Ребенок хамит учителям – как повлиять на него?

Если ребенок конфликтует с учителем. Выход есть!

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок с удовольствием посещал школу, словно губка впитывал новые знания и приносил домой отличные оценки. Иногда на смену радужным ожиданиям приходит глубокое разочарование – ребенок конфликтует с учителем. Почему так происходит и что делать в этой ситуации?

Учителя бывают разные. Одни приходят в школу по зову сердца, их уроки интересные и веселые, отношения к детям доброе и уважительное. Для других педагогическая деятельность – это ежедневное испытание, которое дается очень тяжело и любви к своей профессии не добавляет. Занятия таких специалистов скучные и однообразные, отношение к ученикам снисходительное и порою агрессивное.

Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.

Психологическая подоплека конфликта

Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.

Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:

«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».

Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.

Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.

Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.

Но как быть, если поведение учителя действительно выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.

Стратегия и практика

Шаг 1: Поговорите с ребенком

Если между родителями и ребенком доверительные отношения, они первыми узнают о назревающем конфликте. Что делать в этой ситуации – вмешиваться сразу, или же позволить отпрыску попробовать наладить отношения с учителем самостоятельно, зависит от степени остроты конфликта. Если вы выбрали второй вариант, не допускайте, чтобы противостояние между ребенком и педагогом затянулось. Держите ситуацию на контроле!

Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.

Как говорить с ребенком? Чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику (как же без этого?) во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:

Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.

Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.

Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу. Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Разумеется, планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.

Шаг 2: Побеседуйте с учителем

Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.

Читайте также:
Энурез у детей в 7-10 лет. Что делать, если ребенок писается ночью?

Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?

Шаг 3: Сделайте выводы

После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте! Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации. Так, если у него проблемы по литературе, ввиду нелюбви к чтению, не заставляйте его читать – сейчас множество аудиокниг. Если ему тяжело даются даты по истории – пусть пишет шпаргалки, это проверенный способ запоминания информации.

Шаг 4: Держите руку на пульсе

Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.

Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.

Как победить подростковое хамство: 5 способов

Помните, что наш любимый милый ребенок все еще существует, он все так же любит нас и нуждается в нас, даже если теперь он это выражает по-другому. Когда-нибудь он обязательно поблагодарит нас, а это стоит всех этих переживаний и баталий.

Мы очень любим наших детей, но с некоторыми из них уже с 12-летнего возраста бывает очень трудно общаться. Конечно, их поведение имеет свои очень уважительные причины: гормональные всплески, особенности развития мозга в пубертатный период, новые социальные роли, влияние интернета и сверстников. Но нам-то от этого не легче. Мы хотим наладить общение с нашими детьми. Как это сделать?

Эффективные способы взаимодействия с подростками, которые хамят и грубят

1. Не поддавайтесь на провокации

Научитесь распознавать момент, когда ребенок «давит» на ваши «кнопки» или пробует продавить ваши личные границы. Юная особа стоит перед вами и с вызывающим видом выпускает из себя жуткие вещи, не имеющие смысла. Очень трудно с собой совладать при этом. Но ваши гнев и фрустрация, выплеснутые наружу, только добавят масла в огонь, а еще вы подадите плохой пример.

Поэтому когда ребенок провоцирует вас на «нервы» — распознайте это холодным разумом и не реагируйте импульсивно.

2. Соблюдайте спокойствие

Иногда кажется невозможным говорить спокойным голосом, но вы должны очень постараться не кричать. И пояснить, что вам не все равно и вы хотите обсудить проблему ребенка, поговорить на тему, вызывающую его негативную реакцию, но не в режиме скандала. «Мы будем говорить спокойно, по-человечески. Не кричи, успокойся, тогда обсудим, я тоже в этом заинтересована.» Скандал — это дестабилизированный родитель, а значит, — контроль в руках провоцирующего ребенка. Вернитесь в позицию взрослого, усмирив свои эмоции. И этого иногда бывает достаточно для разрядки обстановки.

Если же ребенок все еще «кипит» — дайте ему время прийти в себя. Вернитесь к проблеме позже, когда эмоции улягутся, но дайте понять — вы не «проглотили» ситуацию, вы не отступили, вы просто не хотите обсуждать вопросы с орущим человеком.

3. Не воспринимайте на свой счет

Очень страшно бывает слышать то, что в запале говорят подростки. Все это в духе древнегреческой трагедии про «ты — плохая мать», «я не просил меня рожать», «я уеду от вас в Африку» и так далее. Постарайтесь понять, что, как ни странно, в этом нет ничего личного. Это бунт, которому придается максимально болезненная для вас форма. Эти слова — просто орудия в борьбе тинейджеров против всего мира, ничего личного. Они очень хотят независимости и, в то же время, одобрения тех, кто значит для них так много: родителей и друзей.

Вспомните себя, вы ведь тоже наговорили многого своим родителям, о чем потом сожалели. Родителям тоже было горько, но они это пережили и, скорее всего, у вас теперь хорошие с ними отношения. Теперь ваша очередь. Помните, что упрямство и грубость у наших детей в этом возрасте чаще всего — это просто защитная реакция. Они испытывают нас, ищут доказательств нашей любви к ним, не смотря ни на что.

4. Установите железные правила

Безусловная любовь — не значит дать детям сесть вам на голову. Хоть и взрослеющие, они все еще нуждаются в ограничениях. Это помогает им осознавать, чего стоит ожидать от вас и чего ожидаете от них вы. Да, мы должны давать возможности для выхода их негативных эмоций, но мы и должны учить их, как выражать эти эмоции в приемлемой форме.

В жизни подростков полно плохих примеров, но мы должны противодействовать им, говоря о недопустимости неуважительного общения с другими: «Мы — семья, и мы говорим друг с другом вежливо». Вы также можете дать понять ребенку, что он обидел вас, чтобы он знал, что слова ранят — это помогает развить эмпатию. Если подросток хочет, чтобы к нему относились, как ко взрослому, пусть ведет себя как взрослый. Мы показываем им, как выглядит хамство и какие последствия ждут того, кто намеренно от него не воздерживается.

Читайте также:
Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

5. Не читайте нотаций

Наши дети часто уверены в том, что именно они — самые умные в мире. Эта уверенность имеет под собой физиологическую основу: их еще не до конца развитый мозг уверяет их в этом. В этот период жизни они как никогда склонны к импульсивному поведению и не понимают долгосрочных последствий своих решений. Иногда мы недоумеваем: ну как такой умный ребенок может поступать столь глупо или безответственно? Это временно, но убедить их полностью в том, что наш взгляд на жизнь — правильный (особенно, когда он действительно единственно правильный), часто просто невозможно. Не сходите с ума по этому поводу, вернитесь к предыдущему пункту.

Ни один ребенок в мире не ушел с родительской «лекции» просвещенным на всю жизнь насчет важности домашних заданий или поручений по дому. Разговорами мы никак не научим их быть менее эгоистичными или более ответственными.

Что делать? Не говорить о том, что правильно, а что неправильно: устанавливайте ожидания и последствия.

  • Не выполняют поручения по хозяйству? Окей, вычтем стоимость твоей рабочей силы из карманных денег. Если за тебя должен работать кто-то другой (мама, папа, брат, сестра), но знай: их труд — это деньги, и немалые.
  • Домашнее задание не выполнено? Все привилегии и «плюшки» в виде смартфонов, игр на компьютере, походов в кино нужно зарабатывать хорошими оценками.
  • Трудоспособный подросток не хочет взять себе подработку? Все, что не входит в список строго необходимых для здоровья и жизни вещей, — теперь твоя личная забота.

Сила похвалы

Если ребенок демонстрирует зрелость, когда начинает разговор вежливо или когда понимает и сообщает: «Мне нужно успокоиться», мы должны признать это и сказать ему о том, что гордимся таким поведением. Помните, что наш любимый милый ребенок все еще существует, он все так же любит нас и нуждается в нас, даже если теперь он это выражает по-другому. Когда-нибудь он обязательно поблагодарит нас, а это стоит всех этих переживаний и баталий. опубликовано econet.ru .

Кира Льюис, мама и блогер из Флориды (США)

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Школьник учителю не товарищ: что делать с дерзкими подростками

Психолог объясняет, как решать конфликты педагога и ребенка.

Эту историю рассказала челнинский школьный психолог Гульяна Бадгиева. А случилась она в одном из начальных классов той школы, где специалист работает.

Девочку «вышибли» из-за «вышибалы»

В классе стали возникать конфликты. Ученики ссорились с одной и той же одноклассницей. Случались драки. Ученица не уступала, не успокаивалась, дошло до того, что в ссоре с ней оказалась половина класса. Учительница вмешивалась, «разруливала» конфликты, вела беседы, но ссоры продолжались. В школу пригласили маму агрессивной ученицы. Родительница пришла и так же агрессивно, как и дочь, стала упрекать во всем учителя и одноклассников. Мол, мою дочь не понимают, третируют. Конфликт поэтому усугубился, а у агрессивной девочки из-за переживаний появились приступы рвоты.

– Когда я стала разбираться в ситуации, то выяснилось, что учительница не догадалась выяснить первопричину всех конфликтов. Надо было спросить у ребят, почему до какого-то момента все было нормально, а потом вдруг одна ученица стала вызывать у одноклассников раздражение. Учителя – это, как правило, хорошо образованные и опытные педагоги, но они не психологи. И это создает им сложности в их работе, – говорит Бадгиева.

Психолог выяснила, что ссоры начались во время игры в «вышибалу» на уроке физкультуры. По мнению ребят, их одноклассница нарушила правила и не согласилась с этим, стала доказывать, что это она играет как надо, а правила нарушают все остальные. Специалисту пришлось учить ребят умению разбираться в конфликтной ситуации (разговаривать спокойно, без оскорблений и не повышая голоса) и умению идти на компромиссы. В таких случаях многое зависит и от родителей. Здесь мамам и папам надо прийти на помощь учителям, а не бросаться на них в атаку. Родителю ведь бывает проще выяснить, что случилось, дети с ними могут быть более откровенны.

Учитель забывает, что имеет дело с детьми, а не молодыми людьми

По словам Бадгиевой, у учителей постоянно возникают сложности в работе еще и потому, что работать многим из них приходится со школьниками разных возрастов.

– Учитель принимает пятый класс, ведет его до девятого, а потом снова принимает пятый класс. Сложность здесь в том, что иметь дело с 16-летними юношами и девушками – это одно, а с двенадцатилетними подростками – совсем другое. Учителя знакомы с особенностями детей разных возрастов, но им все равно нужно время для адаптации, – объясняет психолог.

Двенадцатилетние ученики – это еще во многом дети, они нуждаются в повышенном внимании и помощи со стороны учителя. А педагоги по инерции ведут себя с ними уже как со взрослыми людьми.

– Простой пример: учитель дает задание на дом и указывает параграф. И этим и ограничивается. А пятикласснику этого мало. Он ждет, что ему скажут в каком разделе и на какой странице учебника задание находится. Без этого он его может не найти, а родителям потом скажет, что на дом ничего не задавали. Потому что он в этом искренне уверен, – растолковывает специалист.

Читайте также:
Интервью врача-лора о лечении хронического тонзиллита

В итоге ученик попадает под «перекрестный огонь»: ему ставит двойку учитель, а дома за это наказывают родители. Это тот нюанс, о котором родителям пятиклассников не мешает знать. Разбирайтесь в ситуации и тактично помогайте учителю адаптироваться.

Когда педагог с плачем выбегает из класса

– В принципе можно дать еще один совет, но он адресуется только учителям. Бывают случаи, когда учительница со слезами на глазах, а то и громко плача убегает из класса посреди урока, – говорит психолог об очередной большой сложности в работе учителей.

Чаще всего такое случается, когда в классе среди учеников появляется тот, кто начинает дерзить во время урока. Прерывает преподавателя какими-то словечками, комментариями. А в ответ на замечания огрызается, хамит.

– У такого поведения чаще всего две причины. Или у ребенка возникли сложности в семье, ему трудно, он таким образом обращает на себя внимание. Или ученик уверен, что в какой-то момент учитель его оскорбил, унизил, поступил с ним несправедливо, тогда его поведение – это месть преподавателю, – раскрывает суть дела Бадгиева.

Опытный преподаватель «разрулит» такой конфликт без осложнений. Неопытные педагоги или педагоги, привыкшие весь класс и каждого ученика в отдельности держать в узде, в подчинении, столкнувшись с дерзостью на уроке, стремятся тут же ученика (ученицу) приструнить:

– Прекрати немедленно! Не мешай вести урок, ты не один в классе! Закрой рот и смотри в учебник! – примерно так говорят учителя такому ученику.

Но тот не поддается и начинается скандал. Разборка с учителем становится безумно интересна всему классу. Кроме того, класс, как правило, мигом встает на сторону своего одноклассника и педагог вдруг понимает, что ему дерзит и хамит весь класс и он не может ничего с этим сделать. Остается только ретироваться в учительскую или в кабинет директора школы.

– В таких случаях учителю лучше не гнуть свою линию, а сделать все, чтобы главный разговор с непослушным учеником состоялся не на уроке. На перемене или после уроков стоит поговорить со школьником, чтобы понять мотивы его поведения. Потом, если необходимо, можно и какие-то меры принимать, – советует психолог.

И хотя она адресовала этот совет учителям, есть о чем и родителям задуматься. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша взрослая жизнь и взрослые конфликты не сказывались на психологическом состоянии детей. Иначе у них могут возникнуть сложности и в школе.

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать». Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион. Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан. На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Читайте также:
Дислексия: виды, причины, методы коррекции, мнения специалистов

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Если ребенок транслирует эпизоды насилия, которые видит дома, — важно поговорить с одним из родителей о проблеме. Возможно, он тоже нуждается в помощи, и просто не понимает, что происходящее в семье не норма и не признак «крепкой руки», а опасная ситуация, прерывать которую нужно срочно! Расскажите о том, как опасно и психологическое насилие — угрозы, ругань, обесценивание, насмешки, газлайтинг, экономическое насилие в семье и т. д. А если родитель не вступает в диалог или даже обвиняет коллектив школы в сложившейся ситуации?

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему. Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему». Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва. По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя. Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле.

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное. Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит. Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

Читайте также:
10 лучших летних лагерей для школьников 7 лет и старше в России
4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести. Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе». Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге. Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию. Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне. Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Дислексия

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

МКБ-10

  • Причины дислексии
    • Биологические факторы
    • Социальные факторы
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дислексии
    • Фонематическая дислексия
    • Семантическая дислексия
    • Аграмматическая дислексия
    • Мнестическая дислексия
    • Оптическая дислексия
    • Тактильная дислексия
  • Диагностика
  • Коррекция дислексии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

  • черепно-мозговая травма;
  • нейроинфекции;
  • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
  • истощающие заболевания.
Читайте также:
Что должен знать и уметь будущий первоклассник - готов ли к школе мой ребенок?

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию(вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.
Читайте также:
Как укрепить осанку и мышцы у детей 7-10 лет - 15 упражнений

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика.

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика

Причины дислексии у ребёнка и методы её коррекции. Примеры и советы нейропсихолога

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.

Дислексия – что это за «болезнь»?

Когда появляются видимые проблемы при написании слов и чтении у ребенка, родители начинают задумываться о причинах и подозревать у ребенка дислексию и, разумеется, озадачиваются вопросом: « Дислексия: что это такое?».
Итак, дислексией у ребёнка называют специфическое расстройство, выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь, характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения гуманитарным дисциплинам.

– изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;

– трудности в освоении правописания и принципов чтения;

– замена слов, схожих по смыслу и звучанию;

– «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;

– трудности с распознаванием слов;

– частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;

– затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;

– низкая скорость чтения и письма;

– игнорирование знаков препинания и т.п.

Причины возникновения дислексии:

Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников :

1) Нейробиологические

При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.

2) Генетические

Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка , является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.

Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.

3) Социальные факторы

непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в силах справиться в столь юном возрасте. Так, например, родитель старается уже в 3-4 года сделать из малыша вундеркинда, обучая его чтению и письму в кратчайшие сроки, не осознавая, что главной функцией мозга в этом возрасте является физиологическое развитие. Позже – школа, адаптация, большой объем информации, Д/З, кружки, секции… В таком ритме будет сложно даже взрослому, что уж говорить про ребенка.

социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.

Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.

неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.

Читайте также:
Детские ролики: обзор лучших моделей для детей 3-12 лет, правила выбора.

Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.

Виды дислексии с примерами:

Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:

1) Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.

Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.

2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.

3) Семантическая дислексия. При таком расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее» чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем предложения и текста.

4) Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.

5) Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.

6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.

Методы коррекции дислексии

Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.

Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.

Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка , которые будут полезны при любом виде нарушения:

1. Составление рассказа по серии картинок.

2. Упражнения на развитие всех видов памяти.

3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.

4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.

5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.

6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.

7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.

Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.

Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.

Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.

Как помочь. Советы нейропсихолога

Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.

Важно не давить на ребёнка и быть к нему максимально лояльным, особенно при выполнении упражнений. Необходимо относиться к проблеме спокойно и терпеливо, иначе можно вызвать чувство вины у малыша. Помните, он никаким образом не виноват в возникшей патологии. Главное – дать ему время.

Читайте также:
Ребенок получил первую двойку - правильная реакция родителей должна быть такой

Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.

Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.

От родителя зависит многое, но в одиночку справиться с дислексией невозможно. Поэтому важно всегда обращаться к специалистам: нейропсихологам, логопедам-дефектологам, которые проведут диагностику, составят индивидуальный план коррекции и подберут эффективные методы по борьбе с конкретным видом нарушения.

Дислексия

Дислексия — это нарушение развития навыков чтения, спровоцированное недоразвитыми психическими функциями. Если не провести своевременную коррекцию дислексии у детей может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние.

  • Определение и виды дислексии
  • Причины и симптомы
  • Диагностика
  • Коррекция и лечение

Определение и виды дислексии

Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе. Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.

Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:

  1. Дислексия — навык чтения нарушается частично.
  2. Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.

Если не провести своевременную коррекцию дислексии у детей может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние

Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.

По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  • Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  • Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  • Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  • Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  • Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
  • Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова — ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

Причины и симптомы дислексии

Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.

Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:

  • деформация головного мозга во время родов;
  • порок сердца и анемия матери при беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушенное развитие пуповины;
  • раннее отслоение плаценты;
  • тяжелые роды;
  • удушье новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:

  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.

Главные социальные причины дислексии:

  • нехватка общения;
  • уединение ребенка;
  • запущенность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (билингвизм);
  • раннее образование;
  • быстрый темп обучения.

Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.

Симптомы

Опишем симптомы по видам дислекции:

  • Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
  • Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
  • Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
  • Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
  • Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
  • Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
  • Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Читайте также:
Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

Механизм проявления нарушения

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.

Этапы чтения:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
  2. Соотношение букв с фонемами.
  3. Сложение фонем в слоги.
  4. Соединение слогов в целое слово.
  5. Группирование слов в предложение.
  6. Осмысление прочитанного материала.

Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.

Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.

Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.

Диагностика дислексии

При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления.

Начальный этап работы логопеда — сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку.

Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты.

Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:

  • переписать часть текста;
  • написать текст под диктовку;
  • составить индивидуальное письмо.

Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты.

При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве.

При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проводит офтальмологические исследования.

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис утверждает, что дислексия возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: