Ребенок плохо ест. Причины отсутствия аппетита у малыша в возрасте 1-2 лет

Отсутствие аппетита у ребенка

Отсутствие аппетита у ребенка – это достаточно распространенное явление, которое в большом количестве случаев может быть всего лишь физиологической особенностью. Однако, порой это может быть сигналом патологического процесса, происходящего в организме. Особенно должно настораживать резкое изменение аппетита. Обычно малыш охотно садится за стол и ест с удовольствием, но вдруг начинает отказываться от приема пищи? Данный факт нельзя оставлять без внимания, особенно, если присутствуют и другие признаки недомогания.

Каковы возможные причины отсутствия аппетита у ребенка? Что делать, если сопутствующими симптомами выступают рвота, слабость или повышенная температура тела? Может ли аппетит меняться под воздействием психологических факторов, и стоит ли бить тревогу?

Первое и самое важное, на что стоит обратить внимание – это наличие сопутствующих симптомов. Так или иначе, точную этимологию явления может установить только специалист, опираясь на результаты проведенных исследованием. По этой причине заниматься самолечением при наблюдении подобной симптоматики строго не рекомендуется!

Отсутствие аппетита у ребенка. Причины.

Причинами потери аппетита у ребенка могут быть самые разнообразные факторы. Рассмотрим ряд наиболее распространенных из них.

  • Инфекционные заболевания
  • Пищевые отравления
  • Нарушения обмена веществ
  • Заболевания органов пищеварения
  • Острые респираторные инфекции или интоксикация организма
  • Дефицит определенных веществ в организме
  • Паразиты
  • Почечная недостаточность или прием некоторых видов медикаментов
  • Генетическая предрасположенность.

Этот ряд можно перечислять долго. Именно поэтому при обнаружении такого тревожного признака, как потеря аппетита, стоит обратиться за консультацией врача для проведения обследования.

  • Резкие перемены в жизни ребенка, вызывающие стресс
  • Неблагоприятный климат внутри семьи или коллектива
  • Нарушения режима питания и распорядка дня
  • Чрезмерное употребление сладкого.

Опасные причины отсутствия аппетита у ребенка могут проявлять себя сопутствующими симптомами. В том случае, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных сигналов, стоит незамедлительно обратиться к врачу.

  1. Температура и отсутствие аппетита у ребенка
  2. Слабость и отсутствие аппетита у ребенка
  3. Тошнота или рвота и отсутствие аппетита.

Чаще всего, при подобных симптомах диагностируется пищевое отравление или же инфекционное заболевание. Лечение врач может подобрать только после установления точного диагноза, учитывая индивидуальные особенности ребенка, поэтому не стоит пытаться лечить ребенка самостоятельно. Это может привести к крайне неблагоприятным последствиям.

Отсутствие аппетита у грудного ребенка.

Стоит отметить, что отсутствие аппетита может быть обусловлено разными причинами в зависимости от возраста пациента. Что касается детей грудного возраста, на потерю интереса к еде могут влиять:

  • При грудном вскармливании: неправильное или несбалансированное питание кормящей мамы.
  • При искусственном вскармливании: неправильный выбор смеси для кормления.
  • Колики в животе.
  • Дисбактериоз или заболевания ротовой полости.
  • Неправильное положения тела малыша при кормлении.

Помимо этих, причинами потери аппетита могут быть даже самые простые вещи, которые доставляют малышу некий дискомфорт при приеме пищи – от размера соска кормящей мамы до неправильно подобранной температуры еды.

Отсутствие аппетита у грудничка может быть обусловлено не только патологиями, но и индивидуальными особенностями организма. Поэтому пугаться и расстраиваться не нужно. Однако, чтобы избежать последствий для здоровья ребенка, все же стоит обратиться за консультацией врача-педиатра.

Психологические причины отсутствия аппетита у детей и подростков.

Зачастую на потерю интереса к приему пищи ребенка оказывают сильное влияние психологические факторы. Самые распространенные из них:

  • Переживание ребенком стрессовой ситуации или серьезной перемены в жизни. Это может быть адаптация к новому коллективу в школе или детском саду, смена места жительства или рождение другого ребенка.
  • Отсутствие одного из родителей или близких людей. К примеру, мама вышла на работу или папа уехал в командировку.
  • Неблагоприятный климат в семье.
  • Ребенка слишком сильно заставляю принимать пищу. В таком случае, потеря аппетита становится, своего рода, протестом со стороны организма.

Что касается самого определения слова “аппетит”, то в переводе с латинского оно означает “получение удовольствия от приема пищи”. Именно поэтому насильно заставлять ребенка есть неправильно. Нужно выяснить, что именно стало причиной ухудшения аппетита и попытаться устранить эту причину.

Способы лечения отсутствия аппетита у детей и подростков.

Как уже говорилось выше, сам по себе плохой аппетит не является диагнозом. Он лишь сигнализирует о возможной патологии или нарушении психологического баланса ребенка. Поэтому в случае наблюдения этого тревожного симптома стоит обратиться за консультацией специалиста.

Прежде всего, врач проводит первичный осмотр ребенка, спрашивает взрослых о возможных сопутствующих симптомах и назначает необходимые исследования. Только после комплексной диагностики устанавливается точный диагноз и назначается соответствующее лечение.

В зависимости от причин, вызвавших ухудшение аппетита, может быть назначено медикаментозное лечение. Чаще всего, в число выписываемых препаратов попадают антибиотики, сорбенты или пребиотики, антипаразитарные средства или спазмолитики.

Читайте также:
Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно к трем годам: советы опытных мам

В том случае, если имеется возможность обойтись без применения медикаментов, врач назначает рекомендации к действиям.

Общие рекомендации для питания малоежек:

  • Необходимо полностью исключить из рациона вредную пищу, такую как, например, газированные напитки, фастфуд или чипсы.
  • Организовать правильный график приема пищи без промежуточных перекусов.
  • Сбалансировать рацион ребенка. Пища должна быть полна всеми необходимыми витаминами и питательными веществами.
  • Ограничить употребление в пищу соленого, жирного и жареного.
  • Обеспечить употребление ребенком первых блюд.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, как именно происходит процесс приема пищи ребенком. Специалисты лечебно-диагностического центра “ДиЛУЧ” рекомендуют при кормлении:

  • Не перекармливать ребенка. Тем самым можно выработать стойкое неприятие к еде и серьезно навредить ребенку.
  • Для повышения интереса к еде можно использовать яркую интересную посуду или столовые приборы.
  • Во время еды ребенка ничего не должно отвлекать от самого процесса приема пищи. Стоит выключить телевизор или планшет, дать ребенку возможность сосредоточиться.
  • В те блюда, которые ребенок категорически отказывается есть или попросту не любит, можно добавить ингредиенты, которые ему придутся по душе.
  • Не стоит насильно принуждать ребенка есть. Это может привести к серьезным психологическим последствиям.

Другие статьи

Неврастения: причины, диагностика и профилактика

Неврастения – одно из психических расстройств, относящихся к неврозам. К основным симптомам данной патологии относятся: повышенная утомляемость, головные боли, раздражительность, а также утрата способности к продолжительной умственной активности.

Самый лучший отдых на Черном море

Черное море влюбляет в себя с первого взгляда и навсегда. Чем же может особенно запомниться самый лучший отдых на Черном море?

Как добраться до вокзала Анапы?

Железнодорожный вокзал теплой и солнечной Анапы расположен в нескольких километрах от самого города в живописном поселке Джемете. Как добраться от ж/д вокзала до автовокзала Анапы, расположенного в самом центре города?

Нарушение аппетита у детей

Содержание

  • Виды нарушений аппетита
  • Профилактика нарушения аппетита у детей
  • Причины
  • Последствия длительного нарушения пищевого поведения
  • Лечение

Аппетит выполняет в организме регулирующую функцию, сигнализируя о необходимости пополнить запасы питательных веществ. Аппетит связан с работой пищевого центра, который расположен в гипоталамусе и коре головного мозга. Именно в этих областях обрабатываются импульсы, связанные с едой, а также отсюда поступают сигналы о насыщении. Одним из факторов, вызывающих желание поесть, является также изменение уровня сахара в крови. Источник:
Здоровье вашего ребенка.
Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.
Изд-во Эксмо, 2003 г.

Виды нарушений аппетита

Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:

  • гипорексии – снижения аппетита;
  • гиперрексии – его увеличения аппетита;
  • булимии – неконтролируемого желания еды. При таком нарушении ребенок не в состоянии контролировать объем и состав съеденной пищи;
  • анорексии – почти полного отказа от питания. Одно из самых опасных нарушений. Может привести к печальным последствиям: дистрофии органов, нарушению обмена веществ и даже летальному исходу;
  • парарексии – значительного изменения вкусовых пристрастий. У ребенка может появиться желание есть то, что не употребляют в пищу, например, мел или глину. Парарексия зачастую свидетельствует об отсутствии крайне необходимого организму ребенка элемента (кальция, калия, железа и др.) в повседневном рационе.

Профилактика нарушения аппетита у детей

  • Режим питания. Ежедневный объем пищи должен быть разбит на 3-5 приемов. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время. Организм ребенка быстро привыкает к режиму питания, и аппетит появляется перед очередным приемом пищи.
  • Рацион, содержащий все необходимые вещества. При полноценном питании организм ребенка получает нужные для роста и жизнедеятельности элементы, что является прекрасной профилактикой не только нарушения аппетита, но и других заболеваний, связанных с ним, например, ожирения. В обычном рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты, немного круп, мясо и рыба. Количество крахмала и сахаридов должно быть минимальным.

Причины

Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:

  • отклонения могут носить симптоматический характер. К примеру, когда у грудных детей режутся зубы, нарушение аппетита – вполне нормальное явление. Потеря желания есть происходит и во время острой стадии гриппа или ОРВИ, и это абсолютно нормально. Организм ребенка все ресурсы направляет на борьбу с болезнью, подавляя на время пищеварительную функцию. Не стоит насильно кормить больного ребенка даже самой полезной едой – когда дело пойдет на поправку, аппетит полностью восстановится. Источник:
    http://articles.komarovskiy.net/ya-kushat-ne-xochu.html
    Е.О. Комаровский
    Я кушать не хочу …
    18.01.2007
  • заболевания пищеварительной системы. Различные типы гастритов, дуоденитов и других подобных патологий оказывают существенное влияние на пищевое поведение ребенка.
  • анемия, то есть недостаток в крови гемоглобина – клеток, переносящих кислород. Наличие анемии может сопутствовать целому ряду заболеваний. Такое состояние у ребенка требует срочного обращения к специалисту и прохождения полного обследования.
  • нарушения в эндокринной системе. Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы –этим эндокринным нарушениям сопутствует угнетенный аппетит или резкое повышение потребности в еде.
  • различные психические заболевания. Симптомами многих психопатологий является необоснованное изменение вкусовых пристрастий.
  • заболевания нервной системы.
  • авитаминоз (когда организм ребенка не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов).
  • доброкачественные или злокачественные опухоли.
Читайте также:
Что делать, если ребенок в 2-3 года почти ничего не есть: заставлять, лечить или ждать?

Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье. Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек.

Последствия длительного нарушения пищевого поведения

Как уже упоминалось, долго длящиеся отклонения в пищевом поведении могут привести либо к ожирению, либо к дистрофии, то есть истощению организма. Последствия также могут быть такими:

  • нарушения сна;
  • снижение иммунитета вследствие отсутствия необходимых организму питательных веществ;
  • появление на коже трещин или рубцов-растяжек (при быстром росте жировой ткани);
  • нарушение деятельности внутренних органов; Источник:
    Е.В. Павловская
    Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии /2013/ Том 12/ № 6
  • угнетение мозговой деятельности (снижение памяти и скорости мышления).

Лечение

В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.

Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.

О чём говорит плохой аппетит? И что делать, если ребёнок отказывается есть

Часто на помощь приходят бабушки, соседки и даже интернет-форумы, а иногда молодой маме и вовсе приходится полагаться только на себя. Что, например, делать, если малыш отказывается есть или кушает очень неохотно? Ведь грудничку достаточно потерять всего 10% своего веса (а это чтобы оказаться на грани гибели! Как разобраться с проблемой самостоятельно или понять, что малышу требуется помощь врача, рассказывает книга известного педиатра, врача категории Юрия Белопольского «Неотложная помощь дома. Мама ставит диагноз». Мы публикуем отрывок из этой книги.

Стоит ли беспокоиться?

Аппетит человека зависит от ряда факторов, в первую очередь его определяют индивидуальные особенности обмена веществ. Аппетит у ребенка контролируется потребностями организма. Процесс роста ребенка не равномерен: в первый год жизни, в подростковом возрасте гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Аппетит также зависит от уровня энергозатрат: чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит. Изменения аппетита вполне естественны при условии, что ребенок активен и нормально растет. Однако отсутствие аппетита у ребенка, который выглядит нездоровым или растет медленнее, чем положено, должно послужить поводом для беспокойства и обращения к врачу.

Возможные причины плохого аппетита

► Отсутствие постоянного режима кормления. Если ребенок не привык есть в определенное время.

► Сладкие перекусы. Чем больше сладостей ваш малыш съест в перерывах между основными приемами пищи, тем труднее вам будет заставить его съесть тарелку супа или овощное блюдо.

► Болезни ребенка. При заболевании аппетит ребенка значительно снижается, так как все

силы организма уходят на борьбу с болезнью. В этом случае не стоит насильно пичкать малыша едой.

► Эмоциональные переживания. В эти периоды внимание родителей должно акцентироваться на состоянии ребенка, а не на количестве съеденного им супа.

Отказ от еды

Нередко ребенок отказывается от одного-двух продуктов или ест только определенным образом приготовленную пищу — следует относиться к этому как к его индивидуальной особенности и не заставлять его есть то, что он не любит. Уговоры и настояния родителей, как правило, приводят к обратному результату. Вкус человека со временем может изменяться, иногда дети могут внезапно отказываться от каких-либо видов продуктов, которые они раньше ели без возражений или даже с удовольствием.

Существует ли опасность недоедания?

Опасность, что ребенку, ограничивающему свой пищевой рацион, будет не хватать питательных веществ, невелика. Детский организм при наличии пищи не будет голодать. Потребность в определенном количестве пищи выражают в тепловых единицах — калориях (количество тепла, которое может повысить температуру 1 л воды на 1 °С). Институтом питания Академии медицинских наук России рекомендованы калорийные затраты детей разных возрастов:

Читайте также:
Что мешает ребенку развиваться: 10 вещей, которые делают ребенка глупее

► От 3 до 5 лет – 1500 ккал.

► От 5 до 8 лет – 1800 ккал.

► От 8 до 12 лет — 2000 ккал.

► От 12 до 16 – 2400 ккал.

Дети и вегетарианство

Большинство специалистов считают, что пища ребенка должна быть смешанной (мясо-молочно-растительной) с достаточных количеством витаминов и минералов, и не рекомендуют вегетарианство детям. Растительная пища обладает рядом преимуществ, однако не может заменить в рационе ребенка мясо, рыбу, молоко, яйца. В этих продуктах содержатся необходимые ребенку вещества, которых нет в растительной пище. Прежде всего, это полноценные животные белки, некоторые витамины и минералы: витамины группы В, витамин D, кальций, железо, цинк. Рыба является источником витаминов РР, группы В, а также фосфора. Нехватка данных веществ грозит ребенку анемией, снижением гемоглобина, что в свою очередь приводит к ухудшению снабжения тканей кислородом. Детям с пониженным уровнем гемоглобина вегетарианство противопоказано.

Сторонники вегетарианства считают, что растущий организм чувствует себя лучше при отсутствии мясной пищи. Доказано, что у людей, придерживающихся вегетарианства, реже возникают заболевания сердечно-сосудистой системы, отдельные виды онкологической патологии. Вегетарианцы практически не страдают от ожирения. В вегетарианской диете высокое содержание пищевых волокон, витамина С и бета-каротина. В таком питании отсутствует животный жир — источник холестерина и насыщенных жиров, из-за которых образуются специфические отложения на стенках кровеносных сосудов — атеросклеротические бляшки, из-за которых сужается просвет сосуда и нарушается кровообращение в тканях и органах.

Семьи, в которых принято вегетарианство, должны особо заботиться о получении детским организмом всех необходимых веществ.

Нехватка любых пищевых веществ может сказаться задержкой роста, физического и умственного развития, а также нарушением формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей младшего школьного возраста.

Заставлять ли ребенка есть?

Никогда и ни под каким предлогом не заставляйте ребенка есть насильно. Если заставлять ребенка есть то, что ему не нравится, может произойти конфликт. Продолжайте предлагать ему разнообразную пищу, но не сердитесь и не расстраивайтесь, если он от нее отказывается.

Проконтролируйте, не ест ли ребенок в перерывах между приемами еды дополнительные сладости и т.п. Если только ребенок выглядит больным или растет медленнее, чем положено, обратитесь к врачу. Следует помнить о том, что гораздо опаснее для здоровья не временный отказ от еды, а избыточное или однообразное питание.

Как улучшить аппетит у ребенка?

► Активизировать затраты энергии ребенка: ему полезна физкультура, активные игры, прогулки на свежем воздухе, также необходимо исключить перегревание.

► Не перекармливайте. Не заставляйте его есть насильно, чтобы не вызвать чувство отвращения к еде. Заставлять ли ребенка есть

► Родительский пример — лучшее средство от плохого аппетита ребенка. По возможности, обедайте всей семьей. С аппетитом ешьте ту же еду, которую предлагаете ему.

► Сладкое и перекусы — враг хорошего питания. Предлагайте ребенку сладкое только после основного блюда, к чаю. Если ребенок проголодался между основными приёмами пищи, предложите ему фрукты, орехи или сухофрукты.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит?

Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может страдать от дефицита питательных веществ и витаминов с минералами? Давайте разберемся – действительно ли это проблема, и как ее решать.

Плохой ли аппетит?

Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но давайте разберемся – действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации и его потребности в питательных веществах снизились. Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4-5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4-5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким. Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.

После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного. Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.

Читайте также:
Почему дети писаются по ночам: варианты нормы и отклонения, ночной горшок

Что такое потеря или снижение аппетита?

Потеря аппетита – состояние, когда ребенок не голоден и не хочет ничего есть (хотя должен, он давно не ел). Если ребенок реально пропускает завтрак, не перекусывает вообще (ни печеньку, ни сок, ни йогурт), не хочет есть в обед или съедает буквально пару ложек – да, это снижение аппетита.

Причинами могут стать: прорезывание зубов, начало болезни (обычно простудной или кишечной инфекции), прием некоторых лекарств и даже витаминов, а также внешние факторы – в сильную жару аппетит обычно снижается. Однако, есть и другие причины потери аппетита у малышей:

  • Стресс и депрессия: может быть много причин, объясняющих стресс вашего малыша. Вы переехали в новый дом? Он скучает по своим старым друзьям? Он начал посещать новый детский сад или школу? Слишком много строгих наказаний? При стрессе или депрессии вы можете обнаружить, что ваш ребенок стал замкнутым, малоактивным или может быть немного агрессивным, он высказывает тревожные мысли. Это может быть причиной внезапной потери аппетита у малышей.
  • Любые проблемы со здоровьем: Ваш ребенок недавно заболел? Педиатр прописал ему какие-нибудь лекарства? После того, как ребенок заболевает, организм бросает все силы на борьбу с инфекцией, временно подавляя аппетит. Вашему малышу потребуется время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Потеря аппетита во время выздоровления – нормальное явление. Постепенно расширяйте рацион, и через пару недель все придет в норму.
  • Перекусы и напитки между приемами пищи: ваш ребенок много перекусывает или выпивает слишком много стаканов сока, сладких газировок между приемами пищи? Любая из этих двух привычек может объяснить его снижение аппетита во время основных приемов пищи.
  • Физически неактивен: если ваш ребенок тратит все свое время и энергию на просмотр телевизора и игры на своем смартфоне – ему некуда расходовать энергию. Отсутствие физических упражнений также может повлиять на пищеварение и аппетит вашего малыша.

Когда обращаться за медицинской помощью?

Обратитесь за консультацией к педиатру в следующих ситуациях:

  • Вы замечаете потерю веса у вашего ребенка без видимой причины.
  • Если ваш ребенок не набрал вес в течение последних шести месяцев.
  • Если ваш ребенок страдает от диареи или лихорадки.
  • Если вашего ребенка рвет после каждого приема пищи.

Советы по привычкам питания малыша:

  • Самое главное, что стоит запомнить родителям – никогда не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями и тем более – наказаниями и угрозами. Улучшения аппетита так не добиться, а вот пищевое расстройство или невроз может развиться очень легко.
  • Категорически запрещено ругать ребенка за то, что он плохо ест, наказывать лишением лакомств и применять любые радикальные меры.
  • Но и совсем баловать и устраивать «танцы с бубнами» вокруг капризничающего крохи не стоит. Не хочет кушать – убирайте тарелку и отправляйте нагуливать аппетит, но с одним условием. В период между завтраком и обедом никаких конфет, сока или других продуктов с сахаром. Если ребенок просит есть, сдвиньте время обеда. Никаких перекусов, только воду или несладкий компот, чтобы не перебивать аппетит. Такие меры работают в 80% случаев, мы сами часто портим аппетит детям лакомствами и доступными перекусами.

Несколько полезных советов, которые могут повысить аппетит вашего малыша:

  • Нужно определиться с количеством пищи в порции. Наполните тарелку пищей, которую приготовили малышу и дайте ему съесть, сколько он сможет. Не заставляйте его доедать через силу. В течение недели вы сможете определить, сколько пищи в среднем съедает ребенок – это и есть его проция. В последующем давайте ему это точное количество и напомните, что, если ему нужно больше, он, безусловно, может попросить добавки. Это поможет вам избежать испорченной пищи и настроения, и ребенок научится доедать все на своей тарелке.
  • Ограничение перекусов. Перекусывать нужно один-два в день (на второй завтрак и полдник). Не позволяйте ребенку перекусывать чаще, так как эта привычка перебивает аппетит.
  • Избегайте кормления ложкой. Если ваш малыш достаточно взрослый, чтобы есть самому, никогда не кормите его ложкой. Если он голоден, он будет есть сам, принудительное кормление приведет к снижению аппетита.
  • Ограничьте потребление молока и жидкости. Давайте малышу не более 2 стаканов молока (кефира, йогурта) в день. Молочные продукты содержат много калорий, а чрезмерное потребление может вызвать чувство сытости и потери аппетита у маленьких детей.
  • Сделайте время обеда своим семейным временем. Сделайте время приема пищи приятным и веселым, чтобы ваш малыш с нетерпением ждал этого маленького события каждый день.
  • Давайте разнообразные продукты. Если вы будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет вашему ребенку попробовать разные вкусы и ароматы. Плюс, это может помочь вам понять его предпочтения в еде
Читайте также:
Ребенок 2-3 лет боится купаться в ванной - причины и что делать?

Развивающие игры на внимание для детей 1–2 лет

Светлана
Развивающие игры на внимание для детей 1–2 лет

Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в “Ку-ку!” очень даже развивающая. Мама говорит “ку-ку”, а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).

Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.

Игра “Где же ручки?”. Ребенок прячет ручки за спину.Взрослый озадаченно произносит: “Где же ручки? Нет ручек!”. В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой,и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: “Вот они!”. Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе.

Игра “Угадай, в какой руке”. Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.

Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия. В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?

Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. “Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет. А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто. Где же Дима?” Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание.

Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого,эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит. Эмоции помогают удерживать внимание.

Развивающие игры как средство приобщения детей к ЗОЖ «Развивающие игры как средство приобщения детей к ЗОЖ» Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень.

Методическая разработка «Зернышко Родины»: коррекционные игры с буквами, развивающие внимание, память, мышление, речь «Зёрнышко родины» – одна из серий коррекционных игр на ПК, разработанных с учётом регионального компонента ФГОС ДО и развивающих интеллектуальные.

Методическая разработка «Зёрнышко Родины»: коррекционные игры с буквами, развивающие внимание, память, мышление, речь «Зёрнышко родины» – одна из серий коррекционных игр, разработанных с учётом регионального компонента ФГОС ДО и развивающих интеллектуальные.

Развивающие игры для детей, педагогов и родителей Развивающие игры для детей, педагогов и родителей Марина Сафонова Развивающие игры для детей, педагогов и родителей Уважаемые педагоги.

Развивающие игры для гиперактивных детей 1. Подвижные игры на развитие внимания а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся.

Развивающие игры на улице для детей раннего возраста «Беги к тому, что назову» Игра, которая позволяет вволю побегать на улице! Суть игры проста — воспитатель называет предмет из окружающей.

Развивающие игры с машинками для детей 1,5–3 лет СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С МАШИНКАМИ Развозим игрушки по домам Возьмите несколько игрушек и развезите вместе с малышом их на машине по домам.

Развивающие игры с платком для детей 2–3 лет Игра «На ветерок» Дети становятся в круг и берутся за края платка поднимая его в верх и плавно опуская в низ, при этом педагог приговаривает.

Читайте также:
Нормы развития речи у ребенка от 2 до 6 лет: когда бить тревогу?

Развивающие игры в уголок природы для детей 2–3 лет Игры на развитие внимания, памяти, тактильных ощущений, интересные игры-опыты для дошкольников. Игры для детей 2, 3 лет на развитие тактильных.

Как развивать ребенка в 1,5-2 года

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

  1. Большой-маленький.
  2. Названия цветов (как – синий, красный и т.п. так и – салатовый, розовый и т.п.).
  3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  4. Один-много.
  5. Горячий-холодный.
  6. Высокий-низкий.
  7. Вверх-вниз.
  8. Предлоги.
  9. Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
Читайте также:
Какие занятия развивают внимание у малышей 1-5 лет?

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево(два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:

18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной):

19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

32.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:

33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту — как быстро вы заговорите на китайском? ).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей „а-а“, „побибикай машинкой — “би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, „дай, мишка!“ и т.п.).
Читайте также:
Что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев – особенности развития малыша в год 7 месяцев

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – „принеси куклу, дай мячик“).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (»помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Читайте также:
Ребенку ровно 2 года! Что должен уметь малыш в возрасте 24 месяцев?

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост — мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.

Какие занятия развивают внимание у малышей 1-5 лет?

По мере роста и развития ребенка круг его обязанностей и интересов расширяется. Чтобы выполнить доверенную ему работу хорошо, у малыша должны быть развиты усидчивость и умение концентрировать свое внимание на ней. Развитие этих навыков помогает воспитать и другие немаловажные качества, которые позволят ему быть успешным в будущем.

Упражнения для развития усидчивости и внимания у детей

  • Рисование. Это занятие очень увлекает детей, фантазия которых безгранична. Они с удовольствием будут изображать разнообразные пейзажи и любимых героев фломастерами, карандашами или красками. Не стоит вмешиваться в сам процесс со своими указаниями, лучше предоставить малышу полную свободу действий. Тогда рисовать он будет более увлеченно, а потом работу покажет, надеясь увидеть одобрение на лице и получить похвалу за самостоятельность.
  • Лепка. Еще одно интересное занятие, позволяющее ребенку проявить фантазию и воображение, а также развить мелкую моторику рук. Создавать мини-скульптуры можно не только из пластилина, в качестве основы можно использовать соленое тесто, глину. Готовые фигурки можно покрыть белой акриловой краской, а потом раскрасить.
  • Аппликация. Малышу можно предложить наклеить в нужные места уже вырезанные фигуры из готового набора для аппликаций. Взрослый показывает, как это делается, приклеивает первую фигурку, помогает ребенку найти место для следующей. Постепенно все действия перекладываются на него. Как только малыш научится держать ножницы, ему предлагают сначала вырезать детали, а потом уже сделать из них картинку. Ребенку пяти лет можно предложить продумать простейшую композицию, найти нужные детали и создать аппликацию самостоятельно.
  • Пазлы. Маленьким детям можно предложить собрать картинку из крупных частей, детям постарше выбирают наборы с деталями помельче.
  • Мозаика. Мозаичные узоры можно собирать сначала по картинке, потом придумывать самим.
  • Вышивка, плетение из бисера (для девочек пяти лет). Занятия с иголкой и бисером позволят не только развить усидчивость, но и усовершенствовать мелкую моторику.
  • Моделирование, конструирование (для мальчиков). Позволяют развивать внимание, фантазию и воображение.
Читайте также:
Что умеет ребенок в 1 год и 8 месяцев – навыки и речевое развитие малыша в год и восемь

Отличными помощниками в развитии усидчивости выступают различные игры на сравнение, разделение предметов по различным признакам.

Сортировка

Простейшее занятие для дома.

  1. По форме (разные сорта макарон, фасоль и горох, кубики и мячи, ручки карандаши).
  2. Цвету (разноцветные пуговицы, карандаши).
  3. Размеру (большие и маленькие фигуры, бусины).

  • Съедобное – несъедобное.
  • Дикие – домашние (животные).
  • Игрушки – предметы труда.

Разнообразить простое перекладывание предметов помогут игры с мячом: ребенок ловит его, если назван съедобный предмет, или отталкивает, если прозвучало название несъедобного.

Игры на сравнение

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на картинки и отыскать определенное количество отличий (чем меньше малыш, тем меньше отличий). Искать их можно у похожих элементов во время прогулки: чем отличаются соседние лавочки в парке, 2 растущих рядом дерева или пара котят, пробегающих мимо.

Игру можно видоизменить, предложив отыскать различия у двух похожих игрушек (например, одному медведю нацепить бантик на ухо, а другому надеть носок на лапку). Или поиграть в игру «Что изменилось?». Ребенок внимательно рассматривает игрушку, потом отворачивается. Взрослый что-либо меняет во внешнем виде игрушки (снимает или надевает). Малыш поворачивается и находит изменения.

Аналогично проводится игра «Что пропало?». Ребенку предлагают запомнить все игрушки, которые лежат на столе. Когда он отворачивается, ведущий убирает предмет. Малыш должен определить, какой игрушки не хватает. Ребенок анализирует и сравнивает, у него развивается внимание. Если ребенок доводит дело до конца, в нем воспитывается усидчивость.

Подвижные игры для развития внимания

Игры в движении помогут детям немного отдохнуть от сидячей работы и физически совершенствоваться.

  1. «Делай, как я».
  2. «Море волнует раз».
  3. «Задания» — по сигналу «стоп!» дети останавливаются и слушают ведущего, который перечисляет несколько заданий (присесть, прыгнуть, сделать 2 шага), потом дает команду «марш!». После этой команды дети должны быстро выполнить услышанные задания в нужной последовательности.

Это важно!

Маленьким детям нравятся яркие предметы с интересным содержанием. Поэтому подбирать игрушки необходимо, основываясь на этот принцип. Разноцветные и увлекательные игры привлекут внимание ребенка, помогут ему сконцентрироваться на задании и выполнить его.

  1. Во время выполнения упражнений не должно быть никаких отвлекающих звуков и игрушек. Более сосредоточенно малыш будет заниматься в спокойной атмосфере, где в поле его зрения будут находиться лишь нужные предметы.
  2. Похвала – стимул двигаться дальше. Если малыш старается, его нужно похвалить, даже если не все получается.
  3. Если ребенку стало скучно, он отвлекается, лучше сделать небольшой перерыв, а потом продолжить упражнение. Ни в коем случае не следует его ругать за отсутствие интереса.
  4. Продолжительность занятий – не более 20 минут. Если малышу будет интересно, он будет дольше концентрироваться на выполнении упражнения.
  5. Усидчивость можно воспитывать трудом, позволяя ребятишкам помогать по хозяйству. Важно, чтобы задание было посильно для ребенка (убрать посуду со стола или вынести мусор). За каждое стремление помочь и приложенные усилия нужно обязательно похвалить.

Любое начатое дело нужно доводить до победного конца. Только так можно воспитать усидчивость и внимание. Большое значение в этом играет и родительский пример: если у родителей слова не сходятся с делом, не стоит ожидать чего-то большего от детей. Чтобы сформировать нужные качества в ребенке, нужно воспитать их сначала в себе самом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: