Сказка про Ивана Печовского — украинская народная сказка, читать детям онлайн

Сказка про Ивана Печовского — украинская народная сказка, читать детям онлайн

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

В сокровищницу мировой культуры, создаваемой руками трудового человека на протяжении многих столетий и тысячелетий, прочно вошли народные сказки как один из самых значительных памятников словесного искусства.

Ученые-специалисты долго спорили о том, в чем заключается сущность сказочного творчества, какая самая существенная черта, характеризующая этот жанр устной поэзии.

Нам кажется, что глубже всех постиг сущность народной сказки Максим Горький, считая ее прототипом гипотезы…

Уже на заре своей истории люди, стремясь проникнуть в тайны природы и предугадывая великие открытия в области точных наук, стали говорить образным языком о коврах-самолетах, о сапогах-скороходах, о летающих кораблях, о шапке-невидимке, о чудесной игле, о скатерти-самобранке, о молодильных яблоках, о мертвой и живой воде.

Заветная мечта о прекрасном будущем, когда человек покорит необозримые просторы суши, морей и «неба» — космоса, когда Правда восторжествует над Кривдой, когда все будут сыты, одеты, обуты, когда не будет «пана» и «ивана», но все будут равными… Эта вековая мечта получила художественное воплощение в мифах, сказках и легендах.

«В сказках, — пишет Максим Горький, — прежде всего поучительна «выдумка» — изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта. О «коврах-самолетах» фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэропланов, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромоторов». По мнению Горького, именно фантазия, «выдумка» воспитала в человеке одно из удивительнейших качеств — интуицию или «домысел», помогающий ученому сделать гениальное открытие. В искусстве фантазия, интуиция, выдумка играют решающую роль. «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще и «выдумывать», создавать. Творчество — это соединение множества мелочей в одно более или менее крупное целое совершенной формы. Так создавались все величайшие «типы» — Робинзон Крузо, Дон Кихот, Гамлет, Вертер, Карамазовы, Обломовы, Безуховы и т. д». (М. Горький, т. 25, Собрание сочинений, М., 1953, стр. 86–89).

Эти проникновенные горьковские слова можно дополнить прекрасными высказываниями Пушкина, Гоголя, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Гёте, братьев Гримм и многих других.

Наши советские специалисты также считают вымысел главным признаком сказочного творчества. «Вымысел в сказке характерен для всех видов сказки всех народов» (Э. В. Померанцева. Русская народная сказка, изд. АН СССР, М., 1963, стр. 5).

Итак, в народной сказке мы ценим прежде всего поэтический вымысел, обогащающий творческое воображение ребенка и взрослого человека. Но вымысел не мешает сказке иметь связь с реальной действительностью. Еще Н. Добролюбов остроумно заметил: «Если во всех этих преданиях и есть что-нибудь достойное нашего внимания, то именно те части их, где отразилась живая действительность» (Собр. соч., т. 1, М., 1954, стр. 205). А Владимир Ильич Ленин сказал: «Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться» (В. И. Ленин. Сочинения, т. 27, стр. 79).

Народная сказка — вечно живое коллективное творчество, хотя ее возникновение теряется в седой старине, В этом ее особенность, манящая нас, и ее неотразимая сила, подкупающая слушателя и читателя всех поколений.

Так как мы пишем предисловие к антологии, своду украинских народных сказок, то мы хотели бы коротко рассказать и о современном состоянии сказочного творчества на Украине.

Мы не собираемся вступать в спор с теми фольклористами, которые подчеркивают факт постепенного затухания сказочной традиции в центральных и восточных областях Советской Украины, факт, объясняющийся победным шествием культуры и цивилизации в широкие массы. Но в западных областях республики, особенно в Прикарпатье, мы наблюдаем полнокровную жизнь народной сказки и в наши дни.

Только в Ужгороде за последние пять лет вышло пять сборников новых материалов. За это двадцатилетие нам посчастливилось выявить в Закарпатье пятьдесят народных сказочников. Только в одном селе Горинчеве Хустского района удалось зафиксировать свыше трехсот сюжетов от десяти рассказчиков, среди них оказались первоклассными мастерами Андрий Калин, Михайло Галича, Юра Тегза-Порадюк, Юра Ревть, Василь Холод и другие.

В других районах Закарпатья записано свыше тысячи с лишним текстов, многие из них отличаются разнообразием и богатством репертуара, мастерством исполнения и искусством композиции.

Очень интересны творческие биографии сказочников, позволяющие заглянуть в мастерскую народного мастера, раскрывающие страницы загадочной истории сказки. Эти биографии — живая сложная история многострадального народа.

Среди сказочников — разные типы народных мастеров: сказочники-универсалы, владеющие в одинаковой степени умением рассказывать сказки волшебные, социально-бытовые, авантюрные, исторические предания и легенды, мастера сатирического жанра, и сказочники-эпики. Это утверждает нас в мысли, что украинская народная сказка и сегодня живет полнокровной жизнью.

Когда наблюдаешь живое бытование народной сказки в наше время, видишь ее злободневность, способность откликаться на события последних лет, прямо не веришь, что это один из самых древних фольклорных жанров, уходящий своими корнями в доисторическую эпоху. Письменная литература Киевской Руси часто упоминает о сказочниках и сказках и дает основание предполагать, что уже в XI XII вв. существовала «баснь», т. е. сложившийся веками род повествовательной устной поэзии, распространенной и популярной в дружинно-княжеской и крестьянской среде.

В «Повести временных лет» читаем сказание о трех братьях Кие, Щеке и Хореве, положивших основание Киеву, сказания о походах и о смерти вещего Олега, о мести княгини Ольги за смерть мужа, о Кирилле Кожемяке и другие сказания, по своему идейному содержанию и по своей художественной форме близко стоящие к сказке.

Очевидно, к XIII в. выработалась и сказочная обрядность, органически связанная с традиционными сюжетами и образами.

Киевская Русь являлась общей колыбелью культуры русского, украинского и белорусского народов. В ней были взлелеяны древнейшие памятники устного творчества: обрядовая поэзия, сказка и легенда, былинная и лироэпическая песня, памятники, созданные гением всех восточнославянских племен.

Читайте также:
Кентервильское привидение — Оскар Уайльд, читать детям онлайн

Украинская сказка — родная сестра русской и белорусской сказки. У них одна мать — «баснь» Киевской Руси.

Перед советскими учеными стоит важнейшая задача: решить проблему генетического родства сказочного эпоса братских народов-близнецов.

Выйдя из общей восточнославянской колыбели, украинская сказка в процессе формирования украинского народа стала обособляться и приобрела постепенно свои самобытные черты.

Вопрос об интернациональном и национальном элементах в народных сказках — исключительно сложный и трудный вопрос, поставленный серьезно исследователями только в последнее время. «Национальный характер сказок каждого народа, — обобщает мнение советских ученых по данному вопросу Э. В. Померанцева, — не может быть определен в нескольких еловах, он определяется комплексом признаков: особенностями идейного содержания, характером образов, композиции, художественных средств, своеобразием языка, ассортиментом сюжетов и мотивов, бытовыми подробностями, пейзажем, спецификой социальных отношений и исторической действительности, отразившихся в ней. Национальная специфика сказки может быть раскрыта лишь при рассмотрении ее исторических судеб и анализе отдельных ее видов» (Э. Померанцева, назв. работа, стр. 20).

Если мы так часто встречаем одни и те же сюжеты, мотивы и образы в сказках всех народов земного шара, отделенных друг от друга морями, океанами, расовыми и языковыми отличиями, степенью культурного развития, то тем естественней родство сказочного творчества народов, близких по крови, языку, историческому прошлому.

Сказка про Ивана Печовского — украинская народная сказка, читать детям онлайн

Летучий корабль. — Записал И. Рудченко в г. Гадяче (Полтавщина). Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. II, Киев, 1870.

Иван Голык и его брат. — Запись художника Л. М. Жемчужникова, собирателя украинских народных песен, сказок и преданий, в Пирятинском уезде на Полтавщине. Записки о Южной Руси. Издал П. Кулиш. Т. II, Петербург, 1857.

Иван-царевич и красная девица — ясная звездочка. — Записал И. Манжура в б. Екатеринославской губ. (Днепропетровщина). Сказки, пословицы и т. п., записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях И. И. Манжурой. Харьков, 1890.

Царевна-жаба. — Записал И. Рудченко. Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. I, Киев, 1869.

Ивашко-Медвежье Ушко. — Записал Б. Гринченко в с. Нижне-Сыроватка (Харьковщина). Б. Гринченко. Этнографические матерьялы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Вып. I, Чернигов, 1895.

Лошадиная голова. — Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Матерьялы и исследования, собранные П. П. Чубинским, Т. II, Петербург, 1874.

Иван — коровий сын. — Записал П. Линтур от сказочника Андрия Калина в с. Горинчево близ Хуста (Закарпатье). Закарпатські казки Андрія Калина. Запис текстів П. Лінтура. Ужгород, 1955.

Видимо и Невидимо. — Записал И. Манжура в Александровском уезде б. Екатеринославской губ. Сказки, пословицы и т. п., записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях И. И. Манжурой. Харьков, 1890.

Мастер Иванко. — Записал П. Линтур от сказочника Андрия Калина в с. Горинчево близ Хуста (Закарпатье). Закарпатські казки Андрія Калина. Запис текстів П. Лінтура. Ужгород, 1955.

Золотоволосая Ялена. — Записана в Доброгостове, Западная Украина. Ю. Я. Яворский. Памятники Галицко-Русской народной словесности. Вып. I. Легенды, сказки, рассказы и анекдоты. — Записки русского Географического Общества по отделению этнографии, Т. XXVII, вып. I под редакцией акад. А. А. Шахматова. Киев, 1915.

Сказка про Ивана Печовского. — Записал П. Линтур от сказочника Андрия Калина в с. Горинчево близ Хуста (Закарпатье). Закарпатські казки Андрія Калина. Запис текстів. П. Лінтура. Ужгород, 1955.

Пообещай, что дома не знаешь. — Записал П. Линтур от сказочника Андрія Калина в с. Горинчево близ Хуста (Закарпатье). Закарпатські казки Андрія Калина. Запис текстів П. Лінтура. Ужгород, 1955.

Сказка про глупого Ивана. — Записал П. Линтур от сказочника Андрия Калина в с. Горинчево близ Хуста (Закарпатье). Закарпатські казки Андрія Калина. Запис текстів П. Лінтура. Ужгород, 1955.

Сказка про злыдней. — Записал Я. Новицкий в с. Ольгино близ Мариуполя (Жданов): Малорусские народные предания и рассказы. Свод М. Драгоманова. Киев, 1876.

Злыдни — нужда, голод, бедность. По украинским народным поверьям, это маленькие фантастические существа; если в крестьянской хате селились злыдни, ее хозяину угрожало большое зло. «Пришли злыдни погостить три дни, а выжили целый век», или: «Деньги идут к богатому, злыдни к убогому» — говорят народные пословицы о бедняках, за кем беда следом ходит.

Про Горошка. — Записал В. Кравченко от сказочника Ивана Петровского в с. Забродье на Житомирщине. Народні оповідання й казки. Етнографічні матеріали, зібрані Вас. Кравченком. Т. II, Житомир, 1914.

Про богатыря Сверхдуба. — Записал В. Кравченко от солдата В. Коробки в с. Ивковцы близ Чигирина (нынешн. Черкасская область). Народні оповідання й казки. Етнографічні матеріали, зібрані Вас. Кравченком. Т. II, Житомир, 1914.

Мужик болтанский, богатырь басурманский. — Записана от сказочника-крестьянина В. Сидляренко в с. Жиляны на Киевщине. Б. Гринченко. Этнографические матерьялы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Вып. I, Чернигов, 1895.

Иван-царевич и Железный волк. — Записана от ученика Козловского в с. Ольгинское близ Мариуполя (Жданов). Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. I, Киев, 1869. Есть сказка про Железного волка и королевича, записанная А. И. Дыминским на Подолии. «Казки та оповідання з Поділля» в записах А. І. Диминського. Упорядкував М. Левченко. Вип. I–II. Збірник історично-філологічного відділу Української Академії наук. Київ, 1928.

Девяносто девять братьев и сотый Ружа. — Записана П. Линтуром от сказочника Андрия Калина в с. Горинчево близ Хуста, в Закарпатье. Закарпатські казки Андрія Калина. Ужгород, 1955.

Сказка о красавице и злой бабе. — Записал художник Л. Жемчужников от девочки-крестьянки в селе близ Пирятина на Полтавщине. Записки о Южной Руси. Издал П. Кулиш. Т. II, Петербург, 1857.

Читайте также:
Как на спине верблюда появился горб — Редьярд Киплинг, читать детям онлайн

Яйцо-райцо. — Записал И. Рудченко от сказочника Петруняка в Уманском уезде, на Киевщине. Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. I, Киев, 1869.

Попович Ясат. — Записал И. Рудченко. Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. I, Киев, 1869.

Волшебный перстень. — Записана от крестьянина Гната Романива (Западная Украина). Осип Роздольський. Галицькі народні казки. Упорядкував Іван Франко. Етнографічний збірник. Видає Етнографічна комісія Наукового товариства ім. Т. Шевченка у Львові. Зібрав В. Гнатюк. Т. VII, 1899. Львів.

Голопуз. — Записал П. П. Чубинский в г. Никополе б. Екатеринославской губ. (нынешняя Днепропетровщина). Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Матерьялы и исследования, собранные П. П. Чубинским. Т. II, Петербург, 1875.

Про царевича-дурака. — Українські народні казки. В трьох книгах. Упорядкував акад. М. Возняк. Кн. III, Держлітвидав, Київ, 1948.

Морской царь. — Українські народні казки. В трьох книгах. Упорядкував акад. М. Возняк. Кн. III, Держлітвидав, Київ, 1948.

Сказка про Ивана-царевича. — Из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. В свод русских народных сказок, собранных А. Н. Афанасьевым и изданных им в 1855–1863 гг. (составленный из собраний В. И. Даля, записей декабриста П. И. Якушкина, архива П. В. Киреевского, собирателя сказок Н. Второва и друг.) включен ряд сказок украинских, на украинском языке (напр. «Лисичка-сестричка и волк», т. I, сказка под № 6 и друг.), в том числе и сказка, записанная Иваном Рудченко близ Пирятина на Полтавщине, «Про Ивана-царевича», с примечанием Афанасьева: «К сожалению, записывавший сказку не подорожил малороссииским текстом и передал ее на великорусском наречии». Включены фанасьевым ошибочно в свод сказок русских и белорусские народные сказки, записанные в западной части Гродненской области (например «Мороз, солнце и ветер», т. I, сказка под № 91), и ряд других белорусских сказок. Они печатались в своде Афанасьева со сносками-пояснениями (и в издании, выпущенном Гослитиздатом в 1957 г.) украинских и белорусских отдельных слов, например: белорусская сказка № 143 «Надзей, панов унук», сказка «Покатигорошек», № 134. Или сказка «Свиной чехол», № 291, включена тоже как украинский «вариант», записанный близ Пирятина на Полтавщине.

Трем-сын-Борис. — Записал П. Чубинский в Лебедине (нынешней Сумщино). Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Матерьялы и исследования, собранные П. П. Чубинским. Т. II, Петербург, 1875.

Дед сам с кулак, а борода в сажень. — Записал П. Чубинский близ Кобрина (нынешней Брестской области). Труды энтографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Матерьялы и исследования, собранные П. П. Чубинским. Т. II, Петербург, 1875.

Овсяная гора — Записал Ігн. з Никловичъ, Западная Украина, Малорусские народные предания и рассказы. Свод М. Драгоманова. Киев, 1876.

Иван Найда. — Записал В. Кравченко в с. Худяки близ Черкасс. Народні оповідання й казки. Етнографічні матеріали, зібрані Вас. Кравченком. Т. II, Житомир, 1914.

Данило Несчастный. — Записал И. Манжура от крестьянина-сказочника в сл. Алексеевка б. Екатеринославской губ. (Днепропетровщина). Малорусские народные предания и рассказы. Свод М. Драгоманова. Киев, 1876. Варианты сказки про Данилу Несчастного — в записях И. Рудченко на Полтавщине.

Сказка про Ивана Печовского

Было ли, не было, жил бедный человек. Было у него два сына: один глупый, а другой умный. Вот умный и говорит отцу:
– Нянько, – давайте поставим новую хижину, эта уж ветхая!
Нарубили немного лесу, а кое-что от старой хижины осталось, и хотят новую строить. Когда стали разбирать старую, заплакал дурень, чтоб не разбирали его печь.
И вот разобрали старую хижину и недалеко поставили новую. А дурня оставили на печи, только сделали навес, чтобы дождь его не мочил. И кормили его там, потому что не хотел он никуда ходить.
Раз одна женщина несла

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Белый котик Все это случилось много лет тому назад на острове св. Павла, в месте, которое называется Северо-Восточный Мыс, далеко-далеко в Беринговом море. Зимний королек Лиммершин рассказал мне эту историю, когда ветер прибил его к оснастке шедшего в Японию парохода, и я отнес его в каюту, согрел и несколько дней кормил, так что наконец он мог опять […].

Морской царь и Василиса Премудрая Вариант 1 Жил-был царь с царицею. Любил он ходить на охоту и стрелять дичь. Вот один раз пошел царь на охоту и увидел: сидит на дубу молодой орел; только хотел его застрелить, орел и просит: «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе, в некое.

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде Вариант 1 Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет.

Крестьянский сын и жар-птица Вот не в котором царстве, не в котором государстве, неподалеку от царства стояла деревня. И в этой деревне жил-был старичок. И этот старичок, конечно, он еще был в поре. Только у них не было никого детей. Он все занимался охотой. Ставил.

Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Давным-давно был в некотором царстве Могучий царь, по имени Демьян Данилович. Он царствовал премудро; И было у него три сына: Клим- Царевич, Петр-царевич и Иван- Царевич. Да еще был у него Прекрасный сад, и чудная росла В саду том яблоня; всё золотые Родились яблоки на ней. Но вдруг В тех яблоках.

Читайте также:
Пастушья дудочка - русская народная сказка, читать детям онлайн

Кощей Бессмертный Вариант 1 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный. Старший сын и просит у отца.

Иван – вдовий сын На море на океане, на острове Буяне есть бык печеный. В одном боку у быка нож точеный, а в другом чеснок толченый. Знай режь, в чеснок помалкивай да вволю ешь. Худо ли? То еще не сказка, а присказка. Сказка вся впереди. Как горячих пирогов поедим да пива попьем, тут сказку поведем. В некотором царстве, в […].

Отцов дар Жил себе на свете хороший человек. Было у него три сына – двое умных, а третий – Иван-простофиля. Умные поженились, семьями обзавелись, а Иван все на печи лежит да на жалейке играет. Пришла пора отцу помирать. Собрал он сыновей и говорит им: – Сыны мои родные, сыны мои милые! Богатства большого я вам не оставляю, […].

Крестьянский сын Иван да царь Иван Было у старика три сына. Выросли сыновья молодец к молодцу, в руках силы не меряно, волосы кудрявые, на щеках румянец играет. Вот однажды отец и говорит: – Скоро вас женить пора, тесно всем в старом доме станет. Надо новый дом сработать. Принялись они за дело. Бревна таскали – ухали, сруб ставили – песни пели, крышу […].

Как Елена-королевна вывела царского сына от волшебного короля Не в котором царстве, не в котором государстве был-жил знаменитый купец. Но он не имел никакой торговли, а имел громадные земли для посева и много имел рабочих. И этот избыток хлеба продавал в разные государства, и из-за этого он оборот большой получал денег.

Елена прекрасная Вот не в котором царстве, не в котором государстве был-жил царь. У царя было три сына. Старший- Василий, средний- Федор, а уж меньшой, как всегда рассказывается, был Иван. Без Ивана сказка редко живет. Вот когда эти сыновья.

Три царства — медное, серебряное и золотое Вариант 1 Бывало да живало — жили-были старик да старушка; у них было три сына: первый — Егорушко Залёт, второй — Миша Косолапый, третий — Ивашко Запечник. Вот вздумали отец и мать их женить; послали большого сына присматривать невесту.

Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь, по имени Выслав Андронович. У него было три сына-царевича: первый — Димитрий-царевич, другой — Василий-царевич, а третий — Иван-царевич. У того царя Выслава Андроновича был сад такой.

Звериное молоко Вариант 1 В некотором царстве, не в нашем государстве жил-был царь на царстве, король на королевстве, и были у него дети: сын Иван-царевич и дочь Елена Прекрасная. Появился в его царстве медведь железная шерсть и начал его подданных есть… Ест медведь людей, а царь сидит.

Иван меньшой – разумом большой Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был старик со своей старухой. Ну, старик ничего другого не мог работать, как уж он был очень старый,- ходил в лес дрова рубить. Раз он пошел на свою работу, и только зашел в лес, смотрит- лежит на кусту девять яиц. Он что делать.

Иван Быкович В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на прокормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном.

Иван Бесталанный и Елена Премудрая Жила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила. И вот настала пора — вырос Иван. Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у нее бесталанным вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит, не как у людей;.

Иван – заря Было, да и не было ничего – жил в одном городе бездетный кузнец, и очень он хотел иметь детей. Пошла однажды жена этого кузнеца по воду. Только наполнила кувшин доверху, как видит – несет река три яблока, Понравились ей яблоки, потянулась она за ними, достала их и понесла домой. Одно мужу дала, другое сама съела, […].

Иван Утреник Жили муж и жена. Долго не было у них детей, а потом, уже на старости лет, родились сразу три сына: один родился вечером, другой – в полночь, а третий – ранним утром. И назвали их всех Иванами: старшего – Иван Вечерник, среднего – Иван Полуночник, а младшего – Иван Утреник. Росли братья на лес глядючи. […].

Иван Соснович Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был крестьянин. Жил он не богато, не бедно, а так – средне. И жили они двое со старухой. И вот все им было жить хорошо, только не было никого детей у них. В одно прекрасное время старуха и говорит: – Слушай, старичок, у нас нет детей и […].

Царевна-лягушка Вариант 1 В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына — все они на возрасте. Царь и говорит: «Дети! Сделайте себе по самострелу и стреляйте: кака женщина принесет стрелу, та и невеста; ежели никто не принесет, тому, значит, не жениться». Большой сын стрелил.

Иван-царевич и Марья-краса, черная коса В некотором было царстве, в некотором было государстве, не в нашем было королевстве. Это будет не сказка, а будет присказка; а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, а еще поедим пирога да потянем бычка за рога. Жил-был.

Читайте также:
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо - русская народная сказка, читать детям онлайн

Золотой конь В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала. Жаден старик, а старуха еще пуще. Что старик ухлопает, то старуха слопает. Вот встает рано утром старик и говорит: – Поднимайся, старуха! Разогревай сковородку, пошел я на охоту. Ходил-ходил старик по лесу, ни зверя, ни птицы не нашел. А […].

Сказка о молодильных яблоках и живой воде В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом.

Иван Паднис В стародавние ранние времена, когда вороны не обижали мелких птиц, а львы ладили с медведями, жил один вдовец вместе с дочерью и сыном, по имени Иван Паднис. Было у них в хозяйстве десяток дойных коров да пяток лошадей. Кроме.

Умные вещи (пьеса) Сказка-комедия в трех действиях, в шести картинах ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Музыкант Его невеста (она же Эхо). Старуха – бабушка невесты. Старик-книгоноша [он же Посол] Старик, хозяин “умных вещей”. Его подручный [Продавец, он же Переводчик] Рыжий портной. Черный портной. Барин. Барыня. Их дочка, девочка лет пятнадцати. Старый лакей. Молодой лакей. Царь. Царица. Пожилая фрейлина. Наследник. Канцлер (старик). […].

Безногий и слепой богатыри Вариант 1 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; у них был сын Иван-царевич, а смотреть-глядеть за царевичем приставлен был Катома-дядька дубовая шапка. Царь с царицею достигли древних лет, заболели и не чают.

Орон верный В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него было три сына: Егор Храбрый, Федор Важный да Иван-царевич. Егор Храбрый вырос до возрасту, задумал невесту искать. Поехал белый свет смотреть. Ехал-ехал, до лесу Доехал. В том лесу ветха избушка, берестой покрыта, Дубом.

Иван – коровий сын В некотором царстве жил царь с царицей, и не было у них детей. Сколько ни горевали, сколько знахарей ни звали – нет и нет у них детей. Раз приходит к ним бабушка-задворенка. – Пустите, – говорит, – невода в море, выловится рыбка – золотое перо. Сварите ее в семи водах, пусть царица поест, тогда и […].

Иван Зорькин Александра I было три дочери-наследницы. Вот один день был ясный, солнечный, они и говорят: «Давайте съездим на лодочке прокатиться на море, день сегодня ясный!» Царь приказал запрячь карету; сели и поехали к морскому берегу. Лодка.

Купленная жена Вариант 1 Жил-был Иван купеческий сын: промотал по смерти отца свое имение и нанялся к родному дяде в приказчики. Дядя нагрузил свои корабли товарами и поехал вместе с племянником за море — в чужестранных землях торг вести. Приплыли они к знатному столичному городу, привалили.

По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре Вариант 1 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич — и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали; он красным девушкам во сне снился. Пришло ему желанье.

Палата номер 6 I В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним – глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с […].

Сказка о царе Берендее Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года Был он женат и жил в согласье с женою; но все им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство; Он […].

Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года Был он женат и жил в согласье с женою; но все им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство; Он простился с царицей и восемь месяцев ровно Пробыл в отлучке. Девятый был месяц в исходе, когда он, К […].

Марья Моревна В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали: «Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи.

Ионыч I Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую […].

Иван-царевич и серый волк Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю.

Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон: будто у золотого кольца.

Читайте также:
Соловей и роза — Оскар Уайльд, читать детям онлайн

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо.

Сказка про Ивана Печовского — украинская народная сказка.

Было ли, не было, жил бедный человек. Было у него два сына: один глупый, а другой умный. Вот умный и говорит отцу:
— Нянько, — давайте поставим новую хижину, эта уж ветхая!
Нарубили немного лесу, а кое-что от старой хижины осталось, и хотят новую строить. Когда стали разбирать старую, заплакал дурень, чтоб не разбирали его печь.
И вот разобрали старую хижину и недалеко поставили новую. А дурня оставили на печи, только сделали навес, чтобы дождь его не мочил. И кормили его там, потому что не хотел он никуда ходить.
Раз одна женщина несла слепых котят, хотела забросить их в терновник. Проходила она мимо печи, где сидел дурень. Глупый Иван крикнул:
— Жинка, что это вы несете?
— Несу слепых котят в терновник.
— Дайте мне одного котеночка, не будет мне скучно!
И дала ему женщина котеночка.
Вот Иван и забавляется котеночком и кормит его хорошо. Подрос котеночек и стал уже сам Ивана кормить: лазил по хозяйским чердакам, где коптились колбасы и сало, и приносил их Ивану. И жилось Ивану неплохо.
Вот так и жил Иван вместе с котеночком. И назвал котик хозяина Иваном Печовским.
Спустя два года идет как-то котик и думает про себя: «Как бы это моего Ивана женить? А то он все один да один…» Идет котик по лесам и дебрям и встречает зайца.
— Ты куда, котик, идешь?
— Иду к царю в гости.
— Возьми и меня.
— Да было б вас хотя бы сто, то дело другое.
Запищал зайчик тоненьким голоском, и сбежалось сто зайцев.
Стали зайцы спрашивать:
— Ты чего нас звал?
А зайчик и говорит:
— Пойдем с котиком к царю в гости.
Идут они дремучими пущами. Все вместе.
Подходят к городу. Вдруг обернулся котик человеком и повел за собой зайцев. Приходят на царский двор. Стал царь спрашивать:
— Где это вы, человече, столько зайцев наловили?
— Пресветлый царь, это прислал вам царь Печовский!
И человек ушел. Только вышел он из города, как обернулся опять котиком, идет себе дальше. Встречает лису.
— Ты куда, котик, идешь?
— Иду к царю в гости!
— А нельзя ли и мне пойти вместе с тобой?
— Да можно, если б было вас хотя бы сто.

Подняла лисичка голову и запела по-своему. Сбежались к ней сто лисичек-сестричек. И спрашивают:
— Ты чего так жалобно нас кликала?
— Да звала я вас, чтоб узнать, не хотите ли вы пойти вместе с котиком к царю в гости.
Они обрадовались, что пойдут к царю. И только подошли близко к царским палатам, обернулся вдруг котик человеком.
— Откуда ты ведешь столько дичи? — спрашивает его царь.
— Пресветлый царь, это прислал вам царь Печовский!
— Откуда же у него столько?
— Да этой дичи у него сколько хотите, ведь дичь-то лесная любит его.
Простился человек с царем и пошел. И только вошел в лес, обернулся опять котиком. Идет он, встречает волка.
— Ты куда, котик, идешь?
— Иду к царю в гости.
— Дай и я пойду вместе с тобой.
— Да тебя одного мне мало. Надо вас хотя бы сто!
Поднял волк голову и завыл. И сбежалась сотня волков. Вот идут все к царю в гости.
Приходят на царский двор. А царь спрашивает:
— Кто это мне прислал?
— Это прислал вам царь Печовский, — говорит человек. — А нельзя бы ему прийти к вам свататься?
— Отчего ж, можно.
Собрался человек и пошел назад. Обернулся по дороге опять котиком, прибежал к Ивану Печовскому. Явился перед Иваном человеком и говорит ему:
— Ступай, Иван, да скажи своему отцу, чтоб не давал он тебе ничего, а только чтоб оставил тебя на печи. Да пускай купит тебе хотя бы двух коней, коляску да красивое платье.
Иван пошел к отцу и сказал так, как научил его котик. Отец все это ему купил. Вернулся тогда Иван назад к печи, а котик хорошенько Ивана постриг, побрил, умыл и красиво приодел. Посадил Ивана в коляску, подобрал вожжи, и едут они к царским палатам. Остановил котик коней и говорит Ивану:
— А ты знаешь, Иван, куда мы приехали? К царю — сватать за тебя его дочку. Только ты сам ничего не говори. Я за тебя буду говорить.
Приходят они к царю, и выходит к ним царская дочка. Взяла она под руку Ивана, повела к себе в комнаты и усадила его на золотой стул. А сама села с ним рядом, и сват возле них. Начали они про свадьбу говорить да про свое житье. Девушке приглянулся Иван Печовский. И отцу ее он тоже понравился.
— Я сильно полюбила Ивана, да только скажите, наш сват, чего это он ничего не говорит? Может, он немой?
— Знаете что, — отвечает сват, — он потому ничего не говорит, что живет один-одинешенек в своей усадьбе. Оставил он дома много скота, вот и беспокоится о том, кто же теперь присмотрит за ним. У него ведь много голов скота: четыреста голов волов, пятьсот голов коней да мелкого скота и не счесть. И все они теперь голодают. Вот потому Иван и запечалился.
Покончили они свои дела, свадьбу справляют. Три дня пьют, гуляют. Иванов сват объявляет, что пора уж невесте и в путь к Ивану Печовскому двигаться.
— А вы, пресветлый царь, собирайте свое войско да готовьтесь вроде как на войну.
А в прежнее время машин-то не было, и свадебные поезжане двинулись к Ивану Печовскому прямо через горы. Шли три дня, в пути отдыхали. На третий день пришли на широкое поле, и тут велел сват всем отдыхать, пока не вернется.
А сам обернулся котиком и спешит в горы. Приходит на одну полонину, а там волопасы со скатом. Спрашивает он волопасов:
— Чей это скот?
— Железной бабы.
— А кони чьи?
— И кони бабины, и весь скот, что видите.
А было скота больше тысячи двухсот.
Говорит котик волопасам:
— Хлопцы, знаете что? Я дам вам по три золотых, и, когда будут проезжать свадебные гости и спросит вас один из панов, чей это скот, вы скажите: царя, мол, Печовского.
Хлопцы согласились. А котик воротился назад к свадебным поезжанам и велел двигаться дальше. Идут и приходят на ту поляну, где был скот. Спрашивает царь:
— Чей это скот, хлопцы?
— Царя Печовского.
Обрадовался царь, что у его зятя столько скота. И опять остановились немного отдохнуть. А сват обернулся котом и спешит поскорей через лес. Вот приходит он к Железной бабе. А у той бабы такие замки, что сияют, как солнышко. А бабин замок на утиной ножке поворачивается. Сама же баба на золотом стуле сидит.
Котик поначалу пробрался на кухню к работнице и говорит:
— Знаешь, что я тебе скажу? Дам я тебе, красна дивчина, десять золотых, и, если кто спросит тебя, чей это дом, ты скажи: царя Печовского.
Работница пообещала, и котик зашел из кухни в бабин замок. Спрашивает баба котика:
— Что, котик, скажешь? Какие новости на свете?
— Да скажу только то, что вас великая беда постигнет. Ведь тут будут жестокие бои, и убьют вас вместе с домочадцами. Если хотите меня послушать, то я вам укажу хороший тайник. Вот вы в нем и укроетесь.
Долго баба не хотела, да наконец согласилась:
— Веди меня куда знаешь!
Завел котик бабу в дупло бука и оставил ее там стоять. А сам поскорей вернулся к царскому войску, к свадебным поезжанам. Обернулся человеком и велел двигаться дальше. Подходят они ближе к буку, где спряталась Железная баба. Велел тогда сват войску готовиться стрелять. И указал на бук, и разнесли в пух и прах Железную бабу.
Когда свадебные гости пришли на бабину усадьбу, спрашивает царь работницу:
— Чье это поместье?
— Царя Печовского!
И царь очень обрадовался, что зятевы палаты в семь раз красивей, чем у него. И устроили великий пир, а спустя несколько дней свадебные гости разошлись.
А Иван с молодою женой живут себе там и поныне, и стал Иван давно уже умным.

Читайте также:
Снеговик - Ганс Христиан Андерсен, читать детям онлайн

Народна творчість

Было иль не было, а жил на свете бедняк и имел он двух сыновей: одного умного, второго — дурака. Дурак все на печи сидел. А умный говорит отцу:

— Пора нам новую хату рубить, эта уж валится.

Припасли они леса, кое-что и от старой хаты сгодиться могло. Но когда стали ее разбирать, дурак заплакал, просит, чтобы его печь не трогали.

Так и сделали: старую хату разобрали, новую поставили, а дурака оставили на печи. Только навес над ней сколотили, чтобы дождем его не мочило. И остался дурак жить на старой печке — никуда не захотел уходить.

Раз шла мимо соседка, несла что-то в подоле. Дурак окликнул ее:

— Тетенька, чего это вы несете?

— Несу слепых котят в речку топить.

— Дайте одного. Веселей мне будет. И женщина отдала ему котенка.

Забавляется Иван, сытно кормит своего котенка. А когда тот подрос, сам стал кормить Ивана: таскал с хозяйских чердаков колбасы да сало. Хорошо было Ивану.

Так жили на печи дурак с котом. И прозвал Мурлыка своего хозяина Иваном Печевским.

Прошло два года. Задумался кот: «Как бы моего Ивана женить? Сам-то он в этом деле ничего не смыслит».

И пошел кот невесту Ивану искать. Идет мимо леса, встречает зайца.

— Куда, Мурлыка, идешь?

— Возьми и меня с собою.

— Э-э, была бы вас сотня, тогда пошли б.

Косой запищал тоненьким голоском, и прибежали из лесу еще девяносто девять зайцев. Спрашивают:

— Пойдем к царю на пир!

Идут дальше вместе. Миновали дремучий лес и увидали большой город. Кот вдруг обернулся человеком и повел зайцев прямо на царский двор.

Удивился царь, спрашивает:

— Где это ты, человече добрый, так много зайцев поймал?

— Пресветлый царь! Прислал вам их пан Печевский.

Сказал и ушел. А вышел из города, опять обернулся котом. Идет по лесу, встречает лисицу.

— Куда ты, Мурлыка, идешь?

— А не возьмешь ли меня с собой?

— Чего ж не взять? Да нужна мне вас хотя бы сотня.

Рыжая вскинула голову и запела по-своему. Сбежалось к ней девяносто девять лисичек-сестричек. Спрашивают:

— Зачем нас звала?

— Пойдем к царю на пир!

Обрадовались лисички-сестрички, бегут, пританцовывают. Когда подходили к царским палатам, кот опять обернулся человеком. Спрашивает царь:

Читайте также:
Сказка про Кощея-бессмертного, Ивана-царевича и Булата-молодца — украинская народная сказка, читать детям онлайн

— Где ты, человече, поймал столько зверья?

— Пресветлый царь! Прислал вам лисиц пан Печевский. Сказал и ушел. А в лесу опять обернулся котом. Идет и встречает волка.

— Куда, Мурлыка, шагаешь? — спрашивает волк.

— Тебя одного мало. Нужна вас хотя бы сотня!

Серый вскинул голову и завыл, да так, что сразу сбежалось девяносто девять волков. И все идут к царю на пир.

Пришли на царский двор. Кот обернулся человеком. Царь и спрашивает его:

— Кто это мне волков прислал?

— Прислал их вам пан Печевский, — отвечает Мурлыка. А потом говорит: — Пресветлый царь! Хотел бы мой пан вашу дочь посватать.

— Что ж, пусть приходит, — говорит царь. Прибегает кот к Ивану:

— Ступай, хозяин, к своему отцу, напомни, что не дал он тебе ничего, кроме этой старой печи. Так пусть купит пару лошадей да коляску, да одежду понаряднее.

Пришел Иван к отцу и сказал так, как кот научил. Отец все исполнил. Мурлыка постриг, побрил, умыл и нарядил Ивана. Посадил его в коляску, подобрал вожжи, хлестнул коней, и покатили они сватать цареву дочку.

У царских палат кот обернулся человеком, осадил коней и говорит:

— Знаешь ли, Иван, куда мы приехали? К самому царю! Пойдем его дочь сватать. Только ты не смей в разговор вступать. Я за тебя говорить буду.

И приходят они к царю. Вышла к ним навстречу царева дочка, взяла Ивана за руку, повела в палаты и посадила в золотое кресло. Сама села рядышком, а сват — тут же. Пошел разговор о том, о сем да об этом. Приглянулся Иван царевне, и старому царю по душе пришелся. Царевна говорит:

— Хорош пан Печевский, но скажите мне, дорогой сватушка, чего он все молчит. Не немой ли?

— Э-э, нет, — говорит сват, — он не немой. А молчит потому, что всю жизнь одиноко жил в своем большом поместье. Оставил он там скотины видимо-невидимо и теперь беспокоится, кто ее накормит, напоит. У него четыреста пар волов, пятьсот пар коней, а мелкого скота — так и не счесть.

Уладили они дело: просватали за Ивана царевну, свадьбу играют. Пьют, гуляют три дня. Наконец, сват объявил, что пора невесте ехать к жениху.

— И вы, пресветлый царь, собирайте свое войско, выступайте с нами в поход.

Идет свадьба через леса и горы. На третий день увидали широкое поле. Сват приказал всем отдыхать, а сам обернулся котом и убежал.

Прибегает на высокую полонину, а там — пастухи со стадом.

— Гей, хлопцы, чей это скот? — спрашивает.

— И кони ее, и волы, и овцы.

А скота на полонине было больше, чем двенадцать раз по сто голов. И говорит кот пастухам:

— Дам я каждому по три золотых, но когда тут будет проходить свадьба и спросят вас, чья это скотина, отвечайте в один голос: «Пана Печевского».

Согласились хлопцы. А кот побежал к свадьбе, обернулся сватом и приказал всем дальше идти. Вышли они на полонину, а царь и спрашивает у пастухов:

— Чье стадо, хлопцы?

Царь доволен, что у зятя так много скота. Решили погулять на полонине. А сват обернулся котом и побежал дальше.

Прибегает к Железной бабе. Живет она в городе дворцов, и каждый из них, как солнышко. А замок самой бабы стоит на утиной лапке, во все стороны поворачивается. И сидит в нем баба на золотом стуле. Кот пробрался на кухню к служанке и говорит ей:

— Вот тебе, красная девица, десять золотых в подарок, но если кто-нибудь спросит, чей это дом, отвечай: «Пана Печевского».

Служанка пообещала, что так и сделает, а кот пошел в бабин покой. Спрашивает его Железная баба:

— Чей ты, котик, и что скажешь? Какие новости на белом свете?

— Я такое скажу: ждет вас лютая беда! Будет тут жестокий бой, и вас убьют и весь ваш род истребят. Только я могу вас спрятать. Пойдете за мной?

Баба долго не соглашалась, но потом сказала:

— Ладно, веди меня, куда знаешь.

И повел котик бабу к дуплистому буку, посадил в дупло и наказал ей там притаиться. А сам побежал к царскому войску и свадьбе. Обернулся сватом и велел всем дальше идти.

Проходят они мимо бука, где спряталась Железная баба. Сват приказал войску из пушек палить. И разнесли они бук вместе с Железной бабой в пух и прах.

Подошла свадьба к бабиному дому, а царь спрашивает служанку:

— Чье это поместье?

Доволен царь, что палаты его зятя в семь раз краше его собственных. Устроил он тут пир на весь мир, а когда гости разошлись, Иван с молодой женой остались на хозяйстве. Живут они там и поныне если не померли.

СКАЗКА ПРО ИВАНА ПЕЧЕВСКОГО — Украинская народная волшебная сказка

СКАЗКА ПРО ИВАНА ПЕЧЕВСКОГО. — Записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района, от А. Калина. Впервые опубликована в сборнике «Закарпатские сказки Андрея Калина», Ужгород, 1955 год.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Сказка про Ивана Печовского — украинская народная сказка

Сказка про то, как умный и предприимчивый кот помог жениться глупому и ленивому парню на принцессе.

Было ли, не было, жил бедный человек. Было у него два сына: один глупый, а другой умный. Вот умный и говорит отцу:
— Нянько, — давайте поставим новую хижину, эта уж ветхая!
Нарубили немного лесу, а кое-что от старой хижины осталось, и хотят новую строить. Когда стали разбирать старую, заплакал дурень, чтоб не разбирали его печь.
И вот разобрали старую хижину и недалеко поставили новую. А дурня оставили на печи, только сделали навес, чтобы дождь его не мочил. И кормили его там, потому что не хотел он никуда ходить.
Раз одна женщина несла слепых котят, хотела забросить их в терновник. Проходила она мимо печи, где сидел дурень. Глупый Иван крикнул:
— Жинка, что это вы несете?
— Несу слепых котят в терновник.
— Дайте мне одного котеночка, не будет мне скучно!
И дала ему женщина котеночка.
Вот Иван и забавляется котеночком и кормит его хорошо. Подрос котеночек и стал уже сам Ивана кормить: лазил по хозяйским чердакам, где коптились колбасы и сало, и приносил их Ивану. И жилось Ивану неплохо.
Вот так и жил Иван вместе с котеночком. И назвал котик хозяина Иваном Печовским.
Спустя два года идет как-то котик и думает про себя: «Как бы это моего Ивана женить? А то он все один да один…» Идет котик по лесам и дебрям и встречает зайца.
— Ты куда, котик, идешь?
— Иду к царю в гости.
— Возьми и меня.
— Да было б вас хотя бы сто, то дело другое.
Запищал зайчик тоненьким голоском, и сбежалось сто зайцев.
Стали зайцы спрашивать:
— Ты чего нас звал?
А зайчик и говорит:
— Пойдем с котиком к царю в гости.
Идут они дремучими пущами. Все вместе.
Подходят к городу. Вдруг обернулся котик человеком и повел за собой зайцев. Приходят на царский двор. Стал царь спрашивать:
— Где это вы, человече, столько зайцев наловили?
— Пресветлый царь, это прислал вам царь Печовский!
И человек ушел. Только вышел он из города, как обернулся опять котиком, идет себе дальше. Встречает лису.
— Ты куда, котик, идешь?
— Иду к царю в гости!
— А нельзя ли и мне пойти вместе с тобой?
— Да можно, если б было вас хотя бы сто.

Читайте также:
Гном-Тихогром - Братья Гримм, читать детям онлайн

Подняла лисичка голову и запела по-своему. Сбежались к ней сто лисичек-сестричек. И спрашивают:
— Ты чего так жалобно нас кликала?
— Да звала я вас, чтоб узнать, не хотите ли вы пойти вместе с котиком к царю в гости.
Они обрадовались, что пойдут к царю. И только подошли близко к царским палатам, обернулся вдруг котик человеком.
— Откуда ты ведешь столько дичи? — спрашивает его царь.
— Пресветлый царь, это прислал вам царь Печовский!
— Откуда же у него столько?
— Да этой дичи у него сколько хотите, ведь дичь-то лесная любит его.
Простился человек с царем и пошел. И только вошел в лес, обернулся опять котиком. Идет он, встречает волка.
— Ты куда, котик, идешь?
— Иду к царю в гости.
— Дай и я пойду вместе с тобой.
— Да тебя одного мне мало. Надо вас хотя бы сто!
Поднял волк голову и завыл. И сбежалась сотня волков. Вот идут все к царю в гости.
Приходят на царский двор. А царь спрашивает:
— Кто это мне прислал?
— Это прислал вам царь Печовский, — говорит человек. — А нельзя бы ему прийти к вам свататься?
— Отчего ж, можно.
Собрался человек и пошел назад. Обернулся по дороге опять котиком, прибежал к Ивану Печовскому. Явился перед Иваном человеком и говорит ему:
— Ступай, Иван, да скажи своему отцу, чтоб не давал он тебе ничего, а только чтоб оставил тебя на печи. Да пускай купит тебе хотя бы двух коней, коляску да красивое платье.
Иван пошел к отцу и сказал так, как научил его котик. Отец все это ему купил. Вернулся тогда Иван назад к печи, а котик хорошенько Ивана постриг, побрил, умыл и красиво приодел. Посадил Ивана в коляску, подобрал вожжи, и едут они к царским палатам. Остановил котик коней и говорит Ивану:
— А ты знаешь, Иван, куда мы приехали? К царю — сватать за тебя его дочку. Только ты сам ничего не говори. Я за тебя буду говорить.
Приходят они к царю, и выходит к ним царская дочка. Взяла она под руку Ивана, повела к себе в комнаты и усадила его на золотой стул. А сама села с ним рядом, и сват возле них. Начали они про свадьбу говорить да про свое житье. Девушке приглянулся Иван Печовский. И отцу ее он тоже понравился.
— Я сильно полюбила Ивана, да только скажите, наш сват, чего это он ничего не говорит? Может, он немой?
— Знаете что, — отвечает сват, — он потому ничего не говорит, что живет один-одинешенек в своей усадьбе. Оставил он дома много скота, вот и беспокоится о том, кто же теперь присмотрит за ним. У него ведь много голов скота: четыреста голов волов, пятьсот голов коней да мелкого скота и не счесть. И все они теперь голодают. Вот потому Иван и запечалился.
Покончили они свои дела, свадьбу справляют. Три дня пьют, гуляют. Иванов сват объявляет, что пора уж невесте и в путь к Ивану Печовскому двигаться.
— А вы, пресветлый царь, собирайте свое войско да готовьтесь вроде как на войну.
А в прежнее время машин-то не было, и свадебные поезжане двинулись к Ивану Печовскому прямо через горы. Шли три дня, в пути отдыхали. На третий день пришли на широкое поле, и тут велел сват всем отдыхать, пока не вернется.
А сам обернулся котиком и спешит в горы. Приходит на одну полонину, а там волопасы со скатом. Спрашивает он волопасов:
— Чей это скот?
— Железной бабы.
— А кони чьи?
— И кони бабины, и весь скот, что видите.
А было скота больше тысячи двухсот.
Говорит котик волопасам:
— Хлопцы, знаете что? Я дам вам по три золотых, и, когда будут проезжать свадебные гости и спросит вас один из панов, чей это скот, вы скажите: царя, мол, Печовского.
Хлопцы согласились. А котик воротился назад к свадебным поезжанам и велел двигаться дальше. Идут и приходят на ту поляну, где был скот. Спрашивает царь:
— Чей это скот, хлопцы?
— Царя Печовского.
Обрадовался царь, что у его зятя столько скота. И опять остановились немного отдохнуть. А сват обернулся котом и спешит поскорей через лес. Вот приходит он к Железной бабе. А у той бабы такие замки, что сияют, как солнышко. А бабин замок на утиной ножке поворачивается. Сама же баба на золотом стуле сидит.
Котик поначалу пробрался на кухню к работнице и говорит:
— Знаешь, что я тебе скажу? Дам я тебе, красна дивчина, десять золотых, и, если кто спросит тебя, чей это дом, ты скажи: царя Печовского.
Работница пообещала, и котик зашел из кухни в бабин замок. Спрашивает баба котика:
— Что, котик, скажешь? Какие новости на свете?
— Да скажу только то, что вас великая беда постигнет. Ведь тут будут жестокие бои, и убьют вас вместе с домочадцами. Если хотите меня послушать, то я вам укажу хороший тайник. Вот вы в нем и укроетесь.
Долго баба не хотела, да наконец согласилась:
— Веди меня куда знаешь!
Завел котик бабу в дупло бука и оставил ее там стоять. А сам поскорей вернулся к царскому войску, к свадебным поезжанам. Обернулся человеком и велел двигаться дальше. Подходят они ближе к буку, где спряталась Железная баба. Велел тогда сват войску готовиться стрелять. И указал на бук, и разнесли в пух и прах Железную бабу.
Когда свадебные гости пришли на бабину усадьбу, спрашивает царь работницу:
— Чье это поместье?
— Царя Печовского!
И царь очень обрадовался, что зятевы палаты в семь раз красивей, чем у него. И устроили великий пир, а спустя несколько дней свадебные гости разошлись.
А Иван с молодою женой живут себе там и поныне, и стал Иван давно уже умным.

Читайте также:
Подземный человечек - Братья Гримм, читать детям онлайн

Сказка про Ивана Печовского — украинская народная сказка

Было ли, не было, жил бедный человек. Было у него два сына: один глупый, а другой умный. Вот умный и говорит отцу:

— Нянько, — давайте поставим новую хижину, эта уж ветхая!

Нарубили немного лесу, а кое-что от старой хижины осталось, и хотят новую строить. Когда стали разбирать старую, заплакал дурень, чтоб не разбирали его печь. И вот разобрали старую хижину и недалеко поставили новую. А дурня оставили на печи, только сделали навес, чтобы дождь его не мочил. И кормили его там, потому что не хотел он никуда ходить.

Раз одна женщина несла слепых котят, хотела забросить их в терновник. Проходила она мимо печи, где сидел дурень. Глупый Иван крикнул:

— Жинка, что это вы несете?

— Несу слепых котят в терновник.

— Дайте мне одного котеночка, не будет мне скучно!

И дала ему женщина котеночка. Вот Иван и забавляется котеночком и кормит его хорошо. Подрос котеночек и стал уже сам Ивана кормить: лазил по хозяйским чердакам, где коптились колбасы и сало, и приносил их Ивану. И жилось Ивану неплохо. Вот так и жил Иван вместе с котеночком. И назвал котик хозяина Иваном Печовским.

Спустя два года идет как-то котик и думает про себя: «Как бы это моего Ивана женить? А то он все один да один…» Идет котик по лесам и дебрям и встречает зайца.

— Ты куда, котик, идешь?

— Иду к царю в гости.

— Да было б вас хотя бы сто, то дело другое.

Запищал зайчик тоненьким голоском, и сбежалось сто зайцев. Стали зайцы спрашивать:

— Ты чего нас звал?

А зайчик и говорит:
— Пойдем с котиком к царю в гости.

Идут они дремучими пущами. Все вместе. Подходят к городу. Вдруг обернулся котик человеком и повел за собой зайцев. Приходят на царский двор. Стал царь спрашивать:

— Где это вы, человече, столько зайцев наловили?

— Пресветлый царь, это прислал вам царь Печовский!

И человек ушел. Только вышел он из города, как обернулся опять котиком, идет себе дальше. Встречает лису.

— Ты куда, котик, идешь?

— Иду к царю в гости!

— А нельзя ли и мне пойти вместе с тобой?

— Да можно, если б было вас хотя бы сто.

Подняла лисичка голову и запела по-своему. Сбежались к ней сто лисичек-сестричек. И спрашивают:

— Ты чего так жалобно нас кликала?

— Да звала я вас, чтоб узнать, не хотите ли вы пойти вместе с котиком к царю в гости.

Они обрадовались, что пойдут к царю. И только подошли близко к царским палатам, обернулся вдруг котик человеком.

— Откуда ты ведешь столько дичи? — спрашивает его царь.

— Пресветлый царь, это прислал вам царь Печовский!

— Откуда же у него столько?

— Да этой дичи у него сколько хотите, ведь дичь-то лесная любит его.

Читайте также:
Волшебное яблочко - русская народная сказка, читать детям онлайн

Простился человек с царем и пошел. И только вошел в лес, обернулся опять котиком. Идет он, встречает волка.

— Ты куда, котик, идешь?

— Иду к царю в гости.

— Дай и я пойду вместе с тобой.

— Да тебя одного мне мало. Надо вас хотя бы сто!

Поднял волк голову и завыл. И сбежалась сотня волков. Вот идут все к царю в гости. Приходят на царский двор. А царь спрашивает:

— Кто это мне прислал?

— Это прислал вам царь Печовский, — говорит человек.

— А нельзя бы ему прийти к вам свататься?

Собрался человек и пошел назад. Обернулся по дороге опять котиком, прибежал к Ивану Печовскому. Явился перед Иваном человеком и говорит ему:

— Ступай, Иван, да скажи своему отцу, чтоб не давал он тебе ничего, а только чтоб оставил тебя на печи. Да пускай купит тебе хотя бы двух коней, коляску да красивое платье.

Иван пошел к отцу и сказал так, как научил его котик. Отец все это ему купил. Вернулся тогда Иван назад к печи, а котик хорошенько Ивана постриг, побрил, умыл и красиво приодел. Посадил Ивана в коляску, подобрал вожжи, и едут они к царским палатам. Остановил котик коней и говорит Ивану:

— А ты знаешь, Иван, куда мы приехали? К царю — сватать за тебя его дочку. Только ты сам ничего не говори. Я за тебя буду говорить.

Приходят они к царю, и выходит к ним царская дочка. Взяла она под руку Ивана, повела к себе в комнаты и усадила его на золотой стул. А сама села с ним рядом, и сват возле них. Начали они про свадьбу говорить да про свое житье. Девушке приглянулся Иван Печовский. И отцу ее он тоже понравился.

— Я сильно полюбила Ивана, да только скажите, наш сват, чего это он ничего не говорит? Может, он немой?

— Знаете что, — отвечает сват, — он потому ничего не говорит, что живет один-одинешенек в своей усадьбе. Оставил он дома много скота, вот и беспокоится о том, кто же теперь присмотрит за ним. У него ведь много голов скота: четыреста голов волов, пятьсот голов коней да мелкого скота и не счесть. И все они теперь голодают. Вот потому Иван и запечалился.

Покончили они свои дела, свадьбу справляют. Три дня пьют, гуляют. Иванов сват объявляет, что пора уж невесте и в путь к Ивану Печовскому двигаться.

— А вы, пресветлый царь, собирайте свое войско да готовьтесь вроде как на войну.

А в прежнее время машин-то не было, и свадебные поезжане двинулись к Ивану Печовскому прямо через горы. Шли три дня, в пути отдыхали. На третий день пришли на широкое поле, и тут велел сват всем отдыхать, пока не вернется. А сам обернулся котиком и спешит в горы. Приходит на одну полонину, а там волопасы со скатом. Спрашивает он волопасов:

— И кони бабины, и весь скот, что видите.

А было скота больше тысячи двухсот. Говорит котик волопасам:

— Хлопцы, знаете что? Я дам вам по три золотых, и, когда будут проезжать свадебные гости и спросит вас один из панов, чей это скот, вы скажите: царя, мол, Печовского.

Хлопцы согласились. А котик воротился назад к свадебным поезжанам и велел двигаться дальше. Идут и приходят на ту поляну, где был скот. Спрашивает царь:

— Чей это скот, хлопцы?

Обрадовался царь, что у его зятя столько скота. И опять остановились немного отдохнуть. А сват обернулся котом и спешит поскорей через лес. Вот приходит он к Железной бабе. А у той бабы такие замки, что сияют, как солнышко. А бабин замок на утиной ножке поворачивается. Сама же баба на золотом стуле сидит. Котик поначалу пробрался на кухню к работнице и говорит:

— Знаешь, что я тебе скажу? Дам я тебе, красна дивчина, десять золотых, и, если кто спросит тебя, чей это дом, ты скажи: царя Печовского.

Работница пообещала, и котик зашел из кухни в бабин замок. Спрашивает баба котика:

— Что, котик, скажешь? Какие новости на свете?

— Да скажу только то, что вас великая беда постигнет. Ведь тут будут жестокие бои, и убьют вас вместе с домочадцами. Если хотите меня послушать, то я вам укажу хороший тайник. Вот вы в нем и укроетесь.

Долго баба не хотела, да наконец согласилась:

— Веди меня куда знаешь!

Завел котик бабу в дупло бука и оставил ее там стоять. А сам поскорей вернулся к царскому войску, к свадебным поезжанам. Обернулся человеком и велел двигаться дальше. Подходят они ближе к буку, где спряталась Железная баба. Велел тогда сват войску готовиться стрелять. И указал на бук, и разнесли в пух и прах Железную бабу. Когда свадебные гости пришли на бабину усадьбу, спрашивает царь работницу:

— Чье это поместье?

И царь очень обрадовался, что зятевы палаты в семь раз красивей, чем у него. И устроили великий пир, а спустя несколько дней свадебные гости разошлись. А Иван с молодою женой живут себе там и поныне, и стал Иван давно уже умным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: