Ребенку 1 год и 1 месяц – как развивается малыш, и что умеет делать в этом возрасте?

Ребенку 1 год и 1 месяц – как развивается малыш, и что умеет делать в этом возрасте?

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года.

Нужны занятия с логопедом?

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.

В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Грамматический строй речи и звукопроизношение

После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

Нормы развития речи на втором году жизни малыша

Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

  • малыш отвечает на простые вопросы;
  • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
  • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
  • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
  • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
  • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
  • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
  • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
  • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
  • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
  • малыш может показать две – три части тела или больше;
  • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.

Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

Симптомы задержки речевого развития малыша

Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

Читайте также:
Ребенок 1 год 4 месяца - особенности развития и важные моменты в воспитании малыша в год и 4

Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.

В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.

По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

  • не нарушен ли у малыша слух,
  • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
  • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
  • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.

Проверка слуха

Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

  • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
  • он не поворачивается к источнику звука;
  • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
  • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
  • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
  • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.

При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

Диагностика мелкой и крупной моторики

Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

  • он умеет бегать;
  • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
  • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
  • ударяет ногой по мячику;
  • перешагивает через предметы;
  • марширует, хотя и не слишком ловко;
  • может пятиться назад.

Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

  • пытается остановить катящийся к нему мячик;
  • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
  • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
  • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
  • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
  • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.

Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

Диагностика органов артикуляции

Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

  • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
  • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
  • высокое и узкое нёбо («готическое»);
  • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
  • массивный или очень маленький язык.

Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.

Проверка понимания речи

Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

  • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
  • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
  • собрать матрёшку или пирамидку
  • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
  • предложить показать у себя или у куклы части тела;
  • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
  • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.

Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет

Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.

Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:

  • учить малыша подражать речи взрослых;
  • поддерживать его стремление общаться с окружающими;
  • развивать умение понимать речь близких людей;
  • учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
  • перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
  • различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
  • складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
  • учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.
Читайте также:
Ребенок в 1 год и 3 месяца: особенности развития, режим и питание малыша в год и три

Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).

Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.

Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.

Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.

Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.

Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.

Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.

Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Читайте также:
Раскраски для малышей- скачать и распечатать бесплатно в формате PDF

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Развитие ребенка в 1 год

Содержание:

Сложно поверить, что малышу, которого только недавно принесли из роддома, уже целый год! Теперь это довольно самостоятельная личность — со своим характером, темпераментом, целым арсеналом навыков и умений, удивляющая смекалкой и обезоруживающая смехом каждый день. Глядя на любимого ребенка, хочется запомнить каждый миг, насладиться каждой минутой, ничего не упустить.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.

Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.

Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет. Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов. В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Коммуникативные навыки ребенка в год

В связи с очередным кризисом сепарации, годовалые дети могут активно выражать свое недовольство, когда мама или папа уходят, например, на работу. И да, к этому возрасту у малыша уже формируется свой круг людей, с которыми ему спокойно и комфортно. Поэтому абсолютно адекватной реакцией является стеснение и нервозность в присутствии чужих людей.

К году у некоторых детей уже появляется интерес к другим малышам, поэтому прогулки на детских площадках становятся все более занимательными.

Питание годовалого малыша

В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

Читайте также:
Умения и способности ребенка в 2,5 года – что умеет малыш в 2 года 6 месяцев, а что еще нет

Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Читайте также:
Коллекция одежды Gulliver для маленьких модниц «Серебряные мечты»

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Лечение кариеса у детей до 3 лет

Последнее обновление: 21.11.2021

Как прекрасна пора раннего детства. Каждая новая зима, весна, лето и осень воспринимаются как чудо, каждый день наполнен яркими эмоциями. Но иногда, даже беззаботная пора до 3 лет омрачается проблемами со здоровьем. Одной из самых распространенных болезней у детей до 3 лет является кариес. О том, как лечить «дырки» в молочных зубах, и что делать, чтобы не образовались новые, мы и поговорим сегодня.

Почему у малышей появляется кариес?

Да, до сих пор кариес у детей до 3 лет вызывает удивление у родителей. «Как же так? Ведь малыш еще даже не знает сигарет и газировок?» — пожимают плечами они. На самом деле существует две основные группы причин появления кариеса у крошек: неправильный образ жизни во время беременности и недостаточный уход за полостью рта ребенка после его рождения. Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Беременность

Будущей маме следует быть особенно внимательной к себе. Зубы малыша закладываются примерно на 12 неделе беременности. Женщине важно понимать, что процесс кормления ребенка – это процесс, который начинается с зачатия.

Для здоровья зубов, волос, ногтей, кожи и других органов малыша, будущей маме следует выбирать натуральные продукты, содержащие суточные нормы нужных витаминов и минеральных веществ:

Молочные продукты. В первую очередь будущей маме следует выбирать творог, натуральный йогурт и твердые сыры. В этих лакомствах содержится нужные зубам малыша кальций, белок, витамины В, D , а также полиненасыщенные жиры Омега-3.

Орехи – это кладезь витаминов и питательных веществ, необходимых для формирования зубов у малыша. Орехи содержат селен, магний, витамин Е, фитиновые кислоты и полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3.

Рыба и морепродукты. Всем известно, что именно в рыбе содержится нужный костям и зубам фосфор и полезный витамин D , который укрепляет нервную систему беременной женщины и малыша.

Мясо, печень. Важными строительными материалами клеток являются мясо и печень. В этих продуктах содержится нужный растущему организму белок. Печень же богата железом и витаминами группы В.

Куриные и перепелиные яйца. Эти продукты содержат более 10 полезных витаминов и микроэлементов, влияющих на рост и способности малыша.

Овощи. Витамины, клетчатка, микроэлементы и органические кислоты, нужные для развития здоровых зубов малыша, в избытке содержатся в овощах. Особенно полезны будущей маме авокадо, брокколи и морковь. В этих овощах (в любом виде – сыром или приготовленном) содержится больше всего кальция, витаминов В, С и фолиевой кислоты.

Читайте также:
Что читать перед сном маленьким детям 2-3 лет - список сказок и историй

Ягоды и фрукты – витаминная поддержка беременных и залог нормального развития ребенка.

Бобовые содержат железо, фолиевую кислоту и витамин B -6, необходимые маме и ребенку.

Злаковые богаты витаминами группы В, клетчаткой и железом. Очень полезны будут молочные каши.

Шпинат. Растение содержит много фолиевой кислоты, кальция и витамина А. Кроме того, листья совсем не сложно вырастить дома на балконе, а потом наслаждаться ими в виде супов, пюре и гарниров.

И, конечно, будущей маме следует избегать приема антибиотиков: подобные препараты могут разрушить здоровье ребенка.

Уход за полостью рта

Кариес у малышей в 2-3 года может развиться и из-за невнимательного отношения родителей. Давайте разберем основные ошибки, которые допускают мамы и папы:

Пустышки и бутылочки во сне. Чтобы приучить ребенка спать в одиночестве, родители дают ему на ночь пустышку, а то и бутылочку молочка. В результате ребенок всю ночь наслаждается сладким вкусом напитка, а зубы медленно, но верно разрушаются. Подобная привычка, конечно, подарит маме и папе здоровый сон, но вот у малыша она может привести к бутылочному кариесу и неправильному прикусу.

Сладкая жизнь. Конечно, большинству малышей незнакома проблема лишнего веса. Поэтому бабушки и дедушки так и норовят угостить ребенка дополнительным пирожным или конфеткой. А, как известно, бактерии на эмали любят сахар нежной любовью, и очень скоро у малышей до 3 лет появляется кариес, который требует лечения.

Недостаточный уход за зубами. Многие родители считают, что ухаживать за молочными зубами в 2-3 года не нужно. В итоге зубной налет скапливается, и кариозные монстры расселяются и по выросшим, и по еще растущим зубам.

Симптомы кариеса у малышей

Родителям бывает трудно заметить, что зубы ребенка поражены кариесом. Стоматологи выделяют несколько стадий развития болезни:

Начальная. На зубах малыша появляются едва заметные пятнышки белого цвета. Эти пятна могут быть большими и совсем маленькими, круглыми и прямоугольными. Ребенок не испытывает на начальной стадии никаких неприятных ощущений. Поэтому родители, которые не осматривают детские зубы, пропускают эту стадию, а эмаль продолжает разрушаться.

Поверхностная. На этой стадии кариеса зубы меняются заметнее: на верхнем слое эмали появляются темные пятна. Некоторые дети жалуются на боль при употреблении продуктов-раздражителей (кислого, соленого и сладкого). Эмаль повреждается, полость зуба открывается для бактерий.

Средняя. Бактерии кариеса добираются до дентина (ткани, расположенной внутри зуба). Малыш жалуется на боль и при употреблении слишком холодных и слишком горячих продуктов.

Глубокая. У детей глубокий кариес протекает гораздо сложнее, чем у взрослых. Большая часть внутренней ткани зуба повреждена, резко развивается пульпит.

К сожалению, у детей до 3 лет, в отличие от взрослых, кариесом нередко страдают сразу все зубы. На одной коронке с разных сторон может появиться сразу несколько дырочек. Поэтому родителям нужно быть предельно внимательными к детям и уделять время уходу за полостью рта еще до появления первого зубика.

Лечение кариеса у детей до 3 лет

Способ лечения кариеса у детей до 3 лет зависит от стадии болезни, индивидуальных особенностей малыша и, конечно, его отношения к стоматологам.

На стадии пятна врач удаляет налет и проводит реминерализацию эмали с помощью растворов или делает серебрение зубов.

Поверхностный, средний и глубокий кариесы у детей 1-3 лет (и старше) лечатся с помощью бормашины. При необходимости врач использует анестезию. Если ребенок мучается от ноющей зубной боли, проводится депульпация каналов.

Реминерализация

Реминерализация – это восстановление поврежденной зубной эмали. Для ее проведения врач очищает поверхность пораженной зоны, а затем – покрывает ряды специальным составом с фтором и кальцием. Процедура абсолютно безболезненна, большинство детей легко ее переносят.

Во избежание развития кариеса у детей стоматологи рекомендуют повторять реминерализацию каждые полгода.

Серебрение

Этот способ усиливает защитные способности эмали и рекомендуется детям, которые боятся стоматологов. Поверхность зубов покрывается нитратом серебра. Вещество обеспечивает надежный антисептический эффект, однако родителям следует морально подготовиться, что после лечения зубы ребенка станут черными.

Малышам старше 1 года стоматолог может провести пломбирование испорченных зубов. При этом лечении не обязательно использование бормашины. Если кариес неглубокий, доктор наносит на зуб специальный раствор с кислотой. Вещество разъедает пораженную поверхность зуба, дезинфицирует кариозную полость и накладывает фотополимерный материал.

Если же ребенок пришел к доктору с глубоким кариесом, без сверления обойтись не удастся. Перед началом лечения врач делает малышу анестезию, поскольку молочные зубы имеют нервные окончания.

Лечение кариеса у детей 2-3 лет и старше может быть дополнено такими процедурами, как

препарирование или вскрытие очищенной кариозной полости;

депофорез – введение электрического тока ионов гидроокиси меди-кальция;

озонотерапия – обработка кариозных полостей с помощью струи газообразного озона;

фотодинамическая терапия – наложение специальной лечебной пасты на кариозный зуб и последующая обработка участка лазером.

А что если не лечить кариес у ребенка?

Не лечить кариес на молочных зубах – значит, обеспечить ребенку мучительное детство. Во-первых, кариесом резко «заражаются» и другие зубы, а во-вторых, он почти мгновенно переходит в пульпит и приносит малышу мучительную боль.

Невылеченные вовремя зубы у детей могут в будущем спровоцировать такие серьезные заболевания, как:

хронические аллергические процессы;

воспаления в ротовой полости;

хронические воспаления во рту.

Как подготовить ребенка к лечению?

Дети интуитивно чувствуют страх взрослых и начинают бояться зубных врачей еще до первого взгляда на стоматологическое кресло. Чтобы лечение кариеса у крошки до 3 лет прошло максимально спокойно, необходимо подготовить его к визиту к доктору заранее.

Найдите проверенного хорошего стоматолога, у которого получится установить контакт с малышом.

Водите ребенка на профилактические осмотры к стоматологу, не дожидайтесь, когда заболит зуб. Поверьте, боль многократно усилит детский страх.

Будьте спокойны на приеме у врача. Помните, крошке передаются все страхи родителей. Не нужно говорить ребенку «не бойся», «больно не будет», «как комарик укусит» еще до того, как он подошел к врачу.

Если малыш уже играет сам, отрепетируйте дома визит к стоматологу. Полечите кариес мишке, зайке, котику. Пусть ребенок немного привыкнет к атмосфере стоматологического кабинета.

Расскажите малышу, что все ходят к стоматологу – и мама, и папа, и бабушка с дедушкой. И, главное, подчеркните, что визиты к доктору всем приносят радость и облегчение.

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года 7 месяцев – что умеет кроха в два и 7, а чему еще не научился?

Выберите для посещения врача время, когда ребенок бодр и весел. Поверьте, малыш не будет рад оказаться в кресле у врача во время дневного сна или вечером, когда он уже устал. Кстати, во время визита малыш должен быть сытым.

Если вы все-таки в первый раз пошли к стоматологу уже при зубной боли, убедите малыша, что врач обязательно поможет ему. Помните, крохе и так очень страшно, так что не нужно употреблять слов «бормашина», «острая боль». Лучше расскажите историю о том, как добрый доктор спасет ребенка от кариозных монстров, а его зубы станут белыми и здоровыми.

Надеемся, наши советы по лечению кариеса у детей до 3 лет, будут полезными для вас. Приучите малыша не бояться стоматологов и ухаживать за зубами. Пусть и у вас, и у ваших детей всегда будут красивые белоснежные улыбки.

А чтобы ребенок с самых ранних лет полюбил чистить зубы, важно выбрать для него вкусную качественную зубную пасту. Зубная гель-паста «АСЕПТА baby» создана специально для малышей в возрасте от 0 до 3 лет. Мягкий сладкий гель бережно ухаживает за зубами и деснами ребенка, не повреждая их, а натуральные компоненты пасты обеспечивают защиту от кариеса и воспалительных процессов в ротовой полости.

Паста не содержит абразивов, фтора, парабенов, лаурилсульфата натрия, так что абсолютно безопасна для крошек. А яркий вкус «тутти-фрути» сделает процедуру чистки зубов для малыша очень приятной.

Мнение специалистов

Комплексный состав зубной пасты АСЕПТА Baby позволяет одновременно ухаживать за дёснами и зубами. Средство имеет:

  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Сертификат соответствия №РОСС RU. АГ81.H01070.

Паста не содержит фтора и не требует консультации врача перед применением. Средство безопасно при проглатывании, так как не содержит компонентов вредных для здоровья малыша.

Отчет по определению/подтверждению профилактических свойств зубной пасты «АСЕПТА PLUS» БЕРЕЖНОЕ ОТБЕЛИВАНИЕ»
Автор: врач-исследователь А.А. Леонтьев, зав. кафедрой профилактической стоматологии, д.м.н., профессор С.Б. Улитовский
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, кафедра профилактической стоматологии

Отчет по определению/подтверждению профилактических свойств средств индивидуальной гигиены полости рта «АСЕПТА PLUS» Реминерализация
врач-исследователь А.А. Леонтьев, зав. кафедрой профилактической стоматологии, д.м.н., профессор С.Б. Улитовский
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, кафедра профилактической стоматологии

Клинический опыт применения серии средств «Асепта»
Фукс Елена Ивановна ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России)

Кариес у детей – причины, диагностика и лечение

ВАЖНО! Информация из статьи не может быть использована для самодиагностики и самолечения! Назначить необходимые обследования, установить диагноз и составить план лечения может только врач на консультации!

Кариес развивается в результате сложного взаимодействия множества внешних и внутренних процессов. Заболевание очень широко распространено. Согласно данным ВОЗ, кариес можно найти у 80%-98% всех людей на планете, и дети не исключение: в возрастной группе 6-7 лет кариес зубов есть почти у 90%. Поговорим о том, каким бывает кариес у детей, как его лечат и что можно сделать, чтобы его предотвратить.

Статья проверена ведущим стоматологом Euromed Kids: Кобиясовой Ириной Владимировной

Причины возникновения кариеса

Кариес возникает «благодаря» микроорганизмам, живущим в толще зубного налёта. Эти бактерии — прежде всего стрептококки, лактобактерии и актиномицеты — перерабатывают пищевые остатки, которые остаются на зубах, и вырабатывают кислоты, которые и разъедают эмаль зубов, вымывая из неё кальций. Эмаль зуба начинает разрушаться.

Активность бактерий у разных людей различна: она выше, если человек нерегулярно или недостаточно тщательно чистит зубы, так как мягкий межзубный налет для них — отличная питательная среда.

Возможные причины кариеса у детей

  • Плохая гигиена зубов.
  • Неправильное питание. Бактерии активнее размножаются во рту у людей, предпочитающих пищу с повышенным содержанием легкоусвояемых углеводов и сахаров.
  • Недостаточная выработка слюны, её повышенная вязкость.
  • Отсутствие в рационе твердой пищи, которая помогает снять мягкий зубной налет.
  • Недостаток кальция и фосфора в пище.
  • Недостаток фтора в воде (ниже 1,5 мг/л).
  • Скученность зубов, так как вычистить налёт из межзубного промежутка в этом случае невозможно.
  • Некоторые заболевания предрасполагают к повышенной активности кариозного процесса: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы.

Клиническая картина кариеса

Первый этап кариозного процесса

Кариес бывает в стадии пятна и в поверхностных слоях эмали. Тогда мы наблюдаем на поверхности зуба пятно, которое постепенно становится более матовым, шероховатым и пористым.

Второй этап кариозного процесса

Если эмаль скололась, и образовался дефект, зуб становится более чувствительным к раздражителям. Появляются преходящие боли после употребления холодного, сладкого и кислого.

Третий этап кариозного процесса

Кариозная полость в дентине ( ткань зуба, расположенная под эмалью). В этом случае зубная боль появляется по ситуации, например, при жевании на больном зубе или при резкой смене температуры пищи, воздуха или при попадании пищи в полость поврежденного зуба.

Четвертый этап кариозного процесса

При дальнейшем разрушении в зубе появляется глубокая кариозная полость, которая постепенно увеличивается в размерах, так что в конце концов зуб разрушается и боль появляется самопроизвольная и постоянная. На этом этапе необходимо неотложное обращение к стоматологу, тк это свидетельствует о повреждении нерва зуба. В таком случае не всегда удается сохранить зуб.

Особенности кариеса у детей

Кариес зубов у детей протекает быстрее, чем у взрослых. Это связано с особенностями эмали молочных и молодых постоянных зубов, а также с несовершенством иммунной системы ребенка. В течение 3-4 месяцев детский кариес может развиться от стадии пятна до пульпита.

Диагностика кариеса у детей

Как распознать кариес у ребенка? Родитель не всегда может это сделать, так как кариес у детей становится заметен, только когда уже есть дырка в зубе. Нередко ребенка приводят к стоматологу «просто проверить зубки», а врач находит несколько кариесов, проведя осмотр с помощью инструментов.

Обычные методы диагностики кариеса — это осмотр и зондирование. Как правило, этого хватает, чтобы определить наличие кариеса. Глубину поражения можно оценить ориентируясь на жалобы ребенка и путем рентгенологического обследования.

Глубокий кариес у ребенка виден невооруженным глазом. В то же время глубокое кариозное поражение зуба практически всегда потребует рентгенографии, чтобы врач мог понять, насколько далеко зашел кариозный процесс, есть ли возможность сохранить зуб или необходимо удаление.

Читайте также:
Лечение дисбактериоза у ребенка: особенности диеты и лекарства

Кариес молочных зубов у детей

Кариес у маленьких детей может возникнуть сразу после прорезывания первых зубов. Причин много: течение беременности, болезни первых лет жизни, правила и режим кормлений и характер и состав ранних прикормов.

Бутылочный или «циркулярный» (круговой) кариес у детей поражает шейки верхних резцов и клыков, так как на этих участках эмаль обычно наименее прочная.

Кариес временных зубов у детей на начальной стадии проявляется в виде мелового или белого пятна на зубе. Если часто посещать стоматолога, такой кариес можно стабилизировать. Однако эмаль молочных зубов с пятном очень быстро может быть повреждена и разрушена. Сначала пятно становится сероватым или коричневатым, затем размягчается и отпадает, а через 2-3 месяца кариозный процесс уже повреждает дентин. На зубе формируется полость — хорошо заметное тёмное углубление. Если вы видите на зубе ребенка полость с пигментированным дном (“дупло”), не откладывайте поход к стоматологу, так как на этом этапе зуб уже нуждается в оперативно-восстановительном лечении.

Кариес постоянных зубов у детей

Недавно прорезавшиеся зубы имеют более низкую минерализацию, которая окончательно завершается только к 4-5 году после прорезывания. Особенно уязвимы молодые постоянные зубы в первый год развития. Эмаль на них легко проницаема для бактерий кариеса, поэтому младшему школьнику надо помогать чистить зубы и обязательно консультироваться со стоматологом о необходимости герметизировать фиссуры и делать защитное покрытие эмали.

Виды кариеса

По месту проявления

    • Фиссурный кариес поражает углубления и бороздки на поверхности жевательных зубов — фиссуры. Внутри фиссур скапливаются остатки пищи, а значит, и бактерии, вызывающие кариес.
    • Апроксимальный (межзубный) кариес возникает между соседними зубами, особенно часто — при скученности зубов. Из межзубных промежутков очень трудно вычистить остатки пищи, поэтому там часто скапливается зубной налет.
    • Пришеечный кариес разрушает эмаль рядом с десной, так как именно в этом месте она имеет более низкую минерализацию и минимальную толщину.
    • Корневой кариес характеризует разрушение корня зуба под десной. Для диагностики корневого кариеса нужны дополнительные методы, так как визуально его обнаружить сложно. У детей он встречается при сильном разрушении молочных зубов.

По скорости развития

  • Компенсированный кариес протекает медленно, от стадии пятна до развития глубокого кариеса может пройти много месяцев. В некоторых случаях процесс может даже быть обратимым, но лишь при восстановлении минерализации эмали в зубе с кариесом в стадии пятна.
  • Декомпенсированный кариес развивается быстро и на нескольких зубах одновременно, иногда от стадии пятна до глубокого кариеса может пройти меньше 2-3 месяцев. Многочисленные очаги кариозного поражения, повышенная чувствительность зубов на раздражители, ухудшение структуры эмали — признаки декомпенсированного кариеса.

Осложнения кариеса у детей:пульпит и периодонтит

Пульпит — это воспаление нервно-сосудистого пучка зуба (где находятся его нервные окончания и кровеносные сосуды). Пульпит может развиться из кариеса очень быстро — за 3-4 месяца. До трёх лет пульпит временных зубов у детей обычно развивается на передних зубах, после трёх — на жевательных.
При остром пульпите боль в зубе очень сильная, может повышаться температура, ребенок отказывается от еды.

Хронический пульпит у детей может протекать бессипмтомно или быть похожим по симптомам на глубокий кариес. Такой пульпит развивается под пломбами или в зубах с запущенным кариесом. Если у ребенка любого возраста возник пульпит, его нужно обязательно и немедленно вылечить, так как пульпит в свою очередь чреват серьезными осложнениями.

Периодонтит — это воспаление тканей, находящихся рядом с корнем зуба. Острый периодонтит у детей развивается быстро и приводит к сильной боли в пораженном месте, особенно при нажатии и прикосновении горячей еды. Резко ухудшается общее состояние, температура тела может повыситься до 39 градусов, ребенок не может есть. Хронический периодонтит у детей может развиваться медленно, характеризуется несильной болью при надавливании на зуб, жевании на больной стороне. Слизистая рядом с зубом отекает и становится ярко-красной.

Лечение кариеса молочных зубов у детей

Сохранение молочных зубов очень важно для роста лицевого скелета и для последующего развития и правильного постоянных зубов. Если же молочные зубы приходится удалять, страдает и пережевывание пищи, и дикция, и развитие зачатков постоянных зубов. Поэтому лечение кариеса у детей надо начинать своевременно. Методы лечения кариеса у детей могут быть разными в зависимости от стадии процесса и возраста ребенка.

Фторирование и минерализация

Выше мы уже писали, что для лечения кариеса в стадии пятна иногда бывает достаточно удалить пятно и обеспечить восстановление состава эмали. Для этого существуют растворы, гели и смолы с содержанием кальция и фтора. Реминерализация эмали — также хорошая профилактика кариеса.

Герметизация фиссур

Эта процедура рекомендуется для профилактики развития фиссурного кариеса на молочных и постоянных жевательных зубах. Стоматолог очищает фиссуры и запечатывает их специальным жидким герметиком, который проникает в фиссуры эмали, а затем под воздействием специального света затвердевает. Герметик, содержащий фтор или кальций, заполняет углубления поверхности зуба и на несколько лет предохраняет эту поверхность от повреждения, создавая механическое препятствие для проникновения налета и микроорганизмов внутрь этих физиологических углублений зуба.

Пломбирование

Традиционная технология лечения среднего и глубокого кариеса зубов у детей — пломбирование. Под местной анестезией стоматолог раскрывает кариозную полость и чистит её. Если кариес у ребенка не очень глубокий, иногда можно обойтись без бора, только ручными инструментами. Затем стоматолог ставит пломбу.

Лечение кариеса ребенку под наркозом

Иногда мы предлагаем родителям лечить ребенку зубы под общей анестезией, в медикаментозном сне. Если ребенок маленький и не может сидеть с открытым ртом, если нужно вылечить сразу несколько зубов, если речь идет об особенном ребенке, то лечение в медикаментозном сне будет единственной возможностью оказать ему стоматологическую помощь в полном объеме.

А еще у нас есть видео, на котором мы засняли процесс лечения в медикаментозном сне. Посмотрите 🙂

Не получили всех ответов? В этой статье наш врач анестезиолог-реаниматолог Якунин Иван Сергеевич подробно отвечает на частые вопросы родителей.

Лечение кариеса постоянных зубов у детей

Обычно оно проходит примерно так же, как обычное лечение кариеса, но может иметь и некоторые особенности. Так, если кариесом поражен ещё не прорезавшийся до конца зуб, мы используем двухэтапное лечение кариеса постоянных зубов у ребенка.

  • На первом этапе врач удаляет все пораженные кариесом ткани, затем заполняет полость лечебными материалами и ставит временную пломбу, которая даёт молодому зубу возможность созревать и не разрушаться. Наша задача — поддержать зуб до момента, когда он прорежется и созреет.
  • На втором этапе лечения, спустя 1, 3, 6 или 12 месяцев, временную пломбу полностью удаляют и снова проводят механическую обработку кариозной полости. Как правило, эта процедура практически безболезненная за счет усиления минерализации и плотности дентина. После этого врач ставит постоянную пломбу.
Читайте также:
Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Профилактика кариеса зубов у детей

Как избежать кариеса у ребенка? Есть простые меры, которые помогут снизить вероятность его возникновения.

  • Чистите малышу зубки, как только прорежется первый. Сначала можно использовать гигиенические салфетки для полости рта с ксилитом.
  • Не облизывайте детские соски, не разрешайте ребенку есть со своей ложки. Так вы можете передать бактерии из своей полости рта ребенку и увеличить вероятность развития кариеса на только что прорезавшихся зубах.
  • Не давайте ребенку сладкий сок и смесь на ночь и в течение ночи. После последнего приема пищи зубы обязательно нужно почистить! Если ребенок на грудном вскармливании, после года сокращайте ночные прикладывания, помните, что грудное молоко тоже сладкое и может провоцировать развитие кариеса.
  • Начиная с 1-1,5 лет регулярно (раз в 3-4 месяца) посещайте детского стоматолога.
  • Не забывайте о регулярной гигиене полости рта как минимум дважды в день по 2-3 минуты.
  • Чистите ребенку зубы самостоятельно до 4-5 лет, затем обязательно помогайте ему при чистке. До 8-9 лет ребенок еще не может хорошо почистить себе все зубы, даже если знает, как это делается правильно.
  • Пусть питание ребенка будет богато микроэлементами. Приучайте ребенка грызть морковку и яблоки — это уменьшает мягкий зубной налет и укрепляет десны.
  • Профессиональная гигиена полости рта — не роскошь, а крайне полезная процедура, так как твердый зубной налет можно счистить только у стоматолога. Также при возможности проходите с ребенком процедуры минерализации эмали и герметизации фиссур на молодых постоянных зубах. Эти меры — хорошая профилактика кариеса у детей.

Лечение кариеса у детей: цена

В нашей клинике стоимость лечения кариеса молочного зуба на данный момент составляет 4300 рублей, в стадии пятна — 4200 рублей, отсроченное лечение кариеса постоянного зуба — 3800 рублей. Конкретную стоимость лечения для вашего ребенка вы можете узнать на приеме стоматолога после консультации и составления плана лечения.

Ответы на частые вопросы по поводу кариеса зубов у детей

Правда ли, что плохие зубы у родителей обязательно означают наследственную предрасположенность к возникновению кариеса?

Да, некоторые особенности строения и функционирования эмали могут наследоваться. Но всё же важнее другие факторы: состояние здоровья самого малыша, его питание и гигиена полости рта.

На каких зубах чаще всего возникает кариес у детей, и почему?

Типичные места возникновения кариеса — небная сторона передних зубов и все межзубные промежутки, куда трудно «забраться» зубной щеткой. Выход может быть в том, чтобы пользоваться зубной нитью и регулярно проходить профессиональную чистку зубов.

Мой ребенок сладкоежка. Действительно ли всё сладкое вредно для детских зубов?

Это не совсем так, многое зависит от вида сладостей и от того, долго ли они остаются во рту, как часто ребенок их ест и чистит ли зубы после еды. Самые опасные для зубов сласти — это ириски-тянучки, карамельки и некоторые виды жевательного мармелада. Из-за своей текстуры частички этих конфет легко застревают в межзубных промежутках и остаются там надолго. Не стоит злоупотреблять и леденцами, которые ребенок долго держит во рту. Никогда не давайте детям сладкое в виде перекуса, лучше делать это раз в день после еды, а потом чистить зубы. И, конечно, очень вредны для зубов все виды сладких напитков и газировки.

Как подготовить ребенка к лечению кариеса у стоматолога?

  • Не бойтесь сами, будьте уверены в себе, клинике и необходимости лечения.
  • Ребенку 3-5 лет важно заранее рассказать о визите к стоматологу. Будьте правдивыми, но не пугайте. Не используйте слов «укол», «сверлить», «не больно», но и не обещайте, что стоматолог «только посмотрит» – обманывать ребенка значит утратить его доверие.
  • Поиграйте в стоматолога: пусть ребенок посмотрит вам зубы, а потом — вы ему. «Полечите зубки» игрушкам. Подчеркните, что к стоматологу ходят за красивой улыбкой.
  • В кабинете стоматолога будьте рядом, но доверяйте врачу и не волнуйтесь. Ребенок будет спокойнее, если вы сами не будете нервничать.Если ребенок показывает, что боится, договоритесь о специальном пароле, по которому вы подойдёте совсем близко и возьмете ребенка за руку, если понадобится.
  • После лечения похвалите и наградите ребенка: он был молодцом!

Кариес у детей: лечение и профилактика

По статистике кариес у детей случается чаще, чем у взрослых. Это одна из самых распространенных причин обращения к стоматологу, потому что разрушению подвержены не только постоянные, но и молочные зубы.

Дети не любят лечиться, и часто родители до последнего жалеют ребенка и не ведут его к стоматологу, чтобы избежать стрессовых ситуаций. Но нужно понимать, что от того, как они будут ухаживать за полостью рта своего малыша в детстве, будет зависеть здоровье его зубов во взрослом возрасте.

Как проявляется кариес у детей

Заподозрить у ребенка проблемы с зубами можно по нескольким признакам:

  • он жалуется на болевые ощущения в процессе приема пищи, жует на одной стороне или вовсе отказывается от еды;
  • имеются желтые или коричневые пятнышки на эмали;
  • появился неприятный запах изо рта.

Любой из этих симптомов — повод наведаться к стоматологу и проверить зубки.

Каковы причины кариеса у детей

Появление кариеса может быть обусловлено разными причинами.

Недостаточная или неправильная гигиена

Дети чаще всего не хотят чистить зубы – они капризничают, потому что им не нравится сам процесс или вкус пасты. А родители нередко идут на поводу и пускают ситуацию на самотек, не настаивая на необходимости этой процедуры. Однако приучать ребенка чистить зубы нужно с самого раннего возраста, чтобы к двум годам малыш сам проявлял желание ухаживать за своими зубами. Стоматологи рекомендуют начинать профилактику кариеса сразу после того, как прорезались первые зубы.

Длительный контакт с соской

В стоматологии есть такое понятие, как «бутылочный кариес». Он может развиваться в возрасте до 1 года, когда ребенка слишком долго и часто кормят из бутылочки с соской. Чаще всего такой кариес поражает верхние передние зубы, и последствия от него действительно серьезные.

Читайте также:
Ребенок 1 год 4 месяца - особенности развития и важные моменты в воспитании малыша в год и 4

Передача инфекции от родителей

Многим знакома ситуация, когда ребенок вдруг уронил на пол соску, мама быстро подняла ее, облизнула и вернула малышу. Это не так безобидно, как может показаться. Таким образом передаются бактерии, которые провоцируют появление кариеса. По той же причине не стоит облизывать детскую ложку при кормлении. Инфекция может передаваться даже при поцелуях, поэтому родители и другие родственники, которые близко контактируют с ребенком, должны тщательно следить за здоровьем своих зубов.

Врожденные проблемы

Нередко проблемы с зубами имеют врожденную природу. Это бывает обусловлено генетически или вызвано проблемами со здоровьем у матери во время беременности. Вредные привычки, перенесенные болезни, дефицит витаминов и минералов (особенно кальция) – все это сказывается на здоровье зубов будущего малыша.

Злоупотребление сладостями и углеводной пищей

Это самая распространенная причина развития кариеса. Слишком большая любовь к сладкому совсем не идет на пользу детским зубам. Конфеты, соки, лимонады, сдобные булочки и печенье — все это создает благоприятную среду для развития бактерий и последующего разрушения эмали.

Недостаток или избыток фтора

Фтор необходим для нормального формирования зубов и защиты их от повреждений. Мы получаем его из пищи и воды, и лучше периодически сдавать анализы на содержание этого элемента в организме, чтобы вовремя корректировать питание и уход. Как дефицит, так и чрезмерное количество фтора провоцирует проблемы с зубами.

Какие стадии кариеса зубов у детей

Разрушение зуба начинается постепенно, и при регулярном осмотре родители и стоматолог могут вовремя поймать нужный момент и начать лечение.

Лучше не затягивать с обследованием, ведь кариес у ребенка может развиваться достаточно быстро. Чем дальше, тем дискомфортнее и беспокойнее будет первый визит к врачу.

Надо ли лечить кариес молочных зубов

Несмотря на «временность» детских зубов, лечение и забота о них должны быть тщательными и полноценными. Хронические воспаления в полости рта приводят к серьезным проблемам.

  • Молочный зуб, пораженный кариесом, может разрушиться настолько глубоко, что затронет зачаток постоянного зуба. Инфекция перейдет на него, и он вырастет уже с дефектами эмали или просто погибнет.
  • При удалении молочного зуба соседний перемещается на его место, из-за чего постоянный зуб прорезывается не там, где задумано. В итоге прикус формируется неправильно, и в дальнейшем приходится исправлять его брекетами.
  • Запущенный кариес снижает иммунитет и становится причиной ЛОР-заболеваний и даже аллергии.
  • Болезненные ощущения не дают малышу правильно откусывать и пережевывать пищу, что вызывает проблемы с пищеварением.
  • Ребенок будет стесняться своих больных зубов, что помешает ему общаться со сверстниками.

Лечить кариес необходимо в любом возрасте на начальном этапе, и лучше приучить малыша к этому заранее.

Ставится ли пломба на молочный зуб

Если врач диагностирует уже не первую стадию разрушения зуба и настаивает на том, что необходимо поставить пломбу, лучше с ним согласиться. Это быстрый и самый надежный способ решить проблему с распространением инфекции и защитить постоянные зубы.

Современные пломбировочные материалы максимально безопасны для детских зубов. В зависимости от стадии кариеса врач подберет подходящий вариант пломбы. Перед установкой постоянной пломбы стоматолог может на несколько дней поставить временную для фиксации лекарства внутри больного зуба.

Если разрушения пока несерьезные, врач ограничится профилактическими мерами. Для разных проблем предусмотрены разные подходы и средства.

Какие есть методы лечения кариеса у детей

Способы лечения зависят от стадии развития кариеса. Чем серьезнее проблема, тем больше времени займет ее исправление.

Профилактические

На начальном этапе достаточно деликатного вмешательства, которое может приостановить или повернуть вспять начавшийся процесс разрушения. В данном случае применяется, например, реминерализация (обработка зубов раствором кальция и фтора) или глубокое фторирование (обработка фтором). Такие процедуры проводятся курсами – до стабилизации состояния зубов.

Существует также методика лечения без сверления, позволяющая быстро и совершенно безболезненно предотвратить развитие воспаления. Процедура подходит детям с 4–5 лет и доставляет им минимум дискомфорта.

Лечебные

При среднем и глубоком кариесе уже необходимо классическое пломбирование с предварительной подготовкой зубов к процедуре. Для того чтобы лечение проходило спокойно и безболезненно, применяются самые современные и эффективные средства анестезии. Вашему малышу даже не обязательно терпеть боль от иголки, потому что место укола предварительно обезболивается. Бормашина в лечении детского кариеса используется по минимуму – если что-то можно сделать вручную, то врач так и поступит.

Если у ребенка сложный случай кариеса, или он очень беспокоен в кресле стоматолога, лечение проводится под наркозом. После консультации с врачом-анестезиологом и сдачи всех необходимых анализов малышу подберут подходящий препарат и дозу, его погрузят в глубокий сон, в течение которого врач будет тщательно следить за состоянием организма. Время во сне пролетит незаметно – ребенок проснется со здоровыми зубами, ясной головой и неиспорченным настроением.

Как предотвратить появление кариеса у детей

Лучший способ борьбы с кариесом – это профилактика. Для сохранения здоровья детских зубов нужно следовать нескольким правилам.

  • Соблюдать режим питания. Максимально сократите потребление сладостей. Следите, чтобы ребенок получал достаточное количество кальция с пищей – им особенно богаты молочные продукты, орехи, бобовые и кунжут.
  • Приучить ребенка чистить зубы. С первого прорезавшегося зуба (возраст 6–8 месяцев) уже можно использовать маленькую детскую щеточку. Постепенно приучайте ребенка к самостоятельному уходу – купите вкусную пасту, обратите процесс чистки зубов в игру, поощряйте интерес малыша.
  • Регулярно посещать стоматолога. Детям необходимо проходить профилактические осмотры, а так же процедуру профессиональной гигиены чаще, чем взрослым, – примерно раз в три месяца. Врач сможет вовремя выявить проблемы и дать консультацию по правильному уходу за детскими зубами. Кроме того, визиты к врачу станут для малыша обычным делом, и он не будет их бояться.

Постарайтесь тщательно следить за состоянием зубов вашего ребенка, обращайте внимание на его жалобы. Чем раньше вы обратитесь к стоматологу, тем быстрее, эффективнее, а главное безболезненнее будет лечение. Объясните малышу, что стоматология — это не страшно. А наши опытные врачи помогут ему в этом убедиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: