Ребёнок беспокойно спит и много ворочается: выяснение причин и устранение тревожного поведения

Малыш беспокойно спит по ночам и много ворочается: причины тревожного сна у грудничка и ребенка старшего возраста

Рождение на свет младенца – самое счастливое событие в жизни любой семьи. С этого момента на плечи родителей ложится огромная ответственность – воспитание малыша. Первые несколько месяцев кроха в основном только спит и ест. Бодрствует он мало и это считается абсолютно нормальным явлением, ведь именно во сне ребенок растет и развивается. Однако не все родители могут похвастаться хорошим сном своего грудничка. Часто бывает, что ребенок мало и беспокойно спит, все время просыпается и капризничает, тем самым не давая отдохнуть маме и папе.

К сожалению, не каждые родители могут похвастаться сладким продолжительным сном своего малыша

Причины и методы решения

Почему это происходит и как помочь малышу обрести крепкий и полноценный сон? Рассмотрим несколько причин, не связанных со здоровьем:

  • Грудничок может просыпаться из-за чувства страха. Это связано с тем, что он еще не воспринимает мир так же, как взрослые, из-за этого закрывание глазок у него может ассоциироваться с тревожным состоянием. Чтобы успокоить малыша, надо просто находиться с ним как можно дольше рядом (рекомендуем прочитать: как правильно успокоить новорожденного ребенка, когда он плачет?). Не спешите от него отходить, как только он уснет.
  • Малыш может начать кряхтеть и ерзать из-за того что он неосознанно дернул ручкой или ножкой во сне. Это случается довольно-таки часто в первой половине года после рождения крохи. Чтобы этого не происходило, необходимо просто пеленать не только днем, но и на ночь.
  • Переполненный подгузник. Ни один малыш не захочет лежать в мокром подгузнике. Токсичные вещества, находящиеся в моче и кале, вызывают чувство дискомфорта. Это связано с тем, что слишком нежная кожа младенца начинает раздражаться под их влиянием. Следовательно, необходимо следить за наполнением подгузника и своевременно его менять.
  • Ребенок может плохо спать ночью, так как вы нарушили распорядок дня. Младенец должен спать столько, сколько требует его маленький неокрепший организм: если вы заставляли его полдня бодрствовать, режим сна может сбиться (рекомендуем прочитать: сколько спит новорожденный в норме?).
  • Перекладывание малыша в кроватку после того, как какое-то время он спал с вами. Если ребенок начал капризничать, то следует с этим пока повременить. Он может просто испугаться спать один. Слишком сильные эмоции, полученные крохой в течение дня, также могут повлиять на качество его сна.
  • При введении младенцу нового продукта питания порой тоже возникают проблемы со сном. Если мама кормит грудью, то несоблюдение ею правильного меню может привести к беспокойству и дискомфорту.

Причины беспокойного сна, связанные со здоровьем

  1. Ребенок проголодался. Желудочек у месячных малышей маленький, вследствие чего материнское молоко переваривается за очень короткий срок. Именно поэтому младенец в первые несколько месяцев после рождения может просыпаться по 3, а иногда и по 4 раза за ночь. Он просто хочет восполнить недостаток молочка в своем организме. В такой ситуации просто дайте крохе грудь. Так он наестся, успокоится и быстро снова уснет.
  2. Кроху могут беспокоить проблемы с носовым дыханием или же у него может болеть горлышко, поэтому он ворочается и кряхтит во сне. Следите внимательно за здоровьем малыша. Обязательно обратитесь к врачу в том случае, если увидите у него выделения из носа или заметите трудности с дыханием. Также следует обратиться к специалисту, если у ребенка появился кашель и повысилась температура.
  3. Иногда беспокойный сон у грудничка может быть связан с узостью носовых проходов. Как правило, это проходит с возрастом, но в некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста, поэтому важно выявить проблему на первых этапах ее появления во избежание возможных осложнений.
  4. Крохе может не хватать витамина D3. Обычно это происходит зимой. Для того чтобы решить эту проблему, надо всего лишь добавить в рацион крохи препарат с данным витамином. Индивидуально подобрать правильный комплекс витаминов поможет врач.
  5. Малыша могут беспокоить десны. Это может быть связано с прорезыванием зубов. Купите младенцу специальный гель для зубов, но перед началом использования внимательно изучите инструкцию. Аллергия — распространенная реакция на подобные препараты.

Иногда причиной плохого сна может стать и неправильное формирование коры головного мозга. В такой ситуации ребенок одинаково плохо спит и днем и ночью. В таком случае вам может помочь только хороший врач.

Колики в животе

У беспокойного малыша могут быть колики в животике. Как правило, они наблюдаются у новорожденных начиная с 2 недель. Длиться колики могут вплоть до 4 месяцев. В этот период жизни происходит адаптация кишечника малышей к материнскому молоку или смеси. Из-за того, что пищеварительная система еще несовершенна, часто наблюдается ее расстройство.

Груднички испытывают самые разнообразные боли в животике. Одни ощущают лишь небольшие покалывания, другие же испытывают острые боли в области живота. С этой проблемой справиться не так просто, потому что имеющиеся сейчас медицинские препараты могут снизить боль всего лишь на 8-12%. Они же помогают успокоить на какое-то время нервную систему крохи.

Какие фармацевтические препараты можно давать малышу? Можно выделить небольшой список: «гранулированный чай Плантекс», «Эспумизан L», «капли Боботик», «Симетикон», «Бейби Калм». Также можно попробовать дать попить укропную водичку или просто приложить к животику теплую пеленку. Кроме того, не пускайте свое питание на самотек. Не забывайте, что часто боль в животике возникает именно из-за того, что мама съела что-то не то. Так, во время грудного вскармливания нельзя есть капусту, лук, чеснок, кукурузу, фасоль, черный хлеб, цельное молоко и многие подобные продукты.

Дополнительные методы решения

Что еще может помочь ребенку хорошо спать? Например, правильно подобранный для малыша климат в детской комнате или добавление в вечерние ванночки различных успокаивающих травок, таких как ромашка, череда. Они не только помогут расслабить ребенка и настроить его на нужный вам лад, но и помогут справиться с разного рода опрелостями. Кроме того:

  • гуляйте как можно больше на свежем воздухе;
  • внимательно отнеситесь к выбору матраса — он обязательно должен быть жестким;
  • делайте малышу легкий массаж теплыми и чистыми руками, это должно помочь ему покрепче уснуть.
Читайте также:
Сколько должен спать ребёнок в 8 месяцев ― выясняем время сна и бодрствования

Наблюдайте за тем, как питается ваш малыш на протяжении дня. Если во время кормления он все время отвлекается на какие-то другие занятия и не съедает все что положено, то стоит убрать все возможные отвлечения от процесса кормления и следить за тем, чтобы он съедал всю свою порцию.

Как устроить вечер малыша так, чтобы он лучше спал:

  • за 2-3 часа до сна прогуляйтесь с ребенком на свежем воздухе;
  • за 1-1,8 часа до сна устройте крохе купание в прохладной воде в течение 30-40 минут;
  • за 30 минут до сна плотненько покормите малыша.

Из-за чего младенцы вздрагивают во сне?

До 10-12 месяца вздрагивание малышей во сне является совершенно нормальным явлением. Это может происходить по следующим причинам:

  • слишком сильное перевозбуждение, полученное в течение дня крохой;
  • резкая смена фаз сна;
  • неконтролируемые и неосознанные движения ручек и ножек малыша.

В основном такие вздрагивания происходят у деток только в первые несколько месяцев их жизни. Со временем они обязательно пропадут. Что делать для того, чтобы малыш меньше вздрагивал во сне:

  1. Пеленайте (рекомендуем прочитать: как правильно пеленать новорожденного?) грудничка перед сном, тогда у него не будет возможности случайно двинуть ножкой или ручкой. Также это уменьшит вероятность ему неосознанно ударить или оцарапать себя. Даже если вы являетесь ярой противницей пеленания вообще, то можно просто отказаться от пеленания малыша днем. Ночью же это делать необходимо. В некоторых случаях даже имеется надобность в пеленании крохи вплоть до полутора лет. Только здесь его надо пеленать не полностью, а только ручки.
  2. Придерживайтесь определенного распорядка дня и никогда не отступайте от него. В первые годы жизни это очень важно. Так вы избавите и себя от множества проблем, и ребенка от дискомфорта.
  3. Полежите какое-то время рядом с новорожденным после того, как он уснул. Если он вдруг начнет вздрагивать и просыпаться, то спойте спокойную песенку/колыбельную, погладьте его по головке, ножке или спинке, помогите расслабиться и успокоиться.
  4. Не перегружайте нервную систему малыша. Не стоит приглашать к себе большое количество гостей, ездить в слишком длительные путешествия. Также не следует долго играть с крохой в активные игры. Это может напугать и перевозбудить его.

При соблюдении этих простых правил возможно избежать вздрагивания и постоянного просыпания младенца. Следите за физическим и эмоциональным комфортом.

Нужна ли малышу подушка для сна?

Многие родители перед рождением малыша задаются вопросом: а надо ли крохе покупать подушку? Ответ на этот вопрос – нет! У детей с момента рождения и до достижения ими 2 лет пропорции тела очень отличаются от взрослого человека. Так, голова у новорожденных большая, шея достаточно короткая, а плечи узкие. Главное предназначение подушки – восполнить промежуток между головой человека и поверхностью кровати. Это нужно для того, чтобы не произошло искривления шеи.

У младенца же головка лежит на поверхности кроватки и шейка при этом остается все равно ровной. Это как раз связано с тем, что голова у малыша крупная, а плечи, в свою очередь, короткие.

В какой позе следует спать младенцу?

Ни в коем случае нельзя во время сна выкладывать младенцев до года на живот! Таким является общее мнение врачей во всем мире. Это положение малыша во сне может привести к трагическим последствиям, а именно – к его внезапной смерти. В какой-то момент у малыша может просто остановиться дыхание. Из-за чего это происходит, не выяснено до сих пор, поэтому все врачи советуют класть новорожденных и грудных детей на спинку, не забывая при этом повернуть головку ребенку набок. Это необходимо делать, чтобы он при срыгивании не захлебнулся. Также можно класть малыша на бочок. После того, как крохе исполнится годик (а лучше 2 года), он может сам решать, как ему ложиться. Синдром внезапной детской смерти с этой поры практически пропадает.

В возрасте до года ребенок должен спать исключительно на спинке

Что думает о хорошем сне малыша Е. О. Комаровский?

Педиатр и автор многих знаменитых книг, посвященных здоровью детей, Е. О. Комаровский, считает: здоровый сон будет у всей семьи только в том случае, если здоровый сон будет у крохи. Только родители могут помочь малышу крепко и хорошо спать. Для этого надо лишь правильно организовывать кормление, как можно больше бывать с младенцем на свежем воздухе, следить за влажностью воздуха в доме, а также своевременно проводить в помещении уборку.

Чтобы привести в норму сон малыша, Комаровский рекомендует следовать нескольким правилам:

  1. сохраняйте в кругу семьи доброжелательную и спокойную атмосферу, проявляйте по отношению к ребенку внимание и заботу;
  2. сразу же определитесь где будет спать младенец: с вами в постели, в своей кроватке в вашей комнате или в своей кроватке в детской комнате;
  3. выберите удобный для вас распорядок дня и придерживайтесь его постоянно;
  4. выбирая матрас малышу, обратите внимание на то, чтобы он был плотным и ровным, а постельное белье должно быть только из натуральных тканей;
  5. следите за температурой воздуха в комнате крохи (она должна быть 18-20 градусов) и влажностью (в пределах 50-70 ºС);
  6. используйте качественные подгузники и никогда не экономьте на детском здоровье;
  7. не забывайте, что наибольшую активность ребенок должен проявлять днем, вечером стоит сменить шумные игры на спокойные, можно почитать книжку или спеть песенку;
  8. если младенец любит много спать, то уменьшите его дневной сон;
  9. перед вечерним купанием сделайте малышу массаж или займитесь с ним гимнастикой, а после этого искупайте его в чуть теплой воде в большой ванне, затем оденьте ребенка потеплее, покормите и уложите его спать;
  10. для того чтобы малыш перед сном как можно больше поел, надо постараться слегка недокормить его в предыдущее кормление.
Читайте также:
Сколько хранится грудное молоко: условия хранения при комнатной температуре и в холодильнике

Вывод прост: сон ребенка, особенно на первых порах его жизни, требует пристального внимания со стороны родителей. Если соблюдать все правила и режимы, то спать спокойно и безопасно будет не только кроха, но и мама с папой.

Нарушение сна у детей

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: “Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?”. Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: “Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?” Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз – медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей – он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе – это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца – 18 часов
3-4 месяца – 17-18 часов
5-6 месяцев – 16 часов
7-9 месяцев – 15 часов
10-12 месяца – 13 часов
1-2 года – 13 часов
2-3 года – 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой – это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой – значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди – все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность – залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже “большой” он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Читайте также:
До скольки кормить ребёнка грудным молоком: советы известного детского доктора

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок “перерос” это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки – это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть “Спокойной ночи малыши”, чистить зубы – этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать “доброго сна”. Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное – монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном – и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы – это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения – необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна – только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни – это рахит – нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше – с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

Дети и сон: если ребенок плохо спит

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит

Читайте также:
Народные средства от соплей у детей: самые проверенные способы скорейшего избавления

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Нарушения сна являются ранним симптомом для многих соматических и психических заболеваний у детей и взрослых. Исследования показывают, что каждый второй ребенок испытывает проблемы со сном, и около 4% детей имеют формальный диагноз расстройства сна.

Если ребенок плохо спит

Когда ребенок плохо спит – это становится проблемой не только для него самого, но и для родителей и, чаще всего, для всей семьи. Расстройства сна широко распространены в детском и подростковом возрасте и связаны с нейрокогнитивными и психосоциальными нарушениями. Проблемы со сном у младенцев, детей и подростков проявляются в самых разных аспектах, часто приводя к значительным нарушениям в повседневной деятельности – от эмоциональных и поведенческих нарушений, до снижения познавательных функций, которые могут сказаться на общем развитии.

В то время как трудности с укладыванием спать и частые ночные пробуждения, как правило, преобладают в младенчестве и раннем детстве, трудности со сном из-за недостаточного соблюдения гигиены сна или нарушений циркадного ритма, как правило, более выражены в подростковом возрасте. Если ребенок или подросток плохо спит, это может еще больше осложнить любое сопутствующее заболевание, такое как ожирение и астма, а также психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность и злоупотребление психоактивными веществами.

Хроническое нарушение сна у детей и подростков может привести к проблемам с когнитивными функциями, такими как внимание, обучение и память. Было показано, что поведенческие вмешательства при проблемах со сном у детей (например, обучение родителей, положительный распорядок отхода ко сну), особенно у маленьких детей, приводят к клинически значимым улучшениям. Это особенно важно, учитывая нежелательность использования медикаментозной терапии в неосложненных случаях нарушений сна у детей.

Какие заболевания могут вызывать нарушения сна у детей?

Плохое качество и / или количество сна у детей может быть связано с множеством проблем, включая учебные, поведенческие, связанные с развитием организма и психики, социальные трудности, отклонения в массе тела и другие проблемы со здоровьем. Большое количество заболеваний также может способствовать нарушению сна у детей, в том числе:

  • Расстройства эмоций и поведения
  • Храп
  • Синдром сопротивления верхних дыхательных путей
  • Обструктивное апноэ сна
  • Центральное апноэ сна
  • Синдром беспокойных ног
  • Собственно бессонница
  • Поведение во сне / парасомнии в ночное время

Специфические нарушения сна у детей и подростков

Расстройства сна, связные с дыханием

Связанные с дыханием нарушения сна включают в себя привычный храп, обструктивное апноэ во сне, синдром сопротивления верхних дыхательных путей и синдром обструктивной гиповентиляции. У детей и подростков беспокойство по поводу симптомов (например, храпа), указывающих на лежащий в основе расстройство дыхания, таких как обструктивное апноэ во сне, требует изучения таких связанных симптомов, как паузы в дыхании, хронические утренние головные боли, сухость во рту, ночной энурез, утренняя жажда, чувство вялости и усталости после пробуждения, хронические ушные инфекции в анамнезе, недавнюю прибавку в весе, наличие переразгибания шеи во время сна и хроническое дыхание ртом.

Основной причиной расстройств сна у детей, связанных с дыханием является аденотонзиллярная гипертрофия. Если признаки увеличения миндалин отсутствуют, другими характерными причинами могут являться макроглоссия (увеличение языка), ретрогнатия (смещение челюсти назад), высокое арочное небо и отклонение носовой перегородки. Также свою роль могут играть полипы носа или задняя обструкция носоглотки. Также важно отметить, что у детей с такими расстройствами, как синдром Дауна или синдром Прадера-Вилли, наблюдаются черепно-лицевые аномалии, включая гипоплазию средней части лица или микрогнатию, которые предрасполагают к нарушениям дыхания, приводящим к расстройствам сна. Другими факторами риска является ожирение, наличие хронических проблем с носовыми пазухами, аллергии.

Нарушения сна, связанные с двигательными расстройствами.

Связанные со сном двигательные расстройства в детстве включают миоклонус сна в младенчестве, нарушение ритмических движений, расстройство периодических движений конечностей и синдром беспокойных ног. Миоклонус сна в младенчестве обычно связан с кластерами миоклонических толчков, которые затрагивают все тело, туловище или конечности. Обычно они считаются доброкачественными явлениями и постепенно исчезают после достижения возраста шести месяцев, не требуя дальнейшего лечения.

При расстройстве ритмических движений ребенок демонстрирует повторяющееся и стереотипное двигательное поведение с участием больших групп мышц и преимущественно во сне. Это расстройство может также приводить к нарушениям движения в дневное время и телесными травмами. Диагноз может быть окончательно поставлен после проведения видеополисомнографии. Лечение включает в обеспечение безопасных условий сна для ребенка и заверение родителей в том, расстройство пройдет самостоятельно к пятилетнему возрасту.

Периодические движения конечностей во сне — это короткие подергивания (движения) нижних или верхних конечностей во время сна, которые могут длиться до пяти секунд периодично с интервалом в 20-40 секунд.

Синдром беспокойных ног проявляется в виде побуждений к движению ногами, которое начинается или усиливается в положении сидя или лежа, но полностью проходит при движении. Позыв к движению усиливается вечером или ночью, чем днем, или возникает только вечером или ночью. Как правило, у детей младше 2 лет проявляются сенестопатии, такие как «ползание пауков» или «щекотание в ногах».

Собственно детская бессонница

Бессонница у детей определяется как повторяющиеся трудности с началом, продолжительностью, поддержанием или качеством сна, которые возникают, несмотря на соответствующее возрасту время и возможность спать, что приводит к функциональным нарушениям в дневное время для ребенка и / или семьи. Поведенческая бессонница в детстве чаще всего проявляется в отказе от сна, или в сопротивлении ребенка перед сном, задержке начала сна и / или продолжительном ночном бодрствовании, требующем вмешательства родителей. При нарушении начала сна дети испытывают трудности с засыпанием самостоятельно и связывают засыпание с определенными обстоятельствами, такими как определенное место (диван или кровать родителей), присутствие человека (мамы ил бабушки) или определенные действия (кормление из бутылочки, качание, просмотр телевизора). Таким образом, эти обстоятельства необходимы, чтобы ребенок уснул или продолжил спать после пробуждения среди ночи.

Читайте также:
Кормление грудью и алкоголь: влияние спиртного на малыша, качество молока и лактацию

В другом варианте бессонницы ребенок откладывает время отхода ко сну с помощью нескольких запросов или отказов, в то время как родитель испытывает трудности с установкой ограничений ребенку, что позволяет отложить время отхода ко сну. Иногда оба типа бессонницы могут встречаться одновременно.

Нарушения сна у детей, связанные с психическими расстройствами

Проблемы со сном могут быть вызваны детскими психическими расстройствами. Например, повышенное возбуждение при синдроме дефицита внимания и гиперподвижности (СДВГ) связано с задержкой начала сна и сокращением продолжительности сна у детей и подростков. Кроме того, бессоннице у детей с СДВГ способствует дефицит сенсорной интеграции, нарушение циркадных ритмов, обратный эффект психостимуляторов и коморбидные тревожные расстройства.

Субъективные жалобы на сон часто встречаются у детей с большим депрессивным расстройством, а также с тревожными расстройствами. Существует двунаправленная связь между нарушениями сна у детей и аффективными состояниями. Другими словами, нестабильное эмоциональное состояние ребенка может привести к стойким проблемам со сном, а хроническое недосыпание может привести к нарушению поведения и настроения.

Нарушения сна у детей с посттравматическим стрессовым расстройством могут включать в себя различные парасомнии, включая ночные кошмары, энурез во сне и тяжелую бессонницу. У детей встречается два типа посттравматического стрессового расстройства с явным нарушением сна: травма, когда дети переживают конкретное острое травматическое событие, приводящее к гипервозбуждению и связанной с ней бессоннице, и травма, при которой дети переживают хронические травматические стрессоры. Кошмары, как специфическое нарушение сна, исключительно часто встречаются у детей и подростков, страдающих от травмирующих событий, таких как сексуальное насилие или физическое насилие, и обычно не поддаются лечению. Тематическое содержание кошмаров при посттравматическом стрессовом расстройстве связано с ранее пережитыми травмами.

Парасомнии

Парасомния определяется как нежелательные физические события или переживания, которые происходят во время засыпания, во сне или во время пробуждений от сна. Они классифицируются как парасомнии стадии быстрого движения глаз (REM) или парасомнии без фазы быстрого сна. Парасомнии без фазы быстрого сна (также называемые расстройствами возбуждения) связаны с простым или сложным поведением как следствие возбуждения в первой половине ночи. Они связаны со спутанностью сознания и амнезией кошмаров или событий в ночи. Возбуждение, ночные кошмары и хождение во сне (сомнамбулизм) считаются частью парасомнии, не связанной с фазой быстрого сна. Спутанное возбуждение, как правило, происходит сразу после засыпания или ранним утром и связано с кратковременным замешательством в мыслительном процессе после пробуждения. Похоже, что в раннем детстве наблюдается повышенная распространенность этих нарушений, которая обычно проходит к 5 годам.

Ночные кошмары связаны с безутешным плачем (утешение обычно только задерживает восстановление после происшествия) и повышенной активностью вегетативной системы. Похоже, что в детстве ночные ужасы протекают благополучно. Однако более тяжелые формы заболевания могут потребовать поведенческих вмешательств, таких как запланированные пробуждения и лечение бензодиазепинами (например, клоназепамом).

Ходьба во сне обычно связана с хроническим недосыпанием. Поэтому важно поддерживать адекватную гигиену сна для предотвращения таких эпизодов. Также важно отметить, что определенные состояния (например, синдром Туретта и мигрень), тоже связаны с повышенной распространенностью сомнамбулизма.

Беспокойный сон малыша до 3 лет. Как справиться?

Хороший сон малыша без пробуждений свидетельствует о его нормальном развитии и здоровье. Но нарушения сна ─ распространенная проблема, с которой сталкиваются молодые родители.

На моих приемах родители часто делятся опасениями, что малыш болен и не может рассказать о своем состоянии. Так почему у ребенка беспокойный сон и стоит ли паниковать?

Почему сон малыша может быть беспокойным?

Далеко не всегда беспокойный сон у ребенка указывает на болезни, патологические процессы и прочие проблемы. Разобраться в этих особенностях может только врач.

Но можно выделить несколько основных причин плохого и беспокойного сна у детей:

  • Физиологические особенности сна малышей до 3 лет.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Болезни внутренних органов.
  • Неврологические проблемы.

Каждый из этих пунктов заслуживает отдельного внимания.

Особенности сна малышей до 3 лет

Сон малыша особенный: он поверхностный, чуткий, чем можно объяснить частые пробуждения. Однако такие особенности ─ вариант нормы.

Фазы быстрого и медленного сна постоянно меняются. И в этом одно из различий детского и взрослого сна. У взрослых, преобладает медленная фаза ─ 75%, а у детей ─ быстрая.

Если наблюдать за ребенком, то в эту фазу можно заметить, как быстро движутся глаза при закрытых веках. Как раз в этот момент ребенок видит сны.

Интересно, что в этот момент тонус мышц снижается. По сути, любой человек не может двигаться во сне, так как это задумано природой, иначе каждый бы совершал движения, происходящие во сне.

Например, когда происходит засыпание, нам снится, что мы падаем и это может стать причиной пробуждения. Это защитная реакция организма. Из-за потери контроля над работой мышц, нервная система запускает соответствующие сигналы, что и приводит к пробуждению и восстановлению контроля.

Как нормализовать сон малыша?

Чтобы ребенок нормально спал не нужно ограничивать его от окружающего шума. Если в окружении постоянно присутствуют негромкие звуки: работающая техника, разговоры родителей и др., то формируется привыкание и даже во сне они не беспокоят. И эти звуки не будут провоцировать пробуждение.

Перед сном нужно проветрить комнату, где будет спать ребенок. Свежий воздух, оптимальная температура в комнате способствуют нормальному сну.

По возможности, летом можно спать на свежем воздухе. Такие мероприятия помогут нормализовать иммунитет и повысить сопротивляемость к ОРВИ и другим инфекциям.

Сколько нужно спать ребенку в норме?

Чем младше ребенок, тем сон должен быть продолжительнее. Однако потребность во сне индивидуальна. Это зависит от психического состояния и ряда других причин.

Установлены нормы сна для малышей различного возраста, например, детям в 1-2 месяца требуется 18 часов сна, но постепенно его продолжительность сокращается. К 2-3 годам малыш должен спать около 12 часов в сутки. Причем в эту цифру входят ночной и дневной сон.

Читайте также:
Можно ли новорождённому спать на боку: определение правильного положения для сна

По мере взросления ребенка, нужно увеличивать продолжительность бодрствования, что можно объяснить повышением работоспособности центральной нервной системы.

В силу индивидуальных особенностей, некоторым детям требуется чуть меньше времени для сна. Но важно, чтобы при этом малыш чувствовал себя отлично.

При выборе продолжительности дня и коррекции режима дня, родители должны ориентироваться на некоторые объективные признаки: трудно ли ребенок засыпает, рано ли просыпается, активен ли в течение всего периода бодрствования и как себя чувствует.

Совместный сон с ребенком

Несколько десятков лет назад считалось, что у ребенка должна быть своя кровать, а лучше комната. Сразу после родов малыши находились отдельно от матери и объясняли это так: необходимостью быстро выйти на работу матери, приучению к самостоятельности и другими причинами.

Но детям в таком возрасте важно ощущать присутствие матери, которая дарит безопасность и способствует нормализации сна.

Совместный сон ребенка и матери – нормальная физиологическая потребность. Ведь дети в этом возрасте – беспомощные существа, их жизнь зависит от родителей. Присутствие матери 24/7 – это безопасность, если ее нет рядом, то появляется ощущение дискомфорта. Запах матери, тепло тела, тактильный контакт и доступ к груди – это дарит психологических комфорт и нормальные условия для развития малыша. И это отражается на качестве сна.

Родители не должны опасаться совместного сна с малышом до 1-1,5 лет. Причем это пойдет на пользу всем. Некоторые исследования показывают, что дети, которые спали с родителями до этого возраста, вырастают уравновешенными и добиваются больших успехов.

Настанет период взросления, и у малышей появится желание самостоятельно перебраться в постель, ограничить собственное “я” от материнского.

Индивидуальные особенности ребенка

Если все же нарушения сна не связаны с физиологическими особенностями, условиями окружающей среды или другими причинами, то нужно исключать другие причины, которые могут быть связаны с эмоциональными перегрузками, соматическими или неврологическими проблемами.

Эмоции и потрясения

Эмоциональные перегрузки – это одна из самых распространенных причин нарушений сна.

Если кроха перевозбужден, то засыпание нарушается, превращается в длительную пытку, которая может продолжаться часами. Объяснить это можно тем, что в силу возраста у ребенка нарушены процессы возбуждения и торможения.

Избежать этого поможет контроль деятельности ребенка перед сном. Не рекомендованы подвижные игры, даже просмотр телевизора.

Нельзя исключать и переутомление дней, нарушение режима дня. Это также может повлиять на процесс засыпания и сон.

Когда родители замечают, что ребенок плохо засыпает, то нужно проанализировать действия, которые предшествовали сну и главное – исключить факторы, способные перевозбудить нервную систему малыша.

В этом вопросе имеет большое значение эмоциональное состояние матери. И если мать нервничает, переживает и находиться в нестабильном эмоциональном состоянии, то это отражается на состоянии ребенка.

Процедура укладывания

Чтобы нормализовать сон ребенка и его засыпание, нужно придерживаться определенных правил укладывания.

В этом вопросе важен ритуал: перечень определенных действий.

Например, ванна, массаж и сказка на ночь. Постоянное повторение тех или иных действие поможет нормализовать сон.

Таких правил нужно придерживаться особенно с детьми до года. Сказки и песни малыш еще не понимает, но отлично воспринимает интонации.

Специалисты не советуют укачивать малыша на руках, сон в таком случае неглубокий, кроме того, малыш привыкает к таким действиям, и родители становятся заложниками этой процедуры.

Если малыш хорошо засыпает у груди, то можно кормить его в постели лежа. Но сразу перекладывать малыша в собственную кроватку не стоит, нужно дать ему крепче заснуть.

Соматические болезни

Под этим термином понимают болезни внутренних органов и которые не связаны с расстройствами нервной системы. И для определения причины нужно проконсультироваться с педиатром.

При какой-либо болезни сон ребенка не может быть полноценным и хорошим.

Родители знают о «тревожных периодах» во время колик, прорезывания зубов и других болезнях. Но к счастью, такие расстройства носят временный характер.

Если нарушения сна стойкие и появляются другие симптомы, то нужно пройти обследование и выявить причину, ведь в некоторых случаях они могут указывать на определенные болезни.

Неврологические проблемы

Выраженные расстройства сна, связанные с дисфункциями нервной системы довольно серьезны. И при появлении таких симптомов необходима консультация грамотного невролога:

  • Энурез.
  • Сомнамбулизм, сноговорение.
  • Кошмары.
  • Синдром беспокойных ног.

К счастью, чаще нарушения сна у детей не являются симптомами серьезных проблем и заболеваний. Поэтому не требуют серьезного вмешательства и коррекции.

Обычно дети «перерастают» эти проблемы или устраняется провоцирующий фактор – мама перестает нервничать, а режим сна у малыша быстро корректируется. Но если улучшений не происходит, то необходима консультация врача.

  1. Carter KA, Hathaway NE, Lettieri CF. // Common sleep disorders in children. Am Fam Physician. // Mar, 2014. 89(5)
  2. Blackmer AB, Feinstein JA. // Management of Sleep Disorders in Children With Neurodevelopmental Disorders: A Review. // Pharmacotherapy. //Jan, 2016. 36(1)
  3. Carter JC, Wrede JE. // Overview of Sleep and Sleep Disorders in Infancy and Childhood. // Pediatr Ann. // Apr, 2017. 46(4)

Ребёнок беспокойно спит и много ворочается: выяснение причин и устранение тревожного поведения

По исследованиям медиков около 35% детей и подростков во всем мире страдают расстройствами сна.

Нарушение (расстройство) сна проявляется следующим образом:

  • трудности с засыпанием (при нормальном сне ребенок засыпает уже через 15 минут после того, как лег в кровать);
  • частые пробуждения, чуткость сна;
  • кошмарные сны;
  • тяжелый утренний подъем;
  • отсутствие аппетита, отказ от завтрака или наоборот – переедание;
  • плохая успеваемость, нежелание учиться;
  • проблемы с памятью, нарушение координации.

У ребенка также происходят перемены в характере, наблюдается агрессивное поведение, раздражительность и вспыльчивость.

Бессонница, расстройство сна сказывается не только на самочувствии ребенка, но и провоцирует развитие множества заболеваний: снижение зрения, ожирение, депрессия, повышенная тревожность, сахарный диабет; нарушение когнитивной функции мозга. Также недостаток сна сказывается на внешнем виде девочки или мальчика. У них начинают выпадать волосы, портятся зубы и кожа. При таком состоянии раны и царапины заживают дольше обычного.

Читайте также:
Чем вылечить физиологический насморк у грудного ребенка в 3 месяца

К расстройству сна могут приводить несколько причин:

  • Физиологические перемены или гормональные изменения в организме.
  • Нарушение биологических часов, неправильный режим дня.
  • Нагрузки.

Причиной могут стать как умственные, так и эмоциональные нагрузки. В школе требуется максимальная сосредоточенность и обработка больших объемов информации. К этому добавляется эмоциональное напряжение, волнения по незначительным причинам, стрессы, резкие перепады настроения из-за гормональных изменений.

  • Долгое времяпрепровождение за компьютером. Интернет, компьютерные игры, онлайн – общение отрицательно сказываются на детской психике.
  • Небольшие физические нагрузки.

В детском и подростковом возрасте активное движение и занятия спортом очень важны, для правильного развития организма и полноценного сна.

Неправильное питание и вредные привычки.

Недостаток витаминов и переизбыток сахара также приводит к гиперактивности даже в ночное время.

Неправильный матрас, подушка, расположение кровати.

От постельных принадлежностей зависит 40% успеха сна. Яркий свет, некомфортная обстановка, в которой тяжело расслабиться.

Что делать родителям, если у их сына или дочери наблюдаются признаки бессонницы?

  1. Научиться разговаривать с ребенком. Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, поэтому каждый родитель должен интересоваться переживаниями, мыслями своих детей. Ровное настроение – важное условие хорошего сна. Не допускайте ссор и выяснения отношений вечером, следите за тем, чтобы ребенок не был расстроен перед тем, как ложится спать.
  2. Скорректируйте рацион питания перед сном: обильную, острую и жирную еду необходимо заменить на овощные и молочные блюда, отказ от запоздалого ужина — кушать следует за 2 часа до сна.
  3. Поддержание режима дня — поднятие и отход ко сну рекомендуется выполнять в одно и то же время. При этом не нужно спать днем более 2 часов, так как ночью будет труднее уснуть.
  4. Ограничьте время на компьютерные игры и интернет, особенно перед сном.
  5. Отрегулировать физическую активность. Если ребёнок не увлекается спортом, ему можно предложить желательно записаться на йогу, цигун и другие занятия.
  6. Создайте ребенку комфортные условия: тихая спальня,оптимальная температура комнаты, удобная кровать, ночник. Позаботьтесь о том, чтобы цвета в спальной комнате не возбуждали, а умиротворяли психику. К раздражающим факторам относится теплая гамма оттенков – красный, оранжевый, желтый. Успокаивают холодные цвета – синий, зеленый, белый.
  7. Выработайте вместе с ребенком ритуалы отхода ко сну: укладываться в одно и то же время, принять теплый душ или ванну, выпить стакан теплого молока или травяного напитка (не черного чая) на ночь, расчесать волосы мягкой щеткой, прослушать спокойную мелодию.

Вернуть ребенку качественный сон необходимо как можно скорее. Любые расстройства сна в годы интенсивного роста и развития способна нанести значительный урон здоровью и стать проблемой на многие годы.

Поэтому необходимо обратиться за помощью к школьному психологу.

Что должен уметь ребёнок в 1 год: полная проверка способностей малыша, на соответствие возрасту

Первый год жизни малыша очень ответственный и радостный для родителей. За этот год ребенок из беспомощного маленького комочка превращается в самостоятельного человека, способного не только говорить и стоять на ногах, но и обладающего своими предпочтениями, характером и вкусом.

Каждый новый навык малыша приносит родителям гордость и огромную радость за свое сокровище. Темпы развития малышей первого года жизни зависят от множества факторов, поэтому ожидать строгого соответствия в развитии ребенка определенным стандартам было бы ошибкой со стороны родителей. Однако существуют ориентировочные нормы, по которым можно судить о развитии ребенка, которому исполнился 1 год.

Вот какие эти нормы, которые должен уметь выполнять годовалый ребенок:
1. В конце первого года жизни малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, в основном девочки, в это время уже начинают ходить без поддержки, а другие – делают только первые шаги. Большинство детей в этом возрасте, освоив ходьбу, предпочитают ползать, а не ходить. Ведь “ходьба на четырех” гораздо комфортнее и надежнее, чем качаться на двух ногах.

Не следует торопить малыша, пусть он наберется уверенности. Родителям детей, которые в возрасте 1 год только ползают, не нужно старательно заставлять малыша вставать на ноги, а надо хвалить его и поддерживать за освоение новых навыков в передвижении. Набрав уверенности, под одобряющие улыбки родителей, малыш очень скоро сам встанет на ножки и начнет ходить.

2. В возрасте 1 год малыш старается подражать услышанным звукам, словарный запас у него достигает обычно 10 слов. Чаще всего это слова: “Ма-ма”, “Па-па”, “Ба-ба”, “Ням-ням” и другие. Он уже понимает требование родителей, знает всех членов семьи по имени, хоть и не называет их. Пассивный словарный запас у малыша огромен, он узнает членов семьи на фотографиях, на картинке животных, показывает свой нос, ротик, глазки и другие части тела по просьбе родителей.

Малыш уже улавливает интонацию взрослых и обижается, если его ругают. Он умеет обобщать предметы, людей и животных. Например, если он называет “пи-пи” свою машинку, то при поездке на машине он также повторяет “пи-пи”. Годовалый малыш хорошо воспринимает простые мелодии и чувствует их ритм.

В этом возрасте дети очень послушные, они с удовольствием выполняют такие просьбы родителей, как “подай”, “подними”, ” убери”, “поцелуй”, “обними” и так далее. Он хорошо понимает значение слова “нельзя”. Малыш способен различать основные цвета: красный, синий, зеленый, черный и белый. Он при просьбе: “Подай, пожалуйста, мне синий кубик” находит его среди игрушек и протягивает взрослому.

3. Годовалый ребенок активно передвигается по комнате и играет с другими людьми. Он внимательно изучает свои игрушки и окружающие предметы, гремит и стучит ими, бросает и ползает за ними. Ему очень нравится складывать предметы в коробочки и доставать их оттуда, открывать шкафчики и закрывать их дверца. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторять их движения.

Читайте также:
Если сопли в носоглотке у ребёнка, чем лечить: как быстро и эффективно помочь малышу от недуга

Если ему покупают новую игрушку, он протягивает его взрослым, чтобы они показали, как им надо играть. Малыш годовалого возраста любит катать игрушки на колесиках, собирать кубики и играть в прятки. Он уже умеет искать спрятанные игрушки, а также всегда держит родителей в поле своего зрения. Если видит, что они ушли в другую комнату, быстро ползает или идет за ними.

Опорожнять содержимое ящиков для белья и кухонного шкафа, передвигать предметы интерьера, опрокидывать стулья, тянуть за собой все, что ему под силу, раскрашивать стены и книги, пробовать на вкус предметы, попадающие ему на пути – вот любимые занятия малышей этого возраста. Он радуется тому, что ему удается выполнять те же движения, что и взрослым. Ругать его за это и тем более наказывать нельзя, ведь он их делает не из-за вредности. Просто за малышом, которому исполнился один год, надо все время следить и с терпением учить их понимать, что такое “плохо” и что такое “хорошо”.

4. Ребенок в возрасте 1 год приобретает простые навыки самообслуживания. Он уже умеет пить из чашки, пытается кушать ложкой, сам протягивает руку за хлебом, берет кусочки еды и преподносит их ко рту. У него уже имеется 12 зубов: восемь из которых резцы, а четыре – жевательные. Рацион питания малышей в этот период должен быть разнообразным, богатым витаминами, кальцием и фосфором.

5. Годовалый ребенок должен уже проситься на горшок. Если ваш малыш этого еще не делает, то виноваты в этом сами родители. Лучше всего начинать приучать малыша к горшку с шестимесячного возраста, а если вы это время упустили, то начинайте это делать сейчас. Малыш, которому исполнился 1 год, уже хорошо понимает, что требуют от него родители и быстро привыкает к горшку. Но поступать опрометчиво и заставлять малыша часами сидеть на горшке не следует, процесс приучения должен быть постепенным, но регулярным.

Все дети развиваются по-разному, своим индивидуальным путем. Поэтому эти нормы развития ребенка и являются ориентировочными. Если ваш ребенок еще не соответствует какой-то норме из вышеописанных, то это не значит, что он отстает в развитии. Наверняка, он умеет что-то другое, чего не умеют другие. Главное в развитии ребенка первого года жизни – это его здоровье и желание познавать окружающий мир. Задача родителей – поддерживать его и помочь малышу в этот не простой для него период жизни.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Развитие детей от 1 до 2 лет

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

  • Что умеет делать годовалый малыш
  • Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
  • Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
  • Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
  • Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Читайте также:
Сколько должен спать ребёнок в 11 месяцев: нормы отдыха малыша и меры по нормализации сна
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Читайте также:
До скольки кормить ребёнка грудным молоком: советы известного детского доктора
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
  2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  5. Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: