Ребенок боится других детей, чужих людей, врачей – в каком возрасте это уже не норма?

Что делать, если ребенок боится других детей, чужих людей и врачей

Содержание статьи:

Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка, который спокойно контактирует и общается с другими людьми, вдруг появляются необоснованные страхи. При виде незнакомца он бежит и прижимается к родным, пытается спрятаться. Такое поведение может появиться у детей, начиная с 8 месяцев. В психологии имеет название «боязнь чужих».

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик . Он берет верх над желанием совместных игр.

Почему так происходит?

Причины могут быть разные. Нередко боязнь других детей происходят от того что, кроха не знает:

  • что делать с другими детьми;
  • как играть с ними;
  • как вести общение;
  • что можно делать, а что нельзя;
  • как попросить или отстоять свою игрушку.

В данном случае важно на начальном этапе развития помогать преодолевать простые детские проблемы вместе с родителями.

С 3-х лет, как утверждают специалисты, возникает потребность играть с другими детьми. В этом возрасте малыши начинают учиться применять полученную информацию. Обычно это сюжетно-ролевые игры, и им для данной игры нужен сотоварищ.

В своих играх они, подражая взрослым, воспроизводят то, что увидели от окружающих или по телевизору. Далее, играя, они общаются друг с другом.

Причины боязни ребенка чужих людей

В 6-7-месячном возрасте у малыша появляется тревожный период, когда он боится чужих людей. Четко отличает «своих», и выражает недовольство присутствием «чужих». Обычно это проявляется при желании незнакомца взять его на руки. Малыш боится, плачет, может кричать даже в те моменты, когда посторонний человек попытается подойти ближе.

Такая реакция в этом возрасте — это, скорее, закономерность. И объяснить ее можно так — человек, заботящийся о малыше, является для него гарантом безопасности.

Если при виде знакомых людей вы проявляете искреннюю радость, то и малыш доверительно отнесется к этому человеку, и не будет беспокоиться в его присутствии. Чтобы этот период не продолжался длительное время, приучайте его к общению с другими людьми. В дальнейшем, когда малютка пойдет в детский сад, она легко привыкнет к коллективу. Да и потом у нее не будет сложностей в адаптации к школе. Иногда период боязни незнакомцев может продолжаться до двухлетнего возраста.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов




Как бороться со страхами ребенка и куда обращаться: советы специалистов

Среди родителей бытуют разные мнения по поводу детских страхов. Одни считают, что к шестнадцати годам все имеющиеся страхи должны пройти, и не нужно беспокоиться об этом раньше времени. Другие утверждают, что их дети вообще не должны никого и ничего бояться. Мнения разные, но все сводятся к одному: если страхи не дают спокойно жить, с ними нужно бороться.

  1. Первое, что нужно сделать, это не отворачиваться от малыша. Не говорите ему: «Как тебе не стыдно, такой большой уже!». Подобные фразы не уменьшат чувство страха, а только заставят почувствовать его виноватым. Чадо не захочет обращаться к вам в следующий раз, а его страхи закопаются глубоко в подсознании, что может только усугубить ситуацию.
  2. Поддержите сына или дочку в стрессовой ситуации. Расскажите, что вы тоже кого-то боялись в детстве. Не стоит объяснять: «Бабы Яги не существует», он сам это осознает с возрастом. Спрашивайте его о страхах. Видя вашу поддержку, он не так будет бояться.
  3. Поговорите о страхах. Совместно определите, чего боится ребенок и возможную причину боязни. Рассуждайте, что нужно сделать для избавления от страхов или их уменьшения. Но не совершайте кардинальных мер, иначе он подумает, что страхи обоснованны.
  4. Будьте уверенны в себе и покажите это малышу. Ему крайне важна поддержка со стороны близкого человека: «Я не дам тебя в обиду», «Я рядом», «Я помогу». Говорите, о том, что он справится, и вы его в этом поддержите.
  5. Если страхи мешают малышу, и он плохо спит, стал агрессивным, а также отстранен от общества, немедленно обращайтесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Детские страхи

“Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!”. Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Читайте также:
Ребенок в 1 год и 3 месяца: особенности развития, режим и питание малыша в год и три

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: “Спички детям не игрушка!”. Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми “дорогами”. У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их “расцвет” приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Детские страхи: причины

  • частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет “Барабашка и тебя заберет”);
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность “подгонять” ребенка – “быстрее давай, тебя все ждут”, “хватит копаться”.

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения (“ничего у тебя не получается”, “лентяй и бестолочь” и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – “как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали”, “соседка недавно заразилась в поликлинике” и т.д.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: “у тебя ничего не выйдет”, “ты такой еще маленький и слабенький”.

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания – есть только одно правильное мнение и оно мое!

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и “подарила” ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что “оно хорошее и доброе”.

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае “бывшие” проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш “застрял” в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит “странный”, необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.

4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.

Что не стоит делать:

  • убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
  • смеяться над эмоциональным состоянием;
  • заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.

Берегите себя и своих детей!

Консультация для родителей «Как научить ребенка бояться чужих людей»

Анна Бекейкина
Консультация для родителей «Как научить ребенка бояться чужих людей»

Читайте также:
Ребенок не может уснуть – что сделать, чтобы ребенок в возрасте 1-3 лет заснул?

Как научить ребенка бояться чужих людей

За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых нерадивые родители оставляли с незнакомыми людьми.

Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Чтобы завоевать детское внимание, преступники представляются людьми творческих,увлекательных профессий: режиссер, фокусник, спортсмен. Набор предлогов для обращения довольно стандартен. Их цель — заинтриговать ребенка. Мальчику расскажут, что неподалеку лежит ничей самокат или робот. Девочке предложат посмотреть какое-нибудь животное, постараются надавить на жалость, сказав, что за углом лежит щенок с перебитой лапкой.

Для начала, если проследить, как развивается отношение малыша к чужим: то ребенок начинает отличать своих родителей от чужих людей довольно рано. Уже в 4-5 месяцев можно заметить, что он охотно идет на ручки к маме и протестует, когда к нему пытается близко подобраться посторонний человек, пусть даже с самыми добрыми побуждениями. В 6-9 месяцев малыши в своем большинстве уверенно предпочитают своих родителей дальним родственникам.

Ближе к 1,5 – 1,9 лет возникает так называемый переломный момент, когда кроха разрывается противоречивым желанием удержать или отпустить мать и отойти от нее подальше, исследуя мир.

Если тесный контакт между малышом и его близкими до этого сохранялся постоянно, не было травмирующего опыта одиночества и страха остаться не услышанным, не понятым, такой ребенок сравнительно ровно переносит кратковременные разлуки с матерью и более спокойно общается с остальными детьми и взрослыми, кто составляет ближний и дальний круг контактов.

Если же ребенок не уверен в маме, в том, что она будет все время рядом, он может упорно цепляться за нее, не отпуская ни на шаг от себя даже в туалет. И чем больше сердится мама такой “несамостоятельности”, тем крепче малыш держится за маму.

Так срабатывают первичные защитные механизмы безопасности.

Когда кроха подрастает, приобретает первый опыт знакомства со своими сверстниками, когда расширяется круг взрослых – очень часто возникают ситуации различных контактов с окружающими людьми. Соседка на лестничной клетке радушно угощает вашего малыша конфеткой. Бабушки во дворе не удержатся от того, чтобы лишний раз не потискать ваше чудо в оранжевом платьице, даже дяденьки с улыбкой могут предложить крохе поиграть в мячик или покатать игрушечную машинку.

И чем старше становится малыш, тем больше мамы и папы начинают понимать, что есть щекотливые моменты, когда нужно пресечь нежелательный контакт взрослого с их ребенком. Просто потому, что они не уверены в целесообразности данного общения и принятия случайных подарков.

Конечно, пока ваши дети маленькие (до 3-4 лет) вы еще можете полностью оградить свое чадо от ненужных на ваш взгляд и сомнительных людей. Так, например, когда на игровой площадке малознакомая тетя с умильным лицом предлагает ребенку съесть шоколадку – вы, как мама, вправе вежливо поблагодарить и не разрешить своему малышу брать лакомство, мотивируя отказ уважительной причиной (аллергия, режим еды). На игровой площадке, в гостях вы полностью контролируете все перемещения своего ребенка.

Но когда ребенку уже больше 4-5 лет, круг его общения значительно расширяется и многие мамы, папы, а также бабушки, дедушки не всегда успевают проследить за непоседой.

Некоторые родители начинают постепенно оставлять ребенка одного дома, просить подождать в машине, отнести мусор в ближайшую корзину на видимом расстоянии, словом, потихоньку давать самостоятельность.

Ребенка нужно обучать навыкам безопасного общения со сверстниками и взрослыми, тогда, когда вы сами почувствовали такую необходимость, исходя из вашей текущей ситуации.

Конкретного возраста тут нет: это может быть и в 3-4 года, и позже. При этом важно понять, что маленькие дети могут не знать конкретной опасности, если им не расскажут о ней. То, что дети видят вокруг себя – им кажется все нормальным. Например, встать близко к краю балкона, побежать за мячом на проезжую часть, подойти к пьяному человеку чисто из любопытства – они могут посчитать все это безобидным (недооценить потенциальную опасность, поэтому родители должны четко объяснить, что и к чему.

В целом, дошкольникам лучше всего объяснить необходимость избирательных контактов на доступном для их понимания языке, без запугивания, в сказочной форме, когда герои попадают в схожие ситуации и достойно выходят из них.

Это могут быть простые народные сказки, которые учат осторожности или рассказы собственного сочинения.Например:

– “Волк и семеро козлят”

– “Приключения поросёнка Фунтика”

– “Жил был малыш, похожий на тебя…”

Какие бывают ситуации,которые нужно обсуждать и искать вместе правильное решение:

– Вашего ребенка пригласил друг к себе домой. Тот пошел, не предупредив об этом вас, своих родителей…

– Незнакомая тетя окликает вашего ребенка и просит показать конкретный дом/магазин/улицу и т. п. – ребенок идет с ней, провожая ее до указанного места…

– Дяденька предлагает вашему ребенку посмотреть красивых котят/щенят за углом старого дома… а ваш малыш как раз обожает животных…

– Ваш ребенок услышал, что кто-то настойчиво звонит в дверь и окликает его по имени. Вас, родителей, нет дома. Ему говорят, что нужно открыть дверь, пришел слесарь/почтальон и т. п. Ребенок доверчиво открывает…

– Раздается телефонный звонок. Ребенка называют по имени и спрашивают, дома ли родители… Ребенок в простоте своей докладывает об обстановке…

– Взрослый, представляясь папиным знакомым (по работе, предлагает вашему ребенку прокатиться на его машине…

– Незнакомый заходит в лифт и ждет вашего ребенка…

Эти и многие им подобные случаи попадают в категорию “опасных”, подвергающих риску жизнь и здоровье детей и их родителей. Поэтому, как только вы почувствовали, что стали давать больше свободы в общении/перемещениях своему сыну или дочке – наступает момент, когда нужно объяснить элементарные правила безопасности.

Помимо обсуждения сказки, очень хорошо наглядно показывать правила поведения в критической ситуации на игрушках.

Читайте также:
Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев – что должен уметь малыш в возрасте год и одиннадцать

Для самых маленьких (2-4 года) подойдут обыгрывания на куклах и других персонажах. Мама может проговаривать от имени зайчика и волка, лисы и белки соответствующие реплики, тем самым подсказывая верный вариант.

С детьми постарше (5–8 лет) можно разыгрывать живые сценки с участием всех членов семьи, отрабатывая навыки поведения в стрессовой обстановке, включая самооборону в случае нападения (активное сопротивление, кусание, крики “пожар! горим!”, бегство).

Также следует оградить детей от негативной информации, бесконтрольно льющейся с экранов телевизоров, от криминальных сводок и сцен насилия.Нельзя пугать страшными рассказами: практика показывает, что именно страх мешает адекватно оценить обстановку и вовремя спастись.

Вот пример конструктивного диалога (из урока по ОБЖ):

Допустим, вы узнали из новостей, что маленький мальчик, находясь дома один, по телефону договорился о встрече с якобы папиным товарищем. Потом он еще и открыл незнакомцу дверь, вследствие чего семья осталась без денег и ценностей, а мальчик получил сильный стресс.

Поняв, что ваш ребенок также может попасть в сходную ситуацию,вы начинаете с ним примерно следующий разговор:

– Сынок, помнишь сказку Корнея Чуковского «Телефон»?

– Что автор спрашивал у позвонившего ему слона?

– Он спрашивал: «Кто говорит? Откуда?»

– То есть, как нужно разговаривать с позвонившим тебе человеком?

– Нужно спросить, кто говорит и откуда он.

– А что нужно рассказывать о себе?

– Давай договоримся, что о себе ты ничего рассказывать не будешь, поиграешь в разведчиков. Если ты дома вдруг остался один и тебе позвонил незнакомый человек, ты можешь сказать «Алло», узнать, кто звонит, откуда и зачем, но про себя ничего не рассказывать. Потом скажешь, что все передашь, положишь трубку и перезвонишь мне.

– А если он спросит, один я дома или нет?

– Скажешь, что не один.

– А если он попросит позвать маму или папу, а вас не будет никого дома?

– А ты скажи, что родственники отдыхают и подойти к телефону не могут.

– Какие родственники, если я дома один?

– Я же говорю, мы играем в разведчиков. Как ты знаешь, это такие люди, которые сами про всех все стараются узнать, но про себя ничего не рассказывают, сохраняя тайну. Давай договоримся, что информация о том, что ты один остался дома, – наша семейная тайна. Выдавать ее незнакомым людям нельзя. Скажешь, что родственники отдыхают, повесишь трубку, а потом сразу позвонишь мне.

– А может, мне вообще с ним не разговаривать?

– Можно и так. Но как только звонить прекратят, опять-таки сразу звони мне.

– А, понял. Если я дома остался один и мне позвонили, я трубку могу брать, а могу и не брать. Если я снял трубку, а со мной заговорил незнакомый человек, то что бы мне по телефону ни говорили, я должен разговор прекратить, сказав, что родственники отдыхают, и повесить трубку. В любом случае я должен сразу же позвонить тебе или папе и рассказать о звонке.

– Молодец, сынок. Теперь тебя можно оставлять одного.

Из этого диалога мы видим, что мама, искренне беспокоясь за сына, выяснила, что он не знает, как разговаривать по телефону. Отталкиваясь от знакомой сыну сказки «Телефон» и используя желание сына играть в разведчиков (спайдермена, трансформера и т. д., мама спокойно объяснила сыну, как себя нужно вести.

Она не запугивала его ужасами нарушения правил разговора, она почти не говорила, чего НЕ ДОЛЖЕН делать сын. Все внимание было сконцентрировано на том, что он ДОЛЖЕН был говорить и делать. В итоге — обученный сын, спокойно воспринявший урок. Теперь он уверен в своих знаниях и в случае внезапного звонка, скорее всего, не растеряется.

Таким образом, любые новости можно и нужно анализировать, извлекать из них уроки для себя и позитивно преподавать эти уроки своим детям.

Ребенка нужно научитьследующим правилам безопасности при общении с посторонними:

– Всегда играй в компании друзей.

– Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения родителей.

– Никогда не соглашайся куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Кричи изо всех сил, если кто-то просит тебя об этом, немедленно расскажи родителям.

– Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи об этом родителям.

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть» Консультация для родителей «Как научить ребенка играть» Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка дружить» Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умственного, двигательного.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить природу» Научить ребенка понимать, что такое живая и неживая природа на самом деле не так уж и просто. Здесь необходимо передать ребенку свой чувственный.

Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Высокий уровень самоуважения – очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста.

«Как научить ребенка рисовать». Консультация для родителей Консультация для родителей КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой.

Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Умение самостоятельно одеваться — очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика, но эти навыки особенно необходимы,.

Консультация для родителей. Как научить ребенка считать? Как научить ребенка считать? Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в.

Консультация для родителей «Как научить ребенка трудиться?» Консультация для родителей «Как научить ребенка трудиться?» В наше время, время компьютеров и электроники, практически нет места совместным.

Читайте также:
Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Консультация для родителей «Как научить ребенка учить стихи» Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого.

Возраст-зависимые проявления неврозов у детей

М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Читайте также:
Ребенку 2 года 10 месяцев – как развивается малыш и что умеет?

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года 11 месяцев – что умеет и на что способен малыш?

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Лучшие шампуни для детей

Гигиенические процедуры нужны малышу с самого рождения. Умывания, обтирания, купание ‒ для всех этих действий нужна не только вода, но и специальная косметика. Детский шампунь – одно из таких необходимых очищающих средств.

Для новорожденных подойдет шампунь Weleda. Его можно использовать для волос и для тела, так же, как и шампунь-пенку Kewpie. Другое хорошее средство для младенцев – Bubchen c ромашкой и пшеницей. Продолжает безопасную «травяную серию» органический шампунь Urtekram с календулой. Самые удобные флаконы с дозатором у Kewpie и BabyLine. Подробнее об этих очищающих средствах для детских волос расскажем дальше.

Рейтинг ТОП-8 детских безсульфатных шампуней

1. Mustela

Детский шампунь без сульфатов и парабенов

Объем: 200 и 500 мл | Специальные добавки: Пантенол, ромашка | Возраст: с рождения

Средством от французского производителя можно мыть волосы даже новорожденных деток. Натуральный безопасный состав сводит к минимуму возможность реакций сверхчувствительности. Добавленные в состав пантенол, экстракт авокадо и ромашки восстанавливают природный барьер кожи головы. В этой же серии есть пенка-шампунь и очищающий гель для новорожденных. После вскрытия шампунь годен к употреблению в течение полугода.

Плюсы и минусы

2. Natura Siberica Little

Шампунь для детей «Без слез»

Объем: 250 мл | Дополнительные добавки: с экстрактами алоэ, солодки, ангелики, рябины сибирской, герани сибирской, водосбора сибирского | Возраст: от 1 года

Шампунь с органическими экстрактами солодки и алоэ в 2013 году победил в номинации «Лучшая натуральная детская косметика» на международной лондонской выставке. Средство бережно ухаживает за волосами, увлажняя и смягчая их. Присутствие только натуральных и органических ингредиентов в составе делают шампунь безопасным для детской кожи. Даже попав в глаза, шампунь не раздражает слизистую, не вызывает болезненных ощущений.

Плюсы и минусы

3. Weleda с календулой

Заживляющий шампунь от корочек на голове у ребенка

Объем: 200 мл | Возраст: с рождения

Универсальное кремообразное средство для тела и волос малышей. По консистенции это скорее крем-гель. Прекрасный натуральный состав: миндальное и кунжутное масла, кокосовый жир, молочная кислота, эфирные масла растений. В средстве нет минеральных масел, консервантов, синтетических ароматов и красителей. Сертифицирован по стандартам натуральной и органической косметики.

Плюсы и минусы

4. BabyLine

Шампунь для младенцев (с дозатором)

Объем: 250 и 500 мл | Возраст: с рождения

Средство от немецкого бренда на безсульфатной основе. Производитель обещает деликатный уход и очищение, возможность ежедневного использования. Средство можно приобрести во флаконе 250 мл или 500 мл с дозатором.

Плюсы и минусы

5. Фридерм Цинк

Лучший шампунь от перхоти для детей

Объем: 150 мл | Возраст: от 1 года

Итальянский производитель Мифарм предлагает свою продукцию для лечения перхоти на сухих волосах. Для жирных волос эта же компания выпускает средство с дегтем. Уже с первого мытья уменьшается зуд и шелушение. Шампунь универсален, помогает детям и взрослым. Средство относится не к ежедневной, а к лечебной косметике, поэтому пользуются им 1-2 раза в неделю.

Плюсы и минусы

6. Bubchen

Шампунь для малышей с экстрактом ромашки и протеинами пшеницы

Объем: 200 мл | Возраст: с рождения

Читайте также:
Как отучить ребенка от соски - 10 советов, проверенных временем

Средство сделано максимально щадящим, чтобы кожа даже самых маленьких детей могла его перенести. Ромашка успокаивает кожу, а протеины пшеницы укрепляют защитную функцию кожного барьера. Шампунь очищает, но не пересушивает, делает расчесывание легким, придает блеск волосам. Производитель пишет, что шампунь подойдет и для взрослых с чувствительной кожей головы.

Плюсы и минусы

7. Urtekram с календулой

Детский безсульфатный шампунь

Объем: 250 и 500 мл | Возраст: от 3-х лет

Органический продукт практически без запаха, разработанный датскими косметологами. Средство сертифицировано по стандартам био органической косметики Cosmos Organic. Очищающий эффект достигается без использования сульфатов, спирта и парабенов. В составе: мыло из тростникового сахара, глицерин, поваренная соль и другие натуральные ингредиенты.

Плюсы и минусы

8. Kewpie

Детский шампунь-пенка с дозатором

Объем: флакон с дозатором 350 мл, сменный блок – 300 мл | Возраст: с рождения

Японский шампунь в упаковке бело-розового цвета с милым рисунком. Подходит для нормальной и чувствительной кожи головы. Как и положено хорошему детскому шампуню, не содержит красителей, ароматизаторов, сульфатов и парабенов. Средство выходит из дозатора в виде воздушной пенки. Можно мыть не только волосы, но и тело, и даже умываться. Пенку Kewpie производитель советует применять и для взрослых с чувствительной кожей.

Плюсы и минусы

Какой детский шампунь выбрать?

Состав:

Ингредиент, которого в шампуне больше всего, это обычная вода. В ней смешивают остальные компоненты:

  • ПАВы (детергенты) для удаления загрязнений и для пенообразования.
  • Соли для придания вязкости и для поддержания слабокислой среды средства.
  • Воски, такие как стеарат, придающие блеск и текучесть шампуню.
  • Силиконовые масла для утолщения волоса, снятия статического электричества, облегчения расчесывания. К сожалению, иногда такие масла вызывают жирность и зуд кожи головы.
  • Чтобы волосы легко расчесывались, в состав добавляют гидратированные спирты.
  • В качестве увлажнителя кутикулы волоса чаще всего используют пантенол.
  • Консерванты для удлинения срока годности средства, такие как парабены, бензоат натрия, феноксиэтанол, метилизотиазолинол

Этих веществ достаточно для обеспечения правильного моющего эффекта. Чтобы придать ухаживающие свойства и уникальности своему продукту, производители дополнительно вводят в состав природные масла, витамины и другие вещества.

Основа практически любого шампуня – это ПАВы (поверхностно активные вещества). Их делят на потенциально вредные, допустимые и безопасные:

  • Потенциально вредной считается сульфатная основа (Sulfate). Ее используют за дешевизну, хорошие очищающие свойства и густую пену. При этом сульфаты раздражают кожу, провоцируя зуд и перхоть, волосы быстро жирнятся и нуждаются во все более частом мытье.
  • Более безопасной, допустимой считаются основы со словами DEA и TEA в составе.
  • Самые безопасные – это амфотерные (мыльные) основы. Они не нарушают уровень кислотности кожи головы, восстанавливают и заживляют мелкие повреждения. Недостатком мыльных основ считается их дороговизна и слабое пенообразование. Поэтому такие основы производители часто смешивают с сульфатными.
Упаковка:

Шампуни продают в бутылочках из пластика, цилиндрической или сплюснутой формы. Бутылочки с круглым дном более устойчивые, с овальным – занимает меньше места. Заканчивается флакон защелкивающейся крышкой или дозатором. Дозатор удобнее при мытье маленьких детей: мама может пользоваться только одной рукой.

Самые распространенные объемы: 250 и 500 мл. Большой флакон более экономичен, но лучше пусть он будет с дозатором. Ведь тяжелую бутылку неудобно переворачивать во время купания.

Многие производители выпускают для своих шампуней сменные упаковки из плотного полиэтилена. Шампунь в мягких сменных упаковках стоит дешевле. Поэтому выгоднее купить средство в сменной таре, а затем переливать в бутылочку.

Запах:

В шампуни для маленьких детей производители стараются по минимуму добавлять химических ароматизаторов. Но какой-то запах должен присутствовать. Ведь дети воспринимают мир также и через обоняние, поэтому важно, чтобы мытье головы «пахло приятно».

Чаще всего парфюмерным композициям в детских средствах придают слабый травяной, цветочный или сладкий запах. Шампунь из лечебной серии может пахнуть не слишком приятно либо практически не иметь аромата.

Самый лучший детский шампунь – прозрачный, без выраженного цвета. Яркий цвет средства говорит о том, что в состав добавлены красители..

10 лучших средств для мытья головы и тела новорожденных — и детей чуть старше

Автор журнала Сolady, журналист

Время на чтение: 8 минут

Здоровье каждого новорожденного крохи зависит от многих факторов, среди которых – грудное вскармливание, правильный уход за младенцем, а также экологичность выбранной косметической продукции. Кожа крохи еще слишком чувствительна к внешним раздражителям, и даже, казалось бы, не слишком опасный компонент (о вредной химии и говорить не приходится) может стать причиной сильной аллергии.

Поэтому выбираем косметику для ванной внимательно — и с пристрастием!

Содержание статьи:

Что нужно помнить, выбирая детскую косметику для купания новорожденных?

Помимо того, что детская кожа очень чувствительна, она еще и тонкая. Поэтому весь «комплект» вредных веществ, из которых могут состоять средства для ванны от недобросовестных производителей, мгновенно проникает сквозь кожу, после чего накапливается в организме малыша со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому, выбирая детскую косметику для купания и мытья, нужно помнить следующее:

  • Покупаем только сертифицированную продукцию — и, желательно, в магазинах, которые соблюдают правила хранения и могут по требованию предъявить сертификат качества.
  • Проверяем срок годности и возрастную категорию. Иногда, схватив с полки шампунь в яркой бутылке, мамы только дома замечают отметку «3+». Причем, «чтобы деньги не были потрачены зря», этот шампунь используют для малыша, который еще даже ходить не начал. Будьте внимательны! Отметки о возрасте не просто так ставят на упаковке!
  • Проверяем состав. Заранее изучите (или выпишите) список компонентов, которых не должно быть в детской косметике, чтобы потом было проще ориентироваться по этикеткам.

Компоненты, которых не должно быть в детской косметике:

  1. Лаурилсульфат натрия (sodium lauryl sulfate или SLS) и sodium laureth sulfate (SLES).
  2. Минеральные масла (продукты нефтехимии).
  3. Парабены (прим. — propylparaben, methylparaben, butylparaben).
  4. А также formaldehyde, PEG и

Чтобы не ошибиться, ищите на упаковках эко-маркировку

Конечно, такие средства будут стоит на порядок дороже, но здоровье малыша важнее 100-200 рублей, добавленных за качество и безопасный состав.

  • ECOCERT (Франция). Гарантия отсутствия вредных компонентов.
  • BDIH (немецкая маркировка). Присутствует на средствах Веледа и Логона.
  • Био-косметика – чистая и качественная.
  • COSMOS (европейская сертификация). Например, Натура/Литл Сиберика.
  • NATRUE (европейская сертификация). Натуральная и органическая косметика.
Читайте также:
Что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев – особенности развития малыша в год 7 месяцев

Какие средства для купания нужны новорожденному?

Грудному малышу, которого только привезли из роддома, конечно, много не надо. Ему достаточно отваров трав при купании и марганцовки, а также мягкой пенки для купания.

Но для малыша чуть постарше 3-х недель ассортимент средств уже более широкий:

  1. Детское мыло. Без него не обойтись после замены подгузника. Также многие мамы отдают именно ему предпочтение при мытье карапузов. Минус: кусковое мыло не слишком удобно для купания младенца.
  2. Жидкое мыло для детей . Оно гораздо удобнее при подмывании младенца при дневных гигиенических процедурах и более гигиенично по сути (не киснет в мыльнице и спрятано в флаконе от чужих грязных рук).
  3. Детский шампунь . Младенцу принято хотя бы раз в неделю мыть голову, и средство для мытья пушка на крохиной голове должно быть максимально мягким и 100% безопасным. Кроме того, шампунь не должен вызывать раздражения глаз и иметь сильные отдушки. Помните, что чем сильнее пенится шампунь или иное средство для купания, тем больше в нем сульфатов, которые и отвечают за образование густой пены. Натуральные продукты, как правило, отличаются крайне низким пенообразованием.
  4. Пена для ванн . Для новорожденных используют только безопасные пены, которые имеют в составе экстракты противовоспалительных или успокаивающих трав. Но чаще 1-2 раз в неделю использовать их не стоит.
  5. Пенка для купания . Идеальное современное средство, которое заменяет мыло при мытье малыша. Нежные и легкие пенки мамы выбирают за удобство и качество.
  6. Универсальные средства . Обычно под этим термином предполагается продукт, который используется в качестве шампуня, геля и пенки для купания.

10 самых безопасных средств для купания новорожденных – список

В современном списке компонентов, используемых при производстве косметических продуктов – более 17000 позиций. И, увы, львиная их доля – это вредные составляющие средств, которыми мы пользуемся, даже не подозревая о наносимом себе вреде. Но если о себе можно подумать и потом, то здоровье ребенка в нижний ящик не задвинешь – о нем нужно думать постоянно.

Выбирая косметику для купания чада, не пожалейте времени на изучение состава.

Рекомендуется делать это заранее, чтобы уже точно знать – что покупать, и какие средства будут безопасными.

А пока вашему вниманию – самые безопасные средства для купания новорожденных и малышей постарше:

Список составлен редакцией журнала colady.ru после тематического опроса сотрудников — и исключительно по их отзывам после практического применения при купании своих детей.

  • Детское мыло «Наша мама» с чередой и ромашкой. В составе отсутствуют вредные и даже сомнительные компоненты. Добавлены натуральные экстракты трав (череда, ромашка), а также ромашковое масло. Стоимость продукта абсолютно доступная – около 40 рублей. Мамы с восторгом отзываются об этом мыле, отмечая отсутствие красителей и гипоаллергенный состав. Мыло не сушит детскую кожу, обеспечивает нежную пену, борется с покраснениями и прыщиками, не киснет в мыльнице. Кроме того, продукт имеет на упаковке отметку о том, что мыло проверено на гипоаллергенность учреждением ЦНИКВИ.
  • Шампунь Bubchen с протеинами пшеницы, экстрактами алоэ и ромашки . Продукция бренда Бюбхен, увы, далеко не вся отличается идеальным составом, поэтому не любое средство этой марки следует брать «закрыв глаза». Что касается конкретно этого шампуня — он безопасен на 100%. В составе, помимо указанных компонентов, есть также витамин Е и провитамин В5. Шампунь очень нежный, пахнет натуральной ромашкой, глазки не щиплет, не вызывает перхоти и сухости кожи. Несмотря на малый объем, расходуется продукт экономично. Средняя цена – около 250 р.
  • Гель Bubchen «С первых дней», для купания и умывания. Полностью безопасен. В составе присутствуют пантенол и масло ши. Это гипоаллергенное немецкое средство вкусно пахнет и нежно очищает кожу, не вызывает аллергии, не сушит кожу. Правда, и сильного пенообразования вы от него не увидите (SLS в составе нет). Средняя цена – около 500 рублей за 400 мл.
  • Увлажняющее мыло Sanosan . Немецкий продукт, который обеспечивает деликатный и нежный уход за кожей. Идеальное мыло при кожных аллергиях, дерматите и проч. Масла в составе используются только растительные, вредных компонентов нет – все это, конечно, отражается на цене. Средняя цена за брусок – около 90 руб. В составе присутствуют молочные протеины и оливковое масло.
  • Детская пенка Little Siberica с лопухом и крапивой. Средняя цена средства – около 280 рублей. Химии в продукте – никакой. Состав идеальный и полностью безопасный. Из полезных компонентов: экстракт крапивы и лопуха, экстракты можжевельника и кедрового стланика. Пенка мягкая и нежная, очень экономичная, обладает противовоспалительными свойствами. Имеет отметку об эко-сертификации – COSMOS.
  • Мягкий шампунь Little Siberica с мыльнянкой и ангеликой . Средняя стоимость продукта – около 350 рублей. 100% безопасное средство. В составе присутствую экстракты мыльнянки и ангелики, пихты сибирской и тысячелистника, сибирского можжевельника. Шампунь очень ароматный и нежный, мягко, но качественно очищает волосы, не щиплет глаза, легко смывается. Если вы искали идеальный безопасный шампунь – это один из них.
  • Средство Weleda «Детское купание» с календулой и лекарственными травами . За это удовольствие придется раскошелиться почти на 1000 рублей за бутылочку 200 мл. Состав идеален, имеются натуральные экстракты календулы, тимьяна и сок терна. Средство не только нежно очищает, но также успокаивает кожу, расслабляет, способствует крепкому сну. Пахнет продукт очень приятно, побочных эффектов не имеет, расходуется экономично.
  • Шампунь-гель Weleda с календулой . Средняя стоимость 200 мл – около 700 рублей. В составе присутствует масло миндаля и семян кунжута, экстракты календулы и красных морских водорослей. Продукт имеет маркировку Natrue и BDIH. Шампунь устраняет красноту и прыщики, не сушит кожу – увлажняет и удерживает влагу, ароматно пахнет травами.
  • Мыло растительное Weleda с календулой. За брусочек в 100 г придется отдать около 400 рублей, но знающие мамы говорят, что оно того стоит. В 100% безопасном составе добавлены: морская соль, экстракты календулы, ромашки, корня ириса, риса посевного и солода, фиалки. В качестве мыльной основой используется кокосовое и оливковое масло. Мыло не вызывает аллергии и не сушит нежную кожу, отлично пенится и очищает, не киснет, очень долго расходуется.
  • Гель для мытья тела и головы Mustela, для купания младенцев. Продукт не дешевый (около 1000 рублей за бутылочку), имеет в составе пантенол и экстракт авокадо. Очищает мягко и нежно, ухаживает за кожей, не щиплет глазки, подходит для новорожденных карапузиков.
Читайте также:
Что делать родителям при моторной алалии у ребенка - план действий для родителей ребенка с алалией

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Какую косметику для новорожденных выбрать, рейтинг лучших производителей и продуктов

У новорожденных детей очень тонкая кожа. У них еще плохо работают сальные железы, не сформировалась защитная микрофлора на коже. Поэтому так важно правильно выбрать средство для мытья головы и тела. Неподходящий гель или пенка могут вызвать аллергическую реакцию, зуд или раздражение. Кожа младенца станет сухой, будет шелушиться.

Особенно важно обращать внимание на то, чем купать новорожденного, если у него уже есть такие проблемы. Рейтинг лучших пенок, гелей и мыла поможет определиться с выбором и купить малышу то средства, после которого ему будет комфортно.

Гели и шампуни

Часто для купания младенцев применяют гели. Они отличаются от жидкого мыла составом – в них почти нет поверхностно-активных веществ, сульфатов и других синтетических компонентов. Из-за этого гели не так эффективно пенятся и хуже очищают.

Но младенцам это подходит. Гель не нарушает естественный Ph кожи, легче смывается, содержит увлажняющие и противовоспалительные компоненты.

Шампунь для промывания волосиков рекомендуется использовать после того, как малышу исполнится месяц.

Применять его нужно не чаще раза в неделю, в остальное время пользоваться нейтральной пенкой или гелем. При выборе шампуня важно изучить состав. В нем не должно быть агрессивных ПАВ и щелочи, раздражающей глазки.

Моё солнышко для подмывания младенцев с календулой – поддерживает гидробаланс кожи

Гель мягко очищает кожу, ухаживает за ней, подходит для частого применения, не нарушает микрофлору. Не раздражает слизистые, не вызывает зуда или шелушения. Используется для подмывания ребенка при смене подгузника. Можно применять с рождения, гель не вызывает аллергии.

Содержит экстракт календулы, череды, ромашки, гамамелиса, молочную кислоту, кокосовое масло, пантенол. В составе нет отдушек, красителей, парабенов. Снимает воспаление и раздражение кожи после контакта с намокшим подгузником.

  • подходит для всех типов кожи, можно использовать в любом возрасте;
  • не вызывает аллергии или раздражения;
  • состав натуральный;
  • увлажняет, снимает воспаление;
  • удобный дозатор;
  • запах нейтральный;
  • стоит недорого.
  • в составе есть сульфаты и ПАВ;
  • не подходит для сухой чувствительной кожи;
  • может вызвать аллергическую реакцию.

Johnson’s Baby От макушки до пяточек – для тела и волос

Это мягкий шампунь , подходящий для детей с рождения. Гипоаллергенный состав делает его безопасным. Гелеобразное средство не вызывает аллергии или раздражения, не щиплет глазки.

В составе нет парабенов, красителей, сульфатов или отдушек. Поэтому средство не сушит кожу, подходит при повышенной чувствительности.

Шампунь хорошо пенится, быстро очищает кожу и волосы младенца, легко смывается. Можно использовать, как пенку для ванны. Удобный флакон с дозатором обеспечивает экономное расходование.

  • подходит для тела и волос;
  • хорошо пенится;
  • не щиплет глаза;
  • нейтральный запах;
  • экономично расходуется.
  • флакон выскальзывает из рук;
  • может вызвать аллергию;
  • в составе синтетические вещества.

Mustela для мытья для детей с первых дней жизни – помогает при дерматите

Это шампунь-пенка, подходит для мытья тела и волос новорожденных. Можно использовать в качестве лечебного средства при себорейном дерматите, экземе, диатезе. Обладает противовоспалительным действием, устраняет шелушение и сухость. Эффективно удаляет корочки на голове малыша.

В состав входит пантенол, лимонная кислота, салициловая кислота, экстракт авокадо. Нет мыла, парабенов, сульфатов, красителей.

Сохраняет и укрепляет естественный защитный барьер кожи, предотвращает вредное воздействие жесткой воды. Удобный дозатор со вспенивателем подает нужно количество мягкой воздушной пенки. Аромат ненавязчивый, приятный.

  • натуральный состав;
  • гипоаллергенный;
  • лечебное действие;
  • не щиплет глазки;
  • удобный флакон;
  • экономично расходуется.
  • запах не всем нравится;
  • плохо пенится;
  • цена очень высокая.



Крема

После купания ребенка нужно сразу вытереть полотенцем и смазать подходящим кремом или молочком. Подбирать необходимо максимально подходящее по возрасту и составу. Чем больше натуральных компонентов будет присутствовать в креме – тем лучше, нежная кожа малыша требует особого ухода и дополнительного увлажнения.

Средства для купания

Лучшее средство для купания новорожденных – это универсальный гель или пенка с эффектом увлажнения. Оно должно содержать противовоспалительные и антисептические вещества, так как у малыша еще не зажила пупочная ранка.

В таком возрасте кожа у младенцев сухая, они часто страдают дерматитом, диатезом.

Купание должно стать одним из средств лечения этих патологий. Поэтому нужно выбирать средства с отварами трав, молочными протеинами, витаминами.

Sanosan Baby – с молочной кислотой

Немецкая фирма Sanosan выпускает натуральные гипоаллергенные косметические средства для младенцев. Они не содержат минеральных масел, парабенов или других синтетических веществ.

В состав входят молочные протеины, оливковое масло, витамины. Благодаря этим компонентам поддерживается естественный Ph баланс кожи.

Sanosan Baby – это жидкое средство для ухода за чувствительной кожей, при повышенной сухости, аллергии или атопическом дерматите. Флакон имеет удобный дозатор и антискользящее покрытие. У средства жидкая консистенция и приятный аромат. Оно легко смывается водой, не щиплет глаза.

  • натуральный состав;
  • для мытья тела и волос;
  • гипоаллергенно;
  • не раздражает глаза;
  • хорошо очищает кожу и смывается водой;
  • волосы не путаются, не электризуются;
  • устраняет сухость, шелушение;
  • приятно пахнет.
  • флакон не прозрачный;
  • плохо пенится;
  • дорого стоит.
Читайте также:
Насколько опасны некачественные и бесполезные игрушки для детей 2-3 лет?

Bubchen – с ромашкой

Популярные косметические средства выпускает немецкая фирма Bubchen. Они содержат натуральные компоненты, в составе нет мыла, красителей, отдушек, сульфатов или парабенов. Их можно использовать при повышенной чувствительности кожи.

Bubchen Baby Bad – это пенка для ванны с мягким очищающим действием. Содержит экстракт ромашки, пантенол, витамин Е, протеины пшеницы. Обеспечивает поддержание нормального Ph баланса кожи, не вызывает сухости или раздражения, не щиплет глаза.

Пантенол ускоряет заживление мелких ранок, снимает воспаление. Это средство с жидкой консистенцией, легко пенится. Аромат нежный, травянистый.

  • безопасный гипоаллергенный состав;
  • увлажняет;
  • подходит при повышенной чувствительности;
  • благодаря экстракту ромашки оказывает успокаивающее действие;
  • не щиплет глазки;
  • хорошо пенится;
  • запах несильный.
  • флакон без дозатора;
  • сложно смывается.

Weleda с календулой и отварами трав

Органическая пенка для добавления в ванну при купании младенцев. Обеспечивает мягкий уход за кожей. Средство жидкое, в виде эмульсии, окрашивает воду в желтоватый цвет. Происходит это из-за травяных отваров, красителей в составе нет.

Содержит экстракты календулы, тимьяна, сок терна, масла кунжута, миндаля и лаванды. Благодаря натуральному составу обладает успокаивающим действием, снимает воспаление, ускоряет заживление пупочной ранки. Может применяться при дерматите, диатезе, сыпи. Аромат несильный, травяной.

  • жидкая консистенция;
  • натуральный состав;
  • не вызывает аллергии;
  • не сушит, заживляет ранки;
  • нормализует сон;
  • подходит с рождения;
  • флакон удобно держать.
  • дорого стоит;
  • быстро расходуется;
  • запах держится на коже.

Эмолиум – лечебное средство при сухости кожи

Нежная эмульсия с натуральными маслами макадамии, карите и авокадо. Смягчает сухую кожу, борется с шелушением и раздражением.

Можно использовать с рождения, помогает при диатезе, дерматите. Применяется курсами в виде лечебных ванн. Увлажняет и смягчает кожу, ускоряет регенерацию клеток, снимает воспаление и зуд.

Триглицериды жирных кислот восстанавливают водный и липидный баланс. Не содержит парабенов, красителей, отдушек. Средство не желательно применять ежедневно или для здоровой кожи малыша.

  • помогает при кожных проблемах;
  • можно применять детям с рождения или взрослым с сухой кожей;
  • растительный состав;
  • гипоаллергенное.
  • дорого стоит;
  • хватает не надолго.

Жидкое и кусковое мыло

Для купания младенцев популярно жидкое или кусковое мыло. Оно должно иметь нейтральный Ph и минимальное содержание щелочи. Желательно, чтобы в составе было меньше ПАВ, но присутствовали растительные экстракты и масла.

Кусковое мыло при купании новорожденного редко используется, им лучше мыть руки. Многие мамы отдают предпочтение жидкому.

Оно обычно выпускается с дозатором, поэтому при ежедневных гигиенических процедурах использовать удобнее. У жидкого мыла меньше концентрация ПАВ, в составе содержатся натуральные компоненты.

СВОБОДА Тик-Так – для чувствительной кожи детей любого возраста

Натуральное кусковое мыло, подходит для ухода за кожей младенцев. Содержит глицерин, масляный экстракт зверобоя, кокосовое масло. В составе нет синтетических компонентов, консервантов, красителей, парабенов.

Мыло обладает противовоспалительным действием, не сушит кожу, не вызывает аллергии. Хорошо очищает, легко мылится, быстро смывается.

  • не вызывает раздражения;
  • снимает воспаление, покраснение;
  • подходит для чувствительной кожи;
  • хорошо очищает;
  • состав натуральный;
  • приятный аромат;
  • цена невысокая.
  • только для рук или тела;
  • сушит кожу;
  • есть синтетические компоненты в составе.

Ушастый Нянь с оливковым маслом и экстрактом алоэ вера – жидкое мыло

Это мягкое моющее средство для мытья рук и тела младенцев с первых дней жизни. Подходит для чувствительной кожи, не вызывает аллергии, убирает воспаление. Содержит экстракт алоэ, оливковое и касторовое масла.

Не сушит кожу, увлажняет, снимает раздражение, уничтожает бактерии. Запах нерезкий, приятный. В составе есть консерванты, сульфаты и ПАВ, поэтому может быть индивидуальная непереносимость. Флакон удобный, с дозатором. Расходуется мыло экономно.

  • можно применять ежедневно;
  • не сушит кожу, снимает воспаление;
  • содержит натуральные ингредиенты;
  • хорошо пенится;
  • большой объем, экономно расходуется;
  • стоит дешево.
  • плохо смывается;
  • сильный запах;
  • есть синтетические компоненты в составе.

Подводим итоги

Травяные ванночки – полезная и приятная процедура для новорожденного, если родители умеют ее правильно проводить. Чтобы поддерживать хорошее самочувствие и здоровье ребенка, достаточно 2-3 купаний в неделю с применением растительных экстрактов. Более частые целебные ванны вместо ожидаемой пользы могут принести вред и вызвать кожные раздражения, поэтому нужно быть очень аккуратными. Чтобы водные процедуры проходили легко и весело, не забывайте разговаривать с крохой, показывать ему свою любовь и заботу.

Чтобы разобраться во всех тонкостях купания младенцев, смотрите полезное видео доктора Комаровского:

Родителям важно знать

До создания мощной индустрии косметологических средств по уходу за детьми люди готовили отвары из трав для купания, собирали утреннюю росу для омывания, стремились использовать надёжные натуральные компоненты.

На вооружении современных компаний лаборатории с дорогостоящим оборудованием, прогрессивные технологии, клинические исследования. Основой для детских кремов, пенок, шампуней, присыпок и длинного перечня средств, по-прежнему, служит чистая вода, экстракты трав и растений, отсутствие вредных ингредиентов:

  • ароматизаторов;
  • парабенов;
  • сульфатов,
  • анестезирующих средств.

Критерии выбора

Родителям следует обращать внимание на указание, с какого возраста следует применять тот или иной препарат. Чем меньше возраст ребенка, тем слабее его защита от компонентов.

Индивидуальная непереносимость порой проявляется при первом использовании, поэтому важно отслеживать состояние кожи малыша, его самочувствие. При изменении кожного покрова, появлении заложенности носа, сыпи, сухости следует исключить применение новых средств.

Ошибки при выборе

Приятный запах, много пены, доступная цена не играют ключевую роль при выборе. Внимательное изучение полного состава на наличие ароматизаторов, присадок, отдушек важнее яркой упаковки, наличия дозатора.

Подтверждение клинических испытаний на гипоаллергенность, сертификация продукции – решающий фактор.

Гигиена в родильном доме

Молодая мама начинает учиться заботиться о своем ребенке в родильном доме. Особое внимание в этот период уделяется гигиене малыша. Для ее поддержания потребуется:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: