Ребенок получил первую двойку – правильная реакция родителей должна быть такой

Ребенок получил первую двойку – правильная реакция родителей должна быть такой

Скажите откровенно, читатель, вы сами ни разу в жизни не получали двойки? А ваш друг или брат? Не можете ли вы припомнить те обстоятельства, при которых произошло это событие? А чувства, что тогда теснились в груди? Как вы думаете, не может ли ваш ребенок оказаться в числе моих корреспондентов, письма которых взывают к нашей неразбуженной справедливости?

«. У меня появилась одна двойка и за эту двойку очень били и стучали по голове. Мы слушаем радио, но мои родители вас не понимают. Прошу вас, чтобы написали им письмо. Пишите побыстрей!
Нина, Валя, Таня, ст. Быково»

«. Пишет вам ученица 2А класса Надя С. Когда я получу 3 или 2, меня ругают и бьют. Мне очень обидно. Я говорю, что буду учиться лучше, но мне не верят. Помогите мне и моим родителям.
г. Магнитогорск»

Двойка — это сигнал бедствия, сигнал тревоги, это огорчение для всех — ребенка, родителя, учителя (поверьте мне, что нет таких учителей, которые любили бы эту отметку, — ведь она есть мерило не только успехов ученика, но и качества работы самого педагога).

В порыве гнева, в порыве огорчения, вызванного злополучной двойкой, нагромождаются одна на другую ошибки взрослых и детей.
— Ах, она поставила мне двойку, так я теперь сроду не буду учить ей стихотворений! (Будто он не знает, что учится отнюдь не для учителя!)
— Ах, ты снова получил двойку!? Так ты, кроме порки, еще и лишаешься воскресного похода в лес. (Будто не помнят, как это с ними в детстве было. Будто и не слышали, что дважды не наказывают.)
— Ах, ты снова не приготовил урок!? Значит, первая двойка тебя ничему не научила? Придется поставить еще одну и вызвать родителей к завучу. (Будто никогда и не поясняли родителям, как важно беречь в ребенке желание учиться и верить в свои силы.)
Вот и замкнулся этот трагический треугольник, все участники которого видят только следствие, а не причину, скользят по неровной поверхности явления, не заглядывая в его суть. Каждый видит виновного в другом, каждый обижен по крайней мере на двоих, порою ни в чем не виновных.
— Да разве так бывает? — возразят мне некоторые. Обратимся к фактам.
Мать вызвали в школу.
— Ваша девочка стала вертеться на уроках. Она мешает мне и детям.
— Оля, ты же обещала, что больше не будешь. Значит, не сдержала свое обещание?
— Не сдержала, —соглашается девочка, опустив глаза.

Как видит читатель, это уже не первый разговор с беспокойной ученицей, она своей вины не отрицает. Может быть, ее надо наказать? Случай ведь так ясен. «А ясен ли?» — переспрошу я.

Во-первых, девочка получила за свой поступок двойное наказание — от учителя и от матери. Сотни детских писем, подобно тем, что приведены выше, свидетельствуют отнюдь не об исключительности подобной ситуации.

Во-вторых, девочка не привыкла вступать в пререкания со старшими, оправдываться и искать причину вне себя. Она была несколько замкнута и застенчива. Она действительно вертелась за партой, получала замечания и считала себя виноватой.

В-третьих, она сама не очень-то понимала, почему ей было так неуютно за этой новой для нее партой, у которой сиденье было слишком высоким, так что ноги не доставали до перекладины. Когда же Оля пыталась немного сползти вниз, чтобы поудобнее поставить ноги, ее передник оказывался сзади приколот к спинке парты булавкой. Это Толик так подшучивал над ней. Она оборачивалась, чтобы оторваться, а Толик корчил ей устрашающую гримасу, в это время учительница делала ей замечание. Мальчик же успевал изобразить на своем лице полное внимание к словам учителя. Наблюдая эту сцену со своего обычного места в классе, я поняла, что от учительского стола действия шалуна практически не заметны.

В-четвертых, когда учительница пересаживала их ряд к окну, Оля, оказывается, просила посадить ее сзади Толика, потому что уже знала — он будет дергать ее за косички. Но в ответ услышала: «Не капризничай. Я пересаживаю всех по правилам» (но разве нет даже в самых строгих правилах исключений?). Правда же, она вовсе тогда не собиралась капризничать. Оля просто думала, что плохо жаловаться учительнице на товарища и лучше будет, если ей позволят сесть на место. Уж она-то приставать к нему не станет, и все наладится, успокоится, потому что, если косичек нет перед глазами, ему и не будет хотеться их дергать.
Так выглядит реальный факт после его объективного анализа.

Читайте также:
Отправили ребенка на ПМПК. Как повлияет заключение психолого-медико-педагогической комиссии на судьбу ребенка?

Но возьмем еще один подобный же случай из параллельного класса. Случай, который можно было бы описать теми же словами: «Ваш мальчик вертится на уроках. »

Более внимательное наблюдение за мальчиком позволило установить, что в его поведении нет никакого злого умысла. Он хочет хорошо учиться и прилагает к тому немало усилий. Хочет, но не может быть усидчивым и сдержанным, так как у него ярко выраженный, неуравновешенный тип нервной системы, который осложнен неблагоприятной обстановкой в семье.

Из 100 проанализированных случаев только в трех учащиеся младших классов злонамеренно нарушали дисциплину. Они делали это «на зло» взрослым, нанесшим им несправедливую обиду.

В подавляющем большинстве неверное поведение ученика — лишь повод, но не причина, толкающая его в конфликтную ситуацию. Взрослые же, видя только форму поведения и не вникая в его причины, допускают, в свою очередь, ряд ошибок (система наказаний растет иной раз по принципу цепной реакции). Рассматривая глубоко то, что на первый взгляд выглядит как нерадивость, каждый раз убеждаешься, что это проявление объективно существующих сложностей перехода ребенка от дошкольного воспитания к обучению.
Порою корни плохого поведения ученика 3-го класса отыскиваются в первых промахах букварного периода обучения, неопознанных взрослыми трудностях.

Но можно ли наказывать человека за испытываемые им трудности? Он ведь и так уже наказан тем, что не может как другие что-то преодолеть. Ему просто следует помогать. Помогать осваивать грамоту, помогать быть собранным, помогать быть хорошим товарищем, а не ябедой. Помогать, а не подталкивать невольно к дурному. В случае с непоседливой Олей вполне могло случиться так, что девочка стала бы жаловаться сначала на Толика, а потом и на других, чтобы отстоять себя, огородить от наказаний.

Значит, первая группа причин детских ошибок обусловлена перестройкой их психологии в сложный период адаптации.

Вторую группу причин следует искать в возрастных особенностях младших школьников — слабые еще внимание и усидчивость, быстрая утомляемость при умственном труде, большая потребность в движении, недостаточная выдержанность и собранность.

Взрослые должны разными способами развивать в ребенке недостающие качества, нацеливать его на самовоспитание, поддерживать уверенность в себе, но не наказывать за то, что он еще не успел приобрести. Третья группа причин внешне неверного поведения ребенка имеет в основе особенности типа нервной деятельности и соответствующего ему темперамента. Взрослых в равной степени раздражают дети-меланхолики, от которых трудно добиться быстрой реакции, и слишком подвижные, возбудимые и недостаточно сдержанные сангвиники.

Никакими наказаниями нельзя изменить специфику протекания нервных процессов. Но длительными упражнениями, опирающимися на внутреннюю потребность ребенка достичь лучшего, стать более активным или более сдержанным, можно воспитать такой тип поведения ученика в коллективе, который сгладит острые углы его природного темперамента.

Четвертая группа причин, приводящих к срывам в поведении младших школьников, относится к области физиологии. После перенесенных инфекционных заболеваний дети больше утомляются, становятся вялыми, раздражительными, вспыльчивыми. При правильном, ровном обращении с ними в такой момент все отрицательные черты поведения со временем проходят. Если же взрослые не поймут состояния ребенка, он может ожесточиться и на этой почве у него станут развиваться дурные черты характера.

Дети, обладающие какими-либо физическими недостатками (например, заики, картавые), особо легко травмируются. Неумелое обращение с ними может привести к глубокой жизненной трагедии.
По всей вероятности, к объективным причинам, создающим условия для появления такого типа поведения, следует отнести также отрицательный микроклимат в семье. Ребенок, помимо своей воли, неосознанно становится носителем этого отрицательного микроклимата. Но это опять-таки его беда, а не вина.

Итак, существует целый ряд объективных причин, провоцирующих неверное поведение младшего школьника. Эти причины, подобно болезни, требуют внимания, изучения и лечения. И наказание в подобных случаях никак не может быть лекарством.

Читайте также:
Список книг на лето для ребенка 7 лет - обязательная программа и внеклассное чтение для ученика 1 класса

Быть может, читателю покажется странным, что, поставив вопрос о развитии ума, я говорю не столько о процессе обучения, сколько о воспитании. Но это не случайно. Логика нашего с вами разговора обусловлена тем, что родители прежде всего интересуются отметкой, характеризующей учебные успехи, а процесс становления личности в их сознании отодвинут на второй план: «Не дружит с ребятами из своего звена — эка важность. А вот ошибок в диктанте понаделал — дело серьезное. Придется принять меры».

Такая позиция содержит две ошибки: во-первых, нельзя ни принижать роль воспитания по отношению к обучению, ни разрывать эти двуединые процессы, определяющие становление личности развивающегося человека. Во-вторых, поведение ребенка не только обусловливает его учебные успехи, но и является прямым показателем наличия познавательных интересов.

Если по своей природе ребенок очень подвижен, любит озорничать, но у него уже разбужен интерес к познанию, его не заставит даже самый близкий друг отвлечься на уроке. Любовь к знаниям, радость встречи с новым, непознанным будут управлять его поведением. И чем больше узнает такой школьник, тем больше начинает ценить знания, тем глубже, серьезнее его интерес к окружающему миру, тем реже он становится на путь формальной зубрежки, тем чаще он сам проявляет инициативу в поисках новых фактов и сведений, тем легче он применяет полученные знания в жизни и тем более радостным, творческим становится его учебный труд.

Поэтому мой добрый совет — бойтесь погасить в глазах ребенка пытливость и любознательность. Не отмахивайтесь от постоянных «почему», «зачем», «для чего», «отчего», «а правда, что. » Пофантазируйте с любознательным, согрейте его своим вниманием к этим, быть может, наивным или нелепым вопросам, предположениям. Своевременно бейте тревогу, если ваш ребенок не задает вопросы об окружающей жизни. Тогда ведите его в лес, поле, показывайте и рассказывайте об удивительном мире живых существ, о движении облаков и звезд, о превращениях Луны, о том, как маленькое зернышко стало душистым караваем, как можно на груше вырастить яблоки, как строят дом, что нужно для очистки воздуха в городе, — словом, обо всем том, чем живет человек.

И еще — накупите ему много книг, чтобы по вечерам в дружной беседе обсудить, что нового они принесли в ваш дом. Не бойтесь прочесть малышу из взрослого журнала «Наука и жизнь», «Вокруг света», о далеких странах, о подвигах ученых, об их труде и находках, о плаваниях и удивительных экспериментах. Не проходите мимо забавных страниц истории «О чем писали газеты 100 лет назад». Но пусть ваша девочка узнает, что и тогда вершились великие дела, современные знания покоятся на пытливой мысли наших предшественников.

Умейте восхищаться и удивляться новым фактам, новым знаниям. Это эмоциональное отношение к познанию, радость умственного труда — драгоценный подарок вашему ребенку.

— Ну-ка, что новенького мы найдем в журнале, — говорите вы вечером и вычитываете, скажем, о том, как была разгадана тайна «прячущегося озера» —озера, которое периодически то возникает, то исчезает.

Помогите ребенку понять, что за всяким интересным открытием стоят не только знание, талант первооткрывателя, но и годы упорного, кропотливого, повседневного труда.

Не считайте, что сообщения о трудовых успехах, о соревновании не относятся к развитию познавательного интереса. Попробуйте обсудить с сыном вопрос: какие качества нужны человеку, чтобы перевыполнить план так, как это делает передовик, о котором сообщает газета. Пусть он поймет, что знание своего дела и отношение к нему тесно сплетены между собой.

Мне бы не хотелось как-то классифицировать причины, отрицательно влияющие на процесс обучения, ибо для каждого неуспевающего ученика они будут иными. И все же необходимо подчеркнуть, что недостатки трудового воспитания в дошкольный период являются одним из самых сильных тормозов, мешающих маленькому школьнику спокойно овладеть своими новыми обязанностями повседневного умственного усилия.

Борьба за хорошие отметки, неверные представления о возрастных возможностях ребят, о сложности новых программ привели к тому, что дети в очень многих семьях полностью освобождаются от всех видов домашнего труда и даже порой отвлекаются от общественно полезных дел в школе. В результате такого воспитания у школьника формируется эдакое эгоистическое жизненное кредо: делать только то, что нужно мне для личных успехов, а там — хоть трава не расти.

Читайте также:
Выбираем письменный стол для школьника правильно. Рекомендации по выбору

Если для вашего сына ученье — тягостная обязанность, лишенная смысла и радости, вините в этом себя. Значит, вы не позаботились о развитии его познавательных интересов, о воспитании трудолюбия. Поэтому и нет у вас оснований бранить его за такую нелюбимую вами тройку.

Ну а каково отношение к тройке у самих ребят? Думаю, что взрослым будет не только интересно, но и полезно познакомиться с их мнением.

Большинство ребят считают эту отметку плохой, «обидной отметкой», называют ее подругой двойки, считают, что «она рождает двойку». Но для них оценка сама по себе не существует. Они как бы примеряют ее к себе, к товарищам, к официальным требованиям школы.
Смотрите-ка! Они подходят к вопросу дифференцированно.

«Для меня это отметка даже очень плохая потому, что я могу учиться хорошо. А для тех, кому учиться трудно, — это отметка хорошая».
«Эта отметка для слабого ученика — шаг вперед, она рождает надежду».
«Лучше твердая тройка, чем натянутая четверка», — сколько справедливого достоинства в этих словах.
«Тройка хуже единицы и двойки».

Несколько неожиданно? Но послушаем автора этого высказывания дальше. После тройки, считает он, очень трудно в глазах учителя завоевать авторитет и получить 4 и 5. Так и будешь век ходить в сереньких середнячках. Ведь за тройку учителя не ругают. Поэтому уж лучше получить двойку или даже единицу, тогда тебе и помогать будут, и исправить можно.

Отметки, отметки, отметки в табелях наших ребят. Давайте же серьезно задумаемся — а что стоит за ними? Трудности или нерадивость, случайность или запоздалое проявление закономерности; нужно чем-то помочь или разумнее выждать, дать ребенку самому позаботиться, справиться с собой или ситуацией. Быть может, излишняя нервозность и опека приведут только к конфликту.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология”

Опять двойка: как реагировать на плохие оценки

Сейчас принято считать, что оценки — не главное. Что они не всегда отражают реальный уровень знаний и часто бывают субъективны. Однако полностью игнорировать оценки в журнале тоже не стоит. Какую же стратегию выбрать и что делать, если ребёнок получил двойку? Рассказываем в статье.

Разберитесь, кому из вас нужны пятёрки

Двойку могут поставить и отличнику, и закоренелому троечнику. Иногда это одинаково заслуженная двойка за ничегонеделание. Однако порой это разные отметки: чтобы одного проучить списывать, а другого подсказывать. Выясните, за что именно поставлена отметка, как её можно исправить, что ребёнок собирается делать дальше.

Если вам высокие баллы нужнее, чем ребёнку, стоит с этим разобраться. Невозможно желать чего-то за другого человека. Ребёнок, который не стремится стать отличником, вряд ли будет тратить силы на учёбу. Его можно шантажировать карманными деньгами или подкупать телефонами до определённого момента, и это принесёт плоды. Но в конце концов ученику всё надоест и он совсем забросит учёбу. Вряд ли кто-то из родителей желает подобного исхода.

Используйте я-сообщения

Когда мы расстроены, часто хочется начать разговор с упрёков и обвинений: «Как ты мог, ты же обещал делать домашние задания?!» или «Ты опять ничего не учишь, только сидишь в телефоне». Подобные фразы задают враждебный тон: ребёнок пытается защищаться и никто не пытается услышать друг друга. Чтобы коммуникация состоялась, начните говорить о своих чувствах: «Меня очень огорчила новость о двойке по математике», «Я переживаю, что у тебя вторая двойка по русскому подряд, не понимаю, что случилось».

Больше спрашивайте, меньше говорите

Когда вы дали ребёнку понять, что обеспокоены, внимательно выслушайте его. Отметка — лишь симптом проблемы. В чём дело, вам может рассказать только сам ребёнок. Он может не понимать материал, быть не в состоянии сосредоточиться на учёбе из-за проблем со сверстниками или учителями. Помните, что перед вами ваш дорогой ребёнок, которому нужна помощь, а не порицание. Скажите, что хотите понять его и помочь.

Читайте также:
Новые возможности Hidden Side от Lego

Не обо всём ребёнку бывает легко рассказать. Если вам кажется, что школьник что-то недоговаривает, дайте ему время, хотя бы пару дней. Иногда сын или дочь говорят «не знаю», а родитель видит, что ребёнок боится признаться. Скажите: «Я вижу, тебе трудно об этом говорить. Я не тороплю тебя, обещаю не ругать и не наказывать. Я хочу помочь». Что бы вам ни рассказал ребёнок, обещание нужно сдержать.

Ищите решение вместе

Если ребёнка обижают в школе, или он пристрастился играть в телефон под партой на уроке, или с учителем произошёл конфликт, у вас может мгновенно родиться решение. Однако не спешите переводить ребёнка в другую школу, отбирать гаджеты или идти в школу с разборками. Изучите проблему и обсудите все возможные варианты с ребёнком.

Например, в ситуации буллинга полезно изучить материалы на сайте травли.нет и обратиться к администрации школы. Просто переводить ребёнка из школы в школу может быть недостаточно, важно остановить насилие и научить учеников противостоять агрессии цивилизованным путём. В случае конфликта важно выслушать обе стороны, взять паузу и попытаться разрешить ситуацию мирно. Если у школьника сформировалась зависимость от гаджета, лучше решать проблему вместе, а не наказывать ребёнка.

Убедитесь, что ребёнок может больше

Если успехи ребёнка ниже, чем вы ожидали, или он вдруг скатился после каникул, не спешите обвинять. Причины могут быть неявными: гормональный рост, нехватка витаминов, депрессия, переутомление, сбой биологических часов у подростков. Школьная программа никак не учитывает гормональную перестройку и эмоциональную неустойчивость школьников: требования с каждым годом только усложняются. Многие ученики с трудом засыпают вечером, с трудом встают по утрам и не могут сосредоточиться на первых уроках. В такой ситуации школьникам особенно дорого даются успехи по некоторым предметам.

В том, что ребёнок получил двойку, нет ничего катастрофичного. Помните, что здоровый и счастливый он стремится к знаниям сам, а если мотивации нет, значит, ему просто очень нужна поддержка.

Опять двойка: московские психологи рассказали, как реагировать на школьные оценки ребенка

4 декабря 2020 года

Опять двойка? И перед глазами всплывает картина художника Фёдора Решетникова, где на переднем плане стоит виноватый школьник и ждет реакции матери. У всех персонажей на холсте разное настроение. Как правильно реагировать на плохие оценки ребенка, рассказала психолог семейного центра «Хорошевский» Светлана Даренских.

«Мы все хотим, чтобы наши дети выросли трудолюбивыми и успешными. И плохие оценки ребенка часто воспринимаем не просто как двойки. Для взрослых они могут стать свидетельством родительской несостоятельности: не помогли вовремя, не проконтролировали, просмотрели!» — отмечает психолог.

Мама, обрати на меня внимание!

  • Не подготовился к конкретному уроку.
  • Хроническая неуспеваемость по предмету, когда в принципе получить положительную оценку нет возможности, потому что нет базовых знаний.
  • Привлечение внимания родителей. Несмотря на то, что нам, родителям, кажется — куда же больше, в большинстве семей не налажен качественный контакт с детьми, когда у нас есть время на душевные разговоры в конце дня, совместное чаепитие или настольные игры.
  • Не модно проявлять свою эрудированность и успешность в классе. Особенно ярко это может проявляться в подростковом возрасте, когда ребенок переживает непростое время кризиса, перестройки своего взгляда на мир и свое место в нем. Нежеланию демонстрировать свою успешность в учебе может способствовать негативный образ «ботаника-отличника». Подросткам нравится романтический образ независимого свободного бунтаря. А он, как вы понимаете, учится не очень хорошо.

«Перечисленные причины наиболее распространены, и если в первом случае достаточно прояснить ситуацию с ребенком и все наладится, то в трех остальных нужна системная работа и поддержка в формировании нового подхода к учебе», — говорит Светлана.

Что могут сделать родители

  1. Не наказывать за двойку. Тем более физически. Если ребенка наказывают за оценку, у него появляется страх перед школой в целом. Снижается уверенность в себе, появляется скованность и напряженность.
  2. Не вешать ярлыки. Часто родители называют ребенка двоечником после полученной неудовлетворительной оценки. При этом могут никогда не называть его отличником при получении пятерки. Всегда создавайте положительную мотивацию. Акцентируйте внимание на успехах ребенка, а не на неудачах.
  3. Изменить отношение к оценке в целом. Как чаще всего происходит? Ребенок получает пятерку. Родитель спрашивает:
Читайте также:
10 лучших летних лагерей для школьников 7 лет и старше в России

— По какому предмету?

В лучшем случае родитель говорит: «Молодец!», и на этом диалог заканчивается.

Ребенок получает четверку. Родитель спрашивает:

— По какому предмету?

— А почему четыре?

Ребенок отвечает, и на этом чаще всего диалог заканчивается.

Ребенок получает тройку. Родитель спрашивает:

— По какому предмету?

— А почему тройку? А кто еще получил тройку? Покажи, что ты там наделал! Как ты готовился? И т. д.

Если ребенок принес «два», он получает максимальное количество внимания от родителей, вплоть до того, что родитель может найти время позаниматься с ребенком.

Чтобы повысить мотивацию к получению хороших оценок, нужно действовать наоборот. Когда ребенок получит «отлично», задать ему много вопросов о том, как он выступал, какие вопросы ему задавали, попросить показать работу.

А если два, то задать один вопрос: что будешь делать?

«Узнали себя? Хочу отметить, что изменить стратегию непросто, но возможно, если вы действуете последовательно и целенаправленно. И, конечно, если что-то не получается, обращайтесь за помощью к психологам ближайшего к вам семейного центра»,комментирует психолог.

Квалифицированные специалисты столичных семейных центров окажут помощь в выстраивании эффективных способов общения между родителем и ребенком, основанных на уважении и доверии. В семейные центры может обратиться каждый родитель и законный представитель несовершеннолетнего ребенка. Услуга предоставляется бесплатно, если семья признана нуждающейся в социальной поддержке.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Первая двойка, что делать?

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Заказать обратный звонок?

* Нажимая кнопку “Заказать” Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с установленными правилами, ознакомитесь с ними внизу страницы.

«Первая двойка… Первая двойка? Первая двойка!». Вот примерный ход мыслей любящего родителя. И никак иначе. Почему? Как извлечь из данной ситуации пользу? Сейчас разберемся.

В первом классе все молодцы – все лапушки, стараются, хотят порадовать родителей. Но эффект новизны пропадает, множество новых обязанностей наваливается со всех сторон… Двойка может случиться в любой момент, во втором, в восьмом, в десятом. Важно ребенка к ней подготовить, потому что первая реакция на неудачу оказывает большое влияние на становление личности.

Что такое двойка? Противоположная оценка по предмету вселяет уверенность, желание хвастаться, повышает самооценку. С двойкой все наоборот – стыд, позор, расстройство, отчаяние: гамма чувств так велика, что если бы учителя чаще об этом задумывались, то вообще перестали бы ставить такие отметки.

Но реальность такова, что все, получил, вот она красавица. Задача родителей – не ошибиться и сделать так, чтобы это испытание произвело положительный эффект на развивающуюся личность.

Ругать смысла нет, ребенку и так стыдно, даже если он этого не показывает. Его наверняка «пропиарили» в школе, это обязательный финал двойки, уже в курсе все одноклассники. Он уже и краснел, и ругался, и замыкался, в общем, «полный эмоциональный фарш» получил. Полна неизвестности была и дорога домой, так как состояние родителей он уже себе придумал. Так что в ваших силах его удивить и обнадежить.

Во-первых, ваша реакция должна быть спокойная. Ругань и крик в данном случае не принесут пользы, а сразу создадут устойчивую программу поведения на будущее – «скрывать все как можно дольше, доверять никому нельзя». Представьте себя на месте ребенка, очень помогает. Воспримите это как событие интересное по своей сути и помогите извлечь из него всю пользу.

Во-вторых, анализ. За что? Детально, не торопясь, нужно найти причину двойки. Поведение? Не понял? Отвлекался? Назло? Любая причина должна быть озвучена самим ребенком.

Если причина не высвечивается и отпрыск обвиняет всех вокруг, кроме себя, плохо, времени на анализ уйдет больше. Здесь необходимо подключить учителя. Совсем необязательно идти в школу. В наш век коммуникации любой учитель идет на контакт в соцсетях. Пробуйте втроем докопаться до сути. Но сделать это нужно «по горячим следам», иначе упустите воспитательный момент и ситуация будет повторяться вплоть до равнодушия. Ярлык двоечника легко повесить, а снять почти невозможно. В случае совместного детального анализа учитель сможет на вас с ребенком посмотреть другими глазами и в следующий раз, возможно, он призадумается, прежде чем ставить такую оценку.

Читайте также:
«Мир будущего»: технологические развлечения в новогодние каникулы

Шаг третий. Что делать, чтобы исправить и чтобы не повторялось? Ошибка из-за незнания – значит проходим материал заново, возвращаемся к месту пробела и «наращиваем массу знаний»: на теоретические выкладки, которые чаще не запоминаются, много практических примеров, например, если проблема по таблице умножения на пять, то детально, до автоматизма, пишем умножение пятерки на 1, 2, 3 и т.д., дальше в обратном порядке, и так раза три-четыре, дальше в разброс, например на 1, на 4, на 9, пока не окажется исписанным целый лист, можно устроить соревнование, решать наперегонки и т.д. Самое главное, что ребенок поймет, как нужно запоминать и что вам его проблема не безразлична. На следующий день попросите его показать новую тему в такой же «массе», но не делайте упражнение с ним, дайте ему почувствовать себя самостоятельным, иначе возможен вариант ежедневного выполнения домашнего задания с «личным репетитором». Ваша главная цель – помочь ребенку понять, как учить новое, найти свойственные ему способы запоминания материала и поверить, что «добыча» любого знания может быть интересной!

Если двойка возникла из-за поведения – объясните последствия, но не зацикливайтесь на нравоучениях, предложите перспективу в виде плана достижений, повесьте ее на видное место (например, холодильник), обозначьте интересную цель и отмечайте сдвиги в положительную или отрицательную сторону. Но будьте тверды в следовании плану и если отпрыск не добился определенных результатов, откажите в исполнении желания.

Хуже, если двойка возникла из-за проблем со здоровьем. Иногда всплывают вещи, о которых мы даже не задумываемся, например дисграфия, или плохой слух, или ухудшающееся зрение. При помощи различных несложных тестов можно понять корень проблемы и привлечь нужного специалиста. И очень хорошо, что в жизни возникла эта двойка, ведь сейчас исправить дефект легче, чем в более старшем возрасте.

Дорогие родители, первая двойка – это не сигнал, это почти праздник (!), потому что только она способна научить вашего ребенка преодолевать трудности и адекватно реагировать на неудачи, ведь без ошибок не бывает развития!
Мотивируйте и поддерживайте собственное чадо, и его дальнейшее становление будет самым большим вашим успехом! Удачи Вам!

Статью подготовила Губанова Елена Владимировна

Научный руководитель школы «Лучик», кандидат педагогических наук, почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры экономики образования МИОО, эксперт МЦФР и Форум Медиа, руководитель высшей квалификационной категории.

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Читайте также:
Если Вас постоянно вызывают в школу - как себя правильно вести, чего нельзя говорить учителю?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Читайте также:
Детские ролики: обзор лучших моделей для детей 3-12 лет, правила выбора.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Ребенок хамит учителям — как повлиять на него?

Время идет, дети растут, появляются новые достижения, новые радости и, к сожалению, новые проблемы! В один прекрасный (точнее, не очень прекрасный) день родители узнают новости из школы, которые никак не сочетаются с их представлением о собственном ребенке. Возможно, вас начинают постоянно вызывать в школу. Выясняется, что он хамит учителям!

Попробуем разобраться, почему такое происходит и что же делать?

Существует множество причин, почему ребенок стал плохо вести себя в школе и хамит учителям. Причины психологические, а потому к каждому конкретному случаю надо подходить индивидуально. Однако можно попробовать выделить самые общие из них. Кто знает, может, среди них будет и ваш случай, и это поможет скорректировать поведение ребенка. То, что корректирование в данном случае необходимо, это очевидно. Поскольку, если не остановить ребенка вовремя, не объяснить ему, что хамить учителю нельзя, такое поведение может стать привычкой. И тогда сын или дочь начнет также себя вести не только с родителями в той же манере, а также и с другими взрослыми и ровесниками.

Итак, вроде обычно послушное чадо начинает хамить учителям. Это говорит о явном наличии проблемы, когда ребенку необходима помощь, но он, в силу своего возраста, не умеет просить ее. Грубость и агрессивность свидетельствует о существовании проблемы.

Причин может быть очень много, приведем некоторые из них

    1. Если ребенок недавно пошел в школу, такое поведение может быть связано со сменой обстановки, с новыми впечатлениями, большим количеством незнакомых, новых для него людей, а также с возросшей нагрузкой и изменившимся режимом дня.
    2. Нельзя исключать ответственность учителя. Может случиться так, что педагог сам провоцирует, может быть, косвенно, негативное поведение ученика. Конечно, не стоит спешить с выводами и сразу во всем винить учителей. Но, если ребенок плохо общается только с одним конкретным учителем, это может быть подтверждением данной ситуации. Причем это не совсем обязательно будет грубость и негативное отношение со стороны взрослого. Ребенок может проверять грани дозволенного, и провоцировать учителя на негативную реакцию, видя, что хамством он может ее вызвать. Поведение детей в таком направлении усугубляется, если они видят поддержку одноклассников, которых веселит злость или растерянность учителя.
    3. Ребенку не хватает внимания в семье. Если недополучает внимания, он не может попросить родителей и учителей исправить самостоятельно эту ситуацию. Ребенок старается всячески его к себе привлечь, пускай даже негативным способом. Ни в одной из приведенных ситуаций нельзя отрицательно относиться к ребенку, ведь именно в тех ситуациях, когда он себя плохо ведет, ему больше всего требуется помощь взрослых. Не стоит также расстраиваться или проявлять гнев. Равно как и нельзя не обращать внимания на подобные проявления.
Читайте также:
Ребенок 7-8 лет боится оставаться один дома - действенные советы психолога

Что же нужно делать?

  1. Применительно к первой рассмотренной ситуации нужно постараться совместно с учителем помочь ребенку адаптироваться к новой среде. Обязательно нужно помогать ему с уроками, каждый раз интересоваться тем, что было в школе, как он общается с одноклассниками, с кем дружит и т. д. И со временем ребенок вернется к своему нормальному состоянию, перестанет хамить учителю.
  2. Вторая ситуация сложнее, но и здесь нужно разговаривать с ребенком, стараться поменять его мнение относительно учителя. Обязательно нужно побеседовать с самим преподавателем, и, если потребуется, с завучем или директором, чтобы совместно найти решение проблемы.
  3. И третья рассмотренная причина грубости состоит в отношениях в семье. Конечно, в 10-13 лет ребенок становится более самостоятельным, и он уже не нуждается в вас так, как раньше. Но необходимо, чтобы не потерять взаимопонимания с ребенком, пересмотреть свои отношения с ним, обратить внимание на то, сколько времени вы уделяете ему и по возможности увеличить это время. Нужно внимательно выслушивать его, ведь, если он идет на контакт и делится своими переживаниями, считайте, что половина проблемы решена. К тому же, надо помнить, что следующий этап (так называемый переходный период) будет еще сложнее, и изменить отношения с подростком будет чрезвычайно трудно.

Если ваши усилия и усилия учителей не привели к желаемым результатам, нужно обратиться к квалифицированному специалисту, психологу.

Но самый главный совет в любых ситуациях, связанных с детьми состоит в том, чтобы помнить — это только дети, которые еще многого не умеют, и что основные методы воспитания просты и известны всем — это любовь, терпение и собственный пример.

Что делать родителям, если ребенок хамит и огрызается

Часто бывает так, что в детском саду или школе ребенок ведет себя идеально, а с родителями и бабушками-дедушками хамит, кричит, устраивает истерики. Такое поведение имеет вполне объяснимые причины. Психологи говорят, что дети в разном возрасте часто выплескивают агрессию на близких людей.

Почему это происходит, и что делать родителям, ребенок которых становится дома неуправляемым?

Причины агрессивного поведения и хамства

В первую очередь, нужно учитывать возраст ребенка. Но, кроме этого, существует общая причина, которая не зависит от возраста. Если сын (дочь) грубит и хамит родителям, это значит, что он чувствует психологическое беспокойство. Нужно разобраться, по каким причинам поведение ребенка изменилось, и лучше сделать это сразу же, как только родители заметили изменения в поведении. С маленькими детьми намного легче – достаточно отследить, какая ситуация стала причиной агрессивного поведения малыша. Кроме того, существуют возрастные кризисы, которые характеризуются повышенной возбудимостью, криками, капризами и т.д.

Основные причины агрессивного поведения:

  1. Желание завоевать внимание родителей. Если мама с папой не уделяют время сыну (дочери), не реагируют на их достижения и хорошее поведение, приходится обращать на себя внимания другим способом. Например, мама с папой с детства учат тому, что с взрослыми нужно общаться спокойно, вежливо. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок будет делать все с точностью «до наоборот»: хамить, огрызаться, повышать тон в разговоре. Взрослые тут же обратят внимание на такое поведение, начнут воспитывать, объяснять, что так поступать нельзя. Маленький человек получит желаемое, то есть, внимание родителей. Ему неважно, ругают его взрослые или хвалят. Главное, что мама и папа отвлеклись от своих проблем и занялись ребенком.
  2. Самоутверждение. Если родители проявляют гиперопеку по отношению к сыну (дочери), ребенок рано или поздно будет пытаться завоевать личное пространство. Ему необходимо доказать, что он – личность, со своими желаниями и потребностями. Таким же способом подростки завоевывают личную свободу, отстаивают право выбора.
  3. Неуверенность в собственных силах. Мама и папа могут предъявлять завышенные мнения к сыну (дочери), критиковать, ругать за малейшую провинность. Грубость со стороны малыша – это ответная реакция на тревогу, которая поселилась в его душе. Он думает: «Я не справлюсь, не смогу», «У меня все равно ничего не получается», «Родители недовольны мной» и т.д.
  4. Обида на папу или маму. Родители – живые люди, и они не всегда могут контролировать свои эмоции. Если ребенок грубит, возможно, мама или папа неправильно повели себя в какой-то ситуации. Возможно, обидели сына (дочь), и в результате получают ответную негативную реакцию. Ребенок своим поведением демонстрирует, что обижен на родителей.
  5. Подражание. Малыши часто копируют поведение родителей. Взрослым нужно следить за тем, что они говорят, и каким тоном. Подростки, как правило, хотят быть похожими на одноклассников-лидеров.
  6. Нежелание выражать свои эмоции по-другому. Если в семье не принято демонстрировать свои эмоции, а родители общаются друг с другом, используя грубые выражения, сын (дочь) будут вести себя так же. Они просто не умеют общаться по-другому.
Читайте также:
Порядок записи в школу будущего первоклассника по интернету и лично - документы

Как поступить родителям, если их ребенок хамит

Как только сын (дочь) позволили выражаться с вами на повышенных тонах, сразу же твердо скажите, что такое общение недопустимо. Важно заранее договориться со всеми членами семьи, чтобы папа, мама, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки придерживались единой точки зрения. В некоторых семьях агрессивное поведение ребенка взрослые могут использовать в своих целях, например, чтобы продемонстрировать собственное превосходство.

Папа кричит маме: «Я тебе говорил, что ты неправильно воспитываешь сына. Ремня ему пора дать».

Мама утешает мальчика, параллельно бросая упреки отцу. Ничего хорошего такая модель воспитания не принесет. Важно, чтобы все члены семьи придерживались общего мнения: хамить, кричать, ругаться нельзя.

Взрослые должны научиться терпению. С малышами нужно быть ласковыми, своим примером показывать, как надо себя вести. Ни в коем случае не применять физическую силу, не повышать голос. С подростками будет немного сложнее. В этом сложном возрасте они всегда найдут, что в родителях им не нравится. Однако постоянно хамство терпеть тоже не нужно.

Можно сказать: «Я понимаю, что ты сейчас переживаешь. Мне очень хотелось бы тебе помочь, потому что я тебя очень люблю. Но общаться в таком тоне мне очень сложно. Давай попробуем поговорить спокойно, и я постараюсь помочь всем, чем смогу».

Взрослым нужно научиться управлять собственными эмоциями.

Если вы разнервничались, чувствуете, что сейчас сорветесь, скажите: «Я злюсь и расстраиваюсь из-за создавшейся ситуации. Мне нужно пару минут побыть одному, а потом я успокоюсь, и мы сможем поговорить».

После этого выйдете в другую комнату, приведите в порядок мысли, справьтесь с негативными эмоциями. Можно медленно посчитать до 10, несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Только после того, как вы успокоитесь, можно выйти к сыну (дочери) и начать спокойный диалог. Не подливайте масла в огонь, продолжая конфликт. Переключитесь на что-то приятное: вместе посмотрите мультфильм, поиграйте, почитайте, сходите за мороженым, и т.д.

Если ребенок продолжает хамить, повышать голос, проявляет агрессию, принимайте меры наказания. Естественно, речь не идет о применении физической силы. Маленького ребенка можете лишить просмотра мультфильма, похода в парк. Подростку за хамство отключите интернет. Ребенок должен понять, что он имеет право на ошибку, но при систематических нарушениях (которые он специально совершает) последует наказание.

Маме и папе нужно с раннего детства хвалить детей. Сыну (дочери) важно услышать похвалу от любимых родителей . Некоторые считают, что «захваленный» ребенок вырастет эгоистом. На самом деле, мальчик (девочка) почувствуют уверенность в себе, отношения с родителями станут доверительными и близкими, а общение – приятным и уважительным.

6. Родители должны донести, что они понимают, как сейчас трудно их сыну или дочке. Скажите: «Ты имеешь право выражать свои эмоции, но не нужно обзываться и кричать. Я понимаю, что тебе нелегко, но давай попробуем общаться спокойно». Важно продемонстрировать, насколько для вас важны проблемы и переживания детей. Сначала покажите, что вы понимаете ребенка, а уже потом начинайте воспитательный процесс.

Родители должны начать с себя и научиться разговаривать с детьми в уважительном тоне. Своим примером показывать, как нужно общаться, сдерживать эмоции, просить прощения, если обидели. Научитесь слушать ребенка, понимать его, всегда оставайтесь на его стороне, ведь только вам маленький человек доверяет больше, чем себе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: