Сколько должны спать подростки 14-18 лет – режим и продолжительность сна ребенка в подростковом возрасте

Нарушения ночного сна: влияние на состояние здоровья подростков

Опубликовано в журнале:
Практика педиатра № 3, 2020

И.И. Пшеничникова 1 , ассистент кафедры; И.Н. Захарова 1 , д-р мед. наук, профессор, заслуженный врач РФ, заведующая кафедрой; В.И. Свинцицкая 1 , канд. мед. наук, доцент кафедры; А.В. Мирошина 2 , ГБУЗ «ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ» МЗ РФ, Москва

1 Кафедра педиатрии с курсом поликлинической педиатрии им. акад. Г.Н. Сперанского ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Москва.
2 ГБУЗ «ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ» МЗ РФ, Москва

Резюме. Продолжительность и качество ночного сна оказывают значительное влияние на состояние здоровья подростков. Нарушение качества и/или дефицит ночного сна тесно связаны с депрессией, высоким уровнем тревоги, расстройствами поведения, метаболическими расстройствами, риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Значимой причиной нарушений ночного сна является прогрессирующий рост информационного потребления. Необходимы разработка и широкое внедрение правил цифровой гигиены, которые были бы направлены на рационализацию потребления информации подростками.
Ключевые слова: нарушение сна, подростки, цифровые технологии, здоровье

Summary. Sleep disturbances are associated with depression, anxiety, behavioral disorders, metabolic disorders, the risk of developing cardiovascular diseases. The use of information technologies continues to increase in adolescents. The current findings suggest that excessive screen time is associated with reduced sleep duration and sleep disturbances in adolescent. Effective interventions to decrease screen time need to be developed.
Keywords: sleep disturbance, adolescents, digital technology, health

Значимое влияние, которое оказывают на состояние здоровья подростков продолжительность и качество ночного сна, не вызывает сомнений [1]. Известно, что пубертатный период характеризуется реорганизацией нейрофизиологических и биохимических механизмов сна [2]. Находясь в сложной взаимосвязи c нейрогуморальными, соматическими и поведенческими изменениями, ночной сон имеет большое значение для нормального функционирования и развития организма в этот период [3].

В числе возможных причин нарушения сна подростков называют стресс [4], тревогу [5], депрессию [6]. Значительно ухудшает качество сна синдром ночных дыхательных расстройств [1, 7].

Существенной причиной сокращения продолжительности и нарушения качества ночного сна является взрывной рост информационного потребления, связанный с развитием цифровых технологий [8-10].

По данным ретроспективного анализа нескольких эпидемиологических исследований, проведенных в США (n = 369 595), было установлено: наблюдаемый в последние годы рост числа подростков, которые спят менее 7 часов в сутки, связан с увеличением времени взаимодействия с мультимедиа-устройствами [11].

Метаанализ 23 обсервационных исследований, включавших в общей сложности 35 684 участника разного возраста, показал: активное использование цифровых устройств приводит к нарушению засыпания и сокращает длительность ночного сна [12].

В американском исследовании, включившем данные 621 ребенка в возрасте от 3 до 17 лет, выявлено, что «экранное время» более 2 часов в сутки независимо от возраста ведет к расстройствам ночного сна, сокращению его длительности и поведенческим нарушениям [13].

В результате 6-месячного наблюдения 2350 турецких студентов установлена связь между наличием интернет-зависимости и малой продолжительностью ночного сна, дневной сонливостью, симптомами хронической усталости [14].

Обследование 2639 подростков 12-15 лет, проведенное недавно в Китае, выявило, что зависимость от смартфона сопровождается нарушениями ночного сна, которые в свою очередь тесно связаны с ожирением и развитием артериальной гипертензии (АГ) [15].

Шотландское исследование с участием 467 подростков 11-17 лет показало, что использование социальных сетей ведет к снижению самооценки, повышению тревожности и снижению качества сна [16].

Известно, что нарушения биологических процессов, вызванные хроническим дефицитом сна, лежат в основе многих соматических заболеваний и в конечном счете ведут к сокращению продолжительности жизни [17]. Согласно результатам популяционных исследований, расстройства сна сопровождаются клинически значимыми нарушениями деятельности органов и систем организма [18].

Установлено, что нарушения ночного сна являются одной из распространенных причин патологически усиленной стресс-реактивности [19]. Исследования, проведенные в последнее десятилетие, показали, что недостаток сна и нарушения его качества вызывают сенсибилизацию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, повышая ее активность у здоровых взрослых [20] и подростков [21]. Опубликованы данные о том, что фрагментация сна (микропробуждения с корковой активацией) напрямую увеличивает симпатическую нервную импульсацию и снижает активность парасимпатической нервной системы [22].

Читайте также:
Что дать ребенку в школу на перекус - здоровые рецепты для младших и старших школьников

Существует тесная двусторонняя взаимосвязь между параметрами ночного сна и эмоциональным реагированием [23]. Высокое качество и достаточная продолжительность сна ассоциируются с адекватным эмоциональным ответом на стресс [24]. Недостаток сна, напротив, сопряжен с расстройствами эмоционального регулирования [25], нарушениями поведения [26], снижением когнитивных функций [27] и адаптации к учебной нагрузке [28]. На фоне дефицита сна снижаются эмоциональная выразительность и способность распознавать эмоции, что приводит к нарушению социальной адаптации [29].

Метаанализ, включивший данные 141 исследования детей, подростков и лиц молодого возраста из 40 разных стран (n = 592 215), показал тесную взаимосвязь между регулярным достаточным сном, сбалансированным эмоциональным состоянием, успешным обучением, высоким качеством жизни и оптимальной массой тела [30].

Несоблюдение гигиены сна и дефицит сна у подростков ассоциируются с избыточным потреблением пищи низкого качества и развитием ожирения [31].

Недостаток сна приводит к метаболическим и эндокринным изменениям, включая нарушение толерантности к глюкозе, снижение чувствительности к инсулину, повышение концентрации кортизола в вечернее время, повышение уровня грелина, снижение уровня лептина и усиление чувства голода и аппетита [32]. В результате метаанализа, включившего данные 36 публикаций (n = 1 061 555), установлена взаимосвязь нарушений сна с развитием сахарного диабета 2-го типа. В клинических руководствах по скринингу данного заболевания предложено считать расстройства сна фактором риска [33].

Некоторые авторы связывают увеличение распространенности избыточного веса и ожирения, наблюдающееся в последние годы у детей и подростков, с прогрессирующим дефицитом сна, который обусловлен, в числе прочего, растущим информационным потреблением [34].

Недостаточная продолжительность сна и некачественный сон связаны с повышением артериального давления (АД) у детей и подростков [35]. Установлено, что дети, спящие менее 7 часов в сутки, имеют повышенный риск развития АГ [35]. Пятилетнее наблюдение 334 детей 6-11 лет, которое включало измерение АД, полисомнографию, контроль длины и массы тела, показало, что уменьшение продолжительности сна тесно связано с увеличением массы тела и прогрессированием АГ [36].

Согласно результатам обследования 228 здоровых подростков, низкое качество сна независимо от массы тела и социально-экономического статуса увеличивает риск развития АГ в 4,5 раза (95% доверительный интервал 2,1-9,7), а дефицит сна – в 2,8 раза (95% доверительный интервал 1,1-7,3) [37]. Установлено, что распространенность высокого АД у детей и подростков с нарушениями сна составляет от 3,6 до 14% [35, 37]. При подготовке новой версии национальных рекомендаций по диагностике и лечению АГ у детей и подростков, выпущенной в 2017 г. экспертами Американской академии педиатрии (ААР), проанализированы результаты не менее 15 тысяч исследований, опубликованных за предшествующие 13 лет. Детей с нарушениями сна эксперты академии рекомендуют выделять в группу риска по развитию АГ [38].

Таким образом, продолжительность и качество ночного сна оказывают большое влияние на состояние здоровья подростков. Многочисленными исследованиями доказано, что одной из важных причин сокращения времени сна и снижения его качества у подростков является растущее информационное потребление. Это делает весьма актуальной задачей разработку и широкое внедрение принципов цифровой гигиены, которые были бы направлены на рационализацию информационного потребления подростками.

Сколько нужно спать в зависимости от возраста?

Что говорят специалисты о «сонной» норме и особенностях сна в каждом возрасте.

В том, что каждый из нас не похож на другого, мы убеждаемся постоянно. Эта непохожесть затрагивает самые разные сферы жизни, будь то пищевые привычки, разные вкусы в одежде или такая, казалось бы, банальная вещь, как сон. Кому-то жизненно необходима дневная сиеста, а кто-то даже в детском саду спокойно обходился без дополнительного отдыха. Кто-то чувствует себя разбитым и не отдохнувшим после 10 часов сна, а кто-то подобно Наполеону обходится 4 часами. На продолжительность и качество сна влияет множество факторов, один из которых – возраст. Специалисты из Американской Национальной Ассоциации Сна приводят разную продолжительность ночного отдыха в зависимости от возраста. О каких цифрах идет речь, читайте ниже.

Читайте также:
Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ - правила подачи апелляции

От рождения до 3 месяцев

14-17 часов

Хотя новорожденные не различают понятия дня и ночи, с первых дней жизни у малышей уже наблюдаются циклы сна продолжительностью около 50 минут. В течение нескольких недель после появления на свет груднички постепенно перестраиваются на сон преимущественно в ночное время. Особенностью сна в этот период является его беспокойный характер с частыми просыпаниями.

От 4 до 11 месяцев

12-15 часов

В этот период продолжительность циклов сна увеличивается, они становятся более регулярными. В дневное время сохраняются 3 фазы сна: утром (ближе к 10-11 часам), после полудня и ближе к вечеру. Что касается сна в ночное время, то к 6 месяцам малыши должны оставаться в объятиях Морфея не менее 6 часов подряд. В этот период формируется непрерывный сон. Тем не менее, до 9 месяцев малыши продолжают активно просыпаться (до 8 раз за ночь). Периоды такого бодрствования короткие и часто проходят незамеченными.

От 1 до 2 лет

11-14 часов

К возрасту 1,5 лет дневные перерывы на сон, как правило, сокращаются до 1-2 часов после обеда. В этот период важно воспитать у ребенка правильные привычки, связанные со сном, поскольку механизмы здорового сна закладываются в первые 3 года жизни. Правила детской гигиены сна просты:

  • Телевизор и гаджеты перед сном под запретом;
  • Укладывайте малышей нужно в строго определенное время;
  • Чтобы облегчить отход ко сну, можно придумать для ребенка приятный ритуал.

От 3 до 5 лет

10-13 часов

До 5 лет дети еще нуждаются в послеобеденном сне. Для ночного отдыха характерно увеличение продолжительности медленного глубокого сна. К слову, именно в этот период у детей часто наблюдается сомнамбулизм, который, как правило, проходит без последствий.

От 6 до 13 лет

9-12 часов

К 7 годам привычка спать после обеда наблюдается только у 1% детей. При этом нейропсихиатры отмечают, что сегодняшние школьники ложатся спать позже и спят меньше, чем их предшественники.

От 14 до 17 лет

8-10 часов

В пубертатный период полноценный отдых для организма остается крайне важным. Современные подростки испытывают проблемы с засыпанием. Процесс погружения в сон сместился ближе к полуночи. Учитывая необходимость раннего подъема в школу, подросткам часто приходится спать буквально на ходу.

От 18 до 65 лет

Люди старше 65 лет

Хотя потребности в сне у пожилых людей мало чем отличаются от потребностей взрослых, в пожилом возрасте существенно меняется качество сна. Человек спит фрагментарно и часто просыпается, иногда добирая нужный отдых дневным сном. Для пожилых людей также характерен ранний отход ко сну. Нередки случаи, когда человек ложится спать в 9 вечера и встает в 4 утра.

«Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером»

09.09.2019 13:10

Правильное планирование дня — основное требование современного мира. Чтобы все успевать, не переутомляться, сохранить психическое и физическое здоровье, необходимо научиться строить рабочий график, или распорядок дня. Формировать такую привычку психологи и педагоги рекомендуют с раннего возраста — с начала учебной деятельности.

Что такое режим дня, хорошо знают дети, которые посещали детский сад. Благодаря такому расписанию их жизнь была четко организована. Когда они стали школьниками, ситуация изменилась. Теперь каждый должен иметь собственный ежедневный распорядок.

Начало школьной жизни сопровождается серьезными психологическими, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Пройти этап адаптации к школе, научиться распределять время для учебы, отдыха и хобби поможет распорядок дня школьника.

Важно не просто заставить ребенка следовать плану, разработанному родителями, а научить его, как составить режим дня. Это в дальнейшем сослужит хорошую службу: школьник научится контролировать время, станет более дисциплинированным и ответственным. Правильный распорядок сохранит здоровье ребенка, убережет его психику от чрезмерных перегрузок, стрессов.

Читайте также:
Как рассказать девочке про месячные?

Режим дня школьников младших классов.

Главное требования режима дня — четкое соблюдение баланса между сном, учебой и отдыхом. Родителям школьника младших классов следует знать, что:

  • Полноценный сон ребенка в возрасте 6–10 лет должен составлять не менее 10 часов.

Количество приемов пищи младшим школьником 4–5 раз, а перерыв между ними — 2 часа.

  • На отдых и свободное время отведите до 3,5 часов.

Это время, которое ребенок проводит в спокойной атмосфере, без телевизора и книг. Лучше всего потратить его на прогулку на свежем воздухе или на дневной сон. Это поможет восстановить нервную систему, отдохнуть от школьного шума и суматохи.

  • Игра на компьютере или планшете.

Современный ребенок неотделим от гаджетов. Ему придется выполнять некоторые задания на компьютере. Поэтому учтите, что младший школьник на это может потратить до 1,5 часов, делая каждые 15 минут перерыв.

  • Выполнение домашнего задания не должно превышать 1–2 часов.

В методических распоряжениях указано, что для каждого возраста есть рекомендованный временной промежуток для выполнения школьных заданий дома. Первоклассникам, согласно санитарным нормам, домашней работы вообще не должны задавать, а ученикам 2–4-х классов отведено для этих целей до 2 часов.

По факту же все выглядит по-другому. Дети готовят задания дома независимо от возраста и класса. Учителя задают внеклассное чтение, поделки, исследования и проекты. Все это занимает время.

Обычное прописывание букв и цифр у первоклассников может затянуться надолго из-за физиологических особенностей строения кисти. Заучивание стиха, чтение раздела в книге, рисование или лепка — те учебные задания, которые за 20 минут не выполнишь. Поэтому настройте ребенка на то, что 1,5–2 часа ежедневно он потратит на домашние задания.

Важное значение имеет подготовка к школе. Она экономит время сборов утром. Что включает этот этап:

  1. Подготовку школьной формы.
  2. Наполнение ранца нужными тетрадями и учебниками.

Эти моменты следует учесть, когда составляете режим дня младшего школьника, а также учащихся средней и старшей школы.

Режим дня школьника 5–9 классов

Режим дня для школьника средних классов изменяется по мере взросления ребенка. С каждым годом время пребывания ребенка в школе увеличивается, а время для отдыха и развлечений уменьшается. Средний школьный возраст — непростой этап взросления детей. Он совпадает с переходным периодом.

Пубертат — это серьезная гормональная, физиологическая и психическая перестройка организма. Дети становятся раздражительными, быстро утомляются, испытывают постоянный стресс, плохо спят. У многих наблюдается повышенное давление (особенно у мальчиков) или гипотония, болезненность при росте мышц и костей. К этому добавьте огромную интеллектуальную нагрузку в школе и поймете, почему у детей происходят нервные срывы и появляется множество хронических болезней.

Один из способов преодолеть этот период с наименьшими потерями для здоровья ребенка — правильно организовать его время, наладить режим учебы и отдыха. Школьник уже достаточно взрослый, чтобы совместно с родителями или по их подсказкам оптимизировать свой день.

Вот что следует учесть, составляя режим для ученика или ученицы средней школы (11–15 лет):

  • На ночной сон отводится не меньше 10,5 часов для 11-13 лет и 9–9,5 для детей 13–15 лет.

За час до сна отложите гаджеты, выключить компьютер и телевизор. Свет экрана влияет на мозговую активность и замедляет выработку мелатонина — гормона сна. Поэтому дети могут просыпаться уставшими, спать беспокойно.

  • Соблюдайте четырехразовое питание (три основных приема пищи и один перекус).

Практика показывает, что на завтрак, обед и ужин ребенок старше 11 лет тратит в среднем до 20 минут, а на перекус — 10 минут. Перерыв между приемами пищи не должен превышать 2,5–3 часов. Учитывайте это в расписании.

  • Выполнение домашнего задания не должно превышать 2,5 часов для учащихся 5–7 классов и 3,5 — для 8-го и 9-го класса.
  • Увеличивается время, которое ребенок может провести за компьютером: дети 11–13 лет могут пользоваться гаджетами 2–2,5 часа, прерываясь для отдыха каждый 20 минут, а для подростков 14-ти и 15-ти лет рекомендованы 3 часа с интервалом в 25 минут.
  • На отдых, который включает прогулки на свежем воздухе или дневной сон, отведите 2 часа. В эту категорию можете включить и занятия в секциях.
Читайте также:
Как правильно написать объяснительную записку в школу от родителей классному руководителю?

Разрабатывая график дня для учащегося средней школы, примите во внимание сменность обучения в школе.

Особенности обучения во вторую смену.

Если у ребенка режим дня со второй сменой, тогда первая половина дня (до 13:00) — это:

  • подъем и гигиенические процедуры в 6:30;
  • завтрак;
  • подготовка домашнего задания (с 7:30 до 10:00–11:00);
  • личное время и подготовка к школе (до 12:00);
  • обед до 12:30.

С 13:00 до 18:00 ребенок находится в школе. По возвращении у него остается время, чтобы поужинать и прогуляться на свежем воздухе перед сном (19:00–21:00). Не позднее 22:00 он должен оказаться в постели.

Примите такой регламент дня как ориентир для составления индивидуального графика для школьника-подростка.

Режим дня школьника старших классов

Стрессовая нагрузка в старших классах возрастает. Сложный подростковый период с гормональными всплесками практически пройден, но наступает ответственный момент выбора профессии и подготовки к сдаче выпускных, участия во вступительной компании.

Теперь для старшеклассника, как никогда ранее, важен распорядок дня. Это организовывает и дисциплинирует юношей и девушек, помогает им распланировать время для учебы, общения с друзьями и отдыха. Освоив такие приемы тайм-менеджмента, позднее они легко справятся с вызовами взрослой жизни.

Покажите сыну или дочери, как можно оптимизировать время, создав режим дня. При его составлении учитывайте такие нюансы:

  • продолжительность ночного отдыха не менее 8–9 часов;
  • на выполнение домашнего задания отведите до 3,5 часов;
  • 3,5 часа ребенок может провести за компьютером, делая перерыв на разминку и отдых каждые полчаса;
  • режим питания стандартный — три основных приема пищи и один перекус с интервалом в 2,5–3 часа;
  • на отдых и развлечения отведите не менее 2,5 часов. Это могут быть прогулки с друзьями, посещение спортивных или танцевальных секций.
  • Отходить ко сну ребенок должен не позднее 22:00, а вот подъем можно перенести на 6:00. Это важно, потому что большинство школ начинает учебный процесс в 8:00. Обычный школьный день старшеклассника включает 6–7 уроков. Таким образом, в школе он до 14:00–15:00.
  • Правильная организация дня научит ребенка планировать свой день, соблюдать баланс между учебой и отдыхом, обеспечит нормальное развитие. Возьмите на вооружение представленные рекомендации, чтобы сохранить школьнику здоровье и научить его оптимизировать день, правильно распределять силы и время.

Новости

Размещен: 11.08.2020 г.

Рекомендации по режиму дня для школьника

С началом нового учебного года школьникам снова предстоит справляться с многочисленными нагрузками. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни ребенка, поскольку правильно организованный распорядок дисциплинирует ребенка, помогает ему быть собранным и активным в течение всего дня. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

1. Правильное питание. В режиме дня должно быть организовано питание не менее 4-5 раз в день с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион должен быть сбалансирован по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Следует избегать острого, жареного, колбас, фаст-фуда, газированных напитков.

2. Организация сна.Должно быть определено точное время подъема и отхода ребенка ко сну. При организации сна необходимо учитывать возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6-7 лет – 11 часов; 8-9 лет – 11-10,5 часов; 10 лет – 10,5-10 часов; 11-12 лет – 10-9 часов; 13-14 лет – 9,5-9 часов; 15 лет и старше – 9-8,5 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью 2 часа. Подъем детей после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 ч., детям среднего и старшего школьного возраста в 22.00 – 22.30 ч. Полезно хорошо проветривать помещение перед сном

Читайте также:
Как изменится ЕГЭ в 2020 году?

3. Личная гигиена и утренняя гимнастика. После ночного сна в режиме дня должна быть предусмотрена утренняя зарядка продолжительностью не менее 15 минут. Личная гигиена детей должна включать в себя утренний и вечерний туалет (в том числе чистка зубов), мытье рук перед едой и по мере необходимости. Утренний туалет в режиме дня предусматривается не менее 20 минут, который рекомендуется совмещать с закаливающими процедурами.

4.Учебные занятия в школе и дома.Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Рекомендуемый объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня:

  • для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков;
  • для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
  • для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.

Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Занимаясь в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Современное обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать:

  • для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
  • для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
  • для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Нормы работы за компьютером и выполнения уроков: 2-3 классы – 1,5 часа, 4-5 – 2 часа, 6-8 классы – 2,5 часа, 9-11 классы – 3,5 часа.

5.Приготовление домашних заданий. Для обучающихся затраты времени на подготовку уроков не должны превышать: во 2 – 3 классах – 1,5 часа; в 4 – 5 классах – 2 часа; в 6 – 8 классах – 2,5 часа; в 9 – 11 классах – до 3,5 часа. Между учебными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха, прогулки. Обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.

6. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе. В режиме дня двигательная активность должна составлять для младших школьников – до 50% дневного времени (3-3,5 часа в день), а для старших школьников – до 30% (2,5 часа в день).

Читайте также:
Молодежные субкультуры в реальной жизни: обзор, мнение специалистов

Длительность просмотра телепередач детей младшего школьного возраста рекомендуется не более 1 часа в день, среднего и старшего школьного возраста – 1,5 часа. Внеурочные занятия с использованием персонального компьютера рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • для обучающихся в 2 – 5 классах не более 60 мин;
  • для обучающихся в 6 классах и старше – не более 90 мин.

Всё про апелляцию на ЕГЭ — что нужно знать

Апелляция ЕГЭ — страшный сон любого выпускника. Это изматывающее и нервное событие, которого все рекомендуют избегать. Однако иногда апеллировать все же стоит.

Когда можно подавать на апелляцию ЕГЭ

Заявление бывает двух видов:

  • о проведении экзамена — все, связанное с процедурой, например, посторонние в классе или школе, неприемлемое поведение и пр.,
  • о результатах — все, связанное с оцениванием заданий, например, неверное считывание тестов или незаслуженное снятие баллов по критериям пр.

Апелляция ЕГЭ первого вида подается в день экзамена: при этом важно не покидать школу, в которой он пишется. Как только выпускник покидает КПП, он уже не может сообщить о нарушении в проведении ГИА-11.

Апелляция ЕГЭ второго вида подается в течение двух дней после даты официальной публикации результатов (при этом, на ЧекЕГЭ баллы могут быть опубликованы раньше на день-два). По истечении этого срока несогласие также рассмотрено не будет.

Как правильно писать заявление на апелляцию

Пишется два идентичных заявления: для главы ГЭК и для выпускника. В качестве главы ГЭК зачастую выступает директор той школы, в которой сдается экзамен. Впоследствии он передает заявление тем, кто будет его рассматривать и принимать решение по нему, то есть конфликтной комиссии.

Заявление о нарушении порядка рассматривается без присутствия выпускника: проверяющие просматривают записи камер, опрашивают наблюдающих. Если в результате проверки выявляется, что нарушение было, апелляция ЕГЭ будет удовлетворена, и выпускник сможет сдать экзамен в резервный день, а его текущий результат будет аннулирован. Вынесение решения занимает около двух дней.

Заявление о несогласии с результатом рассматривается в зависимости от части, на которую она подана. Тестовая часть перепроверяется вручную без присутствия ученика, поэтому претензии к составленным заданиям и вариантам ответа не будут удовлетворены. Для рассмотрения второй части ученику придется прийти в конфликтную комиссию, где ему будут выданы его бланки с пометками и он получит возможность доказать, что его работа соответствует критериям, по которым баллы были сняты. Выпускника может сопровождать родитель или опекун. Процедура занимает около 20 минут, решение выпускник узнает сразу, однако сама процедура рассмотрения заявления может занять до четырех дней.

Аргументы для апелляции ЕГЭ

Выпускник будет знать, по какому критерию ему сняли балл, но ему не будет известно, за что именно. Его задача — доказать конфликтной комиссии, что его работа полностью соответствует критериям. Однако при этом важно обратить внимание и на другие задания второй части: она пересматривается полностью, поэтому эксперты часто идут на хитрость — повышают баллы за одно задание, но снимают в другом, из-за чего сумма в итоге не меняется. Нужно заранее посоветоваться с учителем, стоит ли апеллировать, и проработать защиту слабых мест не только апеллируемого задания, но и других номеров.

На сколько баллов можно улучшить результаты ЕГЭ

Апелляция ЕГЭ — непредсказуемая процедура, на которой результат могут не только повысить, но и понизить. Обычно выпускникам удается улучшить результат на 1-3 первичных балла, которые могут сыграть решающую роль при поступлении. Само по себе количество баллов, которые можно получить, не ограничено, однако получить больше удается редко: эксперты проверяют множество работ и проходят специальные курсы, поэтому их решение чаще всего достаточно объективно.

Кто рассматривает апелляцию на ЕГЭ

Заявление рассматривается конфликтной комиссией, состоящей из учителей, работников минобразования или экспертов-составителей экзамена. За каждым выпускником будет закреплен один специалист, решение которого можно оспорить в у главы конфликтной комиссии или выше.

Читайте также:
17 эффективных средств для лечения угрей и прыщей у подростков

Как проходит апелляция ЕГЭ

Апелляция ЕГЭ проходит в соответствии со следующим порядком:

  1. Заполнение заявления (себе и главе ГЭК).
  2. Подписание у директора.
  3. Заявление передается в конфликтную комиссию.
  4. Заявление рассматривается четыре дня, после чего сообщается место и время.
  5. Сама процедура (с собой только паспорт, бланки выдадут на месте): выпускник узнает слабые места работы и возможные варианты повышения/понижения баллов, аргументирует свое несогласие (если вопрос еще не решен), принимает один из вариантов комиссии и подписывает документ о рассмотрении своего заявления.
  6. Меняется статус рассмотрения заявления на сайте, балл ЕГЭ будет соответствовать указанному в подписанном документе.

Таким образом, апелляция ЕГЭ требует не только колоссального упорства, но и знания критериев и умения отстаивать свою точку зрения. Перед ней лучше проконсультироваться со знающим человеком: он поможет избежать ошибок во время процедуры и отстоять желанные баллы.

Апелляция: что делать, если не согласен с оценкой ЕГЭ

Участник ЕГЭ имеет право подать апелляцию двух видов:

  • О нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, подается в день экзамена после сдачи бланков ЕГЭ. Для этого нужно по окончании экзамена, не выходя из ППЭ, получить от организатора в аудитории форму (два экземпляра), по которой составляется апелляция, а после передать оба экземпляра уполномоченному представителю ГЭК.

Если конфликтная комиссия согласится, что порядок проведения экзамена был нарушен, то результат ЕГЭ аннулируется и участнику предоставляется возможность сдать предмет в резервный день.

  • О несогласии с результатами ЕГЭ. Такая апелляция подается в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними участника ЕГЭ. Для этого нужно получить у ответственного секретаря конфликтной комиссии (для выпускников текущего года — у руководителя своего образовательного учреждения) форму в двух экземплярах, составить апелляцию и передать оба экземпляра вышеуказанным лицам.

Получив информацию о времени и месте рассмотрения апелляции, нужно, по возможности, прийти в конфликтную комиссию, имея при себе паспорт и пропуск с печатью. На апелляцию можно привести родителей. Если подростку уже исполнилось 18 лет, они могут только присутствовать на комиссии, а если он пока несовершеннолетний, то, будучи его законными представителями, родители не только могут участвовать в обсуждении работы, но и даже приходить на апелляцию без ребенка.

Прежде чем составить заявление на апелляцию, нужно внимательно прочитать работу. У московских школьников после проверки они появляются в личном кабинете на сайте госуслуг, адреса сайтов в других регионах можно посмотреть здесь.

Внимательно прочитав работу и сравнив ее с критериями оценки, идите к учителю или репетитору. А лучше посоветуйтесь сразу с несколькими экспертами, которые могут понять, за что именно были сняты баллы и имеете ли вы шансы доказать, что это ошибка проверяющего.

подберите аргументы в свою пользу, выучите их наизусть, чтобы ничего не сбивало, говорите коротко и вежливо

Идите на апелляцию со спокойным и уверенным настроем. Будьте готовы к тому, что придется отстаивать свою точку зрения, но не воспринимайте это как бой за баллы и уж тем более как выяснение отношений. Иначе это предприятие, и без того не самое радостное, превратится в то, как это описывают некоторые очевидцы: «Обстановка там, как у Стены плача. Рыдают дети с родителями на пару, и никто ничего не может сделать».

А вот другой взгляд на ситуацию: «Нас с сыном никто не унижал и не оскорблял, разговаривали спокойно, по существу, без эмоций. Вокруг страсти кипели, я поглядывал по сторонам, и у меня сложилось впечатление, что люди не на аппеляцию пришли, а отношения выяснить. Подготовьтесь хорошо, подберите аргументы в свою пользу, выучите свою позицию наизусть, чтобы не сбивало ничего, говорите коротко и вежливо. И с вами будут говорить так же».

Читайте также:
Лучшие сайты для подготовки к ЕГЭ

Вокруг апелляции результатов ЕГЭ ходит много мифов: кто-то верит, что достаточно просто прийти на комиссию, как тут же результаты повысятся на 15 баллов. Кто-то рассказывает страшные истории о том, как в результате дети выходят с еще более низким результатом. Но на самом деле чаще всего результат остается без изменений.

в любом случае надо идти с родителями

Впрочем, и опыт удачных апелляций тоже есть. Москвичка Татьяна Арищенко поделилсь своим двойным опытом удачной апелляции: в прошлом году удалось повысить результат по литературе у ее младшей дочери, а годом раньше — по математике у старшей.

«В 2015 году старшая дочь не добрала одного балла по профильной математике до 75, которые ей нужны были для подтверждения олимпиады. Ей попался очень мудреный вариант, где была задача с экономическим уклоном, которую и сами учителя толком не знали, как решить. Она решила ее правильно, хотя каким-то очень сложным способом, но в ответе сделала ошибку. За так называемые технические ошибки снимают один балл, а у нее сняли два. В нашей школе после экзамена устраивали разбор каждой работы, учителя сказали, что можно попробовать оспорить этот балл. Поскольку ребенку на тот момент уже было 18 лет, я могла идти только как сопровождающий — то есть присутствовать на апелляции, но ничего не говорить. Но в любом случае надо идти с родителями, апелляция проходит гораздо спокойнее, эксперты гораздо более сдержанно разговаривают с детьми, меньше давят. Когда мы пришли апеллировать математику, педагог, который перепроверяла работу, долгое время не могла понять, как дочка решила задачу, пересматривала решение несколько раз, позвала председателя комиссии. Та посмотрела и постановила, что ошибка техническая и за нее снимается только один балл».

вы готовитесь к апелляции, но и эксперты готовятся к ней

На следующий год похожая история приключилась со второй девочкой. «Ей тоже надо было подтвердить олимпиаду по литературе, и она тоже не добрала до 75 баллов, — рассказывает Татьяна. — С литературой все сложнее, так как здесь можно доказать все что угодно. Дочь разбирала стихотворение Булата Окуджавы „Синий троллейбус“, в одном из заданий нужно было выбрать эпитеты, она написала „синий“, „полночный“ и т. п., но проверяющий оценил это как ошибку. Прежде чем пойти на апелляцию, мы посоветовались с несколькими экспертами, и все нам сказали, что ошибки нет. А на апелляции попался очень агрессивный эксперт, он сразу сказал, что балл снят правильно, и сунул девочке на подпись заявление о том, что она согласна. Хорошо, что я была с ней и попросила позвать председателя комиссии. Балл нам вернули, причем в пересчете на вторичные он весил аж пять. И этот результат не только подтвердил олимпиаду, но и позволил бы пройти по конкурсу в МГУ. Так что нужно пытаться бороться, но только в том случае, если есть уверенность. И не переусердствовать — если эксперт и председатель на апелляции не согласны с доводами, а ребенок продолжает настаивать, то его отправят на комиссию, в которую входят сразу несколько педагогов, а там доказать вообще ничего невозможно. Вообще на апелляции многое зависит от преподавателя. Важно, чтобы ребенок говорил спокойно, уверенно, не пугался напора».

Успешно пройдя две апелляции, женщина также советует проверить заранее, еще до начала ЕГЭ, можно ли войти в личный кабинет абитуриента. «Время очень критично в этом вопросе — ведь на подачу заявления на апелляцию есть всего два дня», — объясняет она.

«Если вы подали заявление на апелляцию, к ней, конечно, надо подготовиться. Прочитайте работу, сверьте с требованиями каждого критерия еще раз. Если ваше несогласие с баллами, выставленными экспертами по одному (или нескольким, как считаете вы) критерию, на самом деле обосновано, сформулируйте вопрос, ответ на который хотите получить на апелляции. Сделать такую работу самостоятельно многим бывает нелегко, и потому стоит обратиться за помощью к учителю или репетитору. Если баллы по всем критериям выставлены корректно, и вы убедились в этом в беседе с учителем, придется принять решение об отказе от апелляции.

Читайте также:
Как заставить ребенка делать уроки без скандалов – практические советы учителей и психологов

Важный момент в процедуре апелляции — выбор правильной интонации и линии поведения. Не стоит настраивать себя только на положительный для вас итог: слово «апелляция» образовано от итал. аppellatio («обращение»), и не всегда это обращение за разъяснением может закончиться повышением балла по одному или нескольким критериям. Вы готовитесь к апелляции, но и эксперты готовятся к ней. Ваше сочинение перед апелляцией перепроверяется еще раз, в соответствии со всеми требованиями. Ничего личного. Ваше обаяние не повлияет на решение эксперта об увеличении балла, если, согласно какому-то критерию, этот балл не может быть увеличен.

В ЕГЭ по русскому языку апелляция принимается относительно задания № 25, то есть сочинения-рассуждения. Чаще всего предметом становится обсуждение баллов, выставленных по критерию № 4 («аргументация»). Многие выпускники, к сожалению, бывают убеждены в том, что одно лишь упоминание имени автора и названия произведения позволяет получить по этому критерию максимальный балл. Но это не так. Аргументация — часть сочинения, и она выстраивается для доказательства и раскрытия тезиса, который выпускник сформулировал самостоятельно. Если формулировка тезиса и аргументы не совпадают ни по логике, ни по смыслу, оспорить баллы не получится.

Критерии к заданию № 25 устроены так, что наличие нужных элементов работы легко проверить. Общие рассуждения исключены. Если на этапе проверки действительно была допущена ошибка, что бывает крайне редко, ее обязательно исправят. Апеллировать по поводу того, что невозможно подтвердить с точки зрения критериев, просто бессмысленно.

В школьной жизни существует много мифов. Один из самых устойчивых — жестокость экспертов на апелляции и снижение баллов тем, кто приходит на нее. Это не так. Апелляции всегда проходят спокойно, по-деловому, поскольку их посещают подготовленные выпускники, которым важно получить квалифицированный ответ на возникший вопрос, а не выиграть бой за баллы любой ценой.

Я считаю, что на апелляцию нужно идти только в одном случае: если вы убеждены, что при проверке вашей работы была допущена ошибка или неточность, которую нужно исправить, и критерии это подтверждают» .

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

VIII. Прием и рассмотрение апелляций

63. В целях обеспечения права на объективное оценивание участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.

64. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.

65. Порядок, сроки и место приема апелляций доводятся до сведения участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.

66. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ, подавшего апелляцию.

67. В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия вправе запрашивать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки ЕГЭ, сведения о лицах, присутствовавших на ЕГЭ, о соблюдении процедуры проведения ЕГЭ.

68. При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели.

Читайте также:
17 эффективных средств для лечения угрей и прыщей у подростков

Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

69. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подает в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю ГЭК, не покидая ППЭ.

70. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ уполномоченным представителем ГЭК создается комиссия и организуется проведение проверки.

В состав указанной комиссии могут включаться руководитель ППЭ, организаторы, общественные наблюдатели, медицинские работники и представители правоохранительных органов.

Результаты проверки оформляются в форме заключения комиссии. Апелляция и заключение комиссии о результатах проверки в тот же день передаются уполномоченным представителем ГЭК в конфликтную комиссию.

71. При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение комиссии о результатах проверки и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции;

об удовлетворении апелляции.

При удовлетворении апелляции результат ЕГЭ, по процедуре которого участником ЕГЭ была подана апелляция, отменяется и участнику ЕГЭ предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в иной день, предусмотренный единым расписанием экзаменов.

72. Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету.

Выпускники текущего года могут подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательное учреждение, в котором они были допущены в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации, иные участники ЕГЭ – в ППЭ.

Участники ЕГЭ должны быть заблаговременно проинформированы о времени и месте рассмотрения апелляций.

73. Руководитель ППЭ или образовательного учреждения, принявший апелляцию, должен незамедлительно передать ее в конфликтную комиссию.

74. Участнику ЕГЭ, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.

При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ распечатанные изображения экзаменационной работы и КИМ участника ЕГЭ, подавшего апелляцию, которые затем предъявляются участнику ЕГЭ.

Участник ЕГЭ должен подтвердить, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы.

75. При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом конфликтная комиссия устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы участника ЕГЭ. В этом случае к рассмотрению апелляции могут привлекаться члены предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету.

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по общеобразовательному предмету конфликтная комиссия вправе обратиться в уполномоченную организацию с запросом о дополнительных разъяснениях по содержанию заданий экзаменационной работы участника ЕГЭ.

76. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов.

В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ для передачи в уполномоченную организацию с целью пересчета результатов ЕГЭ.

Уполномоченная организация передает измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ в РЦОИ, который представляет их для дальнейшего утверждения ГЭК.

77. Конфликтная комиссия (федеральная конфликтная комиссия) рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ не более двух рабочих дней, а апелляцию о несогласии с выставленными баллами – не более четырех рабочих дней с момента ее подачи участником ЕГЭ. Информация о результатах рассмотрения апелляции конфликтной комиссией (федеральной конфликтной комиссией) передается в уполномоченную организацию в течение двух календарных дней с момента принятия решения конфликтной комиссией (федеральной конфликтной комиссией).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: