Развитие логики и мышления у детей дошкольного и школьного возраста – занятия и упражнения

Развиваем логическое мышление

Ребёнок с развитой логикой выгодно выделяется среди сверстников. Ему легче учиться, понимать и запоминать материал. На ЛогикЛайк более 3500 заданий с ответами и пояснениями, полноценный учебный комплекс для развития логики.

Логика это хайп или мастхэв?

Люди верят новостям, совершают дорогие покупки в кредит, сильнее обычного нажимают на кнопку пульта, хотя понимают, что пришло время заменить батарейки.

Большинство людей необъективны, в основе их мыслей и слов — предубеждение, гордыня, подозрительность и страхи. Даже самые умные люди нередко принимают важные для них решения абсолютно нелогично.

Привычки мышления во многом предопределяют жизнь человека. А логическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому нужно учиться.

  • отделяет существенное от второстепенного;
  • оперирует четкими понятиями и конструкциями;
  • осмысливает и оценивает известные ему предпосылки, проверяет их достоверность;
  • исследует причинно-следственные связи между ними — рассуждает последовательно;
  • нацелен выстроить умозаключение и суметь обосновать его себе и окружающим.

Популярная идея: без логического мышления не обойтись программисту, инженеру, топ-менеджеру.

Но разве есть люди, которым не нужно уметь работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения?

Наш вывод — логика жизненно необходима любому человеку! Как только мы это поняли, пришла идея создать продукт, который принесёт ощутимую пользу любому человеку.

  • Гибкий ум и уверенность Регулярные тренировки на LogicLike развивают смекалку и уверенность в себе – «Смогу решить любую задачу или проблему»!
  • Фундамент для IT Учим грамотно работать с информацией, развиваем логико-математический интеллект, память и мышление.
  • Глоток «свежего воздуха» для родителей Можно потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

С какого возраста развивать логику?

Для развития детей с первых лет жизни разработали сотни авторских методик, выпустили десятки тысяч журналов, пособий и обучающих мультфильмов. Все игрушки для детей с 1 года стали развивающими, а настольные и онлайн игры теперь содержат в описании длинный список навыков, которые они тренируют. Наружная реклама детских центров призывает развивать логическое мышление с 3 лет. Как родителям не запутаться?

Стоит ли заниматься логикой в 4-5 лет?

Научные работы в области педагогики говорят о важности и необходимости целенаправленно развивать логику у школьников, особенно в начальных классах.

С первыми трудностями родители и дети, как правило, сталкиваются уже в школе. На первоклассника наваливается огромный объемом новой информации, которую нужно усвоить.

В четыре-пять лет большинство детей уже способны освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез и классификация. Заставлять не нужно! Но стоит ли упускать этот прекрасный возраст, когда можно просто попробовать?

Попробуйте наши задания и упражнения на логическое мышление:

Ребенку 6+, готовитесь к школе или уже учитесь?

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

  • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
  • потрясающие познавательные способности;
  • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
  • рассуждает логически правильно;
  • взвешенно принимает решения.

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) — отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Выбери предмет, который не подходит к остальным по форме:

Чтобы решать, нажимайте Начать!

Интерактивные элементы активируют образное мышление, вовлекают детей в игру. Посмотрите наши нестандартные задачи на логику и мышление, начните занятия с подходящей по возрасту подборки развивающих игр:

Увлекательные упражнения и задания с ответами и комментариями. Чтобы просто посмотреть примеры заданий на логику, выбирайте возраст ребёнка:

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 7-8 лет
  • 8-9 лет
  • 9-10 лет
  • 10-11 лет
  • Пройдите 3 стартовые главы курса логики – и откройте доступ к разным категориям. Попробуйте «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Читайте также:
Как ребенку выучить таблицу умножения быстро и легко?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Игры на развитие мышления у детей

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.

Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.

В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.

Игры на развитие мышления у детей

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.

Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.

«Данетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

Читайте также:
Все о развитии музыкальных и эстетических способностей детей дошкольного возраста

«Разложи по группам»

Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.

«Скажи наоборот»

Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.

«Найди похожее»

Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

Читайте также:
Как преодолеть ночные страхи ребенка - советы специалистов, личный опыт родителей, разбираемся в причинах

«Нелепицы»

Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.

Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:

Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.

Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.

Как развить логическое мышление у ребенка

Умение мыслить логически – один из тех факторов, которые стали необычайно ценными в современном мире. Этот навык необходим не только для любой профессии, связанной с интеллектуальным трудом, но и для повседневной жизни.

Читайте также:
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?

Логическое мышление нужно развивать, оно не присуще человеку от рождения в отличие от многих других видов мыслительных операций. Лучше всего тренировать логику с дошкольного возраста, этот навык пригодится ребенку буквально с первых дней обучения в младшей школе и поможет справляться с высокой учебной нагрузкой.

Содержание:

Что такое логическое мышление

Древнегреческое слово «логика» можно перевести как «способность рассуждать», что как нельзя лучше отражает суть понятия. Человек с развитой логикой мыслит доказательно, рассудительно и непротиворечиво, для этого он использует логические понятия и конструкции.

Развитое логическое мышление позволяет:

  • быстро выделять основное в огромном потоке информации;
  • находить причинно-следственные связи;
  • делать обоснованные умозаключения и обобщения.

Говоря другими словами, логика представляет собой инструмент для четкого формулирования мыслей и принятия взвешенных решений.

Почему важно развивать умение логически мыслить

Логика помогает быстрее обрабатывать и анализировать информацию, правильно формулировать вопросы и делать выводы. Это основа успеха в учебе и построении профессиональной карьеры.

Человек с развитым логическим и абстрактным мышлением шире мыслит. Он способен нестандартно решать сложные задачи и предлагать варианты, которых не видят остальные. Логика подразумевать гибкость и пластичность ума. В век стремительно меняющихся технологий умственные навыки помогают всегда оставаться в тренде и быстро осваивать новые компетенции.

Навыки логического мышления нужны каждому человеку независимо от рода его занятий. На нас со всех сторон наваливаются огромные потоки противоречивой информации, разобраться в истинности и ложности суждений и мнений может только тот, кто умеет оперировать логическими конструкциями.

Как развивать логическое мышление у ребенка: основные способы

Для развития логического мышления у детей дошкольного и школьного возраста используют разные способы:

  • задачи на логику;
  • настольные игры;
  • интеллектуальные игры;
  • игры с конструктором.

Логические задачи – самый простой способ развития логики, который можно использовать в любом возрасте. Многие из них были придуманы еще во времена Древней Греции, но до сих пор остаются актуальными. Найти логические задачки, загадки, ребусы и головоломки для разного возраста можно в интернете.

Классическое упражнение на логику – поиск общего. Предложите ребенку найти общие черты между двумя предметами. Для начала возьмите что-то элементарное, простое и понятно – к примеру, яблоко и грушу, а дальше усложняйте задания.

Для развития логики полезно играть с ребенком в:

  • Ассоциации – назовите любой предмет, попросите ребенка назвать похожий и объяснить свой выбор;
  • «Данетки» – загадайте какой-либо объект и попросите малыша отгадать, задавая только вопросы, требующие ответа «да» или «нет»;
  • «Верю – Не верю» – произнесите любое утверждение и попросите ребенка ответить, верное оно или нет, обосновав свое мнение.

Среди настольных игр имеется множество занимательных, тренирующих логическое мышление и способность запоминать большие объемы информации. Классический вариант – шахматы, шашки, домино, эрудит, «морской бой». А в магазинах можно найти разнообразные «игры для ума» на любой возраст – от головоломок и пазлов до стратегий.

Конструкторы – отличный способ развития логического и пространственного мышления. Они помогают наглядно усвоить, что такое причинно-следственные связи, учат анализировать последствия принятых решений и работать над ошибками.

В интернете существует немало веб-ресурсов для развития логики у детей. На них собраны разнообразные игровые задания и упражнения разного уровня сложности. За правильные ответы дети получают награды и бонусы, что служит дополнительной мотивацией для занятий.

Развивать логику помогают и многие компьютерные игры. Это не только классические Тетрис и Лайнс, но и Minecraft, Civilization, Portal, Hearthstone и другие. Они открывают огромные возможности для тренировки логического и стратегического мышления.

С какого возраста тренировать логику

Умение мыслить логически начинает формироваться примерно в 2,5-3 года на основе образного мышления. Очень важно с самого начала создавать благоприятные условия для развития логического мышления у ребенка, подбирая для него игры и упражнения в соответствии с возрастом.

Малыши 3-4 лет с удовольствием собирают пазлы, составляют картинки из кубиков, играют с конструктором, разгадывают несложные загадки и головоломки. Дошколятам 5-6 лет можно предлагать более сложные варианты заданий и упражнений.

Тренировка логики в 1-м классе – эффективный способ помочь первокласснику успешно справляться с учебной нагрузкой. Чтобы развить логическое мышление в этом возрасте, отлично подойдет домино, головоломки, загадки, ребусы.

Во 2-3 классах необходимо уделить внимание развитию критического мышления. Важно научить ребенка отличать правду от лжи и вымыслов, анализировать факты и делать выводы. Отлично подходит для этого игры в «Данетки» и «Верю – Не верю», в них можно играть на прогулке или по дороге из школы. Для этого возраста также полезно собирать Лего, играть в интеллектуальные настольные игры, разгадывать ребусы и математические загадки на поиск закономерностей и последовательностей.

В возрасте 10-11 лет детям уже мало обычных логических игр и упражнений. Самое время подключать наборы для физических и химических экспериментов, а также начинать изучать основы программирования с помощью графических языков.

Чем раньше родители начнут развивать логику у ребенка, тем большего эффекта можно будет достичь. В школе ученику с развитым логическим мышлением легче дается учеба, а в будущем эти навыки позволят ему овладеть востребованной специальностью.

Как научить ребенка рассуждать? Развиваем логическое мышление у дошкольников

Чему важно научить ребенка до школы?

Овладеть полезными навыками мыслить, рассуждать и фантазировать помогут некоторые пособия. Например, книги из серии «Учимся думать». Важно помнить: если на этапе дошкольного детства мы не сформируем эти логические операции, то в дальнейшем они уже не смогут сформироваться.

Так какие же логические операции важно развить еще до школы? Давайте разберемся.

Работа в знаково-символической системе. Знаки и символы плотно вошли в нашу жизнь. Поэтому важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в этой системе и понимать её.

Сериация. Умение выстраивать закономерности. До школы необходимо дать детям понятия о частях суток, временах года, днях недели, месяцах. Игры, которые помогут детям ориентироваться в этих понятиях: «Что сначала, что потом?», «Составь рассказ по серии сюжетных картинок», «Продолжи историю».

В школе навык сериации пригодится, когда ученики будут решать задачи в два и более действий, примеры со скобками и уравнения; изучать системы и алгоритмы.

Классификация. Умение объединять предметы на основе общего признака. Например, посуда, одежда, мебель.

Читайте также:
Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет – простой и понятный способ

Умение выстраивать закономерности.

Задания, призванные развить все перечисленные навыки, содержатся в пособиях «Учимся думать».

Интересно задание, в котором детям предлагается с конца восстановить последовательность действий в сказке «Репка». Дети обычно сталкиваются со сложностями, так как при перечислении героев, которые держались друг за друга, нужно отталкиваться не от первого (деда), а от последнего (мышка).

Обратите внимание на подсказку: стрелка ведет от мышки к кошке. Если ребенок не справляется с заданием, укажите ему на этот пример. Если же дошкольник понял задание и самостоятельно с ним справляется, на приведенный пример можно не обращать внимание.

Научить детей ориентироваться в пространстве поможет дидактическая игра с рыбками.

Следующее задание — выделение фигуры из фона, нахождение оптимального способа выполнения задания. Большой корабль спрятался в одном из маленьких цветных кораблей. Начинаем с желтых круглых окошек, сравниваем все кораблики, затем просматриваем овальные желтые окошки. И так методом исключения находим правильный ответ.

Учим детей находить предметы при поворотах.

Познавательное развитие

Учимся математике

Пособия «Математика до школы» рассчитаны на детей, начиная с 3-летнего возраста. Книги помогают освоить важнейшие навыки:

  • различать геометрические фигуры, цвета и названия некоторых объёмных тел;
  • уметь группировать и классифицировать предметы;
  • называть части суток;
  • уметь работать с числами в пределах 10, производить прямой и обратный счёт, знать взаиморасположение чисел;
  • понимать способ сравнения путем приведения к одной форме;
  • уметь пользоваться условной меркой;
  • уметь сравнивать числа, число на единицу меньше или больше;
  • знать состав числа в пределах 10;
  • различать и знать последовательность времен года, дней недели, суток, месяцев;
  • ориентироваться в пространстве, на плоскости, на плане по заданной схеме.

Фигуры и объемные тела

3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)

Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.

Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.

Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?

Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога

Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.

Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.

Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.

Психологические причины возникновения энуреза

Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.

«Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.

Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.

Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.

1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию

Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.

В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.

Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

Почему важно не «пропить лекарство», а справиться с психологической причиной? Симптом уйдет, а причина детского энуреза останется. Ребенок может начать выливать все накопившиеся эмоции, которые неприемлемы в его семье. А выдержат ли родители? Что будет с мамой, которая сама не справляется с обидой, злостью на отца ребенка и грустью по нему, но из последних сил сдерживается? Что будет с бабушкой, которая не переносит любое выражение злости со стороны людей, в то время как сама удерживает немало этих сложных эмоций? Где гарантия, что семья и ребенок останутся психически здоровы?

Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.

Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.

Читайте также:
Ребенок в 6 лет совсем не хочет заниматься подготовкой к школе, что делать?

2 Протестует против чрезмерного контроля

Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, — это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».

Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама. Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.

Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.

Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.

Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.

Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».

3 Страдает без тесного контакта с мамой

Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.

Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.

И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.

Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.

Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.

Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.

Ночное недержание мочи у детей

R.A. Hirasing, L.F. Bolk-Bennink

Русский медицинский журнал. №3, 1995

Овладение навыками контроля мочеиспускания является важным моментом в развитии любого ребенка и способствует укреплению у него уверенности в себе. У детей, которые мочатся в постель, могут возникнуть эмоциональные и поведенческие проблемы. Ребенок стыдится и не решается приглашать к себе друзей, оставаться в гостях, ездить в школьные поездки или в лагерь. Hague и соавт. [1] выяснили, что 61% родителей считают мочеиспускание в постель серьезной проблемой и что треть этих родителей наказывают детей за это, Foxman и соавт. [2] обнаружили в большом представительном американском исследовании, что 2/3 родителей детей с энурезом испытывают беспокойство по этому поводу. Результаты недавно проведенного в Голландии исследования свидетельствуют о том, что 8% родителей 9-летних детей с ночным энурезом беспокоятся всегда и 55% – иногда. 18% родителей иногда применяли наказание. По мнению родителей, мочеиспускание в постель иногда (55%) или всегда (6%) создает проблемы у ребенка [3].

Определение энуреза

Энурез – непроизвольное опорожнение мочевого пузыря, происходящее в нежелательный момент или в неподходящем месте. Все другие формы мочеиспускания должны рассматриваться как недержание.

По определению Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам III (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders III – DSM-III-R), о ночном энурезе можно говорить в том случае, если ребенок 5-6 лет мочится в постель как минимум дважды в месяц, а более старшего возраста – как минимум 1 раз [4]. О первичном ночном энурезе говорят, если он наблюдается с рождения, о вторичном – если после периода успешного контроля мочеиспускания продолжительностью минимум 6-12 мес ребенок снова мочится в постель. В литературе нет единого мнения относительно важности такого разделения. Некоторые авторы считают, что эти данные не играют роли при определении характера дальнейшего обследования или лечения [5].

Распространенность ночного энуреза

Исследователями разных стран получены различные данные о распространенности ночного энуреза. Различия связаны с составом групп обследованных и методикой определения. До 12 лет ночной энурез чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. К 6 годам около 15% детей, мочившихся в постель, приучаются сдерживаться [6],а к 14 годам энурез проходит у большинства детей, и только 1-2% в возрасте 13-16 лет все еще мочатся в постель.

Этиология

Возникновение энуреза может быть обусловлено наследственностью, объемом мочевого пузыря, глубиной сна, созреванием нервной системы, недостаточной продукцией антидиуретического гормона, органическими причинами, воздействием эмоциональных, социальных факторов, семейными проблемами и психологическими особенностями ребенка. Связь некоторых из этих факторов с проявлениями энуреза прекрасно описана ранее [7 – 9]. Необходимо, однако, сделать некоторые замечания. Характер сна у детей с ночным энурезом не отличается от такового у других детей [10]. Мочеиспускание может происходить в любой фазе сна [II]. Результаты недавних исследований [12] показывают, что у некоторого числа детей, страдающих энурезом, по ночам отмечается относительная недостаточность антидиуретического гормона, ответственного за уменьшение продукции мочи. Среди детей, страдающих ночным энурезом, различные исследователи выявляют высокий процент “проблемных детей” [13- 15], однако эти данные получены в основном при обследовании специфических, нерепрезентативных выборок, например, в ходе клинических или психиатрических проверок. Эти выводы нельзя экстрополировать на всех детей, страдающих энурезом. По мнению Schaefer [15], 4 из 5 мочащихся в постель детей “счастливы и хорошо приспособлены”. Все большее число исследователей склонны считать эмоциональные проблемы следствием, а не причиной энуреза. Известно, что толчком к развитию вторичного энуреза может послужить важное для ребенка событие, например, появление в семье еще одного ребенка. Однако это не обязательно означает, что у этих детей больше проблем.

Читайте также:
Книги для дошкольников: обзор литературных произведений и развивающих книг для детей 5-6 лет

Поскольку с помощью антидепрессантов удается достичь хороших результатов при лечении энуреза, он может быть проявлением депрессивности. Однако тот факт, что в возрасте до 11 лет, когда энурез встречается чаще всего, у детей редко наблюдается депрессия, ставит под сомнение это предположение. Кроме того, антидепрессивный эффект проявляется лишь после 10 дней приема антидепрессанта, а проявления энуреза исчезают раньше.

Анамнез и обследование

Scott [17] утверждает, что органические нарушения мочевыводящих путей у детей с энурезом выявляются не чаще, чем у других детей. Всего у 1-3% детей причиной ночного энуреза является органический дефект [7,18,19]. У этих детей помимо ночного энуреза отмечаются также дневной энурез, полиурия, гематурия, в анамнезе имеются указания на перенесенные ранее инфекции мочевыводящих путей [20]. Разумеется, в отношении этих детей бессмысленны обычные рекомендации, такие дети должны быть вовремя выявлены и направлены на специальное лечение. Поскольку количество детей, мочащихся по ночам в постель, довольно велико, необходимо выяснить, кого из них необходимо направлять на дальнейшее обследование, так как обследование всех детей не только дорого, но и может привести к ятрогенному ущербу. Рабочая группа, состоящая из детских врачей, урологов, семейных и школьных врачей, составила следующие рекомендации [21].

При наличии жалоб на ночной энурез необходимо собрать подробный анамнез, причем основное внимание должно быть уделено выяснению вопроса о том, что именно послужило толчком к развитию энуреза. Необходимо выяснить, какие меры уже были предприняты родителями, есть ли у ребенка мотивация перестать мочиться. Чтобы различить функциональный ночной энурез и недержание, необходимо располагать объективной, систематической информацией.

С этой целью рабочей группой разработан анамнезный лист. Родителям предлагается указать, справедливы ли в отношении их ребенка следующие утверждения:

  • днем отмечаются только мокрые пятнышки в брюках;
  • сухие периоды днем короче 30 мин;
  • частота мочеиспусканий днем 8 раз или больше;
  • частота мочеиспусканий днем 3 раза или меньше;
  • не может удержать мочу;
  • садится на корточки или зажимается для удержания мочи;
  • должен тужиться для мочеиспускания;
  • струя мочи прерывающаяся или непостоянная ;
  • слабая струя мочи;
  • после мочеиспускания моча выделяется постоянно по капле;
  • болезненное мочеиспускание;
  • когда-либо перенес инфекцию мочевыводящих путей;
  • встает ночью пить;
  • испражнения нерегулярны;
  • постель мокрая не насквозь, а лишь незначительно.

Если получены только отрицательные ответы, то речь идет о функциональном ночном энурезе.

Если получен хотя бы один положительный ответ, следует провести направленный анамнестический опрос и назначить соответствующее лечение. Если энурез сохраняется, целесообразно снова вернуться к этому листу и проверить, нет ли другой причины. Провести дифференцирование между ночным энурезом и недержанием только на основании данных анамнеза невозможно. Необходимо дополнительное общее и лабораторное обследование. Общее обследование включает выяснение общего состояния здоровья, особенностей роста и развития ребенка, пальпацию и перкуссию живота (мочевой пузырь и почки), осмотр спины и наружных половых органов. Ректальное пальцевое обследование, измерение артериального давления и исследование перианальной чувствительности не нужны, если на все вопросы из анамнезного листа получены отрицательные ответы. Лабораторное обследование включает лишь исследование мочи на альбумин, глюкозу, нитрит и лейкоциты.

Если получены только отрицательные ответы, а при общем и лабораторном обследовании отклонений не выявлено, можно заключить, что имеет место функциональный энурез и дальнейшее обследование (проведение внутривенной пиелографии, ультразвукового исследования и цистограммы в момент мочеиспускания) излишне.

Методы лечения

Существует много различных методов, позволяющих помочь ребенку научиться контролировать мочеиспускание [22]. В случае функционального (неосложненного) ночного энуреза можно придерживаться схемы, приведенной ниже.

Схема лечения детей с ночным энурезом (частота > 2 раза в неделю)

Возраст, годы Рекомендуемые мероприятия
0-5 Объяснение, успокоение.
Позитивная стимуляция.
6-7 Поднимать ребенка вечером: время определяется индивидуально.
Можно использовать пароль.
Календарный метод.
Если ребенок продолжает каждую ночь мочиться в постель, через 1 мес прекратить.
При улучшении продолжать.
Ребенок должен спать без подгузника.
8-12 I этап. Календарный метод + будить ребенка вечером (использовать пароль) в течение 1 мес.
II этап. “Будильник” + календарь.
Оценка через 2-3 нед.
При отсутствии улучшений назначить десмопрессин (максимально в течение 3 мес) или имипрамин (максимально в течение 4 нед).
III этап. Тренировка просыпания [28].
IV этап. Амбулаторная тренировка сухой постели в группе.
> 13 То же, что в 8-12 лет.
V этап. Клиническое лечение.

Между родителями и лечащим врачом должно быть полное согласие по поводу проводимого лечения. Непременным условием успешного лечения является положительная мотивация ребенка и родителей. Она может быть усилена в процессе лечения путем акцентирования достижений или, при их отсутствии, путем создания перспективы.

Информация и выжидание

Многие родители недостаточно информированы о причинах возникновения, методах лечения и прогнозе ночного недержания. В год у 1 из 7 детей энурез проходит спонтанно, поэтому иногда советуют просто подождать, пока ситуация не нормализуется. Однако в результате слишком долгого выжидания ребенок может утратить уверенность в себе. Если ребенок в возрасте 6 лет или старше сам считает мочеиспускание в постель неприятным, ему следует помочь от него избавиться. Прерывание сна вечером является вспомогательным средством, но не методом лечения. Будить ребенка следует незадолго до момента, когда он чаще всего мочится (некоторые дети мочатся уже через час после того, как ложатся спать). Недостатком является то, что возникает слишком мало обучающих моментов для ребенка: мочевой пузырь неполон, отсутствуют неприятные последствия (мокрая постель).

Читайте также:
Ребенок сломал руку в детском саду или в лагере. Кто должен за это ответить?

Не имеет смысла запрещать детям что-либо пить вечером, это вызывает только излишнее напряжение. Чай, кофе и другие кофеинсодержащие напитки не стоит пить из-за их диуретического эффекта. В любом случае днем ребенок должен пить достаточно.

Тренировка мочевого пузыря

Тренировку мочевого пузыря можно проводить, начиная с 7 лет, если ребенок недостаточно хорошо ощущает позыв или должен мочиться очень часто. Этот метод включает тренировки все дольше “удерживать” мочу и, таким образом, реже ходить в туалет; тренировки с “удержанием” во время позыва (контроль ретенции); тренировки сфинктера. Посредством тренировки мочевого пузыря дети учатся контролировать мочеиспускание. Этот метод дает до 50% положительных результатов [8,16]. Данные о частоте рецидива отсутствуют.

Календарный метод

Дети 4-8 лет, которые как минимум 1 раз в неделю остаются сухими, могут фиксировать это в календаре в виде звездочки, наклейки или рисунка. Неудачи в календаре не отмечаются. Когда ребенок наберет заранее оговоренное количество очков, ему полагается вознаграждение. При хорошем результате постепенно увеличивают вознаграждение. Процент успешных результатов при использовании календарного метода не превышает процент спонтанных излечений и составляет 20-35%, а частота рецидивов – 5% [8].

Метод “будильника”

У детей 8 лет и старше, у которых вышеназванные методы не дали результата, может быть испробован метод “будильника”. Когда ребенок начинает мочиться в постель, будильник звенит, потому что моча (раствор электролитов) в постели замыкает электрическую цепь. Смысл метода в том, чтобы ребенок немедленно напрягал мышцы тазового дна и пресекал мочеиспускание, выключал будильник и шел дальше мочиться в туалет. По прошествии времени ребенок должен сам просыпаться от ощущения полного пузыря. Будильник должен быть снабжен ясными инструкциями. Если ребенок 14 ночей подряд остается сухим, можно прекратить использование будильника, а при рецидиве – возобновить. Если по прошествии 4 нед улучшения не наступает, необходимо сделать перерыв на 6 мес. Шанс на успех при методе мочеиспускание – будильник 50-90% (в среднем 70%) с рецидивом 13-69% (в среднем 40%) [8]. Результат также зависит от качества будильника и ведения.

Лекарственные препараты

Детям старше 5 лет иногда назначают медикаментозное лечение. Чаще всего используют антидепрессант имипрамин (тофранил). Это средство даже в малых дозах может быть крайне токсичным [23]. Известны случаи тяжелых отравлений младших братьев и сестер больного, а также самих пациентов, которые принимают большое количество таблеток сразу, чтобы скорее вылечиться. При использовании этого препарата могут происходить изменения характера [24]. В настоящее время для лечения ночного энуреза все чаще применяют десмопрессин (минрин) – антидиуретический гормон, отвечающий за уменьшение продукции мочи. Минрин применяют в виде ингаляций. Препарат относительно безопасен, редко дает побочные эффекты и может временно подавить ночной энурез [5,25]. Минрин может быть хорошим выходом из положения, если ребенок едет в лагерь, в отпуск с родителями или остается ночевать в гостях. При прекращении приема у большинства детей возникает рецидив [26]. Оксибутинин (дридазе) при частом мочеиспускании в постель без позыва или поллакиурии не более эффективен, чем плацебо [27]. Оксибутин может играть важную роль в лечении детей с высокой частотой мочеиспускания и ограниченным объемом мочевого пузыря.

Для лечения ночного энуреза используют также методы тренировки просыпания, тренировки сухой постели, гипноз, психотерапию и др.

Вывод

Существует много способов помочь детям, страдающим ночным энурезом. Составлять план ведения врач должен вместе с родителями и ребенком. Этот план необходимо регулярно оценивать и при необходимости корректировать. Своевременная и профессиональная помощь детям с ночным энурезом позволяет предотвратить упорное мочеиспускание в постель и вторичные поведенческие и эмоциональные проблемы.

Литература:

1. Hague M, Ellerstein NS, Gundy JH, e.a. Parental perception of enuresis: a collaborative study. Am J Dis Child 1981:135:809-11.

2. Foxman В, Valdez RB, Brock RH. Childhood enuresis: prevalence, perceived impact and presented treatments. Pediatrics 1986:77:482-7.

3. Hirasing RA, Creemers HMH. Kenmerken van enuresis nocturna bij 9-jarigen. Tijdschrift Jeugdgezondheidszorg 1994:26:71-4.

4. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical manual of mental disorders, 3rd ed. Washington DC: AP 1980.

5. Gorodzinsky FP. Symptom or disease. Dial Pediatr Urol 1992:15:3-5.

6. Jonge GA de. Kinderen met enuresis. Assen: Van Gorcum. Proefschrift, Utrecht 1969.

7. Bailer WR. Bedplassen: oorzaken en behandeling. Deventer: Van Loghum Slaterus 1975.

8. Hirasing RA, Jong TPVM de. Bedplassen: definities en achtergronden. Tijdschrift Jeugdgezondheidszorg 1993:25(1).

9. Oudshoorn DN. Hardnekkige enuresis nocturna. Proefschrift, Utrecht, 1992.

10.Mikkelsen EJ, Rapoport JL. Enuresis: psychopathology, sleep stage and drug response. Urol Clin of North Am 1980;7(2):361-77.

11.Norgaard JP, Hansen JH, Nielsen JB, ea. Nocturnal studies in enuretics. A polygraphic study of sleep-EEG and bladder activity. Scand J Urol Nephrol Suppi 1989:125:73-8.

12.Norgaard JP, Rittig S, Djurhuus JC. Nocturnal enuresis: an approach to treatment based on pathogenesis. The Journal of Pediatrics 1989;114(4):705-9.

13.Hallgren B, Enuresis – a clinical and genetic study. Acta Psychiatr Neurol Scand 1957:114:32.

14.Rutter M, Yule W, Graham P. Enuresis and behavioral deviance: some epidemiological considerations. In Kolvin, MacKeith & Meadow (Eds), Clinics in developmental medicine: Bladder control and enuresis. (137-47) London, SIMP, 1973.

15.Schaefer CE. Childhood encopresis and enuresis. New York, Van Reinhold company 1977:90-153.

16.Londen A van. Wektraining voor enuresis nocturna bij kinderen. Proefschrift, Utrecht, 1989.

17. Scott JES. A surgeons view of enuresis. In Kolvin, MacKeith & Meadow (Eds), Bladder control and enuresis. London, Spastics International Medical Publications, 1973.

18. MacKeith R. The causes of nocturnal enuresis. In Kolvin, MacKeith & Meadow (Eds), Bladder control and enuresis. London, Spastics International Medical Publications, 1973.

19.Reitelman C. Primary nocturnal enuresis: a management perspective in tertiary care practice. Dial Pediatr Urol 1992:15:4-5.

20. Steele ВТ. Nocturnal enuresis: Permanent cure symptom relief? Dial Pediatr Urol 1992:15:2-3.

21. Hirasing RA. Richtsnoer enuresis nocturna. Ned TijdschrGeneeskd 1994:138:1360-6.

22. Glicklich LB A historical account of enuresis. The Journal ofArnAcad of Pediatrics 1951;vol. 8:859-76.

23. Howe AC, Walker CE. Behavioral management of toilettraining, enuresis and encopresis. Pediatric Clinics of North America 1992:39:413-32.

24. Ack M, Norman ME, Schmitt BD. Enuresis: de rol van plaswekkers en geneesmiddelen. Patient Care

25. Miller К, Goldberg S, Atkin B. Nocturnal enuresis: experience with longterm use of intranasally administered desmopressine. J Pediatr 1989:114:723-6.

26, Evans JHC, Meadow SR. Desmopressin for bedwetting: length of treatment, vasopressin secretion and response. Archives of Disease in Childhood 1992:67:184-8.

Читайте также:
Книги для детей 4-5 лет: список и обзор лучших произведений для чтения и развития

27. Levering JS, Pallet SE, Mac Kendry BJ. Oxybutynin efficacy in the treatment of primary enuresis. Pediatrcs 1988;vol. 8:104-6.

Ночной энурез у детей.

В общении с моими подписчиками в инстаграм я пообещал рассказать о связи нарушений работы мочевого пузыря и кишечных дисфункций.

Но для того, чтобы подвести к этой теме, надо сначала рассказать о нарушениях работы мочевого пузыря подробнее и прежде всего о самом распространенном нарушении у детей — ночном энурезе.

Сразу предупрежу, что я не уролог и буду рассказывать с позиции педиатра.

Как основа использованы материалы из UpToDate.

Как всегда надо начать с того, чтобы определиться в терминах.

Что такое ночной энурез?

Энурез — интермиттирующее недержание мочи.

Ночной энурез — состояние, когда недержание происходит в ночные часы, во время сна.

Ночное недержание намного чаще встречается, чем дневное.

Чтобы не ставить ненужные диагнозы малышам, которые в силу возраста и так не способны контролировать мочеиспускание во время сна (днем это делать научиться проще), врачи выбрали возрастную границу в пять лет.

До пяти лет недержание мочи ночью не требует врачебного внимания — просто ждем созревания контроля за мочевым пузырем.

Надо признать, что граница несколько условная.

У детей старше пяти лет ночное недержание тоже встречается часто.

По мировой статистике частота ночного недержания в 5 лет – 15 %, в 6 лет — 13 % (не сильно меньше), в 7 лет – 10 %.

Что дальше происходить с контролем мочевого пузыря во сне по мере взросления?

Очень типично — самопроизвольное исчезновение проблемы.

С каждым годом около 15% детей с ночным энурезом приходят к сухим ночам.

В 12 — 14 лет недержание по ночам остается лишь у 2-3% детей, в 15 лет — у 1-2%.

Снова вернемся к терминологии.

Как врачи делят ночной энурез?

  • первичный — недержание по ночам было всегда, таких детей большинство — 80%
  • вторичный — был период хотя бы 6 месяцев сухих ночей

Вторичный обычно возникает после стресса (развод родителей, рождение еще одного ребенка в семье и так далее), на фоне нарушений стула или в связи с острицами.

Как можно понять, для врачей подход к детям со вторичным энурезом будет несколько отличаться.

Еще одно очень важное для врачей разделение ночного энуреза на моносимптомный и не-моносимптомный.

Моносимптомный вариант — только ночной энурез, в остальном претензий к мочевой системе нет. Этот вариант у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.

Немоносимптомный вариант (еще называют сложный или комплексный ночной энурез) — есть еще другие жалобы:

  • частое (9 и более раз в сутки) или редкое (3 и менее раз раз в сутки) мочеиспускание
  • дневное недержание мочи
  • экстренные (ургентные) позывы
  • трудно начать мочеиспускание, необходимость напрячься, слабая струя, прерывистая струя
  • неполное опорожнение мочевого пузыря

У 20% детей с ночным энурезом есть дневные симптомы.

Дневные нарушения объединяют в группу Дисфункции мочевого пузыря.

Дисфункции мочевого пузыря очень часто сочетаются с ночным энурезом, но иногда бывают и отдельно от него.

При немоносимптомном ночном энурезе ЧАЩЕ находят урологические или неврологические заболевания.

Урологическая патология:

  • нестабильность детрузора мочевого пузыря — спонтанные (невпопад) сокращения мышц-выталкивателей в тот период, когда мочевой пузырь растягиваться и копить мочу
  • повторные мочевые инфекции

Неврологическая патология:

  • спинальный дисрафизм — врожденные заболевания позвоночника и спинного мозга разной степени серьезности; при этом неправильно могут работать нервные центры, отвечающие за тазовые органы — мочевой пузырь, прямую кишку

Подводя промежуточные итоги:

Среди детей преобладают дети с моносимптомным ночным энурезом (80%), обладающие лучшим прогнозом.

В 20% у детей обнаруживается немоносимптомный ночной энурез. Такие дети требуют больше внимания врачей для исключения урологической или неврологической патологии.

Поговорим о том, как устроен мочевой пузырь и как происходит его нормальное созревание.

Мочевой пузырь — это полый орган, задача которого собрать в себя мочу, которая через два мочеточника приходит в него из правой и левой почки, а затем в определенный момент выплеснуть через мочеиспускательный канал наружу.

Его накопительная функция обеспечивается возможностью значительно растягиваться по необходимости — ведь его стенка преимущественно состоит из плоской мышцы — детрузора (или выталкивателя).

Детрузор позволяет мочевому пузырю сильно растянуться, а затем сокращается и выбрасывает всю накопленную мочу наружу. Дополнительно этот процесс регулирует сфинктер — мышца-колечко на выходе из мочевого пузыря.

Для того, чтобы произошло мочеиспускание, надо скоординировать работу детрузора и сфинктера. Этим взаимодействием заведует множество нервных клеток как в спинном мозге, так и в разных отделах головного мозга — вплоть до коры, где у человека находятся высшие мозговые функции.

Сразу после рождения работу мочевого пузыря регулируют пока самые примитивные участки головного и спинного мозга.

Мочевой пузырь уже умеет накапливать мочу, но контролировать мочеиспускание пока не может. Наполнение мочевого пузыря — достаточный стимул для того, чтобы без задержек сократиться. Также сокращение может спровоцировать кормление, купание и даже щекотка.

В первые три года жизни емкость мочевого пузыря увеличивается, обгоняя общий рост тела. Мочеиспускания поэтому становятся реже.

К четырем годам ребенок обычно мочится 5-7 раз в день.

Одновременно идет и созревание контроля над мочевым пузырем. Ребенок сначала учится чувствовать наполненность пузыря, затем сознательно подавлять сокращение детрузора. В итоге ребенок приходит к умению координировать сфинктер и детрузор.

В среднем к четырем годам умение управлять дневными мочеиспусканиям становится совершенным.

Контроль за мочевым пузырем в ночные часы созревает несколько позже.

Если это функция не созревает к пяти годам — это ночной энурез.

Какие у врачей есть теории по поводу причин ночного энуреза?

Давайте разберем их подробнее…

Замедленное созревание.

Уже давно ученые заметили, что у большей части почти у всех детей с моносимптомным мочевым энурезом контроль рано или поздно приходит, даже без вмешательства специалистов.

Из этого следует логичный вывод, что ночной энурез может быть связан с задержкой скорости созревания каких-то структур в центральной нервной системе, управляющих мочевым пузырем.

В пользу этого говорит и статистика — у детей с ночным энурезом чаще встречается, чем у других детей, задержка речи и мышечной координации.

Другим подтверждением этой теории являются и находки при изучении динамики электроэнцефалографии при этой проблеме.

Генетика.

Генетическое влияние на частоту ночного энуреза подтверждено, в том числе наблюдением за однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами.

Если у одного из родителей в детстве был ночной энурез, то с вероятностью 50% проблему будет и у его потомков.

Читайте также:
Девочка и хозяйство – как и когда правильно обучать девочек работе по дому?

Если у обоих родителей — вероятность будет 75%.

Хотя даже если в семье нет никого с ночным энурезом в детстве, то с вероятностью 15% он может проявиться у детей.

Есть семьи, в которых ночной энурез встречается сверх часто, и них удалось даже выявить определенные участки в 12, 13 или 22 хромосомах, которые отвечают за эту особенность.

Баланс антидиуретического гормона.

Антидиуретический гормон — одно из веществ, которые регулируют объем мочи, создаваемой почками.

В норме этот гормон более активен ночью.

Если его выделяется в ночное время недостаточно, то возникает явление, которое называется “ночная полиурия” — увеличение объема мочи ночью.

Считается, что антидиуретический гормон играет важную роль в возникновении ночного энуреза.

Правда, даже если и выделяется много мочи ночью, это не объясняет того, почему ребенок не просыпается вовремя.

Итак, много мочи вырабатывает ночью, если:

  • недостаточно выделяется антидиуретического гормона
  • снижена реакция почек на антидиуретический гормон
  • слишком много жидкости пьет ребенок во второй половине дня

Слишком глубокий сон.

Отношение к данной теории противоречивое.

Родителя часто описывают, что их дети с энурезом очень глубоко спят.

С другой стороны, возможно, это когнитивная ошибка, так как родителям редко приходится будить по ночам своих детей, если у них нет энуреза.

Хотя есть отдельные исследования, посвященные детскому сну, в пользу этой теории.

Большую значимость фактору сверхглубокого сна придают при ночном энурезе у подростков и взрослых.

С другой стороны есть исследование, где обнаружено, что дети с тяжелым и устойчивым ночным энурезом (пять и более “мокрых ночей” в неделю) спали даже более поверхностно — их мозг очень часто частично просыпался, но не настолько, чтобы отправить их в туалет.

А еще есть исследования, где разницы в характере сна у детей с ночным энурезом и без него, не нашли вообще.

Вот так все запутано и неоднозначно…

Маленькая емкость мочевого пузыря.

При рождении емкость мочевого пузыря всего около 60 мл.

Далее до 10 лет каждый год емкость дополнительно увеличивается еще на 30 мл.

Есть приблизительная формула —

Объем мочевого пузыря ребенка в возрасте до 10 мл в унциях (1 унция равна 30 мл) — возраст ребенка + 2.

Например, у ребенка 6 лет емкость в унциях будет 8, при умножении на 30 получается 240 мл. Вуаля!

Замечено, что дети с ночным энурезом, даже те, у кого нет дневных симптомов, имеют емкость мочевого пузыря меньше, чем их ровесники без ночного энуреза.

Скорее всего уменьшение емкости мочевого пузыря имеет больше функциональную природу, чем анатомическую. В одном из исследовании был зафиксирован уменьшенный относительно сверстников объем мочевого пузыря у детей с ночным энурезом в состоянии бодрствования, но под наркозом у них емкость мочевого пузыря значимо увеличивалась.

В другом исследовании измеряли максимальный объем пузыря, который может накопить ребенок во время бодрствования — разницы между детьми с энурезом и без энуреза не было.

А вот в ночное время максимальный удерживаемый объем мочи у детей с энурезом оказался значительно меньше. Складывается впечатление, что эта особенность может играть значимую роль в причинах возникновения ночного энуреза.

Гиперактивность детрузора.

Гиперактивность или чрезмерная склонность к сокращению мышцы-выталкивателя мочи чаще всего связана с дневным недержанием мочи, но может вносить свой вклад и в возникновение устойчивого (рефрактерного) моносимптомного ночного энуреза.

Скорее всего у таких детей нарушены циркадный, он же суточный, ритм подавление активность детрузора пузыря, а также, возможно, и мышц тазового дна.

Если активность мышц тазового дня ночью повышается при начале сокращения детрузора — ребенок просыпается и бежит в туалет. Если мышцы тазового дна тоже подавлены из-за сбоя в циркадном ритме, то возникает эпизод энуреза.

Очень важный для родителей вопрос — есть ли связь ночного энуреза с психологическими проблемами.

Убедительных доказательств, что психологические нарушения играют причинную роль в развитии ночного энуреза нет, хотя они часто встречаются у таких детей.

Замечено, что психологические проблемы обычно уходят после исчезновения энуреза, а в дальнейшем у таких детей не развиваются какие-то другие поведенческие или психические проблемы.

Из этого можно сделать вывод, что психологические проблемы — следствие, а не причина ночного энуреза.

Обычно дети с ночным энурезом (особенно моносимптомным) в остальном совершенно здоровы.

Но иногда у них находят какие-то другие заболевания, которые предрасполагают к ночному энурезу.

Расскажу об этих заболеваниях.

Дисфункции мочевого пузыря — целая группа состояний, обычно проявляющихся и дневными жалобами.

Мочевые инфекции — проявляются увеличенным количеством бактерий и лейкоцитов в анализах мочи

Хронические заболеваний почек — сопровождаются также отставанием в физическом развитии или даже потерей массы тела, повышением артериального давления, отеками, нарушениями в анализах мочи — повышением уровня белка и красных кровяных клеток.

Доктор легко исключит это состояние по вашим жалобам, результатам осмотра, довольно простым анализам мочи и крови.

Врождённый клапан задней уретры — врожденная аномалия в виде складок слизистой оболочки на выходе из мочевого пузыря, которые препятствуют его опорожнению.

Проявляется неполным опорожнением мочевого пузыря — даже после мочеиспускания можно нащупать наполненный мочевой пузырь. Также проявляется слабой или прерывистой струей, затрудненным началом мочеиспускания, повторными мочевыми инфекциями.

Эктопия уретры у девочек— неправильное расположение выхода мочеиспускательного канала. Основная жалоба — постоянное подтекание мочи.

Тяжелые запоры.

Ссылки на мои заметки по этой теме:

И отличное видео о причинах запоров — на английском, но там все понятно и без перевода…

Серповидно-клеточная анемия — очень редкое в России заболевание крови.

Судороги — проявляются в стереотипных приступах — определенные движения, остановка взора, мгновенная потеря тонуса мышц.

Сахарный диабет — проявляется в повышенной жажде, учащенном мочеиспускании, быстрой потере массы тела, сахаре в моче.

Несахарный диабет — редкое состояние, которое проявляется жаждой, большим объемом выделяемой за сутки мочи очень низкой плотности.

Спинальный дизрафизм — группа заболеваний спинного мозга и позвоночника, которые могут проявляться в нарушениях работы тазовых органов, в том числе и мочевого пузыря.

Обструктивное апноэ сна — кратковременные эпизоды нехватки кислорода в мозге могут заставить ребенка обмочиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: