Ребенок боится воды: как преодолеть страх?

Консультация для родителей «Поможем детям преодолеть страх перед водой»

Петренко
Консультация для родителей «Поможем детям преодолеть страх перед водой»

Поможем детям преодолеть страх перед водой.

Плавательные рефлексы, с которыми малыш появляется на свет, затухает уже к 3-му месяцу жизни. Если их не развивать, может случиться так, что из-за страха перед водой он никогда не научиться плавать.Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства организма, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка,но и на формирования его личности: оно развивает целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Тем не менее не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять. Главная опасность в воде – не действия в ней, а чувство страха перед глубиной. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать,вполне обоснованно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточна высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения плавать. Чтобы оградить ребенка от несчастных случая на воде, есть только один способ – научить малыша плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение немедленно приступать к занятиям плаванием. «И малышу польза, и нам спокойнее»,- резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Но, решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Чтобы понять, с чего начинать работу, надо разобраться в причинах возникновения страха перед водой. По мнению психолога В. Шебанова, «чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения».

Обычно страх возникает, если у человека существует биологическая предрасположенность, а пусковым механизмом для развития страха могут стать несколько обстоятельств.

Часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами детей. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. могут назвать его «трусишкой», посмеяться над ним, заставить его насильно что-либо выполнять и т. д.

Бывают случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать малыша, объяснить, что неприятные ощущения пройдут, что он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая не ходить в бассейн остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка появится желание пойти на занятие, он увидит, что его сверстники уже выполняют сложные, по его мнению, упражнения, и у него закрепляется еще больший страх перед водой.

Тревожность взрослых, их занятость попадают на благодатную почву – страх и неуверенность перед водой будут преследовать ребенка все жизнь.

«Чаще всего страх перед водой возникает у детей после пяти лет», – пишет Н. Н. Кардамонова в своей книге «Плавание: лечение и спорт» (2001 г.). так что начинать обучение плаванию лучше раньше этого времени.Позднее оно пойдет тяжелее: ребенку придется преодолевать свой страх перед водой.

Для успешного подхода к решению проблемы можно выделить несколько основных правил.

Для мнительных, тревожных детей нужно создать атмосферу спокойствия и терпимости. Быть с ними по возможности выдержанными, стараясь вызвать доверительные отношения. Такому ребенку нужно, чтобы в детском саду был кто-то, кому он мог бы доверять. Важно поведение инструктора и воспитателей групп; их психологическое состояние порой оказывает на детей достаточно сильное воздействие.

Будьте терпеливы! Пусть все идет своим чередом. Если у ребенка достаточно времени для игр в воде, его страх постепенно уменьшится. Такова жизненная закономерность. Ребенок, который боялся заходить в воду по щиколотку, в поиске красивых камешек и ракушек не заметит, как зайдет в нее по колено. В какой-то момент он сядет в воде, чтобы взбить ножками фонтан, или зайдет по пояс, играя с друзьями в догонялки.

Надо запомнить простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее. Помните, каждый малыш – индивидуальность, а значит, не такой, как все! Он в чем-то лучше, а в чем-то хуже других. Не пророчьте ребенку будущее труса. Не раздражайтесь сами и не стыдите его. Так вы только заставите его почувствовать свою ущербность и неполноценность. Он может внушить себе, что неумение плавать и боязнь воды – его личные изъяны, а не проходящее состояние. Поддерживайте ребенка, скажите ему, что многие люди побаивались воды. И это нормально. Действительно, страшно впервые не найти дно под ногами и погрузиться в воду с головой. Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно им пришлось потрудиться.

Читайте также:
Шведское воспитание детей: чему нам стоит научиться?

Выразите свою уверенность в том, что ребенок сможет добиться успеха. При этом не называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в любое время. Раньше или позже – не имеет значения. Главное – результат.

Консультация для родителей «Игры перед сном» Цель: Повысить информационный уровень родителей. Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очередной материал из цикла семейная гостиная.

Консультация для родителей и педагогов «Поможем вместе запомнить ребенку свой домашний адрес» На сегодняшний день мы много говорим о безопасности ребенка. О формировании навыков личной безопасности. Одним из моментов личной безопасности.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Летние игры с водой для детей младшего возраста» Уважаемые родители! С наступлением летних, жарких дней, дети всё большее количество времени проводят на улице, в саду, в огороде, на природе.

Консультация для родителей «Поможем птицам зимой» Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под.

Консультация для родителей «Поможем зимой нашим крылатым друзьям!» Зима вступает в свои права и для птиц начинается очень трудный период. Наша помощь может спасти многих птиц от гибели. Много ли корма находят.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Консультация для родителей “О преодолении боязни воды у детей”
консультация на тему

Не секрет, что плавание – один из самых полезных для укрепления здоровья и физического развития организма в целом видов спорта. Именно поэтому многие родители стараются с раннего детства приучить ребёнка к воде. Но часто они сталкиваются с проблемой, когда ребёнок совершенно не хочет входить в воду, а уж тем более учиться плавать. Причиной этому может быть боязнь воды.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.docx 14.07 КБ

Предварительный просмотр:

О ПРЕОДОЛЕНИИ БОЯЗНИ ВОДЫ У ДЕТЕЙ

Не секрет, что плавание – один из самых полезных для укрепления здоровья и физического развития организма в целом видов спорта. Именно поэтому многие родители стараются с раннего детства приучить ребёнка к воде. Но часто они сталкиваются с проблемой, когда ребёнок совершенно не хочет входить в воду, а уж тем более учиться плавать. Причиной этому может быть боязнь воды.

Боязнь воды у детей принимает самые разные формы и может проявляться лишь при определённых условиях.

Одни дети веселятся и плещутся. пока вода спокойная, но при малейшем её движении или небольшой волне впадают в панику. Другие ребята уверенно чувствуют себя в бассейне, где пространство вполне обозримо и можно ухватиться за поручень или бортик, но ни за что не согласятся показать свои умения в открытом водоёме. Некоторые дети с радостью принимают душ, но пугаются. когда им моют голову.

Зачастую родители не готовы принимать подобные страхи всерьёз, считая их смешными детскими капризами, пытаются избавить от них ребёнка с помощью рациональных объяснений. Если Вы возьмётесь объяснять ребёнку закон физики, только потеряете время.

Вы думаете разумные доводы- лучшее лекарство? Но даже у взрослых страхи зачастую иррациональны и рассудочные доводы не имеют никакой силы, что же говорить о детях?

Психологи у становили. что главная опасность на воде – не действия с ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то. чтобы помочь ребёнку преодолеть ребёнку это неприятное чувство, поскольку страх воды – это самая большая преграда в обучении ребёнка плаванию.

Ни в коем случае нельзя пытаться пристыдить ребёнка за его опасения, и тем более не стоит сравнивать его с другими детьми, которые не боятся воды. Не пытайтесь форсировать события. если ребёнок не готов. ваши действия только усилят его страх и могут подорвать его доверие к Вам.

Будет лучше. если Вы покажете ребёнку. что воспринимаете его страхи всерьёз, скажете, что многие дети и взрослые испытывают подобный страх и что через какое -то время он пройдёт, а Вы ему в этом поможете.

Один из эффективных методов обучения детей плаванию – игра и игровые упражнения. Игра выгодно отличается от других средств тем. что движение. представляющее для ребёнка определённую трудность, гораздо проще разучивается в игровых ситуациях.

ИГРЫ и ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ в ВОДЕ

– ” Баржа”, ” Море”,”Крокодильчики”, “Акробаты”, “Утки-нырки”, “Ловцы жемчуга”, “Спасатели”, “Водолазы”, “Винт”, “Стрелы”, “Лягушата”, ” Дельфины” направлены на освоение и совершенствование безопорного положения;

-“Стрелочки”, “Кто дольше?”, “Дельфины в море”, ” Струнка”, “Лодочка” направлены на отработку навыка скольжения ;

– “Выстрел” и пр. направлены на освоение толчка обеими ногами одновременно .

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1 . Приучайте ребёнка к воде личным примером, поскольку ребёнок Вам безгранично доверяет.

2. Чтобы научить ребёнка не бояться воды, входите в водоём вместе и постепенно.

3. Играйте с ребёнком в любимые игры в воде. Положительные эмоции – Ваш главный помощник!

4. Если ребёнок боится опускать в воду лицо, приобретите ему очки для плавания.

5. Никогда не обучайте ребёнка плаванию через силу. Не давите на него!

6. Ни в коем случае не используйте такие агрессивные методы. как забрасывание ребёнка в воду. резкое обливание водой, обрызгивание и т.п..

7. Не сравнивайте ребёнка с детьми. плавающими лучше. Это может вызвать у ребёнка комплекс неполноценности.

8 . Никогда не смейтесь над страхами ребёнка – это обижает его!

9 . Не рассказывайте знакомым о страхах и опасениях ребёнка в его присутствии.

10 . Самое главное – будьте терпеливы!

Со временем ребёнок обязательно победит свои страхи, привыкнет к воде и начнёт получать удовольствие от плавания.

Убедите ребёнка, что Вы его любите и верите в него, тогда у него всё получится !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей “Родителям о преодолении боязни воды у детей.”

Плавание – самый полезный вид спорта для детей, так как развивает основный группы мышц. Но как преодолеть боязнь воды у детей, советы специалистов.

статья “психологические рекомендации по преодолению боязни воды при обучению детей плаванию

психологические рекомендации по преодолению боязни воды при обучению детей плаванию.

ПРОЕКТ ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЯЗНИ ВОДЫ, ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (первый год обучения).

Преодоление боязни воды, обучение плаванию.

Консультация для родителей: “Боязнь воды у детей – детская аквафобия.”

Конультация поможет разобраться в причинах возникновения водобоязни. Поможет родителям вместе с инструктором частично, или полностью от нее избавиться.

как побороть боязнь воды у детей.

страхи детей. Как побооть боязнь воды.

Методическая разработка “Рекомендации для родителей о преодолении боязни воды у детей”

Приучайте ребенка к воде личным примером, поскольку ребенок вам безгранично доверяетЧто бы научить ребенка не бояться воды, входите в водоем вместе и постепенноИграйте с ребенком в любимые игры в воде.

Рекомендации для родителей о преодолении боязни воды у детей

Рекомендации для родителей о преодолении боязни воды у детей.

Как помочь ребенку преодолеть страх воды: 5 важных советов накануне отдыха на море

Пока одни непоседы на пляже напоминают веселых рыбок, другие закатывают скандалы при любой попытке подвести их к мягким волнам, лижущим гальки и песок. Планируя отпуск на море всей семьей, вы наверняка думаете не только о путевке и сборе чемоданов, но и о том, что сын или дочка будут обделены целительным общением с большой водой, если проявят страх перед ней. Можно ли с этим страхом справиться? В большинстве ситуаций – да.

Предлагайте игры с водой

Во флотоводцев, как правило, с удовольствием играют не только мальчики, но и девочки, даже если «флот» состоит из трех корабликов и пары резиновых утят, а «морем» является набранная ванна или таз для белья. Точно так же и мыть посуду, подражая маме, хотят не только дочки, но и сыновья. Если даете ребенку посуду не игрушечную, а настоящую, то пусть она будет пластиковой, чтобы малыш не поранился. Можно ставить и «опыты», переливая воду в емкости разного объема.

Изучайте водный мир

Об обитателях морей и океанов, о течениях, солености, оттенках воды, причинах приливов и отливов и тому подобном есть немало хороших научно-популярных детских книжек, читайте их ребенку, просматривайте иллюстрации, обсуждайте узнанное. Если в вашем городе есть океанариум, террариум, да даже торговый центр или зоомагазин с большим аквариумом, за жителями которого можно наблюдать, посещайте эти места, задавайте вопросы специалистам. А потом можно попросить сына или дочку нарисовать увиденное и рассказать, кого он «поселил» на своей картинке.

Запишите кроху в бассейн

Семейные походы в бассейн или аквапарк по выходным – хорошая традиция. Еще больше пользы принесут ребенку регулярные занятия с профессиональным тренером по плаванию, индивидуальные или в группе. Под присмотром опытного наставника сын или дочка научится держаться на воде лучше, чем многие взрослые, освоит правильное дыхание при плавании, да и на общее физическое развитие и психику малыша такая нагрузка влияет гармонично и благотворно. Полноценное обучение плаванию начинают, как правило, в 6 лет.

Приучайте к большой воде постепенно

Ни мысленно, ни вслух не сравнивайте свое чадо, какого бы возраста оно ни было, с детьми других отдыхающих, резвящимися в воде, как дельфины; не дразните и не высмеивайте «трусишку». Гуляйте с отпрыском по пляжу, собирайте красивые ракушки и камушки, наблюдайте за птицами, разглядывайте юрких рыбок на прозрачном мелководье, окунайте в прилив ладони. С согласия ребенка заходите с ним в воду сначала по стопы или по щиколотки, спустя пару дней – по колено или даже по пояс (сына или дочки, не ваш), если боязнь малыша перед водной стихией уменьшилась. А главное, не оставляйте его в воде одного, дайте понять, что вы всегда рядом.

Используйте плавсредства

Бабушки и дедушки любят рассказывать, как их учили плавать: толкнули в воду, и все. Мол, инстинкт самосохранения включился и заставил барахтаться, чтобы добраться до берега. Но после такой суровой «школы» многие плохо плавают всю жизнь, боятся нырять, предпочитают бассейны естественным водоемам. Пока ребенок не умеет держаться на воде самостоятельно, страхуйте его надувными плавсредствами – нарукавниками, жилетом, матрасом, кругом. Мяч для этого не годится, слишком сложно его удержать, когда он мокрый.

Комментарий эксперта

Знакомя ребенка с бассейном, родители должны учитывать два момента, – поясняет Максимилиан Бакиров, психолог, конфликтолог. – Первый: ребенок не может бояться воды по той простой причине, что девять месяцев до рождения жил в мамином животе в околоплодных водах. Жидкость – нормальная, привычная среда обитания для нас. Второй: если у сына или дочки все-таки есть паническая боязнь воды, то своими силами исправить ситуацию будет сложно, нужна поддержка специалиста.

Вызвать сильный страх воды у ребенка могло, например, то, что однажды во время купания в ванне он захлебнулся, а вы этого могли даже не заметить, не понять, сочли, что он просто закашлялся и потому разрыдался. Вы думали, что все в порядке, а малыш этот травмирующий опыт запомнил. Еще вариант: случился перепад температуры воды, что не редкость у наших коммунальщиков, и из горячего крана пошел ну просто кипяток, из-за чего вы нечаянно обожгли ребенка. Серьезного ожога, к счастью, не было, вы не придали случившемуся значения, а у крохи на подсознательном уровне отложилось: вода – это опасность!

А если вы приезжаете с ребенком на море первый раз и он находится в напряжении из-за новой, непонятной обстановки, не поступайте, как многие родители: не тащите чадо в воду принудительно, пусть даже на руках. Не надо его окунать, поднимать на руках над водой, обрызгивать – не надо этого делать. Идеальный вариант – не акцентировать внимание ребенка на большой воде. Пришли на пляж, комфортно расположились, отдыхаем и спокойно рассказываем сыну или дочке, что вокруг: «Это песок. Это пальмы. Это море. Сегодня оно тихое, без волн». Пусть чадо смотрит, наблюдает, впитывает новые впечатления и сведения. Не толкайте его в воду, не говорите: «Пойдем в море!», не накручивайте себя, что раз ребенок приехал в теплые края, то ему обязательно надо искупаться, а то и научиться плавать. Пока он должен просто наблюдать за вами: мама сходила искупалась, пока папа с крохой сидел, потом предложила папе – не папе и ребенку! – сходить поплавать, а когда папа вышел из моря, тоже довольный, всей семьей стали строить песочный замок или играть с малышом в его игрушки.

Наблюдайте и вы за ребенком: он сам подойдет к воде, когда будет готов. При этом не пугайте его окриками: «Ой, осторожно, малыш, осторожно!» Конечно, выберите для первого семейного отдыха на море подходящий, безопасный пляж с мелководьем. Кроха подойдет, потрогает воду, отойдет, возьмет с собой игрушку, прогуляется вдоль береговой линии – пусть исследует под вашим присмотром. Не хватайте его с уговорами «Какая теплая водичка!», поддерживайте прежнюю линию поведения: мама говорит, что пошла поплавать, потом папа идет купается. Чадо вы с собой не зовете и не делаете акцент, что сын или дочка должны обязательно побывать в большой воде, ждите, когда он или она попросятся сами. Принуждением, окриками, уговорами родители добиваются обратного: ребенок укрепляется в убеждении, что вода – это страшно, а взрослые хотят его обмануть. Вы: «Ой, не бойся!» Он, бессознательно: «Так, а я должен бояться? Что-то тут не так, надо быть осторожнее».

Консультация для родителей: «Как преодолеть страх воды у детей».

Содержимое публикации

Консультация для родителей: «Как преодолеть страх воды у детей».

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, проявляющийся в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но стой же легкостью можно заинтересовать, вызвать у него радость, удовольствие. Одно из благоприятных условий возникновения разнообразных эмоций – водная среда. Однако многие инструкторы по плаванию сталкиваются в своей работе с проблемой, когда ребёнок отказывается входить в воду, плачет, громко кричит, скован.

Боязнь воды – это форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции на неприятные ощущения от попадания воды на лицо, особенно в глаза, и в постоянном желании держаться за твёрдую опору. Хотя боязнь воды испытывает малая часть детей, эта проблема очень актуальна при начальном обучении плаванию и требует определенных знаний и умений от инструктора и родителей. Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, беспомощного состояния в воде. Она проявляется в снижении самооценки, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде. Со всеми трудностями водобоязни человек справляется с помощью индивидуального преодоления и последующего обучения плаванию. Но, к сожалению, не всем детям дошкольного возраста доставляет радость. Встречаются и те, кто когда-либо захлёбывался, боится погружения в воду. А кто-то страдает и патологической боязнью воды. Часто бывает и так: ребёнок всегда плавает в бассейне. Но, когда родители поехали с ним на море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае, сыграли свою роль психологические факторы – необозримость водного пространства, неизвестная глубина, множество купающихся. Очень важно освоение водной среды, знакомство с её физическими свойствами – плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. Постепенно, после того как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды.

Водобоязнь у детей — явление не такое уж редкое. И относится оно к невротическим симптомам. Приходит внезапно, в возрасте 4-5 лет. Казалось бы, еще год назад малыш резвился в воде, за уши не вытянешь — и вдруг панический страх зайти даже по колено. Родители роются в памяти, когда мог произойти момент испуга, и не могут найти; такого момента, скорее всего, не было. Психоаналитики считают, что вода — это олицетворение чувственности (так, «водяные» сны означают, что человек испытывает к кому-то сильные чувства). Не случайно о чувствах говорят как о воде: «захлебывается чувствами», «захлестывают эмоции». Если эти чувства положительные, все прекрасно. А если отрицательные, то ими можно действительно захлебнуться.

Четыре года — возраст расцвета детских страхов. Любая отрицательная эмоция, переживание могут развиться в невротический страх (темноты, чужих людей, одиночества и, конечно, воды). Невротическая проблема редко бывает одна. Она, как правило, выступает в свите других невротических симптомов. Водобоязнь — очень стойкий симптом, он может сохраняться на протяжении 3-4 лет. Детям, страдающим водобоязнью, необходима психологическая помощь, в результате которой преодолевается негативное и формируется положительное отношение к воде. Например, ребёнок, купаясь дома в ванной, поскользнулся, упал и наглотался воды, но он испугался больше не этого, а паники и суматохи, возникших со стороны родителей. В дальнейшем они будут относиться с боязнью к купанию, и это только усилит страх ребёнка. Некоторые родители стараются воспитывать толерантность к страху, внушая необходимость смириться с неизбежной ситуацией. Их принцип – не помочь ребёнку преодолеть проблему, а смириться с ней и не заострять на этом внимания.

Что делать, если ребёнок боится воды? В большинстве случаев такая проблема зависит от возрастных особенностей и имеет временный характер. Если же такое поведение сохраняется длительное время, это говорит о нервной слабости ребёнка, незнании родителями его качеств, наличии у них самих боязней и тревожности. К сожалению, страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их появления и оградить детей от отрицательных реакций на занятиях по плаванию. Все мы знаем, что плавание – это один из лучших видов спорта, который чрезвычайно полезен для укрепления здоровья и для физического развития в целом. Именно поэтому многие родители стараются приучить свое чадо к воде, как можно более в раннем возрасте. Но часто мамы-папы сталкиваются с проблемой, когда ребенок совершенно не хочет заходить в воду, и тем более учиться плавать. Когда не умеющий плавать человек попадает в воду, он оказывается в нестандартной для его мозга ситуации, да к тому же еще таящую смертельную угрозу. Не нужно намеренно подвергать ребёнка страху. Важно не запугивать его дальше, не вспоминать о негативном опыте, не стыдить. Надо сказать, что боязнь утонуть – нормально для не умеющего плавать. Иначе ребёнок будет думать, что это его постоянное качество, а не преходящее явление. Нужно выражать уверенность в успехе: – воспитывать у ребёнка некоторую долю терпимости к переживаниям боязни; – обеспечивать ребёнку комфорт и безопасность. Важно научить его уверенно чувствовать себя в воде, ведь это вопрос его безопасности.

Золотое правило – это следовать желанию ребёнка. Именно он должен решить, в какой момент сможет войти в воду. Боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Необходимо проявлять терпение и обязательно дождаться результата. Постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, инструктором, глядя на более смелых сверстников, ребёнок преодолеет психологический барьер. Не на первом, так на следующих занятиях они начнут погружаться в воду, плескаться брызгаться. Страх будет отходить. Любопытство одержит вверх, и стремление к новизне ощущений прогонит страх. Стоит поддержать неуверенного в своих силах малыша, приободрить его. Ведь в каждом ребёнке сильна жажда открытий. Что же там в воде?

Как только ребёнок отважится погрузить лицо в воду, нырнуть с головой – можно сказать, что начало положено. Дальше его ждёт удивительный, увлекательный водный мир.

Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:

Если ребёнок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребёнка из лейки, ковша, начиная с ног.

Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребёнку. Объясните ребёнку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.

Вот и водоём. Помните: вы рядом, вы – пример для ребёнка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем после слов “Делай как я”, – ребёнок. Подбадривайте его, чаще хвалите. Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям. Постарайтесь не напрягаться. Постепенно приседайте, погружаясь в воду до уровня подбородка. И так несколько раз. Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках по дну вдоль берега или по направлению к берегу. В этом возрасте достаточно обычного контакта с водой с игрушками и поддерживающими средствами, поэтому призываем – не рискуйте чувствами своих детей! Ведь для того, чтобы ребенок захотел учиться плавать, ему, прежде всего, нужны положительные эмоции, он должен полюбить воду, не бояться ее!

Знак воды: как научить ребенка не бояться воды

Ваш малыш чувствует себя уверенно, лишь купаясь в ванне? Морские просторы его не привлекают, и он предпочитает находиться на берегу? Предложения поплавать на матрасе не вызывают энтузиазма? Ну что же, похоже, он из тех, кому водная стихия представляется полной опасностей. И на это наверняка есть причины.

Некоторые дети с радостью принимают душ, но могут устроить настоящую истерику при виде реки. Другие малыши уверенно чувствуют себя в бассейне, где пространство обозримо и можно ухватиться за бортик, но ни за что не согласятся показать свои умения в море. А есть дети, которые весело плещутся, пока вода спокойная, но при небольшой волне впадают в панику. Боязнь воды принимает самые разные формы и может проявиться при определенных условиях. А родители не всегда в состоянии с пониманием отнестись к неожиданно возникшей боязни, зачастую склонны воспринимать ее как каприз и пытаются избавить от нее ребенка с помощью рациональных объяснений и увещеваний. В результате малыш не только не избавляется от беспокойства, связанного с водой, но и чувствует некоторое пренебрежение к себе.

Ой, боюсь! Почему ребенок боится воды?

Причины страхов ребенка не всегда очевидны. Беспочвенные на первый взгляд, но, тем не менее, очень стойкие, страхи могут зародиться еще в младенчестве. Если кто-то из родителей сам опасается водной стихии, он может неосознанно передать это недоверие маленькому ребенку. В том, как взрослый готовит малыша к купанию, в тщательных приготовлениях и преувеличенных мерах безопасности может сквозить безотчетная тревога, которую кроха почувствует и свяжет с пребыванием в воде. Обратный вариант: чрезвычайно энергичный родитель, не колеблясь, бросает ребенка в воду, чтобы тот закалял характер и учился преодолевать трудности. А малыш оказывается к таким экстремальным мерам не готов.

Подобные глубоко укоренившиеся страхи не исчезнут как по волшебству, как только малышу исполнится, скажем, три года. Чтобы помочь ребенку справиться с ними, потребуются специальные усилия, терпение и понимание со стороны родителей.

При этом далеко не всегда ситуация выглядит столь драматично, есть множество I других, более очевидных причин, по которым дети могут перестать “дружить” с водой. Четырехлетняя девчушка пришла на пляж в одних трусиках, потому что мама посчитала верх от купальника бесполезным аксессуаром. Но оказалось, что все ее сверстницы загорают в купальниках. Девочка почувствовала себя неуютно и во время урока по плаванию не получила никакого удовольствия. А чувство стыда соотнеслось у нее с пребыванием в воде. Другие маленькие пловцы могут чувствовать себя слишком неуклюжими, слабыми и худыми. Справиться с чувством неловкости маленькому ребенку очень сложно, поэтому он предпочтет бояться воды. Испытывать страх ребенку “проще”, нежели сталкиваться со стыдом, сомнениями и неуверенностью в себе.

Как научить ребенка не бояться воды

Не давите на ребенка, не пытайтесь внушить ему, что он просто не понимает, как это здорово – купаться. Если он трогает воду лишь пальчиками ног, значит, он пока готов взаимодействовать с ней только таким образом. У него есть собственный метод контролировать и приручать свой страх, а вы можете помочь ему в этом, демонстрируя понимание и поддержку.

Предложите малышу поиграть с водой, чтобы он убедился, что это весело, безопасно и остужает в знойную погоду.

Если в воде вы держите малыша на руках, не прижимайте его к себе слишком сильно, он может подумать, что опасность действительно рядом.

Купите очки для плавания – вода не будет резать глазки и можно будет поиграть в поиск клада или изучение подводного мира. Игра увлечет ребенка, и страх отодвинется на задний план.

Многие думают, что ребенок боится воды, потому что не умеет плавать. Многие инструкторы рекомендуют подождать с уроками плавания, пока ребенку не исполнится шесть лет. Занятия в воде потребуют от него способности совершать сложные движения, большой сосредоточенности и самоконтроля. Для ребенка младше шести лет лучше ограничиться свободным пребыванием в воде с играми и баловством, не уделяя внимания технике. Не отказывайтесь от вспомогательных средств. Прекрасный аксессуар для купания – нарукавники. Они не ограничивают подвижность, и в них можно имитировать плавательные движения.

Избегайте научных объяснений. Если вы возьметесь излагать малышу закон Архимеда, то только потеряете время. Даже у взрослых страхи зачастую иррациональны и логические объяснения не имеют никакой силы. Что же говорить о детях?

Не прибегайте к эмоциональному шантажу: “Ну, пожалуйста, не огорчай меня, сделай мне приятное”. Ребенок совершенно не хочет вас огорчить и готов сделать все, что угодно, чтобы вас порадовать. Но даже ради вас он не может преодолеть свой страх, поэтому не только испытает вину и стыд из-за того, что ни на что не способен, но и решит, что будет меньше любим, потому что расстраивает вас.

Авторитарный метод – неудачная стратегия. Мы требуем преодолеть страх, приводим в пример разных смелых детей. Сравнивая малыша с другими, мы лишаем его уверенности в себе и поддержки. Некоторые дети в результате даже боятся признаться, что им страшно. Это верный путь к тому, чтобы страх перерос в фобию. Покажите ребенку, что воспринимаете его боязнь всерьез, скажите, что многие дети и взрослые испытывают подобный страх и что через какое-то время он пройдет, а вы ему в этом поможете.

Как рыба в воде. Как побороть страх воды у ребенка

Жарким летом детей не вытащить из воды: речки, озера, бассейна или моря, кому уж как повезет. Но есть и такие ребятишки, которые все время проводят на бережку и в воду — ни ногой. Как избавить их от этого страха и быть спокойным за детей во время купания, рассказывает тренер по детскому плаванию Анна Гаврикова.

Все мы вышли из воды, это первая наша среда обитания, поэтому, казалось бы, мы к ней должны относиться без боязни и дружелюбно. Так обычно и происходит. Ведь водная стихия для ребенка — это и развивающая среда, и увлекательный объект, и источник здоровья. Но как быть с теми детьми, кто воды боится как огня?

Самый полезный навык

Среди видов физической активности нет ни одного настолько важного, как плавание. Этот навык жизненно необходим, поэтому если с тем, что ребенок не хочет прыгать или забивать мячи, можно смириться, то с нежеланием учиться плавать — нет. Это умение ему точно пригодится и может даже спасти жизнь.

К тому же плавание:

— улучшает координацию;
— укрепляет суставы, поэтому это самый безопасный способ похудения для ребенка с лишним весом и наилучший способ реабилитации после травм;
— улучшает функцию дыхания, закаляет, тренирует мышцы, повышает выносливость организма и укрепляет иммунитет;
— дарит радость и удовольствие, расслабляет, снимает стрессы и зажимы, ведь вода для детей — отличное пространство для игры.

Чем раньше, тем лучше

Многие взрослые и дети испытывают водобоязнь. И большинство имеют на то основания: тот, кто хоть раз тонул, уже с большой опаской относится к водоемам. Некоторых не затащишь в воду, потому что у них был неприятный опыт, когда их накрывало волной и они наглотались воды. А у других виновники страха — родители. Многие до сих пор считают, что лучший способ обучить ребенка плавать — бросить его в воду и дать возможность выплыть самостоятельно. Так делать нельзя, чтобы не спровоцировать развитие настоящей гидрофобии.

Не стоит откладывать обучение плаванию на потом. Страх воды — как ветрянка, лучше им переболеть в детстве. Лучший способ победить его — отдать ребенка в плавание с младенчества. Грудничковое плавание — отличный способ развития, и не только физического. Взрослых людей не только труднее научить плавать, страх воды у них тоже тяжелее перебороть, ведь взрослых увлечь игрой «а ну-ка нырни за колечком» практически невозможно, а детей — запросто.

Проще всего обучать плаванию в секции, потому что зачастую дети не воспринимают родителей, как тренеров. Начинать надо, конечно, с «лягушатника», чтобы ребенок видел и ощущал дно. Также очень важно, чтобы он сам выбрал на свой вкус плавательные принадлежности. Особенно очки: они должны быть не только удобными, но и максимально «крутыми», ребенок должен их полюбить. Перед первым посещением бассейна полезно опробовать их в ванне, это уменьшит стресс от начала занятий.

Обучение плаванию в бассейне хорошо тем, что там научат ребенка не просто плавать, а плавать правильно, то есть опускать голову в воду. Это вытягивает позвоночник ребенка, который у многих школьников «скрючен». А вот плавать «бабушкиным стилем», по-лягушачьи, когда тело горизонтально, а голова торчит над водой, вредно. Пользу приносит только техничное плавание.

Так нельзя!

Конечно, родители и сами могут научить чадо плавать. Главное, чтобы они избегали ошибок. Важно:

— Не настаивать на том, чтобы ребенок скорее зашел в воду. Не стыдить, не заставлять. От этого страх только усилится.
— Не пугать, даже в шутку «крокодилами» и «акулами», которые могут выплыть, и укусить непослушное чадо. Не показывать фильм «Челюсти» и подобные картины. Детская фантазия — очень могучая сила. Лучше создавать положительный образ воды, рассказывать о ней только привлекательное.
— Действовать плавно и постепенно. Для начала пусть малыш просто помочит ножки, умоется, поиграет с водой, затем можно попросить его достать колечко со дна (конечно, все это — под присмотром родителя). Главная задача — чтобы малыш опустил голову в воду. Как только он это сделал без страха, можно быть спокойным: он научится плавать.
— Все занятия проводить только в форме игры. Дети любят не заниматься, а играть. Когда интересно, страх отступает на второй план. В помощь юному начинающему пловцу — резиновые и пластиковые игрушки (сначала — крупные, а потом самые мелкие). Родитель их бросает в воду, а малыш достает. Маска с трубкой, помогающая исследовать дно, или очки для плавания — это уже тем, кто в воде освоился.
— Показывать на своем примере, что вода — это классно и здорово. Если мама или папа сами боятся плавать, убеждать ребенка войти в воду бесполезно.
— Не обманывать. Когда ребенок только-только начинает плавать, родители, желающие, чтобы он скорее научился держаться на воде, порой прибегают к хитрости: мол, доплыви до меня, я буду стоять тут и никуда не уйду. А сами, когда ребенок доплывает, отходят. Или говорят: «Я буду тебя держать, не бойся». И отпускают. Так вот, так делать нельзя. Это может напугать ребенка и подорвать доверие к родителю. Но можно хитрить чуть-чуть: отходить всего на шаг или отпускать руки, но незаметно и ненадолго, чтобы ребенок не успел испугаться, но успел почувствовать, что вода его держит
— Всегда находиться рядом и быть начеку. Даже умеющего плавать ребенка лучше не выпускать из вида, а начинающего — и подавно.

Круг или нарукавники?

Плавательные приспособления — отличное подспорье для начинающих пловцов. Но ни надувной круг, ни нарукавники брать с собой в отпуск не следует. Круг и надувной матрас просто бесполезны, да еще и опасны. Да и нарукавники ребенку не нужны, ведь из-за них тело в воде принимает вертикальное положение, а надо, чтобы оно было горизонтальным. Поэтому лучше купить специальную доску для плавания: она помогает удерживать нужное положение тела, изолировать руки и научиться правильно работать ногами, а ноги в плавании — это главное. Научится — можно доску убрать.

Помимо доски, можно использовать и нудлс, похожую на длинную макаронину плавающую палку (ее используют в аквааэробике). Подсунув ее под живот, ребенок в воде принимает правильное горизонтальное положение, при этом ноги не тонут, а голова опущена в воду. С этой палкой удобно отрабатывать элементы плавания, фокусируясь не на дыхании, а на технике.

Открытая вода как испытание

Часто дети, которые отлично научились плавать в бассейне, оказавшись в открытой воде, теряются. Волны, разная температура воды (из-за течения), сложность ориентирования в неограниченном пространстве могут вызвать панику, а это самое плохое, потому что в такие минуты мозг отключается. Родители должны к боязни открытой воды отнестись спокойно и действовать без раздражения.

Впрочем, сегодня есть возможность записать ребенка не только в бассейн, но и в школы плавания в открытой воде. Персональные тренировки там проводят тренеры, которые находятся вместе с детьми в воде. Это не только безопасно, но и более эффективно, ведь проще и понятнее, когда движения тебе объясняют не словами, а показывают, двигая твоими же руками и ногами.

В любом случае подружиться с водой всем детям и взрослым необходимо. И это лето — самое время это сделать!

Почему некоторые дети боятся воды? Разбираемся, как помочь малышу преодолеть страх и наслаждаться отдыхом на море или на речке

Визги, брызги и звонкий смех – обязательные атрибуты детского летнего отдыха у воды. Но почему-то ваш малыш не спешит присоединиться к купающимся, предпочитает играть на суше, а на попытки отвести его к воде заливается горькими слезами или кричит на весь пляж.

Если вы хоть раз слышали от ребенка, что он не хочет купаться, эта статья поможет найти ключик к решению проблемы. Полезна она будет и тем, кто впервые отправляется с малышом на море или открывает первый купальный сезон в открытых водоемах.

Почему ребенок боится воды?

Интересно, что ребенок начинает жить именно в водной среде: плавает 9 месяцев в мамином животе и забот не знает. Поэтому у новорожденных купание обычно вызывает положительные эмоции. И лишь после 1–2 лет малыши могут начать бояться воды – как в открытом водоеме, так и в ванной. Очевидно, что причины этих страхов внешние. Попробуйте выяснить, что именно пугает малыша, что ему не нравится.

Собственные выводы и фантазии. Малыши после 2 лет активно познают окружающий мир и уже могут находить причинно-следственные связи, делать выводы. Правда, часто они нелогичны. К примеру, увидев, как вода в ванной утекает в сливное отверстие, некоторые дети всерьез опасаются, что их тоже утащит в трубу, а потому наотрез отказываются идти купаться. Покажите малышу на примере куклы, что это невозможно. Приложите свою ладонь к сливному отверстию, предложите (ненавязчиво!) ребенку повторить за вами.

Неприятная ситуация. Возможно, однажды во время купания случилось что-то, что напугало малыша или доставило ему неприятные ощущения. Например, он обжегся, поскользнулся или ударился во время игры, хлебнул воды, а может, она попала в нос или уши. Для взрослого это лишь разовое пустяковое событие, но у ребенка оно может долгое время вызывать неприятные ассоциации с купанием в любом водоеме. Постарайтесь проговорить, что сейчас ему ничего не угрожает, он в безопасности. В сложных случаях, когда уговоры родителей не работают, может помочь визит к психологу.

За компанию. Дети – как сканеры: умеют бессознательно считывать и копировать эмоции своих родителей. Так что если вы убеждаете малыша пойти купаться в море, а сами тревожитесь за него больше, чем он сам, то ему незачем спешить в воду. Еще один «внешний» вариант появления страхов – мультфильмы, книги, кино и любые сюжеты, в которых кто-то тонет, его утаскивают под воду, из воды появляются чудовища, акулы, пираты и другие «враги». Фантазия, особенно бурно начинающая работать после 3 лет, докручивает сюжеты, переносит их в реальность. И вот безобидная речка на даче уже полна чудовищ! Ребенку (особенно подросшему) бывает стыдно признаться, что он боится монстров или хищных рыб, а потому распознать такой страх тоже нелегко. В некоторых случаях помогает сказкотерапия, о которой мы поговорим чуть позже.

Страх неизвестности. В отличие от ванны, где прозрачная вода, понятная глубина, ровное дно, все привычно и знакомо, открытый водоем таит множество неизвестностей. Непредсказуемое дно с камнями или водорослями, не слишком прозрачная вода (из-за чего ребенок буквально не видит, куда идет), течение или волны – все это может напугать малыша. Будьте рядом, показывайте и рассказывайте обо всем, что окружает ребенка в воде, купите ему очки для плавания или маску, чтобы вместе рассмотреть дно и убедиться в его безопасности.

Что точно не работает

  1. Сравнение и пример других детей. Другие девочки и мальчики могут прекрасно нырять и плавать, как дельфины, вот только акцентировать на этом внимание вашего ребенка не стоит. И уж тем более нельзя стыдить его. «Вон какие малыши не боятся, а ты, такой большой, испугался!» – фраза, после которой ни один ребенок не бросится героически побеждать свой страх, зато наверняка добавит к боязни воды еще и чувство стыда.
  2. Давление и угрозы. Да, вы приехали на море всего на неделю, в долгожданный и дорогостоящий отпуск, но это не значит, что ребенок теперь должен моментально победить свои страхи, научиться плавать и нырять с маской. Такое возможно, но не обязательно. А потому первым делом избавьте себя и своего малыша от навязчивой идеи купания. Допустите мысль, что он вообще ни разу не зайдет в воду за время отпуска. Ничего страшного не произойдет, главное, чтобы отдых приносил радость, а не неврозы. Нет ничего печальнее на пляже, чем нависающий над малышом взрослый, грозно кричащий: «Быстро иди в море, или никаких тебе мультиков и мороженого!» Купание – это не наказание и не обязательная повинность.
  3. Бабушкины методы. Наверняка каждый хоть однажды слышал историю о том, как кого-то учили плавать по методу «Муму»: вывезли на середину реки и столкнули с лодки. Или с высокого берега, с моста, пирса – тут важно не место, а принцип. Надеемся, вам не придет в голову ставить подобные эксперименты над собственным ребенком, ведь он может испугаться, наглотаться воды, либо выплыть самостоятельно, но после ассоциировать купание только со стрессом и необходимостью выживать.
  4. Обесценивание страха. Бесполезно пытаться убеждать ребенка, что купаться не страшно, что все свои опасения он придумал сам и они не стоят ломаного гроша. Тем самым вы высмеиваете чувства малыша, показываете, что они не важны и не серьезны. Представьте, что вам предстоит прыгнуть на тарзанке с высокого моста, а стоящий рядом инструктор говорит: «Это ерунда, тут совсем не страшно, не придумывай, прыгай скорее». Страх иррационален, а потому никакие тирады и логические убеждения не помогут сдвинуть с места карапуза, решившего, что в море страшно.

Как помочь ребенку победить страх воды

Самое главное – не спешить, действовать постепенно, шаг за шагом. Чем сильнее ребенок сопротивляется, тем мягче и длиннее должен быть ваш путь. Постарайтесь создать условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно, создавайте позитивные воспоминания, связанные с отдыхом у воды, не акцентируйте внимание на проблеме.

  1. Купайтесь на той глубине, где комфортно ребенку. Возможно, сначала это будет самое мелководье, по щиколотку и по колено юному купальщику. Ну и что! Игры с мячом, бадминтон, водяные пистолеты, кораблики – придумывайте развлечения вместе или просто бродите вдоль линии прибоя, разглядывая камушки и собирая ракушки.
  2. Познакомьте ребенка с надувными средствами для плавания. Пусть он убедится, что круг, нарукавники или даже жилет надежно удерживают его на воде. Выбирайте их по размеру, чтобы малыш не выскальзывал и был надежно защищен.
  3. Наслаждайтесь водой, независимо от того, купается ваш малыш или нет. К примеру, он может сидеть на полотенце под зонтиком с папой. А мама в это время идет купаться, потому что любит и хочет. Затем мама возвращается довольная и веселая, а купаться отправляется папа – потому что теперь его очередь и он тоже очень ее ждал. Вот увидите, рано или поздно ребенок обязательно захочет отправиться с вами. Дождитесь, когда он сам попросит взять его в воду.
  4. Не поддерживайте панику и суету. Если ребенок проявляет страх, будьте спокойны, доброжелательны и отзывчивы. Скажите, что вы понимаете, что он боится, это нормально – все люди иногда боятся чего-либо. Но вы будете рядом и, что бы ни случилось, поможете. Но не превращайтесь в «наседку», которая волнуется, уговаривает, охает и ахает вместе с маленьким трусишкой.
  5. Не нужно учить ребенка плавать, если он этого не просит. Играйте! Главная деятельность у детей от года и до школы – игра. Пусть любимые герои отправляются в воду вместе с ним, или он сам превратится в спасателя и будет вылавливать из воды формочки и резиновые игрушки. Стройте замок или плотину, ройте большую яму и носите в нее воду, вспомните, как вы сами играли у воды в детстве, и предложите своему ребенку похожие игры. Учиться плаванию проще всего в младенчестве или после 7 лет, но в любом случае в компании с тренером.
  6. Купайтесь вместе. Понятно, что малыша ни в коем случае нельзя оставлять у воды без внимания. Однако некоторым детям будет спокойнее, если они услышат заветные слова: «Давай вместе».
  7. Сочините сказку. В психологии этот прием называется «сказкотерапией». Он помогает через историю, рассказанную в сказке, обнаружить тревоги и страхи малыша. Придумайте героя, который никак не хочет идти в воду, но должен, к примеру, найти клад на острове или спасти принцессу. Расспросите малыша, почему наш храбрый герой испугался? Предложите вместе придумать, какие препятствия ждут его в воде? Возможно, ребенок расскажет о своих страхах: утонуть или быть съеденным подводным чудищем, замерзнуть в холодной воде. Вместе с ним придумайте, как герой справился с проблемой: помог ли ему добрый волшебник, или он сам нашел способ согреть «ледяное озеро» и победить чудище. Итогом такой сказки должно быть позитивное решение и награда главному герою, который победил свой страх.
  8. Дозируйте время. При первых признаках усталости или тревожности ребенка прекращайте купание, переходите к играм на суше. Ощущение «дефицита» времени, которое можно проводить в воде, усилит интерес к ней. И ребенок сам станет просить искупаться или поиграть у воды.
  9. Обращайтесь к специалисту. Нет ничего страшного или стыдного в том, чтобы попросить помощи у психолога. Некоторые детские страхи могут быть действительно сильными и впоследствии перерасти в неврозы. Если чувствуете, что самостоятельно справиться не получается, страх слишком сильный, а вашего опыта и терпения не хватает, запишитесь на встречу с детским психологом: он поможет найти причину проблемы и подскажет методики решения.

Надеемся, наши советы сэкономят вам нервные клетки, а вашему малышу помогут преодолеть эту достаточно серьезную для него проблему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: