Ребенок 2-3 лет боится купаться в ванной – причины и что делать?

Сонное апноэ: как обнаружить и что с ним делать?

Рассказываем, чем так опасно сонное апноэ — остановка дыхания во сне. И почему нужно срочно лечить апноэ, если у вас или ваших родных есть симптомы.

Люди часто не принимают всерьёз храп или внезапные пробуждения среди ночи. Однако их причина — сонное апноэ, или остановка дыхания — весьма опасна и может привести к тяжёлым последствиям.

Что такое сонное апноэ?

Апноэ — это приостановка дыхания. Она может происходить в самых разных условиях. Например, после быстрых глубоких вдохов. Однако сонное апноэ выделяют в отдельное заболевание.

Дыхание у больного может останавливаться до сотни раз за один час. Если сложить все секунды приступов за ночь, может набраться до 4 часов сна без поступления кислорода.

Есть две основных разновидности апноэ во время сна:

  • Обструктивная. Задержка дыхания связана с механическими трудностями. Страдают этим недугом пожилые или люди с избыточным весом. У них дыхательные пути становятся очень узкими. Курильщики входят в зону риска из-за воспалённой носоглотки. А любители алкоголя — по причине чересчур расслабленных мышц.
  • Центральная. Отделы мозга, ответственные за дыхание, перестают отправлять сигналы мышцам. Такое апноэ возникает после приёма опиатов, при заболеваниях сердца и после инсульта.

Вот так выглядит обструктивное сонное апноэ: дряблые мышцы давят на перегородку и перекрывают доступ к воздуху

Симптомы остановки дыхания

Главные признаки болезни, которые вы можете заметить, если спите рядом с больным: громкий храп и периодическое прекращение вдохов. После «затишья» секунд на десять человек внезапно начинает громко храпеть и ворочаться во сне.

В бодрствующем состоянии можно начать подозревать сонное апноэ, если обратить внимание на:

  • самочувствие по утрам. При затруднённом дыхании будет сильно болеть голова после пробуждения;
  • отсутствие бодрости. Днём человек сонный, невнимательный и рассеянный, ведь у него ночью толком не было отдыха;
  • процесс засыпания. Несмотря на усталость, заснуть будет очень тяжело;
  • память и внимание.

Слабое течение болезни не всегда требует вмешательства. Но стоит точно обратиться к врачу, если громкий храп нарушает покой близких. Или сонливость днём настолько сильная, что вы дремлете даже за рулём.

Что происходит в организме при приступе апноэ?

В состоянии бодрствования мы можем осознанно задержать дыхание на 1-2 минуты, а потом по своей воле его возобновить. Например, при плавании. Во сне же организму приходится самостоятельно решать эту проблему.

Во время приступа в мозг подаются сигналы, что уровень кислорода в крови слишком низок. В результате человек мгновенно просыпается. У него резко повышается давление, из-за чего появляется риск стенокардии и инсульта. А ткани при недостатке кислорода становятся менее восприимчивы к инсулину — гормону, контролирующему уровень сахара. Именно поэтому в организме ощущается недостаток сил.

Остановка дыхания негативно влияет на все части нашего организма. Без воздуха мы можем прожить не более десяти минут. И чем дольше длятся приступы сонного апноэ, чем чаще они происходят во время отдыха, тем тяжелее будут последствия для больного.

Чем опасно сонное апноэ при отсутствии лечения

У трудностей с дыханием во время сна масса последствий. От относительно безопасных, вроде сухости во рту и головной боли, до инвалидности и даже летального исхода от долгой остановки дыхания без пробуждения. Больной без лечения рискует заработать:

  • хроническую усталость;
  • заболевания сердца;
  • сахарный диабет II типа;
  • различные патологии печени;
  • аритмию, стенокардию и сердечную недостаточность;
  • гипертонию;
  • бронхиальную астму;
  • инфаркт, инсульт, кровоизлияние в мозг — одни из самых тяжёлых последствий кислородного голодания и резко поднявшегося давления;
  • в очень редких случаях может наступить полная остановка дыхания со смертельным исходом.

Кто поможет в диагностике?

Если вы или ваши близкие заметили такие симптомы, как громкий храп и прерывистое дыхание во сне, желательно как можно скорее проконсультироваться у специалиста. Если попасть к врачу-сомнологу не удалось, стоит обратиться к неврологу и отоларингологу. Они смогут установить и устранить причину апноэ.

Близкие люди помогут измерить продолжительность пауз в дыхании. А на общем осмотре проверят давление и выяснят состояние сердца.

Самые верные способы диагностики — полисомнография, суточное ЭКГ и пульсометрия. Они отслеживают все изменения тела: дыхание, сердцебиение, активность нервов и электрические импульсы.

Профилактика может снизить риски

Лечение апноэ напрямую связано с его причиной. Поэтому распространённые методы: удаление помех в носовых путях и коррекция носовой перегородки. Также применяют устройства, которые поддерживают органы ротовой полости и горла в правильном положении.

Профилактика совпадает с терапией самой лёгкой формы. Необходимо прийти к здоровому образу жизни, снизить вес до нормы, прекратить употребление алкоголя и табака. Поможет тренировка мышц горла: игра на духовых музыкальных инструментах или пение. Привычка спать на боку намного снижает симптомы и облегчает дыхание. И, разумеется, придётся своевременно лечить все ЛОР-заболевания.

Почему ребёнок плачет при купании

Содержание:

Большинство детей любит купаться: новорожденных вода успокаивает, малыши постарше наоборот — плескаются и резвятся в воде. Но нередко возникают ситуации, когда новорожденный плачет при купании. Слезы ребенка удивляют родителей: почему малыш боится воды, ведь это его родная стихия, в которой он провел девять месяцев до своего рождения?

Если во время купания ребенок плачет, необходимо как можно скорее выяснить причину слез и устранить ее. Ведь если у него сформируются негативные ассоциации, связанные с купанием, вечерние гигиенические процедуры каждый день будут сопровождаться слезами.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года и 3 месяца – навыки и способности малыша в два и 3 месяца

Почему ребенок плачет при купании?

Некомфортная температура воды или воздуха

Слишком горячая или, наоборот, слишком холодная вода доставляют ребенку неприятные ощущения. Если в помещении прохладно, он может мерзнуть, когда его раздевают перед купанием или вынимают мокрым из воды и несут к пеленальному столику, не завернув в полотенце.

Перед купанием убедитесь, что температура воздуха и воды комфортны для малыша. Температура воздуха должна быть не ниже 23-24°С, а температура воды 33-34 °С (постепенно может быть понижена до 26 °С). Прежде чем окунуть ребенка в воду, опустите в нее термометр или свой локоть.

Слишком большая ванна

Если новорожденный плачет во время купания, возможно, вы слишком рано стали окунать его в большую ванну. За время нахождения в утробе матери ребенок привык к воде, но большие водоемы ему еще не знакомы. Самых маленьких деток рекомендуют даже заворачивать в пеленку во время погружения в воду — чтобы воссоздать максимально знакомые малышу условия.

Страх

Даже самый маленький ребенок может помнить, как во время купания ему в глаза попало мыло, он обжегся или хлебнул воды — в таком случае малыш плачет, опасаясь повторения ситуации.

Неудобная поза

Малыш плачет во время купания, если его неудобно держат. Боясь, что ребенок выскользнет, мы слишком сильно сжимаем его или неудобно перехватываем руки. Если грудничок плачет при купании, попробуйте взять его по-другому, дать малышу «поплавать» на животике или полежать на специальной горке для купания новорожденных.

Жажда, голод, усталость

Грудничок плачет во время купания, если он голоден или переутомился и хочет спать. Иногда малыши плачут в воде, потому что хотят . воды! Если новорожденный на искусственном вскармливании, во время купания вы можете предложить ему немного воды из бутылочки, если на грудном — заранее сцедите немного грудного молока и при необходимости попоите малыша с ложечки.

Неврологические проблемы или незрелость ЖКТ

Иногда ответ на вопрос, почему плачет новорожденный при купании, следует искать вместе со специалистами. Если поведение ребенка беспокойное не только во время купания, но и во время еды или ночного сна, покажите малыша неврологу и гастроэнтерологу. Если у малыша искривление шейного отдела позвоночника, повышен тонус ручек и ножек, или его мучают колики, в воде он расслабляется, но при попытке вынуть его из воды неприятные ощущения в мышцах или желудке возвращаются, и малыш плачет.

Как организовать купание без слез?

Не купайте через силу

Ситуация, при которой папа или бабушка в несколько рук помогают держать вырывающегося ребенка, а мама быстро намыливает его — стрессовая для малыша.

Опускайте малыша в ванну медленно, разговаривая с ним, следите, чтобы его не испугал резкий напор воды в душе или внезапная смена температур. Если ребенок плачет при купании и выгибается у вас на руках, попытайтесь успокоить его перед погружением в воду — у него не должно остаться неприятных впечатлений от контакта с водой.

Если успокоить ребенка не удалось, подумайте, может, купание лучше отложить?

Выберите подходящий момент

Ребенка лучше купать через полчаса-час после еды, когда полученная пища уже усвоилась, малыш сыт и не думает о том, чтобы снова подкрепиться. Утреннее купание не должно по времени четко совпадать с подъемом — дайте малышу проснуться и прийти в себя, не несите в ванну, как только он открыл глаза. А вот вечернее купание лучше проводить пораньше, не дожидаясь, когда малыш начнет тереть глазки.

Позаботьтесь о комфорте

Заранее приготовьте то, что поможет вам сделать купание малыша легким и приятным:

средство для мытья детской кожи и волос или детское мыло;

пластиковый козырек, при мытье волос препятствующий попаданию воды в глаза;

горку, на которую вы можете положить ребенка;

специальный коврик на дно ванночки, препятствующий скольжению;

мягкое пушистое полотенце, в которое завернете малыша сразу после купания.

Сделайте перерыв

Если малыш заходится в рыданиях, как только вы окунаете его в воду, дайте ему передохнуть: замените купания в ванне ополаскиванием под душем или краном или же просто протирайте новорожденного влажными тампонами. Попробуйте набирать в ванночку совсем немного воды — если ребенок согласится купаться, постепенно, день за днем повышайте ее уровень.

Подключите ароматерапию

Добавляйте в ванну отвар ромашки, мяты, шишек хмеля, эфирные масла пихты или лаванды — это успокоит малыша во время купания и сделает более здоровым и продолжительным его сон. Только предварительно убедитесь, что у ребенка нет аллергии на эти растения.

Запаситесь терпением

То, что ребенок плачет при купании — временно. Когда малыш подрастет, он полюбит купание и игры с водой. Правда, тогда у вас может появиться новая проблема — как теперь без слез вытащить ребенка из ванны.

Пневмония

Воспаление лёгких или пневмония – вирусное заболевание, которое поражает лёгочную ткань и препятствует нормальному кислородному обмену между воздухом и кровью. Воспалительные выделения, которые попадают в альвеолы, не позволяют организму получать достаточный объем кислорода. А если заболевание захватывает большую часть легких, развивается острая дыхательная недостаточность.

Пневмонии подвержены люди со слабой иммунной системой, дети и пожилые люди. Ежегодно только в России от заболевания страдают 1,5 млн человек и 30% из них составляют дети младшего возраста и люди старше 70 лет.

Читайте также:
Что умеет ребенок в 1 год и 8 месяцев – навыки и речевое развитие малыша в год и восемь

Но пневмонию можно и нужно лечить! И делать это рекомендуется с помощью комплексного подхода. Лечение любого заболевания начинается с правильной постановки диагноза. Поэтому при первых признаках развития патологии обращайтесь за консультацией специалиста.

Какие первые симптомы пневмонии, как правильно и комплексно подходить к лечению и что требуется для диагностики заболевания, мы расскажем в этой статье.

Причины развития пневмонии

Пневмония развивается, когда в легкие попадают бактерии и вирусы, а также инородные агенты, которые поражают часть или всю легочную ткань. Возбудители патологии попадают в организм человека респираторным путем, редко – через кровь.

Почему заболевание быстро развивается в теле человека с пониженным иммунитетом? В нашем организме постоянно присутствуют бактерии, но защитные механизмы не дают им размножаться, вызывая патологию. Но если иммунная система ослаблена, вредная микрофлора увеличивает популяцию, что приводит к появлению воспалительного процесса.

Также часто развивается вирусная пневмония на фоне распространения простудных заболеваний верхних дыхательных путей (бронхита, трахеита). Также причиной воспаления легких может стать переохлаждение организма, стресс, переутомление, злоупотребление курением. Риск развития заболевания повышается у людей с хроническими заболеваниями и ожирением.

Признаки пневмонии у взрослого

При появлении заболевания у человека повышается температура тела, которая может достигать 38°, присутствует общая слабость во всем организме, болит голова, пациенту хочется лечь и расслабиться. Через несколько дней появляется сильный приступообразный кашель, появляется мокрота.

Боль в грудной клетке, особенно в очаге воспаления, а также появление одышки говорят о серьезности ситуации и явно указывают на воспаление лёгких.

Здесь указаны общие признаки, однако характер и время их проявления может отличаться в зависимости от вида пневмонии. При вирусной пневмонии первые симптомы появляются стремительно и больной чувствует резкое ухудшение самочувствия. С самого начала болезни наблюдается боль в мышцах, высокая температура тела, сильная головная боль, мучительный сухой кашель.

Бактериальная пневмония напротив развивается постепенно. Болезнь начинается только через 2 недели после появления первых признаков. После этого наступает резкое облегчение, улучшение общего состояния больного, потом снова резко поднимается температура, возникает головная боль, усиливается кашель, появляется гнойная мокрота.

Одним из серьезных видов заболевания является атипичная двусторонняя пневмония, которая обширно поражает лёгочную ткань и развивает дыхательную недостаточность. По своим симптомам двусторонняя пневмония напоминает простудную вирусную инфекцию, а в лёгких еще не слышны характерные хрипы. Многие начинают лечиться самостоятельно, что усугубляет состояние.

Поначалу заболевший думает, что его состояние улучшилось, симптомы патологии начинают уходить. Но потом кашель усугубляется и начинается вторая волна заболевания.

Симптоматика у пожилых людей может немного отличаться. В первую очередь появляется сухой кашель, одышка во время небольших физических нагрузок на тело или даже в состоянии покоя. Часто заболевание протекает без повышения температуры у людей зрелого возраста.

Признаки пневмонии у ребенка

Часто пневмония у детей появляется как осложнение какой-либо вирусной инфекции (ОРВИ, грипп и т. д.).

  • Кашель, который усиливается со временем;
  • Если самочувствие малыша улучшилось, а затем снова стало плохо, это может говорить о присутствии осложнений;
  • Каждый глубокий вздох приводит к сильному приступу кашля;
  • Появляется сильная бледность кожных покровов на фоне развития перечисленных симптомов;
  • Появление одышки.

Заразна ли пневмония?

Воспалительный процесс в легочной системе чаще всего появляется по причине размножения вируса и как осложнение перенесенного гриппа или ОРВИ. Самой пневмонией в таких случаях заболеть невозможно, но легко подхватить заболевание, которое стало первопричиной. То есть пневмония сама по себе не заразна, а развитие воспаления в лёгких – самостоятельное осложнение, которое возникло на фоне ослабленного иммунитета и неправильного самолечения.

Может ли пневмония пройти сама по себе без лечения?

Воспаление легких или пневмония — одно из самых опасных и частых заболеваний дыхательной системы. Опасность заключается в том, что не всегда специалисты успевают вовремя поставить диагноз. Люди не идут с кашлем и температурой к доктору, а предпочитают пару дней отлежаться дома, пока заболевание не распространится. Состояние может ухудшиться до двусторонней пневмонии, которая несет за собой тяжелые последствия, длительное лечение или хронические заболевания.

Сто лет назад, до открытия пенициллина, пневмония забирала жизни заболевших. Наука и медицина не стоят на месте — за сто лет наша жизнь кардинально изменилась. У людей в каждой аптечке лежат антибиотики, а в больницах проводят операции на современном оборудовании. Однако по данным РАН, пневмония все еще входит в список самых смертоносных инфекционных болезней, и ее не стоит недооценивать.

Пневмония сама не пройдет. Эта болезнь может привести к смерти человека, поэтому обращение к врачу жизненно важно. Лечение пневмонии должен назначать врач. Именно он определяет: нужны ли антибиотики и какие, а также решает вопрос о степени тяжести заболевания.

При пневмонии всегда высокая температура и сильный кашель, так ли это?

Это очень большое и опасное для здоровья заблуждение. Ошибки при диагностировании заболевания — одна из основных причин смертности от пневмонии. По данным врачей, до 30% случаев пневмонии не диагностируются или выявляются слишком поздно, так как люди не видят надобности приходить к врачу до появления высокой температуры. В итоге это приводит к ухудшению состояния человека и развитию тяжелых осложнений. Бессимптомная, скрытая, но самая настоящая пневмония нередко развивается у детей и у пожилых людей. Главная и самая опасная проблема диагностики пневмонии у пожилых пациентов заключается в том, что болезнь успешно маскируется под различные хронические заболевания. В таком случае она проходит без самого главного для нас маркера заболевания — без температуры. Как тогда понять, что пневмония проходит у взрослого человека? — Наблюдать за своим организмом, и своевременно при ухудшении самочувствия обращаться к врачу.

Читайте также:
8 самых увлекательных мультиков про машинки для ребенка 2 лет -подборка опытной мамы

При наличии каких признаков следует обратиться к доктору?

  • повышенная потливость;
  • слабость;
  • одышка.

К слову, миф о том, что пневмония обязательно сопровождается сильным кашлем — всего лишь миф. Эта проблема в большинстве своем свойственна не старшему поколению, а детям. Нередки случаи, когда пневмония прогрессирует, а кашля нет. Если вовремя не обратиться к врачу и не поставить диагноз, то у ребенка могут появиться хронические последствия.

Воспаление легких у детей можно выявить по следующим симптомам:

  • одышка и боль в груди при передвижении;
  • боль при повороте туловища
  • невозможность сделать глубокий вдох;
  • тахикардия;
  • непереносимость физической нагрузки;
  • быстрая утомляемость;
  • слабость;
  • человек выглядит бледным, но с ярким нездоровым румянцем.

Как передается пневмония?

Заболевание может передаваться разными способами, среди которых:

  • Воздушно-капельный способ. Во время заболевания на слизистой оболочке рта и носа образуются капли, которые распространяются по воздуху во время чихания и кашля. Заразиться воздушно-капельным путем можно в любом общественном месте: больнице, магазине, общественном транспорте. Патогенный возбудитель распространяется по воздуху вместе с частичками слизи, мокроты, слюны.
  • Контактный. Также инфекция передается во время соприкосновений – рукопожатия, объятия, поцелуя. Люди подвергаются инфекции, когда прикасаются к загрязненным предметам или во время того, когда трогают грязными руками рот, глаза, нос.
  • Бытовой. Инфекция может передаваться через полотенца, посуду и постельное белье общего пользования. Поэтому больного нужно снабдить личными предметами гигиены, и по мере возможности чаще их менять и стирать.

Однако обрабатывать предметы личной гигиены нужно очень тщательно. Доказано, что вирусный микроорганизм способен выживать до 4 часов на любой поверхности. Болезнетворным бактериям нестрашен мороз, даже хлоркой его можно уничтожить лишь спустя пять минут после непосредственной обработки.

  • Фекальный. Вирус выживает до двух суток в фекальных массах при нормальном опорожнении кишечника. Можно легко перенять заболевание при неправильной уборке унитаза или личной гигиене. Чтобы не произошло заражения, особенно от маленьких детей, важно постоянно мыть руки после уборки детского горшка, часто менять подгузники и тщательно мыть место испражнения.
  • Пневмония и бронхит: в чем различие?

    Оба заболевания оказывают влияние на дыхательную систему человека, а значит имеют схожие симптомы. Зачастую две патологии бывает сложно отличить друг от друга.

    Пневмония Бронхит
    В большинстве случаев сопровождается резким повышением температуры до 38-39° и лихорадочным состоянием. Наблюдается незначительное повышение температуры. Сопровождается сильным сухим кашлем. В некоторых случаях может появиться мокрота зеленоватого цвета или с прожилками крови. Влажный кашель, мокрота имеет светлый оттенок.
    При прослушивании грудной клетки слышны «влажные» хрипы. При прослушивании грудной клетки слышны «сухие» хрипы.

    Как происходит диагностика пневмонии?

    Если заболеванием страдает ребенок, нужно обратиться за осмотром педиатра. Если взрослый – запишитесь на прием к терапевту, который направит вас при необходимости к узкопрофильному специалисту. Врач проведет внешний осмотр, соберет анамнез, изучит историю болезни и узнает о проявляющихся симптомах заболевания.

    Вас направят на сдачу лабораторных анализов:

    • Общий анализ крови;
    • Общий анализ мочи;
    • Анализ мокроты – проводится для определения воспалительного процесса в организме, а также возбудителя пневмонии и его чувствительности к антибиотикам.

    Из диагностических методов исследования вам назначат:

    • Рентгенографию грудной клетки – на снимках появляются затемнения в местах поражения тканей;
    • Компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию – используют в качестве дополнительных мер, когда другие методы не позволяют поставить точный диагноз.

    Способы лечение пневмонии

    Если пневмония имеет бактериальную природу, назначают прием антибиотиков. Их эффективность можно оценить через 48-72 часа. Если температура спадает, кашель становится реже, а пациент начинает чувствовать себя лучше, прием продолжается. Прерывать курс лекарств нельзя, и важно принимать их правильно по предписанию врача. Если антибиотики не помогают, назначают другое лечение или меняют на препарат из другой группы.

    При вирусной пневмонии антибиотики не эффективны, поэтому назначают противовирусные препараты. В качестве вспомогательных веществ могут быть назначены витамины и иммуномодуляторы.

    Как только температура тела больного вернулась к норме, можно назначать физиотерапию. Она позволяет вывести мокроту из лёгких. Для этого нередко принимают и фитопрепараты, например, корень солодки или комплексные грудные сборы.

    Вместе с медикаментозным лечением больным необходим постельный режим, питание с содержанием белка и витаминов, обильное теплое питье. Для лучшего эффекта рекомендуются терапевтические методы – электрофорез, ингаляции, массаж, магнитотерапия и т.д.

    Прививка от пневмонии как профилактика

    Прививаться от пневмококковой инфекции стоит в тех случаях, когда:

    • Происходят частые вспышки заболеваний;
    • Посещение зон общественного пользования;
    • Работа в бактериологической лаборатории;
    • Частые пневмонии, ОРВИ и грипп, от которых страдает пациент.

    Существует несколько препаратов, которые вводятся внутривенно от защиты от заболевания. Все они отличаются по своему составу, стоимости и широтой спектра действия.

    Во взрослом возрасте прививка ставится единоразово, стойкая иммунная реакция на возбудителя вырабатывается через 2-3 недели. Но при этом специалисты рекомендуют прививаться раз в 5 лет.

    Читайте также:
    Коллекция одежды Gulliver для маленьких модниц «Серебряные мечты»

    Диагностикой и лечением пневмонии занимаются специалисты клиники «Медюнион». Записаться на прием к специалисту вы можете одним из удобных для вас способов:

    Гайморит: симптомы, особенности лечения и правила профилактики

    Гайморит – это воспалительный процесс в области гайморовой пазухи, расположенной в толще черепной кости над верхней челюстью, слева и справа. Этот процесс является одной из разновидностей синуситов (это общее название для воспалительных процессов в области придаточных пазух – лобной, гайморовой, решетчатой или клиновидной). Обычно воспалительный процесс затрагивает слизистые оболочки, выстилающие пазухи изнутри, реже затрагиваются более глубокие слои тканей, вплоть до костных структур. Обычно процесс возникает как осложнение вирусных или бактериальных инфекций в области носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Исходя из причины развития, механизмов формирования и симптомов, гайморит бывает нескольких типов. Выделение каждого из них важно для определения тактики лечения, прогноза и разработки мер профилактики.

    Острый – развивается быстро, как осложнение ОРВИ, насморков, простудных заболеваний, воспаления в области корней зубов на верхней челюсти. Возбудители проникают через каналы, соединяющие пазухи с полостью носа с гайморовыми пазухами, размножаются в полости. Тело начинает активно вырабатывать иммунные клетки и слизь, чтобы обезвредить патогенные организмы. Если слизь закупорит проток пазухи, возникает давление на стенки, усиление воспалительного процесса. По мере очищения пазухи от содержимого воспалительный процесс постепенно затухает.

    Хронический – воспалительный процесс, который длится более 4 недель, имеет вялое или волнообразное течение, с периодами обострений. Обычно возникает из-за не долеченной острой формы, наличия аденоидов, тонзиллитов, отитов.

    Гнойный – обычно становится осложнением острой формы либо обострения хронического процесса, если процесс не лечится, предпринимаются попытки самолечения или пациент переносит инфекцию на ногах. Патогенные бактерии накапливаются в пазухах, в смеси с лейкоцитами образуют гнойное содержимое. Самое опасное осложнение при этой форме – прорыв гноя в полость черепа, поражение костных тканей, мозга.

    Двусторонний – одна из тяжелых форм, поражение локализовано сразу в обеих пазухах – левой и правой. Нередко возникает как осложнение инфекций в полости рта и носоглотки, обычно грибковой или бактериальной. Обычно имеет острое течение, редко переходит в хроническую форму.

    Аллергическое поражение возникает у пациентов, страдающих от чрезмерно активной реакции иммунной системы на различные вещества. Особенно часто эта форма синусита бывает при поллинозе, круглогодичном рините, реакции на плесень, пылевых клещей.

    Катаральный – преимущественно бывает у детей. Он развивается при проникновении в полость пазух патогенных организмов, что формирует отек и раздражение слизистых. Считается самой легкой формой болезни, проходящей при активном лечении без осложнений и последствий.

    Полипозная форма формируется при образовании полипозных разрастаний слизистых из-за чрезмерно быстрого деления клеток. Рост полипов могут провоцировать инфекции, травмы, велика роль наследственности.

    Одонтогенный – формируется как результат серьезных проблем зубов, особенно 4-6 зуба на верхней челюсти, корни которых расположены в непосредственной близости от пазухи. Если возникают проблемы в области корней этих зубов, воспаление и нагноение может переходить на пазуху, она заполняется секретом и воспаляется.

    Причины

    Придаточные пазухи, включая гайморовы, созданы как естественный барьер на пути инфекций, фильтр для различных опасных веществ в воздухе. Они помогают согревать воздух, увлажнять его и очищать от примесей перед попаданием в гортань, и ниже по респираторному тракту. Основная причина воспаления и появления признаков гайморита – это проникновение бактерий, грибков или вирусов, аллергенов. Реже инфекция попадает с током крови из других, отдаленных очагов.

    Нарушать работу пазух могут патологии иммунной системы, частые ОРВИ, респираторная форма аллергии, носительство патогенных бактерий в носоглотке (стафило-, стрепто- или менингококк).

    Среди ключевых причин, которые могут привести к развитию гайморита, можно выделить:

    • травматические воздействия, при которых повреждается слизистая пазух;
    • неполноценное лечение насморка, простуды;
    • заражение различными патогенными бактериями, вирусными, грибковыми инфекциями;
    • ожоги слизистой носоглотки и пазух химическими соединениями, горячим воздухом;
    • чрезмерная сухость воздуха при нахождении в помещениях;
    • последствия тяжелых ОРВИ или гриппа;
    • аномалии строения пазух и носоглотки;
    • травмы в области носовой перегородки, ее искривление;
    • полипозные или аденоидные вегетации;
    • наличие аллергии на внешние раздражители, ряд лекарств;
    • патологии, снижающие иммунную защиту;
    • опухолевые процессы;
    • лучевое воздействие;
    • нерациональное использование капель и спреев для лечения насморка, что ведет к скоплению слизи и закупорке каналов.

    Осложнения

    Не все люди знают, как начинается гайморит, поэтому многие принимают симптомы за тяжелую простуду и лечатся самостоятельно. Это может привести к определенным осложнениям, отдаленным последствиям. Среди ключевых осложнений можно выделить поражения бронхов и распространение инфекции на легкие, развитие отитов (поражение среднего уха), переход болезни в хроническую форму.

    Тяжелый и запущенный, своевременно не вылеченный гайморит может привести к воспалению внутренних органов – сердца, глаз, почек, поражению суставов и мозга, его оболочек. Если образуются гнойные полости в гайморовых пазухах, возможен прорыв гноя в кровь (возникает сепсис), проникновение его в соседние пазухи с развитием пансинусита, воспаление мозговых оболочек с явлениями менингита. Всех этих осложнений можно избежать при полноценном лечении гайморита под руководством лор-врача.

    Симптомы и диагностика

    Конечно, при развитии гайморита нужно немедленно обращаться к врачу, но как понять, что гайморит начался? Начальные признаки неспецифичные – это повышение температуры от незначительной до высокой, сильная слабость, заложенность носа или обильные густые выделения, болезненность в проекции пазух или в области лица.

    Читайте также:
    Как отучить ребенка от соски - 10 советов, проверенных временем

    Боль при гайморите может быть различной – от тупой, давящей до сильной, мучительной. Она локализуется в подглазничной области, может отдавать в область переносицы, лобную зону или верхние зубы. При надавливании на область пазух или наклонах головы вперед она усиливается, распространяясь по подглазничной области. Могут краснеть и отекать веки.

    Врачи отмечают некоторые особенности того, как проявляется болезнь в определенных возрастных группах. Так, у взрослых самым ключевым признаком могут быть болевые ощущения, головная боль, нарушение восприятия запахов. Может меняться голос, он становится гнусавым, нос сильно заложен, выделяется полупрозрачная или желто-зеленая слизь. Высокая лихорадка типична для острой формы, при хроническом или аллергическом гайморите болезнь может протекать без температуры.

    На фоне поражения пазух возможно слезотечение, неприятный привкус во рту, слабость, постоянное утомление, нарушения аппетита, расстройства сна, ознобы и приступы кашля.

    Заразен ли гайморит? Само по себе воспаление – это результат влияния патогенных факторов, и это не заразно. Бактерии или вирусы, которые спровоцировали заболевание, могут передаваться от человека к человеку, но не обязательно вызовут поражение пазух.

    Диагноз гайморита ставит лор-врач после проведения ряда тестов и осмотра пациента. Важно подробно рассказать, как началось заболевание, какие жалобы были ранее и имеются в данный момент. Врач осмотрит полость носа и глотку, прощупает проекцию пазух, определяя болезненность.

    Дополнительно могут понадобиться КТ или МРТ придаточных пазух, рентгенограмма, УЗИ исследование, эндоскопия носоглотки, при необходимости – биопсия полипозных образований. Назначаются анализы крови, посевы отделяемой из носа слизи для определения флоры, чтобы подобрать необходимые препараты.

    Как лечить у взрослого

    Терапия болезни должна быть комплексной. Она направлена на борьбу с инфекцией, устранение воспаления, налаживание оттока слизи из пазух и улучшение носового дыхания. В неосложненных случаях возможно лечение гайморита дома под постоянным контролем оториноларинголога. В тяжелых случаях и при необходимости хирургического лечения пациент госпитализируется в стационар.

    Возможно консервативное лечение с назначением антибактериальных препаратов, противовоспалительных средств, антигистаминных препаратов и различных капель, спреев для носа. Также применяют пункционное лечение или хирургические вмешательства. Выбор зависит от возраста пациента, вида патологии, тяжести состояния и возможных осложнений.

    Многим пациентам назначают пункции (с местным обезболиванием) – они помогают удалить гнойное содержимое, помочь в оценке характера воспаления, плюс приносят существенное облегчение. После удаления содержимого пазухи промывают физраствором или фурациллином, вводят растворы антибиотиков и противовоспалительные препараты. Минус подобной тактики – не всегда достаточно одного прокола, поэтому требуется курс процедур в течение нескольких недель. Метод достаточно неприятный, имеет ряд противопоказаний и осложнений, процедура болезненна как во время прокола, так и после него.

    Развитие креативного и творческого мышления детей

    Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед. Родители также замечают данную тенденцию, а потому нередко задаются вопросом: как развить творческий потенциал сына или дочки? Давайте разберемся в этом в данной статье.

    Развитие творческого потенциала ребенка

    Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

    Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

    Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку. Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий неразрывно связанных с творчеством. Искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач.

    Конечно, если человек обладает талантом к творчеству, то у него больше шансов преуспеть в подобных сферах профессиональной деятельности. Неудивительно, что многие родители интересуются различными методами развития креативного мышления ребенка, ведь это может дать ему существенное преимущество перед сверстниками и заложить основу для будущей специальности.

    Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин. Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала. По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

    Читайте также:
    Как развиваются дети в 2 года и 4 месяца – физическое и интеллектуальное развитие малыша в два и 4

    Ребенок и творчество

    Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

    Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

    Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

    Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам. Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты. Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

    Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

    Как научить ребенка мыслить нестандартно

    Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

    Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

    Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

    • «игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
    • «да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
    • «мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
    • «креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок. Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
    • «аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой. Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
    • «необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

    Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

    Методики развития креативного мышления

    Нагрузка в современных школах больше направлена на запоминание и применение информации, чем на развитие креативности и творческого мышления. Общее образование предполагает решение различных заданий без использования нестандартного подхода: случается так, что ученику даже может быть снижена оценка за решение задачи по математике методом, который не включен в программу. С одной стороны, такой подход дисциплинирует, учит придерживаться общепринятых рамок, с другой – не дает раскрыться творческому потенциалу, негативно отражается на качестве обучения.

    Благодаря левому полушарию мозга, задействуются логика и анализ, так необходимые школьникам. Правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив не получает такой же нагрузки. Большинство программ обучения действуют точечно, участвуют в формировании какой-либо одной определенной способности. По этой причине необходимо подобрать такую методику, которая поможет разносторонне развивать навыки человека.

    Программой, идеально подходящей данным параметрам, является ментальная арифметика. Она использует методы, позволяющие не только задействовать в работе оба полушария мозга, но и улучшать взаимодействие между ними. К тому же, после прохождения курса у ученика заметно повышается успеваемость и по гуманитарным, и по точным наукам: ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом. Правое полушарие получает нагрузку, начинает функционировать также эффективно, как и левое, а значит и креативность повышается.

    Читайте также:
    Особенности развития ребенка в 2 года 7 месяцев – что умеет кроха в два и 7, а чему еще не научился?

    Ментальная арифметика – универсальная тренировка мозга, дающая отличную базу как для учебы в школе, так и для взрослой жизни. Чтобы добиться максимального эффекта от занятий, важно выбрать центр дополнительного образования, в котором данный курс преподается опытными педагогами и по уникальной методике. Тогда и результаты тренировок будут достаточно хорошо закреплены, а приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

    Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста

    Елена Упилкова
    Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста

    Тема: «Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста».

    В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

    Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово «креативность» сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол Торенс (слайд 2, это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

    В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений.

    (Слайд 3)Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора.

    «Креативность» – это слово для многих стало синонимом «творчества», но не стоит спешить обобщать эти понятия.

    Творчество – это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.» Дж. Гилфорд. А креативность как это делать при помощи интеллекта и мышления.

    Точное их соседство можно выразить схемой. (Слайд 4)

    (слайд 5) Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что креативность— это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

    На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы т. е. способность достигать цели, находить выход из кажущихся безвыходных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

    Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Но с уверенностью можно сказать, что креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же, но тесно пересекаются. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.

    В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

    Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

    Детям младшего возраста изначально присуща талантливость. Начальный период считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию т. е. формирует внутренний мир ребенка.

    Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления, самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности, как у ребенка так и у взрослого. (слайды 6,7,8,9)

    Торренс занимался проблемами человеческого интеллекта, он установил, что креативным личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (множество решений одной и той же проблемы). Обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления,которое характеризуется следующими основными особенностями: (слайд 10)

    1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

    2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

    3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

    4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид

    Роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления, т. к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

    Читайте также:
    Особенности развития ребенка в 2 года и 9 месяцев – на что способен малыш?

    Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка.

    Мы должны знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали. На каждом новом “витке” появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Необходимо поощрять ребенка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем с ним оценивать качество.

    Психологи выделили составляющие креативнойдеятельности в свете современных научных исследований:

    1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

    2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

    3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ их разрешения.

    4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

    Все дети, особенно дошкольники любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

    Формирование креативного мышления у ребё нка-дошкольника.

    Задача, стоящая перед взрослыми – сформировать у детей следующие умения:

    – воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

    – угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

    – воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

    – узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

    – комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

    – находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

    – узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

    – переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

    – составлять сюжетный рассказ, сказку, загадку про какой-либо объект.

    Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

    Творческие способности дошкольников будут успешными при следующих условиях.

    • Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

    • Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка для творчества они должны быть доступными для ребенка и действовать на опережение. Например, еще задолго до обучения чтению ребенку можно дать для игры кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

    • Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.

    • Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

    • Способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. У ребенка закатился далеко под диван мяч. Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

    • Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

    Развиватьпоисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

    Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть следующее условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди взрослых способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

    Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги. Ребёнку можно дать задание самому придумать маленькую сказку и тоже нарисовать её на бумаге.

    Читайте также:
    Насколько опасны некачественные и бесполезные игрушки для детей 2-3 лет?

    «Слепой художник».

    Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите,как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится.Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

    «Космическое путешествие»

    ?Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

    ?Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

    ?Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

    «Волшебная мозаика».

    Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

    Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

    Главное для педагога,помнить ряд правил: (памятка)

    • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

    • не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

    • уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

    • предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

    • безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

    • не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

    творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

    • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

    • больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

    развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

    • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

    Чтобы развивать креативность дошкольников,педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности.

    Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

    1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.

    2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

    3. Индивидуальный подход и вера педагога в потенциал каждого ребенка

    4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.

    Вывод: Работа по формированию творческих (креативных) способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих (креативных) способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

    Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

    Специалисты утверждают, что легче всего адаптируются к переменам креативные личности, умеющие творчески мыслить. Кроме творческой составляющей таким людям присущи нестандартность мышления и чувство юмора, развитое воображение и фантазия. Такие качества помогут им добиться успеха в любом деле.

    Как развить творческие способности?

    Креативность не передается по наследству. В каждом маленьком человечке внутри заложено желание творить. Причем творчество проявляется не только в рисовании или музыке, но и в математике, физике, химии и любой другой науке.

    1. Наполнить мир малыша предметами, позволяющими воплощать идеи и фантазии. Например, конструктор, большой кукольный гардероб, наборы для рукоделия и другие всевозможные материалы в зависимости от увлечений ребенка.
    2. Поддерживать его во всех начинаниях, вдохновлять на новые идеи, посещая выставки и концерты, обращать его внимание на работы других детей, чтобы он видел, что не только взрослые делают красивые вещи.
    3. Устраивать персональные выставки поделок и рисунков, вывешивая их на видном месте в доме, чтобы ребенок ощутил значимость своей работы.
    4. Не мешать малышу думать самому и принимать собственное решение.

    Какие игры и упражнения помогут развить креативность?

    На развитие воображения и креативности направлены разнообразные словесные игры, упражнения на выдумывание историй, сравнение и обобщение. Например, в игре «Строители» маленькие дети строят дом из кубиков.

    Читайте также:
    Все о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    • Кто будет жить в домике?
    • Чем они будут заниматься?
    • Какая мебель будет в доме?
    • Для чего она нужна?

    Подойдут и другие упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии.

    Архитектор

    Дети становятся архитекторами. Им нужно нарисовать проект дома с учетом пожеланий клиента . А вот вкусы у будущего хозяина какие-то странные – он написал несколько слов и предложил архитекторам самим отразить эти слова в проекте. К примеру, предложил в интерьере дома или прилегающей территории «спрятать» слова: чашка чая, перо, мозаика и кубик.

    Дети подключают фантазию и рисуют, кто на что горазд. Один изобразит фонтан в виде чашки с водой цвета чая, деревья в форме перьев, мозаичные стены у дома и мебель из кубиков. Другой сделает стулья в виде чашек, из мозаики выложит пол, из кубиков соорудит колонны, а перьями украсит дверные проемы. Фантазия третьего будет отличаться. Чем больше свободы предоставить детям, тем интереснее получатся их проекты .

    Найди связь

    Маленьким детям предлагают найти связь между изображениями на нескольких картинках и описать ее . Например, яблоки растут на дереве, огурец и помидор можно встретить в одном месте – на огороде, изображенные овощи одинакового цвета.

    Вариант посложнее – у детей по одной карточке, остальные лежат на столе рубашкой вверх. Ведущий переворачивает одну картинку. Ребенок, который быстрее всех смог связать открывшийся рисунок со своим, получает ее в свою коллекцию. Далее игра продолжается.

    Более сложная игра – ассоциативный ряд. Малыш выкладывает несколько карточек в ряд, составляя по ходу выкладывания картинок логичное предложение. Например, выложив картинки с изображениями автобуса, детьми, деревом и яблоками, он может сказать: «Дети поехали на автобусе в сад за яблоками».

    Детям пяти лет можно пытаться составлять рассказ. В ряд выкладывают несколько картинок, по которым нужно придумать несколько предложений. Например, «В дупле большого дуба жила белка. Она любила грызть орехи и скакать по деревьям. Однажды она встретила зайца…»

    На что похоже?

    Эта игра подойдет даже для самых маленьких ребят, которые любят наблюдать за окружающей природой . Рассматривая причудливые облака, трещинки на дороге, лужи после дождя, можно найти столько интересного! Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, то можно поиграть дома, посадив на бумагу кляксы и пятна с помощью ручек и фломастеров.

    Постепенно упражнение усложняется: дети становятся представителями разных профессий, которые ищут «свои» предметы. Например, доктор может увидеть шприц или халат, а строитель – кирпич.

    Немного другое упражнение – поиск в окружающих объектах . Например, на что похож воздушный шар? На большой клубок пушистых ниток, мяч, солнышко. Можно задать другой вопрос: «Что похоже на лимон?». Может, рядом находится пудреница такой формы или какая-то игрушка.

    Словесные игры

    • Придумать предмету 10 слов – описаний.
    • Придумать 10 слов, которые не подходят какому-то объекту.
    • Назвать 10 слов на определенную букву.
    • Отгадать слово по его определению.
    • Придумать предмету другое название в зависимости от цвета, предназначения, формы.

    Еще один вариант словесной игры для детей пяти лет – «Откуда это взялось и как сюда попало?». Детям предлагают ответить на эти вопросы по отношению к одному предмету. Важное условие – ответы должны быть разными и могут быть очень фантастическими. Например, яблоко принес журавль из волшебного сада.

    Что делать?

    Еще одно интересное упражнение – разбор жизненных ситуаций, когда что-то случилось. Например, сломался каблук, а мастерской рядом нет.

    1. Пойти босиком.
    2. Приклеить его с помощью жевательной резинки.
    3. Перемотать платочком, скотчем.
    4. Оторвать его и пойти без каблука.

    Ролевые игры

    В игре с ребенком можно заменять реальными предметами воображаемые : веником – скакуна быстрого, карандашом – волшебную палочку, пустой коробкой из картона – летающий корабль. Причем маленьким детям (3 года) важно, чтобы было определенное сходство с замещаемым объектом. Дети постарше будут увлеченно играть даже при небольшом намеке на похожесть. Таким образом, ребенок постепенно учится манипулировать воображаемыми предметами.

    Различные наборы «Доктор», «Магазин», «Чаепитие» помогают тренировать социальные навыки и умения малыша: он учится правильно вести себя в определенных ситуациях. Позволяют эти наборы тренировать воображение, ведь всю ситуацию дети продумывают сами, стараясь создать определенный образ и манипулировать им определенное время.

    Развивать творческую активность, фантазию и самостоятельность помогут домашние спектакли .

    Более простой вариант театра – пальчиковый . Костюмы можно нарисовать или распечатать на бумаге, вырезать, приклеить на бумажное колечко по размеру пальца. Так как актерами будут пальчики, то ребенок сможет сыграть в спектакле сразу несколько ролей.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: