Развитие ребенка в 2 года и 3 месяца – навыки и способности малыша в два и 3 месяца

Ребенку два года: советы нейропсихолога

Статья нейропсихолога нашего Центра Сальниковой Ирины Анатольевны в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Ребенку два года: советы нейропсихолога».

Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т.е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.

Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь), посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т.е. вас, он учится.

Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т.е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.

К двум годам ребенок:

  • умеет ходить, бегать (хорошо ходит во всех направлениях, по неровной дорожке, перешагивает через канавки, взбирается на бугорки);
  • умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;
  • умеет прыгать (подпрыгивает вверх, прыгает через обруч или лежащее на земле препятствие);
  • может ударить по мячу ногой, бросить его в определенном направлении (например, другому участнику игры или в цель), ловить мяч двумя руками;
  • способен сохранять равновесие на перекладине;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • умеет рисовать вертикальную линию;
  • может построить башню или дом из 4–6 кубиков;
  • умеет резать бумагу, держа ножницы одной рукой;
  • самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины и пр.).

Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

В два года можно предложить следующие игры и задания.

  • Учиться бросать и ловить мяч, бросать его об стенку.
  • Изображать движения животных по показу мамы (прыгать, как зайка, махать руками, как птичка, громко топать, как слон, ползать, как удав и т.д.).
  • Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например, подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов (по типу лабиринта).
  • Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).
  • Ходить по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развивать координацию.
  • Игра «Поймай солнечного зайчика». Играть с солнечным зайчиком, который пускает мама.
  • Коллективные подвижные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры в «догонялки», в волка и зайчат и т.п.
  • Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.
  • Рисовать (пальчиковыми красками, мелками, карандашами).
  • Лепить, делать аппликации.
  • Играть с рамками-вкладышами.
  • Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается — то и застегивать их).
  • Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и надевать другую одежду.
  • Пересыпать / переливать крупу / воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания / переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посуды, лейкой.
  • Играть с мозаикой, Лего, другими конструкторами.

По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.

Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.

В два года малыш, как правило, может:

  • различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
  • различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
  • собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
  • подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
  • складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
  • находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
  • складывать несложный узор из мозаики;
  • понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т.д. и соотносить число с реальными объектами;
  • свободно ориентироваться в знакомом помещении;
  • быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т.п.);
  • замечать изменения в погоде и называть их;
  • активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
  • узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т.д.;
  • правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
  • называть предметы, действия, качества;
  • использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
  • рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т.д.;
  • повторять слова и фразы за взрослым;
  • запоминать слова песенок, танцевальные движения;
  • понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
  • создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
Читайте также:
11 лучших развивающих игр для детей 2 лет

В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.

Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.

Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:

  • Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
  • Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
  • Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т.п.).
  • Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
  • Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
  • Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
  • Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
  • Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик»), на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!»), поиск на картинке в книжке и т.п. Играть можно всегда и везде.
  • Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
  • Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки), разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
  • Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
  • Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.

Итак, к двум годам ребенок:

  • проявляет потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним (малыш никуда не хочет отпускать маму, ждет ее одобрения и внимания);
  • ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними;
  • выражает свою волю в ситуациях «хочу» или «не хочу», но легко откликается на уговоры взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то, т.е. найти компромисс;
  • во многих игровых ситуациях проявляет не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям;
  • начинает проявлять некоторую сдержанность, умение немного подождать, т.е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации;
  • может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками (наблюдает за действиями других детей, пытается им подражать, может поделиться игрушкой);
  • узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии, запоминает их имена (мама Маша, баба Лена и др.);
  • знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: «Кто это сделал?» может ответить в третьем лице: «Маша сделала»;
  • начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка.

В этом возрасте важно:

  • обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к другим детям («Смотри, какая девочка! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?»);
  • знакомиться на площадке со сверстниками, побуждать к совместным играм — вместе качаться на качелях, играть в песочнице и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть вместе самостоятельно, для этого им должен помогать взрослый;
  • учить меняться игрушками, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой;
  • учить жалеть другого и сопереживать его горю (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:

  • замечать даже самые маленькие достижения «юного исследователя» и искренне хвалить за них;
  • проводить развивающие занятия в игровой форме, поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является игра;
  • игрушек должно быть достаточно, но не много — главное не количество, а качество игры. В этом возрасте для малыша главное, чтобы родитель играл вместе с ним. Поэтому даже если у него будет всего три игрушки, но родители играют и разговаривают с ним, процесс развития будет идти значительно быстрее по сравнению с ситуацией, когда у ребенка вся комната завалена игрушками, но он играет с ними один. К тому же большое количество игрушек провоцирует проблему выбора и затрудняет сосредоточенность ребенка во время занятия (будет отвлекаться);
  • при выборе игр и игрушек для занятия исходить из интересов ребенка в этот момент. Например, если ему интересны машинки, можно взять разных цветов, размеров и на этом материале, например, изучать цвета, формы, назначение (грузовая, легковая, транспорт). Игрушки, игры, книжки должны быть яркими, чтобы привлекать внимание ребенка, и располагаться в доступном для него месте;
  • заниматься развитием, когда хочет и может ребенок, и, главное, — как он хочет. Любой навык (память, мышление, речь и т.д.) можно развивать множеством способов и всегда есть то, что интересно малышу сейчас (например, если он сейчас не хочет рисовать, можно заменить это занятие лепкой, конструированием что также развивает мелкую моторику, восприятие, речь);
  • не равняться на сверстников: у каждого свои способности и возможности, и даже если ваш малыш что-то не умеет сейчас, как большинство сверстников, — ничего страшного, ведь он умеет что-то другое, а этому научится чуть позже. Помните: темп развития каждого ребенка индивидуален;
  • развивать любой навык от простого к сложному. Например, обучение различению цветов можно разделить на следующие этапы: а) изучение одного цвета на предметном материале (например, кубиках — найди такого же цвета, как у меня) при выборе сначала из двух цветов, затем из трех и т.д.; б) изучение этого же цвета на картинках по аналогии с предыдущим этапом; в) обозначение цвета: «Какого цвета этот кубик?».
Читайте также:
Как лечить зеленые сопли у ребенка: советы, методы лечения детей до года и старше

И только потом приступаем к изучению другого цвета и т.д.

Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост – на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время – до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты – как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие – только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй – после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Читайте также:
Как разговорить ребенка 2-3 лет: методики, упражнения, гимнастика, мнения логопедов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен – малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом – окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе – важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна – просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся – и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой – спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Журнал «Актуальные вопросы развития детей».

Что должен уметь малыш в 2 года и 3 месяца?

Содержание статьи:

Развитие каждого малыша индивидуально. Кто-то раньше начинает говорить, кто-то — ходить, а у кого-то быстрее вырастают все молочные зубки. Зато у всех без исключения детишек в этом возрасте, 2 года и 3 месяца, возрастает активность и любопытство. Задача заботливых родителей — помочь чаду в познании окружающего мира и получении новых навыков.

Физическое развитие малыша в 2 года 3 месяца

С каждым днем шаги крохи становятся более уверенными. Ему все реже требуется держать взрослого за руку, чтобы преодолеть препятствия (ступеньки, кочки, подъём вверх по склону).

На прогулке малыш активно двигается, бегает и прыгает, проявляет интерес к аттракционам и турникам, пытается вскарабкаться по лесенке. В песочнице лепит фигурки из песка, использует игрушки по назначению (лопаткой копает песок, собирает его в ведерко).

Если выбор карапуза соответствует погоде за окном — поддержите его. Если в выбранном наряде ребенку может быть холодно, то предложите дополнить его «образ» теплой кофтой, шапочкой или курточкой.

В этот период продолжает улучшаться координация и начинает преобладать активность правой руки (либо левой, если ребенок левша) и указательных пальцев.

В 2 года 3 месяца дети учатся открывать и закрывать двери.

К этому возрасту ночью кроха спит не более 10 часов, а днем достаточно 2-3 часов сна после прогулки и обеда.

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года и 1 месяц – что умеет и на что способен малыш в два и один?

Процесс кормления упрощается, потому что малыш самостоятельно орудует ложкой и пьет из чашки, не расплескивая ее содержимое.

Особенности психики у детей в 2 года и 3 месяца

В два и 3 месяца ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Это способствует повышению интереса к окружающим людям, протестам против ограничений свободы его действий и выражению своих предпочтений.

Малыш старается выполнить какое-то действие (сложить игрушки, отнести бутылочку на кухню, одеться и т. д.) качественно, ожидая от взрослых похвалы.

Детям в 2 года и 3 месяца нравится постоянство, спокойная домашняя атмосфера, взаимодействие с привычными предметами. Несмотря на это, при необходимости малыш быстро приспосабливается к новой обстановке и условиям, благодаря пластичности психики.

Поход в детский сад влечет за собой разлуку с мамой, самым близким человеком, на несколько часов или целый день. Из-за этого ребенок испытывает стресс, который может выражаться истериками, отказом от еды в детском саду, обидой, апатичным или, наоборот, агрессивным поведением.

Негативные эмоции способствуют снижению активности малыша, он теряет интерес к изучению окружающего мира. Поэтому его нельзя оставлять одного в плохом настроении. Благо, подбодрить карапуза в этом возрасте довольно просто. Дети в 2 года 3 месяца быстро переключаются на что-то новое (игра, просмотр мультфильма, животное).

К этому возрасту спектр эмоций, которые способно испытывать чадо, постоянно расширяется. Карапуз учится сопереживать и гордиться собой, когда его хвалят.

Общение с окружающими и речь ребенка в 2 года и 3 месяца

Малышу все больше нравятся игры со сверстниками, которые становятся более разнообразными. С родными и знакомыми карапуз охотно разговаривает, а незнакомцев опасается.

Словарный запас в этом возрасте достигает около 200 слов и постоянно обогащается.

Постепенно в крохе просыпается «почемучка», которая начинает усиленно терроризировать взрослых.

Новые навыки у малышей в 2 года и 3 месяца

Список того, что ребенок способен делать без помощи взрослых, постоянно дополняется.
На прогулках в норму входят прыжки с высоты 10-15 см. Карапуз теперь может не только бросать мячик, попытки поймать его всё чаще оказываются успешными.

К этому возрасту детки в состоянии сами развлекать себя в течение некоторого времени. С одной стороны, это освобождает мамам и воспитателям немного времени. С другой стороны, необходимо помнить, что любопытство в этом возрасте поистине безгранично.

Малыш может выучить наизусть небольшие стишки, говорит предложениями из 3-5 слов.

Помимо этого, карапуз учится быстрее справляться с застежками, завязками и пуговицами на одежде.

Рацион питания для малышей 2 года 3 месяца

  • Детям необходим сбалансированный рацион. В течение дня должно быть 4 приема пищи. Большинство продуктов должны содержать животный белок. Его много в мясе, молочной продукции, яйцах, птице и рыбе.
  • Белковое меню нужно обязательно дополнять свежими фруктами и овощами, в которых содержится много витаминов и микроэлементов.
  • Суточная норма мясной продукции для детей в этом возрасте — 85 г. Допускается давать ребенку нежирную телятину, курицу, говядину и свинину в вареном или тушеном виде в первой половине дня.

  • Лучший гарнир — каша вязкой консистенции или тушеные овощи.

Вкусно и полезно: рецепты на каждый день для детей в возрасте два года 3 месяца

Детям, как и взрослым, надоедает кушать изо дня в день одно и то же. Поэтому заботливые мамы стараются разнообразить меню для любимых деток.

Омлет с кабачками

Сытное и вкусное блюдо на 4-6 порций.

Понадобится:

  • 4 яйца
  • 2 средних кабачка
  • 100 г сыра
  • 2 зубчика чеснока
  • 1 ч. л. муки
  • 250 мл молока
  • 1 помидор
  • 50 г свежей зелени

Кабачки необходимо тщательно вымыть, натереть на крупной терке и отжать с них сок. В емкость с тертыми кабачками добавить выдавленный через пресс чеснок и соль по вкусу.

Муку смешать с молоком, добавить яйца, немного соли и перемешать. Дно формы смазать сливочным маслом, выложить тертые кабачки и залить все молочно-яичной смесью.

Помидор ошпарить кипятком, снять кожуру, нарезать небольшими ломтиками и добавить к запеканке, сверху посыпать нарезанной зеленью и сыром.

Блюдо запекается в духовке при температуре 180 градусов в течение получаса.

Куриный крем-суп с брокколи

Хороший способ разнообразить привычные постные борщи и супчики.

Понадобится:

  • 1 куриная грудка
  • 5 соцветий свежих брокколи
  • 60 г сливочного масла
  • Пара гренок
  • Сметана

Курицу необходимо промыть, залить водой, слегка посолить и варить в течение 50 минут. На поверхности воды в процессе приготовления будет возникать пенка, которую необходимо снимать.

Отваренную грудку вынуть из бульона и поместить в чистую емкость для остывания. Брокколи промыть, добавить в кипящий бульон, проварить 15 минут и снять с огня.

Курицу нарезать мелкими ломтиками, добавить вместе со сливочным маслом в бульон и взбить блендером. В тарелке суп можно украсить, нарисовав сметаной забавные фигурки или рожицы. Подавать с гренками.

Коктейль молочный с бананом и ягодами

Все малыши — сладкоежки, они любят мороженое, конфеты и напитки. Вместо магазинных сладостей, которые напичканы ароматизаторами, консервантами и усилителями вкуса, на десерт можно приготовить вкусный и полезный коктейль.

Понадобится:

  • 1 стакан молока
  • 1 банан
  • 20 г коричневого сахара
  • Горсть свежих или замороженных ягод на выбор (клубника, вишня, черника, ежевика, малина)

Банан необходимо очистить от кожуры, поломать на несколько частей, положить в блендер, добавить горсть ягод, сахар и залить молоком. Блендером взбить продукты до однородной консистенции. Полезный и вкусный десерт готов!

Уход и забота за ребенком в 2 года и 3 месяца

Ребенок в 2 года и 3 месяца начинает больше контактировать с окружающими. Поэтому необходимо своевременно делать все плановые прививки, проводить больше времени на свежем воздухе, по возможности возить малыша на отдых к морю или на природу.

Развитию координации поспособствуют ежедневные занятия гимнастикой. В теплое время года их можно проводить на свежем воздухе во время прогулки.

Развитие ребенка в 2 месяца: рост, вес, навыки

К 2 месяцу ребенок обнаруживает, что в жизни есть нечто большее, чем просто еда, сон и плач. Когда малыш бодрствует дольше, у него появляется больше времени для игр, а у вас — для фото или видео его забавных проделок!

Читайте также:
Как оформить ребенка в сад: документы, справки, заявления

Что ребенок делает в два месяца

Развитие малыша во второй месяц жизни идет семимильными шагами. Он очень быстро учится новому, и вы можете ему помочь в освоении навыков, предоставив множество возможностей для сенсорной стимуляции даже во время процедур по уходу за лицом и телом.

Например, используйте яркие игрушки (младенцев очаровывают высококонтрастные узоры и яркие цвета), детские игровые коврики и все остальное, на что может обращать внимание ваш ребенок. Но не переусердствуйте. На втором месяце жизни младенцы довольно легко перегружаются. Поэтому, если ваш ребенок начинает суетиться или хныкать, он дает вам понять, что с него достаточно.

Дети в возрасте двух месяцев складывают согласные и гласные (ах-гу!) и, могут даже начать переворачиваются (обычно сначала животик к спине). Скорее всего, он улыбается во время общения и, возможно, даже смеется (самый восхитительный звук в мире).

Рост и вес ребенка в два месяца

В среднем, 2-месячная девочка весит примерно 5,1 кг; вес ребенка мальчика в 2,5 месяца составляет 5,5 кг. Средний рост ребенка в 2 месяца составляет 57 см для девочек и 58 см для мальчиков. Такой активный рост поддерживается полностью жидкой диетой — будь то смесь, грудное молоко или комбинация того и другого. Но то, сколько ребенок должен весить , во многом зависит от исходного веса при рождении. В среднем, прибавка в весе должна составлять от 500 г.

Питание: что можно ребенку в два месяца

В этом возрасте дети должны получать исключительно грудное молоко.

Ребенок после 2 месяцев обычно потребляет от 140 до 170 мл пищи каждые три-четыре часа. Если вы кормите грудью, вам следует практиковать кормления грудью от 6 до 10 раз за 24 часа.

Сколько какает ребенок в два месяца

Многие родители жалуются — ребенку два месяца, не какает по 2-3 дня. Это нормально, даже учитывая, что он много ест. Постепенно ваш малыш начнет меньше испражняться каждый день. Не беспокойтесь, если ваш ребенок целый день или два не какает. Это потому, что по мере того, как дети становятся крупнее, их кишечник тоже становится больше, позволяя отходам задерживаться дольше перед выходом. Ваш ребенок все еще много какает? Это тоже нормально.

Здоровье и психическое развитие ребенка в 2 месяца

Пришло время посетить врача. В этом месяце малыш пройдет медицинский осмотр — вместе с измерением веса, длины тела и окружности головы ребенка , — врач оценит показатели развития . Некоторые этапы развития, о которых ваш врач может спросить: улыбается ли он в ответ на улыбку, замечает ли он свои руки и поворачивается ли он на звук.

Особенности развития ребенка 2 месяца: моторные навыки

Двухмесячные младенцы постепенно приобретают все больше контроля над своим телом. Они могут немного устойчивее держать голову, лежа на животе или находясь в вертикальном положении, на руках родителей.

На втором месяце жизни у грудного ребенка сохраняется сильный сосательный рефлекс. Вы можете заметить, что крохе нравится посасывать кулак или несколько пальцев. Это один из лучших способов утешить себя.

У детей в 2 месяца еще нет координации, чтобы играть с игрушками. Но он может ударить по красочному объекту, висящему перед лицом. Ваш ребенок может даже ненадолго подержать игрушку, которую вы положите в одну из его рук.

Жизнь ребенка в первые два месяца: сон

Один из ключевых вопросов родителей — сколько должен спать ребенок в месяц . Режим сна вашего ребенка меняется, но к двум месяцам он еще не полностью сформировался. В этом возрасте младенцы спят от 15 до 16 часов в сутки. Но эти часы бывают прерывистыми, и грудничок обычно не готов спать всю ночь. Это особенно верно для малышей на грудном вскармливании, которые обычно просыпаются, чтобы поесть каждые три часа или около того.

Подождите там еще несколько недель, и вы сможете немного отдохнуть, если поможете своему ребенку научиться засыпать самостоятельно. Для этого положите ребенка в кроватку, когда он дремлет, а не крепко спит. Всех младенцев необходимо укладывать спать на спине. Малыш может проводить достаточно времени на животике, когда он бодрствует и находится под присмотром. Кроме того, удалите из детской кроватки все мягкие предметы, включая подушки, одеяла, мягкие игрушки и мягкие бортики.

Второй месяц жизни новорожденного: развитие органов чувств

В два месяца младенцы могут видеть предметы и людей — на расстоянии до 40-50 см. Это означает, что вам все равно нужно подойти довольно близко, но ваш ребенок сможет довольно хорошо видеть ваше лицо во время кормления. Он также должен уметь следить за движениями, когда вы идете рядом.

Слух у ребенка тоже улучшается. В два-три месяца ребенку особенно понравится слушать звук вашего голоса.

Нормы ребенка в 2 месяца: общение

В два месяца у ребенка большая часть общения состоит из плача. Но вы можете услышать бульканье, ворчание и даже сладкое воркование. Ваш ребенок должен узнавать ваше лицо и голос и реагировать на них. Возможно, вы даже увидите первый очаровательный намек на улыбку.

Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать в этом возрасте, — это поговорить с ребенком. Даже если двухмесячные младенцы не могут отвечать, они будут реагировать на звук вашего голоса, и это побудит их начать формировать свои собственные первые слова в ближайшие месяцы.

Советы для второго месяца вашего ребенка

Первые несколько месяцев жизни ребенка являются волнующими и нервными для молодых родителей. Не бойтесь спрашивать совета, когда он вам нужен. Ваш педиатр — лучший источник информации, но наш сайт тоже готов помочь вам.

Сегодня родители всегда в пути. В следствии, младенцы проводят много времени в автокреслах и переносках. Дети для раннего развития в 2 месяца должны иметь возможность перемещаться в разных положениях в течение дня, чтобы они могли задействовать мышцы, которые им понадобятся для катания, ползания и, в конечном итоге, ходьбы. Чередуйте использование переноски с периодами отдыха на животе, прогулками с коляской и большим количеством объятий на руках. Младенцы не должны регулярно спать в переносках, автокреслах или надувных креслах.

Читайте также:
5 упражнений развить память и внимание у дошкольника

Прикосновение очень важно в первые месяцы жизни ребенка. Попробуйте прикоснуться к телу своей обнаженной кожей. Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто подержать малыша или покачать его. Не менее важно знать и как держать ребенка двух месяцев . Хотя кроха уже держит голову, нужно поддерживать мышцы шеи и голову своей рукой.

Когда ваш младенец плачет или часто стал кричать , попробуйте различные успокаивающие техники. Некоторые младенцы реагируют на мягкую музыку или пение. Других успокаивает «белый шум» (например, включение пылесоса или установка переключателя радиоприемника между станциями).

У ребенка два месяца текут слюни

В детском возрасте избыток слюны обусловлен незрелостью системы слюноконтроля, ребенок ее не может пока глотать. Масла в огонь добавляет желание все пробовать на вкус, что вызывает дополнительное раздражение слюнных желез. К 9 месяцам выработка слюны нормализуется, и слюнотечение замедляется и прекращается. По мере взросления ребенок все лучше контролирует выработку слюны, научиться ее глотать.

Когда ребенку два месяца , он иногда срыгивает . Это связано с попаданием при сосании в желудок небольшого количества воздуха и слабостью нижнего пищеводного сфинктера, который отделяет желудок от пищевода. Для того, чтобы уменьшить срыгивания, после кормления рекомендуется 5-10 минут подержать ребенка «столбиком», положив голову себе на плечо и слегка похлопать по спинке, чтобы отошел воздух. Если срыгивания частые, отходит много воздуха, стоит проверить правильность прикладывания к груди или отверстие на соске у бутылочки.

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития “ДЭМ”

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

  • Главная
  • О центре
  • Принципы работы
  • Научно-методическое сопровождение
  • Специалисты
  • Мероприятия
  • Методическая продукция
  • Для детей
  • Для взрослых
  • Логопеды
  • Психологи
  • Нейропсихологи
  • Дефектологи
  • АВА-тераписты
  • Репетиторы
  • Рекомендуемые сайты и книги
  • Статьи
  • Распечатай и занимайся дома
  • Галерея фото
  • Галерея видео
    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Для родителей
  3. Статьи
  4. Что должен уметь ребенок в 2 года?
  • Рекомендуемые сайты и книги
  • Статьи
  • Распечатай и занимайся дома

Статьи

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Развитие ребенка в этом возрасте напрямую зависит от тех усилий и того внимания, которое родители уделяют данному вопросу. Наблюдения за многими детьми показывают, что дети, с которыми интенсивно занимаются (мама, папа, педагоги в детских клубах) имеют более развитые физические, когнитивные и речевые навыки.

Так же более развитыми оказываются дети, у которых есть старшие братья или сестры (есть с кого брать пример).

Давайте подробно разберем все навыки которыми должен овладеть малыш в 2 года.

Что должен уметь ребенок в 2 года?

В возрасте двух лет дети должны:

1. Уметь ориентироваться в пространстве, то есть понимать, что предмет находится:

• в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);

• в помещении или на улице;

• вверху или внизу.

2. Уметь характеризовать качество предметов, например:

• что кошка – мягкая;

• салфетка – сухая или мокрая.

• вода из крана (или еда в тарелке) – холодная или горячая.

3. Уметь распознавать части тела, знать и уметь показать:

4. Уметь распознавать:

• основные стандартные цвета – красный, белый, зеленый, синий и т.д.

• предметы и объекты – мишка, кукла, машинка, домик;

• формы предметов – квадрат, овал, звездочка, кружочек.

Некоторые дети могут используя пальчики и считать до 5.

Равитие речи у ребенка в 2 года

В 2-летнем возрасте ребенок начинает при любой возможности сообщать родителям о своих: “люблю и не люблю”, “хочу и не хочу”. Словарный запас 2-летнего малыша составляет в среднем около 50 слов, хотя некоторые дети способны знать намного больше слов.

К 2 годам ребёнок должен:

• говорить простыми короткими фразами (2-3 слова);

• правильно понимать просьбы родителей;

• исполнять простые поручения, такие как: дай салфетку, принеси мячик, положи на стул, не вставай с кровати.

Физическое развитие ребенка в 2 года

В два года ребёнок должен уметь:

• смело стоять на ножках;

• не спотыкаясь не быстро бегать;

• легко прыгать вверх при помощи двух ног;

• самостоятельно подниматься по лестнице придерживаясь за перила;

• стоять на левой или правой ноге несколько секунд удерживая вес тела;

• перемещаться по кругу и зигзагам;

• левой или правой рукой уверенно держать карандаш;

• аккуратно есть при помощи ложки;

• строить башни из 7-8 блоков;

• играть в мяч (пинать, бросать).

Первые попытки ухаживать за собственным телом

Именно с 2-летнего возраста врачи советуют приучать ребенка к личной гигиене и навыкам ухаживания за собственным телом. С 2 лет дети должны начать учиться пользоваться зубной щеткой и зубной нитью. К двум годам, большинство детей уже имеют 20 молочных зубов, поэтому должны перестать сосать пальцы и засовывать из в рот.

Два года – время приучения ребенка к туалету (детскому горшку).

Когнитивное развитие ребенка в 2 года

В 2 года ребёнок должен уметь:

• хорошо понимать речь, рассказы и сказки (разумеется ориентированные на детей данного возраста);

• копировать движения любимых игрушек – мишки, куклы, обезьянки;

• узнавать знакомые предметы на картинках и называть их;

• складывать простые карточные головоломки (3-4 карточки);

• называть предметы изображённые на картинках;

• считать от 1 до 3 и понимать значение этих цифр;

• уметь на пальчиках показать свой возраст;

• знать, что ребенок мальчик или девочка.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

К двум годам дети начинают интересоваться другими детьми и пытаются наладить контакт с ними. Дети Малыши становятся более разговорчивыми, активными и коммуникабельными, пытаются играть в простые детские игры с другими детьми, начинают понимать и принимать правила. В возрасте 2 лет крайне важно помогать ребёнку в расширении контактов, чаще хвалить, помогать ему в общении со сверстниками. Если родители будут помогать ребёнку осваивать новые навыки общения, ребенок легче войдет в детский коллектив, будет легко контактировать с детьми, легко оставаться без родителей в деткой комнате с няней или воспитателем. С 2 летнего возраста ребенка следует приучать к распорядку дня. Помогать ему спокойно справляться с новыми ощущениями, вводить в круг семьи новые знакомства (друзей ребенка).

Развитие мелкой моторики у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок должен уметь:

• брать в руки цветные карандаши и рисовать различные каракули;

• брать в руки детские безопасные ножницы и пытаться ими резать бумагу;

• брать крупные бусинки и нанизывать их на толстую нить (бусины должны быть крупными, чтобы ребенок не смог положить их в рот);

• застёгивать и расстёгивать молнию;

• наливать воду в пластмассовую кружку и выливать ее в тазик;

• строить из мокрого песка палочки различных форм и размеров;

• брать в руки различные по форме предметы и вставлять их в подходящие отверстия;

• пытаться застегивать и расстёгивать пуговицы.

Тест: “Уровень развития ребенка 2 лет”

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас играть и отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Весь процесс тестирования должен проходить в игре с позитивным настроем. Помните, что все детки индивидуальны, а результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

1. Строим башню из кубиков

Для прохождения подобного рода теста вам понадобятся кубики (сторона около 8-10 см). Предложите малышу с ними поиграть. Начните с ребенком строить башню, предварительно показав как нужно правильно складывать один кубик на другой. Постепенно дайте возможность ребенку самостоятельно приступить к постройке башни. Ваш малыш уже не должен засовывать их в рот и бросать на пол, он должен в точности выполнить поставленную перед ним задачу. В идеале двухлетний ребенок должен самостоятельно строить башни и даже поезда из кубиков.

2. Тестируем при помощи простых геометрических фигур

Заранее подготовьте доску, которая будет иметь прорези для геометрических фигур. Основные фигуры: овал, круг, четырехугольник, треугольник, ромб и квадрат. На доске каждой фигуре должен соответствовать определенный контур. Такую доску нетрудно и самим изготовить. А можно купить подобную развивающую игрушку в магазине. Начинать тест стоит с самого простого задания. Покажите малышу фигуры, взяв каждую с соответствующего ей контура, пускай он их потрогает. Начните с круга, предложив ребенку положить его на место, чтобы доска стала гладкой. Если он начнет делать неправильно, то покажите ему, что положив круг не на свое место, доска стала неровная. Попросите его исправить это. Если в следующий раз он справится с задачей, то попросите еще раз выполнить задание. Обязательно хвалите ребенка. Не переживайте, если с остальными фигурами малыш не всегда справляется, через пару дней занятий все получится. В два года ребенок должен уметь вкладывать уже абсолютно все фигуры.

3. Используем любую пирамидку

Соберите сами пирамиду и покажите ее своему ребенку, попросив сделать такую же. Не подсказывайте малышу и следите за тем, как он выполняет ваше задание. Бывают случаи, когда дети в этом возрасте не учитывают размеры частей пирамиды и не могут последовательно разложить их по размерам. Отлично, если малыш сам замечает свои ошибки и устраняет их, при этом не разрушает всю постройку. Если у него не получается исправить ошибки самостоятельно, то помогите ему ,объясняя, что и как необходимо было сделать. Ребенок двух лет должен уметь нанизывать кольца пирамиды, в полном соответствии с размером и их последовательностью.

4. Простые тесты с предметами повседневного быта

Двухгодовалые малыши уже могут не только пользоваться многими предметами быта. В этом возрасте дети уже должны уметь пользоваться ложкой и пить из кружки, а также вставлять ключ в замок, кормить и баюкать игрушки. Также постарайтесь научить ребенка надевать носки, штаны и обувь. К двум годам он должен это уметь делать самостоятельно (купить детскую одежду интернет магазин).

5. Развитие двигательной сферы двухгодовалых детей

Малыши в возрасте двух лет полностью овладевают своим телом. Они уже влезают на стулья, могут перешагивать через препятствия и, нагнувшись, поднимают игрушки с пола.

Двухлетние дети должны уметь рисовать круглые (почти круглые) и вертикальные линии, давайте ему побольше рисовать его «каляки-маляки».

6. Оцениваем детскую память

Ваш ребенок уже может запомнить как минимум четыре последовательных простых действия, вам стоит только несколько раз попросить их выполнить. Например, взять ручку, подойти к столу, нарисовать рисунок и принести его вам. То есть он должен без ваших подсказок все эти действия согласно вашей последовательности выполнить.

7. Проверяем запас слов малыша

Поставьте перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соску, мячик, игрушку, яблоко, ботинок. Попросите его перечислить все, что он видит. Ваш малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.

8. Проверьте, узнает ли ребенок изображения по их названию.

Для этого покажите малышу картинки с изображением знакомых ему животных и спросите про каждого, где оно (корова, лошадь и т.д.) Он должен будет пальцем вам указывать правильные ответы.

Если ваш малыш с большим количеством данных тестов не справился, то поработайте над заданиями совместно и повторите тест через пару недель. Играйте в игры, развивающие мелкую моторику.

Развитие ребенка в 2 года и 3 месяца – навыки и способности малыша в два и 3 месяца

Название продуктов и блюд

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

* общий суточный объем питания для ребенка с рождения до конца второго месяца жизни составляет 700-800 мл

Для более точного расчета необходимого суточного питания малыша можете воспользоваться таблицей:

Суточное количество грудного молока или смеси (при нормальном физическом развитии малыша)

Общий суточный объем питания (грудное молоко, смесь, прикорм)

Пример: Малышу 2 месяца, он весит 4200 г, суточный объем питания должен составлять 1/6 массы тела, т.е. 700 мл, а на одно кормление – 100 мл (при 7-разовом кормлении).

Примечание: Помните, что эти рекомендации предназначены здоровым доношенным детям. Если же малыш родился раньше срока или имеет заболевания, он нуждается в индивидуальном подходе. Вы можете задать вопрос автору статьи.

Физическое развитие ребенка

(сколько должен весить малыш к концу второго месяца жизни?)

Прибавка массы тела и роста на 2-м месяце жизни ребенка

Прибавка массы за месяц, г

Прибавка роста за месяц, см

Пример: малыш родился с массой 3300 г и длиной тела: 51 см. В один месяц жизни он должен прибавить 600 г и весить: 3900 г, а его рост должен составлять 54 см (+3 см). В два месяца жизни он должен весить 4700 г (+800 г), а его рост должен составлять 57 см (+3 см).

Для более точной оценки соответствия массы и длины тела ребенка его возрасту существуют специальные центильные таблицы.

Кроме того, важное значение имеет соотношение окружности головы и груди у ребенка. Окружность головы у новорожденного превышает окружность груди на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить наличие гидроцефалии.

Примечание: Для более точной оценки физического развития ребенка, с учетом срока гестации (малыш может родиться недоношенным), антропометрических показателей при рождении Вы можете обратиться к автору статьи.

Нервно-психическое развитие ребенка на втором месяце жизни

(как оценить развитие?)

  • Зрительные ориентировочные реакции: появляется фиксация взгляда на неподвижном предмете и лице взрослого, кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
  • Слуховые ориентировочные реакции: отмечается слуховое сосредоточение и поворот головы в сторону источника звука (показ поворота головы в сторону голоса взрослого).
  • Эмоции и социальное поведение: быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
  • Движения общие: лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
  • Активная речь: повторно произносит отдельные звуки.

Врачебные осмотры

(какие специалисты должны осмотреть малыша за два месяца жизни?)

Если малыш в возрасте одного месяця жизни малыш был обследован в соответствии с действующей схемой осмотров и обследований (см таблицу), то следующее обследование он должен пройти только в 3 месяца жизни:

Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка

Содержание:

Новорожденный совсем беспомощен — все его двигательные навыки ограничиваются способностью лежать на спине. Впрочем, это ненадолго: вы и не заметите, как крошечный человечек, который, как казалось, еще вчера не умел переворачиваться на бок, уже носится по квартире, залезает в самые неожиданные места и стремится добраться до всего своими цепкими ручками. В этой статье мы расскажем вам, как происходит становление мелкой и крупной моторики у детей, и что вы можете сделать для развития этих важных навыков.

Мелкая моторика — что это?

Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординированная работа мышц, костей и нервной системы 1 . Развитие мелкой моторики начинается у детей с самого раннего возраста и проходит следующие стадии.

С рождения до 2 месяцев

Мелкая моторика рук у детей первых двух месяцев жизни подчиняется врожденным рефлексам 2 . Они совершают непроизвольные движения пальчиками — иногда без видимых причин, а иногда в ответ на внешние раздражители. Например, если надавить пальцами на ладони новорожденного, он обхватит их. Этот навык имеет название «хватательный рефлекс» и достался человеку от предков — с его помощью крошечные детеныши обезьян удерживаются на шерсти матери.

С 2 до 6 месяцев

В этом возрасте у ребенка формируется первичная координация движений — он начинает использовать зрение для управления действиями рук. Появляется осознанная мелкая моторика, и для детей столь юного возраста это большое достижение. Малыш учится хватать предметы, которые попадают в его поле зрения, но, пока не умеет сидеть, он тянется к ним двумя ручками.

С 6 до 12 месяцев

Улучшение зрения, силы мышц кисти и, главное, способность сидеть и не падать дают значительный рывок в развитии мелкой моторики рук. Во вторые полгода жизни малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает сначала пинцетный захват (большим, указательным и средним пальцами), затем щипковый захват (только большим и указательным). Если ребенок не может достать что-то, он вытягивает ручку и направляет на желанный объект указательный пальчик 3 .

С года до двух

Ребенок переходит на следующий уровень — он не просто хватает предметы, он изучает их. Кроха начинает понимать различия формы и размера, осознает, что одни из них тяжелые, а другие — легкие, и учится дозировать прикладываемые усилия. На этом этапе развивающие занятия очень полезны для малышей и позволяют значительно улучшить мелкую моторику. С большой вероятностью именно сейчас выяснится, кто он — правша или левша 4 .

С двух до пяти лет

В раннем возрасте ребенок освоил статический захват, т.е. умение взять и удерживать предмет, не двигая пальцами. Теперь у него вырабатывается динамический захват — способность оперировать предметом сложным образом, например, резать бумагу ножницами, рисовать кисточкой, писать ручкой. В возрасте 3–5 лет девочки часто обгоняют мальчиков в развитии мелкой моторики 5 , так что если ваш сын кажется неуклюжим в сравнении с соседской дочкой — это нормально.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Как происходит развитие крупной моторики у ребенка?

Под этим термином понимают движения больших частей тела — рук, ног, туловища, головы. Обычно эти навыки делят на две группы — двигательные (ползание, хождение, бег, прыжки, плавание и т.д.) и контроля объектов (такие как умение бросать, ловить предметы, ударять руками и ногами) 6 .

С рождения до 2 месяцев

Крупная моторика у детей совсем раннего возраста не развита. Все движения новорожденного либо непроизвольны, либо подчиняются врожденным рефлексам. Например, с первых часов жизни грудничок поворачивает голову вбок, если положить его на живот — это защитный рефлекс, чтобы не задохнуться. Первый успех малыша в развитии крупной моторики обычно наблюдается примерно в два месяца — он начинает поднимать головку и несколько секунд удерживает ее в таком положении 7 .

С 2 до 6 месяцев

Примерно в 2 месяца лежащий на спине малыш начинает активно дергать ножками. Ничего необычного: это просто занятия для развития крупной моторики, помогающие подготовиться к ползанию. К четырем месяцам ребенок учится держать головку, и в положении сидя способен контролировать ее длительное время. Правда, сидеть самостоятельно кроха еще не умеет — только с поддержкой. Чуть позже малыш начинает приподниматься на руках из положения лежа на животе, а также активно переворачиваться со спины на живот и обратно.

С 6 до 12 месяцев

Малыш пробует сесть. Сначала эти упражнения на крупную моторику даются ему тяжело: для баланса он сильно наклоняет тело вперед и часто падает. Примерно в 8 месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски, не отрывая живот от поверхности, причем сначала назад, и только позже — вперед. В 10 месяцев малыш уже умеет сидеть ровно и не падать, осваивает ползание на четвереньках и даже пробует встать, держась за опору.

С года до двух

Примерно в год происходит одно из важнейших событий в развитии крупной моторики у детей раннего возраста — малыш начинает ходить 8 ! Он больше не желает сидеть в манеже и хочет постоянно двигаться. Затем ребенок учится носить в руках игрушки, перешагивать небольшие препятствия (не всегда удачно). Примерно в полтора года карапуз может пробежать пару метров и сделать несколько шагов назад. К двум годам малыш осваивает сложную крупную моторику рук и ног — умеет бросать и пинать предметы и иногда даже попадает в цель. Если есть за что ухватиться, двухлетка способен подняться по ступенькам, не вставая на четвереньки.

С двух до пяти лет

Крупная моторика у детей младшего дошкольного возраста быстро совершенствуется, и в три года малыш много прыгает и бегает — просто потому, что это ему нравится. К четырем годам ребенок учится спускаться по лестнице почти как взрослый, к пяти его движения становятся плавными, а координация — достаточно хорошей для того, чтобы заниматься многими видами спорта. Некоторые навыки крупной моторики в дошкольном возрасте могут быть не идеальны, но в этом нет ничего удивительного — человек достигает пика физической формы только в возрасте 18–26 лет.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?

Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.

Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: