Развитие у детей терпимости по отношению к детям инвалидам и к детям с ОПФР

Толерантное отношение к детям с ОПФР

Воспитание толерантного отношения к

детям с ОПФР

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы – педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Проблема. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР

В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.

Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

Читайте также:
Синдром "хорошей" девочки: что это такое

Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

  1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
  2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
    («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
  3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
    ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
  4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
  5. Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
  6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.

Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.

Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:

  • осознание собственной уникальности и уникальности других;
  • развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
  • овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

Кроме того, психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и с родителями.

1) индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей;
2) родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
3) выступления на родительских собраниях;
4) семинары для классных руководителей («Взаимодействие с учащимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей учащихся с ОПФР и пр.);
5) выступление на часах информирования.

Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.

Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Рекомендации для здоровых детей

  • Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
  • Он не понимает, почему он другой.
  • Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
  • Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.
Читайте также:
Роль семьи в успешном воспитании детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей

нормально развиваю­щихся сверстников

  • Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
  • Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
  • Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Толерантное отношение к детям с особенностями психофизического развития

Наша основная цель в работе – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОПФР, социальной реабилитации и интеграции их в общество.

Для этого мы ставим перед собой ряд задач:

1) создание адаптивно-образовательной среды;

2) формирование у детей с разными образовательными потребностями и познавательными возможностями адаптивное и социальное поведение, активно взаимодействуя с родителями;

3) формирование у детей когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи, своевременная адаптация к социальной среде, стимулирование активности и самовыражения;

4) формирование и развитие речевых и коммуникативных умений детей с ОПФР с учетом физических, психических и интеллектуальных особенностей развития каждого ребенка;

5) формирование предпосылок учебной деятельности, создание условий для развития сохранных сторон познавательной деятельности;

6) коррекция отклонений в психическом развитии;

7) привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, развитию и стимулированию познавательной деятельности детей с ОПФР.

В ходе целенаправленной воспитательной и коррекционно-развивающей работы созданы условия для формирования у детей, воспитателей, других специалистов толерантных отношений к лицам с ОПФР. Проблема культуры общения — одна из самых острых в детском саду, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7% людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В своей работе мы особое внимание уделяем развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:

1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным возможностям для всех детей, независимо от их принадлежности к какой-либо другой группе);

2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к детям с ОПФР;

3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;

4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

5) позитивная лексика в межличностных отношениях.

А так же минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:

1) насмешки, выражение пренебрежения;

Смысл деятельности воспитателей в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности детей и родителей. Этому способствовали ряд мероприятий, проводимых совместно с учителями-дефектологами, психологом:

  • индивидуальное консультирование воспитателей, детей и их законных представителей;
  • выступления на родительских собраниях;
  • консультации, подготовка памяток для воспитателей, родителей детей с ОПФР;
  • организация общественно-полезной деятельности;
  • праздники и развлечения.

Формированию толерантного отношения к детям с ОПФР способствуют и коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые психологом.

Они направлены на:

  1. коррекцию затруднений в общении;
  2. повышение уверенности в себе;
  3. ослабление негативных эмоций;
  4. развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;
  5. обучение воспитанников жить дружно, сплоченно;
  6. овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Воспитание толерантности дошкольников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Ольга Александровна, Чуйкова Ирина Владимировна

В статье отражена необходимость формирования толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования , так как именно дошкольное образование и воспитание являются начальным этапом в нравственном развитии ребенка. Освещаются результаты исследования, направленные на изучение уровня сформированности толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями . Рассматриваются особенности организации работы по формированию толерантного отношения у детей дошкольного возраста как основного компонента организации инклюзивной образовательной среды.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Ольга Александровна, Чуйкова Ирина Владимировна

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности дошкольников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями»

EDUCATION OF TOLERANCE OF PRESCHOOL CHILDREN

Читайте также:
Почему может болеть голова?

WITH RESPECT TO CHILDREN WITH SPECIAL

EDUCATIONAL NEEDS 1 2 Nekrasovа О-A. , Chuikova I.V. (Russian Federation)

1Nekrasova Olga Alexandrovna – PhD in of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Chuikova Irina Vladimirovna- PhD in of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL AND SPECIAL EDUCATION, SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: in the article the necessity of formation of tolerant attitudes of preschoolers toward children with special needs in the inclusive education, as preschool education is the initial stage in the moral development of the child. Highlights the results of a research aimed at studying the level of formation of tolerant attitudes of preschoolers toward children with special needs. The features of the organization of work on formation of tolerant relations in children of preschool age as the main component organization of the inclusive educational environment.

Keywords: preschool children, children with special needs, inclusion, inclusive education, tolerance, co-education, tolerant attitude.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 12 Некрасова О.А. , Чуйкова И.В. (Российская Федерация)

1 Некрасова Ольга Александровна – кандидат педагогических наук, доцент; 2Чуйкова Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье отражена необходимость формирования толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования, так как именно дошкольное образование и воспитание являются начальным этапом в нравственном развитии ребенка. Освещаются результаты исследования, направленные на изучение уровня сформированности толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями. Рассматриваются особенности организации работы по формированию толерантного отношения у детей дошкольного возраста как основного компонента организации инклюзивной образовательной среды.

Ключевые слова: дошкольники, дети с особыми потребностями, инклюзия, инклюзивное образование, толерантность, совместное образование, толерантное отношение.

В последние годы в России развивается процесс инклюзии детей с особыми потребностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с особыми потребностями: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Образование обучающихся с особыми потребностями может быть организовано совместно с другими обучающимися, не имеющих психофизических отклонений [5, с. 135].

Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к людям с особыми потребностями, что является основой эффективного совместного взаимоотношения между детьми.

Проблема формирования толерантности не является новой. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности в России, – А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантность», В.Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантности как этического феномена, В.В. Шалин, рассматривавший место толерантности в системе либеральных ценностей, А.А. Гусейнов, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, А.А. Реан, В.А. Ситаров, П.Ф. Степанов и др. рассматривают толерантность как сформированное моральное качество, моральная добродетель, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие, В.В. Бойко, рассматривающий «коммуникативную толерантность» [1, с. 150].

За рубежом проблемами толерантности занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантность как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантности личности, Дж. Роле, исследовавший толерантность как моральную добродетель в рамках своей теории справедливости, Б.З. Вульф отмечает феномен толерантности как – способности человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни и др. [3, с. 84].

Особое внимание приобретает проблема формирования толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями, так как именно дошкольное образование и воспитание является начальным этапом в нравственном развитии ребенка. Но, к сожалению, как показывает практика, многие дети, не имеющие психофизических отклонений, не готовы принять детей с особыми потребностями [2, с. 267].

Данный факт подтверждается и в результате проведенного нами исследования, которое имело цель – изучить уровень сформированности у дошкольников толерантного отношения к детям с особыми потребностями. Исследование проводилось среди детей дошкольного возраста образовательных учреждений г. Сургута, Сургутского района. Всего в исследовании принимали участие 113 человек [4, с. 24].

Читайте также:
Тиреоглобулин: что это такое, какова его норма и за что отвечает

По результатам исследования можно сказать, что только 20% детей имеют достаточно полные представления о детях с ОВЗ. Они хорошо информированы о правилах поведения в обществе таких детей, стараются понять их эмоции и желания; проявляют интерес к взаимодействию с ними, хотят оказать им помощь, проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие, сострадание, понимают и откликаются на чувства и эмоции детей с особыми потребностями, выражают желание делиться с ними игрушками, позитивно относятся к проявлению различных потребностей детей, обусловленных ОВЗ.

Большинство детей: 65% детей показали средний уровень сформированное™ толерантного отношения к детям с ОВЗ. Эти дети имеют фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Они мало информированы о правилах поведения с такими детьми, лишь частично понимают их эмоции и желания, проявляют фрагментарный интерес к взаимодействию. Кроме того, у них не появляется желания помогать таким детям,

готовность к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми нестабильна и, скорее всего, будут помогать и делиться игрушками не по собственной инициативе и не с особым желанием, а по просьбе либо взрослого, либо самого ребенка с особыми потребностями.

15% детей имеют низкий уровень. У детей данной категории не сформированы представления о детях с особыми потребностями. Они не информированы о правилах поведения в обществе таких детей, не понимают их эмоции и желания. Отсутствует интерес и желания вступать с ними в контакт. Эти дети не готовы к выстраиванию взаимоотношений с детьми с особыми потребностями.

Таким образом, подводя итоги можно, сделать вывод, что результаты исследования показали низкий уровень сформированности у дошкольников толерантного отношения к детям с особыми потребностями. Это говорит о том, что необходимо начинать формирование толерантного отношения к детям с особыми потребностями именно с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Кроме того, дошкольник имеет пластичную нервную систему, он активно познает различные знания об окружающем мире, способы его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомится с социальными ролями. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию должна быть отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков) [7, с. 115].

Одной из основных задач работников ДОО является – научить детей дошкольного возраста толерантно относиться друг к другу. При этом важно не только передать необходимую информации о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с особыми потребностями, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, но и сформировать у дошкольников умения анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит многое. Кроме этого детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость, помочь, проявить сочувствие, сопереживание.

Эта задача выполнима при условии хорошо организованной работы и приложении достаточных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал – интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Целесообразна интеграция с содержанием занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, познавательному, речевому, физическому развитию, игровой деятельности.

В работе по формированию толерантности предполагает создание в коллективе спокойной, благоприятной, доброжелательной обстановки, большого уважения к личности ребенка, максимального использования своих возможностей и опыта других педагогов.

Важное значение имеет и предупреждение возникновения психотравмирующих ситуаций в системе межличностных отношений: ребенок с нарушениями развития – обычные сверстники; родители ребенка с нарушениями развития – педагог; родители ребенка с нарушениями развития – родители обычных детей. Поэтому необходимо системно и планомерно выстраивать работу по формированию толерантных отношений между субъектами инклюзивного образования [6, с. 14].

Особую роль несет в себе и тесное сотрудничество c родителями, что в свою очередь помогает выработать единый стиль в работе. Ведь значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и главными воспитателями детей. Поэтому, если в решении этой проблемы

родители не будут помогать педагогам, то сформировать у ребенка толерантность, как и любое другое морально-нравственное качество, будет очень сложно или невозможно.

В семье ребенок получает главный опыт взаимодействия с людьми, в ней ребенок получает уроки общения, осваивает приемы коммуникации, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким. Личный пример родителей, родственников играет важную роль в освоении опыта толерантного поведения. Большое влияние на формирование толерантного отношения оказывают атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми. Семья во многом может помочь ДОО.

Читайте также:
Как детям делают уколы: подготовка и проведение процедуры

Таким образом, проблема толерантного отношения является общей как для педагогов, так и для родителей. Формирование его необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда у ребенка только начинают развиваться моральные ценности, нормы поведения, создаются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем.

Список литературы /References

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. [Текст] // Толерантность в общественном сознании России. М.: Смысл, 1998. 246 с.

2. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке. [Текст] // Молодой ученый, 2014. № 21. С. 626-629.

3. Колесникова О.А. Витагенный опыт как средство умственного развития дошкольников. [Текст] // дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 185.

4. Коротовских Т.В., Чуйкова И.В., Некрасова О.А. Изучение уровня сформированности толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Глобальный научный потенциал, 2017. № 1 (70). С. 21-25.

5. Некрасова О.А., Чуйкова И.В. Психологическая готовность как результат подготовки будущего педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности. [Текст] // European Social Science Journal, 2015. № 4. С. 134-138.

6. Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства. [Текст] // автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 28 с.

7. Поддубная И.В., Зеленина Е.И. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения. [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012.

Развитие у детей терпимости по отношению к детям инвалидам и к детям с ОПФР

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Радиоз Татьяна Юрьевна

Организация: МОДУ детский сад «Карамелька» №98

Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль

«ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ:

ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО САМОЕ ГЛАВНОЕ В САМОВОСПИТАНИИ –

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ…»

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия;

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности существования равноправного «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире людей и разных идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщить детей не только к культуре своего народа, но и уважительному, доброму отношению традиции разных народов и культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 3- 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения

Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:
Главные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.

Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.

В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя .

Но не надо забывать о главном это семья.

Семья даёт ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приёмы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Проблема толерантности является общей как для воспитателя так и для родителей. Семья во многом может помочь детскому саду. Однако очень часто именно родители сеют зёрна вражды, не приязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. События показывают, что враждой взрослых заражаются и дети.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

«Роль общения в жизни ребёнка»

«Причины возникновения конфликтов у детей»

« Как учить детей общаться?»

« Как научить ребёнка понимать других людей?»

« Воспитание у детей чуткости и внимательности»

«Этика семейного общения у детей»

«Воспитание терпимого отношения к людям»

Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие и детей и родителей при взаимном согласии):

– Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?

– Есть ли грань терпимости? В чём (где) она?

– Нужно ли быть самим собой?

– Нужно ли властвовать собой?

– Возможно ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

Ваш ребёнок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет.

Что вы ответите?

Побуждайте всех детей, даже тех, у которых имеются особые потребности, помогать друг другу. Некоторые воспитанники сумеют делать то, что поможет другим.

Кому – может потребоваться, например, чтобы кто – то просто подержал его куртку. Важен сам факт помощи, а большая она или маленькая – не имеет значения.

Рассказывайте воспитанникам о людях, которые работают с другими и помогают им без мысли о том, что их похвалят или отблагодарят. Примером могут быть полицейские, врачи, пожарные, социальные работники, адвокаты, учителя, родители. Культура взаимопомощи должна быть частью культуры группы.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. В связи с этим необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению Ребёнок – инвалид должен знать, кто его одногруппники ждут его , дети должны общаться. Ребёнок – инвалид должен знать, чем живёт группа, детский сад. и быть участником событий, происходящих в ней.

  1. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье – М., 2012г.
  2. Клепцова, Е. Детская нетерпимость /Е. Клепцова //Дошкольное воспитание. – 2008. – №7.
  3. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Бондаренко О.Я. Анатомия толерантности. – М., 1998.

Норма сна для детей

  • От чего зависит потребность во сне
  • Признаки недосыпания
  • Сколько должен спать ребенок по месяцам
  • Нормы после года
  • Как научить малыша засыпать вовремя
  • Нормы от доктора Комаровского для малышей от года до 7 лет
  • Как бороться с отказом ребенка спать
  • Самое важное

Каждый человек, в том числе маленький ребенок, обладает уникальной, свойственной только ему потребностью во сне. Для маленького человека достаточный качественный сон – важная составляющая роста. Задача родителей – вычислить, сколько должен спать ребенок, для того чтобы расти здоровым.

Читайте также:
Что такое мода и какое отношение она имеет к элегантности?

От чего зависит потребность во сне

Медики выделяют следующие показатели для определения длительности сна:

Генетическая предрасположенность

Наследственность – главная составляющая, которая влияет на продолжительность сна ребенка. Существует 2 типа людей: долгоспящие и короткоспящие. Определить принадлежность к одному из типов достаточно просто: нужно вычислить общую продолжительность сна, после которого чувствуется бодрость, прилив сил. Долгоспящему человеку для полноценного отдыха необходимо 8–10 часов, короткоспящему – 6–7.

Время активного бодрствования

В дни, когда ребенок активно двигался, посещал новые места, развлекательные центры, праздники, понадобится больше времени на полноценный сон.

Состояние здоровья

После перенесенных болезней у детей увеличивается время отдыха. Так они восстанавливают силы и отсыпаются.

Условия сна

Качество и продолжительность отдыха зависят от окружающей обстановки. В прохладном, проветриваемом, темном помещении без посторонних шумов ребенок поспит значительно дольше.

Признаки недосыпания

Если сон новорожденного систематически не дотягивает до установленной педиатрами нормы на 2–3 часа, можно уверенно говорить о недосыпе. Бывает, что сон не выходит за установленные «рамки», но младенец выглядит усталым. В таких случаях следует понаблюдать за поведением, попытаться определить, насколько хорошо он высыпается. Важно уделить должное внимание общему состоянию маленького человека и не пропустить недосып.

Младенец засыпает в транспорте

Мгновенное засыпание при движении свойственно 4-месячным грудничкам. Дети постарше намного реже спят в коляске, машине, общественном транспорте. Исключением будет, если это время совпало с их очередным сном. К тому же сон в движении не качественный, злоупотреблять им не стоит.

Малыш не просыпается самостоятельно утром

Дети дошкольного возраста чувствуют себя хорошо, если живут согласно графику, соответствующему биологическим часам. Для них нормой считается засыпание в 20:00, пробуждение около 7:00. Ребенок чувствует себя бодрым, выспавшимся. Пробуждение в период с 9:00 до 10:00 часов, а иногда и позже свидетельствует о некачественном сне, позднем засыпании.

Капризы и раздражения

Систематические недосыпания провоцируют повышение в организме гормона стресса – кортизола, который пагубно влияет на состояние младенца, его нежную, еще не до конца развитую нервную систему. Наладив режим дня, родители замечают, что беспокойный малыш стал милым и покладистым. У детей, хотя и достаточно редко, встречается сон, плавно переходящий из дневного отдыха в ночной.

Раннее пробуждение

Как ни странно, слишком ранний подъем (5 утра) является симптомом переутомления, недосыпания, позднего засыпания. Доказано, что принцип «позже уснешь, дольше будешь спать» не срабатывает с детьми, начиная с двухнедельного возраста.

Пробуждение и засыпание со слезами

При отсутствии заболеваний, незначительных психических расстройств у ребенка между кормлениями систематический плач, протесты, плохое настроение свидетельствуют о переутомлении, недосыпании. Это правило не распространяется на грудничков до 6 месяцев. Если в раннем детском возрасте наблюдается один или несколько вышеперечисленных симптомов, следует увеличить длительность сна, вечером пытаться укладывать его раньше.

Сколько должен спать ребенок по месяцам

Понять, высыпается ли грудничок, можно при помощи следующих мер:

  • ведения дневника засыпаний, пробуждений по месяцам,
  • сравнение записей с установленными нормами,
  • определение наличия признаков недосыпания.

Далее таблица, в которой указано, сколько должен спать ребенок. С каждым днем организм ребенка претерпевает изменения, в том числе изменяется потребность во сне.

0–2 месяца

До наступления колик (2–4 неделя) должен спать новорожденный 20 часов в сутки. Крохи 1 месяца не способны различать время суток. Месячные дети просыпаются, проголодавшись, кушают, продолжают спать.

2–4 месяца

На данном жизненном этапе груднички начинают разделять день и ночь. Ночной сон составляет 10 часов. Младенец просыпается каждые 3 часа. Появляется время бодрствования. Днем ребенок спит 5 раз продолжительностью 40 минут 2 часа, общая длительность не превышает 16 часов.

4–6 месяцев

Ночью дитя спит в среднем 12 часов. Дневные бодрствования увеличиваются, кроха погружается в сон 3 раза. Общая продолжительностью составляет 5 часов. В этом вековом промежутке появляется возможность научить грудничка самостоятельно засыпать. Суточная норма – около 15 часов.

6 месяцев – 1 год

До 9 месяцев ночной сон может длиться около 12 часов, с 1 или 2 кормлениями. После 9 месяцев ночные кормления убирают. Время отдыха остается прежним. Дневной сон сокращается до 2 раз общей длительностью 3 часа. В сутки младенец спит 14 часов.

Нормы после года

Ребенок существенно подрос, он отличается от детей до года, но по-прежнему нуждается в продолжительном сне

1–1,5 года

Ночью малыш спит беспробудно около 11 часов. Остальные 3 часа из общей суточной нормы разделяются на 2 дневных сна.

1,5–2 года

Ночью малыш беспробудно спит 12 часов. Днем нужно спать ребенку один раз. Иногда маленьким детям переход на одноразовый дневной сон дается сложно. Категорически к этому относиться не стоит. Следует на время оставить два дневных сна, постепенно пробуя заменять одним.

Детям этого возраста важно постоянство. Чтобы крохе было легче засыпать, необходимо выработать схему. Созданный ритуал необходимо применять ежедневно даже вдали от дома. Систематическая последовательность событий помогает ребенку предсказывать последующие действия, контролировать ситуацию.

Читайте также:
Популярные мифы о масках для лица

Соблюдение режима способствует легкому быстрому засыпанию. В дни, когда ребенка переполняют эмоции, перед созданным ритуалом следует разрешать порезвиться, после чего переходить к спокойным играм, чтению сказок. Нужно практиковать самостоятельное засыпание малыша.

Укачивание, пение колыбельной – это не лучший вариант, потому что, проснувшись среди ночи, ребенку будет сложно уснуть без посторонней помощи родителей. До 1,5 года малыш научился сидеть, стоять, ходить. Он безумно рад умениям, готов совершенствовать их целыми днями. Уложить его спать, особенно днем, становится все сложнее.

В таких случаях специалисты рекомендуют оставить малыша наедине на несколько минут или дать возможность накричаться. При ночных пробуждениях ребенок может захотеть поиграть, походить, постоять. Ругать его не стоит, необходимо дать малышу понять, что ночь – время сна.

Как научить малыша засыпать вовремя

Когда малышу исполняется 2 года, родители должны направить усилия на то, чтобы приучить ребенка правильно засыпать.

Искоренить «вредные» ритуалы отхождения ко сну

В 2 года дети должны засыпать без колыбельной, укачиваний, прочих «усыпляющих» механизмов. В противном случае, проснувшись среди ночи, ребенок не сможет самостоятельно уснуть. Специалисты рекомендуют укладывать малыша в кровать до засыпания, когда он сонный, расслабленный, спокойный. В таком состоянии ребенку не придется долго вертеться, вскоре он уснет.

Предоставить приемлемый выбор

В двухлетнем возрасте ребенок открывает понятие независимости. Не зная ее рамок, малыш всячески пытается их определить, а заодно утвердить контроль над окружающими. Избежать длительных вечерних противостояний со стороны ребенка можно, предоставляя крохе сделать самостоятельный выбор, какую сказку хочет услышать, в какой пижаме спать, какую игрушку взять в постель.

Обезопасить сон

У детей 1,5–2 лет имеются свои особенности, собственные проблемы. Многие родители малышей этой возрастной категории сталкивались с тем, что их подросший ребенок, научившись уверенно ходить, не один раз падал из кроватки, подвергая себя огромной опасности. Новые умения ребенка не подразумевают того, что он уже готов перейти на большую кровать.

Это лишь повод принять меры, обезопасить его сон:

  • Понизить по возможности дно кроватки, поднять ее ограждения. В современных моделях предусмотрены разные уровни расположения дна, в зависимости от возраста. Но, это не сработает, когда кроха подрос и научился вылезать из нее.
  • Освободить кроватку от посторонних предметов. Это могут быть мягкие игрушки, дополнительные подушки, плохо привязанные бортики, все то, что может помочь малышу выбраться наружу.
  • В корне пресекать попытки самостоятельно выбираться из кроватки. Заметив, что ребенок самостоятельно покинул свою кроватку, не стоит восторгаться, сильно ругаться. Следует спокойно объяснить крохе, что так нельзя делать и положить его обратно.
  • Контролировать действия в кроватке. Стать так, чтобы ребенок не замечал присутствие посторонних, при любой попытке выбраться, нужно говорить, что этого делать нельзя. После нескольких повторений малыш станет послушнее.
  • Обезопасить пространство вокруг кроватки. Запреты родителей не действуют, ребенок систематически пытается выбраться из кроватки – следует сделать окружающие предметы более безопасными, надеть на острые углы защиту, убрать большие металлические игрушки, снять одно из ограждений кроватки. Даже если малыш выберется, вероятность того, что он поранится, снизится в несколько раз.

Нормы от доктора Комаровского для малышей от года до 7 лет

Известный педиатр весьма скептически относится к построению таблиц, в которых указываются четкие нормы и границы сна для детей разного возраста. Тем не менее исходя из опыта и наблюдений, Комаровский приводит средние значения продолжительности сна для детей определенного возраста:

  • 12–18 месяцев. Дневных снов два: первый – 2–2,5 часа, второй – 1,5. Длительность ночного сна в среднем 10–11 часов.
  • 18 месяцев – 2 года. Продолжительность дневного сна до 3 часов, ночного – 11.
  • 2–3 года. Рекомендуется дневной сон (2–3 часа). Если систематически дневной сон продолжается более 3 часов подряд, влияет на отхождение ко сну вечером, необходимо будить малыша. Длительность сна ночью для данного возраста составляет по-прежнему 10-11 часов.
  • 3–7 лет. Детям дошкольного возраста необходим дневной сон продолжительностью 2 часа. Ночью для этой возрастной категории сон должен продолжаться 9 часов.
  • 7 лет и больше. На вопрос, до какого возраста здоровый ребенок должен спать днем, Комаровский отмечает, что в 7 лет необходимость дневного сна отпадает.

Как бороться с отказом ребенка спать

Доктор Комаровский выделяет 3 способа борьбы с детским возражением «не хочу (не буду) спать»:

  • Увеличение физической активности на протяжении дня. Посещение спортивных секций, кружков, длительные прогулки на свежем воздухе, выполнение различной работы по дому.
  • Минимизация количества эмоциональных нагрузок в вечернее время. Крайне нежелательно преподносить долгожданные подарки незадолго до предполагаемого сна. Проверка дневника, расспросы об успеваемости и иные неприятные моменты перед сном приравниваются к «педагогическому преступлению».
  • Не создавать несуществующих проблем. Известно, что дети копируют взрослых, поэтому вместо строгих распоряжений лучше показать хороший пример, начав вместе с мужем подготовку ко сну. Наблюдая, как родители укладываются в постель, малыш интуитивно начнет подражать и тоже последует спать.
Читайте также:
Имена девочек православные - по месяцам и их значения

Самое важное

Чем больше внимания взрослые уделяют процессу отхождения ко сну (систематически смотрят на время, нервничают, раздают строгие приказы, говорят: «Давай спать!»), тем чаще в их семье возникают проблемы с засыпанием.

Сон здоровых детей.

Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать — сколько раз и сколько часов.

Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.

От 1 до 1,5 лет: количество периодов дневного сна — 2 (1-й — 2—2,5 ч, 2-й — 1,5 ч); ночной сон — 10—11 ч.

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна — 1, его продолжительность — 2,5—3 ч; ночной сон — 10—11 ч.

2—3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2—2,5 ч; ночной сон — 10—11 ч;

В дальнейшем — до 7 лет — рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч) ночной сон — 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью — не менее 8—9 ч.

Отдав долг «нормам», рассмотрим конкретные проблемы.

Все, что мы уже писали раньше про детскую комнату[1], не имеет возрастной специфики. Напомним требования:

  • оптимальная температура — 18—20°С;
  • лучше 16°С, чем 22°С;
  • оптимальная влажность — 50—70%;
  • лучше пижама потеплее, чем наимоднейший обогреватель;
  • в детской комнате нежелательны никакие накопители пыли — ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым — сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии). Ведь это естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется, и просыпаться естественно не потому, что так надо, а потому, что выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти биологические «фокусы».

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияет множество факторов — упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.

Любому человеку известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.

Основная родительская проблема — «не хочу спать». Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило:

если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.

Отмечу, что родительский лозунг «пора спать» может быть продиктован интересами самих родителей — папа хочет спать или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра.

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой «не уложишь — не поднимешь». Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на «жаворонков» и «сов»).

Рациональных способов борьбы с детским «спать не хочу» три.

Способ первый. Увеличение физических нагрузок — спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.

Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам, — по крайней мере, нежелательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.

Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учитывать стремление детей к копированию взрослых. Тема «пора спать» вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение «отправляйся в постель», тем больше возникает проблем.

Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у практически здоровых детей.

[1] Необходимое уточнение: употребляя словосочетание «детская комната», автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о «детской спальне», но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе настолько странную жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы жилой площади.

Читайте также:
Как шрамотно огранизовать распорядок дня ребенка

Детский сон – родители должны знать сколько нужно спать ребенку

Наверное, каждый родитель понимает, что сон важен для его ребенка, но мы можем даже не осознавать, насколько жизненно важную роль играет сон для здоровья и развития детей. Если ребенок недосыпает, то поведение ребенка меняется, это может выражаться в виде истерик, агрессивном поведении, нервозности. Также недосып негативно сказывается на памяти, иммунитете, умственном и физическом развитии ребенка.

Во время сна мозг организует и каталогизирует информацию, полученную в течение дня. Он как бы сохраняет ее в виде воспоминания. В одном исследовании, проведенном неврологами, дошкольники играли 2 раунда в игру на работу памяти. Те, кто поспал после первого раунда, сохранили всю информацию, полученную в игре, и отлично сыграли второй раунд. Но группа, которая не спала после первого раунда, сыграла второй раунд намного хуже.

Сон способствует росту. Гормон роста главным образом секретируется во время глубокого сна. Итальянские исследователи, изучая детей с недостаточным уровнем гормона роста, обнаружили, что спят они менее глубоко.

Сон помогает сердцу. Дети с нарушениями сна испытывают чрезмерное возбуждение головного мозга во время сна, их уровень глюкозы в крови и кортизол остаются высокими в ночное время. Повышается риск возникновения диабета, ожирения и даже сердечно-сосудистых заболеваний.

Сон поддерживает иммунную систему. Во время сна дети и взрослые производят белки, называемые цитокинами, которые организм направляет на борьбу с инфекциями, болезнями и стрессом. Исследования показывают, что взрослые, которые спят менее семи часов в сутки, почти в три раза чаще подхватывают простуду, чем те, кто спят восемь и более часов. Не смотря на то, что пока не очень много данных про маленьких детей, исследования на подростках показали, что дети с продолжительным ночным сном болеют реже.

Сколько должен спать ребенок

Существует сотни различных таблиц и графиков, касающихся рекомендаций по времени сна для детей. Не стоит слишком увлекаться ими, все-таки все дети разные. Тем не менее, рекомендации нужно знать, чтобы хотя бы кардинально не отклонятся от них.

Представители Американской Академии Медицины Сна (American Academy of Sleep Medicine, AASM) опубликовали консенсусные рекомендации относительно количества сна, необходимого для обеспечения оптимального здоровья детей и подростков, чтобы избежать риска для здоровья, связанного с недостаточным количеством сна. Рекомендации выглядят следующим образом:

  • В рекомендациях Американской Академии Медицины Сна не приводятся данные для младенцев младше 4 месяцев из-за очень широкого диапазона продолжительности и моделей сна для детей данного возраста. Также для них недостаточно доказательств последствий продолжительности сна на здоровье в данном возрасте.
  • Младенцы в возрасте от 4 до 12 месяцев должны спать 12-16 часов в сутки на регулярной основе.
  • Дети в возрасте от 1 до 2 лет должны спать от 11 до 14 часов в сутки на регулярной основе.
  • Дети в возрасте от 3 до 5 лет должны спать от 10 до 13 часов в сутки на регулярной основе.
  • Дети в возрасте от 6 до 12 лет должны спать от 9 до 12 часов в сутки на регулярной основе.
  • Подростки в возрасте от 13 до 18 лет должны спать от 8 до 10 часов в сутки.

Вы спросите, а сколько должен спать новорожденный? Согласно данным Национального Фонда Сна (National Sleep Foundation):

  • Младенцы в возрасте от 0 до 2 месяцев должны спать около 10.5-18 часов в сутки.
  • Младенцы в возрасте от 3 до 12 месяцев должны спать 9.5-14 часов в сутки.

Для наглядности обобщим, приведенные выше данные и составим таблицу:

Возраст Сколько часов сна требуется в сутки
от 0 до 2 месяцев от 10.5 до 18
от 3 до 12 месяцев от 9.5 до 14 (по данным NSF)
от 4 до 12 месяцев от 12 до 16 (по данным AASM)
от 1 до 2 лет от 11 до 14
от 3 до 5 лет от 10 до 13
от 6 до 12 лет от 9 до 12
от 13 до 18 лет от 8 до 10

Во сколько дети должны ложиться спать

Для каждой семьи время отхода ко сну может сильно разниться. Конечно, нужно делать так, чтобы основной сон ребенка проходил ночью.

Ниже приводится таблица, составленная по данным Национального Фонда Сна. По ней вы можете определить, во сколько должен ложиться спасть ребенок в возрасте от 5 до 12 лет, в зависимости от времени, в которое он встает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: