Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Признаки нарушения привязанности
статья по психологии на тему

Данная статья опубликована в журнале “Приемная семья” №3, 2016

Скачать:

Вложение Размер
priznaki_narusheniya_privyazannosti.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

педагог-психолог ГКУСО РО

Ерофеевского центра помощи детям

Признаки нарушения привязанности у детей, разлученных с семьей.

Пути преодоления проблемы.

Привязанность – это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности – т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением – является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями, меньше завидует, не подвержен страхам, развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим, если привязанность сформирована.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это – жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

Все без исключения дети нуждаются в формировании благополучной эмоциональной привязанности к своим родителям. Однако, для детей, попавших в семью из детского дома, этот процесс протекает с большими сложностями. Эмоциональные отношения между ребенком и его кровным родителями складываются, в том числе, и благодаря биологической связи. Такой связи между приемными родителями и ребенком нет. Однако, это не значит, что благополучная эмоциональная привязанность между ними не может быть установлена. Напротив, при определенных усилиях и большом терпении, это возможно. Чтобы справиться со сложностями в эмоциональном развитии приемного ребенка необходимо, прежде всего, понимать, в чем эти сложности заключаются.

Решение взять в свою семью приемного ребенка – это ответственный шаг, требующий от родителей много сил и терпения, «это не забава, не прихоть, ребенок – не игрушка, нужная приемным родителям до тех пор, пока у них есть время, желание и здоровье, ребенком нужно заниматься и в беде, и в радости» [2, 36] .

Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Наиболее благоприятным периодом для усыновления является возраст до 6 месяцев, так как привязанность еще не сформировалась, и малыш не будет так остро переживать разлуку как ребенок более старшего возраста. В целом, по мнению многочисленных исследователей практики усыновления, здоровую привязанность у детей в приемной семье легче сформировать в том случае, если ребенок был надежно привязан к своим кровным родителям (или заменяющему их опекуну). Однако, не всегда история развития воспитанника детского дома бывает благополучной до момента его усыновления. Часто дети до помещения в сиротское учреждение росли в неблагополучных семьях.

«Привязанность существует на нескольких уровнях: чувство важности для другого, подражание, принадлежность, любовь, понимание того, что тебя знают. Если всё идёт по «природному» плану и родитель находится в позиции альфы, а ребёнок подчинён, тогда ребёнок нормально развивается, и различные уровни привязанности позволяют ему стать независимым» [5,17].

«Проблемы детей-сирот, с которыми чаще всего сталкиваются приемные родители, вероятнее всего, объясняются именно нарушениями в формировании привязанности в течение первых трех лет жизни. Это расстройство часто диагностируют как реактивное расстройство привязанности ( Reactive Attachment Disorder ) , которое ухудшает – вплоть до полной утраты – способность ребенка доверять и привязываться к другим людям. Реактивное расстройство привязанности может быть вызвано различными факторами: преждевременные роды, внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности), беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери, послеродовая депрессия у биоматери, ранняя разлука с биоматерью, жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка, частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком, госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок и другие» [4, 2].

О нарушении привязанности говорят следующие симптомы:

• ребенок кажется «очаровашкой» при поверхностном общении;

• ребенок проявляет привязанность к незнакомым людям без разбора;

• ребенок не отвечает на ласку со стороны родителя, если контакт был

инициирован последним (например, не любит шутливо бороться, обни-

маться по инициативе родителя);

• ребенок избегает смотреть в глаза родителю, если зрительный контакт

был инициирован последним;

• ребенок задает бессмысленные, навязчивые вопросы иили постоянно

• ребенок демонстрирует неадекватно требовательное или прилипчивое

• ребенок явно, бессмысленно лжет («первичная ложь»);

• ребенок склонен причинять вред самому себе иили другим людям, а

также портить вещи («склонен» к несчастным случаям);

• ребенок демонстрирует необычное отношение к еде;

• ребенок не способен контролировать порывы (зачастую гиперактивен);

• ребенок отстает в учебе;

• у ребенка есть отклонения в развитии речи;

• у ребенка плохие отношения со сверстниками;

• ребенок плохо понимает причинно-следственные связи;

• у ребенка недостаточно развито чувство стыда («совесть»);

• ребенок жесток к животным;

• ребенок проявляет нездоровый интерес к огню [3,27].

Естественно, сталкиваясь с проявлениями такого поведения, в семье создается атмосфера постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и правильно вести себя с подобными проявлениями.

В практическом пособии «Настольная книга приемного родителя», разработанном Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям» дается несколько основных рекомендаций, следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании:

• «ребенку необходима безусловная любовь родителя — любовь, не зависящая

ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков;

• ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким,

какой он есть, доверяют ему; это позволит ребенку быть уверенным в себе и в

своих отношениях с родителем;

• ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителя;

• лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу

принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения;

• лучше использовать поощрения, чем наказания;

• необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с ребенком,

не делать ему критических замечаний (нелепо критиковать то, что, возможно,

было нормой поведения в «прошлой» жизни ребенка)» [1, 73] .

«Ожидания родителей должны быть разумными. Это означает, что родитель должен не столько ориентироваться в этапах развития обычного ребенка, сколько научиться определять реальный возраст своего «особенного» ребенка», [3,70] который должен восполнить упущенный этап (физический, социальный, интеллектуальный, эмоциональный).

Большинству людей трудно понять, почему ребенок с нарушением привязанности отвергает то, что обычным детям нужно больше всего, а именно любовь и нежность. Ответ прост: потому что с самого раннего детства такие дети уяснили, что доверять нельзя никому. Они запомнили, что те, кого ты любишь, бросают тебя. Они запомнили, что нежности ни от кого ждать не стоит. И что самое главное, они узнали, что родители – те самые близкие люди, в руках которых находится сама жизнь ребенка, – способны причинить ему вред и поэтому не достойны никакого доверия” [3,77].

В результате ребенок с нарушением привязанности представляет взаимодействие с родителями по совсем другой схеме: у него возникает какая-то потребность, он возбуждается, это приводит в возбуждение его родителей, они отталкивают друг друга. Такие дети настолько боятся еще раз пережить боль предательства, что просто отказываются принимать проявления какой-либо нежности со стороны новых родителей.

Как же построить гармоничные отношения с ребенком? Не существует какой-то одной «волшебной» книги, интернет-сайта, психотерапевта или агентства по усыновлению, которое могло бы ответить на все родительские вопросы. Каждая семья – неповторимая живая мозаика, составленная из таких уникальных факторов, как страна проживания, финансовые возможности, степень родительского участия в воспитании, масштаб детских потребностей, культурные корни детей и степень их зрелости, отношения между братьями и сестрами, и так далее. В каждой конкретной ситуации помощь может потребоваться на самых разных уровнях, и правильно оценить это могут только сами родители.

Авторы книги «Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму» Г. Кек и Р. Купеки подчеркивают важность для ребенка следующих способов взаимодействия:

• зрительный контакт – залог прочной привязанности с ребенком (как только родителю удается установить с ребенком спокойный долгий взгляд «глаза в глаза», можно говорить и о формировании привязанности между ними) [3,80];

• тактильный (прикосновение очень важно для возникновения привязанности, чем чаще родители обнимают своего ребенка, тем здоровее он становится);

• движение вместе (совместные дела, игры позволят стать ближе, раскрепоститься ребенку);

• проявление заботы через питание (приготовление еды, наслаждение ею и даже уборка со стола – в большинстве семей все это часть многолетнего ритуала, хотим мы этого или нет, но еда имеет большое значение для каждого из нас – и для наших детей);

Родители должны понимать, что укрепление привязанности, ответственность за отношения прежде всего лежит целиком на них. Необходимо избавить, насколько это возможно, привязанность ребёнка от любых знаков уязвимости, от слишком большого разделения, от стыда, от боязни расставания.
Предлагать больше контакта и близости, чем запрашивает ребёнок. Не ждать, когда ребенок подойдёт за очередной порцией ласки, не выдавать её по запросу, насытить ребёнка своей привязанностью, чтобы он мог расслабиться и ощутить, что и завтра и послезавтра его мама никуда не денется. Предлагать ребёнку зависеть от взрослого. У многих детей с нарушениями привязанности зависимость — это больное место. Создавать обстоятельства, в которых ребёнок будет вынужден зависеть. Попадать в личное пространство ребёнка в дружественной манере. Настраиваться на ребёнка, смотреть ему в глаза, улыбаться, пока не будет приглашения существовать в его пространстве. Рассказывать ребёнку не о том, что сейчас вы уйдёте, а о том, чем вы займётесь, когда снова встретитесь. Бережно хранить все детские привязанности, включая неадекватных биологических родителей и детский дом. Не всегда есть возможность навестить, но хранить фотографии, воспоминания, какие-то вещи, связанные с прошлым под силу каждому заботливому родителю. Мягко и нежно приглашать ребёнка зависеть, беречь детское сердце от излишней уязвимости, и тогда вы станете родителями ребёнка, «которого легко растить».

1.Абросова Л., Девоян Н. Настольная книга приемного родителя – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007.-128 с.

2. Буянов М. Ребенок из неблагополучной семьи – М.: Просвещение, 1988.-149 с

3.Кек Г., Купеки Р. Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму – М.: Под редакцией О. Митиревой, 2012, – 288 с.

4.Петрановская Л. (Выступление «Нарушение привязанности у детей-сирот и ее востановление в замещающей семье» 1 июня 2012 года на лекции в Сахаровском центре г.Москвы)

5.Писарик О. Привязанность – жизненно-важная связь

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при РРП?

Автор журнала Сolady, журналист

Проверено экспертами

Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 7 минут

Термином «расстройство привязанности» в медицине принято называть группу психических отклонений, которые развиваются у детей в случае отсутствия необходимого эмоционального контакта со своими родителями (прим. – или опекунами, что чаще).

В чем выражается РРП, как его определить у ребенка, и к каким специалистам обращаться?

Содержание статьи:

Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды

Под словом «привязанность» принято подразумевать чувство (ощущение) эмоциональной близости, которое обычно формируется на основе любви и определенных симпатий.

О расстройстве же данной привязанности говорят, когда у ребенка наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих нарушений, ставших следствием дефицита общения с родителями — и результатом отсутствия доверительных отношений с ними.

Психиатры обозначают данный диагноз аббревиатурой «РРП», которая в бытовом понимании предполагает холодные отношения с опекунами.

Распространенность РРП – менее 1 %.

Видео: Нарушения привязанности

Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:

  • Дезингибированное (прим. – расторможенное) РП. В этом случае ребенок не отличается избирательностью относительно людей, к которым он может обратиться. В самом раннем детстве малыш «цепляется» даже к незнакомым людям, а подрастающий ребенок стремиться к привлечению внимания взрослых людей и не особо разборчив в дружеских отношениях. Чаще всего этот тип РП наблюдается у детей, у которых неоднократно менялись воспитатели (опекуны, приемные семьи) в течение первых лет жизни.
  • Ингибированное (прим. — заторможенное) РП. Симптоматика этого типа РП не слишком выражена — но, согласно классификации заболеваний, данный тип РП называется реактивным и подразумевает заторможенность, подавленность или сверхбдительность маленького пациента, который может реагировать на опекуна/воспитателя по-разному. Такие дети часто весьма агрессивны в отношении чужих (и даже своих) страданий, несчастны.

Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:

  1. Негативная РП.Причины: гиперопека — либо пренебрежение ребенком. Признаки: ребенок провоцирует взрослых на раздражение, на негативную оценку, даже наказание.
  2. Избегающая РП. Причины: разрыв отношений с опекуном/родителем. Признаки: недоверчивость, замкнутость.
  3. Амбивалентная РП. Причины: непоследовательное поведение взрослых. Признаки: категоричность и двойственность поведения (от ласки до драки, от доброты до приступа агрессии).
  4. Дезорганизованная РП. Причины: насилие, жестокое отношение к ребенку. Признаки: агрессия, жестокость, сопротивление любым попыткам налаживания контакта.

В чем кроются основные причины РП у детей?

Среди особенностей, рассматриваемых в качестве факторов риска и провоцирования формирования РРП, отмечают:

  • Низкая сопротивляемость стрессам.
  • Неустойчивость нервной системы.

Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:

  1. Отсутствие полноценного контакта с матерью.
  2. Злоупотребление матери алкоголем или наркотиками.
  3. Психические расстройства матери.
  4. Послеродовая депрессия матери.
  5. Насилие в семье, унижение.
  6. Нежеланная беременность.
  7. Вынужденная разлука родителей и ребенка с последующим помещением ребенка в детский дом или даже интернат.
  8. Отказ от опекунства (частая смена приемных семей).

Подытоживая, можно сказать, что РП возникает у детей, которым не дали возможности спокойно и безопасно к кому-либо привязаться.

Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?

Как правило, формирование РРП происходит еще до наступления пятилетнего возраста (может диагностироваться даже до 3-х лет), после чего данное нарушение может сопровождать ребенка даже до взрослого возраста.

Симптоматика РРП схожа с такими расстройствами, как фобии, посттравматические стрессы, аутизм и проч., поэтому диагноз обычно не ставится «на глазок».

Среди ключевых симптомов РРП выделяют:

  • Настороженность и боязливость.
  • Отставание в интеллектуальном развитии.
  • Приступы агрессии.
  • Сложности в адаптации и при установлении взаимоотношений.
  • Равнодушие к уходу человека.
  • Частый тихий плач без конкретной причины.
  • Развитие (со временем) отвращения к объятиям и любым прикосновениям.
  • Задержка умственного развития, которая с возрастом приобретает более выраженные очертания.
  • Отсутствие чувства вины после случаев неприемлемого поведения.

Важно отметить, что симптоматика — и ее выраженность — зависит от типа РП, от возраста и других факторов.

Например…

  1. Малыши РП в возрасте до 5 лет обычно редко улыбаются и отводят глаза при попытке зрительного контакта. Приближение взрослых у них не вызывает радости.
  2. Дети с ингибированной формой расстройства не желают, чтобы их успокаивали, чтобы с ними сближались или устанавливали контакт, не берут у взрослых протянутую игрушку.
  3. При дезингибированном типе расстройства дети, напротив, постоянно ищут контакта, комфорта и чувства безопасности. Но только у незнакомых людей. Что касается родителей или опекунов – их дети отвергают.

Основные риски РРП.

Среди самых частых осложнений данного расстройства отмечают…

  • Задержку психического развития.
  • Снижение познавательного интереса.
  • Нарушение принятия/передачи опыта.
  • Отставание в развитии речи, мышления.
  • Социальная дезадаптация.
  • Приобретение эмоциональных и прочих отклонений как черт характера.
  • Дальнейшее развитие неврозов, психопатии и проч.

Видео: Формирование привязанности

Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?

Прежде всего, важно понимать, что без четкого знания всей истории воспитания конкретного ребенка невозможна точная постановка диагноза.

Также не менее важен факт, что пережитые в комплексе те или иные описанные выше ситуации не обязательно провоцируют данное расстройство. Поэтому самостоятельно делать выводы точно не стоит, данный диагноз должен быть экспертным мнением, основанным на результатах полноценной диагностики.

К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка РП?

  1. Педиатр.
  2. Психолог.
  3. Психотерапевт.
  4. Психиатр.

Как проходит диагностика?

Конечно, чем раньше диагностировано расстройство — тем больше шансов на быстрое восстановление ребенка.

  • Прежде всего, пристальное внимание врача сконцентрировано на отношениях мамы и малыша, отношениях в семье и последствиях отношений. Не меньшее внимание уделяется стилю воспитания ребенка, полноте удовлетворения его интересов, наличия собственного пространства у ребенка, и проч.
  • Врач должен точно определить – не связана ли симптоматика расстройства с иными заболеваниями. Например, заторможенность может наблюдаться после черепно-мозговой травмы или при мании.
  • Сбор истории болезни, опрос родителей и других близких ребенку людей, наблюдение за ребенком в разных ситуациях — все это обязательная часть диагностики.
  • Также выполняется специальная психодиагностика, способная выявить наличие эмоционально-волевых нарушений.

Что касается лечения, его осуществляют исключительно комплексно – с консультациями психологов, семейной психотерапией, медикаментозной коррекцией и проч.

Как правило, ранние проблемы РП можно устранить, если вовремя улучшить социальные обстоятельства жизни ребенка. Но окончательного «исцеления» для последующей, нормальной взрослой жизни ребенка можно добиться лишь при его полном примирении с прошлым – понимании прошлого, способности переступить через него — и идти дальше.

Сайт Colady.ru информирует: вся информация в статье носит ознакомительный характер, и не является руководством к действию. Точный диагноз вам может поставить только врач. При тревожных симптомах убедительно просим вас не заниматься самолечением, а записаться к специалисту!
Здоровья вам и вашим близким!


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Инфекция мочевыводящих путей у детей

Инфекция мочевыводящих путей у детей – группа микробно-воспалительных заболеваний органов мочевой системы: почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры. В зависимости от локализации воспаления инфекция мочевыводящих путей у детей может проявляться дизурическими расстройствами, болями в области мочевого пузыря или поясницы, лейкоцитурией и бактериурией, температурной реакцией. Обследование детей с подозрением на инфекцию мочевыводящих путей включает анализы мочи (общий, бакпосев), УЗИ органов мочевой системы, цистоуретерографию, экскреторную урографию, цистоскопию. Основу лечения инфекции мочевыводящих путей у детей составляет назначение антимикробных препаратов, уроантисептиков.

  • Причины инфекции мочевыводящих путей у детей
  • Классификация
  • Симптомы у детей
  • Диагностика
  • Лечение инфекции мочевыводящих путей у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Инфекция мочевыводящих путей у детей – общее понятие, обозначающее воспалительные процессы в различных отделах мочевого тракта: инфекции верхних мочевыводящих путей (пиелит, пиелонефрит, уретерит) и нижних мочевыводящих путей (цистит, уретрит). Инфекции мочевых путей чрезвычайно распространены в детском возрасте – к 5 годам 1-2% мальчиков и 8% девочек имеют как минимум один эпизод заболевания. Распространенность инфекций мочевыводящих путей зависит от возраста и пола: так, среди новорожденных и грудных детей чаще болеют мальчики, а в возрасте от 2 до 15 лет – девочки. Наиболее часто в практике детской урологии и педиатрии приходится сталкиваться с циститом, пиелонефритом и асимптомной бактериурией.

Причины инфекции мочевыводящих путей у детей

Спектр микробной флоры, вызывающей инфекции мочевыводящих путей у детей, зависит от пола и возраста ребенка, условий инфицирования, состояния микробиоценоза кишечника и общего иммунитета. В целом среди бактериальных возбудителей лидируют энтеробактерии, прежде всего кишечная палочка (50-90%). В остальных случаях высеваются клебсиеллы, протей, энтерококки, синегнойная палочка, стафилококки, стрептококки и др. Острые инфекции мочевыводящих путей у детей обычно вызываются одним видом микроорганизмов, однако при частых рецидивах и пороках развития мочевой системы часто выявляются микробные ассоциации.

Инфекции мочевыводящих путей у детей могут быть ассоциированы с урогенитальным хламидиозом, микоплазмозом и уреаплазмозом и сочетаться с вульвитом, вульвовагинитом, баланопоститом. Грибковые инфекции мочевыводящих путей нередко возникают у ослабленных детей: недоношенных, страдающих гипотрофией, иммунодефицитными состояниями, анемией. Существует предположение, что вирусная инфекция (инфицирование вирусами Коксаки, гриппа, аденовирусами, вирусом простого герпеса I и II типа, цитомегаловирусом) выступает фактором, способствующим наслоению бактериальной инфекции.

К развитию инфекции мочевыводящих путей у детей предрасполагают состояния, сопровождающиеся нарушением уродинамики: нейрогенный мочевой пузырь, мочекаменная болезнь, дивертикулы мочевого пузыря, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, пиелоэктазия, гидронефроз, поликистоз почек, дистопия почки, уретероцеле, фимоз у мальчиков, синехии половых губ у девочек. Часто инфекции мочевыводящих путей у детей развиваются на фоне заболеваний ЖКТ – дисбактериоза, запоров, колита, кишечных инфекций и др. Фактором риска могут выступать обменные нарушения (дисметаболическая нефропатия у детей, глюкозурия и др.).

Занос инфекции в мочевые пути может происходить при недостаточной гигиене наружных половых органов, неправильной технике подмывания ребенка, лимфогенным и гематогенным путями, при проведении медицинских манипуляций (катетеризации мочевого пузыря). Мальчики, прошедшие через циркумцизио, страдают инфекциями мочевыводящих путей в 4-10 раз реже необрезанных.

Классификация

По локализации воспалительного процесса выделяют инфекции верхних отделов мочевыводящих путей – почек (пиелонефрит, пиелит), мочеточников (уретерит) и нижних отделов – мочевого пузыря (цистит) и уретры (уретрит).

По периоду заболевания инфекции мочевыводящих путей у детей разделяют на первый эпизод (дебют) и рецидив. Течение рецидивирующей инфекции мочевыводящих путей у детей может поддерживаться неразрешившейся инфекцией, персистированием возбудителя или реинфекцией.

По выраженности клинических симптомов различают нетяжелые и тяжелые инфекции мочевыводящих путей у детей. При нетяжелом течении температурная реакция умеренная, дегидратация незначительна, ребенок соблюдает режим лечения. Тяжелое течение инфекции мочевыводящих путей у детей сопровождается высокой лихорадкой, упорной рвотой, выраженной дегидратацией, сепсисом.

Симптомы у детей

Клинические проявления инфекции мочевыводящих путей у ребенка зависят от локализации микробно-воспалительного процесса, периода и тяжести заболевания. Рассмотрим признаки наиболее частых инфекций мочевыводящих путей у детей – пиелонефрита, цистита и асимптомной бактериурии.

Пиелонефрит у детей протекает с фебрильной температурой (38-38,5°С), ознобами, симптомами интоксикации (вялостью, бледностью кожных покровов, снижением аппетита, головной болью). На высоте интоксикации могут развиваться частые срыгивания, рвота, диарея, явления нейротоксикоза, менингеальная симптоматика. Ребенка беспокоят боли в поясничной области или животе; симптом поколачивания положительный. В раннем возрасте инфекции верхних отделов мочевыводящих путей у детей могут скрываться под маской пилороспазма, диспепсических расстройств, острого живота, кишечного синдрома и др.; у детей старшего возраста – гриппоподобного синдрома.

Цистит у детей проявляется, прежде всего, дизурическими расстройствами – частыми и болезненными мочеиспусканиями малыми порциями. При этом полного одномоментного опорожнения мочевого пузыря не достигается, возможны эпизоды недержания мочи. У детей грудного возраста цистит часто сопровождается странгурией (задержкой мочи). О наличии дизурии у детей первого года жизни может говорить беспокойство или плач, связанные с мочеиспусканием, прерывистая и слабая струя мочи. Для цистита характерны боли и напряжение в надлобковой области; температура при цистите нормальная или субфебрильная.

Асимптомная бактериурия чаще встречается у девочек. Эта форма инфекции мочевыводящих путей у детей не сопровождается никакими субъективными клиническими признаками, а выявляется только при лабораторном обследовании. Иногда родители обращают внимание на помутнение мочи ребенка и исходящий от нее дурной запах.

Диагностика

Оценка тяжести инфекций мочевыводящих путей у детей требует комплексного подхода и участия ряда специалистов – педиатра, детского уролога, детского нефролога, детского гинеколога.

Инфекции мочевыводящих путей у детей могут быть заподозрены при выявлении в общем анализе мочи лейкоцитурии, бактериурии, протеинурии, иногда – гематурии. Для более детальной диагностики показано исследование мочи по Нечипоренко, проба Зимницкого. Изменения крови характеризуются нейтрофильным лейкоцитозом, повышенной СОЭ; при пиелонефрите – высоким уровнем острофазных белков (СРБ, альфа-глобулинов).

Основой диагностики инфекций мочевыводящих путей у детей служит бактериологический посев мочи с выделением возбудителя, оценкой степени бактериурии и чувствительности к антибиотикам. В некоторых случаях требуется исследование мочи на хламидии, уреаплазмы, микоплазмы культуральным, цитологическим, серологическим (ИФА) методами, ПЦР.

Детям с инфекцией мочевыводящих путей обязательно проводится ультразвуковое исследование органов мочевой системы (УЗИ почек, УЗДГ сосудов почек, УЗИ мочевого пузыря). Рентгеноконтрастные исследования мочевого тракта (экскреторная урография, микционная цистография, уретрография) показаны только при повторных эпизодах инфекций мочевыводящих путей у детей и только в фазу ремиссии. Для изучения состояния почечной паренхимы выполняется статическая или динамическая сцинтиграфия почек.

Методы эндоскопии у детей (уретроскопия, цистоскопия) используются для выявления уретрита, цистита, аномалий мочеиспускательного канала и мочевого пузыря. С целью исследования уродинамики проводится урофлоуметрия и цистометрия.

Лечение инфекции мочевыводящих путей у детей

Главное место в лечении инфекций мочевыводящих путей у детей принадлежит антибактериальной терапии. До установления бактериологического диагноза стартовая антибиотикотерапия назначается на эмпирической основе. В настоящее время при лечении инфекций мочевыводящих путей у детей предпочтение отдается ингибиторозащищенным пенициллинам (амоксициллин), аминогликозидам (амикацин), цефалоспоринам (цефотаксим, цефтриаксон), карбапенемам (меропенем, имипенем), уроантисептикам (нитрофурантоин, фуразидин). Длительность курса антимикробной терапии должна составлять 7-14 дней. После завершения курсового лечения проводится повторное лабораторное обследование ребенка.

Рекомендуется прием НПВП (ибупрофен), десенсибилизирующих средств (клемастин, лоратадин), антиоксидантов (витамин Е и др.), фитотерапия. Асимптоматическая бактериурия обычно не требует лечения; иногда в этих случаях назначаются уросептики.

При стихании острой инфекции мочевыводящих путей детям показана физиотерапия: СВЧ, УВЧ, электрофорез, аппликации парафина и озокерита, грязелечение, хвойные ванны.

Прогноз и профилактика

Запущенные инфекции мочевыводящих путей у детей могут привести к необратимому повреждению почечной паренхимы, сморщиванию почки, артериальной гипертензии, сепсису. Рецидивы инфекций мочевыводящих путей встречаются в 15-30% случаев, поэтому детям из групп риска проводится противорецидивная профилактика антибиотиками или уроантисептиками. Ребенок должен находиться под наблюдением педиатра и нефролога. Вакцинация детей проводится в периоды клинико-лабораторной ремиссии.

Первичная профилактика инфекции мочевыводящих путей у детей должны включать привитие должных гигиенических навыков, санацию хронических очагов инфекции, устранение факторов риска.

Инфекция мочевыводящих путей у детей

Версия: Клинические рекомендации РФ 2018-2020 (Россия)

Общая информация

Краткое описание

Союз педиатров России

Согласовано Научным советом Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Год утверждения (частота пересмотра): 2018 (пересмотр каждые 3 года)

Уросепсис – генерализованное неспецифическое инфекционное заболевание, развивающееся в результате проникновения из органов мочевой системы в кровеносное русло различных микроорганизмов и их токсинов.

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

– Подключено 300 клиник из 4 стран

– 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN – 1 рабочее место в месяц

Автоматизация клиники: быстро и недорого!
  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место – 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

  • Острый пиелонефрит, активная стадия. Функции почек сохранены.
  • Инфекция мочевыводящих путей, 1 эпизод, активная стадия. Функции почек сохранены
  • Инфекция мочевыводящих путей, рецидивирующее течение, активная стадия. Функции почек сохранены.
  • Рефлюкс-нефропатия. Вторичный хронический пиелонефрит. Стадия ремиссии. Функции почек сохранены.
  • Острый цистит, активная стадия. Функции почек сохранены.

Этиология и патогенез

Эпидемиология

Диагностика

У детей более старшего возраста: подъемы температуры (чаще до фебрильных цифр) без катаральных явлений, рвота, боли в животе, дизурия (учащенное и/или болезненное мочеиспускание, императивные позывы на мочеиспускание).

  • При физикальном обследовании рекомендовано обратить внимание на: бледность кожных покровов, наличие тахикардии, появление симптомов дегидратации (преимущественно у новорожденных и детей грудного возраста), отсутствие катаральных явлений при наличии повышения температуры (чаще до фебрильных цифр, реже- субфебрильных), резкий запах мочи, при остром пиелонефрите – положительный симптом Пастернацкого (болезненность при поколачивании или, у маленьких детей, – при надавливании пальцем между основанием 12-го ребра и позвоночником).
  • В качестве диагностического метода рекомендуется проведение клинического анализа мочи с подсчётом количества лейкоцитов, эритроцитов, а также определением белка и нитритов [1,2,3,4,5].
  • Рекомендовано определить уровень С-реактивного белка (СРБ) при повышении температуры тела выше 38 градусов и прокальцитонина (ПКТ) – при подозрении на уросепсис.
  • Рекомендуется при выявлении лейкоцитурии более 25 в 1 мкл или более 10-15 в поле зрения и бактериурии более 100 000 микробных единиц/мл при посеве мочи на стерильность диагноз инфекции мочевыводящих путей считать наиболее вероятным [1,2,3,4,5].
  • Не рекомендуется изолированную пиурию, бактериурию или положительный нитритный тест у детей до 6 месяцев считать признаками инфекции мочевыводящих путей, так как перечисленные показатели не являются в этом возрасте достоверными признаками данной патологии [1,2,3,4,5].
  • Рекомендуется проведение биохимического анализа крови (мочевина, креатинин) ребенку с подозрением на пиелонефрит для оценки фильтрационной функции почек [1,2,3,4,5]

Таблица 1 – Дифференциально-диагностические критерии острого цистита и острого пиелонефрита

  • Рекомендуется проводить ультразвуковое исследование (УЗИ) почек и мочевого пузыря всем детям во время (в первые 3 суток) и после первого эпизода инфекции (через 1-2 месяца) мочевыводящих путей [1,2,3].
  • Рекомендуется проведение микционной цистографии для выявления ПМР и определения его степени, а также для выявления уретероцеле, дивертикула, клапана задней уретры [1,2,3,9].
  • Статическую нефросцинтиграфию рекомендуется проводить радиофармпрепаратом ДМСК (димеркаптосукциновая кислота-DMSA) для выявления очагов нефросклероза не ранее чем через 6 месяцев после острого эпизода.
  • Динамическую нефросцинтиграфию с микционной пробой – рекомендуется проводить радиофармпрепаратом 99мТс-Технемаг для выявления пузырно-мочеточникового рефлюкса, в том числе низкой степени. Исследование с микционной пробой выполняется у детей, которые могут контролировать процесс мочеиспускания [1,2,3,4,5,6].
  • Экскреторную урографию, магнитно-резонансную урографию (МР-урографию) – рекомендуется проводить как вспомогательную методику для выявления обструкции, аномалии развития органов мочевой системы (после исключения ПМР) [1,2,3].

Лечение

  • Рекомендуется безотлагательное назначение антибактериальных препаратов (табл.2) [2,3,7].

***При ИМВП без лихорадки или цистите

  • При назначении антибактериального препарата рекомендуется ориентироваться на чувствительность микроорганизмов [2,3,7].
  • Рекомендуется своевременное выявление и коррекция нарушений уродинамики [1,3,4].
  • При ПМР и рецидивирующей ИМВП рекомендована длительная антимикробная профилактика в среднем от 3 до 12 мес. [3,6,8].
  • Рекомендуется контролировать регулярность опорожнения кишечника для предупреждения лимфогенного пути инфицирования [1,9].
  • Рекомендуется уменьшение дозы антибактериального препарата в зависимости от клиренса креатинина [1,7,8].
  • У госпитализированных пациентов, особенно грудного возраста, которым трудно дать препарат внутрь, обычно антибактериальную терапию рекомендуется начинать с внутривенного пути введения препарата в первые двое-четверо суток (табл. 3) с последующим переходом на пероральный прием. При отсутствии выраженной интоксикации и сохранной способности ребенка получать препарат через рот рекомендовано рассмотреть пероральный прием препарата с первых суток [1,2,3,7].

Таблица 3 – Антибактериальные препараты для парентерального применения

**Следует помнить, что при снижении скорости клубочковой фильтрации менее 50 мл/мин доза препарата уменьшается вдвое!

  • При остром пиелонефрите рекомендована длительность антибактериальной терапии 10-14 дней.
  • У детей с циститом рекомендован прием антимикробного препарата в течение 5-7 дней. Такая длительность курса является, в большинстве случаев, достаточной [1,2,3,8].
  • Не рекомендуется проведение антибактериальной терапии длительностью менее 3-х дней [7,8].

2. При рецидивирующем течении инфекции мочевыводящих путей и /или развитии ИМВП на фоне ПМР – развитие рефлюкс-нефропатии.

  • При повторении эпизодов ИМВП более 2 эпизодов у девочек и более 1 – у мальчиков, рекомендуется проведение обследования для исключения ПМР [1,2,3,4,5,9].
  • Рекомендована госпитализация при наличии следующих показаний:

Профилактика

  • Рекомендовано проведение первичной профилактики:
  • Рекомендовано проведение профилактического лечения [1,2,3,4,5,6,7,8,9] при:

Таблица 4 – Препараты, применяемые для длительной антимикробной профилактики

  • Дополнительно, в отдельных случаях, рекомендовано использовать фитотерапию с бактерицидным действием.

(Сила рекомендации D; уровень доказательств 2a)

  • Рекомендовано проведение консультации детского гинеколога или андролога, так как у части детей причиной дизурических расстройств и лейкоцитурии является локальное воспаление гениталий – вульвит или баланит. К развитию инфекции МВП может предрасполагать наличие фимоза
  • Всем детям на 1 году жизни рекомендовано проводить УЗИ почек и мочевого пузыря.

Информация

Источники и литература

  1. Клинические рекомендации Союза педиатров России
    1. 1. Детская нефрология: практическое руководство / под ред. Э. Лоймана, А. Н. Цыгина, А. А. Саркисяна. М.: Литтерра, 2010. 400 с. 2. CLINICAL PRACTICE GUIDELINE from American Academy of pediatrics.Urinary Tract Infection: Clinical Practice Guideline forthe Diagnosis and Management of the Initial UTI in Febrile Infants and Children 2 to 24 Months. Pediatrics, 2011, v 128, N3, p. 593-610 3. R. Stein, H. S. Dogan, P. Hoebeke, R Kocvaraet al. Urinary Tract Infections in Children: EAU/ESPU Guidelines. European urology, 2015, v 67, p. 546–558 4. Ammenti A, Cataldi L, Chimenz R, et al. Febrile urinary tract infections in young children: recommendations for the diagnosis, treatment and follow-up. Acta Paediatr, 2012, v. 10, p.451–457. 5. Whiting P, Westwood M, Watt I, Cooper J, Kleijnen J. Rapid tests and urine sampling techniques for the diagnosis of urinary tract infection (UTI) in children under five years: A systematic review. BMC Pediatr, 2005, v. 5(1): 4. 6. DeMuri G. P., Wald E.R. Imaging and antimicrobial prophylaxis following the diagnosis of urinary tract infection in children. Pediatr. Inf. Dis. J. 2008; 27(6): 553-554. 7. Hodson EM, Willis NS, Craig JC. Antibiotics for acute pyelonephritis in children. Cochrane Database Syst Rev 2007(4):CD003772. 8. Hewitt I.K. et al. Early treatment of acute pyelonephritis in children fails to reduce renal scarring: data from the Italian Renal Infection Study trials. Pediatrics 2008; 122: 486. 9. Toffolo A, Ammenti A, Montini G. Long-term clinical consequences of urinary tract infections during childhood: A review. Acta Pædiatr 2012, v.101, p.1018-31.

Информация

Новые и узконаправленные профессиональные термины в настоящих клинических рекомендациях не используются.

Таблица 2 – Критерии качества оказания медицинской помощи

Таблица П1 – Уровни достоверности

Качество доказательности Основание рекомендаций Расшифровка
А Высокий Большие двойные слепые плацебоконтролируемые исследования, а также данные, полученные при мета-анализе нескольких РКИ Мы уверены, что истинный эффект соответствует предполагаемому
В Умеренный Небольшие рандомизированные и контролируемые исследования, при которых статистические данные построены на небольшом числе больных. Истинный эффект близок к предполагаемому, но есть вероятность различий
С Низкий Нерандомизированные клинические исследования на ограниченном количестве пациентов Истинный эффект может значительно отличаться от предполагаемого
D Очень низкий Выработка группой экспертов консенсуса по определённой проблеме Предполагаемый эффект очень неопределённый и в частом проценте случаев может быть далёк от истины

Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.

Критерии оценки качества медицинской помощи: Приказ Минздрава России 203н от 10 мая 2017г «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»

Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента


Приложение В. Информация для пациентов

Мочевая система состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и уретры. Мочевая система служит для образования, накопления и выведения мочи из организма.
Инфекции мочевой системы (мочевыводящих путей: пиелонефриты, циститы) вызываются бактериями.
Наиболее подвержены инфекциям мочевыводящих путей дети с:
– Аномалиями развития мочевой системы
– Нарушениями функции мочевого пузыря
– Мальчики с фимозом

Признаки, которые могут отмечаться у детей с инфекцией мочевыводящих путей:
У ребенка до 2 лет может наблюдаться неспецифическая картина:
– Высокая температура тела без других видимых причин;
– Рвота и понос;
– Отсутствие аппетита;
– Плач.

У ребенка старше 2 лет:
– Высокая температура тела без других видимых причин
– Частые и/или болезненные мочеиспускания;
– Боль в спине или в боку;

При подозрении на инфекцию мочевыводящих путей необходимо обратиться к педиатру (или нефрологу)
Доктор назначает анализ мочи. Обратите внимание, что сбор анализа мочи нужно осуществить именно так, как предпишет врач.
Инфекцию мочевыводящих путей лечат антибиотиками. Крайне важно соблюдать режим и длительность лечения, которое назначит врач. Несвоевременно законченное лечение не будет эффективным.
Если инфекции мочевыводящих путей у ребенка повторяются, ему может потребоваться более углубленное обследование, которое назначит нефролог.

Цистит у детей

Содержание статьи

  • Какой врач занимается терапией цистита у ребенка?
  • Классификация заболевания у детей
  • Как проявляется цистит у ребенка: основные симптомы
  • Как определить острый цистит?
  • Хроническая форма заболевания
  • Диагностика патологии у детей
  • Методы лечения

Цистит у детей – это заболевание, которое обычно вызывается бактериями. Воспаление мочевого пузыря или цистит – наиболее распространенный вариант инфекции мочевыводящих путей (ИМП) у детей. ИМП может развиться в любой части мочевыводящих путей вашего ребенка, включая уретру, мочевой пузырь, мочеточники или почки. У всех здоровых детей есть бактерии на теле и в кишечнике, которые не наносят вреда. Иногда бактерии могут попасть в мочевой пузырь и вызвать воспаление. Оно возможно у детей любого возраста, в том числе у младенцев.

Какой врач занимается терапией цистита у ребенка?

Первые рекомендации предоставит педиатр или семейный доктор. Он же направит к узкому специалисту – детскому урологу, который определит болезнь и назначит адекватную терапию. Девочкам рекомендуется также посетить детского гинеколога. При хронической форме заболевания дополнительно обращаются к иммунологу, инфекционисту.

Причины и механизмы развития

Чаще всего инфекция мочевого пузыря вызывается бактериями, которые обычно находятся в кишечнике. Цистит или воспаление мочевого пузыря – одна из частых проблем мочевыделительной системы у детей. Иногда врачи используют более общий термин – инфекция мочевыводящих путей (ИМП), если невозможно точно определить, что поражен только мочевой пузырь, есть признаки уретрита и пиелонефрита.

Инфекции мочевого пузыря ежегодно отмечаются примерно у 3 из 100 детей. Младенцы в возрасте до 12 месяцев чаще болеют ИМП, чем дети более старшего возраста. В течение первых нескольких месяцев жизни ИМП чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К 1 году вероятность развития ИМП у девочек выше, чем у мальчиков, а девочки по-прежнему подвергаются более высокому риску в детстве и подростковом возрасте.

У каких детей чаще развивается инфекция мочевого пузыря

У девочек гораздо больше шансов заболеть инфекциями мочевого пузыря, чем у мальчиков, за исключением первого года жизни. Среди мальчиков младше 1 года, тех, у кого не была удалена крайняя плоть (выполнено обрезание) имеют более высокий риск инфекции мочевого пузыря. Тем не менее, у большинства необрезанных мальчиков инфекция мочевого пузыря не развивается.

Как правило, любое патологическое состояние или привычка задерживать мочу в мочевом пузыре ребенка слишком долго, могут привести к инфекции. Другие факторы, которые могут повысить вероятность развития цистита, включают:

  • гиперактивный мочевой пузырь, излечимое заболевание, которое часто проходит по мере взросления ребенка;
  • неполное опорожнение мочевого пузыря;
  • слишком долгое ожидание, чтобы помочиться;
  • запор – менее двух испражнений в неделю или жесткие фекалии, которые болезненны или трудны для прохождения;
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР) – обратный поток некоторого количества мочи из мочевого пузыря по направлению к почкам во время мочеиспускания;
  • сужение уретры – проблему, которая ограничивает нормальный поток мочи, например, камень или слишком узкий канал (стриктура). В некоторых случаях это может быть связано с врожденным дефектом;
  • нарушения правил гигиены, дефекты ухода за маленьким ребенком;
  • семейный анамнез цистита.

Среди девочек-подростков более склонны к инфекции мочевого пузыря те, кто ведет половую жизнь. Из-за особенностей анатомии у девочек гораздо больше шансов заболеть инфекцией мочевого пузыря, чем у мальчиков.

У девочек уретра короче, чем у мальчиков, таким образом, бактериям нужно проделать небольшой путь, чтобы достичь мочевого пузыря и вызвать инфекцию.

У девочек уретра расположена ближе к анальному отверстию, источнику бактерий, которые могут вызвать инфекцию мочевого пузыря.

Классификация заболевания у детей

  • Осложненный (с присоединением перитонита и других недугов) либо неосложненный.
  • Острый (сопровождается воспалением под- и слизистого слоев, в ряде случаев – кровоточивостью стенок мочевого пузыря) либо хронический (морфологические патологии затрагивают слой мускулатуры).
  • Очаговый либо тотальный (по степени распространенности).
  • Первичный (без аномалий структуры и нарушения функции пузыря) либо вторичный (происходит по причине остаточной мочи ввиду неправильной анатомии и функциональности пузыря). Источник:
    К.В. Митрофанов
    Циститы у детей // Мать и дитя в
    Кузбассе, 2005, №1(20), с.3-9

Причины возникновения воспаления:

  • инфекция, попадающая из почек, уретры, тазовых и более отдаленных органов;
  • нарушение функционирования мочевого пузыря;
  • неправильное строение органа;
  • неполное и/или нерегулярное опорожнение;
  • кишечная палочка;
  • синегнойная палочка, клебсиелла, протей (более редкие возбудители);
  • вирусная инфекция (влияние непрямое – приводит к неправильной микроциркуляции мочи, что становится хорошим фоном для болезни);
  • уреаплазма, хламидия, микоплазма (обычно причина заражения – хламидиоз у родителей, а также отсутствие гигиены, посещение общественных бань и т. д.);
  • фимоз (актуально для мальчиков);
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс;
  • грибок (при иммунодефиците).

Дополнительные факторы риска появления цистита:

  • мочекаменная болезнь;
  • попадание в мочевой пузырь инородных предметов;
  • терапия токсичными для почек препаратами, включая цитостатики в онкологии;
  • инвазивные обследования по урологическому профилю;
  • дисбактериоз;
  • заражение глистами;
  • различные инфекционные заболевания кишечного тракта;
  • широкий ряд гинекологических болезней;
  • воспалительно-гнойные процессы;
  • дисфункция эндокринной системы;
  • радиация;
  • переохлаждение;
  • несоблюдение базовых норм личной гигиены; Источник:
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26075187
    Hanna-Wakim R, Ghanem ST, El Helou MW, Khafaja SA, Shaker RA, Hassan SA, Saad RK, Hedari CP,
    Khinkarly RW, Hajar FM, Bakhash M, El Karah D, Akel IS, Rajab MA, Khoury M, Dbaibo GS
    Epidemiology and characteristics of urinary tract infections in children and adolescents
    // Front Cell Infect Microbiol. 2015 May 26;5:45. doi: 10.3389/fcimb.2015.00045. eCollection 2015
  • и пр.

Как проявляется цистит у ребенка: основные симптомы

У ребенка есть способы защититься от проникновения инфекции в мочевыводящие пути. Например, моча выходит из почек вашего ребенка через мочеточники в мочевой пузырь. Бактерии, попадающие в мочевыводящие пути, выводятся наружу во время мочеиспускания. Этот односторонний поток мочи не дает бактериям заразить мочевыводящие пути. Иногда защитные силы организма ослабевают, и бактерии восходящим путем попадают в мочевой пузырь,вызывая его воспаление. Если у ребенка есть симптомы цистита или у него жар без ясной причины, обратитесь к врачу в течение 24 часов.

Циститы часто встречаются у детей, особенно у девочек (что связано с особенностями строения мочевых путей). Немедленное лечение цистита у ребенка может предотвратить поражение почек (пиелонефрит). Он может развиться из-за инфекции, которая распространяется вверх по одному или обоим мочеточникам. Инфекции почек очень болезненны, могут быть опасными и вызывают серьезные проблемы со здоровьем, поэтому лучше начать лечение как можно раньше.

Признаки заболевания у грудных младенцев и детей до года:

  • сниженный аппетит либо полный отказ от питания;
  • беспокойность, которая усиливается, когда ребенок мочится;
  • плач, нервное возбуждение либо, наоборот, вялость и слабость;
  • повышенная температура тела, вплоть до лихорадки;
  • спазм уретрального сфинктера снаружи, задержка мочи ввиду выработанного рефлекса;
  • изменение мочи: мутность, осадок, хлопья, отталкивающий запах.

У детей старшего возраста симптомы достаточно яркие, выраженные. Основные симптомы – это боль в нижней части живота, спины или в боку, а также острая потребность в мочеиспускании или частые походы в туалет. Некоторые малыши, которые уже приучены к горшку или ходят в туалет, теряют контроль над своим мочевым пузырем и могут мочиться в постель. Родители также могут увидеть капли крови в моче и/или мочу розового цвета.

Важно знать, как проявляется цистит у детей младшего возраста. У младенцев могут быть более общие симптомы, такие как суетливость, снижение аппетита, плач, беспокойство на горшке или лихорадка. Другие симптомы цистита включают:

  • жжение или боль при опорожнении мочевого пузыря;
  • зловонную или мутную мочу;
  • резкие позывы к мочеиспусканию, а потом выделение всего нескольких капель мочи;
  • высокую температуру;
  • тошноту или рвоту;
  • диарею.

Как определить острый цистит?

Болезнь проявляется быстро, со стремительным нарастанием симптоматики:

  • позывы к опорожнению мочевого пузыря каждые 20 минут или чаще;
  • боль над лобком, отдающаяся в промежность и усиливающаяся при прощупывании живота и даже малой наполненности мочевого пузыря;
  • затрудненный выход мочи, сопровождающийся резями и болью;
  • недержание мочи;
  • несколько капель крови после мочеиспускания;
  • позывы, не приводящие к мочеиспусканию.

Хроническая форма заболевания

Вторичное заболевание, которое характеризуется аналогичной клинической картиной в периоды обострений. Дети испытывают дискомфорт в лобковой зоне, страдают от недержания и заметно учащенного мочеиспускания. Источник:
Пигарева, Н.А. Цап
Хронический цистит у детей: современный взгляд на этиологию,
патогенез, клинику, диагностику и лечение (обзор литературы)
// Российский вестник, 2012, т.II, №2, с.32-37

Диагностика патологии у детей

Если у ребенка есть симптомы цистита, немедленно обратитесь к педиатру. Врач назначит анализы мочи, чтобы проверить их на наличие бактерий. Нужно собирать мочу несколькими способами:

  1. Дети постарше могут писать в стерильный стаканчик.
  2. Младшим детям, которые не приучены пользоваться туалетом, используют стерильный полиэтиленовый мочеприемник на гениталии для сбора мочи.
  3. Детям, которые носят подгузники, можно вставить трубку (катетер) в уретру и мочевой пузырь для сбора пробы.

В лаборатории смотрят на образец под микроскопом, чтобы определить, есть ли микробы в моче. Мочу также можно культивировать – лаборант помещает мочу в чашку, чтобы посмотреть, какие бактерии в ней растут. Это может помочь врачу точно определить микробы, вызвавшие цистит, чтобы он знал, какие препараты нужно прописать для их уничтожения.

Если ребенка было несколько инфекций мочевыводящих путей или определен хронический цистит, врач может направить к нефрологу (специалисту по почкам) и провести один или несколько из этих визуализационных тестов, чтобы найти проблемы в мочевыводящих путях:

УЗИ использует звуковые волны, чтобы определить любые препятствия или другие проблемы в почках и мочевых путях.

Микционная цистоуретрограмма с введением жидкости в мочевой пузырь через трубку применяется, чтобы показать любые проблемы в уретре или мочевом пузыре, когда ребенок мочится.

Ядерное сканирование использует жидкости, содержащие небольшое количество радиоактивного материала, чтобы увидеть, насколько хорошо работают почки.

КТ, или компьютерная томография, это мощный рентгеновский снимок, который делает подробные снимки мочевого пузыря и почек.

МРТ, или магнитно-резонансная томография, использует мощные магниты и радиоволны для получения изображений мочевого пузыря и почек.

Методы лечения

После определения диагноза врач определяет, как лечить цистит у детей. Для терапии острого и хронического цистита в детском возрасте разработаны клинические рекомендации, которые определяют набор действий и препаратов для каждого случая.

В основном, применяют антибиотики. Эти лекарства убивают бактерии. Дети обычно принимают их от 3 до 10 дней (чаще всего 7-10 дней). Ваш врач может сделать еще один анализ мочи после того, как ребенок закончит прием лекарства, чтобы увидеть, исчезла ли инфекция. Всегда принимайте лекарства полным курсом, даже если ребенку станет лучше. Слишком раннее прекращение может сделать микробы устойчивыми к антибиотикам и вызвать повторный цистит.

Большинство ИМП проходят примерно через неделю. У некоторых детей симптомы сохраняются в течение нескольких недель. Обратитесь врачу, если симптомы вашего ребенка не начнут улучшаться через 3 дня после начала приема антибиотиков или если они ухудшаются.

Если состояние ребенка тяжелое, возможна госпитализация, где врачи будут решать, как лечится цистит в зависимости от возраста и тяжести. Может быть показано внутривенное введение антибиотиков и обезболивающие, если ребенку меньше 2 месяцев или у него рвота, боли в животе. Продолжительность лечения зависит от того:

  • насколько серьезна инфекция;
  • исчезают ли у ребенка симптомы и признаки цистита;
  • есть ли у ребенка повторные инфекции мочевого пузыря, пузырно-мочеточниковый рефлюкс или другая проблема с мочевыводящими путями.

Важно! Помочь ребенку и полностью вылечить его может только врач. Самолечение может привести к определенным осложнениям, усугубить течение болезни.

Как облегчить состояние дома, что принимать

При лечении цистита дома детям следует пить много жидкости и часто мочиться, чтобы ускорить выведение микробов и подавление воспаления. Лучше всего пить воду, предварительно уточнив у лечащего врача, сколько жидкости следует принимать ребенку. Грелка на спине или животе ребенка может помочь облегчить боль, вызванную инфекцией мочевого пузыря, они могут использоваться как первая помощь до визита к врачу.

Профилактика

Прием достаточного количества жидкости, соблюдение правил гигиены и пользования подгузниками, ношение свободной одежды, лечение связанных с циститом проблем со здоровьем может помочь предотвратить ИМП у ребенка или подростка.

Важно избегать запоров. Твердый стул может давить на мочевыводящие пути и блокировать отток мочи, позволяя бактериям расти. Помогая ребенку регулярно опорожняться, можно предотвратить запор.

Если у вашего ребенка пузырно-мочеточниковый рефлюкс, структуры мочевыводящих путей или анатомическая проблема, обратитесь к детскому урологу или другому специалисту. Лечение этих состояний может помочь предотвратить повторные инфекции мочевого пузыря.

Диабет и другие проблемы здоровья могут увеличить риск инфекции мочевого пузыря. Спросите у педиатра, как снизить риск развития инфекции мочевого пузыря.

Отделение недоношенных и патологии новорожденных

Инфекция мочевых путей у новорожденных.

Инфекция мочевыводящих путей у маленьких детей встречается не реже, чем вирусные респираторные заболевания. Рвоту и тошноту, рези в области живота родители часто списывают на колики, нарушение питания или кишечные инфекции. Однако при таких симптомах рекомендуется обращаться к врачу. Если это инфекция мочевыводящих путей, то ее несвоевременная диагностика и лечение приведут к неприятным для грудничка последствиям.

Инфекция мочевыводящих путей возникает при наличии в организме ребенка бактерий, которые начинают с большой скоростью размножаться в мочевых путях.

Наиболее часто эта патология вызвано такими микробами, как:

Часто инфекции у младенцев развиваются на фоне пороков развития мочевыводящих путей.

К таковым относятся:

– неправильное расположение органов мочевыделительной системы;

– подковообразная почка и другие

Еще одна причина инфекции – это наличие микробного очага в организме. При инфекционно-воспалительной патологии других органов бактериальная флора может попадать в почки и мочевыводящие пути, вызывая там воспаление. Также бактерия может проникнуть в организм ребенка от матери во время грудного вскармливания.

Мочеполовая инфекция у младенцев проявляется такими же симптомами, как и у взрослых. Проблема состоит в том, что новорожденный ребенок не может предъявлять жалобы.

Чтобы выявить симптомы болезни родителям необходимо пристально следить за ребенком.

Вначале появляются такие признаки как плаксивость, беспокойство, плохой сон и снижение аппетита.

У детей до года инфекция мочевыводящих путей может проявляться уменьшением или увеличением от возрастной нормы выделяемой мочи, изменением цвета и насыщенности мочи (моча ребенка может стать ярко-желтой (при увеличении концентрации мочи, что обычно сопровождается уменьшением ее количества), красной или бурой (примесь крови). При появлении бактерий моча не меняет своего цвета, но становится мутной и теряет прозрачность.

Могут появиться отеки из-за особенностей организма малыша, появление неприятного запаха от подгузника.

Появление беспокойства и плача при мочеиспускании, что говорит о наличии боли и рези у грудничка. Часто мамы отмечают, что ребенок натуживается при мочеиспускании. При этом регистрируется прерывистая струя мочи.

Подъем температуры до высоких цифр, если она не проходит после приема жаропонижающих средств и упорно держится несколько дней – это повод заподозрить инфекцию.

Инфекция мочеполовой системы у грудничка выявляется путем проведения лабораторного исследования мочи, бакпосева мочи, анализа крови, б/х анализа крови.

При воспалении в анализах крови, мочи обнаруживается увеличение количества лейкоцитов. При бакпосеве можно выявить, какая именно бактерия стала причиной инфекции, и определить индивидуальную чувствительность микроба к антибиотику.

Как отмечалось выше, причиной инфекции у грудничков может быть врожденная аномалия развития мочеполовых органов.

При наличии подозрений на данную патологию следует выполняются следующие обследования:

– ультразвуковое исследование органов мочевыделительной системы;

– ретроградная рентгенография почек;

– КТ или МРТ почек.

Основа для лечения инфекции мочевыводящих путей – это антибактериальная терапия. Назначается антибиотик широкого спектра действия либо препарат с учетом чувствительности. Антибиотик принимается внутрь либо вводится внутривенно.

Важно, что при выявлении инфекции младенец должен быть госпитализирован на все время лечения.
Кроме антибиотиков применяются противовоспалительные препараты и жаропонижающие. Причем многие лекарственные средства выпускаются в удобной форме применения, к примеру, в свечах.

Часто назначаются растительные уросептики, которые не имеют токсического эффекта и способствуют выздоровлению ребенка. Ни в коем случае нельзя самостоятельно начинать лечение или отменять лекарства без назначений врача. Это приведет к тому, что болезнь перейдет в латентную стадию и будет периодически обостряться, снова и снова вызывая неприятные симптомы. Кроме этого, многие лекарства противопоказаны для детей и бесконтрольное их употребление принесет ребенку непоправимый вред.

Инфекция у грудничков с пороками развития будет постоянно рецидивировать, несмотря на качественно проведенное лечение. Поэтому единственный выход – это провести оперативную коррекцию порока. Следует отметить, что операция возможна лишь после того, как острый воспалительный процесс будет устранен.

Профилактика инфекций мочеполовой системы у грудничков.

Для того чтобы исключить болезнь у ребенка, следует выполнять следующие пункты:

-тщательно следить за гигиеной мочеполовых органов ребенка.

– избегать переохлаждения малыша;

– следить за рациональностью питания.

Ежегодно в отделении недоношенных и патологии новорожденных проходят лечение около 1400 детей. Из них с инфекцией мочевых путей 65-70, с различными врожденными пороками почек и мочевой системы 28-30 детей. Всем детям проводится комплекс обследований и лечение согласно разработанным стандартам. Все дети выписываются с улучшением и выздоровлением и в дальнейшем наблюдаются нефрологами и урологами в областной детской поликлинике.

Инфекция мочеполовой системы – не такой уж страшный диагноз. При наличии полного обследования и качественной, адекватно подобранной терапии ребенок выздоровеет без каких-либо остаточных явлений.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ: РАСПОЗНАТЬ И ВЫЛЕЧИТЬ

Заболевания органов мочевой системы (ОМС) у детей не только распространены (в среднем 29:1000), но и имеют тенденцию к росту, причем нередко в раннем возрасте. Почки являются элиминирующим органом – они выводят из организма продукты обмена веществ, в том числе токсические. Поэтому ухудшение экологического фона, токсико-аллергич еское воздействие лекарственных препаратов ведут к поражению, в первую очередь, именно почек. Последние эпидемиологическ ие исследования указывают, что частота заболеваний ОМС среди детского населения колеблется от 5,4 до 34,2%, причем она значительно варьируется среди различных групп детей и максимальна – до 74% – у детей, родившихся в семьях с нефропатиями.

Последствия поражения почек в раннем детском возрасте настолько значимы, что своевременное их выявление является проблемой не только медицинского, но и социального характера.

Чаще всего заболевания почек и нарушения нормального функционирования мочевыводящей системы происходят в критические моменты развития ребенка. К таким периодам относятся:

Период от рождения ребенка до трехлетнего возраста. Именно в этот период организм ребенка окончательно адаптируется к жизни вне материнского организма, и в течение этого времени проявляются все имеющиеся врожденные нарушения строения и функционирования мочеиспускательн ой системы.

Период от пяти до семи лет. В этот момент в организме ребенка происходит ряд определенных возрастных изменений, поэтому мочеиспускательн ая система, как и ряд других, наиболее уязвимы.

Подростковый возраст (от 14 до 18 лет). В подростковом возрасте повышенный риск нарушения нормального функционирования мочевой системы объясняется двумя факторами: бурным ростом и изменением гормонального фона ребенка.

Наиболее высокий риск развития заболеваний мочевыводящих путей у тех детей, чьи родители страдают либо пиелонефритом, либо заболеваниями эндокринной системы. К состоянию здоровья таких детей родители должны быть наиболее внимательными, чтобы не пропустить первые тревожные сигналы. Ведь чем раньше начато лечение, тем более успешным оно будет.

К таким тревожным «звоночкам» можно отнести следующие симптомы:

Болезненные ощущения в области поясницы. Причем боль может быть как острой, так и тянущей.

Изменение цвета мочи, ее помутнение и появление крови.

Появление отеков лица, особенно в утренние часы, после пробуждения ребенка.

Появление так называемых «мешков» под глазами.

Ощущение слабости, быстрая утомляемость ребенка.

Ощущение сухости во рту, постоянное чувство жажды.

Однако иногда некоторые заболевания почек протекают в скрытой форме, без явных симптомов. Именно поэтому родители должны обращать внимание на абсолютно любые изменения в самочувствии ребенка.

Маленький ребенок не может пожаловаться родителям на неприятные и болезненные ощущения в области поясницы и дискомфорт при мочеиспускании. Поэтому родители малышей должны быть особенно внимательными.

Признаки заболевания почек у детей до года:

Изменение цвета и запаха мочи.

У мальчика поводом для беспокойства должно стать ослабление напора струи мочи при мочеиспускании. Кстати говоря, подобное может происходить в том случае, если у ребенка имеет место фимоз.

Симптомы заболевания почек у детей старше годовалого возраста:

Родители деток постарше должны забеспокоиться в том случае, если у ребенка присутствуют следующие симптомы:

Ребенок жалуется на болевые ощущения в нижней части живота или в области поясницы.

Резкие болевые ощущения в момент мочеиспускания – ребенок может бояться идти на горшок и плакать.

Значительное учащение или, напротив, очень редкое мочеиспускание.

Ребенок мочится маленькими порциями, чего раньше за ним никогда не замечалось.

Недержание либо неудержание мочи.

Повышение температуры тела без видимых на то причин.

Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания любое заболевание почек у детей, так как последствия для здоровья ребенка могут быть самыми непредсказуемыми .

Так, например, хронически протекающие заболевания мочевыводящих путей могут привести к значительному отставанию в физическом развитии ребенка.

Кроме того, они могут привести к такому грозному явлению, как острая почечная недостаточность. Это заболевание способно поставить под угрозу не только здоровье, но и жизнь малыша.

Обнаружив у своего ребенка какие–либо из вышеперечисленны х симптомов, родители должны как можно быстрее обратиться за помощью к детскому врачу- педиатру или нефрологу. Ни в коем случае недопустимо самолечение: иногда оно приносит облегчение, но впоследствии выясняется, что болезнь была «загнана внутрь», а в почках произошли необратимые изменения.

Прежде чем начать какое-либо лечение, врач назначит ряд исследований, которые необходимы для составления полной картины заболевания и постановки правильного диагноза. Как правило, ребенку проводятся следующие исследования:

Он позволяет выявить в моче наличие воспалительных элементов – лейкоцитов, а также белка, эритроцитов, осадка солей.

Для того чтобы результаты анализа мочи были верными, а не искаженными, мочу необходимо собирать правильно. Тщательно подмойте ребенка и соберите мочу в идеально чистую емкость. Если речь идет о девочке – подростке, не стоит сдавать анализ мочи во время менструации.

Общий анализ крови позволит определить, есть ли в организме ребенка какие-либо воспалительные процессы и признаки общей интоксикации организма.

Ультразвуковое исследование позволяет выявить врожденные аномалии строения органов мочевой системы, их патологическое изменение, а также наличие песка и камней.

На основании жалоб, данных осмотра и результатов исследований врач поставит диагноз и назначит подходящую именно для вашего ребенка схему лечения.

Для диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей используют комплекс лучевых методов, однако ведущим методом, наиболее широко распространенным на сегодняшний день, является УЗИ. Благодаря высокой информативности, неинвазивности и относительной дешевизне метод нашел широкое применение не только при наличии клинических проявлений почечной патологии, но и в качестве скрининговой методики (скрининг – это массовое обследование здоровых детей с целью выявления групп риска по определённым заболеваниям).

Показания к проведению УЗИ:

1. Скрининг в возрасте около 1-2 мес жизни.

2. В случае, если патология почек у плода была выявлена ещё во время беременности.

3. Скрининг каждые 2 года, в том числе обязательное обследование перед поступлением в детское учреждение, спортивную секцию и т.п.

4. Периодическое повышение температуры без явных на то причин (не на фоне ОРВИ и других инфекционных заболеваний).

5. Дискомфорт при мочеиспускании.

6. Изменения в анализах мочи.

7. Боли в пояснице и/или в животе.

8. Травма живота и/или поясничной области.

Противопоказаний к проведению УЗИ почек нет.

Последние проведённые исследования выявили, что болезни мочевыводящей системы проявляются у 17 из 1000 детишек, обратившихся с жало­бами различного характера. Наибо­лее часто встречаются инфекции мо­чевыводящей системы. По наблюдениям врачей, эти заболева­ния составляют 54—59%. На ранних стадиях развития их признаки порой не заметны, в чем и заключается ко­варство этой патологии. Хоро­шо известно и то, что своевременно не излеченные заболевания мочевой системы имеют склонность прини­мать хроническое течение. Запущенные заболевания мочевыводящей системы могут ве­сти к постепенному или бы­строму падению почечной функции, и иногда – к инвалидности.

Факторами риска развития ин­фекции мочевой системы у де­тей являются:

– воспалительные заболевания по­ловой сферы у матери;

– патологическое течение беремен­ности. Угроза прерывания, токсико­зы, анемия, гипертония, обострение пиелонефрита, цистита;

– вредные привычки отца и матери;

– случаи заболеваний почек и моче­вых путей в семье;

– раннее искусственное вскармлива­ние, короткий период грудного кор­мления;

– воспалительные заболевания по­ловых путей у ребенка;

– частые заболевания дыхательных путей;

– хронические очаги инфекции: ка­риес, хронический тонзиллит, отит, синусит.

Профилактика и лечение заболеваний мочевыводящей системы

Для профилактики возникновения инфекции мочевыводящей системы и предупреждения их повторного воз­никновения у ребенка необходимы:

– соблюдение режима мочеиспуска­ний (в течение дня, обязательно пе­ред и после сна);

– режим дня с достаточным сном;

– соблюдение диеты (исключаются острые, копченые блюда) и режима питания;

– занятия лечебной физкультурой, обеспечение двигательной активно­сти, борьба с гиподинамией;

– гигиена наружных половых орга­нов;

– регулярное опорожнение кишечни­ка;

– санация хронических очагов, ин­фекции (тонзиллит, гайморит, аденоидит, кариес);

– достаточное пребывание на све­жем воздухе.

Для полной санации мочевыводящей системы от инфекции необходимо строгое соблюдение всех врачебных назначений.

Детям, состоящим на диспансер­ном учете, нужно регулярно повто­рять анализы мочи согласно реко­мендациям врача-педиатра.

Читайте также:
Почему ребенок постоянно высовывает язык: все причины в таблице
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: