Развод и дети: как родителям не наделать ошибок, которых уже не исправить

Ребенок из рук в руки

По мнению юристов, которые профессионально занимаются бракоразводными процессами, далеко не всегда в подобных спорах родители могут сами договориться. Иногда это бывает и с любящими родителями, когда ни про одного из них нельзя сказать ничего плохого.

Но чаще, и это ясно видно из судебной практики, далеко не всегда определение места жительства ребенка после развода связано с действительной заботой родителей о его судьбе. Зачастую требование оставить ребенка именно с одним из родителей связано с желанием больно отомстить за неудавшуюся совместную жизнь.

Учитывая, что подобных споров в наших судах много, а единообразной судебной практики фактически нет, разъяснения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ могут оказаться полезными и гражданам, и региональным судьям.

В нашем случае родители ребенка в суде также решали, с кем ему жить. Ситуация была самой стандартной – оба родителя характеризовались положительно. Но местные суды разошлись во мнениях – кто из них имеет лучшие возможности растить общего ребенка. Районный суд решил, что правильно оставить малыша матери, хотя ее условия жизни были хуже, чем у отца. Но вторая инстанция это решение отменила и встала на сторону бывшего супруга.

В итоге пересматривать разные результаты одного спора пришлось Верховному суду. Его Судебная коллегия по гражданским делам и разъяснила, какие обстоятельства будут считаться главными в аналогичных семейных спорах.

В нашем случае все началось с того, что гражданка принесла в суд иск на супруга, с которым она рассталась, но официально не развелась. Женщина просила определить место жительства ребенка у нее. Отец, в свою очередь, считал, что сын должен остаться жить с ним. В итоге сложилась следующая картина – ребенок переходил из рук в руки. То есть сначала он жил с матерью, потом с отцом, а затем мать попросила суд отдать сына ей. Осложняло ситуацию, как ни странно, то, что родители характеризовались положительно.

В первой инстанции суд оставил ребенка с матерью, сократив время свиданий отца с ребенком до четырех часов по выходным и праздничным дням. При принятии решения в пользу истицы суд вспомнил один из принципов Декларации прав ребенка. В нем сказано следующее: “Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью”.

Отец опротестовал такой вердикт. И уже апелляция приняла прямо противоположное решение – ребенок будет жить с отцом. Судьи второй инстанции исходили из того, что условия жизни у отца лучше. Мужчина – предприниматель, живет в собственном доме, где у ребенка есть отдельная комната и все необходимое. Плюс ко всему отец действительно занимается воспитанием сына. Мать же ребенка не работает, живет на алименты на старшего ребенка, пособие и помощь родственников. И ее жилищные условия хуже.

Из всего этого апелляция сделала вывод, что у матери нет возможности реального воспитания ребенка, который уже привязался к отцу.

С такими решениями дело дошло до Верховного суда, который изучил спор и заявил: преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

По мнению Верховного суда, в таких спорах нужно исходить из интересов ребенка в совокупности и “обстоятельств, характеризующих обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей”. Однако для того, чтобы выяснить, какова эта обстановка, потребуются доказательства – выводы суда “не должны быть общими и абстрактными”, подчеркивается в определении по делу, суд должен ссылаться на нормативные акты и доказательства. Именно их было недостаточно, подчеркнул Верховный суд.

Высокая судебная инстанция напомнила про статью 78 Семейного кодекса. В ней сказано, что если суды рассматривают споры, связанные с воспитанием детей, к участию в деле надо привлечь органы опеки – независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Опека должна провести обследование условий жизни ребенка и тех, кто хочет его воспитывать. Акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора предоставляют в суд. “Заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки или органа местного самоуправления”, – напоминает ВС. Однако в деле такого заключения не было.

А еще, сказал Верховный суд, суды не назначили экспертизу, о которой просил отец ребенка. Неназначение судом экспертизы считается существенным нарушением норм процессуального права. В итоге Верховный суд велел апелляции заново пересмотреть дело.

Инструкция: как развестись и не навредить ребенку

Часто при разводе взрослые не обращаются за помощью к психологу, хотя это событие может вызвать у их детей тревогу или страхи и негативно повлиять на их дальнейшую жизнь. Мы поговорили с психологами о том, какие травмы может вызвать развод, как правильно вести себя и помочь ребенку пережить все без стресса.

Детский и подростковый психолог, ДБТ-терапевт, соучредитель «Mental Health Center — Дети»

Как развод влияет на детей?

Чмутова: Все зависит от контекста: того, как ведут себя взрослые, как и в каких условиях жила семья. Но обычно при разводе нарушается привычный ход вещей, что влияет на чувство безопасности у детей: им важны стабильность и предсказуемость, которые пропадают. Это, в свою очередь, сказывается на их психологическом состоянии.

Читайте также:
Ребенок растет без отца - типичные ошибки в воспитании и советы психолога маме и родным

Больше всего травмирует непонимание — когда ребенку не объясняют, что происходит и почему. Также, если кто‑то из родителей, осознано или нет, транслирует идею «ты недостаточно хорош», «мы с папой поссорились из‑за твоего плохого поведения», дети могут брать на себя вину за развод.

Белова: В подавляющем большинстве случаев развод — это травматичное событие для ребенка, потому что оно связано с самыми близкими для него людьми. Перемен очень много, и чаще всего они неприятные. На состояние сильно влияет и то, как ведут себя взрослые. Родители, которые проецируют свои отношения на детей, снижают качество их жизни. Например, ребенка ставят перед выбором, или он постоянно находится в центре конфликта.

Какие могут быть травмы?

Чмутова: В основном травмирует чувство неопределенности. Ребенок может начать переживать, и впоследствии, когда он вырастет, ему будет трудно переносить любые непонятные ситуации. Еще может появиться чувство вины и стыда из‑за какой‑то детской травмы, связанной с разводом. Если все происходит очень резко — в семье были хорошие отношения, родитель отводил ребенка в садик, играл с ним, а потом вдруг пропал или изменил свое отношение к нему, — то может появиться ощущение брошенности.

Дети до трех лет спокойнее переживают развод, так как в раннем возрасте главная персона для них — мама, и они могут довольно быстро привыкнуть к семье с одним родителем, если она остается с ними. Ребенок, который уже установил привязанность с обоими взрослыми, реагирует на их расставание более болезненно.

Еще детям младшего школьного возраста трудно понять, что у родителей есть право на личную жизнь. Особенно тяжело, если родитель, который уходит, прекращает общение с семьей. Подросткам же легче объяснить отношения между взрослыми.

Как понять, что нужна помощь специалиста?

Чмутова: Симптомы, которые должны насторожить, — изменения в поведении: ребенок стал нервничать, часто плакать, сидеть в одиночестве или грустить, проявлять агрессию или хуже учиться. Стоит обратить внимание и на физиологические симптомы (тики, энурез), новые фобии или нежелание оставаться одному. Если один родитель уходит из семьи, то дети могут перестать отпускать второго из‑за страха, что он тоже исчезнет. Все это — повод обратиться за помощью.

Белова: В целом консультация психолога никогда не бывает лишней во время развода, потому что вокруг ребенка все меняется, и это вызывает стресс. Важно обратиться за помощью, если вы заметили изменения в поведении или эмоциональном и физиологическом состоянии детей.

Стоит ли оставаться вместе ради детей?

Чмутова: Ребенку и правда нужны и мама, и папа, кроме случаев, где одного из родителей не было с самого начала. Тогда другая структура семьи воспринимается нормально и не вызывает дискомфорта. Жить в плохих отношениях, ругаться, быть отчужденными или конфликтными, конечно же, не стоит.

Естественно, ребенок хочет, чтобы все было, как раньше, и может просить не разводиться, обижаться или говорить, что уйдет из дома, чтобы родители были вместе. Тут нужно грамотно объяснить ситуацию, например: «Да, мы перестали любить друг друга, но ничего не поменяется. Мы твои родители и будем продолжать заботиться о тебе». Главное — не только озвучивать это, но и вести себя так, как вы обещали.

Белова: Ребенку важнее любящие взрослые рядом и спокойствие, комфортная атмосфера. То, что наличие рядом мамы и папы важнее всего, конечно, стереотип, потому что если люди постоянно ругаются, то это никому не нужно. Бывают даже случаи, когда ребенок хочет, чтобы родители разошлись.

Естественно, два любящих родителя — это прекрасно, но только если между ними все хорошо . Атмосфера первичнее, и лучше жить отдельно и быть в хорошем состоянии, чем рядом, но ненавидеть друг друга и портить качество своей жизни и жизни ребенка.

Как развестись без вреда для ребенка?

Чмутова: Чтобы уберечь ребенка от травм, нужно быть с ним честными и максимально сохранить привычные для него вещи. Продолжать забирать из школы, часто видеться, брать его в путешествия — сделать так, чтобы он почти не ощутил расставание. Это бывает сложно из‑за психологического состояния родителей и того, что развод редко происходит спокойно.

Взаимодействие между взрослыми должно быть доброжелательным, нельзя говорить друг про друга плохие вещи. Важно максимально участвовать в жизни ребенка, проводить время вместе. Любовь, поддержка, совместный досуг — те элементы, которые должны присутствовать в семье даже после развода.

Белова: Взрослые могут сохранять негативные чувства друг к другу, но не стоит говорить гадости при ребенке или перетягивать его на свою сторону. Если у вас есть какие‑то договоренности, то их нужно соблюдать: например, что ребенок может в любое время общаться и с мамой, и с папой. Главное — дать ему возможность свободно поддерживать связь с родителями, чтобы он чувствовал, что нужен, несмотря на то, что они уже не вместе.

Читайте также:
Как объяснить ребенку, что такое ответственность и зачем она нужна?

Плохой учитель, хороший учитель – о чем должны знать родители?

Содержание статьи:

Вспоминая школу, многие думают об учителях. Встречались и хорошие, и плохие. Первых, конечно, больше. Но и со вторыми пришлось повоевать за хорошие отметки и нормальное отношение. И вот наступает момент, когда в школу идет ребенок, а сердце сжимается: что его ждет, какие учителя будут. Ведь от учителя зависит желание учиться и успеваемость.

Учителя: хорошие и плохие

Как ни странно, учителя могут быть хорошими и не очень. «Качество» педагога зависит не только от уровня его образованности и опыта. Важнее личностные характеристики, ведь учитель на несколько лет становится образцом для подражания.

  • Уважительное отношение, понимание детей.
  • Умение заинтересовать, хорошее знание предмета.
  • Доброжелательность, гуманность.
  • Коммуникативность.
  • Креативность.
  • Знание психологии.
  • Тактичность, сдержанность.
  • Чувство юмора.

  • Грубость, неуважение, агрессия, авторитарность.
  • Снобизм, высокомерие, бестактность.
  • Безразличие или негативизм по отношению к воспитанникам.
  • Безответственность.
  • Выделение любимчиков.
  • Неспособность заинтересовать, решить проблему педагогического или методического характера.
  • Ограниченность, незнание своего предмета.
  • Неумение справляться с классным коллективом, постоянные жалобы.
  • Неуверенность, замкнутость, пассивность.

Как выбрать хорошего преподавателя?

Педагога выбирает не сам ребенок: он в силу своего возраста еще не способен определить профессионализм. К этому делу должен подойти со всей ответственностью именно родитель.

  • Ребенок проведет с выбранным педагогом несколько лет . Он должен будет его слушать и слушаться, принимать помощь и выполнять все требования, доверять и сомневаться. Это очень сложно для ребенка, но успешная социализация – гарантия развития ребенка. И только от родителя зависит, будет ребенок учиться в школе или просто посещать ненавистное учреждение стиснув зубы.
  • Перед принятием окончательного решения, важно лично поговорить с выбранным педагогом . Узнать про опыт, образование, внеурочную деятельность будущих школьников, принципы, которых придерживается педагог в работе и т.д. Чем больше родитель узнает об учителе, тем лучше он будет представлять будущее времяпрепровождение своего малыша, тем меньшей будет вероятность ошибочного выбора.
  • Познакомить с педагогом ребенка, чтобы узнать его мнение о будущем учителе . Конечно, его решение не будет предопределяющим, но порой дети подмечают то, что не могут увидеть взрослые.

Нужно помнить, что преподавателя выбирают не для знакомых или бабушки с дедушкой, а ребенку и родителям. Значит, важно только их мнение в этом вопросе. Конечно, опытный учитель, отлично знающий свой предмет, — это замечательно. Но лучше, если при этом он будет интересно рассказывать и уважать мнение детей . И еще: главное – не близкое расположение школы, а хороший преподаватель.

На что имеют право родители?

Многие родители стараются вникать в школьную жизнь своих детей. Их волнует, могут ли они посещать уроки, узнавать отметки детей, консультироваться с педагогами по вопросам обучения и воспитания. Чтобы не задаваться подобными вопросами, нужно познакомиться со своими правами.

Итак, на что имеют право родители:

1. Обратиться с просьбой о помощи:

  • Учебной . Причем, учитель, у которого ребенок занимается, не имеет права брать за это деньги, но может отказаться, мотивировав нехваткой свободного времени или другими причинами. По вопросам репетиторства нужно будет обращаться к другому педагогу.
  • Психологической . Родитель обращается к классному руководителю, педагогу-психологу или администрации.
  • По прохождению ПМПК , если малыш не успевает по предметам, неусидчив или плохо себя ведет.

2. Выбирать школу для ребенка и форму обучения . По возможности родитель может выбрать язык обучения и дополнительные курсы по предметам (факультативы, элективные занятия).

3. Дать ребенку семейное образование (конечно, при наличии диплома соответствующей специальности и опыта работы) и в любой момент продолжить обучение в школе.

4. Ознакомиться с уставом образовательного учреждения (это даже нужно сделать, чтобы при решении конфликтных ситуаций обратиться к нужным статьям), программой, лицензией и другими документами.

5. Узнать методы обучения и воспитания ребенка, его отметки.

6. Защищать права и интересы ребенка.

7. Знать обо всех обследованиях, проводимых в школе , соглашаться на них или отказываться, знакомиться с их результатами в случае согласия.

8. Участвовать в управлении школой (с этой целью посещать родительские собрания). Кроме этого, родители имеют право:

  • Посещать уроки ребенка, заранее предупредив педагога и указав время . Такая практика позволит узнать получше своего ребенка, оценить его деятельность на уроке, определить отношение к нему учителя.
  • Узнавать отметки только своего ребенка . Современная система «Дневник.ру» позволяет оценить работу школьника, не посещая школу. Если есть вопросы, то родитель может попросить учителя пояснить ему, за что была получена отметка или замечание.

Если школа нарушила права ребенка или его законных представителей, они могут направить обращение в высшие органы образования. Но сначала следует разобраться в ситуации, выявить причины отношения, постараться решить конфликт «на месте» . В крайнем случае – обращаться в высшие органы. Они обязательно рассмотрят полученное заявление и разберутся в ситуации.

В случае спора между родителями (или ребенком) и учителями нужно обращаться в комиссию по урегулированию споров, которая создается в образовательном учреждении. В этом случае родитель пишет заявление на имя директора школы, в котором указывается причина обращения и просьба собрать комиссию с участием виноватой стороны и пострадавшей.

Читайте также:
ТОП-12 популярных мультфильмов – учат ли они только хорошему

Школа не имеет право …

  • Отказать в предоставлении информации о ребенке.
  • Не пускать в учебное заведение (даже если не пройден медосмотр).
  • Оскорблять.

Жалоба на учителя

Эффективным способом разрешения конфликтной ситуации является письменная жалоба. Сначала следует разрешить ситуацию в устной беседе с директором, предъявив претензии и потребовав участия . Необходимо оценивать действия учителя объективно, ведь ребенок чаще всего относится к нему предвзято. Но если есть уверенность в своей правоте, то нужно отстаивать свою позицию. Если проблема не была решена на уровне школы, следует обращаться выше.

  • Дискриминация ребенка по национальности или вероисповеданию.
  • Посещение конфессионально направленных уроков (например, ОРКСЭ) вопреки воле ученика.
  • Публичное обсуждение поступков ученика и его убеждений, повлекшее за собой вред психологическому здоровью.
  • Принуждение ребенка к занятиям физической культурой, когда имеется справка об освобождении или ограничении физической нагрузки.
  • Недопуск к урокам или удаление с занятий.
  • Предвзятое отношение и завышенные требования, применяемые только к одному ребенку.
  • Занижение оценок.
  • Оскорбление личности, унижение и проявление насилия.
  • На имя администрации школы, если педагог ведет себя некорректно, неуважительно, непрофессионально.
  • Если не были приняты соответствующие меры – в департамент образования (в жалобе нужно указать, что директор школы не предпринял соответствующие меры).
  • При неудовлетворительном действии предыдущего органа – в министерство образования.
  • Нанесение вреда психическому или физическому здоровью ребенка, требование взятки предполагают подачу жалобы в прокуратуру и полицию.
  • Если предполагается материальная компенсация или моральное возмещение, то жалоба подается в суд.

Оформляется жалоба стандартно:

  1. В правом верхнем углу указывают название учреждения, его адрес, адресата, личные данные (ФИО, адрес, контакты).
  2. По центру пишется слово «жалоба».
  3. Далее излагается суть конфликта, указывается желательное решение ситуации (просьба уволить сотрудника или строгий выговор). Важно опираться строго на реальные факты, подкрепленные доказательствами.

При написании жалобы на учителя начальных классов часто требуют справку от психолога, подтверждающую противоправные действия со стороны педагога . Это обусловлено тем, что маленький ребенок может многое нафантазировать или наоборот, не рассказать о чем-то. В остальном написание не отличается от стандартных документов.

Отказ от учителя и его замена

Согласно статьям 34 и 44 Федерального закона учащимся и их представителям не предоставляется право выбора преподавателя. Ведь часть 3 статьи 47 этого же закона гарантирует всем педагогам свободу преподавания. Таким образом, вопросы отказа от учителя, его замены или выбора решаются совместно родителями и педагогами индивидуально во всех конкретных ситуациях.

Это очень ответственное решение. Оно принимается тогда, когда уже никак нельзя решить проблему (родитель неоднократно обращался к педагогу, но не дождался ответа).

  • Неумение контактировать с классом.
  • Недостаточная компетентность.

Документ может быть написан любым родителем, но большую ценность он будет иметь, если это решение будет принято на родительском собрании и оформлено в виде протокола.

Оформляется заявление так:

  1. Правый верхний угол: должность, фамилия ИО адресата, название заведения, как в регистрационных документах, личные данные: ФИО (или «от родителей … класса»), адрес, телефон.
  2. Посередине – «заявление».
  3. Далее – просьба заменить учителя с обоснованием такого решения. Если имел место конфликт – суть, дату и имена участников. Если причина – некомпетентность, нужно указать, что привело к таким выводам.
  4. Внизу – подпись и дата написания заявления.

Прежде, чем приступить к написанию заявления, важно разобраться в сути конфликта. Ведь если будет доказана необоснованность вывода, учитель останется работать. Конечно, этика не позволит ему опускаться до мести, но ведь неприятный осадок останется.

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Читайте также:
Воспитание детей в Испании - вседозволенность и безусловная любовь

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Читайте также:
Как справляться с подростковым эгоизмом

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Читайте также:
Основные педагогические принципы воспитания и обучения

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Что делать, если учитель плохо учит и не объясняет материал

В этой статье:

Реальные знания ребенка по предмету низкие. Их явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Как понять, что проблема именно в учителе, и что делать: помочь учителю, самостоятельно повысить знания или сменить учителя.

Родители начинают подозревать, что учитель плохо работает по предмету, когда ребенок не может ответить на вопрос или плохо пишет диагностику. Если при этом по предмету у ребенка пятерка, становится очевидно, что учитель не дает знаний по предмету. Возможно, он плохо объясняет материал или не требует от детей отработок и выполнения домашних заданий – отсюда и пробелы. Либо учитель просто ленится на работе. Как понять, что проблема именно в учителе и принять меры: помочь учителю, сменить его или проверить и подтянуть знания ребенка ?

Как понять, что учитель совсем не учит

Уровень знаний ребенка не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы и ребенок не может нагнать материал. Или же ребенок действительно не справляется с предметом. Вот признаки того, что педагог не очень профессионален.

Учитель плохо дает материал

Такое может случаться с теми преподавателями, которые очень хорошо знают предмет сами, но просто не умеют преподнести свои знания детям. Возможно, вашему ребенку попался неопытный учитель, который недавно отучился в вузе, но обучение там было оторванным от реальной практики. Или же учитель в школу пришел из другой специальности и просто не владеет методикой – ему кажется, что достаточно прочесть книгу, чтобы усвоить, например, физику.

Как понять, что учитель не владеет методикой.

  • Учитель не дает отработок
  • Он не идет от простого к сложному
  • Педагог не занимается регулярным повторением
  • Учитель не применяет разные формы подачи, чтобы усвоили разные типы учеников

Что делать родителям, если учитель методически не справляется?

  • Проверьте знания ребенка . Часто учитель дает материал с опорой на предыдущие знания или на знания по другому предмету. Например, физика опирается на математику. Ребенку может быть нужно подтянуть знания по другому предмету.
  • Попробуйте нанять репетитора на короткий срок. Возможно, взяв базу по предмету, ребенок сможет и у этого учителя учиться и получать знания.

Так вы сможете компенсировать методические недоработки учителя.

Преподаватель не стремится понятно объяснять

Есть учителя, которые считаются сильными, но по факту они только требуют. Дети тянут предмет сами или с репетиторами.

Как понять, что сам педагог не объясняет ничего?

  • Ребенок делает огромную домашку.
  • Почти весь урок дети ее и отвечают.
  • После контрольной или теста учитель просто говорит, какие темы повторить, а не объясняет их сам.
  • Учитель много говорит о том, что дети “не те”, не хотят учиться и т.п.

Что делать, если учитель не объясняет материал?

  • Дать ребенку возможность позаниматься пару уроков с хорошим и доброжелательным учителем один-на-один . Очень важно, чтобы ребенок получил положительный опыт изучения предмета и психологическую поддержку.
  • Поискать в своем кругу старших ребят, которым будет полезно объяснить материал вашему ребенку – заодно сами вспомнят к ЕГЭ.
  • Помочь ребенку организоваться с одноклассниками и объяснять разные предметы друг другу. Часто дети так хотят быть круче плохого учителя, что из принципа научат одноклассника.
Читайте также:
Советы психолога, как устанавливать для ребенка границы и правила

Учитель не заинтересовал предметом

Многие учителя обижаются, когда их в этом обвиняют. Мол, я вам не цирк шапито, чтобы развлекать. Но заинтересовать ребенка предметом, увлечь класс наукой, с которым он связан – это не просто развлечение. Это большая работа ума и сейчас ее делать намного проще – так много полезных сайтов и видео в интернете с отличными идеями по любому предмету. Если учитель не хочет учиться сам, если у него у самого мотивации делать работу хорошо нет, этот настрой передается детям.

Что делать, если ребенку на уроках скучно?

  • Попросите помощи знакомых или сами найдите увлекательный материал по предмету. Это видео по увлекательной науке, например.
  • Поищите интересные мероприятия или мастер-классы по предмету. Музеи занимательной науки или исторический квест – в зависимости от предмета.
  • Познакомьте ребенка с живым крутым человеком, которому предмет нужен для работы и пусть он расскажет ребенку о том, как это может быть интересно и где используется.

Не факт, что от этого ребенок полюбит уроки конкретного учителя. Но если он полюбит предмет и начнет сам им интересоваться или запишется на курсы или в кружок – это уже отличный результат.

Учитель не проверяет уровень знаний

Педагоги, которые только и делают, что дают тесты – плохо. Но учитель, который не проверяет знания – это тоже проблема. Нетребовательный учитель может быть любимцем детей, особенно если он интересно рассказывает истории по предмету. Но на экзаменах-то требуется результат.

Как понять, что учитель не проводит системные проверки?

Обратите внимание на такие особенности поведения ребенка:

  • Ребенок никогда не напрягается с домашним заданием и не готовится к контрольным.
  • Оценки в журнале стоят не пойми за что.
  • Ребенок рассказывает занимательные факты по предмету, а знаний программы у него нет.
  • Системы тестов и контрольных у учителя нет, итоги четверти не подводятся при помощи опроса, контрольной работы.

Что делать, если на уроках не проверяют работы?

Система проверки знаний задает учебный ритм, символизирует дробление большой задачи на этапы и помогает ребенку понять, он вообще продвигается по предмету или нет. Если оценочной обратной связи от учителя нет, ребенок меньше переживает, но и хуже понимает, в каком состоянии его знания. Соответственно, ему сложнее прилагать усилия. Что в этой ситуации делать.

  • Опять же репетитор или курсы. Онлайн-курсы – вполне подойдут.
  • Автоматизированная проверка знаний – надежные проверочные работы, которые нужно просить ребенка пройти регулярно.

Проверить знания можно и на курсах бесплатно, и самостоятельно.

Можно ли заставить учителя работать

Заставить работать сложно даже рабов. У учителя есть свои причины, по которым он не дает знаний. Исходя из этого можно ему помочь или решать проблемы самостоятельно.

Неопытный учитель или выгоревший?

Не всегда можно понять, просто исходя из возраста учителя. Мол, в возрасте – выгорел. Молодой – просто без опыта пришел в школу. Выгорают молодые учителя, когда понимают, что не справляются, и не получают помощи. А люди в возрасте запросто могут не научиться преподавать или не желать подстраиваться под детей. Скажем, пришел вузовский преподаватель в школу – а объяснять материал детям не умеет. Иногда учителю можно помочь и получить замечательного педагога для класса.

Как поддержать молодого и неопытного учителя

Молодой учитель часто испытывает стресс от того, что все, чему его учили в вузе, вообще не имеет ничего общего с реальной работой. Его не учили справляться с подростками и давали готовые планы урока, которые не работают с классом. И вот он чувствует свою беспомощность и не знает, как справиться с проблемами.

  • Если вы сами владеете методикой и педагогическими компетенциями, можете поговорить с учителем и поделиться. Но делать это нужно деликатно, не критикуя человека, а показывая, что вы хотите сотрудничать.
  • Можно вовлечь учителя в профессиональное креативное сообщество, где собираются люди, которым интересно учить и делать это увлекательно. Если он хочет работать хорошо, он быстро обучится.

Учитель тоже человек и так же, как и ребенок, нуждается в положительной мотивации и лучше работает, когда попадает в ситуацию успеха. Поэтому помощь неопытному учителю – это сделать так, чтобы он мог добиваться результата.

Как сменить слабого учителя

К сожалению, не всем учителям можно помочь и получить в итоге хорошего педагога. Иногда приходится бороться за то, чтобы ребенок получил в школе образование. Если учитель в ответ на ваше предложении помощи говорит, что он хорошо работает, просто дети не хотят учиться, имеет смысл подумать о смене учителя.

  • Обсудите ваши претензии с другими родителями. Лучше делать это не в чате, а при личной встрече, чтобы не раздувать конфликт.
  • Если большинство родителей согласны, обратитесь к администрации школы с просьбой сменить учителя. Ее лучше оформить письменно, со списком конкретных претензий и подписями родителей. Если у вас в классе активный родительский комитет , то обращения от него достаточно, потому что он представляет интересы родителей по Положению о родительском комитете. И очень важно указать, что вы требуете личной встречи с директором.
  • Обычно в ответ на письменные обращения администрация дает отписки с перечислением курсов повышения квалификации, которые прошел учитель. Это норма для официальной переписки. Цель администрации снять с себя вину и ответственность по формальным критериям. Поэтому необходимо и получить ответ на письмо, и добиться встречи с директором.
  • Встретьтесь с администрацией. С одной стороны, у школы есть задачи обеспечить ставки и свести расписание. С другой, родители – это полноправные участники образовательного процесса и имеют право голоса.
  • Договоритесь с группой родителей заранее, кто будет озвучивать ваши претензии на встрече с администрацией или конфликтной комиссией. Это не обязательно должен быть активный родитель. Скорее человек, который по работе или жизненному опыту умеет проводить переговоры грамотно и добиваться результата.
  • Скажите, что вы настаиваете на смене учителя и готовы подождать до каникул, если нагрузка перейдет к другому учителю, который уже занят в школе. Вы понимаете, что ломать расписание – это стресс для всей школы и для учеников. Но перед каникулами еще раз напомните о себе и своем требовании с формулировкой: Прошу сообщить ФИО учителя, который будет вести предмет такой-то в таком-то классе с такого-то числа.
Читайте также:
3 принципа воспитания детей: любовь, поддержка и личній пример

Если к вам не прислушаются или попытаются оказать давление, можно напомнить администрации школы, что у вас есть право обращаться в вышестоящие инстанции.

Когда знания ребенка волнуют и его самого, и родителя, и учителя – можно наладить обучение. Примите решение о том, по какому пути вы пойдете: помощь учителю или проверка знаний и ликвидация пробелов собственными силами. И не забудьте обсудить ситуацию с ребенком и выслушать его мнение. Это сделать необходимо, когда вы знаете, как установить доверительные отношения с ребенком

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

Читайте также:
Как общаться с ребенком: советы психологов

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Учителя учат детей, но общий язык находить нужно не только с ними. Иногда сложнее поладить с родителями. Особенно с теми, которые так любят давать советы, как учить их ребёнка. Они-то лучше знают. Учитель по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни Даниил Ляхович объясняет, с какими ситуациями приходится сталкиваться и что делать.

1. Учить учителя, как правильно преподавать

Так любят делать родители-педагоги или люди с профильным образованием. Если вдруг у родителя ещё и степень филолога — всё, они считают, что могут говорить учителю своего ребёнка, что и как делать. В итоге или родитель начинает недолюбливать учителя, который почему-то не прислушивается к советам. Или ребёнок начинает стойко ненавидеть предмет учителя, которым недовольны мама или папа.

2. Отвергать всё новое и необычное (не по плану ведь)

Это про тревожных родителей. Для них любое отклонение от плана или недостаточный контроль за ребёнком — будто извержение вулкана. Любые нестандартные уроки — угроза стабильности и успеваемости. Где же это видано, чтобы в классе был творческий процесс, а тетради не проверялись? Такие родители убеждены, что всё нужно контролировать. Думаю, это связано с советским наследием, когда в некоторых школах ручку привязывали к рукаву школьника, чтобы писал той рукой, какой следует. В результате дети совершенно теряют привычку фантазировать, а учитель под давлением таких родителей превращается в глазах ребёнка в слабака и часть серой массы, которая даёт километры непонятных и стандартных заданий.

Читайте также:
Методика сенсорного воспитания дошкольников: какие существуют задачи и этапы

3. Пытаться уличить педагога в некомпетентности

Такие родители совершенно не доверяют учителям и везде ищут подвох. Они рассматривают педагога под лупой и каждое неверное движение интерпретируют как грубый промах и признак некомпетентности. Особо отчаянные родители идут на слежку за учителями и скрытые записи уроков на телефон, то есть учат детей к стукачеству, наушничеству и другим подлым штукам. В итоге ребёнок и сам перестаёт верить слову учителя. А иногда даже пытается его поправить и переспорить. Когда такого ученика пытаются поставить на место, он обижается, жалуется родителям, а те — администрации, и все шишки вновь достаются педагогу. Дескать, низкой квалификации.

4. Требовать, чтобы учили, как раньше (и лучше)

Этот случай встречается сильно реже, но всё равно распространён. Мама помнит свои прекрасные уроки русского или истории и хочет, чтобы и её ребёнку давали писать классические сочинения, а сложный материал — явно не в 5-6 классах. Здесь срабатывает инерция советского воспитания и мысль, что тогда-то образование было лучше остальных. И сегодня надо оставить всё, как было тогда. В итоге ребёнок становится чудовищно несовременным (привет комплексу лузера) или, наоборот, отвергает родительские правила.

5. Постоянно быть недовольным оценками и ребёнком

Это касается родителей, сфокусированных на оценках. Для них двойка в электронном журнале — серьёзная проблема. Если таких оценок становится много, по мнению родителей, значит учитель несправедлив и занижает оценки. Такие родители, как правило, боятся обзавестись репутацией «родители двоечника». Обратная ситуация: мама всё время критикует ребёнка, а тут раз и куча «пятёрок» по нелюбимому сыном или дочерью предмету. Подозрительно! Уж не завышает ли Марьиванна оценки? Надо бы присмотреться к её урокам. Как итог — смута в голове ребёнка относительно оценок и их роли, и в то же время — акцент именно на них, а не на содержании предмета или полезных навыках.

6. Жаловаться при любой возможности

Тоже тренд последних лет. Родители хорошо знают: что-то не нравится — напишу в департамент или Роспотребнадзор. Ребёнок всегда прав. Учителя накажут: лишат премии или отстранят. И не важно по какой причине. Не проверил вовремя тетради, неловко пошутил или повысил голос. Не нравится, и всё тут! И часто администрации проще расстаться с педагогом, который не вписывается в родительское представление.

Почему всего это делать не стоит

Вмешательство родителей в работу учителя нарушает весь учебный процесс. Если ребёнок понимает, что им руководит вовсе не Марьиванна в классе, а его мама или папа, это создаёт ощущение, будто сам ребёнок / родитель — главный в школе. И, конечно, появляется то самое неуважение к учителю, о котором много говорили и говорят. Если сами родители так относятся к педагогу, вряд ли стоит ждать, что ребёнок будет вести себя как-то иначе.

Как нужно вести себя родителям, чтобы не подрывать ничей авторитет

1. Поймите, что педагог — профессионал. Такой же, как программист, бухгалтер, журналист, кто-то ещё. И нельзя считать себя компетентнее него. Постарайтесь относиться к нему с уважением и пониманием. Да, у него, как у любого человек, могут быть проколы и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

2. Не всегда бывают быстрые результаты. Помните универсальный закон педагогики: она даёт отложенный результат. Поэтому если вы ждёте от ребёнка через месяц блестящих результатов и побед на олимпиадах по физике — это странно и наивно.

3. Задавайте вопросы. Полезно спрашивать и говорить о своих пожеланиях педагогу напрямую, а не сразу идти к администрации. Это даст возможность услышать друг друга и лучше понять и, вполне возможно, конструктивно разрешить сложившуюся ситуацию.

Наконец, последнее: многие великие педагоги вели себя очень странно с общепринятой точки зрения, но добивались выдающихся результатов. Это видно не сразу, но не стоит ограничивать ребёнка или учителя собственными рамками понимания. Так мы заранее урезаем учителя до своих представлений о нём. И если чуть меньше контролировать учителя и ребёнка и при этом доверять школе — всем точно станет легче жить и особенно работать.

Иллюстрации: iStockphoto (Anna_Isaeva)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: