Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: как определить и лечить СДВГ

СДВГ – причины, мифы и лечение

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), гиперкинетическое расстройство. За этим диагнозом скрывается вездесущий непоседа, «ну очень живой ребенок». Стоит маме на секунду отвести глаза – его уже нет. И тут же беглец обнаруживается по шуму из соседней комнаты, как будто целая толпа дошколят играет в песочнице. А рядом, его утомившаяся от безуспешных попыток угомонить, успокоить, объяснить окружающим семья.

Термин СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), пришел к нам из Северной Америки. В DSM 5 (англ. Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition — Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания) – СДВГ (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD). В Европейской классификации используется термин Гиперкинетическое расстройство. В МКБ 10 (международная классификация болезней 10ого пересмотра) относится к группе Эмоциональных расстойств и расстройств поведения. Но уже в МКБ 11(международная классификация болезней 11ого пересмотра) данный диагноз отнесен к Нейроонтогенетическим расстройствам, что оправдано данными исследований этиопатогенеза заболевания.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – полиэтиологическое психическое заболевание, начинающееся в детском возрасте, клинически проявляющееся триадой кардинальных симптомов:

Нарушением внимания

основной симптом при гиперкинетическом расстройстве. Внимание имеет разные значения для разных людей и в разных ситуациях, охватывает широкий спектр разных аспектов, например, фокусирование, поддержание внимания, переключение внимания и т.д. Отвлекаемость (или нарушение внимания) — расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действии внешних раздражителей. Если оставить все как есть, проблемы с обучением не заставят себя ждать.

Гиперактивностью

Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно; вскакивает с места без разрешения; бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неподходящих для этого ситуациях; не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивностью

не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или 9 разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.

К критериям данного диагноза можно отнести:

  • Обязательно раннее начало до 7 лет.
  • Постоянство во времени – клинически проявления не обусловлены ситуацией, проявляются одинаково во всех ситуациях.
  • Тотальность – нарушения затрагивают все виды деятельности малыша.
  • Продолжительность описываемого состояния – не менее 6 месяцев.

Гиперактивность может встречаться вне описываемой нозологии. Она может быть проявлением, осложнением и других психоневрологических диагнозов.

Соответственно: у всех пациентов с СДВГ есть гиперактивность, но не всегда гиперактивность говорит о наличии СДВГ.

3 формы в зависимости от наличия и преобладания симптомов различаются СДВГ:

  • смешанная форма, когда имеются все группы симптомов – от 50 до 75% случаев. 20
  • с преимущественными нарушениями внимания – 20-30%. Чаще встречается у подростков.
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности – 15% случаев, чаще встречается в дошкольном возрасте.

По европейской классификации, диагноз гиперкинетическое расстройство, как правило, определяет сочетанную форму синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

На данный момент этиология СДВГ описана следующим образом: Генетические факторы: Наследуемость синдрома является одной из самых высоких среди психических расстройств, определяется в 76%. Заболевание чаще клинически проявляется у мальчиков, так же в семьях, чаще чем в популяции встречаются тики, болезнь Жиль Де Ла Туретта.

Биохимичнеские факторы: нужно отметить, что некоторые из детерминирующих заболевание генов (подтвержденных и притендующих на это звание), относят к регулятором нейромедиаторного обмена. При этом установлено, что при сходной симптоматике дисбаланс момоаминового обмена дофаминергической, серотонинэргической и норадренергических систем могут иметь различия.

Нейропсихологические факторы: обусловлены всем вышеперечисленным. Представлены нарушением функционирования системы ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры, ретикулярной формации, как следствие – патология моторного контроля, внимания, оперативной памяти. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.

Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой показано 4 типа отклонений высших психических функций. Они исследовали неоднородность проявлений синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей от 5 до 9 лет. Согласно ему, есть несколько типов нозологии, которые, в зависимости от поражения тех или иных структур, во-первых – по разному проявляются, во-вторых – имеют разный прогноз относительно «сглаживания» симптомов.

Выходит, синдром дефицита внимания и гиперактивности можно не лечить?

Ранний школьный возраст – время, когда закладываются навыки общения в коллективе, приобретается тот фундамент знаний, на котором в дальнейшем и строится материал всей школьной программы. Справляться с этими задачами импульсивному, гиперактивному, «наказанию для учителей» будет очень сложно. Учителя «не любят», сверстники не зовут играть, так как даже свод правил в виде веселой игры – непосильная задача для малыша. На фоне этого формируются вторичные осложнения:

  • Низкая самооценка
  • Брутальное поведение, замкнутость
  • Формирование психопатий, психопатоподобного поведения.

Таким образом, если мы ожидаем, что патологические черты уйдут сами собой, мы получим социально дезадаптированного, замкнутого, формально переводимого из класса в класс двоечника, который то и дело срывает уроки, проявляет агрессию по отношению к окружающим.

Читайте также:
Закономерности, принципы, формы и методы воспитания

Как следует из вышесказанного, данная патология сопряжена с дисфункцией тончайших мозговых структур и моноаминергических систем.

Психофармакологическая индустрия предлагает нам не так много решений данной проблемы. За рубежом препаратами первого выбора являются психостимуляторы (метилфенидат), сходные по механизму действия и аддиктивному потенциалу с наркотическими психостимуляторами.

На территории нашей страны применяется препарат атомоксетин, блокирующий обратный захват норадреналина. Как следствие, при такой терапии успех достигается в 90% случае нарушения внимания, однако, намного слабее справляется с гиперактивностью, что приводит к медикаментозно стертой картине заболевания и все тем же, выше описанным последствиям.

Нашими врачами при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности используется уникальный метод Биоакустической коррекции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе, и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейробиоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие синдрому дефицита внимания и гиперактивности расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – признаки, лечение

Что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является общим условием, что влияет на детей и подростков и может продолжаться у некоторых людей в зрелом возрасте. Некоторые эксперты говорят, СДВГ способен поражать от 8% до 10% детей школьного возраста. Некоторые эксперты также скептически относятся к утверждению действительно ли дети перерастают Синдром дефицита внимания и гиперактивности. А это означает, что СДВГ может быть более распространенным состоянием у взрослых, чем это считалось ранее.

Дети с СДВГ, как правило, имеют проблемы с вниманием или концентрацией. Они не могут четко следовать инструкциям, они быстро начинают скучать или разочаровываться поставленными задачами. Они также постоянно в движении и импульсивны, не останавливаясь, чтобы подумать, прежде чем начать действовать. Такое поведение может быть нормальным для почти всего подрастающего поколения, но дети с СДВГ ведут себя так гораздо чаще и происходит это в более тяжелой форме.

Поведения, которые являются общими в ходе СДВГ, влияют на способность ребенка к функционированию в школе и дома.

Симптомы СДВГ у детей.

Невнимательность – ребенок с СДВГ:

  • Гиперактивный ребенок в школе – легко отвлекается
  • Не следует инструкциям или не заинтересован в завершении задачи
  • Не слушает внимательно, когда кто-то говорит
  • Не обращает внимание и делает ошибки по невнимательности
  • Забывает о повседневной деятельности
  • Имеет проблемы с организацией повседневных задач
  • Избегает или не любит деятельность, которая требует сидеть или постоянных усилий
  • Часто теряет вещи, в том числе личные вещи

Гиперактивность – ребенок с СДВГ:

  • Часто ерзает, суетливый
  • Не сидит на месте, когда это требуется
  • Не способен играть спокойно
  • Всегда в движении
  • Чрезмерно говорит

Импульсивность – ребенок с СДВГ:

  • Не может спокойно дождаться своей очереди
  • Выпаливает ответы, прежде чем вопрос был завершен
  • Часто прерывает других
  • СДВГ является наиболее часто диагностируемым психическим расстройством детей и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может продолжаться в подростковом возрасте и во взрослом возрасте.

Диагностика СДВГ.

Гиперактивный ребенок отвлекается от уроков. Если присутствуют известные причины, врач полностью изучает историю болезни и делает физический осмотр. Врач может использовать различные тесты – такие, как анализы крови, чтобы определить, есть ли физическое расстройство или другие проблемы в вызывающие симптомы СДВГ.
Некоторые психические заболевания, такие как депрессия и тревожные расстройства, имеют некоторые симптомы, которые схожи с СДВГ. По этой причине, полная психиатрическая оценка необходима для точного диагноза Синдром дефицита внимания и геперактивности.

Если никакого физического расстройства не найдено, ребенок может быть направлен к детскому и подростковому психиатру или психологу, детскому неврологу или другому врачу. Это должен быть доктор, специально обученный для диагностики и лечения СДВГ. Врач основывает свой диагноз на симптомах и поведении ребенка, но обычно принимается во внимание мнение родителей ребенка, учителей и других взрослых, которые знакомы с поведением ребенка.

Лечение (СДВГ) Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и геперактивности не лечится. Но многими из симптомов, которые мешают функционированию и способны причинять страдания, можно управлять. Лечение СДВГ часто включает в себя комбинацию лекарств и различных психосоциальных методов лечения.

Психосоциальная терапия: Это методы лечения, направленные на управление поведенческими, психологическими, социальными и рабочими / учебными проблемами, связанных с болезнью. Психологические методы лечения, которые могут быть использованы для СДВГ включают:

Специальное образование: Специальное образование является типом образования, который строится для удовлетворения уникальных образовательных потребностей ребенка. Дети с СДВГ, как правило, извлекают наибольшую пользу из очень структурированной среды и использования подпрограмм.

Модификация поведения: Модификация поведения включает в себя стратегии для поддержки хорошего поведения и снижения проблемного поведения ребенка.

Психотерапия (консультации): Психотерапия может помочь ребенку или взрослому с СДВГ научиться более эффективным способам обработки эмоций и разочарования. Она также может помочь улучшить самооценку. Консультирование способно помочь членам семьи лучше понять ребенка или взрослого с СДВГ.

Читайте также:
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Социальные навыки: обучение социальным навыкам может помочь ребенку научиться новому поведению, такие как очереди и обмен. Это позволит ребенку лучше работать в сфере социальных ситуаций.

СДВГ – требует обязательного лечения, выявить симптомы и назначить комплексное лечение поможет Реацентр.

консультация для родителей “Воспитание без крика”
консультация

как не испортить детей своими эмоциями, воспитывая грамотно.

Скачать:

Вложение Размер
kak-vospitat-rebenka-bez-krika-i-nakazaniya-1.docx 26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как воспитать ребенка без крика и наказания?»

Как воспитать ребенка без крика и наказания?

Воспитание детей без наказаний: советы

Доказано, что дети, которых не наказывали в детстве, менее агрессивны. Что такое грубость? В первую очередь – это месть за боль. Наказания способны породить глубокую обиду, которая может заглушить все, включая здравый смысл малыша. Иначе говоря, ребенок не может выплеснуть негатив, он начинает жечь малыша изнутри. Поэтому дети могут срываться на младших братиках и сестричках, ругаться со старшими, обижать домашних животных. Как воспитать ребенка без крика и наказания? Разберемся!

Наказание: что это?

Наказание является неким дополнительным мотиватором, который должен удержать ребенка от совершения какого-то действия, тогда как малыш должен бояться вовсе не его, а последствий своих поступков.

Если вы собрались подвергнуть своего ребенка наказанию, задумайтесь о том, понимаете ли вы причины, побудившие его так поступить. Не ошибаетесь ли вы, собираясь наказать малыша? Помните, что если вы чего- то не запретили, то это разрешено. Кроме того, если ребенок совершил проступок в первый раз, то следует объяснить ему, что это – плохо, потому что, возможно, он этого просто не знал. Предупреждайте малыша о возможных последствиях его проступка. Кроме того, вы должны критиковать не ребенка, а его действия. Если вы готовы сорваться на крик, лучше начать разговаривать шепотом. Перед наказанием загляните в зеркало. Очень часто причины плохого поведения детей кроются в самих родителях. Если малыш плохо себя ведет, скорее всего, он берет пример с вас.

Чему мы учим ребенка, наказывая его? Врать, изворачиваться, всячески избегать расправы. Зачем? Вспомните, что есть естественные последствия действий малыша. Ребенок все узнает на своем опыте, поэтому лучше сконцентрировать свое внимание именно на этом.

Пример – малыш разбросал игрушки по всей комнате, а теперь уже третий час ищет своего любимого мишку. Вот оно – наказание без крика и упрека. Как правильно воспитывать малыша? Позволить ему учиться на собственном опыте, даже если он негативный.

Воспитать, не наказывая?

Ребенок, которого воспитывали без наказаний, не станет вследствие этого эгоистом. Эгоизм – не та черта, которую можно воспитать разумным подходом. Кто такие эгоисты? В большинстве своем – недолюбленные дети, которые, будучи уже взрослыми, стараются наверстать то, что упустили. Воспитание без применения наказания – большой тяжелый и ежедневный труд обоих родителей. В первую очередь это работа над собой. Почему? Потому что, как бы мы себя ни вели и как бы ни поступали, дети все равно будут похожими на нас – родителей.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний?

Советы и рекомендации.

Очень многие родители сомневаются в том, правильно ли они воспитывают своего ребенка. Одно из главных сомнений – надо ли

наказывать малыша? Ответ: не всегда. Далее приведены принципы воспитания без наказаний, нытья и криков.

Тот родитель, который по доброй воле выбрал вариант воспитания без наказаний, столкнется со множеством трудностей и сложностей. Главное – помнить, что отсутствие карательного фактора, исходящего от родителей, вовсе не означает вседозволенности. Данный вариант воспитания не значит, что у малыша не будет никаких правил и норм поведения

Терпение

Те родители, которые решаются на воспитание детей без наказаний и крика, должны пройти долгий, полный препятствий путь. Терпение – это то, что в первую очередь должны проявлять они по отношению к своему ребенку. Многие проблемы сулит мамам и папам этот путь, однако, если соблюдать все условия, ребенок вырастет в самодостаточного и, что самое важное, счастливого человека.

Любовь к детям

Как воспитать ребенка без крика и наказания? В первую очередь – любить его. Детей надо любить не за то, что они дарят нам, например, чувство гордости, уверенности, а просто так – за то, что они у вас есть. Бесспорно, наказать малыша намного проще, чем сидеть и разбираться в том, почему он плохо себя ведет. Однако в этом и заключается главный эгоизм родителей и других родственников. Стремясь облегчить жизнь себе, они ущемляют своего ребенка, а он хоть и маленькая, но все же личность.

Принятие ребенка

Одна из самых сложных родительских задач – это принять ребенка таким, каким он является, включая его капризы, проблемы и прочие неприятности. Воспитание без крика и истерик, прежде всего, заключается в том, чтобы малыш всегда чувствовал, что мама и папа его ценят и любят.

Внимание

Достаточное количество внимания, уделенного ребенку – один из главных секретов того, как воспитывать детей без наказания. В большинстве случаев именно дефицит родительского внимания является основной причиной детского непослушания.

Признание ребенка как личности

Малыш с самых малых лет, когда он еще не умеет ни ходить, ни говорить, уже способен выбрать себе игрушку или одежду. У ребенка уже есть и свои чувства, и радости, и страдания. Как воспитать ребенка без крика? Ни в коем случае не пренебрегать малышом и не демонстрировать неуважения к нему. Потому что это губит детскую индивидуальность.

Воспитание на личном примере

Если вы учите ребенка не мусорить на улице, будьте добры, сами этого не делайте. Запрещаете малышу говорить неправду? Не лгите сами. И даже не приукрашивайте и не умалчивайте. Правила, предлагаемые ребенку, должна соблюдать вся семья. Воспитание без крика и истерик основывается на потребности малыша вести себя как взрослый.

«Отзеркаливание» родительских поступков, манер и поведения – это запрограммированный подсознательный процесс.

Не давите на ребенка

Запомните простое правило, как воспитать ребенка без какого-либо наказания: чем больше вы давите на малыша, тем больше он будет сопротивляться. Если постоянно говорить ребенку: не делай, не трогай, убери игрушки, сделай это, не ходи туда – создается напряженная атмосфера в доме. Разумеется, у малыша разовьется желание сбежать или каким-то образом отгородиться. Это он и будет делать, закатывая родителям истерики, капризничая и протестуя.

На каждую силу найдется куда большая сила?

Если вы задаетесь вопросом о том, как воспитать ребенка без крика, ремня, то вы понимаете, что, как только малыш вырастет, ваш финансовый и силовой авторитет пропадет. Именно тогда придет понимание, что наказание

– это грубейшая ошибка воспитания, однако будет уже поздно.

Последовательность – главный помощник

Зачастую причиной капризов малыша является именно нестабильное поведение мамы. Сегодня она требует одно, завтра – другое, послезавтра – третье. И как ее понять? Кроме того, дома она разрешает определенные действия, а на людях, наоборот, запрещает. Естественно, ребенок сначала пытается подстроиться под переменчивые требования, хотя и не видит целостной системы, потом путается, впадает в смятение, боится. Разумеется, конфликт становится неизбежным. Кроме того, представьте состояние ребенка, если, ко всему прочему, существует разница между требованиями мамы и папы!

Последовательность – один из главных секретов в том, как воспитать ребенка без крика и наказания. Пусть ребенок знает: все, что вы обещали – вы выполните. Если вы сказали, что в этом месяце не купите ему игрушку – не покупайте. Если обещали не давать конфеты до обеда – не давайте. В противном случае малыш усвоит правило: если нельзя сегодня, а завтра – можно, то можно всегда. Кроме того, чтобы ребенок сумел осознать то, что от него требуют, реакция мамы должны быть одинаковой не менее пяти раз. Только тогда малыш поймет, что ему следует делать, а что находится под запретом.

Поощрение

Еще один секрет того, как воспитывать детей без наказания. Малыш быстро забудет о грозящем ему за шалость наказании, тогда как о презентах за хорошее поведение помнят долго.

Родитель должен развиваться

Всем известно, что дети – любители сложных и необычных вопросов. Для того чтобы малыш не застал вас врасплох своим вопросом, необходимо постоянно учиться чему-нибудь новому и интеллектуально развиваться.

Не поддаваться на провокации

Зачастую, чтобы добиться желаемого, малыш начинает кричать и закатывать скандалы. Будьте равнодушны к подобному поведению.

Как воспитать ребенка без крика и наказания? Как обучиться этому мастерству?

Когда штудируешь книги о правильном воспитании детей, пребываешь

в полной уверенности, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будешь кричать на своего малыша. Да и как можно? А наказывать – и вовсе караул! Ведь каждая мама нового поколения знает, что теория Спока – не что иное, как насилие над личностью ребенка, которую как минимум нужно уважать. Итак, что же необходимо знать родителям о том, как воспитать ребенка без крика?

Один из способов самовыражения – шалости и капризы

Когда малышу не хватает свободы, он начинает всячески портить настроение родителям: то раскричится, то обмажет кошку шоколадным маслом, то обои изрисует. Зачастую капризы у ребенка появляются в кризисные периоды, например, существует кризис трех лет и переходный период.

Всего их четыре: кризис первого года жизни, трех лет, который бывает в промежутке от двух до четырех лет; семи лет и подросткового возраста. Поэтому, если вы видите, что поведение ребенка сильно изменилось, обратите внимание на то, не находится ли он в одной из вышеперечисленных возрастных категорий. Ведь если так, то это вовсе не капризы, а очередной этап развития. С каждым годом необходимо давать малышу больше свободного пространства и времени, а не добавлять ему обязанностей по дому. Потому что свобода – это, прежде всего, самостоятельное принятие решений.

Естественные последствия

Как мы уже выяснили, естественные последствия шалостей и поступков – это лучшее наказание. Допускайте их.

Найти выход вместе

Постарайтесь прочувствовать выход из сложившийся ситуации вместе с ребенком. Например, если он взял чужую вещь, поговорите с ним о том, что владелец наверняка расстроится, если не найдет пропавшее. Может быть, эта вещь ему очень дорога. Надо срочно ее вернуть!

Задавайте интерес

Родителям необходимо сделать так, чтобы правильное поведение вызывало у малыша интерес, вместо того, чтобы зацикливать ребенка на возможных плохих последствиях его поступков. Как это понять? Родитель не говорит малышу, что если тот тронет цветок, то встанет в угол, а говорит:

«Посиди тут и покатай машинку, я скоро приду».

А что делать с маленькими детьми?

Маленький ребенок – тот, кто еще не способен осознать ни неправильности своих действий, ни их последствий. Естественно, что объяснять ему это бесполезно. Что нужно сделать? Удалить малыша из опасной среды физически и создать для него безопасную обстановку. Например, если ребенок лезет к бездомной собаке, то можно отвлечь его игрушкой или унести в другой двор.

Разговаривайте с ребенком

Не забывайте общаться с малышом. Объясняйте ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Можно смоделировать ситуацию на примере кукол или же решить вопрос в игре. Кроме этого, дети – крайне разумные существа, и очень часто у них можно узнать все напрямую. Просто спросите ребенка в разгар истерики, зачем он так себя ведет, чего он добивается своим плохим поведением. Возможно, малыш вам ответит на все вопросы.

Будьте разумны в своих запретах

Нет необходимости накладывать запреты на те действия малыша, которые ему необходимо выполнить. Сидеть тихо и спокойно порядка сорока минут в очереди к врачу он физически не сможет. Детям необходимо играть, бегать и прыгать, ведь в этом заключается их природа. А вот желание иметь

«удобного» малыша – это эгоистическая прихоть родителей.

Сказкотерапия является одним из методов, позволяющим не наказывать ребенка за содеянное, а попытаться разобраться в причинах подобного поведения. Придумайте сказку, главный герой которой будет похож на вашего малыша. Доведите развитие конфликта до кульминации, а потом расскажите на примере этого героя, как нужно себя вести, как попросить помощи, как извиниться.

Другой вариант этого же метода: в процессе развития действия спросите, какое мнение у вашего малыша о том, почему, например, Вася грубит взрослым, обижает маму и плюется. Скорее всего, ребенок расскажет вам о причинах своего собственного плохого поведения. Если вы прислушаетесь к его ответам, то сможете все понять.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Воспитание без криков и шлепков”

Как воспитать ребёнка личностью. Можно ли шлёпать ребёнка? За что мы наказываем своих детей? Как добится послушания? – рекомендации, советы. Из опыта работы.

Консультация для родителей “Как воспитывать ребенка без криков и наказаний”

Уважаемые родители! Забудьте про командный тон. Вы должны помнить, что слово “пожалуйста” является волшебным не только в устах вашего ребенка, но и ваших тоже.

Консультация на тему: Как воспитывать ребенка без криков

Папка – передвижка “Воспитание без крика”. Консультация для родителей.

Папка – передвижка “Воспитание без крика”.Консультация для родителей.Материал взят из интернета.

Консультация для родителей “Воспитание без крика”

Теорию воспитания без крика воплотить в жизнь сложно, но можно.

Консультация для родителей. “Как воспитывать ребенка без криков и наказаний”.

“Как воспитывать ребенка без криков и наказаний”.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Пошаговая инструкция

В теории воспитание ребенка не должно содержать агрессии, криков и, тем более, физического воздействия. Но очередная истерика в магазине, категоричный отказ одеваться, изрисованные зубной пастой или кашей стены выведут даже самых хладнокровных мам и пап из равновесия. И тогда родители используют не самые лучшие методики воспитания – окрики или физическое воздействие. Зачастую взрослые сожалеют о сильной эмоциональности. Но, не зная других способов влияния, продолжают срываться на крик.

Кнут или пряник?

Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.

Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх. Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин. Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.

Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.

Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя. Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.

Почему ребенок не слышит спокойного тона?

Разговаривать с ребенком необходимо в спокойном тоне. Это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Но иногда малыш не слышит маму или папу. Тогда родитель совершает ошибку, переходя на крик. Подобного можно избежать, если соблюдать несколько правил.

  1. Зрительный контакт. Для его установления взрослому нужно быть наравне с ребенком, например, присесть и озвучить просьбу, глядя в глаза. Порой родители даже не смотрят в сторону ребенка, разговаривая с ним. Никто не учитывает, что кроха может увлеченно играть и действительно не слышать о чем ему говорят.
  2. Только 1 просьба за раз. В детях ответственность заложена от природы. Но все портит их неумение концентрироваться. Так, озвученные одновременно 2-3 просьбы они могут не запомнить. А, значит, не выполнят их вообще или исполнят только задачу, озвученную первой.
  3. Просьба с отрицанием. Удивительно, но малыши не способны улавливать частицу «не». Именно поэтому они пропускают родительские замечания «не бегай», «не кричи». Правильнее будет сформулировать так: «не шуми» – «давай говорить тихо» или «не прыгай» – «ходи спокойно».

Еще одно важное условие – разговаривать с ребенком на равных. Без постоянных указаний. И каждый раз задавать себе вопрос: «А мне приятно подобное обращение?».

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Когда наказывать и кричать нельзя категорически

Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:

  • кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
  • кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
  • кризис 7-го года жизни;
  • подростковый кризис.

Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:

  • во время болезни;
  • в момент приема пищи;
  • если ребенок увлеченно играет;
  • перед сном и в период пробуждения;
  • если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
  • если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.

Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.

Воспитание без наказаний и криков возможно

Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.

  1. Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
  2. Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
  3. Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
  4. Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так. Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят. Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
  5. Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
  6. Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
  7. Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
  8. Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
  9. Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
  10. Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
  11. Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
  12. Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
  13. Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.

Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.

Как наказывать правильно

И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.

  1. Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
  2. Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
  3. Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
  4. Исключение физического воздействия.
  5. Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
  6. Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
  7. Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.

Воспитание без крика и наказаний возможно!

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 279 399
  • КНИГИ 660 685
  • СЕРИИ 25 371
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 616 191

Воспитание без криков и наказаний. Мудрые ответы на главные вопросы родителей

© Кес Е., текст, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

Посвящается моим родителям

Ни один родитель в мире не просыпается с мыслью о том, как сделать несчастным своего ребенка. Ни одна мама не говорит себе: «Сегодня я собираюсь кричать на свою дочь, ругать и наказывать ее». Наоборот, каждый день родители дают себе обещания: «Сегодня у нас будет мир. Я не буду кричать и даже повышать голос. Мы постараемся обо всем договариваться по-хорошему – никаких ссор».

Но, несмотря на эти благие намерения, конфликты происходят снова и снова, все идет по замкнутому кругу, повторяя один и тот же сценарий изо дня в день.

Почему так происходит?

В течение своей многолетней психологической практики я не раз замечала, что родителям часто не хватает самых базовых знаний по детской психологии. К сожалению, этому не учат ни в школе, ни в институте. Получается интересная ситуация!

Для того, чтобы научиться водить машину, мы идем в автошколу. Для того, чтобы летать на самолете, нужно закончить летную школу. Чтобы прыгнуть с парашютом – пройти специализированные курсы. Даже чтобы пользоваться обычными бытовыми приборами, надо внимательно прочитать подробную инструкцию к ним. А когда появляется новая жизнь и в семью приходит новорожденный малыш, живой человек, которого родителям предстоит вырастить и воспитать, они часто не имеют представления об этапах развития психики ребенка и возрастных особенностях его поведения.

Они не знают, как формируется и развивается мозг и органы чувств ребенка, какие основные психологические потребности у него возникают на каждом этапе развития, чего от ребенка еще пока рано ожидать, а что он уже вполне может делать.

Часто родители не осознают: многое из того, что кажется им само собой разумеющимся и очевидным, ребенку пока непонятно и недоступно для понимания.

Все психические процессы: внимание, восприятие, воображение, память, мышление, воля, а также способность произвольно контролировать свое поведение и эмоции – все это формируется и развивается у ребенка постепенно, на протяжении всего дошкольного периода жизни, и даже позже. Поэтому многого ребенок пока еще не умеет, не понимает, не осознает и ему нужна помощь взрослого, поддержка и обучение, а не критика, замечания, ругань и наказания.

Цель этой книги – помочь вам лучше понимать своего ребенка, его психологические потребности, чувства и эмоции, определять, что им движет, почему он ведет себя именно так, а не иначе, как устанавливать правила и границы без конфликтов, обучать новому, договариваться, развивать эмоциональный интеллект, применять игровой подход в воспитании.

Когда вы начнете лучше понимать причины поведения своего ребенка, вам станет намного легче спокойно и разумно реагировать на его действия. В моей практике были сотни случаев, когда родители после знакомства с базовыми знаниями по детской психологии переставали применять физические наказания к детям, кричать на них и ежедневно ссориться. Они налаживали хорошие отношения даже в тех случаях, когда уже отчаивались что-либо исправить.

Я старалась писать для вас эту книгу не научным, а простым житейским языком, чтобы вам было легко ее читать и вы могли как можно быстрее получить ощутимую поддержку и помощь.

Прежде чем продолжить, расскажу немного о себе. Меня зовут Екатерина Кес, по образованию я клинический, детский и семейный психолог. Психологическое образование я получила в 2000 году в Восточно-Европейском Институте Психоанализа в Санкт-Петербурге, окончила факультет клинической психологии. Потом несколько лет я училась в Институте Психотерапии и Тренинговых программ, проходила повышение квалификации по специальности «Семейное консультирование», постоянно получала дополнительное образование на различных семинарах и тренингах в России и США. Информацию о моем образовании и опыте работы можно найти на моем сайте Ipsyholog.ru.

Я начала свою психологическую практику в 2000 году, консультировала взрослых и детей, семьи и супружеские пары, проводила семинары для родителей.

В 2012 году с моим единомышленником и другом Эдуардом Видениным мы начали вести проект «Детская и семейная психология онлайн». Это была одна из первых онлайн-школ для родителей в русскоязычном Интернете. Эдуард полностью взял на себя все технические задачи, а я – психологические. Тогда еще мало кто знал про онлайн-обучение, и это направление только начинало становиться популярным в России. Спустя некоторое время наш проект значительно расширился и стал образовательным центром дистанционного обучения «Позитивные решения для родителей»[1]. Сейчас нашему центру уже 9 лет. За это время мы провели более 350 онлайн-семинаров и курсов на разные темы по детской психологии. Их прослушали в прямом эфире и в записи более чем 300 000 родителей из разных стран и городов.

Это стало новой страницей моей психологической практики и открыло возможность делиться своими знаниями и практическим опытом с огромным количеством родителей, без всяких границ.

В конце многих глав этой книги вы прочитаете отзывы и истории родителей, которые в разное время проходили наш онлайн-курс «Покладистый ребенок и спокойная мама за 6 недель». Это уникальная, не имеющая аналогов в России программа, которую вы тоже можете пройти в режиме онлайн в любое удобное для вас время. Она предназначена для родителей, которые хотят лучше понимать своих детей, растить их в атмосфере уважения, поддержки, принятия и любви, обходясь без криков, угроз и наказаний. Программа состоит из более чем 70 видеоуроков и домашних заданий к ним, а также памяток и конспектов по темам, которые мы проходим. Домашние задания под видеоуроками помогают вам сразу же применять в общении с ребенком то, что вы узнаете. Программу можно проходить самостоятельно, а можно – с обратной связью от наших профессиональных психологов. Этот курс[2] за последние четыре года прошли несколько тысяч родителей. Мы постоянно получаем от них письма и видеоотзывы с рассказами про удивительные перемены, которые произошли в их отношениях с детьми после обучения. Последнее время все чаще и чаще эту программу вместе с мамами проходят папы, и это замечательно! Ведь очень важно, чтобы родители действовали вместе, как одна команда, и были единомышленниками в вопросах воспитания.

Желаю вам полезного и продуктивного чтения!

Глава 1. Почему дети плохо себя ведут?

Если вы внимательно прочитаете эту главу, то станете лучше понимать своего ребенка, причины его «плохого» поведения, и сможете реагировать более мудро.

Сначала давайте проясним, что взрослые называют «плохим поведением».

Обычно под этим понимают детские капризы, нытье, упрямство, споры, отказ делать то, что просят. Ребенок делает что-то специально, хотя прекрасно знает, что его за это будут, скорее всего, ругать. Как правило, такое поведение совершенно выводит нас, взрослых, из себя – мы раздражаемся, злимся, повышаем голос, кричим, наказываем, заставляем делать то, что нужно. Однако мы редко задаем себе очень важный вопрос: «Почему мой ребенок так себя ведет? Чего пытается добиться? Чего на самом деле хочет?»

Согласитесь, никому не нравится, когда на него кричат и наказывают. Так в чем же дело? Почему дети продолжают вести себя таким образом, зная, что взрослые будут их за это ругать?

Когда я использую слово «плохое» в отношении детского поведения, я всегда беру его в кавычки. Почему? Потому что оно плохое с точки зрения взрослых – оно нам мешает. Называя такое поведение «плохим», мы невольно настраиваем себя негативно, начинаем раздражаться и злиться на ребенка и уже не пытаемся увидеть, в чем на самом деле причина такого поведения. А ведь очень часто «плохое» поведение – это всего лишь ширма, за которой скрываются более глубокие причины, непонятные и незаметные с первого взгляда.

12 основных принципов воспитания детей без наказаний – как воспитывать, не наказывая ребёнка?

Психолог, детский психотерапевт, эксперт Colady

Проверено экспертами

Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 9 минут

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Можно ли воспитать счастливого и послушного ребёнка, не прибегая к наказанию? НУЖНО! Психологи COLADY расскажут как.

Фото Pexels

Как работает наказание

Наказание — это дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Почему нельзя наказывать детей — рассказал детский психолог Сергей Коротков

Наказание всегда считалось неотъемлемым элементом воспитания детей. Многие родители убеждены, что если ребенка не наказывать, то сформировать у него адекватное поведение не возможно. При этом, важно понимать, что основным действующим компонентом в любом наказании является страх.

Когда ребенок чего-то боится — это стресс для него. Стресс тормозит развитие психики. Именно по этому, мотивация играет ключевую роль в развитии. Ребенок, заинтересованный в освоении нового навыка, например: завязывать шнурки, или правильно держать карандаш в руке, достигнет успеха гораздо быстрее, чем ребенок который действует, чтобы избежать наказания.

Физическое наказание абсолютно неприемлемо в воспитании здорового ребенка потому, что оно подрывает базовое доверие к родителям. Они пользуются безусловным авторитетом и являются ключевыми фигурами в жизни, пока ребенок не научится действовать самостоятельно. Если ребенок испытал физическую боль, которую спровоцировал родитель, авторитет исчезает. Ребенок не будет стремиться быть похожим но того, кто делает ему больно.

Альтернативой наказанию может быть договоренность. Хоть ребенок и маленький, но он далеко не глупый. С 3-4 лет дети учатся прослеживать причинно-следственные связи. Этот возраст часто называют «Возраст Почемучки».

Фото Pexels

Дети донимают своих родных вопросами, вроде: «Почему поезд едет по рельсам?», «Почему папа ходит на работу?» и т. д. Ребенок начинает понимать зависимость одних событий от других. Это создает благоприятную почву для воспитания через договоренности.

Пример из практики: Ребенок 3-х лет не хочет идти в детский сад. Каждое утро подъем «с боем», слезы, крики «мама, не оставляй меня!» Ситуация знакома многим родителям, потому привожу этот пример.

Наказывать ребенка за желание остаться дома с родителями равноценно словам «Ты нам не нужен!» Такой подход приведет к проблемам формирования адекватной самооценки. Решение проблемы через договоренность выглядело так: Родители в воскресенье предложили ребенку выбрать игрушку которая ему нравится. Чтобы сэкономить время на походы по магазину, они воспользовались сервисом интернет заказов. Ребенок выбрал робота-трансформера из популярного детского мультика. Родители предложили договориться: если ребенок хочет, чтобы они купили эту игрушку, он должен для этого что-то сделать. У ребенка появляется потребность. Он уже готов действовать, чтобы получить желанного робота. Родители предлагают «А давай, если ты всю неделю ходишь в садик, мы покупаем тебе игрушку. Договорились?» Ребенок согласился. Дальше дело за малым. Если ребенок начинал капризничать, ему напоминали, ради чего все это нужно.

Через 4 недели ребенок уже сам охотно ходил в сад. Период адаптации был пройден. Ребенку стало интересно общаться с другими детьми. Необходимость в награде пропала. Родителям, конечно, пришлось приобрести 4 игрушки, которые они и так бы купили из любви к своему чаду.

Преимущества воспитания через договоренности в том, что у ребенка развивается контроль и планирование своих действий. Формируется понимание, что он может получить то что хочет, если будет совершать для этого нужные действия. В этом примере есть несколько ключевых моментов, на которые я хочу обратить внимание: Договариваться лучше заранее в спокойной обстановке. Если вы поднимите ребенка в 7:30 и перед походом в сад предложите о чем то договориться, вряд ли он отнесется к этому с энтузиазмом.

Фото Pexels

Ребенок должен сделать выбор самостоятельно. Если вы будете навязывать что-то своё, то велик риск, что затея провалится. Ребенок не станет стараться ради того, что ему не нужно. Если ребенок не хочет следовать договоренности, апеллируйте к тому, что вы бы хотели купить награду, но не можете, поскольку он не делает то, что обещал.

Делайте акцент на том, что результат зависит от него, а не от вас. Обязательно выполняйте свою часть договоренности, во что бы то ни стало. Если вы подорвете доверие, то подобные трюки у вас больше не пройдут. Ваше слово потеряет силу в глазах ребенка. Удачи и терпения, дорогие родители!

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть , со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания . Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.

Фото Pexels

  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил . Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться , чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Комментарий психолога Екатерины Пластеевой

Как воспитывать ребенка, не наказывая его?

Я считаю, что самое главное в воспитании ребенка — понимание и принятие его чувств. И, если при этом родитель что-то делает по своему, может возникать конфликт. И это здорово. Потребности могут сталкиваться. И на следующих этапах вступают в силу договоренности, взаимные уступки.

Зачастую родители не верят в такую схему отношений. Они видят детей отрицательными, не способными к договорённостям. Скажу вам по секрету, как специалист с 30-летним стажем работы. Это родители не умеют договариваться, а дети могут. Физическое наказание в корне ломает психику ребенка. Да, солдата можно таким способом воспитать хорошего. Но дать возможность своему ребенку быть счастливым, вряд ли.


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Как воспитывать ребенка без криков, наказания, рукоприкладства? Советы Квопс, Комаровского, Карпачева

Воспитание без насилия – нелегкая задача, которая под силу только любящим, целеустремленным родителям. В данной статье мы поговорим о том, как воспитать ребенка, не прибегая к крикам, рукоприкладству.

Несколько причин плохого поведения малыша

Почему наше чадо ведет себя так, что родителям становится стыдно за его поведение и собственную педагогическую несостоятельность. Этому есть несколько возможных причин:

  • Физиологические особенности, темперамент карапуза. Меланхолики могут часами выполнять поручение родителей, убрать игрушки по местам. А холерики утомляют своим активным поведением окружающих.
  • Соперничество детей в семье. Часто взрослые поручают старшим детям заботу о младшем братишке или сестренке. Для того чтобы «перетянуть на себя одеяло» первенец проявляет неповиновение, упрямство.
  • Обида. Родители не выполнили своих обещаний? Ждите бури, всплеска непослушания.
  • Копирование поведения других. Малыш «подсматривает» модель поведения у других, более авторитетных для него сверстников. Стремится быть похожим на них.
  • Недостаток родительского внимания. С помощью девиантного поведения малыш стремится привлечь внимание взрослых. Даже негативное внимание для него лучше, чем полное его отсутствие. Кстати, мы уже писали статью про синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Проверка границ дозволенности. Таким образом, детка проверяет, до какого предела он может манипулировать взрослыми.
  • Отсутствие умения управлять своими эмоциями. Эмоциональная сфера малыша недостаточно сформирована, поэтому у детки проявляются приступы плохого поведения.
  • Тотальный контроль со стороны взрослых. С помощью неповиновения малыш пробует выбраться из-под постоянного контроля мамы и папы.
  • Избалованность. С молодых ногтей кроха не получал отказа и теперь противится любому навязыванию чужой воли.
  • Конфликты между родителями. Своим негативным поведением малыш пытается переключить конфликтующих родителей на собственную персону.

Кризисы детского возраста

Даже самый идеальный ребенок подвержен изменениям поведения в некоторые периоды своей жизни. Существует 4 возрастных кризиса детей:

  • Первый год жизни;
  • Третий год жизни;
  • Семилетний кризис;
  • Пубертат или подростковый кризис.

В это время дети не делают «назло», а пытаются доступным для них способом донести свои желания, мысли до взрослых. Ответственный родитель не станет решать проблему криком, отыщет действенные способы воспитания, подходы к собственному чаду.

Главные принципы воспитания малышей без наказания и насилия

Как найти в себе силы и не использовать право взрослого для наказания, битья маленького хулигана в воспитательном процессе? Придерживайтесь следующих принципов:

  1. Терпение. Никто не говорит, что воспитывать без наказания просто. Обязательно возникнут сложности, недопонимание. Но для того, чтобы вырастить хорошего человека важно проявить терпение.
  2. Безусловная любовь. Гораздо легче применить санкции, чем выяснять причину неповиновения или баловства. Но это эгоистично со стороны родителей. Ребенка важно любить не потому, что быть родителем – это модный статус, а просто так.
  3. Принятие ребенка. Да, у него есть недостатки и проблемы. Но он должен совершенно точно знать, что родители его любят.
  4. Внимание. Если не уделять детке достаточно своего времени и внимания, обязательно появятся проблемы.
  5. Уважение личности. Позволяйте малышу с ранних лет принимать решения по выбору игрушек, личной одежды. Уважайте его чувства, желания.
  6. Достойный личный пример. Для начала воспитайте себя. Ведь именно на вас будет, в конце концов, похож ваш малыш. Подавайте ему пример своими собственными достойными поступками.
  7. Давление порождает сопротивление. Если вы будете постоянно давить на кроху, то он будет сопротивляться вашему нажиму все сильнее и сильнее. В конце концов, отношения в семье станут настолько напряженными, что малышу захочется покинуть собственный дом. Это обязательно проявится в капризах, ссорах и истериках.
  8. Негативизм проявления силы. Помните, ваш авторитет не вечен. Однажды детка выйдет из повиновения, и наказания перестанут действовать.
  9. Последовательность. Если что-то сегодня нельзя, то не стоит это позволять завтра.
  10. Сила поощрения. Положительное подкрепление хороших поступков действует гораздо сильнее, чем воспитательные санкции.
  11. Школа для родителей. Постоянно развивайтесь, учитесь не реагировать на детские провокации, игнорировать эмоциональные срывы карапуза.

Советы по воспитанию от Кэтрин Кволс

Прогрессивный педагог Кэтрин Кволс в своей книге «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» дает заботливым родителям полный набор инструментов для формирования здоровых отношений детей и родителей.

  • Дайте понять малышу, что он полезен. Например, при посещении магазина советуйтесь, что необходимо купить, в каком количестве. Назначайте ответственным за те или иные действия, давайте посильные поручения.
  • Право выбора. Пусть выбирает, какую одежду ему хочется надеть сегодня, не навязывайте своего мнения.
  • Заранее предупреждайте. Гораздо проще не кричать за то, что до сих пор не в кроватке. А без крика предупредить заблаговременно, что через 10 минут необходимо умыться и лечь спать.
  • Сделайте упор на значимости его мнения. Важно, чтобы карапуз понимал, что его мнение по любому вопросу очень важно для каждого члена семьи.
  • Используйте специальные условные знаки. Договоритесь с ребенком, что в случае, если детка будет вести себя недопустимо, родители подадут ему условный сигнал остановиться. Такой подход не унизит подростка перед сверстниками, даст возможность откорректировать свое поведение.
  • Компромисс и договоренность. Избегать конфликта просто. Нужно лишь договариваться с малышом заранее. Если вы собрались в магазин, еще дома оговорите покупки, которые вы можете сделать.
  • Не со всеми проступками нужно бороться. Если вы не можете повлиять на какое — либо нежелательное поведение – узаконьте его. Например, если ваш карапуз настойчиво продолжает рисовать на обоях, не обращая внимания на ваши запреты, смените тактику. Выделите специальное место на обоях и позвольте рисовать именно там.
  • Ты и я – победители. Идите на компромисс. Находите такие решения конфликта, при котором в выигрыше останутся все.
  • Учите вежливо отказываться. Если ребенок не умеет прямо отказывать взрослым, он будет делать это косвенно через плохие поступки.
  • Избегайте ссор. Самая лучшая война та, что не началась. Уходите от конфликтных ситуаций, не ломайте характер ребенка.

Мнение Карпачева, Комаровского

Такого же мнения придерживается в своей книге «Как воспитывать детей без наказания» известный психолог Дмитрий Карпачев. С ним солидарен и известный педиатр Комаровский. Он считает, что кричать, а тем более бить ребятню в процессе воспитания недопустимо. Таким поведением взрослые развивают у детки неуверенность в себе, агрессию по отношению к окружающим, стрессы и детские страхи.

Конечно, легче бить ребенка, чем уделять формированию его личности достаточно сил и времени. Но подобные подходы к воспитанию личности могут нанести непоправимый вред психике малыша.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: