С этой же целью производится осмотр внешнего вида, приведение в порядок своей одежды и обуви. В экстремальной ситуации при невозможности получения помощи извне важно сохранить имеющиеся на себе вещи, так как от этого зависит в дальнейшем нормальная жизнедеятельность. Нужно всеми силами стараться сохранить теплоресурсы в холодное время и внутренние запасы воды в жару. Если одежда нуждается в ремонте, это стоит произвести незамедлительно. Следует позаботиться о людях, не имеющих достаточно одежды для предохранения от холода и жары, по возможности равномерно распределить ее между всеми пострадавшими.

При недостатке одежды в холодное время необходимо использовать имеющееся имущество, способное предохранить от холода. Все должны знать: защита организма от холода в первую очередь скажется на экономии продуктов питания.

После этого собирают в одно место все потерянные при выходе в безопасное место вещи, предметы снаряжения (на первый взгляд, может быть, и ненужные), которые могут пригодиться в аварийной ситуации. Их сортируют, отделив необходимое в первую очередь и временно невостребованное, упаковывают или аккуратно складывают в безопасном месте.

Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предметов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в разряд общественных и используются для удовлетворения потребностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продукты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаряжения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается. После этого возникает естественный вопрос: что делать дальше?

Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оценить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придерживались ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасательных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребуется для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранениями, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и снаряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т.д.?

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцените ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в безлюдной местности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений: оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случаях, когда:

— нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

— точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

-возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;

— люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

— в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, определить направление выхода, упаковать и приготовить для переноски все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил.

Решение оставаться на месте происшествия принимается, если:

— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

— место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

— направление на населенные пункты и расстояние до них неизвестны;

— большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм или заболеваний.

Приняв решение оставаться на месте происшествия, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей (схема 8).

Во временном лагере, построив надежное укрытие из подручных средств, можно создать условия для нормального отдыха, длительного сохранения нормальной жизнедеятельности, обеспечения ухода за больными и ранеными. Находясь на одном месте легче организовать сбор съедобных растений, ягод, рыбалку и охоту.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опасностей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопления и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возможностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного количества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и способностей. Как видно, здесь действия производятся так же, как в обычной туристской группе. Тогда понятно, что надо выделить людей, ответственных за строительство жилища, добычу и поиск пищи, разведение, поддержание огня и приготовление горячей пищи, оказание медицинской помощи и т.д.

При этом непременное условие — каждый должен иметь поручение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выживания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необходимо прилагать усилия (а иногда и немалые) для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участника в отдельности.

Непременным условием благополучных действий группы в экстремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания — турист, охотник, геолог.

При умелом руководстве группа избавится от таких отрицательных проявлений человеческого поведения, как паника, растерянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в действиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих дополнительных к существующим неприятностей.

Подводя итоги описания первоочередных действий человека (группы), попавшего в экстремальную ситуацию вынужденного автономного существования, можно сделать обобщающий вывод о правилах поведения, основывающихся на результатах анализа подобных ситуаций специалистами — спасателями. При попадании в экстремальную ситуацию надо:

уметь предвидеть опасность;

уметь контролировать свое поведение;

уметь думать и продумывать;

принимать быстрые решения;

быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;

уметь подчиниться, если это необходимо;

не отчаиваться, если больше нет сил, бороться за свою жизнь;

искать другие пути, прежде чем сдаться окончательно; и … даже тогда не сдаваться.

Таким образом, благополучный исход в экстремальной ситуации зависит от самого человека, от его воли, собранности, дисциплинированности, физической подготовки, а главное — умения действовать в экстремальной ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час “Экстремальные ситуации”

Материал представлен презентацией по предупреждению травматизма дома и на улице.

Презентация – ОБЖ – 6 класс: Как подготовиться к путешествию (к походу на природу), чтобы не попасть в экстремальную ситуацию

Поход – организованное передвижение группы людей с определенной целью. Например, военный поход, поход по местам боевой славы, туристический поход.

Внеклассное мероприятие Действия в экстремальной ситуации

Гончаров В.Е. Внеклассное мероприятие Действия в экстремальной ситуации.

Действия в экстремальной ситуации

Презентация для 6 класса по теме “Действия в экстремальной ситуации”.

Экстремальные ситуации в природе

Экстремальные ситуации в природе.

Общая инструкция по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях

Действия сотрудников школы при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории.

Правила безопасного поведения в походе

Туризм — это экскурсии, походы и путешествия, где активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями, в которых учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, получают навыки самообслуживания. В туристических походах по-новому звучат знания, приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии.

Пешеходный туризм – один из лучших видов активного отдыха. Туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, сами обеспечивают себе питание, ночлег и место отдыха, намечают объекты для осмотра. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров, готовить пищу, преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы. Все это несет определенные опасности.

Для предотвращения травматизма в походе учащиеся должны:

знать правила безопасного нахождения в природной среде;

иметь навыки пользования основным туристским снаряжением;

знать приемы передвижения и ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий;

уметь действовать в случае возникновения экстремальных ситуаций.

Определяющий фактор безопасности в походе – это соблюдение дисциплины и безукоризненное выполнение всех требований и указаний руководителя группы.

При движении по маршруту нельзя обгонять руководителя группы или отставать от замыкающего группы.

Если вы отстали или по какой-то причине отделились от группы, необходимо вернуться на тропу, остановиться и дождаться инструктора.

На экскурсии необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила и немедленно ставить в известность руководителя о недомогании или получении травмы, даже незначительной.

Во время похода нельзя пробовать неизвестные ягоды, грибы, собирать в гербарий заведомо ядовитые растения.

При ветреной и пыльной погоде надо надевать защитные очки для предупреждения засорения глаз.

При яркой солнечной погоде необходимы защитные головные уборы и солнцезащитные очки, чтобы предупредить солнечный удар и перегрев организма. Если кто-то получил солнечный удар, необходимо найти для пострадавшего тень, обеспечить его обильным питьем. Для предупреждения теплового удара не следует надевать неоправданно теплую и «душную» (не обеспечивающую вентиляцию и не впитывающую пот) одежду.

Для предотвращения травм, связанных с ожогами, надо руководствоваться следующими правилами:

дежурные у костра должны иметь на себе брюки, обувь и рукавицы;

не допускать игр и развлечений с огнем;

готовую горячую пищу следует оставлять только в тех местах, где на нее не могут наступить люди.

Строго запрещается купаться в загрязненных или изобилующих ключами водоемах, а также в местах быстрого течения (в горных реках), прыгать в воду в неизвестных местах.

Запрещается пить сырую воду из непроверенных источников и заброшенных колодцев.

На случай холодной погоды и отрицательных температур турист должен иметь ветрозащиту, теплую одежду и шапку, особенно при длительных экскурсиях и экскурсиях, проходящих в межсезонный период.

На скалистых участках, водопадах, смотровых площадках запрещается перемещаться по необорудованным нехоженым тропам. Движение по опасным участкам экскурсии возможно только под контролем сопровождающего. На таких участках запрещается играть в подвижные игры, толкаться и обгонять других участников группы.

При передвижении в каменистой местности нужно следить за состоянием троп и дорог, не забывать, что камни могут двигаться, сыпаться и даже скатываться со склонов. О двигающемся камне нужно сообщать членам всей группы по живой цепочке.

При движении в лесистой местности и через заросли кустарника необходимо следить за корнями и ветками деревьев. Чтобы не удариться о ветку, нужно предупредить идущего позади человека и аккуратно передать из руки в руку ветку.

В пасмурную дождливую погоду либо после нее надо помнить: камни и корни деревьев очень скользкие, и если есть возможность наступить на простую землю, а не на них, так и нужно сделать. Преодолевать скользкие участки безопаснее, взявшись за руки с другими членами группы.

Если гроза застигнет в лесу, то не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие тополь, ель, сосна. Находясь в грозу на открытом месте, лучше лечь или присесть в яму, канаву.

При общении с животными запрещается: кормить их из рук, гладить, брать в руки.

В походе не исключена возможность встречи с ядовитыми змеями. В целях безопасности икры ног должны быть защищены, также необходимо всегда смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею. Прежде чем сесть отдохнуть на старый пень или повалившееся дерево, следует осмотреться, стукнуть по пню. Если вы неожиданно заметили ползущую змею, замрите, дайте ей возможность уйти. Избегайте резких, пугающих змею движений! Не убегайте от встретившейся змеи – существует опасность наступить на другую змею, не замеченную вами. Помните: опасна змея, которую вы не видите, обнаруженная змея представляет минимальную угрозу. В случае укуса необходимо обратиться за помощью в больницу.

После каждой экскурсии или во время неё необходим осмотр на наличие на теле и одежде клещей. Очень важно своевременное удаление присосавшихся клещей, которые в силу своих физиологических особенностей после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью. Поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.

В лесах и полях водятся также пчелы, осы, шершни и пауки. В случае более чем трех укусов необходимо обратиться в больницу, также необходимо обратиться в больницу, если человек знает, что у него аллергическая реакция.

Знания и умения по безопасному пребыванию в природной среде и действиям в случае возникновения экстремальных ситуаций помогут сохранить здоровье или даже жизнь.

Игры и досуг для деток с небольшой разницей в возрасте.

Девочки, кого интересует тема воспитания двоих детей с разницей в 2-3 года, нашла неплохую статью про организацию игр и досуга, все написано просто и конкретно!

Игры и игрушки
Если разница между детьми 2-3 года, то к тому моменту, когда младший начинает активно осваивать окружающее пространство (спускается на пол, ползает по квартире и учится вставать), старший наконец-то дорастает до заветных игрушек «Не для детей до 3 лет!» (фломастеры, пластилин, мозаика, мелкий конструктор, акварельные краски, игрушки с мелкими деталями и хрупкой конструкцией и т.п.). Все эти чудесные вещи необходимы старшему малышу для развития мелкой моторики и очень ему нравятся, но при этом он ещё слишком мал, чтобы играть во всё это самостоятельно и в одиночестве. А как только вы дадите старшему ребёнку краски, мозаику или пластилин, тут же приползёт младенец и всё это захочет съесть (ну, или, во всяком случае, попробовать на вкус).

Для решения этой проблемы попробуйте организовать старшему рабочее место повыше, вне пределов видимости и досягаемости младенца. Например, усадите его порисовать, полепить или собирать мозаику за кухонный стол, а сами занимайтесь с младшим тут же рядом, но на полу. Если не получится, не расстраивайтесь: уже после года младшего вы сможете рисовать (например, пальчиковыми красками на стене в ванной) и лепить (из солёного теста, есть которое младенец вряд ли захочет) все вместе.

Поиграть с младенцем на его уровне тоже бывает сложно. Например, пособирать с дочкой пирамидку или поизучать сортер мне удавалось, только когда сын гостил у бабушки. В остальное время игры были больше на уровне старшего ребёнка, а малышка участвовала в них, как могла. Куличики мы с ней в годик тоже не делали, так как у сына тогда было обострение жадности, и песочницы приходилось обходить стороной. Однако период «несовместимости» игр продолжается недолго — очень скоро интересы у детей сближаются, и старший даже может сам поиграть с младшим в развивающие игры, которые уже освоил, и даже пытается сознательно учить «лялю» говорить.

Совместное чтение книг тоже поначалу организовать получается не у всех: старшему хочется слушать сказку и рассматривать картинки, а младшему — рвать книжку и тянуть её в рот. Почитать книжку старшему можно, пока младший спит, или увлечен сосанием груди больше, чем книгой у мамы в руках, или находится с кем-то из родственников. Когда дети вместе, удобнее декламировать для них стихи наизусть и рассказывать сказки собственного сочинения и ваши собственные интерпретации известных произведений. А когда младенец немного подрастёт и перестанет тянуть всё в рот, попробуйте перейти на картонные книжки, порвать которые не так просто. Примерно с полутора лет младшего (в разных семьях по-разному) можно завести традицию читать по очереди: каждый из детей приносит свою книжку, и мама читает сказку из одной — сказу из другой, и т.п.

Ещё одна проблема — даже если по размеру игрушки старшего младенцу не противопоказаны, играть в них дети хотят часто по-разному. Старший строит домик из кубиков, младший хочет его тут же разрушить; старший собирает машинку из конструктора, младший желает её осмотреть, а в процессе осмотра часто ломает и т.п. Чтобы избежать конфликтов, вам нужно придумывать игры так, чтобы действия младшего были «по сюжету». Например:

* строим башни и спихиваем их с весёлым «Бух!» и смехом (то есть цель игры — не построить красивую высокую башню, а просто пошуметь и повеселиться);
* вы строите башню из мягких кубиков, а дети стараются сбить её маленькими мягкими мячиками (тренируем меткость);
* старший собирает машинку из конструктора для себя, а вы — для младшего (вы-то не обидитесь, если карапуз в процессе осмотра сломает ваше творение).

И всё же, пока младший ещё не тянет на полноценного товарища по играм, заниматься с двумя одновременно — очень трудно, а разделить их — очень проблематично. Так что на этот период главное ваше спасение — это подвижные и ролевые игры.

Но как бы ни нравились детям подвижные игры, оставлять их играть вдвоём без присмотра опасно. Старший ребёнок ещё слишком мал, чтобы рассчитать свою силу и вес, а также предугадать последствия своих действий. Вот только некоторые невыдуманные эпизоды, рассказанные мамами двух малышей:

* как только младенец встаёт на четвереньки, чтобы учиться ползать, старший усаживается на него верхом;
* старший ребёнок без труда залезает в детскую кроватку или манеж и пытается «помочь» младенцу вылезти оттуда: поднимает его или подталкивает вверх;
* младший, едва достигнув года, старается всё повторить за старшим (залезть на спорткомплекс, на второй этаж двухэтажной кровати, на высокий стул, стол и т.п.).

Взрослому никогда и в голову не придёт многое из того, чем может заняться 2-3-летний ребёнок, и ругать его за подобные «забавы» бесполезно — он ещё слишком мал. Просто старайтесь, чтобы дети всегда были у вас на виду. Когда младшему исполнится 3 года, они замечательно будут подолгу играть одни, а пока свои дела вам придётся отложить и научить ваших малюток безопасно взаимодействовать друг с другом.


Развивающие занятия

В последнее время уже с полутора лет многие родители начинают водить своего ребёнка на развивающие занятия. Но эти кружки и студии недоступны тем, у кого вдобавок к любознательному двухлетке есть ещё и младенец. Дело в том, что «развивалки» для детей до 3 лет — это чаще всего занятия по принципу «вместе с мамой». Причём под «присутствием» подразумевается не просто сидение в уголке на стуле, а участие во всех делах вместе с ребёнком, что с младенцем на руках, конечно, совершенно невозможно.

Поначалу меня этот факт очень расстроил: «Как же так, все подружки-то своих водят». Но со временем я поняла, что ничего не потеряла. Ведь если детей больше одного и они близки по возрасту, «общение со сверстниками» происходит дома, так же как и коллективные занятия чем бы то ни было. А при большом желании всё, чем занимаются с 1,5-2-летками на развивалках (рисование пальчиками, пальчиковые игры, рассматривание картинок, малышовые попевки и «танцы»), можно повторить дома, приобретя подходящие пособия.

Зато если разница между детьми совсем маленькая (1-2 года), то потом вам будет очень удобно водить их на одни и те же занятия, а самой в это время отдыхать в коридоре. Вдвоём детям легче будет привыкнуть и к коллективу, и к преподавателю.

Если разница в возрасте больше 2 лет, а дети к тому же разнополые, то с занятиями со временем возникнет новая проблема: кружки для старшего работают в вечернее время (так как большинство дошкольников 4-6 лет утром в детском саду), а у младшего — с утра. Кроме того, мальчик ходит на плавание (борьбу), а девочка — на танцы. При этом оба ребёнка слишком малы даже для того, чтобы просто посидеть одним в коридоре на переменке.

Ещё одна проблема: когда старший начинает ходить на вечерние занятия, младший ещё очень нуждается в дневном сне. Перед вечерним выходом малыш должен успеть выспаться — возникает «гонка» с этим сном, а, как известно, у спешащей и нервничающей мамы дети и засыпают дольше и хуже. И вообще — у двоих занятий много, для младшего это слишком большая нагрузка (ходить куда-то 4-5 раз в неделю), к тому же сокращается время прогулок. В результате малыш может начать болеть.

Таким образом, маме подросших детей приходится решать очень трудную задачу по логистике — кто, куда и когда будет ходить, какими занятиями ради каких можно пожертвовать. Кто-то в этой ситуации нанимает няню, которая будет водить одного из детей на кружки, кто-то договаривается о взаимопомощи со знакомыми, посещающими те же студии.

Но есть в этой ситуации и плюсы. Когда один ребёнок на занятиях, наконец-то появляется возможность спокойно почитать другому. Ведь одному хочется просто послушать интересную историю, а другому — обсудить картинки. Только зал ожидания в детском центре должен быть удобным. Если рядом есть детская площадка — можно гулять там с детьми по очереди. Да, в конце концов, просто поговорить по душам! Это очень важно, так как выделить отдельное время каждому ребёнку маме двух малышей очень трудно. А как приятно дома увидеть выступление своих детей, подготовленное при совместном посещении ими музыкальных занятий!
Помощь и помощники.

Детский сад
Как бы вы ни готовились к появлению второго малыша, всё равно, скорее всего, будет сложнее, чем вы ожидали. Имея одного ребёнка, невозможно представить, как оба твоих малыша, такие маленькие и одинаково любимые, горько плачут, требуя внимания, и именно в этот момент хотят владеть тобой безраздельно, и как от этого разрывается сердце, и не знаешь, к которому бежать. Так что не спешите отказываться от помощи родственников, если они её вам предлагают, даже если, например, до сих пор свекровь не была желанным гостем в вашем доме.

С одним ребёнком мама может отлично справиться одна, если отложит ради этого все свои дела. Мама может в трудный период (болезнь малыша, возрастной кризис) не поесть, не поспать, забыть про хобби и уход за собой. Но чтобы постоянно угождать двоим малышам, маме пришлось бы разорваться, потому что один хочет есть, а другой гулять, один спать — другой играть. На то, чтобы приспособиться к этому и найти компромисс, уйдёт время, а поначалу капризов и истерик, если мама с детьми одна, не избежать. И этот факт нужно попробовать донести до всей семьи, со всем бабушками, дедушками, тетями, дядями и желательно друзьями.

Однако помощь тоже бывает разная. В первые год-полтора посидеть с двумя детьми даже короткое время вряд ли кто-то физически сможет и согласится кроме мужа. А отдавать одного на день-другой к бабушке — сомнительная помощь, надо хорошо взвесить, надо ли вам это. Такая ситуация может спровоцировать у первенца обострение ревности: «Как же так?! Мама отправила меня к бабушке, чтобы побыть с младенцем. Значит, она меня больше не любит». Кроме того, когда старший ребёнок вернётся, вам придётся налаживать жизнь с двумя почти сначала, так как у бабушки другой режим, другие порядки и т.д.

Примерно по этим же причинам часто не облегчает мамину жизнь отправка старшего ребенка в детский сад. Многие родители рассчитывают, что вскоре после того, как родится малыш, старший будет большую часть дня проводить вне дома. Однако у подобного «решения» есть много минусов.

* По мнению психологов, дети младше 3 лет не готовы проводить без мамы по многу часов без ущерба для своего развития. Более подходящий возраст для постепенного вхождения в коллектив — 4-5 лет.
* Рождение брата и сестры — и само по себе сильный стресс для вашего старшего ребенка. Дополнительный стресс от необходимости привыкать к новым детям и взрослым может отрицательно сказаться на здоровье малыша.
* Адаптация к детскому саду почти всегда связана с болезнями — так на упомянутый выше стресс реагирует иммунная система. Да и инфекций и вирусов в коллективе ребенок встречает, несомненно, больше, чем дома. Понимая, что во время недомогания он остается с мамой, ваш старший может «полюбить болеть». А младшему «цеплять» все, чем болеют в детском саду, и вовсе рано.
* Ваш домашний режим должен будет учитывать не только интересы детей и взрослых (что и так немало), но и распорядок работы детского сада. Отводить и забирать старшего — это целая работа, особенно если садик не рядом с домом.
* Возвращаясь вечером из садика, ваш старший будет требовать удвоенного внимания, проверять вас «на прочность» («А по-прежнему ли мама меня любит?»). Он может начать хуже спать, труднее укладываться на ночь, а утром не обойдется без нытья «Не хочу в садик!» (особенно после перерыва на болезнь).

Взвесив все «за» и «против», многие мамы детей с небольшой разницей в возрасте сознательно выбирают домашнее дошкольное воспитание.

Няни, бабушки и… папы!
Итак, стоит хорошо продумать, какая именно помощь вам нужна. Если большую часть времени вы проводите с детьми одна, то родственников можно использовать для упрощения ежедневной рутины. Привлекайте их в первую очередь в быт, а не к детям. Помощники могут:

* наготовить домашних полуфабрикатов (пельмени, котлеты, тефтели, нарезать и заморозить порции овощей для супа и т.п.);
* купить и доставить продукты для вашей семьи, когда сами едут на машине закупаться в гипермаркет;
* погулять с одним из детей (ведь с коляской вы вряд ли можете покататься с горки со старшим так же весело, как дедушка, не обременённый младенцем; а бабушке, скорее всего, не составит труда покачать коляску со спящим младшим, пока вы занимаетесь со старшим ребёнком дома);
* разобрать и погладить выстиранные вещи, сложить их на место;
* сварить суп на несколько дней, приготовить ужин, пока вы гуляете с детьми;
* убрать квартиру (вытереть пыль, пропылесосить или вымыть полы);
* сходить в поликлинику за рецептом на молочную кухню;
* сводить старшего на занятия или посидеть с младшим, пока вы сводите старшего сами (какой вариант предпочтительнее, очень зависит от детей);
* посидеть с детьми, пока вы спите.

Если родственники помочь не могут, а вы чувствуете, что не справляетесь, рассмотрите вариант помощницы по хозяйству, приходящей раз в неделю, или няни на несколько часов в день (просто, чтобы были вторые руки). Оплата их услуг в течение пары-тройки месяцев — не такие уж большие деньги (по сравнению с тем же контрактом на роды). Эти деньги можно отложить заранее, ещё во время беременности, а возможно, средствами помогут родственники, которые не могут помочь «руками». А потом, глядишь, вы и привыкнете к жизни с двумя детьми, найдёте свой режим, и помощь уже не будет столь необходимой.

Только к выбору такого помощника со стороны надо подходить очень осторожно, желательно заранее, ещё до вторых родов. Присутствие этого человека в вашем доме не должно причинять вам дополнительного беспокойство (нервотрёпки и так будет предостаточно), важно учитывать отношение к нему детей.

Ещё вариант: если вы дружите с соседкой (приятной бабулей на пенсии, сидящей весь день дома), можно договориться, чтобы она помогала вам, например, с дневным сном: читала старшему полчаса, пока вы уложите младенца, а вы за это поможете ей с закупкой продуктов.

Очень неприятно, когда один из детей серьёзно заболевает и попадает в больницу. Спланируйте заранее, кто в таком случае будет сидеть со вторым малышом (или лежать в больнице с первым), ведь папа сейчас единственный кормилец, и терять работу из-за длительных больничных ему нельзя.

Но главный мамин помощник — это конечно папа. И расширять круг его обязанностей надо ещё до появления второго малыша. Например, если вы планируете, что после родов укладывать старшего спать (или кормить утром завтраком, отводить на занятия или в детский сад) будет папа, внедрите этот обычай по крайней мере за пару месяцев до появления в вашем доме младенца. Таким образом, вы хоть немного уменьшите количество изменений в жизни старшего малыша, связанных с появлением братика (или сестрички). То же самое касается и всех других помощников.

Вместо заключения
Разница 2-3 года — это, конечно, не погодки, но всё-таки сложновато. Основная проблема — до 2,5 лет старший ребёнок не может занять себя надолго самостоятельно и боится оставаться без мамы; его речь ещё недостаточно развита, чтобы можно было с ним «по-взрослому» договориться о чём-то (например, «Ты сейчас посидишь полчасика с книжкой, пока я уложу малышку, а потом я приду и почитаю тебе, пока она будет спать»); малыш не чувствует времени — пять минут без мамы для него кажутся такой же бесконечностью, как и полчаса. Подготовить старшего заранее тоже затруднительно, так как, когда мама беременна, ему ещё и двух лет нету, то есть «серьезные» переговоры вообще невозможны.

В последнее время начинать приучать детей к дисциплине психологи советуют не ранее 3 лет, а до этого возраста основной воспитательный приём — переключение внимания. Но у мамы двоих детей не всегда есть время и возможность на уговоры-отвлекалочки, иногда приходится заставлять малышей выполнять её требования, несмотря на бурный протест с их стороны. Таким образом, чем больше разница между детьми, тем легче (особенно в первый год). При разнице 3 года и больше многих описанных в статье проблем вообще не возникает, а решить оставшиеся гораздо проще.

Но если вы всё же хотите, чтобы разница в возрасте между вашими детьми была поменьше (у этого ведь действительно куча преимуществ, только проявятся они во всей красе, когда младшему стукнет 3 года), советую:

* Обязательно попробуйте расписать свою НЕДЕЛЮ (расписание каждого дня поминутно — кто и что делает), как можно подробнее, с разными вариантами (папа дома, папа задержался на работе, старший уснул, старший не уснул, и т.п.) В этом расписании нужно отразить не только ежедневные рутины (покормить детей, искупать, погулять), но и походы за продуктами, стирку, уборку, приготовление еды на всю семью, своё личное время. Составление такого расписания поможет определиться, готовы ли вы к подобному ритму жизни, и подготовить к будущим изменениям мужа. Можно поискать подобные планы в интернете в блогах и сообществах мам двоих деток с небольшой разницей в возрасте.
* Не расстраиваться, если что-то не успеваете. Время бежит очень быстро, дети растут, и с каждым месяцем становится легче. Если совсем невмоготу, можно подключать и телевизор на пару самых критичных месяцев в начале, хотя им так пугают. Нервы дороже! Ещё вариант — взять няню хотя бы до 3-летия старшего, если подходящий человек есть на примете.
* По максимуму привлекать бытовую технику. По себе знаю, как помогают разные пароварки-мультиварки (особенно с возможностью отложенного старта), в которых можно поставить что-то готовить и уйти гулять. К твоему приходу всё готово и ещё тёплое. Ну, и, конечно, посудомоечная машина!
* Первый год не волноваться, что недостаточно занимаетесь с детьми различными «развивающими играми», недостаточно гуляете и т.п. Этот год пройдёт быстро, потом всё наверстаете, а нервы уже не вернёшь. Так что если устали — не идёте гулять, а лежите с детьми на кровати и вяло возите машинку туда-сюда или ставите кубики один на другой — почти спите. Главный лозунг первого года — выжить! И хвалить себя за каждый прожитый день, а не заниматься самоедством: «Как же, я не рисую со старшим пальчиковыми красками и не занимаюсь методике Глена Домана с младшим!»

Лучшие домашние игры для двойняшек, погодок и детей из многодетных семей до 5 лет

Содержание статьи:

Вы мама двойняшек, близнецов, погодок или многодетная мама, у которой более двух маленьких детей? Тогда для вас актуальным является вопрос о том, чем же занять и увлечь дома своих неутомимых искателей и исследователей. В этой статье мы расскажем об интересных играх на двоих детей до года, 1-2 лет, 2-3 лет, 4-5 лет.

Игры для двоих детей до года

Простые, но увлекательные игры, рассчитанные на двоих и более малышей, подталкивают их развитие, потому что именно через игру дети учатся познавать мир. В какие игры можно играть с маленькими детьми, которые еще не умеют хорошо управлять своим телом и говорить? Рассмотрим несколько игр, которые помогут грудничкам развивать различные способности и навыки и быть более активными, веселыми и жизнерадостными.

«Веселый оркестр»

Игра развивает мелкую моторику, способствует развитию зрительной и слуховой координации, а также укреплению мышц рук детей.

Что нужно для игры : маленькие пластмассовые бутылочки, вода, песок, бобы или горох, пшено или другие крупы.

Описание : Нужно наполовину наполнить бутылочки различным содержимым, закрыть крышкой и поставить их перед детьми. Чтобы обратить их внимание на стоящие перед ними бутылки, нужно по очереди поднять каждую и потрясти. Малыши обратят внимание, что звучат все бутылочки по-разному. Потом нужно предложить им самим взять в руки бутылочки и послушать звуки, которые они издают. Дети будут с интересом слушать и изучать «такие» инструменты.

Игра подходит для малышей от шести до девяти месяцев.

«Рыболовы»

Игра укрепляет мелкую моторику рук, развивает зрительную и моторную координацию малышей.

Что нужно для игры: две большие миски с водой, два маленьких сита с ручкой, много различных небольших плавающих игрушек, листики, веточки.

Описание: Нужно посадить малышей на пол, перед каждым расстелить по клеенке или одну большую клеенку. На нее поставить миски с водой и положить туда различные предметы: несколько игрушек, палочки, листики. Малыши должны с помощью сита поймать эти предметы. Каждый раз, как только малыши вылавливают новый предмет, его нужно внимательно рассмотреть с ними и назвать.

Игра предназначена для малышей от девяти месяцев .

Игры для двоих от года до двух лет

На первом году жизни дети уже овладели многими простейшими навыками и начали активнее познавать мир. В это время они по-своему начинают общаться со своими сверстниками, так как родителей для общения им уже недостаточно. И очень здорово, когда дома всегда есть товарищ по играм. В этом возрасте детям интересны различные манипуляции с водой, рассыпание и собирание предметов. Также малыши любят подбирать и изучать различные предметы, сортировать их, играть в прятки, исследовать, играть с песком, слушать стихи и сказки, играть со сказочными персонажами.

«Цветное рисование»

Детки в этом возрасте уже не тянут в рот все подряд, поэтому малышам можно предложить порисовать цветным льдом.

Что нужно для игры: формы для изготовления льда, акварельные краски или пищевые красители, чтобы покрасить лед, вода и плотная бумага (можно использовать бумагу для акварели).

Описание: Нужно налить в форму для льда воду и добавить по капельки пищевых красителей разного цвета, после этого поставить ее в морозильник. После того, как вода застынет, можно приступать к рисованию льдом. Детям лучше надеть передники, чтобы они не испачкались. Детей нужно посадить за стол и перед каждым положить по листку акварельной бумаги и выложить кубики льда. Малыши ложкой могут двигать ледяные кубики по листку, лед будет таять и оставлять за собой рисунок.

Также с ледяными кубиками можно поиграть в рыбалку. Их можно поместить в таз с водой – получатся разноцветные рыбки. Детям нужно дать по небольшому ситу с ручкой, чтобы они ловили с его помощью лед и складывали в свои ведра. Заодно малыши смогут посмотреть, какого цвета станет вода в ведре, когда лед растает.

Красочные следы от шин

Любители машинок могут устроить красочное ралли на бумаге.

Что нужно для игры: маленькие машинки, гуашь, бумага для акварели, скотч, кисти и емкости, чтобы опускать туда машинки.

Описание игры: Перед каждым ребенком нужно положить лист бумаги (формат А3), приготовить маленькие машинки и краски. Увидев эти предметы, дети в 1,5 года сами могут догадаться, что нужно окунуть машинку в краски и провести ей по листку.

Малыши могут рисовать машиной и на одном листке. Можно окунуть машины в разные краски (например, один малыш окунет колеса машины в красный цвет, а другой – в зеленый) и устроить цветное ралли. Они могут пустить свои машинки по листку и по цветным следам определить, чья машинка придет к финишу первой.

Какие игры подойдут для близнецов, двойняшек, погодок 2-3 лет?

Картины из мозаики

Усидчивые малыши с удовольствием в 2-3 года могут начать собирать картины из мозаики. Для таких деток подойдет мозаика с крупными деталями. Элементов должно быть много, чтобы хватило сразу на двоих малышей. Объединив усилия, они смогут создать настоящую картину.

Игры на развитие логики и тактильных ощущений

Дети этого возраста с удовольствием копаются в мелких деталях: прячут в них маленькие игрушки, разбирают перемешанные бобы, бусины, макароны, камешки и раскладывают их в различные емкости. Такие игры на развитие мелкой моторики благотворно влияют на деток. Малышам можно предложить раскладывать предметы по цвету, форме, размеру, а также по типу – съедобное-несъедобное. Только раскладывать нужно под присмотром взрослых, чтобы у детей не было соблазна попробовать их на зуб.

Пазлы

Пазлы развивают логику, мелкую моторику и наблюдательность. Для близнецов и двойняшек можно купить одинаковые пазлы с крупными поролоновыми деталями. Хотя они могут собирать и один пазл, так как совместная работа объединяет и сближает.

Чтение сказок

Чтение книг развивает воображение и обогащает словарный запас. У детей одного возраста не будет разногласий по выбору произведения, и они с удовольствием послушают подходящие для их возраста сказки.

Ролевые игры для двоих детей

Начиная с двух лет, дети охотно примеряют на себя разные роли: доктора, повара, пирата и рыцаря и т.д. Фантазия их безгранична.

Игра для двоих девочек: приготовление пищи, сервировка стола и угощение гостей

Играть в готовку и угощение больше любят девочки, но и мальчики могут включиться в игру. Можно купить детям набор игрушечной посуды и продуктов, тогда они смогут открыть настоящий домашний ресторан и угощать своих гостей, которыми станут, естественно, родители.

Доктор Плюшева и Айболит

Все дети любят играть в доктора и пациента, поэтому подаренный чемоданчик доктора с набором игрушечных инструментов надолго может занять детей. А, когда их двое, родители им и вовсе не нужны, так как можно по очереди быть то доктором, то пациентом.

Домашние игры для двоих детей 4-5 лет

Конструкторы – неиссякаемый источник для развития воображения и игр дома

Из конструктора можно сделать все, что угодно: зоопарк, роботов, даже целые города. Родители смогут помочь детям сделать игру не только увлекательной и интересной, но и познавательной. Можно предложить ребятам построить из конструктора батискаф и погрузиться на нем на дно Марианской впадины. Перед тем как играть, родители могут показать детям впадину на карте и посмотреть ролик о погружении батискафа на морское дно. После этого дети должны построить из конструктора батискаф, а родители – соорудить впадину из простыни синего цвета. Простыню нужно разложить на полу и на ней разместить различные камешки, раковины, которые привезли, например, с моря. Один ребенок может погружаться на дно в батискафе и находить морские сокровища, а второй может построить из конструктора подъемный кран и поднимать все находки на сушу.

Отважные мореплаватели и письмо в бутылке

Игра рассчитана на двоих и более детей. Один ребенок может представить себя отважным капитаном, который отправился в море и потерпел кораблекрушение. Чтобы спастись он должен послать весточку своему товарищу – другому отважному капитану на сушу. Для этого нужно попросить маму составить небольшое письмо, положить его в бутылку, закупорить ее и «отправить». Как только другой отважный капитан получит послание, он отправится на поиски своего друга.

Театр теней

Еще один способ завлечь двоих неутомимых двойняшек – это создать театр теней. Дети сами могут выбрать спектакль, который они хотят поставить, распределить роли между собой. Конечно, в организационных вопросах должны помочь родители. Во-первых, чтобы получился спектакль теней нужно сделать экран. Для этого понадобится: плоская коробка, карандаш, линейка, белая ткань, кисточка и гуашь. Чтобы сделать экран, нужно прорезать прямоугольники в передней и задней стенке коробки. Потом можно предложить детям покрасить коробку в любой цвет, который им нравится. После этого нужно приклеить подходящий по размеру кусок ткани к коробке. Далее необходимо поставить коробку на стол, а за коробку поставить настольную лампу (с той стороны, где будут находиться кукловоды). Останется дело за малым – нужно создать героев для спектакля. Можно самим нарисовать и вырезать героев или найти уже готовых героев сказок в Интернете и вырезать их. К каждой фигурке нужно приклеить палочку, чтобы удобнее было держать их во время спектакля. Остается только дождаться вечера, выключить свет и наслаждаться представлением, которое подготовят дети.

Клуб многодетных: Погодки — секреты воспитания

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное — как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки — это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух — они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев — это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года — колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия — нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, — это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго — что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», — и они показывают перекрестно: «Это он», — «Нет, это он». И не потому, что они врут — они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), — ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно — что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей — понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать — это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря — до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму — не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет — это магическое понятие, магическое число)?« — «Мне четыре», — «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа — возраст — они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил — а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик — всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, — конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие — «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то — вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же — та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это — огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы — это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, — сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: