Ребенок разговаривает в нос, но соплей нет – возможные причины заложенности носоглотки

Синдром затруднения носового дыхания у детей

Представлены методы обследования ребенка с синдромом хронического затруднения носового дыхания, причины назальной обструкции у детей, общие принципы терапии назальной обструкции. Дана классификация деконгестантов по продолжительности действия, описаны пре

Are represented the methods of the inspection of child with the syndrome of the chronic difficulty of nose respiration, reason for nasal obstruction in children, general principles of therapy of nasal obstruction. Is given the classification of decongestants on the duration of action, the preparations of the combined action are described.

Затруднение носового дыхания, или «назальная обструкция», является ведущим синдромом в ринологии. Несмотря на многообразие причин, стереотипность мышления нередко ставит на первое место в структуре причин затруднения носового дыхания у детей аденоиды. В то же время перечень заболеваний, сопровождающихся заложенностью носа, неизмеримо шире (табл. 1).

Хроническое затруднение носового дыхания, являясь проявлением различных заболеваний, может вызывать в организме сходные изменения вне зависимости от своей причины. Затрудненное носовое дыхание может рассматриваться в контексте диагностики синдрома храпа, ночного апноэ, деформации прикуса и лицевого скелета, энуреза, дневной гиперсомнии.

Термин «аденоидное лицо» был введен в 1872 г. [1] C. V. Tomes для описания характерных челюстно-лицевых изменений, возникающих на фоне хронической назальной обструкции. До настоящего времени врачи-ортодонты рекомендуют своим пациентам пройти обследование у оториноларинголога для исключения ЛОР-патологии. В большинстве случаев с нормализацией носового дыхания отмечается восстановление некоторых изменений челюстно-лицевой области. Однако линейная связь не всегда характерна для медицины, что подчеркивал еще Kingsley в 1889 г. [2], описав нормальное формирование скелета лица у ребенка с тяжелым затруднением носового дыхания. По мнению других авторов, имеется некая индивидуальная восприимчивость к назальной обструкции с большей чувствительностью у долихоцефалов. Возможно, более корректным термином, чем «аденоидное лицо», для описания внешних изменений ребенка с постоянным затруднением носового дыхания является термин «синдром удлиненного лица», встречающийся в англоязычной литературе как long face syndrome. Последний включает в себя увеличение вертикального размера нижней трети лица, типичное апатичное выражение и улыбку, готическое нёбо.

К системным изменениям, сопровождающим назальную обструкцию, можно отнести легочное сердце — cor pulmonale.

С конца XIX века затруднение носового дыхания, связанное с аденоидами, трактовалось как причина энуреза, задержки развития. Этим фактам можно дать современную трактовку: после удаления аденоидов и восстановления носового дыхания ребенок начинал дышать носом, переставал храпеть, редко болел, набирал вес, улучшался аппетит. Нормальное носовое дыхание и отсутствие апноэ нормализовали структуру сна и контроль над мочеиспусканием. Улучшение слуха у детей после аденотомии давало возможность ребенку быстро развиваться.

Многообразие причин нарушения носового дыхания и вызванных им изменений требуют введения алгоритма обследования ребенка с подобными жалобами. Нередко при обследовании выявляются заболевания, не входящие в компетенцию оториноларинголога.

Обследование ребенка с затрудненным носовым дыханием имеет целью не только установить причину («уровень поражения»), но и уточнить степень обструкции и вызываемые сопряженные заболевания и проблемы.

Методы обследования ребенка с синдромом хронического затруднения носового дыхания

1. Анамнез. Подробная беседа и четко сформулированные вопросы всегда помогут сузить широкий перечень возможных причин назальной обструкции. Прежде всего необходимо уточнить, одно- или двустороннее затруднение носового дыхания преобладает в жалобах. Так, например, при наличии аденоидов, полипоза носа, гипертрофии носовых раковин нос будет дышать плохо с двух сторон. Одностороннее затруднение дыхания или постоянная асимметрия дыхания позволит заподозрить искривление носовой перегородки, инородное тело, новообразование. Очень характерно описывают пациенты затруднение носового дыхания при вазомоторном рините — чередование заложенности правой и левой половины носа и периодическую нормализацию дыхания. Не менее важны такие подробности, как наличие сезонного улучшения носового дыхания, ухудшения в период цветения растений, уборки комнаты, при контакте с животными.

Важно выяснить наличие сопутствующих симптомов, например, носовых кровотечений, характерных для такого новообразования, как ювенильная ангиофиброма носоглотки.

Беседуя с родителями ребенка, важно уточнить семейный анамнез и наличие аллергических заболеваний у родственников. Пассивное курение, посещение бассейна с хлорированной водой могут быть причинами хронического отека слизистой оболочки носовых раковин и являться «функциональной», а не анатомической причиной назальной обструкции. Нередко родителям и врачу-педиатру известны соматические заболевания ребенка, но они не связывают плохое носовое дыхание с ними и лечат их по отдельности.

2. Наружный осмотр. Типичное лицо ребенка с затруднением носового дыхания говорит только о самом факте наличия обструкции, но никак не указывает на причину, если, конечно, это не деформация наружного носа.

3. Передняя риноскопия как наиболее доступный метод не всегда позволяет выявить анатомические изменения задних отделов полости носа и перегородки носа, изменения латеральной стенки полости носа.

4. Задняя риноскопия не всегда выполнима технически, так как ребенок может не позволить осматривать носоглоточным зеркалом, введенным через рот, задние отделы полости носа и носоглотку. Кроме того, даже у старших детей может быть повышен глоточный рефлекс, и осмотр не удается.

5. Не рекомендуется проводить пальцевое исследование носоглотки из-за высокой травматичности метода и низкой информативности.

6. Метод боковой рентгенографии носоглотки хорошо зарекомендовал себя из-за относительно высокой информативности и высокой доступности на амбулаторном этапе при дифференциальной диагностике заболеваний носоглотки — аденоидов.

7. Компьютерная томографии придаточных пазух носа позволяет детально рассмотреть как саму полость носа и носоглотки, так и все стенки пазух носа и выявить полипоз, хронический синусит, новообразования, пороки развития носа и пазух.

8. Эндоскопия, безусловно, является золотым стандартом в диагностике заболеваний дыхательных путей, сопровождающихся синдромом обструкции носового дыхания. У ребенка она выполнима с момента рождения фиброскопом 2,7 мм. У более старших детей используется также жесткая оптика. К преимуществам относится и возможность видеодокументации.

9. Ринофлоуметрия — количественная оценка затруднения носового дыхания.

10. Полисомнография — комплексный метод оценки нарушений дыхания во время сна. Особенно актуален в части диагностики сонного апноэ.

Читайте также:
Золотуха у детей: признаки, причины, лечение, профилактика, прогнозы

11. Осмотр врачей-консультантов — челюстно-лицевого хирурга, ортодонта, педиатра, невролога, аллерголога.

12. Аллерготесты (радиоаллергосорбентный тест (RAST), риноцитограмма, исследование уровня общего и специфических IgE).

Общие принципы терапии

Поскольку назальная обструкция не является заболеванием и имеет множество причин, то прежде всего нужно определиться с тактикой — консервативное лечение, операция или сочетанное лечение (например, терапия топическими кортикостероидами в сочетании с эндоскопическим удалением полипов при полипозном риносинусите). Также следует предостеречь от чрезмерного применения деконгестантов или сосудосуживающих капель в нос, которые являются симптоматическим средством и не решают проблему в глобальном масштабе. Кроме того, иногда наблюдается синдром отмены, «рикошета» после окончания приема деконгестантов, и нос перестает дышать.

Иными словами, достигнуть успеха в решении вопроса нормализации носового дыхания у ребенка можно, исходя из понимания причины или причин его нарушения, комплексно обследуя ребенка у оториноларинголога и педиатра.

Ирригационная терапия является исторически наиболее ранней в применении при заболеваниях носа и пазух. Традиционно применяемый физиологический раствор на современном этапе может быть заменен более удобными в использовании коммерческими растворами. Необходимо соблюдать несколько правил, обусловленных физиологией носа и мерцательного реснитчатого эпителия полости носа. Температура растворов для промывания полости носа должна соответствовать температуре тела — 36,6 °С, так как функция ресничек оптимальна при температуре слизистой оболочки носа 28–33 °С и прекращается при температуре 7–10 °С. Нормальный рН слизи носа составляет 5,5–6,5. Если рН больше 6,5, активность ресничек снижается. Среди положительных эффектов промывания полости носа необходимо отметить не только механическое удаление пыли, аллергенов, патогенов, но и положительное рефлекторное воздействие гидротерапии. Зачастую простое промывание и увлажнение слизистой оболочки полости носа при вазомоторном рините приводит к улучшению носового дыхания.

Деконгестанты (congestion — закупорка, застой) — группа препаратов, вызывающих вазоконстрикцию сосудов слизистой оболочки. Механизм действия связан со стимуляцией альфа-адреномиметических рецепторов гладкой мускулатуры сосудистой стенки с развитием обратимого спазма.

История применения данного класса препаратов уходит в далекое прошлое. Еще 5000 лет назад китайцы использовали травы, содержащие эфедрин, для лечения насморка. В 1887 г. был выделен алкалоид эфедрин из травы махуанг, в 1902 г. — получен фенилэфрин и в 1941 г. — его дериват, нафазолин. Таким образом, менее чем за 100 лет победное шествие капель, облегчающих носовое дыхание (табл. 2–4), привело к необходимости предупреждать врачей о том, что, как писал Кали в 1945 г. [4], «ни один класс лекарств не используется так широко и не представлен так обширно, как сосудосуживающие».

Современные деконгестанты должны отвечать следующим требованиям: быть эффективными, безопасными и не вызывать побочных эффектов. Этим требованиям полностью отвечает Отривин® — лекарственная форма ксилометазолина с увлажняющими компонентами.

Общеизвестно, что применение деконгестантов может сопровождаться сухостью слизистой оболочки носа, что снижает ее защитные свойства. Поэтому перспективным является использование тех средств, которые наряду с действующим веществом содержат увлажняющие компоненты.

Отривин® содержит сорбитол, который обладает свойствами увлажнителя, нормализует уровень жидкости в слизистой оболочке, не допуская ее пересыхания и раздражения, оказывает смягчающее действие, и метилгидроксипропилцеллюлозу, которая усиливает увлажняющий эффект за счет повышения вязкости раствора.

Преимуществами препарата Отривин® является высокая эффективность, продолжительное (до 10 ч) действие, наличие различных форм. Капли (0,05%) назначаются детям с грудного возраста до 6 лет. Применяются по 1–2 капли 2–3 раза в день в каждый носовой ход. Спрей дозированный (0,1%) рекомендуется использовать у взрослых и детей старше 6 лет. Применяется по одному дозированному впрыску 2–3 раза в день в каждый носовой ход. К преимуществам cпрея относят равномерное орошение слизистой оболочки носа, возможность достигать верхних участков носовой полости, четкие дозировки количества лекарства, экономичность.

Одним из наиболее популярных комбинированных деконгестантов является Виброцил®. Благодаря комбинации в нем альфа-1-блокатора фенилэфрина и блокатора Н1-рецепторов диметиндена малеата, Виброцил® обеспечивает противо­отечное, сосудосуживающее и противоаллергическое действие. Виброцил® не вызывает уменьшения кровотока в слизистой оболочке полости носа и околоносовых пазух и, следовательно, в меньшей степени нарушает ее функции. Благодаря уровню pH, сопоставимому с pH слизистой оболочки носа, Виброцил® удовлетворяет основным требованиям физиологического лечения. Возможность применения до 10–14 дней и наличие различных форм (капли, спрей, гель) делает его удобным для применения оториноларингологами и педиатрами.

Топические кортикостероиды являются мощными противовоспалительными и противоаллергическими средствами, без которых немыслима современная ринология. Лечение аллергического ринита, полипозного синусита базируется на применении местных препаратов — кортикостероидов.

Хирургическая коррекция

Попытка решить проблему затруднения носового дыхания при наличии анатомической формы обструкции с помощью сосудосуживающих средств приводит к затягиванию сроков решения проблемы и усугубляет ситуацию появлением побочных эффектов от злоупотребления деконгестантами. В данном случае хирургическое восстановление нарушенного носового дыхания является оптимальным. К анатомическим вариантам синдрома назальной обструкции, требующим хирургического решения, относятся аденоиды, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, пороки развития (атрезия хоан), новообразования (хоанальный полип, ангиофиброма носоглотки), инородные тела носа (ринолиты). Современные ринологические операции у детей выполняются под наркозом при помощи эндоскопической техники.

По поводу возраста ребенка и его соотношения с операцией аденотомией: есть ли оптимум и возрастные ограничения? Нет. Возраст не может быть показанием или противопоказанием к операциям при затруднении носового дыхания.

Согласно сообщению коллег, были успешно прооперированы 24 ребенка в возрасте до 1 года с верифицированной гипертрофией глоточной миндалины, обструктивным апноэ, после выполнения эндоскопии носоглотки, полисомнографии, эхокардиографии и рН-метрии. Выздоровление сопровождалось исчезновением всех симптомов обструкции [5].

Искривление носовой перегородки долгое время считалось подлежащим хирургической коррекции у взрослых, успешно оперируется уже начиная с периода новорожденности, безусловно, по строгим показаниям [6]. Во многом успех операции и качество носового дыхания будет зависеть от правильного послеоперационного ухода за полостью носа. Удаление экссудата, корок, снятие послеоперационного отека в полости носа — все это важные составляющие лечебного процесса. Одним из наиболее популярных деконгестантов для использования в послеоперационном периоде является Виброцил® в форме геля. В заключение следует еще раз подчеркнуть важность применения унифицированного системного подхода в диагностике синдрома нарушения носового дыхания у детей и индивидуальной дифференцированной лечебной тактики.

Читайте также:
Ребенок часто моргает глазами, почему? Разбираемся в причинах

Литература

  1. Tomes С. V. On the developmental origin of the v-shaped contracted maxilla // Tlie Monthly Review of Dental Surgery. 1872, 1: 2–5.
  2. Kingsley N. W. A treatise on oral deformities as a branch of mechanical surgery. D Appleton Co., New York, 1888, p. 10.
  3. Malm L., Anggard A. Vasoconstrictors. Mygind N., Naclerio R. M., editors. Allergic and Non-allergic Rhinitis: Clinical Aspects. W. B. Saunders Co, Philadelphia. 1993. 95–100.
  4. Hartsook J. L. Mouth breathing as a primary etiologic factor in the production of malocclusion // Journal of Dentistry for Children. 1946, 13: 91–94.
  5. Schwartz A. R., Patil S. P., Laffan A. M., Polotsky V., Schneider H., Smith P. L. Obesity and obstructive sleep apnea: pathogenic mechanisms and therapeutic approaches // Proceedings of the American Thoracic Society. 2008, 5: 185–192.
  6. Engstrom I., Karlberg P., Klackenberg G., Klackenberg-Larsson I., Lichtenstein H., Svennberg I., Taranger J. Tillvaxtdiagram for langd, vikt och huvudomfang fran fodelsen till 18 ar // Lakartidningen. 1973, 70: 2960–2968.

И. А. Тихомирова, доктор медицинских наук

Международная клиника «Медем», Санкт-Петербург

Ринолалия (гнусавость) – симптомы и лечение

Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюрина Ю. В., ЛОРа со стажем в 20 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. “носовая речь”) — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает “коверкание слов”. При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1] [2] [10] .

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной [7] [8] [9] [10] .

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
  • дифтерии;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

  • увеличение аденоидов;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, “читая по губам”, но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11] .

Симптомы ринолалии

Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9] . Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1] [2] .

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

  • дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
  • голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
  • артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфиче­ский назальный акустический эффект, или гнусавость [13] .

Читайте также:
Непереносимость молока, лактозы у ребенка: как проявляется и чем заменить?

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных “м”, “н”, “р”, “к”, “х”, которые слышатся как “б”, “д” или “л” [8] .

Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12] .

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7] .

Классификация и стадии развития ринолалии

  • органическая;
  • функциональная.

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

  • Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
  • Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
  • Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
  • Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1] .

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

  1. Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
  2. Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.

Инструментальные методы обследования

  1. Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении “ротовых” звуков”, то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например “п”, “б”, “т”, “ф”, “с”, “ш”.
  2. Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
  3. Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9] . Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
  4. Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

  • Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
  • Тест с последовательным произношением гласных звуков “АА-ЭЭ”. При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
  • Тест “надувания щеки” с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
  • Симптом “занавески” наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

  • аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
  • септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
  • конхотомия — частичное удаление носовой раковины.

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

  • произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
  • произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́ мпа—– а́ нта—- а́ нка и т. д. [7]

Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11] .

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

Хирургическое лечение включает:

  • операции по закрытию дефекта дна полости носа;
  • коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Читайте также:
Трахеит у детей до года и ребят постарше: причины, симптомы, лечение.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9] . Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14] .

Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9] .

Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6] .

До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7] [11] .

  • при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
  • произношение отдельных звуков, начиная с “б”, “п”, “д”, “т”, “г”, “к”, с последующим их сочетанием с гласными: аТ——–а аТ—————о аТ————–у.

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9] .

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9] .

Норма сна для детей

  • От чего зависит потребность во сне
  • Признаки недосыпания
  • Сколько должен спать ребенок по месяцам
  • Нормы после года
  • Как научить малыша засыпать вовремя
  • Нормы от доктора Комаровского для малышей от года до 7 лет
  • Как бороться с отказом ребенка спать
  • Самое важное

Каждый человек, в том числе маленький ребенок, обладает уникальной, свойственной только ему потребностью во сне. Для маленького человека достаточный качественный сон – важная составляющая роста. Задача родителей – вычислить, сколько должен спать ребенок, для того чтобы расти здоровым.

От чего зависит потребность во сне

Медики выделяют следующие показатели для определения длительности сна:

Генетическая предрасположенность

Наследственность – главная составляющая, которая влияет на продолжительность сна ребенка. Существует 2 типа людей: долгоспящие и короткоспящие. Определить принадлежность к одному из типов достаточно просто: нужно вычислить общую продолжительность сна, после которого чувствуется бодрость, прилив сил. Долгоспящему человеку для полноценного отдыха необходимо 8–10 часов, короткоспящему – 6–7.

Время активного бодрствования

В дни, когда ребенок активно двигался, посещал новые места, развлекательные центры, праздники, понадобится больше времени на полноценный сон.

Состояние здоровья

После перенесенных болезней у детей увеличивается время отдыха. Так они восстанавливают силы и отсыпаются.

Условия сна

Качество и продолжительность отдыха зависят от окружающей обстановки. В прохладном, проветриваемом, темном помещении без посторонних шумов ребенок поспит значительно дольше.

Признаки недосыпания

Если сон новорожденного систематически не дотягивает до установленной педиатрами нормы на 2–3 часа, можно уверенно говорить о недосыпе. Бывает, что сон не выходит за установленные «рамки», но младенец выглядит усталым. В таких случаях следует понаблюдать за поведением, попытаться определить, насколько хорошо он высыпается. Важно уделить должное внимание общему состоянию маленького человека и не пропустить недосып.

Младенец засыпает в транспорте

Мгновенное засыпание при движении свойственно 4-месячным грудничкам. Дети постарше намного реже спят в коляске, машине, общественном транспорте. Исключением будет, если это время совпало с их очередным сном. К тому же сон в движении не качественный, злоупотреблять им не стоит.

Малыш не просыпается самостоятельно утром

Дети дошкольного возраста чувствуют себя хорошо, если живут согласно графику, соответствующему биологическим часам. Для них нормой считается засыпание в 20:00, пробуждение около 7:00. Ребенок чувствует себя бодрым, выспавшимся. Пробуждение в период с 9:00 до 10:00 часов, а иногда и позже свидетельствует о некачественном сне, позднем засыпании.

Капризы и раздражения

Систематические недосыпания провоцируют повышение в организме гормона стресса – кортизола, который пагубно влияет на состояние младенца, его нежную, еще не до конца развитую нервную систему. Наладив режим дня, родители замечают, что беспокойный малыш стал милым и покладистым. У детей, хотя и достаточно редко, встречается сон, плавно переходящий из дневного отдыха в ночной.

Раннее пробуждение

Как ни странно, слишком ранний подъем (5 утра) является симптомом переутомления, недосыпания, позднего засыпания. Доказано, что принцип «позже уснешь, дольше будешь спать» не срабатывает с детьми, начиная с двухнедельного возраста.

Читайте также:
Лечение кори и профилактика заболевания - нужны ли прививки

Пробуждение и засыпание со слезами

При отсутствии заболеваний, незначительных психических расстройств у ребенка между кормлениями систематический плач, протесты, плохое настроение свидетельствуют о переутомлении, недосыпании. Это правило не распространяется на грудничков до 6 месяцев. Если в раннем детском возрасте наблюдается один или несколько вышеперечисленных симптомов, следует увеличить длительность сна, вечером пытаться укладывать его раньше.

Сколько должен спать ребенок по месяцам

Понять, высыпается ли грудничок, можно при помощи следующих мер:

  • ведения дневника засыпаний, пробуждений по месяцам,
  • сравнение записей с установленными нормами,
  • определение наличия признаков недосыпания.

Далее таблица, в которой указано, сколько должен спать ребенок. С каждым днем организм ребенка претерпевает изменения, в том числе изменяется потребность во сне.

0–2 месяца

До наступления колик (2–4 неделя) должен спать новорожденный 20 часов в сутки. Крохи 1 месяца не способны различать время суток. Месячные дети просыпаются, проголодавшись, кушают, продолжают спать.

2–4 месяца

На данном жизненном этапе груднички начинают разделять день и ночь. Ночной сон составляет 10 часов. Младенец просыпается каждые 3 часа. Появляется время бодрствования. Днем ребенок спит 5 раз продолжительностью 40 минут 2 часа, общая длительность не превышает 16 часов.

4–6 месяцев

Ночью дитя спит в среднем 12 часов. Дневные бодрствования увеличиваются, кроха погружается в сон 3 раза. Общая продолжительностью составляет 5 часов. В этом вековом промежутке появляется возможность научить грудничка самостоятельно засыпать. Суточная норма – около 15 часов.

6 месяцев – 1 год

До 9 месяцев ночной сон может длиться около 12 часов, с 1 или 2 кормлениями. После 9 месяцев ночные кормления убирают. Время отдыха остается прежним. Дневной сон сокращается до 2 раз общей длительностью 3 часа. В сутки младенец спит 14 часов.

Нормы после года

Ребенок существенно подрос, он отличается от детей до года, но по-прежнему нуждается в продолжительном сне

1–1,5 года

Ночью малыш спит беспробудно около 11 часов. Остальные 3 часа из общей суточной нормы разделяются на 2 дневных сна.

1,5–2 года

Ночью малыш беспробудно спит 12 часов. Днем нужно спать ребенку один раз. Иногда маленьким детям переход на одноразовый дневной сон дается сложно. Категорически к этому относиться не стоит. Следует на время оставить два дневных сна, постепенно пробуя заменять одним.

Детям этого возраста важно постоянство. Чтобы крохе было легче засыпать, необходимо выработать схему. Созданный ритуал необходимо применять ежедневно даже вдали от дома. Систематическая последовательность событий помогает ребенку предсказывать последующие действия, контролировать ситуацию.

Соблюдение режима способствует легкому быстрому засыпанию. В дни, когда ребенка переполняют эмоции, перед созданным ритуалом следует разрешать порезвиться, после чего переходить к спокойным играм, чтению сказок. Нужно практиковать самостоятельное засыпание малыша.

Укачивание, пение колыбельной – это не лучший вариант, потому что, проснувшись среди ночи, ребенку будет сложно уснуть без посторонней помощи родителей. До 1,5 года малыш научился сидеть, стоять, ходить. Он безумно рад умениям, готов совершенствовать их целыми днями. Уложить его спать, особенно днем, становится все сложнее.

В таких случаях специалисты рекомендуют оставить малыша наедине на несколько минут или дать возможность накричаться. При ночных пробуждениях ребенок может захотеть поиграть, походить, постоять. Ругать его не стоит, необходимо дать малышу понять, что ночь – время сна.

Как научить малыша засыпать вовремя

Когда малышу исполняется 2 года, родители должны направить усилия на то, чтобы приучить ребенка правильно засыпать.

Искоренить «вредные» ритуалы отхождения ко сну

В 2 года дети должны засыпать без колыбельной, укачиваний, прочих «усыпляющих» механизмов. В противном случае, проснувшись среди ночи, ребенок не сможет самостоятельно уснуть. Специалисты рекомендуют укладывать малыша в кровать до засыпания, когда он сонный, расслабленный, спокойный. В таком состоянии ребенку не придется долго вертеться, вскоре он уснет.

Предоставить приемлемый выбор

В двухлетнем возрасте ребенок открывает понятие независимости. Не зная ее рамок, малыш всячески пытается их определить, а заодно утвердить контроль над окружающими. Избежать длительных вечерних противостояний со стороны ребенка можно, предоставляя крохе сделать самостоятельный выбор, какую сказку хочет услышать, в какой пижаме спать, какую игрушку взять в постель.

Обезопасить сон

У детей 1,5–2 лет имеются свои особенности, собственные проблемы. Многие родители малышей этой возрастной категории сталкивались с тем, что их подросший ребенок, научившись уверенно ходить, не один раз падал из кроватки, подвергая себя огромной опасности. Новые умения ребенка не подразумевают того, что он уже готов перейти на большую кровать.

Это лишь повод принять меры, обезопасить его сон:

  • Понизить по возможности дно кроватки, поднять ее ограждения. В современных моделях предусмотрены разные уровни расположения дна, в зависимости от возраста. Но, это не сработает, когда кроха подрос и научился вылезать из нее.
  • Освободить кроватку от посторонних предметов. Это могут быть мягкие игрушки, дополнительные подушки, плохо привязанные бортики, все то, что может помочь малышу выбраться наружу.
  • В корне пресекать попытки самостоятельно выбираться из кроватки. Заметив, что ребенок самостоятельно покинул свою кроватку, не стоит восторгаться, сильно ругаться. Следует спокойно объяснить крохе, что так нельзя делать и положить его обратно.
  • Контролировать действия в кроватке. Стать так, чтобы ребенок не замечал присутствие посторонних, при любой попытке выбраться, нужно говорить, что этого делать нельзя. После нескольких повторений малыш станет послушнее.
  • Обезопасить пространство вокруг кроватки. Запреты родителей не действуют, ребенок систематически пытается выбраться из кроватки – следует сделать окружающие предметы более безопасными, надеть на острые углы защиту, убрать большие металлические игрушки, снять одно из ограждений кроватки. Даже если малыш выберется, вероятность того, что он поранится, снизится в несколько раз.

Нормы от доктора Комаровского для малышей от года до 7 лет

Известный педиатр весьма скептически относится к построению таблиц, в которых указываются четкие нормы и границы сна для детей разного возраста. Тем не менее исходя из опыта и наблюдений, Комаровский приводит средние значения продолжительности сна для детей определенного возраста:

  • 12–18 месяцев. Дневных снов два: первый – 2–2,5 часа, второй – 1,5. Длительность ночного сна в среднем 10–11 часов.
  • 18 месяцев – 2 года. Продолжительность дневного сна до 3 часов, ночного – 11.
  • 2–3 года. Рекомендуется дневной сон (2–3 часа). Если систематически дневной сон продолжается более 3 часов подряд, влияет на отхождение ко сну вечером, необходимо будить малыша. Длительность сна ночью для данного возраста составляет по-прежнему 10-11 часов.
  • 3–7 лет. Детям дошкольного возраста необходим дневной сон продолжительностью 2 часа. Ночью для этой возрастной категории сон должен продолжаться 9 часов.
  • 7 лет и больше. На вопрос, до какого возраста здоровый ребенок должен спать днем, Комаровский отмечает, что в 7 лет необходимость дневного сна отпадает.
Читайте также:
Признаки ребенка аутиста - как 100% понять, что ваш ребенок аутист

Как бороться с отказом ребенка спать

Доктор Комаровский выделяет 3 способа борьбы с детским возражением «не хочу (не буду) спать»:

  • Увеличение физической активности на протяжении дня. Посещение спортивных секций, кружков, длительные прогулки на свежем воздухе, выполнение различной работы по дому.
  • Минимизация количества эмоциональных нагрузок в вечернее время. Крайне нежелательно преподносить долгожданные подарки незадолго до предполагаемого сна. Проверка дневника, расспросы об успеваемости и иные неприятные моменты перед сном приравниваются к «педагогическому преступлению».
  • Не создавать несуществующих проблем. Известно, что дети копируют взрослых, поэтому вместо строгих распоряжений лучше показать хороший пример, начав вместе с мужем подготовку ко сну. Наблюдая, как родители укладываются в постель, малыш интуитивно начнет подражать и тоже последует спать.

Самое важное

Чем больше внимания взрослые уделяют процессу отхождения ко сну (систематически смотрят на время, нервничают, раздают строгие приказы, говорят: «Давай спать!»), тем чаще в их семье возникают проблемы с засыпанием.

Сон здоровых детей.

Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать — сколько раз и сколько часов.

Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.

От 1 до 1,5 лет: количество периодов дневного сна — 2 (1-й — 2—2,5 ч, 2-й — 1,5 ч); ночной сон — 10—11 ч.

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна — 1, его продолжительность — 2,5—3 ч; ночной сон — 10—11 ч.

2—3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2—2,5 ч; ночной сон — 10—11 ч;

В дальнейшем — до 7 лет — рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч) ночной сон — 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью — не менее 8—9 ч.

Отдав долг «нормам», рассмотрим конкретные проблемы.

Все, что мы уже писали раньше про детскую комнату[1], не имеет возрастной специфики. Напомним требования:

  • оптимальная температура — 18—20°С;
  • лучше 16°С, чем 22°С;
  • оптимальная влажность — 50—70%;
  • лучше пижама потеплее, чем наимоднейший обогреватель;
  • в детской комнате нежелательны никакие накопители пыли — ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым — сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии). Ведь это естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется, и просыпаться естественно не потому, что так надо, а потому, что выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти биологические «фокусы».

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияет множество факторов — упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.

Любому человеку известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.

Основная родительская проблема — «не хочу спать». Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило:

если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.

Отмечу, что родительский лозунг «пора спать» может быть продиктован интересами самих родителей — папа хочет спать или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра.

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой «не уложишь — не поднимешь». Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на «жаворонков» и «сов»).

Рациональных способов борьбы с детским «спать не хочу» три.

Способ первый. Увеличение физических нагрузок — спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.

Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам, — по крайней мере, нежелательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.

Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учитывать стремление детей к копированию взрослых. Тема «пора спать» вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение «отправляйся в постель», тем больше возникает проблем.

Читайте также:
Первые признаки заболевания ребенка - что делать родителям?

Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у практически здоровых детей.

[1] Необходимое уточнение: употребляя словосочетание «детская комната», автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о «детской спальне», но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе настолько странную жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы жилой площади.

Сколько нужно спать в зависимости от возраста?

Что говорят специалисты о «сонной» норме и особенностях сна в каждом возрасте.

В том, что каждый из нас не похож на другого, мы убеждаемся постоянно. Эта непохожесть затрагивает самые разные сферы жизни, будь то пищевые привычки, разные вкусы в одежде или такая, казалось бы, банальная вещь, как сон. Кому-то жизненно необходима дневная сиеста, а кто-то даже в детском саду спокойно обходился без дополнительного отдыха. Кто-то чувствует себя разбитым и не отдохнувшим после 10 часов сна, а кто-то подобно Наполеону обходится 4 часами. На продолжительность и качество сна влияет множество факторов, один из которых – возраст. Специалисты из Американской Национальной Ассоциации Сна приводят разную продолжительность ночного отдыха в зависимости от возраста. О каких цифрах идет речь, читайте ниже.

От рождения до 3 месяцев

14-17 часов

Хотя новорожденные не различают понятия дня и ночи, с первых дней жизни у малышей уже наблюдаются циклы сна продолжительностью около 50 минут. В течение нескольких недель после появления на свет груднички постепенно перестраиваются на сон преимущественно в ночное время. Особенностью сна в этот период является его беспокойный характер с частыми просыпаниями.

От 4 до 11 месяцев

12-15 часов

В этот период продолжительность циклов сна увеличивается, они становятся более регулярными. В дневное время сохраняются 3 фазы сна: утром (ближе к 10-11 часам), после полудня и ближе к вечеру. Что касается сна в ночное время, то к 6 месяцам малыши должны оставаться в объятиях Морфея не менее 6 часов подряд. В этот период формируется непрерывный сон. Тем не менее, до 9 месяцев малыши продолжают активно просыпаться (до 8 раз за ночь). Периоды такого бодрствования короткие и часто проходят незамеченными.

От 1 до 2 лет

11-14 часов

К возрасту 1,5 лет дневные перерывы на сон, как правило, сокращаются до 1-2 часов после обеда. В этот период важно воспитать у ребенка правильные привычки, связанные со сном, поскольку механизмы здорового сна закладываются в первые 3 года жизни. Правила детской гигиены сна просты:

  • Телевизор и гаджеты перед сном под запретом;
  • Укладывайте малышей нужно в строго определенное время;
  • Чтобы облегчить отход ко сну, можно придумать для ребенка приятный ритуал.

От 3 до 5 лет

10-13 часов

До 5 лет дети еще нуждаются в послеобеденном сне. Для ночного отдыха характерно увеличение продолжительности медленного глубокого сна. К слову, именно в этот период у детей часто наблюдается сомнамбулизм, который, как правило, проходит без последствий.

От 6 до 13 лет

9-12 часов

К 7 годам привычка спать после обеда наблюдается только у 1% детей. При этом нейропсихиатры отмечают, что сегодняшние школьники ложатся спать позже и спят меньше, чем их предшественники.

От 14 до 17 лет

8-10 часов

В пубертатный период полноценный отдых для организма остается крайне важным. Современные подростки испытывают проблемы с засыпанием. Процесс погружения в сон сместился ближе к полуночи. Учитывая необходимость раннего подъема в школу, подросткам часто приходится спать буквально на ходу.

От 18 до 65 лет

Люди старше 65 лет

Хотя потребности в сне у пожилых людей мало чем отличаются от потребностей взрослых, в пожилом возрасте существенно меняется качество сна. Человек спит фрагментарно и часто просыпается, иногда добирая нужный отдых дневным сном. Для пожилых людей также характерен ранний отход ко сну. Нередки случаи, когда человек ложится спать в 9 вечера и встает в 4 утра.

Режим сна ребенка

Как долго нужно спать ребенку, чтобы быть здоровым?

Коллегиально ученые пришли к выводу, что взрослому человеку нужно спать не менее 8 часов в сутки.

Этот вывод вытекает из самой природы сна. Вспомните строение сна: мы проходим через пять циклов сна продолжительностью около 100 минут каждый. Если 100 минут умножить на 5 и разделить на 60, получится примерно 8 часов.

Длительность сна напрямую зависит от возраста человека. Чем мы младше, тем больше нам требуется сна. ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) и ученые-сомнологи рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций (см. таблицу) и единогласно считают: сон жизненно необходим и пренебрегать им не стоит. Особенно режим сна и бодрствования ребенка важен для малышей.

Возраст Количество дневных снов Общее время дневных снов Время ночного сна Общее количество сна в сутки
Новорожденные 1-2 час, каждый час 16-19
1-2 месяца 4 6-7 8-10 15-17
3 месяца 3-4 5-6 10-11 15-16
4 месяца 3 4-5 10-11 14-16
5-6 месяцев 2-3 3-4 10-11 14-15
7-8 месяцев 2 3-4 10-11 13-15
9-12 месяцев 2 2-3 11-12 13-14
12 месяцев 1-2 2-3 11-12 13
18 месяцев 1 1,5-2 11-12 12,5-13
2-3 года 1 1-2 10-11 12
4-5 лет 1 1 10-11 12
6-15 лет 0,5-1 1 9-11 10-11
14-18 лет 8-10 8-9
19-64 лет 7-9 8
От 65 лет и более 7-8 7-8

На этом остановимся подробнее.

Каким должен быть режим сна ребенка до года, чтобы он рос здоровым, умным и счастливым?

В первые месяцы жизни 20-часовой сон для ребенка – норма. Нарушать график сна ребенка не нужно: мы не должны влиять на отдых малыша, так как это может причинить вред здоровью ребенка, особенно в этом нежном возрасте. Цикличность и фазы сна у малышей по месяцам меняются, согласно тому, как растет и развивается его мозг.

Читайте также:
Песочные бои. Ребенку попал песок в глаза, как промыть и чем обработать?

Ученые считают, что сон в первые недели после рождения особенно важен и является продолжением поведения ребенка в зародышевом состоянии. Поэтому кроха знает сам когда ему пора кушать и спать. В первые 2-3 месяца своей жизни, если малыша ничего не беспокоит, длительный отдых для него является нормой. Зная это родители могут начать формировать у своего малыша правильный режим дня с 4-месячного возраста.

Если вспомнить данные приведенной ранее таблицы, то становится ясно, что сон грудного малыша и режим сна ребенка до первого года жизни существенно отличаются друг от друга. В чем же отличия сна по месяцам ребенка до года жизни?

Сон с 1 по 3 месяц жизни

Этот период жизни отличает высокая продолжительность сна: от 16 до 19 часов в сутки. В этот период времени сон (отдых) только начинает формироваться, новорожденный часто просыпается на кормление. Это время очень важно для малыша, родителям надо научиться замечать признаки нарушенного сна, следить за тем, чтобы грудничок не слишком долго оставался активным и в тот же момент стараться не разбудить раньше положенного времени. С 7 недели жизни мы можем дать возможность нашему малышу заснуть самостоятельно.

С 3 по 6 месяц жизни

На этом этапе обычно уменьшается количество ночных кормлений. В возрасте 6 месяцев ребенок может совсем отказаться от кормлений ночью. У малыша формируется режим дня и отдыха: часы сна сокращаются: дневной сон до 3-5, ночной до 10-11 часов. Приходит время формирования ритуалов отхода ко сну: спокойные игры, купание, сказки и мамины колыбельные.

С 6 по 9 месяц жизни

В возрасте 8 месяцев малыш продолжает формировать сознание, его начинает расстраивать разлука с близкими родными, больше всего с матерью. Предотвратить страх малышу помогут игры (прятки, «ку-ку»), а также можно расположить место игр ребенка рядом с родителями: пусть мама всегда будет в поле зрения. Ребенок активно развивается физически. Нужно нагружать малыша активными действиями, но не давать поводов для стресса.

С 9 по 12 месяц жизни

На этом этапе малыш начинает следить за последовательностью действий. Еще чуть-чуть и кроха научится ходить, сейчас все его силы уходят на развитие этого навыка, возникает необходимость в крепком сне и восстановлении сил. В это период возникает первая связанная с этим проблема: нарушение сна. Необходимо продолжать формирование ритуалов сна, снижать отвлекающие факторы, которые могут еще больше возбудить малыша.

Каковы же ритуалы перед сном для вашего малыша?

• проветриваем комнаты, где спит малыш перед началом отхода ко сну;

• убираем все игрушки;

• обязательно посещаем туалет;

• не забываем про объятия и поцелуи;

С взрослением график сна ребенка меняется еще больше: сокращается количество часов сна, в том числе, и количество часов ночного сна. Все малыши разные, но все-таки необходимо сохранить дневной сон как можно дольше, хотя бы до школы.

Часто к врачам-педиатрам, неврологам обращаются родители с вопросом: что делать, если график сна и бодрствования ребенка до года выстроить не удается? Нарушения сна получили название: детская поведенческая инсомния, которая значительно способствует ухудшению качества жизни родителей.

Причины инсомний

Детская поведенческая инсомния является результатом неправильных ассоциаций, связанных с отходом ко сну или с неправильным определением условий сна. Речь идет о правильных привычках засыпать в определенных условиях (например, одному в кроватке) и нарушении установок сна. Например, когда ребенок не согласен с местом или временем для сна, и тогда начинается множество необоснованных предлогов: «мне страшно одному», «хочу пить», «хочу в туалет».

Несмотря на недовольство родителей и даже наказания, ребенок каждую ночь перебирается к ним в постель. Эта форма детской инсомнии интересна тем, что фактически не приносит непосредственного вреда ребенку, если он имеет возможность получать нормативное количество сна в течение суток. А вот родители здесь страдают в большей степени − у матерей таких детей чаще наблюдаются депрессивные расстройства, да и семейные взаимоотношения тоже страдают.

Другими формами инсомний является адаптационная инсомния (реакция на стрессовую ситуацию), психофизиологическая инсомния (возникает у тревожных, эмоциональных, ответственных детей перед важным для них событием), инсомния при нарушении гигиены сна (чаще возникает у подростков, которые ведут вечернюю или ночную жизнь, проводят слишком много времени в постели днем и ложатся спать каждый раз в разное время).

Часто врачи встречаются с инсомниями вторичного характера, они напрямую связанны с какими-либо проблемами здоровья. Например, атопический дерматит, который сопровождается выраженным зудом. И чем меньше ребенок, тем сложнее нам бывает заподозрить, что ребенка что-то беспокоит.

Зуд − это своеобразный эквивалент боли, ребенок становится раздражительным, плаксивым, ему трудно заснуть, зуд вынуждает малыша просыпаться. А мы, взрослые, зачастую не всегда обращаем внимание на эти проявления заболевания или недооцениваем их значимость в нарушении правильного режима у ребенка. А ведь статистически девять из десяти пациентов с атопическим дерматитом имеют проблемы со сном. Они очень распространены, но мало кто о них говорит.

Как же помочь малышу с нарушениями сна?

На этом этапе обычно уменьшается количество ночных кормлений. В возрасте 6 месяцев ребенок может совсем отказаться от кормлений ночью. У малыша формируется режим дня и отдыха: часы сна сокращаются: дневной сон до 3-5, ночной до 10-11 часов. Приходит время формирования ритуалов отхода ко сну: спокойные игры, купание, сказки и мамины колыбельные.

Нужно соблюдать рекомендации, так называемые правила гигиены сна:

• время укладывания и пробуждения в течение недели в одно и тоже время, вне зависимости от праздников и выходных дней;

• ограничение любой активности в кровати кроме сна (чтение, просмотр фильмов, прием пищи): это может нарушить ассоциацию между постелью и сном;

Читайте также:
У ребенка судороги при температуре: оказание первой помощи малышу

• необходимо поддерживать комфортные условия в детской комнате/месте сна: минимальный уровень освещенности, шума/«белый шум», умеренная температура воздуха, удобный матрас, подушка, одежда для сна;

• процесс засыпания должен состоять из последовательных, ежедневно повторяющихся мероприятий: вечерний туалет, колыбельная, чтение на ночь;

• необходимо избегать активности, которая может приводить к возбуждению (просмотр телевизора, видеоигры, общение со сверстниками, физическая активность) перед сном. Нужно убрать видеоигры, телевизор, телефон, компьютер из комнаты ребенка;

• если ребенок еще спит днем, необходимо ограничить время дневного сна во второй половине дня;

• следует соблюдать режим питания: малыш не должен ложиться спать переевшим либо голодным;

• нужно обеспечить достаточный уровень физической активности в течение дня;

• с наступлением утра нужно обеспечить достаточное освещение комнаты ребенка;

• необходимо избегать употребления кофеина (кофе, чай, шоколад) во второй половине дня;

• желательно вести дневник ночного и дневного сна: оценка дневной активности позволяет выявить проблемы, которые мешают установить правильный режим и достичь здорового сна.

Когда мы говорим об инсомниях вторичного характера, на примере атопического дерматита необходимо учитывать рекомендации врача-педиатра, аллерголога-иммунолога, дерматолога:

• индивидуальный план выявления триггеров атопического дерматита;

• подбор терапии для контроля болезни;

• план действий, при котором ребенок меньше будет расчесывать кожу: для купания и увлажнения кожи ребенка, склонной к атопии, рекомендуется использовать специальные средства, например, марки La Roche-Posay (гамма Lipikar ).

Заключение

В заключении хочется напомнить, что сон − обязательная часть нашего суточного ритма, без которого наш организм существовать не может. Формирование правильного режима сна в нашей с вами власти. Нервная система ребенка очень пластичная, она подстраивается под те условия, которые мы навязываем ей.

Поэтому даже если у малыша есть проблемы со сном, нужно набраться терпения и методично выполнять рекомендации по формированию правильной гигиены сна, привычек, связанных со сном, достаточного уровня физической активности во время бодрствования, благоприятной домашней атмосферы, и, конечно же, быть внимательным к проявлениям заболеваний, о которых ребенок нам часто рассказать не может.

Когда родители предоставляют возможность ребенку полноценно спать, они заботятся не только о восстановлении его энергии, но и о полноценном развитии и здоровье.

Зная, каким должен быть сон малыша по месяцам, сделать это будет значительно проще. Недосып у малыша – это большая проблема, решить которую нужно незамедлительно. Нам нужно помнить, что легче предупредить нарушение сна, чем после искать выход из сложившейся ситуации.

Сколько должен спать ребенок

«Столько, сколько ему необходимо» — напрашивается ответ. И вообще, ребенок никому ничего не должен. Сон — это естественный процесс. Утомится — ляжет поспать. Не засыпает, значит, еще недостаточно устал и отдых организму не требуется. Так?

Так, если вашему малышу больше 7 лет (или 17-ти). Так, если у маленького ребенка от природы так называемый покладистый тип темперамента. У такого малыша действительно практически с рождения есть стабильный распорядок сна и бодрствования. Ему не нужна помощь, чтобы уснуть. Покладистые дети долго и крепко спят, не плачут даже во время кратких пробуждений между стадиями и циклами сна.

Но в большинстве случаев родителям желательно иметь хотя бы приблизительное представление о том, сколько должен/может бодрствовать и спать в сутки ребенок в разном возрасте.

Для чего это нужно:

  • чтобы избежать переутомления;
  • не происходило накопление усталости у малыша;
  • малыш получал достаточно сна для развития мозга, роста, «подзарядки» всех систем организма;
  • улучшить настроение ребенка в течение дня;
  • не ожидать невозможного.

Мамы знают, сколько ребенок должен есть, сколько прибавлять в весе. Эта информация помогает отслеживать состояние здоровья малыша. Да и врачи всегда контролируют такие параметры. Но многие ли знают, сколько времени в норме ребенок должен/может спать? И беспокоятся о том, получает ли он эту норму? А ведь сон, согласно исследованиям, имеет большое значение для развития ребенка.

Продолжительность сна зависит от возраста: чем моложе организм, тем больше сна ему необходимо. Новорожденный спит почти целые сутки, годовалый нуждается в 13-часовом суммарном сне, детям в возрасте 3–5 лет нужно спать около 11–12 часов в сутки, школьникам младших классов 10–11 часов, старшеклассникам 8,5–9 часов, взрослым 7–9 часов.

Прежде чем подробно остановиться на нормах сна для каждого возраста, давайте разберемся, как правильно считать количество сна.

  1. Записывайте все сны — в блокнот, заметки на телефоне или в приложении — даже если у вас идеальная память.
  2. Не округляйте — даже пять минут могут сыграть свою роль в общей картине сна.
  3. Вовремя начинайте отсчет: например, если младенец сосет грудь или бутылочку с закрытыми глазами, значит он спит.
  4. Ведите наблюдения 5–7 дней. А лучше 10–14, чтобы получить более точные данные.

Период новорожденности длится 28 дней. В это время происходит адаптация малыша к жизни во внешнем мире — в первую очередь это происходит во время сна. Родителям может показаться, что ребенок спит круглые сутки. Это почти так: в среднем здоровый новорожденный ребенок в возрасте до месяца спит 16–19 часов, просыпаясь и днем, и ночью каждые 1–3 часа, чтобы поесть.

Важно помнить, что все дети разные с самого рождения, и суточный сон новорожденных может варьироваться. Одному ребенку в возрасте 1 месяц может быть достаточно 15 часов сна в сутки, а другому в этом же возрасте потребуются все 22 часа. Подробнее о сне новорожденного ребенка вы можете прочитать в этой статье.

На сон детей в возрасте 3–5 месяцев большое влияние оказывают скачки умственного развития, которые происходят примерно в 3, 4 и 5,5 месяцев. Кроме того, в районе 4 месяцев полностью меняется структура сна ребенка, она становится такой же, как у взрослого. Все это часто вызывает ухудшение сна.

Читайте также:
У ребенка судороги при температуре: оказание первой помощи малышу

В этот период очень важно следить, чтобы ребенок спал достаточно в сумме за сутки. Детям в 3–5 месяцев в среднем требуется 14–17 часов сна, из них 4–6 часов приходятся на дневное время, а 10–12 на ночное.

Сон для ребенка в 6–8 месяцев так же важен, как и для новорожденного. Сейчас малыш осваивает множество новых навыков. С одной стороны, сон необходим для их усвоения, а с другой — тренировка этих новых умений может происходить и во сне, мешая полноценному отдыху. Помогайте своему крохе каждый день совершенствовать физическую форму во время бодрствования и не упускайте из виду возрастные нормы сна.

Обычно в 6–8 месяцев детский организм нуждается в 13–15 часах сна в сутки. Днем в норме 2–3 сна общей продолжительностью 2–4 часа, а ночной сон длится 10–12 часов. Несколько пробуждений за ночь — вариант нормы. Дети еще живут не по режиму, пока это постепенно меняющийся ритм сна и бодрствования, но он становится уже достаточно предсказуемым.

Второй год жизни ребенка, как правило, дарит родителям долгожданное ощущение стабильности: перемены в режиме сна становятся менее стремительными, а распорядок дня гораздо более предсказуемым.

Сон, как и прежде, играет ключевую роль в развитии, росте и поддержании хорошего самочувствия малыша. Детям в возрасте 1–1,5 лет в среднем требуется 12–14 часов сна в сутки: 2–3 часа дневного и 10–12 часов ночного сна.

Ваш ребенок уже не «малыш» или «кроха», он уже «человек-я-сам». Вам, наверное, даже сложно вспомнить, каким он был в младенчестве. Но, как и прежде, ему все еще необходимо достаточно много сна: для детей в возрасте 4–7 лет это в среднем 10–13 часов в сутки.

Многие дети вплоть до школы ложатся поспать днем на 1–2 часа. Но есть и те, кто в возрасте 3–6 лет окончательно отказываются от дневного сна.

Когда начинается школьная жизнь, нагрузка на ребенка возрастает: уроки, домашние задания, бесконечный поток информации, кружки и секции, повышенная социальная активность — все это влияет на эмоциональное и физическое состояние. Для полноценного отдыха и восстановления детям 7–10 лет нужно 10–11 часов сна, 10–12 лет — 9–11 часов, 12–14 лет — 9–10 часов. Подросткам 14–17 лет сна нужно не намного меньше — 8–10 часов в сутки.

В таблице указано, сколько примерно должен/может спать ребенок: новорожденный младенец — в первый год жизни — до 3 лет — дошкольник — ученик средней школы — старшеклассник.

Продолжительность и время сна зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. «Трудный» ребенок по сравнению с «покладистым» может спать меньше. Есть и малоспящие дети. На сон малыша также влияют фаза его развития (этапы физического и психологического взросления), прорезывание зубов и прочие факторы.

Однако не спешите сразу причислить своего ребенка к малоспящим, а его капризы считать особенностью темперамента или объяснять плохой погодой. Для начала соберите информацию: подумайте, достаточно ли он спит? Просыпается ли он в хорошем настроении? Возможно, стоит попробовать уложить его пораньше, подобрать более подходящий режим, продлять короткие дневные сны.

Продолжительность сна должна быть достаточной, чтобы обеспечить здоровый и полноценный отдых ребенка. Недосыпание вредно. Рано или поздно оно приводит к хроническому переутомлению, к расстройству нервной системы. Ученые доказали, что дети, которые спят слишком мало, имеют повышенный риск появления проблем с поведением и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Будьте бдительны! Например, если четырехлетка ложится спать в 22 часа, а в 7 утра вы уже будите его в садик, и днем он не спит, то суточная продолжительность сна составляет всего 9 часов (вместо положенных в этом возрасте 11). Ребенок может несколько дней и даже недель вести себя нормально, но по мере накопления усталости появятся капризы на ровном месте, повышенная возбудимость, слезы, иногда ребенок может засыпать необычно рано (в 6–7 вечера, например), чтобы компенсировать накопленный недосып.

В этом случае важно сделать верные выводы! Часто родители думают: «у меня такой ребенок активный, малоспящий», «нас накрыл возрастной кризис» и тому подобное, не догадываясь, что у малыша просто накопились часы недосыпа. Что делать? Раннее укладывание на ночь заметно улучшит ситуацию (двигайтесь к нему постепенно, смещая время отхода ко сну по 15 минут).

Кстати, излишний сон также не полезен. Дети, которые спят слишком долго, бывают вялы, неприветливы; так может начинаться болезнь. Следите за количеством и качеством сна ваших любимых деток!

Таблица «Сколько должен/может спать ребенок» поможет вам иметь реалистичные ожидания в вопросе продолжительности сна ребенка в том или ином возрасте. Если родители стремятся к слишком длительному сну, это может вести к проблемам и частым пробуждениям. А если вообще не контролировать сон, это часто ведет к переутомлению и накоплению усталости у ребенка.

Норма сна — это ваш приблизительный ориентир. При общем позитивном настрое малыша, стабильно хорошем настроении, легком засыпании и хорошем сне ночью отклонения от табличных значений в любую сторону на час или немного больше нормальны (с учетом особенностей ребенка). Но помните: по данным исследований, регулярная нехватка сна снижает эффективность функционирования мозга ребенка, внимательность, приводит к нарастанию усталости к вечеру. Старайтесь уделять внимание количеству и качеству сна своего малыша.

Прислушивайтесь к сигналам своего ребенка, доверяйте своим ощущениям, следите за нормой сна ваших детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: