Ребенок сломал руку в детском саду или в лагере. Кто должен за это ответить?

Травма ребенка в лагере

Пожалуйста кто должен отвечать за травму ребенка в школьном лагере?

На второй день посещения лагеря, ребенок на прогуле упал с турника (высота приличная) и дочь сломала руку (перелом достаточно серьезный восстановление до 3-х месяцев). Вызвали меня в школу и дали направление в травм пункт.

Ребенку наложили гипс, но противопоказаний к посещению лагеря нет.

Директор школы, спустя неделю позвонила и попросила больше ребенка не приводить, т.к. учителя переживают, что ребенок с гипсом.

Кто виновен и правомерно ли удалять ребенка из лагеря?

Мой ребенок получил травму в детском лагере в Краснодарском лагере. Мы проживаем в Ульяновской области за 1500 км. куда мне обращаться. так как лагерь нарушил все что можно в оказании помощи ребенку.

Ребенок находился в детском загородном лагере на территории Удмуртии. Получил травму, нам сразу сообщили по телефону, муж приехал за ребенком, сопровождал нас врач из загородного лагеря. У ребенка был перелом руки. Ребенка прооперировали и положили в стационар. В договоре с загородным лагерем ничего не указано о страховании детей. Как узнать, подлежит ли ребенок обязательному страхованию на период пребывания в загородном лагере. Можем ли мы родители рассчитывать на получение страховых выплат.

Ребенок прищемил палец на руке в загородном оздоровительном лагере. Врачь первую помощь оказала, свозили в травм пункт. В травм пункте врач сказал показаться детскому хирургу. Кто дальше должен нести ответственность за ребёнка? Лагерь или родители?

Ребёнок находясь в лагере получил травму. Отвезли на рентген и сразу сообщили родителям. Рентген показал перелом. Ребёнку (11 лет) дали подписать какую-то бумагу. Так же дали направление в областную больницу где ребёнок был госпитализирован и прооперирован. Лагерь также сообщил о происшедшем в полицию. Ребёнок был застрахован самим лагерем-это прописано в договоре. Какие действия должны быть родителей?

Ребёнок получил травму в лагере, я воспитатель.

На момент травмы, я забирала другого ребёнка с ворот (вернулась переболевшая Девочка).

Ребёнку оказали помощь, но мать вечером забрала в травмпункт, самостоятельно. Там поставили – перелом со смещением.

Мне что-то светит?

Ребенок вчера в лагере упала с турника повредила руку. Вожатые не сразу сообщили. А затем отправив мне сообщение что перезвоните. Вожатые предупредили ребенка скажешь что ты сама упала что они её предупреждали и облагораживали но без успешно. После мы её забрали и отвезли в травмпукт был закрытый перелом плеча. При заполнения докум. Написали при прогулки получили травму а не в лагере. Реабилитация продлится долго и дорого. Можем ли мы как то комперсировать с лагеря ведь в договоре прописало что ответственность несет лагерь.

Мой ребенок получил травму руки на четвертый день нахождения в лагере. Ребенка по всей видимости придется забрать домой. Администрация лагеря о случившемся мне не сообщала. Что мне делать, если мы оплачивали только 20% от стоимости путевки, остальное управление образования.

Мой ребенок находясь в детском лагере причинил по неосторожности вред здоровью другому ребенку (прищемление руки в двери), травма серьезная, делали операцию. Какая ответственность наступила у меня и у лагеря. Кто должен отвечать и компенсировать моральный и материальный ущебр.

Благодарю с/у Наталья.

Вопрос таков, мой ребёнок второклассник и будучи в лагере при школе (на каникулах) нанёс травму девочке выстрелив из пистолета с шариками (пистолет и шарики принес в лагерь другой мальчик) в результате девочка в больнице на лечении. С родителями пострадавшей был разговор и договорились оплачивать лечение, первая оплата лекарств уже произошла, но видно по советам знакомых родители решили всё таки подать в суд Какие могут быть решения суда за нанесение ребёнком травмы другому ребёнку если учесть что травма была нанесена до начала работы лагеря (лагерь начинает работу в 9.00 а случай произошёл в 8.35) . Могут ли быть ответственны за этот случай воспитатели? После разговора с родителями они поменяли решение и просят денежную компенсацию за моральный ущерб в сумме 50000 тысяч и они прекращают всяческие претензии в наш адрес по поводу здоровья девочки. Правомерны ли их действия и как правильно документально оформить передачу денег? Обязательно ли оформление у нотариуса?

Мой ребенок 13 лет, отдыхал в лагере. Получил травму (перелом руки и двойное смещение лучевой кости) Ребенку оказали помощь в больнице. Но это случай администрация лагеря хочет скрыть. Якобы несчастный случай. Что нам делать родителям, с точки зрения закона?

Мой ребёнок получил травму от другого ребёнка в детском оздоровительном лагере. Путёвка от соц. защиты. Положена какая-либо компенсация моему ребёнку.

Ребенку 10 лет, девочка. В дет. лагере получила травму пальца с последующей ампутацией верхней фаланги пальца. Вред причинил ребенок-захлопнул с силой дверь советского производства, т.е толстая деревянная дверь. Кто несёт ответственность-руководство лагеря или же родители мальчика?

Ребенок получил травму в детском лагере, упал с лошади и сломал руку. Это произошло во второй день смены. Медицинская помощь была оказана несвоевременно и неквалифицированно. Когда ребенка забрали из лагеря в больнице поставили другой диагноз, сделали операцию, и в течение 40 дней ребенок будет ходить в гипсе. Какую ответсвенность несет организатор лагеря в данном случае? Ирина.

Ребенок получил травму в пришкольном лагере кого винить как защитить права ребенка.

Читайте также:
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?

Ребенок в детском лагере повредил палец ноги. В медпункте сказали что растяжении и неделю мазали мазью. По приезде домой через некоторое время мы решили сделать ренген. Так как прошло 20 дней после травмы, а палец немного беспокоил. Оказалось, что оскольчатый перелом. На запрос в детский лагерь нам ответили, что якобы никаких документов о произошедшем нет. Что делать и куда обращаться? Претензию на имя директора писать бесполезно, по телефону она со мной разговаривала, будто я придумала, что травма была в лагере. Хочу, чтоб ответили за небрежное отношение к доверенному им ребенку и за отсутствии оформления страхового случая!

Пожалуйста если ребёнку нанесена психологическая травма в лагере куда обращаться? Скоро еду сына от туда забирать.

Как поступить в такой ситуации. Я приобрела путевку ребенку в фирме в Москве, лагерь находится в Словакии. Находясь в лагере, ребенок получил травму – ему сильно ударили футбольным мячом по руке. Как выяснилось дома (после того, как он вернулся из лагеря) рука была сломана (перелом со смещением), причем он уже начал срастаться. Поэтому в стационаре руку сломали, правильно соместили и наложили гипс. Справка из больницы имеется, запись в мед. карте в день обращения к детскому хирургу тоже имеется. В стоимость путевки входила мед. страховка. Но в лагере не был зарегистрирован страховой случай, поскольку врач не направил ребенка на ренгтен, решив, что это ушиб, наложил повязку на один день. Кого я могу привлечь к ответственности, какие нужны документы и в какой суд нужно обратиться.

Ребенок 9 лет получил травму руки (ушиб правогого лучезапястного сустава) во время пребывания в оздоровительном лагере на базе школы. Воспитатель проигнорировал. Помощь ребёнку не оказали. Как привлечь к ответственности. И в течение какого времени это можно сделать с момента подучения травмы?

Меня зовут Елена, вопрос заключается в следующем.. Ребенок получил порезы и травмы лица во время отдыха в лагере по льготной путевке, отдых в г. Севастополь. Травма произошла на третий день отдыха, во время купания на море, на выделенной территории. Сын нырнул и под водой напоролся на бетонную плиту с торчащими арматурами. В результате ребенка отвезли в больницу и наложили несколько швов. О произошедшем мне никто из представителей лагеря не сообщил! Лишь спустя три дня я узнала о травме от ребенка разговаривая с ним по телефону.

На данный момент, от представителя лагеря ожидаю фото травм и справку из больнице, где была оказана помощь.

Со слов руководства смены у лагеря есть Акт о состоянии пляжа и дна моря, на выделенной территории, в котором заявлено о проверке на безопасность.

Со слов сына, плиты действительно были и на следующий день после несчастного случия их вытащили на берег.

Сыну 14 лет, в силу возраста он способен объяснить ситуацию и быть не только пострадавшим, но и свидетелем халатности.

Подскажите, пожалуйста, как правильно и куда оформить претензию и жалобу на не соблюдение мер безопасности при осуществлении детского отдыха.

Травма ребёнка в детском саду: кто виноват и что делать

Екатерина Евдышева

24 ноября • 16:10


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Бывает, что ребенок приходит из детского сада в синяках или царапинах. Реже — получает в группе более серьезные повреждения: перелом, сотрясение мозга. Педсовет поговорил с адвокатами Ольгой Крыловой и Надеждой Швыревой и выяснил, кого закон считает ответственным за травмы ребенка, полученные в дошкольном учреждении, и как вести себя взрослым при несчастном случае.

Кто ответит за травму

Типичная картина: ребенок бегал на прогулке, споткнулся и разбил колено. Или двое детей не поделили игрушку, один толкнул другого, оставив синяк. Родители спешат разобраться в ситуации и направляются прямиком к воспитателю. И у них есть на это основание. Ведь по закону «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья и обеспечение безопасности детей в дошкольном образовательном учреждении целиком лежат на его персонале и администрации.

Работники сада обязаны:

  • проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
  • расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
  • уметь оказать первую помощь по необходимости.

«В соответствии с ч.3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред здоровью, причиненный малолетнему во время его нахождения под присмотром в образовательной организации, всегда ложится на образовательную организацию», — комментирует член адвокатской палаты Москвы Ольга Крылова.

Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой договор и должностная инструкция. Но и они основываются на действующем законодательстве.

Оставленные без присмотра ножницы, сломанные качели, открытый канализационный люк на детской площадке — все это угроза безопасности ребенка, которую обеспечивает сад. И даже если ребята повздорили, в результате чего один из них или оба получили травму, виноватым останется воспитатель, который за ними «недосмотрел».

«Виновато будет учреждение, которое не обеспечило надлежащий надзор. Даже родители обидчика в этом случае ответственности не несут», — говорит председатель ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева.

Выходит, что закон в отношении работников сада немилосерден. Но как же им быть, ведь даже у самого внимательного и ответственного воспитателя ребенок может порезаться листом бумаги или прищемить палец дверцей шкафа?

Читайте также:
Идеи подарков на выпускной в саду: для детей, воспитателей, няни, заведующей

Как действовать воспитателю

Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись.

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно.

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова.

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен:

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений.

Виды ответственности работников сада

Существует три вида ответственности для работников детского сада, которые не смогли обеспечить безопасность детей:

1. Дисциплинарная

Когда наступает?

В случае, если воспитатель нарушил правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, алгоритм оказания помощи ребенку или пренебрег техникой безопасности. Так, если сотрудник оставил детей одних во время прогулки, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, даже если никто из ребят не пострадал.

Чем грозит?

Воспитатель отвечает перед своим работодателем, с которым у него заключен трудовой договор, причем даже если родители не предъявляют претензии к образовательной организации. Решение о дисциплинарном взыскании принимается комиссией по расследованию произошедшего. На основании его результатов директор сада назначает взыскание. Наказанием может быть замечание, выговор или увольнение — оно избирается в зависимости от тяжести проступка.

2. Гражданско-правовая

Когда наступает?

Если в саду не соблюдались меры безопасности, из-за чего последовала травма и здоровью ребенка был нанесен ущерб: он сломал руку на физкультуре, разбил колено из-за падения с качелей.

Чем грозит?

Ответчиком в этом случае выступает учреждение, так как, согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо (детский сад) несет ответственность за вред, причиненный его работником. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков и морального вреда, уплате неустойки (штрафа, пени).

3. Уголовная

Когда наступает?

Если здоровью ребенка причинен серьезный вред (перелом позвоночника, ожоги и обморожения, потеря зрения или слуха) или последовала смерть.

Чем грозит?

В зависимости от тяжести травмы и повлекшей ее причины, ответчиком в суде может быть детский сад или конкретный воспитатель. Травма, полученная из-за ненадлежащего исполнения работниками сада своих профессиональных обязанностей, наказывается согласно части 2 статьи 118 УК РФ: ограничением свободы на срок до четырех лет либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать должность. Ольга Крылова утверждает: оправдательные приговоры в таких случаях практически не выносятся.

Что делать родителям

Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат.

Порядок действий родителя при этом следующий:

  1. Зафиксировать ситуацию.

Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.

  1. Обратиться к администрации сада.

Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению.

  1. Идти в суд.

Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы.

Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:

  • Компенсация убытков.

Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации.

«Убытки, связанные с лечением, возмещаются, если вы не имели возможности получить лечение по полису», — уточняет Надежда Швырева.

  • Компенсация морального вреда.

Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд.

Кто ответит за травмы школьника?

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.
Читайте также:
Красивые прически для девочек на длинные волосы: 3 мастер-класса с фото

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

  • В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
  • На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

    Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

    Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

    На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

    • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
    • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
    • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

    Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

    Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

    • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
    • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

    Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.

    Читайте также:
    В какую спортивную секцию отдать ребенка 5-7 лет — выбираем вид спорта для мальчиков и девочек
  • Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
  • Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
  • Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

    Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

    После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

    1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

    2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

    3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

    Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

    По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

    Официальный сайт
    Верховного Суда Российской Федерации

    Схватка на льду. Верховный суд разъяснил, как поступать родителям, если ребенок в школе получил травму

    Кто и как должен отвечать, если ребенок на спортивных занятиях получил травму? Вопрос напрямую касается практически всех родителей, чьи дети в школе ходят на уроки физкультуры. Поэтому решение, которое недавно принял в соответствии с позицией Верховного суда Мосгорсуд, разбираясь в судебном споре между родителями и учебным заведением, представляется крайне важным.

    Неприятность произошла в столичной спортивной школе на тренировке по хоккею. В какой-то момент дети подрались, и для одного из драчунов потасовка закончилась переломом руки. Родители подали в суд на школу, чтобы компенсировать деньги, потраченные ими на лечение и моральный вред. Но первая инстанция отказала, поскольку родители не доказали, что ребенок сломал руку именно в стенах учреждения. Однако апелляция с этим не согласилась. Мосгорсуд решил, что именно школа должна доказать свою непричастность к травме юного спортсмена.

    А теперь о деталях. Ученик спортивной школы занимался хоккеем и на очередной тренировке поссорился с другим мальчиком. Ссора закончилась дракой. Это заметил отец одного из мальчишек и вмешался.

    В итоге один из мальчиков получил травму руки. На боль он пожаловался сначала своему тренеру, но тот не отреагировал. И уже родители отвезли сына в травмпункт. Там рентген показал перелом руки и растяжение. Медики рекомендовали купить специальный бандаж для фиксации руки. Цена его – 1500 рублей.

    На следующий день мать пострадавшего мальчика отправилась в полицию с заявлением. В нем она написала, что руку ее сыну сломал отец другого мальчика. В полиции завели уголовное дело, провели медицинскую экспертизу. Эксперт сделал вывод – перелом мальчик получил незадолго до обращения в травмпункт и допустил вероятность того, что мальчик сломал руку именно на тренировке. Свидетелями по делу стали другие учащиеся спортшколы и родители, которые были на тренировке. Все дружно подтвердили, что драка была. Но никто не видел, как именно маленький хоккеист получил перелом. Свидетели не подтвердили, что физическую силу применил отец второго драчуна. В итоге дознание по уголовному делу приостановили, потому что не был установлен обвиняемый.

    Учреждение, в котором находится ребенок, несет ответственность за все, что с ним происходит

    После этого мать юного хоккеиста обратилась с иском к спортивной школе. Она потребовала возместить расходы на лечение. Плюс моральный вред – 150 000 рублей и добавила расходы на юристов – 100 000 рублей. Истица сослалась на Гражданский кодекс – статью 1073 “Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет”. В ней сказано, что если ребенок получил травму, когда находился под надзором организации, то она отвечает за причиненный ему вред, если не докажет, что ее вины нет. А еще пункт об ответственности школы есть и в договоре, который родители подписывали.

    Первая инстанция эти аргументы отвергла. Райсуд напомнил, что дознание по уголовному делу приостановлено. Найти обвиняемого не удалось. Суд посчитал, что вина спортшколы не доказана. Другую позицию заняла апелляция. По мнению Мосгорсуда, по статье Гражданского кодекса – 1064 “Общие основания ответственности за причинение вреда” – причинитель вреда освобождается от возмещения, только если докажет, что его вины нет. Эта норма упоминается и в постановлении Пленума ВС РФ (от 26 января 2010 года № 1). Там дословно сказано – если малолетний получил травму (даже если увечья он нанес себе сам) и в этот момент он находился в образовательной или медицинской организации (детский сад, школа, санаторий), то организация обязана возместить вред либо доказать, что она в этом не виновата. Суд тогда подчеркнул – вина ответчика считается установленной изначально и до тех пор, пока он не докажет обратное. По мнению суда, аргументов, доказывающих невиновность, школа не предоставила. Напротив, из объяснений тренера следует, что драку он не разнимал, а в это время занимался с другой группой. Мосгорсуд отменил решение райсуда. Апелляция приняла решение в соответствии с позицией Верховного суда. Как считает ВС, учреждение, в котором временно находится ребенок, несет полную ответственность за все, что с ним происходит, с момента, когда он переступает ее порог.

    Читайте также:
    Как ребенку выучить таблицу умножения быстро и легко?

    В аналогичных случаях родителям несовершеннолетнего необходимо доказать только факт причинения вреда здоровью и сумму, потраченную на лечение. То, что ребенок занимался в учреждении, подтвердит договор с организацией. Если же это небольшой кружок или секция и договор на посещение с родителями не заключают, то доказательствами будут служить квитанции об оплате занятий, свидетельские показания родителей или сотрудников. Надо незамедлительно зафиксировать наличие вреда здоровью: обратиться в травмпункт или медицинскую организацию. По делу обязательно будут проводить судебно-медицинскую экспертизу, поэтому лучше заранее запастись необходимыми медицинскими документами.

    Текст: Наталья Козлова
    Российская газета – Федеральный выпуск № 106(8457)

    Классный час на тему «Честь и достоинство»
    проект

    В результате занятия учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, усовершенствуют коммуникативные умения.

    Скачать:

    Вложение Размер
    chest_i_dostoinstvoklassnyy_chas.docx 47.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ СОШ № 38 города Калининграда

    «Честь и достоинство»

    Симонян Анна Рафаэловна,

    учитель начальных классов

    Честь и достоинство.

    Жизнь наших родных как пример чести и достоинства»

    Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. Он раскрывает такие понятия моральных качеств человека, как честь и достоинство. Особое место отведено понятию «воинская честь». Дети попытаются раскрыть понятия «честь» и «достоинство», освещая страницы жизни родных, защищавших Отечество в годы Великой Отечественной войны.

    Ожидаемые результаты: будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей.

    1. Показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.

    2.Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.

    3.Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины, активизировать интерес детей к истории семьи.

    4.Способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство.

    5.Развивать умение публичного выступления, научить грамотно участвовать в диспутах, слушать собеседника, излагать свои мысли.

    Задачи исследовательской работы :

    1.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ

    2.Определить понятия « честь » и « достоинство » как высокие моральные качества человека, способствовать воспитанию данных нравственных качеств на примере родных- героев Великой Отечественной войны

    Ход классного часа

    Вступительное слово классного руководителя:

    Ведь так непросто нам порой,

    Решить, как поступить,

    Чтоб честным быть перед самим собой

    И в трудный час душой не покривить.

    Что выбрать: совесть иль покой,

    Благополучие иль честь,

    Покорность или бой,

    Отвагу или лесть?

    Вопрос подобный задавал

    Себе, конечно, каждый

    И на него ответ мучительно искал.

    Каким же в этой жизни быть,

    Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

    И званье Человека заслужить?

    Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

    Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше.

    -Что значит- прожить жизнь с честью и достоинством?

    Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство.

    Честь, достоинство, совесть, благородство … Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести – будут и почести», «Жизнь – Родине, честь – никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов.

    «И первый клад мой честь была, » – писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены.

    Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

    – Погиб поэт – невольник чести –

    Пал, оклеветанный молвой…

    Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

    Так что же такое честь для каждого из нас?

    – Что такое честь ? (учащиеся дочитывают определения с доски).

    – О ком бы вы так могли сказать-человек чести?

    ( Приводят собственный примеры . Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь).

    Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость

    -Поговорим о честности в спорте, да и в обычной игре?

    (Когда играем честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)

    – Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

    (А ещё когда обещаем маме обязательно выполнить уроки, например, или погулять с собакой,. тогда мы говорим: «Даю честное слово!».

    -По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».) Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?

    (Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

    – Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь .

    ( записывают: «уважение» и «самоуважение»)

    – За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?

    (Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, этот человек верен долгу, справедлив и порядочен )

    – Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании? ( Слово «поступки» является ключевым).

    Ученик записывает на доске слово «поступки» .

    -Объясните значение выражений

    1 Честь семьи (доброе имя)

    2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)

    3. Честное имя (незапятнанное)

    4. Человек чести (гражданское достоинство)

    5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)

    6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).

    7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

    8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

    -Давайте попробуем объяснить в каких ситуациях мы говорим:

    1.Пора и надо честь знать;

    2.Имею честь предложить; :

    3.Кто-то живет по совести; К

    4.Сочту за честь;

    6.Слишком много чести; « »

    7.Поступок делает Вам честь;

    -Так что же честь для каждого из нас?

    ЧЕСТЬ – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

    -Рядом с понятием «честь» стоит понятие «достоинство». Что означает слово « достоинство»?

    (Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. )

    Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность . О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек ». Достоинство позволяет избегать взаимных обид. – В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово .

    -Что такое чувство собственного достоинства?

    ( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)

    Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе .

    -К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?( К голосу совести)

    -Какие высокие моральные качества человека можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость храбрость, отвага, порядочность, совесть).

    2.Дайте определение слову совесть. (…)

    Честь и совесть?

    Что они для человека?

    -Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?

    1.Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое?

    2.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

    3.Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести?

    4. Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

    Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

    (Лично я считаю, что человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок).

    -Я согласна с тобой. Подтвердите эту мысль.

    Вот поэтому наш классный час и называется «Честь и достоинство».

    – У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих

    -Сегодня на уроке мы рассмотрим воинскую честь

    Определение добродетелей человека чести

    Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие;

    Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

    Благородство в Служении

    Скорее Смерть, чем Бесчестье

    Смелость в исполнении правил

    Уважение ко всем достойным людям

    Презрение к подлецам

    Учтивость ко всем женщинам

    Честь во все времена состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости.

    – Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

    Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

    Воинский дух, воинская честь – совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

    Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

    1.Личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

    2.Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижат ься и унижать окружающих.

    3.Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.

    4.Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. “

    5.Неприкосновенность личности офицера.

    Мы провели исследовательскую работу с целью изучения истории нашей семьи в годы войны. Мы собрали материал о родных и близких учеников нашего класса. Эти люди не совершали громких подвигов, они просто жили, трудились, воевали. Жили честно, трудились ответственно, воевали отважно.

    То, что делали наши прадедушки и прабабушки , они считали не подвигом, а своим долгом перед своими близкими, перед своей Родиной. Они жили достойно, защищая свою честь и достоинство в тяжелое военное время.

    Вся жизнь людей военного поколения – великий подвиг. Подвиг ради того, чтобы мы жили.

    О войне, о страшной трагедии народа, о героических подвигах многие из нас лишь читали в книгах и смотрели в кинофильмах. С каждым годом война от нас становится всё дальше и дальше, а живых свидетелей – всё меньше и меньше. Поэтому нужно сохранить память о тех людях, которые защищали наше Отечество.

    Никто не остался в стороне в то трудное и страшное время. Кто-то воевал на полях сражений, кто-то трудился в тылу. Каждый старался внести свой вклад в победу над немецкими захватчиками.

    Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых сохранена память народа.

    Воспоминания о военном времени родных и близких, участников фронтовых будней, продолжают передаваться из поколения в поколение.

    22 июня 1941г. – без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушения. Кто мог воевать – пошли на фронт, остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.

    Особенно ярко в это страшное время проявились человеческие качества , о которых мы сегодня говорим: честь и достоинство, м ужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

    Ученики читают о своих родных, у каждого в руках табличка с данными , с фотографией, письма с фронта и даже сохранившаяся похоронка. Закончив свой рассказ, они закрепляют на доске магнитом свой результат исследований . В конце урока на доске уже сформирован «Бессмертный полк»

    Заключительная часть. Учитель.

    Итак, мы подходим к самому главному.

    Человек красив своими делами, своими поступками заслуживающими уважения.

    Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

    Запомните святые слова:

    Жалок тот, в ком совесть не чиста.

    Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

    Пусть эти слова учат вас быть людьми с честью и совестью.

    Нам, вашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли звание « Человек чести» и из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

    Я – гражданин России, честь имею!

    — Береги честь смолоду! —
    Справедливо слово то.
    Было много раз оно

    Там, где надо, сказано.

    Но и в зрелые года
    Честь твоя — не ерунда,
    И ее — об этом речь —
    Тоже следует беречь!

    А в преклонном возрасте
    Честь дороже почести:
    Жизнь осмысленна, коль есть
    Сохранившаяся честь!

    Ну, а после? Ну, а после.
    Если жизнь прошла без пользы,
    То от жизни толка чуть:
    Остается только жуть.

    Люди добрые, поверьте:
    Честь нужна и после смерти.
    Долговечней жизни честь —
    Это следует учесть!

    Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

    Содержание статьи:

    В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.

    Подготовительная беседа

    Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.

    • Бедный сапожник становится богатым (сказка «Маленькие человечки»).
    • Сын бедняка женится на принцессе (сказка «Кот в сапогах»).
    • Бедная трудолюбивая девушка получает завидного жениха («Крошечка-Хаврошечка», «Подарки феи»).

    Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения сказочных событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»

    Объяснение понятия «честь»

    После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.

    1. Хороший ли это поступок?
    2. Можно ли обоих мальчиков считать виновными?
    3. Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Почему?

    После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть которой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в результате чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она сказала, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он дрался за правильное дело .

    После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.

    В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.

    1. Во время игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит обмануть.
    2. Обещая что-то, дают честное слово.
    3. Когда говорят о чествовании победителей (это делают в знак уважения за хорошие поступки).

    Значит, честь – это уважение окружающих, репутация человека . Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек старается вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют одежду. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается осуждению и неприятию.

    Объяснение понятия «достоинство»

    У человека, поступающего в соответствии со своими убеждениями, постепенно формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в самоуважении, самодостаточности. Достоинство можно сравнить с одеждой человека – это его материализовавшиеся поступки и мысли: чем они правильнее и честнее, тем красивее наряд, тем комфортнее и увереннее человек себя в нем чувствует . Детям постарше можно сказать, что достоинство сродни словам «достоверный», «до 100 %» — человек имеет настоящие, подлинные качества.

    Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей внешности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может считаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно . Такого человека распознать легко: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не снисходителен к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.

    Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.

    Разговор с подростком

    1. Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры окружающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на воровство, распитие алкоголя, курение).
    2. Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять достоинства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
    3. Следить за нормами поведения, стараться избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девичью честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.

    Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.

    Достойные люди в литературе

    Примеров честных и достойных поступков в литературе много.

    • Л.Пантелеев «Честное слово» — маленький мальчик смог сдержать слово, данное взрослым ребятам благодаря случайному прохожему.
    • С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» — незнакомый парень совершает смелый поступок, спасая девочку в пожаре.
    • С.Михалков «Три товарища» — пленные предпочли умереть, сохранив свою честь, вместо того, чтобы совершить предательство.
    • В.Железняков «Чучело» -Лена проявила себя достойно и смело, несмотря на угрозу стать изгоем в коллективе, пройдя с достоинством все испытания.
    • А.Лиханов «Мой генерал» — благородный и честный Антон Петрович учит своего внука, который оказывается ему неродным, сохранять достоинство в любой ситуации, относиться терпеливо к окружающим.

    Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчик не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет уважение к себе со стороны своего друга и самоуважение.

    • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — здесь противопоставляются Гринев – образец чести и порядочности – и Швабрин – грубый, эгоистичный человек, не имеющий совести.
    • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» — история о двух родных братьях, один из которых умер в ужасных муках, сохранив честь, а другой предпочел предательство.
    • Л.Н.Толстой «Война и мир» — герои по-разному проявляют честь и достоинство в испытаниях: Андрей Болконский отличился в Бородинском сражении, Наташа Ростова самоотверженно помогала раненым, а Пьер Безухов горел желанием избавиться от противника.
    • В.Каверин «Два капитана» — два порядочных капитана, один из которых смог доказать честное имя другого, пожертвовав личными отношениями.

    Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.

    Притча о Чести

    Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:

    Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
    Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся вверх».
    Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
    Честь молчала. Тогда друзья спросили:
    — Как тебя можно будет найти?
    Честь грустно ответила:
    — Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником однажды, не встретится со мной уже никогда.

    Честь и достоинство: примеры из истории

    Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.

    1. Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
    2. Из-за обычной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
    3. Дважды стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал смерти.
    4. Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
    5. Шли на самоубийство разорившиеся дворяне, некоторые военнопленные.

    Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.

    • Хлеб и другие продукты выдавались по карточкам. Однажды мальчик увидел, что одна из женщин уронила карточку, украдкой поднял ее и получил дополнительную порцию хлеба. Радостный пришел он домой, но мама вместо того, чтобы похвалить, произнесла страшные слова: «Лучше бы ты умер». Она его любила, но понимала, что даже дети должны уметь отвечать за свои поступки. Лишив женщину карточки, он, вероятно, лишил ее жизни… Из этого мальчика вырос высоконравственный человек, ведь он на всю жизнь запомнил этот урок.
    • Еды было очень мало, поэтому люди стали есть кошек. Немногим удалось сохранить питомцев. Одна из хозяек рассказывала, что жили у них попугай и кот. Отдав последние зерна птичке, они уже не ждали чуда. Однажды они оставили клетку открытой в то время, когда в доме был кот. Когда вошли в комнату, то увидели в клетке кота…, который спал, обняв попугая. Именно этот момент позволили им понять, что животные порой бывают человечнее людей.

    Вообще, честь – понятие относительное. Каждый понимает его по-своему, основываясь на свои моральные устои и принципы. Кто-то считает, что быть человеком чести, значит, в случае оскорбления отомстить обидчику, чтобы не прослыть «тряпкой» и «размазней». Для другого – это достойное поведение в случае назревающего конфликта: холодная, невозмутимая реакция в ответ на оскорбление. Ребенка нужно подвести к пониманию этих слов, а как себя вести потом он решит сам .

    Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?

    Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?

    Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.

    – Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;

    – Воспитание достоинства и самодостаточности;

    Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.

    Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену.

    Коль совесть добрую имеешь,

    Покой и мир в душе хранишь,

    Знай, зерна доброты ты сеешь,

    И честь свою не осквернишь.

    1.Вступительное слово учителя.

    В нашей жизни есть тонкие и нежные, сильные и мужественные. Несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

    – Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь, и из чего она складывается?

    Ответы: Честь – это внешняя совесть, а совесть-это внутренняя честь.

    Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

    -Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?

    Шекспир писал: Моя честь-это моя жизнь: обе растут из одного корня.

    Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (Слайд2)

    Честь – 1) достойные уважения и гордости моральные качества человека, 2) соответствующие принципы, 3) хорошая незапятнанная репутация, 4) почет и уважение. 2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

    -А как вы можете охарактеризовать понятие «достоинство»?

    Достоинство-совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.

    Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своим именем.

    Достоинство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе.

    3. Объясните значение выражений

    1 Честь семьи (доброе имя)

    2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)

    3. Честное имя (незапятнанное)

    4. Человек чести (гражданское достоинство)

    5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)

    6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).

    7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

    8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

    9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

    10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

    11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

    12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

    13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

    Беречь свою девичью честь.

    14. Честью называют почёт, уважение.

    Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

    15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

    16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

    17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

    18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

    19. Если военный человек отдаёт честь, то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

    20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

    21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

    22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

    Саша вообще очень принципиальный человек. — Это делает ему честь.

    Так что же такое честь для каждого из нас?

    Честь – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

    Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.

    Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что

    Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.

    Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство

    5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)

    Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.

    1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

    2. Честь – это ответственность за свое поведение.

    3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

    4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

    5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

    6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

    7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.

    8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

    9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

    10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

    -Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

    И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

    Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?

    Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

    1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба – это наше бесчестие.

    2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу – запятнали свою честь.

    3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство – потеряли чувство стыда.

    Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

    – Я – гражданин России, честь имею!

    В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.

    Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:

    Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

    Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

    Три глагола, раскрывающих действие понятия.

    Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.

    Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: