Ребенок разговаривает сам с собой вслух – варианты нормы и отклонения

Ребенок разговаривает сам с собой вслух – варианты нормы и отклонения

С точки зрения психиатрии и психологии, дети — крайне сложные пациенты.

Нужны занятия с логопедом?

С точки зрения психиатрии и психологии, дети — крайне сложные пациенты. Поскольку зачастую вербальные методы взаимодействия ограничены. В то же время, пациентам младшего возраста присущи различные выдумки и фантазии. Поэтому диагностика становится в разы сложнее. Не до конца понятно, где фантазия и вымысел, а где реальная психопатологическая проблема. Тем не менее, справиться с обследованием можно.

Одна из психических проблем (правда не всегда это вообще проблема) касается речи. Когда ребенок постоянно разговаривает сам с собой. Вариантов почему, довольно много: от богатой фантазии, ощущения брошенности и до детской шизофрении. Как правило, у людей работает внутренний голос. Он развивается с разной скоростью, поэтому первые несколько лет нет смысла бить тревогу.

Если состояние продолжается долго, сопровождается нарушениями поведения, не обойтись без консультации психотерапевта или психиатра. Возможно, потребуется госпитализация для более точной оценки состояния. Вопрос сложный и решается индивидуально, по ситуации. Что же нужно знать родителям? На что обратить внимание?

Основные причины, почему ребенок говорит сам с собой

К таковым стоит отнести:

  • Недостаток родительского внимания

Наиболее частая причина. Это другая крайность, противоположная «удушению» любовью. В описываемом случае ребенок растет как трава. Предоставлен сам себе. Внешняя речь становится единственным компенсаторным фактором. Пациент испытывает дефицит информации. В течение всего периода взросления, вплоть до 18-20 лет это переносится крайне трудно. Дети компенсируют недостаток интуитивно. В подобных случаях опасаться нечего.

  • Недостаток общения со сверстниками

Встречается не менее часто. Зачастую страдают дети, которые обладают определенным складом личности. Например, глубокие интроверты, шизоиды. Молодые пациенты с начинающейся шизоидной психопатией или же синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Из-за нетипичных черт личности и странного, по мнению сверстников поведения, такой пациент подвергается насмешкам и издевательствам. В лучших традициях школьного образования.

Поскольку эти ситуации повторяются, развивается защитный механизм. Во внешнем мире человек неактивен, молчит, не проявляет инициативу. Дома — восполняет недостаток общения таким нехитрым способом. Особенно часто, если и родители не горят желанием общаться.

  • Богатое воображение

Присуще большинству детей, но не все выражают собственные фантазии вербально. Если пациент говорит сам с собой просто так, вне игр и прочего, обязательно следует послушать содержание монолога. Контекст. Выдуманные друзья, существа — вполне нормальное явление для первых 7-9 лет. Плюс-минус.

  • Стрессовые ситуации

Детям свойственно уходить от интенсивных психических нагрузок. Разговоры с собой, желание спрятаться, странные фантазии и игры. Все это части одного целого. В этом случае человек старается сбежать от реальности. Происходит так называемый эскапизм. Решать проблему нужно быстрее, пока она не усугубилась.

  • Конфликты в семье

Ругань, скандалы и тем более драки — непомерная нагрузка на психику взрослого человека. Стоит ли говорить, насколько разрушительно они влияют на детское сознание? Разговоры в режиме монолога — это еще один способ сбежать от реальности в комфортный и безопасный выдуманный мир. Особенно опасно физическое и психическое насилие. Это фактор развития психопатологии, вплоть до биполярно-аффективного расстройства и различных типов шизофрении.

  • Игровая ситуация

Стандартный пример. В этом случае молодой человек говорит с воображаемыми существами и вполне понимает, что их нет. Или с игрушками, наделяя их свойствами живого. Никакой опасности в этом случае нет. Речь идет о нормальном явлении. Чадо, которое говорит само с собой, учится обыгрывать жизненные ситуации. Примеряет новые роли.

  • Психические болезни

Наиболее обширный и сложный для диагностики пласт состояний. С ходу определить, где выдумка, а где психопатология не так просто. Нужно наблюдение. Вопрос решает психиатр. Спектр возможных патологических процессов широкий. От шизофрении до шизоаффективного расстройства, биполярно-аффективного расстройства. Детская шизофрения — состояние довольно редкое. На его долю приходится не более 1,5-2% от общей массы психопатологий младшего возраста. К 10-14 годам число растет до 15-20%.

Периоды взросления

В течение детского и подросткового возраста, речь, вербальные и мыслительные способности развиваются постепенно. В своем формировании они проходят 3 больших этапа.

Раннее детство – до 7 лет

В этот период практически все дети говорят сами с собой. Особенно в 4-5 лет. Это не плохо, напротив. Так молодой человек старается и разрабатывает речевой аппарат. Подражает взрослым, слушает собственный голос. Обычно таким нехитрым способом дети стараются компенсировать недостаток внимания. Хотя случается и так, что внимания достаточно. В 6-7 лет разговаривать с собой вполне нормально. Насторожиться нужно, если есть симптомы психопатологии. Вроде голосов, галлюцинаций, бредовых построений. Но такое случается исключительно редко.

8-10 лет

В данном возрасте разговоры в режиме монолога или диалога с вымышленными существами случаются реже. Начинается школьная жизнь, общение со сверстниками и учителями. Потому и потребность в компенсации вербального общения становится ниже. С другой стороны, ничего не меняется, когда у ребенка не складывается общение. Тем более, если он изгой, подвергнут остракизму. В 9-10 лет это особо заметно, потому как начинается ранний пубертат.

В подростковые годы

Проблема, как правило, сходит на нет. В 11-12 лет привычка разговаривать с собой еще встречается. Дальше все зависит от склада характера и личности. Некоторые акцентуации, будь то истероиды или шизоиды предпочитают проговаривать действия вслух. Но если первые делают это напоказ, да еще и с театральными нотками, то вторые — ради собственного удобства. В 13 лет вероятность нарушения сохраняется. Особенно, если у пациента нет друзей. С 15-16 лет пубертат завершается. Разговоры с собой не практикуются. Разве что речь идет о складе личности. В 13-16 лет наиболее вероятна манифестация шизофрении. Поэтому нужно внимательно следить за подростком. Все возможные отклонения нужно проверять у психиатра. Потому как лечить психические патологии лучше на первой стадии, когда шансы на восстановление еще велики.

Читайте также:
Книги для детей 4-5 лет: список и обзор лучших произведений для чтения и развития

Разговоры вслух без психопатологической симптоматики — практически всегда вариант клинической нормы. Особенность характера, личности, социализации и подходов к адаптации.

Симптоматика и клиническая картина

Стандартное и наиболее нормальное проявление — это разговор с собой или вымышленными собеседниками. Но нормой это можно считать только в некоторых случаях:

  • у пациента нет нарушений поведения, характер спокойный, уравновешенный;
  • нет и продуктивной симптоматики: бреда, галлюцинаций и прочего;
  • также нет и негативной симптоматики: нарушений мышления, проблем с ориентацией в пространстве, безволия;
  • человек не проявляет агрессию.

В этом случае речь о варианте клинической нормы. Если присутствует хотя бы один признак, из названных выше — нужно срочно идти к психиатру.

Когда нужно обращаться к врачу

Консультация специалиста потребуется в следующих случаях:

  1. Агрессивное поведение. Возможно, результат изменений личности на фоне психического расстройства. Не обязательно шизофрении. Приступы ярости, повышенная раздражительность типичны для расстройств личности, например, параноидного.
  2. Плаксивость, обидчивость. В неадекватных проявлениях. Также обычно в системе с другими симптомами.
  3. Если ребенок разговаривает сам с собой, проявляет жестокость к игрушкам, вымышленным людям, нужно внимательно наблюдать дальше. Агрессия — типичный признак как минимум психологических проблем. Намного чаще — психиатрических. От расстройств аффективного плана до психозов. Также возможны расстройства личности, психопатии.
  4. Заторможенность, вялость, нарушение интеллектуальных способностей. Чаще всего симптомы проявляются у старшего возраста. Например, с 12 до 18. А этот период манифестирует одна из самых деструктивных форм шизофрении — злокачественная.
  5. Жалобы на психотические симптомы. Например, голоса, которые произвольно говорят, также дереализация, деперсонализация, бредовые конструкции. Обязательно посещают лечащего специалиста-психиатра.

Появление галлюцинаций и речи перед сном — явления сравнительно безопасные. Ложные образы определяются как гипнагогия. Встречается, в том числе у здоровых людей. Сопровождается слышимой речью, визуальными образами. Сноговорение встречается у всех. Но патологией также не считается. Потому и специального лечения не нужно. С другой стороны, оба аномальных явления связаны с перетруждением, чрезмерной активностью. Это показатели утомления. Нужно выработать приемлемый график. Для детей — по крайней мере, 8 часов сна, плюс витаминизированный рацион и т. д.

Диагностика

Обследованием пациентов с рассматриваемой проблемой занимаются клинические психологи, психиатры, а также психотерапевты. В тандеме.

Первичное обследование проводят психологи или штатные психиатры в местном ПНД. Что конкретно входит в перечень исследований:

  1. Устный опрос родителей пациента. Нужно узнать больше о поведении человека с точки зрения близких. Это поможет разобраться в ситуации.
  2. Разговор с самим пациентом. Это необходимо, чтобы выяснить характер и степень отклонения, если таковые есть.
  3. В сомнительных случаях используют специальный дидактический материал. Необходимо исследовать скорость и качество мышления. В рамках психопатологий психотического уровня (шизофрения) наблюдаются грубые процессы расщепления личности и сознания.
  4. Не лишним будет провести серию простых тестов, адаптированных под детей.

Если психопатологии не найдено, имеет смысл поговорить со специалистом о методах борьбы с проблемой.

В тяжелых клинических случаях, когда присутствуют симптомы продуктивного ряда, показана госпитализация в стационар. В молодые годы, тем более в детстве, превалируют простые формы шизофрении. Это наиболее опасная разновидность в плане распада личности. Продуктивных симптомов не имеет.

Вполне возможно, что причина патологического процесса — это органическое поражение мозговых тканей. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно найти источник. Назначают МРТ головного мозга и/или КТ. Также подойдет рентген черепа. Особенно часто встречаются опухоли разной локализации. От малозлокачественных астроцитом в мозговом веществе до аденом гипофиза в глубоких слоях. Также встречаются герминомы. Опухоли, которые сформировались из эмбриональных клеток.

Диагностика должна ответить на главный вопрос: почему ребенок разговаривает вслух сам с собой. Затем можно назначать лечение и делать выводы.

Варианты лечения

Терапия зависит от основной причины патологии. Если причина заключается в недостатке родительского внимания, все решается просто. Нужно как можно больше времени проводить с детьми. Особенно, если в семье всего 1 ребенок. Говорить на интересные темы, интересоваться делами. Это основа. Игнорируя сына или дочь, родитель отдает их на воспитание обществу и телевизору с сетью. Как скажется подобная депривация на психическом состоянии заранее сказать трудно.

Недостаток общения со сверстниками решается довольно трудно. Вариантов несколько. Во-первых — найти подходящую компанию. Это может быть учебный коллектив в какой-либо секции. Или же познакомить ребенка с детьми друзей/подруг. Мера тоже эффективна. Со своей стороны, родитель должен как можно больше общаться с дочерью или сыном, чтобы они быстрее социализировались. В противном случае разговор сам с собой — меньшая из проблем. Далее пойдут нарушения внедрения в социум. А значит проблемы с работой, поиском себя, обеспечением собственных потребностей.

Когда собеседник — воображаемое существо, нужно слушать, о чем вообще идет речь. Важно проконтролировать содержание монолога.

Дети, склонные к бегству от реальности, требуют особого подхода. Самостоятельно в этом случае не справиться. Нужна помощь как минимум психолога. Еще лучше — психотерапевта. Задача — научить молодого человека методикам расслабления, способам справляться со стрессом. Избегать их или правильно относиться к таким жизненным проблемам. Медикаментозная коррекция тоже возможна. Но строго по показаниям. Например, если присоединяется гиперактивность. Когда ребенок невнимателен и при этом разговаривает сам с собой, назначают легкие седативные средства. По ситуации и другие препараты.

Читайте также:
Раскраски про животных - скачать бесплатно в формате PDF

Когда причина в конфликтных ситуациях, необходима помощь психолога. Причем желательно всем участникам ссор плюс самому ребенку. Разговоры «по душам» с собой — не самое худшее последствие. Если разовьется полноценная травма, в будущем она повысит риски психозов, нарушения работы головного мозга, возможна провокация шизофрении, интенсивной депрессии. Детям, страдающим неврозами на фоне конфликтов, прописывают легкие седативные препараты. Также обязательно нужно создавать благоприятный климат в семье. Если нужно выяснить отношения — делать это лучше подальше от детей.

При эпизодах подобного разговора во время игры ничего делать не нужно. Разве что игры не приобретут жестокий характер. В такой ситуации не помешает помощь психолога или психотерапевта.

Психические расстройства лечатся строго под контролем психиатра. Назначают группу лекарственных средств:

  • седативные препараты, транквилизаторы — чтобы снять стресс, нормализовать сон, частично скорректировать поведение;
  • нейролептики, они же антипсихотики — устраняют продуктивные симптомы заболеваний (галлюцинации, бред и прочие моменты), их применяют с осторожностью, большая часть препаратов не годится для пациентов до 16-18 лет, потому вопрос выбора стоит оставить врачам;
  • антидепрессанты — также практически не назначаются детям из-за меньшей склонности к депрессиям (если нужно, дозировку и само наименование подберет специалист).

Помимо этого, показана психотерапия. Под контролем одноименного специалиста. Как минимум, нужно 10-12 сеансов. Во время лечения пациент усваивает новые модели мышления, поведения, понимает, как справиться с ситуацией. Идеальный вариант, если родители или хотя бы кто-то из родственников будут присутствовать на сеансах.

Трудные ситуации, не поддающиеся контролю, требуют госпитализации в профильный стационар. Все время после выписки нужно снова наблюдать за поведением пациента.

Профилактические меры

Все предельно просто:

  1. Не конфликтуйте при ребенке.
  2. Не давите, не применяйте психологическое и физическое насилие.
  3. Старайтесь больше разговаривать. Обсуждать интересные темы.
  4. Поощряйте воображение.
  5. Хвалите сына или дочь, мотивируйте развиваться.
  6. Если не ладятся отношения со сверстниками, побеседуйте с психологом. Если рекомендации не подействуют, постарайтесь создать круг общения. Дети друзей, спортивные и творческие секции. Все это отличные возможности.
  7. Когда проявляются симптомы психического расстройства, срочно ведите ребенка к психиатру. Можете выбрать частного врача, если опасаетесь стигматизирующего диагноза. Это будет лучшим решением.

Вероятность развития шизофрении в подростковом возрасте

Любому родителю трудно себе представить, что его ребенок может быть подвержен какому-либо психическому заболеванию. Однако, к сожалению в последнее время все чаще и чаще диагностируется такая болезнь, как шизофрения у подростков.

На начальном этапе развития очень трудно установить правильный диагноз, поэтому она быстро прогрессирует. И это, действительно, пугает.

Вот далеко не полный список вопросов, которые волнуют родителей, заметивших в поведении своего ребенка нечто странное:

  1. Какая причина развития психических нарушений у детей?
  2. Что нужно знать о первых признаках подростковой шизофрении?
  3. Как распознать психическое отклонение в переменчивом поведении ребенка?
  4. Как правильно диагностировать и лечить это заболевание?
  5. Можно ли избавиться от шизофрении навсегда?
  6. Есть ли вероятность, что вместе с переходным возрастом пройдет и расстройство психики?

Ответы на эти вопросы есть.

Причины

Точная причина развития шизофрении в подростковом возрасте доподлинно неизвестна. Однако уверенно можно сказать, что существуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование заболевания. К ним относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • стрессовые ситуации;
  • сложные семейные взаимоотношения;
  • компьютерная зависимость;
  • употребление наркотических средств;
  • курение, детский алкоголизм.

Путем многолетних исследований доказано, что ребенок подросткового возраста имеет в два раза больше шансов заболеть шизофренией, если этот недуг был ранее обнаружен у кого-то из его родственников. Вероятность психического расстройства возрастает в разы, если оба родителя страдают шизофренией. Наследственность имеет огромное влияние на формирование личностных черт характера.

Стресс, как известно, может быть причиной многих заболеваний, и шизофрения не исключение. Чрезмерные переживания в сочетании с несформировавшейся психикой подростка ложатся в основу сначала эмоциональных сбоев, а затем и тяжелых психозов. А они уже влекут за собой шизофренические расстройства.

Неспокойная обстановка в семье, конфликты с родителями, юношеский максимализм – все это атрибуты переходного возраста. Они вполне могут стать толчком к развитию заболевания. Подросток, который в течение долгого времени не находит поддержки и понимания, теряет самооценку, замыкается в себе и впадает в депрессивное состояние. Без помощи психотерапевта в такой ситуации не обойтись.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми – бич современности. При чем здесь шизофрения? Все просто. Во время игры происходит искажение восприятия реальных событий. Чем сильнее подросток увлечен компьютером, тем тоньше грань между реальным и виртуальным миром. Понимание всех жизненных событий кардинально меняется. Галлюцинации и бред воспринимаются как часть игры, и у ребенка нет желания покидать ее. Родители не видят ничего необычного в том, что он разговаривает сам с собой, однако именно в этот момент нужно начинать бить тревогу.

Наркотики, алкоголь и сигареты сами по себе недопустимые вещи для подростка. Они оказывают негативное влияние на физическое состояние еще неокрепшего детского организма, приводя к общей интоксикации и задержке умственного развития. Но самое страшное заключается в том, что страдают от этого клетки мозга. Не до конца сформированная психика под воздействием наркотических веществ может спровоцировать сбой, влекущий за собой шизофрению и другие тяжелые расстройства сознания.

Проявления заболевания

К сожалению, нет таких симптомов, обнаружив которые можно было бы однозначно сказать, что у подростка развивается шизофрения. Каждый случай индивидуален. Казалось бы, похожие проявления у одного ребенка могут свидетельствовать о серьезном заболевании, тогда как у другого – это всего лишь особенности характера, пробелы в воспитании или просто плохое настроение.

Читайте также:
Игры и конкурсы с Дедом Морозом для детского садика

Основные признаки шизофрении бывают трёх типов:

  1. Негативные. Представляют собой нарушения психики и некоторых функций организма. Определенные эмоции попросту становятся недоступны подростку. Он утрачивает возможность логически мыслить, планировать свои действия, нести ответственность за собственные поступки. Со стороны это может выглядеть как отчужденность, замкнутость или обычная лень. Эти симптомы довольно тяжело выделить и правильно их квалифицировать.
  2. Позитивные. На самом деле, ничего хорошего, а тем более, позитивного в них нет. Симптомы имеют такое определение, поскольку приобретаются организмом по ходу развития заболевания. К ним относятся галлюцинации и бредовые идеи.
  3. Когнитивные. Проявляются они сбоем психических функций, апатией и безразличием. Страдает концентрация внимания, возможность запоминать информацию и пользоваться ею. Эти нарушения трудно не заметить при тесном контакте с ребенком.

На начальной стадии подросток воспринимает галлюцинации просто как свою слишком развитую фантазию. Причем они могут быть зрительными или слуховыми, либо сочетаться друг с другом. Лишь со временем ребенок понимает, что с ним что-то не так. Ситуация осложняется тем, что психика еще полностью не сформирована, поэтому невозможно предсказать последствия шизофренических приступов.

В период обострения подросток теряет ощущение реальности. Он растерян и подавлен, отсутствует чувство социального равновесия. Настроение может резко и непредсказуемо меняться, эмоции не всегда соответствуют ситуации. Прогрессирующая шизофрения не дает активно общаться с окружающими – наблюдается аутизация, нелюдимость и апатия.

Замкнувшись в себе, ребенок остается один на один с проблемой. Типичная ситуация начальной стадии шизофрении:

  • подросток слышит какие-то голоса у себя в голове;
  • иногда ему кажется, что они читают вслух его же мысли;
  • его посещают различные видения;
  • есть ощущение слежки или преследования.

Но самое страшное заключается в том, что ребенок не может никому об этом рассказать: родители слишком заняты работой или собой, друзья, скорее всего, воспримут такой рассказ, как очередной повод для насмешек и издевательств. Поэтому не остается ничего другого, как в одиночку бороться с собственными страхами.

И только когда симптомы шизофрении выходят из-под контроля, скрывать заболевание становится невозможно. Если это случилось, следует немедленно обратиться к специалисту. Невыявленные психические расстройства в подростковом возрасте могут иметь весьма печальные последствия.

Стоит отметить, что в большинстве случаев шизофрения у подростков искажает эмоциональное восприятие либо развивается дисфункция мышления и восприятия информации. Но, в то же время, как это ни удивительно, болезнь не влияет на интеллектуальные способности. То есть, в поведении ребенка происходят видимые изменения, но если он хорошо учился в школе, то продолжает делать это и дальше.

Определение диагноза

Анализировать видимые и скрытые симптомы и сделать точное заключение – уже большой шаг к избавлению от недуга. Неверно поставленный диагноз влечет за собой неправильное лечение. В итоге, вместо выздоровления болезнь затягивается и прогрессирует, и справиться с ней становится намного труднее.

Некоторые люди в принципе отказываются признавать шизофрению у подростков как заболевание. Необычное поведение они связывают с:

  • недостатком в организме витаминов и микроэлементов;
  • нарушением обмена веществ;
  • общим переутомлением;
  • особенностями психотипа личности;
  • влиянием внешних факторов.

Однако шизофрения существует, и берет она свое начало именно в подростковом возрасте. Малейшие отклонения в поведении ребенка должны стать поводом для обращения к психиатру.

Для выявления диагноза ребенок находится под наблюдением не менее полугода. Раньше этого сделать никак нельзя, поскольку симптомы и течение болезни могут меняться.

Чтобы исключить новообразования и другие заболевания головного мозга необходимо провести такие исследования:

  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • общий и биохимический анализ крови;
  • состояние иммунного статуса;
  • оценка гормонального фона.

Большую роль в диагностировании шизофрении у детей подросткового возраста играют специально разработанные психологические тесты. С их помощью можно установить, какая именно структура мозга наиболее пострадала от недуга. Учитывается также информация, предоставленная родителями и другими родственниками, имеющими близкий контакт с больным.

Лечение

Известны случаи, когда заподозрив неладное в действиях подростка, родители или педагоги вели его к психологу. В обязанности этого специалиста входит наблюдение за поведением пациента, выявление его психотипа и т.п. Однако определить шизофреническое расстройство он не сможет. Это сделает только психиатр, лечение назначает тоже он.

Так можно ли подростку полностью избавиться от шизофрении? Да, такое возможно, но ни один психотерапевт не может дать гарантию, что это произойдет именно в каком-то конкретном случае. При правильно подобранном лечении после ухудшения состояния могут наступать продолжительные периоды ремиссии.

Остро проявляющиеся симптомы шизофрении снимаются нейролептиками. Происходит это в стационаре, под постоянным наблюдением специалистов. Для достижения видимых результатов нужно принимать назначенные врачом препараты не менее трех недель. В качестве вспомогательных средств могут быть назначены:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • антипсихотические вещества.

Длительность госпитализации зависит от тяжести симптомов и общего состояния подростка. Терапия дает стойкую положительную динамику. Пройдя интенсивный курс лечения, пациент направляется домой для дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях и социальной адаптации.

Жизнь после подтверждения болезни

Да, она существует. Часто случается, что вовремя поставленный диагноз позволяет остановить развитие заболевания. В этом случае подросток может не вспоминать о своем недуге до конца жизни. Но так везет не всем. Бывает, что подростковая шизофрения не уходит бесследно, а просто трансформируется в другую стадию, тогда нужно научиться с нею жить. Конечно, будет непросто это сделать, но не стоит отчаиваться и опускать руки: люди живут с куда более серьезными проблемами.

Читайте также:
Как выбрать удобную подушку для ребенка старше 3 лет?

Даже если диагноз «шизофрения» окончательно подтвержден, это не повод отчаиваться и опускать руки. Очень важно начать лечение, а современные лекарственные препараты поистине творят чудеса, при этом практически не имеют побочных эффектов.

В наше время шизофрения вовсе не приговор, молодой человек должен и может вести нормальный образ жизни. Периоды ремиссии могут продолжаться до 5-7 лет.

Бытует мнение, что шизофрения, начавшая свое развитие в подростковом возрасте, обязательно должна проявляться агрессивным поведением или шокирующими поступками. В действительности все не так. Шизофренические приступы не провоцируют агрессию. Подросток, страдающий этим психическим расстройством, скорее способен причинить вред самому себе, нежели кому-то из окружающих.

После лечения ребенок обязательно должен пройти курс реабилитации. Она подготовит его к жизни в социуме. Специалисты расскажут как вести себя в различных ситуациях, анализировать чувства, контролировать эмоции. В отдельных случаях за подростком понадобится постоянное наблюдение.

Важность семейной поддержки

Безусловно, важно, чтобы подросток знал, что рядом с ним есть человек, к которому можно обратиться и рассказать обо всех своих страхах и переживаниях. Тогда увеличивается вероятность, что шизофрения будет выявлена на начальном этапе и лечение даст максимальный результат. Но это правило работает только в том случае, когда родственники больного адекватно оценивают всю серьезность психического нарушения и знают о возможных последствиях.

Часто бывает, что заботливые мамы и папы вместо того, чтобы как можно скорее вести ребенка на прием к психиатру, находят его странному поведению всевозможные оправдания. Например:

  • бессвязное бормотание, немигающий взгляд в одну точку объясняется тем, что дитя перезанималось и валится с ног от усталости;
  • галлюцинации – последствия слишком яркого проявления эмоций;
  • нежелание общаться со сверстниками – чрезмерные нагрузки в школе;
  • уныние и безразличие – просто плохое настроение.

Слепой любовью, смешанной с жалостью к родному человеку, родители сами усугубляют ситуацию. Вовремя не обратившись к специалисту, они затягивают процесс выздоровления. Малейшая психотравма может привести к запуску заболевания, не стать его причиной, а лишь поспособствовать развитию симптоматики.

Особенностью шизофренического расстройства является склонность к суицидальным действиям или самоповреждению. В связи с этим возникает острая необходимость постоянного наблюдения за подростком.

Помимо этого, желательно найти занятие, которое будет ему по душе и в целом подкорректировать образ жизни. Следует обратить внимание на:

  • правильное и здоровое питание;
  • занятия спортом;
  • интеллектуальное развитие;
  • активный отдых.

Родственники ребенка с шизофренией должны сами знать, что ее можно и нужно лечить и убедить в этом больного. Визита к психиатру избежать не удастся, но это вовсе не так страшно, как принято считать.

Эхолалия у детей: симптомы, причины и коррекция

Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.

Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.

Что такое эхолалия

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из разных источников (мультфильмов, кино, рекламы, песен или разговоров) повторяются бесконтрольно и автоматически как эхо, без глубокого понимания их смысла.

Если это происходит в раннем возрасте (до 3 лет), то это считается нормой, потому что ребенок так постигает речь и пытается вступить в диалог. При нормальном развитии такое состояние быстро проходит. Но если это встречается у детей в возрасте после 4 лет, то в этом случае эхолалия – это симптом неврологических расстройств и, вполне возможно, задержки развития или аутизма.

Симптомы эхолалии

Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов. Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:

  • Отсутствие зрительного контакта с собеседником.
  • Некоторые дети не реагируют, если их громко позвать по имени.
  • Он разговаривает слишком тихо или чересчур громко.
  • Ребенок может повторять слова и фразы, которые ассоциируются у него с какими-то приятными воспоминаниями.
  • Ребенок повторяет окончания слов по несколько раз.

Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:

Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.

Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.

Эхолалия: причины развития

Наличие неврологических, психических расстройств, а также других отклонений, провоцирует развитие речевых аномалий. Возникновение эхолалии может быть следствием физиологических и патологических факторов.

  • Несформированность речевых навыков. Повторение слов возникает по причине того, что у ребенка нет достаточного запаса лексики, поэтому он не знает, что сказать в ответ.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. Ребенок может понимать смысл слов, но он не может составить их в предложения.
  • Стресс. Возникновение стрессовой ситуации может привести к тому, что эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Патологические факторы:
  • Расстройство аутистического спектра (синдром Аспергера, синдром Ретта).
  • Задержка психического развития, олигофрения.
  • Шизофрения.
  • Органические нарушения головного мозга.
  • Генетические заболевания (синдром Туретта, у детей с фенилкетонурией и т.д.).
Читайте также:
Как быстро научить ребенка завязывать шнурки?

Для каких нарушений характерна эхолалия

Как правило, именно отсроченная эхолалия встречается у детей с расстройством аутистического спектра. Часто они обладают очень хорошей памятью, что позволяет им в точности повторять когда-то услышанные фразы.

У некоторых аутичных детей речевые возможности существенно ограничены произнесением случайных гласных и согласных звуков, которые издаются бесцельно. Другие же дети с расстройством аутистического спектра могут иметь достаточно живую речь, но в ней не наблюдается непосредственное отношение к происходящему, т.е. сама речь не имеет значимости для социального общения.

Эхолалия у детей с РАС является, по сути, способом восстановления эмоционального равновесия, либо как инструмент самостоятельной стимуляции. Для них очень важны ритуалы и привычки, поэтому повторение слов помогает им перейти в нужное состояние. Кроме того, эхо-симптом характерен и для других нарушений: алалия, ЗРР и ЗПР, различные психические заболевания.

Как лечить эхолалию и как работать с такими детьми

Коррекция эхолалии предполагает устранение основного заболевания (если причина эхо-симптома в этом). Проводится целый комплекс психокоррекционных занятий. Важна совместная работа психолога, дефектолога и логопеда.

Крайне важна и роль родителей в коррекционном процессе. Вот несколько советов, как вести себя с такими детьми:

  • Произносите слова четко и не торопясь.
  • Старайтесь задавать те вопросы, которые предполагают четкий ответ – да или нет.
  • Исключите любые стрессовые ситуации.
  • Помните, что повторение слов и фраз ребенком не является бессмысленным. Он делает это для коммуникации, чтобы передать свои чувства и переживания, поэтому старайтесь вникать в то, что он говорит.
  • Расширяйте словарный запас ребенка. Больше разговаривайте и читайте с ним.

Важно понимать, что эхолалия – это не какой-то бессмысленный процесс, а форма общения, которой ребенок пользуется. И ваша задача, как педагога, не подавлять его, всячески пытаясь его исправить, а попытаться выстраивать с ним нормальную коммуникацию. В этом вам помогут несколько советов.

Эхолалия у детей: симптомы и лечение

Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.

Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.

Что такое эхолалия

Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.

  • Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
  • Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.

Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

Диагностика и коррекция, лечение эхолалии

Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.

Читайте также:
Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.

Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.

На что обратить внимание дома:

  • Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
  • Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
  • Исключите возбуждающую обстановку, крики и скандалы.
  • Не раздражайтесь! Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.
  • Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.

Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.

Дата публикации: 13.09.2016. Последнее изменение: 02.12.2021.

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
Читайте также:
Ребенок 5-6 лет много спит днем, тяжело встает утром. Почему и что делать с сонливостью?
  • Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.
    Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.
    • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
    • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
    • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
    • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
    • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
    • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
  • Ранняя диагностика аутизма

    Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

    В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

    Читайте также:
    Прически для девочек: коса навыворот, пучок в стиле ампир, плетения в виде цветов

    В 0-1 года необходимо оценить:

    • Визуальный контакт
    • Есть ли ответная улыбка
    • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
    • Реагирует ли ребенок на свое имя
    • Лепет
    • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

    В 1-2 года:

    • Есть ли у ребенка отдельные слова
    • Понимает ли ребенок речь
    • Понимает ли жесты
    • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
    • Проявляет ли интерес к другим детям
    • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
    • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

    В 2-3 года:

    • Произносит ли простую фразу из 2 слов
    • Есть ли эхолалии
    • Символическая игра
    • Наличие стереотипий

    В 3 года:

    • Направлена ли речь ребенка на общение
    • Играет ли с другими детьми
    • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
    • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
    • Реакция на изменения обстановки

    Признаки аутизма в 4 года и старше:

    • Ребенок понимает речь слишком буквально
    • Путает личные местоимения
    • Не способен поддерживать дружеские отношения
    • Упрямство (ригидность)
    • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

    За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

    Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

    После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

    • Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
    • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
    • Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
    • Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
    • Soundsory (улучшение моторики и речи).

    Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

    Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

    Детский аутизм. Что это такое?

    Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

    Известны следующие факты:

    1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

    2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

    3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

    4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

    5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

    Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

    Детский аутизм. Признаки и симптомы

    • Симптомы аутизма могут быть весьма серьезны, а могут быть практически незаметны;
    • У многих детей с расстройством аутистического спектра интеллектуальное развитие будет соответствовать возрастной норме;
    • Дети с РАС особым образом воспринимают информацию;
    • Некоторые дети имеют феноменальную память и могут быть успешны в музыке, математике или искусстве;
    • Часть детей с РАС не говорят, но могут общаться, используя альтернативные средства коммуникации: жесты, обмен карточками с рисунками;
    • Как правило, детей с РАС будет отличать стереотипное, повторяющееся поведение и желание жестко следовать определенным привычкам и ритуалам;
    • У людей с РАС в любом возрасте будут сохраняться сложности в построении отношений с другими людьми.

    ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 – 2 лет

    Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

    СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Ребенок ведет себя так, будто он “настроен на свою волну”, его сложно заинтересовать чем-либо:

    • не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
    • расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
    • сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
    • не улыбается в ответ на улыбку;
    • не реагирует на свое имя;
    • отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.

    СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ

    • играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
    • у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок “прилип взглядом” к какому-то предмету;
    • может долго кружиться вокруг своей оси;
    • вращает предметы, близко поднося их к глазам;
    • не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
    • пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
    • может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
    • сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
    • может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.
    Читайте также:
    За что могут отчислить ребенка из детского сада и как быть если отчислят: правовые нормы и перегибы

    СФЕРА КОММУНИКАЦИИ

    Ребенок с аутизмом:

    • может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
    • гораздо позже других детей начинает говорить;
    • часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует “управляемую руку” взрослого);
    • избегает контакта “глаза в глаза”;
    • “автоматически” повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.

    НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ

    • может постоянно ходить на цыпочках;
    • может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
    • не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.

    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

    Многие дети с РАС очень чувствительны:

    • с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
    • закрывают уши руками;
    • обнюхивают предметы;
    • с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
    • часто кричат, т.к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.

    ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

    Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

    НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

    Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

    ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

    • ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
    • страдает поносами (запорами).

    НАРУШЕНИЯ СНА

    Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

    ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

    1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

    2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

    3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ “Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ” (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

    Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

    Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается “постановкой на учет” и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

    Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика

    Что такое расстройство аутистического спектра

    Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

    В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

    Основные причины развития

    Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

    К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

    Есть и другие причины РАС:

    • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
    • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
    • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

    Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

    Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

    Классификация расстройств аутистического спектра

    В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

    • Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
    • Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
    • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
    • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
    • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.
    Читайте также:
    Как выбрать удобную подушку для ребенка старше 3 лет?

    Проявления расстройств аутистического спектра

    РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

    У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

    Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

    К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

    • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
    • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
    • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
    • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
    • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
    • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
    • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

    Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

    Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

    Как правило, используются следующие средства диагностики:

    • Тесты со специальными опросниками.
    • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
    • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
    • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

    Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

    В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

    • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
    • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
    • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
    • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: