Синяки под глазами у ребенка: причины и методы лечения

«Хороший питьевой режим поможет справиться с темными кругами под глазами». Разговор со специалистом

Когда темные круги под глазами — относительная норма, а когда — нет? О каких болезнях это может сигнализировать и как не допустить появление eyes-«синяков» — в интервью с врачом-терапевтом 1 категории медицинского центра «ЛОДЭ» Людмилой Гулевич.

У стройных круги под глазами встречаются чаще, чем у полненьких

— Глаза здорового человека изначально посажены в орбиты, т.е. анатомически немного утоплены. Подкожная клетчатка в этой области хорошо снабжена мелкими капиллярами, но при этом довольно тонкая. К тому же, кожа здесь нежная и ранимая, вот почему сосуды в этой области видны намного больше, чем на других участках лица.

Малейшие изменения со стороны сосудов или подкожной клетчатки сразу проявляют себя в виде синяков или темных кругов. Это может происходить из-за застоя крови в мелких капиллярах или проникновения единичных элементов крови в подкожную клетчатку при повышенной ломкости сосудов.

— По этой же причине у стройных людей круги под глазами видны отчетливее, чем у полненьких. В первом случае подкожная клетчатка имеет более тонкий слой, во втором — более толстый.

Врач рассказывает, что круги под глазами часто возникают у быстро худеющих женщин. Таким пациенткам доктор рекомендует одновременно с соблюдением диеты тщательно заниматься кожей лица (выполнять массаж, не пренебрегать подтягивающими процедурами, как домашними, так и салонными). Возможно, даже обращаться за консультацией к косметологу.

Синяки под глазами могут быть относительной нормой

— Среди моих пациентов встречаются люди, у кого темные круги под глазами наблюдаются с детства. Я у них спрашиваю, когда они отметили эту проблему впервые? Они отвечают, мол, сколько себя помнят, всегда замечали. И продолжают: «Темные круги под глазами есть у моей мамы и бабушки». В таких случаях речь чаще всего идет о гиперпигментации зоны вокруг глаз.

Доктор объясняет, такие люди, как правило, здоровы или относительно здоровы. Круги под глазами есть у них постоянно. Для них — это норма.

— У меня есть один пациент, невероятно симпатичный парень 30 лет. Я ему всегда говорю, что эти круги ему даже идут. И при обследовании отклонений в здоровье у него не было выявлено.

Как понять, когда eyes-«синяки» относительная норма, а когда — признак болезни?

— В этом может разобраться только доктор и только после общения с пациентом и диагностики организма. Если кругов под глазами раньше не было, а сейчас появились, стоит обратить особое внимание на состояние здоровья. Часто такой визуальный эффект дополняется другими симптомами. Например, повышенной утомляемостью, слабостью, желанием поспать лишний час, отсутствием чувства удовлетворения от сна. Это могут быть признаки гипотиреоза (снижения функции щитовидной железы).

Если вместе с темными кругами под глазами появились признаки расстройства пищеварения: боли в животе, расстройство стула, изменение аппетита, — скорее всего, страдает желудочно-кишечный тракт. В этом случае для выяснения причины заболевания необходимо пройти соответствующее обследование.

«Эффект панды» может наблюдаться и у пациентов с хронической лор-патологией (хронические гаймориты, полипоз носовых пазух, искривление носовой перегородки) из-за нарушения носового дыхания.

— Иногда вместе с темными кругами под глазами появляются отеки, что может свидетельствовать о проблемах с почками. Причин появления этого непримечательного визуального эффекта множество. Особенно внимательными нужно быть в том случае, если раньше отеков не было, а сейчас есть. В этом случае нужно идти не к косметологу, а к доктору общего профиля. Если понадобится, тот направит к узким специалистам.

По словам врача, после выявления причины и грамотного лечения, темные круги под глазами исчезают в короткие сроки.

Читайте также:
Песочные бои. Ребенку попал песок в глаза, как промыть и чем обработать?

— Иногда «синяки» не свидетельствуют о серьезном заболевании, они возникают из-за переутомления, аврала на работе, отсутствия полноценного сна и грамотного питания, а также в результате злоупотребления спиртными напитками и пристрастия к табаку.

Хороший питьевой режим поможет справиться с кругами под глазами

Доктор объясняет, часто причина сухости кожи и появление темных кругов под глазами — обезвоживание.

— Исходя из своего опыта, делаю вывод, что в целом мы мало пьем. Начинаем делать это только тогда, когда мозг посылает сигнал под названием «жажда». Кожа при постоянной нехватке влаги не может быть нормальной. Тоже самое касается и кровотока. От количества жидкости зависит то, как разгружаются мелкие капилляры. Если жидкости не хватает, то происходит застой крови. Организм не функционирует на полную мощность, отсюда так называемый синий окрас под глазами.

Доктор рекомендует пить 1.5-2 литра воды в сутки, небольшими порциями между едой. Тогда весь организм и клетки кожи будут «счастливы». В нормальном состоянии будет та же подкожная клетчатка, которая закрывает сосуды. В благодарность — свежее и ухоженное лицо даже без косметики.

Что делать, чтобы круги под глазами не появлялись

Врач уверена, для профилактики и устранения (в случае отсутствия болезни) темных кругов под глазами важно выполнять несколько рекомендаций. Необходимо нормализовать свой сон, не забывать о вечерних прогулках и правильном питании.

— Резервы организма не безграничны. Нельзя доводить себя до состояния изнеможения, когда результатом становится болезнь.

В качестве профилактики «эффекта панды» не помешает включить в рацион больше фруктов и овощей. Это могут быть апельсины, мандарины, красный, желтый и зеленый перец. Важно также не переедать, особенно на ночь.

— Если нельзя ничего изменить в работе и вам приходится сидеть перед компьютером по 8-10 часов в день, делайте перерывы. Это будет способствовать и красоте, и здоровью. Не помешает также долгая пешая прогулка домой, а не езда на машине. Хорошей компенсацией организму за сидячие 5 дней будут активные выходные: бассейн, лыжи, коньки. Все это в конечном итоге позволит оставить темные круги под глазами тому, кому они действительно идут, — панде.

Гемангиомы у детей

Поделиться:

Под глазом у моего полуторагодовалого пациента красовался синяк.

— Где это он так? Упал? — поинтересовался я. К сожалению, работа педиатра подразумевает определенную подозрительность.
— Это не синяк, он не падал, — устало ответила мама. — Вы опять забыли? Это же у него с рождения, гемангиома.
Я смутился. До этого видел мальчишку один или два раза и, честно говоря, уже успел забыть про его особенность.

Приглядевшись, я убедился, что это действительно не синяк. Чуть выпуклое, узловатое образование явно выступало над поверхностью кожи. Края его были неровные и как будто состояли из нескольких мелких островков.

Младенческие гемангиомы — это доброкачественные сосудистые опухоли, растущие из эндотелия. Гемангиомы бывают различных размеров — от миллиметровых до огромных сегментарных, захватывающих чуть ли не полголовы. Цвет гемангиом обычно красный или синеватый. Наиболее часто они возникают на голове и шее, однако могут быть на любых участках кожи, слизистых и даже на внутренних органах. Дифференциальный диагноз нужно проводить с другими сосудистыми образованиями.

Бывают одиночные и множественные гемангиомы. Также выделяют поверхностные, глубокие и комбинированные гемангиомы.

Читайте также:
Крапивница у детей

Кто виноват?

Причины появления гемангиом неизвестны. По западным данным, они чаще встречаются у девочек, а также у недоношенных детей обоих полов с низким весом. Множественные гемангиомы чаще встречаются у детей, рожденных от многоплодных беременностей. Возможно, есть и наследственная предрасположенность.

Читайте также:
Иммунодефицит у детей – причины, признаки и симптомы иммунодефицитных состояний в детском возрасте

По статистике, чуть ли не 10 % детей рождаются с гемангиомами. Вернее, так — часто дети рождаются без видимых гемангиом, но в ближайшие дни, недели, а иногда даже и месяцы жизни они вдруг проявляются, к удивлению родственников и знакомых. У некоторых детей с рождения можно увидеть признак будущей гемангиомы — пятнышко с расширенными сосудами и бледным венчиком вокруг.

Это опасно?

Можно сказать, что гемангиомы достаточно безопасны. Они не зудят, не болят и чаще всего не вызывают никаких проблем. Но бывают и осложнения: изъязвление, кровотечение, инфицирование. Чаще всего это происходит, если гемангиома располагается около рта, в подмышках, возле ануса, на шее.

Расположение гемангиомы около глаз может нарушать развитие зрения, а также вызывать косоглазие, амблиопию, астигматизм. Расположение в области подбородка или по центру шеи часто ассоциировано с сопутствующей гемангиомой в дыхательных путях, что в свою очередь проявляется нарастающим стридором (свистящим дыханием), кашлем, одышкой.

Большие сегментарные гемангиомы в области пояснично-крестцовой части спины могут сопровождаться аномалиями мочеполовой системы. Сегментарные гемангиомы на лице могут быть частью PHACES-синдрома, при котором наблюдаются аномалии головного мозга, сердца, глаз, артерий.

Это пройдет?

Гемангиомы проходят две стадии — роста, который наиболее интенсивен в первые месяцы жизни (максимум до 12 месяцев), и инволюции (регрессии), которая может продолжаться долгие годы. Первым признаком инволюции гемангиомы является ее постепенное побледнение.

Считается, что вероятность исчезновения гемангиомы — около 10 % в год.То есть к 5 годам исчезает до 50 % гемангиом. Скорость инволюции гемангиомы зависит от ее размера, глубокие исчезают медленнее, чем поверхностные.

Надо сказать, что даже полная инволюция не всегда заканчивается абсолютно нормальной кожей. Примерно у половины пациентов на месте гемангиом могут наблюдаться рубцы, атрофия кожи, изменение ее цвета и телеангиаэктазия (сосудистая сеточка).

Что делать, если не проходит?

В ряде случаев гемангиомы приходится лечить. Инвазивные методы терапии, такие как криодеструкция, рентгенотерапия, лазерная терапия, иногда применяются, но постепенно отходят в историю. Неудивительно, ведь почти 9 лет назад выяснилось, что гемангиомы можно лечить таблетками.

Пропранолол — бета-блокатор, используемый для лечения артериальной гипертонии и аритмии, — неожиданно оказался отличным борцом с гемангиомами. В 2014 году препарат был одобрен для терапии младенческих гемангиом американской FDA. В России лечение гемангиом пропранололом (анаприлином) и другими бета-блокаторами официально пока не разрешено, однако тоже используется.

1. Локальная терапия бета-блокаторами. Используется для лечения не очень больших поверхностных гемангиом. На Западе используют крем пропранолола в концентрации 1 %, в России доступен тимолол (0,5%-ный) глазной гель или капли. Обычно на гемангиомы наносят по 1 капле 3 раза в сутки. Побочные эффекты встречаются крайне редко.

2. Системная терапия пропранололом. Показания для лечения:

  • очень большие, быстро растущие гемангиомы;
  • гемангиомы около глаз;
  • гемангиомы в дыхательных путях, печени, кишечнике.

В подобных случаях пропранолол назначается внутрь, длительностью до 6–12 месяцев. Но не всем такое лечение подходит. У 9 % детей могут быть побочные эффекты: брадикардия, снижение артериального давления, бронхоспазм, гипогликемия, нарушение сна и стула, холодные конечности.

При наличии противопоказаний к терапии пропранололом или плохой переносимости лекарства используют альтернативные методы: местное лечение тимололом, гормональные средства местно или внутрь, хирургические способы лечения. Кроме того, примерно 1 % гемангиом резистентны к действию пропранолола, в этом случае также в ход идут альтернативные способы терапии.

В любом случае справиться с гемангиомой вполне реально, и подходящий метод лечения можно подобрать всегда.

Товары по теме: [product strict=” Анаприлин”]( Анаприлин), [product strict=” Тимолол”]( Тимолол)

Читайте также:
У ребенка запах ацетона изо рта: причины, диагностика, лечение

Массаж и упражнения для растяжки уздечки языка – методики и правила проведения.

Календарь новостей

Укороченная подъязычная связка – как быть?

Подробности Категория: Консультации для родителей Опубликовано 22.09.2015 20:01 Автор: Солнышко Просмотров: 2717

Укороченная подъязычная связка – как быть?

Подготовила Кустова О. А.

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка? У людей подъязычная связка может быть разной длины. Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, с подъязычной связкой всё порядке.

В норме длина уздечки составляет 1, 5 см . Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).
Чем это грозит?
Короткая подъязычная уздечка:

может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые “верхние звуки”, т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь;

– может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

– может быть и причиной нарушения дикции;

– может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов.
Есть два пути решения данной проблемы: оперативное вмешательство , растяжение подъязычной уздечки. Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм ), то лучше ее растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки. Быть может, что ваши усилия помогут избежать в дальнейшем операции по подрезанию подъязычной уздечки.
Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Помните! Малыш не сможет сесть с Вами перед зеркалом и выполнять упражнения по Вашей инструкции. Превратите все в игру. Тогда Ваш ребенок с пользой и с удовольствием проведет время.
Самым маленьким можно посоветовать такие упражнения:

«Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце.

Можно тянуться языком за ложечкой.

«Дотянись языком до подбородка»

«Дотянись языком до носа»

«Качели» Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Так качаются качели.
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Детям постарше, наряду с указанными выше упражнениями рекомендуется следующий комплекс

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка (Е. М. Косинова , Е. Н. Краузе, О.А.Новиковская )

«Лошадка» . Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком язычка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий. Следить чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть была неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык поставить за верхние зубы. Присосать язык к нёбу. Удерживать в таком положении на счёт до 5 – 10.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой

Читайте также:
Белые пробки на гландах у ребенка: причины, методы лечения

«Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт раз – два поочерёдно, упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

«Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем

«Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и чётко произносить звук Д- Д – Д. Язык при этом находится на альвеолах (бугорках за верхними зубами), рот не закрывать. Упражнение сначала выполняем медленно, затем быстро.

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»

«Вкусное варенье ». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем, сгущённым молоком) Нижнюю губу не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). Правила выполнения упражнений

  • Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.
  • Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку. Растягивание наиболее успешно до 5 лет.
  • Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.
  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол
  • Выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть, поэтому упражнения лучше всего выполнять 2 – 3 раза в день.

Помните! В некоторых случаях хирургического вмешательства просто не избежать. Поэтому проконсультируйтесь с логопедом и ортодонтом.

Как растянуть короткую уздечку языка у ребенка без операции при помощи логопедического массажа и упражнений?

Содержание статьи:

Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания уздечки языка.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

    «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.

Читайте также:
У ребенка из носа идет кровь: причины и первая помощь

Как делать логопедический массаж при короткой уздечки языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

  • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
  • Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
  • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки [р], [ш], [ж] — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Массаж и упражнения для растяжки уздечки языка – методики и правила проведения.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Короткую уздечку под языком можно растянуть с помощью специальных упражнений, которые выполняются после консультации у логопеда и стоматолога.

Нужны занятия с логопедом?

Подъязычная уздечка — это перепонка, которая соединяет ткани дна ротовой полости и язык.

Короткая подъязычная уздечка расположена слишком близко к кончику языка и ограничивает движения языка наверх. Таким образом короткая подъязычная связка мешает правильному произношению звуков Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч.

В некоторых случаях укороченная уздечка может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Существует два пути решения проблемы с короткой уздечкой языка:

  1. Оперативное вмешательство.
  2. Растяжение подъязычной уздечки.

Короткую уздечку под языком можно растянуть с помощью специальных упражнений, которые выполняются после консультации у логопеда и стоматолога.

Описание и правила выполнения упражнений для развития укороченной подъязычной уздечки (связки)

Упражнения для растяжения подъязычной уздечки выполняются как можно чаще, до 10 раз в день. Иначе нужного эффекта достичь будет затруднительно и придется обращаться к стоматологу для подрезания уздечки хирургическим путем.

1. «Улыбка»:

  1. Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
  2. Удержать под счет до 20.

2. «Лошадка»:

  1. Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
  2. Открыть рот шире;
  3. Пощелкать языком медленно. Подбородок должен быть неподвижен (контроль перед зеркалом)!

3. «Грибок»:

  1. Упражнение «Лошадка» — только очень медленно;
  2. «Лошадка» «подпрыгнула и приклеилась» — приклеить язык всей поверхностью к нёбу;
  3. Удержать такое верхнее положение языка под счет до 5.
Читайте также:
Ребенок упал на асфальт и ударился. Первая помощь при порезах и ссадинах

4. «Гармошка»:

  1. Смотри упражнение «Грибок» (1)-(2);
  2. Приоткрыть рот, как можно шире, растягивая уздечку;
  3. Прикрыть рот;
  4. Чередовать (2)-(3) медленно.

5. «Обезьянка»:

  1. Улыбнуться;
  2. Открыть рот шире;
  3. Высунуть язык как можно дальше.

6. «Чистим верхние зубки»:

  1. Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
  2. Открыть рот шире. Подбородок неподвижен!
  3. Кончиком языка с силой потереть бугорки за верхними зубами изнутри из стороны в сторону: ↔.

7. «Посчитай верхние зубки»:

  1. Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;
  2. Открыть рот шире. Подбородок неподвижен!
  3. Кончиком языка с силой «посчитать» верхние зубки изнутри.

8. «Бытовые» упражнения для растяжения подъязычной связки:

  1. Облизывание тарелок от мелкой к глубокой.
  2. Есть мороженое, слизывая его языком.
  3. Облизывание меда языком с большой столовой ложки.
  4. Облизывание большой конфетки «Чупа-чупс» и так далее.

Эти же упражнения надо выполнять и после проведения операции: пластики (подрезания) подъязычной уздечки. После любой пластики уздечки (языка, губы) необходимо выполнять упражнения для разработки, так как бывает такое, что уздечки срастаются и положение становится хуже, чем было до операции. Нужно, чтобы ребенка наблюдал ортодонт или стоматолог.

Упражнения на растягивание уздечки языка
консультация по логопедии (старшая группа)

В документе информация о том, что такое уздечка языка, какие его аномалии бывают, а также представлен комплекс упражнений на растягивание уздечки языка.

Скачать:

Вложение Размер
uprazh_na_rastyagivanie_uzdechki_yazyka.docx 299.68 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Как влияет уздечка языка на речь ребенка?

Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольно эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средней его части.

Аномальным строением может являться расположение уздечки ближе к краю языка или совсем на его кончике. Кроме того, возможно значительное снижение его эластичности, то есть способности растягиваться .

Чем мешает неправильное строение уздечки языка

У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно растягивается и принимает нормальную форму уздечка.

У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые логопедические сложности:

  • Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
  • Не дается правильное воспроизведение сонорных.

Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.

Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки, ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем не при чем. Логопед предложить эффективные способы коррекции.

Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка

Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:

  1. Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
  2. Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того кончик языка визуально выглядит раздвоенным
  3. Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее. Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.

Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.

К кому обращаться за помощью

В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.

Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.

Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1. «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:
  2. «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет.
  3. «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  4. «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  5. «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  6. «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  7. «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.
  8. «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.
  9. «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  10. «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.

Как делать логопедический массаж при короткой уздечке языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

  • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
  • Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
  • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ц – ч, ш – ж, ч – щ, с – щ, з – ж, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: