Рюкзак, портфель или ранец – что выбрать для первоклассника?

За знаниями без «тяжелого бремени» на плечах: как выбрать школьный рюкзак

Обозреватель портала 1prof.by побывала в магазинах – реальных и виртуальных, чтобы узнать среднюю стоимость школьного портфеля. Данной темой в последний летний месяц озадачены многие юные и взрослые жители Беларуси.

Очень скоро прозвенят первые в новом учебном году школьные звонки. Учебные заведения сейчас довольно активно готовятся к предстоящей встрече с ребятами. А вот у родителей и учеников еще есть время отдохнуть и насладиться последними летними неделями. В то же время пора задуматься о покупках к грядущему школьному сезону. Приобрести, к слову, придется немало: одежду, канцелярские товары и, конечно, важнейший школьный атрибут – рюкзак. Именно в этой «сокровищнице» окажутся самые важные принадлежности мальчиков и девочек: от личных и ученических дневников до любимых маминых бутербродов. Критериев при отборе множество. Во-первых, рюкзак должен нравиться хозяину и не портить ему осанку (на школьный возраст приходится период интенсивного роста и формирования скелета детей). Кроме того, он не должен рваться на беду родителям и обязан бережно хранить оценки, домашние задания, ключи от квартиры и другие не менее важные вещи. Опытные родители знают, что это как раз тот случай, когда экономить не стоит.

Ранец, рюкзак, портфель. Что выбрать?

Сначала предлагаем определиться с разницей в таких понятиях, как рюкзак, портфель и ранец. Начнем с рюкзака. Его особенность в том, что он имеет лямки для ношения на спине, которые обычно регулируются по длине, и изготовлен из мягких материалов (ткань, джинс, натуральная или искусственная кожа). Закрывается рюкзак на молнию и имеет небольшую ручку.

У портфеля школьного, в отличие от рюкзака, нет лямок для ношения на спине. Он представляет собой сумку прямоугольной формы с длинным ремешком, который надевается на плечо и небольшой ручкой, чтобы носить в руке. Детям покупать портфель медики не рекомендуют, так как при его ношении ребенок наклоняется на одну сторону, что может привести к искривлению позвоночника.

Не все знают, но для учеников младших классов специалисты рекомендуют покупать ранец. Визуально он очень напоминает рюкзак: у ранца также есть ручка, чтобы носить в руке, и лямки, чтобы надевать на спину.

Главное достоинство ранцев – жесткий каркас. Данные изделия изготавливаются из плотных, водоотталкивающих материалов, поэтому нагрузка на спину распределяется равномерно.

Важные параметры: вес, размер, материал, фиксаторы

Купить школьный ранец – дело непростое. Особенно важно сделать грамотный выбор для ребят начальных классов, так как в этом возрасте формируется позвоночный столб, и осанка очень уязвима к неправильно распределенной нагрузке. Виды школьных рюкзаков, представленные на торговых стеллажах и страничках интернет-магазинов, поразят разнообразием и запутают любого взрослого. Впрочем, есть несколько пунктов, на которые следует опираться, когда выбираешь рюкзак.

Прежде всего, внимание стоит обратить на вес изделия. По общим правилам, которые разработали врачи, максимальный вес рюкзака со всем содержимым должен составлять не более 10% от массы ребенка. Получается, что пустой школьный рюкзак для первоклассника должен весить до 800 граммов. Этот же показатель применим примерно до 4 класса. Пустой ранец для школы детей с 5 по 11 класс может иметь массу до 1 кг. Максимальный вес рюкзака с нагрузкой для учеников 1-2 класса – в пределах 1,5-2 кг, 3-4 класса – 2-3 кг, 5-6 класса – 2,5-3,5 кг, 7-11 класса – не более 4 кг.

Если говорить о размере, здесь также есть определенные правила: плечи ребенка не должны быть уже длины ранца.

Оптимальная высота школьного рюкзака для мальчиков и девочек в начальных классах колеблется в пределах 30-36 см, идеальная ширина школьного рюкзака для детей с 1 по 4-й класс – около 10 см.

В более юном возрасте важно отдавать предпочтение школьным ранцам с формоустойчивой или ортопедической спинкой: при плотном прилегании к спине нагрузка на позвоночник ученика распределяется более равномерно. Лямки у изделия должны быть мягкими и не натирать, но при этом достаточно плотными, чтобы не перекручиваться. Для юных дарований не лишними будут специальные фиксаторы, которыми оснащены некоторые ранцы – они позволяют закрепить лямки на груди.

Кроме того, при выборе данного аксессуара следует обращать внимание на наличие светоотражающих элементов, нескольких отделений и внешних карманов.

Перед покупкой необходимо осмотреть внутреннее пространство рюкзака, швы и молнии, места крепления лямок. Опытные родители советуют сравнить несколько изделий, а не хватать первый попавшийся. Помимо рюкзака, в комплекте иногда идут и другие приспособления: пенал, сумка для спортивной формы и т.д. Если говорить о цветовой гамме, то сейчас доступны рюкзаки для мальчиков и девочек любых расцветок, с рисунками и без. Например, маленькие модницы чаще всего выбирают рюкзаки с принтами животных и принцесс. У мальчиков популярностью пользуются рюкзаки с изображением супергероев и автомобилей.

Цена вопроса

По мнению специалистов торговли и образования, расходы на школьников в среднем составят от 270 до 980 рублей. За товары для учеников младших классов придется заплатить от 266 до 804 рублей, на старшеклассников затраты чуть выше – от 349 до 978 рублей. В корзину входит одежда, обувь и рюкзак с канцтоварами. Есть родители, которые придерживаются правила «не откладывай на конец августа то, что можешь купить вначале». А то и в течение всего года. Вместе с тем сделать однозначно правильный выбор в плане экономии довольно сложно: с одной стороны, цены растут в геометрической прогрессии, а с другой – в разгар сезона многие торговые объекты предлагают неплохие скидки.

Читайте также:
«Мир будущего»: технологические развлечения в новогодние каникулы

В интернете качественные портфели с ортопедической спинкой, водоотталкивающей тканью и нагрудным фиксатором стоят около 100 рублей. В крупных торговых объектах средняя цена таких изделий – порядка 120-150 рублей, но это без учета скидок. В то же время небольшие детские рюкзаки можно найти и за 30 рублей. В целом, ценовой потолок назвать сложно – в Беларуси продают школьные ранцы и по 300 рублей. Благо, что на вкус, цвет и кошелек в данном вопросе выбор есть. К слову, родители будущих первоклассников могут сэкономить: согласно постановлению Совмина №525, первоклашкам покупать школьный рюкзак не обязательно.

Как выбрать рюкзак или ранец для первоклассника и не ошибиться?

Первый звонок — важное событие в жизни каждого ребёнка. А для родителей — вызов и ответственность, чтобы собрать первоклассника. Поэтому многие из них задаются вопросом, как выбрать ранец для первоклассника, ведь неправильная модель может нанести серьёзный вред здоровью ребёнка. Расскажем, на что обратить внимание при покупке, чтобы первый портфель был не только красивым, но и удобным.

Содержание

Ранец, рюкзак или портфель — что выбрать?
Как выбрать ортопедический ранец для первоклассника?
Как выбрать школьный рюкзак для первоклассника под рост?
Правильно подбираем размер и вес
Как правильно выбрать школьный рюкзак для первоклассника — смотрим на материал
Выбираем правильные лямки
Какой рюкзак выбрать для первоклассника — карманы и внутреннее пространство
Популярные бренды
Чек-лист как правильно выбрать портфель для первоклассника

Ранец, рюкзак или портфель — что выбрать?

Прежде чем решать, как выбрать рюкзак для первоклассника, нужно определиться с видом изделия. Для детей 6–7 лет подойдёт ранец — небольшая сумка прямоугольной формы с двумя широкими лямками, каркасом средней жёсткости и плотной мягкой спинкой. Такая конструкция равномерно распределяет нагрузку на детский позвоночник. Средняя цена ранцев для младшей школы — от 2000 рублей.

Рюкзак — сумка с мягким дном и двумя лямками, которые в зависимости от модели могут быть как широкими, так и узкими. Они скорее подходят для подростков, ведь у них уже прошла фаза активного формирования осанки, или для детей, если нет проблем с позвоночником. В противном случае лучше выбирать ортопедические рюкзаки, которые уменьшают нагрузку на спину. Средняя цена рюкзаков для подростков — от 1000 рублей.

Портфель — это узкая прямоугольная сумка со специальной застежкой-защелкой или молнией. Может иметь только маленькую ручку, чтобы носить его в руке, но тогда вес полностью переносится на одну сторону. Есть модели с ремнём через плечо или лямками для ношения на спине. Конструкция напоминает ранец, поэтому, когда говорят «ранец» или «школьный портфель», имеют в виду одно и то же. Классические портфели сейчас практически не выпускаются.

Как выбрать ортопедический ранец для первоклассника?

Обязательное условие для портфеля в начальной школе — ортопедическая спинка.
Под ней понимают:
  • спинку средней жёсткости, повторяющую естественный изгиб детского позвоночника — она должна держать форму, но быть гибкой, чтобы не травмировать спину ребёнка;
  • мягкие подкладки по всей конструкции для удобства ношения;
  • наличие небольшого мягкого валика в нижней части для распределения веса по всей спине.

Необходимо учитывать и материал, которым обшита спинка. Он должен быть воздухопроницаемым, чтобы детская спина не потела.

Как выбрать школьный рюкзак для первоклассника под рост

Согласно требованиям Роспотребнадзора, длина ранца первоклассника — 30-36 см, а высота передней стенки — 22–26 см.

Правильно подобранная модель не доходит своему владельцу до затылка сверху и не впивается в поясницу снизу. Проверьте, насколько плотно прилегает спинка к телу, чтобы не создавался дискомфорт при носке. Если ранец будет слишком сильно свисать с плеч, произойдёт смещение центра тяжести — это неудобно и вредно для позвоночника.

Правильно подбираем размер и вес

Следующий шаг, как правильно выбрать ранец для первоклассника — определить оптимальный размер и вес. Рюкзак нельзя покупать «на вырост» — это грозит серьёзными последствиями для детского здоровья, ведь в этом возрасте позвоночник ребёнка в процессе активного формирования. Слишком большой и тяжёлый ранец переносит центр тяжести и способствует проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Рекомендуемая Роспотребнадзором ширина ранца — 6–10 см.

Итак, как правильно выбрать рюкзак для первоклассника по размеру? Обязательно покупайте его вместе с ребёнком, чтобы он примерял разные модели и говорил удобно ему или нет.

Рюкзак подходит по размеру, если:
  • ребёнок может свободно одевать и снимать его, лямки не давят на плечи;
  • ширина плеч и каркаса совпадают.

Ещё один важный параметр — выбрать лёгкий ортопедический рюкзак для первоклассника. Вес должен быть не более 10% от веса самого ребёнка по ГОСТ. Но по рекомендациям Роспотребнадзора, для первоклассника это не больше 1,5 кг с учётом веса учебников и школьных принадлежностей.

Как выбрать рюкзак для первоклассника

Ранец или рюкзак для первоклассника: что лучше выбрать, учитывая возраст ребенка и желание сберечь его осанку. Разбираем преимущества и недостатки ранцев и рюкзаков.

Читайте также:
Как укрепить осанку и мышцы у детей 7-10 лет - 15 упражнений

Родители часто путаются: что называть портфелем, что — ранцем, а что — рюкзаком. Все это — школьные сумки, но они неспроста называются по-разному.

Портфель — это сумка с твердыми стенками и одной ручкой. Классический портфель может дополнятся одной длинной ручкой, чтобы носить его через плечо. Нет способов, как подобрать портфель для первоклассника и сохранить при этом его осанку. Его конструкция больше подходит для взрослых, а первоклассник с такой сумкой может быстро заработать себе искривление позвоночника.

Рюкзак — это сумка с мягким каркасом и двумя лямками для ношения на спине. Спинка рюкзака может быть жесткой и даже ортопедической, в зависимости от конкретной модели.

Ранец — это сумка с жестким каркасом. Короб, держащий форму, рассчитан на ношение за спиной.

Портфель сразу отметаем, он совершенно не подходит для малышей. А вот какой ранец нужен для первоклассника и каким должен быть рюкзак для первоклассника, рассмотрим подробнее.

Какой ранец нужен для первоклассника

Самое большое преимущество ранца — его строение. Жесткий каркас не теряет форму, учебники и тетради лежат в порядке и не упираются в спину ребенка. Первокласснику удобно открывать его, доставать все, что нужно: он устойчиво стоит на донышке. Объем и вес ранца для первоклассника — важные показатели. Если он будет мелким, ребенку придется какие-то вещи нести в пакете в руках, а это неудобно. Поэтому объем должен быть достаточно большим, чтобы вместить до двух учебников формата А4, небольшой кучки тетрадей и, при необходимости, пакет со сменкой.

Нужно учитывать, какого размера в сантиметрах должен быть ранец для первоклассника:

  • допускается ширина, незначительно выглядывающая из-за спины ребенка;
  • он должен доходить ребенку до талии, допускается его длина не ниже 5 см от ее уровня, к примеру, размер ранца для первоклассника на рост 128 см не должен превышать 38 см по спинке.

При всем большом количестве достоинств у ранцев есть один недостаток: их вес, который доходит до 1,2 кг. А к этому весу еще прибавляются учебники и прочее. Если ребенок не ходит с ним на приличные расстояния, это не беда. Если же таскать ранец приходится долго, лучше поискать вариант более легкий, например рюкзак.

Каким должен быть рюкзак для первоклассника

Выбор рюкзака для первоклассника — дело ответственное. На что нужно обратить внимание:

  1. Лямки должны быть широкими, мягкими, с поролоновой вставкой. Чтобы нагрузка на плечи распределялась равномерно и ничего никуда не впивалось. У лямок должна быть удобная регулировка.
  2. Материал должен быть плотным. Обратите внимание: не должно быть никаких резких неприятных запахов. Лучше, чтобы декор и картинки были напечатаны, а не сделаны аппликацией, такой рюкзак дольше сохраняет свой внешний вид.
  3. Размер по спине должен быть не ниже 5 см от уровня талии.
  4. Спинка рюкзака должна быть ортопедической. В таком случае он будет сочетать преимущества ранца и при этом его вес останется значительно меньше. Как правильно выбрать ортопедический школьный рюкзак для первоклассника: на спинке должны быть плотные анатомические подушечки, как раз они и делают рюкзак таким удобным, распределяя нагрузку по спине равномерно. Прокладка, обращенная к спине школьника, должна быть дышащей, из сетчатой материи. При этих условиях не только будет сниматься излишнее напряжении со спины, но и спинка ребенка не будет потеть, что очень важно в теплое время года.
  5. Проверьте все швы. Они должны быть ровными, хорошо простроченными, крепкими. Ткань нигде не должна расползаться или морщиниться.
  6. Хорошо, если есть грудная стяжка, чтобы ребенок не придерживал лямки руками, если они сползают.
Правильный рюкзак для первоклассника, фото

Выбирайте рюкзак правильно, тогда и ваш ребенок будет доволен, и вы будете спокойны за его здоровье.

Что выбрать для первоклассника: ранец или рюкзак

В чем лучше носить учебники и тетради первокласснику — в ранце или рюкзаке?

Многие считают этот вопрос не слишком важным, поскольку родители обычно провожают малышей в школу и помогают нести учебные принадлежности. Но ведь не у всех семей есть такая возможность, да и ребенок стремится к самостоятельности.

Другие уповают на гаджеты. Действительно, постепенно внедряются электронные учебники и специальные школьные планшеты. Однако учителя со стажем и медики считают, что школьникам младших классов правильнее использовать бумажные книги — это менее вредно для зрения, позволяет быстро вернуться на предыдущие страницы. Так что каждому современному ученику начальной школы приходится ежедневно переносить немалые тяжести.

Чем отличаются ранец и рюкзак

Поиск решения, что лучше для первоклашки — ранец или рюкзак, начнем с выяснения терминологии.

Ранец — сумка с плечевыми ремнями. Носится за спиной. Жесткий корпус способствует тому, что вес ее содержимого распределяется равномерно. Книги, тетради и прочие школьные принадлежности удобно размещаются внутри. Твердые стенки сохраняют форму ранца и оберегают содержимое от последствий ударов и падений.

Рюкзак — заплечный мешок. Школьные модели, как правило, производятся с плотной ортопедической спинкой, но не имеют жесткого каркаса и форму не держат.

Рассматривая альтернативу ранец или рюкзак с ориентиром на покупку для первоклассника, врачи-ортопеды утверждают, что лучше остановиться на первом варианте. У вчерашнего дошкольника еще не сформировалась осанка, поэтому неправильно распределенная нагрузка на позвоночник может привести к сколиозу. Если же вам очень нравится именно рюкзак, покупайте тот, в котором максимум жестких элементов, позволяющих скорректировать распределение веса и не навредить позвоночнику ребенка.

Читайте также:
Список книг на лето для ребенка 7 лет - обязательная программа и внеклассное чтение для ученика 1 класса

Для школьников старшего возраста таких строгих ограничений нет. Позвоночник сформирован, кости приобрели необходимую плотность, осанка уже сложилась, поэтому юноше или девушке вполне допустимо приобрести рюкзак. Категорически врачи выступают только против сумок, которые носят на одном плече, и традиционных портфелей. Такие изделия могут довести до сколиоза даже взрослого человека.

На что обращать внимание при выборе

Выбирая ранец или рюкзак, особое внимание обращайте на следующие характеристики.

  • Внутренний жесткий каркас. Именно он распределяет нагрузку, не дает линейкам, циркулям, карандашам и краям учебников врезаться в спину ребенка. Ранец с жестким корпусом можно поставить на пол или парту, не опасаясь, что он упадет. Если такое все-таки случилось, книги и тетради внутри не помнутся.
  • Ортопедическая спинка. Характеризуется наличием подушечек, расположенных с учетом анатомических особенностей детской фигуры и позволяющих сохранять правильную осанку с тяжелым грузом за плечами. Рюкзак или ранец для первоклассника обязательно должен быть с ортопедической спинкой. Подушечки такой детали покрыты сетчатой воздухопроницаемой тканью.
  • Лямки — очень важный для комфорта элемент. Ранец первоклашки или рюкзак подростка должен плотно прилегать к спине. Соответственно, лямки следует выбирать широкие и мягкие, регулируемые по длине. Для малышей очень желательны дополнительные ремешки, которые застегиваются на талии или груди, чтобы удерживать ранец в оптимальном положении и облегчить нагрузку.

  • Материал, из которого производятся школьные рюкзаки или ранцы для первоклассников, чаще всего синтетический. Ткань должна быть плотной. Синтетика лучше отстирывается и отчищается от грязи, не теряет первоначального цвета и вида, держит форму.
  • Размер ранца должен быть таким, чтобы нижний край не давил на поясницу ребенка, а верхний — не упирался в затылок. Не стоит приобретать рюкзак подростку или ранец для первоклассника «на вырост». Неверно выбранное изделие провоцирует риск сместить центр тяжести и нарушить правильное распределение нагрузки, а значит, нанести вред здоровью.
  • Отделения. Хорошо, если их два или больше, плюс карманы. Застежка ранца должна легко раскрываться одним движением. Внимательно осмотрите молнию (сцепление зубцов, собачку). Внутри школьной сумки вещи нужно раскладывать следующим образом: к спинке — тяжелые учебники; второе отделение оптимально для тетрадей, пенала и других легких предметов. Комфортное дополнение — карманы, предназначенные для бутылки с водой, мобильного телефона, кошелька и пр.
  • Донышко должно быть пластиковым или из другого жесткого непромокаемого материала. Дети часто ставят портфели на пол или даже на землю, а такая деталь снимет опасения, что школьные принадлежности промокнут и испачкаются. Кроме того, твердое дно играет важную роль в поддержании жесткости корпуса изделия.
  • Светоотражающие элементы, расположенные на ранце, повышают безопасность школьника на дороге в темное время суток. Выбирайте модель со светоотражающими лентами со всех сторон.
  • Вес — очень важный критерий. Медики-ортопеды установили, что ученик младших классов не должен за спиной носить груз, который превышает 10 % массы его тела. Соответственно, нетрудно вычислить, что пустой портфель не может весить более одного килограмма. Уже свыше 6 лет действует постановление, подписанное главным санитарным врачом РФ, в этом документе указывается, сколько могут весить школьные сумки с учетом возраста ребенка:

для ученика 1–2 класса — не более 1,5 кг;
3–4 класса — не более 2 кг;
5–6 класса — не более 2,5 кг;
7–8 класса — не более 3,5 кг;
9–11 класса — не более 4 кг.

  • Дизайн. Если ребенок хочет ранец с изображениями героев мультфильма, комикса или сказки, не отказывайте ему. Первое время малышам дискомфортно в новой обстановке, а веселые рисунки будут действовать успокаивающе, может быть, помогут найти друзей, которые смотрят те же передачи и любят те же книги.
  • Что касается гендерного разделения, не обязательно девочке приобретать розовый рюкзак, а мальчику — синий. Обратите внимание на пожелания сына или дочери. Существует множество универсальных моделей, подходящих школьнику любого пола.

    Бренды и модели школьных рюкзаков и ранцев

    Большой ассортимент предлагаемых моделей сбивает родителей с толку. Прежде всего, выбирая рюкзак или ранец в интернет-магазине, воспользуйтесь фильтрами — отметьте галочками основные пункты: ортопедическая спинка, изделие для младшего школьника и пр.

    Самые популярные на отечественном рынке производители: Hatbert, DerDieDas, Herlitz, №1 School, Trolls, Schneiders. Эти фирмы гарантируют качество своих товаров и соответствие стандартам, принятым в нашей стране. Изделия перечисленных брендов долговечны, не теряют привлекательности при интенсивной эксплуатации и могут перейти к младшим братьям или сестрам вашего первоклассника.

    Приобретая на вещевом рынке изделия неизвестных брендов, вы рискуете получить подделку, в конструкции которой не учтены анатомические особенности детей, смещается центр тяжести, неправильно выполнена или отсутствует ортопедическая спинка. Позаботьтесь о здоровье малыша — купите ему качественный, изготовленный с учетом всех нюансов ранец.

    Ночное недержание мочи у детей

    R.A. Hirasing, L.F. Bolk-Bennink

    Русский медицинский журнал. №3, 1995

    Овладение навыками контроля мочеиспускания является важным моментом в развитии любого ребенка и способствует укреплению у него уверенности в себе. У детей, которые мочатся в постель, могут возникнуть эмоциональные и поведенческие проблемы. Ребенок стыдится и не решается приглашать к себе друзей, оставаться в гостях, ездить в школьные поездки или в лагерь. Hague и соавт. [1] выяснили, что 61% родителей считают мочеиспускание в постель серьезной проблемой и что треть этих родителей наказывают детей за это, Foxman и соавт. [2] обнаружили в большом представительном американском исследовании, что 2/3 родителей детей с энурезом испытывают беспокойство по этому поводу. Результаты недавно проведенного в Голландии исследования свидетельствуют о том, что 8% родителей 9-летних детей с ночным энурезом беспокоятся всегда и 55% – иногда. 18% родителей иногда применяли наказание. По мнению родителей, мочеиспускание в постель иногда (55%) или всегда (6%) создает проблемы у ребенка [3].

    Определение энуреза

    Энурез – непроизвольное опорожнение мочевого пузыря, происходящее в нежелательный момент или в неподходящем месте. Все другие формы мочеиспускания должны рассматриваться как недержание.

    По определению Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам III (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders III – DSM-III-R), о ночном энурезе можно говорить в том случае, если ребенок 5-6 лет мочится в постель как минимум дважды в месяц, а более старшего возраста – как минимум 1 раз [4]. О первичном ночном энурезе говорят, если он наблюдается с рождения, о вторичном – если после периода успешного контроля мочеиспускания продолжительностью минимум 6-12 мес ребенок снова мочится в постель. В литературе нет единого мнения относительно важности такого разделения. Некоторые авторы считают, что эти данные не играют роли при определении характера дальнейшего обследования или лечения [5].

    Распространенность ночного энуреза

    Исследователями разных стран получены различные данные о распространенности ночного энуреза. Различия связаны с составом групп обследованных и методикой определения. До 12 лет ночной энурез чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. К 6 годам около 15% детей, мочившихся в постель, приучаются сдерживаться [6],а к 14 годам энурез проходит у большинства детей, и только 1-2% в возрасте 13-16 лет все еще мочатся в постель.

    Этиология

    Возникновение энуреза может быть обусловлено наследственностью, объемом мочевого пузыря, глубиной сна, созреванием нервной системы, недостаточной продукцией антидиуретического гормона, органическими причинами, воздействием эмоциональных, социальных факторов, семейными проблемами и психологическими особенностями ребенка. Связь некоторых из этих факторов с проявлениями энуреза прекрасно описана ранее [7 – 9]. Необходимо, однако, сделать некоторые замечания. Характер сна у детей с ночным энурезом не отличается от такового у других детей [10]. Мочеиспускание может происходить в любой фазе сна [II]. Результаты недавних исследований [12] показывают, что у некоторого числа детей, страдающих энурезом, по ночам отмечается относительная недостаточность антидиуретического гормона, ответственного за уменьшение продукции мочи. Среди детей, страдающих ночным энурезом, различные исследователи выявляют высокий процент “проблемных детей” [13- 15], однако эти данные получены в основном при обследовании специфических, нерепрезентативных выборок, например, в ходе клинических или психиатрических проверок. Эти выводы нельзя экстрополировать на всех детей, страдающих энурезом. По мнению Schaefer [15], 4 из 5 мочащихся в постель детей “счастливы и хорошо приспособлены”. Все большее число исследователей склонны считать эмоциональные проблемы следствием, а не причиной энуреза. Известно, что толчком к развитию вторичного энуреза может послужить важное для ребенка событие, например, появление в семье еще одного ребенка. Однако это не обязательно означает, что у этих детей больше проблем.

    Поскольку с помощью антидепрессантов удается достичь хороших результатов при лечении энуреза, он может быть проявлением депрессивности. Однако тот факт, что в возрасте до 11 лет, когда энурез встречается чаще всего, у детей редко наблюдается депрессия, ставит под сомнение это предположение. Кроме того, антидепрессивный эффект проявляется лишь после 10 дней приема антидепрессанта, а проявления энуреза исчезают раньше.

    Анамнез и обследование

    Scott [17] утверждает, что органические нарушения мочевыводящих путей у детей с энурезом выявляются не чаще, чем у других детей. Всего у 1-3% детей причиной ночного энуреза является органический дефект [7,18,19]. У этих детей помимо ночного энуреза отмечаются также дневной энурез, полиурия, гематурия, в анамнезе имеются указания на перенесенные ранее инфекции мочевыводящих путей [20]. Разумеется, в отношении этих детей бессмысленны обычные рекомендации, такие дети должны быть вовремя выявлены и направлены на специальное лечение. Поскольку количество детей, мочащихся по ночам в постель, довольно велико, необходимо выяснить, кого из них необходимо направлять на дальнейшее обследование, так как обследование всех детей не только дорого, но и может привести к ятрогенному ущербу. Рабочая группа, состоящая из детских врачей, урологов, семейных и школьных врачей, составила следующие рекомендации [21].

    При наличии жалоб на ночной энурез необходимо собрать подробный анамнез, причем основное внимание должно быть уделено выяснению вопроса о том, что именно послужило толчком к развитию энуреза. Необходимо выяснить, какие меры уже были предприняты родителями, есть ли у ребенка мотивация перестать мочиться. Чтобы различить функциональный ночной энурез и недержание, необходимо располагать объективной, систематической информацией.

    С этой целью рабочей группой разработан анамнезный лист. Родителям предлагается указать, справедливы ли в отношении их ребенка следующие утверждения:

    • днем отмечаются только мокрые пятнышки в брюках;
    • сухие периоды днем короче 30 мин;
    • частота мочеиспусканий днем 8 раз или больше;
    • частота мочеиспусканий днем 3 раза или меньше;
    • не может удержать мочу;
    • садится на корточки или зажимается для удержания мочи;
    • должен тужиться для мочеиспускания;
    • струя мочи прерывающаяся или непостоянная ;
    • слабая струя мочи;
    • после мочеиспускания моча выделяется постоянно по капле;
    • болезненное мочеиспускание;
    • когда-либо перенес инфекцию мочевыводящих путей;
    • встает ночью пить;
    • испражнения нерегулярны;
    • постель мокрая не насквозь, а лишь незначительно.

    Если получены только отрицательные ответы, то речь идет о функциональном ночном энурезе.

    Если получен хотя бы один положительный ответ, следует провести направленный анамнестический опрос и назначить соответствующее лечение. Если энурез сохраняется, целесообразно снова вернуться к этому листу и проверить, нет ли другой причины. Провести дифференцирование между ночным энурезом и недержанием только на основании данных анамнеза невозможно. Необходимо дополнительное общее и лабораторное обследование. Общее обследование включает выяснение общего состояния здоровья, особенностей роста и развития ребенка, пальпацию и перкуссию живота (мочевой пузырь и почки), осмотр спины и наружных половых органов. Ректальное пальцевое обследование, измерение артериального давления и исследование перианальной чувствительности не нужны, если на все вопросы из анамнезного листа получены отрицательные ответы. Лабораторное обследование включает лишь исследование мочи на альбумин, глюкозу, нитрит и лейкоциты.

    Если получены только отрицательные ответы, а при общем и лабораторном обследовании отклонений не выявлено, можно заключить, что имеет место функциональный энурез и дальнейшее обследование (проведение внутривенной пиелографии, ультразвукового исследования и цистограммы в момент мочеиспускания) излишне.

    Методы лечения

    Существует много различных методов, позволяющих помочь ребенку научиться контролировать мочеиспускание [22]. В случае функционального (неосложненного) ночного энуреза можно придерживаться схемы, приведенной ниже.

    Схема лечения детей с ночным энурезом (частота > 2 раза в неделю)

    Возраст, годы Рекомендуемые мероприятия
    0-5 Объяснение, успокоение.
    Позитивная стимуляция.
    6-7 Поднимать ребенка вечером: время определяется индивидуально.
    Можно использовать пароль.
    Календарный метод.
    Если ребенок продолжает каждую ночь мочиться в постель, через 1 мес прекратить.
    При улучшении продолжать.
    Ребенок должен спать без подгузника.
    8-12 I этап. Календарный метод + будить ребенка вечером (использовать пароль) в течение 1 мес.
    II этап. “Будильник” + календарь.
    Оценка через 2-3 нед.
    При отсутствии улучшений назначить десмопрессин (максимально в течение 3 мес) или имипрамин (максимально в течение 4 нед).
    III этап. Тренировка просыпания [28].
    IV этап. Амбулаторная тренировка сухой постели в группе.
    > 13 То же, что в 8-12 лет.
    V этап. Клиническое лечение.

    Между родителями и лечащим врачом должно быть полное согласие по поводу проводимого лечения. Непременным условием успешного лечения является положительная мотивация ребенка и родителей. Она может быть усилена в процессе лечения путем акцентирования достижений или, при их отсутствии, путем создания перспективы.

    Информация и выжидание

    Многие родители недостаточно информированы о причинах возникновения, методах лечения и прогнозе ночного недержания. В год у 1 из 7 детей энурез проходит спонтанно, поэтому иногда советуют просто подождать, пока ситуация не нормализуется. Однако в результате слишком долгого выжидания ребенок может утратить уверенность в себе. Если ребенок в возрасте 6 лет или старше сам считает мочеиспускание в постель неприятным, ему следует помочь от него избавиться. Прерывание сна вечером является вспомогательным средством, но не методом лечения. Будить ребенка следует незадолго до момента, когда он чаще всего мочится (некоторые дети мочатся уже через час после того, как ложатся спать). Недостатком является то, что возникает слишком мало обучающих моментов для ребенка: мочевой пузырь неполон, отсутствуют неприятные последствия (мокрая постель).

    Не имеет смысла запрещать детям что-либо пить вечером, это вызывает только излишнее напряжение. Чай, кофе и другие кофеинсодержащие напитки не стоит пить из-за их диуретического эффекта. В любом случае днем ребенок должен пить достаточно.

    Тренировка мочевого пузыря

    Тренировку мочевого пузыря можно проводить, начиная с 7 лет, если ребенок недостаточно хорошо ощущает позыв или должен мочиться очень часто. Этот метод включает тренировки все дольше “удерживать” мочу и, таким образом, реже ходить в туалет; тренировки с “удержанием” во время позыва (контроль ретенции); тренировки сфинктера. Посредством тренировки мочевого пузыря дети учатся контролировать мочеиспускание. Этот метод дает до 50% положительных результатов [8,16]. Данные о частоте рецидива отсутствуют.

    Календарный метод

    Дети 4-8 лет, которые как минимум 1 раз в неделю остаются сухими, могут фиксировать это в календаре в виде звездочки, наклейки или рисунка. Неудачи в календаре не отмечаются. Когда ребенок наберет заранее оговоренное количество очков, ему полагается вознаграждение. При хорошем результате постепенно увеличивают вознаграждение. Процент успешных результатов при использовании календарного метода не превышает процент спонтанных излечений и составляет 20-35%, а частота рецидивов – 5% [8].

    Метод “будильника”

    У детей 8 лет и старше, у которых вышеназванные методы не дали результата, может быть испробован метод “будильника”. Когда ребенок начинает мочиться в постель, будильник звенит, потому что моча (раствор электролитов) в постели замыкает электрическую цепь. Смысл метода в том, чтобы ребенок немедленно напрягал мышцы тазового дна и пресекал мочеиспускание, выключал будильник и шел дальше мочиться в туалет. По прошествии времени ребенок должен сам просыпаться от ощущения полного пузыря. Будильник должен быть снабжен ясными инструкциями. Если ребенок 14 ночей подряд остается сухим, можно прекратить использование будильника, а при рецидиве – возобновить. Если по прошествии 4 нед улучшения не наступает, необходимо сделать перерыв на 6 мес. Шанс на успех при методе мочеиспускание – будильник 50-90% (в среднем 70%) с рецидивом 13-69% (в среднем 40%) [8]. Результат также зависит от качества будильника и ведения.

    Лекарственные препараты

    Детям старше 5 лет иногда назначают медикаментозное лечение. Чаще всего используют антидепрессант имипрамин (тофранил). Это средство даже в малых дозах может быть крайне токсичным [23]. Известны случаи тяжелых отравлений младших братьев и сестер больного, а также самих пациентов, которые принимают большое количество таблеток сразу, чтобы скорее вылечиться. При использовании этого препарата могут происходить изменения характера [24]. В настоящее время для лечения ночного энуреза все чаще применяют десмопрессин (минрин) – антидиуретический гормон, отвечающий за уменьшение продукции мочи. Минрин применяют в виде ингаляций. Препарат относительно безопасен, редко дает побочные эффекты и может временно подавить ночной энурез [5,25]. Минрин может быть хорошим выходом из положения, если ребенок едет в лагерь, в отпуск с родителями или остается ночевать в гостях. При прекращении приема у большинства детей возникает рецидив [26]. Оксибутинин (дридазе) при частом мочеиспускании в постель без позыва или поллакиурии не более эффективен, чем плацебо [27]. Оксибутин может играть важную роль в лечении детей с высокой частотой мочеиспускания и ограниченным объемом мочевого пузыря.

    Для лечения ночного энуреза используют также методы тренировки просыпания, тренировки сухой постели, гипноз, психотерапию и др.

    Вывод

    Существует много способов помочь детям, страдающим ночным энурезом. Составлять план ведения врач должен вместе с родителями и ребенком. Этот план необходимо регулярно оценивать и при необходимости корректировать. Своевременная и профессиональная помощь детям с ночным энурезом позволяет предотвратить упорное мочеиспускание в постель и вторичные поведенческие и эмоциональные проблемы.

    Литература:

    1. Hague M, Ellerstein NS, Gundy JH, e.a. Parental perception of enuresis: a collaborative study. Am J Dis Child 1981:135:809-11.

    2. Foxman В, Valdez RB, Brock RH. Childhood enuresis: prevalence, perceived impact and presented treatments. Pediatrics 1986:77:482-7.

    3. Hirasing RA, Creemers HMH. Kenmerken van enuresis nocturna bij 9-jarigen. Tijdschrift Jeugdgezondheidszorg 1994:26:71-4.

    4. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical manual of mental disorders, 3rd ed. Washington DC: AP 1980.

    5. Gorodzinsky FP. Symptom or disease. Dial Pediatr Urol 1992:15:3-5.

    6. Jonge GA de. Kinderen met enuresis. Assen: Van Gorcum. Proefschrift, Utrecht 1969.

    7. Bailer WR. Bedplassen: oorzaken en behandeling. Deventer: Van Loghum Slaterus 1975.

    8. Hirasing RA, Jong TPVM de. Bedplassen: definities en achtergronden. Tijdschrift Jeugdgezondheidszorg 1993:25(1).

    9. Oudshoorn DN. Hardnekkige enuresis nocturna. Proefschrift, Utrecht, 1992.

    10.Mikkelsen EJ, Rapoport JL. Enuresis: psychopathology, sleep stage and drug response. Urol Clin of North Am 1980;7(2):361-77.

    11.Norgaard JP, Hansen JH, Nielsen JB, ea. Nocturnal studies in enuretics. A polygraphic study of sleep-EEG and bladder activity. Scand J Urol Nephrol Suppi 1989:125:73-8.

    12.Norgaard JP, Rittig S, Djurhuus JC. Nocturnal enuresis: an approach to treatment based on pathogenesis. The Journal of Pediatrics 1989;114(4):705-9.

    13.Hallgren B, Enuresis – a clinical and genetic study. Acta Psychiatr Neurol Scand 1957:114:32.

    14.Rutter M, Yule W, Graham P. Enuresis and behavioral deviance: some epidemiological considerations. In Kolvin, MacKeith & Meadow (Eds), Clinics in developmental medicine: Bladder control and enuresis. (137-47) London, SIMP, 1973.

    15.Schaefer CE. Childhood encopresis and enuresis. New York, Van Reinhold company 1977:90-153.

    16.Londen A van. Wektraining voor enuresis nocturna bij kinderen. Proefschrift, Utrecht, 1989.

    17. Scott JES. A surgeons view of enuresis. In Kolvin, MacKeith & Meadow (Eds), Bladder control and enuresis. London, Spastics International Medical Publications, 1973.

    18. MacKeith R. The causes of nocturnal enuresis. In Kolvin, MacKeith & Meadow (Eds), Bladder control and enuresis. London, Spastics International Medical Publications, 1973.

    19.Reitelman C. Primary nocturnal enuresis: a management perspective in tertiary care practice. Dial Pediatr Urol 1992:15:4-5.

    20. Steele ВТ. Nocturnal enuresis: Permanent cure symptom relief? Dial Pediatr Urol 1992:15:2-3.

    21. Hirasing RA. Richtsnoer enuresis nocturna. Ned TijdschrGeneeskd 1994:138:1360-6.

    22. Glicklich LB A historical account of enuresis. The Journal ofArnAcad of Pediatrics 1951;vol. 8:859-76.

    23. Howe AC, Walker CE. Behavioral management of toilettraining, enuresis and encopresis. Pediatric Clinics of North America 1992:39:413-32.

    24. Ack M, Norman ME, Schmitt BD. Enuresis: de rol van plaswekkers en geneesmiddelen. Patient Care

    25. Miller К, Goldberg S, Atkin B. Nocturnal enuresis: experience with longterm use of intranasally administered desmopressine. J Pediatr 1989:114:723-6.

    26, Evans JHC, Meadow SR. Desmopressin for bedwetting: length of treatment, vasopressin secretion and response. Archives of Disease in Childhood 1992:67:184-8.

    27. Levering JS, Pallet SE, Mac Kendry BJ. Oxybutynin efficacy in the treatment of primary enuresis. Pediatrcs 1988;vol. 8:104-6.

    3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)

    Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

    Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.

    Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.

    Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?

    Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога

    Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.

    Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.

    Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.

    Психологические причины возникновения энуреза

    Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.

    «Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.

    Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.

    Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.

    1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию

    Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.

    В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.

    Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

    Почему важно не «пропить лекарство», а справиться с психологической причиной? Симптом уйдет, а причина детского энуреза останется. Ребенок может начать выливать все накопившиеся эмоции, которые неприемлемы в его семье. А выдержат ли родители? Что будет с мамой, которая сама не справляется с обидой, злостью на отца ребенка и грустью по нему, но из последних сил сдерживается? Что будет с бабушкой, которая не переносит любое выражение злости со стороны людей, в то время как сама удерживает немало этих сложных эмоций? Где гарантия, что семья и ребенок останутся психически здоровы?

    Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

    Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.

    Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.

    2 Протестует против чрезмерного контроля

    Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, — это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».

    Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама. Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.

    Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.

    Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.

    Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.

    Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».

    3 Страдает без тесного контакта с мамой

    Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.

    Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.

    И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.

    Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.

    Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.

    Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.

    Ночной энурез у детей.

    В общении с моими подписчиками в инстаграм я пообещал рассказать о связи нарушений работы мочевого пузыря и кишечных дисфункций.

    Но для того, чтобы подвести к этой теме, надо сначала рассказать о нарушениях работы мочевого пузыря подробнее и прежде всего о самом распространенном нарушении у детей — ночном энурезе.

    Сразу предупрежу, что я не уролог и буду рассказывать с позиции педиатра.

    Как основа использованы материалы из UpToDate.

    Как всегда надо начать с того, чтобы определиться в терминах.

    Что такое ночной энурез?

    Энурез — интермиттирующее недержание мочи.

    Ночной энурез — состояние, когда недержание происходит в ночные часы, во время сна.

    Ночное недержание намного чаще встречается, чем дневное.

    Чтобы не ставить ненужные диагнозы малышам, которые в силу возраста и так не способны контролировать мочеиспускание во время сна (днем это делать научиться проще), врачи выбрали возрастную границу в пять лет.

    До пяти лет недержание мочи ночью не требует врачебного внимания — просто ждем созревания контроля за мочевым пузырем.

    Надо признать, что граница несколько условная.

    У детей старше пяти лет ночное недержание тоже встречается часто.

    По мировой статистике частота ночного недержания в 5 лет – 15 %, в 6 лет — 13 % (не сильно меньше), в 7 лет – 10 %.

    Что дальше происходить с контролем мочевого пузыря во сне по мере взросления?

    Очень типично — самопроизвольное исчезновение проблемы.

    С каждым годом около 15% детей с ночным энурезом приходят к сухим ночам.

    В 12 — 14 лет недержание по ночам остается лишь у 2-3% детей, в 15 лет — у 1-2%.

    Снова вернемся к терминологии.

    Как врачи делят ночной энурез?

    • первичный — недержание по ночам было всегда, таких детей большинство — 80%
    • вторичный — был период хотя бы 6 месяцев сухих ночей

    Вторичный обычно возникает после стресса (развод родителей, рождение еще одного ребенка в семье и так далее), на фоне нарушений стула или в связи с острицами.

    Как можно понять, для врачей подход к детям со вторичным энурезом будет несколько отличаться.

    Еще одно очень важное для врачей разделение ночного энуреза на моносимптомный и не-моносимптомный.

    Моносимптомный вариант — только ночной энурез, в остальном претензий к мочевой системе нет. Этот вариант у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.

    Немоносимптомный вариант (еще называют сложный или комплексный ночной энурез) — есть еще другие жалобы:

    • частое (9 и более раз в сутки) или редкое (3 и менее раз раз в сутки) мочеиспускание
    • дневное недержание мочи
    • экстренные (ургентные) позывы
    • трудно начать мочеиспускание, необходимость напрячься, слабая струя, прерывистая струя
    • неполное опорожнение мочевого пузыря

    У 20% детей с ночным энурезом есть дневные симптомы.

    Дневные нарушения объединяют в группу Дисфункции мочевого пузыря.

    Дисфункции мочевого пузыря очень часто сочетаются с ночным энурезом, но иногда бывают и отдельно от него.

    При немоносимптомном ночном энурезе ЧАЩЕ находят урологические или неврологические заболевания.

    Урологическая патология:

    • нестабильность детрузора мочевого пузыря — спонтанные (невпопад) сокращения мышц-выталкивателей в тот период, когда мочевой пузырь растягиваться и копить мочу
    • повторные мочевые инфекции

    Неврологическая патология:

    • спинальный дисрафизм — врожденные заболевания позвоночника и спинного мозга разной степени серьезности; при этом неправильно могут работать нервные центры, отвечающие за тазовые органы — мочевой пузырь, прямую кишку

    Подводя промежуточные итоги:

    Среди детей преобладают дети с моносимптомным ночным энурезом (80%), обладающие лучшим прогнозом.

    В 20% у детей обнаруживается немоносимптомный ночной энурез. Такие дети требуют больше внимания врачей для исключения урологической или неврологической патологии.

    Поговорим о том, как устроен мочевой пузырь и как происходит его нормальное созревание.

    Мочевой пузырь — это полый орган, задача которого собрать в себя мочу, которая через два мочеточника приходит в него из правой и левой почки, а затем в определенный момент выплеснуть через мочеиспускательный канал наружу.

    Его накопительная функция обеспечивается возможностью значительно растягиваться по необходимости — ведь его стенка преимущественно состоит из плоской мышцы — детрузора (или выталкивателя).

    Детрузор позволяет мочевому пузырю сильно растянуться, а затем сокращается и выбрасывает всю накопленную мочу наружу. Дополнительно этот процесс регулирует сфинктер — мышца-колечко на выходе из мочевого пузыря.

    Для того, чтобы произошло мочеиспускание, надо скоординировать работу детрузора и сфинктера. Этим взаимодействием заведует множество нервных клеток как в спинном мозге, так и в разных отделах головного мозга — вплоть до коры, где у человека находятся высшие мозговые функции.

    Сразу после рождения работу мочевого пузыря регулируют пока самые примитивные участки головного и спинного мозга.

    Мочевой пузырь уже умеет накапливать мочу, но контролировать мочеиспускание пока не может. Наполнение мочевого пузыря — достаточный стимул для того, чтобы без задержек сократиться. Также сокращение может спровоцировать кормление, купание и даже щекотка.

    В первые три года жизни емкость мочевого пузыря увеличивается, обгоняя общий рост тела. Мочеиспускания поэтому становятся реже.

    К четырем годам ребенок обычно мочится 5-7 раз в день.

    Одновременно идет и созревание контроля над мочевым пузырем. Ребенок сначала учится чувствовать наполненность пузыря, затем сознательно подавлять сокращение детрузора. В итоге ребенок приходит к умению координировать сфинктер и детрузор.

    В среднем к четырем годам умение управлять дневными мочеиспусканиям становится совершенным.

    Контроль за мочевым пузырем в ночные часы созревает несколько позже.

    Если это функция не созревает к пяти годам — это ночной энурез.

    Какие у врачей есть теории по поводу причин ночного энуреза?

    Давайте разберем их подробнее…

    Замедленное созревание.

    Уже давно ученые заметили, что у большей части почти у всех детей с моносимптомным мочевым энурезом контроль рано или поздно приходит, даже без вмешательства специалистов.

    Из этого следует логичный вывод, что ночной энурез может быть связан с задержкой скорости созревания каких-то структур в центральной нервной системе, управляющих мочевым пузырем.

    В пользу этого говорит и статистика — у детей с ночным энурезом чаще встречается, чем у других детей, задержка речи и мышечной координации.

    Другим подтверждением этой теории являются и находки при изучении динамики электроэнцефалографии при этой проблеме.

    Генетика.

    Генетическое влияние на частоту ночного энуреза подтверждено, в том числе наблюдением за однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами.

    Если у одного из родителей в детстве был ночной энурез, то с вероятностью 50% проблему будет и у его потомков.

    Если у обоих родителей — вероятность будет 75%.

    Хотя даже если в семье нет никого с ночным энурезом в детстве, то с вероятностью 15% он может проявиться у детей.

    Есть семьи, в которых ночной энурез встречается сверх часто, и них удалось даже выявить определенные участки в 12, 13 или 22 хромосомах, которые отвечают за эту особенность.

    Баланс антидиуретического гормона.

    Антидиуретический гормон — одно из веществ, которые регулируют объем мочи, создаваемой почками.

    В норме этот гормон более активен ночью.

    Если его выделяется в ночное время недостаточно, то возникает явление, которое называется “ночная полиурия” — увеличение объема мочи ночью.

    Считается, что антидиуретический гормон играет важную роль в возникновении ночного энуреза.

    Правда, даже если и выделяется много мочи ночью, это не объясняет того, почему ребенок не просыпается вовремя.

    Итак, много мочи вырабатывает ночью, если:

    • недостаточно выделяется антидиуретического гормона
    • снижена реакция почек на антидиуретический гормон
    • слишком много жидкости пьет ребенок во второй половине дня

    Слишком глубокий сон.

    Отношение к данной теории противоречивое.

    Родителя часто описывают, что их дети с энурезом очень глубоко спят.

    С другой стороны, возможно, это когнитивная ошибка, так как родителям редко приходится будить по ночам своих детей, если у них нет энуреза.

    Хотя есть отдельные исследования, посвященные детскому сну, в пользу этой теории.

    Большую значимость фактору сверхглубокого сна придают при ночном энурезе у подростков и взрослых.

    С другой стороны есть исследование, где обнаружено, что дети с тяжелым и устойчивым ночным энурезом (пять и более “мокрых ночей” в неделю) спали даже более поверхностно — их мозг очень часто частично просыпался, но не настолько, чтобы отправить их в туалет.

    А еще есть исследования, где разницы в характере сна у детей с ночным энурезом и без него, не нашли вообще.

    Вот так все запутано и неоднозначно…

    Маленькая емкость мочевого пузыря.

    При рождении емкость мочевого пузыря всего около 60 мл.

    Далее до 10 лет каждый год емкость дополнительно увеличивается еще на 30 мл.

    Есть приблизительная формула —

    Объем мочевого пузыря ребенка в возрасте до 10 мл в унциях (1 унция равна 30 мл) — возраст ребенка + 2.

    Например, у ребенка 6 лет емкость в унциях будет 8, при умножении на 30 получается 240 мл. Вуаля!

    Замечено, что дети с ночным энурезом, даже те, у кого нет дневных симптомов, имеют емкость мочевого пузыря меньше, чем их ровесники без ночного энуреза.

    Скорее всего уменьшение емкости мочевого пузыря имеет больше функциональную природу, чем анатомическую. В одном из исследовании был зафиксирован уменьшенный относительно сверстников объем мочевого пузыря у детей с ночным энурезом в состоянии бодрствования, но под наркозом у них емкость мочевого пузыря значимо увеличивалась.

    В другом исследовании измеряли максимальный объем пузыря, который может накопить ребенок во время бодрствования — разницы между детьми с энурезом и без энуреза не было.

    А вот в ночное время максимальный удерживаемый объем мочи у детей с энурезом оказался значительно меньше. Складывается впечатление, что эта особенность может играть значимую роль в причинах возникновения ночного энуреза.

    Гиперактивность детрузора.

    Гиперактивность или чрезмерная склонность к сокращению мышцы-выталкивателя мочи чаще всего связана с дневным недержанием мочи, но может вносить свой вклад и в возникновение устойчивого (рефрактерного) моносимптомного ночного энуреза.

    Скорее всего у таких детей нарушены циркадный, он же суточный, ритм подавление активность детрузора пузыря, а также, возможно, и мышц тазового дна.

    Если активность мышц тазового дня ночью повышается при начале сокращения детрузора — ребенок просыпается и бежит в туалет. Если мышцы тазового дна тоже подавлены из-за сбоя в циркадном ритме, то возникает эпизод энуреза.

    Очень важный для родителей вопрос — есть ли связь ночного энуреза с психологическими проблемами.

    Убедительных доказательств, что психологические нарушения играют причинную роль в развитии ночного энуреза нет, хотя они часто встречаются у таких детей.

    Замечено, что психологические проблемы обычно уходят после исчезновения энуреза, а в дальнейшем у таких детей не развиваются какие-то другие поведенческие или психические проблемы.

    Из этого можно сделать вывод, что психологические проблемы — следствие, а не причина ночного энуреза.

    Обычно дети с ночным энурезом (особенно моносимптомным) в остальном совершенно здоровы.

    Но иногда у них находят какие-то другие заболевания, которые предрасполагают к ночному энурезу.

    Расскажу об этих заболеваниях.

    Дисфункции мочевого пузыря — целая группа состояний, обычно проявляющихся и дневными жалобами.

    Мочевые инфекции — проявляются увеличенным количеством бактерий и лейкоцитов в анализах мочи

    Хронические заболеваний почек — сопровождаются также отставанием в физическом развитии или даже потерей массы тела, повышением артериального давления, отеками, нарушениями в анализах мочи — повышением уровня белка и красных кровяных клеток.

    Доктор легко исключит это состояние по вашим жалобам, результатам осмотра, довольно простым анализам мочи и крови.

    Врождённый клапан задней уретры — врожденная аномалия в виде складок слизистой оболочки на выходе из мочевого пузыря, которые препятствуют его опорожнению.

    Проявляется неполным опорожнением мочевого пузыря — даже после мочеиспускания можно нащупать наполненный мочевой пузырь. Также проявляется слабой или прерывистой струей, затрудненным началом мочеиспускания, повторными мочевыми инфекциями.

    Эктопия уретры у девочек— неправильное расположение выхода мочеиспускательного канала. Основная жалоба — постоянное подтекание мочи.

    Тяжелые запоры.

    Ссылки на мои заметки по этой теме:

    И отличное видео о причинах запоров — на английском, но там все понятно и без перевода…

    Серповидно-клеточная анемия — очень редкое в России заболевание крови.

    Судороги — проявляются в стереотипных приступах — определенные движения, остановка взора, мгновенная потеря тонуса мышц.

    Сахарный диабет — проявляется в повышенной жажде, учащенном мочеиспускании, быстрой потере массы тела, сахаре в моче.

    Несахарный диабет — редкое состояние, которое проявляется жаждой, большим объемом выделяемой за сутки мочи очень низкой плотности.

    Спинальный дизрафизм — группа заболеваний спинного мозга и позвоночника, которые могут проявляться в нарушениях работы тазовых органов, в том числе и мочевого пузыря.

    Обструктивное апноэ сна — кратковременные эпизоды нехватки кислорода в мозге могут заставить ребенка обмочиться.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: