Развитие ребенка в возрасте 5 месяцев – навыки и двигательные способности малыша

Развитие ребенка 5 месяцев: умения, развитие, кормление

Малыш улыбается: pixabay.com

Ребенок 5 месяцев демонстрирует повышенную активность. Он много играет, двигается, познает окружающий мир, эмоционально реагирует на близких людей, проявляет характер. Узнайте подробнее, какие навыки осваивает пятимесячный ребенок и какой уход ему рекомендован.

Ребенок 5 месяцев: развитие

5 месяцев ребенку — это серьезный и ответственный период в жизни родителей. Ребенок в 5 месяцев весьма активен. Он меньше спит, становится вертлявым, самостоятельно подтягивается на ручках и, отталкиваясь ножками, старается немного продвинуться вперед.

Малыш в 5 месяцев эмоционально реагирует на изменения в окружающем мире, хорошо узнает родные лица, голоса, заинтересовано следит глазками за различными предметами и картинками. У него проявляется характер, он устанавливает свои правила прогулок, сна и приема пищи.

Мамам остается только реагировать на эти изменения, приспосабливаться к ним и следить, чтобы развитие ребенка в 5 месяцев соответствовало установленным педиатрам нормам.

Фото: Pexels: UGC

Первый показатель здоровья малыша, который интересует родителей и докторов, — это физические показатели:

  • Вес ребенка в 5 месяцев.

Самый главный вопрос, который интересует мам, сколько должен весить ребенок в 5 месяцев? Все чаще и чаще педиатры стали фиксировать превышение набора веса у грудничков, особенно у тех, кто находится на искусственном вскармливании. Поэтому самостоятельный контроль за весом младенца, проводимый родителями, будет не лишним.

Обратите внимание, что для мальчиков в 5 месяцев считается нормой 6,3–9 кг веса, а для девочек — 5,9–8,8 кг.

Рост ребенка в 5 месяцев должен быть таким: у мальчиков — 61–70 см, а у девочек — 60–68,5 см. Эти показатели зависят в первую очередь от наследственности.

  • Окружность головы и груди.

Эти параметры позволят установить неврологический статус младенца (насколько хорошо развивается мозг, как закрывается родничок, как циркулирует мозговая жидкость), а также интенсивность развития легких.

У мальчиков в 5 месяцев окружность головы должна соответствовать 41,2–45 см, у девочек — 40,3–44 см. Объем груди у мальчиков — 40,1–45,7 см, а у малышек — 40,3–44,5 см.

Малыш в 5 месяцев уже достаточно крепок, у него интенсивно развиваются мышцы рук и ножек. Он готовится поползти. Поэтому всячески будет проявлять инициативу, выказывая желание активнее и дольше двигаться, чем ранее.

В этот период за малышами нужен глаз да глаз. Их нельзя выпускать из поля зрения ни на секунду, особенно если положили младенца на кровать или диван. Он может упасть вниз, поскольку уже достаточно резво научился делать разворот со спины на живот.

Поскольку ребенок вступает в период активного интеллектуального развития, то у него появляются новые умения. Наблюдательность мам в этот период очень важна. По тому, как ведет себя ребенок, какие навыки приобретает и демонстрирует, можно судить, адекватно ли развивается его нервная система и головной мозг, нет ли задержки или отставания.

Фото: Pexels: UGC

Чтобы понять, все ли хорошо с малышом, поможет перечень того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев:

На то, что у ребенка нормально развивается двигательный аппарат, укажет излюбленная поза, которую он все чаще будет принимать: поджатые ножки и желание приподняться на руках. Так малыш готовится к освоению навыка ползания.

Пока еще мышечный скелет не позволяет младенцу длительно удерживать позвоночник в вертикальном положении. Однако переместиться с горизонтального положения ребенок в 5 месяцев уже пытается сделать. В это время малыш уже сам пробует приподниматься: хватается за бортики кровати или коляски, чтобы встать. Следите, чтобы подобные движения не травмировали малыша. Помогите ему: кладите малыша в специальный шезлонг или в подушки в полусидячем положении.

Не нужно специально усаживать ребенка даже со специальной поддержкой. Для этого еще очень рано. Особенно опасны подобные манипуляции с девочками, у которых проходит укрепление лобковых костей, тазобедренных суставов.

  • Освоение прямохождения.

В 5 месяцев ребенок может постоять на ровных ножках несколько минут, если его за ручки поддержат взрослые.

  • Развит хватательный рефлекс, появилось умение длительно держать предмет в ручке.

Грудничок в 5 месяцев обладает удивительной цепкостью. Он может крепко схватить любой предмет и удерживать его продолжительное время. Так дети изучают мир, познают форму, учатся самостоятельно удерживать бутылочку со смесью или водой.

Поощряйте их в этом, давайте в руки крупные предметы (кубики, погремушки). Избегайте сборных предметов, у которых есть мелкие детали. Дети в этом возрасте способны выбрать понравившуюся игрушку из нескольких предложенных.

Фото: Pexels: UGC

  • Умение различать оттенки цветов.

Зрение у малыша еще не стопроцентное, но он может различать объем и цвет предметов на отдаленном расстоянии и вблизи. Дети по-прежнему реагируют на контрастные цвета, но уже учатся различать цветовую гамму.

В 5 месяцев речевой аппарат уже достаточно развит для того, чтобы выдавать различные звуки. Это называется лопотание. Ребенок становится милым собеседником, потому что на каждое ласковое слово родителей или бабушек, дедушек он активно отвечает набором звуков. Пока что они не имеют никакого смысла, но свидетельствуют о том, что ребенок хорошо слышит и эмоционально реагирует на внешние раздражители.

В этот период дети уже различают приятные и резкие звуки. Например, при срабатывании сигнализации машины малыш может испугаться и заплакать, а пение птиц или легкий шелест листвы будет его успокаивать. Поэтому старайтесь оградить ребенка от постоянного звукового фона: работающего телевизора, радио. Это лишние раздражители, которые могут стать причиной беспокойного поведения младенца.

5 месяцев в жизни ребенка — своеобразный рубеж между периодом неосознанности и осознанности в восприятии мира. Дети овладевают базовыми двигательными и речевыми навыками, у них активно развивается психика. Малыш становится забавным и активным. Он уже может самостоятельно играть некоторое время, подтягивает ножки ко рту, умеет фокусировать взгляд на красивых и ярких предметах, отличает родных от чужих.

Если какой-то из навыков у ребенка не проявляется, это повод, чтобы проконсультироваться со специалистами — педиатрами, неврологами, хирургами, отоларингологи, окулистами.

Читайте также:
Сколько ребенок спит в 1-12 месяцев жизни - режим дневного и ночного сна

Ребенок 5 месяцев: питание и уход

Распорядок дня у пятимесячного младенца мало чем отличается от предыдущего месяца развития. Его основу составляет сон и питание. Единственное, что меняется, — это беспрерывность ночного сна и количество дневного.

В 5 месяцев младенцы уже крепко спят ночью, могут проснуться один раз на кормление. В этот период уже можно приучать ребенка спать отдельно. Как только видите, что он начинает засыпать, но еще не заснул, кладите его в кроватку. Так он научится отходить ко сну самостоятельно. Перед ночным сном обязательно купайте ребенка в теплой воде, рассказывайте ему сказку или пойте колыбельную.

Фото: Pexels: UGC

Дневной сон также сократится до двух раз: первый короткий сон у пятимесячных детей наступает в 9–10 часов утра, второй (длительный) — в обеденный период. Однако этот момент индивидуален, потому что некоторые малыши уже проявляют натуру жаворонков, а другие любят поспать подольше. Время засыпания днем зависит от особенностей организма ребенка.

С режимом питания происходят небольшие изменения:

  1. Сохраняется базовый принцип питания — мама кормит ребенка по требованию.
  2. Количество кормлений сокращается до 4–5 раз, но увеличивается объем съедаемого.
  3. Введение прикорма в этом возрасте педиатры не рекомендуют. Однако если есть показания к такому изменению рациона (нарушения в работе кишечника ребенка, аллергия, уменьшение количества молока в молочных железах мамы, болезнь мамы), тогда врачи дают рекомендации относительно прикорма. Это могут быть детский кефир или йогурт, овощной отвар. Самостоятельно вводить прикормы в питание ребенка 5 месяцев нельзя.

Поскольку младенец уже проявляет новые способности и возможности, в уходе за ним к базовым позициям прибавляются новые приемы. Их задача — укрепить физическое здоровье ребенка, способствовать его психическому развитию.

Фото: Pexels: UGC

Вот что рекомендовано делать:

  • Ежедневный массаж и гимнастика.

Необходимо помочь ребенку в освоении двигательных функций. Важно укрепить его мышечный скелет и развить его, подготовить к прямохождению. Для этого выполните несложные, но эффективные упражнения:

Вложите в ладошки малыша большие пальцы своих рук. Он крепко захватит их. Аккуратно приподнимайте ребенка до сидячего положения. Подержите в таком положении минуту и опустите в положение лежа. Повторите такие действия несколько раз. Малышу настолько понравится, что он будет сам стараться себя приподнять, хватая за распашонку на груди.

Переверните ребенка на животик. На небольшом расстоянии от него положите яркую игрушку. Он будет стараться дотянуться до нее. Такая гимнастика — подготовительный этап к ползанию.

Проводя ежедневный массаж, добавьте к поглаживаниям легкие пощипывания по спинке, ножкам и ручкам. Так простимулируете сокращение мышц, они будут быстрее расти и развиваться.

Ребенок не только удерживает и рассматривает игрушки, но и пробует их на вкус. Поэтому они должны содержаться в идеальной чистоте. Регулярно мойте их.

Фото: Pexels: UGC

  • Изучайте с ребенком окружающий мир.

Поскольку увеличился период бодрствования у малыша, то появилась возможность больше узнать о мире вне кроватки. Носите младенца на руках, показывайте предметы, называйте их.

В пятимесячном возрасте ребенок уже реагирует на определенный порядок звуков, хотя еще и не запоминает их. Но он будет копировать звуковой ряд. Так разовьете речевой аппарат и психику.

  • Играйте с ребенком, развивайте моторику.

Малыши в 5 месяцев активно проявляют эмоции. Их рассмешит простая игра в «ку-ку», когда взрослый прячет лицо за ладонями, а потом открывает его. Играйте с ними в «Сороку-ворону» или похожие игры.

Таким образом разовьете моторику малыша, заставите работать нервные окончания, научите ребенка ощущать свои конечности, понимать возможности своего тела. Уже можно показывать ребенку, где глазки, ушки, носик. До запоминания еще далеко, но уже появится ощущение, которое будет соотноситься с определенным порядком звуков.

Гулять с ребенком на улице необходимо не менее 2-х раз в день. Кислород обогащает кровь и помогает мозгу в развитии. Поэтому чем больше гуляете, тем быстрее малыш будет расти и лучше развиваться.

Фото: Pexels: UGC

Питание пятимесячного ребенка остается грудным, однако изменится режим и характер кормления. Поскольку малыш становится любопытным и непоседливым, то прием пищи может быть прерывистым: он будет отвлекаться на звуки, запахи, движения. Вместе с тем ребенок станет спокойнее, потому что улучшится перистальтика кишечника. Будет реже проходить мочеиспускание и дефекация.

В этот период родителям следует особенное внимание уделить психическому и физическому развитию ребенка. Больше носить его на руках или в кенгуренке, называть ему предметы, которые встречаются, петь песни, рассматривать с ним картинки и рассказывать сказки.

Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.

Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова

Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Что должен уметь каждый ребенок в 5 месяцев: особенности развития, навыки мальчика и девочки

В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир. В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки. К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.

В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей – помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к нему

Расширение двигательных навыков

К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:

  • Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
  • Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты – в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.
Читайте также:
Обувь на первый шаг – лучшие производители и типичные ошибки родителей в выборе

  • Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: видео-пояснения о том, как ребенок должен держать голову). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
  • Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: нормальные рост и вес ребенка в 5,5 месяцев). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: что говорит Комаровский о развитии ребенка в 7 месяцев?).

Дополняющие навыки

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы – он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Новые звуки в речевом запасе

Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:

  • Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
  • Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
  • В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
  • Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».

Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками. Больше всего малыш любит все хватать.

Читайте также:
Как выглядит папиллома новорожденных и как лечат папилломы у детей сегодня?

Развитие ребенка в возрасте 5 месяцев – навыки и двигательные способности малыша

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая!

Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки.

Нужны занятия с логопедом?

В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.

Контрольные цифры

К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост — от 64 до 65,9 см.

Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.

Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:

  • Наследственность — если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
  • Состояние здоровья — часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
  • Характер питания — сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.

С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г. Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня. Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми — интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.

Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,1 8,3
Вес девочек, кг 5,9 7,7
Рост мальчиков, см 61,1 67,0
Рост девочек, см 60,8 66,0
Окружность головы мальчиков, см 41,2 44,6
Окружность головы девочек, см 40,3 43,2
Окружность груди мальчиков, см 40,1 45,7
Окружность груди девочек, см 40,3 44,5

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,0 9,3
Вес девочек, кг 5,4 8,8
Рост мальчиков, см 61,7 70,1
Рост девочек, см 59,6 68,5
Окружность головы мальчиков, см 40,1 45,0
Окружность головы девочек, см 38,9 44,0

Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции. За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже. Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.

Физическая активность и физиологическое развитие

Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.

Развивающие занятия

Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину — он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.

Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.

Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул — яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес. Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет. Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.

Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.

Первые попытки сесть

Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.

Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку — за другую мама слегка помогает — и ненадолго присесть. Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы). Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.

На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.

Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.

Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса. Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу. Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.

Психоэмоциональные изменения

Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.

Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:

  • Захохотать;
  • Потребовать;
  • Рассердиться, обрадоваться;
  • Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.

Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.

Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты. Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно. Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.

Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:

  • Кошка говорит «мяу»;
  • Собачка лает «гав»;
  • Птичка поёт «чик-чирик».

Развитие и питание, вес и рост — по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете. Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50—60 дней позже, чем у мальчиков.

Пятый месяц — важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький — в том числе.

Развитие ребёнка в 5 месяцев

Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит, когда вы разговариваете с ним и совсем скоро он начнет ползать и за ним уже трудно будет угнаться, а в наведении порядка в доме ему не будет равных. Что же нового будет происходить с малышом на этом этапе и каким будет развитие ребенка в пять месяцев читайте в статье.

Физическое развитие в 5 месяцев 4 5

Оценку физического развития важно проводить, чтобы оценивать здоровье малыша. Нормальные показатели массы и роста для мальчиков и девочек (по данным ВОЗ Anthro) представлены в таблице.

Рост (длина тела) малыша в 5 месяцев зависит от пола – мальчики в этом возрасте обычно немного длиннее. По весу они также обгоняют девочек. Однако важно понимать, что каждый ребенок растет по своему индивидуальному графику: некоторые малыши рождаются настоящими богатырями, в то время как другие отличаются миниатюрной комплекцией. Родителям нужно обращать внимание на то, что говорит по поводу роста и веса пятимесячного ребенка наблюдающий его педиатр, а не таблицы роста. Он оценивает состояние грудничка по целому комплексу показателей и способен понять, что является нормой для конкретного малыша.

Видно, что показатели физического развития варьируют в очень широких пределах для одного и того же возраста. Это зависит от многих факторов, например, роста родителей, течения беременности и родов, характера питания ребенка, наличия особенностей в состоянии его здоровья. В целом, физическое развитие мальчиков характеризуется более высокими значениями массы и роста, а также более интенсивными темпами роста, по сравнению с девочками.

Иногда малыши в этом возрасте прибавляют вес слишком быстро, и это может свидетельствовать о риске избыточной массы, и, возможно, потребует консультации специалиста, например, диетолога или эндокринолога для оценки пищевого поведения и коррекции рациона питания ребенка, а также индивидуального планирования этапа введения прикорма. Основные рекомендации специалистов коснутся увеличения доли физической активности в течение дня и снижения количества быстрых углеводов.

Вторая еще более частая ситуация связана с плохими прибавками массы тела. Если вес ребенка в 5 месяцев значительно ниже нормы, имеет место дефицит массы тела, который также нуждается в уточнении причины и диетологической коррекции. Поскольку дефицит массы сопровождается недостатком важных нутриентов, железа, кальция, йода, цинка, он негативно сказывается на самочувствии и здоровье малыша.

Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев

Давайте разберемся, что должен уметь Ваш малыш в возрасте 5 месяцев 1 3 .

Итак, зрительные ориентировочные реакции позволяют малышу отличать близких от чужих людей и по-разному реагировать. Малыш узнает Ваш голос, отличает его строгую и ласковую интонацию.

Ваш ребеночек может уже подолгу лежать на животе и самостоятельно переворачивается со спины на живот, если малыш ленится переворачиваться, не нужно переживать по этому поводу, ведь темпы освоения навыков у всех разные. Можно активизировать двигательную активность крохи гимнастикой, массажем. Важно, что такие простые вещи как прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня тоже положительно влияют на психомоторное развитие ребенка. Когда ребенок сыт, выспался, погулял и хорошо себя чувствует, значимых отклонений в моторном развитии не будет.

Речевое развитие малыша в 5-6 месяцев характеризуется произношением отдельных слогов, малыш будет особенно активно с Вами «общаться» только в режиме диалога, т.е. когда молчите Вы, молчит и Ваш кроха.

Тем не менее, каждой маме важно понимать то, что для ребенка характерен свой индивидуальный темп развития и что навыки и умения малыша могут варьировать в широких пределах. Так, если ребенок сел в 5 месяцев, это является вариантом нормы, некоторые дети в этом возрасте могут начать ползать на четвереньках, и даже пытаться вставать в кроватке. Другие, же, напротив, отлично себя чувствуют только, переворачиваясь со спины на живот, и свое свободное время комфортно проводят на лёжа на животе, и перебирая игрушки.

Режим питания ребенка в 5 месяцев 6

Питание Вашего ребенка в возрасте 5 месяцев, включает 5 кормлений, малыш еще находится на грудном вскармливании по рекомендации ВОЗ. Введение прикорма рекомендуется с 6 месяцев. Интервалы между кормлениями составляют около 4 часов, рекомендуется ночной перерыв между кормлениями около 6 часов.

Режим дня ребенка в 5 месяцев 1 3

Режим дня включает в себя два обязательных дневных сна продолжительностью 2-3 часа. При условии раннего пробуждения 07.00-07.30 и засыпания 20.30-21.00 продолжительность дневного сна должна быть достаточной. Если малыш плачет, он полон сил, энергии и не хочет засыпать, то нужно проанализировать достаточно ли физической активности в течение дня. А именно, прогулок на свежем воздухе, водных процедур, игр, разговоров с ребенком, его собственных движений лежа на животе, перекладыванию и изучению игрушек, массажа, гимнастики, поскольку любая активность это – работа для малыша, и она нуждается в большом количестве энергии, вызывает усталость, и требует отдыха.

Купать кроху в возрасте 5-6 месяцев нужно ежедневно или через день в вечернее время. Для вашего малыша прогулка на свежем воздухе – это неотъемлемая часть повседневной активности и в зависимости от погодных условий продолжительность её может варьировать от 1 до 2 часов, можно и дольше, в среднем, выходить на улицу можно дважды: утром перед сном, и после второго сна в вечернее время.

Развитие ребенка в 5 месяцев: нормы и рекомендации

В этой статье:

Табличные данные роста и веса мальчиков и девочек получены в результате Многоцентрового исследования показателей развития (МИПР), которое сочетает в себе долговременное исследование группы детей с рождения до 24 месяцев и перекрестное обследование детей от 18 до 71 месяца. Общее количество наблюдаемых детей составило 8440, причем всех их кормили грудью, а их матери не курили.

Рост ребенка в 5 месяцев

За пятый месяц своей жизни дети в среднем вырастают на 2 см. Помните, что рост вашего ребенка может отличаться от среднего показателя, приведенного в таблице. И это может быть вариантом нормы. Если вас что-то волнует – обязательно обратитесь с вопросом к педиатру.

Вес ребенка в 5 месяцев

За пятый месяц дети в среднем прибавляют в весе 550 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения. Стоит показать малыша врачу, если в неделю он прибавляет менее 125 граммов

С пяти месяцев двигательные навыки стремительно развиваются. В этом возрасте некоторые (не все!) дети начинают самостоятельно сидеть, ползать или даже стоять у опоры. Но все эти умения могут развиться и на несколько месяцев позже – так что расслабьтесь, ваш малыш обязательно всему научится в свое время, в своем личном темпе.

А вот переворачиваться со спины на живот и обратно, а также разворачиваться на 360 градусов на шестом месяце прекрасно умеют большинство малышей. Обратите внимание педиатра, если к концу шестого месяца младенец не встает на четвереньки и не переворачивается в разные стороны.

Поощряйте ползание, выкладывая перед крохой интересные игрушки. Сначала малыш поползет не на четвереньках, а по-пластунски. Это тоже важный этап для развития мышц рук и спины. И пока он не освоил ползание, не стоит сажать его с опорой из-за неготовности его спинки.

Чаще всего именно на шестом месяце начинается прорезывание зубов. Первыми выходят нижние резцы. Малыш становится беспокойным, все тянет в рот, его десны болезненно опухают. Может даже подняться температура – в этом случае лучше проконсультироваться с врачом.

Обезболивающие препараты – будь то пероральные или местные – давайте исключительно по назначению врача. Самостоятельно можно «назначить» ребенку только охлажденные прорезыватели.

Мам чаще всего в этом месяце беспокоит:

Нередко педиатры в поликлиниках предлагают мамам начать вводить прикорм уже с 4 месяцев.По рекомендации ВОЗ прикорм вводится в возрасте от 6 до 24 месяцев. Обратите внимание на характерные признаки готовности к прикорму:

  • появился пищевой интерес – ваш малыш увлеченно смотрит за тем, как вы едите, и с удовольствием ест предложенный кусочек угощения;
  • угас рефлекс выталкивания пищи языком – это означает, что ваш кроха физически готов потреблять пищу, более твердую, чем грудное молоко или молочная смесь.

Малыш еще активнее общается, отвечая улыбкой на улыбку, звуками и даже слогами на речь. Он хорошо знает свое имя, распознает «своих» и «чужих», любит рассматривать и сравнивать предметы.

Поощряйте его интерес к миру, показывая крупные картинки, рассказывая об окружающих его предметах. Малышу понравится также, если вы станете читать ему стихи и петь песни.

Примерно в 5,5 месяцев ребенок познает существование взаимосвязей между вещами, а также расстояния между ними. Кроме того, он вдруг понимает, что мама в любой момент может уйти от него в другую комнату, и это становится началом сепарационной тревоги. Происходит пятый скачок развития.

Массаж может стать прекрасным способом выражения любви, близости, поддержания физического и эмоционального контакта мамы и ребенка. Если и вам, и малышу это доставляет удовольствие, можно иногда устраивать короткие сеансы поглаживаний-растираний – через 60 минут после еды, за 45 минут до сна или сразу после него. Помните о комфортной температуре воздуха (20–22 градуса) и хорошем настроении обоих участников!

А чтобы массаж был интереснее, можно сопровождать его игровыми стишками, например:

Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)

Ну а если грянет гром
И польется дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

Дятел спрячется в дупло,
В нем и сухо и тепло.
(сунуть руку за шиворот или подмышку)

В этот период продолжается переход от гуления к лепету. Маленький человек делает попытки подражать речи взрослых, произносить отдельные звуки или простые слоги вроде па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка.

Чем вы можете помочь ребенку в этот период? Конечно, своей речью или пением. Повторяйте за малышом отдельные слоги, вставляйте их в любимые песенки, показывайте игрушки, обозначая их упрощенными именами («би-би», «мяу-мяу»).

Обратите внимание педиатра, если к концу 5 месяца ребенок не прислушивается к звукам и музыке.

Для малыша пятого месяца жизни актуальны всевозможные пальчиковые игры. Благодаря им кроха получает телесный контакт с мамой, заряд положительных эмоций, а также укрепляет мышцы тела.

Пальчиковая игра «Расчеши волосы». Развивает ручки, ладошки, плечевой пояс

Поднимите ручки ребенка и двигайте ими сверху вниз по его голове, как будто он причесывается. Больше интересных пальчиковых игр вы найдете в нашей статье.

Музыкально-ритмическая игра «Веселый мяч». Развивает слух, музыкальное восприятие, равновесие, мышцы

Положите малыша животом на большой гимнастический мяч, придерживайте его, пойте и покачивайте мяч так, чтобы малыш совершал те движения, которые описываются в песенке:

Я на мячике качу, я качу куда хочу,
То вперед, то назад, покататься очень рад.
Я на мячике качу, я качу куда хочу.
Влево кач, вправо кач, до чего хороший мяч!
Я на мячике качу, я качу куда хочу.
Вот вперед покачусь, за игрушку схвачусь.
Я на мячике качу, я качу куда хочу.
Вот на ножках постою, очень скоро я пойду.
Я на мячике качу, я качу куда хочу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, вдруг запрыгал мячик мой.

Прыжки на коленях у мамы. Развивает мышцы ног и спины

Поднимите малыша перед собой вертикально, обхватив руками его грудь. Опускайте его себе на колени, не расслабляя рук до конца. Как только ребенок оттолкнется от ваших ног своими ножками, снова приподнимите его, чтобы его вес не переносился на ножки. Повторяйте это упражнение, улыбаясь и разговаривая с малышом. Больше игр с пятимесячным малышом – в нашей статье по методике РЕКIР.

«Возраст ребенка 5 месяцев, с 2,5 месяцев ухудшился сон. Дневные сны стали беспокойные, приходится подкачивать малыша, чтобы их продлить. Итого 3 сна, каждый продолжительностью больше часа. В среднем на дневные сны приходится 4 часа, не больше. Не получается 2 длинных и 1 короткий.

Сейчас время бодрствования вроде бы 2 часа – укладываю ближе к их окончанию. Раннее укладывание, в зависимости от последнего дневного сна, но чаще 18:30–19:00. Ночь спит до 6–7 утра с 3 кормлениями. Считаю, что уже можно уйти от одного, потому как просыпается скорее по привычке. Днем ест хуже и, возможно, добирает ночью.

Ночной сон ухудшился в последнее время. Вскидывает ноги, хнычет периодически, возится. Все время подскакиваю и даю соску. Может проснуться на кормление и дальше не удается уложить, может гулять 1–1,5 ч, только потом засыпает.

Стараюсь выдерживать время бодрствования, нормы дневных и ночных снов. Но эти гуляния ночью, частое хныканье и дневной беспокойный сон, который постоянно надо продлять, просто выматывают! Вроде бы стараюсь изо всех сил и ничего не получается. Первую часть бодрствования проводит достаточно активно с моей помощью, вторую спокойно. Кормлю перед сном, но не засыпает на груди или бутылочке. Спит с соской под белый шум. Ночью в своей кроватке. Что я делаю не так? Как улучшить дневной и ночной сны?»

Я бы посоветовала вам немного отпустить ситуацию со сном. По вашему описанию малыш высыпается: длинная ночь и три сна днем – норма для 5 месяцев. 2 длинных сна и 1 короткий – только один из вариантов, дети все же разные. Попробуйте немного увеличить время бодрствования в течение дня. По возрасту и, учитывая, что общее количество сна соответствует норме, ребенок, скорее всего, уже готов «гулять» немного больше. Недостаточно продолжительное время бодрствования может приводить к попыткам бодрствовать после ночных кормлений.

Что касается самого сна: если ребенок возится, ворочается, но не просыпается при этом или просыпается и засыпает сам, то не нужно ему мешать. Дайте ему немного времени, чтобы попытаться успокоиться самостоятельно. В первый год ребенок осваивает много нового: это и физические навыки, и скачки психического развития, и все эти новые умения нужно «переварить», отработать. Из-за этого сон периодически ухудшается. И если каждый раз при попытке проснуться сразу приходить на помощь, малыш может к этому привыкнуть и ожидать вашего участия для повторного засыпания.

По поводу ночных кормлений: все индивидуально. У ребенка длинный ночной сон, к тому же, как вы пишете, днем он сейчас ест не очень хорошо, так что три кормления могут быть реальной потребностью.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Моторное развитие до 1 года

В этой главе описывается моторное развитие ребенка с рождения до первых шагов без опоры. Обычно это развитие завершается к двенадцатому, самое позднее к восемнадцатому месяцу жизни. За первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении.

Примерно у половины детей это развитие завершается к двенадцатому месяцу жизни. Как правило, дети своевременно начинают использовать двигательные алгоритмы, описанные ниже, то есть, все происходит в предназначенный месяц. Оптимально организованные двигательные алгоритмы служат эталоном, или масштабом для сравнения, если нужно оценить индивидуальное моторное развитие конкретного ребенка. Для оценки достаточно сравнить с эталоном достижения конкретного ребенка. Совокупность эталонных моторных алгоритмов называется „идеальная моторика”. Чтобы облегчить оценку индивидуальной моторики ребенка, ниже приводятся конкретные признаки, по которым оценка выполняется. Обычно ребенок рождается с хорошим оснащением, в его распоряжении есть работоспособная двигательная система и необходимый набор врожденных двигательных программ .Но он пока беспомощен в применении заложенных в нем программ, которые позволяют ему встать и идти. Опорно-мышечный аппарат сможет выполнить эту задачу только, когда ребенку исполнится от 12 до 18 месяцев. Совершая малые и большие шаги на пути к развитию, ребенок приобретает способность к действию, которая подразумевает целенаправленное использование собственного тела.

Алгоритмы движения запоминаются

Во время первого года жизни ребенок знакомится со своим телом и с миром, окружающим его. Для этого он применяет собственную двигательную систему. Чувственные впечатления (сенсорика), их обработка и реакция на них тесно связаны с моторикой, и не могут рассматриваться отдельно от моторики. Так возникает функциональное единство, которое называют сенсомоторикой. Движение – это координированное взаимодействие различных мышц, суставов и органов чувств. В результате этих функций совместного взаимодействия вырабатывается сенсомоторный алгоритм, который вовлекает в движение все тело; поэтому такой алгоритм называют глобальным алгоритмом

Даже когда описание двигательных алгоритмов ограничивается определенными частями тела, например, рукой, или ногой, при оценке моторики нельзя оставлять без снимания постуральный задний план, то есть, работу всего остального тела. При оценке, например, движения руки необходимо наблюдать, какими движениями уклонения остального тела может (в определенных ситуациях) сопровождаться движение руки. Влияние позиции туловища на движение рук и ног можно четко наблюдать, например, у ребенка, начиная со второго месяца жизни. В этот период, когда ребенок отводит от тела руки, он одновременно отводит и ноги (координация “рука-рука”); когда ребенок поднимает руки, он одновременно (ассоциировано) поднимает ноги. Его туловище при этом вытягивается по продольной оси тела, держится в этом состоянии и не отклоняется в сторону.

В конце шестого месяца жизни в поле зрения ребенка впервые попадают собственные ступни: ребенок хватает их руками и сует их себе в рот. В этом двигательном алгоритме тоже присутствует координация “рука-ступня-рот” , которая задает предпосылки для определенной позиции туловища и наглядно иллюстрирует целенаправленное использование всего тела. Так ребенок знакомится со своими ступнями.

Поначалу ребенок не имеет никакого представления о вещах, которые его окружают. Например, он не знает, каковы на ощупь различные материалы, каковы они на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Но ребенок любопытен, он постоянно проводит разведку, и исследует мир, окружающий его. Ребенок познает мир своими руками и ртом. Так ребенок познает формы, качества различных материалов, их разные вкусы; он получает так представление о познаваемости вещей, окружающих его. Одновременно он копит моторный опыт, который в этом возрасте очень хорошо запоминается.

Различные группы мышц познают общий для них двигательный алгоритм, отвечающий различным требованиям каждой отдельной конкретной ситуации. Одна мышца не воспринимается отдельно, как таковая. Регистрируется и запоминается не движение каждой отдельной мышцы, а общая картина движения. Отпечаток каждой совместной (глобальной) функции отображается в разных частях ЦНС подобно географической карте тела.

Если ребенок повторно использует двигательный алгоритм, который он запомнил, с каждым повтором его неумелые движения приобретают все больше элегантности. Различные группы мышц сотрудничают между собой самым разным образом, что позволяет мускулатуре выполнять разнообразнейшие задачи. Так формируются алгоритмы, которые можно впредь применять и всячески изменять в процессе освоения каждой новой моторной функции.

Ребенок начинает собирать свой опыт еще в утробе матери, и этот опыт он непрерывно пополняет уже после рождения в процессе сенсомоторного развития. Уже на восьмой неделе развития эмбриона хорошо развиты мышцы головы, туловища и большая часть мускулатуры конечностей. В этот период эмбрион использует все свои мышцы для движения . Мать, начиная с 4-5 месяца беременности, чувствует движения ребенка. При этом импульсы к движению могут исходить как от эмбриона, так и от матери. Так возникает двустороннее общение между матерью и ребенком, между ребенком и матерью.

Двигательный опыт до родов и после рождения отличается различностью условий, с которыми ребенок должен сталкиваться Эмбрион парит во фруктовых водах, для него сила тяготения практически отключена. Поэтому на первый план у эмбриона выходит не сохранение позы тела, а движение, как таковое.

С ростом размера тела ребенка, пространство для движения становится меньше, и оболочка матки ограничивает движения, создавая сопротивление детскому движению, одновременно обеспечивая опору.

После рождения сила тяжести оказывает воздействие на ребенка без удерживающего ограничения за счет матки. В этих условиях ребенку сначала не хватает умения регулировать позу. Но все меняется уже на четвертой неделе, а к концу третьего месяца жизни ребенок может, например, находиться в положении “лежа на спине”, одновременно балансируя свое туловище. Для опоры в положении на спине он использует собственную спину. Способность ребенка опираться на спину открывает свободу движения рук, ног и головы.

Положения тела и опорные поверхности

Ребенок развивает свои моторные функции из положения на животе, положения на спине и положения на боку. С рождения до ходьбы без опоры ребенок постоянно выпрямляется, его тело располагается все выше. При этом он вынужден каждый раз по-разному бороться с силой тяжести, пытаясь удержать тело и сталкиваясь с различной степенью гравитации.

В положении на животе движения новорожденного спокойны, благодаря большой устойчивости тела. Ошибиться трудно. Из этого положения ребенок выпрямляется, и за первые три месяца переходит в позиции с опорой на локти.

В положении на спине осанка навороженного младенца сначала очень непостоянная и неуверенная. Здесь легко ошибиться, на что ребенок реагирует массой беспорядочных и не целенаправленных движений. Причина такой неуверенности лежит в отсутствии навыков регулирования позы. Новорожденный еще не умеет опираться своей спиной на постель. Только в течение первых трех месяцев жизни поверхность постели становится для ребенка опорной поверхностью. Но положение на спине и положение на боку остаются для ребенка неустойчивыми позами, которые требуют больше усилий для регулирования.

В процессе выпрямления тела ребенка и перемещения его вперед непрерывно изменяется площадь опоры тела ребенка. До конца восьмого месяца жизни, в положении на спине и в положении на боку ребенок все еще использует для опоры всю площадь туловища. С выпрямлением, площадь опоры становится все меньше. В конечном счете, ребенок начинает опираться только на руки и таз в положении сидя на боку, или только на руки, колени и голени при ползании на четвереньках. В результате дальнейшего выпрямления, в конце четвертого триместра весь вес тела направлен лишь на маленькую площадку ступней.

Поскольку опорные поверхности становятся меньше, требования ко всей сенсомоторной системе возрастают; равновесие тела становится более чувствительным к помехам, и должно непрерывно регулироваться.

Для обеспечения позы, ребенок осваивает различные функции мускулатуры туловища. Как правило, это происходит уже за первые двенадцать месяцев его жизни при опоре на руки, переворачивании, вставании и ходьбе, а также при схватывании предмета. Все эти различные последовательности движений требуют регулирования позы. Они показывают, что поза и движение взаимно зависимы уже в ранний период развития. Как правило, опорно-двигательному аппарату ребенка требуется 12-18 месяцев, чтобы надежно удерживать позу тела на различных этапах выпрямления и поднимания. Тем временем различные функции отдельных мышц комбинируются всегда в новых конфигурациях, так что ребенок отрабатывает и тренирует самые разные двигательные алгоритмы. Только после этого ему открывается доступ в горизонтальное и вертикальное пространство, поскольку он может поворачиваться, садиться, вставать, или ползать.

Движущей силой применения сенсомоторных алгоритмов в спонтанном процессе развития становится любопытство и интерес ребенка ко всему, что его окружает. Эти сенсомоторные алгоритмы служат средством для удовлетворения любопытства и потребности ребенка в общении.

Когда ребенок становится старше, круг его интересов расширяется, и многообразие двигательных алгоритмов, которые ребенок применяет для удовлетворения своего интереса, постоянно расширяется. Постоянная практика дает ребенку умение тонко настроить свой двигательный аппарат для самых разных целей, и применять его самыми разнообразными способами. С практикой ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний о движениях (схему тела). Если ребенок разработал свой индивидуальный базовый двигательный алгоритм, он будет прибегать к нему снова и снова на протяжении всей своей жизни при изучении новых функций, например, в спорте, при вождении автомобиля или игре на музыкальном инструменте.

Но если ребенок на первом году своей жизни лишь в ограниченном объёме использовал какой-либо базовый моторный алгоритм, то по всей вероятности все его дальнейшее развитие будет испытывать дефицит, поскольку позы тела в процессе выпрямления становятся все труднее, а постуральные задачи балансировки и удержания туловища все сложнее.

Видимо, существует физиологическое окно времени, когда вся сенсомоторная система особенно быстро реагирует и хорошо обучается в процессе постурального развития. Совершенно очевидно, что в первые три месяца это окно широко распахнуто.

Двенадцать месяцев первого года жизни подразделяются в медицинской терминологии на 4 триместра (4 раза по три месяца = 12 месяцев), эти отрезки времени плавно перетекают один в другой. В каждом триместре ребенок проявляет развитие, типичное для данного периода; результаты этого развития становятся основой для развития ребенка в следующем триместре. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления тела и перемещения вперед.

  • В первом триместре, то есть, до конца третьего месяца жизни, ребенок развивает постуральный навыки туловища в положениях “лежа на спине” и “лежа на животе”. Это позволяет затем выпрямляться с опорой на руки и создает основу для дальнейшего выпрямления тела.
  • Во втором триместре ребенок осваивает положение “лежа на боку”, в которое он приходит путем переворота из положения “лежа на спине” в положение “лежа на животе”. Это позволяет ребенку перейти из положения “лежа на спине” в положение “лежа на животе”, а примерно через 6 недель он может уже перевернуться с живота на спину.
  • В третьем и четвертом триместрах ребенок уже может выпрямиться вертикально из положения “лежа на спине” и положения “лежа на животе”. Этот шаг развития можно наблюдать, когда ребенок, сидя на боку с опорой на руки хватает то, что находится вверху, ползает по-пластунски или на четвереньках, подтягивается на руках, чтобы встать, и ходит боком, опираясь на мебель. Ребенок открывает для себя окружающий мир, радиус доступности этого мира постоянно растет. Это снова и снова стимулирует навыки той или иной позы корпуса. С каждым разом ребенок все полнее использует самые различные позы тела. Благодаря такому обеспечению постуральной устойчивости, ребенок обретает больше свободного пространства, дающего простор для движения конечностей и головы. Новые возможности генерируют новое любопытство и жажду обладать теми или иными предметами.

► Выводы

Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления и движения вперед. Так ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний (схему тела). При частом повторении в течение первого года жизни ребенок запоминает свой индивидуальный базовый алгоритм, к которому он возвращается при изучении новых моторных функций снова и снова на протяжении всей своей дальнейшей жизни, например, в спорте или при игре на музыкальном инструменте. Для определения статуса развития ребенка анализируются проявления в виде спонтанных движений. При этом особое внимание посвящается постуральному регулированию туловища и позвоночного столба. Сравнивая спонтанно примененный двигательный алгоритм ребенка с двигательными алгоритмами, которые использует примерно половина нормально развитых детей, можно сделать заключение о качестве развития моторных функций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: