Ребенок боится темноты – самые эффективные советы психологов

Как помочь малышу побороть страх темноты?

//Ваш ребенок боится темноты, плачет по ночам, с трудом засыпает… Что делать? Предлагаю вашему вниманию несколько простых советов, как можно быстро справиться с детским страхом темноты и при этом не навредить ребенку.

Не ругайте и не наказывайте

Боязнь темноты – это естественный для детей страх, который появляется обычно в возрасте 3-8 лет. Первый совет маме и папе – ни в коем случае не пытайтесь «победить» этот страх, ругая и наказывая ребенка. Так вы травмируете психику малыша и вполне довести дело до неврозов и бессонницы. Оно вам надо?

Если ваша цель развить у ребенка компплексы, можете показать и сказать малышу, что он — «трус». Наша цель помочь ему избавиться от страха, поэтому нужно объяснить ребенку, что бояться — это нормально.

Вообще страх — это один из основных механизмов самосохранения. Но это не говорит о том, что со страхами не надо бороться, что ребенок их «перерастет». Если оставить детские страхи без внимания, не помогать ребёнку, пустить дело на самотек, то это может привести к тому, что страх закрепиться и останется с ним на всю жизнь. А во взрослом возрасте уже намного тяжелее справиться со страхами, которые перерастают в комплексы.

Купите ночничок

После того, как страх определен, можно начинать с ним работать. Во-первых, образ страшного монстрика можно с легкостью довести до глупого и смешного состояния, ребенку нужно посмеятся над своим страхом. Во-вторых, в игре, можно определить повадки монстра и напугать его. В-третьих, нарисованного монстра очень легко уничтожить, просто разорвав рисунок. И чтобы ребенку не было так страшно спать, можно поставить ему в комнату ночник.

Самое простое решение – заглянуть в любой детский магазин (я покупала в магазине люстр) и купить ночник для ребенка. Главное, не использовать «дневных» осветительных приборов – свет от них будет слишком ярким и раздражающим. Есть ночники с регулятором яркости, когда ребенок только засыпает, сделайте свет поярче, когда уснул, можно приглушить яркость. Оставляя ночник включенным, когда ребенок еще не спит, не выключайте его и после того, как малыш глубоко уснет. Ночью малыш может проснуться и, обнаружив себя в полной темноте, перепугается и долго не сможет заснуть.

Как помочь ребенку побороть боязнь темноты

Помочь ребенку побороть страх темноты вы сможете добрым советом, ласковыми словами и некоторыми несложными советами.

1. Спросите у малыша, чего конкретно он боится (важно опредметить страх). Когда получите ответ, объясните малышу, почему его страхи не могут сбыться. К примеру, отпугнуть монстра может добрая игрушка (это может быть любимая игрушка малыша). Такой трюк подойдет только для юных деток (от 3 до 5-6 лет). Если страхи ребенка сосредоточены вокруг грабителей или похитителей, вместе с ребенком закройте все окна и двери в доме, чтобы малыш знал, что ночью к нему никто чужой прийти не сможет.

2. Ни в коем случае н е запугивайте ребенка и не рассказывайте страшилок «Если ты сейчас же не уснешь, придет чудище и съест тебя!». Вы хотите бессонную ночь и нервного малыша?

3. Если ребенок не может увидеть, что происходит комнате где он спит, он инстинктивно начинает прислушиваться (в темноте обостряются другие органы чувств — слух и осязание), как следствие, малыш обязательно услышит какие-нибудь скрипы и шорохи, стуки и голоса. Попробуйте заглушить эти посторонние звуки. Слабые умеренные ритмичные звуки действуют удивительно усыпляюще: тиканье часов, негромкое ритмичное пение (вспомните как пели малышу колыбельную), шум дождя, морской прибой.

4. Обязательно с ледите чтобы ребенок не смотрел ужастики, не играл в компьютерные игры с монстрами или привидениями, вообще держите малыша подальше от телевизора и компьютера. Они только добавят впечатлительному ребенку уверенности — из темноты может появится какой-нибудь зубастый монстр.

Детские страхи – это естественная реакция на незнакомое и неведомое. И ребенку нужно время, чтобы убедиться, что этот предмет не несет никакой угрозы. Задача родителей помочь малышу справиться со своими страхами.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Почему дети боятся темноты?

Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.

Читайте также:
7 причин, почему с ребенком не хотят дружить другие дети

Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться). Это возраст активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.

Итак, страх темноты:

– может быть возрастным,

– может быть последствием родового стресса,

– может быть приобретенным, если в темноте ребенка испугал громкий звук или какой-то предмет, либо кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком или наказал, оставив в темной комнате,

– страх бывает наследственным.

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Чего нельзя делать, когда ребенок отказывается спать без ночника и жалуется, что в темноте «кто-то есть»?

Нам важно помнить, что ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире.

Опасно ребенка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться. Он перестанет не бояться, а доверять нам свои страхи и свою уязвимость.

Работа со страхом может вестись на «территории» страха, а именно – на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.

Как помочь ребенку победить страх и «превратить темноту в друга»?

Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте. Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).

Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:

  1. Теневой театр.
  2. Игра в темноте с фонариком (спрятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать).
  3. Светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно «звездное небо»).
  4. Ангел-хранитель день-ночь (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи).
  5. Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) и пульверизатор с картинками. Можно поставить на тумбочке ребенка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры, убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей.
  6. Сделать «Портрет монстра». Когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ». Моя книжка-практикум «Путешествие Страшилки» во многом на этом построена.
  7. Рисование на черной бумаге. Черная бумага – темнота. Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками – уже само рисование на черной бумаге – чудесная терапия, можно наклеить глазки, «пугающие» в темноте, а потом представить, чьи они – ежика, зайчика, белки, котика.
  8. Сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (сплести мандалу из ниток, нарисовать).
  9. Из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от «страшил».
  10. Сделать мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы). Но важно их делать не из черной, а из цветной бумаги или фольги.
  11. Сделать фонарики из бумаги и лед-свечей.
  12. Играть в прятки.
  13. С 3,5 лет дети часто играют в супергероев. Можно «превратить» ребенка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте. Например, нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует суперспособности – видения в темноте, в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» с очками ночного видения.
  14. В мультсериале «Тигренок Даниэль и его соседи» есть хорошая серия для трансформации страхов.
Читайте также:
Несколько советов, как приучить ребенка к правильному питанию

Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют, иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, а также его опыту уважения и поддержки, некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста. Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха для его трансформации.

Источник: Facebook Светланы Ройз

Консультация «Развитие эмоционального интеллекта у детей — 10 шагов к успеху»

Ульяна Песчаная
Консультация «Развитие эмоционального интеллекта у детей — 10 шагов к успеху»

Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Читайте также:
Как воспитывают детей в Норвегии - особенности, традиции запреты, примеры

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.

10. Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви.Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».

Ну и напоследок — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасных и положительным эмоциям. Поэтому прежде всего просто любите своих детей такими, какие они есть.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно.

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для.

Картотека игр и упражнений «Развитие эмоционального интеллекта» Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций.

Конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта по лексической теме «Моя семья» Цель: Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Задачи: Расширять представление.

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего.

Развитие эмоционального интеллекта детей 3–4 лет Внедрение ФГОС ДО определяет необходимость организации в дошкольных учреждениях деятельности, направленной на развитие эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Эмоции (от лат. Emovea – потрясаю, волную) – состояние, которое возникает у человека в процессе взаимодействия с окружающей средой или при.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи «Развитие эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи» Эмоциональный интеллект – Это способность человека.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются.

Как развить эмоциональный интеллект? Советы родителям и педагогам

Виды интеллекта

Говард Гарднер считает, что интеллект — это способность к решению задач, которая обусловлена социальной средой. Это означает, что ученый, который занимается ядерной физикой и музыкант, играющий в оркестре, решают разные интеллектуальные задачи. Поэтому разным специалистам требуются разные типы интеллекта — чтобы обладать способностями для конкретных областей деятельности.

И тут очень важна личностная ответственность родителей — чтобы вовремя увидеть, в чем талантлив ребенок, к чему он тяготеет, какой интеллект ему необходимо развивать.

Невозможно решить все жизненные задачи только за счет логического интеллекта. Например, поэты, художники и музыканты обладают совершенно другим видом интеллекта — творческим. А те, у кого хорошо развит практический интеллект, с легкостью ведут бизнес и управляют другими людьми — даже если не были успешными учениками в школе.

Читайте также:
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Эмоциональный интеллект

Популяризатором определения «эмоциональный интеллект» традиционно считается американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман. Почитайте его книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». А вот социальный психолог Питер Саловей и профессор психологии Джон Майер занимались разработкой самой концепции эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект состоит из двух видов, которые чаще всего развиваются последовательно — сначала внутриличностный, потом межличностный интеллект. Хотя бывают исключения, и тогда последовательность меняется.

Внутриличностный интеллект состоит из двух компонентов — самосознание и саморегуляция. Самосознание — это способность различать и интерпретировать собственные мотивы, желания, потребности, настроения, порывы и предсказывать их влияние на других людей. А саморегуляция — способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением. Как позавтракать, как правильно проснуться, как реагировать на ухудшение погоды — у такого человека есть свои маленькие секреты, из которых выстраивается вся жизнь.

«Людям с высокой степенью внутриличностного интеллекта проще выстроить отношения с окружающими — они честны внутри себя, доброжелательны, открыты и оптимистичны. Им легче дается, например, родительство, учительство и прочая коммуникационная деятельность — профессиональная и жизненная».

Межличностный интеллект тоже имеет две составляющие — эмпатия и социальная умелость. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. Социальная умелость — способность управлять эмоциями других людей и отношениями с ними.

Социальная умелость таит в себе и темную сторону. Человек, который использует эту способность в корыстных целях и нечестными способами, может манипулировать людьми.

Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?

«Нормальный уровень самооценки — нулевой. У нее не должно быть знака „+“ или „-“. Но при этом она обладает гибкостью — меняется в зависимости от ситуации. Когда художник попадает в общество физиков-ядерщиков, он будет чувствовать себя скромно — и это нормально».

А уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности. Эта уникальность подразумевает, что абсолютно у каждого человека есть свой набор потенций, который при решении определенного круга задач будет самым лучшим.

Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.

В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: предупредительность, тактичность и деликатность, понимание
отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.

И, наконец, в-четвертых, — управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде, содействие изменениям.

Что мешает развитию эмоционального интеллекта?

К факторам, которые препятствуют развитию эмоционального интеллекта, относится надевание на себя чужой одежды, выдавание внешних деклараций — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или самосохранения). Часто с детства ребенок привыкает к такому поведению, и пытается понравиться и угодить сначала учителям и родителям, а потом и начальству на работе.

А вот недооценка чувственных переживаний не позволяет наработать внутриличностную компетенцию. Помните фразу: «Мало ли, что ты хочешь? НАДО — и все!»?

Страх эмоциональной жизни тоже тормозит развитие эмоционального интеллекта. Часто это явление наследственное: родители боялись выражать эмоции и ребенок тоже боится. Но ведь всем нам нужно понимать, что эмоции и чувства — очень важный тип ориентировки. Если бы эмоции и чувства были не нужны для выживания человечества, то они бы давно уже нивелировались — но они зачем-то все еще с нами.

Главный вопрос на приеме у психолога: «Что ты чувствуешь?». Именно так человек может проникнуть в истинное переживание и ощутить контакт с самим собой. Переживание — это та область человеческой психологии, которая вбирает в себя все: и событие, из-за которого это переживание произошло, и людей, которые втянуты в это переживание, и чувства, которые человек испытывает, пребывая во всем этом, и мотивы человека.

Еще несколько негативных причин:

  • неумение чувствовать, алекситимия;
  • не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни (человек не может ответить на вопрос о том, что он чувствует, и начинает описывать то, что он думает, или события, которые привели его к такому состоянию);
  • спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное», игнорирование собственных внутренних процессов;
  • показная эффективность и успешность, попытки ее измерить (к этому фактору можно отнести, например, оценочную систему в школе);
  • страх быть «не таким», перфекционизм, комплекс отличника;
  • незнание себя: своей индивидуальности, собственного обаяния и харизматичности;
  • показная взрослость и разумность.
Читайте также:
Воспитание послушания - главные ошибки родителей

И еще один важнейший фактор, который негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта, — ориентировка на результат, а не на процесс. А между тем, самое главное, что, например, может дать ребенку учитель начальных классов, — это любовь к учебе, независимо от оценок и способностей.

Результат, безусловно, важен, но с точки зрения стратегии жизни, процесс важнее результата. Ведь когда процесс не интересен, человек не может быть продуктивен в какой-то сфере. Именно процесс ведет к мастерству и успеху.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Посмотрите на фотографии людей, сделанные с помощью тепловизора. Удивительно, как температура тела реагирует на наши эмоциональные состояния. На картинке всего 14 разных примеров эмоций, но российские психологи выделили целых 80!

«Возьмите за аксиому: если вы не развиваете эмоциональный интеллект у себя, развить его у детей тоже не получится».

  • Осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
  • Называйте свои и чужие эмоции — чем больше набор слов, тем выше чувствование. Отвечайте себе на вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
  • Проявляйте наблюдательность, станьте отзывчивы, будьте готовы прийти на помощь тем, кто нуждается.
  • Уделяйте внимание невербальному языку — мимика, осанка, походка, позы, жестикуляция и прочее.
  • При неудачах проявляйте благодарность за полученный опыт.
  • Создавайте себе новые обучающие условия и старайтесь адаптироваться к ним, идите в свой страх, выходите из зоны комфорта.
  • Научитесь признавать свою вину и при этом старайтесь преодолевать страх перед ошибками.
  • Снижайте перфекционизм.
  • Проявляйте способность отключаться и переключаться.
  • Будьте готовы слушать и слышать.

«Наберите в поисковике „список человеческих эмоций“. Скопируйте к себе и выделите разным цветом: что вы распознаете хорошо, что вам знакомо меньше, и какие эмоции вы не понимаете вообще. Так вам будет проще понять, чувствование каких эмоций нужно развивать, и в чем ваша сильная сторона. Держите список перед глазами, чтобы ориентироваться в том, что вы сейчас чувствуете».

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

  • Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
  • и поступками.
  • Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
  • Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
  • Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
  • Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения. ).
  • Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
  • Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
  • Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
  • Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
  • пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.

Книги, которые стоит прочесть

  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»
  • Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»
  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»

Как развивать эмоциональный интеллект у детей: советы специалистов, эффективные методы

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Читайте также:
Формирование системы ценностей у ребенка - знакомство детей с общечеловеческими ценностями

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

Читайте также:
Ребенок спит только на руках: что делать?
«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Статьи для р о дителей

О чем эта статья:

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ) — это супер-сила, с помощью которой можно распознать свои и чужие эмоции и управлять ими. Увы, это не то, что можно освоить раз и навсегда, но тем интереснее — это бесконечный простор для исследования.

Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самоосознание (self-awareness) — это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.

Саморегуляция (self-management) — это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.

Мотивация (motivation) — это осознание своего желания, умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.

Эмпатия (empathy) — это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.

Читайте также:
Детская дружба. О дружбе – детям

Социальные навыки (relationship skills) — это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Кажется, чтобы стать успешным, нужно обязательно делать упор на развитие умственных способностей. Отсюда так много дошкольных программ, кружков, образовательных центров, где в ребенка пытаются впихнуть столько, что не каждому взрослому под силу освоить.

Но дело не только в интеллекте: кроме новых знаний, ребенку также нужно, чтобы с ним поговорили про его чувства, помогли разобраться в отношениях с одноклассниками или просто окутали теплом и поддержкой.

Современные исследования доказывают важность знакомства ребенка с эмоциональной сферой. И выгода очевидна не только в рамках быта, но и в школьных дисциплинах.

Например, в Стэнфордском исследовании ученые наблюдали за жизнью добровольцев с детства до самой старости и выяснили: IQ нельзя считать надежным показателем успеха.

Топовые специалисты и руководители не были умнее тех, кто до пенсии занимал должности попроще. На самом деле секрет успеха скрыт в развитом эмоциональном интеллекте: навык решать конфликты, сила воли, настойчивость, способность отложить маленькое удовольствие сейчас ради большой награды потом. Самое любопытное, что участники исследования проявляли эти качества уже будучи подростками.

Но дело не только в детях. То, как родитель обращается с собственными чувствами — крайне важно для воспитания детей. На бесплатном курсе Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова рассказывает, что делать родителям с постоянной тревогой и чувством вины и как правильно злиться на ребенка и домашних. Присоединяйтесь!

В чем польза эмоционального интеллекта для учебы

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:

  • Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.
  • Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других. Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.
  • Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками. Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.
  • Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Умеет переключить внимание из игры на смартфоне на вопрос про Древний Рим.

Как учить детей эмоциональному интеллекту

Создать безопасную среду. Это пойдет на пользу не только детям, но и взрослым. Знать, что есть место, где тебя не осудят, примут в любом настроении и поддержат — очень ценно. А если везде есть ощущение, как на «пороховой бочке» — развиваться крайне сложно.

Не игнорировать чувства ребенка и задавать вопросы. Это поможет ему научиться чаще обращать внимание на себя и не ждать интерпретации других, как в том анекдоте.

Например, если ребенок переживает из-за плохой оценки — предложить ему сделать перерыв и вместе поиграть на улице, а после выполнить работу над ошибками. Выгрузить эмоции через тело — отличный способ справиться со стрессом.

Пополнять словарь эмоций. Нейробиологи объясняют: невозможно управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Например, у грусти есть множество оттенков: уныние, растерянность, отчаяние. Их важно различать, потому что каждое чувство проявляется и корректируется по-разному.

Чтобы помочь ребенку расширить эмоциональный словарный запас, можно играть с карточками: на каждой написать разные чувства и несколько раз в день искать подходящее описание для состояния в этот самый момент. Еще можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и вечером отмечать, какая эмоция преобладала сегодня.

Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии и эмоциональной регуляции. Например, а образе Человека Паука ребенку может быть проще проживать разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.

Читать вместе художественную литературу. Чтение — самый эффективный тренажер для развития эмпатии. Оно помогает детям развить «модель психического состояния человека» — так они учатся понимать, что испытывает другой человек.

Нас окружает множество технологий, которые делают нашу жизнь комфортнее. Но выстраивать близкие отношения с машиной невозможно, а с людьми — важно. Поэтому учить детей быть в контакте со своими чувствами и эмоциями с ранних лет — отличная инвестиция в их успешное и счастливое будущее.

Читайте также:
Почему нельзя дразнить ребенка за лишний вес и как помочь ему похудеть

Как воспитать эмоциональный интеллект у ребенка?

Содержание статьи:

Малыши дают нам ясное понимание, что означает быть “живым”: в одно мгновение ребенок бегает и полон радости, а в другой — плачет, разбрасывая игрушки по комнате. Специалисты считают, что такие ситуации дают родителям возможность обучать детей тому, как контролировать вспышки чувств и направлять эти эмоции в конструктивное русло в столь раннем возрасте, когда происходят скачки и устанавливаются границы в эмоциональном росте. Зачем и как развивать эмоциональный интеллект у ребенка, расскажет наша статья.

Что такое эмоциональный интеллект и какая от него польза?

Ребенок с высоким уровнем эмоциональным интеллекта:

  • лучше управляет своими чувствами;
  • может справиться с напряженными ситуациями;
  • стремится понимать других;
  • может создать крепкую дружбу.
  • растет уверенным, ответственным и успешным;
  • умело подходит к созданию межличностных отношений.

Управлению эмоциями уделяется не так много внимания, как, например, успеваемости, но исследования говорят о том, что предсказать успешность человека в жизни позволяет как раз эмоциональный интеллект, а вовсе не коэффициент умственного развития.

Самоконтроль, осознанность и понимание эмоций — основы эмоционального интеллекта

  • Самоконтроль является одной из составляющих эмоционального интеллекта, и этот аспект важен для прогнозирования достижений у детей. Дети, способные контролировать эмоциональные импульсы, демонстрируют способности к социализации и чаще добиваются поставленных целей. В основу одного исследования легло изучение самоконтроля детей школьного возраста и их успехов в 30 лет. Выяснилось, что такое исследование дало корректные прогнозы о социальном положении, окружении, успешности. Дети с высоким уровнем самообладания были более здоровыми, зарабатывали больше, не имели судимостей и проблем с алкоголем, чего тест IQ предсказать не смог.
  • Первым кирпичиком эмоционального интеллекта является осознанность и понимание эмоций. Мы должны научиться понимать и принимать свои эмоции до того, как сможем контролировать и выражать их. Эмоции — не неудобство, они служат определенным целям. Например, печаль — это эмоция, способная замедлить как наши мысли, так и нашу двигательную активность, позволяя поразмыслить над источником эмоционального расстройства и более пристально разобраться в предпосылках. Гнев ускоряет нас, мобилизуя мощь и энергию, обеспечивая интенсивный проток крови к конечностям. Такая эмоция служит подготовке к борьбе. Гнев может сказать, что наши права были попраны, но придает силы для защиты от будущих угроз.

Эмоции должны уважаться нами, о них нужно размышлять. В своем недавнем заявлении Американская академия педиатрии посоветовала родителям не гасить отрицательные эмоции у детей, так как малыш должен развить собственную регуляцию эмоций. Детям нужен опыт эмоций и практика, которая позволила бы им развивать управление собой и эмоциональный интеллект.

Эмоциональное воспитание детей: советы от психолога Д. Готтмана

Поскольку эмоциональный интеллект является основополагающим фактором развития детей, исследователи изучали, как родители и воспитатели могут способствовать его развитию. В частности психолог Джон Готтман наблюдал, как родители реагируют на эмоции своих малышей, пытаясь понять, как при этом развивается эмоциональный интеллект.

Д. Готтман обнаружил 4 типа реакций родителей на эмоции своих детей :

  • Не принимающие детские чувства всерьезродители считают эмоции несущественными и пытаются их устранить как можно скорее, часто с помощью отвлечения внимания.
  • Осуждающие эмоции родители видят негативные эмоции чад, как что-то, что можно подавить, обычно наказанием.
  • Не вмешивающиеся родители принимают все эмоции ребенка, но не помогают ему решить проблемы или установить ограничения в их поведении.
  • Родители, обучающие взаимодействию с эмоциями, ценят негативные эмоции, с пониманием относятся к выражениям чувств, используют эмоциональный опыт своего дитя, как возможность для сближения, говоря с детьми о названиях эмоций и решениях проблем. Исследования Готтмана показали, что дети, родители которых работали с их эмоциями, имеют отменное здоровье, хорошо учатся, ладят с людьми.

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка: советы психолога Д. Готтмана

  • Будьте в курсе эмоций, которые испытывает ваш ребенок.
  • Смотрите на эмоции, как на возможность создания контакта и обучения.
  • Прислушивайтесь к эмоциям и придавайте им значимость.
  • Помогайте детям определить ограничения.

Как повысить эмоциональный интеллект у ребенка: 10 шагов

  1. Слушайте . Все потребности вашего дитя должны быть услышаны. Как только ребенок выразил свои внутренние переживания, он может двигаться дальше. Чтобы чувствовать себя в безопасности, делясь своими чувствами, ему важно знать, что вы полностью присутствуете и слушаете его. Не поддавайтесь желанию попытаться помочь договорить, терпеливо дослушивайте все, что хочет сообщить вам чадо.
  2. Называйте чувства. У малышей словарный запас ограничен, понимание причин и следствий также неразвито, поэтому часто у них возникают трудности с описанием собственных ощущений. Поощряйте развитие лексики, пополняя ее названиями чувств. Если вы видите, что ребенок расстроен, спросите, чувствует ли он грусть или печаль. Объясните, что это нормально испытывать противоречивые эмоции, например, первая неделя в детском саду может вызвать в ребенке и воодушевление и испуг.
  3. Признавайте эмоции. Вместо уговоров и рассказов, что причин для истерик нет, если ваш ребенок не может собрать мозаику и начинает кричать, лучше признать, что такая реакция вполне естественна. Скажите, что это действительно досадно, что малыш не собрал головоломку. Важно принимать чувства своего чада и не показывать неодобрение. Если малыш почувствует, что вы порицаете его негативные эмоции, они ему будут казаться постыдными. Тогда вместо того, чтобы выражать неприятные эмоции и управлять ими, ребенок будет подавлять их, что может привести к бессознательным их проявлениям, например, к агрессивному поведению или кошмарам во сне.
  4. Смотрите на истерики как на возможность обучения. Эмоциональные трагедии — нормальное явление для малышей, ваша задача использовать такие вспышки для обучения управлению и такими состояниями. Если ребенок разразился криком в магазине из-за того, что вы не купили сладости на кассе, сначала признайте это: “Я понимаю, что ты рассержен и огорчен, но сегодня конфеты не будет”. Как только буря детской истерики миновала, поговорите со своим ребенком, помогите ему понять, какие чувства он испытывал.
  5. Научите решению проблем. Когда возникают конфликтные ситуации, попробуйте найти альтернативные способы ухода от ссор. Вы можете сказать: “Я знаю, ты зол из-за того, что сестренка сбила твою башню, но ты не должен ее бить. Что еще ты можешь сделать, когда разозлишься?” Если на ум ребенку не приходят никакие идеи, дайте ему варианты. Посмотрите вместе не напряжены ли мышцы живота, челюсть, не сжал ли он кулаки, и покажите, что можно глубоко дышать и “сдуть” эту злость. Подчеркните, что восстановив контроль, малыш чувствует себя хорошо. Дети должны понимать, что злиться это нормально, если они никому не причиняют вред.
  6. Устанавливайте границы поведения, а не эмоций. Никогда не говорите детям, как они должны ощущать себя, но всегда вмешивайтесь, если их поведение неуместно. Если ребенок разозлился и начинает драться, вам не нужно оставаться в стороне, остановите ребенка. Отделяйте ребенка от его поведения, он должен понимать, что любим, несмотря на его поступки.
  7. Подавайте хороший пример. Некоторые родители игнорируют собственные негативные эмоции, надеясь избавить детей от состояния дискомфорта или трудностей. Но если вы скрываете собственные чувства, это только смутит дитя. Признавая, что вы недовольны, но не ведя себя при этом агрессивно, можно показать ребенку, что и со сложными эмоциями можно справиться.
  8. Хвалите детей, когда им удается управлять своими состояниями. Отмечайте те ситуации, когда ребенку удается выразить эмоции, контролируя их. Расскажите как вы рады, что ему удалось не рассердиться, когда младший братик мешал ему играть, и что вы заметили, как он постарался найти для него веселое занятие.
  9. Работайте с триггерами. Нужно знать, что заставляет ноздри вашего ребенка раздуваться. Возможно ребенок начинает злиться, когда устал, а может быть, когда голоден. Когда вы определили триггеры, можно начать работать над эмоциональным интеллектом, учитывая и их.
  10. Делитесь . По мере того, как ваш малыш становится старше, он может связывать свои эмоции с опытом других людей, включая и ваш. Например, если ребенок боится начинать дошкольное обучение, вы можете рассказать ему, как это было у вас, как вы нервничали, когда пошли на новую работу. Ищите книги, песни, рассказы и игры, соотносящиеся с опытом ребенка, так ребенок поймет, что он не одинок и существует много способов управлять чувствами.
Читайте также:
Детские истерики: универсальный способ остановить за минуту любые капризы

Уделяйте время эмоциональному воспитанию своих детей, тогда они будут расти счастливыми и радовать вас!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: