Правильное развитие ребенка в 8 месяцев

Развитие ребенка в 8 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

Восьмимесячные дети тратят много энергии на физические нагрузки и растут не так активно, как в предыдущие месяцы. Мальчики весят 7,7–9,6 кг при росте 68,4–72,8 см, соответствующие показатели для девочек: 7,1–9,1 кг и 66,4–71,1 см.

Большинство малышей в этом возрасте быстро осваивает умение забираться вверх по ступенькам, что может прибавить хлопот родителям, если в доме есть лестница. Ребенок с энтузиазмом карабкается на самый верх и… зовет маму, чтобы она помогла ему спуститься, ведь путь вниз кажется ребенку более трудным и вызывает страх.

Наберитесь терпения: скоро малыш научиться сам «сползать» по лестнице, пятясь спиной. А пока преградите малышу доступ к ступенькам специальной дверкой-решеткой, чтобы избежать падения.

Восьмимесячный ребенок умело пользуется большим и указательным пальцем руки, ловко хватая даже небольшие предметы и кусочки пищи. Кроху завораживают предметы, которые можно вставить один в другой. Особенно ему нравятся ящики и коробки, в которые помещается множество вещей поменьше.

Любимое занятие ребенка в этом возрасте – опустошать разнообразные емкости, от банки с пуговицами или контейнера с игрушками до миски с собачьим кормом или горшочка с землей.

Маме приходится постоянно быть настороже: с одной стороны, малышу полезно «пощупать» землю и поиграть с мелкими предметами, с другой – надо следить за тем, чтобы он не взял в рот ничего лишнего.

Детская память также развивается: теперь ребенок хорошо помнит недавние события, названия любимых игрушек и предметов обихода, которыми пользуется каждый день. Это помогает ему ориентироваться в комнате, ловко находя дорогу между коробками с игрушками и мебелью, а также осознавать связь слов с соответствующими им вещами. Дети начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже если их не видно. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под простыней, он скоро догадается, что игрушку можно обнаружить, стянув с нее простыню. А ключи можно достать из банки, в которую они упали.

Постепенно малыш осознает, что, если родителей не держать постоянно в поле зрения, они тоже могут пропасть, а потом снова найтись.

Хотя вехи развития у большинства детей совпадают, проходят они их с разной скоростью и в разном порядке. Некоторые дети быстрее развивают навыки мелкой моторики и хорошо играют с маленькими предметами. Другие сначала учатся уверенно сидеть и ползать. У многих детей речевые навыки развиваются быстрее моторных, и они начинают говорить раньше, чем ходить.

Малыш в этом возрасте бесстрашно уползает от родителей, чтобы обследовать соседнее помещение. Ведь мама и папа рядом, и дорогу обратно он хорошо помнит. Но вот заснуть в незнакомом месте ребенку непросто.

Он с опаской относится как к новым людям, так и к новым местам. И робость, и бесстрашие крохи объясняются ростом его самосознания: он не может предвидеть последствия, столкнувшись с чем-то незнакомым, поэтому его может напугать новый человек, но при этом кастрюля с кипящей водой не покажется опасной. Если ребенок боится, он крепко прижимается к маме – источнику защиты в любой ситуации.

Восьмимесячный малыш может произносить практически все звуки родного языка. Еще не освоив значения слов, ребенок реагирует на интонацию, с которой их произносят взрослые, и хорошо понимает настроение собеседника. Подражая взрослым, кроха выражает свои чувства и желания при помощи лепета. Дети с любопытством наблюдают за взрослыми и пытаются копировать любые их действия. Пока движения малыша плохо скоординированы, он не может надолго удержать в руке мелкий предмет.

Помогите своему ребенку: превратите «взрослые» дела (например, разговор по телефону или причесывание) в веселую игру. Поговорите с малышом по игрушечному мобильному телефону: сначала «позвоните» ему, сказав несколько слов в трубку, затем приложите ее к детскому ушку и предложите крохе «сказать» что-то в ответ. Передавайте телефон друг другу до тех пор, пока беседа будет вызывать у ребенка интерес. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому провести щеткой по волосам, помогая крохе удерживать расческу в правильном положении. Обязательно похвалите юного «парикмахера» за старание.

Безопасный дом

Пришло время опустить матрасик в детской кроватке на нижний уровень: ручки и ножки малыша достаточно окрепли, он учится стоять и даже ходить, ему не хочется сидеть в кроватке – поэтому кроха будет пытаться перелезть через решетку.

Не оставляйте ребенка наедине с большими игрушками, которые он может использовать как опору или ступеньки, пытаясь выбраться из кроватки.

Обязательно проверьте комнату, где играет малыш, на наличие острых углов и выступов, о которые можно удариться. Чтобы обезопасить малыша от ушибов, используйте специальные накладки для мебели или заграждение-решетку.

Детский сон

Дети постоянно получают новую информацию, а лучше всего новые знания и умения закрепляются во сне. Чтобы полноценно отдохнуть, восьмимесячным малышам необходимо спать около 15 часов в сутки.

Читайте также:
Как научить ребенка рисовать в разных техниках?

Однако теперь, когда малыш научился сидеть, ползать и активно играть с игрушками, его не так легко уложить спать, как раньше: кроха боится пропустить что-нибудь интересное. К тому же в это время у многих малышей активно режутся зубки, что тоже нарушает привычный режим.

Перевозбужденный или капризный ребенок быстрее успокаивается, слушая тихую музыку. Необязательно сидеть рядом с малышом, чтобы он скорее заснул: в этом возрасте присутствие взрослого больше отвлекает его, чем успокаивает. При этом кроха должен быть уверен, что родители недалеко и всегда придут ему на помощь.

Пожелайте ребенку приятных снов, скажите, что мама рядом и обязательно его услышит, оставьте приоткрытой дверьи предоставьте ему возможность уснуть самостоятельно.

Если малыша беспокоят режущиеся зубки, посоветуйтесь с врачом, как лучше справится с этой проблемой. Не забывайте, что единых рецептов «правильного» детского сна нет, все дети индивидуальны, и только мама знает, как лучше уложить спать своего малыша. Важное о здоровье

Теперь, когда ребенок начинает активно двигаться, падений и небольших ушибов не избежать. Не волнуйтесь, это часть процесса взросления. Не мешайте малышу самостоятельно вставать, обходить углы, перешагивать через препятствия – то есть координировать свои движения. Дети учатся владеть своим телом методом проб и ошибок.

Задача родителей – максимально обезопасить дом, где растет ребенок, и быть рядом, если крохе потребуются эмоциональная поддержка.

Меню малыша

Каждый день малыш открывает для себя столько нового и интересного, что про еду он может и не вспомнить. Возможно, даже мамина грудь перестанет его интересовать. Эта фаза обычно быстро проходит, если кормить кроху в тихом месте, где в поле его зрения не будет отвлекающих внимание игрушек и предметов.

Для полноценного питания малышу необходимо не менее 500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром, при невозможности грудного вскармливания) в день.

Также детям в восемь месяцев рекомендуется прикорм: 150–200 г овощей, 170–200 г каш, 50–70 г фруктов, 50–70 г мяса.

Детям такого возраста пора предлагать желток яйца и детский творожок, соблюдая уже хорошо знакомые правила введения прикорма. Детское меню должно состоять только из качественных продуктов, измельченных и термически обработанных в соответствие с возрастом малыша.

На завтрак предложите ребенку вкусную и полезную овсяную кашу с кусочками банана, половинку яичного желтка и фруктовый сок. На обед – небольшую порцию мяса с овощным пюре из тыквы. Для полдника отлично подойдет печенье, которое можно запить маминым молоком. А на ужин подайте детский творог или йогурт.

Сохраняйте ночное и утреннее кормление, если планируете продолжить грудное вскармливание: именно в этот период в женском организме вырабатываются гормоны, стимулирующие лактацию.

Совет месяца

Устройте с малышом репетицию домашнего оркестра: включите ритмичную музыку и покажите маленькому музыканту, как можно «барабанить» деревянной ложкой по разным поверхностям – от пластмассовой формочки до деревянной столешницы или днища металлической кастрюльки.

Нормы и нюансы развития ребёнка в 8 месяцев

Развитие ребёнка в 8 месяцев — это первое осознание малыша себя как личности, освоение новых умений, и проявление сложных, недоступных в более раннем возрасте, эмоций.

Если до 8 месяцев большинство детей развиваются приблизительно в одинаковом темпе, то по достижению этого возраста всё меняется. У разных детей могут быть и разные умения: например, один восьмимесячный малыш шустро ползает и даже пытается ходить, а другой — только-только научился сидеть. Оба варианта — норма. Но, конечно, маму и папу каждого крохи волнует, правильно ли развивается сын или дочь. Чтобы быть до конца уверенными, что с вашим малышом всё в порядке — читайте о средних нормах развития детей в 8 месяцев.

Содержание:

  • Основные показатели
  • Что должен уметь делать ребёнок в 8 месяцев?
    • Основные навыки восьмимесячного ребёнка
    • Двигательная активность, рефлексы, моторика
    • Интеллектуальное развитие
    • Особенности психологического развития, проявление эмоций и настроения
    • Изменения в восприятии окружающего мира: органы чувств
    • Речь
  • Как наладить распорядок дня: питание, сон, режим дня
  • Правила ухода за восьмимесячным малышом
    • Как организовать безопасное пространство для ребёнка?
  • Мнение Комаровского о развитии восьмимесячных детей
  • Распространённые проблемы развития детей в 8 месяцев
  • Роль родителей в развитии ребёнка в восемь месяцев

Основные показатели

Показатели роста и веса восьмимесячных детей растут гораздо медленнее, чем прежде: если до полугода младенец прибавлял в месяц по 600-800 грамм веса и вырастал на 3-4 см, то к восьмому месяцу жизни вес малыша увеличивается в среднем на 400 грамм в месяц, рост — на 1-1,5 см.

Физическое развитие ребёнка в 8 месяцев — нормы роста, веса, окружности груди и головы для мальчиков и девочек:

Вес мальчиков Рост мальчиков Окружность головы мальчиков Окружность груди мальчиков Вес девочек Рост девочек Окружность головы девочек Окружность груди девочек
7,1-10,5 кг 65,5-75,3 см 41-47 см 44-48 см 6,7-9,7 кг 64,5-73,7 см 40-46 см 44-47 см
Читайте также:
Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Показатели таблицы — ориентировочные, отклонения от указанных цифр на 10% в большую или меньшую сторону педиатры относят к норме. Но если вес и рост вашего малыша в 8 месяцев отклоняется от норм больше, чем на 10%, стоит обратиться к врачу, чтобы исключить возможные патологии.

Календарь увеличения роста, веса, окружности головы и груди детей первого года жизни зависит и от изначальных физических данных конкретного ребёнка: так, крупные при рождении новорождённые обычно растут медленнее других детей.

Отличия мальчиков и девочек

На первый взгляд развитие восьмимесячных детей разного пола одинаково: в среднем девочки лишь на 1,5-2 см ниже и на 300-500 грамм легче мальчиков. Но другие параметры физического развития в 8 месяцев отличаются уже заметно: девочки лучше, чем мальчики, передвигаются, крепче опираются на ноги у опоры, увереннее сидят.

Так происходит благодаря тому, что скелет девочек созревает гораздо быстрее, чем скелет мальчиков. И родителям мальчиков не стоит беспокоиться, сравнивая сына с активными ровесницами — мальчик освоит все те же навыки немного позже: разрыв в развитии между разнополыми детьми может составлять 2-3 месяца.

Физические способности

Несмотря на то, что развитие конкретного ребёнка в 8 месяцев может сильно отличаться от развития ровесников, есть несколько параметров, которым в норме должен соответствовать каждый восьмимесячный малыш:

  • садится самостоятельно или с помощью взрослого,
  • сидеть без опоры или с опорой на мягкий предмет;
  • из положения сидя поворачиваться в разные стороны;
  • вставать или пытаться встать, держась за опору.

Что должен уметь делать ребёнок в 8 месяцев?

В 8 месяцев у младенца появляются разнообразные умения и навыки, связанные с двигательной активностью, интеллектуальным и психологическим развитием, развитием речи и органов чувств. Закрепляются и некоторые прежние навыки: например, умение сидеть, стремление ползти и подолгу стоять у опоры.

Основные навыки восьмимесячного ребёнка

В 8 месяцев ребёнок:

  • стоя у опоры, крепко держится за неё двумя руками. Способен подолгу стоять без поддержки взрослого;
  • благодаря улучшению памяти начинает узнавать знакомые предметы, повторяет действия за другими людьми;
  • преваращает произносимые слоги в довольно отчётливые формы, иногда напоминающие слова, например: «ма-ма», «па-па»;
  • может разглядеть яркий предмет в другом конце комнаты, реагирует на звуки, доносящиеся издалека (зрение и слух становятся острее);
  • пытается пользоваться ложкой самостоятельно, а если прорезалось достаточное количество зубов — откусывает и пережевывает твёрдую пищу.

Двигательная активность, рефлексы, моторика

Малышу в 8 месяцев постоянно хочется активно двигаться: из положения сидя он тянется за интересными предметами, поворачивается в стороны, крутится вокруг собственной оси, пробует ползать.

К восьми месяцам у грудничка полностью пропадает хватательный рефлекс в ладошках — движения рук становятся осознанными. Хватательный рефлекс в ступнях ещё может быть слабо выражен. В возрасте 8 месяцев ягодицы становятся точкой опоры ребёнка, снижается рефлекторное сгибание шеи, туловища, ножек.

Главный навык в развитии моторики восьмимесячного крохи — овладение «пинцетным захватом». Ребёнок начинает понимать, какие функции выполняют его пальцы: ловко обращается с бутылочкой, играет с пирамидкой, используя кончики большого и указательного пальцев.

Интеллектуальное развитие

У восьмимесячного малыша всё ярче проявляется потребность изучать окружающий мир. Благодаря укреплению психомоторики грудничок взаимодействует с другими людьми и предметами более осознанно, чем раньше:

  • реагирует на простые просьбы, старается их выполнить;
  • сам умеет выразить просьбу: например, попросить игрушку, указав на неё пальцем;
  • знает, как достичь поставленной цели: например, как добраться до заинтересовавшего предмета, находящегося на расстоянии;
  • интересуется устройством вещей: гладит и щупает предметы из разнообразных материалов, сравнивая разницу в тактильных ощущениях;
  • узнаёт себя в зеркале и на фотографиях.

Особенности психологического развития, проявление эмоций и настроения

Ребёнок в 8 месяцев начинает особенно болезненно переносить разлуку с матерью: может громко плакать и кричать, даже если мама ненадолго вышла из комнаты. Такое поведение нормально для восьмимесячных детей. Ближе к году страх сепарации от матери снижается без дополнительных усилий со стороны родителей.

В восемь месяцев младенец начинает по-новому проявлять эмоции и настроение:

  • умеет показывать обиду, радость, стеснение;
  • впервые пытается надавить на родителей сознательно, пробуя добиться своего с помощью слёз;
  • активно и со смыслом жестикулирует: например, показывает взрослому на игрушку, которую хочет получить, или на место, куда хочет попасть.

Изменения в восприятии окружающего мира: органы чувств

Слух и зрение ребёнка в 8 месяцев уже хорошо развиты: например, малыш способен услышать звуковую игрушку (развитый слух) в другой комнате и доползти до неё, огибая препятствия и убирая с пути мешающие предметы (развитое зрение).

Появляется чувство ритма: кроха изображает танцевальные движения под звучащую музыку. Сохраняется желание испытывать тактильные ощущения, исследуя на ощупь разные по фактуре предметы. Малышу нравится узнавать вкус новой пищи, он различает приятные и неприятные запахи

Кроха в восемь месяцев часто и эмоционально гулит и словно пытается вести разговор со взрослыми, выражая голосом свои эмоции. Часто ребёнок старается подпеть любимой песенке или воспроизвести понравившуюся мелодию. В речи преобладают сдвоенные звуки— «ма-ма», «ба-ба», «ва-ва» и подобные — но это пока не осмысленные слова.

Читайте также:
Пальчиковые игры для малышей – играем и развиваемся!

Как наладить распорядок дня: питание, сон, режим дня

Дети в 8 месяцев питаются в среднем пять раз в день. Перерывы между приёмами пищи составляют 3-4 часа. Рацион питания необходимо максимально разнообразить, постепенно добавляя в меню разные овощи, фрукты, каши, кисломолочные продукты, печенье.

  1. Детям на искусственном вскармливании можно давать больше разных блюд, оставив кормление смесью только на утреннее и вечернее время.
  2. Малышу на грудном вскармливании дают грудь по требованию, частота кормлений грудью в 8 месяцев — около восьми раз в сутки.

Основные правила питания восьмимесячного грудничка:

  • включайте в рацион овощные, фруктовые, мясные пюре — сделанные самостоятельно или готовые, но от надёжных производителей;
  • покупные соки лучше заменить домашними напитками: некрепким чаем, компотом;
  • добавляйте в меню разнообразные супы и бульоны;
  • приучайте ребёнка мыть руки перед едой;
  • учите малыша пить жидкости из чашки самостоятельно;
  • твёрдую пищу давайте, если у ребёнка прорезалось не меньше четырёх зубов.

Здоровый сон

Восьмимесячный ребёнок спит 9-12 часов в сутки (днём — обычно два раза). Длительность дневного сна может составлять от получаса до двух часов. Тревога, вызванная естественным страхом разлуки с матерью, нередко становится причиной нарушения сна, когда кроха часто просыпается и плачет. Чтобы ребёнок спал лучше — не закрывайте дверь в его комнату, в случае необходимости успокойте ласковыми словами и поглаживаниями.

Малыши на искусственном вскармливании редко пробуждаются по ночам. Дети на грудном вскармливании могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы получить грудь.

Режим дня

Родители организуют режим дня в 8 месяцев, ориентируясь на особенности и потребности своего ребёнка. Но если вам не удается выстроить распорядок дня — попробуйте следовать такому режиму:

  • 7.00 — пробуждение, гигиенические процедуры, массаж;
  • 8.00 — кормление, спокойные игры и занятия;
  • 10.00 — прогулка, дневной сон в коляске;
  • 12.00 — кормление дома;
  • 12.30 — подвижные и спокойные игры, развивающие занятия;
  • 15.30 — кормление;
  • 16.00 — сон дома или на улице;
  • 17.00 — пробуждение, период бодрствования;
  • 18.30 — кормление;
  • 19.00 — общение и игры с близкими;
  • 21.00 — гигиенические процедуры;
  • 21.30 — кормление, подготовка ко сну;
  • 22.30 — начало ночного сна.

Правила ухода за восьмимесячным малышом

Как организовать уход за детьми в 8 месяцев — основные правила:

  1. Уделяйте достаточно внимания утренней и вечерней гигиене. В утренние и вечерние гигиенические процедуры входят: умывание или купание, уход за полостью рта, использование горшка.
  2. Продолжайте частые прогулки, делая их более интересными. Можно отправиться на детскую площадку или прогуляться по красивому парку — такие прогулки будут не только полезны для здоровья, но и интересны для познающего мир малыша.
  3. Делайте сыну или дочери лёгкий массаж, проводите закаливающие процедуры, например, устраивайте воздушные и солнечные ванны.

О важном: как организовать безопасное пространство для ребёнка

В возрасте 8 месяцев груднички становятся очень подвижными и любопытными, и взрослым приходится следить за непоседами особенно тщательно. Чтобы избежать травм и других неприятностей — постарайтесь следовать правилам по созданию безопасного пространства для маленьких детей:

  1. Самые распространённые детские травмы связаны с падением. Чтобы малыш не упал с высоты, следите за тем, чтобы у кроватки, пеленального стола, стульчика для кормления и манежа были достаточно высокие и надёжные бортики.
  2. Если в модели кроватки предусмотрены прутья — расстояние между ними должно быть таким, чтобы туда не поместилась детская голова.
  3. В месте, где ребёнок спит, не должно быть подушек, игрушек и других посторонних предметов, которые могут стать причиной удушения.
  4. Проследите за тем, чтобы у грудничка не было доступа к розеткам, электроприборам, лекарствам и другим потенциально опасным вещам.
  5. Не оставляйте кроху у воды без присмотра, даже если он просто принимает ванну в домашней обстановке.

Мнение Комаровского о развитии восьмимесячных детей

Известный педиатр Евгений Комаровский считает, что в восемь месяцев ребёнок должен уметь самостоятельно сидеть. Но если малыш пока может принять положение сидя только с посторонней помощью или не способен просидеть долгое время — это не повод для тревоги. Значит, мышцы спины ещё недостаточно окрепли, считает доктор.

Евгений Олегович советует молодым родителям акцентировать внимание не на умении сидеть, а на навыке ползания, укрепляющем все группы мышц. Малыша можно подтолкнуть к желанию ползать, предлагая достать расположенную в нескольких шагах яркую интересную игрушку.

Распространённые проблемы развития детей в 8 месяцев

Родители восьмимесячных младенцев часто сталкиваются с одними и теми же трудностями. Наиболее распространённые из них связаны с проблемами сепарации, плохим сном, отсутствием аппетита у крохи. Большинство подобных проблем можно попробовать решить своими силами:

  1. Ребёнок боится разлуки с матерью. Решение: говорить с малышом, находясь вне поля его зрения, найти своего рода успокаивающую замену мамы — например, мягкую игрушку.
  2. Малыш плохо спит, часто пробуждается. Решение: исключить слишком активные игры в вечернее время, сделать крохе лёгкий массаж перед сном.
  3. Грудничок наотрез отказывается пробовать новую пищу. Решение: подождать несколько дней и предложить попробовать блюдо ещё раз тогда, когда ребёнок наверняка проголодался.
Читайте также:
Как и с какого возраста можно приучить ребенка к горшку?

Существуют и более серьёзные проблемы развития младенцев в восемь месяцев. Обратитесь за консультацией к педиатру, если ребёнок:

  • совсем не сидит сам, даже если сесть помог взрослый;
  • не пытается поворачиваться в стороны из положения сидя;
  • не демонстрирует никаких эмоций даже в адрес близких людей;
  • не интересуется игрушками, не пробует их схватить;
  • «скользит» взглядом по окружающим предметам, не фиксируясь ни на одном объекте.

Перед тем, как обратиться к врачу, эпизоды тревожащего поведения можно снять на видео для большей наглядности.

Роль родителей в развитии ребёнка в восемь месяцев

Мама, папа и другие близкие ребёнку люди могут развивать своего кроху самостоятельно. Регулярно проводите развивающие занятия и игры, и результат в развитии сына или дочери будет виден совсем скоро:

  • вместе читайте книжки, задача взрослого — максимально чётко проговаривать слова;
  • давайте малышу безопасные предметы из разных материалов для улучшения мелкой моторики: коробки с крышками и без, посуду, кусочки ткани, специальные игрушки;
  • показывайте собственным примером, как обращаться с вещами: соберите и разберите пирамидку, «покормите» куклу, поставьте кубики друг на друга;
  • познакомьте ребёнка с простыми играми в мяч: например, покажите, как весело перекатывать мячик друг другу сидя на полу;
  • устраивайте музыкальные паузы: вместе танцуйте под любимую музыку и пойте любимые песни.

Даже если ваш малыш не соответствует полностью всем нормам развития — забота и участие близких наверняка исправят ситуацию. Играйте и занимайтесь с ребёнком, побольше общайтесь и проявляйте любовь — и ваш малыш ещё не раз удивит всех своими способностями!

Энциклопедия мам

Когда ребенку исполняется восемь месяцев, перед родителями встают новые вопросы и проблемы. Данная публикация поможет вам разобраться в основных темах развития восьмимесячного ребенка.

1. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок активно двигается, передвигается ползком, с интересом изучает окружающий мир. В это время продолжают прорезываться зубы, малыши могут грызть ими печенье, например. Но у некоторых детей в восемь месяцев только начинается процесс прорезывания первого зуба, это тоже входит в диапазон нормы.

За счет того, что кроха становится более активным, чем это было раньше, у него замедляется темп роста. Мышцы уже достаточно окрепли, для того чтобы ребенок мог стоять (с опорой), ползать быстрее, чем ранее.

Происходят изменения и в пищеварении, что связано с прикормом. Стул становится еще более оформленным, чем в семь месяцев, он практически не похож на кал младенца; частота дефекации становится реже, в среднем, один или два раза в день.

Малышу не составляет труда брать и удерживать в руках любимые игрушки, забирать их или наоборот, отдавать. Ребенок готовится к своим первым шагам, если поддерживать малыша за руки, он уверенно шагает, когда на его пути попадаются предметы или другие препятствия, ребенок их переступает или пытается обойти. Дети начинают откусывать кусочки от твердой пищи, осознанно ее пережевывают, выражают свои вкусовые предпочтения, также развивается мелкая моторика.

2. Нормы веса и роста у ребенка в 8 месяцев

В восемь месяцев и мальчики и девочки активно продолжают прибавлять в весе и росте. Мальчики продолжают, как правило, немного «обгонять» девочек.

Показатели, представленные выше, условны и могут выходить из диапазона.

3. Что умеет ребенок в 8 месяцев

Улучшается координация глаз, благодаря чему у ребенка появляется восприятие пространства. Ребенок понимает разницу между знакомыми и незнакомыми предметами.

Понимает такие слова , как «дай», «на», «где». Развитие восьмимесячного ребенка позволяет ему отличать речь от других посторонних звуков, начинает слушать, когда кто-то что-то рассказывает или обращается непосредственно к нему; может сморщить лоб, если вы его за что-то ругаете.

Ребенок перенимает от родителей интонацию речи, много лепечет, чаще повторяет одни и те же слоги, от него можно часто слышать «ма-ма» или «ба-ба».

Уверенно сам садится и сидит, сам встает на четвереньки, с опрой встает на колени и встает с опорой, просится на руки, хлопает в ладошки, машет ручкой в ответ на прощание. Малыш может сильно потянуть за волосы или ущипнуть, при этом он совсем еще не понимает, что делает кому-то больно. Мальчики и девочки на восьмом месяце своего развития учатся катать мяч, нажимать на кнопки, уверенно перелистывают старицы книг, внимательно разглядывают картинки. Дети начинают есть с ложки, некоторые даже пытаются делать это самостоятельно. Если раньше малыш бросал игрушки случайно, то сейчас он делает это специально, внимательно следит за их падением, потом старается поднять и бросить снова.

Читайте также:
Сказки для детей как способ воспитания культурных ценностей

Малыши в этом возрасте очень привязаны к маме, ее отсутствие расстраивает или даже пугает, он старается везде найти маму. Ребенок часто улыбается и смеется, отвечает улыбкой на похвалу или интересные игры, радуется своему отражению в зеркале; кроха может начать злиться или плакать, если у него что-то не получается. Малыш начинает демонстрировать свои потребности, например, трет глаза или капризничает, когда хочет спать, показывает пальчиком на губы, если хочет кушать. Малыш уже достаточно смышленый, поэтому в ответ на «пока-пока», с улыбкой машет рукой.

Кстати, именно в этом возрасте и мальчику и девочке нужно давать играть в куклы, бытует мнение, что именно такие игры формируют у детей комплексное развитие и социальную адаптацию в окружающей среде и обществе. Если ранее вы учили малыша махать рукой или играть в ладушки, он уже может осознанно это делать, когда его об этом просят. Жестами дети начинают показывать на игрушки и другие предметы, которые хотят взять, но у них не получается; имитируют звуки или жесты родителей.

К восьми месяцам малыш осознает понятие высоты, может остановиться на краю кроватки, понимая, что может упасть.

4. Режим дня в 8 месяцев

Существенных отличий в режиме дня восьмимесячного ребенка от семимесячного нет, но все же, периоды бодрствования преобладают над сном.

Режим сна

Дети уходят на двухразовый дневной сон, только он становится более продолжительным и крепким, чем ранее. Ребенок может не реагировать на посторонние шумы и звуки, когда спит. Практически всю ночь малыш может проспать, не просыпаясь, за редкими исключениями. Это связано с тем, что ночью уровень активности мозга понижается до минимума.

Пять или шесть часов ребенок спокойно может провести без сна днем, все это время он занят играми и активным изучением окружающего мира;

Ночной сон составляет семь или восемь часов, дневной сон составляет от часа до двух, хотя ребенок может выспаться и за сорок минут.

Чтобы ребенок был спокойнее, лучше спал и хорошо развивался, необходимо создать для этого нужные условия:

  • Проветривать комнату, сохранять температуру воздуха в пределах 24 градусов.
  • Выбрать правильный ортопедический матрас, кровать должна быть идеально застелена, без складок на простыни.
  • Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж.

Питание

К восьми месяцам ребенку можно давать не только пюре, но и мягкую пищу, порезанную кусочками, например, фрукты, овощи или мясо.

Пора начинать вводить рыбу, которая содержит легкоусвояемый белок, полиненасыщенные жирные кислоты, большое количество витаминов. Предпочтение стоит отдавать белой рыбе: треска, хек или минтай. Для начала малышу будет достаточно и 30 грамм на один прием, частота – один или два раза в неделю.

Далее, можно давать по 50 грамм творога, также несколько раз в неделю; смело можно вводить кисломолочные продукты: детский кефир или йогурт. Сначала стоит начать с одной чайной ложки, постепенно объем должен составлять 150-200 мл в день.

Продукты можно комбинировать между собой, тем самым приучать ребенка к разнообразию вкусов.

С рекомендациями по введению новых продуктов вы можете ознакомиться, открыв Справочник «маме в помощь!», страница 21.

5. Как поддерживать развитие ребенка

Игры

Играем в самые простые прятки, учим ребенка играть в «ладушки» и «сороку-ворону». Научите ребенка новым жестам, которые будут призывом к каким-либо действиям.

Чтение

Продолжайте читать ему книги, внимательно рассматривайте вместе с малышом картинки, рассказывайте, что на них изображено. Ребенок будет активно копировать вас, поэтому вы можете учить его чему-то новому просто своим собственным примером.

Игрушки

Позаботьтесь, чтобы у малыша появились мячи разного размера, простые музыкальные инструменты- дудочка, барабан, гусли, маракасы

Правильное развитие ребенка в 8 месяцев

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

О медицинской организации

  • Общие сведения
  • Сведения о государственной регистрации
  • Структура и органы управления
  • Режим работы
  • Правила внутреннего распорядка для потребителей услуг
  • Контакты
  • График приема граждан руководителем организации

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять – по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.
Читайте также:
Правильное развитие ребенка в 4 месяца

Ребенку 8 месяцев: что он умеет?

Содержание:

День ото дня малыш взрослеет: его взгляд становится более осмысленным, а движения — уверенными. Еженедельно в арсенале появляется какой-то новый навык. Развитие ребенка набирает сумасшедшие обороты. Но, наблюдая на видео в интернете или на детской площадке других детей — ровесников своего, мамы и папы замечают, что все карапузы разные, поэтому и вопросы о нормах звучат от родителей все чаще.

Физическое развитие

Нельзя точно сказать, сколько весит ребенок в этом возрасте, и каким должен быть его рост. Большое значение имеют исходные данные, то есть вес и длина тела при рождении.

Ребенок 8 месяцев уже не набирает вес так стремительно, как раньше. Средняя прибавка в этот период составляет 300–500 граммов, а рост увеличивается на 1–3 см. Если родителям кажется, что вес и рост их малыша не соответствуют нормам, можно проверить их по таблицам Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ). Благодаря им можно проанализировать прибавки своего ребенка и самостоятельно построить график, после чего сравнить его с усредненными значениями и допустимым диапазоном. Лайфхак: существует несколько бесплатных приложений для смартфонов, в которых можно отмечать рост и вес ребенка каждый месяц, строить диаграмму и получившиеся значения сравнивать с данными международных организаций.

Что умеет ребенок к 8 месяцам?

Это удивительный возраст для ребенка, потому что его развитие ускоряется до немыслимых скоростей!

Большинство детей к 8 месяцам уже сидят (кто-то с поддержкой, кто-то самостоятельно). Многие активно учатся ползать — некоторые дети вначале осваивают ползание «по-пластунски», т.е. не отрывая таз и колени от поверхности пола, и лишь потом — «на четвереньках», когда мышцы готовы поднять корпус над полом. Это также является вариантом нормального развития. Иногда малыш в этом возрасте даже встает у опоры!

Однако не стоит забывать, что сроки освоения навыков колеблются в широких пределах. ВОЗ разработало специальное «окно» достижений для шести главных вех моторного развития, которое рассказывает об определенных временных диапазонах для приобретения новых умений. И врачебное сообщество единогласно во мнении, что форсировать моторное развитие не нужно: каждый навык будет появляться в тот момент, когда ребенок будет к этому готов.

Читайте также:
Как научить ребенка переворачиваться со спинки на животик?

Помимо прочего начинается активное развитие мелкой моторики. Ребенок уже может держать в своих ручках бутылочку или поильник, ложку (после того, как мама или папа покажут, как это сделать), пробует кушать прикорм руками.

Раннее речевое развитие ребенка 8 месяцев

8 месяцев — самое время для появления лепета: малыш начинает говорить слоги «ма-ма-ма», «па-па-па»; реагирует на обращение других людей к нему различными голосовыми реакциями. Речь имеет интонацию, окрашена эмоционально. Иногда кажется, будто ребенок разговаривает с вами.

Также дети понимают все больше и больше обращенной к ним речи. Например, в этом возрасте они способны понимать слова «да» и «нет» (и даже при этом махать головой).

Социально-эмоциональное развитие детей 8 месяцев

В 8 месяцев дети начинают переживать кризис сепарации: малыш осознает, что способен на многое, и даже пытается проявить самостоятельность, однако страх разлучиться с мамой — куда сильнее. Поэтому многие родители замечают, что дети становятся более плаксивыми, требуют больше тактильного и эмоционального контакта. Если раньше они с легкостью могли пойти на контакт с малознакомым человеком, то теперь попытки взять малыша на руки могут обернуться истерикой.

И да, теперь, если спросить у ребенка, где его мама или папа, он с уверенностью переведет на них взгляд.

Питание мальчиков и девочек 8 месяцев

По-прежнему основой рациона малыша остается грудное молоко или его заменитель — адаптированная молочная смесь. Но помимо этого в жизни ребенка появляется все больше продуктов прикорма. Суть введения прикорма — знакомство с новыми вкусами и текстурами, визуализация еды (до этого он не видел молоко, которое кушал), приобщение ребенка к столу его семьи и полная замена в будущем молока или смеси. К этому моменту дети чаще всего уже знакомы с овощами, кашами и мясным пюре. К 8–9 месяцам в рацион можно добавлять вареный желток и кисломолочные продукты — творог или кефир.

Кроме того, 8 месяцев — оптимальный возраст для введения прикорма в виде кусочков. Начинать следует с небольших «кубиков» размером не более 0,5*0,5 см мягкой консистенции (к примеру, кабачок), чтобы ребенок смог раскусить его деснами в случае чего. Не забывайте, что введение «кусочков» — важный этап в развитии малыша! Эксперты считают: если не сделать этого до 12 месяцев, жевательный рефлекс начнет угасать.

Режим дня и уход

К 8 месяцем ритм дня ребенка становится все более предсказуемым. С некоторыми детьми возможно даже планировать день по часам.

К этому возрасту практически все дети уже перешли на два дневных сна (в сумме 2–3 часа). Время бодрствования увеличивается до 3–3,5 часов. В первую половину дня рекомендуется оттачивать приобретенные навыки, больше проводить времени на свежем воздухе, заниматься гимнастикой, ходить в бассейн. После обеда стоит перейти на более спокойный режим: прогулки в коляске, пролистывание книг, пальчиковые игры, «напитывание» ребенка общением с мамой и папой.

Читайте также:
Как научить ребенка определять время по календарю и часам?

Для легкого и быстрого отхода ко сну консультанты рекомендуют вводить специальные ритуалы — последовательность действий, которая предшествует укладыванию. Такой прием будет давать сигнал малышу, что скоро нужно будет укладываться спать, т.е. обеспечивает предсказуемость для ребенка. Это очень важно для психики маленького человека. Несколько правил для «работающего» ритуала: действия должны быть одинаковыми изо дня в день, в одной и той же очередности; он должен нравиться ребенку и расслаблять его (т.е. если ваш малыш любит легкий массаж или колыбельные, можно ввести это в ритуал, а если нет, если это будет злить его, возбуждать — лучше придумать что-нибудь другое); не занимать слишком много времени — не более 15 минут.

Уход за восьмимесячным ребенком особых изменений пока не претерпел: регулярное подмывание и купание малыша остаются неизменными. У многих детей к этому моменту уже появляются первые молочные зубки. Поэтому важно тщательно следить за ними — чистить утром и вечером.

Существуют так называемые «красные флаги развития» — признаки, наличие которых требует более внимательного наблюдения за малышом. Поводом показать ребенка 8 месяцев врачу будут: маленький или слишком большой вес, отсутствие переворотов, нежелание сидеть; отсутствие вокализации и смеха в ответ на обращение к ребенку.

Как взрослые могут помочь развитию ребенка 8–9 месяцев?

обращайте внимание на реакции ребенка в отношении новых людей и мест;

описывайте вслух предметы, которыми играет ребенок («Это красный круглый мяч»);

проговаривайте эмоции, которые может испытывать малыш в данную минуту («Ты сейчас расстроен, потому что твоя игрушка упала и испачкалась, и ты не можешь с ней играть»);

повторяйте вслух звуки, которые издает ребенок;

будьте рядом, когда ребенок пробует ползти или вставать — ему необходимо чувствовать присутствие мамы или папы.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Читайте также:
Как научить ребенка определять время по календарю и часам?

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Читайте также:
Гимнастика для новорожденных как способ адаптации к внешнему миру

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Развитие ребёнка в 8 месяцев

Вашему ребенку 8 месяцев. С неутомимым любопытством он открывает для себя много нового. Приятно наблюдать за тем, как быстро развивается кроха, но именно сейчас нужно проявлять и особую бдительность.

К 8-9 месяцам ребёнок может:

  • стоять с поддержкой, переворачиваться на живот и обратно и, лежа на животе, опираться на кисти рук;
  • легко брать игрушку; играть с шуршащими предметами, бросать их и наблюдать, как они падают, перекладывать их из одной ручки в другую;
  • смеяться, когда с ним играют взрослые, выражать эмоции, напевно гулить;
  • прислушиваться к разговору, переводя взгляд с одного человека на другого, различать своих и чужих;
  • может настороженно реагировать на незнакомого человека, ищет защиты у родных.

Цена от Клуба Baby&me

Пройдите тест и узнайте, находится ли ваш малыш в группе риска по развитию аллергии.

Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит.

Ваш малыш растет и меняется с каждым днем. В 6 месяцев ребенок меньше спит, увеличивается его физическая активность. Он осваивает окружающее пространство.

Каждый грудничок индивидуален, поэтому он растет и развивается в своем, индивидуальном темпе. Существуют усредненные нормы развития ребенка 7 месяцев.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: