Ребенок ревнует: как понять и помочь

Детская ревность: как и чем ее победить (3 доступных способа)

Детская ревность – практически неизбежное явление. Почти каждая мама сталкивается с тем, что старший ребенок обижается и требует к себе внимания, считая, что младшие забирают себе всю любовь.

  1. Как проявляется ревность
  2. Механизмы ревности
  3. Меры по предотвращению ревности
  4. Подготовительный этап
  5. Общение с новорожденным
  6. Общение со старшим ребенком
  7. Что делать, если старший ребенок ревнует к младшему
  8. Что нужно делать, чтобы достичь этой цели
  9. Заключение

Как проявляется ревность

Распознать маленького ревнивца довольно просто. Дети ещё не умеют скрывать своих эмоций, поэтому проявляют чувства открыто.

Однако, они еще не знают, как называется то, что они ощущают, поэтому им сложно сказать или попросить родителей уделить больше внимания именно ему.

Среди типичных проявлений ревности старшего ребенка к младшему можно отметить:

  • тайное причинение вреда младшему, например, щипки, укусы, дерганье за волосы и пр.;
  • отнимание игрушек, их порча;
  • капризность, плохое поведение;
  • старший запрещает маме подходить к младшему, преграждает ей дорогу в комнату;
  • упреки, что его любят меньше;
  • замкнутость;
  • различные манипуляции;
  • негативные реакции на похвалы младшему ребенку;
  • малыш становится более болезненным.

Все действия старшего ребенка будут направлены на то, чтобы обратить на себя внимание родителей. Причем малышу неважно, какими средствами, хорошим или плохим поведением. Кстати, плохое поведение встречается чаще, поскольку родители на него реагируют более бурно.

Часто случается, что при рождении второго ребенка первый перестает слушаться. Поэтому так важно поощрять правильные поступки, акцентироваться на них и никогда не оставлять без внимания старания малыша снова завоевать любовь.

Механизмы ревности

Чаще всего неприятные чувства возникают из-за того, что количество внимания и заботы, которое получал первенец, после рождения второго ребенка резко сокращается: мама уделяет новорожденному все свое свободное время. Старший же резко ощущает себя покинутым и ненужным.

Особенно сильна детская ревность у ребят младше 5 лет. Это связано с возрастными психологическими особенностями. Дело в том, что до 3 лет для ребенка мама – самый значимый объект, от которого он полностью зависим. Она обеспечивает для него все необходимые для существования условия.

Если в этот момент мама переключает внимание на другого, то для малыша это очень тяжело, он становится тревожным, капризным, плаксивым. Так он переживает стресс.

В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит первый кризис, «кризис трех лет», когда малыш начинает отделяться от матери осознавать свое «я». В этом возрасте он отделяется от мамы, становится «самостоятельным».

С одной стороны, появляется осознанность, понимание собственных желаний, с другой – развивается способность к манипуляциям. Тогда, ревнуя, ребенок будет пытаться манипулировать матерью, чтобы обратить ее внимание на себя.

Меры по предотвращению ревности

С появлением младшего ребенка в семье у родителей уменьшает количество свободного времени. Внимание, которое получал первенец, перераспределяется на 2 детей.

В результате старшему начинает казаться, что из-за младшего его «разлюбили», появляется чувство отверженности. Здесь родителям нужно проявить чуткость к первенцу.

Подготовительный этап

Нейтрализовывать детскую ревность нужно еще до рождения младшего ребенка, желательно еще на этапе планирования и беременности.

Оптимально, если старшему будет около 4-5 лет, после прохождения первого возрастного кризиса. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется потребность о ком-то заботиться, они нередко сами начинают просить братика или сестричку.

Независимо от возраста первенца необходимо провести правильную подготовку, приобщить его к ожиданию. Рассказать, что в животике у мамы еще один малыш, который скоро родится, что он будет нуждаться в заботе родителей и старшего члена семьи. Описать, как он будет расти и развиваться, вспомнить, каким был первенец.

Не надо обещать, что новорожденный сразу станет товарищем по играм, как весело будет гонять мяч, рисовать и т.д. Иначе ребенка постигнет огромное разочарование, когда он увидит беспомощный сверток, принесенный из роддома.

Общение с новорожденным

Ревность старшего ребенка к новорожденному поможет унять общение, физический контакт с грудничком. Так первенец сможет почувствовать связь с ним, ощутить ответственность за него, стать по-настоящему близким и понять, насколько второй малыш беззащитен.

Если ребенок еще мал, то новорожденного можно положить ему на колени. Конечно, процесс общения нужно контролировать.

Нужно заинтересовать первенца в уходе за младшим, привлекать его к различным действиям, просить о помощи. И обязательно хвалить за принесенные пеленки и бутылочки и прочую мелкую помощь, говорить, что без него маме было бы очень сложно. Так старший почувствует себя нужным.

Важно объяснить, что новорожденный требует круглосуточного ухода и заботы. Рассказать, что и первенец получил все тоже внимание, даже больше, поскольку мама больше ни на кого не отвлекалась.

Общение со старшим ребенком

Важно правильно выстроить общение со старшим ребенком. Дать ему понять, что наличие младшего не только добавляет ему ответственности, но и повышает статус, дает какие-то привилегии, делает его «взрослым».

Не стоит перенапрягать первенца уходом за новорожденным. Если он устал, ему надоело, то лучше отпустить ребенка поиграть, порисовать, посмотреть мультики. В противном случае негативных эмоций не миновать.

Каждый день должно быть время, когда родители общаются только со старшим. Хотя бы час на совместные игры, чтение сказок, разговоры. Можно так занимать первенца, чтобы не шумел, пока младший спит.

Важно соблюдать баланс в отношениях к детям, быть справедливыми. Это особенно важно, когда малыши растут и взрослеют. Они будут драться, мириться, отнимать игрушки, ссориться.

Читайте также:
Ребенок начал заикаться, что делать? Лечение заикания в дошкольном возрасте

Родителям придется сохранять равновесие в этой сложной системе. Не стоит сразу же обвинять первенца или пенять ему тем, что он старше и должен быть умнее, нужно стараться беспристрастно разобраться в ситуации.

Еще один важный момент – избегать сравнений детей между собой. В этом случае ревность появится не только ревность, но и комплексы.

Что делать, если старший ребенок ревнует к младшему

Несмотря на все меры профилактики, в полной мере избежать проявлений ревности не удастся. Поэтому очень важно правильно отреагировать на впервые проявляющиеся чувства. В большинстве случаев для родителей детская ревность становится неожиданным явлением.

Важно не отреагировать слишком бурно, ругать дитя и наказывать тоже не стоит. Ревность – это одно из естественных чувств, нужно помочь малышу справиться с ней, уменьшить возможные негативные последствия, максимально обеспечить безопасность младшему ребенку.

Первое, что нужно сделать – осознать проблему. Большая ошибка родителей при рождении второго ребенка – игнорирование чувств первенца, что приводит к ухудшению ситуации. Также нельзя запрещать ребенку ревновать – он будет продолжать чувствовать, но в одиночку не сможет справиться с эмоциями.

В итоге малыш постоянно будет ощущать неловкость, стыд, что приведет к развитию различных комплексов. Только при правильном подходе и помощи родителей ребенок научится справляться с чувствами, правильно их выражать, управлять эмоциями.

Что нужно делать, чтобы достичь этой цели

Если ребенок ревнует, советы психолога помогут справиться с ситуацией.

  1. Проявлять любовь. Ребенок должен не только знать и слышать, что его любят, но и чувствовать это. В течение дня его нужно обнимать, гладить, прикасаться к нему, целовать перед сном и после пробуждения.
  2. Уделять время. В течение дня должно быть время, посвященное только первенцу. В противном случае малыш будет считать, сколько времени отнял «конкурент», возмущаться, если счет окажется в пользу новорожденного.
  3. Максимально сохранить привычный уклад жизни, заведенные ранее «ритуалы». С рождением еще одного ребенка режим дня неизбежно меняется. Но первенца это должно коснуться в меньшей степени.
  4. Провести беседу. Во время разговора по душам нужно объяснить малышу, что он чувствует, что это нормально. Договориться о том, чтобы ребенок учился проговаривать свои эмоции, сказать, что первенец должен говорить, если чувствует обиду, несправедливость. Разговор должен быть мягким. Скорее всего, понадобится не 1 беседа.
  5. Не пытаться задобрить малыша подарками и вседозволенностью. В противном случае это приведет к манипулятивному поведению.
  6. Продумывать совместный досуг, когда будут задействованы все члены семьи.
  7. Поощрять правильное поведение, например, похвалой, контактом.

Ревность между детьми – распространенное явление. Важно научить малышей справляться с этим чувством без ущерба для себя и окружающих.

Заключение

Детская ревность – «быстроизлечимое» явление. Ее можно вытеснить только любовью и доверием. С большинством детей можно «договориться», объяснить ситуацию с уходом за малышом, привлечь к процессу.

Важно, чтобы все это исходило от матери, а не через посредников в лице бабушек, теть или даже отца.

Если старший ребенок не просто слышит рассказ, что мама его любит, а сейчас ей просто необходимо больше внимания уделять маленькому, а чувствует, что его действительно любят, то проблема ревности отпадет сама собой.

Детская ревность к новому мужу мамы. Как избежать?

Почему дети часто начинают ревновать свою маму к ее новому мужу, даже если он хорошо ладит с ребятами? Как маме не застрять в роли буфера между ребенком и «новым папой»? Мы собрали простые советы психологов, которые помогут наладить отношения в новом формате семьи.

Почему ребенок проявляет ревность

При появлении нового члена семьи рушится привычный уклад, и это пугает. Для принятия нового порядка нужно время, и если все это время ребенок будет видеть, что все идет хорошо, то он довольно легко втянется. Но так бывает не всегда: дети могут быть очень чувствительными, мы можем пропускать важные «звоночки», да и сил не всегда хватает, чтобы поправить дело. Часто маме приходится становиться на линии огня между ребенком и новым мужем: она слишком поддерживает ребенка — это может огорчать мужчину, она соглашается с мужем — ребенок чувствует себя преданным.

Ревность рождается из страха, что тебя перестанут любить. Даже не бросят — а будут к тебе безучастны и равнодушны. Дети очень беспокоятся, что мама начнет дарить свое внимание новому мужу, и тогда им — «не хватит». К тому же малыши, да и подростки по своей природе эгоистичны, они не любят делиться тем, что «принадлежит только им» — а мамой-то уж точно.

Еще одной причиной ревности может быть глубокая вера ребенка в то, что папа скоро вернется, и все заживут счастливо. А вместо этого вдруг появляется незнакомый дяденька, с которым мама так нежна и внимательна. Другие причины — излишняя холодность или строгость отчима, его негативное отношение к ребенку, быстрое появление маленьких братика или сестрички — общего ребенка мамы и ее мужа. Но все-таки главная причина ревности — отсутствие маминой поддержки и заботы в том объеме, к которому привык ребенок.

Как понять, что ребенок ревнует

Ревность может быть яркой и явной, а может быть пассивной и полускрытой. При открытой ревности ребенок просто бунтует, заявляет о неприятии отчима, не разрешает трогать его вещи, плачет, капризничает. При пассивной ревности может стать апатичным, потерять интерес к любимым занятиям. При полуявной ревности ребенок может вести себя обычно и не показывать неприятия, но оставшись с отчимом один-на-один, начинает игнорировать его или грубить.

Читайте также:
За что могут отчислить ребенка из детского сада и как быть если отчислят: правовые нормы и перегибы

У малышей самые очевидные признаки ревности — плач, протесты, капризы и истерики, «цепляние» за маму.
Дошкольники могут замыкаться в себе, уходить от контакта с родителями, часто обижаться на маму, хулиганить, игнорировать просьбы и запреты, бунтовать, писаться.

Младшие школьники могут начать хуже учиться и плохо вести себя в школе и дома, провоцировать конфликты в семье и ждать, что мама встанет на их сторону, игнорировать отчима.

Подростки могут проявлять открытую агрессию в сторону мамы и отчима — язвить, грубить, а могут замыкаться и скрытничать, могут забрасывать учебу и нарушать запреты: гулять допоздна, курить, принимать алкоголь, надолго уходить из дома.

Часто все происходит непредсказуемо: только что ребенок радовался совместному общению с мамой и отчимом, и вдруг начинает капризничать и скандалить. Возможно, в этот момент он соскучился по маме и таким отношениям, которые были у него только с нею.

«Стадии принятия» нового члена семьи

Даже чтобы смириться со сменой времен года, мы часто проходим известные стадии — шок, отрицание, гнев, торг, депрессию, и только потом наступает принятие. Что-то похожее происходит, когда мама выходит замуж.

Протест. Очень часто в самом начале дети возмущенно протестуют против нового мужа мамы. Это может случиться, даже если первые встречи или дни вместе с ним были радостными: уходит эффект новизны, накапливается усталость — и психика выдает протест. Цель его одна — привлечь дополнительное внимание мамы. Ребенок может отказываться идти в садик или в секцию, плакать и капризничать, предъявлять претензии и нарушать порядок.

Отчаяние. Здесь стрессовая нагрузка накапливается и начинает «затапливать» ребенка, если не помочь ему вовремя успокоиться. Он может не совсем адекватно реагировать на просьбы и вопросы, воспринимает все очень болезненно, плохо контролирует себя, закатывает скандалы и истерики. Эмоции могут резко сменяться — от любви до гнева, желания тоже «скачут» и кажутся необоснованными. В это время ребенок особенно нуждается в маминой поддержке.

Отрицание. Это тоже частый этап: ребенок начинает полностью игнорировать отчима, всем своим видом показывает, что переговоры возможны только с мамой, а отчим для него — пустое место. Здесь важно не позволить ребенку манипулировать мамой, он может быстро привыкнуть к этому.

Смирение. При доброжелательном подходе, когда взрослые внимательны к ребенку, эмоционально устойчивы и заботливы, после всех этих этапов ребенок смиряется с ситуацией, находит в ней хорошие стороны, успокаивается и начинает мирно общаться.

Психологи говорят, что любой из этапов может длиться до полутора месяцев, а самые острые критические моменты занимают до 3 дней. Если в вашей семье привыкание к новому укладу жизни затягивается, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Как общаться с отцом своего ребенка после развода? 6 советов для мам

Мы сформулировали несколько правил, которые помогут выстроить приемлемые отношения в разведенных семьях с детьми.

Как наладить контакт ребенка и отчима

Настройтесь сами. Прежде всего надо подготовиться к тому, что на пути к новой счастливой жизни могут быть кочки. Что вам придется уделять много внимания ребенку и мужу, специально посвящать время каждому из них и самой привыкать к переменам в жизни. Это требует сил, поэтому в первые недели и месяцы совместной жизни лучше быть в ресурсном состоянии и не затевать новых сложностей. Не планировать ремонт, переезд, рождение нового ребенка.

Познакомьте их. Контакт между ребенком и отчимом лучше налаживать заранее — еще до начала совместной жизни. Это этап подготовки, и он очень важен: ребенок и новый муж смогут притереться друг к другу. Пусть мужчина приходит в гости, когда ребенок дома и не спит — но предупреждайте ребенка о таких визитах, рассказывайте ему о своем избраннике. Например, он веселый и умеет кататься на гироскутере, у него есть кот. Когда ребенок привыкнет к новому человеку, можно вместе ходить на прогулки или ездить на пикник.

Проводите время вместе. Спустя время можно приглашать будущего отчима в гости с ночевкой, вместе ужинать, смотреть кино или общаться. Здесь очень важен настрой самого мужчины: он должен понимать, что ребенок — это реальность, с ним нужно установить контакт и хотя бы минимально подружиться. Иначе сложности неизбежны, и тогда нужно задуматься, хорошо ли вам будет жить с таким «новым папой».

На этапе знакомства ребенка и мужчины не устанавливайте новые правила и не позволяйте мужчине командовать ребенком — ведь у ребенка еще нет доверия к нему. Но стоит иногда оставлять их одних, чтобы они могли начать общаться без посредника. А сами оставайтесь внимательной к сыну или дочке, обнимайте, слушайте, показывайте, что мамина любовь не изменится. Недостаток внимания может сразу вызвать беспокойство и отвратительное поведение.

Держите ситуацию под контролем. Даже если вы знакомили мужчину и ребенка, вместе проводили время, все шло хорошо, то после начала совместной жизни все равно не пускайте все на самотек. Продолжайте проводить с ребенком время так, как привыкли это делать до замужества: например, читайте ему перед сном или вместе прибирайте в его комнате. Обнимайте его и говорите теплые слова.

Читайте также:
Книги для детей 4-5 лет: список и обзор лучших произведений для чтения и развития

Если начались капризы, конфликты, сложности — продолжайте обнимать ребенка и говорить о своей любви, но не позволяйте собой манипулировать. Рассказывайте ему понемногу об отчиме, который может стать для него другом и защитником, но не передавливайте. Не бросайте ребенка одного разбираться со своими «страстями», проводите с ним время наедине. А главное — сами будьте спокойны и находите время для себя, чтобы быть в хорошем состоянии.

И вот еще несколько «точечных» советов, которые помогут легче пройти период привыкания друг к другу:

  • не отправляйте ребенка надолго к бабушке, чтобы он не начал думать, что мешает вам;
  • не наказывайте ребенка, старайтесь договариваться и находить решение проблем;
  • не уединяйтесь с мужем слишком надолго, не уходите из дома вместе с ним слишком часто;
  • рассказывайте мужу и ребенку друг о друге, находите возможность оставить их вдвоем и ходите куда-нибудь втроем;
  • старайтесь в конфликтах явно не принимать сторону ребенка или мужа, а искать нейтральное хорошее решение.

В каждой семье привыкание друг к другу происходит по-разному. Но, конечно, успех почти целиком зависит от спокойного и дружелюбного поведения взрослых, и особенно мамы. Поэтому маме стоит заботиться о себе в этот особый период, тогда она сможет быть внимательнее и к детям, и к новому мужу.

10 способов помочь ребёнку. Как справиться с детской ревностью?

Рассказывает педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической п­сихологии в образовании А­настасия Кузнецова:

– Если в виде выраженной агрессии по о­тношению к новому мужу мамы или младшему брату, значит, с­итуация психологически н­ебезопасна и ребёнку нужна п­омощь взрослых.

Детская ревность обычно связана с реальным дефицитом внимания и его субъективным переживанием. Побуждать к проявлению ревности может конкуренция за «место под солнцем» с братом или сестрой, борьба за любовь и внимание мамы с появлением в её жизни нового мужчины.

Что делать маме?

1. Признать чувства ребёнка. Обычно мама, пытаясь успокоить сына или дочь, говорит примерно следующее: «Ну что же ты переживаешь зря», «Напрасно ты расстраиваешься» и т. п. Лучше не использовать эти фразы. Они обесценивают переживания ребёнка. Он слышит, что его переживания для мамы пустяк и ерунда. И ревность от этого меньше не становится. Принятие чувств ребёнка можно выразить так: «Я тебя понимаю», «Я понимаю, что ты чувствуешь», «Ты сердишься на то, что…», «Ты обижен, потому что…». Это сигнал к тому, что вы неравнодушны к душевному состоянию малыша. Плюс вы помогаете ребёнку его осознать.

2. Предложите ребёнку подумать о том, что бы ему помогло уменьшить тревогу и переживания: «Что бы мы вместе могли придумать, чтобы исправить твоё настроение?» Даже если ребёнок не готов ничего предложить из-за отсутствия опыта, предложите сами – покажите пример конструктивной коммуникации. Первые два шага необходимы, чтобы помочь ребёнку осмыслить собственные чувства и эмоции, увидеть, что вы по-прежнему «на его стороне». А иначе будет сложно достичь взаимопонимания, менять отношение к ситуации и поведение.

3. Чётко обозначьте личное, индивидуальное пространство ребёнка. Договоритесь, какое время общее, а какое вы посвящаете только ему. Например, совместная прогулка, чтение книжки и т. д. Нередко работающие мамы испытывают комплекс вины. Но дело не в количестве, а в качестве времени, проведённого с ребёнком. Это может быть полчаса, но ребёнок будет уверен: мама принадлежит в это время только ему.

4. Не ущемляйте себя! Ещё одно заблуждение – отказывать себе в праве на счастливую личную жизнь и интересную работу ради ребёнка. Установка «Я всю жизнь положила на то, чтобы вырастить его, отказывала себе во всём» в конечном итоге испортит жизнь обоим. Мама, которая принесла себя в жертву, подсознательно будет ожидать от ребёнка такой же жертвенности.

5. Не навязывайте ребёнк­у новые правила и формы существования. Старайтесь не менять систему привычных требований и уклад жизни, если в семье произошли перемены. Если раньше мама всегда укладывала спать ребёнка сама, ритуалы интимной эмоциональной связи (сказка, поцелуй и пожелание спокойной ночи) важно оставить неизменными даже с появлением нового члена семьи. Это даёт ребёнку точку опоры, ощущение предсказуемости и безопасности.

Д­ругая типичная ситуация: раньше ребёнку нельзя было сидеть до 11 часов вечера, а теперь родился братик и можно не ложиться спать допоздна и мультики смотреть часами. Мама видит в такой отмене прежних «нельзя» некую компенсацию ребёнку за то, что его обделяют вниманием. В такой ситуации дети очень быстро учатся манипулировать родителями, играя на их чувстве вины. Не потому, что они такие изощрённые хитрецы, а потому, что так устроен любой ребёнок. Он начинает воспринимать послабления родительского режима как данность. В подростковом возрасте это чревато тем, что ребёнок может пуститься во все тяжкие, не видя границ и не имея тормозов, оправдывая это тем, что вы предпочли его «другому».

6. Не заставляйте м­ладших донашивать всю одежду за старшими. Это может провоцировать ревность между братьями и сёстрами. У ребёнка обязательно должно быть что-то собственное, купленное только для него.

7. «Ну как ты думаешь, может быть, дядя Серёжа у нас поживёт?», «Как ты считаешь, выйти мне замуж или нет?» – такие вопросы возникают, когда мама не может самостоятельно принять решение. Велика вероятность, что ребёнок почти наверняка из чувства ревности ответит: «Нет, никогда!» И тогда мама принесёт себя в жертву со всеми последствиями, о которых мы сказали выше, или всё равно поступив по-своему, продемонстрировав таким образом пренебрежение к мнению ребёнка. Ребёнок выйдет на тропу войны, и в семье начнутся скандалы. Всё потому, что он не готов и не должен нести ответственность за принятие судьбоносных решений. Речь не о том, что ребёнок не должен понимать, что происходит, а взрослые ставят его перед фактом. Разговор лучше строить по-другому (с учётом возраста ребёнка). Например, так: «Этот человек близок мне, дорог и важен. Я хочу связать с ним свою жизнь. Я приняла это решение. Давай обсудим, как сделать так, чтобы нам всем в этой ситуации было хорошо». Ребёнку гораздо комфортнее и спокойнее, если взрослые решения принимает взрослый и несёт за них ответственность.

Читайте также:
Лучшие игры со скакалкой для детей - описание правил

8. Найдите каждому «своё» место в доме. Если нет возможности каждому ребёнку отвести по собственной комнате в доме и им приходится делить одну, пространство необходимо зонировать, делить, чтобы у каждого был свой уголок. Это тоже позволит предотвратить или сгладить чувство ревности и конкурентной борьбы.

9. Нельзя навязывать р­ебёнку роль старшег­о брата или сестры с п­оявлением малыша. К примеру, ребёнку 3 года, но вот родился младший братик, и первый автоматически становится «большим» («Ну ты же старший брат! Ты теперь должен…»). Ребёнок ещё не готов к тому, чтобы его воспринимали как взрослого и возлагали непомерную ответственность. Стоит уважать его право развиваться в соответствии с возрастом. Дайте ему побыть маленьким.

10. Не просите ребёнка н­азывать нового мужа папой. С какой стати мужчина, к­оторый близок маме, должен тут же стать близким человеком ребёнк­у? Эту позицию нужно завоевать. А­втоматически (особенно при живом отце) этого не случается. Говоря ребёнку, что у него теперь новый папа, его невольно ставят в ситуацию меж двух о­гней. Он ощущает себя предателем родного отца, называя нового мужа папой, либо предателем мамы, не принимая её мужчину как члена семьи.

Что делать, если ребенок ко всем ревнует маму или папу

Автор журнала Сolady, журналист

Проверено экспертами

Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 8 минут

Все дети разные, и у каждого из них — свои особенности. Однако во всех семьях, в которых есть хотя бы двое малышей, ревности со стороны ребёнка невозможно избежать.

Справиться с этим явлением непросто, поскольку к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Но важно не бежать от проблемы, иначе последствия детской ревности будут отражаться на ребёнке, даже когда он уже подрастёт.

Содержание статьи:

Что такое детская ревность, и как она проявляется?

Ревность – это достаточно распространённая человеческая эмоция. Она возникает у человека обычно при ощущении, что его любят меньше, чем кого-то другого.

Это может быть правдой, а может быть и фантазией самого человека – разницы нет. А особенно — для дитя. Потому что у детей есть одна характерная особенность – любую проблему воспринимать слишком близко к сердцу.

Ревность – это негативная эмоция. Она не несёт в себе ничего, кроме саморазрушения и обиды.

Поэтому не стоит думать, что ревность – это показатель любви. Всё гораздо сложнее и глубже.

Детская ревность не сильно отличается от взрослой. Маленький человечек как никто другой боится остаться незащищённым и нелюбимым. А поскольку центром вселенной для малыша являются родители, чаще ребёнок ревнует маму.

В подавляющем большинстве случаев, малыш ревнует мать к другим детям, или же к мужчине — даже к собственному отцу. Первые годы жизни малыш считает, что мама должна принадлежать только ему.

Распознать такие мысли и волнения можно быстро, поскольку дети не умеют скрывать эмоций. Проявляться детская ревность может по-разному, однако есть несколько основных видов её проявления.

Проявление ревности

  • Агрессия. Она может носить и прямой, и косвенный характер. Это значит, что малыш может становиться агрессивным и по отношению к тому, кого он ревнует, и по отношению к любому другому человеку – бабушке, тёте, соседке.
  • Регрессия. Чаще всего, такое поведение возникает в том случае, когда старший ребёнок ревнует к младшему. Он начинает капризничать и вести себя, как младенец. А всё для того, чтобы привлечь материнское внимание.
  • Кризис. Иногда он возникает сам по себе – обычно в 3 года. А иногда так проявляется ревность к младшим детям. Старший сын или дочь начинают упрямиться. Причина всё та же – недостаток внимания.
  • Замкнутость. Это самый опасный тип проявления детской ревности, поскольку такое отчуждённое поведение может стать причиной многих психических расстройств.

Все остальные признаки ревности – это лишь ответвление от вышеперечисленных типов её проявления. Во всех случаях малыш хочет добиться одного – направить родительское внимание на себя.

Причём, если у него не получается сделать это мирным путём, он переходит на негативные поступки.

Когда возникает ревность ребенка — причины, по которым дети начинают ревновать маму к окружающим

Ревновать дитя начинает очень рано. Чаще всего, первая подобная реакция проявляется в 10 месяцев. Уже в этом возрасте видно, что малышу не нравится, когда мама уделяет время не ему, а кому бы то ни было другому.

Читайте также:
Ребенок разговаривает сам с собой вслух - варианты нормы и отклонения

В возрасте полутора лет ситуация усугубляется. В этот период малыш чувствует себя собственником – мамы, папы и любого другого члена семьи. Подобное отношение распространяется и на вещи: игрушки, одежду, свою ложку.

Ближе к двум годам малыш уже бывает способен контролировать свои эмоции, — в частности, ревность. Однако это — не повод радоваться. Наоборот, пряча свои чувства глубоко в душе, малыш наносит вред своей психике.

Самый опасный период – это возраст от двух до пяти лет. Обычно малыш в это время наиболее болезненно воспринимает любое проявление заботы и любви от матери, которое было направлено не в его сторону.

Несмотря на индивидуальные особенности, существует несколько основных причин, почему дети ревнуют свою мать

  • Рождение младенца. Чаще всего это становится проблемой в том случае, когда малыш не был заранее к этому подготовлен. Чем скорее он узнает о том, что в семье планируется пополнение, тем быстрее он свыкнется с этой мыслью и начнёт принимать активное участие в подготовке: выбор имени, покупка кроватки и коляски, обустройство детской.
  • Новый муж. Очень часто в таких ситуациях дети ревнуют к мужчине свою мать. Поэтому важно заранее познакомить малыша с новым членом семьи. Но даже и в этом случае нет гарантии того, что отношения у них сложатся.
  • Соперничество. Каждый любит, когда его хвалят и делают комплименты. Детям же особенно важно слышать, что они самые лучшие. Именно поэтому, если на горизонте у родителей появляется ещё один младенец – сын, дочь, племянники, соседские дети, — дитя начинает думать, что для его мамы и папы эти дети будут важнее.

Самое главное в решении этой проблемы – спокойствие и терпение.

Внимание!

Ни в коем случае нельзя повышать на малыша голос или применять рукоприкладство!

С детской ревностью можно справиться самостоятельно. Однако, если ситуация уже зашла далеко, и собственные методы не работают — необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Не нужно бояться вести малыша к психологу. Поход к врачу не означает психических отклонений. Наоборот, это говорит о том, что родители здраво воспринимают ситуацию и хотят помочь своему ребенку.

Детская ревность — норма или патология: что мы знаем про Эдипов комплекс

Не менее распространённой является ревность малыша по отношению к одному из родителей. Это — достаточно сложная проблема, решение которой также не терпит отлагательств.

В её основе лежит «Эдипов комплекс».

Эта теория принадлежит Зигмунду Фрейду. Согласно его утверждению, данная проблема может возникнуть у ребёнка в возрасте 3-6 лет.

Эдипов комплекс – это влечение ребёнка к родителю противоположного пола. Обычно оно сопровождается ревностью и сексуальным подтекстом.

С подобной проблемой сталкивается большинство семей. Кому-то удаётся разрешить всё тихим и мирным путём, а кто-то из-за этого разрушает свою семью.

Многие именитые психологи советуют воспринимать этот процесс естественным образом. Самое главное – это не ругать ребёнка за подобные порывы. Лучше всего постараться просто с ним поговорить – эффект будет гораздо быстрее.

Отзывы родителей:

Иногда, чтобы разобраться в проблеме, стоит послушать советы тех, кто сталкивался с подобной ситуацией. Отзывы родителей – это лучшая помощь.

«Мой сын в 4 года постоянно пытался меня поцеловать «как папа». Мы с мужем никогда не позволяли себе лишнего при ребёнке, поэтому не сразу поняли, что происходит. Мы попытались поговорить с сыном и выяснили, что он просто не понимал различия между отношениями супругов и родителей с детьми. После этого разговора нам всем стало гораздо легче».

Марина, 30 лет

«Мой старший брат развёлся со своей женой именно из-за этой проблемы. Их дочь – на тот момент ей было 3 года – очень хотела спать в одной кровати с папой. Более того, матери там места не было. Однако родители, вместо того, чтобы поговорить с девочкой, постоянно ссорились. В итоге, семья разрушилась».

Галина, 35 лет

Что делать, когда ребенок ревнует маму к окружающим, как помочь ему справиться с ревностью

Ревновать мать дитя может и по поводу, и без него. Но каковы бы не были причины ревности, самое главное – это её устранить, а ещё лучше – не допустить возникновения.

Для этого специалисты предлагают несколько методов:

  • Не стоит скрывать от ребёнка важные события в семье – рождение младенца, развод, появление отчима/мачехи. Если говорить с маленьким человечком, как со взрослым, он очень быстро начнёт доверять.
  • Нужно действовать сообща . Во-первых, признать имеющуюся проблему должны все члены семьи. Во-вторых, нужно действовать согласно установленным порядкам. То есть не должно быть так, что один из родителей подобное поведение возбраняет, а второй поощряет.
  • Ребёнка нужно хвалить . Если он меняет своё поведение в лучшую сторону – после разговоров, терапии или же самостоятельно, – ему нужно об этом сказать. Тогда он поймёт, что действует правильно.
  • Даже если проблему удалось устранить, нет никаких гарантий, что она не возникнет снова. Поэтому стоит сразу для себя понять: ребёнку нужно уделять индивидуальное время , хотя бы полчаса. Это может быть просмотр мультиков, чтение книги или рисование.
Читайте также:
Ребенок 5-6 лет вдруг стал часто писаться ночью - что это значит?

Советы родителей:

Не менее действенны оказываются и советы опытных родителей. Тот, кто прошёл через проблему детской ревности, не понаслышке знает, как с ней справиться.

«Здравствуйте! Я мать четверых детей, и не раз сталкивалась с детской ревностью. За эти годы я для себя уяснила – не стоит травмировать психику ребёнка постоянными переездами, сменами окружения и компании. Чем стабильнее будет ваша семья, тем здоровее и карапуз будет относиться к подобным вещам».

Клавдия, 36 лет

«Ни в коем случае не покупайте одному ребёнку то, что не можете купить другому! Мы с мужем, к счастью, очень быстро поняли, что именно это стало причиной ревности между нашими детьми».

Евгения, 27 лет

Быть родителем очень сложно, однако порой и детям приходится нелегко. Чтобы не упустить момента, и не допустить развития проблемы, стоит больше общаться с малышом.

Детская ревность – это часто встречаемая проблема. Однако её можно очень быстро решить, если сразу же принять нужные меры.

Те родители, которым удалось этого избежать, или у которых ещё совсем маленькие дети, должны помнить, что лучшее лечение – это профилактика. Поэтому, чем потом устранять, лучше просто не допускать.


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Развитие пространственного мышления у малышей, дошкольников и младших школьников

Ребенок различает геометрические фигуры, выбирает кратчайший маршрут до детской площадки, придумывает конструкции из Lego — все это благодаря пространственному мышлению. Развивать его никогда не рано, можно и нужно в любом возрасте. В каждом — по-своему. На что родителям стоит обратить внимание?

Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы

Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.

Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

  • игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).
Читайте также:
Идеи подарков на выпускной в саду: для детей, воспитателей, няни, заведующей

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

С этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.

Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.

Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Какими простыми способами можно развить пространственное мышление у детей и открыть для него много успешных профессий

Казалось бы, что может быть общего между такими разными профессиями, летчик, архитектор и модельер. Скорее всего, ничего. Но каждый ребенок в дошкольном возрасте может с легкостью играть и представлять себя любым из них. Есть еще один фактор, объединяющий все вышеперечисленные профессии. Это пространственное мышление, которое должно быть хорошо развито. Далее речь пойдет о том, когда и каким образом следует развивать данную способность у детей.

Читайте также:
Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

Один из главных факторов в учебе

Наглядно-образное мышление имеет четкое определение. Это способность мысленно представить предмет, и возможность управлять им при помощи воображения.

Весь процесс учебы напрямую зависит от пространственного мышления, которое является частью наглядно-образного мышления. Когда ребенок осваивает чтение, подключается воображение и манипуляция образами. Хорошо развитый навык образного мышления помогает детям развивать арифметические способности.

Чтение для детей является трудной задачей. Детский мозг осваивает его постепенно. Однако родителям рекомендуется начинать развивать процесс пространственного мышления с трехлетнего возраста. Впоследствии, это поможет ребенку осваивать многие дисциплины школьной программы, и в частности овладеть чтением. Дети с хорошо развитыми способностями пространственного мышления легко осваивают не только арифметику. Они быстро учатся рисовать и писать. Это научно доказанный факт.

Детская пространственная ориентация

Примерно к третьему году жизни дети начинают понимать, правая и левая стороны. Могут определять расстояние «далеко – близко» и размеры предметов «маленькие – большие». Таким образом, ориентация в пространстве, становиться неотъемлемой составляющей жизни ребенка.

В возрасте четырех лет, дети начинают манипулировать воображаемыми объектами, перемещая их в пространстве. Ребенок может мысленно выстроить конструкцию, а затем воплотить это в реальности. Также дети начинают запоминать маршруты передвижений и могут рассказать о них. Это новая ступень в развитии наглядно-образного мышления.

Примерно к семи годам, темпы развития пространственного мышления увеличиваются в несколько раз. Дети стремительно познают мир. К тому моменту как ребенок идет в школу, в его арсенале много способностей. От простейшего рисунка-чертежа окружающих его объектов, до постройки задуманных в воображении конструкций.

Как развивать способности у детей

Для того, чтобы начать развивать у детей способности к пространственному мышлению, не требуется составлять план занятий. Задачи, связанные с этой способностью окружают нас повсюду.

Родителям необходимо элементарно увлечь ребенка, чтобы этот навык приобретался в игровой форме.

Очень хорошо способствуют развитию походы, прогулки и поездки с использованием карты местности. Можно увлечься квестом или поиграть в поиск сокровищ, где необходимо ориентироваться по карте. Старайтесь точно показать ребенку, где вы сейчас находитесь, попросите его принять участие в составлении маршрута.

Очень полезно изучать географические карты: район, город, страна, материк. Это необходимо детям в любом возрасте. Знакомить ребенка с понятием масштаба: что такое континенты и где они расположены. Дети до 7 лет довольно тяжело улавливают разницу.

При поездке на автомобиле включайте голосовое сопровождение в навигаторе. Пусть ребенок наблюдает, как родители ориентируются на местности. Детям постарше, вполне по силам проложить маршрут до пункта назначения. Это упражнение приносит большую пользу! Можно прогуляться по парку, прихватив с собой карту. Или пройтись по городским улицам, организовать турпоход, заранее установив маршрут передвижения. Это также хорошо развивает пространственное мышление детей.

Полезные упражнения

Ниже приведен список упражнений, призванных облегчить задачу родителям. Построен он в порядке возрастания: от легких к сложным.

  1. В общении с детьми старайтесь как можно чаще пользоваться словами определяющими пространство: низкий, большой, внутри, поперек и т.д. Левее, ниже, выше, правее, впереди. Помимо использования этих слов, объясняйте, что каждое из них означает, когда их использовать. Если придать этому процессу игровую форму, ребенку будет легче усвоить значение слов.
  2. Учите ребенка показывать жестами движение предметов. Старайтесь не использовать при этом словесные объяснения. Таким образом, малыш учится воспринимать наглядные образы.
  3. С детьми дошкольного возраста можно играть в совпадения. Находите предметы по разным признакам: форма, цвет, размер. Усложняйте задание. Сыграйте в игру – «Кто больше отыщет предметов красного цвета».
  4. Покупайте разные интересные конструкторы. Это касается и девочек. Они с большим интересом строят замки и домики для принцесс и кукол. Ну а мальчикам, строить крепость для солдатиков или гараж для машины доставляет истинное удовольствие. Для них это классическая игра. Не стоит покупать однотипные конструкторы. Подходите к этому вопросу творчески. Строительные наборы могут быть пластмассовые («Лего» и ему подобные), железные отечественного производства и деревянные.
  5. Учите ребенка решать различные головоломки: оригами, кубик Рубика. Можно использовать и компьютерные игры, например – Тетрис.
  6. Детям постарше можно предложить квест. Составить план квартиры и обозначить на нем спрятанный предмет. Ребенок с помощью чертежа должен его найти.
  7. Учите детей простейшим чертежам. Обращайте внимание на то, что фигуры в проекции и на плоскости имеют разный вид.
  8. И конечно, не стоит забывать настольные игры. Они хорошо развивают способность мыслить наглядно.

Это умение поможет в дальнейшем выбрать одну из множества востребованных теперь профессий – дизайнер, архитектор, модельер одежды, конструктор, художник, скульптор, пилот и др. Без развитого пространственного мышления заниматься ими невозможно.

Развиваем пространственное мышление у дошкольников

Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения. Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике. Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? На помощь приходит специальная методика, помогающая подготовить к учебе будущего первоклассника.

Читайте также:
Детские развивающие раскраски для скачивания: транспорт, одежда, мебель, алфавит, цифры, анатомия

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой – правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа – слева, впереди – сзади, вверх – вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.

Игры для малышей

Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху – внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.

«Если нравится тебе, то делай так»
  • Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево – право интересно выполнять под известную песенку «Если нравится тебе, то делай так…». Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх – вниз, в стороны, поочередно влево – вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.

Совет! На первых порах малышу потребуется зеркальное отражение движений, так как он еще только усваивает пространственные представления относительно своего тела.

  • Аналогично выполняются движения для ног: «Отставить ножку влево (вправо), постоять на одной ножке (правой, левой) ».
  • Как усложненный вариант, после усвоения простых движений, предложить прыжки на двух ногах вперед – назад, влево – вправо.
Игры с мячом

Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх – вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.

Игрушки – помощники

Широко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: «Машина поехала влево, а мячик покатился вправо», «Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую», «Какой игрушки не стало с правой стороны? »

Стихи и потешки в обучении

Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки – прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.

Стихи Е. Благининой:

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они ‒ сапожки.
Этот ‒ с левой ножки,
(ребенок показывает ножки и сапожки)
Этот ‒ с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
(Объяснить, что галошки – это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)
Эта ‒ с правой ножки,
Эта ‒ с левой ножки.
Вот как хорошо!

Стихотворение И. Токмаковой:

(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова ‒ правою ногой,
Снова ‒ левою ногой,
После ‒ правою ногой,
После ‒ левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Ну-ка, топни ногой,
И притопни другой.
Топни левой,
Топни правой.
Левой, правой,
Левой, правой.

На полянке два жука (можно выполнять под веселую мелодию)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ,топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?

Творческие задания

Взрослый, проявляя творчество, может сам придумать забавы для своего малыша:

  • «Считаем ступеньки левой ножкой, правой ножкой».
  • «Мяч вверх полетел, а потом – вниз».
  • Для решения задачи можно преобразовать подвижную игру «Карусели»: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, влево – вправо, влево – вправо».
  • На улице также можно играть во множество самостоятельно придуманных игр на ориентировку в пространстве: «Покажи белый дом слева, найди высокое дерево справа», «Что впереди нас, а что сзади? », «Кто идет с левой стороны от нас? »
Читайте также:
Ребенок сломал руку в детском саду или в лагере. Кто должен за это ответить?

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте восприятие окружающего мира совершенствуется, поэтому методика предлагает более сложные задания для развития пространственных представлений:

Сюжетные игры

Для знакомства с новым представлением ‒ ориентировки относительно предметов широко используются игрушки. Дети любят сюжетные игры, поэтому можно использовать знакомые ситуации для задания:

  • «День рождения куклы», в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки, справа ‒ куклы.
  • «Наш мишка заболел», под левую лапку поставим градусник, в правую ‒ дадим ложку с медом.

Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.

Игры в прятки
  • Прятки ‒ любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок выходит за дверь, а взрослый прячет игрушку. Потом «прокладывается» путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: «три шага вперед, шаг ‒ влево, прямо два шага, шаг вправо и т. д.» Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
  • Как новый вариант игры, можно использовать разноцветные стрелки, указывающие путь к игрушке. Взрослый активизирует дошкольника с помощью вопросов: «В какую сторону показывает зеленая стрелка?», «А сейчас куда идти по красной стрелке?»
  • Далее можно усложнить задание: предложить дошкольнику спрятать предмет и руководить действиями взрослого.

Совет! На первых порах инструкции малышу давать достаточно сложно, поэтому можно помочь вопросами: «По какой стрелке мне пойти влево? », «Какая стрелка поможет пойти вправо? »

Подвижные игры

Игры с мячом, кеглями, другими спортивными предметами также помогут дошкольникам ориентироваться в пространстве. Например, популярны среди детей игры:

  • «Мяч в корзину» (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого ‒ в правую);
  • «Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные ‒ правой)».

Задания для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения – алгоритмы, требующие применения логического мышления:

«Графический диктант»

Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.

Совет! Для развития пространственных представлений, которые необходимы при обучении письму и математике, нужно закрепить в графических диктантах умение находить части, углы, центр листа.

Настольные игры

Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.

Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.

Игра «Регулировщик»
  • Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.
  • Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.
«Лабиринт»
  • Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
  • Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».
«Зеркало наоборот»

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:

  • «Скажи наоборот: вверх-. влево-. север-. » (как вариант проводится игра с мячом),
  • «Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере. ).

В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: