Работа логопеда при моторной алалии у ребенка – этапы логопедической коррекции речи при алалии

Алалия – симптомы, причины, виды и лечение

Что такое алалия

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

Виды алалии

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

  • Моторная. Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
  • Сенсорная. Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
  • Сенсомоторная (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.

Основные симптомы алалии

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
  • Неправильная замена звуков в слове.
  • Выпадение предлогов из фраз.
  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.
  • Проблемы с координацией.
  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
  • Повышенная утомляемость.
  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

  • Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
  • Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
  • У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
  • Активное использование мимики и жестов в общении.
  • Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
  • Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
  • Выраженная задержка интеллектуального развития.
  • Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Моторная алалия у детей — признаки и лечение

Время чтения – 17 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.

Читайте также:
Как оформить ребенка в сад: документы, справки, заявления

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.
Читайте также:
Топ 7 лучших средств для мытья головы и тела для маленьких детей

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.

Читайте также:
Лучшие детские конструкторы: 10 популярных моделей и производителей

Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.

При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Коррекция сенсорной алалии

Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.

Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.

Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).
Читайте также:
11 лучших развивающих игр для детей 2 лет

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Ребёнок-молчун. Алалия

Каждая семья с нетерпением ждет первые слова своего ребенка. Но проходит время, а слов почти нет. Или они есть, но настолько неразборчивые и их так мало, что семья начинает волноваться. Родители идут к специалистам и слышат: «У вашего ребенка алалия». Термин звучит пугающе, непонятен. Давайте вместе разберемся, что же это такое.

Каждый ребенок неповторим, поэтому малыш не всегда вписывается в стандартные нормы развития (когда пошел, стал сам есть ложкой, заговорил). Но, тем не менее, есть ряд тревожных факторов, на которые следует обратить внимание – это, так называемый, «красный флаг»:

1 год: нет лепета, ребенок не показывает на предметы и не общается жестами.

1 год и 3 месяца – не смотрит на игрушки, не показывает по называнию родителям предметы и людей (в норме 5-10).

1 год и 5 месяцев – все еще нет первых слов.

1 год и 6 месяцев – ребенок не говорит «папа, мама», не может выполнить простую инструкцию (улыбнись, подними руку и т.д).

2 года – не показывает части тела, в речи менее 20 слов.

2 года и 5 месяцев – не отвечает на вопросы, не использует двухсловные предложения (Пример: мама идет, пойдем гулять).

3 года – не понимает предлоги и многие глаголы, не может выполнить двухступенчатую инструкцию (Пример: возьми машинку, а теперь дай ее папе), в речи менее 200 слов.

Если у ребенка есть похожие нарушения, то следует как можно скорее обратиться к специалисту, т.к. возможно, у него задержка речи по типу алалии.

Алалия – речевое нарушение, которое проявляется в отсутствии или недоразвитии речи вследствие поражения речевых зон головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. При этом нарушаются все компоненты речи: звукопроизношение и слоговая структура, фонематическое восприятие, словарь и грамматика родного языка, связная речь. Данный диагноз может поставить только врач (психиатр или невролог) по достижению ребёнком трёх лет. До этого времени мы говорим о задержке речевого развития.

Причины, которые могут вызвать алалию, разнообразны. Они могут подействовать с момента, когда малыш еще развивается в животе у мамы, так и до его трёхлетия.

Алалия разнообразна по своим проявлениям: от простой словесной неловкости до полной неспособности говорить и понимать обращённую речь. Есть разные подходы, традиционно, выделяют сенсорную (импресивную) и моторную (экспрессивную) алалии.

Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, которое вызвано поражением височной доли головного мозга (центра Вернике). При этом виде алалии ребенок слышит (физический слух сохранен), но не понимает обращенную речь. Детей с таким диагнозом немного. Постановка и отграничение сенсорной алалии от других нарушений (например, раннего детского аутизма, умственной отсталости и т.п.) затруднены.

Чтобы лучше понять, как слышит речь ребенок с сенсорной алалией, представьте, что вы оказались в другой стране, например, в Китае. Вокруг вас все говорят, задают вопросы, а вы ничего не понимаете. Происходит разрыв между смыслом/значением слова и его «звуковой оболочкой», т.е. родная речь звучит, как иностранная. Все звуки воспринимаются «кучей», речь сливается с окружающим шумом.

Читайте также:
Что мешает ребенку развиваться: 10 вещей, которые делают ребенка глупее

Для деток с сенсорной алалией характерны неустойчивые реакции на звуки, т.е. малыш может узнавать речь своих близких, и не реагировать на речь чужих людей. А если во время речи появляются разные помехи (посторонний шум, появление новых людей), то эти трудности усугубляются еще больше. Кроме этого, у многих деток выявляются трудности различения бытовых звуков (Пример: что звучит, фен или холодильник?), определение источника и направления звука.

Поэтому очень важна диагностика, отделить деток с сенсорной алалией от других малышей, с похожими проявлениями (аутизм, тугоухость и т.д), чтобы правильно подобрать виды помощи и успешно преодолеть это сложное нарушение.

Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, при котором ребёнок испытывает трудности в построении самостоятельного речевого высказывания, при этом понимание обращённой речи относительно сохранно. Данный вид алалии так же обусловлен поражением отделов коры головного мозга, которые отвечают за моторное порождение речи. Этот вид алалии подразделяется на две формы: афферентную и эфферентную.

Афферентная моторная алалия обусловлена поражением теменного отдела коры левого полушария головного мозга. Этот отдел отвечает за оценку ощущений в процессе речи: с помощью каких движений получается тот или иной звук, куда в это время направляем дыхание и т.п. Осознание этого помогает строить речевые двигательные комплексы, то есть, серию движений для произнесения определенного звука. Ребёнок с данной формой моторной алалии испытывает трудности в построении этих двигательных программ, так как не чувствует положение органов артикуляции (губ, языка) поэтому часто заменяет звуки или не произносит их вовсе. Например вместо звука «ы» слышится нечеткое «иы», вместо «тю» – «сю», «гу» – «бу» и т.п. То есть звуки заменяется даже на далекие по звучанию и артикуляции. Слоговая структура, безусловно, нарушена: например, вместо «дай» – «да», «каша» – «ка», вместо «машина» – «би», «ехать» тоже «би», то есть называют разные слова одним словом.. Таким детям сложно воспроизвести и запомнить артикуляционные уклады даже с помощью взрослого.

Моторная эфферентная алалия является следствием поражения лобных отделов коры головного мозга (центр Брока), которые складывают из отдельных артикуляционных движений звуки, слова, предложения и «сверяют» эту последовательность. Дети с данной формой моторной алалии испытывают трудности в переходе от одного звука к другому, в воспроизведении правильной слоговой последовательности. Например, «сем» вместо «семь», «хонона» – это «хорошо», «шомаса» – «заниматься», незнакомому человек речь такого ребенка непонятна. и т.п. Трудности в переходе от одного слога к другому проявляются в паузах: «Па пу зо вут И го р» и в повторениях слогов: «нащёл пальчичи» – нашёл пальчик. В речи встречаются аграмматизмы, на вопрос, тебе сколько лет, отвечает «пяти» – пять. Эта форма алалия встречается в 9-10 раз чаще, чем афферентная.

Чтобы представить себе, как звучит речь ребенка с моторной алалией, мы приведем отрывок из записи мальчика Вани (4 года и 11 месяцев), он рассказывал сказку репка: “Выасъа. выасъа. Ани ее тась. тинуи-тинуи, и не могъи, и не дотянуи. Басаи ани. ай. заис. мыску. тосс.”. Примерный перевод звучит так: “Они ее тянули-тянули, и не могли, и не дотянули. Бросали они ее. Заяц мышку тоже”. Как видите, для ребенка, которому почти 5 лет, эта сказка не так проста и в понимании, и в пересказе.

Если подытожить, то афферентная моторная алалия проявляется в трудностях построения речевых движений, а эфферентная в трудностях построения последовательности звуков, в соединении звуков в слова.

Помимо речевых проявлений для большинства детей с моторной алалией характерны двигательные нарушения, недостаточный уровень развития мелкой и крупной моторики. Такие детки с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь; сборка пазлов, аппликации, лепка так же доставляют трудности.

Дети с алалией быстро устают, их внимание истощено, восприятие фрагментарно.

Алалия – это речевое нарушение, коррекцией которого занимается не только логопед, но и врач, и психолог. Психиатр и невролог подберут подходящее медикаментозное лечение. Психолог будет заниматься коррекцией и развитием психических функций, таких как восприятие, внимание, мышление. Только комплексный подход поможет «справиться» с алалией. Эта работа длительная, но часто удается достичь речевого общения ребенка.

Содержание работы определяется индивидуально и зависит от речевых возможностей ребёнка. Иногда у деток с алалией нет элементарного зрительного контакта, т.е. они просто не смотрят на говорящего, не вступают в общение. Тогда цели и задачи работы будут начинаться не с вызова речи, а с более глубинных целей – с установки зрительного контакта, с привлечения внимания ребенка к речи педагога, к способности имитировать по просьбе простые движения и т.д. Как уникален каждый ребенок, так уникальны и методы работы с алаликом. Их логопед подбирает для каждого малыша индивидуально.

Читайте также:
Поделки из соленого теста: мастер-классы с фото для детей до 2 лет, 2-4 лет, 4-6 лет.

Алалия – сложный речевой диагноз. Его коррекция длительная по времени (от нескольких месяцев, в редких случаях, до нескольких лет) и требует всесторонней помощи: врачей, психологов, логопедов. Лучшим возрастом для начала работы является 3-4 года, когда у детей появляется тяга к знаниям, критичность к себе. Исходя из этого, мы можем говорить о необходимости ранней диагностики, ведь чем раньше обнаружена алалия, тем больше остается времени на коррекционную работу и меньше шансов на развитие вторичных интеллектуальных дефектов.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Список одежды в детский сад

Какая одежда нужна ребенку для детского сада

  • Одежда на прогулку
  • Одежда для группы

Пожалуй, самый главный вопрос, который волнует любую маму, – как сделать так, чтобы ребенок не болел? Проблема стоит особенно остро, если ребенок ходит в детский сад. Гигиена, закаливание – все это, конечно, необходимо. Но есть еще один важный момент – правильный подбор одежды.

Одежда на прогулку

Количество одежды, материалы, из которых она сделана, как и фирму-производителя, оставим на усмотрение мам – все это очень индивидуально. Но несколько правил, по-моему, пригодятся всем. Тем более что правила, прямо скажем, выстраданные, испытанные на собственном опыте.

Большинство детей простывают не в группах, а на прогулках – сразу после выхода на улицу. Собираясь гулять, карапуз, пыхтя от усилий, натягивает колготки, напяливает кофты и штаны, кряхтя, застегивает ботинки, а уж шапку и шарф надевает (или ему надевают) как придется, как быстрее. Причем кто-то одевается быстрее, кто-то медленнее. И к моменту выхода из группы ребенок оказывается взмокшим. Что делать, чтобы этого избежать?

Белье. Попросите няню, чтобы она переодела маечку ребенку, вспотевшему от игр в группе! (Естественно, в шкафчике должна быть запасная.)

Кофты. Из кофт удобны водолазки, т.к. закрывают шею (на прогулке шарф может сползти). Но их горловина должна быть легко растягивающейся.

Научите ребенка одеваться самостоятельно, хотя бы частично. Ребенок будет одеваться медленнее тех, кого одевают няни, оденется позже всех – не беда, зато он не успеет вспотеть. Объясните, в каком порядке нужно надевать одежду. Куртку посоветуйте надевать тогда, когда все уже одеты.

Принесите в садик запасной комплект верхней одежды и обуви. На всякий случай: вдруг малыш упадет в лужу или одежда не успеет высохнуть.

Верхняя одежда. Лучше покупать такую, под которую не требуется надевать дополнительные кофты и теплые штаны. Резон один: чем меньше нужно надевать, тем меньше ребенок находится в теплой одежде в раздевалке, а чем меньше он “парится” в раздевалке, тем меньше вероятность вспотеть. У курток удобна отстегивающаяся подкладка, чтобы можно было регулировать “теплоту” по погоде. Рукава должны оканчиваться манжетами на резинках: если пуговицы – ребенок не застегнет, если просто прямые – будут задувать ветер и снег. Хорошо, если внизу куртки или на талии имеется кулиска. Воротник в идеале должен плотно облегать шею, и тогда шарф не требуется, но такое трудно найти. Зато капюшоны многих курток имеют кулиску по контуру, куда вставляют резинку с фиксаторами – очень удобно: затянул один раз как надо, и ребенку больше ничего не придется регулировать! Кроме того, у многих курток регулируется также и глубина капюшона!

На дверку шкафчика сшейте или купите саше для запасной одежды, расчески, физкультурной формы и т.д.

Штаны должны прикрывать спинку, лямки лучше на резинках. Хорошо, если внизу есть штрипки, которые надеваются на обувь, чтобы штанина не задиралась. Если нет – пришейте сами, сделав их из широкой резинки. Даже если вы надеваете штаны не поверх обуви, а внутрь, штрипки будут удерживаться за ступню. Еще одно важное требование к штанам – непромокаемость.

Обувь должна быть не скользящей. Легко застегиваться. Не промокать. Очень удобно, когда “язычок” снабжен ограничителями, которые не дают попадать внутрь воде и снегу. Шнурки для обуви снабдите фиксаторами (можно купить в любом магазине тканей). Ребенку не придется завязывать “бантики” – это во-первых – а во вторых, шнурки не развяжутся во время прогулок.

Шапка. Лучше покупать не столько теплые, сколько плотные, непродуваемые шапки. Они должны плотно закрывать уши, иметь удобные завязки, лучше даже липучки. И главное, не должны иметь привычку сползать на одно ухо или оттопыриваться. Никаких двух шапок!

Читайте также:
Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Шарф. Самый удобный вариант – пелеринка. Но она постепенно растягивается и тогда уже не закрывает шею. Так что следите за этим.

Варежки. Для садика очень удобны непромокаемые, с удлиненным раструбом. В них не забивается снег, и ребенку не придется гулять с мокрыми руками.

Одежда для группы

В разных садиках требования разные, поэтому лишь приведу список того, что понадобилось нам.

Моему сыну всегда жарко, поэтому в группе он ходит в шортах и футболках. Но одежды лучше купить много. Во-первых, даже если ребенок уже ходит на горшок, в первое время велика вероятность, что он намочит штаны. Не найдет туалет вовремя, не сумеет воспользоваться детсадовским горшком или унитазом, а может, не знает, как сказать воспитателю. Да мало ли что. Во-вторых, есть ли у вас возможность и желание стирать каждый день? Так что количество трусиков, колготок, носочков, штанишек (или юбок) рассчитывайте из количества ежедневных походов в туалет и частоты стирки. Кофточек или футболок можно взять поменьше, но обязательно должна быть теплая кофточка, которую можно расстегнуть спереди – пусть лежит всегда в шкафчике.

Спит мой сыночек в трусиках. Но в шкафчике всегда лежит пижамка – на всякий случай. В пятницу забираю домой стирать.

Вся одежда должна легко надеваться, расстегиваться-застегиваться, не иметь бусинок которые можно оторвать и проглотить.

Обязательно нужны сандалии и чешки на физкультуру.

На первое время пригодился фартучек. Очень удобно иметь 1 или 2 клеенчатых. Няня сама их моет – ни забот, ни хлопот, ребенок всегда аккуратный.

Одежду лучше подписать. У детей в группе могут оказаться похожие вещи, и их легко перепутать. А еще на каждой вещи можно записать тонким маркером номер сотового телефона – на всякий случай.

Платочки тоже необходимы. Нужно следить, чтобы в шкафчике всегда лежала пачка бумажных.

Кроме всего этого мы приносили расческу и ложку для обуви, полотенце для ног.

Детский сад: сколько одежды нужно для счастья?

Даже не верится, но уже совсем скоро детки снова пойдут в детский сад, а нас, мамочек, снова ждет вечная проблема собрать гардероб для малыша. В большинстве списков одежды в интернете – хлопковые колготки, юбки, бадлоны, хотя сейчас, на наш взгляд, есть намного более удобные вещи. Опираясь на мнение наших читательниц, мы составили список нужных и удобных вещей: один – для мальчиков, другой – для девочек. Берите на заметку или дайте свой дельный совет в комментариях.

Какими должны быть вещи для сада?

Начнем с того, что что бы вы не купили ребенку из одежды, она должна соответствовать нескольким неписанным правилам.

Одежда должна легко надеваться и сниматься (в идеале – самим ребенком). Забудьте про пуговицы, шнурки и прочее.

Ребенку должно быть в них удобно.

Она должны легко стираться и быстро сохнуть.

Должна быть подписана. Можно купить специальные термонаклейки или пришить этикетки.

Материал, из которого она изготовлена, должен быть натуральным или с незначительной примесью синтетики. В идеале – хлопок.

Шапку лучше покупать без завязок. Идеальный вариант – шлем.
Для малышей лучше не покупать в садик перчатки, а использовать варежки. Детям старших групп, наоборот, гораздо удобнее в перчатках. На весну и осень ткань рукавиц должна быть непромокаемой.

Что касается одежды, которую нужно собрать для первого посещения детского садика, то здесь ключевым критерием является возраст ребенка и те навыки, которые он приобрел к этому моменту. Тут все просто: если ребенок плохо ест – закладывайте к нашему списку 3-4 дополнительных верха, если он не всегда просится в туалет – берите на 3-4 больше низов.

Одежда для мальчиков

Брюки серые, 990 р., купить
Комплект бриджи+футболка, 1 049 р., купить
Брюки, 807 р., купить
Бриджи, 716 р., купить

Многие списки одежды, необходимые ребенку на день пребывания в саду, в интернете выглядят так.

  • майка
  • трусы
  • футболка
  • джемпер с рукавами или бадлон
  • колготки
  • шорты (бриджи)

Вам нравится сочетание шорт с колготками для мальчика? А майка под футболку, когда в группе и так жарко? Мы предлагаем вам другой вариант, основанный на мнении современных мам.·

  • футболка (7-8 шт)
  • трусы (10 шт)
  • толстовка (1-2)
  • трикотажные штаны/шорты (6 шт)
  • носки (10 пар)

Да, воспитателям, возможно, придется сложнее, так как надеть верхнюю одежду на колготки проще, чем на брючки или придется переодевать ребенка. Но! На наш взгляд, ребенок будет выглядеть по-человечески, а не как с советских фотографий. Мы составили большой наглядный список вещей, в которых ребенку будет удобно. Кстати, надеть их будет проще простого. Пользуйтесь, сверяйтесь, критикуйте!

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 1 год 9 месяцев – что умеет малыш, а чему еще не научился?

Одежда для девочек

Топ, 520 р., купить
Комплект футболка+леггинсы, 760 р., купить
Леггинсы, 2 шт, 891 р.,купить
Комплект платье+леггинсы, 990 р., купить
Футболка с длинным рукавом, 990 р., купить

Для маленьких девочек мы тоже вместо стандартного списка:

  • майка или футболка
  • трусы
  • джемпер с рукавами или бадлон (водолазка)
  • колготки
  • сарафан или юбка на резинке

Предлагаем свой, более удобный:)

  • Трусы (10 штук)
  • Удлиненная футболка, туника или трикотажное платье (7-8)
  • Леггинсы (5-6)
  • Носки (10 пар)
  • Кардиган (1-2)

Почему нам этот список кажется более актуальным? Да хотя бы из экономических соображений! Купить тунику и леггинсы дешевле, чем футболку, сарафан и колготки. Туника, в отличие от юбки, не задерется, леггинсы проще надевать, чем эластичные колготки, на них также легко можно надеть верхнюю одежду. Может быть, вы еще знаете аргументы за? Тогда делитесь! А пока изучите наш наглядный список того, в чем девочке будет удобно в саду в любой сезон.

Обувь для группы

Сандалии, 1700 р., купить
Белые туфельки, 597 р. купить
Красные туфли, 938 р., купить
Сандалии. 1 990 р., купить
Сандалии синие, 1 943 р., купить
Сандалии с закрытым носком, 2490 р., купить

Оптимальная обувь для нахождения малыша в группе — это тапочки, суконные или кожаные, обязательно с задником (не шлепанцы). Такие тапочки легко снимаются и надеваются и их легко переодеть. Детям постарше можно вместо тапок надевать сандалики (мальчикам) или туфельки (девочкам), так как более взрослые дети уже могут самостоятельно справиться с характерными для данного вида обуви застежками или липучками.

Праздничная одежда

Сорочка, 995 р., купить
Костюм, 2 195 р., купить
Платье, 1 195 р., купить
Платье, 2 020 р., купить

В любом детском саду регулярно проводятся праздники. В эти дни детки обязательно должны прийти в садик нарядными. Мальчикам рекомендуется для этих целей белая рубашка, белые колготки или носочки, черные шорты или штанишки, нарядная жилетка, галстук или «бабочка». Девочкам обязательно потребуется нарядное платье. При покупке платья следует учесть, что оптимальная длина – до колена. Если в группе прохладно, то стоит рассмотреть покупку болеро.

Одежда для сна

Комплект, 480 р., купить
Пижама для мальчика, 1 099 р., купить
Пижама для девочки, 995 р., купить
Комплект, 465 р., купить

Если в группе холодно, на время сна ребенку может понадобиться пижама. Но чаще всего в группах жарко, и детки спят в майках/футболках и трусиках. Мы подобрали несколько вещичек из нашего магазина для сна. Они мягкие, уютные и недорогие. Если еще не купили пижамку на этот год – присмотритесь!

Одежда для физкультуры и танцев

Комплект для девочки, 799 р., купить
Комплект для мальчика, 640 р., купить
Кеды для девочки, 610 р., купить
Кеды для мальчика, 599 р., купить
Пуанты для танцев, 319 р., купить

Для занятий физкультурой ребенку обязательно понадобятся спортивные тапки или кеды. При покупке выбирайте обувь без шнурков и завязок, например, на резинке или на липучке. Кеды должны плотно прилегать к ноге и не хлябать, иначе малыш может упасть во время бега или прыжка. Младшие группы ходят на физкультуру в той же одежде, в которой они ходят в группе. Старшим детям для занятий спортом понадобятся футболка, шорты и носки. Еще очень удобны чешки.

Вот, кажется, и все. Мы не претендуем на истину, но мы старались сделать актуальные списки. А то, что наша одежда носится долго, не линяет и не вытягивается (что актуально я сада), вы и сами знаете. А про верхнюю одежду, необходимую для сада, планируем сделать отдельную статью, как только полностью придет зимняя коллекция.

Что из вещей нужно для ребенка в детский сад? Рекомендации по выбору одежды и обуви

Выбор вещей для детского сада – ответственное и волнительное мероприятие. Важно многое предусмотреть, чтобы обеспечить малышу комфорт и положительные эмоции не только во время пребывания в группе, но и на прогулках. Из статьи вы узнаете, что именно из вещей необходимо подготовить для похода в садик и как лучше подойти к выбору покупок.

  1. Что нужно ребенку в садик: примерный список
  2. Одежда
  3. Как выбирать одежду в группу?
  4. Для прогулок
  5. Комплект для мальчиков
  6. Комплект для девочек
  7. Обувь и требования к ней
  8. Как хранить вещи и носить их в садик?
  9. Спортивная форма
  10. Что понадобится для музыкальных занятий?
  11. Вещи в бассейн
  12. Канцелярские товары
  13. Праздничный гардероб
  14. Что еще может понадобиться?
  15. Что не надо брать с собой в ДОУ: рекомендации
  16. Интересное видео

Что нужно ребенку в садик: примерный список

Как правило, в детских садах выдают перечень вещей, которые понадобятся ребенку. Но существует примерный список, который позволит родителям понять, что нужно в садик в первый раз посещения, а также все «масштабы» закупок, и приобретать необходимые вещи постепенно:

  • одежда и обувь для группы;
  • одежда и обувь для прогулок;
  • спортивная форма;
  • одежда и обувь для музыкальных занятий;
  • одежда и обувь для праздников;
  • комплект вещей для бассейна;
  • канцелярские принадлежности;
  • необходимые мелочи (платочки, резинки для волос и т. д.).
Читайте также:
Цистит у ребенка в 3 года: первая помощь, лечение и причины

Очень важно, чтобы вся одежда и обувь была промаркирована.

На верхней одежде стоит указать номер группы. Существует несколько вариантов маркировки:

  • подпись нестираемым маркером;
  • вышивка;
  • специальные термонаклейки (легко приклеиваются горячим утюгом), которые можно сделать на заказ.

Одежда

Примерный комплект одежды для детского сада включает:

  • нижнее белье (маечка и трусики) – по 4-5 шт.;
  • колготки и носки (по сезону) – 4-5 шт.;
  • пижама – 1-2 шт.;
  • комплект для спортивных занятий (футболка и шортики) – 1 шт.;
  • футболки, регланы, гольфики (с коротким и длинным рукавом соответственно) – по 2-3 шт.;
  • юбочки, леггинсы или штаники – по 2-3 шт.;
  • теплая кофточка – 1 шт.;
  • верхняя одежда для прогулок по сезону – 2-3 шт.;
  • головной убор по сезону – 2-3 шт.;
  • варежки или перчатки – 2-3 шт.

Также желательно поместить туда дополнительный головной убор (панамку, кепку, шапочку) и варежки.

Как выбирать одежду в группу?

При выборе детской одежды для сада следует обращать внимание на ее соответствие определенным требованиям:

  • Качество материала. Никаких синтетических нитей – только натуральные ткани. Такие вещи приятны к телу, не вызывают аллергических реакций, не создают парниковый эффект и хорошо стираются.
  • Расцветка. Белым вещам лучше предпочесть цветные. Они выглядят ярче и «скрывают» пятна, без которых жизнь малыша невозможна в принципе. Оптимальный вариант для футболок и регланов – однотонная ткань с рисунком спереди, позволяющим крохе быстрее разобраться, как правильно вещь надеть.
  • Удобство. Чтобы ребенку было комфортно и ничего не отвлекало его от игр и занятий, важно выбирать одежду с минимальным количеством застежек и декоративных элементов. Никаких обтягивающих джинсов из грубой ткани, вычурных платьев и кофточек с «миллионом» пуговиц.

Юбки и штаны лучше выбирать на резинке, а не на ремне, кофты – на удобной молнии или липучках. В футболках, регланах и особенно водолазках важно предусмотреть хорошо растягивающуюся горловину, чтобы ребенок в ней не застревал.

  • Количество. Оптимальный вариант – иметь отдельный комплект одежды на каждый день. Такой подход позволит избежать ежедневной стирки по вечерам, позволяя приводить в порядок гардероб сразу на всю неделю.
  • Для прогулок

    Очень важно, чтобы малыш был одет по погоде. Правильно подобранные вещи позволят ему и не вспотеть, и не замёрзнуть.

    На воздухе дети двигаются, играют и бегают, а значит, верхняя одежда должна быть еще и удобной:

    • Легко одеваться и сниматься, позволяя ребенку быстро собираться на прогулку.
    • Быть из непромокаемых, непродуваемых, но при этом «дышащих» тканей, которые защитят ребенка в холод, но не дадут ему вспотеть при активных играх.
    • Иметь резинки-манжеты на рукавах и штанинах. Это обеспечит не только тепло, но и будет препятствовать попаданию песка, снега и задуванию ветра.
    • Комплекту из куртки и штанов лучше предпочесть слитные комбинезоны (или полукомбинезоны), потому как они более удобны для активных игр (не задираются, не спадают, не давят).
    • В качестве поддевы стоит выбрать флисовую кофту либо шерстяную тонкую водолазку вместо толстенных свитеров, в которых ребенок непременно вспотеет.
    • Альтернативой привычным головным уборам может стать шапка-шлем, в которой и ушки и шея малыша будут надежно закрыты.
    • Варежки лучше выбирать из непромокаемых материалов: они не дадут ручкам замерзнуть, и сохнут гораздо быстрее вязаных вариантов, а удлиненные модели не допустят попадания снега в рукава.

    Комплект для мальчиков

    В примерный комплект одежды для мальчиков входят:

    • маечки и трусики;
    • колготки и носочки;
    • штаники или шортики на резинке;
    • футболки;
    • регланы;
    • водолазки;
    • теплая кофточка;
    • пижама;
    • сезонная верхняя одежда;
    • сезонный головной убор (шапка, кепка);
    • шарфик (манишка);
    • варежки.

    Комплект для девочек

    В примерный комплект одежды для девочек входят:

    • маечики и трусики;
    • колготки, носочки, гольфы;
    • юбочки, платья-футболки, туники;
    • леггинсы;
    • футболочки;
    • регланы;
    • гольфики (водолазки);
    • теплая кофточка;
    • пижама;
    • сезонная одежда;
    • головной убор (шапка, панамка, кепка, косыночка);
    • шарфик (манишка);
    • варежки.

    Обувь и требования к ней

    Чтобы обеспечить ножке малыша комфорт и правильно сформированную стопу, важно выбирать обувь в соответствии с определенными требованиями:

    • Обувь для группы должна быть удобной, максимально открытой и хорошо фиксирующей стопу. Гибкая подошва обеспечит малышу комфорт во время подвижных игр и убережет от падений. Как правило, воспитатели рекомендуют приобрести сандалии либо тапочки на застежке с закрытым носочком, которые должны быть изготовлены из текстиля или кожи, чтобы ножка не потела. Шлепанцы категорически запрещены! Обычно одной пары такой обуви бывает достаточно.
    • Зимняя обувь, в которой малыш будет гулять, должна быть теплой, непромокаемой и удобной. Сегодня существует множество моделей как из натуральной кожи и меха, так и различные термо-варианты с резиновыми вставками, съемными внутренними «валеночками» и т.д. Такой обуви понадобится одна-две пары (на случай промокания).
    • Осенне-весенняя обувь также должна быть удобной, легкой и непромокаемой. Для дождливой погоды незаменимыми станут резиновые сапожки с внутренним утеплением. То есть понадобиться не менее двух пар демисезонной обувки.
    • Летняя обувь должна быть такой же, как и обувь для группы. Идеальный вариант – босоножки или сандалии на липучке. Их пригодится одна-две пары.

    Как хранить вещи и носить их в садик?

    В детском саду для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный шкафчик. В нем находится верхняя одежда и запасной комплект вещей, который можно хранить в обычных целлофановых пактах, специально пошитых тканевых мешках на резинке, либо органайзерах-кармашках, размещенных на внутренней стороне дверцы.

    В некоторых садах установлен конкретный способ хранения, о котором родителей предупреждают заранее. В сад вещи можно приносить в пакете, рюкзачке либо сумке для сменной обуви.

    Спортивная форма

    Форма для спортивных занятий чаще всего представляет собой комплект из белой футболочки, темных (черных) шортиков и белых носочков. Вещи должны быть свободными, чтобы не стеснять движения деток, и изготовленными из натуральных материалов (хлопка).

    В качестве обуви используются чешки: белые – для девочек, черные – для мальчиков. Лучше, если они будут полностью из натуральной кожи. Как правило, такие вещи закупаются централизованно родительским комитетом и одинаковые у всех.

    Что понадобится для музыкальных занятий?

    Для музыкальных занятий обычно особой одежды не требуется. Главное – она должна быть удобной и не сковывать движений. Обувь – чешки.

    Вещи в бассейн

    Перечень основных вещей, необходимых для посещения бассейна, включает:

    • купальник (слитный) или плавки;
    • резиновая (силиконовая) шапочка для купания;
    • халатик;
    • сменная одежда (трусики, футболка);
    • резиновая обувь;
    • полотенце;
    • мыло и мочалка.

    Канцелярские товары

    Для занятий чаще всего просят принести либо закупают централизовано:

    • альбом для рисования;
    • раскраски;
    • карандаши или фломастеры;
    • краски, кисточки, стаканчик-непроливайку;
    • цветную бумагу;
    • цветной картон;
    • клей;
    • ножницы;
    • пластилин и коврик для лепки;
    • тетради;
    • ручки;
    • счетные палочки;
    • фартук с нарукавниками для занятий творчеством.

    Праздничный гардероб

    Для утренников и торжественных мероприятий понадобится праздничная одежда. Для девочек – нарядные платья, для мальчиков – строгие костюмы или белые рубашки с темными брюками. Важно, чтобы детям в таких вещах было удобно двигаться.

    Что еще может понадобиться?

    В шкафчик малыша обязательно стоит положить:

    • носовые платочки (2-3 шт.);
    • расческу;
    • запасные резиночки и заколочки для девочек (по 2-3 шт.);
    • пакет для испачканных вещей.

    Иногда, помимо основного комплекта запасных вещей, просят принести запасную пижамку.

    Что не надо брать с собой в ДОУ: рекомендации

    Рассмотрим, что ребенку нельзя приносить в детский садик. Существует перечень предметов, которые категорически запрещено приносить в детский сад:

    • жевательную резинку и конфеты (ребенок может подавиться во время игры или бега);
    • игрушки, которые могут стать причиной травм (пистолеты, автоматы, ножи, дротики, стрелы и т. д.);
    • мелкие предметы, которые малыш может взять в рот и проглотить (пуговицы, бусины, монеты и т. п.);
    • острые, колющие, стеклянные предметы, которыми можно пораниться (булавки, кнопки, зеркала и т. п.);
    • мягкие игрушки, которые могут вызывать аллергию (допускается брать с собой любимую плюшевую игрушку только на этапе адаптации).

    В шкафчиках запрещается оставлять лекарства (капли в нос, таблетки). Также рекомендуется не давать детям в сад дорогостоящие книжки, игрушки, надевать украшения из драгоценных металлов. В силу различных обстоятельств все это может быть повреждено либо утеряно, а за их сохранность воспитатели ответственности не несут.

    Собирая ребенка в детский сад, не стоит сразу скупать все, что необходимо. Для начала лучше приобрести базовые вещи, которые пригодятся в любом случае (белье, верхнюю одежду и обувь). Постепенно станет ясно, в какой одежде малышу более комфортно, как часто нужно ее менять и что стоит докупить.

    Интересное видео

    Предлагаем посмотреть видео о выборе одежды и обуви для детского сада:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: