Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев – что должен уметь малыш в возрасте год и одиннадцать

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Читайте также:
Ребенку 1 год и два месяца – изучаем особенности развития малыша после года

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев: развитие девочек и мальчиков

Физическое развитие ребёнка в возрасте одного года и одиннадцати месяцев проходит стремительно, но зачастую требует помощи родителей. Мама и папа с самого рождения должны не только обеспечивать чаду грамотный уход, но и помогать ему развиваться гармонично, а также оценивать навыки и их соответствие общепринятым нормам. Нормальные показатели развития в 1 год 11 месяцев описаны в данной статье.

Вес и рост

Главными физическими параметрами в год и одиннадцать месяцев являются вес и рост ребёнка. Рассмотрим нормальные значения для детей разного пола в таблице:

Параметр Диапазон нормальных значений
Масса тела девочки 10-13 кг
Масса тела мальчика 10,6-13,5 кг
Рост девочки 82,2-88,8 см
Рост мальчика 83,8-90 см

Показатели средние, а все детки развиваются индивидуально. Главное, чтобы рост с весом возрастали пропорционально. В этом возрасте за месячный период малыш прибавляет примерно по 100-250 г в весе и вырастает на 0,5-1 см.

Что ребёнок умеет

Развитие малыша охватывает его физические навыки. А что должен уметь в 23 месяца нормально развивающийся ребёнок?

  • без поддержки ходить в любых направлениях (в том числе задом наперёд), активно бегать без спотыканий;
  • прыгать на двух ножках (у некоторых получается подпрыгивать и на одной);
  • подниматься по лестницам, спускаться с них (некоторым деткам пока требуется поддержка: они держатся за перила или за родительскую руку);
  • танцевать, выполнять под музыку ритмичные движения руками, туловищем, ногами;
  • бросать мяч руками и ловить его, бросать в цели и пинать ножками;
  • забираться на возвышенности (кресла, диваны, стулья) и самостоятельно, без падений, спускаться с них.
Читайте также:
Нормы развития речи у ребенка от 2 до 6 лет: когда бить тревогу?

Умения в быту

Развитие ребёнка включает также бытовые навыки. С каждым месяцем малыш должен становиться всё более самостоятельным, стараться обслуживать себя без посторонней помощи. Умения в быту для возраста 23 месяцев включают:

  • пользование вилкой, ложкой;
  • питьё жидкостей из чашки или стакана;
  • попытки надевать одежду (не у всех детей они успешны);
  • мытьё рук с мылом и умывание (может требоваться родительская помощь);
  • уборка игрушек на места;
  • помощь родителям в выполнении домашних обязанностей или её попытки (протирание пыли, подметание, выполнение простых просьб, например, подать из стиральной машинки бельё);
  • посильная помощь в уходе за домашними животными (ребёнок может предлагать еду, пускать питомца с улицы);
  • пользование горшком (это умение в 1 год и 11 месяцев демонстрируют не все детки).

Каковы умственные способности

Умственное развитие малыша охватывает такие важные умения:

  • составление конструкций из кубиков;
  • собирание пирамидок, сортеров, простейших пазлов;
  • рисование линий, несложных фигур;
  • идентификация объектов, их поиск в пространстве;
  • узнавание себя в зеркале, родных на фотографиях;
  • идентификация фигур: кругов, треугольников, квадратов;
  • выполнение просьб, в том числе требующих двух-трёх действий (например, найти, принести и дать);
  • ответы не несложные вопросы: «Что/кто это?», «Как это называется?»;
  • правильное называние имён людей, явлений, действий, объектов;
  • воспроизведение мелодий;
  • различение размеров (маленький и большой);
  • идентификация температуры предмета, его фактуры, цвета, размера;
  • реагирование на интонацию или выражение лица окружающих словами, мимикой, действиями, поведением.

Как ребёнок говорит

Речь малыша в год и 11 месяцев включает порядка 300 слов, у ребёнка уже хорошо получается повторять слова из двух и трёх слогов. Кроха использует предложения и фразы, пусть пока не всегда грамотно их складывает. Могут применяться предлоги. Слова используются осмысленно, уместно и по назначению. Малыш способен озвучивать свои потребности, желания и мысли.

Как малыш себя ведёт

Малыш развивается эмоционально, проявляет свой характер, всё чаще демонстрирует самостоятельность. Он может остро реагировать на те или иные события, явления. Некоторые дети привлекают к себе внимание: делают что-то и следят за реакцией родителей. Малыш может прощупывать почву, проверять грани дозволенного и стараться выходить за эти рамки, чтобы узнать последствия и расширить свои возможности.

Ребёнок может стремиться к свободе, но при этом требовать помощи и сильно переживать, если в поле зрения нет никого из близких. Девочка или мальчик познаёт мир, осваивает и изучает новые территории. При этом некоторые дети наотрез отказываются от вмешательства взрослых, даже если оно необходимо. Также дети часто капризничают, ярко проявляют эмоции.

Как ребёнок общается

В год и одиннадцать месяцев малыш активно социализируется: стремится к людям, пытается общаться со сверстниками, контактирует и желает взаимодействовать с окружающими.

Ребёнок может заинтересованно слушать разговоры взрослых, вникать в них и участвовать. Он активно подражает, повторяет. Также кроха реагирует на слова, действия и поступки других. Проявляются интерес, стремление к сверстникам.

Как организовать распорядок дня

С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.

Рассмотрим в таблице примерный режим:

Временные интервалы Действия
8:00-8:15 Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием)
8:15-8:45 Подготовка к завтраку, приём пищи
8:45-10:00 Домашние занятия, общение
10:00-10:15 Сборы на утреннюю прогулку
10:15-12:00 Времяпровождение на свежем воздухе
12:00-12:45 Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи
12:45-13:15 Обед
13:15-13:30 Подготовка к дневному отдыху
13:30-15:30 Сон днём
15:30-16:00 Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:30 Полдник
16:30-17:30 Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке
17:30-18:40 Прогулка вечером
18:40-19:00 Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи
19:00-19:30 Ужин
19:30-20:40 Семейное время, общение, спокойные игры
20:40-21:00 Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа)
21:00-8:00 Ночной полноценный отдых

Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.

Как кормить ребёнка

Чтобы детский организм получал все нужные для развития и роста вещества, важно грамотно наладить питание ребёнка. Рацион должен быть полноценным, сбалансированным, включающим разнообразные продукты.

В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла. В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты.

Предлагаем примерное дневное меню:

  • Завтрак: приготовленный на пару омлет, кусочек сыра, некрепкий чай (лучше детский).
  • Обед: борщ, пюре из картофеля, сделанная на пару рыбная котлетка, компот.
  • Полдник: фрукт (груша, банан, яблоко), детское мультизлаковое печенье, стакан кефира.
  • Ужин: суфле из телятины, отварная греча, салат из овощей, сок.

Всего за сутки вместе с жидкой пищей (молоком, компотами, соками) ребёнок должен съедать примерно 1200-1300 граммов.

Как заниматься и играть с ребёнком

Как заниматься и играть с ребёнком, чтобы помогать ему развиваться? Предпочитайте такие игры и занятия:

  • разучивание песенок, стихов, потешек;
  • пазлы, сортеры, бизиборды, конструкторы с крупными деталями;
  • лепка из солёного теста, мягкого безопасного пластилина;
  • рассматривание картинок;
  • чтение;
  • сюжетные игры;
  • изучение цветов, фактур, животных, явлений, фигур;
  • активные игры, например, с мячиком;
  • совместное описание разных ситуаций или явлений;
  • занятия по наиболее интересным авторским методиками (пример – Монтессори).
Читайте также:
Полезные развивающие и веселые игры для небольшой компании детей 3-4 лет

Чем мальчики отличаются от девочек

Мальчики действительно отличаются от девочек. Разница затрагивает несколько аспектов:

  • Эмоциональная сфера. Эмоции девочек зачастую объясняемы и просты, агрессивное поведение или отсутствует, или проявляется редко. Эмоциональный фон мальчиков сложен: они могут демонстрировать агрессию (в том числе необоснованную), иногда не способны контролировать и объяснять свои чувства.
  • Скорость развития. Физически мальчишки развиваются быстрее, а также более ловкие. Но их умственное продвижение несколько запаздывает, если сравнивать с девочками. Дети женского пола ориентируются в пространстве хуже, позже демонстрируют сложные физические навыки, зато осваивают речь и контроль потребностей раньше, то есть говорят, учатся по назначению пользоваться горшком.
  • Познание окружающего мира. Основной способ изучения для мальчиков – тактильные ощущения. Они всё трогают руками, стараются разобрать на части, но быстро переключаются с одних предметов на другие, хуже концентрируются. Девочки же наблюдают, рассматривают, оценивают со стороны, дольше удерживают внимание на объектах.
  • Физические показатели. Обычно по росту и весу девочки более миниатюрны, чем мальчики.

Развитие – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому описанные выше различия могут не просматриваться между отдельными детьми или же меняться в противоположную сторону. Например, одна конкретная девочка может оказаться более развитой физически и крупной, чем другой конкретный мальчик.

Как решать возникающие проблемы

Активно растущий и развивающийся человек может вести себя непредсказуемо, что чревато проблемами для родителей. Но из сложных ситуаций есть выход. Изучите конкретные сложности и способы их преодоления:

  1. Отсутствие речи. Некоторые дети долго не говорят, что не всегда является отклонением. Малыш должен понимать слова, реагировать на них. Для развития речи родителям рекомендовано больше общаться с чадом.
  2. Беспричинные истерики. Они вполне могут происходить, причём часто и необоснованно. На капризы не стоит реагировать: порой нужно просто подождать. Если малыш начинает громко плакать и заходиться в плаче, наладьте контакт: обнимите, посмотрите в глаза, ласково поговорите, погладьте. А ещё можно воспользоваться тактикой переключения внимания на что-то более интересное.
  3. Странные просьбы типа снять шапку на морозе. Такие стремления – попытки изучить грани дозволенного, оценить свои возможности. Иногда можно позволить малышу сделать то, что он желает: кроха наверняка поймёт, что это неправильно или неприятно. И в будущем ребёнок не будет стремиться делать это.
  4. Неистовое стремление к свободе. Дочка или сын осознал, что может обходиться без родителей, поэтому старается отдаляться от них. Мама и папа могут осторожно следовать за своим чадом, но не опекать его чрезмерно, а направлять и, конечно, оберегать от опасностей, объясняя их причины.
  5. Невыполнение просьб. Малыш просто не понимает, зачем ему выполнять то или иное действие. Но есть хорошая новость: в таком возрасте уже можно пытаться договариваться, объяснять и вместе рассуждать. В ответ на отказ позавтракать скажите, что когда кроха покушает, он станет сильным и сможет долго играть/гулять.
  6. Отказ от необходимой помощи. Малыш не может надеть носки, но не желает, чтобы ему помогали? Попробуйте показать, как это делать правильно, мягко направьте действия, но не вмешивайтесь грубо и бесцеремонно.
  7. Гиперактивность. Она требует выплеска эмоций и энергии: давайте крохе веселиться, дурачиться, резвиться. Постоянная и неуправляемая гиперактивность корректируется специалистом (неврологом, психологом).

Чтобы ваш малыш развивался и рос гармонично, помогайте ему в этом. Запаситесь терпением, больше занимайтесь с крохой и всегда демонстрируйте свою любовь.

Что почитать

Узнайте, как будет развиваться ваш малыш дальше:

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Читайте также:
У ребенка плохо растут волосы в 1-2 года: причины, способы стимуляции роста, мнения врачей

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Развитие ребенка в 1 год

Содержание:

Сложно поверить, что малышу, которого только недавно принесли из роддома, уже целый год! Теперь это довольно самостоятельная личность — со своим характером, темпераментом, целым арсеналом навыков и умений, удивляющая смекалкой и обезоруживающая смехом каждый день. Глядя на любимого ребенка, хочется запомнить каждый миг, насладиться каждой минутой, ничего не упустить.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.

Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.

Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет. Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов. В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Читайте также:
8 самых увлекательных мультиков про машинки для ребенка 2 лет -подборка опытной мамы

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Коммуникативные навыки ребенка в год

В связи с очередным кризисом сепарации, годовалые дети могут активно выражать свое недовольство, когда мама или папа уходят, например, на работу. И да, к этому возрасту у малыша уже формируется свой круг людей, с которыми ему спокойно и комфортно. Поэтому абсолютно адекватной реакцией является стеснение и нервозность в присутствии чужих людей.

К году у некоторых детей уже появляется интерес к другим малышам, поэтому прогулки на детских площадках становятся все более занимательными.

Питание годовалого малыша

В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!

У ребенка в 1-2 года плохо растут волосы: причины, методы лечения, советы врачей

Содержание статьи:

Индивидуальность каждого ребенка проявляется во всем, даже в росте волос. Так у некоторых детей красивые шикарные локоны почти с рождения, а у других волосы растут плохо либо вовсе не растут. Все причины плохого роста волос, способы решения этой проблемы, а также мнения специалистов по этой теме собраны в статье.

Почему у ребенка не растут волосы: все причины медленного роста волос у детей 1-2 лет

На скорость роста волос ребенка влияют различные факторы:

  • Индивидуальные особенности организма могут проявляться в плохом росте волос. Также следует учитывать, что до трехлетнего возраста смена и рост волос происходят достаточно медленно, поэтому не стоит чрезмерно беспокоиться по этому поводу.
  • Гормональный фон . Он влияет на цвет, скорость роста и объем волос. Уровень гормонов меняется в течении жизни ни один раз. Так у деток, рожденных с волосиками, они вскоре выпадают, растущие затем волосы также не являются основными, они вскоре также меняются, причем может измениться и цвет волос. Основные волосы вырастают к 10-11 годам.
  • Наследственность. Если генетически имеется предрасположенность к тонким, медленно растущим волосам, то ни какие манипуляции не изменят ситуацию.
  • Питание . Состояние волос напрямую зависит от здоровья организма в целом. Несбалансированное и неполноценное питание может стать причиной замедленного роста волос, их ломкости и даже выпадения. Сюда же стоит отнести болезни органов пищеварения, поскольку при неправильном функционировании пищеварительной системы организм недополучает массу питательных веществ и витаминов.
  • Уход . Неправильно подобранный шампунь, украшения и аксессуары для волос, неправильная расческа и тугое плетение травмируют локоны и могут привести к их плохому росту.
  • Стрессы . Если ребенок подвержен стрессам, переживаниям, истерикам, то и волосики у него растут хуже, чем у стрессоустойчивых деток.
  • Болезни . Маленькие детки довольно часто страдают таким заболеванием как рахит. Причинами его возникновения является недостаток витамина Д. Наиболее часто эта недостаточность возникает в результате нехватки солнечного света. Результатом данного заболевания являются проблемы с волосами. Также проблемы с волосами связаны с такими болезнями, как стригущий лишай, алопеция, грибковые заболевания и травма волосяных луковиц и др.
  • Анемия железодефицитная также может быть причиной ухудшения состояния кожи, ногтей и волос.

Комментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:

В первый год жизни педиатр следит за развитием ребенка и его состоянием, в том числе и волос. Не стесняйтесь спрашивать у него на приеме, если в чем-то сомневаетесь.

Читайте также:
Ребенок не может уснуть – что сделать, чтобы ребенок в возрасте 1-3 лет заснул?

В первую очередь, на рост волос влияет генетика родителей, дедушек-бабушек и прабабушек — если в семьях родителей не было шикарной шевелюры, то и у ребенка, скорее всего, будет медленный рост волос или тонкие негустые волосы.

Конечно же, огромное значение имеет питание ребенка после года, когда он уже сидит за столом и кушает ложкой: полноценное питание, режим дня соблюдается — кожа, волос и ногти будут в хорошем состоянии, без видимой патологии.

А если у ребенка есть заболевание, которое проявляется нарушением структуры волос, ногтей или кожи, педиатр на осмотре обязательно обратит на это внимание и сделает необходимые назначения и рекомендации.

У ребенка плохо растут волосы: что делать?

Существует мнение, что бритье наголо способствует лучшему росту волос у детей. Однако научно доказано, что это миф. Бритье не является необходимостью и даже может вызвать проблемы с ростом волос у ребенка.

Чмеленко Галина Анатольевна, врач-трихолог:

«Во время бритья травмируется верхний слой кожи (а не волосяные луковицы), поэтому после данной процедуры волосы долго не растут или растут неравномерно. Однако спустя определенное время дерма восстановиться и рост волос нормализуется».

Обследование и лечение ребенка с плохим ростом волос у специалистов

Установить истинную причину плохого роста волос у малыша поможет обследование ребенка у следующих специалистов:

  • Вначале необходимо посетить педиатра . Он проверит состояние желудочно-кишечного тракта и выяснит, как функционирует пищеварительная система у малыша. Если причина в ней, то врач поможет скорректировать рацион малыша и назначит витаминно-минеральные комплексы.
  • При необходимости он выдаст направление к эндокринологу с целью определения уровня гормонов, специалист назначит необходимые препараты, если будут выявлены отклонения от нормы.
  • Трихолог может определить, не вызвана ли данная проблема неправильным уходом за волосиками малыша.
  • Если педиатром будет определено, что медленный рост волос спровоцирован стресс-факторами, то необходимо будет обратиться к неврологу за помощью.

Сбалансированное питание для стимуляции роста волос у малышей

Советы по организации питания для детей с замедленным ростом волос:

  • Разнообразьте рацион ребенка, обогатив его овощами и фруктами. Включите в рацион ребенка продукты, содержащие витамины А, Д, С, В, кальций, так как эти вещества стимулируют рост волос.
  • Исключите газированные напитки и фас-фути другие вредные продукты для ребенка.
  • Для профилактики нехватки витамина Д ребенку необходимо регулярно бывать на свежем воздухе и употреблять листовых овощи: щавель, капусту, шпинат.
  • Включайте в рацион малыша красно-оранжевые овощи и фрукты, которые содержат много витамина А и бета-каротина. Например, тыква, морковь.
  • Употребление жирных омега-3 кислот положительно влияет на рост волос, поэтому готовьте малышу блюда с содержащими большое количество этих кислот продуктами (льняным маслом, лососем, грецкими орехами).
  • Так как волосы состоят на 70% из белков, то важно включать мясо, молоко, яйца, бобовые и орехи в рацион ребенка.

Народные средства для роста волос у детей

Существуют эффективные народные средства для улучшения роста волос. Применять их можно для лечения детей только после консультации с педиатром.

Отвары трав для стимуляции роста волос

Ополаскивание волос отварами лопуха, березы или ромашки издавна использовали для стимуляции роста волос. Однако данные средства можно использовать деткам старше 2-х лет. Предварительно необходимо исключить возможность появления аллергической реакции у ребенка на растения, используемых для приготовления отваров.

Для приготовления отваров трав 2 ст. л сухой травы заливают стаканом кипятка и на водяной бане держат 15 минут. Затем процеживают и в теплом виде используют для ополаскивания волос.

Маска с кислым молоком/кефиром

Кислое молоко или кефир нанесите на голову малыша, наденьте на голову легкую шапочку или платок. Выдержите 15 минут и вымойте голову.

Маска с касторовым или репейным маслом

Перед сном нанесите на голову малыша касторовое или репейное масло. Оденьте на голову шапочку и уложите ребенка спать. Утром вымойте голову ребенка. Делайте процедуры каждый день в течение 7 дней.

Шампунь для роста волос

Смешайте 4 ст. ложки сока моркови, 1 сырой желток, 20 г растительного масла, 20 г лимонного сока. Используйте полученный состав вместо шампуня.

Правильный уход за волосами малышей

  1. Для мытья головы малыша используйте детский шампунь с рН 6 (нейтральной средой) без агрессивных добавок.
  2. Мойте волосы ребенку отстоянной, теплой водой.
  3. Хорошо вымывайте шампунь с волос малыша.
  4. Промакивайте волосы мягким полотенцем, а не вытирайте.
  5. Используйте для расчесывания волос маленького ребенка расческу с мягкой щетиной из натурального материала, а для детей старше 2 лет — деревянный гребешок с широкими зубьями, тупыми концами.
  6. Расчесывайте сухие волосы.
  7. Делайте пробор на волосах каждый раз на новом месте.
  8. Не используйте тугие заколки и резинки.

Мнения врачей

Педиатр О.В. Бутузова о причинах плохого роста волос у детей 2-3 лет:

Волосы — это в первую очередь генетика. У родителей густые волосы? У бабушек-дедушек? Второй момент — это анемия и нехватка железа. Третий момент — белок. Ребенок кушает мясо, творог, сыр каждый день? Проблем с пищеварением нет? Четвертый момент —нехватка определенных микроэлемнтов, цинка, например Я все это к чему пишу — к тому, что проблема с волосами идет изнутри, поэтому никакое масло для волос ее не решит. Маски и уходы—это все здорово, однако, если есть внутренняя проблема и ее не решать, они не помогут. В этой ситуации самый идеальный вариант—посещение трихолога—специалиста по волосам, который назначит полное обследование для поиска внутренних причин плохого роста волос. В масло для втирания в голову я не очень верю, травы можно попробовать, только следите за состоянием кожи головы при этом. Иногда они вызывают сухость, что не очень хорошо.

Читайте также:
Что делают дети в садике?

Мнение трихолога Т. Цимбаленко о целесообразности бритья ребенка наголо для улучшения роста волос:

В любом случае мы состригаем только мёртвый стержень, и стрижка волос на рост волос повлиять не может. В год происходит естественная первая смена волос, когда пушковые заменяются на более толстые. Часто мама видит, что волосы у ребёнка начинают выпадать, бреет их, не видит больше выпадающие волосы и думает, что помогла стрижка. На самом деле это просто переходный момент созревания волос, который сам пройдёт, вне зависимости от того, бреем мы ребёнка или нет.

У ребенка в 1-2 года плохо растут волосы: причины, методы лечения, советы врачей

Как известно, все малыши появляются на свет уже с волосами. Но волосы у всех детей разные, у одних деток они едва заметны и тоненькие, у других – темные и длинные, а у третьих – коротенькие и напоминают больше пушок, либо кучерявые завитки. И еще, цвет волос, с которым ребенок родился, может изменяться со временем, также может видоизмениться и структура волос, и их густота. Довольно часто, родителям ребенка, многие так сказать разбирающиеся во всех вопросах знакомые, могут посоветовать подстричь малыша наголо. Объясняя такую процедуру тем, что в будущем у ребенка вырастет шикарная густая шевелюра.

А поможет ли это, и от чего на самом деле зависит хороший рост волос у детей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, как именно происходит развитие детских волос и какие фазы роста они проходят. Может плохие волосы у малыша – это всего лишь временное явление и в дальнейшем у ребенка будет красивая копна волос. Давайте во всем этом разбираться вместе.

Особенности роста волос у детей до года


Самые первые волосы у новорожденного ребенка выпадают на 12 неделе жизни.Это совершенно нормальное физиологическое явление , молодым родителям не нужно переживать по этому поводу, в организме малыша происходят гормональные изменения, которые провоцируют выпадение первых волос и стимулируют рост новых, более жестких прядей.

Выпадение может происходить по трем сценариям:

  1. малая интенсивность. В этом случае выпадение происходит практически незаметно. Новые локоны отрастают быстро и залысины не появляются. Окружающие даже не замечают, как у малыша происходит смена шевелюры.
  2. Зональное облысение. Очень сильно заметны залысины на затылке и висках. Именно эти части головы наиболее интенсивно контактируют с разными поверхностями, что производит к механическому повреждению локонов и быстрому их выпадению.
  3. Полное облысение. Иногда у ребенка выпадение волос происходит стремительно и по всей голове, так на некоторое время малыш остается совершенно лысеньким, но это тоже нормальное явление и бить тревогу по этому поводу не стоит.

Важно! Первая смена волос у малыша происходит с 3 месяцев до полугода. Если после выпадения волос рост волос у детей до года не появляется до 6-7 месяцев, то нужно срочно обратиться к врачу для выявления патологии.

Огненный окрас

Большинство родительских суеверий связано с рыжими детьми. Издревле этот окрас влечёт за собой шлейф мистических представлений. В эпоху нано – технологий учёные постарались развеять эти суеверия и на базе достоверных фактов доказать, что рыжий цвет волос по характеристикам почти не отличается от остальных типов.

Его носителем выступает ген МК1R, неофициально известный как «ген имбиря». По проявлению силы он рецессивный. Это означает, что ребёнок родится рыженьким, если в его генной структуре окажутся два “имбирных” гена. Поэтому далеко не всегда в многодетной семье с рыжими родителями все дети обязательно окажутся рыжими.

Вероятность приобрести этот цвет в этих случаях равна 1 к 4. Ген МК1R может дремать несколько поколений подряд и проявиться в момент, когда его не ждали, а незнание законов генетики приведёт к тому, что рождение рыжего малыша вызовет не слишком хорошие предположения со стороны отца.

Если за светлый окрас отвечает пигмент меланин, а за тёмный – эумеланин, то за рыжие волосы несёт ответственность феомеланин. Его наличие обостряет риск заболевания меланомой. Даже люди с бледным типом кожи и светлыми волосами имеют меньше шансов заболеть ею. Зато отличительный характер, априори приписываемый рыжим, так и остаётся стереотипом, не подтверждённым научными изысканиями.

Особенности после первого года жизни

Многие родители ожидают, рост волос у ребенка после года станет наиболее интенсивным. К сожалению, такие ожидания ошибочны.

Полноценное строение стержня волоса заканчивается не раньше 4-5 летнего возраста ребенка. Оценить густоту и структуру локонов ребенка можно только после исполнения ему пяти лет. В этом возрасте волосы малыша максимально похожи на те, которые ему передали родители по наследству генетически.


Заниматься стимуляцией роста волос у детей до 4-5 летнего возраста категорически не рекомендуется (исключения составляют только специальные назначения врача). Народные методы могут спровоцировать появление аллергических реакций.

Полное бритье головы в годик, так же сомнительная процедура. В этом возрасте корни волос малыша, находятся очень близко к поверхности кожи головы и механическое воздействие (бритье наголо), может повредить луковицы. Рост волос у детей после года вследствие этой процедуры может ухудшиться.

Цвет глаз

Если у папы глаза темно-карие, а у мамы голубые, то у ребенка с большой вероятностью будут именно карие глазки. Ген карих глаз является доминантным (сильным), а голубой — рецессивным (слабым). Если у обоих родителей карие глаза, то у них вряд ли родиться ребенок с зелеными, серыми или голубыми глазками. Пройдет время — и они начнут темнеть, постепенно превращаясь в карие.

А вот если оба родителя голубоглазые, то и малыш с большой долей вероятности будет иметь голубой оттенок глаз.

Читайте также:
Ребенок 1 год 4 месяца - особенности развития и важные моменты в воспитании малыша в год и 4

От чего он зависит?

Как отрастить волосы ребенку? Для понимания этого необходимо знать об особенностях роста волос у младенцев и маленьких детей.

Волосы у ребенка вырастают на 6-7 мм в месяц. Период активного роста продолжается от 2-х до 5-6 лет, затем наступает небольшая фаза отдыха (3-4 месяца). По завершению фазы отдыха волосинка выпадает и на смену ей начинает расти новый волос.

В среднем, каждый человек может потерять 50-100 волосинок в день, это нормальный физиологический процесс смены волос. Густота локонов у детей зависит от размера луковицы: у обладателей крупных луковиц шевелюра будет густой, у деток с мелкими волосяными луковицами волосы будут тонкие и более слабые.

Волосы – показатель общего здоровья ребенка.

На рост и состояние детской шевелюры влияют многие факторы, такие как:

  1. Наследственность. Генетическая предрасположенность к тонким, слабым, редким волосам, которые очень медленно растут, передается по наследству. Никакие косметические и лечебные процедуры не смогут кардинально изменить ситуацию.
  2. Гормональный фон. Работа эндокринных желез, а именно количество определенных гормонов оказывают основное влияние на рост, цвет и объем шевелюры. Так как гормональный фон периодически меняется, то и локоны подвержены небольшим изменениям, например: светловолосый кудрявый грудничок, может к пяти годам превратиться в брюнета с прямыми прядями. Постоянная шевелюра у ребенка появляется в подростковый период – к 11-12 годам.


Питание. Скудное и неправильное питание малыша может привести к дефициту витаминов и питательных веществ. Из-за этого волосы могут стать ломкими и слабыми, существенно замедлиться их рост, может начаться обильное выпадение.

  • Ежедневный уход. Частое мытье головы, неправильное причесывание (жесткой и слишком мелкой расческой), стягивание прядей в тугие хвосты и косы может привести к замедленному росту и выпадению волос.
  • Стрессы. Частые истерики, плач, крик и капризы ребенка приводят к мышечному спазму, в результате чего нарушается кровообращение, и луковицы не получают полноценное питание. Это замедляет рост локонов и сильно влияет на их структуру.
  • Болезни. Сезонные простуды и прием лекарственных препаратов делают пряди тусклыми и слабыми. Рахит, стригущий лишай, травма волосяных луковиц – провоцируют выпадение волос.
  • Важно! Выпадение волос у ребенка до 5-6 лет – патология, которая указывает на наличие какого-то заболевания. Игнорировать такие симптомы крайне нежелательно, это может привести к полному и неизлечимому облысению ребенка.

    Почему волосы редкие или плохо растут?

    Если в год у ребенка плохо растут волосы, родители обоснованно волнуются. Наиболее часто такое встречается у светленьких малышей. Впрочем, мамам и папам надо знать, что густота шевелюры зависит от наследственности. Взгляните на свои фото в детстве и сравните вашу прическу с прической крохи: если все выглядит одинаково, незачем напрасно волноваться.

    Стоит вспомнить и об индивидуальных особенностях детей. Встречаются случаи, когда волосы начинают активно прибавлять в росте и густоте ближе к 2-х летнему возрасту. Такая медлительность не означает, что с возрастом у грудничка не образуется пышная прическа. Желая улучшить шевелюру отпрыска, родители прибегают к народным средствам. Выход довольно рискованный, поскольку некоторые составы могут привести к аллергии.

    Специалисты советуют пересмотреть питание малыша. Сбалансируйте его так, чтобы ребенок в достаточном количестве потреблял витамины А,В,С,D,Е, чтобы в его рационе присутствовали продукты, поставляющие кальций, железо, магний, селен, цинк. Важно, чтобы и питание мамы в период грудного вскармливания содержало такие полезные элементы, как омега-3 и омега-6 (полиненасыщенные жирные кислоты) и животные белки (подробнее в статье: что делать, если выпадают волосы при грудном вскармливании?).

    Как ускорить рост волос у ребенка?

    Как ускорить рост волос у детей? Для этого необходимо соблюдать ряд простых правил:

    1. Для роста волос детям необходимо сбалансированное и разнообразное питание:
        треть дневного рациона должны составлять овощи и фрукты богатые витаминами А, Е, В, С и Д.
    2. Обязательно употреблять оранжевые фрукты и овощи (абрикос, морковь, тыква и другие) в них содержится бета-каротин улучшающий структуру и рост локонов.
    3. Включать в рацион жирные омега-3 кислоты – это морская рыба, рыбий жир, шпинат, грецкие орехи.
    4. Волосы на 65% состоят из белка, поддерживать уровень белка нужно такими продуктами как: мясо, молоко, яйца, бобовые и все виды орехов.
    5. Профилактика рахита – прогулки на свежем воздухе в солнечную погоду.
    6. Полностью исключить газированные напитки, магазинные соки, полуфабрикаты и продукты богатые пищевыми добавками, а так же кулинарные шедевры (сдоба, пирожные).
    7. Ускорить рост волос у детей можно правильным уходом:


    мыть голову следует только детским шампунем, используя отстоянную, теплую воду.

    Протирать голову нужно мягким полотенцем, промакивающими движениями.

  • Волосы должны высыхать в естественных условиях, использовать фен крайне не желательно.
  • Причесывать локоны можно после полного высыхания расческой из натуральных материалов. Для густой шевелюры рекомендуется редкий гребень, для редких волос можно использовать массажную щетку.
  • Для девочек совершенно недопустимы тугие прически, они травмируют луковицу и сильно натягивают волоски, чем сильно ухудшают структуру и рост локонов.
  • Укрепить волосы детям можно использованием масок и отваров:
      безвредной и эффективной считается маска из кефира:его нужно нанести на волосы, продержать 10-15 мин и смыть большим количеством теплой воды.
  • Для отваров используют такие травы: лопух, березовые листья, кора и сережки, ромашка аптечная, череда. Отварами нужно ополаскивать голову, после мытья.
  • Как укрепить волосы детям другими способами? Например, ежедневным легким массажем кожи головы, который улучшает циркуляцию крови, а это в свою очередь благоприятно действует на питание волосяных луковиц.

    Массаж можно производить подушечками пальцев, оптимальное время одного сеанса составляет 10-15 мин. Желательно делать его вечером, перед сном, он расслабляет ребенка и настраивает на полноценный отдых.
    Стрижка. Подстригать локоны нужно по мере необходимости. Слабые, посеченные концы волос срезать рекомендуется постоянно, как только они появляются. Внимательно следить за челкой, укорачивать длину, как только волосы падают на глаза.

    До пятилетнего возраста многие специалисты рекомендуют делать детям короткие стрижки. Объясняется это тем, что ухаживать за такой шевелюрой легче: при расчесывании волосы не травмируются, так как практически не запутываются, использование заколок и резинок уменьшается.

    Трихотилломания

    Трихотилломания относится к нейрогенным заболеваниям. Ребенок с особым навязчивым чувством начинает выдергивать волосы на голове или волоски на бровях и ресничках. Пораженная часть выглядит как очаг с поредевшими волосами, напоминает гнездовую плешивость или грибковое заболевание – поверхностную трихофитию. Если рассматривать детально очаг, то можно увидеть обломанные на разной длине волоски, которые растут на неизмененной коже. Кстати, дети, помимо того, что начинают выдергивать у себя на голове волосы еще и грызут ногти (онихофагия – привычка грызть ногти).

    О правильном подборе средств


    Не получится полноценно отрастить длинные волосы детям, если к тому не располагает наследственность.

    Самостоятельные эксперименты могут привести к аллергическим реакциям, нарушениям гормонального фона и повреждению луковиц. Это может негативно отразиться на структуре и росте волос, в более тяжелых случаях может спровоцировать частичное или полное облысение.

    Для девочек допустимо использовать специальные косметические средства (спреи и шампуни) облегчающие процесс причесывания локонов, не влияющие на структуру и рост волос.

    Важно! Применять различные масла, травяные отвары и настойки, косметические, а тем более лекарственные средства можно только по назначению врача.

    Волосы ребенка – это не только украшение, но и индикатор общего состояния здоровья. Родителям нужно внимательно следить за состоянием локонов своего карапуза, правильно ухаживать за прической своего чада и ни в коем случае не повредить луковицы модными прическами или агрессивными косметическими средствами. Теперь вы знаете, как усилить рост волос у ребенка, пользуясь разными методами и средствами, а также правильно ухаживая за волосами.

    Возможные последствия

    Если у ребенка не растут волосы или отрастают, но недостаточно быстро, то родителям стоит вовремя предпринимать какие-то действия, как минимум, отправиться на консультацию с педиатром. Если же совсем бездействовать, особенно в ситуации, когда присутствуют и другие подозрительные симптомы, можно дождаться негативных последствий:

    • если имеет место рахит, при отсутствии надлежащего лечения, начнутся изменения на костях, что в будущем вызовет ряд проблем со здоровьем и ребенок будет лишен возможности нормального существования;
    • если у малыша нервное перенапряжение и обстановка в семье будет только ухудшаться, сформируются неврозы, фобии, его будут пугать многие вещи, со временем появятся серьезные головные боли, а там недалеко и до развития психического расстройства;
    • при недостаточном получении необходимых белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов, будет страдать весь организм, болезни пойдут одна за другой, ребенок станет слабым;
    • ранний прикорм приведет к серьезным патологиям пищеварительной системы, в частности, к хроническому гастриту;
    • если имеет место эндокринная патология, состояние малыша может ухудшаться, со временем появятся и другие отклонения, в том числе, возможно отклонение в росте и развитии.

    И это лишь малая доля возможных последствий, поэтому лучше иной раз перебдеть, чем упустить момент.

    Гормональный фон

    Этот фактор отвечает за все аспекты организма человека. Он неустойчив и может изменяться не один раз в жизни. Малыши могут несколько раз изменить цвет глаз и волос на фоне гормональных выбросов.

    Интенсивность роста и количество репродуктивных луковиц также подвергаются влиянию гормонов. Устойчивость гормональный фон получает к 11 годам. С этого возраста его влияние на волосяные покровы значительно уменьшается.


    На развитие волосяных луковиц влияют гормоны

    Невозможное возможно?

    Чаще всего по поводу волос переживают мамы девочек. Ведь так хочется поскорее начать украшать головку маленькой красотки яркими бантами, заколочками и резиночками.
    Здесь сразу хочется охладить пыл мамочек. Вы можете делать что угодно ради красоты волос вашей крохи — использовать весь арсенал лечебных и косметических средств, массажей и бабушкиных рецептов.

    Помните только — выше головы не прыгнешь, ведь качество волос человека обусловлено, главным образом, наследственностью, а с таким фактором бороться трудно.

    Но ничего невозможного нет. Давайте вместе разбираться, как помочь матушке-природе.

    Псевдопелад Брока

    Является атрофирующей алопецией неизвестной этиологии. Очаги поражения небольшие, чаще всего локализуется в области лба и на висках. Пораженные участки соединяются между собой, образуя неправильные фигуры, напоминающие языки пламени. Кожные покровы в пораженных участках гладкие, с блеском, атрофичные, отсутствуют какие-либо шелушения, без корочек, отверстия фолликул не просматриваются.

    В пораженной зоне заметны пучки некоторых сохранившихся волос. Воспаления на коже отсутствуют. Болезнь довольно медленно развивается. Волосы в пораженных участках в дальнейшем перестают расти навсегда, однако сам процесс развития заболевания может остановиться. Диагностировать данное заболевание трудно.

    Лечение алопеции у детей

    Содержание статьи

    • Причины возникновения алопеции у детей
    • Диагностика заболевания
    • Существующие виды недуга
    • Как лечить алопецию у детей?

    Алопеция представляет собой выпадение волос – очаговое или тотальное. Это происходит под воздействием разных факторов: от врожденных патологий до стресса. Обычно это состояние не связано с какой-то опасной для жизни патологией, но проведение терапии все равно нельзя откладывать. В детском возрасте в некоторых случаях алопеция – это признак дефицита определенных микроэлементов и витаминов, что может привести в будущем к серьезным патологиям.

    Причины возникновения алопеции у детей

    Наиболее часто к развитию этого заболевания приводят наследственные и врожденные патологии, резкая потеря веса, хирургические вмешательства, дефицит фолиевой кислоты и витамина В12, общая интоксикация организма, травматизация волосяных луковиц, слабый иммунитет, стресс. Источник:
    Е.В. Маслова, О.Н. Позднякова Структура и клинические варианты алопеции в практике врача-дерматовенеролога // Journal of Siberian Medical Sciences, 2012, №2

    Также к частичному или полному облысению приводят:

    • сбои в работе нервной и эндокринной систем;
    • неврологические расстройства;
    • травмы головы;
    • вредные привычки: дергать себя за волосы, накручивать их на палец и др.;
    • кожные воспаления в зоне роста волос;
    • некоторые общие инфекционные заболевания;
    • прием антибиотиков;
    • заражение глистами;
    • сахарный диабет;
    • дефицит питания;
    • железодефицитная анемия;
    • переизбыток витамина А в организме;
    • воздействие рентгеновских лучей;
    • рахит;
    • стригущий лишай;
    • и др.

    Можно сгруппировать причины развития этого заболевания по возрасту:

    • у грудных малышей это может быть рахит, повышенная подвижность, вследствие чего ребенок постоянно трется об подушку;
    • в возрасте 1-2 лет очаговое облысение вызвано вредными привычками. Обычно дети дергают себя за волосы, накручивают их на палец. Если поведение не меняется до 4 лет, следует обратиться к психологу;
    • в возрасте старше трех лет дети активно адаптируются в обществе, поэтому нередко заражаются инфекциями, грибковыми спорами;
    • поход же в первый класс вызывает сильный стресс, большие нагрузки негативно влияют на иммунитет, вследствие чего тоже возникает алопеция;
    • следующий «переломный» период – это подростковый возраст, когда перестраивается гормональный фон. Это тоже служит негативным фактором.

    Диагностика заболевания

    Если взрослые члены семьи или педиатр заметили признаки алопеции, нужно понять, почему происходит поредение волос. Для этого проводится расширенная диагностика. Чтобы вылечить алопецию, ребенок должен сначала посетить следующих детских специалистов:

    Эти врачи назначат ряд обследований, чтобы определить причину появления патологии:

    • Обследование ЖКТ. Оно может включать тесты на хеликобактерпилори (желудочную бактерию, провоцирующую гастрит) методами ПЦР и ИФА, анализ кала на дисбактериоз, УЗИ органов брюшной полости, а также фиброгастродуоденоскопию (ФГДС).
    • Эндокринолог может назначить анализ крови на уровень тиреоидных гормонов (АТ, ТТГ и др.), кортизола, уровень ионизированного Са, УЗИ щитовидной железы.
    • Чтобы определить микроэлементный статус ребенка проводится спектральное исследование волос и крови на содержание микроэлементов.
    • ИФА-диагностика позволяет выявить антитела к герпесу, гемолитическому стрептококку, гельминтам, лямблиям, грибам.
    • Трихолог назначает трихограмму, компьютерную диагностику кожи головы, фототрихограмму.
    • В клинически неясных случаях делают биопсию кожи головы с последующей гистологией. Это нужно, чтобы исключить рубцовую алопецию, являющуюся симптомом плоского лишая и системной красной волчанки.
    • Если есть сомнения в диагнозе, ребенка могут направить на консультацию к микологу.
    • Реоэнцефалография показана при распространенных формах облысения, она позволяет исключить нарушение кровотока в церебральных венах.

    Существующие виды недуга

    • Физиологическая алопеция. Локализуется на висках, затылке. Наблюдается у младенцев первых месяцев жизни по причине постоянного трения о подушку. Лечение не требуется, потому что болезнь пройдет, когда ребенок перестанет все время находиться в лежачем положении.
    • Анагенная. Связана с препаратами, которые используются для лечения онкологии.
    • Наследственная. Появляется у ребенка, если его родители тоже имели такую патологию.
    • Врожденная. Является одним из симптомов врожденной патологии, порока. Достаточно редкая. Возникает на фоне эндокринных, кожных заболеваний и др.
    • Телогенная. Развивается из-за резкого снижения веса, хирургических вмешательств, перенесенных болезней на фоне повышенной температуры тела.
    • Очаговая, или гнездная (плешивость). Служит симптомом нарушений в функционировании иммунной системы. Поражение – локальное, то есть на голове формируются отдельные участки облысения. Такой формой алопеции болеет один ребенок на тысячу. Источник:
      Н. Бекбауова, Р.Алиева, Ж. Жарасова, О. Степанова Этиология гнездной алопеции у детей // Медицинский журнал Западного Казахстана, 2012, №3(35), с.90
    • Диффузная. Наиболее распространенный вид. Представляет собой равномерную потерю волос от 150 в сутки.
    • Себорейная. Развивается по причине себореи.
    • Универсальная. Потеря волос по всему телу.
    • Псевдопелада Брока, или атрофирующее облысение. Потеря волос происходит в зонах лба и темени. Среди детей это редкая патология, обычно ей подвержены женщины после 35 лет.

    Как лечить алопецию у детей?

    Метод лечения зависит от причины алопеции у детей, которая определяется в ходе обследования. Кроме общей терапии, врачи нередко назначают дополнительные средства по уходу за волосами (наружные), поливитаминные комплексы. Источник:
    Н.В. Пац Лечение алопеции у детей (обзор литературы) // Журнал ГрГМУ, 2006, №3, с.8-11

    Если облысение не вызвано опасным заболеванием, которое нужно немедленно устранить, может быть рекомендовано «лечение ожиданием». В этом случае за ребенком наблюдают в течение нескольких месяцев. За это время патология может пройти сама собой.

    Запрещено лечение народными методами. Это может усугубить первопричину и сказаться на дальнейшей жизни ребенка.

    Терапия должна строиться на основании выявленной причины потери волос. Во всех случаях детям показано общеукрепляющее лечение, которое включает прием:

    • иммуномодуляторов;
    • фитина;
    • витаминов А, Е, С, В1, В6, В12;
    • метионина;
    • пантотеновой кислоты;
    • при тотальной алопеции – системный прием гормональных препаратов.

    При топической разновидности заболевания проводят УФО очагов потери волос. Предварительно их смазывают фотосенсибилизирующим препаратом на основе амии большой, пастернака, метоксалена. Также проводится дарсонвализация волосистой части головы.

    Ежедневно волосистая часть головы охлаждается хлорэтилом, в нее нужно втирать различные настойки и эмульсии, мазь на основе преднизолона.

    Если ребенок потерял волосы в связи с ожогом, то на месте рубца новые волосы не вырастут при применении консервативной терапии. Помочь может только пересадка кожи.

    Алопеция – психологически тяжела для ребенка, поэтому ему может потребоваться помощь детского психолога.

    Источники:

    1. Е.В. Маслова, О.Н. Позднякова. Структура и клинические варианты алопеции в практике врача-дерматовенеролога // Journal of Siberian Medical Sciences, 2012, №2.
    2. Н. Бекбауова, Р.Алиева, Ж. Жарасова, О. Степанова. Этиология гнездной алопеции у детей // Медицинский журнал Западного Казахстана, 2012, №3(35), с.90.
    3. Н.В. Пац. Лечение алопеции у детей (обзор литературы) // Журнал ГрГМУ, 2006, №3, с.8-11.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: