Ребенок 1 год 4 месяца – особенности развития и важные моменты в воспитании малыша в год и 4

Раннее развитие детей: плюсы и минусы

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet” , в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении . Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое :

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность :

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор :

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Читайте также:
Ребенку ровно 2 года! Что должен уметь малыш в возрасте 24 месяцев?

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития” . Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание . Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс” . Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики , которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании .

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития . При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии , когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования . При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития» . В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца: что интересно малышу в год и 4 ?

Содержание статьи:

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами.Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
Читайте также:
Как разговорить ребенка 2-3 лет: методики, упражнения, гимнастика, мнения логопедов.

Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.

Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:

  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

Завтрак Обед Полдник Ужин
Каша — 150 гр
Чай с молоком или молоко — 150 мл
Хлеб с маслом -40 гр/5 гр
Салат овощной — 10гр
Суп — 100 мл
Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр
Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр
Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл
Творог — 50 гр
Фрукты — 100гр
Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр
Каша или овощное пюре — 150 гр
Чай с молоком — 150 мл

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.
  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

Читайте также:
Работа логопеда при моторной алалии у ребенка - этапы логопедической коррекции речи при алалии

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра— нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчикипредпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Развитие ребенка в 1 год

Содержание:

Сложно поверить, что малышу, которого только недавно принесли из роддома, уже целый год! Теперь это довольно самостоятельная личность — со своим характером, темпераментом, целым арсеналом навыков и умений, удивляющая смекалкой и обезоруживающая смехом каждый день. Глядя на любимого ребенка, хочется запомнить каждый миг, насладиться каждой минутой, ничего не упустить.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.

Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.

Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет. Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов. В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Читайте также:
Как когда развенчать миф о Дедушке Морозе ребенку

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Коммуникативные навыки ребенка в год

В связи с очередным кризисом сепарации, годовалые дети могут активно выражать свое недовольство, когда мама или папа уходят, например, на работу. И да, к этому возрасту у малыша уже формируется свой круг людей, с которыми ему спокойно и комфортно. Поэтому абсолютно адекватной реакцией является стеснение и нервозность в присутствии чужих людей.

К году у некоторых детей уже появляется интерес к другим малышам, поэтому прогулки на детских площадках становятся все более занимательными.

Питание годовалого малыша

В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
Читайте также:
Как приучить ребенка к горшку макcимально быстро?

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Цистит у детей: все о заболевании

Содержание статьи
  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение

Циститом называют острое или хроническое воспаление слизистой в мочевом пузыре. Заболевание может поражать детей любого возраста, но чаще развивается у малышей 2–3 лет и у подростков. Болезнь достаточно распространена: каждый ребенок хоть однократно, но переболел им.

Мальчики страдают в 6 р. реже девочек. Это объясняется анатомическими отличиями: у девочек мочевыделительный канал короче и шире, расположен рядом с анусом и влагалищем.

Причины

Цистит у детей вызывают чаще бактерии, но возбудителями могут стать также вирусы, грибы, простейшие (трихомонады).

Бактериальные возбудители:

  • кишечная палочка;
  • стрептококк;
  • стафилококк;
  • уреаплазма;
  • хламидии и др.

Пути распространения инфекции:

  • восходящий (из уретры);
  • нисходящий (при поражении почек);
  • с кровью (из другого очага воспаления);
  • с лимфой (при патологии соседних органов).

Воспаление может быть связано с неинфекционными причинами:

  • после лучевой терапии по поводу злокачественного образования;
  • после применения некоторых лекарств (химиотерапия, сульфаниламидные средства и др.).

Способствуют развитию цистита следующие факторы:

  • переохлаждение;
  • неправильный уход за ребенком (редкая смена подгузников, опрелости, нарушение гигиены);
  • аномалии развития мочевыводящей системы;
  • снижение иммунитета;
  • катетеризация мочевого пузыря;
  • изменение гормонального фона.

У девочек первых 2 лет жизни моча может затекать во влагалище, вызывать воспаление (вульвовагинит), которое распространяется затем на мочевой пузырь.

У в результате изменения гормонального фона может измениться микрофлора влагалища (с преобладанием кокковой флоры), что при определенных условиях (переохлаждении и др.) также приводит к вульвовагиниту и последующему циститу.

У мальчиков цистит обычно вторичный. Причиной его служат фимоз (сужение крайней плоти пениса), синехии (сращение крайней плоти), врожденные аномалии мочевыделительной системы.

Читайте также: Энурез у детей: диагностика проблемы и лечение

Симптомы

Клинические проявления зависят не от пола ребенка, а от возраста. В раннем детстве, когда малыш не в состоянии выразить жалобы, признаками будут:

  • лихорадка (иногда до 390С);
  • частое мочеиспускание;
  • плач и беспокойство, усиливающиеся при мочевыделении, что является реакцией малыша на боль;
  • иногда изменяется цвет и запах мочи.

Симптомы цистита у детей в старшем возрасте:

  • боль в нижних отделах живота, усиливающаяся при мочевыделении;
  • учащение мочеиспусканий до нескольких за час;
  • может повышаться температура (до 390С);
  • иногда недержание мочи;
  • выделение мутной темной мочи.

Диагностика

Диагностирует и лечит цистит детский уролог. Помимо осмотра и сбора анамнеза, могут использоваться такие методы диагностики:

  • клинические анализы (общее исследование крови и мочи, анализ по Нечипоренко);
  • бактериологическое исследование (посев мочи на микрофлору с определением чувствительности возбудителя к антибиотикам);
  • биохимический анализ крови;
  • УЗИ мочевого пузыря.
Читайте также:
Ребенок не может уснуть – что сделать, чтобы ребенок в возрасте 1-3 лет заснул?

Лечение

Лечебные назначения у детей разного пола не отличаются, но у мальчиков причина возникновения болезни может быть устранена хирургическим путем.

Основой лечения цистита у детей является назначение антибиотиков, уросептиков. Применяются также обезболивающие препараты, спазмолитики, фитотерапия. Все медикаментозные препараты, их дозировку и длительность курса подбирает врач.

Помимо лекарств, назначается постельный режим, обильное питье (слабощелочная вода без газа, брусничный и клюквенный морс), диета (исключаются острые блюда, приправы, жареная, соленая пища).

Вашему ребенку нужна помощь специалиста?

Записаться на прием к врачу вы можете по телефону

или с помощью системы на сайте

Записаться к врачу

Помните, что поставить точный диагноз, определить причины и характер заболевания, назначить эффективное лечение может только квалифицированный . Записаться на прием к нашим специалистам или вызвать врача на дом Вы можете по телефону 8-800-700-31-69

Цистит у детей

Содержание статьи

  • Какой врач занимается терапией цистита у ребенка?
  • Классификация заболевания у детей
  • Как проявляется цистит у ребенка: основные симптомы
  • Как определить острый цистит?
  • Хроническая форма заболевания
  • Диагностика патологии у детей
  • Методы лечения

Цистит у детей – это заболевание, которое обычно вызывается бактериями. Воспаление мочевого пузыря или цистит – наиболее распространенный вариант инфекции мочевыводящих путей (ИМП) у детей. ИМП может развиться в любой части мочевыводящих путей вашего ребенка, включая уретру, мочевой пузырь, мочеточники или почки. У всех здоровых детей есть бактерии на теле и в кишечнике, которые не наносят вреда. Иногда бактерии могут попасть в мочевой пузырь и вызвать воспаление. Оно возможно у детей любого возраста, в том числе у младенцев.

Какой врач занимается терапией цистита у ребенка?

Первые рекомендации предоставит педиатр или семейный доктор. Он же направит к узкому специалисту – детскому урологу, который определит болезнь и назначит адекватную терапию. Девочкам рекомендуется также посетить детского гинеколога. При хронической форме заболевания дополнительно обращаются к иммунологу, инфекционисту.

Причины и механизмы развития

Чаще всего инфекция мочевого пузыря вызывается бактериями, которые обычно находятся в кишечнике. Цистит или воспаление мочевого пузыря – одна из частых проблем мочевыделительной системы у детей. Иногда врачи используют более общий термин – инфекция мочевыводящих путей (ИМП), если невозможно точно определить, что поражен только мочевой пузырь, есть признаки уретрита и пиелонефрита.

Инфекции мочевого пузыря ежегодно отмечаются примерно у 3 из 100 детей. Младенцы в возрасте до 12 месяцев чаще болеют ИМП, чем дети более старшего возраста. В течение первых нескольких месяцев жизни ИМП чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К 1 году вероятность развития ИМП у девочек выше, чем у мальчиков, а девочки по-прежнему подвергаются более высокому риску в детстве и подростковом возрасте.

У каких детей чаще развивается инфекция мочевого пузыря

У девочек гораздо больше шансов заболеть инфекциями мочевого пузыря, чем у мальчиков, за исключением первого года жизни. Среди мальчиков младше 1 года, тех, у кого не была удалена крайняя плоть (выполнено обрезание) имеют более высокий риск инфекции мочевого пузыря. Тем не менее, у большинства необрезанных мальчиков инфекция мочевого пузыря не развивается.

Как правило, любое патологическое состояние или привычка задерживать мочу в мочевом пузыре ребенка слишком долго, могут привести к инфекции. Другие факторы, которые могут повысить вероятность развития цистита, включают:

  • гиперактивный мочевой пузырь, излечимое заболевание, которое часто проходит по мере взросления ребенка;
  • неполное опорожнение мочевого пузыря;
  • слишком долгое ожидание, чтобы помочиться;
  • запор – менее двух испражнений в неделю или жесткие фекалии, которые болезненны или трудны для прохождения;
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР) – обратный поток некоторого количества мочи из мочевого пузыря по направлению к почкам во время мочеиспускания;
  • сужение уретры – проблему, которая ограничивает нормальный поток мочи, например, камень или слишком узкий канал (стриктура). В некоторых случаях это может быть связано с врожденным дефектом;
  • нарушения правил гигиены, дефекты ухода за маленьким ребенком;
  • семейный анамнез цистита.

Среди девочек-подростков более склонны к инфекции мочевого пузыря те, кто ведет половую жизнь. Из-за особенностей анатомии у девочек гораздо больше шансов заболеть инфекцией мочевого пузыря, чем у мальчиков.

У девочек уретра короче, чем у мальчиков, таким образом, бактериям нужно проделать небольшой путь, чтобы достичь мочевого пузыря и вызвать инфекцию.

У девочек уретра расположена ближе к анальному отверстию, источнику бактерий, которые могут вызвать инфекцию мочевого пузыря.

Классификация заболевания у детей

  • Осложненный (с присоединением перитонита и других недугов) либо неосложненный.
  • Острый (сопровождается воспалением под- и слизистого слоев, в ряде случаев – кровоточивостью стенок мочевого пузыря) либо хронический (морфологические патологии затрагивают слой мускулатуры).
  • Очаговый либо тотальный (по степени распространенности).
  • Первичный (без аномалий структуры и нарушения функции пузыря) либо вторичный (происходит по причине остаточной мочи ввиду неправильной анатомии и функциональности пузыря). Источник:
    К.В. Митрофанов
    Циститы у детей // Мать и дитя в
    Кузбассе, 2005, №1(20), с.3-9
Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года и 1 месяц – что умеет и на что способен малыш в два и один?

Причины возникновения воспаления:

  • инфекция, попадающая из почек, уретры, тазовых и более отдаленных органов;
  • нарушение функционирования мочевого пузыря;
  • неправильное строение органа;
  • неполное и/или нерегулярное опорожнение;
  • кишечная палочка;
  • синегнойная палочка, клебсиелла, протей (более редкие возбудители);
  • вирусная инфекция (влияние непрямое – приводит к неправильной микроциркуляции мочи, что становится хорошим фоном для болезни);
  • уреаплазма, хламидия, микоплазма (обычно причина заражения – хламидиоз у родителей, а также отсутствие гигиены, посещение общественных бань и т. д.);
  • фимоз (актуально для мальчиков);
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс;
  • грибок (при иммунодефиците).

Дополнительные факторы риска появления цистита:

  • мочекаменная болезнь;
  • попадание в мочевой пузырь инородных предметов;
  • терапия токсичными для почек препаратами, включая цитостатики в онкологии;
  • инвазивные обследования по урологическому профилю;
  • дисбактериоз;
  • заражение глистами;
  • различные инфекционные заболевания кишечного тракта;
  • широкий ряд гинекологических болезней;
  • воспалительно-гнойные процессы;
  • дисфункция эндокринной системы;
  • радиация;
  • переохлаждение;
  • несоблюдение базовых норм личной гигиены; Источник:
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26075187
    Hanna-Wakim R, Ghanem ST, El Helou MW, Khafaja SA, Shaker RA, Hassan SA, Saad RK, Hedari CP,
    Khinkarly RW, Hajar FM, Bakhash M, El Karah D, Akel IS, Rajab MA, Khoury M, Dbaibo GS
    Epidemiology and characteristics of urinary tract infections in children and adolescents
    // Front Cell Infect Microbiol. 2015 May 26;5:45. doi: 10.3389/fcimb.2015.00045. eCollection 2015
  • и пр.

Как проявляется цистит у ребенка: основные симптомы

У ребенка есть способы защититься от проникновения инфекции в мочевыводящие пути. Например, моча выходит из почек вашего ребенка через мочеточники в мочевой пузырь. Бактерии, попадающие в мочевыводящие пути, выводятся наружу во время мочеиспускания. Этот односторонний поток мочи не дает бактериям заразить мочевыводящие пути. Иногда защитные силы организма ослабевают, и бактерии восходящим путем попадают в мочевой пузырь,вызывая его воспаление. Если у ребенка есть симптомы цистита или у него жар без ясной причины, обратитесь к врачу в течение 24 часов.

Циститы часто встречаются у детей, особенно у девочек (что связано с особенностями строения мочевых путей). Немедленное лечение цистита у ребенка может предотвратить поражение почек (пиелонефрит). Он может развиться из-за инфекции, которая распространяется вверх по одному или обоим мочеточникам. Инфекции почек очень болезненны, могут быть опасными и вызывают серьезные проблемы со здоровьем, поэтому лучше начать лечение как можно раньше.

Признаки заболевания у грудных младенцев и детей до года:

  • сниженный аппетит либо полный отказ от питания;
  • беспокойность, которая усиливается, когда ребенок мочится;
  • плач, нервное возбуждение либо, наоборот, вялость и слабость;
  • повышенная температура тела, вплоть до лихорадки;
  • спазм уретрального сфинктера снаружи, задержка мочи ввиду выработанного рефлекса;
  • изменение мочи: мутность, осадок, хлопья, отталкивающий запах.

У детей старшего возраста симптомы достаточно яркие, выраженные. Основные симптомы – это боль в нижней части живота, спины или в боку, а также острая потребность в мочеиспускании или частые походы в туалет. Некоторые малыши, которые уже приучены к горшку или ходят в туалет, теряют контроль над своим мочевым пузырем и могут мочиться в постель. Родители также могут увидеть капли крови в моче и/или мочу розового цвета.

Важно знать, как проявляется цистит у детей младшего возраста. У младенцев могут быть более общие симптомы, такие как суетливость, снижение аппетита, плач, беспокойство на горшке или лихорадка. Другие симптомы цистита включают:

  • жжение или боль при опорожнении мочевого пузыря;
  • зловонную или мутную мочу;
  • резкие позывы к мочеиспусканию, а потом выделение всего нескольких капель мочи;
  • высокую температуру;
  • тошноту или рвоту;
  • диарею.

Как определить острый цистит?

Болезнь проявляется быстро, со стремительным нарастанием симптоматики:

  • позывы к опорожнению мочевого пузыря каждые 20 минут или чаще;
  • боль над лобком, отдающаяся в промежность и усиливающаяся при прощупывании живота и даже малой наполненности мочевого пузыря;
  • затрудненный выход мочи, сопровождающийся резями и болью;
  • недержание мочи;
  • несколько капель крови после мочеиспускания;
  • позывы, не приводящие к мочеиспусканию.

Хроническая форма заболевания

Вторичное заболевание, которое характеризуется аналогичной клинической картиной в периоды обострений. Дети испытывают дискомфорт в лобковой зоне, страдают от недержания и заметно учащенного мочеиспускания. Источник:
Пигарева, Н.А. Цап
Хронический цистит у детей: современный взгляд на этиологию,
патогенез, клинику, диагностику и лечение (обзор литературы)
// Российский вестник, 2012, т.II, №2, с.32-37

Читайте также:
Почему дети писаются по ночам: варианты нормы и отклонения, ночной горшок

Диагностика патологии у детей

Если у ребенка есть симптомы цистита, немедленно обратитесь к педиатру. Врач назначит анализы мочи, чтобы проверить их на наличие бактерий. Нужно собирать мочу несколькими способами:

  1. Дети постарше могут писать в стерильный стаканчик.
  2. Младшим детям, которые не приучены пользоваться туалетом, используют стерильный полиэтиленовый мочеприемник на гениталии для сбора мочи.
  3. Детям, которые носят подгузники, можно вставить трубку (катетер) в уретру и мочевой пузырь для сбора пробы.

В лаборатории смотрят на образец под микроскопом, чтобы определить, есть ли микробы в моче. Мочу также можно культивировать – лаборант помещает мочу в чашку, чтобы посмотреть, какие бактерии в ней растут. Это может помочь врачу точно определить микробы, вызвавшие цистит, чтобы он знал, какие препараты нужно прописать для их уничтожения.

Если ребенка было несколько инфекций мочевыводящих путей или определен хронический цистит, врач может направить к нефрологу (специалисту по почкам) и провести один или несколько из этих визуализационных тестов, чтобы найти проблемы в мочевыводящих путях:

УЗИ использует звуковые волны, чтобы определить любые препятствия или другие проблемы в почках и мочевых путях.

Микционная цистоуретрограмма с введением жидкости в мочевой пузырь через трубку применяется, чтобы показать любые проблемы в уретре или мочевом пузыре, когда ребенок мочится.

Ядерное сканирование использует жидкости, содержащие небольшое количество радиоактивного материала, чтобы увидеть, насколько хорошо работают почки.

КТ, или компьютерная томография, это мощный рентгеновский снимок, который делает подробные снимки мочевого пузыря и почек.

МРТ, или магнитно-резонансная томография, использует мощные магниты и радиоволны для получения изображений мочевого пузыря и почек.

Методы лечения

После определения диагноза врач определяет, как лечить цистит у детей. Для терапии острого и хронического цистита в детском возрасте разработаны клинические рекомендации, которые определяют набор действий и препаратов для каждого случая.

В основном, применяют антибиотики. Эти лекарства убивают бактерии. Дети обычно принимают их от 3 до 10 дней (чаще всего 7-10 дней). Ваш врач может сделать еще один анализ мочи после того, как ребенок закончит прием лекарства, чтобы увидеть, исчезла ли инфекция. Всегда принимайте лекарства полным курсом, даже если ребенку станет лучше. Слишком раннее прекращение может сделать микробы устойчивыми к антибиотикам и вызвать повторный цистит.

Большинство ИМП проходят примерно через неделю. У некоторых детей симптомы сохраняются в течение нескольких недель. Обратитесь врачу, если симптомы вашего ребенка не начнут улучшаться через 3 дня после начала приема антибиотиков или если они ухудшаются.

Если состояние ребенка тяжелое, возможна госпитализация, где врачи будут решать, как лечится цистит в зависимости от возраста и тяжести. Может быть показано внутривенное введение антибиотиков и обезболивающие, если ребенку меньше 2 месяцев или у него рвота, боли в животе. Продолжительность лечения зависит от того:

  • насколько серьезна инфекция;
  • исчезают ли у ребенка симптомы и признаки цистита;
  • есть ли у ребенка повторные инфекции мочевого пузыря, пузырно-мочеточниковый рефлюкс или другая проблема с мочевыводящими путями.

Важно! Помочь ребенку и полностью вылечить его может только врач. Самолечение может привести к определенным осложнениям, усугубить течение болезни.

Как облегчить состояние дома, что принимать

При лечении цистита дома детям следует пить много жидкости и часто мочиться, чтобы ускорить выведение микробов и подавление воспаления. Лучше всего пить воду, предварительно уточнив у лечащего врача, сколько жидкости следует принимать ребенку. Грелка на спине или животе ребенка может помочь облегчить боль, вызванную инфекцией мочевого пузыря, они могут использоваться как первая помощь до визита к врачу.

Профилактика

Прием достаточного количества жидкости, соблюдение правил гигиены и пользования подгузниками, ношение свободной одежды, лечение связанных с циститом проблем со здоровьем может помочь предотвратить ИМП у ребенка или подростка.

Важно избегать запоров. Твердый стул может давить на мочевыводящие пути и блокировать отток мочи, позволяя бактериям расти. Помогая ребенку регулярно опорожняться, можно предотвратить запор.

Если у вашего ребенка пузырно-мочеточниковый рефлюкс, структуры мочевыводящих путей или анатомическая проблема, обратитесь к детскому урологу или другому специалисту. Лечение этих состояний может помочь предотвратить повторные инфекции мочевого пузыря.

Диабет и другие проблемы здоровья могут увеличить риск инфекции мочевого пузыря. Спросите у педиатра, как снизить риск развития инфекции мочевого пузыря.

Цистит у детей

Цистит у детей – это мочевая инфекция, вызывающая воспаление слизистой оболочки и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит у детей протекает с болями и резью при мочеиспускании, частыми позывами на горшок с выделением малых порций мочи, недержанием мочи; в младшем возрасте нередко отмечается интоксикация и лихорадка. Диагностика цистита у детей предполагает исследование мочи (общего анализа, бакпосева, двухстаканной пробы), проведение УЗИ мочевого пузыря, при хроническом цистите – цистоскопии. В процессе лечения цистита у детей назначается диета и усиленный питьевой режим, медикаментозная терапия (уросептические, антибактериальные, спазмолитические средства), фитотерапия.

Читайте также:
Ребенок не может уснуть – что сделать, чтобы ребенок в возрасте 1-3 лет заснул?

МКБ-10

  • Причины
    • Предрасполагающие факторы
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы цистита у детей
  • Диагностика
  • Лечение цистита у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Цистит у детей – наиболее частая инфекция мочевыводящих путей, встречающаяся в практике педиатрии и детской урологии. Циститы распространены среди детей любого возраста и пола, однако в 3-5 раз чаще встречаются у девочек дошкольного и младшего школьного возраста (от 4 до 12 лет). Высокая заболеваемость девочек циститом объяснятся особенностями строения женской мочевыделительной системы: наличием широкой и короткой уретры, близостью анального отверстия, частыми инфекциями наружных половых органов и пр. Цистит у детей может протекать в форме изолированной или сочетанной инфекции (цистоуретрита, цистопиелонефрита).

Причины

Для развития цистита у ребенка необходимы следующие условия: бактериальная обсемененность мочевого пузыря, нарушение его анатомической структуры и функции. Возбудителями инфекционного цистита выступают следующие уропатогены:

  1. Бактерии. Чаще всего в бактериологических посевах мочи при цистите у детей высеваются уропатогенные штаммы кишечной палочки; в меньшем числе случаев – клебсиелла, протей, эпидермальный стафилококк, синегнойная палочка, микробные ассоциации. В четверти случаев при циститах у детей диагностически значимая бактериурия не определяется.
  2. Вирусы. Роль вирусов в этиологии цистита у детей остается до конца не изученной (за исключением геморрагического цистита). Тем не менее, общепризнанным в среде урологов является факт того, что возбудители парагриппозной, аденовирусной, герпетической и других вирусных инфекций предрасполагают к нарушению микроциркуляции в мочевом пузыре и создают благоприятный фон для последующего развития бактериального воспаления.
  3. Специфическая флора. У детей встречаются циститы, вызванные хламидией, микоплазмой, уреаплазмой. В этих случаях, как правило, заражение происходит при наличии хламидиоза у родителей, несоблюдении гигиенических норм, посещении саун, бассейнов и пр. Специфические гонорейные и трихомонадные циститы более характерны для взрослых или подростков, живущих половой жизнью. Циститы грибковой этиологии встречаются у детей с иммунодефицитом, аномалиями развития мочеполовой системы, длительно получающих антибиотикотерапию.

Проникновение возбудителей инфекции в мочевой пузырь может происходить нисходящим (из почек), восходящим (из уретры и аногенитальной зоны), лимфогенным (из других тазовых органов), гематогенным (из отдаленных септических очагов), контактным (через поврежденную стенку мочевого пузыря) путями.

Факторами риска развития неинфекцинного цистита у детей служат дисметаболические нефропатии, лечение нефротоксичными лекарственными средствами (цитостатиками, сульфаниламидами и др.), аллергические заболевания.

Предрасполагающие факторы

Нарушение естественного процесса самоочищения мочевого пузыря может развиваться при:

Определенная роль в этиопатогенезе цистита у детей отводится эндокринными дисфункциями (сахарному диабету), гиповитаминозам, изменению pH мочи, воздействию физических факторов (переохлаждения, радиации), нарушению правил личной гигиены. Бактериальной инвазии мочевого пузыря способствуют:

  • дисбактериоз;
  • кишечные инфекции;
  • гинекологические заболевания у девочек (вульвиты, вульвовагиниты);
  • гнойно-воспалительные процессы (омфалит у новорожденных, ангины, абсцедирующая пневмония, стафилодермии);
  • инвазивные исследования в урологии (цистография, цистоскопия и др.).

Патогенез

В норме очищение мочевого пузыря от микрофлоры происходит при его регулярном опорожнении с помощью тока мочи. Слизистая оболочка мочевого пузыря обладает устойчивостью к инфекции благодаря активности периуретральных желез, вырабатывающих слизь, и местным факторам иммунологической защиты (секреторному иммуноглобулину А, интерферону, лизоциму и др.). Т. о., анатомическая целостность эпителия, функциональная полноценность детрузора, отсутствие морфологических изменений мочевого пузыря и его регулярное опорожнение обеспечивают высокую степень защиты от инфекции, а при слабости одного из звеньев легко развивается цистит у детей.

Классификация

Общепринято классифицировать циститы у детей по течению, форме, морфологическим изменениям, распространенности воспалительного процесса и наличию осложнений.

  1. По течению. У детей встречаются острые и хронические циститы. Острый цистит у ребенка протекает с воспалением слизистого и подслизистого слоев; может сопровождаться катаральными или геморрагическими изменениями стенки. При хроническом цистите у детей морфологические изменения затрагивают мышечный слой и могут носить буллезный, гранулярный, флегмонозный, гангренозный, некротический, интерстициальный, инкрустирующий, полипозный характер.
  2. По форме. Различают первичные (возникающие без структурно-функциональных изменений мочевого пузыря) и вторичные циститы у детей (возникающие на фоне неполного опорожнения мочевого пузыря вследствие его анатомической или функциональной неполноценности).
  3. С учетом распространенности. По локализации воспалительных изменений циститы у детей подразделяются на очаговые и диффузные (тотальные). При вовлечении шейки мочевого пузыря говорят о шеечном цистите, при локализации воспаления в области треугольника Льето – о развитии тригонита.

Циститы у детей могут протекать неосложненно или сопровождаться развитием уретрита, пузырно-мочеточникового рефлюкса, пиелонефрита, парацистита, склероза шейки мочевого пузыря и др.

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года и 1 месяц – что умеет и на что способен малыш в два и один?

Симптомы цистита у детей

Клиника острого цистита у детей характеризуется быстрым развитием и бурным течением. Главным проявлением острого воспаления служит мочевой синдром, сопровождающийся императивными позывами к мочеиспусканию, возникающими каждые 10-20 минут. Дизурические расстройства связаны с повышенной рефлекторной возбудимостью мочевого пузыря и раздражением нервных окончаний. Дети жалуются на боли в надлобковой области, которые иррадиируют в промежность, усиливаются при пальпации живота и незначительном наполнении мочевого пузыря.

Само мочеиспускание затруднено, моча выделяется небольшими порциями, вызывая резь и боль. Нередко при цистите у детей возникают ложные позывы к мочеиспусканию или недержание мочи; в конце акта мочеиспускания отмечается терминальная гематурия (выделение нескольких капель крови).

У детей грудного и раннего возраста цистит может проявляться общим беспокойством (усиливающимся при мочеиспускании), плачем, отказом от еды, возбуждением или вялостью, повышением температуры тела до фебрильных значений. У маленьких детей иногда возникает спазм наружного сфинктера уретры и рефлекторная задержка мочеиспускания.

Если мочу ребенка собрать в стеклянный сосуд, то можно заметить изменение ее окраски и прозрачности: моча становится мутной, нередко темной, содержит осадок и хлопья, иногда неприятно пахнет. При геморрагическом цистите у детей вследствие гематурии моча приобретает цвет «мясных помоев». При остром цистите обычно самочувствие ребенка улучшается на 3-5-й сутки, а через 7-10 дней дети полностью выздоравливают.

Хронический цистит у детей, как правило, является вторичным по форме. Симптомы воспаления усиливаются во время обострения цистита и обычно представлены учащенным мочеиспусканием, дискомфортом внизу живота, ночным и дневным недержанием мочи.

Диагностика

Основу диагностики цистита у детей составляет комплекс лабораторных исследований, включающий:

  • общий анализ мочи;
  • бактериологический посев мочи на флору;
  • определение pH мочи;
  • проведение двухстаканной пробы.

Изменения мочи при цистите у детей характеризуются лейкоцитурией, гематурией различной степени выраженности, присутствием большого количества слизи и переходного эпителия, бактериурией. Чаще всего забор мочи для микробиологического исследования производится при свободном мочеиспускании (после туалета наружных половых органов и очистки препуциального мешка у мальчиков), однако при острой задержке мочи приходится прибегать к катетеризации мочевого пузыря.

При цистите у детей проводится УЗИ мочевого пузыря с оценкой состояния детрузора до и после микции. Эхоскопически обычно обнаруживается утолщение слизистой мочевого пузыря и большое количество эхонегативных включений.

Проведение цистографии и цистоскопии показано только при хроническом цистите у детей в период стихания воспаления; основной целью исследований служит выявление степени и характера изменения слизистой. В проведении диагностического поиска участвуют педиатр и детский уролог.

Острый цистит у детей следует дифференцировать с острым аппендицитом, парапроктитом, пиелонефритом, опухолями мочевого пузыря, гинекологической патологией. С этой целью план обследования может включать консультации детского хирурга и детского гинеколога.

Лечение цистита у детей

Для уменьшения дизурических явлений в острой стадии цистита ребенку показан полный покой и постельный режим, сухое тепло на область мочевого пузыря, теплые «сидячие» ванночки с отварами трав (при температуре +37,5°С). При цистите детям рекомендуется молочно-растительная диета, исключение раздражающей пищи (острых, пряных блюд, специй), увеличение питьевого режима на 50% от обычной нормы за счет употребления слабощелочных минеральных вод, морсов, компотов и пр. Усиленная водная нагрузка при цистите у детей способствует увеличению диуреза и вымыванию из мочевого пузыря бактерий и продуктов воспаления.

Медикаментозная терапия при цистите у детей включает прием антибактериальных средств спазмолитиков, уроантисептиков. Для этиотропной противомикробной терапии цистита у детей применяются защищенные пенициллины (амоксициллин), цефалоспорины (цефуроксим, цефаклор, цефтибутен), производные фосфоновой кислоты (фосфомицин), комбинированные сульфаниламиды курсом лечения 7 дней с последующим повторным бактериологическим контролем.

Для уменьшения болевого синдрома используется дротаверин, папаверина. В дополнение к основному лечению при цистите у детей назначается фитотерапия (настои ромашки, подорожника, зверобоя, хвоща полевого). После стихания воспаления по назначению физиотерапевта проводится электрофорез, СВЧ, магнитотерапия на надлобковую область и др.

Прогноз и профилактика

Острый цистит у детей обычно заканчивается полным выздоровлением. Хронические формы цистита развиваются у детей, имеющих анатомо-функциональные предпосылки для персистирования инфекции.

Профилактике цистита у детей способствует правильная гигиена половых органов, соблюдение режима мочеиспускания, лечение очагов инфекции, проведение дегельментизации, достаточный прием жидкости, коррекция обменных нарушений, исключение переохлаждений. Дети с хроническим циститом должны наблюдаться у детского уролога, периодически сдавать контрольные анализы мочи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: