Самое страшное — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

Конспект НОД детей 5–6 лет по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ рассказа Е Пермяка «Самое страшное»

марина молодцова
Конспект НОД детей 5–6 лет по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ рассказа Е Пермяка «Самое страшное»

Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

1.Обучающая: познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; формировать умение детей пересказывать текст в ситуации письменной речи, понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, дополнять предложение словом с противоположным значением.

2.Развивающая: развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку.

3.Воспитывающая: воспитывать осознание необходимости заботиться о других и оказывать взаимопомощь.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друга — что дерево без корней», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» и др. ;

Оборудование: книга с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное»

Ход деятельности

Проводится пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик», «Пальцы в гости приходили»

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно историю, которую рассказал Евгений Пермяк.

Воспитатель читает рассказ.

Вопросы детям по содержанию рассказа.

Что я прочитала: рассказ, сказку или стихотворение?

• Как вы узнали, что это рассказ?

• Как случилось, что Вова остался один?

• Каким товарищем был Вова? Как о нем можно сказать?

Как бы вы назвали этот рассказ? Какое название кажется вам самым удачным?

Вос-ль: Писатель назвал свой рассказ «Самое страшное». Как вы думаете, почему?

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп.

(Движения выполнять по содержанию текста)

Мы глазами – миг-миг.

(Руки на поясе. Моргаем глазами)

Мы плечами – чик-чик.

(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз – сюда, два – туда,

(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора

(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз).

2 часть – Рассмотрите мнемотаблицу.

Вос-ль: Я прочту рассказ ещё раз, слушайте внимательно, вы будете его пересказывать.

Воспитатель повторно читает рассказ.

– Помните, что рассказывать нужно громко, выразительно, ничего не пропуская и ничего не добавляя от себя.

Заслушиваются три – четыре индивидуальных пересказа, потом коллективный. Каждый пересказ анализируется.

Вос-ль читает пословицу: «Сам себя губит, кто других не любит». Как вы понимаете эту пословицу? А ком в рассказе можно так сказать?

Вос-ль: Вспомните, какое настроение было у всех, кого обижал Вова.

– Подберите слова, противоположные по значению словам грустный, печальный.

Дети выполняют задание.

В заключение занятия проводится игра «Скажи наоборот»

— сахар сладкий, а перец (горький);

— летом листья зеленые, а осенью (желтые);

— дорога широкая, а тропинка (узкая);

— ручей мелкий, а река (глубокая);

— пластилин мягкий, а камень (твердый);

— девочка говорит громко, а мальчик (тихо);

— мама несет тяжелую сумку, а дочь (легкую).

Литература:

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш.

«Придумай слово» О. С. Ушакова

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Дедушкина копилка — Пермяк Е.А.

Дедушкина копилка

Когда бабушка внуч­кой была, она очень сказки любила. А сказки ей дедушка рассказывал.

При­бе­жит, бывало, внучка к дедушке и:

— Рас­скажи, дед, сказку!

Тогда дедушка велит внучке подать дере­вян­ный точе­ный гри­бок, откроет он у грибка крышку-шляпку и нач­нет в грибке рыться. А в грибке вся­кой вся­чины много. И перышко гуси­ное, и пуговка радуж­ная, и от очков обло­мы­шек, и бело­я­ро­вое зер­нышко. Пере­бе­рет дед вся­кую вся­чину, пере­смот­рит и сказку ска­зы­вать начнет.

Читайте также:
Мой хитрый сынишка: Приказ на снегу — Бианки В.В., читать рассказ детям онлайн

Как-то внучка спра­ши­вает дедушку:

— А зачем ты гри­бок про­сишь, как сказку начать сказывать?

А дедушка ей и отвечает:

— Это не гри­бок, внучка, а копилочка.

— Какая копи­лочка, дед?

— Ска­зоч­ная. Дедуш­кина. Я ведь, внучка, тоже вну­ком был, и мне тоже дед сказки рас­ска­зы­вал. При­ду­мает он сказку или услы­шит, сей­час же в копи­лочку без­де­лушку-памятку поло­жит, чтобы сказку не поза­быть. Про гуся сказка — гуси­ное перо. Про свечку — ога­ро­чек, про бело­ярую пше­ницу — зернышко.

И ты так, внучка, делай, когда бабуш­кой будешь. Тебе и заве­щаю эту дедуш­кину копилочку.

Так и делала внучка, когда бабуш­кой стала. Свои памятки в дедуш­кину копилку добав­ляла. А теперь эта копилка нам в наслед­ство доста­лась. И мы это наслед­ство не только бере­жем, а по мере наших сил умножаем.

Вам доста­нется эта копилка — то же самое делайте. А сей­час давайте смот­реть, что в этой копилке лежит.

Кто мелет муку

Как Огонь Воду замуж взял

Рыжий раз­бой­ник Огонь пла­менно полю­бил холод­ную кра­са­вицу Воду. Полю­бил и заду­мал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не пога­сить и ее не высушить?

Спра­ши­вать стал. И у всех один ответ:

— Да что ты заду­мал, рыжий? Какая она тебе пара? Ты что? Зачем тебе холод­ная Вода, без­дет­ная семья?

Затос­ко­вал Огонь, заго­ре­вал. По лесам, по дерев­ням пожа­рами загу­лял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается.

Гулял Огонь, горе­вал Огонь да встре­тился с тол­ко­вым масте­ро­вым чело­ве­ком. Ива­ном его звали.

Огонь в ноги ему пал. Низ­ким дымом сте­лется. Из послед­них сил синими язы­ками тлеет.

— Ты масте­ро­вой чело­век, ты все можешь. Хочу я раз­бой бро­сить, хочу я своим домом жить. Воду замуж взять хочу. Да так, чтобы она меня не пога­сила и я ее не высушил.

— Не горюй, Огонь. Сосва­таю. Поженю.

Ска­зал так масте­ро­вой чело­век и терем стро­ить стал. Построил терем и велел сва­дьбу играть, гостей звать.

При­шла с жени­хо­вой сто­роны огне­вая родня: тетка Мол­ния да дво­ю­род­ный брат Вул­кан. Не было больше у него род­ных на белом свете.

С неве­сти­ной сто­роны при­шел стар­ший бра­тец Густой Туман, сред­ний брат Косой Дождь и млад­шая сест­ричка Воды — Ясно­гла­зая Роса.

При­шли они и заспорили.

— Неслы­хан­ное дело ты, Иван, заду­мал, — гово­рит Вул­кан и пла­ме­нем попы­хи­вает. — Не бывало еще такого, чтобы наш огне­вой род из водя­ной породы неве­сту выбирал.

А масте­ро­вой чело­век отве­чает на это:

— Как же не бывало! Косой Дождь с огне­вой Мол­нией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.

— Это все так, — мол­вил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.

— И я, и я от тепла высы­хаю, — пожа­ло­ва­лась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил.

Тут Иван твердо сказал:

— Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радо­ваться. На то я и масте­ро­вой человек.

Пове­рили. Сва­дьбу стали играть.

Пошла пля­сать Мол­ния с Косым Дождем. Заку­рился Вул­кан, засвер­кал ярким пла­ме­нем, в ясных гла­зах Росы огне­выми бли­ками заиг­рал. Густой Туман набраж­ни­чался, на покой в овраг уполз.

Отгу­ляли гости на сва­дьбе и восво­яси пода­лись. А масте­ро­вой чело­век жениха с неве­стой в терем ввел. Пока­зал каж­дому свои хоромы, поздра­вил моло­дых и поже­лал им нескон­ча­е­мой жизни да сына-богатыря.

Много ли, мало ли про­шло вре­мени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря.

Хоро­шим сын бога­ты­рем вырос. Горяч, как роди­мый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и вла­жен, как роди­мая матушка Вода. Силен, как Вул­кан, как тетушка Молния.

Вся родня в нем сво­его кров­ного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот сты­нет и капель­ками на землю оседает.

Хоро­шее имя дали сыну-бога­тырю: Пар.

На телегу сядет Пар-бога­тырь — телега его силой пока­тится да еще сто дру­гих телег поез­дом повезет.

На корабль сту­пит Пар-чудо­дей — уби­рай паруса. Без ветра корабль катится, волну рас­се­кает, паро­вой голос подает, кора­бель­щи­ков своим теп­лом греет.

На завод пожа­лует — колеса завер­тит. Где сто чело­век рабо­тали — одного хва­тает. Муку мелет, хлеб моло­тит, ситец ткет, людей и кладь возит — народу помо­гает, мать, отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном желез­ном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высу­шить не может. Счаст­ливо живут. Нескон­ча­емо. Широко.

Год от году рас­тет сила их сына-бога­тыря, и слава о рус­ском масте­ро­вом чело­веке не мерк­нет. Весь свет теперь знает, что он холод­ную Воду за жар­кий Огонь выйти замуж заста­вил, а их сына-бога­тыря нам, вну­кам-пра­вну­кам, на службу поставил.

Читайте также:
Анюткина утка — Бианки В.В., читать рассказ детям онлайн

Как самовар запрягли

Про одно и то же раз­ные люди по-раз­ному сказки ска­зы­вают. Вот что я от бабушки слы­шал… У мастера Фоки, на все руки доки, сын был. Тоже Фокой звали. В отца Фока Фокич дош­лый пошел. Ничего мимо его глаз не усколь­зало. Всему дело давал. Ворону и ту перед дождем кар­кать выучил — погоду предсказывать.

Урок литературного чтения по теме: Е.А. Пермяк “Самое страшное”. 1-й класс

Класс: 1

Задачи:

  • продолжить знакомство с автором рассказа “Самое страшное” Е. А. Пермяком;
  • познакомить с новым произведением Пермяка Е. А. “Самое страшное”;
  • продолжить обучение выразительному плавному чтению;
  • совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;
  • развивать умение выделять главную мысль рассказа; соотносить ее с пословицей;
  • развивать умение работать с иллюстрацией, составлять описание героя;
  • развивать умение работать с учебником, отвечать на вопросы после текста;
  • развивать воображение, умение слушать собеседников;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к окружающим;
  • формировать эстетические и нравственные качества.

Оборудование:

  • ф. и. о. автора,
  • портрет писателя,
  • толковый словарь,
  • фрагмент видеозаписи м/ф “Ахи-страхи”,
  • книги для выставки,
  • таблички с характеристикой героя;
  • пословицы на отдельном листе.

Оформление доски.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, как вы готовы к уроку. На парте лежит учебник Чтение и письмо, листок с заданием.

Ребята, к нам сегодня на урок чтения пришли гости.

Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. Правила посадки.

2. Слово об авторе.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка “Самое страшное”. А также продолжим учиться читать текст выразительно целыми словами. Но сначала давайте посмотрим на портрет и вспомним, что мы знаем об этом замечательном писателе. (Ответы детей.)

(Настоящая фамилия писателя Пермяка – Виссов. Он родился в г. Пермь. Когда Евгению Андреевичу было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты.

Так Евгений Андреевич стал писателем.)

Спасибо. Кто помнит, с какими произведениями Пермяка мы уже знакомы? (“Торопливый ножик”, “Пичугин мост”.)

О ком или о чем пишет автор в своих рассказах? (О детях и их поступках).

Все книги, выставленные у доски, написал Е. А. Пермяк. На переменке эти книги можно будет посмотреть и взять почитать.

3. Работа с иллюстрацией.

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с произведением Е. А. Пермяка “Самое страшное”, но и будем развивать способности угадывать мысли художника.

Откройте учебник на стр. 132. Лист, которым закрыт текст, не снимайте.

Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению. Опишите мальчика. (Большой, сильный, крепкий.) Что можно сказать о мальчике, глядя на его внешний вид? (Неряха, на штанах заплатка). Что у мальчика за пазухой? (Рогатка). Для чего ему рогатка с камнем? (Для плохих поступков.) Как относятся к мальчику другие люди? Почему животные боятся Вовы? Значит мальчик кто? (Живодер). Чем мог оттолкнуть стариков? (Грубиян). Детей? (Драчун). Какое чувство вызывает этот мальчик у людей? Как вы думаете, что “самое страшное” мог описать Пермяк в своем произведении? Что ожидает героя, который так относится к людям? Хорошо ли быть таким? Сейчас мы покажем, какими нужно быть.

4. Физминутка.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй:
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

5. Знакомство с новым произведением.

Примите позу слушателя. Приготовьтесь слушать. Сейчас произведение Евгения Андреевича Пермяка “Самое страшное” прочитаю вам я. (Чтение рассказа учителем.)

Понравилась ли вам история? Вы хотели бы дружить с Вовой? Вам встречались такие дети?

К какому жанру относится это произведение? Докажите. (Нет рифмы, значит это не стихотворение. Нет волшебства и сказочных героев, значит это не сказка. История могла произойти на самом деле, значит это рассказ.)

Давайте составим модель обложки этого произведения. (Один ребенок выполняет задание у доски с объяснением: желтый прямоугольник показывает, что это рассказ о детях.)

Учебная задача. Сейчас мы прочитаем произведение по цепочке по одному предложению. При чтении особое внимание обратите на характеристику, которую дает автор мальчику.

6. Повторное чтение.

Чтение рассказа детьми. (По цепочке).

Подходит ли герой, которого мы описали, к рассказу?

Найдите в тексте, как автор описывает мальчика. (Выборочное чтение.)

Какую реакцию вызвало поведение Вовы у других людей? Найдите подтверждение в тексте. (Мальчики не захотели играть, оставили его. Девочки от него отвернулись. Пушок на улицу убежал. Кот на шкаф забрался, недобрыми глазами смотрит, сердится. Ёж в другой дом жить перебрался. Обиженная бабушка глаз не подняла, слезинки утирает.)

Читайте также:
Умей обождать — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

Для чего был написан этот рассказ? (Дети не должны поступать так, как Вова.)

Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа? Что может случиться с человеком? (Прочитать последний абзац несколько раз.)

Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?

7. Физминутка.

Мы читали, мы читали.
Много нового узнали.
Рассказы, загадки и пословицы
Учат нас быть добрыми,
Внимательными, дружить
И никогда не ссориться!

8. Работа с учебником.

Найдите после текста вопрос под №2. Прочитайте его. (Как нужно относиться к другим людям, чтобы не остаться как Вова одному?) Кто из вас одинок? Кто поступает так же, как Вова? Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

9. Работа в парах.

Сейчас мы будем работать в парах. Положите перед собой лист с пословицами. Прочитайте их. Обсудите с соседом, какая пословица больше всего подходит к прочитанному рассказу. Объясните свое мнение.

10. Итог урока.

Как можно помочь мальчику в этой ситуации? Что вы ему посоветуете? (Попросить прощения, завести друга). Кто такой друг? (Словарь Ожегова.) Чтобы не остаться одному, нужны друзья. Страшно быть одиноким, без друзей. Как нужно поступать с друзьями?

Я предлагаю посмотреть небольшой отрывок из м/ф “Ахи-страхи”.

Видеозапись (30 секунд). Почему мальчику было не страшно? (Он был с другом.)

С каким произведением мы сегодня познакомились? Чему научил нас автор своим рассказом? Что понравилось на уроке? (Какие задания понравились больше всего?)

Сегодня очень хорошо читали…

Дома прочитайте рассказ родителям. Запишите советы Вове, которые вы придумаете вместе с родителями. В блокнот с пословицами записать 3 новых пословицы о дружбе.

Как мальчик играл в доктора — Чарушин Е.И.

Рассказ как мальчик Никита играл со своей собакой Томкой в доктора. Он ставил ему градусник, хотел посмотреть горло, послушать трубкой. Но собака не понимала его.

Как мальчик играл в доктора читать

Стал Никита играть в доктора.

Он говорит Томке:

— Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания — дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался — это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем — это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

— Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет — не умеет говорить.

— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Никита, — я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

— Ты что кусаешься! — закричал Никита. — Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

— Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

— Я пропишу вам лекарство, — говорит доктор Никита, — и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить.

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

— Ты глупый, Томка! — кричит Никита. — Ведь совсем не так играют!

А Томка под диваном только своим хвостиком-обрубком об пол постукивает часто-часто да зубами похрустывает — жует, грызет щетку.

— Верно — совсем не умеет играть в больного.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 11

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 862 раз(а)

Другие рассказы Чарушина

Глупый мальчишка — Чарушин Е.И.

Рассказ про глупого мальчишку, который все время все в рот брал и облизывал. Дома облизывал нож, кисточку с красками, на улице тоже все в рот тащил. Но однажды зимой он облизал медную…

Яша — Чарушин Е.И.

Однажды автор гулял в зоопарке и наблюдал за животными. Увидел, как кошка Маруська поймала большую крысу в клетке у бобров и отдала ее служителю зоопарка. Потом к нему подлетел ворон и сказал…

Кто как живет — Чарушин Е.И.

В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду.…

Все рассказы Чарушина

Рекомендуем Вам прочитать

Воробей — Чарушин Е.И.

Рассказ про маленького воробья, который выпал из гнезда и еще не умел летать. Никита с папой взяли его домой, кормили и ждали, когда он подрастет чтобы выпустить на волю. Воробей читать Пошёл…

Читайте также:
Уточки — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

На нашем дворе — Чарушин Е.И.

Рассказ повествует маленьким ребятам о том, как живут животные на деревенском дворе. Автор красочно описывает их жилища, привычки, взаимоотношения друг с другом. Собака У Шарика шуба густая, тёплая, — он всю зиму…

Рябчонок — Чарушин Е.И.

Однажды автор с сынишкой пошли в лес за грибами и с ними пес Томка увязался. Около одной елки Томка начал вынюхивать кого-то. Это оказалась рябчиха с птенцом. Она притворилась больной и стала…

  • Бианки В.В. (22)
  • Житков Б. (7)
  • Чарушин Е.И. (37)
  • Драгунский В.Ю. (10)
  • Носов Н.Н. (33)
  • Осеева В.А. (27)
  • Остер Г.Б. (21)
  • Пермяк Е.А. (22)
  • Пришвин М.М. (37)
  • Сетон-Томпсон Э. (2)
  • Толстой Л.Н. (15)
  • Ушинский К.Д. (47)
  • Зощенко М.М. (19)

Рассказы по возрасту:

Рассказы по интересам:

Волк и семеро козлят — русская народная сказка

Лиса и козел — русская народная сказка

Скорый гонец — русская народная сказка

Волшебная дудочка — русская народная сказка

Телефон — Носов Н.Н.

Живая шляпа — Носов Н.Н.

Тук-тук-тук — Носов Н.Н.

Метро — Носов Н.Н.

Совушка — русская народная песенка

Кораблик (сборник Игрушки) — Агния Барто

Кошка и курочка — русская народная песенка

Федорино горе — Чуковский К.И.

  • О проекте
  • Правообладателям

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК “Начальная школа XXI века”
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок изучения нового материала. Знакомство с произведениями Е. Чарушина.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literaturnogo_chteniya.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК “Начальная школа XXI века”

Тема: Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».

Учитель:Ахметзянова Н. И.

Тип урока : урок изучения и первичного усвоения знаний .

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный.

1. Образовательные: познакомить с произведением Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» 1 класс (автор Л. А. Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, компьютер, слайдовая презентация, трёхцветные прямоугольники для самооценивания, смайлики для отражения настроения.

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

– Итак, начнем наш урок.

-Выберите смайлик и покажите ваше настроение.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей. А тему произведения вы определите сами, выполнив задания.

сотрудничества с учителем и

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

– Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет.

На столе: предметы: бинт, градусник, шприц, пипетка,

– Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы?

– Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу.

-Назовите самого доброго доктора, героя знаменитой сказки.

-Кто написал эту сказку?

(Ученики выходят по-одному, достают предмет, называют его и кладут на стол)

сотрудничества с учителем и

логические – анализ объектов с

целью выделения признаков

-Герой рассказа Е. Чарушина тоже мечтает стать доктором. Давайте узнаем имя этого героя.

– На доске развешаны буквы. Прочитайте все буквы, прочитайте среди них имя мальчика.

Н О И Ю К П Т И А

Юного доктора зовут Никита.

Евгений Иванович Чарушин в своем рассказе поведал нам одну из историй о своем сыне.

-А кого он лечил, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький.

-А как звали собаку, о которой пойдет речь, мы узнаем из произведения Е. Чарушина.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

выхода из затруднения.

(портрет Е. И. Чарушина)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

– Посмотрите ребята, перед вами портрет Е. И. Чарушина.

-Откройте Букварь на с.15.

-Как называется рассказ Е. Чарушина?

-Какую цель вы можете поставить на уроке?

– Что вы знаете о писателе?

Всю жизнь этот писатель прожил в окружении животных. Это были друзья писателя. В детстве вместе с мамой мальчик выкармливал уток, лечил зверей. Он помогал ухаживать за козами, кроликами, голубями. Живя рядом с животными, он научился наблюдать за их повадками, поведением. От отца, а он был известным архитектором, мальчик научился рисовать и всё, что наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге. Ко всем своим рассказам писатель сам делал зарисовки( демонстрация книг писателя). Он проиллюстрировал 120 книг о природе и животных

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

Наталья Закатова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

«Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

Цель: познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; формировать у воспитанников умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактуру шерстки, выражение глаз и др., рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных.

1. Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, развивать художественное восприятие иллюстраций.

2. Совершенствовать монологическую, связную речь; умение внимательно слушать, эмоционально сопереживать героям, последовательно рассказывать, отвечать на вопросы развернутым предложением.

3. Формировать и активизировать словарь (слова-признаки, слова – действия, согласование существительных и прилагательных, «художник-иллюстратор», «анималист»).

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность детей, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективной работе.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг, д/и «Четвертый лишний».

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказа «Томка».

Практические: ремонт книг.

Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.

ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательно-исследовательская – формировать представление о творчестве и его результатах.

2. Социально-коммуникативная – приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, развивать творчество в труде. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Художественно-эстетическая – развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.

4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.

Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва, Ю. Васнецова в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.

Материал к занятию:

Выставка книг Е. И. Чарушина, авторские рассказы и иллюстрации Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Волчишка», «Лисята», портрет Е. И. Чарушина, клей, кисти, полоски бумаги, ножницы, салфетки, клеёнки, тексты стихов, загадок, коробка с красным крестом и книги, нуждающиеся в починке, проектор для показа иллюстраций Чарушина.

Ход занятия:

Организационный момент «Ладошка» (пальчиковая гимнастика)

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут. (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладошке)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок. (дотрагиваемся кончиками пальцев до ладошки)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать. (указательным пальцем рисуем)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно. (трем ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки. (переступаем указательным и средним пальцами)

Предлагаю детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Показываю коробку с красным крестом (внутри лежат книги)

-Как вы думаете, ребята, что спрятано внутри этой коробки? (ответы детей)

«Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.»

«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.»

– Верно, в этой коробке лежат книги. А почему на ней красный крестик? (ответы) Это больница для книг, книжная больница. Давайте посмотрим вместе, что с ними случилось.

Открываем коробку и рассматриваем книги, которые нуждаются в ремонте.

– Я недавно перебирала книжечки в нашей групповой библиотеке и увидела несколько из них вот в таком плачевном состоянии, кто-то из наших ребят позабыл, как нужно обращаться с книгами, вот они и пострадали. Напомните мне, пожалуйста, как нужно брать книгу в руки, как переворачивать страницы. (ответы детей).

– Как мы сможем помочь им? (подклеить)

– Давайте все вместе подлечим наши книжечки, чтобы они радовали нас своими интересными историями и яркими рисунками. Я приготовила вам полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки и кисточки. Нужно будет отмерить длину полоски по книге, отрезать лишнее, согнуть полоску бумаги вдоль пополам и затем крепко приклеить к корешку книги. Все необходимые материалы приготовлены на столах. Давайте вспомним, как нужно работать ножницами (ответы детей).

Дети проходят за столы и начинают работать (звучит музыка). Во время работы помогаю отмерять нужную длину, сворачивать полоски бумаги, напоминаю, как смазывать её клеем.

– Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней!

– Вот какими нарядными и красивыми стали наши книжечки! Спасибо вам, ребята, что вы вылечили их! Теперь мы с вами будем обращаться с ними аккуратно и бережно, чтобы они оставались целыми и долго радовали нас. А теперь мы наведём порядок на столе и немного отдохнём.

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

(Маршируют по кругу друг за другом с

высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг,

трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом.

Останавливаются лицом в круг,

«рисуют» листья воображаемой кистью.)

По окончании физминутки дети садятся на стулья за другой стол.

– Скажи, Алёша, когда ты подклеивал книжечку, ты догадался, о чём она? (ответ ребёнка) Ты уже умеешь читать? А как ты догадался? (по картинкам)

-А ты, Лиза, поняла? Какие картинки в твоей книге? Как называется сказка? (ответ)

– А какие книги вам больше нравятся: с картинками или без них? (показываю взрослую книгу без картинок) (ответы)

– Такие картинки называются иллюстрации.Давайте вместе скажем: иллюстрации.

– А для чего они нужны? Можно обойтись без них? (ответы детей)

-Да, вы правы, детские книги с яркими иллюстрациями всегда интересно и читать и просто рассматривать. Глядя на них, можно легко догадаться о характере героев, их настроении.

– Как вы думаете,кто рисует иллюстрации к книгам: автор книги или настоящий художник? (ответы)

– Как правило, иллюстрации рисует настоящий художник или человек, который умеет очень хорошо рисовать, но бывают и исключения. Сегодня я хочу познакомить вас с необыкновенным человеком, который не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал иллюстрации к своим книгам.

– Зовут его Евгений Иванович Чарушин. (Показ портрета)

– В доме Е. И. Чарушинавсегда были животные: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок… Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Маленький Женя мог часами наблюдать, как его питомцы устраивали гнезда, выводили птенцов. Он начал зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных (выставляю его иллюстрации на доску). Так и появилось у мальчика сильное увлечение – рисование. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисть и карандаш. И оказалось, природа наградила его и даром художника.

– Особенно трепетно и нежно относился Евгений Иванович к детёнышам зверей, птиц и животных. Поэтому не случайно его первые рассказы – о них,да и называются они ласково: «Волчишка», «Медвежата», «Лисята». (Показ книг)

– Рисунки Е. И. Чарушина ни с чьими другими спутать нельзя.Посмотрите внимательно на них и скажите: какие цвета использовал художник, изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые, др.)

– Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.

– Как изображал художник своих животных на иллюстрациях, крупно или мелко?

– Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты)

– Да. Обратите внимание, зверята у Чарушинаизображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д.

– Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

– Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.

– Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.

– А хотите послушать один из его рассказов о маленьких щенках? (Чтение рассказа «Томка»)

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…

От этого пёсика, говорит, есть щенки.

Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие — только что научились ходить.

«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

– О ком говорится в этом рассказе? (ответы детей: про щенят.)

– Одинаковые ли по характеру были щенки? (ответы детей: ленивый, сердитый, простодушный, охотничий.)

– Что делали щенки? (ответы детей) (Показываю иллюстрацию автора к рассказу)

– Как автор выбирал себе охотничью собачку? (ответы)

– Как он её назвал? (Томка)

– Про одного щенка скажем: веселый, смешной. А если их двое,скажем: они … (ответы детей: весёлые, смешные, четко произносим окончания).

– Послушайте,об одном или о двух щенках я сейчас скажу: ленивый… озорные… шаловливые… пушистый…

– А эти слова о ком: верная – … о собаке или о щенке? (ответы детей: о собаке).

– Собака добрая, а щенок (добрый, четко произносим окончания).

– Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И свернёмся как ежонок,

Обе лапки отряхнём

И в обратный путь пойдём.

Садятся полукругом на стульчики.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний» (три картины Чарушина, а одна – Васнецова). Догадайтесь, какая из картин лишняя и отличается от других. (Ответы детей)

– А как вы догадались, что именно эта картина лишняя, ведь здесь тоже нарисованы животные?

(на этой картине сказочные животные, они в русской народной одежде, а на трёх других – обычные животные, какими они бывают в жизни).

– Да, вы верно догадались. Сказочных животных в русских костюмах рисовал художник Юрий Васнецов, вот его иллюстрация. А другие иллюстрации кто нарисовал? (Е. Чарушин)

– Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы)

– Как зовут художника – иллюстратора, с которым мы сегодня познакомились? (ответы)

– Кого он рисовал? (ответы)

– Как называются его рассказы? («Медвежонок», «Лисёнок»)

– Кто такой художник – анималист? (ответы)

– Знаете, ребята, оказывается, сын Чарушина Никита и внучка Наташа тоже стали художниками и рисовали иллюстрации для детских книг о природе. Представляете, целая семья художников – анималистов!

– Художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них. Я думаю, что и мы с вами будем заботиться о животных, восхищаться их красотой. А ещё мы все вместе будем с удовольствием читать книги о животных и рассматривать замечательные иллюстрации Евгения Чарушина и других художников-иллюстраторов, будем бережно относиться к книгам и в детском саду, и дома.

– Вам понравилось играть и беседовать со мной, ребята? Вы узнали много нового? И мне было очень приятно поделиться с вами новыми интересными знаниями, спасибо вам большое за помощь и внимание!

Краткое содержание чарушин рассказы о животных для читательского дневника

Об авторе

В 1901 году, в семье одного из значимых архитекторов города Вятки на Урале родился Евгений Иванович Чарушин. Это был самый любимый всеми детьми художник животного мира и наилучший художник анималист, которому не нашлось равных в этом занятии. Помимо этого, Евгений Чарушин оставался самым добрым и милосердным детским писателем, который смог донести до незрелого юного сознания свой непосредственный и свежий детский взгляд на животный мир и ребяческое восприятие жизни. Его человечное искусство не просто радует многие поколения юных читателей, но и обучает многих любить всех птиц и зверей.

Книги Евгения Ивановича публиковались во многих странах, количество общего тиража превышало 6 млн. экземпляров.

В 1930 году Е. И. Чарушин решил написать маленькие детские рассказы о животных, которые в дальнейшем получили весьма тёплый отзыв от Максима Горького. Как признался сам Чарушин, собственные тексты иллюстрировать ему было намного сложнее.

До наступления войны Чарушиным Е.И. было создано много книг: «Облава», «Животные жарких стран» и другие.

В военное время Евгений Иванович вынужден был вернуться в Вятку (Киров), где занимался рисованием плакатов для «Окон ТАССа» и изображением картин на партизанские темы.

В Ленинград художник смог вернуться лишь в 1945 году. Рассказ С.Я. Маршака «Детки в клетке» стал заключительной книгой Евгения Чарушина. В 1965 году он умер. В этом же году в Лейпциге проходила международная выставка детских книг, где ему посмертно присудили заслуженную золотую медаль.

Всю свою жизнь Евгений Иванович Чарушин рассказывал детям о мире животных, передавал свою «детскую» душу.

Интересные темы

  • Гоголь — Невский проспект
    Автор начинает рассказ о Невском проспекте в Петербурге. Как быстро меняется он в зависимости от времени суток. С утра он пахнет горячем хлебом. В двенадцать часов на проспекте гуляют гувернё
  • Наташа Ростова любимая героиня Толстого
    Роман «Война и мир» является самым известным и монументальным произведением писателя, а одна из героинь Наташа Ростова представляется в романе одним из наиболее ярких и насыщенных
  • Пастернак — Доктор Живаго
    Живаго верит в идеалы, он, не обращает внимание на чужое мнение, готов смотреть опасности в лицо. Он не желает никому смерти и страданий, но его сила именно в непоколебимости
  • Гомер — Одиссея
    ействия поэмы происходят по прошествии 10 лет после того, как закончилась Троянская война. Все почтение в поэме отдано Одиссею. Его похитила нимфа Калипсо, когда он возвращался на Родин

Е. Чарушин “Что за зверь”: какое краткое содержание, план, основная мысль?

Рассказ Евгения Чарушина “Что за зверь”: краткое содержание, 5,6 предложений для читательского дневника, что писать?

Е.Чарушин “Что за зверь?”: как составить план рассказа?

Какая главная мысль рассказа Чарушина “что за зверь”, анализ рассказа, что писать?

Герои рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”: любознательная девочка Катя и кролик.

План рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”:

Главная мысль рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”:за животными интересно наблюдать, изучать их повадки, животных надо подкармливать, особенно им трудно найти пропитания зимой.

План к рассказу “Что за зверь” получился совсем коротенький:

Главная мысль или чему может научить рассказ Евгения Чарушина?

Коротко для ч/дневника по рассказу “Что за зверь”

В рассказе описано, как девочка Катя, гуляя на улице, заметила звериные следы возле дома. Ей стало интересно, и она оставила на крылечке котлету. Однако, котлета осталась нетронутой. Сахарная косточка также осталась целой, а морковка, положенная на 3-й день исчезла. Тогда уже вся семья девочки решила узнать, что за зверь к ним приходит. Папа сделал ловушку, в которую попался кролик. Они посадили его в клетку и стали заботиться о нем.

Читая рассказ, мне показалось, что весной Катя выпустит кролика из клетки в лес, чтобы он мог вернуться в свой дом. Потому что его поймали, чтобы спасти от холодов, а не для забавы.

Краткое содержание рассказа Чарушина “Что за зверь?”:

Девочка Катя увидела утром странные следы на снегу и решила узнать, что это за зверь их оставляет. Она положила котлетку, но не тронул зверь котлету. Положила косточку и косточку не стал есть зверь. А вот морковку съел и тогда папа Кати поставил на зверя ловушку с морковкой. попался в нее белый кролик, который стал у девочки кати жить.

План пересказа рассказа “Что за зверь?”:

Главная мысль рассказа “Что за зверь?”:

Каждый зверь ест только то, что ему кажется вкусным, и не есть то, что не входит в его рацион.

Прочитав рассказ Е. Чарушина “Что за зверь” напишу краткое содержание для читательского дневника.

Впал белый снег. А на свежевыпавшем снегу хорошо видны чьи-то следы. Заинтересовалась девочка Катя, чьи же это следы. Оставила она на крыльце котлетку, а потом косточку из супа. Но все ее гостинцы остались нетронутыми. Тогда положила девочка Катя морковку для неизвестного зверька. Зверек приходил ночью и съел морковку.Тогда папа смастерил западню из ящика, положив в качестве приманки морковку. Наутро пришли все к ящику, а он упал и накрыл кого-то. Тут все увидели, что в ящике очутился пушистый кролик. Для кролика сделали клетку, и он стал там жить. А Катя кормила его травой, морковкой и овсом.

Друзья

Друзья

Чарушин Е. И. Рассказы о животных

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисенка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже еще совсем маленький. Щенку было от роду один месяц. Вот и стали лисенок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.

Очень занятно они играли! Лисенок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадет. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом.

Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисенка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском — будто мяукал.

Все лето щенок и лисенок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисенок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисенка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку».

Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.

Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. «Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую».

Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружье.

— Ищи, — говорит, — Огарко. Ищи своего приятеля. — И показал следы на снегу.

Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает, по следу идет. И ушел он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идет: лай все ближе, ближе. Лесник спрятался за елку на опушке, взвел курки на ружье.

И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну, как тут стрелять. Ведь собаку убьешь!

Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пес встал на задние лапы, уперся в грудь хозяину и хамкает: ловит шутя лисий хвост.

— Эй вы, чертенята! — сказал лесник, спустил курки на ружье и вернулся домой.

И так жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем.

А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.

Рассказы Чарушина


Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) — выдающийся советский художник-график, а также автор замечательных рассказов о животных. Чарушин широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.

Про Томку

Маленькие рассказы про собачку Томку, которую взяли щенком у охотничьей собаки. Томка с удовольствием познавал мир, учился плавать, понимать, где опасность. Очень смешно было наблюдать за тем, как спит Томка: подергивает лапами, скулит, лает на…

Страшный рассказ

Рассказ про мальчиков Шуру и Петю, которые были одни в доме и их вечером кто-то напугал: в сенях кто-то топал и сопел. Тут пришли мама с папой и нашли в углу ежика. Страшный рассказ читать…

Кошка Маруська

Рассказ про кошку Маруську, которая жила у хозяина, который ее плохо кормил. Она стала ходит в лес охотиться на мышей и птичек, да так осталась там жить. Так она прожила все лето и осень, но…

Две мышки

Рассказ о том, как однажды познакомились лесная и домашняя мышь. Лесная мышь показала свои кладовки и запасы на зиму. Но заносчивая домашняя мышь хотела похвалиться своим сытым жильем и попалась в лапы кошке. Две мышки…

Воробей

Рассказ про маленького воробья, который выпал из гнезда и еще не умел летать. Никита с папой взяли его домой, кормили и ждали, когда он подрастет чтобы выпустить на волю. Воробей читать Пошёл Никита с папой…

Никита

Смешной рассказ про то, как Никита играл в охотника. Дома он охотился на игрушечных зверей, а летом на даче ему представилась возможность поохотиться на сорочонка, который не умел летать. Никита – охотник читать Есть у…

Как мальчик играл в доктора

Рассказ как мальчик Никита играл со своей собакой Томкой в доктора. Он ставил ему градусник, хотел посмотреть горло, послушать трубкой. Но собака не понимала его. Как мальчик играл в доктора читать Стал Никита играть в…

Животные жарких и холодных стран

Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, бы­стрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!…

Рябчонок

Однажды автор с сынишкой пошли в лес за грибами и с ними пес Томка увязался. Около одной елки Томка начал вынюхивать кого-то. Это оказалась рябчиха с птенцом. Она притворилась больной и стала подальше уводить пса…

Кот Епифан

Однажды к бакенщику на Волге пришел пушистый кот и остался жить у него: вдвоем все-таки веселее. Сытая и теплая жизнь в доме бакенщика понравилась коту. Он ходил удить рыбу с бакенщиком, сопровождал того в поездках по…

Мне нужно краткое содержание друзья Чарушина

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисенка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место. А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже еще совсем маленький. Щенку было от роду один месяц. Вот и стали лисенок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе. Очень занятно они играли! Лисенок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадет. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисенка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском — будто мяукал. Все лето щенок и лисенок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисенок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисенка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку». Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев. Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. «Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую». Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружье. — Ищи, — говорит, — Огарко. Ищи своего приятеля. — И показал следы на снегу. Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает, по следу идет. И ушел он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идет: лай все ближе, ближе. Лесник спрятался за елку на опушке, взвел курки на ружье. И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну, как тут стрелять. Ведь собаку убьешь! Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пес встал на задние лапы, уперся в грудь хозяину и хамкает: ловит шутя лисий хвост. — Эй вы, чертенята! — сказал лесник, спустил курки на ружье и вернулся домой. И так жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем. А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: