Причины проблем ребенка в учебе – как заинтересовать и увлечь

Почему ребенок не хочет учиться? Разбираемся в причинах отсутствия учебной мотивации

«Для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели».

Мотивационная сфера личности

Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.

По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.

Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.

Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.

«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу».

Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.

Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.

Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?

«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».

По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.

Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.

Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.

«Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию!»

Когда страдает формирование учебной мотивации?

Мотивация притупляется или вовсе исчезает в нескольких случаях.

Первый. Не учитываются возрастные особенности развития детей. Например, чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. Эти механизмы полностью формируются к 9 годам. Поэтому необходимо не заставлять, а организовать процесс так, чтобы эффективно использовать те минуты, когда ребенок может сконцентрироваться.

Второй. Интенсивность подачи материала слишком высока, темп деятельности непосильно быстрый. Все дети с разной скоростью осваивают учебу. И это абсолютно нормально. Привыкайте к тому темпу, в котором первокласснику комфортно работать. В конце концов, сорта яблок тоже разные — одни созревают к середине лета, а другие — к ноябрю.

Третий. Не учитывается возрастная необходимость многократного повторения материала. Не бойтесь повторять пройденное вместе с ребенком — такая практика однозначно пойдет на пользу.

Четвертый. Ребенок работает на пределе своих возможностей. Включайте щадящий режим. Лучше чуть-чуть НЕДО-, чем ПЕРЕгрузить.

«Не может или не хочет?» — на этот вопрос поможет ответить психолог.

Сдвиг мотива на цель

Автор методики – А. Н. Леонтьев.

Детям не всегда интересна учеба. А многое попросту дается с трудом: чтение, письмо, счет. Но изначальный мотив может измениться в ходе выполнения действия, когда деятельность, которая нам не нравится в самом начале, постепенно начинает наполняться особым смыслом, и в результате мы уже хотим заниматься этой деятельностью!

Пример. Изначально ученик читает книгу, потому что есть четкая цель: он должен завтра ответить. Предмет не нравится ученику, но он внимательно читает. Действие чтения не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое, и если урок отменят, он сразу же перестанет читать. Но если по ходу чтения и подготовки возник интерес, новость об отмене урока не остановит ученика. Произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Мотив ответа и получения отметки сдвигается на мотив чтения интересного текста.

Упражнение

Чтобы понимать, как у ребенка работает механизм сдвига мотива на цель, проследите, когда такое происходило в вашей жизни.

1. Приведите пример из личной жизни, когда произошел сдвиг мотива на цель.
2. Проследите путь трансформации цели в мотив: как менялись чувства, когда
появился интерес?
3. Какие условия способствовали переходу?

«Наша задача — создать условия, чтобы у ребенка появились первые успехи. А дальше дела будут налаживаться».

Повышаем мотивацию младшего школьника

Приемы, помогающие идти к успеху

  1. «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
  2. ребёнок получает возможность получить хороший результат.
  3. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
  4. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
  5. Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
  6. Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.
Читайте также:
Как заставить ребёнка слушаться - советы детского психолога

Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)

Инструкция: выберите ответ «да» или «нет». Ответ, который первый приходит в голову, часто является наиболее точным.

  1. Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
  6. трудности.
  7. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  8. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  9. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
  10. внешнего контроля.
  11. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
  12. моей деятельности ухудшается.
  13. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  14. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  15. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  16. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  17. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
  18. чем нереально высокие.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  20. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  21. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  22. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
  23. даже если задание достаточно трудное.
  24. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  25. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех.

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».

Возрастные физиологические особенности подростка

У многих подростков с 5 класса наблюдается период подростковой лени, которая обусловлена еще и физиологическими особенностями.

Причины нежелания учиться

Ощущение себя взрослым. На первый план выходят общение, личные переживания, дружба и любовь.

Скука. По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов.

Неуспеваемость. Непонимание предмета, накопление пробелов приводят к чувству безысходности

Страх перед предстоящими экзаменами. «Как ты будешь сдавать ОГЭ/ЕГЭ?»

Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка в школе и на дополнительных занятиях сильно возрастает. 59% школьников сталкиваются с дефицитом времени.

Неблагоприятные отношения в семье. Плохо влияют на учёбу подростка: скандалы, агрессия, попустительство, аморальное поведение родителей, отсутствие личного пространства и другие факторы.

Серьезные нарушения оптимального режима. Многие испытывают недосыпание, зависают в интернете, нерационально питаются, мало бывают на свежем воздухе.

Проблемы с здоровьем. Подростки с ОВЗ, хроническими заболеваниями, СДВГ, неврологическими проблемами, как правило, менее успешны.

Конфликты с учителями. В возникающих конфликтах необходимо своевременно разбираться, привлекая психологов.

Неудовлетворительные отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени. При конфликтах с одноклассниками страдает не только учёба, но и психологическое состояние подростка в целом. В этом, как и во многих других случая, рекомендована работа с психологом.

Депрессивные реакции. На фоне психического неблагополучия резко падает интерес к учебе, появляется апатия, отсутствие каких-либо желаний. Рекомендовано обратиться к психологу, а возможно, и к психотерапевту, психиатру.

Как мотивировать подростка?

Для начала поймите причину нежелания учиться. Но, возможно, подросток и сам о ней не знает. Помогите ребенку осознать ценность обучения и понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребенок готов вас слушать. Если подросток увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами.

Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Успешность в чем-то одном
может мотивировать на приложение усилий в другой. Дайте подростку возможность поделиться с окружающими своим увлечением (проекты, выступления, волонтерство. ).

Давайте материал для сравнения, приводите жизненные примеры людей, которые не сразу, а через преодоление и труд пришли к хорошим результатам. Помогите искать правильные ориентиры.

В приоритете — сохранение и укрепление хороших человеческих отношений. Принимайте личность каждого ученика в целом, опирайтесь на его сильные стороны, не критикуйте действия, поведение, отдельные результаты. Проявляйте терпение и подходите с оптимистической гипотезой и к своему подростку, и к себе!

Что мешает мотивации старших школьников?

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
  • предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
  • неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
  • чувство взрослости и ценность отношений;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Наметив вместе со своим ребенком будущую профессию по его выбору (как дальнюю цель), можно прийти к ближайшей цели — успешному окончанию средней школы (получению аттестата, высоким баллам на ЕГЭ, получению качественных знаний).

Читайте также:
Дети не слушаются воспитателя: что делать, советы

«Помощь в профессиональном самоопределении — важнейший инструмент мотивации!»

Причины проблем успеваемости в школе — как увлечь ребенка учебой

  1. Причины нежелания учиться
  2. Как увлечь ребенка учебой

Многие родители видят у своих детей отсутствие желания учиться – и, конечно же, начинают переживать за будущее сына или дочери. Если уже в начальной школе проявляется отсутствие желания получать новые знания, — то, по их мнению, потом все станет еще хуже.

Поэтому крайне важно прежде, чем начинать работу с ребенком, осознать свою роль в этом процессе, наметить задачи и цели. И, конечно же, озаботиться личным примером в освоении новых знаний и желании искренне помогать своему чаду.

Почему ребенок не хочет учиться – причины неудач в учебе

Т.е., ему все время навязывали что-то, заставляли и приказывали. А делать что-то из-под палки мало кто хочет.

Лучший способ создать стимул обучения — это заинтересовать.

Попробуйте рассказать те же самые вещи, которые он проходит в школе, по-другому:

  • По русскому языку можно рассказать о появлении интересных слов в языке, поведать истории о том, откуда эти слова появились, и как.
  • По математике можно придумать интересные задания, которые в игровой форме помогут разобраться с теми примерами, которые он должен решать в школе.

Так уж устроен человек: чем сильнее на него давят — тем сильнее он сопротивляется.

Поэтому стоит немного ослабить давление, и постараться выяснить — что ребенку интересно из тех знаний, которые он получает в школе, и сконцентрировать внимание именно на этом.

Потому что только интерес подтолкнет его к самостоятельному изучению тех или иных дисциплин.

Это — очень частая причина того, почему ребенок не хочет идти в школу. У него имеются страхи, переживания, неуверенность, либо во время нахождения в школе он испытывает стыд и унижение. Все это естественным образом сказывается на обучении — ребенку сложно сосредоточится, плохо работает память, он становится заторможенным.

Так что в данной ситуации следует выяснить, есть ли проблемы в общении со сверстниками или учителями.

Стоит спросить, как ребенок чувствовал себя во время уроков, о чем он думал и переживал. А потом уже постараться изменить ситуацию — и снизить влияние факторов, вызывающих стресс.

Когда ребенка слишком много критикуют, и совершенно не хвалят — его самооценка падает.

Мотивация у таких детей совершенно отсутствует, поскольку для него нет разницы, какую оценку в школе он получит, — ведь дома все равно найдут, за что поругать.

Здесь родителям стоит пересмотреть свое отношение к успехам и неуспехам ребенка.

Следует чаще хвалить ребенка за достижения. А, когда возникнет неуспех, то вместо жесткой критики следует вместе с ребенком выяснить его причину — и подумать, как в будущем не допускать подобных ошибок.

Иногда родители учатся даже не вместе с детьми, а вместо них. Такое поведение провоцирует дальнейшую бездеятельность и безынициативность ребенка. Ему уже незачем думать своей головой, он становится марионеткой, и мотивация пропадает напрочь.

Именно поэтому родителям не стоит слишком сильно опекать своих детей. Взрослые, дайте им возможность самостоятельно выполнять свою работу, заключающуюся в обучении в школе!

Ребенку требуется 1-2 часа на отдых после того, как он пришел из школы. Хорошо, если он придет со школы, пообедает — и сможет позаниматься теми делами, которые ему нравятся, чтобы переключиться и отдохнуть.

Для этого нужно правильно организовать график ребенка, и в этот график обязательно внести свободное время, в которое он сможет заниматься тем, чем захочет.

Как увлечь, заинтересовать ребенка учебой и помочь преодолеть проблемы успеваемости – инструкция для родителей

Итак, основные причине нежелания учиться перечислены. Так что же делать родителям для того, чтобы такое желание появилось и не пропадало?

  1. За успехи необходимо обязательно хвалить. Не принимайте как должное то, что ребенок сделал хорошо, скажите ему о том, какой он молодец.
  2. Не давайте деньги или подарки за хорошую учебу, поскольку настанет такой момент, когда ребенка не устроит размер подарка или той суммы, которую дают родители, и он затребует больше. Следует говорить о том, что уроки — его ежедневная обязанность, которая есть у каждого человека.
  3. Не наказывать, и не ругать за ошибки в школе! Лучше постараться разобрать их, показать, что ребенок сделал неправильно. Иначе желание учиться у него пропадет совсем. К тому же, на ошибках мы учимся, и это — нормально для детей.
  4. Не требуйте слишком многого. Не следует перенагружать ребенка секциями, оставьте только те, в которых он действительно любит заниматься, и которые приносят ему своеобразный отдых. Иначе наступит элементарное переутомление, и ребенок не захочет занимать уже ничем.
  5. Поддерживайте и показывайте то, какой прогресс он совершил. Сравнивайте его сегодняшние успехи с тем, что было раньше, показывайте то, как хорошо он начал делать какие-то вещи, замечайте даже малейшие изменения к лучшему.
  6. Подавайте хороший пример. Если у родителей нет системности в делах, нет порядка и сосредоточенности, то и ребенку будет не у кого научиться этому. Так что старайтесь научить его полностью погружаться в работу и делать ее качественно. Показывайте своим примером, как надо организовывать свои дела.

Все эти практические рекомендации помогут улучшить успеваемость вашего ребенка в школе.

И, конечно же, постараться исключить те моменты, которые ему мешают.

Мы все умрём. Как говорить с детьми о смерти

Мы хотим, чтобы у наших детей не было поводов для тревог и печалей. Но рано или поздно ребёнок узнаёт, что жизнь конечна, и начинает задавать вопросы. Отвечать на них будет трудно, но необходимо, потому что смерть нельзя отрицать или игнорировать. Она существует независимо от нашей воли, и каждому необходимо это принять. Мы побеседовали с психологом о том, как правильно говорить с ребёнком о смерти в целом, как рассказать ребёнку о смерти близкого человека или питомца и каких ошибок в этих разговорах важно избегать.

Читайте также:
Почему нельзя дразнить ребенка за лишний вес и как помочь ему похудеть

коррекционный психолог. Работает с детьми и подростками. Умеет отвечать на сложные вопросы.

Почему нужно говорить с ребёнком о смерти

Потому что иначе невозможно научиться правильно переживать утраты и разочарования — то, без чего не может пройти ни одна жизнь. Кроме того, понимание конечности жизни позволяет нам ценить её, осознавать, что каждый момент неповторим, уметь прощать и быть бережными к близким, ведь они не всегда будут с нами. В конце концов смерть — одно из объективных условий существования нашего мира, с которым так или иначе сталкивается каждый. Детский вопрос «Я тоже умру?» так же логичен, как и вопрос « Откуда я взялся?», и так же часто ставит старших в тупик.

Мы не любим думать о смерти: эти мысли вызывают тревогу и горестные воспоминания. Но у ребёнка пока не сложилось таких ассоциаций, и его вопрос — просто один из множества вопросов о том, как устроен мир. Если отвечать спокойно, аккуратно и честно, он всё поймёт правильно.

Если разговор о смерти приходится начинать в связи с потерей близкого человека, дело обстоит иначе. Часто взрослые не считают нужным говорить ребёнку об этом, потому что боятся травмировать детскую психику. Это плохая тактика: он всё равно сделает выводы — возможно, неправильные. О том, к чему приводит замалчивание и ложь, мы отдельно поговорим ниже.

Смерть — это тема, полная горя, боли и страха. Не в ваших силах навсегда оградить ребёнка от этих эмоций. Зато вы можете научить переживать их наиболее безопасным образом.

Ещё одна причина поговорить с ребёнком о смерти — разобраться в собственных чувствах. Часто простые детские вопросы заставляют нас всерьёз задуматься о сложных вещах. Упорядочить и сформулировать то, о чём раньше думали только вскользь, и удивиться собственным выводам.

Что дети знают о смерти

Обычно ребёнок начинает осознавать смерть раньше, чем взрослым приходит в голову поговорить с ним об этом. Читают о ней в книжках, видят в кино, встречают мёртвых животных на улице, сами убивают насекомых. Если боль утраты не коснулась их лично, малыши воспринимают смерть как нечто отвлечённое и даже, возможно, поправимое. Такой она часто предстаёт в сказках и песенках:

Привезли его домой —
Оказался он живой.

Понимание, что всё живое рано или поздно умирает, обычно приходит к ребёнку в пять-шесть лет. Это время первых разговоров о смерти.

— Бабушка, ты умрёшь?
— Умру.
— Тебя в яму закопают?
— Закопают.
— Глубоко?
— Глубоко.
— Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

Корней Чуковский. От двух до пяти

Младшие подростки уже полностью осознают, что смерть неизбежна, и однажды их близкие и они сами умрут. Смириться с этим фактом, встроить его в свою картину мира очень непросто. Поэтому мысли о смерти в возрасте 11–16 лет становятся особенно волнующими. Подростки много говорят об этом, поднимают тему смерти в своём творчестве и нередко видят в ней особую эстетику, что часто пугает взрослых. Но это просто очередной этап взросления. Романтизация смерти подростком — хороший повод обсудить эту тему и попытаться мягко снять с неё обаяние страшной тайны.

Это гораздо страшнее, чем я думала. Смерть-то, оказывается, груба. Да ещё и грязна. Она приходит с целым мешком отвратительных инструментов…

Евгений Шварц. Обыкновенное чудо

Важно начать беседу о смерти, если ребёнку пришло в голову шантажировать кого-либо: «Вот умру — и все вы будете плакать!» Нужно спокойно объяснить, что если он умрёт, то не сможет насладиться этим зрелищем. Потому что к тому времени уже не будет ничего чувствовать.

Когда говорить с ребёнком о смерти

Едва ли стоит начинать такой разговор в целях общего развития. Поводом для него должна служить определённая ситуация и желание ребёнка. Обычно, столкнувшись со смертью знакомых или знаменитостей, дети сами задают вопросы. Не пытайтесь сразу рассказать всё, что знаете, но честно отвечайте на каждый.

Если сын или дочь переживает потерю, но ничего не спрашивает, лучше начать разговор самому. Осторожно задайте наводящие вопросы, но не настаивайте, если ребёнок не захочет развивать тему. Лучше вернуться к ней позже.

Разговоры о смерти, как и любые важные беседы, заслуживают специально выделенного времени. Это не та тема, которую можно обсуждать между делом. Кроме того, нужно быть готовым, что это будет не единичный разговор. Ребёнок может возвращаться к нему время от времени на протяжении недель и даже месяцев.

Чего избегать в разговоре

  • Лжи. Любая ложь о смерти на самом деле продиктована нашими страхами, а не желанием сберечь от удара детскую психику. Но враньё не поможет, а сделает только хуже. Если ребёнок чувствует, что в доме горе, но взрослые пытаются вести себя с ним, будто ничего не произошло, он будет ощущать тревогу. Так могут развиться страхи и неврозы. Он начнёт винить себя или нафантазирует такого, до чего вы никогда бы не додумались. Если не объяснить ребёнку, что питомец или близкий человек навсегда ушёл из этого мира, он будет питать ложные надежды на встречу, отчего всем будет ещё больнее.
  • Аналогий со сном. Иногда родители пытаются объяснить смерть так: «Это как заснуть, только насовсем». Воздержитесь от этого. Маленький ребёнок может слишком буквально понять вас и испугаться, что во сне можно умереть. Может развиться страх засыпания, темноты и одиночества. Лучше объясните ребёнку разницу.
  • Связи с болезнями. Здесь нужно быть аккуратным. Недостаточно сказать, что дедушка умер, потому что болел. Ребёнок может связать смерть с любыми болезнями и бояться умереть от насморка. Объясните подробнее: «Дедушка умер от рака. Это очень тяжёлая болезнь, от которой сложно вылечиться. От неё часто умирают, но она не заразна».
  • Непонятных выражений. «Ушёл в лучший мир», «отправился в последний путь» — эти идиомы существуют, чтобы прятать скорбь и боль утраты. Ребёнку они ничего не говорят, так что он либо не поймёт, о чём речь, либо поймёт неправильно. Лучше говорите как есть: «умер», «похороны», «могила».
  • Смущения. Ребёнок будет задавать много неудобных вопросов, ответы на которые требуют душевных сил и времени. Не стесняйтесь брать паузы. Просто скажите: «Я не могу сейчас ответить. Мне нужно подумать». Лучше дать взвешенный ответ, чем невнятный, который вызовет у ребёнка новые вопросы или, что хуже, приведёт к непредсказуемым выводам. Не говорите ничего, что противоречит вашим убеждениям о смерти. Ребёнок почувствует неуверенность и поймёт, что вы что-то недоговариваете.
Читайте также:
Что нельзя запрещать детям: ТОП-10

Не менее аккуратными стоит быть при упоминании аспектов веры. В нерелигиозных семьях дети нередко впервые узнают о Боге и загробной жизни после потери кого-то из близких. В этой ситуации ребёнок очень многое может истолковать неправильно, особенно если взрослые сами не слишком хорошо владеют предметом.

  • Будьте осторожны с выражениями вроде «Бог забрал» и «это случилось по воле Божьей». Ребёнок может подумать, что Бог в любой момент забирает, кого хочет, и начнёт его бояться.
  • Если продвигаете идею, что умершие незримо присутствуют в нашей жизни, уточните, что это не значит, что покойный теперь будет физически следить за ребёнком.
  • Рассказывая о том, как хорошо умершему на небесах, обязательно уточняйте, что туда нельзя попасть по желанию и что прежде нужно прожить долгую жизнь на Земле. Иначе у ребёнка может появиться идея тоже умереть, чтобы встретиться с дорогим человеком.
  • Рассказывая о жизни в раю, убедитесь, что ваши слова не звучат, будто так лучше для всех. Смерть — это трагедия, и ребёнок должен пережить её и отгоревать, как и все. Не стоит запутывать его чувства.

Что говорить ребёнку о смерти

Разумеется, никаких конкретных рекомендаций мы дать не можем. Всё зависит от ситуации, возраста, особенностей ребёнка и ваших с ним отношений. Поэтому ограничимся тезисами, которые могут быть уместны.

  • Смерть — это правило. Всё живое когда-нибудь умрёт, без исключения.
  • Смерть необратима. Мёртвого человека никак нельзя вернуть к жизни. Невозможно пообщаться с тем, кто умер.
  • Мёртвый человек ничего не чувствует, ему не больно и не страшно.
  • Никто не может точно сказать, когда умрёт. Но я уверен, что с нами это случится ещё очень нескоро.
  • Смерть — это трагедия. Горевать о потере того, кого ты любил, можно и нужно. Каждый имеет на это право.
  • Умершие живут в памяти тех, кто их знал. Их слова и поступки могут помогать нам, даже если их самих больше нет рядом.
  • В смерти нет ничего красивого.
  • Смерть — это не конец. Вряд ли кто-то знает наверняка, что ждёт нас после смерти. На этот счёт есть много теорий. Ты можешь выбрать, во что верить.
  • Когда умирает старое, рождается новое. За смертью всегда следует жизнь.

Если вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, говорите честно: «Я не знаю». Главное — делать это уверенно и не юлить.

Разговоры о смерти близкого проводите в тесном контакте. Обнимайте ребёнка, держите за руку, гладьте. Любящие объятия — единственное, что может хоть как-то смягчить удар.

Нет смысла прятать от ребёнка собственное горе. Напротив, ваша скорбь поможет ребёнку понять, что горевать — это нормально. И всё же, если вы пока не чувствуете душевных сил, чтобы начать этот разговор, позаботьтесь сперва о себе. В такой трудный момент ребёнку нужен рядом уверенный взрослый. Если вопросы ребёнка причиняют вам слишком сильную боль, попросите сначала поговорить с ним кого-то из родных или друзей, кто менее вовлечён в трагедию. Но это обязательно должен быть важный для ребёнка взрослый, которого он давно знает и ценит.

Иногда взрослые пытаются «подсластить пилюлю» и сделать для ребёнка в этот день что-то особенное — что-то подарить, накормить праздничной едой, сводить на развлечения. Этого делать не стоит: у ребёнка могут сложиться неприятные ассоциации с определённым местом, вещью или блюдом, это может служить поводом для страхов. Либо спустя время он будет винить себя, что беспечно наслаждался жизнью в тот трагический день.

Покажите ребёнку, что жизнь не закончилась. Стройте планы на будущее, расскажите, что будет через день, неделю, месяц. Ваша уверенность в завтрашнем дне придаст ему сил.

Что может произойти дальше

Невозможно предугадать, как ребёнок отреагирует на известие о смерти близкого. Это могут быть слёзы и крик или странные вопросы, неуместное любопытство и даже смех. Так психика ребёнка ищет способ пережить потерю и усвоить новую информацию.

Наконец, может не быть вообще никакой реакции. Взрослые теряются, если ребёнок после разговора о смерти родственника ни о чём не спрашивает и спокойно возвращается к своим делам. Не беспокойтесь: он всё услышал и понял, просто ему нужно время, чтобы это осознать. Позже он сам вернётся к этой теме и задаст вопросы.

Ещё одной из возможных реакций может быть гнев на умершего за то, что тот оставил его. Не запрещайте ребёнку злиться, но через некоторое время объясните, что человек умер не по своей воле и что, если бы он мог, никогда не расставался бы с ним.

Игры в смерть и похороны, мрачные рисунки — тоже способы пережить новое знание.

Читайте также:
Правила безопасности дома для детей

Возможны и более серьёзные последствия — тревожность, страхи и кошмары. Ребёнок даже может впасть на время в более младший возраст: вести себя как маленький, играть в старые игрушки. Страхи и регресс — нормальная реакция на смерть близкого, если они продолжаются не дольше двух месяцев, когда их интенсивность постепенно снижается и ребёнок может об этом говорить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Консультация «Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?»

оксана тимофеева
Консультация «Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?»

Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?

В каждой семье рано или поздно приходит время, когда ребенок начинает задавать вопросы. Сначала это совсем безобидные «почему» и «как», но чем старше становится кроха, тем более серьезные проблемы его тревожат.И однажды малыш спросит: «Мама, а почему люди умирают?». Большинство родителей оказываются не готовы к такому разговору и теряются при ответе. Хотя как раз эту тему очень важно обсудить правильно, преподнести ребенку все так, чтоб не зародить страхов и сформировать нужные взгляды на понятия жизни и смерти.

Интерес к такому явлению, как смерть, появляется у ребенка не на пустом месте. Обычно этому предшествует утрата в семье или среди знакомых, или кроха может просто увидеть погибшее животное, обратить внимание на кадр в фильме. Чаще всего это происходит в период 3-5 лет. Как раз в этот период к малышу приходит осознание того, что все живое умирает.

Очень важно понять, что побудило ребенка к расспросам. Если это потеря близкого человека, которую кроха переживает тяжело, нужно таким образом построить разговор, чтоб по-максимуму объяснить произошедшее, но при этом не травмировать детскую психику излишними подробностями. Наоборот, ваша цель – постараться успокоить, рассказать о смерти, как об избавлении от болезни (если умерший человек болел, как о логическом завершении счастливой жизни (если умер пожилой человек). В общем, ориентироваться по ситуации. Если же малыш спрашивает из чистого любопытства, быть может, его удовлетворит общий ответ, а более подробно к этой теме можно вернуться, когда он станет постарше.

Действительно, зачем такому крохе знать что-то о смерти? Пусть бы еще пару лет пожил беззаботно, не задумываясь о таких вещах. А про мертвую птичку можно сказать, что она спит, а бабушка уехала в далекую и долгую командировку. Сказать-то конечно можно. Но, во-первых, ребенок поймет, что вы врете, и будет нервничать, пытаясь разобраться самостоятельно. Во-вторых, страх смерти необходим ребенку. Он «запускает» механизм самосохранения. Зная, что жизнь не вечна, что от некоторых вещей люди умирают, малыш будет задумываться о последствиях своих поступков и о возможной опасности. Ну а в-третьих, если вы будете уходить от ответа или обманывать, а в это время ребенок непосредственно столкнется со смертью – это станет для него двойным шоком и потрясением.

Прежде всего, не стоит уходить от разговора. Если ребенок спрашивает о смерти – значит он готов услышать ответ. Другое дело, что вы можете быть не подготовлены к столь важной беседе. Если чувствуете, что без предварительной подготовки такой разговор вам не под силу – попросите отсрочку. «Мы обязательно поговорим об этом, но через час» или «Давай дождемся папу и поговорим все вместе». Только не откладывайте слишком надолго. За время, пока вы «решаетесь», малыш может сам себе напридумывать ответов или нафантазировать всяких ужастиков, основываясь на вашей перепуганно-неуверенной реакции на его вопрос.

Второе обязательное условие – ваше спокойствие. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что его заинтересованность вас испугала или застала врасплох. Увидев мамин страх, малыш может решить, что и ему нужно бояться.

Поэтому вдохните поглубже, соберитесь с мыслями – и вперед!

1. Честно. Расскажите все, как есть. Что рано или поздно умирает каждый, что когда-нибудь умрет и мама, и папа, что и сам ребенок тоже когда-то завершит свою жизнь. Но произойдет это нескоро, до этого впереди у вас еще долгая и счастливая жизнь, малыш вырастет, у него будут свои детки, а у вас – внуки.

2. Доступно. Говорите простыми и понятными малышу словами. Не вдавайтесь в описания физиологических подробностей, не наваливайте на ребёнка кучу информации. Если ему понадобятся уточнения – он задаст нужные вопросы, на которые следует ответить так же честно и доступно. Для начала расскажите, что каждый человек рождается, растет, у него появляются дети, потом внуки. А когда он становится совсем стареньким, то умирает. Тело кладут в гроб и хоронят на кладбище, а на могилке потом растут цветы. Обязательно расскажите, что душа человека продолжает свое существование, что умерший человек не уходит насовсем – он попадает на небо (становится звездочкой, или живет на тучке, или используйте ту версию, которая соответствует вашим религиозным убеждениям, где ему очень хорошо, и оттуда продолжает посылать нам свою любовь. Придумайте историю, которая будет понятна ребенку, которая успокоит его, но при этом старайтесь не слишком давать волю фантазии и не выдумывать несуществующего. Во всяком случае такого, что ребенок сможет проверить и опровергнуть (например, не обещайте, что умершая бабушка будет приходить во снах). Постарайтесь, чтоб ребенок относился к смерти, как к естественному процессу, связаному не с болью и страданиями, а с началом другого существования, лучшего и высшего. Обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что прежде чем умереть, он проживет долгую и счастливую жизнь, что вы еще долго-долго будете вместе.

3. Отвечая на вопрос, почему люди умирают, расскажите, что чаще всего это происходит от старости. Но не утаивайте и того, что некоторые люди умирают раньше – от болезней или несчастных случаев. Заодно подчеркните, что нужно себя беречь, лечиться при болезнях и быть осторожным.

Читайте также:
Почему ребенок боится темноты: что делать родителям

4. Еще одна серия вопросов ребенка наверняка будет связана с ритуалом похорон. Постарайтесь так же полно и доступно рассказать, как все происходит, объяснить, что люди плачут не потому, что жалеют умершего, а потому, что грустят, что больше не увидят его. Возможно, нелишним будет указать, что в некоторых странах похороны отмечаются как настоящий праздник, на котором все радуются и веселятся. Некоторые психологи утверждают, что ребенка, который уже знает, что такое смерть, можно и нужно брать с собой на кладбище, чтоб показать, как происходят похороны. На мой взгляд, это довольно спорное утверждение, но в действительности судить можно только о каждом конкретном ребенке. Кому-то может и правда такое будет полезно.

1. Обманчиво-успокоительно. Нельзя говорить ребенку фразы,типа: «Ты никогда не умрешь» или «Ты вырастешь и придумаешь лекарство от смерти». Почему нельзя – обсуждалось выше.

2. Не нужно использовать метафоры, вроде «ушел от нас», «уснул вечным сном». Ребенок воспримет эти слова буквально, и потом будет бояться расставаний (если дедушка ушел от нас и не вернулся, то мама, уходя, тоже может не вернуться) или бояться спать. В то же время, грамотно подобранные сравнения иногда помогают малышу легче осознать происходящее.

3. Не следует говорить, что душа умершего может вернуться, или что он просто надолго уехал – ребенок будет ждать возвращения. Но можно объяснить, что являясь в снах, например, бабушка передает «привет» из своего нового мира. Или придумать легенду, о том, что радуга – это бабушкина улыбка. Или выбрать яркую звездочку на небе и представлять себе, что эта звездочка – и есть тот родственник, которого ребенку так не хватает.

Что будет дальше?

После такого важного разговора поведение ребенка на какое-то время может измениться. Он еще долго может задавать уточняющие вопросы. В своих играх будет затрагивать тему смерти и похорон – это нормально. Не до конца осознавая степень опасности того или иного явления,малыш может спрашивать: «А от этой ранки можно умереть? А от этого? А если папа простудился, он умрет?». Не смейтесь над наивностью таких вопросов,лучше ответьте на них как можно детальнее: «От того, что ты упал со скамейки, ты не умрешь. Но вот если выпасть из окна – умереть можно. Поэтому никогда не залазь на подоконник!».

Особое внимание уделите мультикам. Объясните, что только в сказках зайчику можно пришить новые ножки, а после взрыва – отряхнуться и побежать дальше. В реальной жизни такого не бывает, и это опасно.

Внимательно следите за поведением крохи. Если малыш замкнулся в себе, плохо спит по ночам – значит, вы что-то неправильно объяснили, что-то напугало или пугает его до сих пор. Поговорите с ребенком, узнайте, что его тревожит. При необходимости, повторите беседу, уточнив нужные моменты. Важно, чтоб у ребенка не осталось непонятных моментов, чтоб он сформировал для себя цельную картину того, как и почему люди умирают, что происходит после смерти. Каждый незаполненный «пробел» в этой истории – место для страхов и тревог.

Желаю вам, чтоб этот важный разговор прошел у вас спокойно, дружелюбно и правильно. А те, кто уже проходил подобное – поделитесь опытом. Думаю, все будет интересно.

Консультация «Как рассказать детям о Рождестве Христовом» Как рассказать детям о Рождестве Христовом. Жила давным-давно девушка по имени Мария. Ее обручили с плотником Иосифом, происходившим из.

Консультация «Как рассказать ребенку сказку» Маленький ребёнок любит слушать сказки. Но намного интереснее не только прочитать сказку, но и показать иллюстрации к сказке. Сегодня есть.

Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с людьми?» Консультации для родителей: “Как научить ребенка общаться с людьми?”, “Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?” Как научить.

Консультация для родителей «20 октября — день Приморского края. Что интересно узнать самому и рассказать ребенку» Приморье – мая малая родина 20 октября День Приморья Что интересно узнать самому и рассказать ребенку: ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРИМОРЬЯ Легенда.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о 12 июня — Дне России» Консультация для родителей: «Как рассказать детям о 12 июне?» -День России» День России — это один из самых «молодых» государственных праздников.

Консультация для родителей «9 Мая. Как рассказать ребенку о дне Великой Победы» Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального.

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Пасхе?» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».

Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождество» Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождество» Путешествуем в прошлое Основное, что должны знать и.

Как рассказать ребенку о смерти?

Смерть — неотъ­ем­ле­мая часть жизни, и любой ребе­нок рано или поздно узнает о ее суще­ство­ва­нии. Обычно это про­ис­хо­дит тогда, когда малыш впер­вые в жизни видит мерт­вую птичку, мышку или дру­гое живот­ное. Бывает и так, что пер­вые зна­ния о смерти он полу­чает при более тра­ги­че­ских обсто­я­тель­ствах, напри­мер, когда уми­рает или поги­бает член семьи. Вполне ожи­да­емо, что про­зву­чит этот, так пуга­ю­щий взрос­лых вопрос: А что про­изо­шло? Почему бабушка (папа, тетя, кошечка, собачка) лежит непо­движно и не разговаривает?

Даже очень малень­кие дети спо­собны отли­чить живое от нежи­вого и сон от чего-то более пуга­ю­щего. Обычно роди­тели из страха трав­ми­ро­вать дет­скую пси­хику стре­мятся обойти тему смерти и начи­нают гово­рит ребенку, что “кошечка забо­лела и ее увезли в боль­ницу”. “папа уехал и вер­нется, когда ты будешь уже совсем боль­шим” и т.п. Но стоит ли давать лож­ную надежду?

Читайте также:
Аспекты и базовые ценности духовно нравственного воспитания

Часто за подоб­ными объ­яс­не­ни­ями на самом деле пря­чется стрем­ле­ние поща­дить не пси­хику ребенка, а свою соб­ствен­ную. Малень­кие дети еще не пони­мают зна­че­ния такого поня­тия как “навсе­гда”, “насо­всем”, они и смерть счи­тают обра­ти­мым про­цес­сом, осо­бенно в свете того, как это пре­под­но­сится в совре­мен­ных мульт­филь­мах и филь­мах, где пер­со­нажи то ли уми­рают, то ли пере­се­ля­ются в мир иной и пре­вра­ща­ются в забав­ных при­зра­ков. У детей пред­став­ле­ния о небы­тии крайне раз­мыты. А вот нам, взрос­лым, пре­красно осо­зна­ю­щим всю тяжесть про­изо­шед­шего, часто очень и очень трудно гово­рить о кон­чине близ­ких людей. И боль­шая тра­ге­дия не в том, что ребенку при­дется ска­зать о том, что папа нико­гда не вер­нется, а в том, чтобы самим еще раз пере­жить это.

То, насколько трав­ми­ру­ю­щей ока­жется инфор­ма­ция о смерти близ­кого чело­века, зави­сит то, каким тоном вы будете об этом гово­рить с ребен­ком, с каким эмо­ци­о­наль­ным посы­лом. В таком воз­расте детей трав­ми­руют не столько слова, сколько то, как мы их гово­рим. Поэтому, как бы ни горька была для нас смерть близ­кого, для раз­го­вора с ребен­ком сле­дует набраться сил и спо­кой­ствия, чтобы не только сооб­щить ему о про­изо­шед­шем, но и про­го­во­рить, обсу­дить это собы­тие, отве­тить на воз­ник­шие вопросы.

Тем не менее, пси­хо­логи реко­мен­дуют гово­рить детям правду. Роди­тели должны пони­мать, какой объем инфор­ма­ции и какого каче­ства спо­со­бен вос­при­ни­мать их ребе­нок, и должны выда­вать ему те ответы, кото­рые он пой­мет. Кроме того, малень­ким детям обычно трудно четко сфор­му­ли­ро­вать свой вопрос, поэтому надо поста­раться понять, что именно тре­во­жит малыша — он боится остаться один, или он боится, что мамы и папы тоже скоро не ста­нет, он боится уме­реть сам или что-то еще. И в таких ситу­а­циях в более выиг­рыш­ном поло­же­нии ока­зы­ва­ются веру­ю­щие роди­тели, потому что они могут ска­зать сво­ему ребенку, что душа их бабушки (папы или дру­гого род­ствен­ника) уле­тела на небо к Богу. Эта инфор­ма­ция более щадя­щая, нежели сугубо ате­и­сти­че­ская: “Бабушка умерла, и ее больше нет”. И глав­ное — тема смерти не должна быть табу­и­ро­ван­ной. Мы избав­ля­емся от стра­хов, про­го­ва­ри­вая их, поэтому и ребенку необ­хо­димо про­го­во­рить эту тему и полу­чить доступ­ные для его пони­ма­ния ответы на вопросы.

Малень­ким детям еще трудно понять, почему их близ­кого уно­сят из дома и зака­пы­вают в землю. В их пони­ма­нии даже мерт­вые люди нуж­да­ются в пище, свете, обще­нии. Поэтому вполне воз­можно, вы услы­шите вопрос: “А когда ее выко­пают и при­не­сут обратно?” ребе­нок может бес­по­ко­иться о том, что люби­мая бабушка ока­за­лась одна под зем­лей и не смо­жет выбраться оттуда само­сто­я­тельно, что ей там будет плохо, темно и страшно. Ско­рей всего, он задаст этот вопрос не один раз, потому что ему трудно усво­ить новое для него поня­тие “навсе­гда”. Надо спо­койно отве­тить, что умер­ших не выка­пы­вают, что они оста­ются на клад­бище насо­всем, что умер­шие уже не нуж­да­ются в пище и тепле, не раз­ли­чают света и ночи.

При объ­яс­не­нии явле­ния смерти не стоит вда­ваться в бого­слов­ские подроб­но­сти о Страш­ном суде, о том, что души хоро­ших людей идут в Рай, а души пло­хих — в Ад и про­чее. Малень­кому ребенку доста­точно ска­зать, что папа стал анге­лом и теперь смот­рит на него с неба, что ангелы неви­димы, с ними нельзя пого­во­рить или обнять их, но их можно почув­ство­вать серд­цем. Если ребе­нок задает вопрос о том, почему умер близ­кий, то не стоит отве­чать в стиле “на все воля Божья”, “Бог дал — Бог взял”, “так Богу было угодно” — ребе­нок может начать счи­тать Бога злым суще­ством, при­чи­ня­ю­щим горе и стра­да­ния людям и раз­лу­ча­ю­щим его с люби­мыми людьми.

Часто воз­ни­кает вопрос: брать или не брать детей на клад­бище на погре­бе­ние? Одно­значно — малень­ких нельзя. Воз­раст, в кото­ром ребе­нок будет в состо­я­нии пере­жить гне­ту­щую обста­новку погре­бе­ния, когда и взрос­лая-то пси­хика не все­гда выдер­жи­вает, сугубо инди­ви­дуа­лен. Вид рыда­ю­щих людей, раз­ры­той ямы, гроба, опус­ка­е­мого в могилу — не для дет­ской пси­хики. Пусть ребе­нок, если это воз­можно, про­стится с усоп­шим дома.

Ино­гда взрос­лые недо­уме­вают — почему ребе­нок вяло реа­ги­рует на смерть близ­кого чело­века, не пла­чет и не скор­бит. Так про­ис­хо­дит потому, что дети пока еще не в состо­я­нии пере­жи­вать горе так же, как взрос­лые. Они не осо­знают в пол­ной мере тра­ге­дии про­изо­шед­шего и, если и пере­жи­вают, то внутри и по-дру­гому. Их пере­жи­ва­ния могут выра­жаться в том, что малыш будет часто заго­ва­ри­вать о усоп­шем, вспо­ми­нать, как они обща­лись, вме­сте про­во­дили время. Эти раз­го­воры надо под­дер­жи­вать, так ребе­нок избав­ля­ется от бес­по­кой­ства и пере­жи­ва­ний. В то же время, если вы заме­тили, что после смерти близ­кого чело­века у малыша появи­лась при­вычка грызть ногти, сосать палец, он начал мочиться в постель, стал более раз­дра­жи­тель­ным и плак­си­вым — зна­чит, его пере­жи­ва­ния намного глубже, чем вам может пока­заться, он не в состо­я­нии спра­виться с ними, необ­хо­димо обра­щаться к психологу.

Помо­гают спра­виться с горем поми­наль­ные риту­алы, при­ня­тые у веру­ю­щих людей. Вме­сте с ребен­ком схо­дить на клад­бище и поло­жить буке­тик цве­тов на могилу — бабушке будет при­ятно. Вме­сте с ним пойти в храм и поста­вить свечку на канун, про­чи­тать про­стень­кую молитву. Можно достать аль­бом с фото­гра­фи­ями и рас­ска­зать малышу о том, какими хоро­шими были бабушка или дедушка, вспом­нить при­ят­ные эпи­зоды из жизни, свя­зан­ные с ними. Мысль о том, что поки­нув землю, умер­ший не исчез окон­ча­тельно, что таким обра­зом с ним мы можем под­дер­жать хотя бы такую связь, дей­ствует успо­ка­и­ва­юще и дает нам надежду в том, что жизнь про­дол­жа­ется и после смерти.

Читайте также:
Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности!

Как говорить с детьми о смерти: краткая инструкция

Как отвечать на вопросы ребенка о смерти, почему важно не обходить эту тему стороной и как не травматично объяснить детям то, что родители тоже умирают? Эти и другие вопросы «Афиша Daily» задала детскому психологу Анфисе Беловой.

Почему важно объяснять ребенку, что такое смерть?

Потому что смерть — неотъемлемая часть нашей жизни. С этим рано или поздно встречается каждый ребенок: в мультиках, книгах или реальной жизни, и у него возникают вопросы. Если он не получает ответов, то начинает додумывать сам, а так как он не имеет должного опыта и знаний, то пользуется исключительно своей логикой. Чаще всего отсутствие ответов вызывает самые различные страхи : страх собственной смерти, смерти близких, неизвестности, чего‑то потустороннего (если ответы по теме смерти он получил из доступных источников — например, мистических фильмов). У ребенка может возникать ощущение, что от него что‑то скрывают или его обманывают.

В каком возрасте лучше начать разговор?

Вопросы о жизни и смерти возникают у детей в возрасте шести-семи лет. Когда они появляются, тогда и есть смысл об этом поговорить. Бывают ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью раньше — например, если умирает кто‑то из близких или домашнее животное. Тогда, конечно, можно завести разговор и раньше.

Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?

Стоит об этом говорить аккуратно, без каких‑либо подробностей и в той парадигме, в которую верит сам родитель. Кому‑то легче принимать смерть через религию, кому‑то — через теории о душе, кому‑то — через любовь и память.

Несмотря на то, что человека больше нет в реальности, он все равно остается в нашей памяти.

Нужно объяснить ребенку, что вы с ним чувствуете схожие эмоции: можно вместе поплакать, спросить у него, что он чувствует. Порой бывает так, что возникает злость на человека, которого нет рядом, и у взрослых, и у детей. Это эмоции, мотивированные мыслями: «за что он нас оставил», «почему он ушел», «мне необходимо, чтобы он был рядом, а его нет». И это тоже нормально.

Можно сохранить какие‑то вещи близкого и объяснить ребенку потерю через магические или даже сказочные тезисы: например, что в этих вещах живет частичка близкого или ваша память о нем. Но ни в коем случае нельзя замалчивать и избегать этих разговоров, иначе ребенку придется переживать это в одиночку .

Иногда родители говорят: «Тебе пока рано об этом знать». И ребенок остается с этим один на один, потому что он не может перестать задавать себе вопросы, особенно если он видит грустных родителей или плачущих родственников вокруг. И в таком случае он, скорее всего, будет переживать гораздо больше страха, чем если родитель аккуратно объяснит ему, что произошло.

Какие слова и выражения лучше использовать?

На приемах с детьми я говорю о концепции души — о том, что, когда человек умирает в реальном мире, он продолжает жить в нас, в нашей к нему любви и нашей памяти. Да, мы по нему скучаем, но должны понимать, что этому человеку не плохо и не больно, он просто находится где‑то не рядом. Я стараюсь настраивать ребенка так, чтобы грусть и печаль переводились во что‑то светлое — в воспоминания, например.

Есть родители, которые не верят в концепцию души и жизни после смерти, тогда можно объяснять с биологической точки зрения: так устроена природа, это часть нашей жизни, и никто не знает, что будет дальше. Главное — рассказать так, чтобы не вызвать в ребенке чувство безнадежности.

Почему нельзя врать ребенку?

Некоторые родители, боясь за ребенка, выбирают ложь. Говорят, что родственник уехал куда‑то далеко и больше не вернется. Но так делать нельзя. Ребенок может сразу понять, что вы ему недоговариваете или обманываете его, тогда он просто начнет терять к вам доверие. А если он через какое‑то время узнает правду, то может счесть ваш поступок за предательство .

Не испугается ли ребенок такого разговора?

Суть в том, что вопросов о жизни и смерти больше боятся родители. Для взрослых эта тема табуирована, потому что вызывает боль, скорбь, ощущение потери. У ребенка таких ассоциаций еще нет. Если преподносить ему информацию спокойно, грамотно, аккуратно, это будет просто очередной ответ на один из множества вопросов. И он не будет этого бояться.

Стоит ли брать ребенка на похороны?

Все очень индивидуально: зависит от традиций и мировоззрений семьи и от личности самого ребенка. В целом похороны — это далеко не обязательное мероприятие для детей, они действительно могут напугать. Тем более что это не единственный способ попрощаться с человеком. То есть стоит понимать, для чего необходимо брать ребенка на похороны и есть ли в этом смысл.

С другой стороны, для некоторых детей (обычно тех, кто постарше) это может быть действительно важным моментом в прощании с близким, и они сами будут проявлять интерес к похоронам.

Как рассказать ребенку о своей неизбежной смерти в будущем?

Наверное, чаще всего приходится говорить об этом, если ребенок сам спрашивает. И тут, конечно, тоже не нужно врать. Стоит осторожно объяснить, например, используя фразы: «Да, это естественный процесс, все умирают, но это будет нескоро»; «Мы еще очень долго будем вместе»; «Я не оставлю тебя одного». Важно дать понять, что вы будете вместе с ребенком до тех пор, пока он не вырастет и не заведет свою семью, но и даже тогда вы все еще будете рядом с ним. Можно переводить акцент на разговоры о жизни, о том, сколько в ней всего прекрасного и удивительного.

Читайте также:
Ребенок боится темноты - самые эффективные советы психологов

В разговорах с маленькими детьми на серьезные темы важно давать информацию дозированно, по мере взросления, а не перегружать сразу. Кроме этого, многое зависит от того, какие вопросы они задают. Если сразу сказать: «Я не знаю, когда я умру, может быть, завтра попаду под машину», — это может вызвать страх. При этом всегда, если это все равно кажется обманом, можно сформулировать более аккуратно: «Никто не может знать точно, когда умрет, но обычно это происходит уже в старости, когда жизнь человека подходит к концу».

На первых этапах может быть достаточно веры в то, что родитель еще очень долго будет рядом и смерть произойдет нескоро. Когда через какое‑то время ребенок узнает, что люди умирают не только от старости, что иногда умирают довольно рано, тогда это повод уже отвечать на следующие вопросы.

Как сказать ребенку о смерти родного человека?

Смерть — одна из самых сложных тем, на которую родителям предстоит заговорить с ребенком. Что делать, когда умер кто-то из членов семьи? Кому и как лучше сообщить ребенку об этом? Брать ли его с собой на похороны и на поминки? Рассказывает психолог Марина Травкова.

Если умер кто-то из членов семьи, то ребенку стоит сказать правду. Как показывает жизнь, все варианты вроде «Папа уехал в командировку на полгода» или «Бабушка пока переехала в другой город» могут иметь отрицательные последствия.

Во-первых, ребенок просто не поверит или решит, что вы недоговариваете. Потому что он видит, что что-то не так, что в доме что-то случилось: отчего-то плачут люди, занавешены зеркала, нельзя громко смеяться.

Детская фантазия богата, а создаваемые ею страхи для ребенка вполне реальны. Ребенок решит, что или ему самому, или кому-то в семье грозит что-то ужасное. Реальное горе понятнее и легче, чем все те ужасы, которые может навоображать ребенок.

Во-вторых, ребенку все равно скажут правду «добрые» дяди-тети, другие дети или сердобольные бабушки во дворе. И еще неизвестно, в какой форме. И тогда к горю добавится и ощущение того, что родные люди ему лгали.

Кому лучше говорить?

Первое условие: родной ребенку человек, самый близкий из всех оставшихся; тот, кто жил и будет дальше жить с ребенком; тот, кто хорошо его знает.

Второе условие: тот, кто будет говорить, должен держать себя в руках, чтобы говорить спокойно, не сорваться в истерику или неудержимые слезы (те слезы, что наворачиваются на глаза, — не помеха). Ему придется договорить до конца и еще побыть с ребенком, пока тот осознает горькую новость.

Для выполнения этой задачи выберите время и место, когда вы будете «в ресурсном состоянии», и не делайте этого, сняв напряжение алкоголем. Можно использовать легкие природные успокоительные, например валериану.

Часто взрослые люди боятся быть «черными вестниками»

Им кажется, что они нанесут ребенку рану, причинят боль. Другой страх — что реакция, которую вызовет новость, будет непредсказуемой и ужасной. Например, крик или слезы, с которыми взрослый не будет знать, как справиться. Все это не так.

Увы, то, что случилось — случилось. Удар нанесла судьба, а не вестник. Ребенок не будет винить того, кто расскажет ему о произошедшем: даже маленькие дети различают событие и того, кто о нем говорит. Как правило, дети испытывают благодарность к тому, кто вывел их из неизвестности и оказал поддержку в тяжелую минуту.

Острые реакции крайне редки, поскольку осознание того, что случилось нечто необратимое, боль и тоска приходят позже, когда умершего начинает не хватать в повседневной жизни. Первая реакция — это, как правило, изумление и попытки представить себе, как это: «умер» или «умерла»…

Когда и как сказать о смерти

Лучше не затягивать. Иногда приходится взять небольшую паузу, потому что сообщающий должен и сам немного успокоиться. Но говорите все-таки так быстро после события, как сможете. Чем дольше ребенок остается в ощущении, что произошло что-то плохое и непонятное, что он наедине с этой неизвестной опасностью, тем для него хуже.

Выберите время, когда ребенок не будет переутомлен: когда он выспался, поел и не испытывает физического дискомфорта. Когда ситуация настолько спокойна, насколько это возможно в данных обстоятельствах.

Сделайте это там, где вас не прервут и вам не помешают, где можно будет спокойно поговорить. Сделайте это в привычном и безопасном для ребенка месте (например, дома), чтобы потом у него была возможность побыть в одиночестве или использовать привычные и любимые вещи.

Любимая игрушка или другой предмет могут иногда успокоить ребенка лучше, чем слова

Маленького ребенка обнимите или возьмите на колени. Подростка можно приобнять за плечи или взять за руку. Главное, чтобы этот контакт не был ребенку неприятен, и еще — чтобы он не был чем-то из ряда вон выходящим. Если в вашей семье не принято обниматься, то лучше не делать ничего необычного в данной ситуации.

Важно, чтобы при этом он видел и слушал именно вас, а не глядел одним глазом в телевизор или окно. Установите контакт глаза в глаза. Говорите коротко и просто.

При этом главная информация в вашем сообщении должна дублироваться. «Мама умерла, ее больше нет» или «Дедушка болел, и врачи не смогли помочь. Он умер». Не говорите «ушла», «уснула навеки», «покинула» — это все эвфемизмы, метафоры, которые ребенку не очень понятны.

После этого сделайте паузу. Больше говорить не надо. Все, что ребенку еще понадобится узнать, он спросит сам.

Что дети могут спросить?

Маленьких детей могут интересовать технические подробности. Закопают или не закопают? А черви его будут есть? И потом вдруг спросит: «А на мой день рождения он придет?» Или: «Умер? А где он сейчас?»

Какой бы странный вопрос ребенок ни задал, не удивляйтесь, не возмущайтесь и не считайте, что это признаки неуважения. Маленькому ребенку трудно сразу понять, что такое смерть. Поэтому он «укладывает себе в голове», что это. Иногда получается довольно причудливо.

Читайте также:
Ребенок растет без отца - типичные ошибки в воспитании и советы психолога маме и родным

На вопрос: «Умер — это как? А он теперь какой?» можете отвечать сообразно собственным представлениям о жизни после смерти. Но ни в коем случае не пугайте. Не говорите, что смерть — в наказание за грехи, и избегайте объяснения, что это «как уснул и не проснулся»: ребенок может начать бояться спать или караулить других взрослых, чтобы они не спали.

Дети, как правило, спрашивают с тревогой: «А ты тоже умрешь?» Отвечайте честно, что да, но не сейчас и не скоро, а потом, «когда ты будешь большой-большой, когда у тебя в жизни появится еще много людей, которые будут тебя любить и которых будешь любить ты…».

Обратите внимание ребенка на то, что у него есть родственники, друзья, что он не одинок, что его любит много людей еще и помимо вас. Скажите, что с возрастом таких людей станет еще больше. Например, у него появится любимый человек, собственные дети.

Первые дни после потери

После того как вы сказали главное — просто молча побудьте с ним рядом. Дайте ребенку время воспринять услышанное и отреагировать. В дальнейшем поступайте в соответствии с реакцией ребенка:

  • Если он отреагировал на сообщение вопросами, то отвечайте на них прямо и искренне, какими бы странными или неуместными вам эти вопросы ни показались.
  • Если он уселся играть или рисовать, потихоньку присоединитесь и поиграйте или порисуйте с ним вместе. Не предлагайте ничего, играйте, действуйте по его правилам, так, как ему нужно.
  • Если он заплакал, обнимите его или возьмите за руку. Если отталкивает, скажите «я рядом» и посидите рядом, ничего не говоря и не делая. Потом потихоньку начните разговор. Скажите сочувствующие слова. Расскажите о том, что будет происходить в ближайшее время — сегодня и в ближайшие дни.
  • Если он убегает, не ходите за ним сразу. Посмотрите, чем он занят, через небольшое время, минут через 20-30. Что бы он ни делал, постарайтесь определить, хочет ли он вашего присутствия. Люди имеют право на горевание в одиночестве, даже очень маленькие. Но это следует проверить.

Не меняйте в этот день и вообще в первое время привычный распорядок дня

Не пытайтесь делать для ребенка что-нибудь исключительное: например, дать шоколад, который ему обычно запрещен, или приготовить что-то, что обычно в семье едят на праздники. Пусть еда будет обычной и еще — той, которую ребенок съест. На разбирательства про «невкусное, но полезное» ни у вас, ни у него в этот день нет сил.

Перед сном посидите с ним подольше или, если потребуется, пока не уснет. Разрешите оставить включенным свет, если он боится. Если ребенку страшно и он просится к вам в кровать, в первую ночь можно взять его к себе, но не предлагайте сами и постарайтесь не вводить это в привычку: лучше все же посидеть рядом с ним, пока он не уснет.

Расскажите ему, какой будет жизнь дальше: что будет завтра, послезавтра, через неделю, через месяц. Известность успокаивает. Стройте планы и выполняйте их.

Участие в поминках и похоронах

Брать ребенка на похороны и поминки стоит только в том случае, если рядом с ним будет человек, которому ребенок доверяет и который сможет заниматься только им: вовремя увести, успокоить, если тот заплачет.

Тот, кто сможет спокойно объяснять ребенку, что происходит, и защитить (если понадобится) от слишком настойчивого соболезнования. Если над ребенком начнут причитать «ой ты сиротинушка» или «как же ты теперь» — это ни к чему.

Кроме того, вы должны быть уверены, что похороны (или поминки) пройдут в умеренной атмосфере — чья-нибудь истерика может ребенка напугать.

Наконец, брать с собой ребенка следует, только если он сам этого хочет

Ребенка вполне можно спросить, как он хотел бы попрощаться: пойти на похороны, или, может быть, ему лучше потом сходить с вами на могилу?

Если вы сочтете, что лучше ребенку не присутствовать на похоронах, и захотите отправить его в другое место, например, к родственникам, то расскажите ему, куда он поедет, почему, кто там с ним побудет и когда вы его заберете. Например: «Завтра ты побудешь у бабушки, потому что тут к нам придет очень много разных людей, они будут плакать, а это тяжело. Я приеду за тобой в 8 часов».

Конечно, люди, у которых ребенок остается, должны быть по возможности «своими»: теми знакомыми или родными, к которым ребенок и так часто ходит в гости и знаком с их распорядком дня. Договоритесь также, чтобы они относились к ребенку «как всегда», то есть не жалели, не плакали над ним.

Умерший член семьи выполнял по отношению к ребенку какие-то функции. Может быть, купал или забирал из детского сада, а может быть, именно он перед сном читал ребенку сказку. Не пытайтесь заменить собой умершего и вернуть ребенку все потерянные приятные занятия. Но постарайтесь сохранить особенно важное, то, нехватка чего будет особенно ощутимой.

Скорее всего, в эти самые моменты тоска по ушедшему будет острее обычного. Поэтому отнеситесь терпимо к раздражительности, плачу, гневу. К тому, что ребенок недоволен тем, как вы делаете это, к тому, что ребенок захочет быть в одиночестве и будет избегать вас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: