Сказкотерапия для детей: как лечить сказкой психологические проблемы у детей.

Сказкотерапия для детей: как лечить сказкой психологические проблемы у детей.

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1]. В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению и профилактике психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете выступали с лекциями специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.

Нами рассмотрен одни из перспективных, на наш взгляд, методов в психотерапии – сказкотерапия. Цель работы – оценить спектр применения сказкотерапии как метода профилактики и лечения психических нарушений.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры. Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8].

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую. Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].

Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8].

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в данной возрастной группе. Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].

В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого) показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие. В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии, внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].

Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и моральные ценности ребенка, что [15].

Читайте также:
Методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания, способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].

В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].

Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у детей (возраст 7 – 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического состояния детей, что привело к их социальной адаптации [19].

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.

Сказкотерапия – как работает этот метод?

Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.

В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Виды психотерапевтических сказок

Существует пять основных видов сказок:

Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

Читайте также:
Правильное воспитание: детская психология и советы родителям

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

Можно ли вырастить ребенка счастливым без отца? Психологи считают, что можно

© Лиза Стрельцова

Для полноценного развития детям нужна любовь, а не формальное наличие полной семьи

Роль отца, безусловно, очень важна в жизни любого ребенка. Однако нередко случается так, что отцы уходят из семей, или же родители принимают решение о разводе. С этим связано множество тревог и стереотипов — женщины боятся, что не смогут вырастить детей без «мужского воспитания». Это беспокойство подкрепляет и устоявшийся патриархальный стереотип о том, что женщина без мужчины обязательно пропадет и не справится.

На самом деле, конечно, все далеко не так печально. Психологи неустанно говорят о том, что жизнь с одним любящим родителем намного полезнее для ребенка, чем жизнь с двумя вечно конфликтующими родителями, а в «мужском воспитании» нет ничего настолько фантастического, на что не была бы способна мать.

Психолог Лора Маркхэм сформулировала шесть главных тезисов, на которые стоит опираться женщинам, которые приняли решение или оказались вынуждены растить детей без отца.

Для развития детям нужна безусловная любовь

Умение управлять собственными эмоциями, принятие эмоций ребенка, отказ от наказаний в пользу эмпатичного установления границ, способность взглянуть на вещи глазами ребенка, поддержание собственного ресурса, чтобы тратить его на ребенка — все эти вещи намного важнее, чем количество родителей, которые растят ребенка.

Негативное влияние хуже, чем его отсутствие

Если один из родителей обращается с ребенком грубо или жестоко, это сказывается на ребенке намного хуже, чем уход этого родителя. Да, ребенок может тяжело перенести потерю одного из родителей, но его травму можно вылечить при помощи любви и поддержки оставшегося родителя, тогда как постоянная критика и агрессия способны нанести ребенку большой урон.

Родители-одиночки находятся в группе риска

Остаться родителем-одиночкой тяжело не потому, что папа ушел, а потому, что мама осталась одна. Быть родителем и без того довольно непросто, а быть родителем-одиночкой — это настоящий подвиг. Могут ли одинокие родители вырастить отличных детей? Еще как! Самое главное здесь — заботиться о себе и своем здоровье, беречь силы для того, чтобы справляться с двойной нагрузкой.

Родители не ограничиваются одной ролью

Исследования показывают, что мамы и папы воспитывают детей по-разному, и это полезно. Однако это не значит, что оставшись в одиночестве, мать не сможет компенсировать ребенку те аспекты родительства, которые привносил отец. Здесь важно не бояться выходить за пределы стереотипной роли матери и делать все возможное, чтобы развивать ребенка с самых разных сторон. В конце концов, если вам покажется, что у ребенка есть какие-то потребности, которые вы не в силах удовлетворить, вы всегда можете обратиться за помощью — например, к своим друзьям, родным, к учителям или ведущим кружков по интересам.

Детей травмирует не сам факт развода, а его процесс

Все дети, прошедшие через развод родителей, так или иначе получают травму, поскольку они теряют одного из близких людей, и их жизнь необратимо меняется. Однако как и любую другую потерю, эту потерю тоже можно пережить и восстановиться после нее. Намного сложнее восстановиться после жизни с родителями, которые постоянно воюют друг с другом.

Когда родители начинают вести себя жестоко по отношению к друг другу или — еще хуже — использовать ребенка в своих целях, это наносит ему сильный урон. Иногда разводы неизбежны, но здесь задача родителей заключается в том, чтобы держать свои эмоции при себе и сделать процедуру максимально легкой и безболезненной для ребенка.

Однополые пары отлично справляются с воспитанием детей

Американская Академия Педиатрии изучила все исследования, посвященные детям в однополых семьях, проведенные за последние тридцать лет, и выяснила, что они вырастают такими же психологически и эмоционально здоровыми людьми, как и дети в разнополых семьях. Это доказывает то, что гендер родителей не столь важен, сколько родительская любовь и забота (помните шутку о том, что в России многие выросли в однополых семьях — с мамой и бабушкой?).

Хорошо, когда ребенок растет в полной и любящей семье с двумя родителями. Однако если что-то пошло не так, то это не повод отчаиваться и переживать — даже оставшись в одиночестве вы можете дать ребенку столько любви и внимания, сколько ему необходимо для того, чтобы чувствовать себя комфортно, защищенно, и расти замечательным человеком.

Миссия – отец: о роли пап в воспитании детей

О том, как важно для ребёнка иметь рядом любящую и заботливую маму, сказано немало. Женские форумы пестрят заголовками: «10 способов сделать своего ребёнка счастливым», «Что должна знать каждая мама о своём малыше?» и т.д.

Читайте также:
Воспитание ребенка от года до трех лет - советы родителям от специалистов

Но мало кто говорит о роли отца в воспитании ребёнка. О том, как необходимо малышу папино внимание и поддержка.

Сегодня мы затронем эту тему и поговорим о важности отцовского воспитания для подрастающих сыновей и дочек.

Содержание:

  • Зачем в семье нужен папа?
    • Влияние отца на развитие ребёнка
  • Роль папы в воспитании детей
    • Растим дочку
    • Воспитываем сына
  • «Папы всякие важны, папы разные нужны»: какие существуют типы отцов?
  • Ребёнок растёт без отца – чем это чревато?
  • Что делать, если папа не принимает участия в воспитании сына или дочери?
  • Советы психологов любящим папам

Зачем в семье нужен папа?

«Мама» – первое слово, главное слово….. А какое слово «папа»?

В большинстве современных семей основная функция папы – это зарабатывание денег и обеспечение семьи всеми необходимыми материальными благами. А после тяжёлого дня ему обязательно нужно отдохнуть и восстановить силы перед телевизором или компьютером.

В результате воспитание ребёнка отходит на второй план, а нередко вообще остаётся за бортом.

Папа воспринимается только как карающая инстанция, к которой в случае проказ или непослушания обращается мама: «Вот придёт отец с работы, он тебе задаст!».

Итог таких семейных взаимоотношений – это отсутствие доверия между папой и ребёнком, конфликты и недопонимание, которое может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.

Можно ли этого избежать? Можно.

Главное – понять, что без отцовской любви и внимания, равно как и без материнской, ребёнку будет очень тяжело в его дальнейшей взрослой жизни.

Влияние отца на развитие ребёнка

Что же может дать отец сыну или дочери с первых дней жизни?

1. Чувство уверенности и защищённости

В первую очередь, папа является для ребёнка примером поведения, источником уверенности и силы. Рядом с папой малыш чувствует себя в безопасности.

2. Устойчивая самооценка

Любовь и внимание не только мамы, но и отца становятся залогом дальнейшей успешности ребёнка в будущем. У него за плечами – поддержка самых близких людей, значит, он сможет справиться с любыми трудностями.

3. Половая идентификация, правильное распределение гендерных ролей

С детства ребёнок видит, как распределяются роли в семье, и усваивает модель семейных взаимоотношений.

4. Развитие внимания и мышления

Кто, как не отец, научит своего отпрыска собирать пазлы, кататься на велосипеде и строить красивые замки из лего?

5. Адекватное поведение в обществе, следование социальным нормам и правилам

Как правило, отцы более строги к детям, чем мамы, и более последовательны в своих поступках. Папа может помочь привить ребёнку уважение к старшим и заботу о близких, а также более систематично познакомить с правилами поведения, принятыми в обществе.

6. Поддержание баланса семейных взаимоотношений

Ребёнку легче пережить кризис отделения от мамы, если в семье есть папа, готовый стать проводником малыша во взрослый мир.

7. Полноценное физическое развитие

Игры в футбол, хоккей, катание с горки – конечно же, только с папой! И двигательные навыки будут развиваться, и выносливость появится, и иммунитет укрепится.

Как мы видим, значение папы в жизни малыша сложно переоценить. С любящим и внимательным отцом ребёнку будет гораздо легче и интереснее расти и развиваться.

Роль папы в воспитании детей

Чтобы ребёнок смог вырасти полноценным членом общества, а также здоровой и гармоничной личностью, ему просто необходимо отцовское воспитание.

Но как показывает практика, нельзя одинаково воспитывать мальчика и девочку. И в первую очередь, папе.

Растим дочку

Для девочек папа – это первый мужчина, с которым она сталкивается в своей жизни. И от правильного отцовского поведения зависит её дальнейшая женская судьба.

  1. Чрезмерное баловство и потакание капризам, как и чрезмерная строгость, только навредят подрастающей дочери. Папам важно найти баланс между мягкостью и строгостью.
  2. Не менее важно и отношение папы к маме. Если папа демонстрирует к своей жене заботу и внимание, девочка будет воспринимать это как здоровые гармоничные отношения между мужчиной и женщиной. И будет стремиться к ним в будущем
  3. Девочкам необходим постоянный контакт с отцом: совместные прогулки, игры, занятия. Дочь должна знать, что папе небезразлична её жизнь и всегда важно её мнение.
  4. Для дочек имеет огромное значение папина похвала и одобрение. За успехи в учёбе, за красивый рисунок, за то, что она сегодня просто замечательно выглядит. Это развивает у них уверенность в своей женской сущности и природе.
  5. Важно, чтобы дочь не боялась своего отца и доверяла ему. Страх перед родителем рождает в дальнейшем страх перед учителем, начальником и мужем.

Оберегайте свою хрупкую дочку, когда она находится не рядом с вами! Всегда знайте, каким маршрутом и куда следует ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и моментально дозванивайтесь в случае необходимости с приложением «Где мои дети».

Воспитываем сына

Папа для мальчика – это пример мужского поведения, образец для подражания. Глядя на него, сын учится таким качествам, как смелость, решительность, справедливость, уважение и любовь к близким.

  1. Мальчика необходимо с детства приучать к домашним делам и заботе о маме, сестрёнке или бабушке. Он должен понимать, что настоящий мужчина и посуду помоет, и гвоздь забьёт, и хулиганам даст отпор.
  2. Мальчикам, как и девочкам, необходимо как можно чаще проводить время с папой. И желательно не за компьютерными играми, а на свежем воздухе.
  3. Научить сына отвечать за собственные поступки должен именно папа.
  4. Ошибочно полагать, что если папа будет проявлять к сыну теплоту и ласку, тот вырастет робким и слабохарактерным. Мальчики, как и девочки, тоже нуждаются в заботе и внимании.
  5. Отношения к женщинам у будущего юноши всегда формируются на примере родителей. Если отец оскорбляет и унижает мать, сын будет считать себя вправе делать точно также.
  6. Мальчику необходимо признание в нём мужских качеств со стороны отца. Чем чаще папа хвалит сына за успехи и поддерживает в неудачах, тем сильнее и увереннее становится будущий мужчина.
  7. Сыновья гораздо сильнее, чем дочери, переживают тот факт, когда папа в семье является «пустым местом», не имеющим собственного мнения. Обычно такая ситуация возникает при сильной, доминирующей матери. Мальчик невольно начинает считать себя таким же никчёмным и бесполезным, как отец. Отсюда – низкая самооценка, депрессия и тревожные расстройства, особенно в подростковом возрасте.
  8. Если же в семье «правит балом» чрезмерно суровый и деспотичный отец, сын будет расти озлобленным и жестоким по отношению к тем, кто слабее.
Читайте также:
Что делать, если ребенок боится горшка: 7 шагов для преодоления страха

Мальчики склонны искать приключения и подвергать себя риску! Оберегайте своего сына, даже когда вас нет рядом: всегда знайте, где он находится, что происходит вокруг, и моментально дозванивайтесь в случае необходимости с приложением «Где мои дети».

«Папы всякие важны, папы разные нужны»: какие существуют типы отцов?

Одинаковых пап не бывает. Кто-то все выходные проводит с детьми, а кто-то лучше потратит это время на новую компьютерную игру.

Психологи выделили 9 типов поведения, характерных для мужчин-отцов:

1. Папа-«мама»

Заботливый отец, разделяющий с женой уход за малышом. Может самостоятельно и накормить его, и искупать, и спать уложить.

2. Папа-«бизнес»

Такой папа очень хорошо знает, как надо делать деньги, но совершенно не разбирается в воспитании детей. Свою родительскую функцию видит только в материальном обеспечении семьи. Хорошо, если знает, в каком классе учится ребёнок.

3. Папа-«праздник»

Необязательно разведённый, просто очень увлечённый отец. Компьютерными играми, автомобилями, спортом, но не ребёнком. И каждый знак папиного внимания воспринимается ребёнком как праздник.

4. Папа-«Карабас-Барабас»

Злой, временами жестокий и деспотичный отец. Его девиз – «ругать, ругать и ещё раз ругать». Тогда, возможно, из ребёнка и вырастет что-то стоящее.

Как правило, из такого воспитания «вырастают» только тревожность, нервные расстройства и психологические проблемы сына или дочери.

5. Папа-«Обломов»

Да-да, и его любимый диван. В семье такой папа воспринимается как предмет интерьера, он как бы есть, но с его мнением никто не считается и право голоса он не имеет. Вся воспитательная функция заключается в грозном рыке на расшалившегося ребёнка, который мешает ему смотреть очередной футбольный матч.

6. Папа-«стрекоза»

Папа, формально живущий в семье, но чувствующий себя холостым и свободным. Ребёнок воспринимается им как досадная обуза. При первой возможности такой папа стремится превратиться в «воскресного» папу.

7. Папа-«под каблуком»

Целиком и полностью зависит от мнения жены. Уделяет время ребёнку, но при любых трудностях теряется и ждёт помощи со стороны супруги.

8. Папа-«супергерой»

Добрый, чуткий, отзывчивый человек….. но только не для своей семьи. В воспитании ребёнка участвует до тех пор, пока кому-то из друзей не понадобится его дельный совет по покупке стиральной машины.

9. «Воскресный» папа

Это папа, находящийся в разводе, которому мама оставляет детей на выходные или праздники. Может погулять с ребёнком в парке, отвезти в развлекательный центр или купить дорогую игрушку. На этом, как правило, вся воспитательная функция и заканчивается.

Наверно, вы уже узнали себя или супруга в одном из этих типов. Они могут как сочетаться в одном мужчине, так и переходить один в другой. Например, папа-«праздник» вполне может превратиться в папу-«Обломова».

Да, далеко не все отцы могут быть образцом для подражания и примером мужественности. Но гораздо хуже для малыша, если папы совсем нет в семье….

Ребёнок растёт без отца – чем это чревато?

По данным Росстата на 2019 год из 17 миллионов российских семей около 6 миллионов – неполные. И с каждым годом эта цифра становится всё больше и больше.

Отсутствие папы в семье, в первую очередь, негативно сказывается на ребенке:

  • Дети всегда остро переживают развод родителей. Даже если ребёнок внешне спокоен, боль от потери отца (а дети воспринимают развод именно как потерю или смерть) живёт внутри него. Поэтому у многих детей, чьи родители расстались, ухудшается поведение и общее самочувствие, страдает внимание и память, могут появиться нервные расстройства.
  • Мальчик, растущий без отца, не имеет примера для подражания. Конечно, мама может научить своего сына быть искренним, заботливым и внимательным, но она не сможет стать для него примером правильного мужского поведения. Поэтому мальчики, воспитанные только матерями, зачастую вырастают робкими и инфантильными.
  • Девочки же, не имя в детстве опыта общения с противоположным полом, часто ищут среди мужчин недосягаемый идеал, стремясь к нему и постоянно разочаровываясь.

Поэтому женщине, растящей ребёнка без мужа, важно иметь в своем окружении мужчин, с которых сын или дочь могли бы брать пример, в ком бы видели образец мужественности. Это может быть дедушка, дядя, учитель или тренер.

И ни в коем случае мамам не нужно запрещать ребёнку видеться и общаться с отцом, если есть такая возможность. Папа для ребёнка всегда останется папой, даже если он не смог справиться с ролью мужа и главы семьи.

Что делать, если папа не принимает участия в воспитании сына или дочери?

Зачастую бывает и так, что формально папа в семье и есть, но в жизни ребёнка совсем не участвует.

Читайте также:
Почему нельзя дразнить ребенка за лишний вес и как помочь ему похудеть

Что же делать мамам в такой ситуации?

    Как у ребёнка в 3 года начинает проявляться кризис «Я сам», так и у многих женщин с началом материнства начинаются те же симптомы: «Я сама покормлю, я сама искупаю, я сама погуляю с малышом».
    В результате папа оказывается не у дел, и нет ничего удивительного в том, что его отцовские чувства так и остаются в зародыше.

Поэтому мамам важно оставлять новоиспечённого отца с малышом как можно чаще и переложить часть забот на его сильные плечи.

Чем чаще папа общается один на один с грудничком, тем крепче между ними эмоциональная связь.

  • Папа всегда должен быть в курсе событий, происходящих в жизни ребёнка. Будь то победа на конкурсе рисунков или первая влюблённость в соседа Мишку.
    Совсем неплохо, если у папы с сыном или дочкой будут общие дела или даже секреты от мамы.
  • Чем больше отец проводит времени с ребёнком, тем лучше для развития малыша. И даже если результатом их совместных занятий становятся синяки, шишки и бардак в квартире, ни в коем случае не ругайте и не критикуйте мужа.
  • Помните, что нужно время, чтобы у папы сложились близкие, доверительные отношения с ребёнком. И если отец изначально участие в воспитании ребёнка не принимал, ему будет сложно начинать этот процесс. Поэтому запаситесь терпением и подскажите ему, чем можно заняться с ребёнком в ваше отсутствие.
  • Советы психологов любящим папам

    1. Принимайте участие в воспитании ребёнка с первых дней его жизни. Убедите жену, что вы способны справиться с уходом за новорождённым.
    2. Чаще гуляйте и играйте с ребёнком. Совместные игры и занятия будут способствовать созданию доверительных отношений между вами и подзарядят вас обоих положительной энергией.
    3. Предъявляйте ребёнку только разумные требования. Избегайте применения физической силы и словесных угроз. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в характере таких неприятных черт, как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
    4. Давайте оценку поступку ребёнка, а не его личности. Не «ты плохой», а «ты плохо поступил».
    5. Чаще хвалите малыша за успехи. Если у ребёнка что-то не получается, поддержите.
    6. Как бы вы ни устали после работы, обязательно поинтересуйтесь у сына или дочери, как прошёл день, поиграйте с ним в спокойные игры.
    7. Многие папы считают, что воспитывать ребёнка – это значит постоянно контролировать его, запрещать и наказывать. Такое воспитание приведёт к развитию у сына или дочери неуверенности в собственных силах и низкой самооценке.
    8. Не стесняйтесь обнимать и целовать своего ребёнка. Это очень важно для его эмоционального развития.
    9. Не ссорьтесь и не выясняйте отношения с женой в присутствии ребёнка. Если возникла конфликтная ситуация, обсудите её наедине.
    10. Папа – это проводник ребёнка во взрослый мир. Развивайте в сыне или дочери любознательность, поощряйте его интересы и увлечения, будьте готовы ответить на любой интересующий его вопрос.

    Какая бы хорошая ни была у ребёнка мама, как бы много она ни делала для его развития, отцовское воспитание заменить ей не под силу. Только совместно родители могут дать малышу необходимые ориентиры в жизни и воспитать из него психологически зрелую личность.

    Поэтому дорогие папы, любите и заботьтесь о своих детях! И тогда вы сможете считать свою миссию – быть отцом – выполненной на «отлично!»

    Ребенок растет без отца — типичные ошибки в воспитании и советы психолога маме и родным

    Содержание статьи:

    Матерей-одиночек с каждым годом становится все больше. Воспитывать ребенка без отца сложно, но нет ничего невозможного. Становясь одинокой мамой, женщина осознает, что вся ответственность возлагается именно на нее. Рассмотрим типичные ошибки и трудности матерей-одиночек, а также советы, которые помогут женщинам в воспитании детей без отца.

    Воспитание ребенка без отца: трудности, ошибки, последствия

    Специалисты рекомендуют внимательно относиться к воспитанию детей, лишенных общения с отцом. Как правило, воспитывать мальчика, не имя рядом мужчины, намного сложнее, нежели девочку. Однако трудности могут возникнуть в любом случае.

    Психологи выделяют следующие основные проблемы воспитания ребенка без отца :

    • гиперзабота, то есть, чрезмерное опека чада, не позволяющая ему обрести самостоятельность;
    • недостаток заботы, вызванный нехваткой времени из-за большого количества обязанностей;
    • комплексы, развивающиеся у матери из-за ее одиночества и невозможности обеспечения ребенку полной семьи;
    • формирование у ребенка комплекса неполноценности и ощущения собственной ненужности;
    • излишняя строгость матери, связанная с повышенными нагрузками и, как следствием, стрессами;
    • отсутствие у мальчиков примера для подражания, а у девочек – образа любящего мужчины;
    • отсутствие стремления к достижениям, которые, как правило, формируются под воздействием отца;
    • искаженное представления о семье;
    • мальчики не имеют представления об отцовских обязанностях, в будущем это отражается на их семейной жизни;
    • дети привыкают к тому, что семья – это он (она) и мама, поэтому мужчина, появляющийся в жизни женщины, вызывает негатив и агрессию.

    Несмотря на драму одиночества, часто справедливые претензии и ясно осознанное желание оставаться в стороне от него или несмотря на более или менее полное безразличие к нему, мать должна приложить усилия к тому, чтобы у ребенка сложился и сохранился вполне приемлемый образ отца. Создавая же и поддерживая в нем непримиримую ненависть к отсутствующему отцу, мать может оказаться в затруднительном положении. Аналогичную ситуацию порождает и полное молчание вокруг отца, отсутствие каких-либо упоминаний о нем. Ведь желание найти отца может возникнуть у ребенка очень рано и преследовать его на протяжении всей жизни, особенно если вопросы, которые он по-разному задает себе на каждом этапе своего развития, останутся без ответа.

    Читайте также:
    3 принципа воспитания детей: любовь, поддержка и личній пример

    Если в ответах на свои вопросы ребенок почувствует ненависть к отцу или подавленность матери, у него может возникнуть и укрепиться, преломляясь сквозь призму личности воображаемого отца, отвращение или боязнь мужчин вообще. В глазах ребенка и его собственная ценность может снизиться; он может также опасаться плохой наследственности.

    В результате у ребенка может сложиться неверное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, что скажется впоследствии в эмоциональной и сексуальной сфере юноши и девушки. Следовательно, мать должна (насколько это возможно) сохранять приемлемый образ отца ребенка. Разумеется, не следует скрывать от ребенка существующие трудности и приукрашивать реальность, но надо преподносить их ему таким образом, чтобы он не чувствовал себя ответственным за них и они не затрудняли бы его жизнь и отношения с другими людьми. Иначе говоря, ребенок имеет право знать, что его отец не был безукоризненным, но сам он тут ни при чем; это не должно мешать в его повседневной жизни и влиять на его будущее.

    Если отца нет — как быть? Не паниковать. Вот пример из истории. В годы войны миллионы отцов ушли на фронт, кто-то погиб в первые минуты боя, кто-то пропал без вести, а кто-то пришел домой полным инвалидом. Дети без отцов росли, учась на образах героев, ушедших на фронт. Это помогало матерям и бабушкам воспитать отзывчивых и настоящих мужчин. Т.е. вырастить ребенка без отца — хоть и трудно, но реально, особенно, когда есть положительный Образ любящего отца. Если его нет, его нужно создать (можно еще поискать среди др. родственников). Это будет примером.

    Далее предпринимаем конкретные шаги. Во всех них вам нужно будет учиться работать с самой собой в первую очередь. Вы — прекрасная женщина и мама, хранительница семейного очага, а не измученная, усталая женщина, которая в каждом дне видит одни разочарования. Для начала создайте мысленно этот Образ, на который будете ориентироваться сами для себя — это будет визуальное программирование сознания и он вам придаст силы.

    Как воспитать девочку без отца: советы психолога

    Вырастить девочку без отца намного проще, хотя бы потому, что всем женским секретам ее научит мама.

    Советы специалистов:

    • Девочка ни в коем случае не должна чувствовать себя хуже других. С ней необходимо общаться, обсуждать проблемы. Дочка должна знать, что хоть папы и нет рядом, зато мама всегда ее защитит, будет на ее стороне.
    • Девочки отождествляют себя с мамой, поэтому женщине предстоит стать примером для подражания. Никаких слез, жалоб при ребенке быть не должно. Дочь должна видеть маму оптимистичной и бодрой, добивающейся всего самой.
    • Проблемы могут появиться в подростковом возрасте. Дело в том, что девочки, лишенные отцовской любви, часто связывают свою жизнь с недостойными мужчинами. Они радуются вниманию любого представителя мужского пола. Комплексы, возникшие из-за того, что отец ее не любит, настигают девочку и могут создать множество проблем. Поэтому важно, чтобы в ее жизни еще с раннего детства был мужчина, который действительно любил ее. Пусть это будет дядя, старший брат, дедушка или кто-то другой, достойный.
    • Очень важно, чтобы у дочери была адекватная самооценка. Это убережет ее в будущем от нежелательных контактов.

    Мама, воспитывая ребенка одна, может сформировать полноценную гармоничную личность, создать все условия для комплексного развития ребенка, не забывая и об обучении навыкам эффективного социального взаимодействия.

    Прежде всего, мама, принявшая решение, по каким-либо причинам, растить ребенка без отца, должна настроиться на то, что будет нелегко поднимать ребенка на ноги одной. И, несмотря на это, постараться, хотя это может быть очень трудно, перестать негативно относиться к мужчинам, простить отца ребенка за то, что он не смог быть рядом. Очень важно почувствовать, что, как бы ни поступил с вами отец ребенка, это не означает, что «все мужчины такие». Все мы совершаем ошибки из-за своих страхов и ограничений. Прощение обидчика принесет гармонию вам самим и поможет простить в том числе и себя за свои ошибки, и ребенка за ошибки, которые он может в будущем совершить.

    Осознание своей обиды и прощение поможет исключить возможные слова ребенку о том, что его отец был негодяем, плохим человеком. Поверьте, рисуя негативный образ родителя, вы только больше будете разрушать хрупкое неустойчивое представление об отце и формировать негативный пример для идентификации. Ведь все равно как бы вы не старались, вы не сможете заменить ребенку отца. «Мама может, мама может быть кем угодно, только папой, только папой не может быть»,- поется в бесхитростной детской песенке, и дети тоже очень хорошо понимают это.

    Как писал Э. Фромм, мать — пример, демонстрирующий ребенку безусловную любовь и принятие, а взаимоотношения ребенка с отцом строятся совсем по-другому. Отец для ребенка представляет собой мир закона и порядка, дисциплины, условной любви. Именно отец учит ребенка и показывает ему дорогу в мир. Любовь отца требует выполнения определенных условий. Его принцип: «Я люблю тебя, потому, что ты оправдал мои ожидания, что ты выполняешь свой долг, что ты похож на меня». При этом отцовскую любовь надо заслужить. Функция отца — учить и направлять ребенка, помогая справляться с возникающими проблемами.

    И помня о том, что ребенку необходим пример для подражания, объект для идентификации, постарайтесь обеспечить ему образец мужского поведения, общение с дедушкой, дядей, другом семьи. Это взаимодействие важно не только для мальчиков, но и для девочек.

    Читайте также:
    Откуда берутся дети: как правильно ответить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше?

    Как правильно воспитать сына без отца: мнения специалистов

    Сына одинокой матери растить намного сложнее. Некоторые чисто мужские занятия (рыбалка, игра в футбол, походы) далеки от женщин. При желании, конечно, с этим можно справиться, но лучше, если рядом будет пусть не отец, но другой мужчина, который сможет подать пример.

    Психологи дают следующие рекомендации по воспитанию сына без отца:

    • Мальчику важно чувствовать свою значимость и силу.Не стоит переживать от отсутствия мужа – ведь есть сын, который, хоть и маленький, но на уровне подсознания уже готов защищать и поддерживать свою маму. В подобных проявлениях ребенка нужно всячески поддерживать. Он должен понимать, как матери приятно его внимание, как он ей помогает.
    • Излишняя опека может иметь крайне нежелательный результат – формирование личности женоподобного мужчины. Если в детстве это еще не сильно бросается в глаза, то во взрослой жизни чревато многими проблемами, в том числе, с социализацией и личной жизнью.
    • Нужно поощрять желание сына заниматься спортом и записать мальчика в спортивную секцию, мастерить поделки, заниматься физическим трудом.
    • Ребенку полезно общаться с взрослыми мужчинами, особенно в период переходного возраста.
    • У мальчика должен быть пример для подражания. Если подходящих мужчин нет в окружении, можно найти для ребенка литературного персонажа, который станет для него примером для подражания. Здесь очень важно выделить положительные черты героя, какой он умный, сильный, отважный и т.п., и проводить аналогию с ребенком, говоря, как он похож на кумира. Это сможет отчасти заменить наглядный пример. Наш список лучших книг для подростков поможет найти нужное произведение.
    • Не стоит ограничивать общение ребенка, особенно, если с ним захочет наладить контакт отец.
    • Нельзя навязывать сыну свои взгляды на жизнь и восприятие мира, нужно приучать его к самостоятельности, способствовать развитию личности.
    • Не следует слишком сурово общаться с ребенком, но и не нужно сюсюкать,искажая слова.

    Таким образом, воспитать ребенка без отца не так уж и просто, но при желании это вполне осуществимо. Главное – не уходить в депрессию, не искать в себе недостатки, а постараться воспитать малыша достойным членом общества, готовым к взрослой жизни. Отсутствие мужчины не должно портить дальнейшую жизнь ребенка.

    Практические рекомендации родителям неполной семьи по воспитанию ребенка.
    статья на тему

    Для маленького ребёнка, семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо, доброжелательным, открытым, общительным, либо, тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    Главной целью воспитания детей в любой семье является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Достижение этой цели необходимо и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца.

    Скачать:

    Вложение Размер
    dlya_roditeley.doc 30 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практические рекомендации родителям неполной семьи по воспитанию ребенка.

    – Ребенку следует объяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила:

    1) никого не обвинять;

    2) заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;

    3) показать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть.

    – Постараться не менять место жительства, потому что ребенок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

    – При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать ребенка из его детского сада: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей – отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение.

    – Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого.

    – Постараться как можно проще разрешать возможные разногласия с прародителями (собственными отцом и матерью) по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и одинокому родителю придется принимать ее гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждый конфликт с ними будет вредить ребенку, будет рождать и поддерживать в нем неуверенность, а самого родителя выводить из себя.

    – Если ребенок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.

    – По возможности следует обеспечить ребенку наблюдение психолога.

    – И все же самое главное, что может сделать одинокий родитель, – это по возможности обрести собственную семью, заменить недостающего родителя.

    – Не заниматься воспитанием в плохом настроении;

    – Понять, чего вы хотите от ребенка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает;

    – Предоставить ребенку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг. Не подменять воспитание опекой;

    – Не подсказывать готовое решение – подсказывать, если необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;

    – Непременно хвалить ребенка за успех;

    – Научить ребенка самому оценивать свои достижения и гордиться ими;

    – Если ребенок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребенок смог осознать услышанное;

    – Оценив проступок, следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что все у дитя будет в порядке;

    – С ребенком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим;

    – В случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше – для их профилактики – следует обратиться за помощью к психологу.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей “Роль семьи в воспитании ребенка”

    Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к .

    Презентация для родителей “Роль семьи в воспитании ребенка”

    Выдержки из основных документов Российской Федерации о роли семьи в воспитании детей. Можно использовать на родительском собрании.

    рекомендации родителям “Роль семьи в воспитании любви к Родине”

    От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с гос.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в воспитании ребенка»

    «Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность .

    Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни

    Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на в.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    Родители являются самыми лучшими путеводителями своего ребенка для совместной работы со специалистами.

    Консультация для родителей «Неполная семья: особенности воспитания»

    laquo;Неполная семья: особенности воспитания»Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд функций, а именно обеспечивать процесс полоролевой социализации, развивать самосозна.

    Разногласия родителей в воспитании ребенка

    Проблемы воспитания детей в семье: какую линию воспитания выбрать. Причины родительских разногласий, последствия разногласий для ребенка.

    Надежда Юргина семейный психолог

    • Какую линию воспитания выбрать?
    • В чем причины родительских разногласий?
    • Последствия разногласий для ребенка?
    • Как и где найти выход?
    • Как нейтрализовать воспитательный пыл бабушек?

    Представим ситуацию. Все смешалось. Ребенок стоит посреди квартиры и громко ревет. Мама в отчаянии пытается терпеливо объяснить, что так делать нехорошо. Бабушка исподтишка сует конфетку, а папа, особо не вникая в произошедшее, сдвинул брови и взялся за ремень. Воспитательный процесс безнадежно вышел из-под контроля. Малыш растерян. Болит нашлепанное место, обиду немного смягчает конфета, и уж совсем непонятно, о чем так долго говорила мама. Узнаваемо? Что же делать родителям: как найти разумный компромисс среди разных воспитательных принципов, достичь результатов и не навредить собственному ребенку?

    Какую линию воспитания выбрать?

    Проблемы воспитания детей в семье – это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых – педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.

    А дети продолжают теряться в догадках – как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых?

    Посмотрим, чем могут помочь в решении подобных проблем достижения науки.

    В педагогике принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.

    Диктат – это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им старшими детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Или итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на почву ранимой, неустойчивой личности ребенка.

    Гиперопека – это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем – формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций. Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Бывает и наоборот: приближаясь к подростковому возрасту ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.

    Невмешательство – это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в малыше эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.

    Сотрудничество – это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае – слово “мы”. Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

    “Сотрудничество” признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка. Почему же так происходит?

    В чем причины родительских разногласий?

    Причин возникновения в семье разногласий в воспитании ребенка может быть множество. Прежде всего виной тому могут быть различия в воспитательном опыте родителей, усвоении ими еще в собственном детстве: некоторые родители полностью копируют ту модель воспитания, которая была принята в их семье. Другие, напротив, будучи несогласными с родительскими мерами воспитания, которые применялись к ним в детстве, стараются найти другой путь по отношению к собственному ребенку и выйти за рамки принятой в их семье традиции воспитания. Очень часто таким способом действуют родители, на которых в детстве сильно давили. Стараясь скомпенсировать собственные страдания, они позволяют своим детям слишком многое, поэтому у таких родителей дети не знают ни запретов, ни ограничений, что часто приводит к развитию безответственности и эгоистичности.

    Другим серьезным препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, обращающий внимание на мелочи, склонный впадать в гнев отец требует беспрекословного послушания и моментального выполнения приказов, более мягкая по характеру мама, напротив, потакает всем слабостям и капризам ребенка.

    Чем опасна такая ситуация? Она может разрешиться двояко: либо привести к повышению уровня тревожности у ребенка за счет постоянного напряженного ожидания и неопределенности – накажут ли его за этот поступок или похвалят, либо к развитию хитрости и склонности к манипулированию: ребенок может научиться играть на этом разногласии между матерью и отцом. Так, всякий раз после стычек с отцом он может приходить в слезах и с жалобами к матери и выпрашивать у нее в качестве утешительного приза подарки, сладости и просто знаки внимания. Мать, соглашаясь в этой ситуации, что “папа плохой”, подрывает тем самым авторитет отца в глазах ребенка. Отца такое положение вещей злит еще больше, и внутрисемейный конфликт усугубляется. Почему? Отец, наблюдая заговор матери с ребенком, чувствует себя ненужным. Кстати, как правило, за маской подобного “деспота” скрывается ранимая натура с заниженной самооценкой, которая требует внимания и понимания не меньше, чем ребенок. Корни подобного поведения взрослого уходят в желание уберечь своих детей от собственных ошибок, тяжелых переживаний. Перенесшие в детстве унижения, насмешки и неудачи, родители хотят видеть своих детей сильными, несгибаемыми личностями и поэтому воспитывают их в “спартанских” условиях. Не наученные в детстве любить, не имеющие надежной поддержки, они не понимают, что стать сильной личностью возможно только тогда, когда есть ощущение, что тебя понимают и одобряют близкие тебе люди.

    Последствия разногласий для ребенка?

    Разногласия в воспитании ребенка нередко сигнализируют о наличии дисгармоничных отношений между членами семьи. В таком случае он оказывается заложником родительских конфликтов. В итоге именно малышу достается самая неприглядная роль: он вынужден выбирать, как ему себя вести в изначально противоречивой ситуации, причем выбирать между матерью и отцом, которых он одинаково любит.

    Одна из важнейших потребностей ребенка – быть любимым и хорошим в глазах близких ему людей. Как часто дети задают этот вопрос: “Я хороший?” или констатируют гордо: “Я – хороший мальчик!”. Для них это очень важно, и часто поведение детей мотивируется как раз этой потребностью. Что же делать ребенку, который хочет быть хорошим и для любимой мамы, и для любимого папы, а тут еще и бабушка с дедушкой вооружились своими педагогическими принципами? Ребенку тяжело не только выбирать линию поведения, но и вообще выбирать между любимыми им взрослыми. Для него это практически невозможный выбор, и он вынужден хитрить и подстраиваться под каждого в зависимости от их ожиданий. Так уже с младенчества родители вынуждают малыша постигать тонкое искусство манипуляции. Ребенку, воспитываемому в противоречивой среде, сложно выработать свои морально-нравственные установки, принципы и убеждения, что вовсе не способствует гармоничному и целостному развитию личности.

    На фоне такого несогласия в семье у малыша могут начаться разного рода невротические проявления – страхи, энурезы, вспышки агрессии. Ребенку бывает элементарно страшно, когда родители ссорятся по поводу его воспитания. Нередко обвинения типа “вот, полюбуйся, это все твое воспитание” высказываются родителями прямо при ребенке. Он может подумать, что это он сам виноват в их ссоре, и почувствовав свою вину, обреченно причислить себя к “плохим” и начать вести себя еще хуже.

    Как и где найти выход?

    Что же делать родителям, чтобы не довести собственного ребенка до подобного состояния?

    Во-первых, чем вести бесполезные кровопролитные войны, отстаивая свой стиль воспитания, целесообразнее обратиться к специалисту, благо психологическая служба в наши дни давно уже не является экзотикой и помощь семейного психотерапевта в современном мире доступна каждой семье.

    Во-вторых, обязательно надо пересмотреть свое отношение к проблеме воспитания. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, ведь на самом деле каждый родитель несет в себе уникальный, бесценный опыт воспитания. Интуитивно родители чувствуют, что нужно именно их малышу и как помочь ему расти. Но прежде чем вразнобой отрабатывать эти способы на ребенке, надо всего лишь согласовать их друг с другом.

    Порой за спорами и собственной излишней принципиальностью семья забывает о самом простом способе решения конфликтов – собраться вместе за большим столом и просто спокойно поговорить. Дать возможность каждому высказать свое мнение, не перебивая и внимательно выслушивая друг друга. Пусть каждый член семьи расскажет, каким он хочет видеть будущее своего ребенка, и каким способом собирается ему помочь в этом. Пусть каждый прислушается к себе, а потом поделится с остальными – не являются ли представления о будущей судьбе ребенка желанием изменить собственную жизнь? Если это так, найдите силы признать, что ребенок – это отдельная личность, которая имеет право на свой путь, а не является средством исправления ошибок родителей. Обсудите между собой трудности, с которыми вы столкнулись в детстве, помогите друг другу изменить к ним отношение, и тогда не придется отягощать своими проблемами вашего малыша. В ходе этих бесед полезно обсуждать книги по психологии и воспитанию детей, статьи из журналов, и пытаться примерить новые знания к своей семье – именно всем вместе, чтобы новые модели воспитания происходили из совместного обсуждения, а не тихого единоличного решения.

    Вот несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.

    1. Никогда не выясняйте отношения при ребенке.
    2. Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: “Ты плохой отец, это из-за тебя. “
    3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: “Это плоды твоего воспитания” – могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.
    4. Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии, расскажите о своих чувствах и, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.
    5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.
    6. Стол переговоров – оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.
    7. Педагогический ликбез – книги и журналы по педагогике и психологии – могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.
    8. Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми.
    9. Помните, что залог эффективного воспитания ребенка – это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.

    Как нейтрализовать воспитательный пыл бабушек?

    Нередко провокаторами разногласий в семье оказываются бабушки. Воспоминания о своей родительской роли воспринимаются ими несколько идеализированно, что подталкивает их к критике своих детей – молодых родителей. С другой стороны, им бывает достаточно сложно подстроиться под современные течения – интенсивное раннее образование детей, сложно сориентироваться в их играх и интересах, принять, что ребенок засыпает с электронным щенком “Пучи”, а не с традиционным плюшевым зайцем. Конечно, к мнению бабушек необходимо прислушиваться. Горячая любовь бабушек к внукам и теплые чувства, которые она вызывает, потом проносится в сердце через всю жизнь. Но главную роль в воспитании все же должны играть мама с папой. Именно родители отвечают за всестороннего и гармоничного развития. На их плечах лежит забота об умственном, физическом, эстетическом и нравственном воспитании ребенка.

    Если вам кажется, что позиция бабушки категорически идет вразрез с вашей педагогической установкой, если вы видите, что после общения с ней ребенок капризничает, не слушается, его трудно “собрать”, успокоить, значит, ее действия неэффективны и идут вразрез с родительской стратегией воспитания, поэтому скорее вредят ребенку, чем помогают. В таком случае лучше по возможности уменьшить влияние бабушки на ребенка. Но сделать это надо деликатно, продуманно. Какие здесь можно предложить способы?

    Во-первых, можно сослаться на то, что у вас теперь меньше работы, и вы можете больше времени уделять ребенку, а бабушку хотите поберечь, потому что вполне возможно, что вскоре вам понадобиться ее помощь.

    Во-вторых, в критическом случае, когда семейный конфликт по поводу воспитания зашел далеко, необходим прямой, открытый разговор, но это – крайняя мера, которой по возможности лучше избегать.

    В любом случае старайтесь не привлекать в качестве судьи третье лицо, например кого-то из родственников, иначе разногласия разрастутся как снежный ком, и разобраться в их хитросплетениях будет намного сложнее. Лучше проанализировать, в каких сферах бабушка действительно успешно занимается ребенком, не вступая в противоречие с родительскими взглядами на воспитание, и доверить ей этот фронт, а другие нюансы взять на себя или поручить еще кому-то.

    Помните, что только вместе, общими усилиями вы сможете выработать наиболее оптимальный стиль воспитания маленького человека. Характеры членов семьи могут быть сколь угодно разными, но объединять их должна общая идея – любовь к детям, доверие и уважение к человеческому достоинству, бережное отношение к хрупкому миру детства.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: