Ребенок растет без отца – типичные ошибки в воспитании и советы психолога маме и родным

Ребенок растет без отца

Воспитание в неполной семье представляет собой совершенно особый процесс. Его особенности лишь в незначительной мере связаны просто с отсутствием отца. Гораздо важнее отсутствие мужчины в окружении ребенка, но и это не является решающим фактором. Чаще всего источником отклонений в развитии ребенка является ошибочное поведение матери, поставленной в трудные условия и не сумевшей самостоятельно выбрать нужный курс воспитания. Отсутствие отца, таким образом, является не причиной, а лишь предпосылкой нарушений развития ребенка.

Мать-одиночку подстерегает немало соблазнов.

Соблазн первый: жизнь для ребенка

Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Весь спектр отношений матери к ребенку окрашивается в тревожные тона. Любая его неудача, любой проступок становятся трагедией: ведь это угроза краха всей родительской карьеры, а следовательно, и всей жизни матери. Чтобы избежать ошибок, ребенок не должен ничем рисковать, ни в чем не должен быть слишком самостоятельным, прежде всего в выборе друзей: ведь можно попасть в дурную компанию. Стремясь во всем угодить ребенку, мать резко сужает как круг своего общения, так и — постепенно — круг его общения. Ее жизнь лишена радостей и наполнена тревогами. В результате пара мать — ребенок все больше замыкается сама на себя, и привязанность их друг к другу, вместо того чтобы с годами ослабевать, усиливается.

До поры до времени такие отношения могут нравиться ребенку, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя неуютно.

В плане интересующей нас «отцовской» темы такая ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Первые вырастают в чисто женском окружении, что зачастую ведет, как мы уже говорили, к нарушению процессов осознания себя как мужчины и недостаточному развитию мужских качеств. Часто молодой человек всю жизнь ищет подругу, созданную «по образу и подобию» мамы — такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в своей семье.

Второй соблазн — борьба с образом мужа.

Развод, ставший необходимостью, представляет собой серьезную драму. Чтобы оправдать это событие в своих глазах, женщина нередко утрирует, подчеркивает в своем сознании отрицательные черты бывшего супруга. Таким способом ей удается снять с себя свою долю вины за неудачу семейной жизни. К сожалению, не все женщины понимают, что если муж был плохим по отношению к ней, то это вовсе не значит, что столь же плохим он был и для детей. Часто отец поворачивается к детям своей лучшей стороной, и в большинстве случаев проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка. Кроме того, детское восприятие своеобразно, и многое из того, что так раздражало мать, может нравиться ну или дочери. Ребенок продолжает любить отца, несмотря на все гневные выпады матери против него, и мечется между равно любимыми и ненавидящими друг друга родителями.

Соблазн третий — наследственность

Еще хуже, если мать начинает борьбу не только с образом отца, но и с теми его отрицательными (на ее взгляд) чертами, которые она находит у ребенка. Не в силах справиться с сыном, она ищет в нем наследственные качества ушедшего из семьи отца. Отец, таким образом, оказывается виноват вдвойне — мало того, что он бросил семью, он еще и подкинул ребенку негодные гены.

Мать навязывает ребенку свои взгляды, свой ритм жизни, свои представления о его будущем, не думая о том, что может пресечь его собственную активность, и не подозревая, что под видом «отцовской наследственности» она подавляет в ребенке самостоятельность.

Плохо то, что при этом ошибки, неизбежно допускаемые в воспитании, не исправляются: раз все недостатки ребенка происходят от генов давно покинувшего семью отца, то что делать? Остается лишь мыкать горе с тем, что есть.

В генетике принято считать, что свойства личности ребенка в меньшей степени подвержены наследственным влияниям, чем, например, структура и характер его способностей. Наука утверждает, что не существует генов лености и честности, альтруизма и эгоизма, искренности и порядочности. Тем не менее Церковь учит, что по наследству передаются детям от родителей не только их физические свойства, но и свойства духовные. «Сознание великой ответственности при рождении детей должно полагать на нас обязанность быть достойными того, чтобы рождать людей; должно внедрить в нас чувство ответственности, если потомство наше будет дурным или хотя бы ничтожным. Ответственны будем за это, ибо по наследству передаем наши душевные свойства. И велика обязанность всех родителей всегда помнить об этом, всегда побеждать свои пороки и страсти, всегда каяться перед Богом в грехах своих, всегда очищать сердце свое, чтобы чистоту сердца передать детям своим» (Свт. Лука Войно-Ясенецкий).

Об этом же говорит и Максим Козлов, клирик Московской епархии: «Непреодоленные страсти, которые человек осознает, но с которыми не находит решимости должным образом бороться, искажают его душевный и телесный состав, что тем или иным образом отпечатывается и на детях.

И не то, чтобы это становится некоей обусловленностью их непременного впадения в те же самые страсти, но некая предрасположенность и необходимость памятования, что сия опасность близко к ним подходит, безусловно, есть.

Читайте также:
Как помочь ребенку победить стресс из-за учебы, буллинга или конфликтов в школе

Генетическая предрасположенность тем или иным страстям объективно существует. И как святость, так и греховность накапливаются в поколениях. Например, человек, не борющийся с собственной гневливостью, эту склонность к гневливости передаст и своему ребенку. Человек, допускавший в своей жизни блудные, нечистые страсти, передает предрасположенность, не детерминированность, а именно предрасположенность к такого рода страстям. Но любой грех всегда останавливается покаянием».

Поэтому матери, увидевшей в ребенке страсти, как свои, так и бывшего мужа, следует в первую очередь начать исправлять свое сердце и, не пытаясь свалить ответственность на злосчастные гены, задуматься о верных методах воспитания своего чада. Здесь неоценима помощь мудрого духовника.

Наконец, соблазн четвертый — попытка купить любовь ребенка.

Расставшись друг с другом, родители? как правило, остаются в неравном положении. Мать бывает с ребенком ежедневно, она смотрит, как сделаны уроки и как завязан шарф», а с отЦом сын или дочь, скорее всего будут встречаться по воскресеньям, ходить с ним в кино, в кафе. Отец лишен повседневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так любят дети, — преподнесению подарков. С мамой — тяжелые будни, с папой — веселый праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А вот папа меня не ругает. а вот папа мне подарил. » Такие эпизоды больно ранят мать.

Возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении, «перекупить» у него детскую любовь.

В основе всех этих соблазнов — неуверенность в своей любви к ребенку, в прочности своих связей с миром. Порвана одна связь — с мужем, и теперь женщина больше всего на свете боится, что и ребенок может ее «разлюбить». Этот страх лишен всяких оснований. Если вы будете искренни со своим ребенком и у вас установятся доверительные отношения, если в основе вашего воспитания будет лежать христианская любовь, то рано или поздно ваши сын или дочь поймут и оценят те труды и муки, которые вы ради них понесли.

Смысл сказанного вовсе не в том, чтобы призвать любой ценой сохранять семью, лишний раз указав женщине на трудности, которые ее ожидают в случае развода. Во многих отношениях отсутствие отца может быть лучше для ребенка, чем плохой отец. Однако, решаясь на расторжение брака, мать должна ясно видеть возможные психологические проблемы и быть готовой решать их не за счет ребенка, как это происходит в описанных выше вариантах. Тем более что интересы матери и ребенка отнюдь не противоположны. Прежде всего матери нужно стремиться к тому, чтобы ее собственный круг общения не был искусственно сужен рамками «жизни для ребенка». Чем больше у нее друзей и разнообразных занятий, чем интереснее ей самой ее жизнь, тем лучше не только для нее, но и для ребенка.

Женщина должна не ограничивать себя, замыкаясь в злобе на ушедшего мужа или на судьбу в целом, а, напротив, стремиться к возможно более полноценной жизни для себя, понимая, что лучшим гарантом счастья ребенка является ее собственное счастье.

 ( 0 голосов : 0 из 5 )

Галина Калинина, Анастасия Наумова

© Галина Калинина, Анастасия Наумова. «Как мы любим наших детей?»

Правила воспитания счастливых детей

Автор: Мария Кравчук

Когда в семье появляются дети, другие вопросы и занятия отходят на второй план. Главная боль молодой семьи – воспитание малыша. Родители стремятся понять, что нужно делать, чтобы он вырос уравновешенным и умным. Одни пары обращаются за помощью к семейному психологу, другие посещают специальные курсы или читают соответствующую литературу. Для этой статьи старательно собирались принципы грамотного воспитания и советы психологов с мировым именем.

Как воспитать ребенка

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

  1. Сформулируйте систему ценностей. В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша. Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
  2. Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
  3. Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
  4. Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.
Читайте также:
Теория и методика музыкального воспитания детей

  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.

Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Читайте также:
Фразы, которые не стоит говорить ребенку: советы

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.

Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори – врач и педагог, родом из Италии. Ее педагогическая система известна во всем мире и по-прежнему актуальна. За время своей работы она составила 40 принципов, следуя которым, дети будут расти умными, уверенными в собственных силах и спокойными. Если хотите понять, как воспитывать ребенка, познакомьтесь с этими принципами и постарайтесь следовать им:

  1. Каждый родитель – это первый и самый главный учитель.
  2. Не пытайтесь направлять детей, следуйте за ними. Когда вы находите достаточно времени на ребенка, он многое рассказывает о личных интересах и нуждах.
  3. Дети учатся у жизни. Не мешайте им ошибаться и набираться опыта.
  4. Не стыдите малыша. Стыд учит только одному – неуверенности, которая к тому же провоцирует срывы на окружающих.
  5. Пойте и включайте музыку младенцам. Психология воспитания детей от года включает терапию музыкой. Колыбельные и другие легкие мелодии успокаивают и становятся основной для дальнейшего музыкального образования.
  6. Не защищайте малыша от окружающего мира слишком тщательно. Чтобы он вырос эмоционально устойчивым, уважайте и поддерживайте его.
  7. Позволяйте ребенку трудиться. Дети с ранних лет стремятся ко взрослому миру. Не обрывайте это стремление, способствуйте желанию трудиться, пусть и в разумных пределах.
  8. Учите малыша самостоятельности. Не мешайте ему самому решать задачи, которые кажутся вам сложными. Поддерживайте и помогайте, это придаст ребенку уверенности в собственных силах.
  9. Объясняйте, что у каждой вещи есть место и показывайте его. Только так придет понимание порядка и способность к его поддержанию.
  10. Не выбрасывайте сломанные игрушки. Чините их, причем вместе с малышом. Это поможет осознавать ценность материальных предметов.
  11. Не ругайте за сломанные вещи, даже если предмет испортили нарочно. Покажите, как пользоваться вещью правильно, спокойно объясните, почему намеренно ломать вещи неприемлемо.
  12. Если вы видите, что какой-то предмет вот-вот будет сломан, позвольте этому произойти. Тогда вы получите шанс объяснить, как правильно обращаться с ним, а разговор при этом отложится в памяти.
  13. Ошибки – лучший способ понять, как правильно действовать и решать возникшие проблемы.
  14. С ранних лет учите ребенка самостоятельно заботиться о себе – умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.
  15. Дети и воспитание – это ежедневный труд. Проявляйте терпение и толерантность. Малыши не понимают, как устроен мир и не знают, как справляться со «взрослыми» задачами. Если вам кажется, что проще сделать самому, чем объяснить – вы сбились с пути. Обучайте ребенка шаг за шагом, чтобы он комфортно чувствовал себя во взрослой жизни.
  16. Малыши хорошо реагируют на безусловную любовь, поэтому забудьте о наказаниях, жесткой дисциплине и правилах. Исключите негатив в любой его форме. Это не значит, что нужно позволять детям абсолютно все. Просто вместо жесткого наказания за проступок, лучше с любовью и энтузиазмом объяснить, почему он неправильный.
  17. Ребенок – это уже личность. Все слова, действия, картинки, запахи и звуки врезаются в память этой личности на глубинном уровне. Осознанно подходите к действиям, которые касаются детей или происходят в непосредственной от них близости.
  18. Проведите первые несколько часов после рождения малыша вместе с ним. Это касается и матери, и отца. Первые часы жизни – сензитивный период, во время которого формируется глубинная связь с родителями.
  19. Проявляйте нежность, дети ее любят. Если вы видите, что ребенок на грани истерики – не кричите. Нежно обнимите малыша, покачайте, расскажите ритмичный стих или спойте красивую песню.
  20. Наполните квартиру детской мебелью и аксессуарами. Ребенок с малых лет должен ощущать принадлежность к дому. Личные вещи помогут выработать связь.

  1. Мы привыкли к тому, что дети вносят в обычную домашнюю жизнь нотки хаоса. На самом деле у маленьких детей сильно развита потребность в порядке. Просто нужно организовать пространство в комнатах так, чтобы им было легко поддерживать чистоту.
  2. Дети часто чего-то пугаются, могут чувствовать себя одиноко или резко начинают скучать. Это нормально. Психология воспитания в таких случаях заключается в том, что вы должны послушать малыша. Например, если ему приснился кошмар – попросите рассказать. Это поможет в дальнейшей борьбе со страхами.
  3. Чтобы ребенок осознанно реагировал на слова взрослого, он должен расти в атмосфере любви и уважения. Дети копируют взрослые модели поведения. Показывайте примеры вежливого общения.
  4. Каждый родитель – это нравственный учитель. Задайтесь целью раскрыть перед малышом моральные ценности, как можно раньше, и научите его следовать главным моральным принципам. Таким образом развивается самоуважение и уважение к окружающим.
  5. Ошибки – это нормально, но стабильно ждать, пока они случатся, не нужно. Если вы видите, что ребенок свернул с верной дороги, осторожно подскажите ему путь.
  6. Позвольте малышу быть собой. Когда вы закладываете ожидания – дети это чувствуют. Если у них не получается оправдать эти ожидания, они испытывают внутренние страдания. Часто состояние несчастья выносится и во взрослую жизнь.
  7. Всегда помните, что вы старше и мудрее. В момент истерики не поддавайтесь на провокации. Решайте конфликт миром. Не идите на уступки, но ищите компромисс.
  8. Дисциплина и наказание – противоположные понятие. Синонимом к слову «дисциплина» должно стать слово «обучение».
  9. Если вы вводите какие-то правила, будьте готовы к тому, что дети попытаются проверить их строгость. Таким образом ребенок постарается проявить чувства, которые не может объяснить. Грамотная реакция на нарушение правил научит справляться с эмоциями.
  10. Исключите из жизни риторические вопросы. Не нужно спрашивать что-то вроде: «Сколько раз я должен/должна это повторить?» Это откровенно глупый вопрос, на который можно ответить разве что: «Я не знаю».
  11. Наделите ребенка независимостью и ответственностью в разумных количествах. Это избавит от пустого упрямства и юношеского максимализма в период взросления.
  12. Добавляйте в игры поучительные моменты. Пускай хорошие манеры станут элементом игры. Так гораздо проще будет привить вежливость и уважение к окружающему миру.
  13. Смотрите на мир детскими глазами. Дети удивляются и радуются практически каждой мелочи. Постарайтесь перенять этот принцип. Тогда вам проще будет выстроить комфортные отношения.
  14. Подстраивайтесь под детский ритм жизни. Восприятие времени у ребенка замедленно. Позволяйте и себе иногда сделать паузу.
  15. Дети хотят познавать мир, но они должны делать это не только через ваши рассказы. Малышам интереснее, когда они делают определенные вещи, а не только слушают про них.
  16. Регулярно гуляйте на природе. Никакая книга, фильм на канале National Geographic или познавательный ролик на YouTube не доставят той пользы и радости, какую может дать живое «общение» с природой.
Читайте также:
Ребенок эгоист: причины и методы перевоспитания

По возможности путешествуйте. Это научит толерантности к разным расам и культурам.

  • Дом – это не только крепость, но и лучшее место для экспериментов. Позволяйте проводить «научные исследования» на кухне или «стратегические важные эксперименты» в саду. Это поможет понять, как устроен мир.
  • Способность к обучению и усвоению новой информации прямо зависит от чувства собственной значимости.
  • Самые важные годы для последующего становления – это первые шесть лет жизни.

Изучайте и применяйте советы психологов по воспитанию детей, но не забывайте прислушиваться к внутреннему голосу.

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»
консультация на тему

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

трудности и пути их решения»

Скачать:

Вложение Размер
sobranie_na_temu.adaptatsiya_uchashchihsya_pri_perehode_v_novuyu_shkolu.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

трудности и пути их решения»

– формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу

– проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;

-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе

-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.

У ребенка возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравятся ли мне учителя?», «Как подружиться с ребятами?». Первое время ребенок сравнивает старую школу с новой, старые требования с новыми. Поэтому от учителей, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.

Адаптация понятие широкое и включает в себя:

Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;

Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;

Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;

Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.

Школьная адаптация имеет две стороны:

  1. Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
  2. Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)

-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.

Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

  • Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
  • Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.

Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:

  • Неуспешность обучения;
  • Нарушение школьной дисциплины;
  • Конфликты с учителями и одноклассниками;
  • Асоциальное поведение ученика;
  • Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
  • Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).

Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
  2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;
  3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
  4. Старайтесь каждый день общаться с ребенком;
  5. Найдите время провести его с ним;
  6. Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;
  7. Оценивайте его поступки, а не его личность;
  8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
  9. Не сравнивайте ребенка с другими;
  10. Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;
  11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
  12. Давайте возможность ребенку высказаться!
  13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации

  • Ребенку нравится ходить в школу;
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
  • У него появляются новые друзья.

Стоит помнить, что ребенку необходима Ваша помощь, в одиночку со стрессом справится очень сложно.

Одна из задач – способствовать гармоничному развитию учащихся, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям вместе.

Подведение итогов мероприятия

-Всем педагогам необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины.

В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.

Памятка для педагогов

  1. Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
  2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
  3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
  4. Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
  5. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
  6. Говорите со школьными учителями.
  7. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
  8. Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может привыкнуть к коллективу после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу — конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе — ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я — Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

Совет третий. Настраивайте ребенка правильно

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:

Ребенок становится замкнутым

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

Как адаптироваться к новой школе

Почему новичкам иногда приходится несладко, и когда нужна помощь взрослых

Когда лучше переходить в другую школу
Почему к новеньким придираются
Как преодолеть негатив
Как начать всё с чистого листа
Как понять, что придирки превращаются в травлю
Почему не стоит заводить друзей для защиты
Что делать, если учитель придирается
Как адаптироваться быстрее
Как быть, если новая школа совсем не подходит

Как преодолеть трудности при переводе из одной школы в другую и почему они возникают, рассказывает клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии Лариса Осинкина.

Когда лучше переходить в другую школу

Гораздо легче менять школу, когда это «принято». Например, в 5-й класс больших школ поступают выпускники разных начальных. В специализированные школы с физмат или языковым уклоном принимают после 6-го или 7-го класса. Ну и, конечно, в старшие классы — после окончания основной школы. Ребята оказываются в одинаковом положении: почти никто никого не знает, и им легче влиться в коллектив. Учителя обычно проводят классные мероприятия, чтобы школьники поскорее познакомились и подружились. Когда же в класс приходит один или два новых ученика, всё внимание приковано к ним.

Почему к новеньким придираются

Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.

Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.

Как преодолеть негатив

Не принимайте всё на свой счёт

Важно понимать, что ребята, которые пытаются вас задеть, поначалу ничего не имеют против вас лично. Они вас даже не знают, и все нападки обращены к статусу новичка. Поэтому нужно отделять себя от этого временного статуса.

Старайтесь воспринимать негативные высказывания с позиции наблюдателя, не принимать близко к сердцу. Если вам удастся отказаться от роли жертвы, вы сможете реагировать на издёвки более спокойно и разумно.

Отвечать на нелестные комментарии в свой адрес следует осторожно, чтобы не перегнуть палку. Через несколько недель придирки прекратятся, и вам нужно будет налаживать отношения с новым коллективом.

Помните, что всё проходит

Довольно трудно оставаться новеньким на протяжении года и даже полугодия. Скорее всего, к концу первой четверти или раньше вас уже будут считать своим. Возможно именно те, кто провоцирует вас на конфронтацию, станут вашими лучшими друзьями. Если в прежней школе у вас были хорошие отношения — вы сможете найти контакт и в новом классе. Если раньше не удавалось подружиться с одноклассниками, это не значит, что вы обречены. Участвуйте во внеурочных мероприятиях, проектах — так вы найдёте ребят со схожими интересами.

Настраивайтесь на лучшее

Если вы ожидаете агрессии от окружающих, то сами невольно проявляете враждебность во взгляде, словах, мимике. Люди, которые в коллективе ведут себя открыто и дружелюбно, порой обезоруживают недоброжелателей своим отношением. Не бойтесь внезапных грубых выпадов в свой адрес, но и не мечтайте, что вас сразу встретят как родного. Чтобы проверить, насколько ваши ожидания реалистичны, поделитесь опасениями и надеждами с кем-то из близких взрослых. Родители или старшие друзья помогут развеять опасения и завышенные ожидания.

Как начать всё с чистого листа

Если хочется всё начать заново, надо разобраться, почему вы отказываетесь принимать свой предыдущий опыт. Допустим, вы станете другим человеком, а что будет с тем, кем вы были раньше, куда его девать? Трудности в принятии себя и стремление вытеснить воспоминания полезно обсудить со взрослым, которому вы доверяете.

Жить без ошибок не получится: мы общаемся, попадаем в смешные и неловкие ситуации, по-другому не бывает. Важно принимать себя разным: успешным, опаздывающим, предусмотрительным, забывчивым, косноязычным, остроумным, неуклюжим, умелым. Что бы ни случилось, вы сможете это пережить, так что не бойтесь. Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Не ждите, что придёте в новый коллектив и начнёте вести себя иначе, чем прежде. Поведение, общение — это навык, который нужно сформировать, а уже затем переносить в новую ситуацию.

Как понять, что придирки превращаются в травлю

Возможно, вы слышали истории о травле в школе. Психологи выработали эффективные способы решить эту проблему вместе с родителями и учителями, поэтому не стоит бояться. Главное, вовремя обратиться за помощью, если:

  • ваши вещи специально и неоднократно портят,
  • вам причиняют физический дискомфорт или боль,
  • вас оскорбляют,
  • вам докучает группа школьников и вас никто не поддерживает открыто.

Речь не идёт о случайностях, которые происходят в весёлых потасовках одноклассников. Постороннему может показаться, что школьники дерутся, а сами они воспринимают это как дружескую толкотню. Если же всем смешно и весело, а вам горько и обидно — нужно рассказать родителям.

Почему не стоит заводить друзей для защиты

Лучше выдержать период притирки и не дружить от безысходности. Если же вам невыносимо одиночество, хочется вместе с кем-то ходить в столовую или библиотеку — попробуйте. Имейте в виду, что сверстники могут чувствовать вашу слабость и требовать чего-то взамен.

Даже если в первой школе у вас не было своей компании, это не значит, что вы не сможете найти товарищей. Легче завести друзей, когда вы переходите в специализированную школу в соответствии с вашими интересами — это повышает шансы встретить единомышленников.

Что делать, если учитель придирается

В первую очередь нужно понять, правда ли вас невзлюбил учитель, или он ко всем так относится. Если преподаватель просит приходить на урок в школьной форме, а у вас «джинсы, но почти чёрные!», то дело не в вас лично, а в соблюдении правил. Когда учитель требует обязательно выполнять домашние задания, а вам это «не нужно», поскольку вы «и так всё запоминаете на уроке» — это не придирки. Даже если требования и правила вам кажутся неправильными, они придуманы для всех. Если же вы убеждены, что учитель вас преследует, чрезмерно критикует или уделяет вам слишком много внимания, необходимо рассказать родителям.

Как адаптироваться быстрее

Типичная трудность для новичка — он приходит в новый коллектив и пытается играть по привычным правилам. Полезно изучить формальные и негласные порядки новой школы. Устав, положения об оценивании и, например, о школьном совете — не такие уж сложные документы, при желании можно разобраться и узнать что-нибудь полезное. Понаблюдайте за тем, как принято общаться между учителями и школьниками в классе: что нормально, а что нет.

Будьте готовы зарабатывать статус

Если вы привыкли к амплуа активиста, умника или главного примирителя, то в новой школе об этом никто не знает. Чтобы к вам относились определённым образом, необходимо проявить свои способности и качества — заслужить статус.

Как справиться с тоской по старой школе

Позвольте себе грустить

Когда мы с чем-то расстаёмся, это всегда печально, даже если новое лучше прежнего. Ощущение грусти неизбежно, и нужно это принять, позволить себе грустить. Возможно, раньше вы ходили мимо красивого клёна, а теперь приходится ехать в метро, где все толкаются. Может, раньше до школы было пять минут пешком, и если забыли сменку, легко было сбегать домой. Даже если новая школа вам тоже нравится, лишаться чего-то всегда печально.

Общайтесь со старыми друзьями

Возможно, вам будет не очень приятно слушать рассказы о жизни класса, частью которого вы больше не являетесь, но у вас останутся темы для общения. Поддерживайте связь онлайн, приходите навестить учителей и ребят, устраивайте встречи. Не держите эмоции в себе, рассказывайте близким, чего вам не хватает, о чём вы тоскуете.

Помните, что психике нужно время

Новый класс и школа часто кажутся плохими и несимпатичными, потому что не похожи на старые — это механизм восприятия, так устроен мозг. Если прежняя школа вам нравилась, то каждое отличие от неё будет восприниматься как минус.

Со временем вы привыкнете и будете относиться по-другому.

Как быть, если новая школа совсем не подходит

Ощущение, что школа не подходит, возникает, когда человек увлекается поэзией XII века, а его отдают в физмат лицей. Если по прошествии четверти или семестра вы понимаете, что вам трудно, неинтересно учиться или у вас проблемы в классе — поговорите с родителями.

Перед разговором постарайтесь для себя отметить плюсы и минусы учёбы в новой школе — так вы будете оценивать ситуацию более объективно. Если мама или папа не желают слышать о переводе, сформулируйте подробно, чем конкретно не нравится эта школа, в какую вы бы хотели, что для вас значимо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас — поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» — не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель — родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок — ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия.

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни — это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Как поставить себя в новом классе: Какие рекомендации дать ребенку при переводе в другую школу?

При переходе в новый класс, ребенок должен правильно поставить себя в коллективе. Чтобы никто не унижал, не обижал его. И чтобы все ученики относились к нему с уважением.

Мы подготовили ряд рекомендации, которыми вам предстоит поделиться с ребенком при переходе в новый класс. Если он соблюдет их, то с легкостью вольется в коллектив. И будет получать удовольствие от обучения.

Почему правильно поставить себя в новом коллективе – важно?

Правильно поставить себя в новом коллективе – очень важно. От этого напрямую зависит психологическая обстановка в классе. Если ребенок не поставит себя правильно, то его не будут уважать. Он будет страдать от насмешек, оскорблений и унижений.

Рекомендации по тому, как поставить себя в новом коллективе

Ребенку нужно адаптироваться к новой обстановке

По приходу в новый класс, у ребенка будет примерно две недели для того, чтобы адаптироваться к коллективу. Понять, как в нем устроены процессы общения. На какие группы разделен коллектив. Кто является в нем лидером. Кто подвергается насмешкам. И так далее.

Ребенку нужно подстроиться под обычаи класса. Которые формировались на протяжении предыдущих лет обучения. Это будет довольно непросто. Но если ребенок поймет, как устроен тот или иной коллектив и подстроится под него, то будет чувствовать себя в нем комфортно. Сможет стать полноценным его участником.

Ребенку нужно найти себе друзей на первое время

После того, как ребенок поймет обычаи коллектива, он должен найти себе первых друзей. С ними он будет общаться на протяжении последующих недель. Для того, чтобы не держаться в классе обособленно.

Важно, чтобы первые друзья ребенка не были изгоями в классе. В противном случае, его могут автоматически причислить к этой группе. Вместо этого рекомендуем найти ребенку друзей из “сильных” или нейтральных групп класса.

Первые приятели должны быть того же пола, что и ребенок. Если же он мальчик, то в первое время может дружить с девочками. Очень важно, чтобы ребенку было комфортно с первыми друзьями. В будущем он сможет сближаться с другими группами людей.

Ребенок должен подготовиться к тому, что первый месяц в коллективе ему будет некомфортно

На протяжении первого месяца пребывания в коллективе ребенок будет чувствовать себя чужим. Это вполне нормально. Подобное бывает даже у взрослых людей, приходящих в коллектив на новую работу.

Вам нужно успокоить ребенка и сказать, что уже через месяц он будет чувствовать себя лучше. Поскольку вольется в коллектив. Привыкнет к нему. И будет чувствовать себя так, будто бы пробыл здесь не 30 дней, а намного больше.

Ребенок должен быть спокойным

Попадание в новый коллектив – довольно стрессовая ситуация. Вам нужно попытаться успокоить ребенка перед походом в школу. Добиться того, чтобы он смог с легкостью приходить в класс каждый день. И ничего не боялся.

Спокойствие – залог успеха при попадании в новый коллектив.

Как нужно вести себя при попадании в новый коллектив?

Когда ребенок попадает в новый коллектив, все его участники к нему присматриваются. При этом, ребенку не нужно ждать, пока к нему кто-то подойдет. Необходимо действовать самостоятельно.

Первого сентября, после линейки, ребенок должен подойти к каждому однокласснику и познакомиться с ним. Пожать руку. Узнать, как зовут каждого ученика.

Абсолютно необязательно знакомиться со всеми одноклассниками на первой перемене. Можно делать это с перерывами в течение дня. Главное, чтобы к концу первой недели обучения ребенок знал всех учеников поименно. Если же он ни с кем не познакомится, то все будут думать, что чадо – серая мышка. Этот статус может закрепиться за ребенком до конца обучения в школе.

Как подготовить ребенка к первому походу в новую школу?

Чтобы ребенка легче приняли в новом коллективе, вам нужно создать ему красивый образ. Который позволит чаду позиционировать себя, как человека, которого нужно уважать. Начать формировать образ нужно с внешнего вида:

  1. Приготовьте ребенку деловую одежду. Костюм с пиджаком и штанами.
  2. Погладьте вещи.
  3. Помойте ребенку голову.
  4. Причешите его перед выходом.
  5. Помойте обувь.
  6. Убедитесь в том, что никакой элемент одежды не является грязным.

Первое впечатление о ребенке будет складываться по его внешнему виду. А точнее – по одежде. Поэтому очень важно, чтобы она была наглаженной и чистой.

Если ребенок придет в новый коллектив в грязных вещах, то его засмеют. И он не сможет правильно себя поставить.

Помогите ребенку определить серого кардинала класса и сдружиться с ним

Помогите ребенку определить негласного лидера класса. Человека, который не является старостой, но, при этом, руководит всеми ситуациями в коллективе. Когда ребенок определит лидера, то помогите ему с ним подружиться.

Придумайте тактику, с помощью которой ребенок сможет подойти к лидеру класса. Завести с ним разговор. И знакомство.

Попросите ребенка попытаться подружиться с лидером класса. Сделать так, чтобы он начал его негласно поддерживать. Если с этой задачей ребенку удастся справиться, то проблем в новой школе у него не будет. Его никто не станет обижать. Поскольку он будет находиться под негласной защитой лидера.

Что делать ребенку, если группки детей не обращают на него внимания?

Может случиться и такое, что некоторые группки детей не будут обращать на вашего ребенка внимания. Подобные ситуации случаются. И довольно часто.

В этом случае у ребенка есть два варианта того, как можно поступить. Он может:

  1. Самостоятельно подойти к какой-либо группке. Пообщаться с другими детьми. Попытаться с ними сблизиться.
  2. Подождать несколько недель. Скорее всего, ребенка в данный момент коллектив воспринимает враждебно. Исправить ситуацию может только время.

После того, как пройдет некоторое количество времени, все ученики класса начнут обращать на ребенка внимание.

Если в классе возникают конфликты между группками детей, запретите ребенку в них участвовать

В школе, а особенно в младших классах, дети очень часто конфликтуют. Одни группы учеников ссорятся с другими. Распускают друг о друге сплетни. Провоцируют драки, ссоры. И другие виды конфликтов.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не лез в междоусобицы класса. Потому, что они закончатся для него плачевно. Вскоре две враждующие группы помирятся. А козлом отпущения станет ваш ребенок. Потому, что он новенький. И начал конфликтовать, при том, что еще не понял, как все устроено.

Как следствие, ребенок не сможет влиться в коллектив. Поскольку последний его отторгнет.

Ребенку не нужно вестись на провокации и делать то, что ему говорят новые одноклассники

В старшей школе одноклассники очень часто устраивают новичкам проверки “на крутость”. Берут их с собой за территорию на перемене. Достают сигареты и предлагают покурить.

Проверяют, согласится подросток на это или нет. Если тот отказывается, то начинают всячески уговаривать его. Говорят: “Тебе что, слабо?”. И так далее.

Подростку нужно отвергнуть предложение. Сказать твердым, уверенным голосом: “Нет, я не курю”. Если одноклассники не угомонятся и будут продолжать подталкивать его к курению фразами: “Тебе что, слабо?”, он должен ответить безразлично. Фразой: “На меня подобные манипуляции не действуют”.

Так ребенок покажет, что он – личность. Что с его мнением нужно считаться. И новые одноклассники начнут его уважать.

Скажите ребенку, чтобы не давал себя обижать

Ребенок в обязательном порядке должен реагировать на оскорбительное поведение в свой адрес. Если его обозвали или ударили, то реакция должна последовать немедленно. Причем, зеркальная.

Если ребенок несколько раз спустит сказанную в его адрес колкость на тормоза, то одноклассники будут продолжать оскорблять его. Вплоть до того, что начнут травить. Ничем хорошим это не закончится. На оскорбления нужно отвечать быстро, и с большей силой, чем соперник.

Скажите ребенку, чтобы гулял с одноклассниками

Периодически ребенок должен гулять с одноклассниками. Ходить с ними в кино, в торговые центры, в парки аттракционов. И вместе проводить время.

Тимбилдинг – очень важное занятие. Оно позволяет сплотить коллектив. И сделать так, чтобы ребенку было легче интегрироваться в него. А еще, благодаря подобным походам и прогулкам чадо сможет обрести новых друзей.

Скажите ребенку, чтобы не отказывался выходить на улицу, когда его зовут одноклассники. Они предложат гулять один, два, три раза. А если ребенок каждый раз будет отказываться, то дети перестанут приглашать его. Обидятся. И больше не будут общаться в школе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: