Ребенок не говорит в 2 года: причины, признаки ЗРР, нормы развития речи, мнения специалистов

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Что такое задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 – 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи

Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).

Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:

  • ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы). Как правило, в анамнезе у детей прослеживается гипоксия во время родов, недоношенность, родовые травмы или внутриутробные инфекции.
  • Нарушения слуха (тугоухость). Слух крайне важен для правильного формирования речи у ребенка, поэтому важно провериться у детского отоларинголога в случае возникновения подозрений на эту проблему.
  • Инфекционные заболевания в раннем возрасте: энцефалиты, менингиты, длительные заболевания, которые ослабили иммунитет ребенка.
  • Наследственный фактор. Если один из родителей начал поздно говорить, то есть вероятность того, что аналогичная проблема появится и у ребенка.

Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:

  • Невостребованность речи. Если в семье не развита культура общения между родителями и ребенком, то у ребенка попросту не будет потребности в том, чтобы что-то говорить.
  • Педагогическая запущенность. Она является следствием отсутствия внимания со стороны родителей, которые должны заботиться о своем ребенке, чаще с ним играть, разговаривать с ним.
  • Общий неблагоприятный климат в семье. Если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР.
  • Дисгармоничные стили воспитания (педагогическая непоследовательность, доминирующая гиперпроекция и т.д.).
  • Сильный испуг и психологические травмы в раннем возрасте. Часто ЗРР диагностируется у детей, которые побывали в зоне военных действий.
  • Билингвизм у ребенка. Помимо очевидных плюсов, двуязычие у ребенка может стать следствием сложностей с освоением грамматических норм родного языка, коммуникативным и другим проблемам.
Читайте также:
Топ 7 лучших средств для мытья головы и тела для маленьких детей

Симптомы задержки речевого развития

Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:

  • Отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит).
  • Дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются.
  • Первое слово появилось только после 1 года.
  • Эхолалия в возрасте 1,5 лет.
  • Ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя.
  • Невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года).
  • В 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.
  • Использование мимики и жестов как основных средств коммуникации. Ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно и т.д.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

МКБ-10

  • Причины ЗРР
    • Органические причины
    • Социальные причины
  • Патогенез
  • Развитие речи в норме
  • Симптомы ЗРР
  • Диагностика
  • Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Читайте также:
Развитая речь у малыша – это реально! Все о развитии речи у ребенка дошкольного возраста дома

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 2-3 мес.);
  • лепета (с 5-6 мес.);
  • лепетных слов (с 8-10 мес.);
  • первых слов (в 10-12 мес.).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Читайте также:
Что читать перед сном маленьким детям 2-3 лет - список сказок и историй

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз “задержка речевого развития”, дело не только в “говорить”. Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;

годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;

ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;

ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;

малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;

ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);

  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.
  • В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

    Как прояснить ситуацию

    Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

      Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

    Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?

    Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?

    Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?

  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?
  • Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

    Что нужно и не нужно делать?

    Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

    1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

    2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

    Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

      Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

    Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.

    Задействовать методы нетрадиционной медицины.

    Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).

    Делать массажи с целью «запустить речь».

  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.
  • Как разговорить ребенка?

    Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

      Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

    Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.

    Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.

    Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.

    Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.

  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).
  • В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

    Консультация для родителей «Полезные и вредные игрушки»

    Мария
    Консультация для родителей «Полезные и вредные игрушки»

    Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

    Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

    Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.

    Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть.Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

    Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

    Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.

    Страшилки и монстры.

    Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.

    Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

    Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

    Барби и компания.

    Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни,к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

    Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

    Опасные игрушки.

    1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

    Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

    2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

    3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

    Вот примерный список полезных детских игрушек. Этот перечень может изменяться в отличие от возраста ребенка.

    1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

    Куклы (Средних размеров).

    Набор кукол «семья».

    Домашние и дикие животные, динозавры.

    Автомобили разного назначения средних размеров.

    Наборы: военная техника, корабли, самолеты.

    Наборы для сюжетно-ролевых игр.

    Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

    2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.

    Набор объемных геометрических фигур.

    Набор картинок для группировки.

    Серия картинок для установки последовательности.

    3. Строительные игрушки.

    Набор цветной бумаги и картон.

    Пластмассовый конструктор.

    4. Музыкальные игрушки.

    Поющие игрушки.

    5. Спортивные игрушки.

    6. Игрушки-забавы.

    Важно не количество игрушек у ребенка, а то, умеет ли ребенок в них играть.

    Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?

    Важна реалистичность игрушек.

    Большой размер игрушек.

    Материал, из которого сделана игрушка,должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.

    Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.

    Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.

    Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

    Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.

    Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.

    Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.

    Игрушка не должна вселять страх в ребенка.

    Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.

    Беседа «Полезные и вредные привычки» Беседа «Полезные и вредные привычки.» Цели и задачи: Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от.

    Консультация для родителей «Полезные и вредные привычки» Консультация для родителей Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно.

    НОД по ФЦКМ «Полезные и вредные привычки» в средней группе Задачи : Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закреплять умение объяснять.

    Конспект НОД «Полезные или вредные?» для подготовительной к школе группы Полезные или вредные? Программные задачи: Формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на полезных и вредных. Развивать.

    Конспект открытого занятия «Полезные и вредные продукты» Фамилия, имя, отчество педагога, должность Лебедева Наталья Борисовна, воспитатель Наименование учреждения, город СПб ГБСУСО «ДДИ № 1».

    Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 с. Шурскол Конспект НОД «Полезные и вредные.

    Консультация для родителей «Вредные и полезные продукты для детей» Самые полезные продукты для детей Список полезных продуктов для детей составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних.

    Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе Желаете быть здоровыми и энергичными? Начните с правильного питания. От того, что мы едим, напрямую зависит наше самочувствие. Сбалансированность.

    Образовательная ситуация в средней группе «Полезные и вредные продукты» «Полезные и вредные продукты» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Программное содержание: Учить различать полезные и вредные продукты. Закрепить у детей знания о пользе тех или иных продуктов. Уточнить.

    Осторожно, игрушки! Или 10 самых вредных и опасных игрушек для детей разного возраста

    К большому сожалению, игровые принадлежности не всегда отличаются надёжностью и безопасностью. На прилавках часто в большом изобилии имеются пупсы, погремушки или резиновые зверьки, изготовленные из ядовитых материалов. Чем же опасны вредные игрушки?

    Малыш, который любит жевать погремушки и резиновых утят, может получить дозу токсического вещества: свинцовых, ртутных, фосфорных соединений, формальдегида.

    Именно поэтому родителям необходимо знать, какие игрушки наиболее опасны для детей разных возрастов и как выбирать безвредные куклы и машинки для своего чада.

    Самые вредные игрушки для детей

    Казалось бы, какой вред могут нанести ребёнку безобидные пупсы, резиновые зверята или конструкторы? Однако, встречаются игрушки, взаимодействие с которыми может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье. О них мы и поговорим дальше.

    Магнитные конструкторы

    Сами по себе игрушки типа «Неокуб» полезны для развития детского мышления. Однако, имеется у них один очень большой минус – ребёнок может проглотить мелкие детали, которые содержат магнит.

    И, если при глотании обычного небольшого предмета пищеварительный тракт не страдает (детали конструктора выходят естественным путём), то в случае с магнитными элементами ситуация совершенно другая.

    Магниты тут же начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в своеобразные конгломераты внушительных размеров. Самостоятельно они уже не могут выйти из организма, к тому же травмируют стенки кишечника, что очень опасно.

    Чтобы избежать негативных последствий, следует придерживаться нескольких правил:

    1. Не покупайте магнитные конструкторы детям, которым ещё не исполнилось 3 лет.
    2. У безопасной игрушки магнитные элементы находятся внутри пластикового кожуха, что исключает вероятность проглатывания ребёнком.
    3. Детали игрушки должны быть крупными. В таком случае ребёнок попросту не сможет проглотить заинтересовавшую его часть конструктора.

    Мягкие игрушки

    Вспомните, как часто маленького карапуза родственники и знакомые буквально заваливают плюшевыми зайцами, медведями и слонами. И хорошо, если такие игрушки изготовлены из высококачественных материалов. Однако так бывает не всегда.

    Достаточно часто при изготовлении мягких игрушек применяют вещества, которые способны вызвать (или спровоцировать) у ребёнка астматические или аллергические реакции.

    Вместо плюша используют синтетические волокна, к тому же окрашенные в токсические краски. А это уже чревато отравлением малыша, которые активно играет с таким вот «ядовитым» мишкой.

    Ещё один риск – наличие антипиренов (веществ, защищающих от огня). Такие химические соединения, скопившись в организме, могут привести к проблемам в функционировании нервной и эндокринной систем, иммунитета.

    Также не следует забывать, что пушистые приятели накапливают пыль и пылевых клещей, также способных вызвать ухудшение состояния у детей-аллергиков.

    Детское оружие

    Луки, «огнестрельное» оружие, сабли с каждым годом становятся всё более реалистичными.

    Некоторые производители настолько усовершенствуют свои игрушки, что обычный детский пистолет превращается чуть ли не в травматику.

    Естественно, при неосторожном обращении (а в случае активных мальчишеских игр это практически неизбежно) повышается вероятность травмирования:

    • попадание пулек или стрел в глаза;
    • порезы от сабель и мечей;
    • оглушение от громких звуков.

    Родителям необходимо постоянно напоминать детям об осторожности при обращении с моделями оружия. А от пистолетов с пулями лучше вообще воздерживаться во избежание повреждения органов зрения у своего чада или его товарищей.

    Наборы для экспериментов

    Несмотря на то что в наборы для химических или физических опытов обычно не включают опасные для жизни реагенты, важно понимать, что для маленьких детей дошкольного возраста подобные эксперименты находятся под строгим запретом.

    Да и школьники, обладая живым умом и склонностью к авантюрам вполне способны заменить химические ингредиенты каким-нибудь более «эффективным» веществом или внести коррективы в инструкцию.

    Именно поэтому, если покупки не избежать, следует держать мини-лабораторию и самого экспериментатора под строгим контролем.

    Музыкальные игрушки

    Музыкальные инструменты (барабаны, дудки и т.д.) очень полезны для полноценного развития малыша, особенно для совершенствования фонематического слуха.

    Однако это правило работает, если такие игрушки изготовлены из качественных материалов и отличаются правильным звучанием.

    На рынке же можно встретить инструменты для ребёнка, звуковой порог которых превышает точно выверенный предел в 85 Дб.

    Превышение этой нормы может негативно сказаться на развитии слуха, а в особо тяжёлых случаях, если имеется предрасположенность, и вовсе вызывает глухоту.

    При выборе дудок, свистелок и прочих музыкальных игрушек необходимо в обязательном порядке обращать внимание на издаваемые звуки. Они должны быть не очень громкими, чистыми, без посторонних шумов и неприятных хрипов.

    Игрушки с пропеллерным механизмом

    Прогресс не стоит на месте, поэтому на рынке всё чаще и чаще появляются игрушки с пропеллером.

    Детям младшего школьного возраста приобретают летающих фей, миньонов. Подростки же без ума от всевозможных квадрокоптеров и прочих летательных аппаратов.

    Невзирая на тот факт, что производители заверяют родителей о безопасности подобных устройств, следует понимать, что это техника, которая всегда может дать сбой. Так что не исключены рваные раны, царапины или ушибы.

    Лучше всего освоение подобных летающих конструкций оставить до подросткового возраста. Дети помладше могут играть в игрушки с пропеллером только в присутствии взрослых и под их неусыпным контролем. Это важное условие!

    Токсичные игрушки из резины и ПВХ

    Различные уточки из резины – обязательный атрибут для купания маленьких детей. Однако мало кто из родителей задумывается над тем, что подобные изделия могут нести опасность ребёнку.

    Некачественная резиновая игрушка отличается:

    • резким химическим «ароматом»;
    • ядовитыми расцветками;
    • нестойким красителем, который остаётся на руках.

    В состав низкокачественных резиновых изделий могут входить такие небезопасные для ребёнка вещества, как мышьяковые, свинцовые и ртутные соединения.

    Кроме того, в продаже имеются и игрушки из поливинилхлорида (ПВХ), который представляет собой материал, по свойствам напоминающий резину и пластик.

    В некоторых европейских странах запрещено использовать ПВХ в производстве детских игрушек. Российские специалисты пока подобные ограничения не вводили, поскольку сам поливинилхлорид не представляет опасности.

    Однако при его изготовлении недобросовестные производители могут применять такие токсичные соединения, как фенол, альдегиды или фталаты. Достаточно помыть игрушку из некачественного ПВХ горячей водой, как эти вещества начнут выделяться из изделия.

    Помимо этого, маленькие дети, любящие пробовать всё на вкус, вполне способны облизнуть яркую игрушку или отгрызть от неё небольшой кусочек. А это значит, что ядовитые вещества могут проникнуть в организм и привести к отравлению.

    Фосфорные игрушки

    В детских спальнях часто можно встретить различные светящиеся фигурки, наклейки на потолок или для шкафов.

    В большинстве случаев производители применяют при изготовлении эти игрушек безопасные светоотражающие краски или люминесцентное покрытие.

    Настораживают опять же китайские компании, которые заменяют эти вещества на более дешёвые фосфорные соединения. Конечно, игрушки тоже радуют малыша приятным свечением, однако этот химический элемент достаточно опасен для ребёнка.

    В зоне риска оказываются сердечно-сосудистая и метаболическая системы, пищеварительный тракт, работа печени. Вот почему необходимо требовать от продавцов сертификаты и покупать такие игрушки исключительно в надёжных и проверенных магазинах.

    Детские мотоциклы

    Мальчишки (да и некоторые девчонки) обожают гонять. Именно поэтому родители, желая порадовать своё любимое чадо, всё чаще задумываются о приобретении детского мотоцикла.

    Однако подобное транспортное средство – достаточно мощная игрушка, с которой справится не каждый ребёнок. Многие дети, невзирая на предупреждения, могут разгонять большую скорость, выезжать на дорогу или кататься на мотоцикле без шлема. А это грозит серьёзными травмами.

    Также следует помнить о том, что при выборе транспортного средства нужно учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка. Детские мотоциклы делят на 3 основные категории:

    • каталки. Предназначены для детей от 2 лет, малыш приводит такой мотоцикл в движение, просто отталкиваясь ножками от пола;
    • электрические. Такие модели действуют от аккумуляторов и предназначены для детей от 3 лет и старше;
    • бензиновые. Это подростковые транспортные средства, их приобретают детям старше 12 лет.

    Пиротехника

    Некачественные пиротехнические изделия – прямая угроза для здоровья и даже жизни ребёнка.

    Особенно часто про несчастные случаи с пиротехникой говорят в период новогодних праздников, однако это не останавливает некоторых нерадивых родителей от покупки подобных игрушек.

    Хотя дети и сами могут купить петарды и хлопушки, несмотря на запреты продавать пиротехнические изделия несовершеннолетним.

    Следует понимать, что опасность для ребёнка представляет не только недоброкачественная пиротехника. Неопытный пользователь может случайно испортить фейерверк или петарду, в результате чего «снаряд» способен взорваться прямо в руках, повредив глаза, пальцы или кожу.

    Рекомендации экспертов по выбору игрушек

    Итак, опасные игрушки для детей подстерегают буквально повсюду, поэтому важно знать основные правила выбора игровых принадлежностей, чтобы исключить риск приобретения вредного изделия. Избежать неудачных покупок помогут несколько полезных советов от специалистов.

    1. Изделие и сертификат на него должны обладать пометкой CE. Такая маркировка свидетельствует, что товар полностью соответствует стандартам безопасности Европы.
    2. Лучше купить одну дорогую куклу, чем пять игрушек сомнительного качества. Кроме того, приобретать товары для ребёнка лучше не на рынке, а в специализированных магазинах. Пусть вам в итоге и придётся заплатить больше.
    3. Важно удостовериться в наличии сертификата и прочих сопроводительных документов, которые подтверждают качество товаров.
    4. Обращайте внимание и на соответствие игрушки возрасту ребёнка. Это правило особенно важно, если малышу меньше 3 лет, поскольку наличие мелких деталей очень опасно в раннем возрасте.
    5. Игрушки с резким «ароматом» и ядовитой расцветкой сразу откладывайте в сторону. Это верный признак некачественного изделия, потенциального опасного для ребёнка.
    6. Убедитесь в целостность игрушки, особенно если они с наполнителями. Нужно проверить все пайки, а в случае с плюшевыми игрушками – швы, поскольку ребёнок вполне может разгрызть или разорвать нитки.
    7. Дети младше трёх лет постоянно тянут в рот игрушки, поэтому перед покупкой убедитесь, что сами изделия или их детали больше по размеру детского кулачка.
    8. Не покупайте изделия их хрупкого пластика. От броска об пол такая игрушка треснет, после чего её осколки вполне могут оказаться у ребёнка во рту.
    9. Откажитесь от покупки громких музыкальных инструментов или пищалок, поскольку, как уже было отмечено, подобные изделия способны навредить детскому слуху.

    Уход за купленными игрушками

    Не следует думать, что выполнение вышеописанных рекомендаций – конечный «пункт» при покупке игрушки.

    Перед тем, как отдать куклу или медвежонка малышу, необходимо выполнить несколько важных действий:

    • обязательно осмотрите игрушку, снимите этикетки и прочие приклеенные ярлыки. Такие бумажки очень нравятся маленьким детям, поэтому кроха ненароком может их сгрызть и проглотить;
    • изделие из пластика, резины или дерева необходимо обязательно промыть в горячей воде с мылом. Исключение – игрушки из ПВХ, которые не терпят высокотемпературных воздействий;
    • также можно очистить поверхность игрушки от возможных бактерий и прочих вредных микроорганизмов с помощью спирта или безопасного дезинфицирующего средства;
    • игрушки из текстиля, меха или плюша нужно постирать. Сделать это можно вручную либо в машине на деликатном режиме. Затем чистое изделие следует высушить на открытом воздухе.

    Перед тем, как дать игрушку в руки ребёнку, необходимо тщательно изучить инструкцию, особенно раздел с предупреждениями. Там имеется вся информация по эксплуатации и уходу за купленным изделием. Возможно, куклу нельзя купать, а конструктор – хранить рядом с батареей.

    Как избавиться от опасных игрушек?

    Вредные некачественные игрушки проникают в дом разными путями. Даже если мама не приобретёт некачественную куклу или плюшевого зайку, их всегда может подарить бабушка или знакомые семьи. Естественно, не со зла, а по не знанию.

    Обижать дарителя, конечно, не стоит. Также не рекомендуется акцентировать детское внимание на нежелательном изделии (ведь оно может оказаться вполне симпатичным на вид).

    Что делать с игрушкой? Всё зависит от реакции ребёнка:

    • если подарок не вызвал особого интереса, его можно вначале убрать подальше, а затем и вовсе выбросить;
    • если ребёнок заинтересовался блестящим и шумящим игровым предметом, то необходимо подождать, пока малыш переключит внимание на что-то другое. Конечно, предварительно нужно убедиться, что игрушка не имеет отваливающихся элементов.

    После снижения интереса нежеланную игрушку можно «случайно» потерять. Вероятно, малыш будет горевать об утрате, поэтому необходимо взамен приобрести что-то действительно полезное и ценное для маленького пользователя.

    Таким образом, сегодня выбор игрушек для детей любого возраста просто поражает. Неудивительно, что не все мамы и папы ориентируются в функционале и особенностях игровых аксессуаров. Тем более не разбираются в качестве игрушек малыши.

    Каковы самые опасные игрушки? К этой категории относятся изделия, которые изготовлены из некачественных материалов, не соответствуют возрасту ребёнка и его психологическим особенностям.

    Ну а описанные выше правила подскажут родителям, как купить действительно полезную игрушку, которая вызовет интерес у малыша, поможет развить мышление или память, ну и просто порадует маленького хозяина.

    Насколько опасны некачественные и бесполезные игрушки для детей 2-3 лет?

    • Руководство
    • Структура
    • Функции и полномочия
    • История
    • Обращения граждан
    • Пресс-служба
    • Общественный совет
    • Контакты
    • Для сотрудников
    • Эпидемиологический надзор
    • Санитарный надзор
    • Защита прав потребителей
    • Организация деятельности
    • Государственная служба и кадры
    • Постановления
    • Приказы
    • Письма
    • Методические документы
    • Протоколы
    • Решения
    • Проекты документов
    • Федеральные законы
    • Постановления Правительства РФ
    • Административные регламенты
    • Государственные доклады
    • Санитарные правила
    • Прочие документы
    • Надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия
    • Надзор в области защиты прав потребителей
    • Положения и регламенты
    • Техническое регулирование
    • Государственная регистрация продукции
    • Лицензирование отдельных видов деятельности
    • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
    • Прием уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности
    • Реестры
    • Отчеты
    • Общественная приемная
    • Обращения граждан
    • Информационные ресурсы по защите прав потребителей
    • Нормативно-правовая база
    • Телефонная справочная линия
    • Полезная информация
    • Обзоры обращений граждан

    Как выбирать безопасные детские игрушки?

    Среди всего многообразия детских игрушек несложно потеряться. При этом детская игрушка должна не только нравиться ребенку и быть ему интересной, но и подходить ему по возрасту, быть безопасной, отвечать многим нормативам и стандартам.

    Канун праздников — время выбора и покупки подарков. С особым пристрастием стоит отнестись к детским игрушкам, так как, выбирая ребёнку подарок, нужно учитывать сразу множество моментов.

    Не знаете, что именно купить в подарок, а у ребёнка явных увлечений ещё нет? Ориентируйтесь на возраст. Так, детям до года обычно покупают погремушки, небольшие плюшевые игрушки, кубики средних размеров и пирамидки из колец. Для детей от года до трёх можно выбрать игрушечную посуду, пластилин, мозаику или смывающиеся краски.

    Для детей старше трёх лет подойдут инструменты для рисования, например доска и цветные мелки, краски и фломастеры, также можно купить различные развивающие наборы. Почти беспроигрышный вариант — это куклы с аксессуарами, солдатики и машины, а также игрушки в форме зверей или персонажей мультиков. Детям постарше, уже после шести лет, будут интересны радиоуправляемые модели автомобилей, сложные мелкие конструкторы, куклы и реалистичные аксессуары, настольные игры, головоломки, автоматы, пистолеты, фигурки военных, шумовые музыкальные инструменты.

    Правила выбора детских игрушек

    Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на:

    Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.

    Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.

    При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги.

    Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.

    Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша.

    В инструкции должна быть указана следующая информация:

    • о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребёнком);
    • по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребёнка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и т. п.);
    • по эксплуатации игрушки и мерам предосторожности;
    • предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности;
    • указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей в возрасте до 3 лет;
    • о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
    • указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы;
    • рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек — роликовых коньков и роликовых досок).
    • «Не рекомендовано детям до 3 лет» — на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет;
    • «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» — на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей;
    • «Осторожно! Во избежание возможности запутывания ребенка снимите игрушку, когда ребенок начнёт подниматься на руках и коленях!» — на игрушках, используемых в колыбели, детской кровати или коляске.

    Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.

    Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.

    Звук — он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.

    Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей — они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

    Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.

    Возраст ребёнка. При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена. В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.4.7.007-93, на потребительской упаковке или вкладыше должна быть указана информация о возрасте детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

    • до года (ранний);
    • от года до 3 лет (ясельный);
    • от 3 лет до 6 лет (дошкольный);
    • от 6 лет до 10 лет (младший школьный);
    • от 10 лет до 14 лет (средний школьный).

    Место, где вы покупаете игрушки. Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.

    Для самых маленьких

    К погремушкам для детей грудного возраста предъявляются особые требования. В частности, они не должны быть окрашены или расписаны и не должны быть тяжелее 100 грамм. Выбирайте плотные и прочные погремушки — это особенно важно, если внутри игрушки есть жидкость. Детали, предназначенные для соприкосновения с губами детей, должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

    Права потребителей

    Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки, согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вы можете поменять непродовольственный вид товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

    Но стоит помнить, что исключением являются электронные игрушки и непериодические издания для детей, например книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации надлежащего качества. Именно эти виды товаров не подлежат возврату или обмену.

    Если же вы уже после покупки обнаружили в выбранной вами игрушке недостатки, то вы как потребитель вправе:

    • потребовать замены игрушки на аналогичную (этой же модели или артикула);
    • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
    • потребовать соразмерного уменьшения цены (стоимости игрушки);
    • потребовать незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
    • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, то есть по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками, а потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: